14.10.2019

План по самообразованию воспитателя по нравственному воспитанию. Самообразование.doc - План по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ. выявленная в экспериментальной выборке


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель:

Отчет по самообразованию: «Духовно-нравственное воспитание детей по средствам чтения художественной литературы».

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста 4-5 лет

Большая доля нарушений в развитии и поведении детей, кризисов в семьях, как отмечает Л. Гладких, имеют прежде всего духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. Педагогические традиции семей, которые прежде передавались из поколения в поколение, во многом утрачены, в то время, когда сейчас половина малышей по разным объективным и субъективным причинам воспитываются дома. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции как оружие для защиты семьи и детей.

Цель духовно-нравственного воспитания: Сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5лет в условиях организации работы в комбинированном дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности русского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых (Святителя Николая, Апостолов Петра и Павла), заступничестве Богородицы.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Основные принципы работы
Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам. (любовь к ближним, природе, бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям региона).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребенка).
Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи, дошкольного учреждения, школы).
Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников

«Уклад слагается, формируется и закрепляется прежде всего и больше всего – в детстве».

Кризисные социальные явления вызвали научный интерес к теоретическим вопросам и моделям интеграции православной педагогики для создания доброго, безопасного мира и повышения гуманитарного потенциала образования, как социального института, определяющего качество жизни. Во многих развитых странах давно введены специальные учебные предметы, посвященные знакомству с отечественной духовной и нравственной культурой. Отечественные мыслители и ученые, и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям отечественной духовной культуры, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства. Идея о необходимости раскрытия внутренней связи подлинных и серьезных достижений современной педагогической мысли с глубоким православным пониманием человека, очень актуальна для развития педагогической культуры.
Ведущие ученые (,) научно обосновали необходимость сближения психолого-педагогической науки и христианства в России. Построение современной педагогической науки движется в направлении возвращения на новом уровне постулатов души и духа, восстановлении понимания целостности личности во всех пространствах бытия : психофизическом, социальном, социокультурном и духовном.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Поэтому необходимо в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии воспитанника. Пятый год жизни является периодом интенсивного физического и психического развития. Дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать небольшие рассказы, вспоминать о событиях личной жизни. В социальной психологии детства было показано, что гуманные отношения в детской группе развиваются от непосредственных реакций в пять-шесть лет – через опосредованные содержанием совместной деятельности в семь-восемь леи и затем к внутренне опосредованным. У них формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослых, развивается чувство ответственности за порученное дело, продолжают развиваться религиозные чувства, любовь к Богу.
В дошкольном детстве происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому в работе использовано самое действенное средство на дошкольника – игра, театральное действие, кукла, сказка. Герои просят совета у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремятся быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.
Наглядно-действенный метод используется вовремя:
♣ чтения педагогом художественной литературы;
♣ наблюдений;
♣ показа сказок (педагогом, детьми);
♣ рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
♣ воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
♣ экскурсий по городу, целевых прогулок;
♣ проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
♣ чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем, родителями;
♣ бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
♣ чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
♣ ответов на вопросы педагога, детей;
♣ проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
♣ сообщения дополнительного материала воспитателем;
♣ загадывания загадок;
♣ рассматривания наглядного материала;
♣ рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
♣ разбора житейских ситуаций;
♣ рассказов детей о своих впечатлениях;
♣ проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод используется, когда необходимо:
♣ организовать продуктивную деятельность;
♣ провести игры: со («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.;
♣ изготовить, сшить кукол к сказкам;
♣ провести экскурсии различной направленности;
♣ организовать вечера с родителями, для родителей;
♣ изготовить с детьми наглядные пособия;
♣ организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел и т. д.)

Воспитание духовной личности на основе Православных традиций осуществляется совместными усилиями образовательной системы и семьи. Семья при этом рассматривается как Малая Церковь. Здесь особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и детском саду, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и ДОУ не заменяли, а дополняли друг друга.

Система деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет

Духовно-нравственное воспитание детей организовано по следующим направлениям:
1. Духовно-образовательное (беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (развлечения, игры: подвижные и назидательные, ролевые).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например, изготовление подарков, открыток к праздникам).

Итоговый этап
На данном этапе происходит анализ работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Проводится мониторинг развития интегративных качеств детей, уровня освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Так же родителям воспитанников предлагается анкета по итогам работы. Для выявления результативности работы по теме, было проведено диагностическое обследование детей в начале и в конце учебного года. В процессе диагностики широко использовалось систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игры, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, конструктивная, театрализованная, музыкальная, элементарная, трудовая деятельность и др.). Такие наблюдения нужны для того, чтобы проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, определить уровень освоения им знаний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Братский учебно-воспитательный комплекс»

муниципального образования Красноперекопский район

Республики Крым

Папка воспитателя по самообразованию

Березюк Ирины Владимировны

Тема: «Роль сказки в нравственно – духовном воспитании дошкольников»

Начало изучения темы: 01.09.2016год.

Окончание изучения темы: 30.05.2017год.

Общие сведения о педагоге

Ф.И.О. педагога Березюк Ирина Владимировна

Дата рождения 12 октября 1975г.

Стаж работы в должности 13лет

Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Братский учебно-воспитательный комплек»

Образование Высшее; Крымский гуманитарный университет (г.Ялта), 2008 год; диплом КР№35176300

Курсы повышения квалификации « Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» по программе «Содержание воспитательно -образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО» в период с «о5»октября2015г.по «02»декабря 2015г.

Тема: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная записка.

«Сказка - это зёрнышко , из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке.Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста , сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка , которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться , взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста . Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания . Тут и приходит на помощь сказка , которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так , чтобы он об этом даже и не догадывался.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Зная возрастные особенности детей 5-го года жизни, я заметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

Для решения данной проблемы я выбрали работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.

С помощью сказки мы воспитываем у детей:

    Волю - сложное и многогранное качество личности.

    Веру в себя - умение противостоять неудачам.

    Смелость - самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.

    Трудолюбие - нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.

    Настойчивость - терпение и выдержку при достижении цели.

    Обязательность - умение держать слово.

    Оптимизм - веру в успех, увлечённость, душевный подъем.

    Целеустремлённость - умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.

    Доброту и честность .

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:

    умение слушать;

    умение познавать;

    умение сравнивать, сопоставлять;

    умение мыслить словами;

    связную речь;

    интерес к учебе;

    мышление;

    внимание;

    память;

    воображение;

    мимику лица и жесты;

    эстетические чувства;

    чувство юмора.

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

    Побуждать у детей интерес к сказкам.

    Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В. Сухомлинского, К Чуковского).

    Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

    Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

    Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

Виды сказок:

1.Дидактические( в форме учебного задания )

2.Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения ), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).

3.Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации,ставят спектакли.

4.Психокоррекционные( для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.(«Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлин -ский).

5.Художественные( авторские истории, мудрые древние сказки ).

    Народные( с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему );

    Сказки о животных;

    Бытовые сказки;

    Волшебные сказки.

Для того,чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:

    Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;

    Придумывание разных слов (длинных, смешных);

    Произношение слов.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя , т. е. дословная передача текста. Сказки , которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть , потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание , т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика выразительно рассказывать , чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок , литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку” , “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Приёмы формирования восприятия сказки

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку , которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок) .Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок ? Из рассказа или сказки этот отрывок ? Чем закончилась эта сказка ? Если после первого чтения сказка уже понята детьми , воспитатель может использовать ряд дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки . В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа . Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность , артистичность.

Можно использовать словесные приёмы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путём осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения . Это можно сделать до чтения. Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке , но после чтения. Следующий приём – беседа по сказке . Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.

\ Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей со сказкой – чтение , рассказывание , беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки .

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки , настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок . Данные формы работы над сказкой позволяют узнать , как дети поняли суть сказки .

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке , рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки , воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки .

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок , театрализованные игры, драматизация сказок , творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки , умению оценивать поступки не только героев сказки , но и окружающих людей.

Образовательный процесс можно осуществлять:

    В ходе непосредственно образовательной деятельности;

    В режимных моментов;

    В процессе совместной деятельности педагога с детьми;

    При организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Этапы работы: I этап- теоретический:

    определение темы;

    определение целей и задач;

    составление плана.

II этап- подготовительный:

    подбор народных сказок;

    подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;

    подбор материала, пособий;

    составление перспективного плана мероприятий;

    проведение предварительной работы с родителями;

    подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

III этап- основной:

    познакомить детей с произведениями В. А.Сухомлинского;

    формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;

    обогащать и активизировать словарный запас;

    развивать связную речь;

    развивать интерес к сказкам;

    развивать творческие способности детей;

    развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)

    воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

    воспитывать активность и самостоятельность;

    создать развивающую среду по данной теме.

IV этап- заключительный:

    Подведение итогов.

Формы и методы работы с родителями

    Консультации

    Родительские собрания

    Конкурсы

    Организация фото.

Работа с родителями :

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.

3. Оформление уголка для родителей на тему: « Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников ».

4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.

Перспективный план по самообразованию на 2016-2017год

Тема:« Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников »

Составил: воспитатель 1 категории

Березюк И.В..

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : « Сказка как средство духовно- нравственного воспитания »: постановка целей и задач по данной теме .

2. Консультация для родителей: .

Октябрь.

1. Изучение темы: « Роль сказки в развитии речи детей» .

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки : «Волк и семеро козлят» , рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: « Роль сказок в развитии детей » , « Учите детей любить книгу » .

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками , дисками.

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми .

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

- Чтение сказок: «Семь дочерей», «Большое и маленькое» В. Сухомлинский .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку » .

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста» .

3. День матери «Маму очень я люблю », организация конкурса для мам.

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми .

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) .

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки » .

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки » .

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь.

1. Изучение темы: « Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки : «Три медведя» .

-Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система,органичная внутренней среде человека» .

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Февраль.

1. Изучение темы « Роль сказки в воспитании детей» .

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: « Воспитание трудолюбия , послушания и ответственности через сказку ».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой : «Волк и семеро козлят» .

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка » .

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой » .

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам .

- Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша » .

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения» .

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей ».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки .

2.Добавить материал в театральный уголок.

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию .

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки .

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки » .

2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки » .

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2.Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И.: «Духовный мир сказки » .

4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии » .

5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку » . Литературные сказки для детей . Просвещение 2001г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 муниципального образования

«Город Донецк»

План самообразования

воспитателя ДОУ

По теме: « Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

На 2016 -2017 учебный год

Воспитатель: Мякоткина Елена Владимировна

Ф.И.О. педагога - Мякоткина Елена Владимировна

Тема самообразования – «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Работа начата - Сентябрь 2016года

Предполагается закончить – Июнь 2017 года

Цель: Формирование духовно- нравственных ценностей, создание предметно-развивающей среды способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.

Задачи:

  • Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
  • Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному краю.
  • Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
  • Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».

Раздел

Срок

Практический выход

Методическая работа

В течении года

Изучение нормативных документов;

Чтение конкретных педагогических периодических изданий;

Чтение методической, педагогической и предметной литературы;

Обзор в интернете информации по образовательным областям;

Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

Изучение и внедрение новых технологий;

Общение с коллегами в детских садах, и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

Работа с родителями;

Информация для родителей по данной теме.

(консультация, анкетирование, памятки)

Разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

Доклады, выступления на родительских собраниях.

Работа с детьми

Сентябрь

Беседа: «О добре и зле»

Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Беседа: «Что такое дружба»

Коллективная работа «Дружная планета»

Октябрь

Оформление уголка в группе «Моя Родина – Россия»

Занятие «Семья и родной дом»

Беседа: «Наша родина Россия»

Беседа:«Природа родного края» (просмотр презентации)

Экскурсия в Церковь

Оформление стенда «Моя Родина – Россия»

Ноябрь

Беседа: «О бабушках и дедушках»

Беседа: «Никого роднее мамы в целом мире нет»

Занятие: «Русские матрёшки»

Занятие (рисование): «Моя мама лучше всех»

Занятие (лепка): «Знакомый портрет»

Занятие (аппликация): «Маме буду помогать»

Занятие (конструирование): «Букет для мамочки»

Оформление стен газеты «Моя мама лучше всех»

Декабрь

Беседа: «Рождество Христово»

Музыкально тематическое занятие: «Святое рождество»

Беседа: «Колокольный звон»

Беседа: «Ангелы»

Занятие (рисование): «Ангелочек»

Занятие (лепка): «Звонкие колокольчики»

Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»

Занятие(конструирование):«Ангелочки спускаются с неба»

Коллективная работа «Рождественская сказка»

Январь

Беседа: «Рождественская Ёлочка»

Выставка «Рождественская ёлочка»

Февраль

Беседа: «Главная книга мира - Библия»

Коллективная работа «Как бог создавал мир»

Март

Интегрированное занятие: «Колокола»

Выставка детских работ «Колокола»

Апрель

Интегрированное занятие: «Пасха»

Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»

Занятие (лепка): «Украшенное яйцо»

Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными яйцами» (коллективная работа)

Занятие (конструирование): «Пасхальная курочка»

Выставка рисунков и поделок «Пасха красная»

Май

Занятие:«Наш удивительный мир. Бог в природе. Отношение ребенка к природе»

Выставка рисунков «Наш удивительный мир»

Июнь

Интегрированное занятие: «Троица»

Презентация «Троица»

Работа с семьёй

Сентябрь

Памятка: «О воспитании доброты в детях»

Консультация для родителей: «Будем добры»

Октябрь

Памятка: «Духовно нравственное воспитание старших дошкольников»

Памятка: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

Ноябрь

Памятка: «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Декабрь

Памятка: «Православные праздники»

Январь

Памятка: «Искусство наказывать и прощать»

Февраль

Памятка: «10 заповедей родителей»

Март

Консультация для родителей: «Посеешь привычку……»

Апрель

Памятка: «Этикет для родителей и детей»

«Акция посади дерево»

Май

Июнь

Беседа: «Воспитание культуры общения у дошкольников»

Изучение методической литературы

В течении года

1.Е.В.Баринова «Знакомство с вежливыми словами» - Ростов н/Д: Феникс, 2012г.

2. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 1. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

3. Л.Л. Шевченко «Добрый мир» Православная культура для малышей. Книга 2. Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.

4. А.Я. Ветохина «Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011г.

5. Л.М. Щипицина «Азбука общения» Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010г.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА­ИНТЕРНАТ № 1
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ТОМСКА
План
по
самообразованию
воспитателя
Беляевой Ирины Ивановны
Тема:
«Духовно­нравственное воспитание
в подростковом возрасте детей с ОВЗ»

Томск­2017
План работы по самообразованию
Приоритетное направление: «Системный подход к решению задач социализации
учащихся школы­интерната»
Тема: «Духовно­нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ»
Вопросы нравственного развития,
Актуальность темы.
воспитания,
совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема
нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог,
имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой
проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным
воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем
школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям,
необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Школьный возраст - это начало осознанного восприятия мира, когда
закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и
трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в
котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления
деятельности педагогов:
 формирование потребности в здоровом образе жизни;
 патриотическое воспитание;
 формирование духовности школьников через отношение к литературе и
средствам массовой информации;
 эстетическое развитие детей;
Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые
требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние
стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально
значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность,
милосердие.
Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое.
Сердцевина воспитания - развитие нравственных чувств личности. Когда

воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется
в окружающей жизни.
Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к
личностным результатам и предусматривают:
 Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека.
 Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
 Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни.
 Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
 Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое
воспитание).
 Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в
воспитательном процессе.
ПЛАН
работы по самообразованию воспитателя
Беляевой Ирины Ивановны
на 2017­2018 учебный год
Этапы работы
Содержание работы
Сроки
1 этап
Установочно­
подготовительный
1. Определение темы.
2. Определение целей и задач.
3. Подбор источников самообразования.
4. Сбор библиографии по выбранной
Сентябрь
2017г.
проблеме.
2 этап
1. Поиск материалов в Интернете.
2. Сбор библиографии по выбранной
теоретический
проблеме
3.Знакомство с передовым
педагогическим опытом, наработанным
коллегами в городе, регионе, стране
4.Изучение методической литературы
по данной проблеме:
«Азбука нравственного взросления»
Сентябрь­декабрь
2017 г.
Постоянно,
в течение года.

В.И. Петрова.
5. Подбор видов деятельности
в рамках работы над методической
темой.
6. Выступление по теме
самообразования на МО.
3 этап
Практический
1. Проведение мониторинговых
исследований (проведение начальной
диагностики)
 Анкетирование
Январь­апрель
2018г.
2. Проведение коррекционных,
практических (открытых) занятий:
3. Беседы.
4.Проведение открытых мероприятий
5.Проведение
диагностики

промежуточной
4 этап
Оценочный
1. Анализ работы по теме
самообразования за 2017­2018 учебный
год
Май
2018 г.
Основные принципы воспитания
Первый принцип: (принцип природосообразности) ­ гармония человека с
природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные
свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не
бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть,
выращивать то, чего пока нет.
Второй принцип ­ гармония человека с культурой. Культурологический фактор
требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах,
законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа,
на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип ­ гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми.
Необходимо воспитывать активного,
самостоятельного,
толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.
Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или
отношение личности к самой себе.
инициативного,

Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через
включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой,
трудовой, досуговой, творческой.
Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен
опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в
деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает
новые возможности.
Седьмой принцип
дифференциация воспитания. Предполагает отбор
содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых,
учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий,
признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Восьмой принцип – целостный подход. Воспитание и обучение являются
равноправными и взаимодействующими компонентами.
­
Основные направления воспитательной работы
Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной,
вариативной. Духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся строится на
основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству;
ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в
многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная
форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира ­ как
принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших
и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность
таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость,
трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу
жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и

младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально­
психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность
природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность
человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание

отношения
ценностного
прекрасному,
формированиепредставлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание).
Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота,
гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как
условия достижения мастерства, ценность творчества.
к

Коррекционная работа
Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с
ОВЗ.
Задачи:
1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм
морали и права.
2. Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а
также индивидуальных психологических особенностей личности у
выявленных воспитанников.
3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении
причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
4. Изменение условий семейного воспитания.
Предполагаемый результат:
Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном
обществе.

Коррекционная работа строится по направлениям:
 Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних
установок, системы нравственно – правовых ценностей.
 Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение
навыков речевого общения и коммуникативности
 Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к
нравственному выбору и достойному месту в жизни.

 Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм работы.
Основные результаты духовно­нравственного развития и воспитания детей
оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими
методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не
оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты,
созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;
самооценочные суждения детей.

:

(Свадковский И.Ф.)

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

Актуальность:

Срок исполнения

Изучение законов и актов РК.

Постоянно

Постоянно

    Видеозаписи.

    Материалы из опыта работы.

Постоянно

В течении года.

1. Диагностический этап

Методы исследования:

Наблюдение;

Методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002;

:

Проблема:

Сроки : Результат:

2. Прогностический этап

Цель работы над темой:

Задачи:

Классные часы;

Целевые прогулки, экскурсии;

1.Информационные методы

1. Упражнение

2. Ролевая игра

Ожидаемый результат :

Сроки: первый год работы по теме самообразования.

Результат: выступление на заседании МО.

1

2

Проведение открытых занятий;

3

-

Определения уровня нравственной воспитанности:

Методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

:

Ориентировка работы:

Результат:

Сроки:

4. Обобщающий этап

Определения уровня нравственной воспитанности:

Методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

Методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002.

Изучение представлений детей о нравственных качествах:

Выявление отношения детей к нравственным нормам :

О

Сроки: третий год работы по теме.

Индивидуальная тема самообразования : «Формирование нравственных качеств личности на основе

общих человеческих ценностей».

«В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто поняты, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья» (Свадковский И.Ф.)

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной. Кто как не педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребёнка от мира жестокости и грубости, познакомить ребёнка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание – процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.

Для реализации необходима программа нравственного воспитания детей, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчётливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из индивидуальности каждого ребёнка.

В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.

Многие педагоги справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали, заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также воспитателю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы.

Знание моральных норм есть предпосылки нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка, только упражняясь в нравственных поступках.

Говоря о морали, мы подразумеваем поведение людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.

Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребёнку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира – это характерный признак духовной жизни детской личности.

Слово педагога – своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребёнка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребёнка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самосовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Мы призываем своих воспитанников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо было решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам.

Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание – искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь. Он должен чувствовать в них человеческое – разум, мудрость, любовь к людям. Если ребёнок этого не переживёт, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.

Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаёшь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить воспитанников в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения.

Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести чёткий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с умеренностью сказать, насколько велико значение этой проблемы.

Цель: изучить теоретически и на практике обосновать систему нравственного воспитания воспитанников.

Задачи:

- на основе анализа теоретических и практических положений обосновать формирование нравственных качеств воспитанников;

- экспериментально проверить уровень нравственной культуры воспитанников; - подготовить методический материал и рекомендации по исследуемой проблеме.

Гипотеза: Я предполагаю, что особенности формирования качеств воспитания, обусловлены личностными проявлениями. Опора на положительные, сохранные возможности воспитанников способствует успешному формированию у них нравственного воспитания и поведения, комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса способствует формированию у воспитанников нравственных навыков.

Актуальность: Происходящее в обществе, резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм отрицательно сказываются на процесс социализации детей с проблемами в развитии. Полноценная социальная адаптация детей с проблемами в развитии невозможна без формирования системы их нравственного сознания и соответствующего поведения.

Индивидуальный план педагогического самообразования воспитателя.

Срок исполнения

Изучение законов и актов РК.

Постоянно

    Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности воспитанников.

    Выявление желания и интересов воспитанников: индивидуальные беседы, анкетирование.

Постоянно

    Тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы.

    Тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей.

    Видеозаписи.

    Материалы из опыта работы.

Постоянно

    Составление перспективного плана работы с детьми.

    Подбор материала к составлению воспитательных мероприятий.

В течении года.

    Подбор материала к выступлениям на МО воспитателей и педагогических советах

Индивидуальный план по самообразованию на 2013-2015г.

1. Диагностический этап

Диагностика и выявление уровня сформированности нравственных представлений и поступков у воспитанников.

Методы исследования:

Наблюдение;

Социометрические исследования,

Проведение диагностических методик.

Определения уровня нравственной воспитанности: - методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

изучение представлений детей о нравственных качествах:

Методика «Беседа» Ред.и сост. И.Б.Дерманова –СПб., 2002; выявление отношения детей к нравственным нормам :

Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995;

Проблема: бедный и фрагментарный опыт социальных отношений, ограниченный запас сведений нравственного содержания, пониженная мотивация к общению, несамостоятельность, отсутствие чувства меры, неспособность предвидеть последствия собственных действий, определить линию поведения- эти особенности характерны детям с ограниченными возможностями в развитии.

Изучение литературы по проблеме:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология - Москва, 2004.- 471с.

2. Богданова, О.С. Этические беседы со школьниками - Москва, 2007.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.

4. Безруких М.Я. Я и другие. Правила поведения для всех. - М.,1991.

5. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. - М.,1998.

6. Дерманова И.Б. «Диагностика эмоционально-нравственного развития.» - СПб., 2002.

7. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность».-М.,2007.

8. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания - Москва, 2005.-213с.

9. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика обучения и развития школьников в системе коррекционного обучения: Методическое пособие для учителей коррекционных классов. – М.: 1990.

10. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.-М.,2002.

11. Немов Р. С. Психология [Текст]/Р.С.Немов - Москва, 2000.-691с.

12. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности- СПб., 2008-169с.

13. Скоркина Н.М. Нестандартные формы работы. - г. Волгоград.,2001.

14. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения - Минск, 2006.-190с.

15. Трофимова, Н. М. Нравственные ориентиры младшего школьника - СПб., 2007. -266с.

16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.

17. Филонова Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника - Москва, 2003.-382с.

18. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. - М., 2005.

20. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания - Москва, - 2001.-329с..

Сроки : первый год работы по теме самообразования. Результат: собеседование с руководителем МО и заместителем директора.

2. Прогностический этап

Цель работы над темой: выявить эффективность внеклассной работы в формировании нравственных качеств у детей с ограниченными возможностями в развитии.

Задачи:

Формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника;

Развитие навыков культурного поведения, связанных с выполнением общепринятых норм общественного порядка;

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, чуткого, заботливого отношения к друзьям, товарищам, родным и близким.

Система мер направленная на решение проблемы:

Коррекционно-развивающие игры, ролевые игры, сюжетные игры, игры- беседы, игры-викторины, игры-путешествия, беседы-диалоги с игровыми ситуациями;

Индивидуально-групповые игровые коррекционно-развивающие занятия;

Классные часы;

Воспитательные занятия, состоящие из игр, бесед и творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы;

Рассказы, разъяснения, этические беседы;

Целевые прогулки, экскурсии;

Воспитательные, спортивные мероприятия.

Методы и приёмы формирования нравственного сознания:

1.Информационные методы (беседа, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи). Они служат для выработки нравственных оценок, суждений, коррекции неверных представлений.

2.Практически – действенные методы (воспитывающие ситуации, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность). Эти и другие практически-действенные методы применяла в сочетании с различными информационными методами.

3.Побудительно-оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание) также реализуются в практическо-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребёнка словесным поощрением.

Методы и приёмы формирования нравственного поведения:

1. Упражнение (последовательное повторение положительного действия на основе осознания его значимости):

Прямое требование (указание на то, что и как должен выполнить ребёнок);

Требование-просьба (обращение, предоставляющее ребёнку свободу выбора);

Требование- доверие: «Я не сомневаюсь, что ты сможешь…»;

Требование – одобрение: «Молодец. Вовремя помог товарищу»;

Показ положительного действия: «Посмотрите, как нужно…»;

Контроль и самоконтроль (выработка с учащимися плана совместных действий и привлечение их к самоконтролю).

2. Ролевая игра (игровой метод усвоения культурного поведения и норм нравственности).

3. Общественно- полезная деятельность (метод формирования ценных мотивов и способов общественного поведения): поручения, организация конкретной помощи, одобрение со стороны педагога, организация соревнований.

Ожидаемый результат : появление и утверждение в личности ребёнка определённого набора нравственных качеств, формирование воли, характера, отношения к окружающему, активная жизненная позиция.

Сроки: первый год работы по теме самообразования.

Результат: выступление на заседании МО.

3. Практический этап (2 года)

1 Внедрение системы мер направленных на решение проблемы по теме самообразования.

2 Формирование методического комплекса по теме самообразования:

Изучение и использование в коррекционно - развивающей работе средств

педагогической диагностики для оценки индивидуальных результатов учащихся;

Разработка сценариев внеклассных мероприятий, игровых занятий;

Проведение открытых занятий;

Накопление дидактического материала по теме самообразования.

3 Отслеживание промежуточных результатов:

- участие в благоустройстве школы;

Проведение совместных праздников и мероприятий с детьми из других классов;

Подготовка и организация творческих выставок,

Участие в фестивалях и конкурсах;

Проведение диагностических методик:

Определения уровня нравственной воспитанности:

Методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

Методика «Подели игрушки» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002

Методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002.

Изучение представлений детей о нравственных качествах:

Методика «Беседа» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб. , 2002;

Выявление отношения детей к нравственным нормам :

Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.

Ориентировка работы: увеличение роста нравственных качеств, таких как честность, доброта, справедливость, взаимовыручка, сострадание в личности школьника. Повышение уровня воспитанности детей

Результат: открытое мероприятие. Выступление на заседании МО.

Сроки: первый, второй год работы по теме самообразования.

4. Обобщающий этап

Проведение диагностических методик: Определения уровня нравственной воспитанности:

Методика М.И. Шиловой для определения уровня нравственной воспитанности;

Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым;

Методика «Сделаем вместе» Ред. и сост. И.Б.Дерманова – СПб., 2002.

Изучение представлений детей о нравственных качествах:

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» методика Г.М. Фридмана. Ред. и сост. И.Б.Дерманова «Диагностика эмоционально- нравственного развития» - СПб, 2002.С.102- 103;

Выявление отношения детей к нравственным нормам :

Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм»Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина «Практикум по детской психологии»- М.: ВЛАДОС, 1995.

О формление результатов работы по теме самообразования

написание творческой работы по теме самообразования, составление таблиц, диаграмм по результатам проведённых исследований.

Представление материалов наработанных по теме самообразования:

проведение открытых занятий, участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства, выступление на МО, педсоветах, участие во всероссийской научно- практической конференции «Актуальные вопросы дошкольного, начального и общего среднего образования», создание персонального сайта, размещение электронного портфолио и публикация статей в социальной сети работников образования nsportal.ru.

Сроки: третий год работы по теме.

5. Внедренческий этап работы по теме самообразования

Использование наработанных материалов по теме самообразования в ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Обмен наработками и новыми технологиями.

Распространение педагогического опыта: создание индивидуально творческих проектов, публикация в социальной сети работников образования методических разработок, конспектов.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди