19.06.2019

По познавательному развитию. Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас


Наталья Манякина
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Образовательная область основная : Познание.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации : подгрупповая .

Программное содержание :

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер» .

Оборудование и материалы :

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух .

Воспитатель. Что такое воздух ?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух .

Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .

Конспект занятия в старшей группе по теме: Воздух и его свойства

Золоторева Тамара Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №17 "Ладушки" города Новоалтайска.
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
-Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Оборудование:
Использование ИКТ
Раздаточный материал : стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка; баночки с «запахом» и без запаха, музыкальные духовые инструменты,полиэтеленовые мешочки,бумага,таз с водой.
Ход наблюдения:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Тамара Александровна. Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки,так мы поздоровались и улыбнемся,что бы весь день сегодня было хорошее настроение.
Ребята,сегодня у нас будет непростое занятие,вы будете настоящими исследователями.Вы хотите быть исследователями?А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь
он не видимый,и все же
Без него мы жить не можем!
Что это?
Дети: Воздух
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать,что такое воздух,как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Ребята, а вы знаете где люди проводят различные исследования и опыты?
Дети: Люди проводят опыты в лабораториях.
Воспитатель: У нас тоже будут свои маленькие лаборатории.Я предлагаю пройти в первую лабораторию. (дети подходят к столу стоят во круг него) .Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям.Хорошо?
Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта,давайте вдохнем глубоко,а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули?
Дети: Воздух
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух?
Дети :Нет не видим.
Воспитатель: Значить какой воздух?
Дети: Невидимый.
Опыт №1 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 (Воздух занимает место)
Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумаг.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая? (Ответы детей)
Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги (Ответы детей)
Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
Проверьте полоску бумаги снова.
Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
ОПЫТ № 3. (воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ № 4(воздух легче чем вода)
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.
Вывод: Воздух легче,чем вода.

ОПЫТ №5 (воздух можно услышать)
Воспитатель: Ребята,а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты,которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат.Как вы думаете почему? (Музыкант дует в отверстие инструмента.Воздух дрожит,получаются звуки) .Звуки распространяются по воздуху.Например,на Луне,где нет воздуха,ничего не слышно,бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.Что мы услышали? (звук)Почему возник звук?(когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать).
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
ОПЫТ №6 (воздух жизненно необходим)
Воспитатель: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем к компьютеру и присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)
(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.
А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить.Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
Давайте пройдем на стульчика,не забываем о том,как правильно нужно сидеть.
ОПЫТ №7 (воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.Что вы чувствуете?(ветер)
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них.Что почувствовали?(теплый ветер)
Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
Вывод: воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Воспитатель: Вы сказали что воздух может двигаться, как вы думаете, кто ему помогает? У воздуха есть хороший друг, а угадайте кто? Послушайте загадку: Если вы узнали о чем идем речь,выкрикивать не нужно,дослушайте до конца,а потом ответите.Хорошо?
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)
Воспитатель: Да это ветер. Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.) Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.) Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? (С помощью султанчиков) Ветер бывает сильный и слабый.
Слайд с изображением урагана,смерчи
Сильный ветер- это ураган, смерч, бури, торнадо.
Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)
Предложить детям посмотреть фильм влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.)
Воспитатель: А еще ветер помогает нам, ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как?
Дети: Разносит семена, животным помогает охотиться.
Воспитатель: И так,мы с вами выяснили,что ветер -это и есть воздух.Давайте беречь воздух. Ведь он необходим всему живому на земле. Без него нет жизни. Нам нужно научиться любить наш родной дом, охранять леса и дружить с красотой.
Слайд с изображением природы
Вот наше занятие подошло к концу.Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Давайте друг другу улыбнемся и все вместе пройдем в группу.

Опыт с воздухом № 1

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что, главное не перестараться (предлагает детям поиграть с шарами).

Опыт с воздухом № 2

После игры можно предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и тот движется вперёд. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

Опыт с воздухом № 3

Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать. (Выслушиваются ответы детей, раздаются мячи). Детям предлагается постучать об пол сначала спущенным мячом, потом обычным. Есть ли разница? В чём причина того, что один мячик легко отскакивает от пола, а другой почти не скачет?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше он скачет.

Опыт с воздухом № 4

Попробуем взвесить воздух. Возьмите палку длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за верёвочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Опыт с воздухом № 5

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт с воздухом № 6

Приготовьте на столиках миски с водой на каждого ребёнка. В каждой миске – своё море – Красное, Чёрное, Жёлтое. Дети – это ветры. Они дуют на воду. Что получается? Волны.

Вывод: Чем сильнее дуть, тем больше волны.

Опыт с воздухом № 7

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение (всё это дети могут продемонстрировать).

Опыт с воздухом № 8

Для этого опыта используйте веера, сделанные заранее самими ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. А ребята уже знают, ветер — это движение воздуха (старайтесь, чтобы дети делали как можно больше самостоятельных выводов, ведь уже обсуждался вопрос, откуда берётся ветер).

Опыт с воздухом № 9

Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу внизу, а другую вверху образовавшейся щели. Пусть дети определят, куда наклоняется пламя свечей (пламя нижней будет направлено внутрь комнаты, верхней – наружу). Почему так происходит? У нас в комнате тёплый воздух. Он легко путешествует, любит летать. В комнате такой воздух поднимается и убегает через щель вверху. Ему хочется поскорее вырваться наружу и погулять на свободе.

А с улицы к нам вползает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (он ведь замёрз!), поэтому предпочитает оставаться у земли. Откуда он будет входить к нам в комнату – сверху или снизу? Значит, вверху дверной щели пламя свечи «наклоняется» тёплым воздухом (он ведь убегает из комнаты, летит на улицу), а внизу холодным (он ползёт навстречу с нами).

Вывод: Получается, что один воздух, тёплый, движется вверху, а навстречу ему, внизу, ползёт «другой», холодный. Там, где двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.

Опыт с воздухом № 10

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта).

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и резиновым шлангом. Песок в банке — это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого «добросовестного» ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. «Посадите» (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки). В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Опыт с воздухом № 11

А теперь помашем веером перед лицом. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

Таинственный невидимка

Что находится внутри воздушного шарика? Почему не тонет мячик? Отчего получаются мыльные пузыри?.. Ну какого ребенка не волновали эти животрепещущие вопросы. Поймать «таинственного невидимку» помогут веселые и несложные опыты. Вам потребуются: емкости с водой, прозрачные стаканчики, резиновый напальчник, воронка, трубочки для коктейля, пластиковые бутылки, мыльный раствор (или готовый состав для мыльных пузырей), воздушные шарики, палочка длиной около 60 см., веревочка, миска с водой, мяч, резиновые перчатки.

Ищем невидимку

Расскажите малышу, что нас окружает воздух. Он есть повсюду, но мы его не видим. Как же убедиться. что он действительно есть? Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!

Ловушка для невидимки

А можно ли поймать этого неуловимого хитреца? Оказывается – да! Сделаем ловушку из обычного полиэтиленового пакета или резиновой перчатки (так будет смешнее). Сначала широко раскроем пакет (или перчатку). Воздух, ничего не подозревая, заберется внутрь… Тут-то мы быстро закрутим края пакета и крепко-крепко перевяжем резинкой. Вон как раздулся пакет! Сразу ясно, что там что-то есть. Попался, невидимка! Ну что, отпустим его? Тогда развязываем пакет. Он сразу сдулся. Но мы-то теперь знаем, что наш невидимка все равно здесь.

Дуем, дуем, надуваем…

Попробуем задержать дыхание. Сколько мы вытерпели? Не больше нескольких минут: сразу стало как-то неприятно. Оказывается, воздух – наш большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедиться, что внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. Что мы почувствовали? Как будто дует ветерок. А теперь один конец трубочки опустим стакан с водой. Когда мы дуем, в воде сразу появляются пузырьки воздуха. Но воздух нужен не только людям, но и животным и даже растениям. Осторожно срежем во время прогулки веточку и поставим в стакан с водой. На стенках стакана сразу же появились пузырьки: растение дышит…

Кто сидит в стакане?

Опыт 1

Дайте малышу пустой стакан и спросите, есть ли в нем что-нибудь. Кроха, естественно, скажет, что нет. Тогда предложите медленно опустить стакан в миску с водой, держа его вверх дном. Почему же вода не попадает в стакан? Наверное там уже что-то есть? Что же? Правильно, воздух!

Опыт 2

Чтобы убедиться в этом еще раз, снова опустим стакан в воду, только на этот раз будем держать его не строго вертикально, а под углом, Теперь вода легко сможет проникнуть в стакан, а пузырьки воздуха выплывут на поверхность.

Опыт 3

Закрепим при помощи пластилина на дне стакана кусочек бумаги. Дайте малышу убедиться, что бумажка сухая. Повторите опыт 1 и спросите малыша, промокла ли, по его мнению, бумажка. Попросите объяснить, почему. А теперь пощупаем бумажку снова и проверим, правы ли мы были.

Опыт 4

А вот еще один, более интересный вариант того же опыта.

Возьмите деревянный брусок, кусочек пенопласта или пробку, воткните в него маленький флажок, сделанный из спички и бумажки. Пустите «кораблик» в воду. Накройте его широкогорлой банкой, осторожно опустите банку на дно, а затем поднимите банку на поверхность. Наш флажок остался сухим потому что в банке был воздух!

Как пощупать воздух?

Для этого возьмем резиновый напальчник и воронку с носиком подходящего диаметра (ее можно заменить пластиковой бутылкой с обрезанным дном. На узкий конец воронки или на горлышко бутылки наденем напальчник. Предложим малышу пощупать его, чтобы убедиться, что он пустой. Теперь свободный конец воронки или бутылки и, не наклоняя медленно погружаем в воду. Что же произошло с нашим «шариком»? Правильно он надулся! А почему? Да потому, что туда попал весь воздух из бутылки, который вытеснила вода!

Сколько весит воздух?

Нисколько! – ответит любой ребенок. Попробуем проверить. Возьмем палочку длиной около 60 см. Посередине привяжем веревочку. Надуем два шарика и привяжем их на концы палочки и подвесим палку за веревочку. Палочка висит в горизонтальном положении, значит, оба шарика весят одинаково. А теперь проткнем один из шариков иголкой. Из шарика выйдет воздух и конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Интересно, почему? Да потому, что без воздуха шарик стал легче. а что будет, если мы проколем и второй шарик? Правильно, палочка снова уравновесится!

Загадочные пузырьки

Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле…? Возьмите несколько прозрачных стаканчиков с водой в один положите камень, в другой комочек глины, в третий – деревянный брусок и т.д. Понаблюдайте, что будет. на поверхность начнут подниматься пузырьки. Значит, Воздух есть. А где его больше всего? конечно там, где больше пузырьков. предложите малышу подумать, от чего это зависит (чем плотнее материал. тем меньше в нем воздуха, чем он рыхлее, мягче – тем воздуха меньше).

Пузырьки- спасатели

Налейте в один стакан простую воду, а в другой – минеральную с газом. Попросите малыша бросить и туда, и туда бросьте кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки. Понаблюдайте, что произойдет: в простой воде пластилин пойдет ко дну, а в минеральной сначала утонет, а потом всплывет на поверхность. Почему так произошло? Потому что пузырьки воздуха поднимают пластилин на поверхность. Когда газ выдохнется, пластилин утонет.

Подводная лодка

Для этого опыта вам потребуется трубочка для коктейля, которую можно согнуть под углом.

Дайте малышу стакан и емкость с водой. Спросите его, сможет ли стакан сам подняться со дна. Ну конечно же, нет! А если ему поможет воздух? Предложите юному исследователю опустить стакан в воду, так. чтобы он заполнился до краев, а затем перевернуть его в воде вверх дном. Теперь нужно подвести под стакан изогнутую трубочку и начать вдувать воздух. О, чудо! Воздух постепенно вытеснил воду из-под стакана, и он всплыл на поверхность. А почему? Правильно, потому что воздух легче воды!

Что быстрее упадет?

Дайте малышу два листа бумаги и предложите бросить один вниз ребром, а второй – горизонтально. Понаблюдайте, какой упадет быстрее. Спросите, почему лист, который бросили горизонтально, падал медленнее. Может, его кто-то поддерживал? Ну конечно же, это был наш невидимка. Под вторым листом воздуха было меньше, и он упал быстрее. Значит, воздух имеет еще и плотность и может удерживать предметы!

Реактивный шарик

А где еще может помочь наш невидимка. Дайте малышу несколько воздушных шариков разного размера. Предложите надувать их по очереди и отпускать. Какой шарик улетел дальше всех? Тот в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед. Попробуйте объяснить малышу, что такой же принцип используется и в двигателях реактивных самолетов и ракет.

Соломенный буравчик

Вот он какой, наш воздух: и сильный. и плотный, а к тому же еще и упругий. Убедиться в этом нам поможет вот такой опыт. Вам потребуются две сырые картофелины и две соломинки для коктейля. Предложить малышу взять соломинку пальцами за верхнюю часть и с размаху (примерно с десяти сантиметров) воткнуть ее в картофелину. Соломинка согнется, а воткнуться не сможет. Вторую соломинку заткнем сверху пальчиком. Размахиваемся… воткнулась!!! Почему же? Да все очень просто: ведь в соломинке остался воздух, и она стала крепкой и упругой, теперь ее просто так не согнешь!

Волшебная бутылка

Но и на этом волшебные свойства воздуха не заканчиваются! Возьмите пластиковую бутылку без пробки и положите ее в морозилку. Когда бутылка как следует остынет, попросите малыша вынуть ее из морозильника, хорошенько закрыв отверстие ладошкой. Быстро закройте отверстие монетой. А теперь наблюдайте внимательно-внимательно: монета начинает… подпрыгивать! интересно, как это получилось? Пока непонятно?

Может, нам поможет ответить на этот вопрос другой опыт

На горлышко охлажденной в морозилке бутылки быстро надеваем воздушный шарик. Опускаем бутылку в горячую воду. то же случилось с шариком? Он начал надуваться. Значит?… Ну конечно же, теплый воздух занимает больше места, чем холодный. Он нагрелся, перестал помещаться в бутылочке и начал вылезать наружу. Поэтому и монетка подпрыгивала, и шарик надувался!

Сухим из воды

В тарелку положите монетку и налейте немного воды. так чтобы монетка была полностью закрыта. Предложите малышу вынуть ее, не замочив пальцев. только как это сделать? Возьмем стакан и зажжем внутри него бумажку. Когда воздух в стакане нагреется, быстро опрокинем стакан на тарелку рядом с монеткой. Через некоторое время бумажка погаснет, воздух начнет остывать, и вода втянется под стакан, а тарелка окажется сухой. Тогда монетку можно будет взять, не намочив пальцы. почему же так получилось? Оказывается. воздух сначала нагрелся и расширился, а когда остыл, то стал сужаться. воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем изнутри стакана, и вода втянулась под стакан на освободившееся место.

Мыльные пузыри

Кому не нравится надувать мыльные пузыри? Нам, лично, такие чудаки не встречались. А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Нальем в тарелку мыльный раствор и подуем в него через трубочку. На наших глазах в тарелке начнет расти замок из мыльных пузырей. Легонько подуем на него: пузыри полетят. Они такие легкие, потому что внутри воздух. А из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь постараемся надуть огромный-преогромный пузырь. Дуем! Еще дуем! Вот уже какой огромный получился! Давай еще!!! Ой! Лопнул… Почему так получилось? Воздуха внутри оказалось слишком много и мыльная оболочка не выдержала.

Несколько капель глицерина, добавленные в мыльный раствор, сделают ваши пузыри незабываемыми. Hаслаждение цветом, размером и, может быть, даже вкусом.

Сделаем раствор для пузырей сами.

Для этого подходит советское хозяйственное мыло. Hастpугайте в воду, можно даже вскипятить пpи помешивании, чтобы быстpее стpужки pаствоpились. Выдувают пузырь так: окунув трубочку в раствор и держа ее отвесно, так чтобы на конце образовалась пленка жидкости, осторожно дуют в нее. Так как пузырь наполняется при этом теплым воздухом наших легких, который легче окружающего комнатного воздуха, то выдутый пузырь тотчас же поднимается вверх.

Если удастся сразу выдуть пузырь в 10 см диаметром, то раствор годен; в противном случае прибавляют в жидкость еще мыло, до тех пор, пока можно будет выдувать пузыри указанного размера. Но этого испытания мало. Выдув пузырь, обмакивают палец в мыльный раствор и стараются пузырь проткнуть; если он не лопнет, можно приступить к опытам; если же пузырь не выдержит, надо прибавить еще немного мыла.

Производить опыты нужно медленно, осторожно, спокойно. Освещение должно быть, по возможности, яркое: иначе пузыри не покажут своих радужных переливов.

Вот несколько занимательных опытов с пузырями.

Мыльный пузырь вокруг цветка

В тарелку или на поднос наливают мыльного раствора настолько, чтобы дно тарелки было покрыто слоем в 2-3 мм вышины; в середину кладут цветок или вазочку и накрывают стеклянной воронкой. Затем, медленно поднимая воронку, дуют в ее узкую трубочку - образуется мыльный пузырь; когда же этот пузырь достигнет достаточных размеров, наклоняютворонку, как показано на рис., высвобождая из-под нее пузырь. Тогда цветок окажется лежащим под прозрачным полукруглым колпаком из мыльной пленки, переливающейся всеми цветами радуги.Вместо цветка можно взять статуэтку, увенчав ее голову мыльным пузырьком. Для этого необходимо предварительно капнуть на голову статуэтки немного раствора, а затем, когда большой пузырь уже выдут, проткнуть его и выдуть внутри его маленький.

Несколько пузырей друг в друге

Из воронки, употребленной для описанного выше опыта, выдувают большой мыльный пузырь. Затем совершенно погружают соломинку в мыльный раствор так, чтобы только кончик ее, который придется взять в рот, остался сухим, и просовывают ее осторожно через стену первого пузыря до центра; медленно вытягивая затем соломинку обратно, не доводя ее, однако, до края, выдувают второй пузырь, заключенный в певом, в нем - третий, четвертый и т.д.Цилиндр из мыльной пленки получается между двумя проволочными кольцами. Для этого на нижнее кольцо спускают обыкновенный шарообразный пузырь, затем сверху к пузырю прикладывают смоченное второе кольцо и, поднимая его вверх, растягивают пузырь, пока он не сделается цилиндрическим. Любопытно, что если вы поднимете верхнее кольцо на высоту большую, чем длина окружности кольца, то цилиндр в одной половине сузится, в другой расширится и затем распадется на два пузыря.

Мыльные пузыри на морозе

Для опытов достаточно иметь разведенный в снеговой воде шампунь или мыло, в который добавлено небольшое количество чистого глицерина, и пластмассовую трубку от шариковой ручки. Пузыри легче выдувать в закрытом холодном помещении, так как на улице почти всегда дуют ветры. Большие пузыри легко выдуваются с помощью пластмассовой воронки для переливания жидкостей.Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Коэффициент поверхностного натяжения мыльного раствора незначительно увеличивается при охлаждении до 0°C, а при дальнейшем охлаждении ниже 0°C уменьшается и становится равным нулю в момент замерзания. Сферическая пленка не будет сокращаться, несмотря на то, что воздух внутри пузыря сжимается. Теоретически диаметр пузыря должен уменьшаться в процессе охлаждения до 0°C, но на такую малую величину, что практически это изменение определить очень трудно.Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки. Пленка оказывается не хрупкой, она обнаруживает пластичность. Пластичность пленки оказывается следствием малости ее толщины.

Первые три опыта следует проводить на морозе –15...–25°C, а последний – при –3...–7°C.

Опыт 1

Вынесите баночку с мыльным раствором на сильный мороз и выдуйте пузырь. Сразу же в разных точках поверхности возникают мелкие кристаллики, которые быстро разрастаются и наконец сливаются. Как только пузырь полностью замерзнет, в его верхней части, вблизи конца трубки, образуется вмятина. Воздух в пузыре и оболочка пузыря оказываются более охлажденными в нижней части, так как в вершине пузыря находится менее охлажденная трубка. Кристаллизация распространяется снизу вверх. Менее охлажденная и более тонкая (из-за отекания раствора) верхняя часть оболочки пузыря под действием атмосферного давления прогибается. Чем сильнее охлаждается воздух внутри пузыря, тем больше становится вмятина.

Опыт 2

Опустите конец трубки в мыльный раствор, а затем выньте. На нижнем конце трубки останется столбик раствора высотой около 4 мм. Приложите конец трубки к поверхности ладони. Столбик сильно уменьшится. Теперь выдувайте пузырь до появления радужной окраски. Пузырь получился с очень тонкими стенками. Такой пузырь ведет себя на морозе своеобразно: как только он замерзает, так сразу лопается. Так что получить замерзший пузырь с очень тонкими стенками никогда не удается.Толщину стенки пузыря можно считать равной толщине мономолекулярного слоя. Кристаллизация начинается в отдельных точках поверхности пленки. Молекулы воды в этих точках должны сблизиться друг с другом и расположиться в определенном порядке. Перестройка в расположении молекул воды и сравнительно толстых пленках не приводит к нарушению связей между молекулами поды и мыла, тончайшие же пленки разрушаются.

Опыт 3

В две баночки налейте поровну мыльный раствор. В одну добавьте несколько капель чистого глицерина. Теперь из этих растворов один за другим выдуйте два приблизительно равных пузыря и положите их на стеклянную пластинку. Замерзание пузыря с глицерином протекает немного иначе, чем пузыря из раствора шампуня: задерживается начало, и само замерзание идет медленнее. Обратите внимание: замерзший пузырь из раствора шампуня сохраняется на морозе дольше, чем замерзший пузырь с глицерином.Стенки замерзшего пузыря из раствора шампуня – монолитная кристаллическая структура. Межмолекулярные связи в любом месте совершенно одинаковы и прочны, в то время как в замерзшем пузыре из того же раствора с глицерином прочные связи между молекулами воды ослаблены. Кроме того, эти связи нарушаются тепловым движением молекул глицерина, поэтому кристаллическая решетка быстро сублимируется, а значит, быстрее разрушается.

Опыт 4

На слабом морозе выдуйте пузырь. Дождитесь, пока он лопнет. Повторите опыт с тем, чтобы убедиться, что пузыри не замерзают, сколько бы их ни выдерживали на морозе. Теперь приготовьте снежинку. Выдуйте пузырь и тут же сбросьте на него сверху снежинку. Она мгновенно соскользнет вниз на дно пузыря. На том месте, где остановилась снежинка, начнется кристаллизация пленки. Наконец, весь пузырь замерзнет. Если положить пузырь на снег – он также через некоторое время замерзнет.Пузыри на слабом морозе охлаждаются медленно и при этом переохлаждаются. Снежинка является центром кристаллизации. На снегу происходит то же самое явление.


МК ДОУ детский сад «Теремок»

с. Частоозерье

Воспитатель – Плюснина В.Ю.

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, формы имеет вес и способами его обнаружения.)

Проведение и объяснение простейших экспериментов с воздухом; подведение детей к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды.

3. Совершенствование речи, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих

4. Формирование привычки сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

5. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться

6. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

7. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

8. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики,мыльные пузыри, видеоролики «Земля», «Космос», фартуки, белый халат воспитателю, рыбка в банке,карточки с рисунками, сундучок, листочки на поляну, символы, веера, 2 стакана: один с водой, баночки с запахом. 2 шарика надутых и палочка для весов.

Действующие лица: Карлсон.

(Дети выходят, поворачиваются к гостям)

Воспитатель. –Дети сегодня к нам пришли гости, давайте посмотрим на них, улыбнёмся и пошлёмим воздушные поцелуи.

(Звучит музыка «Звуки природы»)

А мы с вами сейчас пойдемпогуляем по полянке. (Дети рассматривают деревья, листочки, животных)

Ой, а какой воздух свежий, давайте подышим с вами.

(Дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Поднимите глазки, на вас смотрят волшебные капельки дождя, давайте их оживим.

А как это сделать? (подуть)

А теперь возьмем по листочку на поляночке и тоже подуем на них

Что вы увидели? А почему он летают?

Дети- Мы дуем на него.

(ВбегаетКарлсон)

Карлсон: - Здравствуйте, ребята! Как я радвидеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут Карлсон.А васкак зовут? Скажите мне хором все,ваше имя. Красивое имя. Очень приятно.

Карлсон.–А что вы здесь делаете?

Гуляем, отдыхаем, любуемся осенней природой.

А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

Воспитатель.: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

Карлсон: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: - Воздух.

Карлсон: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель.: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Карлсон: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Воспитатель.-Такзачем нам нужен воздух? (ответы детей). Знайте, что человек не может жить без воздуха:

Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух не видимый, бесцветный, прозрачный,но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.

- Первыесимволымы можем уже выставить. (Глаз с крестом,не имеет цвета)

. Воспитатель: . А работать мы будем в лаборатории . Повторите это слово. В лаборатории можно заниматься только учёным

Воспитатель: Дети, вы хотите научиться проводить исследования, как это делают настоящие взрослые ученые? ? В лаборатории всегда должно быть чисто и стерильно. Чтобы все опыты получились правильно, и была чистота эксперимента, мы с вами наденемфартучки. Давайте пройдём в лабораторию и займем свои рабочие места.

Тему сегодняшнего исследования нам подскажет загадка:

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой

Он окутывает нас…

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

В: Конечно, речь идет о воздухе. Юные исследователи, наша задача сегодня получить как можно больше сведении о воздухе. Нужно вспомнить, что мы ужезнаем о воздухе? (ответы детей) ..

1 опыт

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Карлсон: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

(Воспитатель с большим мешком)

К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из этого мешка можно сделать любую фигуру. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?

К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.А имеет ли форму воздух?

Да действительно формы он не имеет.(Ставим символ)

А мы ещё воздух можем почувствовать (веер)

2 опыт

А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Карлсон: - А давайте проверим!

Карлсон : - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Карлсон: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Карлсон : - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Карлсон : - Я понял, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем. .

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети : Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

К: Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.

К: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос

А растения как дышат? У них ведь нет носа?
Воспитатель : У растений на листочках есть маленькие отверстия: их трудно увидеть, вот через них и дышат все растения. Ребята, а что нужно делать, чтобы в комнате был чистый, свежий воздух (ответы детей), правильно проветривать помещения .

Воспитатель : Ну вот, А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям) А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей.

Давайте поиграем в игру»Кому воздух необходим, а кому нет (дети выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.(Показываю предметные картинки)

3 опыт

У меня есть маленький сюрприз (достает аквариум с рыбкой ) К нам из тропической страны приплыла рыбка. Она хочет услышать от вас, знаете ли вы ответ на вопрос,- чем дышат рыбы? (ответы детей - водой, воздухом). Рыбы дышат воздухом, хотя мы его не видим, он находится в воде.
Воспитатель: А как мы с вами докажем, что в воде есть воздух (ответы детей). Давайте проведем с вами такой эксперимент.
Воспитатель при детяхпереливает из стакана в другой стакан воду.
Воспитатель : Внимательно посмотрите на стенки банки, что это за пузырьки? (дети - воздух). Правильно. Воздух есть и в воде, только мы его не видим, он растворяется в воде. Точно так же, когда вы в чай добавляете сахар, он растворяется и чай становится сладким. И таким воздухом дышат рыбы.

4 опыт

Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положить в стакан, а стакан опустить в воду? (Ответы детей.) Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая? (Салфетка сухая.)

(Пригласить детей к столу)

(Стакан с салфеткой помещаю в аквариум с водой кверху дном.)

В: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

В: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает салфетку) Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Д: Салфетка сухая.

В: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане.

В: Давайте проверим. (Опыт повторяется, только стакан наклоняется, чтобы вышел воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Д: Воздух, который был в стакане

5 опыт

В: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. А хотите узнать, имеет ли воздух вес? Попробуем взвесить воздух? (Беру палку с шарами - имитация весов)

В: Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка весит ровно?

Д: Шары весят одинаково

В: А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают предположения)

(Пригласить ребенка для прокалывания)

В: Давайте проверим (протыкает) . Почему изменилось положение весов?

Д: Шарик без воздуха стал более лёгким.

В: Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?

Д: Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)

В: Что же произошло?

Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый, когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?

6 опыт

К: - Ой, ребята совсем забыл. Когда я шёл в садик, по дороге нашёл сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Подожди Карлсон, мы с детьми наведём порядок на столах лаборатории, снимим наши фартуки и пойдем на поляночку.(Дети садятся на стульчики)

К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.

К: - Посмотрите, а в них что –нибудьесть? (ответы).

К: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

К: - Действительно, пахнет апельсином.

К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).

К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).

К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихал, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

К: - Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).

К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.

Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Да, действительно, людивывозят мусор, летом поливают дороги, сажают деревья и цветы, вместо бензина машины заправляют газом.

Рефлексия :Давайте ребята посмотрим надоску на наши символы, что же мы узнали о воздухе? Онне видим, бесцветный, не имеет форму,имеет вес, без запаха

К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? Я вам дарю волшебные шарики.Приглашаю вас к экрану телевизора посмотреть на волшебные шарики.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди