19.04.2019

Почему по утрам отекает лицо и веки. Кто придумал Вия


Мешки над глазами – явление не такое уж и удивительное. С ним регулярно встречаются и мужчины, и женщины – кто-то чаще, кто-то реже. Придавать внимания этой проблеме не принято. Выглядят мешки над глазами, конечно, не очень привлекательно, но с утра их можно замаскировать косметикой, а под конец дня припухлости исчезнут сами собой. Разумеется, о том, почему отекают веки над глазами, никто и не задумывается. И зря – причин появления мешков над глазами существует очень много. И некоторые из них могут даже представлять опасность для здоровья!

Почему отекают верхние веки глаз?

Глазные яблоки в глазницах удерживаются специальными жировыми прослойками, которые, в свою очередь, прикреплены к небольшой соединительной мембране. Многочисленные исследования помогли установить, что мешки над глазами появляются из-за резкого увеличения жировой прослойки и растяжения мембраны. Последняя выпячивается наружу, создавая припухлость.

Есть два основных вида отеков верхнего века глаза:

  1. Воспалительный отек сопровождается покраснением и болезненными ощущениями. Под кожей могут образовываться небольшие уплотнения. Возникают воспалительные отеки из-за расширения сосудов.
  2. Невоспалительные отеки безболезненны и дискомфорта практически не доставляют. Такие припухлости чаще всего возникают по утрам. Главное отличие – отечность появляется одновременно на обоих веках. При нормализации кровотока невоспалительные отеки имеют свойство рассасываться.

Основные причины отека верхнего века глаза

Самые распространенные причины появления мешков над глазами выглядят следующим образом:

  1. У многих людей веки отекают из-за разрастания жировой прослойки в глазнице. Проблема эта передается на генетическом уровне и зачастую проявляется еще с юных лет.
  2. Если отек неоднороден, и в центре его видна небольшая точечка – вероятнее всего, причина в укусе насекомого.
  3. У некоторых женщин причиной отека верхнего века глаз может быть гормональный сбой. Иногда припухлости появляются в определенный период менструального цикла и через несколько дней исчезают сами собой.
  4. Реакции на некачественную косметику или аллергия на некоторые ее составляющие очень часто проявляются именно отеками век. Нередко подобным образом кожа вокруг глаз реагирует и на татуаж.
  5. Появляются мешки над глазами и у тех, кто накануне вечером переел соленой пищи или выпил слишком много жидкости. У людей, постоянно злоупотребляющих солью, отеки не сходят практически никогда.
  6. Бывает так, что припухлости на верхних веках возникают после солнечных ванн или сеанса в солярии.
  7. Верхние веки глаз могут отекать, если кожа становится менее эластичной и упругой. Причина этого явления – возраст.
  8. У некоторых представительниц прекрасного пола мешки над глазами возникают на фоне усталости.
  9. Вредные привычки, неправильное питание, нездоровые образ жизни – все это тоже может стать причиной проблемы.

Почему еще отекают веки над глазами?

Есть и другие причины, отчего могут отекать верхние веки глаз, – болезни. Провоцировать появление мешков над глазами способны такие недуги:

Прежде чем начинать лечение отечности верхних век, нужно точно определить причину проблемы. В большинстве случаев избавиться от ненавистных мешков можно с помощью специальных мазей или капель.

Как лечить инфекционные воспалительные заболевания глаза?

При воспалительных болезнях глаз бактериальной природы врачи рекомендуют начинать лечение сразу при появлении первых симптомов. Как правило, при конънктивите или ячмене применяют антибактериальные капли и мази для глаз, например, Флоксал. Препарат обладает быстрым и сильным антибактериальным эффектом, который приводит к гибели практически всех наиболее распространенных патогенных бактерий, вызывающих инфекционно-воспалительные заболевания глаз. При ячмене антибактериальную мазь наносят на воспаленный участок, характерную припухлость века, не реже 3 раз в сутки до полного исчезновения симптомов, но не менее 5 дней даже в случае, если симптомы исчезли раньше. При бактериальном конъюнктивите (красный глаз с гнойным отделяемым) капли закапывают 2-4 раза в день до полного исчезновения симптомов, не менее 5 дней подряд

Фольклорные корни повести «Вий»

Если следовать славянской мифологии, то это персонаж восточнославянский, сохранившийся в сказках. Известный собиратель и исследователь фольклора А.Н. Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» утверждал, что в славянской мифологии не только есть сходный образ, но и само название фантастического существа - Вий -рассматривалось как вполне традиционное.

Вий -в славянской мифологии -царь подземного мира. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него смертоносный взгляд, который скрыт под огромными веками или ресницами, одно из восточнославянских названий которых связывается с тем же корнем: украинского вiя, вiйка, белорусского вейка -«ресница». По русским и белорусским сказкам, веки, ресницы или брови Вия поднимали вилами его помощники, отчего человек, не выдерживавший взгляда Вия, умирал. Сохранившаяся до 19 в. украинская легенда о Вие известна по повести Н.В. Гоголя. Возможные соответствия имени Вий и некоторых его атрибутов в осетинских представлениях о великанах -ваюгах заставляют признать древние истоки сказания о Вие. Об этом свидетельствуют также и параллели образу Вия в кельтском эпосе, и обилие типологических параллелей в мифологических функциях глаза.

Ний (зап. -слав.) в православии -св. Касьян -бог навьего подземного мира и посмертный судья, по Длугошу ("История Польши", XV в.), возможно, одна из ипостасей Велеса:

Плутон по прозвищу Ныя (Nya); его считали богом подземного мира, хранителем и стражем душ, покинувших тела, и просили у него после смерти провести в лучшие места преисподней, и поставили ему главное святилище в городе Гнезно, куда сходились изо всех мест".

Мацей Стрыйковский в "Хронике польской, литовской и всей Руси" в 1582 году пишет:

"Плутона же, бога пекелъного, которого звали Ныя, почитали вечером, просили у него по смерти лучшего усмирения непогоды. "

"И вдруг настала тишина в церкви: послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви, взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь был он в черной земле. Как жилистые крепкие корни выдавались из него засыпанные землею руки и ноги. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

Подымите мне веки: не вижу! -сказал подземным голосом Вий. - И все сонмище кинулось подымать ему веки".

Мы знаем, что в сказках типа "Бой на Калиновом мосту" герой и его названые братья справляются с тремя чудо -юдами, затем раскрывают козни чудо -юдовых жен, но мать змеев смогла обмануть Ивана Быковича, и "утащила его в подземелье, привела к своему мужу - старому старику.

На тебе -говорит, -нашего погубителя.

Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он тогда двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:

Возьмите-ка вилы железные, поднимите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей. Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами: старик взглянул..."

Не правда ли, похоже на Гоголевского Вия.

На Украине есть персонаж Солодивый Бунио, а попросту Шолудивый Боняк (Бодняк), иногда он является в образе "страшного истребителя, взглядом, убивающим человека и превращающим в пепел целые города, счастье только то, что этот убийственный взгляд закрывают прильнувшие веки и густые брови". "Длинные брови до носа" в Сербии, Хорватии и Чехии, а также в Польше были признаком Моры или Зморы это существо считалось воплощением ночного кошмара.

Болгарская секта богомилов описывает Дьявола, как превращающего в пепел всех, кто посмеет взглянуть ему в глаза.

В сказке о Василисе Прекрасной, которая жила в услужении у Бабы -яги, говорится о том, что она получила в подарок за труды - в одних случаях - горшок (печь-горшок), в других случаях -череп. Когда она вернулась домой, череп -горшок сжег дотла своим магическим взглядом ее мачеху и дочерей мачехи.

Таковы, далеко не все источники о древнейшем навьем божестве Вий, который имеет аналоги у древних ирландцев -Ыссбаддадена и Балора.

Он же в дальнейшем, вероятно, сливается с образом Кощея (сын Матери Земли, изначально земледельческий бог, затем -царь мертвых, бог смерти). Близок по функциям и мифологеме к греческому Триптолему. Утка, как хранительница яйца со смертью Кощея, почиталась его птицей. В православии заменен злым святым Касьяном, чей день отмечался 29 февраля.

Касьян на что ни взглянет -все вянет. Касьян на скот взглянет, скот валится; на дерево -дерево сохнет.

Касьян на народ -народу тяжело; Касьян на траву -трава сохнет; Касьян на скот -скот дохнет.

Касьян все косой косит...

Любопытно, что Касьяну подчинены ветра, которые он держит за всевозможными запорами.

Обращает на себя внимание родство слов КОЧерга, КОШевой, КОЩей и КОШ -МАР. Кощ -"случай, жребий" (ср. Макощ). Предполагалось, что Чернобог кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из этой мертвой материи народилась новая жизнь. Есть православный святой Прокопий Устюжский, изображаемый с кочергами в руках, как, например, на барельефе церкви Вознесения на Б. Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой, введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги, если он их несет концами вниз -урожая нет, вверх -будет урожай. Таким образом, можно было предугадать погоду и урожайность.

Кощей в более позднюю эпоху выделился в самостоятельный космогонический персонаж, который заставляет живую материю быть мертвее. Несомненно, связан с сезонными омертвениями, является врагом Макоши -Яги, которая проводит героя в его мир -кощное царство. Интересно и имя героини, похищаемой Кощеем -Марья Моревна (смерть смертная), т.е. Кощей -еще большая смерть -стагнация, смерть без возрождения.

Почитание ежегодное Вия -Касьяна приходилось на 14 -15 января, а также 29 февраля -Касьян День.

Это мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, знакомо всякому, кто читал Гоголя; однако некоторые любопытные черты, приписываемые Вию народной молвой, не вошли в его рассказ. Например, иногда Вия представляли как страшного истребителя, который взглядом своим убивает людей и обращает в пепел города и деревни. К счастью, убийственный взгляд его закрывают тяжелые веки, которые поднимают ему только в тех случаях, когда надо уничтожить вражеские рати или зажечь неприятельский город. В таком грандиозном образе народная фантазия рисовала себе бога -громовержца Перуна: из -под облачных бровей и ресниц мечет он молниеносные взоры и вызывает пожары и смерть...

Вий у Гоголя -повелитель подземного царства, хозяин земных недр. Неудивительно, что у него железное лицо и железные пальцы. В народном сознании земные недра ассоциировались, прежде всего, с железной рудой -именно этот минерал люди начали добывать, прежде всего. У Гоголя сила Вия скрыта за сверхдлинными веками, и он не может использовать её без посторонней помощи. Писатель совместил белорусского Кощея с украинским железным Нием. Кто-то из прочей нечисти должен поднять веки Вию. Иносказательно это можно истолковать в том смысле, что нечистой силе должен помогать сам человек -своим страхом. Именно страх Хомы в конце концов губит его. Вий забирает его душу к себе, в царство мертвых.

Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов этой повести Гоголя, находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъясненным. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.В.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ Вия, и его имя, а вся повесть «есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Основываясь на этом, В.И.Абаев пришел к выводу, что образ и имя Вия восходят к древнему, дохристианскому богу восточных славян «Вею» («Вей» -реконструируемая форма, которую может закономерно отражать украинское «Вiй») и соответствуют иранскому богу ветра и смерти Вайю. К Вайю он возводит имя осетинского мифологического персонажа Вайюга -привратника загробного мира, великана, демонического чудовища (в осетинских сказках и эпосе вайюги обычно выступают как существа, враждебные людям и героям -нартам).

Описание великанов -вайюгов как одноглазых типологически сопоставимо с характеристикой Вия. Мотив поднимания век Вия находит параллели в русских и украинских сказках и -шире -в фольклорной традиции ряда других народов. «Незрячесть», «слепота», «одноглазость» -черта, характерная для персонажей, связанных с потусторонним миром. Многочисленные свидетельства такого рода приведены в статьях Вяч. В.Иванова. Однако эта общая черта у осетинских вайюгов и Вия отнюдь не противоречит их генетической связи с иранским Вайю. Более того, подтверждает ее.

Вайю занимал важное место в пантеоне древних ариев; и иранцы, и индоарии почитали его как бога ветра, войны, дарителя славы, благ и богатства. Но издревле ему были свойственны и иные качества -он мог приносить также зло, беду и несчастья. Наряду с Вайю арии знали и другую персонификацию ветра -Вата (от того же корня в значении «веять», «дуть»). Он выступал скорее как обожествленная стихия ветра, а как мифологический образ нередко идентифицировался с Вайю. Иранская традиция также различает два ветра -Вата, северный и южный, вредоносный и благотворный и тому подобное.

Ведьма как излюбленный персонаж народного сказания.

Традиционный облик колдующей ведьмы -женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, иногда с кубаном (горшком) за плечами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Она умеет быстро передвигаться (лететь) на лутошке (липовой палке без коры), на помеле, хлебной лопате, иной хозяйственной утвари. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью -в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться.

Ведьмой у Н.В. Гоголя, стала дочка сотника Панночка -несомненная ведьма, но она несет на себе ясно различимый украинский колорит. Ведьма -по старинным преданиям, женщина, продавшая душу черту. Именно в южных странах ведьма -это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова. У народов севера, в том числе и собственно русских, ведьма -это старая, толстая, как кадушка, баба с седыми космами, костлявыми руками и с огромным синим носом, как раз в обличье старухи впервые и предстает Панночка перед Хомой, а во время ночных бдений опять «стареет» -превращается в позеленевший, посиневший труп. От прочих женщин ведьма отличается тем, что имеет маленький хвостик (про эту особенность упоминается в «Вие») и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, ступе, а также попавшем в её объятия добром молодце, как это и происходит в «Вие». Отправляется на свои темные дела непременно через печную трубу. Может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и желтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь -в Киеве на Лысой горе, а действие «Вия» как раз происходит в окрестностях Киева. Тема женской красоты, которая может быть богоподобной, а может быть и пустой внешностью, мертвым покровом, постоянное колебание между потребностью чистой духовности и восхищением внешней красотой…

Торжествующая, чувственная, демоническая женская красота Панночки в «Вие», сжигающая Хому, рифмуется в финале с описанием поруганного храма. Тема богоподобной и демонической красоты женщины проходила через цикл «Вечеров», и объединилась в «Вии». А её богоподобная (а на самом деле демоническая) красота оказалась пламенем, а не светом, превратившем во прах Хому.

«Пред ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте».

Хома Брут

Даже в имя главного героя Хомы Брута Н. В. Гоголь вложил двоякий смысл. Фамилия Брут напоминает об имени римского сенатора (олицетворение предательства), имя Хома -о средневековом философе и богослове Фоме Аквинском, а также о библейском сомневающемся апостоле Фоме, одном из двенадцати учеников Христа (олицетворение сомнений). Как бы подтверждая слова из послания апостола Иакова: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих», имеющие самое прямое отношение к главному герою повести "Вий". Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними. Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (по-украински «воробей»). И эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор». Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит.

1. Макияж глаз


Выбирая правильные цвета, вы можете освежить глаза и сделать их визуально больше. Светлые оттенки оживляют глаза, в то время как использование тёмных оттенков создаёт глубину, так что вы можете обозначить верхнее веко стрелкой. Нанесите немного светлого тона на верхнее веко и под глазами. Старайтесь использовать светло-розовый цвет для области под глазами, потому что он отражает свет и освежает глаза. В Youtube можно найти множество доступных для просмотра руководств, как сделать макияж для глаз с нависающими веками. Пробуйте и смотрите, что лучше подходит вам.

2. Форма бровей

Не стоит недооценивать роль бровей, потому как их форма может сделать глаза больше и выразительнее. Правильная арка брови поможет вам выглядеть «проснувшейся» и в целом улучшит внешность.

3. Ледяная маска для кожи вокруг глаз

Благодаря охлаждающему эффекту уменьшает отёк и сужает кровеносные сосуды.

4. Огурец

Огурец часто рекомендуют использовать для того, чтобы кожа выглядела здоровой и гладкой, обладает противовоспалительными свойствами. Огурец сохраняет кожу нежной. Содержащиеся в нём витамин С и кофеиновая кислота предотвращают задерживание жидкости в организме, этим можно объяснить применение огуречных компрессов для снятия отёка.

5. Зелёный чай

Содержащийся в зелёном чае полифенол (по научному — эпигаллокатехин галлат) оказывает противовоспалительное действие и смягчает вред, наносимый коже солнечными лучами (в качестве профилактики). Доказано, что употребление (высокая концентрация) внутрь или наружно зелёного чая увеличивает содержание эластина. Теоретически чем больше эластина, тем кожа эластичнее и более упругая. К сожалению, эти положительные качества существуют только при высокой концентрации, и эффект полифенола уменьшается при вступлении его в контакт с кислородом (воздухом) и водой.

6. Чай из ромашки

Успокаивает и разглаживает кожу вокруг глаз.

7. Сон

Недосыпание приводит к утомлению, и это также влияет на глаза. Убедитесь в том, что спите по 7–8 часов ежедневно. Чрезмерный сон наоборот может привести к опухшим глазам.

8. Позаботьтесь о коже вокруг глаз

Хотя кремы и не способны подтянуть веки, тем не менее важно очищать, питать и увлажнять кожу. По мнению некоторых ведущих дерматологов, специальные кремы или сыворотки для кожи вокруг глаз не нужны. Тем не менее, увлажняйте кожу вокруг глаз чаще, чем на другой части лица (меньше сальных желез).

9. Отдых от косметики

Воздержитесь от использования косметики в этой области, по крайней мере, в течение нескольких дней. Вы можете пользоваться кремами для кожи с натуральными маслами, успокаивающими средствами, содержащими антиоксиданты, витамины и минералы.

10. Не носите контактные линзы подолгу

Использование жёстких и мягких контактных линз (в течение длительного периода времени) может привести к опущению век. Обычно, правда, это временное явление. Не рекомендуется носить линзы дольше, чем 10–12 часов в день - если не указано максимальное время.

11. Накладывайте/смывайте макияж

Во время нанесения и смывания макияжа, как и при неправильном использовании подводки, можно растянуть и повредить кожу век. Кожа век очень тонкая, следует относиться к ней с осторожностью.

12. Инъекции (ботулотоксин и филлеры)

Брови и верхнее веко можно немного приподнять с помощью правильно сделанных инъекций ботулотоксина. А филлеры могут создать тонкий «слой» над полыми тёмными кругами под глазами и добавить коже объёма.

13. Пейте

Пейте много воды (не менее восьми стаканов в день), потребляйте умеренное количество соли: соль задерживает жидкость и увеличивает вероятность возникновения отёков. Пить достаточное количество воды очень важно для выведения шлаков из организма и увлажнения кожи.

14. Подушка

Благодаря хорошей подушке обеспечивается правильное кровообращение в течение всей ночи. Существуют специальные наволочки (например, атласные), помогающие просыпаться с «меньшим количеством морщин».

15. Избегайте раздражения

Не царапайте и не растягивайте кожу вокруг глаз - это может привести к покраснению, зуду или жжению.

16. Мазь от геморроя

Говорят, что некоторые модели используют мазь от геморроя для уменьшения отёков под глазами (мешков). Мазь от геморроя действительно уменьшает отёк, но не предназначена для использования в области вокруг глаз. Так что будьте осторожны.

17. Соблюдайте осторожность во время пребывания на солнце

Ультрафиолетовые лучи спектров А и B меняют ДНК клеток и структуру кожи, вызывая преждевременное старение, а также влияя на кожу век. Кроме того, загар (на солнце или в солярии) приводит к повышенному риску развития рака кожи. Находясь на солнце, надевайте шляпу и солнцезащитные очки, а также используйте средства с SPF 15 или выше.

18. Бросайте курить

Курение старит кожу - и вокруг глаз в том числе - и может привести к серьёзным проблемам со здоровьем: сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак и т. д. Диабет может стать причиной птоза (опущения век).

19. Правильное питание

Правильное питание также имеет огромное значение для состояния кожи. Ешьте пищу, богатую витаминами и минералами. Такие минералы, как цинк и селен, и такие соединения, как лютеин, биофлавоноиды, каротиноиды и жирные кислоты омега-3, очень полезны для глаз и ухода за кожей. Витамины С и Е являются оксидантами, которые способны свести к минимуму негативное воздействие свободных радикалов. Витамин K уменьшает тёмные круги под глазами. Антиоксиданты, в том числе витамины С, Е, и бета-каротин содержатся в овощах и фруктах. Особенно богаты ими зелень, красные или оранжевые фрукты и орехи.

После 30 лет ты выглядишь так, как того заслуживаешь - говорят в народе. Но это правда лишь отчасти. Разные типы кожи стареют неодинаково.

Первые возрастные признаки некоторые девушки замечают на лице уже в 18 лет, но на самом деле стареть мы начинаем значительно позже. Появление мимических морщин и пигментных пятен, которые иногда «портят» молодую кожу, не имеет ничего общего с процессами старения организма. Все перечисленное - результат недостаточного ухода за кожей, но никак не приметы возраста.

Настоящие возрастные изменения появляются на лице только после 30 лет, когда в организме замедляются процессы обновления клеток, нарушается микроциркуляция и снижается обмен веществ. Но говорить в это время об увядании кожи - непременном этапе ее старения - еще рано, хотя статус у кожного покрова все же меняется. Кожа женщины после 30 лет на языке косметологии называется зрелой. И тем не менее расстраиваться не стоит.

Кожа - гормонозависимый орган, а в возрасте 30-35 лет все жизненно важные гормоны производятся еще в достаточном количестве. Это значит, что если ухаживать за нею правильно, учитывая не только ее тип и индивидуальные особенности, но и тип старения - можно добиться потрясающих результатов.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ ПОСЛЕ 30 ЛЕТ

Если оценить состояние кожи женщин в этом возрасте, можно увидеть, что оно будет абсолютно разным. Некоторые представительницы прекрасного пола будут выглядеть на 20 лет, словно биологический возраст не имеет на них влияния. Другим же можно дать «все 35» - выраженные морщины, снижение тургора кожи, поплывший овал лица. Значит ли это, что первые дамы ухаживали за своей кожей лучше, а их уходовые средства были более эффективными?

На самом деле нет. У разных женщин различаются не только тип кожи (нормальная, сухая, жирная, комбинированная) и ее состояние (чувствительная, обезвоженная), но и тип старения лица. Только учитывая все факторы, можно дольше оставаться молодой и красивой.

СЕКРЕТЫ МОЛОДОСТИ КОЖИ: 5 ANTI-AGE СОВЕТОВ

Если ты хочешь видеть свою кожу здоровой и прекрасной как можно дольше, не верь в чудодейственные свойства косметики. Кожа - отражение тех изменений, которые происходят внутри организма, а значит, уход за ней должен быть комплексным. Порции крема утром и вечером недостаточно, ты должна вести здоровый образ жизни!

ОБЕСПЕЧЬ СЕБЕ ПОЛНОЦЕННЫЙ СОН

Кожа 30-летних женщин остро реагирует на стресс, потому недосыпание сразу же отражается на лице. Кожный покров становится тусклым, серым, область век краснеет, а если ты к тому же налегала вечером на кофе или алкоголь - появляются отеки. Сон - лучшее лекарство от стресса, в том числе и для твоего лица!

ЗАНИМАЙСЯ СПОРТОМ

Результаты интересного исследования опубликовали специалисты Университета Макмастера (McMaster University in Ontario). Они собрали две группы единомышленников от 20 до 84 лет. Первая группа занималась спортом три раза в неделю, а вторая не практиковала интенсивные нагрузки.

Биопсия кожи показала, что у пожилых людей из первой группы качественные характеристики глубинных слоев кожи соответствовали молодой коже! В то время как у второй - биологическому возрасту. Есть над чем задуматься, не так ли?

ПРИДЕРЖИВАЙСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Банально? Зато действенно! Можно долго говорить о вреде фастфуда, но лучше его просто не есть. Исключи или, по крайней мере, ограничь магазинные колбасы и сосиски, полуфабрикаты, а также чебуреки и пирожки с лотка - состояние кожи сразу улучшится. А если ты еще станешь пить не менее 1,5 л воды в день, визуально кожа станет более яркой и свежей, а изнутри - оптимально увлажненной.

ПОЛЬЗУЙСЯ СРЕДСТВАМИ С SPF КРУГЛЫЙ ГОД

После 25-30 лет повышаются риски возникновения пигментации, трудно поддающейся коррекции. Для предупреждения этой проблемы наноси на кожу лица, шеи, зоны декольте и рук крем с солнечными фильтрами. Минимальное значение SPF - 30.

ПЛАНИРУЙ АНТИВОЗРАСТНОЙ УХОД

После 30-ти лет женщина должна перейти на антивозрастную косметику. Обычного увлажняющего крема и простого очищения утром и вечером теперь недостаточно. Чтобы кожа была бархатистой, свежей и молодой, придется расширить косметический арсенал.

На твоем туалетном столике должны поселиться антивозрастной крем с эффектом увлажнения, питательный крем (вечерний), тонизирующие лосьоны, увлажняющие и восстанавливающие маски и сыворотки.

9 лучших компонентов антивозрастной косметики:

Гиалуроновая кислота;

Пептиды;

АНА-кислоты;

Ретиноиды;

Витамины А, С и Е;

Морские водоросли;

Коллаген.

КАК СТАРЕЮТ РАЗНЫЕ ТИПЫ КОЖИ

УСТАЛЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: УМЕРЕННО СУХАЯ И НОРМАЛЬНАЯ КОЖА

Звездный пример: Ким Бейсингер, Джулия Робертс.

Первому типу старения подвержены обладательницы нормальной и умеренно сухой кожи, иногда с повышенной чувствительностью. Обычно они имеют астеническое (худощавое) или нормостеническое телосложение, лицо имеет форму овала или ромбовидное.

С утра кожа выглядит прекрасно, радует свежестью и румянцем, а к вечеру приобретает усталый вид, природа словно «накидывает» 3-5 лет. Основная причина перемен - нарушение микроциркуляции в глубинных слоях.

Основные признаки:

Тусклый цвет лица, с возрастом приобретает землистый оттенок.

Снижение тургора кожи и тонуса мышц.

Опущение уголков глаз и рта.

Проявление рисунка носогубного треугольника и слезной борозды.

Визуальная потеря объемов.

Что делать?

В первую очередь следует позаботиться о полноценном отдыхе как эффективном средстве снижения стресса кожи. Выбирая косметику, отдавай предпочтение компонентам, улучшающим цвет лица и стимулирующим синтез коллагена. Это средства с витамином С, антиоксидантами и АНА-кислотами.

Обязательно практикуй самомассаж лица. Проведенная по всем правилам процедура улучшит движение крови в лимфе и тканях, заметно освежит. И не забывай о салонном уходе - будут полезны лимфодренажные процедуры - классический ручной массаж, миолифтинг, вакуумный лимфодренаж. Один раз в год рекомендованы химические пилинги, улучшающие состояние покрова и стимулирующие синтез коллагена.

ДЕФОРМАЦИОННЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: ЖИРНАЯ И КОМБИНИРОВАННАЯ КОЖА

Звездный пример: Светлана Крючкова, Софи Лорен.

Распознать на улице женщину, склонную к этому типу старения лица, не составит труда - это примерно 60 процентов наших соотечественниц. Так стареют «тяжелые» полные лица. Кожа прекрасных дам чаще всего комбинированная или жирная, пористая, нередко с куперозом и повышенной чувствительностью к косметическому уходу.

Определяющим симптомом деформационного типа является отвисание тканей, как следует из названия, - веки становятся мешкообразными, окружность лица «плывет», щеки опускаются. Причины неприятных перемен - избыток подкожно-жировой клетчатки и снижение тургора кожи.

Основные признаки:

Появление отечности.

Возникновение «брылей», двойного подбородка.

Мешки под глазами.

Сосудистая сеточка (купероз).

Над носогубной складкой нависают щеки.

Овал лица теряется.

Что делать?

При этом типе старения лица самое главное - профилактика. К сожалению, при имеющихся возрастных изменениях - нависании кожи верхних век и щек, появлении жировых грыж и т.п. - эффективно только хирургическое вмешательство.

Поэтому так важно для предупреждения несовершенств вовремя начать продуманный уход за кожей. Специалистами показаны процедуры, которые способны вернуть мышцам тонус и тем самым подтянуть кожу. Это скульптурный массаж, миостимуляция, курс моделирующих масок. В домашних условиях можно баловать кожу альгинатными и парафиновыми масками, сделать ставку на антикуперозные кремы и сыворотки, а также пользоваться уходовой косметикой, улучшающей микроциркуляцию в слоях кожи. Полезны кремы, содержащие морские водоросли, витамины К, Р и С.

МЕЛКОМОРЩИНИСТЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: НОРМАЛЬНАЯ, СУХАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ КОЖА

Звездный пример: Энди Макдауэл, Одри Хепберн.

Прекрасная половина человечества с данным типом старения имеет нормальную или сухую чувствительную кожу. Поскольку такая кожа довольно тонкая и легкая, с возрастом она не растягивается под влиянием закона гравитации, а сохраняет свою форму.

Но есть и неприятная новость! Ее покрывают сначала мелкие, а затем и глубокие морщины. Со временем лицо теряет красивое фарфоровое свечение - кожа требует влаги и защиты. Чтобы она дольше оставалась яркой и свежей, ей необходимы буквально тепличные условия.

Основные признаки:

Постоянные ощущения сухости и стянутости кожи.

Острое реагирование на холод и жару.

В области лба появляются мимические морщины.

На верхнем и нижнем веке заметны складочки.

Четко видны «гусиные лапки» и морщины вокруг губ.

Появляются пигментные «кляксы».

Что делать?

«Золотое правило» ухода за такой кожей - это защита. В холодное время года перед выходом на улицу следует наносить защитный питательный крем, а в теплое - средство с солнечными фильтрами. При первых признаках высыпаний и раздражений понадобится противоаллергическое средство.

Кроме всего перечисленного, в ежедневном уходе должен быть крем на основе гиалуроновой кислоты - культового увлажнителя кожи, с успокаивающими компонентами и фитоэстрогенами.

Если ты не боишься уколов и готова к инъекционным методикам, попробуй сеансы мезотерапии (введение под кожу коктейлей и гелей на основе «гиалуронки»). Среди других методик состояние кожи улучшат массажи поверх питательного крема и курс восстанавливающих масок.

КОМБИНИРОВАННЫЙ ТИП СТАРЕНИЯ: ВСЕ ТИПЫ КОЖИ

Звездный пример - Ирина Алферова, Брижит Бардо.

Один из самых сложных типов, которому свойственны все перечисленные выше признаки. Кратко, но емко процесс старения можно обозначить как «все и сразу». Лицо приобретает угрюмое выражение, возникают отеки и залегают морщины.

В возрасте 30-ти лет распознать его сложно, поскольку старение проходит по типу усталого лица, после чего присоединяются другие признаки. Однако если у тебя нормальное телосложение, но есть склонность к полноте - имей в виду, что ты в зоне риска.

Основные признаки:

Формирование морщин.

Снижение упругости кожи.

Выраженные носогубные складки.

Заметно нависание щек.

Надбровные дуги опускаются.

Овал лица постепенно теряет четкость.

Что делать?

Поскольку смешанный тип старения подразумевает последовательные изменения внешности, каждую проблему следует решать отдельно. При появлении морщин можно корректировать их инъекционными методиками (на основе ботулотоксина), потерю тургора кожи - моделирующим массажем или лимфодренажными аппаратными процедурами.

В домашнем уходе хороши антивозрастные средства, контрастные процедуры, умывания кубиками льда. Обязательной составляющей ухода должна стать программа по предупреждению гиперпигментации. Приучи себя минимум раз в год проходить консультацию косметолога для отслеживания произошедших изменений и подбора нужных косметических средств.

Николай Васильевич Гоголь происходил из старинного малороссийского рода. Его прадед был священником; отец, автор веселых комедий, передал сыну свой юмор и литературную одаренность. Гоголь родился в Полтавской губернии в 1809 году. Его мать, Марья Ивановна, была женщина очень религиозная, суеверная и мнительная: всю свою жизнь прожила она в необъяснимых, мучительных тревогах. «Один раз, - пишет Гоголь матери, - я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, Ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей За Добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Гоголь не принадлежал к тем избранным, которые рождаются с любовью к Богу; вера должна была прийти к нему другим путем: не от любви, а от страха. Грозная картина Суда, нарисованная болезненным воображением матери, «потрясла» его. Он рос слабым, впечатлительным и неуравновешенным ребенком, испытывал припадки стихийного ужаса; с раннего детства боялся смерти и возмездия за гробом.

В 1821 году Гоголь поступает в нежинскую гимназию высших наук и проводит в ней семь лет Учится он плохо и с товарищами не сходится. «Товарищи его любили, - пишет лицейский приятель Гоголя А. Данилевский, - но называли “таинственный карла”. Он относится к товарищам саркастически, любил посмеяться и давал прозвища». Гоголь чувствует себя романтическим героем и презирает «толпу»; он верит в свое великое призвание, в свое «служение», мечтает о славе, рвется в Петербург. Стоя на пороге новой жизни, он представляет себе «веселую комнату, окнами на Неву» и в гордых, торжественных словах сообщает матери о своем намерении: «Испытую свои силы для поднятия труда важного, благородного, на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни себе подобных и, дотоле, нерешительный, неуверенный в себе, я вспыхиваю огнем гордого самосознания. Через год вступлю я на службу государственную».

В 1829 году Гоголь приезжает в Петербург. Столица встречает его неприветливо. Он поселяется не в «веселой комнате, окнами на Неву», а на четвертом этаже большого, мрачного дома. Он живет «как в пустыне», на него «нападает хандра». Неудачные поиски службы заставляют его вспомнить о поэме «Ганц Кюхельгартен», написанной им в Нежине. Он издает ее на последние деньги под псевдонимом Алова. После жестокой журнальной критики Гоголь отбирает у книгопродавцев все экземпляры и сжигает их. И тут первой мыслью оскорбленного автора было: бежать. Он уезжает в Любек, с удивлением видит себя в чужом городе, среди чужих людей, язык которых не понимает. Наступает отрезвление: беглец возвращается в Петербург, поступает на службу в департамент уделов, знакомится с литераторами и сотрудничает в журналах. В 1831 году выходит его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» и приносит ему внезапную славу.

Пушкин приветствует книгу Гоголя: «Вот истинная веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства и чопорности! и местами какая поэзия, какая чувствительность». Рассказы, написанные от лица добродушно–лукавого «пасичника Рудого Панька», очаровали читателей «живым описанием племени поющего и пляшущего» (слова Пушкина). Все смеялись, начиная с наборщиков, которые, завидя автора «Вечеров», «давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке» (письмо Гоголя к Пушкину).

Тоскуя в туманном Петербурге, Гоголь представлял себе свою солнечную Украину, ее поэтичный быт, веселые игры, пестрые народные костюмы, ее шумные праздники, ярмарки, колядование на святках. В начале 30–х годов русская романтическая школа стремилась к народности, изучала сокровища народного творчества, былины, сказки, песни и по- ВеРья. Малороссия, открытая Гоголем, показалась читателям новым, волшебным миром, светлым, красочным, поющим.

Гоголь просил мать присылать ему подробные описания старинных костюмов, утвари, обрядов и сказаний. Он искренно хотел точно изобразить действительность, но вместо этого у него получилась поэтическая сказка о далекой стране, где все молодцы храбры и влюблены, девушки прекрасны задорны и нежны; где старые казаки, ленивые и беспечные, курят длинные трубки и хвастаются своими подвигами; где сварливые старухи художественно ругают мужей, притесняют падчериц и заводят шашни с нечистой силой.

В «Ночи перед Рождеством» деревенская красавица Солоха летает верхом на помеле, добродетельный кузнец Вакула, чтобы угодить своей чернобровой Оксане, отправляется к царице за черевичками; черт, обжигая руки, крадет месяц, парубки и девушки поют и пляшут на снегу.

В «Сорочинской ярмарке» черт бродит по ярмарке, собирая куски своей красной свитки, Соло ций Черевик воюет со злой жинкой; цыгане придумывают ловкую хитрость, чтобы помочь влюбленному Грицьку жениться на Параске, а из окошка выставляется страшная свиная рожа, которая поводит очами, как будто спрашивая: «А что вы тут делаете, добрые люди?»

Повести Гоголя были и веселы и страшны. Читатели, очарованные юмором Рудого Панька, не обратили внимания на его жуткую фантастику. Правда, в «Ночи перед Рождеством», «Сорочинскои ярмарке», «Пропавшей грамоте», «Заколдованном месте» - чертовщина уморительная и «домашняя» - В «Майской ночи» и в «Вечере накануне Ивана Купала» - страшное уже преобладает над смешным. И наконец, в «Страшной мести» смех совсем замолкает. Независимо от народной традиции автор создает чудовищные образы Басаврюка и колдуна отца Катерины. Описание мертвецов, выходящих лунною ночью из могил на берегу Днепра, рассказ о схватке колдуна со всадником, сцена вызова души Катерины - самые сильные страницы в «Вечерах». Гоголя неотступно преследует мысль о вторжении демонических сил в жизнь людей, и на исход борьбы с ними он смотрит с безнадежностью. В этом он сознательно отступает от народной сказки с ее наивной верой в конечное торжество добра.

Успех «Вечеров» окрыляет Гоголя; он задумывает новые повести, хочет писать комедию, занимается историей Малороссии, мечтает о научной деятельности. С помощью друзей ему удается получить кафедру в университете: он читает вдохновенную вступительную лекцию о средних веках, но дальнейшие его лекции бессодержательны и вялы. У него нет достаточной научной подготовки, и слушатели его разбегаются. Самолюбивому Гоголю трудно примириться с этой неудачей. «Я расплевался с университетом, - пишет он Погодину, - и через месяц опять беззаботный казак. Неузнанный я взошел на кафедру и неузнанный схожу с нее. Но в эти полтора года - годы моего бесславия, потому что общее мнение говорит, что я не за свое дело взялся, - в эти полтора года я много вынес оттуда и прибавил в сокровищницу души». С лицейской скамьи он мечтал об «общественном служении», и ему горько было признаться в своей неспособности к научной и академической работе. Отныне он всецело посвящает себя литературе: в этом и будет теперь его «служение на благо человечества».

В 1835 году выходит два новых сборника «Арабески» и «Миргород».

Ощущение безнадежности и обреченности, которое просвечивало сквозь шумное веселье «Вечеров», в новых рассказах расширяется и углубляется. Гоголь видит мир во власти темных сил; он умеет «вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров ».

В «Старосветских помещиках» автор изображает тихую, счастливую жизнь двух стариков–супругов Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Невольно вспоминается древняя легенда о любовной идилии Филемона и Бавкиды. «Жизнь их так тиха, так тиха, - пишет Гоголь, - что на минуту забываешься и думаешь, что страсти, желания и неспокойные порождения злого духа… совсем не существуют». Но как непрочны частоколы и плетни, ограждающие игрушечный рай стариков! Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна живут в невинности и блаженстве: низенький домик с протоптанной дорожкой от амбара до кухни, связки сушеных груш и яблок, висящие на заборе, жарко натопленные чистенькие комнатки с дверями, поющими на разные голоса; кладовые, полные всевозможных варений и солений, - таков уютный мирок старосветских помещиков. С умиленной любовью рассказывает автор об их прямодушии, простоте, скромности, гостеприимстве, об их трогательной взаимной любви. Но ни любовь, ни чистота не могут уберечь это беззащитное счастье. «Злой дух» проникает в их рай под видом тощей, одичавшей кошки; входит смерть и страдание. Для изображения темных сил Гоголь не нуждается более в чертях украинских сказок. Но куда страшнее мяуканье серенькой кошечки, предвещающей смерть, чем приплясывание черта, У которого «мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком».

Суеверная Пульхерия Ивановна верит, что одичавшая кошечка приносит ей смерть. Она делает распоряжения, ложится в постель и умирает. Через пять лет Афанасий Иванович слышит зов умершей жены - и покорно умирает. Закрываешь книгу и думаешь: для чего жили эти добрые, любящие люди? В чем был смысл их жизни? Почему погибли они от какого?то нелепого суеверия? И вспоминаешь слова автора: «страшная, потрясающая тина мелочей, опутавших нашу жизнь».

В «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» перед нами снова замкнутый мирок, «медвежий угол», в котором живут два друга–помещика. Гоголь как будто хочет сказать нам, что на земле дружба столь же случайна, бессмысленна и беспомощна, как и любовь. Долгие, спокойные годы прожили соседи в полном согласии. Они заменяли друг другу не только семью, но и весь мир. Иван Иванович витиевато рассказывал Ивану Никифоровичу политические новости, упреждал его в недостаточной тонкости обращения и любил пощеголять перед ним своим глубокомыслием; Иван Никифорович, ленивый и неуклюжий, с удовольствием ел дыни, прислушиваясь к красноречию своего друга; он добродушно трунил над его самолюбием и любил поражать его резкостью своих суждений. Все это повторялось изо дня в день, из года в год, как привычный образ жизни. Друзья Дополняли друг друга и были вполне счастливы.

И вот Ивану Ивановичу понравилось старое ру- Ивана Никифоровича, а Ивану Никифоровичу Не захотелось уступить его Ивану Ивановичу. Они поспорили и один назвал другого «гусаком». Это довольно невинное слово показалось обиженному крайне оскорбительным, произошла ссора, потом многолетняя тяжба; любовь внезапно превратилась в ненависть, и бывшие друзья проявили отвратительную мелочность, злобу, коварство. Автор заканчивает свою повесть восклицанием: «Скучно на этом свете, господа!» Скучно от трясины провинциального города с его пошлостью, низменными интересами, злобными сплетнями; скучно от этой судебной волокиты, доносов, жалоб, взяток, интриг; скучно от поветового суда с сундуками, в которых хранятся кипы гербовой бумаги с ябедами и прошениями; скучно от «удивительной лжи», находящейся на главной площади Миргорода. Серая, убогая жизнь; серые, пошлые души, страшный мир, раскрывающийся беспощадным и зорким глазам Гоголя.

В рассказе «Вий» бурсак–философ Хома Брут читает псалтырь над гробом панночки–ведьмы. Красота умершей поражает его паническим ужасом. Гоголь глубоко задумывается над загадкой красоты. В своей жизни он не знал любви к женщине и боялся этого чувства; ему казалось, что оно разрушит его душу. «Это пламя превратило бы меня в прах в одно мгновение», - писал он своему другу Данилевскому. Хома Брут гибнет от демонической силы красоты; мертвая красавица поднимается из гроба, злые духи врываются в церковь и приводят Вия - страшное чудовище с руками и ногами, засыпанными землей… У него железное лицо и веки, опущенные до самой земли. Он указывает железным пальцем на Хому, и тот, бездыханный, падает на землю.

В сборнике «Миргород» помещена большая историческая повесть «Тарас Бульба». Задумав обширный труд по истории Малороссии, Гоголь собирал документы, сказания и народные песни. Истории он не написал; вместо научного и объективного исследования создалась вдохновенная лирическая поэма о славном прошлом Запорожской Сечи. «Тарас Бульба» - не спокойное повествование историка, а восторженный гимн героям, сражавшимся за веру и родину; прошлое казачества Гоголь видит сквозь призму украинских дум, которые он называет «звонкими, живыми летописями». Он не рассказывает, а поет; вот почему тон его повести такой напряженный, повышенный, почти риторический. Ритм прозы легко переходит в ритм стихотворной речи; образы, сравнения, эпические повторения текут ровным лирическим потоком; отважный, разгульный и жестокий Тарас и его сыновья, суровый, воинственный Остап и романтически–влюбленный, пламенный Андрий, занимают первый план большой полу исторической, полусказочной картины. Их фигуры выше человеческого роста; это «лыцари» (рыцари), полные стихийных сил и неукротимых страстей.

Тарас везет своих сыновей, только что вернувшихся домой из бурсы, в Запорожскую Сечь. Картины вольной и беспечной жизни казачества полны буйной удали. Андрий, влюбленный в полячку, проникает в осажденный казаками город и изменяет Родине; Тарас убивает его собственной рукой. Остап попадает в плен к полякам, и отец в толпе присутствует при его ужасной казни. Среди нечеловеческих мучений Остап кричит: «Батько! где ты? Слышишь ли ты все это?» И Тарас, выдавая себя, отвечает: «Слышу!» Потом он свирепо мстит врагам за смерть сына; наконец, поляки захватывают его и сжигают на костре.

Молодецкие бои, отважные подвиги, героические события, напряженное и драматическое действие возвышенные чувства и пламенные страсти - все это придает поэме Гоголя романтическое очарование. Если прибавить к этому чудесные по своей поэзии описания южной природы, то станет понятно ее влияние на многие поколения русского юношества.

В повести «Тарас Бульба» Гоголь прощается со своей любимой Малороссией, ее славным прошлым, ее звонкими песнями. Жизнь в Петербурге и знакомство с чиновническим миром внушают ему иные сюжеты, другую литературную манеру. Он отказывается от пышного романтизма и пестрой нарядности своих юношеских повестей и старается точно описывать простую будничную действительность, незначительные мелочи убогой жизни петербургских чиновников.

В повести «Шинель» появляется мелкий, забитый и жалкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Он так принижен, так запуган, так обижен судьбой, что, кроме механического переписывания бумаг, ничего не умеет делать. Говорит он больше местоимениями и междометиями, боится насмешливых сослуживцев и трепещет перед начальством. Он так смирен и безответен, что ему и в голову не приходит жаловаться на свою безотрадную жизнь или роптать на судьбу. Только изредка, когда молодые чиновники уж слишком издеваются над ним и мешают ему работать, он тихо произносит: «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» «И что?то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что?то такое, преклоняющее на жалость, что один молодой человек, который по примеру других позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая?то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей. И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, с своими проникающими словами: „Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?” И в этих проникающих словах звенели другие слова: „Я брат твой!”»

Эта изумительная страница меняет все наше отношение к Акакию Акакиевичу. Вдруг в этом тупом и смешном существе, в этом автомате для переписки бумаг мы видим скорбное человеческое лицо - и наш смех сменяется мучительной жалостью. Основатель «натуральной школы» Гоголь открыл для русской литературы новую область: мир «маленьких людей», незаметных страдальцев, смиренных и кротких жертв социальной несправедливости, мир бедных, убогих, нищих духом, «униженных и оскорбленных». И после романтических героев, гордых личностей, презирающих толпу, бунтующих против общества, загадочных, разочарованных и упоенных собственным величием, «маленькие люди» показались живыми и близкими. Прозвенели слова Гоголя: «Я брат твой!» - и все последующие писатели, и Тургенев, и Достоевский, и Некрасов, и Толстой, горячо на них откликнулись. Русская литература прониклась состраданием к униженному и несчастному человеку, любовью к его страдающей душе, гуманным отношением к меньшим братьям Вся она стала бороться за достоинство человека и за улучшение его горькой участи на нашей земле Гуманизм и филантропизм русской литературы идет от Гоголя, и в этом его великая заслуга.

Акакий Акакиевич убеждается, что его старая шинель никуда не годится, и начинает по грошам копить деньги на покупку новой. Он отказывает себе в пище, ходит на цыпочках, боясь износить сапоги, дома сидит в одном белье, чтобы сохранить платье. Он живет как аскет и подвижник, и только мечта о новой шинели поддерживает его среди лишений. Наконец шинель приобретена. Товарищи приглашают его в гости, чтобы отпраздновать это радостное событие. На обратном пути домой воры снимают с него шинель. Он бегает по канцеляриям, жалуясь на кражу, начальство его «распекает» и топает ногами. Акакий Акакиевич заболевает с горя и вскоре умирает.

Так несложна и печальна история бедного чиновника. В каком душевном одиночестве, в какой заброшенности жил этот человек, если величайшим идеалом его, прекраснейшей мечтой могла сделаться теплая ватная шинель! А ведь, несмотря на всю свою неразвитость и забытость, он был способен и на силу воли, и на героическое самоотречение во имя своей мечты. Его ли вина, если данные ему Богом силы были истрачены даром, если цель его была столь низменна? Не виноваты ли мы все, проходящие равнодушно мимо наших братьев, погруженные в холод и себялюбие?

В другой петербургской повести «Записки сумасшедшего» Гоголь изображает мелкого чиновника гг прИщииа, который чинит перья в кабинете Его превосходительства. Он более развит и сознателен, чем бессловесный Акакий Акакиевич, и униженное положение больше его мучит. Душевная его драма усиливается от безнадежной любви к дочери директора; ум его не выдерживает, и он заболевает психически. Болезнь - мания величия - как бы вознаграждает его за все обиды самолюбия, которые ему пришлось перенести в жизни. Теперь уж он не жалкий чиновник Поприщин, над которым издеваются лакеи директора, а Фердинанд VIII, король испанский. С поразительной проницательностью анализирует Гоголь постепенное развитие душевной болезни своего героя: мы видим, как бредовые образы и идеи постепенно овладевают сознанием Поприщина, как борется с ними его изнемогающая душа, как беспощадно надвигается на нее мрак безумия. Нельзя без мучительной жалости читать жалобы сумасшедшего. «Нет, я более не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мной! Они не внемлют, не видят, не слушают меня. Что я сделал им? За что они мучают меня? Чего хотят они от меня бедного. Что могу дать я им? Я ничего не имею… Матушка, пожалей о своем больном дитятке!.. А знаете ли, что у алжирского бея под самым носом шишка?»

7 октября 1835 года Гоголь просит Пушкина Дать ему сюжет для комедии. «Сделайте милость, Дайте сюжет: духом будет комедия из пяти актов и клянусь, - куда смешнее черта». Пушкин рассказывает ему анекдотец о мелком чиновнике, которого в глухом провинциальном городе принимают за важного ревизора, и 6 декабря Гоголь уже сообщает, что комедия готова. «Ревизор» был написан меньше чем в два месяца.

Интрига комедии очень несложна: она построена на традиционном приеме quiproquo: одного человека принимают за другого, получается смешная путаница, недоразумение, забавные обманы и ошибки, наконец, все разъясняется появлением настоящего лица. В провинциальном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», чиновники встревожены слухами о предстоящем приезде важного лица из Петербурга, которому поручено произвести ревизию. Городничий Антон Антонович Сквозник–Дмухановский, человек крутого нрава, распоряжающийся городом как своей вотчиной, собирает на совещание чиновников: тут и судья Ляпкин–Тяпкин, «вольнодумец», берущий взятки борзыми щенками и никогда не заглядывающий в деловые бумаги, ибо «сам Соломон не разрешит, что в них правда и что неправда»; тут и попечитель богоугодных заведений Земляника, толстый, неповоротливый, но суетливый и пронырливый; в вверенной его заботам больнице лечение несложное: доктор–немец Христиан Иванович ни одного слова по–русски не понимает и придерживается мудрого правила: чем ближе к натуре, тем лучше. «Человек простой, если умрет, то и так и умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»; тут и смотритель училищ Хлопов, очень опасающийся умных людей: «таков уж неизъяснимый закон судеб, - говорит он, - что если преподаватель умный человек, то он или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси»; тут, наконец» и почтмейстер Шпекин, «простодушный до наивности человек», из крайней любознательности читающий чужие письма. Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, коротенькие, с небольшими брюшками и чрезвычайно похожие друг на друга, прибегают и, запыхавшись, сообщают, что приехал ревизор: он живет в гостинице инкогнито. Чиновники в полном смятении отправляются к нему на поклон.

Мнимый ревизор Иван Александрович Хлестаков - мелкий петербургский чиновник, с «замечательной легкостью в мыслях». Он ехал к отцу в деревню, по дороге проигрался, задолжал, и хозяин в гостинице отказывается кормить его в кредит. Появление чиновников сначала пугает его, он думает, что его хотят посадить в тюрьму. Но, поняв, что его принимают за какое?то важное лицо, он легко осваивается с новым положением, лжет, хвастается, увлекается собственными выдумками; переселившись в дом городничего, разыгрывает светского льва, волочится одновременно за женой и дочкой Дмухановского, у всех чиновников берет деньги «взаймы», вкусно ест, много пьет и вообще наслаждается своим неожиданным приключением.

После его отъезда в руки почтмейстера попадает его письмо к приятелю, и тот читает его вслух всем чиновникам. Хлестаков издевается над одураченными им «отцами города». Он пишет, что «городничий глуп, как сивый мерин», Земляника «совершенная свинья в ермолке», судья «в сильнейшей степени моветон», смотритель училищ «протухнул насквозь луком». Чиновники не успели еще прийти в себя от потрясения, как в дверях появляется жандарм и провозглашает: «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сейчас Же к себе». Происходит «немая сцена»: все замирают. «Почти полторы минуты окаменевшая группа сохраняет такое положение».

Комедия Гоголя и в наше время не потеряла своей комической силы. Остроумные характеристики действующих лиц, забавные положения, меткий и выразительный язык, живое и искусно построенное действие, сатирическое изображение убогого провинциального быта не потускнели за 100 лет прошедших со дня ее написания. По справедливости ее можно считать лучшей русской комедией.

***

19 апреля 1836 года «Ревизор» был представлен на петербургской сцене. Гоголь обиделся на критику и жаловался, что против него «восстали все сословия». Быть может, он надеялся, что его комедия произведет какое?то немедленное и решительное действие: Россия увидит в зеркале пьесы свои грехи и вся, как один человек, зальется покаянными слезами и мгновенно переродится. Но ничего подобного не произошло; были восторги и осуждения, были толки вкривь и вкось, и это все. Разочарование вызывает в авторе душевный перелом, и он уезжает за границу, чувствуя себя пророком, не признанным в отечестве. «Пора, пора наконец заняться делом», - пишет он Жуковскому. Это дело - писание поэмы «Мертвые души».

Гоголь полон веры и вдохновения. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет, - восклицает он. - Вся Русь явится в нем! Огромно–велико мое творение, и не скоро конец его». Вся Россия должна отразиться в его поэме… «Весь русский человек, со всем разнообразием богатств и даров, оставших на его долю, преимущественно перед другими нахалами и совсем множеством тех недостатков, которые находятся в нем, также преимущественно перед другими народами».

Душевный перелом в Гоголе был действительно велик: за границей, вдали от России, у него родилось сознание, что он национальный русский писатель. С 1837 года начинается «римская эпоха» его жизни, история все большей его влюбленности в Италию, все большего погружения в стихию чистой красоты. В Риме он полон жизнерадостности и вдохновения. «Я весел, - пишет он Жуковскому, - душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой». Но счастливая трехлетняя жизнь за границей завершается припадком странной нервной болезни. Гоголю кажется, что он умирает: он верит, что Господь чудом спасает его от смерти, что он - избранник, отмеченный особой заботой Промысла, проповедник и пророк. Тон его писем к друзьям резко меняется, становится по–церковному торжественным. Он пишет Данилевскому: «Властью высшею облечено отныне мое слово».

В 1841 году Гоголь приезжает в Россию печатать первый том «Мертвых душ». На родине ему тяжело. «Меня томит и душит все, и самый воздух», - говорит он. Летом 1842 года он снова покидает Россию, на этот раз на целых шесть лет. В конце эт°го же года он подготавливает к печати полное собрание своих сочинений. Этой датой замыкается последний литературный период его жизни. Остальные десять лет он медленно и неуклонно уходит от

литературы.

В «Авторской исповеди» Гоголь сообщает, что Пушкин советовал ему написать большой роман и дал сюжет: какой?то ловкий проходимец скупает крепостных, уже умерших, но по бумагам числящихся еще живыми; затем закладывает их в ломбард и таким способом приобретает крупный капитал. Гоголь начинал писать без определенного плана увлекшись возможностью постранствовать со своим героем по всей России, изобразить множество забавных лиц и смешных явлений.

Первоначально «Мертвые души» представлялись ему романом приключений вроде «Дон Кихота» Сервантеса или «Жиль Блаза» Лесажа. Но под влиянием духовного перелома, происшедшего в нем во время работы над этим произведением, характер романа постепенно стал меняться. Из авантюрной повести «Мертвые души» превращаются в громадную поэму в трех томах, в русскую «Божественную комедию», первая часть которой должна соответствовать «Аду», вторая - «Чистилищу» и третья - «Раю». Сначала - темные явления русской жизни, пошлые, тупые, порочные «мертвые души»; потом постепенное наступление рассвета: в отрывках незаконченного второго тома встречаются уже лица «добродетельные»: идеальный хозяин Костанжогло, идеальная девушка Уленька, мудрый старец Муразов, проповедующий о «благоустройстве душевного имущества»; наконец, в задуманном, но не написанном третьем томе - полное торжество света.

Гоголь пламенно верил в духовную красоту Росссии, в нравственные сокровища русского народа - и его терзали упреки критиков, утверждавших, что он способен изображать только низменное и уродливое. Как жаждал он возвеличить свою родину. Но трагедия его заключалась в том, что ему бы дан великий сатирический талант, гениальное умение подмечать все смешное и пошлое в жизни и полная неспособность создавать «идеальные образы» - А между тем он смотрел на свой труд как на религиозно–общественное служение, хотел не развлекать и смешить читателя, а поучать его и обращать к Богу. От этого внутреннего конфликта Гоголь погиб, так и не закончив своей поэмы.

В первом томе «Мертвых душ» Павел Иванович Чичиков, человек весьма благопристойной наружности и отъявленный плут, приезжает в губернский городок, очаровывает губернатора, полицмейстера, прокурора и все губернское общество, встречается с самыми крупными помещиками и затем посещает их имения. Мы знакомимся с «типами» помещиков, изображенными так ярко, с такой жизненной силой, что фамилии их давно стали нарицательными. Сладкий до приторности Манилов, давший своим сыновьям имена Фемистоклюса и Алкида и умильно шепчущий жене: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»; дубинноголовая, скаредная хозяйка Коробочка, смертельно перепуганная тем, что продешевила мертвые души; Ноздрев, молодец с румяными щеками и черными как смоль бакенбардами, кутила, враль, хвастун, шулер и скандалист, вечно что?то продающий, меняющий, покупающий; Собакевич, похожий «на средней величины медведя», прижимистый и хитрый, кулак–хозяин, выторговывающий гроши на каждой мертвой душе и подсовывающий Чичикову вместо мужика бабу «Елизавет Воробей»; скупец Плюшкин, в халате, похожем на женский капот, с четырьмя полами, болтающимися сзади, помещик, обкрадывающий собственных крестьян и живущий в каком?то складе пыльной рухляди; сам Чичиков, охваченный страстью наживы, совершающий мошенничества и подлости ради мечты о богатой жизни; его лакей Петрушка, носящий повсюду за собой особый запах и читающий ради приятного процесса чтения, и кучер Селифан, философствующий в пьяном виде и горько укоряющий своих коварных лошадей. Все эти фигуры, неправдоподобные, почти карикатурные, полны своей собственной, жуткой жизни.

Фантазия Гоголя, создающая живых людей, мало считается с действительностью. У него особый «фантастический реализм», это - не правдоподобие, а полная убедительность и самостоятельность художественного вымысла. Было бы нелепо по «Мертвым душам» судить о николаевской России. Мир Гоголя управляется своими законами, и его маски кажутся живее настоящих людей.

Когда автор «Мертвых душ» читал первые главы поэмы Пушкину, тот сначала смеялся, потом «начал понемногу становиться все сумрачнее и сумрачнее, и наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом тоски: „Боже, как грустна наша Россия”». «Меня это изумило, - прибавляет Гоголь. - Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это - карикатура и моя собственная выдумка».

Первый том «Мертвых душ» заканчивается поспешным отъездом Чичикова из губернского города, благодаря Ноздреву и Коробочке там распространяются слухи о его покупке мертвых душ. Город охвачен вихрем сплетен. Чичикова считают разбойником, шпионом, капитаном Копейкиным и даже Наполеоном.

В сохранившихся главах второго тома странствия Чичикова продолжаются; появляются новь «типы»: толстяк–обжора Петр Петрович Петух, бравый вояка генерал Бетрищев, ленивый и мечтательный «байбак» и «коптитель неба» Тентетников. Юмор автора заметно ослабевает, творческие силы его убывают. Художника часто заслоняет моралист- проповедник. Неудовлетворенный своим трудом, Гоголь перед смертью сжег второй том.

Словесная ткань «Мертвых душ» необычайно сложна. Гоголь издевается над романтическими «красотами слога» и стремится к точности и детальной записи действительных фактов. Он пересчитывает все пуговицы на платье своих героев, все прыщики на их лицах. Ничего не пропустит он - ни одного жеста, ни одной гримасы, ни одного подмигивания или покашливания. В этой нарочитой торжественности изображения мелочей, в этом пафосе возвеличения ничтожества - его беспощадная ирония. Гоголь уничтожает своих героев смехом: Чичиков надевает свой фрак «брусничного цвета с искрой» - и клеймо пошлости уже навсегда ложится на его образ. Ирония и «натуральная живопись» превращают людей в манекены, вечно повторяющие все те же механические жесты; жизнь Умерщвлена и разъята на бесчисленное множество бессмысленных мелочей. Воистину страшное царство «мертвых душ»!

И вот внезапно, неожиданно в этот затхлый и душный мир влетает свежий ветер. Насмешливый прозаик уступает место восторженному поэту; прерывается педантически–подробное описание пошлых лиц и убогих вещей и разливается поток вдохновенной лирики. Автор умиленно вспоминает свою юность, взволнованно говорит о великом назначении писателя и с исступленной любовью простирает руки к родине. На фоне холодной насмешки и злой сатиры эти лирические взлеты поражают своей огненной поэзией.

Чичиков в своей бричке выехал из города NN, тоскливо и уныло потянулись по сторонам дороги «версты, станционные смотрители, колодцы, обозы серые деревни с самоварами, городишки, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные…». Перечисление это напоминает не столько описание пейзажа, сколько инвентарь какой?то убогой рухляди… и вдруг Гоголь обращается к России:

«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу!.. Открыто–пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль перед твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться й пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пр°" странство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи… у| какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..»

1845 - самый трагический в жизни Гоголя: вдохновение его покидает, работа над «Мертвыми душами» превращается в чудовищную пытку, кончающуюся нервными припадками. В отчаянии решает он, что призвание его - не литература, а религиозно–нравственная проповедь. Он издает сборник статей «Выбранные места из переписки с друзьями». Их духовно–общественное значение не было понято современниками, и на Гоголя обрушились и враги и друзья. А между тем в «Переписке» были им намечены все черты, характеризующие великую русскую литературу, ставшую мировой: ее религиозно–нравственный строй, ее гражданственность и общественность, ее боевой и практический характер, ее пророческий пафос и мессианство. От Гоголя все «глубины» нашей словесности: и учение Толстого, и проблемы Достоевского, и искания Розанова, и религиозное возрождение начала XX века.

Перед русским сознанием Гоголь поставил вопрос религиозного оправдания культуры. «Мне ставят в вину, - пишет он, - что я заговорил о Боге. Что же делать, если говорится о Боге? Как молчать, когда камни готовы завопить о Боге?» Провал «Переписки» истолковывается автором как личный грех: он томится чувством богооставленности; идет в Святую Землю, чтобы замолить свои грехи и грехи России. Но и у Гроба Господня сердце его остается черствым. Он просит мать молиться о нем «Напоминаю вам об этом потому, что теперь более чем когда?либо чувствую бессилие моей молитвы»

В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь сжигает подготовленный к печати второй том «Мертвых душ». По словам Погодина, «придя в комнату, он велел подать из шкафа портфель, вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил их в печь и зажег их свечой из своих рук. После того, как обгорели углы у тетрадей, он заметил это, вынул связку из печи, развязал тесемку и, уложив листы так, чтобы легче было приняться огню, зажег опять и сел на стул перед огнем, ожидая, пока все сгорит и истлеет. Тогда он, перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, лег на диван и заплакал».

В понедельник на второй неделе поста он причастился и пособоровался маслом. Выслушал все Евангелия, держа в руках свечу, проливая слезы. Во вторник ему как будто сделалось легче, но в среду обнаружились припадки жестокой нервической горячки, а утром в четверг 21 февраля его не стало.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди