16.05.2019

Почему ребенок дерется. Теория «фрустрация — агрессия». Что делать в других случаях


Конфликты, разрушения, драка – это агрессивное поведение детей, столкнуться с которым можно не только в школе, но и дома. Подобный образ жизни несет угрозу жизни агрессора или наносит ущерб тому, на кого направлено разрушающее действие. Поэтому важно знать, какой бывает агрессия, что ее провоцирует и как предупредить ее появление.

Что представляет собой агрессия?

Чтобы обойти какое-либо препятствие, ребенок прибегает к одному из распространенных способов – агрессии. Чаще всего она возникает в ответ на срыв в каком-то деле, ограничение или запрет и направлена обычно на того, кто мешает в достижении цели.

О природе этого явления спорили многие:

  • З. Фрейд приравнивал проявление агрессии к одному из сильнейших неконтролируемых человеческих инстинктов.
  • Э. Фромм при объяснении явления опирается на соревновательные инстинкты людей, которое может привести как к положительным (оборонительная), так и негативным (деструктивная агрессия) результатам.
  • Доллард утверждал, что агрессивное поведение возникает на любую ситуацию, которой человек не удовлетворен.

Теория социального научения, которую считают самой близкой к описанию этого явления, позволяет выделить следующие особенности агрессии:

  1. Она передается «по наследству» : родители-агрессоры своим примером учат ребенка быть конфликтным.
  2. Появляется только при наступлении определенных условий и может быть взята под контроль.

Порой агрессор не может справиться с ситуацией, и пострадать в результате его действий могут случайные люди, оказавшиеся рядом, или он сам. Поэтому учить ребенка справляться с агрессией нужно.

Агрессия может быть:

  • Активной (само действие, представляющее собой угрозу) и пассивной (слезы, ругань, сплетни, надписи на стенах, негативные высказывания, удар по столу и т.п.).
  • Вербальной (ругань, крик, угроза) и тактильной (применение физической силы).
  • Внешней (на объект внешнего мира) и внутренней (самобичевание, самоуничижение).
  • Защитной (как ответ на провокацию) и провоцирующей (втягивающая в конфликт).
  • Несущей действительную опасность или воображаемую .

Почему возникает агрессия у детей?

Учатся агрессивному поведению дети, в первую очередь, в семье:

  1. Бабушка при утешении упавшего малыша ругает стул, о который он споткнулся. При этом приговаривает, ударяя по нему: «Не смей обижать маленьких! Ты – нехороший!». Что уж говорить о дальнейшем отношении уже повзрослевшего ребенка к «обидчикам».
  2. Часто мамы советуют детям дать сдачу, когда их ударит ровесник. Таким образом, они показывают, что основным орудием победителя является сила. Агрессивность постепенно становится устойчивой чертой личности, а родители недоумевают, почему у них вырос такой ребенок.
  3. Постоянные угрозы и унижения, критика и оскорбления, любые другие негативные меры воздействия на ребенка провоцируют подобное поведение по отношению к окружающим.

Связано в основном с защитной реакцией и не направлено на причинение вреда. Дети постарше могут оказать физическое воздействие, чтобы повлиять на неугодную ситуацию: забрать игрушку, наказать обидчика. Постепенно физическая агрессия заменяются вербальной, которая выражается в виде конкуренции, критических высказываний и замечаний, угроз и оскорблений. Подросткам свойственно проявление негативизма – немотивированных поступков, намеренно противоположных ожиданиям и требованиям окружающих.

Если в семье ребенку не хватает ласки и тепла, используются физические меры воздействия, нет терпения и заботы, успехами и неудачами детей интересуются мало, то вероятность того, что ребенок вырастет агрессивным, очень велика. Учить агрессии могут средства массовой информации и авторитетные сверстники-агрессоры.

Среди причин агрессивного поведения в школе выделяют следующие:

  • Несоответствие ожиданий действительности . Ребенку хочется быть лидером, но не получается упрочить свое положение в коллективе. Агрессия будет расти, если не помочь ему разобраться в себе, да еще при этом публично критиковать его.
  • Тревожность, страх . Они возникают, когда к ребенку предъявляют повышенные требования, связанные с учебой. Агрессия ребенка тем сильнее, чем меньше внимания уделяется его чувствам и желаниям со стороны взрослых («Ты должен выполнить все задания олимпиады, ведь наша школа – лучшая»).
  • Желание привлечь внимание . Ученик может повести себя агрессивно, когда не хватает общения с кем-то.
  • Негативная реакция на ограничение его желаний . Таким образом, ребенок может «выпрашивать» оценку, похвалу или протестовать против ограничения активности («Сиди смирно», «Положи руки на парту»).
  • Либеральное отношение к развитию коллектива . Если в школе нет установленных правил поведения, авторитетность взрослых на низком уровне, учащиеся устанавливают свои правила агрессивным путем. Примеров такого поведения перед глазами множество: взрослые, сцены неоправданного насилия в мультфильмах и кино, жестокие компьютерные игры, требующие виртуально разрушать и убивать, чтобы самому «выжить».

Агрессоры

Школьными агрессорами чаще всего выступают неуспевающие ученики, имеющие негативную учебную мотивацию, страдающие от внутренних комплексов . Возмутителями спокойствия могут выступать учащиеся с отклонениями в развитии.

Агрессоры часто характеризуются такими качествами, как вспыльчивость неуравновешенность, завышенная или заниженная самооценка, злопамятность, раздражительность. Такие дети растут в неблагополучной семье, не уважают взрослых, рано начинают курить, могут вымогать деньги у младших, навязывают свои правила поведения другим. Их часто можно встретить в компании старших подростков.

На уроке агрессоры пререкаются с учителем, стараются привлечь к себе внимание любым способом, лгут, манипулируют окружающими. На них жалуются одноклассники и учителя, они пропускают занятия, игнорируют общественную деятельность.

Жертвы

Типичными жертвами становятся аутсайдеры, которые могут терпеливо сносить все или провоцировать ответные действия . В любом случае агрессия, исходящая от окружающих, вводит жертв в депрессивное состояние, которое приводит к снижению самооценки, страху, тревожности, потере аппетита, в крайнем случае доводит до суицида. Как следствие – пропуски занятий, снижение работоспособности, негативное отношение к школе, учителям и одноклассникам, асоциальное поведение.

Что делать, если ребенок агрессивен?

Если ребенка останавливают, мешают ему проявить агрессию, он становится замкнутым и более неуправляемым.

Определить скрытую агрессию поможет выбор ребенка:

  • Из персонажей сказок и мультфильмов он предпочитает отрицательных.
  • Из игрушек ему больше понравятся монстры и чудовища.
  • Лучшим другом станет хулиган, который будет «вместо него» проявлять агрессию.

Если запрещать детям играть в «войнушки», проводить бой подушками, играть с солдатиками, то можно перенаправить его негативную энергию в другое, не всегда продуктивное русло. «Убрать» агрессивность не получится. В крайнем случае, она затаится в уголке души ребенка и, питаясь его эмоциями и чувствами, будет расти, чтобы в определенный момент выскочить наружу ураганом .

Переключить внимание ребенка можно несколькими способами:

  1. Внезапным звуковым сигналом (постучать ложкой по столу, включить громко телевизор, крикнуть).
  2. Неожиданным действием (выключить свет, выйти из комнаты, закрыть дверь, обнять маленького агрессора).
  3. Пошутить так, чтобы ребенок понял (смех снижает напряжение).

Наказание как средство воспитания… агрессивности

Если родители прибегают к физическому воздействию на ребенка, он утверждается во мнении, что это – самый эффективный способ воздействия на других. Следовательно, им можно воспользоваться, чтобы повлиять на других.

Малыш, которого наказывают, начнет избегать взрослых или будет им сопротивляться. В первом случае агрессия будет иметь скрытые негативные последствия, которые сложно устранить по причине их незаметности. Открытое сопротивление может вызвать ожесточение наказывающих родителей, а это очень яркий пример агрессии, который запомнится надолго.

Чтобы наказание было эффективным, нужно его применять сразу после проступка . Оно принесет ребенку негативные эмоции, которые он будет связывать со своим действием. Если наказание отсрочить, то ребенок сможет ощутить удовольствие от проступка, поэтому физическое воздействие будет уже бесполезным.

Что нужно помнить:

  • Если прозвучала угроза, она должна быть осуществлена, иначе дети будут игнорировать взрослых.
  • Если ребенок был наказан за поведение, то и в следующий раз, когда он нарушит аналогичные границы приличия, его следует наказать.
  • Нужно обязательно предложить наказанному альтернативу проступку.
  • После наказания полезно дать ребенку время для размышлений, осознания «неправильности» действия.

Конечно, ребенка нужно учить защищать свои границы. Но при этом важно научить его преобразовывать появляющиеся агрессивные эмоции в здоровые действия, проявлять сочувствие.

Чтобы ребенок рос неагрессивным?

Решить проблему агрессивности детей можно.

Чтобы ребенок мог контролировать себя, важно использовать конструктивные воспитательные методы:

  1. Отказ от физического наказания (в крайнем случае – сведение к минимуму), использование для решения конфликтов продуктивного общения.
  2. Активное слушание ребенка, помощь в борьбе с отрицательными эмоциями.
  3. Использований «Я-посланий», которые способствуют большей открытости в отношениях и не настраивают ребенка на оправдание и оборону («Я думаю, что» вместо «Ты поступил плохо»).
  4. Умеренная дозировка компьютерных игр и средств массовой информации.
  5. Соблюдение режима дня, в который включено время для полноценного отдыха.
  6. Качественный контроль телепередач и фильмов, отказ от просмотра сцен с неоправданным насилием.

И, конечно, положительный пример со стороны родителей, взрослых и адекватное оценивание возможностей ребенка. Нужно убедить его, что люди – самое важное в жизни. Сломанные игрушки можно починить, восстановить «сломанные» отношения будет гораздо труднее.

Обзывания, угрозы, нецензурные выражения, бросание учебных принадлежностей на пол и даже драки… вам это знакомо? Думаю, да, потому что почти в каждом классе есть такой ребёнок, которого принято называть агрессивным.

Кто же они – агрессивные дети? Откуда они такие берутся и как с ними взаимодействовать, чтобы и им помочь, и самим не «нарваться» на неприятности?

Начнём по порядку.

Агрессивным считается такой ребёнок, который постоянно или достаточно часто (не реже 1-2 раз в неделю) сердится, ругается с детьми и взрослыми, обзывает или оскорбляет их, бросает и (или) портит вещи, специально раздражает других людей, спорит, теряет контроль над своим поведением, дерётся, причём эти признаки наблюдаются в течение длительного периода времени (не менее 6 месяцев).

Откуда берётся такое поведение, почему ребёнок становится агрессивным? Ведь не рождается же он таким?! Чаще всего не рождается (хотя некоторые исследования говорят о физиологических причинах агрессивности). Но всё же в большинстве случаев влияние оказывают :

· Стиль воспитания в семье (агрессивность не вырабатываются, если мать уделяет достаточно времени и внимания ребёнку, если в общении присутствуют мягкость, взаимопонимание, забота).

· Отношение родителей к вспышкам гнева у ребёнка (он становится агрессивным либо в ответ на агрессию взрослых; либо если мама и папа вообще не обращают внимания на его неприемлемое поведение, т.е. поняв, что ему всё дозволено).

· Пример взаимоотношений родителей .

То есть я веду к тому, что, если у вас в классе есть ученик или ученица с признаками агрессивности, то работу с ними надо начинать с семьи, поскольку «игра в одни ворота» желаемого результата не даст.

А теперь давайте подумаем, что же можно и нужно делать учителю, если у него учится такой «сложный» ребёнок, тем более, если ещё в школе нет психолога.

Сначала скажу о нескольких важных моментах:

1. Работать придётся не только с агрессивным ребёнком , и даже не столько с ним, но и с тем детским коллективом , в котором он чаще находится. Если этого не делать, то ребёнок окажется в замкнутом круге: даже научившись справляться со своей агрессией, он не сможет общаться с детьми, так как они будут по-прежнему опасаться его, а это может вызвать повторную негативную реакцию.

2. Не стоит ждать быстрых результатов : коррекция агрессивности может продолжаться несколько месяцев. Более того, нужно быть готовыми к тому, что в первое время после начала работы с таким ребёнком она может даже повыситься (примерно на месяц), и только потом начнётся снижение её уровня.

Итак, что же делать учителю , чтобы облегчить жизнь агрессивному ребёнку, другим детям в классе, да и себе тоже не трепать нервы?

Первое. Постарайтесь если уж не полюбить, то хотя бы отнестись к такому ребёнку с сочувствием и пониманием. Потому что чаще всего агрессивный ребёнок – несчастный ребёнок, которому ну просто катастрофически не хватает любви, а попросить её приемлемыми способами он не умеет и не может. Так что ваша задача – найти те крупицы хорошего, которые непременно есть в нём, и уважать его за них. Другими словами, станьте для него другом ! Я понимаю, что это нелегко, а обычно как раз наоборот – очень трудно, но это не только самый надёжный путь. Чаще всего другого пути просто нет .

Второе. Стремитесь всячески показать другим детям положительные качества агрессивного ребёнка, чтобы, во-первых, пробуждать у них желание с ним общаться и помогать ему в преодолении агрессивности, а во-вторых, чтобы поднимать его самооценку, т.к. у таких детей она крайне низкая (хотя по их поведению этого не скажешь). Для этого чаще хвалите этого ученика, привлекайте его к участию во внеклассных мероприятиях, давайте поручения, которые ему по душе и с которыми он может хорошо справиться (а может, даже и лучше всех). Никогда не унижайте такого ребёнка, особенно при других!

Третье. Учите агрессивного ребёнка контролировать свой гнев. Для этого нельзя запрещать ему сердиться, злиться (только хуже будет и ему, и вам, и всем вокруг). Надо научить его выражать злость приемлемыми способами (скажи прямо, чем ты недоволен, начни так: «Меня очень злит, что…»; рассердился – прежде чем закричать или стукнуть, сосчитай до 10, сделай 5 глубоких вдохов; хочется покричать – выйди в коридор, покричи там; или можно сделать специальный мешочек для криков в классе; хочется ударить кого-то – иди побей боксёрскую грушу или специальную подушку (естественно, они в этом случае должны быть в классе), или постучи надувным молотком по полу…). Приёмов можно придумать много, было бы желание. Для начала этим способам владения собой обучать такого ребёнка лучше индивидуально .

Четвёртое. Учите ребёнка распознавать эмоциональные состояния других людей и своё собственное, так как у таких детей данное умение слабо развито или же почти совсем отсутствует, что и приводит в конечном итоге к непониманию других, обидам и ссорам. Для этого можно использовать картинки с изображением различных чувств, читать и обсуждать рассказы, смотреть кинофильмы, мультфильмы и беседовать о них, рисовать на тему эмоций и т.д. Эту работу лучше всего проводить не отдельно с ребёнком, а со всеми детьми в классе (для них это, кстати, тоже будет полезно).

Пятое. Формируйте у агрессивного ребёнка способность к сочувствию и сопереживанию, потому что из-за того, что у него трудности с пониманием эмоциональных состояний, он просто не умеет быть добрым тогда, когда это нужно. С этой целью можно проводить игры (дидактические, ролевые, драматизации), психологические игры и этюды, проигрывать различные ситуации, касающиеся общения и т.д.

Шестое. Объясните детям, которые учатся вместе с агрессивным ребёнком, его особенности и привлекайте их к оказанию ему помощи в овладении навыками самоконтроля. Так им будет проще понять ребёнка и легче принять его, а он сможет почувствовать поддержку, в которой очень нуждается.

Седьмое. По возможности игнорируйте негативное поведение агрессивного ребёнка, но обязательно хвалите его, если он смог выбрать приемлемый способ поведения.

Конечно, полного исчезновения агрессивности даже при использовании всех советов не может гарантировать никто. Но тем не менее, эти проявления станут реже и «мягче», и есть хорошие шансы, что жить и общаться с таким ребёнком будет гораздо легче и приятнее для всех окружающих и для него самого в том числе.

Желаю успехов!

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Насилие, насилие в семье, вооруженные конфликты, войны. Все это проявления агрессии. Думается, что глобальная агрессивность состоит из крупиц той агрессивности, которая живет в каждом человеке, но у кого-то она содержится в малых дозах, а у кого-то раздувается в пожар.

Во все времена интересовались, почему иной человек не перестает быть агрессивным, даже получив блестящее образование и воспитание. К примеру, маркиз де Сад — элегантен до умопомрачения, но женщин убивал изощренным способом.

Под агрессией мы понимаем любое действие, поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим людям, не желающим подобного обращения.

АГРЕССИВНОСТЬ — ЭТО ИНСТИНКТ ?

Именно так думали в свое время З. Фрейд и К. Лоренц.

Фрейд считал, что злоба, ненависть связаны с энергией разрушения, и это один из мощных человеческих инстинктов. Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт помог выжить и адаптироваться человеку в процессе эволюции.

По теории инстинктов человечество обречено на агрессивное поведение и никогда не сможет с ним совладать.

Сегодня эта теория психологами всерьез не принимается.

АГРЕССИВНОСТЬ ДИКТУЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ

Людям свойственно стремление к первенству, соревновательная борьба.

Э. Фромм различал два вида агрессии — оборонительную и деструктивную.

Оборонительная агрессия способствует выживанию человека, а потому считается доброкачественной. Примером может служить мать, защищающая своего ребенка. Оборонительная агрессия исчезает тогда, когда исчезает угроза жизни и любая опасность.

Деструктивная агрессия обусловлена психологическими и социальными факторами. Если оборонительная агрессия связана с инстинктом самосохранения, то деструктивная злокачественная агрессия, проявляющаяся в жестокости, напрямую связана с характером.

ТЕОРИЯ «ФРУСТРАЦИЯ — АГРЕССИЯ»

Представьте себе ребенка, который не хочет надевать шапку. Родители настаивают, ребенок сопротивляется. Родители нервничают, ругают ребенка, он, в свою очередь, тоже неспокоен.

Если существует препятствие на пути к достижению цели, у человека возникает психическое состояние, получившее название фрустрация. В качестве защитной реакции на фрустрацию возникает агрессивное поведение.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Согласно этой теории, агрессивное поведение усваивается путем наблюдения соответствующего способа действия. Родители, ведущие себя агрессивно, фактически обучают своего ребенка агрессивному поведению, потому что именно родители — первые посредники между ребенком и обществом. Именно эта теория более всего предсказывает агрессивное поведение. Кроме того, она утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, а значит, может быть преодолена, если взять ситуацию под контроль.

Агрессия проявляется в поведении и может быть вербальной, то есть словесной — угрозы, оскорбления и прочее, и физической — физическое нападение (драка, побои), разрушение и повреждение предметов.

ТИПЫ АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Дети, склонные к физической агрессии . Это дети несдержанные, с плохим самоконтролем, активные, смелые, решительные. Им свойственна импульсивность, нетерпеливость. Словом, это дети «без тормозов».

2. Дети, склонные к вербальной агрессии . У этих детей выражена психическая неуравновешенность, тревожность, неуверенность в себе, депрессивность. В присутствии чужих людей они замкнуты, в кругу близких — раскованны и общительны. Часто не умеют владеть своими эмоциями в ситуации трудностей и неудач. Не умеют скрывать свои мысли и чувства и высказывают их в оскорбительной форме.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии . Импульсивные, с отсутствием самоконтроля, не терпящие ожидания. Эти дети не считаются с обстоятельствами или желаниями окружающих, моральными нормами. Болезненно реагируют на критику в свой адрес, обидчивы, подозрительны.

4. Дети, склонные к негативизму. Ранимые, впечатлительные, в то же время эгоисты, самовлюбленные, обладающие чрезмерным самомнением. Все, что задевает их личность, вызывает реакцию протеста.

Как видно, далеко не все дети склонны к агрессии, если мы говорим о детях без психопатологии — о так называемых «нормальных». В «боевой готовности №1» к агрессивным вспышкам окажутся тревожные, вспыльчивые, импульсивные дети, то есть дети, предрасположенные к агрессивному поведению.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ АГРЕССИИ. СТАНОВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ Я

Дети получают сведения об агрессии из семьи, из общения со сверстниками, а также из средств массовой информации. Задумывались ли вы, каким образом маленькие дети усваивают модели агрессивного поведения?

СИТУАЦИЯ 1 Двухлетний малыш ударился о ножку стула и громко плачет. По тревожному сигналу «летит» любящая бабушка. «Что, мое солнышко, кто тебя обидел?» Ребенок указывает на стул и плачет еще громче. «Ах, этот стул негодный, мы ему сейчас покажем, как маленьких обижать», — приговаривает бабушка и отчаянно лупит по стулу. Внучок незамедлительно повторяет ее действия и молотит по ни в чем не повинному стулу. Вот и слезы высохли, все хорошо!

А все ли хорошо? Так ли безобидны действия бабушки?

СИТУАЦИЯ 2 К маме прибегает зареванный малыш 5 лет. «Вовка меня ударил», — вопит он. Мама решительно говорит: «А ты что же, не умеешь за себя постоять? Сейчас же пойди и дай сдачи!»...

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Перед нами два очень простых и достаточно ярких примера того, как происходит научение ребенка агрессивным действиям. Если это превращается в систему, можно с уверенностью прогнозировать развитие агрессивного поведения, которое со временем превратится в устойчивую черту личности — агрессивность. Ребенок, а затем подросток усвоит, что сила — оружие победы, и если ты не побьешь — побьют тебя.

Вспомните великолепную иллюстрацию воспитания агрессивности в ребенке в фильме П. Чухрая «Вор», где герой В. Машкова целенаправленно и методично внушает мальчику, что в жизни нужно нападать («Всегда держи соль в кармане, чтобы в случае чего «сыпануть» кому-нибудь в глаза»).

От того, каковы взаимоотношения родителей, родителей и детей, братьев и сестер, зависит, какими вырастут дети.

Жертвы агрессии зачастую сами начинают моделировать агрессивное поведение из поколения в поколение внутри одной семьи.

В раннем детском возрасте у детей можно наблюдать приступы упрямства, неуправляемость, драчливость в ответ на ситуацию, которая ребенку не нравится. Можно ли назвать это агрессивностью? Очень условно, ибо у малыша нет намерения причинить вред, это скорее защитная реакция.

В более позднем возрасте у детей возникают конфликты с ровесниками, связанные с желанием обладать, например, игрушками. Здесь уже наблюдается реакция нападения. Дети в возрасте 1,5 — 2 лет не отдают своих игрушек добровольно, потому что рассматривают их как часть собственного «Я». Попытка взять игрушку у ребенка воспринимается им как попытка отнять его руку или ногу.

По мере взросления дети учатся контролировать свои агрессивные импульсы, и здесь очень большую роль играет поведение родителей. Если они нетерпимы к любым проявлениям агрессии, «хитрые» дети избирают иные формы поведения, символические — в виде упрямства, непослушания вместо прямого нападения.

В возрасте от 3 до 11 лет у детей преобладает рукоприкладство (в среднем от 9 агрессивных проявлений в час). В более старшем возрасте физическое нападение сменяется более приемлемыми в обществе способами выражения недовольства — вербальной агрессией (соперничество, оскорбление, обвинение, критика, угрозы, замечания).

У подростков «взыгрывает» негативизм — немотивированное поведение, намеренно противоположное требованиям и ожиданиям других.

Замечено, что выраженное агрессивное поведение в основном совпадает с моментами возрастных кризисов.

Тяжесть агрессивных проявлений определяется по следующим параметрам:

  • частота и легкость их возникновения;
  • степень неадекватности той ситуации, в которой они возникают;
  • фиксируемость на агрессии;
  • степень напряженности в агрессивных действиях;
  • форма агрессии (легкая — вербальная, тяжелая — физическая, самоагрессия);
  • степень осознаваемости агрессивных действий. Если ребенок осознает то, что он делает, это предоставляет больше возможностей для его личностного развития.

Нужно понимать, что при тяжелом типе агрессивности не поможет психологическая коррекция. Необходимо прибегать к медикаментозной терапии.

Агрессивные дети вырастают в семьях, где мало тепла и ласки, где процветают силовые методы воздействия, особенно физические наказания, где нет терпения и заботы, где мало интересуются развитием детей, где не учат уступчивости и терпимости.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Мы проводили опрос в школе в параллелях

с 1-го по 8-й класс на тему, как наказывают детей дома. В среднем из 30-35 детей в классе лишь 2-5 человек отвечали, что их не наказывают.

А примерно 15-20 детей сетовали, что их бьют, ругают, используя словесные оскорбления.

В понятие «жестокое обращение» входит физическая жестокость (побои), психологическая жестокость, сексуальная жестокость, оставление ребенка без внимания, надзора или заброшенность.

В понятие «психологическая жестокость» вмещаются эмоциональное насилие — угроза в адрес ребенка, оскорбления, унижение его достоинства, непринятие, постоянная критика, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту, преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов, вовлечение в алкоголизм и наркоманию.

Сюда же относится грубое однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. Кроме того, в понятие «психологическая жестокость» входит моральная жестокость — отсутствие элементарной заботы о ребенке, недобросовестное выполнение обязанностей по его воспитанию, отсутствие питания, одежды, медицинской помощи, заботы, внимания и любви.

Следствием такого обращения с ребенком является появление агрессивности в качестве защитной реакции.

СИТУАЦИЯ 3 Дима Г., 11 лет. С виду добродушный толстячок с вечной улыбкой на лице. Никто и предположить не может, насколько обманчива его внешность. Стоит только тронуть этого ребенка, нечаянно толкнуть или сказать что-либо для него неприятное, он вихрем налетает на обидчика и молотит его так, что появляется опасение за жизнь жертвы.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Дима растет в семье с отчимом, мама не работает и зависит от своего нового мужа. Поэтому, когда отчим бьет Диму, мама на защиту не бросается. Нигде не работая, она, впрочем, не особенно много времени уделяет воспитанию сына, не очень тщательно за ним ухаживает. Свободное время, а его немало, уделяет мужу, подругам, хождению по кафе. В такой ситуации мальчик чувствует себя «недолюбленным» и понимает, что им пренебрегают. Часто у него не бывает тетрадей и ручек — «мама сказала, что у нее нет денег» (странно, что на кафе при этом хватает).

Вот и растет неудовлетворенный мальчик, который прекрасно понимает, что ему не очень повезло. С какой стати, например, он должен терпеть побои отчима? Свою неудовлетворенность Дима «разряжает» на сверстниках.

Совершенно очевидно, и это подтверждается как западными, так и отечественными исследованиями, что в агрессивных семьях растут агрессивные дети. Сколько приходилось наблюдать в школе за поведением детей и констатировать, что они драчливы, вспыльчивы, агрессивны, не стесняются в выражениях, и всегда оказывалось, что в семье их либо строго наказывают, либо мало любят.

«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» НАКАЗАНИЙ

Родители, применяющие физические наказания в качестве средств воспитания, могут быть примером агрессивности. Ребенок начинает думать, что физическая агрессия — хорошее средство воздействия на других, а раз хорошее, прибегать к нему в отношениях со сверстниками.

Ребенок, которого наказывают, будет избегать родителей или сопротивляться.

Наказание возбуждает и расстраивает детей. Иногда они забывают, за что, собственно, «схлопотали».

Часто дети повинуются только до тех пор, пока за ними наблюдают, то есть они скрывают внешние проявления нежелательного поведения, но оно не устраняется.

Достоверно чаще физические наказания применяются к мальчикам, поэтому и агрессивных мальчиков на свете больше. Если их агрессивность не корректировать, можно получить печальный результат. Агрессия с годами никуда не исчезнет, а только углубится. По некоторым данным, около 60 процентов выросших агрессивных мальчиков оказались к 24 годам на скамье подсудимых.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАКАЗАНИЯ

Иногда наказание может оказаться действенным средством изменения поведения, при этом необходимо учесть следующее.

  • Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка и применяться сразу после совершения проступка. Отсроченное наказание недейственно!
  • Немедленное наказание приносит неприятности до того, как нарушитель сможет осознать удовольствие от проступка.
  • Если звучит угроза, но не осуществляется на практике, дети начинают игнорировать родителей.
  • Нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз не обратить внимания на подобное поведение. Будьте последовательны!
  • Предложите альтернативу поведению, за которое ребенок был наказан.
  • Оставьте на короткое время ребенка в одиночестве — это эффективное средство для изменения поведения агрессивного ребенка.
  • Помимо таких деформаций детско-родительских отношений, как применение силовых методов, к провоцирующим факторам можно отнести холодность, враждебность, безразличие матери к ребенку или же терпимое отношение матери к проявлению агрессии ребенком по отношению к сверстникам или членам семьи.

СИТУАЦИЯ 4 Максим Г. (8 лет) учится во втором классе. Даже на уроках ведет себя крайне агрессивно: умудряется стукнуть любого, кто его затронет. Что уже говорить о переменах! Здесь просто опасно оставлять его без присмотра взрослых наедине с одноклассниками. Мальчик кричит, кидается на товарищей с кулаками. Лицо Максима никогда не выражает улыбки, всегда какое-то злобное и сердитое.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА Ребенок воспитывается в полной семье, но мама хронически находится на заработках за границей. Даже когда она и бывает дома, относится к ребенку весьма прохладно. Создается впечатление, что сын для нее обуза.

Папа вниманием не балует, работает водителем, поэтому контакт с ребенком эпизодический. Свое отсутствие компенсирует подарками в виде роликов, сладостей и даже мобильного телефона.

В арсенале имеется бабушка, которая принимает на себя весь шквал недовольства внука родительским неучастием в его жизни. На ровесников Максим смотрит свысока, кичится всем, чем только можно, часто словесно оскорбляет: «Да я вас всех по стенке размажу!» — кричит он, перекидывая из рук в руки мобильник.

Папа, надо сказать, регулярно звонит по этому мобильнику, причем в самое неподходящее время — то на уроке во время контрольной, то во время репетиции (учитель старается направить энергию Максима в мирное русло и всячески задействует его в школьных мероприятиях).

По словам бабушки, ребенок с детства был драчлив, но родители его никогда не останавливали. По сути, агрессивное поведение получало подкрепление. А в результате агрессия трансформировалась в агрессивность — устойчивую личностную черту. Помимо этого, эмоциональная отгороженность родителей является мощным провоцирующим агрессивность фактором.

СИТУАЦИЯ 5 Ваня Б. (10 лет) ученик 5-го класса. Растет в полной благополучной интеллигентной семье. Родители спокойные и уравновешенные люди, имеют высшее образование. Ваня постоянно демонстрирует агрессивное поведение. Очень скор на комментарии язвительного характера в адрес одноклассников непосредственно на уроке. Что до перемен, то тут в ход идут пинки, толчки, щипки. Жертвами становятся не только мальчики, но и девочки. Причем совершаются эти деяния Ваней без всяких причин, как-то походя. Создается впечатление, что ребенок выплескивает излишнюю энергию.

В рисуночном тесте «Моя семья» изобразил полную идиллию — мама, папа, Ваня, но в разгар рисования подал голос Алеша (мальчик, которого Ваня просто не выносит). Незамедлительно последовала реакция — на рисунке рядом с домочадцами, мирно сидящими на диване, появилось изображение Алеши и надпись: «Я выдергиваю ноги, уши и голову у Алеши Ф.»

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди