13.04.2019

Почвенная неделя в детском саду. Экологический проект экспериментирование Почва – живая земля Детский сад. «Знакомство с почвой »


Экологический проект средней группы №11 «Почва - живая земля »

Выполнили: Хасанова Г.Р Морякина Н.В.


Актуальность проекта.

Почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.

  • В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель проекта: подготовить малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям.

Объекты проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, долгосрочный.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Срок реализации : 2 месяца.

Предполагаемый результат.

  • Выработка навыков у детей по уходу за растениями (рыхление почвы на грядках, уход за комнатными растениями).
  • Формирование у детей понятия о необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Формирование навыков правильного поведения во время отдыха на природе.


Обитатели почвы

С этими обитателями знакомы все. И взрослые и дети. Живут они у нас прямо под ногами, хотя мы не всегда замечаем их. Ленивые дождевые черви, неуклюжие личинки, юркие сороконожки появляются на свет из рассыпающихся под лопатой земляных комков. Нередко мы брезгливо отбрасываем в сторону или немедленно уничтожаем, как вредителей огородных растений.

  • Сколько этих существ населяют почву и кто они –

наши друзья или враги.







«Где растения любят жить? ».

Плодородие необходимо сохранять!





Вывод

Почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Она играет особую роль в нашей жизни, переходное звено от неживого к живому.


Дополнительный материал

Загадки:

  • Чего на свете нет жирнее (Земля) .
  • Весь мир кормит (Земля) .
  • Сердита матка, да прикрыла деток до красного дня пуховым одеялом (Земля под снегом) .
  • Один льёт, другой пьёт, третий растёт (Дождь, земля, трава)
  • В землю крошки, из земли лепёшки (репа) .

Пословицы:

  • Без растений нет почвы, а без почвы не растёт ни одно растение.
  • Лучше один раз хорошо взрыхлить, чем два раза плохо полить.
  • Больше землю удобряй, выше будет урожай.
  • Нет плохой земли, есть плохие пахари.
  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь.



Воспитатель средней группы:

Епремян К.В.

Дмитруха В.С.


«Знакомство с почвой »

Цель: Формирование представления о роли почвы в жизни растений на Земле.

Задачи:

Формы и методы:

Оборудование:

иллюстрации , символы : воздух, солнце, вода;набор : «образование почвы»:прозрачный сосуд , камни, песок, глина, почва, искусственное растение;: лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка;поднос ;лейка

Ход занятия:

I.Сообщение темы .

Воспитатель: трава, земля).

).

II.Знакомство с почвой

    Образование камней и песка.

Воспитатель: вулканы капать ) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать?(дуть покатились ударялись ) и превращались в песок.

Воспитатель: Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он?(рассыпчатый ). Если ветер подует, что с ним будет?(разлетится ).

Воспитатель: в песок).

Образование глины. Рассказ «Образование глины».

Воспитатель: нет дул ); солнце?(грело). глину ).

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину.

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет нет черного землю-почву ).

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву?

Наблюдение за почвой.

).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель:

в плодородную почву ).

Воспитатель: да).

III.Закрепление. Выводы.

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал.

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохранять и беречь нашу планету Земля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ МО детский сад № 221 г. Краснодар

Воспитатель средней группы:

Епремян К.В.

Дмитруха В.С.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе детского сада на тему
«Знакомство с почвой»

Цель: Формирование представления о роли почвы в жизни растений наЗемле.

Задачи:

  • познакомить с длительным и сложным процессом образования почвы и ролью почвенных организмов в ее плодородии;
  • создать условия для развития интереса к исследовательской деятельности;
  • ·воспитывать стремление ценить и беречь плодородную почву,

Формы и методы:

репродуктивный; опыты с природными материалами; наблюдение; беседа; демонстрация природных объектов «Образование почвы»; игра-демонстрация «Угадай почвенное животное»; метод экологической эмпатии, метод экологической ассоциации.

Оборудование:

иллюстрации , с имволы : воздух, солнце, вода; набор : «образование почвы»: прозрачный сосуд , камни, песок, глина, почва, искусственное растение; набор резиновых подземных обитателей;наборы для опытов : лупа, ложка, стаканчики с камнем-керамзитом, песком, сухой глиной, почвой, влажная салфетка; поднос ; лейка с водой; видеофрагмент «Почвенные организмы»); аудиофрагменты «Звуки ветра и воды-дождя»; видеомагнитофон; магнитофон;

Ход занятия:

I. Сообщение темы . Организационный момент «Приветствие-рукопожатие».

Воспитатель: Сегодня на занятии по экологии мы познакомимся с удивительным миром природы! Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. А что у вас под ногами? (трава, земля). Земля, по-другому называется «почва».

Сегодня мы узнаем, что такое почва, как она образовалась, и даже сами попробуем узнать, как происходит ее образование! А помогут нам в этом – наши помощники. Послушайте и скажите, чьи это звуки? (аудиозапись звуков дождя и ветра; на доске помещаются символы солнца, воды и ветра-воздуха ).

Сейчас на нашей планете поют птички, цветут цветы, деревья! Красиво! Но так было не всегда, потому что почвы не было!

II.Знакомство с почвой

  1. Образование камней и песка.

Воспитатель: Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! А что это были за горы-великаны? (вулканы ). Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы что делать? (капать ) и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал что делать? (дуть ) и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они, что сделали? (покатились ), а когда катились друг о друга что? (ударялись ) и превращались в песок.

Опыт «Получаем песок из камней»

Воспитатель: Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он? (рассыпчатый ). Если ветер подует, что с ним будет? (разлетится ).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт, как образовалась почва на нашей планете. Возьмите стаканчики с камешками, высыпьте их в стеклянный сосуд. Верхние камешки ветер превратил во что? (в песок). Возьмите стаканчики с песком и высыпьте на камни, Посмотрите, как много песка появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в песке»

Метод экологической ассоциации. Дети образуют песчинки и «капелька» и «цветочек» проводят опыт.

Выживет цветок в песке? Почему?

Образование глины. Рассказ «Образование глины».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет ) Тогда они стали еще больше работать. Ветер что делал?(дул ); солнце?(грело). И песок стал совсем мелким, а водичка стала сверху капать, и песчинки стали слипаться и превратились в липкую что?(глину ).

Опыт «Липкая глина». Наблюдение за глиной

(Дети наливают в стакан воду, перемешивают, и выкладывают ее с помощью ложечки в стеклянный сосуд на песок).

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в глине»

Воспитатель: «Вода, ветер и солнышко обрадовались: они решили, что посадят в глине цветочек и он вырастет. Проверим? Мы с вами превратимся в глину. Дети-«глина» становятся очень близко друг к другу, а руки переплетаются через одного, как плетень. вы «слиплись», держитесь крепко-тесно). Капелька пробует пробиться в глине.

  1. Образование плодородной почвы.

Рассказ «Образование почвы. Роль почвенных организмов».

Игра-демонстрация «Угадай почвенное животное».

Воспитатель: Вода, ветер и солнышко загрустили: они так старались, сделали песок, а цветок в нем вырос?(нет ). Сделали глину, а цветок в ней вырос? (нет ). И тогда им на помощь пришли кто-то очень маленькие подземные жители. Жучок и червячок стали в глине ползать-ползать и сделали ее рыхлой. А еще они принесли с собой много вкусной черной еды для корешков. И от черной еды глина стала какого цвета? (черного ). И превратилась глина в черную…? (землю-почву ).

Просмотр видеофрагмента «Почвенные организмы».

Угадайте, кто еще принес вкусную черную еду для корешков в почву? (улитка, дождевой червь, муравей, жужелица, жук-навозник ). Посмотрите, как они стараются. И стала почва рыхлой и питательной.

Наблюдение за почвой.

Опыт: рассматривание почвы через лупу.

В почвеесть крупинки песка, чуть-чуть глины, но больше всего чего? (питательной черной еды для корешков ).

Работа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы»

Воспитатель: Давайте проведем опыт: образование почвы на планете.

Верхний слой глины превратился во что? (в плодородную почву ).

Возьмите стаканчики с почвой, выложите ее в сосуд на глину.

Посмотрите, как много почвы появилось на планете.

Подвижная игра-опыт «Выращиваем цветок в почве»

Воспитатель: «Почва» становятся не очень близко друг к другу, а руки соединяются в локтях. «Цветочек» корешками-руками врастает между «почвой». «Почва» его держит? (да).

Вывод: вырастет цветок в почве? Почему?

III. Закрепление. Выводы.

Обобщающая беседа с демонстрацией природных объектов «Образование почвы».

Воспитатель: Вспомним, как образовалась питательная почва на Земле, и кто в этом помогал. Педагог показывает на готовую демонстрацию природных объектов «Образование почвы».

  • Сначала из гор образовались что? (камни). Кто в этом участвовал? (вода, воздух, солнце).
  • Часть камней превратились во что? (песок). С чьей помощью? (солнце, ветер).
  • Верхний слой песка превратился в…? (глину). Каким образом?
  • А верхний слой глины стал чем? (почвой). Кто помог? Что сделали? (почвенные организмы принесли питательную еду для корешков, рыхлили).

Долго много-много лет работали жучки, червячки, улитки, муравьи, чтобы почва стала питательной, и на ней смогли вырасти что? (растения: цветы, деревья, кусты).

Как нужно относиться к почве? (бережно, чтобы она была цветущей). Давайте будем сохронять и беречь нашу планету Земля.


Наталья Плахтеева

Почвою не вся земля зовётся,

Только верхний плодородный слой,

Только в нём, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Цель:

Формировать у детей представления о почве как компоненте природы, о взаимосвязи почвы, растений и животных, обитающих в почве.

Программное содержание:

Дать представление о почве и её составе;

Показать значение почвы для растений и живых организмов;

Развивать умение проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы;

Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение;

Выделить некоторые свойства песка и глины;

Воспитание интереса к неживой природе, к исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Оборудование:

Маленькие пластиковые ёмкости для песка, глины, камушков, перегноя, чернозёма;

Большая пластиковая ёмкость для почвы;

Сказочный персонаж из природного материала «Старичок – лесовичок»;

Увеличительное стекло (лупа);

Методы и приёмы:

Словесные: мини-беседы с детьми, чтение сказки, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.

Игровая и трудовая деятельность.

Предварительная работа:

Беседы: «Что у нас под ногами», «Для чего нужна почва», «Как наши предки выращивали хлеб», «Летние работы в огороде».

Чтение сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

Рассматривание: «Коллекция камней», «Какой он, песок?», «Сухая и мокрая почва».

Словесные игры: «Я садовником родился», «Колесо».

Строительные игры из песка с помощью формочек различного вида «В песочной стране».

Труд на цветочной клумбе - ухаживание за цветочными растениями.

Наблюдения: «Куда уходит дождевая вода», «Труд садовника».

Слушание музыки: «Лесная тропинка» (Р. Лединев).

Упражнения на равновесие: «Гриб стоит на крепкой ножке» (стоять на одной ноге, «Змейка» (ходьба по начерченным линиям «тропинкам»).

Ходьба босиком по песку, камушкам, «Возьми камушек»

Пальчиковая гимнастика: «Рисуем угольком», «Найди камушки» (в песке).

Активизация словаря: почва, глина, песок, чернозём, камни, увеличительное стекло (лупа, опыт.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Смотрите, к нам в гости пришёл сказочный гость – Старичок – лесовичок! Ребята, давайте поздороваемся с ним.

(дети здороваются)

Воспитатель. Ребята, смотрите, Старичок – лесовичок что-то с собой принёс. (воспитатель демонстрирует детям маленький мешочек)

Воспитатель. Ребята, это подарок - мешочек с землёй из леса с тропинки, ведущей в домик Старичка - лесовичка. Эта земля называется почвой. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, который пронизан корнями растений.

(Дети рассматривают содержимое мешочка, которое воспитатель пересыпал в большую ёмкость)

Послушайте стихотворение о почве.

Рыхлый слой и плодородный,

Не оставит всех голодным,

Лишь с посадкой поспеши,

И работу соверши.

Прокопаешь и польёшь,

Сорную траву сорвёшь,

Выкопаешь урожай -

Им соседей угощай!

Почву необходимо

Беречь и сохранять.

Рыхлить, полить,

Следить, не засорять.

Тогда растения будут

Цвести, расти, блистать,

И урожай хороший

Удастся всем собрать.

Воспитатель. Ребята, почва бывает разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. К дому Старичка – лесовичка ведёт тропинка, на которой почва песчаная. Посмотрите, в ней больше песка!

(дети внимательно рассматривают почву)

В другом месте больше глины. Такая почва называется глинистой. Почва бывает и чёрного цвета, тогда она называется чернозём.

Воспитатель дополняет свою речь демонстрацией природного материала: песок, глина, чернозём. Дети с помощью палочек могут перемешать эти материалы и лучше познакомиться с ними



Воспитатель. Ребята, в народе есть немало пословиц и поговорок о земле:

Поле труд любит.

Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей.

Земля кормит людей, как мать детей.

Земля ласку любит.

Какова земля, таков и хлеб.

Землю уважай, она дает урожай.

Землю удобряй, так и получишь урожай.

Физкультминутка

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

Воспитатель. А ещё в почве живут разные животные. Кто скажет, кто же живёт в земле?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, для жизни всем нужен воздух. Чтобы узнать, что растения и животные получают из почвы, я предлагаю вам отправиться в научную лабораторию и изучить состав и свойства почвы. Давайте с помощью опыта убедимся, что в земле тоже есть воздух.

Опыт № 1 «В почве есть воздух»

Воспитатель. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы наблюдаете?

Ответы детей. Из комочка земли вверх поднялись маленькие пузырьки.

Воспитатель. Это воздух поднимается из воды. Где же был воздух?

Ответы детей. В комочке земли.

Воспитатель. Воздух в виде маленьких пузырьков всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт №2 «Из чего состоит почва»

Воспитатель. Посмотрите на землю через увеличительное стекло. Скажите, что вы видите?

Ответы детей. Корешки, сухие листики, песочек, камешки, глина и ещё что-то.

Воспитатель. На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья опадают с деревьев. А вы знаете, куда исчезают опавшие листья? Все опавшие листья тоже превращаются в почву. От этого она становится плодороднее, и на ней всё растёт лучше.

Вывод: почва состоит из сгнивших корешков растений, перегнивших листьев, песка, глины, камушков.

Рассматривание «Песок и глина»

Воспитатель. Рассмотрим через лупу песок. Похожи ли песчинки друг на друга?

Ответы детей.

Воспитатель. Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Ответы детей. Нет, песок рассыпался и песчинки тоже рассыпались кто куда!

Воспитатель. А теперь рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

Ответы детей. Нет.

Воспитатель. Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

Ответы детей. Да!

Опыт № 3 «Что лучше пропускает воду песок или глина?»

В процессе опыта дети убедились, что, так как частички песка не прилипают друг к другу, а рассыпаются, то вода быстро проходит сквозь него.

А глина плохо пропускает воду, потому что частички глины, намокая, прилипают друг к другу (слипаются вместе).

Вывод: песок пропускает воду лучше, чем глина.

Воспитатель: Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка

Ветер веет над полями

И колышется трава.

Облако плывет над нами

Словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит,

Наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед.

А потом наоборот.

Мы взбираемся на холм,

Там немного отдохнем.

Воспитатель. Ребята, мы провели с вами опыты, чтобы узнать состав почвы и её свойства. Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, перегной, песок и глина, камни. А что же получают растения из почвы?

Ответы детей: воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве, воду. Животные, обитающие в почве, рыхлят её, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Воспитатель. Молодцы, ребята, давайте скажем спасибо нашему гостю из леса за то, что, благодаря ему, мы узнали много нового и интересного о почве


При проведении экспериментов дети знакомятся с составом почвы, определяют благоприятные условия для роста и развития растений, необходимость почвы для жизни растений и животных, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дети знакомятся с дождевыми червями, их значением; выявляют зависимость живого организма от сезонных изменений в природе.

Чудесная кладовая.

"Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна - а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как оно называется:"

Актуальность проекта.

В России имеется большое количество ареалов с катастрофически деформированной природой, в которой происходит деградация почв. А почва, как и любая другая среда обитания, является важным условием существования жизни. Живые организмы, находящиеся в почве, как и сама почва, нуждаются в заботе и охране. Необходимо беречь почву от истощения, разрушения и загрязнения.

В проекте "Почва - живая земля" предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем через организацию в детском саду экспериментальной деятельности. Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Цель: формирование естественнонаучных основ и экологических понятий.

  • Формирование представлений у детей о почве как верхнем плодородном слое земли, её составе и значении.
  • Выработка навыков в проведении лабораторных работ.
  • Знакомство с "подземным царством": обитателями почвы, их особенностями, их ролью в формировании почвы.
  • Развитие речи и обогащение словаря.
  • Формирование понятия в необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.

Объекты проекта.

  • Дети МДОУ ЦРР - Детского сада "Сказка"
  • Семьи воспитанников, посещающих МДОУ.
  • Персонал МДОУ.
  • Предполагаемый результат.
  • Выработка навыков у детей по уходу за растениями (рыхление почвы на грядках, внесение удобрений, уход за комнатными растениями).
  • Формирование у детей понятия о необходимости бережного отношения к почве и её обитателям, о значении почвенных животных в природе.
  • Формирование навыков правильного поведения во время отдыха на природе.
  • Выработка навыков по технике безопасности при обработке растений и почвы ядохимикатами.
  • Формирование навыков в проведении экспериментов и опытов с понятием "не навреди".

Информационная часть.

Почва - это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается в верхнем слое почвы, поэтому этот слой темный. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие - основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв и разрабатывают правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля - наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь её от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения её плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100 лет всего один сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается. Ливневые дожди или бурные потоки весенних вод иногда так размывают землю, что появляются овраги. Люди ведут постоянную борьбу с ними: высаживают деревья и кустарники, которые своими корнями укрепляют почву. Растения задерживают снег на полях, чтобы талая вода увлажняла почву, а не стекала быстро по склонам. На склонах оврагов высевают луговые травы. Корни их, разрастаясь в почве, закрепляют склоны.

В природе растения и подземные животные приспосабливаются к почве, а человек научился составлять почвенные смеси из разных природных компонентов для более эффективного роста и развития растений.

Дерновая земля - это перепревшие в течение года пласты дерна (трава вместе с землей), взятые с луга. Бывает легкая и тяжелая дерновая земля: в легкой преобладают перегнившие растения, в тяжелой - глина.

Листовая земля получается через 2-3 года из сложенных в кучу опавших листьев, которые время от времени перелопачивают. В этом случае образуется рыхлая, легкая, но малопитательная земля.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля - это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1.5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной - это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землей, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы не было застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но и задерживает её, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

План работы с детьми по проекту "Почва - живая земля".

Месяц. Тема занятия, наблюдения. Цель.
Сентябрь. Занятие. Что такое почва? Показать сложность состава почв и многообразие их типов. Обратить внимание на малочисленность плодородных почв на земле.
Занятие. Почему песок хорошо сыплется? Выделить свойства песка и глины: рыхлость, сыпучесть.
Наблюдение. Что у нас под ногами? Подвести понимание детей к тому, что опавшие листья являются "кормом" для самих же растений.
Октябрь. Занятие. Что есть в почве?
Занятие. Как опавшие листья становятся питанием для растений. Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).
Наблюдение. Что стало с опавшими листьями? Обратить внимание на изменение опавших листьев в куче.
Ноябрь. Занятие. Что у нас под ногами? Подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав, состояние почвы зависит от состояния температурного режима.
Занятие. Кому лучше?

Посадка двух одинаковых отростков герани: в воду, в почву.

Определить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Наблюдение. Кому лучше? Определить благоприятные условия для роста и развития растений (в каком горшке появился первый новый листок), отметить в календаре записями и рисунками.
Декабрь. Занятие. Как быстрее?

Посадка двух одинаковых отростков хлорофитума в горшки с почвой: с плодородной, неплодородной.

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
Занятие. Какие корни у растений тундры? Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.
Наблюдение. Как быстрее? Определить благоприятные условия для роста и развития растений, отметить в календаре записями и рисунками.
Январь. Занятие. Где лучше расти? Посадка отростков традесканции в два горшка: с плодородной почвой, с песчано-глинистой смесью.
Занятие. Растения в зимнем саду. Установить зависимость живой природы от неживой (свет, тепло, влага).
Наблюдение. Где лучше расти? Определить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, отметить в календаре рисунками и записями.
Февраль. Занятие. Зеленые фигурки. Посев семян кресс салата в плодородную почву и в бумажные салфетки. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений, выделить почвы, разные по составу.
Занятие. Для чего корешки? Поставить отросток герани с корешками в прозрачный стакан с водой. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
Наблюдение за экспериментами: "Зеленые фигурки" и "Для чего корешки?" Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества на рост и развитие растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.
Март. Занятие. Где больше? Два горшка с одинаковыми растениями, одинаково увлажненные поставить: в тень, на солнце. Выделить причину сохранения влаги.
Занятие. Где лучше цветы растут? Посев цветов на рассаду в два горшка: с плодородной почвой, неплодородной почвой. Установить зависимость растений от почвы, зависимость факторов неживой природы от живой.
Занятие. Посев семян помидоров на рассаду. Подвести представление детей к пониманию условий, необходимых для роста и развития растений (свет, влага, тепло, почва, подкормка).
Наблюдения за рассадой цветов и помидоров. Определить по состоянию растений качество условий, необходимых для качественного роста и развития растений.
Апрель. Занятие. Нужен ли корешкам воздух?

Два одинаковых растения в горшках с плодородной почвой: одно рыхлить, другое не рыхлить.

Выявить причину потребности растения в рыхлении. Доказать, что растение дышит.
Занятие. Где растение больше получает воду?
Наблюдение за экспериментами: "нужен ли корешкам воздух?", "Где растение больше получает воду?" Выявить способность разных почв пропускать воду и причину потребности растения в рыхлении.
Май. Занятие. Могут ли животные жить в земле? Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические вещества).
Занятие. Наверх! Эксперимент с дождевым червем. Выяснить, что в почве находятся вещества, необходимые для жизни живых организмов (воздух, вода, органические вещества).
Занятие. Посев семян овощных культур в грядки. Подвести понимание детей к тому, что при создании благоприятных условий и плодородной почвы можно вырастить растение из семян.
Наблюдение за ростом и развитием растений на грядках. Оценить качество растений, зависимость их от природных условий, отметить выводы в календаре.
Июнь. Занятие. Наши друзья - подземные жители дождевые черви. Уточнить представление детей об обитателях почвы - дождевых червях, их строении, повадках, значении. Вызвать у детей положительные эмоции, убедить в том, что каждое существо имеет право на жизнь
Занятие. Чем нюхает червяк? Подвести представление детей к пониманию, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
Занятие. Высаживание рассады помидоров, садовых цветов на улицу. Подвести представление детей к пониманию зависимости растений от природных условий, плодородности почвы, зависимости состояния почвы от температурного режима воздуха.
Кукольный театр. Где зимуют насекомые? Подвести представление детей к пониманию взаимозависимости насекомых с почвой, их приспособленности к изменениям природных условий.
Экскурсия в лес. Какие бывают почвы? Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для дальнейшей экспериментальной деятельности (хвойную и листовую землю).
Июль. Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка растений удобрениями в огороде. Подвести представление детей к пониманию того, что растения нуждаются в благоприятных условиях.
Экологическое развлечение. Тайны цветов. Уточнить представление детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях, в необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсия на луг . Какие бывают почвы? Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать для дальнейшей экспериментальной деятельности дерновую землю, глину.
Август. Занятие. Прополка, рыхление почвы, подкормка удобрениями растений в огороде. Уточнять представления детей в том, что растения нуждаются в благоприятных условиях.
Занятие. Сбор урожая в огороде. Дать детям возможность видеть результаты своего труда, порадоваться.
Занятие. Сбор семян цветов. Подвести понимание детей к тому, что из цветов можно собрать семена, что цветы - живые существа, которые имеют свойство размножаться.
Экологический праздник. Вот какой урожай!. Закрепление знаний об условиях жизни растений, о взаимосвязи растений с природными факторами, правилах ухода за растениями. Воспитание желания трудиться, видеть и радоваться своим результатам.
Экскурсия на реку. Какие разные почвы. Уточнить представление детей о разновидностях почв. Собрать массовый материал для экспериментов: камни, песок.

Используемая литература.

  1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2003 г.
  2. Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников "Наш дом - природа". Москва, 1998 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2002 г.
  4. Николаева Н.И. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва 2001 г.

Ещё конспекты занятий в детском саду:
Роль создания экологической тропинки ДОУ в формировании у детей гуманного отношения к природе
Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушения в развитии, в условиях ДОУ средствами адаптивной физкультуры
Программа "Моя малая Родина"

Воспитание начал патриотизма у детей дошкольного возраста
Занятие в старшей группе "Законы дружбы"
| экологический | экологические проблемы | проект | проекты домов | экспериментирование | детское экспериментирование | почва | состав почвы | жив | живой | земля | планета земля | детский | детский сад | Страничка методиста | Экологический проект экспериментирование Почва – живая земля Детский сад


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди