08.04.2019

Подвижная игра части тела цель. Тематическая неделя “Части тела человека”. В комплект входят такие рабочие листы для малышей


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

Игра «Этот пальчик хочет спать...»

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.

В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)

Приходили прямо к дому

Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)

Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)

Друг без друга нам нельзя.

Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.

Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.

Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

«Я тебе покажу, как они ложатся спать».

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)

Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.

«У кого такие синие глаза?»

Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.

Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол - синие и коричневые (карие).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.

Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз - синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.

Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:

«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета - оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:

Мама доченьку качала

Дочке песню напевала

«Как у крошки-дочки

Мамины глаза

Словно василечки,

Глазоньки у дочки.

Глазоньки большие,

Синие такие!»

Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:

«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.

Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.

«Где же наши ручки?»

Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.

Ход игры: покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.

Где же, где же наши... (ручки) (руки спрячьте за спину)

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки - (хлопайте в ладоши)

Где же, где же

Наши ножки? (закройте коленки руками)

Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки,

Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)

Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.

«Покажи у куклы...»

Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).

Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.

Ход игры: рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:

Водичка, водичка, умой кукле личико!.

Умой кукле глазки, умой кукле носик!

И ушки и щечки помыть не забудь!

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.

«Это-я, а это-мамочка моя»

Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой(ая)», «маленький(ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица: нога, рука, голова.

Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая), вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.

Ход игры: встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:

Посмотри, вот это - я,

А это - мамочка моя.

Руки нашей мамы

Большие, ох, большие,

А у дочки-крошки

Маленькие ладошки!

Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:

«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно - она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос - он большой, а вот твой носик - он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.

В возрасте 2 года - 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица: нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев - 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.

Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол - большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т.д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».

Если ребенку 2 года б месяцев - 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая - пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить...» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).

«Маленькие и большие ножки»

Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».

Ход игры: ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.

Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке...»

Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».

Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.

Игра повторяется 2-3 раза.

Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.

«Прячем ручки, ножки»

Чему учится ребенок: действовать в соответствии со словами сопровождающего текста; использовать в речи названия частей тела; понимать указательное местоимение «вот»; произносить слово «вот».

Ход игры:

Где же, где же наши ручки? (дети прячут ручки за спину)

Где же наши ручки? Вот, вот наши ручки,

Вот где наши ручки.

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут ваши ручки. (дети используют вращательные движения кистями рук - ручки «пляшут»)

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? (дети приседают, закрывают ладошками ступни ног)

Пляшут наши ножки.

Вот, вот наши ножки,

Вот где наши ножки.

Пляшут, пляшут наши ножки (дети встают, выполняют притоп правой и левой ногой попеременно)

Где же, где же наши детки?

Где же наши детки? (дети закрывают лицо ладонями)

Вот, вот наши детки,

Вот где наши детки.

Пляшут, пляшут наши детки, (открывают лицо, хлопают в ладоши, делают «пружинки»)

«Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Ай!» - убирать ручки за спину; развивать пальчиковую моторику; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали.

Ай! (прячьте руки за спину, ребенок повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Ай!»

«Звонко хлопают ладошки»

Чему учится ребенок: прислушиваться к звукам, развивать слуховое внимание; формировать понятие «вот так»; понимать и использовать в речи существительные в творительном падеже множественного числа: «ручками», «ножками»; глаголы в форме настоящего времени множественного числа: «играем», «забавляем», «хлопаем».

Оснащение: ширма.

Ход игры: прочтите рифмовку и выполните движения в соответствии с ее содержанием, находясь за ширмой:

С детками играем,

Деток забавляем,

Вместе хлопаем в ладошки… (вместе с ребенком хлопайте в ладоши)

А теперь топочут ножки: (вместе с ребенком топайте)

Вот так! (хлопайте в ладоши за ширмой)

Вот так! (топайте за ширмой)

Ребенок, не видя движений взрослого, выполняет движения, ориентируясь по звукам из-за ширмы.

«Моя рука»

Задачи: Учить детей обводить контур собственной руки. Дополнять его деталями. Видеть в изображении знакомый объект.

Материалы: Листы бумаги, картон, кубики, кольца от пирамидки, геометрические фигуры

Педагог помогает ребенку обрисовать его руку и вырезает по контуру. Совсем маленьким детям мама обрисовывает ручку сама, попросив ребенка плотно приложить ладошку с раскрытыми пальчиками к листу. Контур руки можно приклеить на картон и разрисовать. Воспитатель может также вырезать контур своей руки (мамы так же могут обвести и вырезать руку) и сравнить ее с руками детей, говоря: «Вот какая у мамы большая рука, а у вас еще маленькие ручки. Вы будете подрастать, и ваши ручки тоже будут расти». Вырезанные контуры рук можно расположить на большом листе веером и подписать.

Дома мама может предложить ребенку обводить по контуру кубики, кольца от пирамидки, любые вырезанные из картона или фанеры геометрические фигуры.

«Курочка»

Задачи: Закреплять навыки печатания ладошками. Учить детей дорисовывать недостающие детали. Узнавать в изображении знакомый объект. Воспитывать аккуратность.

Материалы: Плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской.

Воспитатель раскладывает перед детьми плотные листы бумаги стандартного размера и глубокие лоточки, наполненные краской. Затем он предлагает детям аккуратно окунуть ладошку в краску(мамы помогают), приложить ее к листу бумаги и немного подождать, не двигая рукой. Затем ребенок осторожно убирает руку с бумаги и на ней остается отпечаток. Педагог (мама) пририсовывает к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, к основанию ладошки- ножки, - получается курочка. Если какому-то малышу понравится такое занятие, он может сам попробовать сделать еще один или несколько отпечатков ладошки и дополнить до изображения курочки. Ребенок может придумать свои варианты дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившееся изображение

«Полюбуйтесь, это я»

Чему учится ребенок: продолжает развивать мелкую моторику пальцев, активизировать работу большого и указательного пальцев; продолжает развивать творческие способности, воображение,видеть в скомканной салфетке реальный объемный предмет; активизировать словарь за счет слов, обозначающих части тела (голова, туловище, ноги, руки); части лица (глаза, нос, рот, брови, ресницы, рот); глаголов (комкать, втыкать, соединять); продолжать развивать ориентировку в пространстве, понимать и употреблять в активной речи предлоги «на», «под»; понимать значение уменьшительно-ласкательного суффикса -чк-.

Оснащение: розовые салфетки, зубочистки, бусины.

Ход игры: положите перед ребенком картинку с изображением ребенка. Рассмотрите ее. Показывая на каждую часть тела, просите ребенка называть ее. Если ребенок затрудняется назвать какую-то часть тела, то помогите ему:

Подойдите с ним к зеркалу;

Покажите пальцем на данную часть тела (или лица) на себе, затем на ребенке;

Назовите ее;

Повторите название данной части тела вместе с ребенком. Предложите сделать человечков из салфеток, зубочисток и бусин. Скажите, что вы будете делать большого человека (взрослого), а ребенок - маленького человечка (ребенка). Алгоритм выполнения человечков из салфеток смотрите в приложении. Этапы работы:

Скомкайте большую салфетку; покрутите ее между ладонями - получится туловище;

Возьмите салфетку меньшего размера, скомкайте, покрутите ее так же между ладонями - получится голова.

Соедините туловище с головой - воткните зубочистку в туловище сверху и наденьте на нее второй шарик из салфетки - голову;

Воткните с каждой стороны туловища по руке-зубочистке;

Затем из зубочисток сделайте ножки;

Глазки можно сделать из бусин (воткнуть или приклеить); нос, рот, брови, ресницы нарисуйте фломастером. Предложите ребенку сделать маленького человечка. Если ребенок не смог проанализировать все этапы работы, выполните ее еще раз, выполняя каждое действие с ребенком синхронно.

Усложнение: увеличьте количество человечков из салфеток; смените материал, бумагу, технические приемы.

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит:
Указательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но, как только я скажу, например, «лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-лоб-нос-нос-лоб-лоб-ухо!
Так как об ухе в начале игры речи не было, дети мгновенно путаются. Причем, сказав «ухо», ведущий специально обманывает ребят, указывая пальцем не на ухо, а на лоб или на подбородок, а ребята невольно делают то же самое.

Кто подходил - игра для детей

Что где? Кто где? - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
Что есть у нас на кухне?
Что есть у нас в прихожей? И так далее.
Где у нас стоит телевизор?
Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ - на кухне, или более развернутый - на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
Потом "отправиться" в путешествие.

Пальчик - игра для детей

Количество игроков: не менее двух
Дополнительно: картинки
Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженнее (а значит, и интереснее) будет игра.
Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Раз, два, три - говори! - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки
Эта игра может быть первым шагом в развитии целенаправленного внимания, в ней могут участвовать уже2-3-летние дети.
Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это происходит потому, что малыш не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания и реагирует только на первое. Данная игра учит детей придерживаться двух разных условий выполнения задачи: одно из них - узнать предмет на картинке и правильно назвать его; второе - удержать уже известный ответ и не называть предмет раньше времени.

С листком календаря - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: перекидной календарь
Каждый участник получает листок перекидного календаря. Девочка - четное число, мальчик - нечетное. По ходу вечера обладателям календарных листков предлагаются разнообразные задания: собраться по месяцам, собраться по дням недели, составить номер года.
Или: сформировать команду из 12 вторников, сред, четвергов и т. д. (число значения не имеет, но каждый из 12 месяцев должен быть представлен); найти «вчерашний день» (например, 25 сентября, ищет 24 сентября и т. д.).

Вратарь - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.
Ребенок:
Вратарем зовусь не зря:
Мяч всегда поймаю я.
Ведущий:
Раз, два, три -
Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра в стаканчики - игра на развитие внимания для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: стаканы, мелкий предмет
Берем два одинаковых стакана, переворачиваем их вверх дном. Под один стакан убираем какой-нибудь предмет или игрушку, под другим ничего не должно быть. Дальше просим ребенка выбрать стакан с предметом. После нескольких удачных попыток, стаканы медленно меняем местам и снова просим малыша выбрать нужный стакан. Чем лучше у ребенка получается следить за перестановкой и указывать нужный стакан, тем быстрее меняем местами стаканы и тем больше усложняем траекторию их движения.
Если сразу не получается, то можно взять прозрачные стеклянные стаканчики и положить тот предмет, который очень нравится малышу. Со стеклянными стаканчиками малыш понял, в чем тут дело - они двигаются!

Мы на четвертой неделе изучаем части тела человека. Этот комплект у нас не обычный, а в виде книги. С ней я участвовала в конкурсе. Про создание книги, маленькие хитрости и наши игры с ней .

Игры рассчитаны на малышей от 1,5 года до 3 лет. Для занятий с маленьким ребенком (от 1,5 года), Вы можете распечатать не полный комплект, а только те игры, которые больше подходят и нравятся. Некоторые задания комплекта мы используем единоразово (раскрашиваем, режем и т.д.), а другие прячем в файл, чтобы поверх рисовать сухостирающим маркером и стирать.

Комплект игр направлен на: развитие речи, мелкой моторики, логики, памяти, внимания, координации движений, подготовку руки к письму.

| pdf формат

Тематический комплект “Части тела человека”

В комплект входят такие рабочие листы для малышей:

  1. Лист-обложка для раскрашивания и аппликации. Можно вместе с ребенком наклеить волосы из ниток, украсить одежду и т.д.
  2. Раскраска с подписанными частями тела . Необходимо раскрасить мальчика и назвать части тела. Мама может провести пальцем по надписям, читая их, чтобы ребенок видел, что мама читает.
  3. Раскраска с и стих про него. Прочитать, раскрасить, назвать части тела, показать крылья и нимб.
  4. Что куда надеть? Задание: провести линии от предмета к месту, на которое его надевают. Например, бант надевают на голову.
  5. Вылепи черты лица человека из теста и пластилина. Мама может давать ребенку заготовки, которые она вылепит своими руками, а малыш их просто наклеит: глаза, рот, брови. Волосы малыш может наклеить сам из маленьких кусочков или одним большим куском.
  6. Соедини лицо и его форму. Это задание для деток возрастом ближе к 3-м, которые хорошо знают простые геометрические формы. Малыши могут выполнить его по маминым указаниям или рукой в руке мамы.
  7. Пальчиковая гимнастика “Пальчик, пальчик, где твой домик?” Можно почитать стишок, поиграть с ладошкой малыша, нарисовать на ней домик. Задавая вопрос пальчику, мы за него легонько тянем, а когда пальчик отвечает, загибаем его к центру ладошки в домик. Показываем пальчики на рисунке, называем их.
  8. Раскрась платье . Окунаем палец в краску и стараемся раскрашивать только платье.
  9. Проведи линию. Задание на развитие речи и подготовку руки к письму. Пусть малыш проведет маркером линию, а мама расскажет, чем мы видим, слышим, нюхаем, пробуем на вкус и на ощупь. Возможно, старшие малыши смогут самостоятельно ответить на эти вопросы.
  10. Книжка-игра “Подбери тело к голове” . Веселая игра для подбора соответствующих головы и тела.

П.С. Как всегда, низкий поклон и огромное спасибо за репосты и сарафанное радио!

Дидактические игры

для детей

дошкольного возраста

на тему

«Я человек. Моё тело»

Марьенкова И.И.

Малоподвижная игра «Попрыгай!».

На каждую строчку стихотворения - четыре прыжка . Левой ножкой - прыг, прыг.

Правой ножкой - прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух: Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись И остановились.

(Движения выполняем в соответствии с текстом).

Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, научить составлять описательный рассказ.
Дети составляют описательный рассказ о предложенном человеке, не показывая его другим детям. Рассказать, как он выглядит, что любит делать.

Малоподвижная игра «Это я».

Цель: закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела.

Это глазки. Вот. Вот

(показывают сначала левый, потом правый глаз)

Это ушки. Вот. Вот.

(берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)

Это нос. Это рот.

(левой рукой показывают рот, правой – нос)

Там спинка. Тут живот.

(левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

(вытягивают вперед обе руки, хлопают)

Это ножки. Топ. Топ.

(кладут ладони на бедра, топают)

Ой, устали. Вытрем лоб.

(правой ладонью проводят по лбу).

Дидактическая игра «Определи на ощупь».

Цель: упражнять умения детей в угадывании знакомых предметов на ощупь, называя признаки этого предмета.

Содержание. Ребенок должен на ощупь определить предмет в «чудесном мешочке» и охарактеризовать его, выделяя как можно больше признаков. Воспитатель предлагает назвать цвет предмета и выясняет, почему невозможно это сделать. В целях усложнения игры в мешочек стоит положить лишь один предмет для угадывания, предварительно показав его остальным детям. За каждый правильный ответ вручается фишка.

Малоподвижная игра «О левой и правой руке».

Цель: закрепить знания детей о левой и правой руке, развивать мелкую и общую моторику тела.

Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!

(вытягиваем руки вперед, показывая)

Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!

(хлопаем в ладоши)

Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!

(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)

Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!

(прикрываем рот той и другой)

Дорогу могут показать – и правая, и левая!

(показываем направление то правой, то левой рукой)

И с правою, и с левою!

(дружеское рукопожатие)

И могут ласковыми быть и правая, и левая!

Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!

(обхватываем себя руками – обнимаем).

Малоподвижная игра «Умею – не умею».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма.

Содержание. В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».

Цель: активизировать внимание детей на том, что большое количество задействованных в работе анализаторов облегчают выполнение любой работы.

Примечание. Побеседовать с детьми о том, в каком случае, получается, считать быстрее и почему.

Дидактическая игра «Определи по звуку».

Цель: упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Содержание. Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Дидактическая игра «Кто сказал - Мяу?»

Цель: т ренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Содержание. Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.

Для усложнения игры детям можно раздать по погремушке. Воспитатель указывает на очередного игрока, который должен погреметь своей погремушкой. Водящий определяет, кто из участников игры погремел погремушкой. При этом водящий может стоять в кругу, глаза должны быть у него закрыты.

Игровое упражнение «Поговорим без слов».

Цель: упражнять детей в понимании смысла некоторых жестов, позы, мимики человека.

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цель: закрепить знания детей о частях тела человека, употребление в речи детей антонимов.

Большой мальчикмаленький мальчик,

Чистый нос – грязный нос,

Короткий волосдлинный волос,

Сухой пот – мокрый пот.

Тяжёлый – лёгкий

Холодный – тёплый

Сильный – слабый

Умный – глупый

Хороший – плохой

Весёлый - грустный

Чистый – грязный

Дидактическая игра «Не пропусти свой звук».

Цели: закреплять знания детей о частях тела, развивать фонематический слух детей.

Содержание. Воспитатель предлагает каждому ребенку побыть домиком какого-то звука (дети сами выбирают и называют, чьим домиком они будут). Для этого они выбирают нагрудный знак с изображением любого звука русского языка ([р], [о], [ y ] и т.д.). В процессе слушания стихотворения (рассказа) дети определяют первый звук каждого слова. Услышав слово со «своего» звука, ребенку нужно быстро встать и сесть на место. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания.

Малоподвижная игра «Назови ласково».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет предмет, дети кидают мяч обратно и называют этот же предмет ласково. Воспитатель – папа, ребёнок - папочка и т.д.

Мама - мамочка, сын- сыночек, дочка - доченька,

нога - ножка, глаз - глазик, волос - волосок, ноготь - ноготок, сердце - сердечко, тело - тельце, голова - головка, головушка, рука - ручка, рученька, нога - ножка, ноженька, палец - пальчик, глаз - глазик, глазок,

уши - ушки, шея - шейка, нос - носик, рот - ротик, роток, зуб - зубик, зубок, губа - губка, язык - язычок,

пятка - пяточка, локоть - локоток, плечо - плечико,

спина - спинка, живот - животик, щека - щечка, лицо - личико, ладонь - ладошка, голос - голосок.

Настольно – печатная игра «Собери картинку».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, развивать логического мышление, кругозор, познавательный интерес и речевую активность.
Материал: карточки с изображением человека, разрезанные на несколько частей.
Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, что он собрал.

Малоподвижная игра «Что можно кушать?».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, р азвивать знания о пользе употребляемых продуктов для детских зубок.

Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

Дидактическая игра «Найди по описанию».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, о строении человека, способствовать развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Воспитатель описывает человека с картинки, как одет, что делает, дети называют кто это за человек (мама, папа, бабушка, ребёнок, человек какой – нибудь профессии). Игру проводит с опорой на картинки.

Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

Есть всегда у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят. (Глаза)

Тридцать два молотят,
А один поворачивает. (Язык и зубы)

Красные двери в пещере моей.
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот, зубы)

Пять братьев:
Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

Две соседки-красавицы
Встретиться пытаются,
Поболтать, посмеяться,
О своём пошептаться,
Но гора на их пути -
Не перелезть, не обойти. (Щеки)

На лице цветёт,
От радости растёт. (Улыбка)

У двух матерей по пяти сыновей,
И одно имя всем. (Рука и пальцы)

Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки. (Веснушки)

На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)

Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут. (Ноги)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, закреплять умения детей отгадывать загадки по определённым признакам, развивать у детей связную речь, мышление.

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней. (Человек )

Стоят два кола,
На колах – бочка,
На бочке – кочка,
На кочке – лес дремучий.(Человек )
И у бабушки есть, И у дедушки есть,

И у мамы есть, И у папы есть,

И у дочки есть, И у внучки есть,

И у лошадки есть, И у собачки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя )

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Одна другой касается -
Хлопок получается. (Ладонь)

Два брата в разлуке
Скучают друг о друге,
А сойдутся вместе -
Сердятся и хмурятся. (Брови)

Крутая скала
В косогоры вросла,
Над кручей лес
Возрос до небес. (Лоб)

Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Цель: закреплять знания детей о частях тела, развивать внимание, память.

М. Ефремов «Тело человека»

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки … слышат.

Воздухом наш носик … дышит.

Ротик может … рассказать.

Глазки могут … увидать.

Ножки могут быстро … бегать.

Ручки все умеют … делать.

Пальчики хватают … цепко

И сжимают крепко-… крепко.

Чтобы быть здоровым … телу,

Надо нам зарядку … делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий … вдох!

Наклонимся вправо-влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый … лоб!

Потянулись-потянулись…

И друг другу … улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным … телом!

Дидактическая игра «Один – много».

Цель: закреплять знания детей о строении человека, частях тела, учить детей образовывать формы множественного числа существительных.

Воспитатель показывает картинку с изображением человека, или часть тела (ухо, нос, нога), и просит детей назвать.
Голова - две головы - голов,

рука - две руки - рук,

нога - две ноги - ног,

ступня - две ступни - ступней,

палец - два пальца - пальцев,

глаз - два глаза - глаз,

ухо - два уха - ушей,

нос - два носа - носов,

рот - два рта - ртов,

зуб - два зуба - зубов,

язык - два языка - языков,

пятка - две пятки - пять пяток,

колено - два колена - колен,

локоть - два локтя - локтей,

плечо - два плеча - плечей,

спина - две спины - спин,

живот - два живота - животов,

волос - два волоса - волос,

щека - две щеки - щек,

лицо - два лица - лиц,

лоб - два лба - лбов,

ноготь - два ногтя - ногтей,

ресница - две ресницы - ресниц,

Малоподвижная игра «Игра в слова».

Цель: закреплять знания о строении человека, частях тела, развивать словарный запас детей, развивать быстроту мышления.

Дети хлопают в ладоши, услышав слово, подходящее к слову «Человек. Моё тело».

Январь, нос, шея, воробей, коленка, понедельник, сова, волосы, веки, гуси, утро, глаза, локоть, водитель, синица, голос, уши, май, лето, ворона, живот, снегирь, ногти, язык, солнце, курица, нос, вторник, пятка, пальчик, август, дрозд, сердце, берёза, октябрь, слюна, жаворонок, лебедь, ноябрь, рука, нос, голубь, перепёлка, ресницы, декабрь, ноги.

Настольно – печатная игра «Тени».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям, развивать навыки классификации, зрительное восприятие, память и мелкую моторику.

Воспитатель рассказывает детям, что произошла путаница, солнышко отпечатала тени, а к какому человеку она подходит, совсем не знает, помогите найти людей по их контурным изображениям.

Настольно - печатная игра «Разрезные картинки».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать умения детей складывать изображения.

Педагог предлагает детям сложить рисунки людей из разрезных картинок.

Дидактическая игра «Кого не стало?».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, учить образовывать слова-существительные в родительном падеже.

На доске или на столе выкладывают картинки 5-6 разных людей, предлагают детям назвать все изображенные картинки и запомнить их. Затем просят детей закрыть глаза, в это время педагог убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какого человека не стало. Например: «Не стало строителя», и т. д.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о человеке, частях тела, развивать логическое мышление, память.

Голова, шапка , ладонь, шея.

Варежки , пальцы, нога, ладонь.

Нога, стопа, сапоги , колено.

Глаза, нос, рот, очки .

Волос, дом , ноготь, сердце.

Тело, рука, папа , губа.

Язык, живот, локоть, сова .

Ступня, палец, глаз, снег .

Ухо, нос, рот, носорог .

Зуб, язык, ёж , пятка.

Колено, локоть, плечо, кисель .

Спина, живот, волос, колос.

Щека, лицо, небо , лоб.

Ноготь, ресница, синица , голос.

Малоподвижная игра «Помощники».

Цель: закрепить знания детей о человеке, его частях тела, описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия они совершают.

Головой мы (что делаем?) - думаем.

Глазами (что делают) – смотрят книгу.
Руками (что делают) – играют в игрушки.
Ноги – бегают по улице.
Волосы – заплетают в косу.
Сердце – стучит.
Нос – чувствует запахи.

ушами... - слушаем;

носом... - дышим, нюхаем;

ртом... - едим, пьем, говорим;

руками... - берем, держим, трогаем, рисуем;

ногами... - ходим, бегаем, прыгаем.


Дидактическая игра «Назови, кого ты видишь».

Цели: закреплять знания о строении человека, уметь быстро находить изображение людей в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его.

Педагог предлагает детям рисунки, на которых контуры разных людей (4-5) наложены друг на друга. Дети должны назвать всех, кто спрятался на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отгадать, у кого что получилось.

Дидактическая игра «Составление рассказа-описания».

Цель: учить детей составлять рассказ-описание о человеке с опорой на план-схему, развивать речь детей.

Дети составляют рассказ о человеке по плану.

Дидактическая игра «Здоровый малыш».

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью.

Ведущий раздает большие карточки детям и показывает маленькие карточки. Тот, у кого подходит эта карточка объясняет «хорошо это или плохо».

Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свою большую карточку.

Дидактическая игра «Одень ребят на прогулку».

Цель: закрепить знания детей о человеке, формировать умение различать предметы одежды в зависимости от времени года; развивать мелкую моторику рук. Развивать грамматически правильную речь.

Материал: фигурки мальчика и девочки из картона, бумажная одежда.

Вариант 1. Ведущий задаёт время года, а игроки одевают фигурки детей в соответствующею одежду. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, в случаи ошибок исправляет их, объясняя свои действия.

Вариант 2. Дети сами, между собой, договариваются – в одежду какого сезона будут одевать фигурки. После выполнения задания объясняют свой выбор одежды.

Дидактическая игра «Скажи со словом «нет»».

Цель: закреплять знания о человеке, частях тела, умение образовывать существительные в родительном падеже.

Мама - нет мамы, рука, нога, ногти, глаз, ухо, колено, волосы, ребёнок, дедушка, спина, живот, нос, язык, пальцы.

Дидактическая игра «Что сначала - что потом (режим дня)».

Цель: закреплять представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья. Формировать умение связно, последовательно объяснять свои действия.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить ребёнку разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Дидактическая игра «Лабиринты здоровья».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Учить детей видеть границы рисунка (в данном случае дорожки, вести линии не отрывая пальца от картинки; развивать мышление, логику, глазомер, усидчивость, волю; приучать охватывать всю картинку целиком, мысленно строить маршрут «путешествия».

Материал: карточки с изображением лабиринтов.

Описание: перед ребёнком ставится задача: найти дорогу от предмета личной гигиены до части тела, для которой он предназначен. Объяснить, как и для чего используется данный предмет.

Дидактическая игра «Вредно – полезно».

Цель: формировать представления о мерах профилактики и охраны здоровья. Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, грамматически правильную речь.

Материал: парные карточки противоположные по значению к здоровью, фишки-картинки с изображением действий вредных или полезных в той или иной ситуации.

Вариант 1. Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, и определить: на каких из них изображены действия, вредящие здоровью человека, а на каких наоборот являющиеся полезными.

Вариант 2. Ребёнку предлагаются парные карточки противоположные по значению к здоровью. Ему необходимо заполнить пустые окошки на них фишками-картинками, соответствующими условиям заданной ситуации.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно - логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

Дидактическая игра «Правила гигиены».

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать память, внимание.

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Дидактическая игра «Полезная и вредная еда».

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

Дидактическая игра «От младенца до старика».
Цель: закрепить представления детей о обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они): детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни.

Материал: картинки людей разного периода человека.
Педагог предлагает детям «прокатиться в машине времени». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет. Затем «отправиться в прошлое», найти картинки в младенческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей последовательности, начиная с самой ранней.
Потом из предложенных картинок людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика.

Дидактическая игра «Азбука здоровья».

Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Например: по утрам надо чистить зубы (ребёнок находит эту картинку) и т.д. (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.)

Дидактическая игра «Чистоплотные дети».

Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, щетка, полотенце».

Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло, «купание» (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Дидактическая игра « Моё лицо».

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Мальчики и девочки».
Цель: закрепить знания детей о различиях между мальчиками и девочками, что мальчики будут папами, а девочки мамами, уметь находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности.

Материал: картинки с изображением детей и взрослых разного пола с выделением особенностей внешнего вида, одежды, деятельности; картинки с изображением разных видов женской и мужской одежды, предметов деятельности.

Педагог предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.

Малоподвижная игра «Ты – моя частичка».

Цель: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память.

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т. д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот.)

Я – нога, ты – моя частичка. Ты кто? (стопа, пальцы ног, коленка).

Занятие 1

Задачи: закрепление умения сличать предметы; уточнение названий частей тела; формирование понимания пространственных отношений; развитие слухового, зрительного внимания и восприятия.

Оборудование: парные картинки для сличения (красное яблоко и зеленое яблоко, желтая груша и зеленая груша, легковая машина и грузовик и т.п.), куклы (по числу детей).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Дидактическая игра «Найди похожую картинку»
Логопед раздает детям по одной из парных картинок, остальные картинки лежат на сто¬ле. Подойдя к столу, ребенок должен найти картинку, парную той, которая была ему дана.

2.Дидактическая игра «Покажи у себя»
Логопед показывает и называет части тела у куклы, предлагая детям найти у себя те же части тела:
-У куклы есть голова. А у вас? (Дети показывают.)
-У куклы есть руки (ноги, живот, шея, волосы, уши, глаза, нос, щеки, рот).

3.Игра с куклами с речевым сопровождением

Логопед раздает детям куклы, а сам, держа в руках одну из кукол, демонстрирует действия в соответствии с произносимым текстом: Водичка, водичка, Умой куколке личико. Водичка, водичка,
Умой куколке ручки (ушки, носик, ротик).
Дети повторяют за логопедом.

4.Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

5.Выполнение словесных инструкций детьми

Логопед предлагает детям выполнять инструкции сначала по образцу, показывая все движения, затем по слуховому восприятию: «поднять руки», «опустить руки», «положить руки на пояс», «руки - за спину», «руки - за голову», «закрыть руками уши (глаза, нос)», «похлопать в ладоши впереди (над головой, за спиной)», «потопать ногами», «постоять на одной ножке».

Занятие 2

Задачи: активизация словаря; практическое усвоение понимания категории числа существительных; закрепление понятия «желтый цвет»; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: кукла, кружок желтого цвета (диаметром 8-10 см, из картона), счетные палочки основных цветов (в наборе обязательно должно быть 10-15 палочек каждого цвета).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Дидактическая игра «Назови, что покажу»
Логопед показывает части тела у куклы, дети называют указанное логопедом.

2. Различение единственного и множественного числа существительных

Логопед демонстрирует различные части тела у куклы («Вот рука, а вот руки»). Дети повторяют слова за логопедом. Затем каждый ребенок отвечает на вопросы логопеда:
-Где твои руки, покажи. (- Вот руки.)
-Где твой глаз? (- Вот глаз.) И т.п.

3. Пальчиковая гимнастика

Пальчики схватились, Пальцы рук сцеплены в замок.
Крепко подружились. Сжать сцепленные в замок пальцы.
Тара-рам, тара-рам, Поднимание-опускание сцепленных пальцев.
Разбежались по домам. Пальцы расцепить, спрятать руки за спину.

4. Коллективное конструирование модели «Солнышко»

На столе у логопеда коробка со счетными палочками основных цветов. Логопед предлагает детям подойти к столу и выбрать палочки желтого цвета. Далее логопед проверяет, правильно ли дети выбрали палочки по цвету.
На одну из парт (детских столов) выкладывается картонный кружок желтого цвета «солнышко». Дети размещают свои палочки вокруг кружка в виде лучей.

5. Итог занятия

Занятие 3

Задачи: развитие зрительного внимания, восприятия и памяти; закрепление названий основных цветов; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки к игре «Что забыл нарисовать художник?», счетные палочки (по шесть штук на каждого ребенка), листы картона основных цветов (четыре штуки).

Ход занятия

1.Организационный момент.
Упражнение «Покажи, что назову»
Логопед дает образец. Показывает руку и называет ее: «Рука» и т.д. Затем дети показывают называемые логопедом части своего тела.

2.Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед показывает детям схематичные изображения лица, на которых отсутствуют либо нос, либо рот, либо уши, волосы, глаза. Детям нужно определить, какая часть лица отсутствует на картинке, и назвать ее. Сначала дети выполняют задание вместе с логопедом, затем каждый ребенок самостоятельно.

3.Выполнение словесных инструкций детьми
Логопед не показывает движений.

4.Конструирование модели «Дорожка» (из счетных палочек)

5. Пальчиковая гимнастика

По нашей дорожке Указательный и средний пальцы руки «бегут» по дорожке,
Побежали ножки. построенной ребенком из палочек.

6. Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

Логопед выставляет на мольберте (доске) в ряд четыре листа цветного картона (красного, синего, желтого, зеленого цвета). Дети должны внимательно посмотреть на мольберт, затем закрыть глаза. Логопед убирает один из листов и просит детей открыть глаза и назвать цвет пропавшего листа картона. Сначала дети отвечают вместе, затем логопед дает это задание индивидуально каждому ребенку.

Занятие 4

Задачи: закрепление в активной речи уменьшительно-ласкательной формы существительных; развитие слухового внимания и понимания обращенной речи; развитие мелкой и общей моторики,

Оборудование: листы картона основных цветов (четыре штуки), картинки с изображением мы и малыша, счетные палочки (по шесть штук на каждого ребенка).

Ход занятия

1.Организационный момент
Дидактическая игра «Какой цвет пропал?»

2.Дидактическая игра «Мама и сынок»
Логопед показывает детям изображения мамы и малыша, называет части тела и лица, употребляя также уменьшительно-ласкательную форму этих существительных. Затем дети по очереди договаривают фразы, начатые логопедом:
- У мамы большая голова, а у сыночка маленькая... (головка). И т.п.

3.Игра «Слушай и выполняй»

На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся,
Ноги вместе, ноги врозь,
Ноги прямо, ноги вкось.

4.Конструирование модели «Дорожка»

5.Пальчиковая гимнастика

Маленькие ножки Указательный и средний пальцы руки «бегут» по
Бегут по дорожке: топ-топ-топ. дорожке, построенной из палочек.
Большие ноги Попеременное постукивание кулачками рук по
Идут по дороге: топ-топ-топ. крышке стола.

6.Динамическая пауза

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками, Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И бегаем кругом


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди