16.05.2019

Полезны ли развивающие мультики для ребёнка. Современные мультфильмы: польза или вред


Просмотр мультфильмов является достаточно увлекательным процессом, как для взрослых, так и для детей любого возраста. Яркие мелькающие картинки в телевизоре вызывают у малышей бурю различных эмоций. В связи с этим у многих родителей возникает вопрос: «Несут ли мультфильмы какую-либо пользу для ребенка? И существует ли опасность негативного воздействия мультиков на развитие маленького человека?
Мультфильмы, в общем, могут обладать как положительными, так и отрицательными характеристиками. То, что черпает из них ребенок, зависит напрямую от качества материала и от количества времени, проведенного у экрана телевизора. Мультфильм "Симпсоны" признан лучшим телесериалом XX века.

Полезные свойства мультиков

При просмотре светлых, добрых мультфильмов, к которым обычно относятся советские мультики, ребенок будет получать навыки общения и поведения в социуме. Наблюдая за сказочными героями, ребенок сможет научиться доброте, ответственности, честности и многим другим положительным качествам. Как известно, в добрых мультиках добро всегда побеждает зло и, следовательно, отрицательные персонажи в итоге наказываются. На таких примерах малыши смогут понять «что такое хорошо и что такое плохо». Именно из мультфильмов дети понимают, что зло, совершенное человеком, обязательно вернется к нему, а за добрым делом всегда следует поощрение.
С помощью навыков, полученных при просмотре мультиков, малышу будет проще адаптироваться в детском саду или школе. Ребенок без труда будет общаться со своими сверстниками. Кроме того, интересный мультик может стать отличной темой для обсуждения с друзьями.
Важно, чтобы просмотр телевизора не отнимал у ребенка слишком много времени. Малыш должен гулять, играть, рисовать, играть с другими детьми. Если ребенок будет смотреть телевизор примерно 30 минут в день, то любимые мультфильмы будут нести только пользу для его развития.

Вред от мультфильмов

Если телевизором родители пытаются заменить ребенку няню и при этом малыш проводит за просмотром мультиков большую часть своего времени, то польза от этого занятия практически утрачивается. Постоянный просмотр мультфильмов может нести за собой следующий вред:
1. Негативное влияние на органы зрения ребенка;
2. Появление тревожности, нервозности ребенка. Особенно часто такое бывает при просмотре ребенком мелькающих мультиков, в основу сюжета которых заложена погоня одного персонажа за другим. У ребенка может нарушиться сон;
3. В отдельных случаях развитие отрицательных качеств личности: жестокость, грубость. Это случается, когда в просматриваемом мультфильме нет четкого разграничения между отрицательным и положительным персонажем;
4. Отрицательное воздействие на развитие речи. Если не обсуждать с малышом события мультфильма, то он может сделать неправильные выводы о том, как вести себя в той или иной ситуации. Часто случается, что малыши настолько «вживаются» в сюжет мультиков, что начинают путать «экранный» мир с реальным.
При существовании в современном обществе очень сложно избежать знакомства ребенка с телевизором и мультфильмами. Однако дети дошкольного возраста должны смотреть телевизор как можно реже и только под присмотром взрослых людей.

Задача хорошей анимации – научить чему-то полезному. Для самых ответственных родителей мы составили список мультфильмов, признанных психологами, неврологами и самими родителями, опасными для психического здоровья детей.

Маша и медведь

Сюжет: на голову цирковому медведю в отставке сваливается неугомонная девочка Маша, которая, как магнит, притягивает к себе неприятности.

Мультик с приятной графикой, качественно прорисован, дети его обожают. Но то, что любят дети, не всегда полезно для них. Маша – гиперактивный ребенок с явным дефицитом внимания, наглая, невоспитанная, эгоистичная. Балуется, развлекается, шкодит, стоит на ушах. Медведь смиренно терпит ее выходки, почти не наказывает и мечтает, чтобы его оставили в покое.

Опасность: посыл мультфильма – "нарушай все правила приличия, веди себя, как вздумается, тебе все простят". Это никак не способствует послушанию, и снимает внутренние табу ребенка на плохие поступки. Сериал спорный, рекомендуется смотреть в присутствии родителей, сопровождая подробными разъяснениями, почему, как Маша, поступать нельзя.

Клуб Винкс – школа волшебниц

Сюжет: шесть девочек-волшебниц учатся в школе фей, активно занимаются личной жизнью, параллельно воюя с темными силами.

Опасность: героини – барышни эффектные: огромные глаза, стройные длинные ноги, широкие бедра, узкая талия, распущенные волосы и броская сексуальная одежда. Над созданием образов потрудились, кстати, дизайнеры Дольче и Габбана. В подкорку маленькой девочки закладываются ложные стандарты красоты, с вытекающим комплексом неполноценности: отражение в зеркале никогда не будет дотягивать до идеального образа.

Традиционно женские качества – скромность, целомудрие, милосердие – в этом мультфильме откровенно высмеиваются, предлагается взамен модель мира, где царствует женская сила. Волшебницы сами могут за себя постоять, нагрубить или сдать сдачи. У ребенка формируются ошибочные понимания женского и мужского поведения. Анимационный сериал пропитан идеей: "Хочу яркой легкой жизни без усилий и труда". Обладая сверхспособностями, несвязанными с уровнем интеллекта, феи не утруждают себя даже мелкой работой, за них ее выполняют летающие мини-помощницы.

Школа монстров

Сюжет: вампиры, зомби, мутанты, оборотни и прочие монстры-подростки обучаются в одной школе.

Задумка была похвальной – собрать героев легенд и мифов разных стран в одной мультистории, но исполнение подвело. Режущая глаз анимация, тупые шутки, жаргонная речь – никак не повышают словарный запас и не обогащают новыми знаниями. Из серии в серию герои презирают учебу (не учиться – это здорово), обсуждают шмотки, парней, внешность. Такие понятия, как уважение к взрослым, семейные ценности, дружба, понятия о прекрасном опошляются.

Опасность: в психике ребенка заложен стандарт – хорошее должно быть красивым, симпатичным, отрицательные герои – наоборот. Если все персонажи одинаково уродливы, ужасны, у ребенка нет ориентиров, кто плохой, кто хороший, кто поступает правильно, а кто плохо. Плюс, когда ребенок вынужден подражать страшному герою, то страдает самоощущение малыша. У детей притупляется страх смерти, как один из сильнейших сдерживающих барьеров, помогающих избежать опасности. Наоборот, в "Монстрах" активно воспевается культ смерти и гламур загробного мира.

Губка Боб – квадратные штаны

Сюжет: морская губка работает поваром в ресторане. Увлекается охотой на медуз, карате, пусканием мыльных пузырей. Отличается крайней степенью наивности, оптимизма.

Губка Боб и его друг Патрик засовывают себе в уши и носы различные предметы, называют друг друга "тупицей", "идиотом", бьют поочередно по голове кувалдой, поедают несъедобное (фонарики, например). Все это вперемешку с примитивным юмором о мире взрослых, "Как стать взрослым: выпяти грудь, скажи "подоходный налог", а теперь прими многозначительный вид". И этот мир кажется им непривлекательным, непонятным, требует тяжелого однообразного труда.

Опасность: от мультика веет пугающей деградацией и отупением, впечатлительные же дети могут броситься повторять мультяшные эксперименты на практике. Завуалированная мораль Боба – а зачем вообще взрослеть – грозит вырастанием поколения инфантильных людей.

Барбоскины

Сюжет: пять щенят пытаются ужиться между собой, самостоятельно решая свои проблемы.

Показана явно нездоровая модель семьи, где родители заняты собой и появляются, когда надо кого-то отругать или что-то купить. Дети не дружат, напротив, не прочь поиздеваться друг над другом, подначивают, ябедничают, пакостят и обзываются

Опасность: грызня между братьями и сестрами, интриги – не лучший пример для решения конфликтов. Плюс, мультсериал напичкан избитыми стереотипами: тупая красавица, ботан, недалекий спортсмен, ребенок без особых дарований.

Том и Джерри

Сюжет: кот пытается поймать мышонка, и сам страдает от этого на протяжении всех серий.

Опасность: агрессивность. В эпизодах регулярно показываются сцены насилия, жестокости, демонстрируются вредные привычки. Ни кот, ни мышь не несут ответственности за свои издевательства. (Альтернатива – советский мультфильм "Кот Леопольд", где противные мыши попадаются в свои же ловушки).

Трансформеры

Сюжет: затяжная война роботов.

Хитросплетения ребенку трудно понять, от длительного просмотра накапливаются злость и раздражение.

Опасность: роботы превосходят человека по разуму, способностям, малыш искренне восхищается непобедимыми и всемогущими героями, подавляя собственное "я", снижая свою самооценку. Легко привыкает к острым ощущениям – просмотру агрессивных сцен, и после этого спокойные и добрые мультфильмы кажутся ему скучными, пресными.

Все виды аниме (Покемон, Сейлор Мун, Наруто)

Ребенок любит все яркое и броское, его внимание приковано от и до (пример с рекламой), он, как завороженный, готов сутками пялиться в экран, плохо улавливая суть происходящего.

Опасность: яркие цвета, компьютерная графика, не передающие настоящую мимику – и малышу трудно осознать, какие чувства испытывает герой. Смущает и внешний вид героев: неестественно большие глаза, нереальные изображения рта и носа, неправильные пропорции тела ломают понятие ребенка о том, как должен выглядеть нормальный человек. Ядовитые краски, мельтешение провоцируют излишнюю возбужденность, а хаотичный видеоряд может привести к логоневрозу (речевым нарушениям), поскольку информация не успевает усваиваться. Стоит предостеречь от просмотра "Покемонов" особенно впечатлительных детей, склонных к подражанию. Были зафиксированы случаи, когда дети, как и покемоны, прыгали с высоты, из окон, трюки, которые они пытались повторить, сопровождались серьезными травмами.

_________________________

Мультфильм неотделим от детства, поэтому невозможно убрать анимацию из жизни ребенка, запретить ее. Более того, демонстративный запрет вызовет дополнительный интерес, к тому же вы лишите ребенка тем для общения со сверстниками. Лучше сесть рядом с чадом и разобрать досконально увиденное. Обсуждайте, узнайте точку зрения ребенка, задавайте вопросы.

"Подберите те мультфильмы, где герои красивы и добры, мужественны, смелы. Пусть малыш копирует хорошие манеры, тактичность и доброжелательность, пусть слышит и повторяет правильную речь, улыбается и учится дружить, а не старается быть первым во всем, мстить и злиться, забавно хмуря бровки, как это делают большинство героев ненужных ребенку мультиков", – рассказала Дням.Ру детский психолог Татьяна Голубева.

Ребенку свойственно перенимать то, что он видит. Малыши с удовольствием подражают мимике и жестам, манерам и поведению, свойственным персонажам мультфильмов. "Когда родители замечают некрасивые гримасы, агрессивное поведение, слышат грубоватые жаргонные фразы и жалуются на это, то всегда хочется сказать, поменяйте мультяшный репертуар", – резюмирует эксперт.

Мультфильмы любят практически все поколения вне зависимости от увлечений и пристрастий. Советские мультики вызывают ностальгию у взрослых людей прошлых лет, а современные красочные мульты завоевывают популярность у самых юных зрителей нашей страны. Я и мои дети тоже являемся поклонниками современной мультипликации, поэтому я в курсе всех последних новинок и трендов в этой сфере.

Но если я, взрослый человек, могу с легкостью посмотреть один мультик и пойти заниматься своими делами, то детей иной раз не оттащишь за уши от просмотра очередного мультсериала. Именно поэтому мне бы хотелось поднять вопрос о вреде и пользе мультфильмов, которые смотрят наши детки.

Мультипликационное многообразие

По моему мнению, сейчас для детей открыт огромный мир не только российских, но и зарубежных мультфильмов и даже целых сериалов. Мамы уже успели заметить, что существуют истинно девчачьи («Дружба – это чудо») и истинно мальчишеские мультики («Робокар Поли»). Причем наши российские мультипликаторы предпочитают создавать мульты, ориентированные как на мальчиков, так и на девочек одновременно. В принципе наши создатели мультфильмов в советские годы тоже предпочитали разноплановую аудиторию, чем завоевали любовь всех детей того времени.

Самые хитовые мультики тех лет («Крокодил Гена», «Бременские музыканты», «Лоло и Пепе»), которые навсегда оставили у меня послевкусие детства. Из современных российских мультфильмов сейчас наиболее актуальны «Барбоскины», «Лунтик», «Белка и стрелка» и т.д. Я хочу сказать огромное спасибо мультипликаторам за эти мультфильмы: они красочные, добрые, а главное короткие, что для меня наиболее актуально.

Что же касается зарубежных мультиков, то они зачастую демонстрируют совсем не наши реалии, а отражают повседневную жизнь той страны, где были выпущены. Из наиболее актуальных зарубежных мультфильмов в нашей стране можно выделить «Чагинктон», «Приключения Бали», «Тачки», «Дружба – это чудо», «Лалалупси» и т.д. Я, конечно, не спорю мультики хорошие, но вот некоторые из них (не полнометражные) длятся 20 минут – это очень долго. Например, мой ребенок все 20 минут сидит и смотрит, при этом даже не моргает. И я думаю, что это не есть хорошо.

Польза

Для того чтобы было легче оценить именно качественные характеристики мультиков, мне бы хотелось записывать все их плюсы и минусы по порядку.

Положительные качества:

познание жизненных ситуаций, с которыми ребенок может столкнуться в определенном возрасте. Например, Бали потерялся на каруселях, и весь мультик он учился ПРАВИЛЬНО действовать в этой ситуации и в итоге нашел маму. После просмотра этого мультика ребенок, попав в аналогичную ситуацию, будет действовать примерно также как герой мультика и быстро найдет маму.

Ребенок учится переживать за любимого героя и сострадать ему, а значит, развивает свою эмоциональную сферу.

Определение через мультики хороших поступков и плохих. Ребенок посредством любимого героя может самостоятельно делать выводы о хороших или плохих поступках, а потом уже соотносить этот вывод с мультипликационной оценкой происходящего. Например, гусеницы из «Лунтика» обижают малышей.

Ребенок говорит мне, что это плохо и так делать нельзя, при этом в мультике все тоже осуждают гусениц, а значит, ребенок удостоверился в правильности его собственного умозаключения (драться – это плохо).

Развитие памяти, логики, смекалки, музыкального слуха. Существует куча развивающих мультиков («Умизуми», «Путешественница ДАША»), герои которых не просто живут в своем мире, а активно вовлекают маленького зрителя в свою игру. Смотря мультик «Умизуми», мой сын научился ловко считать до 30 и делать простые математические действия на вычитание/сложение.

Развитие речи. Копирование ребенком новых слов, поговорок и высказываний, которые ребенок может в будущем употреблять по ситуации.

Принятие правильной модели поведения на основе мультипликационных героев. Большинство детей любит копировать своих «любимчиков» из мультиков, поэтому они стараются перенести все качества героя в свою повседневную жизнь. Как показывает статистика, 97% детей любят положительных героев, и лишь 3% тяготеют к отрицательным персонажам, поэтому риск получить ребенка с «отрицательно-скопированным» поведением сводится к нулю.

И наконец, еще один существенный плюс: пока ребенок смотрит мультик, мама может спокойно заняться собой или домом.

Вред

Кроме пользы мультики приносят и вред детскому здоровью. Вот их негативная сторона:

Портится зрение. Я так понимаю, что этот пункт известен всем мама без исключения. При длительном и постоянном просмотре ребенок практически не моргает, что значительно снижает его зрение.

Обратный эффект возбужденности, т.е. ребенок сидит неподвижно длительное время (смотрит мультик), а потому у него скапливается много энергии, которую надо куда-то деть. Вот он и начинает беситься и хулиганить после того как просмотр мультика закончен, тем самым выплескивая накопившуюся энергию. У нас лично так и происходит.

Негативные моменты зарубежной культуры. Это касается иностранных мультиков. Например, в мультике «Сид - маленький ученый» все герои ходят по дому в уличной обуви, и ребенок вполне закономерно не понимает - почему же все ходят дома обутыми. Мой старший сынок мне напрямую задал такой вопрос: «Почему я должен разуваться, ведь умный Сид ходит дома в ботинках». Мне пришлось объяснять ребенку, что у них, в другой стране, так принято.

Вероятность просмотра мультиков не по возрасту. Страшные и жестокие мулты завоевывают детей и наносят им психологический вред. Так у моей подруги дочка всегда смотрит страшные мультики, а потом ночью, сидя на горшке, вся трясется от страха.

Появление мультяшной зависимости. Да, да, вы не ошиблись - именно зависимости, так как ребенку, смотревшему мультики постоянно, очень тяжело начать играть длительное время в реальные игра (машины, куклы и т.д.).

Вот, пожалуй, основные плюсы и минусы мультиков. Но это только самые важные, на мой взгляд, моменты. Может быть, мнение других выглядит по-другому, но я считаю, что мультики надо смотреть, но смотреть надо понемногу, и при этом очень тщательно подбирать детский мультрепертуар.

Часто бывает, что ребёнок становится агрессивным и раздражительным, перестаёт спать по ночам, проявляет жестокость по отношению к другим детям или животным, обеспокоенные родители бегут посоветоваться с профессиональным психологом , и там выясняется, что ребёнок неконтролируемо, часами смотрит мультфильмы.

На самом деле мультики не так безобидны, как могут показаться. Яркие цвета, динамичный сюжет, выразительные герои имеют большое воздействие на детскую психику, особенно в раннем возрасте, когда ребёнок не способен критически их воспринимает. И это влияние может приносить как пользу, так и вред.

1. Дети ассоциируют себя с героями мультиков, переживает различные ситуации, примеряет на себя различные роли и модели поведения, его опыт расширяется.

2. При просмотре ребёнок узнаёт новое – факты, явления жизни, с которыми не столкнулся ещё в повседневности, это расширяет кругозор малыша, стимулирует любопытство.

3. Просмотр известных популярных мультиков облегчает коммуникацию со сверстниками – детям всегда есть, о чём поговорить, что обсудить: любимых героев, повороты сюжета, сказочные места, в которых происходит действие.

1. Дети воспринимают происходящее на экране как реальность, копируют поведение любимых героев, поэтому нужно критически подходить к выбору мультфильмов, где положительные герои бьют и убивают других персонажей, пусть даже с благими целями.

2. Ребёнок выносит из фильма представления о добре и зле. Если отрицательный герой избегает наказания за свои проделки, то у ребёнка формируется представление о том, что такое поведение допустимо.

3. Слишком яркие краски, громкие звуки, высокая динамика событий атакуют неокрепшую психику малыша, он перевозбуждается, становится раздражительным и тревожным. Чтобы этого избежать, нельзя допускать неконтролируемого просмотра анимации и лучше ограничить время просмотра 15 минутами.

Чтобы сделать просмотр мультфильмов максимально полезным, нужно руководствоваться несколькими правилами:

1. Выбирать такие фильмы, где положительные персонажи выглядят привлекательней отрицательных, где женские персонажи не ведут себя вызывающе кокетливо и не проявляют неумеренную агрессию, где добро побеждает зло.

2. Обязательно пояснять ребёнку сложные моменты на экране, обсуждать с ним ситуации и героев, предлагать осмыслить творчески: например, придумать сюжет с любимым героем, предположить, как он бы решал спорную ситуацию, нарисовать его или её.

3. Обращать внимание на уровень художественного исполнения, выбирать анимацию, выполненную в различных техниках, не одних упрощённых диснеевских, чтобы формировать зрительное восприятие. Фактически все советские мультфильмы проходили жёсткий критический отбор педагогов, и их смело можно смотреть детям.

Будет ошибкой совсем отказаться от мультфильмов, которые уже стали неотъемлемым фактом жизни. Как минимум сам ребёнок будет чувствовать себя неуютно, обсуждая это со сверстниками. Как говорил великий лекарь Парацельс: «всё есть лекарство и всё яд». Пока дети не способны сами сопротивляться вредному воздействию мультипликации, долг родителей - уберечь их от вреда мультиков и извлечь их них максимум пользы для интеллектуального и эмоционального развития.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди