16.03.2019

Понятие навык. Навыки. Смотреть что такое "Навык" в других словарях


Автоматизмы – это действия, которые человек осуществляет бессознательно, находясь при этом в состоянии сознания. Если постараться, можно довести любое действие до автоматизма, и простое, и очень сложное: от застегивания пуговиц до игры на фортепиано и вождения автомобиля. Но как довести действие до автоматизма и при этом не превратиться в “робота”?

Действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений, называются навыками . Навыки – вид автоматизмов.

Но кроме навыков, умений, привычек есть и другие автоматизмы, те, которые даны от рождения или возникают непреднамеренно, как бы сами собой в результате того, что человек постоянно, изо дня в день делает что-то, без чего не может обойтись. Это безусловные и условные рефлексы, умения, сформированные в первый год жизни и очень простые действия.

Навык же это действие, которое из разряда сознательных (требующих участия сознания), переведено в разряд бессознательных (тех, которые выполняются без участия воли, внимания, мышления, памяти).

Действие, первоначально требовавшее усилий и воспринимавшееся как сложное, в результате тренировок и повторений превращается в настолько простое, что его можно делать «на автопилоте», параллельно занимаясь чем-то другим. Сложное, требующее значительных затрат времени и умственных усилий действие, превращается в простое и быстрое . Поэтому люди и стремятся обучиться чему-то настолько хорошо, чтобы выработать навык.

Доведенные до автоматизма действия, первоначально требовавшие сознательных усилий, не только облегчают жизнь человека и экономят его время, но и освобождают сознание для другой полезной или развивающей сознание мыслительной деятельности. Но, к сожалению, возможность наполнять образовывающуюся «пустоту», люди часто не используют.

Так, девушка в совершенстве овладевшая навыком мытья посуды, беседует с сестрой, которая мастерски нарезает овощи, при этом от многозадачности не ухудшится качество ни одного действия, так как на уровне сознания оно только одно – общение, а нарезка овощей и мытье посуды осуществляется автоматически.

Как формируется навык

Навык никогда не бывает врожденным! Он формируется, вырабатывается, отрабатывается в процессе научения, прежде чем превратится в автоматизм.

Человек старательно и зная, зачем ему это нужно, на протяжении длительного времени выполняет одно и то же действие, доводя его до автоматизма – только так формируется навык .


Навыки бывают разными
:

  • двигательными,
  • речевыми,
  • мнемическими,
  • перцептивными (подробнее о навыках восприятия читайте в статье ),
  • мыслительными и так далее.

Также навыки различаются по критерию сложности:

  • простые, состоящие из одного действия,
  • сложные, состоящие из нескольких простых.

Чтобы научиться делать что-то на автомате, очень важно понять, что навык – это одно из звеньев цепочки формирования потребности :

интерес –> вера –> знание –> умение –> навык –> привычка –> потребность

Итак, чтобы сформировался навык , нужно:

  1. Заинтересоваться новым действием . Интерес и желание научиться самому у человека чаще всего рождается, когда он видит, что кто-то другой уже обладает неким навыком.
  2. Поверить в себя . Без внутреннего ощущения и понимания того, что получится достичь цели и чему-либо научиться, что это реально и достижимо, не бывает успешного обучения.
  3. Узнать в подробностях как выполняется то или иное действие, сохранить в памяти эту информацию и суметь ее воспроизвести , то есть суметь пересказать как следует выполнять действие.

После того, как человек уверенно сможет сказать: «Я знаю, как это делается, но пока что не умею делать», хорошо бы еще и некоторое время пофантазировать, представляя себя выполняющим действие, прежде чем приступить к практическим упражнениям.

  1. Научиться выполнять действие сознательно . Это наиболее продолжительный этап, собственно обучение , состоящее в основном из продолжительных тренировок .

На этом этапе поначалу действие совершается медленно, с большим трудом, неоднократно случаются различные ошибки, человеку нужно постоянно и внимательно следить за всеми своими действиями и контролировать их. Если формируемый навык сложный, без помощи учителя или наставника не обойтись.

Постоянные тренировки, повторения и исправления ошибок со временем приводят к тому, что действие начинает выполняться все увереннее, быстрее и правильнее, а память, внимание и мышление задействуются все реже. Позже начинает получаться не только в заданной изначально и уже привычной ситуации, но и в нестандартной, новой. И наконец, однажды человек понимает, что научился и перевел сознательное действие в разряд автоматизмов.

Итак, чтобы сформировать навык, нужно прилежно тренироваться в выполнении действия или действий, его составляющих. Главное проявить настойчивость, выдержку, силу воли , чтобы не остановиться на полпути и не оставить обучение.

Как правило, простые навыки формируются в течение двух-трех недель ежедневных тренировок.

Главными критериями успешно сформированного навыка являются:

  • высокая скорость выполнения действия/действий,
  • отсутствие постоянного и интенсивного контроля со стороны сознания.

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

Навыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать – ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние , такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

Когда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным .

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует , превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Когда появился Интернет, многие люди думали: «Теперь я смогу узнать все обо всем! Найду ответы на все вопросы! Не выходя из дома, изучу все, что захочу и увижу мир!». По факту же большинство людей теперь «зависают» в Интернете не ради получения знаний, а потому, что играют в игры, изучают странички своих знакомых в социальных сетях и еще чего похуже.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

На сколько процентов из 100 автоматизированной/однообразной/скучной представляется Вам ваша жизнь?

Сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный Н. - автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи . Двигательный Н. - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условии и порядка осуществления актов действия, направленного, на преобразование реальных объектов. Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н. вторично автоматизированные, к-рые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Н. характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к к-рьм Н. может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Навык

Действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:

1 ) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;

2 ) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.

Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.

В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.

Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.

Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы - самые поздние и сложные компоненты действия - оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Движение в одну сторону - это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.

Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия - это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.

Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.

Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.

Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки - тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.

Итак, выработка навыка - процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.

На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:

1 ) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;

2 ) для уяснения содержания операции - уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), ;

3 ) для овладения операцией - полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

НАВЫК

(англ. habit , skill ).

1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений ; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. (в теории деятельности А . Н . Леонтьева ). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти . Способность к формированию и воспроизведению Н. - один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. , , , ). (Б. М.)

2. Н. (трудовых движений) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен «обмен» временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также , , , ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Навык

Способностъ человека выполнять определенные задачи быстро и компетентно, достигая желаемого результата.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "навык" в других словарях:

    Навык - Навык деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может … Википедия

    навык - См. знание, опытность, привычка приобрести навык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

    НАВЫК - НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

    НАВЫК - НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Навык - Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

    НАВЫК - НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

31. НАВЫК И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

В этом вопросе мы рассмотрим понятие навыка, его виды и основные характеристики.

Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные.

Перцептивные навыки – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета.

Интеллектуальный навык – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.

Двигательный навык – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные навыки и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, которое направлено на преобразование реальных объектов.

Благодаря автоматизации движений в результате формирования навыков происходят значительные изменения структуры действий, которые сводятся к следующему.

Изменяются приемы исполнения движений:

– ряд частных движений сливаются в единый акт, в одно сложное движение;

– устраняются лишние движения;

– появляется совмещение – одновременное выполнение движений обеими руками (ногами);

– ускоряется темп выполнения движений.

Изменяются приемы сенсорного контроля над действием.

Чаще всего зрительный контроль над выполнением движений в значительной мере заменяется мускульным (кинестетическим).

Изменяются приемы центрального регулирования действия. Сознание освобождается от регулирования способов действия и переносится на обстановку и результат действия.

Указанные изменения являются следствием упражнений. Упражнение – многократное выполнение определенных действий или видов деятельности, имеющее целью их освоение, опирающееся на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой. Каждый навык складывается и функционирует в системе навыков, которыми уже владеет человек.

Одни из них помогают новому навыку, другие мешают, третьи его видоизменяют и т. д. Это явление названо в психологии взаимодействием навыков. Существует два основных вида взаимодействия навыков:

1) отрицательный перенос, или интерференция навыков, в этом случае условия двух действий воспринимаются человеком как сходные, хотя в действительности эти действия различны по приемам исполнения и контроля. Формирование нового навыка в этом случае затрудняется и замедляется;

2) положительный перенос, или индукция навыков. В этом случае, несмотря на внешнюю непохожесть двух задач, необходимые для их решения правила и приемы, контроль и центральная регуляция совпадают. Формирование нового навыка в этом случае существенно облегчается. Проблема переноса навыков является одной из центральных проблем педагогической психологии.

Из книги Формула успеха или Философия жизни эффективного человека автора Козлов Николай Иванович

Навык целесообразного действования Надо что-то делать! Инструкция по эксплуатации человека По документации, автомобиль состоит из кузова, двигательного агрегата, ходовой части и системы электрооборудования. Это - принципиальная схема, или логическое описание.А

Из книги Надличностное виденье автора Гроф Станислав

Навык умирания Разнообразные традиции обучения через личное переживание, задействующие холотропные состояния сознания, показали себя важнейшими причинами, предопределяющими отношение к смерти и переживаниям при умирании. Все они включают в себя повторяющиеся

Из книги Учебник мнемотехники автора Козаренко Владимир Алексеевич

3.4 Навык запоминания Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются

Из книги Технологии эффективной работы автора Моргенстерн Джулия

Из книги Как победить стресс и депрессию автора Маккей Мэтью

Из книги Философия бизнеса автора Рон Джим

Навык визуализации Визуализация - это навык. Как и многие другие навы­ки - рисования, столярного дела, шитья - у одних людей он более развит, чем у других. Допустим, вы можете представить себе место так ясно, как будто на самом деле там находитесь. А возможно, вам сложно

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

НАВЫК. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ Успех – это не волшебство и не таинство. Успех – это естественный исход последовательного применения на практике полученных вами основ фундаментальных знаний.Есть всего лишь полдюжины вещей, определяющих 80 % разнообразных проявлений

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Глава 4. Навык и сенсомоторный интеллект Различение моторных и перцептивных функций правомерно лишь в сфере анализа. Как убедительно показал фон Вейцзекер, классическое деление явлений на сенсорные возбудители и моторные ответы, основанное на схеме рефлекторной дуги,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Навык и интеллект I. Независимость или непосредственные отклонения.Ничто не создает возможности лучше почувствовать преемственность между проблемой рождения интеллекта и проблемой образования навыков, чем сопоставление различных решений этих двух проблем: и в том и в

Из книги Совсем другой разговор! Как перевести любую дискуссию в конструктивное русло автора Бенджамин Бен

Навык незаметного наблюдения Продолжай наблюдать, во всем, везде. Пусть все становится возможностью наблюдать. Ошо После того как вы потренируетесь наблюдать за собой, приступайте к наблюдению за окружающими людьми, событиями и предметами.В этом деле важно не только

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Действие и навык Всякое действие человека строится на основе некоторых первичных автоматизмов, сложившихся в результате предшествующего филогенетического развития. Вместе с тем всякое сколько-нибудь сложное человеческое действие в процессе своего выполнения и

Из книги Хочу… совершить прорыв! Удивительно простой закон феноменального успеха автора Папазан Джей

Навык управления чтением мыслей Чтения мыслей избежать невозможно. В неясной ситуации мы вынуждены делать какие-либо предположения о других людях, а им приходится делать предположения о нас. Эти предположения не обязательно плохие. Если мы не способны поставить себя на

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Навык: одиночество Выбор проводить время в одиночестве – особенность множества духовных и целебных практик, и это очень важное умение для трансформирующейся личности. Люди, пострадавшие от тревожной привязанности, обычно боятся того, что ими пренебрегут, их оставят. Они

Из книги автора

Навык: учитесь о себе заботиться Как мы сказали в самом начале главы, практика уединения призвана научить вас еще больше заботиться о себе. Она нужна не для того, чтобы стать одиночкой или отучиться полагаться на других, а для того, чтобы найти источник новых сил внутри

Сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна .

Классификация

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Формирование навыков

Выработка навыка - это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

  1. мотивация , обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения , подкрепление, формирование в целом или по частям;
  2. для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний , умений , способ объяснения содержания операции, обратная связь .
  3. для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Навык" в других словарях:

    навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

    См. знание, опытность, привычка приобрести навык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

    НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

    НАВЫК - НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

    НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия

    Англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    НАВЫК - доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

    навык - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Книги

  • Восьмой навык. От эффективности к величию , Кови С.. `Восьмой навык - это не просто дополнение семи навыков еще одним, о котором почему-то позабыли. Восьмой навык связан с пониманием значения третьего измерения, которое является ответом на…

Большинство из нас даже не задумывается о том, что постоянно пользуются различными навыками в быту. Из нашей статьи вы узнаете, что такое навыки, как они формируются и каких бывают видов.

Определение и виды навыков

Навык представляет собой определенные умения (действия), которые вырабатываются с помощью привычки, причем в большинстве случаев подобные действия выполняются автоматически.

Различают три основных вида навыков:

  • Перцептивные. Автоматизированные навыки, основанные на памяти чувств, когда вы хорошо знакомы с теми свойствами различных предметов и явлений, которые можно воспринять визуально, на слух или при помощи осязания, вкуса и обоняния. Пример: если мы с закрытыми глазами возьмём со стола яблоко, мы всё равно быстро и совершенно автоматически определим, что это яблоко - по осязательным ощущениям (форма и характерная структура кожуры), запаху и вкусу, откусив кусочек.
  • Интеллектуальные. Автоматизированные мыслительные навыки, основанные на приемах ранее встречающихся и успешно выполненных задач. Пример: чтобы решить математическую задачу, мы используем различные математические действия, при этом, над некоторыми вычислениями нам практически не приходится размышлять, так как они усвоены нами до состояния автоматизма (для кого-то это 2 умножить на 2, а для кого-то и sin2x + cos2x = 1 - здесь всё зависит от глубины знаний и, соответственно, усвоенных навыков).

  • Двигательные. Также автоматизированные, полностью заученные движения, при помощи которых вы взаимодействуете с объектами и уже неоднократно совершали в отношении их определенные действия в прошлом. Пример: чтобы включить компьютер, мы протягиваем руку и нажимаем кнопку на системном блоке, делая это на автомате, основываясь на прошлом опыте.

Формирование навыков

Формироваться навыки могут бессознательно, то есть без сознательного контроля со стороны ума, и такие навыки можно назвать исходно автоматизированными. Пример: ходьба - мы учимся ходить, сами того не замечая. Также есть навыки, которые вы можете контролировать и развивать осознанно, путём тренировки - они называются вторично автоматизированными. Пример: спортивная ходьба - здесь без сознательных тренировок не научиться ходить так, как нужно для этого вида спорта.

На формирование навыков влияют 3 фактора:

  1. Скорость обучаемости: насколько быстро человек усваивает информацию, делает какие-либо упражнения самостоятельно, а также как мотивирует себя.
  2. Изначальный уровень развития: какими человек обладает знаниями, умениями, а также как может объяснять то, что делает.
  3. Владение ситуацией (операцией): насколько точно человек уясняет содержание операции и как быстро может переходить от одной ситуации к другой. Это также в значительной степени основывается на автоматизме, скорости, только здесь речь идет уже не об усвоении одного конкретного навыка, а о его подвижности.

По тому, как сочетаются в человеке все эти факторы, можно судить о прогрессе формирования навыков.

Приобретая определенные умения и навыки, необходимо как можно чаще пользоваться ими для их сохранения - иначе может возникнуть так называемая деавтоматизация. Вследствие деавтоматизации человек утрачивает выработанные в себе навыки или они частично ослабляются. Например, если вы что-то постоянно делали, а потом перестали, вернувшись обратно к этим действиям в будущем, вы будете выполнять их более медленно, неуверенно и неточно. Кроме того, вы будете специально сосредоточивать внимание и усиленно контролировать свои движения.

Пример формирования навыка

Приведем пример из промышленной сферы: токарь, несколько лет работающий за одним и тем же станком, день за днем совершает определенные действия, которые доведены до автоматизма. А что будет с токарем, если ему поставить новый станок с другими характеристиками и немного другими операциями? Поначалу он просто-напросто будет выполнять свою работу медленно и неточно, но со временем, конечно, он освоит и эти навыки. А вот скорость и степень усвоения будет зависеть от факторов формирования навыков.

Можно ли научиться усваивать информацию быстрее и лучше? Конечно, да! Добро пожаловать в наш познавательный раздел , в котором вы сможете для себя найти полезную информацию на эту и другие темы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди