11.07.2019

Послушные дети. Слишком послушный ребенок: хорошо это или плохо


Я думаю, что все родители мечтают о том, чтобы дети выполняли наши просьбы, о том, чтобы они прислушивались к нашему мнению и знали, что если мы о чем-то говорим, то это действительно полезная и нужная информация.

Но очень часто мы сталкиваемся с тем, что когда мы что-то говорим ребенку, он если и слышит нас, то очень редко реагирует. А если и реагирует, то на десятый, сотый раз.

Что же делать? Как выстроить такие отношения, чтобы дети нас уважали и считали нас авторитетом, прислушиваясь к нашему мнению? Читаем статью послушный ребенок за 10 шагов.

1. Уважайте своего ребенка

Никаких фраз типа «Ты такой-сякой!», «Только такие, как ты!», «Как ты можешь?!», «Посмотри на других!» и других вещей, которые могут задевать личность вашего ребенка.

Человеческий мозг устроен таким образом, что если нас кто-то оскорбляет, уважение к этому человеку автоматически пропадает, и слышать уже и воспринимать информацию, которую говорит человек, оскорбивший нас, практически невозможно.

Фактически это защитная функция головного мозга. Если нам кто-то что-то говорит о нас плохо, мы перестаем считать этого человека авторитетом. И соответственно вся ценность его слов для нас пропадает.

2. Будьте источником интересной информации

70% интересного, познавательного, нового и только 30% корректировок и каких-то нравоучений.

Очень важно, если вы хотите, чтобы вы стали авторитетом для вашего ребенка, и он действительно добровольно прислушивался к вашему мнению, вы должны идти в ногу со временем. Ваш ребенок должен понимать, что он может обратиться к вам в любой ситуации, что вы всегда сможете подсказать, и что вы владеете нужной для него информацией.

Если вы видите, что его фокус внимания снижается, знайте, что вы перегнули палку в нравоучениях и в какой-то информации, не очень для него лицеприятной. Возвращайтесь опять к интересной информации, возвращайтесь к тому, что поможет вам построить ваши взаимоотношения с вашим ребенком и, соответственно, природным путем добиться послушания и уважения к вам.

3. Подавайте пример, не будьте голословными

Очень важно, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками.

Я думаю, что если вы увидите любого человека, который декларирует на публику какие-то очень важные истины, но потом узнаете, что он живет совершенно по-другому, ваше уважение и доверие к нему очень резко упадет.

То же самое происходит с нашими детьми. Если мама очень долго, с наставлениями рассказывает, как плохо говорить плохие слова, а потом ребенок видит, что мама в разговоре с кем-то или на улице за рулем, когда ее подрезали, употребляет эти слова, то он понимает, что не все, что говорит мама или папа, важно, не всему стоит следовать потому, что мама, говоря мне одно, сама поступает по-другому.


Классическая ситуация, когда родители курят, а ребенку рассказывают о том, что курить нельзя. Я не говорю о том, что нужно прийти и при нем закурить сигарету.

Но если ваш ребенок дорос до того возраста, когда он вас спросит: «Мама, курить плохо?» вы скажете ему: «Плохо!», если он спросит: «Мама, а ты куришь?», то уже намного лучшим эффектом будет сказать: «Ты знаешь, действительно, это огромная для меня проблема. Я курю – это очень плохо. У меня такие-то и такие-то последствия, и я очень надеюсь, что ты никогда этого делать не будешь!»

4. Не задавайте риторических вопросов

Очень частая ситуация, с которой я, к сожалению, тоже сталкивалась при рождении своего первого ребенка.

Когда мы заходим в комнату, а там опять разбросаны игрушки, или когда мы приходим в школу, а там опять учитель говорит, что он не подготовился к уроку или что-то не так сделал, или не сделал домашнее задание так, как это нужно было сделать, и не потому, что не было времени. А потому, что просто не посчитал нужным.

И родитель в такой ситуации начинает говорить: «Сколько можно раз тебе повторять!», «Когда это наконец-то закончится?», «Я тебе уже 180 раз говорила!», «Все дети, как дети, а ты!», «Почему ты себя так ведешь?», «Это когда-нибудь закончится или не закончится?!».

Что должен ответить маленький ребенок, когда к нему заходят с таким предложением? «Мама, ты мне говорила это уже 25 раз! На 26-й раз я осознал, что я больше так делать не буду и больше этого не повторится!»

Но ведь это не реально, правда?

Зачастую, если мама заходит в комнату, и там не убрано, и она начинает говорить: «Опять игрушки разбросаны, опять вещи в шкафу валяются!», она параллельно это все говоря, сама же это все и собирает. Потому, что ребенок, фокусируясь на этих риторических вопросах, которые не требуют от него ответа потому, что он не понимает, что сказать, всю дальнейшую информацию он пропускает.


Мало того, он понимает, что мама может говорить просто ради того, что говорить. И опять же наши слова становятся для него просто фоном. Он только слышит эти первые фразы, и дальнейшая концентрация внимания абсолютно падает.

Намного лучше, если вы хотите добиться результата, говорить четкие и понятные предложения: «Я хочу, чтобы ты убрал комнату. Мне будет приятно, пожалуйста, сделай то-то и то-то!»

Не бойтесь, что это будет казаться авторитарными фразами. Это четкие и понятные установки, чего мы хотим добиться от наших детей. Если говорить их вежливо, детям намного понятней и намного реальней разобраться, чего вообще хотят от них родители.

Хочу открыть еще один секрет, что та же самая формула поможет женщинам лучше общаться с их мужчинами потому, что очень часто, если мы к своим мужчинам тоже начинаем обращаться с такими риторическими вопросами – сколько раз тебе говорить? — они точно так же, как и дети, нас не слышат.

5. Не ожидайте невозможного

Не требуйте, чтобы ваш ребенок после первой вашей просьбы молниеносно выполнял все приказания, задания, и просто вас слушался после первого же слова.

Мы – не солдаты, и наши дети тоже не солдаты.

Более того, хочу сказать, что мозг маленького человека до 14 лет – это точно! – устроен таким образом, что если он чем-то занят – он читает, он смотрит какую-то передачу, он что-то рисует или он просто сидит и о чем-то думает – то его концентрация ко всему остальному очень падает.

Действительно, ребенок по-настоящему чем-то занимаясь, может нас не слышать. В то время как у нас это вызывает очень бурную реакцию, какую-то обиду, и в итоге мы повторяем один раз, второй раз.

Когда мы уже выходим из себя и кричим, то этот раздражительный фактор является очень сильным, ребенок вздрагивает, реагирует, начинает что-то делать, и нам в итоге кажется – стандартная фраза для многих мама – «На тебя надо только кричать для того, чтобы ты это сделал!»

Намного лучше, если вы видите, что ваш ребенок чем-то занят, подойти и прикоснуться к нему. Такое тактильное прикосновение, тактильное обращение к ребенку тут же обращает на вас внимание.

Вы подходите, погладили его по плечу или по голове, приобняли и сказали: «Сделай, пожалуйста, то-то или то-то!» — реакция на такое обращение будет намного быстрее, намного охотнее, и ребенок действительно будет понимать, чего вы от него хотите.

6. Не манипулируйте чувствами

Когда мама, пытаясь заставить ребенка поступать тем или иным образом, хочет вызвать у него жалость, или, как принято у нас говорить, пробудить совесть, рассказывая ему о том, что «…папа на двух работах, я кручусь, как белка в колесе, еще маленький братик, неужели ты не видишь, как нам тяжело? Ты не можешь сделать элементарно свою работу – выполнить домашнее задание?»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К сожалению, очень часто к этому всему еще примешивается чувство вины, которое родители пытаются, может быть, даже не осознанно, вызвать у ребенка, говоря, что «…мы ради тебя это делаем, папа все работает для того, чтобы ты в хороший институт поступил!»

Что происходит? С чувством вины маленький человек справиться не может. Он еще не понимает этой всей важности, что папа ходит на работу для того, чтобы у него там что-то в будущем было. Он живет здесь и сейчас, он не способен вынести и как-то пожалеть или как-то, может быть, принять всю боль, которую испытывают родитель, всю тяжесть его быта или каких-то вопросов.

И ребенок неосознанно начинает отдаляться. Его психика начинает защищаться от того, что может ее разрушить. А как защищается психика? Игнором, нежеланием общаться, отсутствием любого контакта. Когда мы спрашиваем: «Как дела?» — «Нормально!»


Поэтому если вы хотите добиться каких-то вещей от ваших детей, говорите им честно и без лишних эмоций о том, что «Мне сейчас нужна твоя помощь.» «Мне было бы очень приятно, если бы ты помог мне.» «Я без тебя сейчас не справлюсь!» «Если ты сможешь, я буду тебе очень благодарна!»

Такие вещи намного более действенны, чем если мы пытаемся давить на жалость и вызывать какое-то чувство вины от наших детей.

7. Не используйте угрозы

Иногда, если наши дети сразу что-то не выполняют, а время поджимает, или мы повторили десятый, двадцатый раз, очень многие родители прибегают к тому, что начинают угрожать: «Если ты сейчас это не сделаешь!» или «Если ты сейчас в магазине не замолчишь, я не знаю, что тебе сделаю!» «Я тебе это… Придем домой, ты у меня получишь!»

Что получается? Получается, что дети, которые природно должны видеть в родителях опеку, заботу и защиту, начинают видеть в нас угрозу, и действовать из страха.

Я не думаю, что кто-то из родителей хочет, чтобы у него были взаимоотношения с детьми, основанные на страхе. Потому, что если послушание наших детей основано на страхе, это всегда приводит только к 2 вещам:

  1. Это то, что рано или поздно будет бунт, и в 14 лет мы получим по полной программе абсолютное игнорирование, огрызания, хамство уже со стороны детей. Нам будет казаться – откуда они возникают? Но это все та пружина, которую мы сжимали такими угрозами, неуважением, каким-то агрессивным поведением в сторону детей.
  2. Или второй момент – если мы сильно давили, и наш ребенок был не настолько силен эмоционально в этом возрасте, то мы его просто сломали.

В этом случае он уже будет откликаться не только на наши угрозы и поддаваться им, но и на угрозы любых людей на улице. Он будет не способен сам за себя постоять потому, что у него просто эта функция отстаивания своего мнения и своих желаний будет сломана.

Если вам надо чего-то добиться, лучше предложить сотрудничество, какую-то другую альтернативу угрозам.

Допустим, «Ты сейчас это сделаешь, мама сможет купить масло в магазине, и мы приготовим с тобой печенье!» или «Если ты сейчас мне поможешь, то я с удовольствием соберу потом с тобой вместе игрушки и мы вместе во что-то сможем поиграть!»

Лучше даже, если мы предложим какой-то бартер. Очень многие не любят почему-то эту схему, но на самом деле тут не страшно, что мы ребенку предлагаем взамен поход в кинотеатр или какие-то подарки. Важно, чтобы в конце, если мы добились желаемого, родитель сделал акцент не на подарке, а на том, что ребенок сделал.

Он совершил какое-то действие, скажите ему: «Мне так приятно!» «Так было здорово!» «Ты все-таки это сделал.» «У тебя так хорошо получилось – намного лучше, чем я даже мог ожидать!»

Если мы будем действовать таким образом, то со временем ребенок поймет, что радовать вас доставляет ему тоже удовольствие, и уже никакие дополнительные механизмы будут не нужны.

8. Будьте благодарным

Очень часто мы воспринимаем хорошие поступки наших детей, как должное, особенно, если они уже выросли из совсем раннего детского возраста.

Фактически получается, что если он что-то делает – хорошая оценка, или у него что-то получилось, или он сам сложил игрушки, заправил постель – реакции нет никакой. Реакцию от родителей ребенок видит только тогда, когда он что-то сделал неправильно.

Что получается? Природная потребность детей – нас радовать. Почему? Потому, что через реакцию родителей на себя ребенок формирует свое отношение к себе. Через эту реакцию происходит дифференциация его, как личности. Если он от нас слышит только негатив, это ощущение себя, как личности – уверенности в себе, желание быть хорошим, понимание, что ты важен для кого-то, что тебя любят, оно не заполнено.

В дальнейшем ребенок может заполнять эту функцию уже в других местах: на улице, в какой-то компании, где кому-то несложно будет сказать: «Ты такой молодец!» И дальше за вот это «Молодец» он будет готов сделать все, что угодно.

Поэтому благодарите своих детей, говорите им спасибо, и не бойтесь, что это будет часто.

Я не говорю о том, что надо ставить на стул и хлопать в ладоши за каждую съеденную ложку каши. Но я говорю о том, что стоит замечать те мелочи, которые наши дети делают ежедневно потому, что на самом деле то, что нам кажется обыденным, зачастую является трудом для другого человека.

9. Помните, чего вы хотите добиться

Помните всегда, чего вы хотите добиться, сказав ту или иную фразу вашему ребенку. Спросите себя – какой я ожидаю реакции? Для чего я сейчас буду это говорить?

Если вы себя об этом спросите, то во многих случаях вы поймете, что эту фразу вы собираетесь сказать исключительно для того, чтобы выплеснуть свой негатив, свое раздражение, свою усталость.

Как мы с вами до этого уже говорили, делать это на человека, который младше тебя, чья психика еще намного трогательней и намного слабее вашей, просто неприемлемо.

Поэтому, если вы сможете всегда задавать себе такой вопрос, вы, я уверена, избежите очень многих конфликтных ситуаций и не скажете очень многих слов, которых вы не хотели бы сказать.


Эта формула кажется иногда просто какой-то несбыточной мечтой. Это навык – умение задавать себе такой вопрос – это по-настоящему навык. Когда вы научитесь это делать, вам это поможет не только в общении с вашими детьми. Вам поможет это в общении на работе, в общении с вашим мужем.

Перед каждой фразой вы сможете сделать вздох внутри себя и спросить: «Эта сейчас реакция – к чему она приведет? Чего я хочу добиться?»

Зачастую этот вопрос, как холодный душ, снимает наше раздражение и мы понимаем, что на данном этапе мы себя хотим вести не лучшим образом, что дает нам возможность выбрать правильную стратегию поведения и общения с нашими детьми.

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои : 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Одна из самых распространённых жалоб родителей: «Ребёнок меня не слушается». И почти никогда к специалистам не обращаются родители послушных детей. А ведь и у них есть повод для беспокойства. Беспрекословное выполнение всех указаний взрослых вовсе не является нормой (как бы родителям того ни хотелось). Абсолютное послушание может быть признаком серьёзных проблем в воспитании и приводит к негативным последствиям в будущем.

Отсутствие инициативы

Слишком послушный ребёнок привыкает, что им руководят. С возрастом это выливается в неспособность быть или - ещё хуже - в полное отсутствие инициативы. Модель поведения, когда за ребёнка всё решают взрослые, быстро закрепляется, и в дальнейшем вашему чаду будет сложно принимать самостоятельные решения.

Что делать

Оставляйте ребёнку свободу выбора. Пусть он решает сам какие-то вопросы: что он будет есть, во что хочет играть, что смотреть или читать. Поддерживайте предложения малыша, пусть он чувствует, что инициатива не наказуема.

Подверженность чужому влиянию

Примерно в три года в жизни ребёнка начинается период, когда он осознаёт свои желания и учится их отстаивать. В этот период малыш готов на все предложения отвечать словом «нет». И если это «нет» встречает жёсткий и бескомпромиссный отпор, то в дальнейшем будет сложно отстаивать свою независимость не только от родителей, но и от любого окружения.

Слишком послушным детям сложно сказать «нет», они не способны настоять на своём.

Что делать

Будьте чуткими к желаниям маленького человека, поощряйте их проявления. С уважением относитесь к выбору ребёнка. Разрешите немного непослушания, конечно, в рамках безопасного поведения. Не каждое «нет» нужно встречать в штыки.

Низкая самооценка

Покорность очень часто совмещается с низкой , отсутствием веры в себя. Ребёнок может считать, что он «плохой», и примерным поведением стараться заслужить любовь родителей.

Что делать

Если родительская любовь зависит от поведения ребёнка, это крайне ненормальная ситуация и огромная ошибка воспитания. Здесь не обойдёшься простыми советами, лучше обратиться к специалисту.

Болезненность

Слишком послушные дети бывают подвержены различным хроническим и инфекционным заболеваниям. Отсутствие внешних проявлений недовольства не означает, что ребёнок не испытывает негативных эмоций. Необходимость держать всё в себе наносит вред даже взрослому, что уж говорить о формирующемся организме ребёнка.

Что делать

Разрешите ребёнку проявлять недовольство: он вовсе не обязан быть в восторге от всех ваших поручений (указаний). И ещё - . Польза физической активности очевидна, регулярные занятия спортом положительно сказываются и на эмоционально-волевой сфере детей. Естественно, без фанатизма.

Гиперкомпенсация

Нередка ситуация, когда лишённые самостоятельности и права выбора дети, вырастая, стараются компенсировать ограничения своей свободы. Примерные мальчики и девочки отбиваются от рук и превращаются в трудных подростков. Риск увеличивается из-за неспособности таких детей противостоять дурному влиянию.

Что делать

У ребёнка должно быть «пространство свободы» - те сферы, где он сам принимает решения. И с возрастом это пространство должно постепенно расширяться.

Итог

Для ребёнка ненормально безропотно подчиняться воле взрослого вопреки собственным желаниям. Послушание не цель воспитания, а только средство. Цель - это (в будущем - взрослый). Самостоятельность, способность настоять на своём, вера в свои силы - всё это невозможно без толики протеста, без конфликтов, без отрицания. То есть без непослушания.

Послушанию традиционно придаётся большое значение в воспитании. Одна из самых распространённых жалоб родителей: «Ребёнок меня не слушается». И почти никогда к специалистам не обращаются родители послушных детей. А ведь и у них есть повод для беспокойства.

Беспрекословное выполнение всех указаний взрослых вовсе не является нормой (как бы родителям того ни хотелось). Абсолютное послушание может быть признаком серьёзных проблем в воспитании и приводит к негативным последствиям в будущем.

Отсутствие инициативы

Слишком послушный ребенок привыкает, что им руководят. С возрастом это выливается в неспособность быть лидером или - ещё хуже - в полное отсутствие инициативы. Модель поведения, когда за ребёнка всё решают взрослые, быстро закрепляется, и в дальнейшем вашему чаду будет сложно принимать самостоятельные решения.
Что делать. Оставляйте ребёнку свободу выбора. Пусть он решает сам какие-то вопросы: что он будет есть, во что хочет играть, что смотреть или читать. Поддерживайте предложения малыша, пусть он чувствует, что инициатива не наказуема.

Подверженность чужому влиянию

Примерно в три года в жизни ребёнка начинается период, когда он осознаёт свои желания и учится их отстаивать. В этот период малыш готов на все предложения отвечать словом «нет». И если это «нет» встречает жёсткий и бескомпромиссный отпор, то в дальнейшем ребёнку будет сложно отстаивать свою независимость не только от родителей, но и от любого окружения.

Слишком послушным детям сложно сказать «нет», они не способны настоять на своём.

Что делать . Будьте чуткими к желаниям маленького человека, поощряйте их проявления. С уважением относитесь к выбору ребёнка. Разрешите немного непослушания, конечно, в рамках безопасного поведения. Не каждое «нет» нужно встречать в штыки.

Низкая самооценка

Покорность очень часто совмещается с низкой самооценкой, отсутствием веры в себя. Ребёнок может считать, что он «плохой», и примерным поведением стараться заслужить любовь родителей.

Что делать. Если родительская любовь зависит от поведения ребёнка, это крайне ненормальная ситуация и огромная ошибка воспитания. Здесь не обойдёшься простыми советами, лучше обратиться к специалисту.

Болезненность

Слишком послушные дети бывают подвержены различным хроническим и инфекционным заболеваниям. Отсутствие внешних проявлений недовольства не означает, что ребёнок не испытывает негативных эмоций. Необходимость «держать всё в себе» наносит вред даже взрослому, что уж говорить о формирующемся организме ребёнка.

Что делать. Разрешите ребёнку проявлять недовольство: он вовсе не обязан быть в восторге от всех ваших поручений (указаний). И ещё - займитесь спортом. Польза физической активности очевидна, регулярные занятия спортом положительно сказываются и на эмоционально-волевой сфере детей. Естественно, без фанатизма.

Гиперкомпенсация

Нередка ситуация, когда лишённые самостоятельности и права выбора дети, вырастая, стараются компенсировать ограничения своей свободы. Примерные мальчики и девочки «отбиваются от рук» и превращаются в «трудных подростков». Риск увеличивается из-за неспособности таких детей противостоять дурному влиянию.

Что делать. У ребёнка должно быть «пространство свободы» - те сферы, где он сам принимает решения. И с возрастом это пространство должно постепенно расширяться.

Для ребёнка ненормально безропотно подчиняться воле взрослого вопреки собственным желаниям. Послушание не цель воспитания, а только средство. Цель - это счастливый и здоровый ребёнок (в будущем - взрослый). Самостоятельность, способность настоять на своём, вера в свои силы - всё это невозможно без толики протеста, без конфликтов, без отрицания. То есть без непослушания.

Дети – в каком-то смысле парадоксальные существа. Их одновременно влечет « в противоположные стороны»: они жаждут самостоятельности – и в то же время очень склонны к послушанию. Слушаться взрослых проще, это позволяет избежать конфликтов «с власть имущими» и даже получать поощрения.
К счастью, дети – существа еще и удивительно гибкие: большинство из них как-то ухитряется совмещать в своем поведении обе противоположные тенденции, то есть и с нами, взрослыми, не ссориться, и отстаивать свою свободу. Дети чаще всего находят свой «срединный путь» между Сциллой явной конфронтации со взрослыми и Харибдой полного подчинения им. Но не всегда это удается малышам.
Нечасто, но все-таки встречаются дети – абсолютные конформисты, предпочитающие всегда и безоговорочно слушаться взрослых. И нам: родителям и воспитателям – такие малыши часто нравятся, мы их хвалим, поощряем, даже ставим в пример. Не подозревая о том, что подобное поведение ребенка – это на самом деле повод для величайшего беспокойства.

Лерочка – самый кроткий ребенок в группе. И внешность ее соответствует характеру: она маленькая, полненькая, розовенькая, похожая на забавного мышонка из сказки.
Лерочка никогда не спит на Тихом часе. Конечно, не может такой маленький ребенок (а Лере 5 лет) просто лежать: нужно чем-то занять себя. Лерочка тихо-тихо заговаривает с Ксюшей, даже начинает смеяться – совсем неслышно, по-мышиному. Но Ксюша вдруг прыснула громко. Ой! Лерочка бросает испуганный взгляд на воспитателя и умолкает, даже отворачивается от Ксюши.
Но вот мучительный Тихий час, наконец, закончился. Через десять минут начнется занятие. Десять минут – бездна времени! Для пятилетних детей десять минут – как для нас десять дней. Все заняты своими делами: играют, разговаривают, спорят, кое-кто даже собирается подраться. Живут полной жизнью. Все – кроме Леры!
Она готовится к занятию. На это у нее уходит минут пятнадцать. Ей обязательно нужно все заранее достать, разложить, каждый предмет – на свое место, ровненько, геометрически правильно. Она беспокоится, заметив, что карандаши или пластилин лежат криво: тут же поправляет. Сидит и ждет начала занятия. Тихая, какая-то унылая.
Как-то у нас готовили программу к Новому году. Один ребенок во время общего танца должен был выйти вперед и послать зрителям-родителям воздушный поцелуй. Но все дети стеснялись и категорически отказывались. Тогда вспомнили о Лере. И пришлось ей делать то, чего никто делать не хотел, потому что она отказываться не умеет.
Дежурные уже ушли, а надо убирать игрушки. Лерочка, эй! Убери скорее! И она покорно идет и убирает.
Удобный ребенок. И действительно, ее все «любят». Наша заведующая, например, иначе не смотрит на Леру как со сладкой улыбкой (как на порцию мороженого в шоколаде).
Но что чувствует, что переживает сама девочка? И почему она такая?

В личном деле Леры прежде всего обращает на себя внимание огромная пухлая медицинская карта. Чем она только за свои пять лет не болела! Понятно, физически она слабенькая, организм ослаблен. Мама над ней дрожит.
Итак, девочка ОСЛАБЛЕНА ФИЗИЧЕСКИ. Но и главное ее человеческое качество – это тоже СЛАБОСТЬ. Неумение настаивать на своем, вести себя независимо – это ДУХОВНАЯ СЛАБОСТЬ! И психически девочка тоже слабенькая: отсюда любовь к порядку и аккуратности. Ведь неорганизованное, неупорядоченное пространство труднее для восприятия и освоения. Вот почему она так все тщательно раскладывает.
Итак, ПРИЧИНА ПОСЛУШАНИЯ – это СЛАБОСТЬ РЕБЕНКА! Правда, я здесь имею в виду только детей типа Леры: таких, которые слушаются постоянно, всех взрослых и всегда.
Но если ребенок все-таки именно так себя ведет, действительно ли для него это вредно? Да, очень вредно! Блестящий английский психиатр Рональд Лэнг (автор психиатрического бестселлера «Расколотое Я») на многочисленных примерах показал, что главной причиной шизофрении является… безоговорочное послушание в детстве! Правда, только в том случае, если такое поведение ребенка его родителями воспринималось как однозначно положительное и всячески поощрялось.
Интересно, что родители будущих шизофреников – вовсе не деспоты, не какие-то Бармалеи. Они не бьют, даже не ругают своих детей. Они просто систематически поощряют безоговорочное послушание. Они довольны своими детьми, только когда те являются их ТЕНЯМИ, не имея ничего своего, полностью подчиняясь взрослым.
Хотя, конечно, далеко не всякий послушный ребенок психически заболевает: это все же, к счастью, случается редко. Однако развитие – особенно, самое главное, личностное – любого такого ребенка тормозится.
Человек – по природе своей существо саморазвивающееся. Человек похож не на комок глины, а скорее – на растение. Силы развития, стремление к развитию изначально заложены в человеке. Но это значит, что ребенок развивается только тогда, когда он САМ хочет, САМ решает и САМ делает.
Что не исключает необходимости иногда, и даже довольно часто, подчиняться взрослым. Но – не всегда! Тотальное подчинение, увы, блокирует развитие.
Вот почему идеально удобный, тихий, аккуратный, скромный и безоговорочно послушный ребенок – это самый трудный ребенок, самый трудный «объект» воспитания.

Итак, склонность к безоговорочному послушанию – это серьезнейшая педагогическая проблема! Как же ее решать? Как научить ребенка нас не слушаться?
Здесь есть три важнейших момента.
1. Малыш не должен получать никаких поощрений, похвал за послушание. Вообще ничего, что ему приятно, не должно быть результатом послушания.
В частности, таким детям очень нравится ощущение беззаботности и безмятежности, возникающее оттого, что кроха ничего и никогда не решает за себя: это за него делают взрослые. Он не несет никакой ответственности и ничего не делает сам – и это может быть ему очень приятно. Так вот, нельзя полностью избавлять детей, даже очень маленьких, от принятия самостоятельных решений, от самостоятельного поиска, от самостоятельного преодоления трудностей, решения своих проблем.
Ребенку на прогулке попал камешек в ботиночек. Малыш чувствует: что-то не так. И бежит к маме. Увы, большинство мам в такой ситуации все делает ЗА РЕБЕНКА – и совершенно напрасно. Только очень маленьким, тем, которые еще не умеют снимать и надевать обувь, нужно обязательно помочь. Более старшим, уже умеющим себя обслуживать, лучше ПРОСТО ОБЪЯСНИТЬ, что и как нужно сделать, и терпеливо дождаться, пока малыш все сделает для себя сам.
И так всегда, постоянно, терпеливо, спокойно и последовательно.
Решать проблемы ЗА РЕБЕНКА нам ЛЕГЧЕ. Но в воспитании нельзя идти самым легким путем.
2. Второй принцип – регулярно ставить ребенка в такие ситуации, когда нужно – НЕОБХОДИМО! – принимать самостоятельные решения. Не надо их искусственно придумывать: они возникают постоянно сами собой. Что одеть на прогулку? Что построить из деревянных кубиков? Из какой тарелки есть?
Обычно взрослые опять-таки все решают без участия ребенка. И если малыш нормальный – то есть достаточно непослушный – то это не страшно. Но с патологически послушными детьми так вести себя нельзя.
3. С таким ребенком нужно постоянно обсуждать все, что он или вы вместе с ним собираетесь делать, чтобы приучить его рассуждать самому. Любое его мнение должно вызывать положительную реакцию со стороны взрослых, каким бы оно ни было по сути. Это, правда, не значит, что обязательно так и нужно делать, как кроха предлагает.
Скажем, если вы обсуждаете, идти ли гулять в дождь, а если идти, то что надеть, и малыш предлагает гулять босиком, потому что так веселее, то вряд ли такое «конструктивное предложение» можно принять. Однако показать ребенку свое удовольствие от того, что он сам думает и высказывает свое мнение, можно. Выслушать его с интересом, поощряюще улыбнуться, сказать «Ты здорово придумал!» - можно.
Кроме того, обсуждение – это возможность придти к ОБЩЕМУ решению, такому, которое устраивает и вас, и ребенка: и к этому следует стремиться. Тогда уже не будет противопоставления намерений взрослого желаниям ребенка. А ведь «послушание» - это подчинение ЧУЖИМ намерениям. Если же они не чужие, не чьи-то, а общие – то есть и мои тоже – то проблема снимается.

Хорошо воспитанный человек – тот, кто слушается самого себя. Это то, к чему нам стоит стремиться.
Конечно, маленький ребенок не может всегда слушаться только себя. Он еще слишком слаб, неумел, слишком многого не знает. Но он может слушаться себя иногда, время от времени, когда это возможно. И он может, взрослея, все больше и больше слушаться себя – и все реже подчиняться другим.
Вот это и есть нормальное воспитание и нормальное развитие.

Если ваш ребенок чрезмерно послушен, необходимо:
1. регулярно давать ему возможность и даже вынуждать самостоятельно решать свои проблемы (правда, только в том случае, когда они явно для ребенка посильны);
2. регулярно ставить его в ситуации, когда необходимо самому принять какое-то решение (если, конечно, вы уверены, что это решение не окажется слишком странным и ребенок не нанесет себе вреда, выполняя его);
3. постоянно обсуждать с ребенком все, что вы делаете с ним вместе, стараясь придти «к консенсусу» с малышом; поощрять его, когда он высказывает собственное мнение;
4. психически и физически закалять ребенка, укреплять его организм и психику (чтобы «закалить психически», нужно, прежде всего, много разнообразных впечатлений и переживаний), так как послушание – это следствие общей (физической, психической и личностной) слабости ребенка;
5. никогда не хвалить и вообще никак не поощрять ребенка за послушание.

Недавно я услышала фразу: «Дети делятся на счастливых и удобных. Удобные дети - послушные, а счастливые - свободные.»

Я долго размышляла над услышанным, попробовала примерить это высказывание к своим деткам, и вот какие я сделала выводы.

Послушный ребенок

Тут бы я сделала два подпункта. В один я бы поставила ребенка, послушного от рождения. Никаких проблем с таким ребенком. Он и маме не перечит, и не пакостит, и не шкодничает, четко выполняет все указания взрослого. Вот именно, взрослого. Мне кажется, что у такого ребенка немного недоразвито собственное «Я».

Я понимаю, что в силу своего возраста, ребенку не хватает каких-то навыков, знаний, но и инициативы от такого ребенка мало. Он привык четко и беспрекословно выполнять мамины и папины просьбы. Хорошо, когда родители адекватные, а если нет...

Второй вариант послушного ребенка. Это ребенок, который сломан постоянными «нельзя», «стой тут», " никуда не ходи", «то не бери» и т.д. в том же духе. Конечно, мамы хотят для своих детей только самого лучшего, тем самым лишая ребенка своей индивидуальности.

Я очень часто встречаю таких «зашуганых» детей. В силу моей общественной жизни, мне приходится пересекаться с большим количеством детей. Это и школа, и детские группы развития, и кружки творчества. Таких деток видно.

Они очень переживают о том, что скажет мама, накажет ли папа, или просто он очень огорчит бабушку. Создается впечатление, что этот ребенок живет для всех, но не для себя. Конечно, с таким ребенком удобно, потому что он - послушный.

Счастливый ребенок

Ребенок, у которого есть свобода. Ребенок, которого не будут ругать за сорванный не в том месте цветок, за неудачную разукрашку на обоях, за свободу на детской площадке, за самоволку в магазин (за мороженным), за личный выбор любимой футболки.

Детки, у которых есть свобода выбора, личное мнение, свои предпочтения и свои «не хочу». Вот что для меня счастливый ребенок.

Конечно, это не должно граничить со вседозволенностью, а должно быть в пределах нормы. Грань тонка и нельзя допустить, чтобы ребенок превратился из счастливого - в испорченного, причем возраст тут не имеет значения. Детские капризы должны быть дозированы, иначе, со временем, это ребенок не даст вам спать.

Скажу о своих детках. Я не ставлю рамок и особых требований. Дети имеют полное право выбора в одежде, еде, личных вещах. Они свободны, но в рамках режима дня (еще раз напомню о вседозволенности, граничащей с беспределом).

Дети могут сами сходить в магазин в 5 лет, сами сварить суп в 9 лет. Это самостоятельность помогает им легче приспосабливаться ко взрослой жизни. Старшие самостоятельно посещают школу, причем ехать туда 30 минут. А в их классах никто такого не делает. Не то чтобы дети не хотели, родители все не отпускают от себя. И живут в режиме «Сидеть-стоять-пошли-пришли».

Я за счастливых, самостоятельных, свободный детей. А вы?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди