20.04.2019

"Пожалеешь розгу - испортишь ребёнка". Толкования на Притч


Апостольские постановления

А вы, отцы, учите детей своих в Господе, воспитывая их в учении и наставлении Господа, и обучайте их потребным и согласным со словом Божиим мастерствам, чтобы при удобном случае не предались они веселиям роскоши и, оставшись ненаказанными от родителей и прежде времени получив свободу, не удалились от добра. Поэтому не опасайтесь порицать их и наказывать строго. Ибо, наказывая, вы не убьете, напротив, сохраните их, как и Соломон говорит: …кто щадит жезл свой, ненавидит своего сына (Притч 13:25), и еще: Сокрушай рёбра его, доколе он молод, чтобы сделавшись упорным, он не вышел из повиновения тебе (Сир 30:12; LXX).

Посему, кто перестает убеждать и вразумлять сына своего, тот ненавидит собственное дитя. Итак, обучайте детей своих слову «Господь», обуздывайте также их и розгами и делайте их покорными. От юности учите их священным писаниям, как своим, так и божественным, и передавайте им всякое Божественное Писание. Не давай им воли в юности, дабы не обрели власти (Сир 30:11; LXX). Не попускайте им сходиться со сверстниками для пирования, ибо чрез это они уклонятся в безчиние и впадут в блуд, и если подвергнутся этому по нерадению родителей, то в душах их будут виновны родители их. Ибо если они сойдутся с необуздываемыми, по беспечности родителей, то не одни согрешившие дети наказаны будут, но и родители их осуждены будут за них. Посему, когда достигнут они супружеского возраста, старайтесь сочетать и совокупить их браком, чтобы они в цветущем пылком возрасте своем не переняли нравов блудников, а вы не отдали отчета Господу Богу в день суда.

Свт. Амвросий Медиоланский

Полезны наказания отца, который не щадит, ибо делает душу сына своего послушной спасительным наставлениям. Он воспитывает с розгой, как написано: посещу жезлом беззаконие их (Пс 88:33).

Прп. Петр Дамаскин

И как родители, любящие детей своих, угрозами отвращают их от безумных поступков, будучи побуждаемы к тому любовию, так и Бог попускает искушение, как жезл, отвращающий достойных от худых советов диавола. Щадяй жезл свой, ненавидит своего сына, любяй же наказует прилежно.

Творения. Книга первая.

Блаж. Августин

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына (Притч 13:25). Дайте же мне того, кто с твердой верой, чистым умом скажет, со всеми силами своей души: Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божье! (Пс 41:3). Такой человек не нуждается ни в земных наказаниях, ни в государственных законах; его не страшит преисподняя, поскольку благо, коего он желает более всего, - это быть в единстве с Богом, а лишение этого высшего счастья и промедление наслаждения им - самые большие муки, которых он боится. Но многих, прежде чем им стать послушным сыном и сказать: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23), нужно призывать к их Господу с помощью розог земных наказаний как дурных рабов и беглых невольников.

Лопухин А.П.

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его

Мы говорили о трудностях, связанных с русским переводом книги Притчей Соломоновых, в которой я принимал участие в рамках проекта Российского библейского общества.

Царь Соломон . Лев Гаспар, 1940 г.

Тема, о которой чаще всего вспоминают в связи с книгой Притчей – воспитание детей. Даже тем, кто не раскрывал Библии, известно, что царь Соломон велел их обязательно пороть розгами. Вроде как и было такое… но что именно он сказал? Чаще всего цитируют стих 12:25, в церковнославянском варианте: «Иже щадит жезл свой, ненавидит сына своего: любяй же наказует прилежно». Примерно так поступил и Синодальный перевод: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Да и мы постарались сказать примерно то же самое, только несколько более афористично: «Кому жалко розгу, не жалко сына, а кто любит сына, не забудет вразумить». Так называемый «Современный перевод» 1993 года забывает про розги, но уточняет другие педагогические моменты: «Родители, искренне любящие своего ребенка, не воздерживаются от наказания его, любящие родители тут же наказывают его». То есть наказание должно следовать немедленно.

А что говорится в оригинале? Почти то и сказано… почти. Буквально: «берегущий жезл свой ненавидящий сына своего и любящий его стремление его наставление». Во-первых, никакого «детства», как в Синодальном, тут нет. Вообще вся книга Притчей – наставления отца сыну, только взрослому юноше или старшему подростку, ведь в ней говорится о выборе жены, об опасностях, которые подстерегают юношу у распутной женщины и т.д. Совсем не детские сюжеты.

Далее, насчет розог. В оригинале стоит слово שֵׁבֶט (шевет ), которое в церковнославянском верно переведено как «жезл». Так может называться любая палка, но чаще всего мы встречаем его именно как жезл, символ власти и авторитета. Например, в псалмах: «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (22:4); «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» (44:7). Тут жезл – символ высшей власти Бога над верующим, его непререкаемого авторитета… и примерно таким же в идеале Библия видит авторитет отца по отношению к своим детям. Да, в те времена этот авторитет реализовывался в том числе и через телесные наказания, никто даже не спрашивал, допустимы ли они – в том обществе их не ставили под сомнение, как и многое иное (многоженство, к примеру, или рабство). А библейский стих говорит, по сути, о том, что отец, пренебрегающий должным воспитанием и наставлением своего сына, на самом деле его просто не любит. А что отцовский жезл в таких случаях иной раз и по спине пройдется, так это само собой, это как те самые саночки, в которых всякий катался, тут и уточнять ничего не надо было древним.

Та же тема присутствует и в стихе 19:18, в буквальном переводе с оригинала: «исправляй сына твоего, ибо есть надежда, и к умерщвлению его не стремись душой твоей». В общем, понятно, что делать (заниматься воспитанием) и чего не делать (стремиться к погибели). Но как одно связано с другим? Можно понять так, что пренебрежение воспитанием сына приведет его рано или поздно к погибели. А можно и попроще: усердствуя в воспитании при помощи жезла, смотри, не зашиби насмерть, как Иван Грозный. И что там насчет надежды? Видимо, заниматься воспитанием имеет смысл лишь до определенного возраста, пока еще есть надежда, а потом уже будет поздно. Именно так и поняли этот стих мы, причем постарались сохранить двусмысленность оригинала в отношении «не погуби». Наш перевод звучит так: «Вразумляй сына, пока не поздно, смотри, не погуби его».

Но существует и иное прочтение насчет надежды: ты можешь на что-то надеяться в отношении своего сына только в том случае, если занимаешься его воспитанием. Современный перевод 1993 г. разъясняет это со всевозможными подробностями: «Учи сына своего и наказывай, если он неправ. Это единственная надежда. Если отказываешься делать это, помогаешь его разрушению».

На сей раз новые, неожиданные прочтения встретятся нам как раз в традиционных текстах. Церковнославянский: «Наказуй сына твоего, тако бо будет благонадежен: в досаждение же не вземлися душею твоею». С одной стороны, речь идет о воспитании благонадежного члена общества, но вот что значит «в досаждение не вземлися», понять труднее. Впрочем, на помощь приходит греческий текст, с которого и переводился церковнославянский, там мы читаем εἰς δὲ ὕβριν μὴ ἐπαίρου – здесь вводится важнейшее для греков понятие ὕβρις (гюбрис – непомерная гордость, надменность, превозношение, которые навлекают на человека гнев свыше). Дескать, воспитательные усилия не должны становиться поводом для собственной гордости – и современные психологи подробно прояснят, как это бывает, когда родители реализуют с помощью детей свои застарелые амбиции.

Почему же греческий текст здесь не совпадает с еврейским, с которого делались остальные переводы? Если говорить кратко, то тайна сия велика есть, они просто разнятся, и никто уже не может с уверенностью сказать, как выглядел самый первый текст книги Притчей и что точно говорил по этому поводу царь Соломон. Есть просто две текстуальных традиции, и переводчик неизбежно выбирает одну из них.

А самым оригинальным оказывается здесь Синодальный перевод: «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его». Откуда взяли переводчики этот самый крик? Видимо, из собственной педагогической практики с применением розог, но не из еврейского, греческого или славянского, это точно.

Впрочем, проблемы с переводом возникают и там, где смысл оригинала предельно ясен. Вот, например, 25:2, в буквальном переложении: «слава Бога скрывать дело, слава царей расследовать дело» (тоже, в общем-то, о воспитании, только речь идет о царевичах). Это яркий случай антиномического параллелизма, при котором два явления или понятия противопоставляются: Божья слава открывается в том, как таинственно и вместе с тем мудро устроено мироздание, а вот царская слава (как и слава самого Соломона) происходит от умения вывести тайное на свет. Да, но как сказать это кратко и емко?

Церковнославянский, следуя за греческим, просто потерял всякий параллелизм: «Слава Божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его». Зато благочестиво: царь почитает повеления Божьи. Синодальный перевод верен еврейскому, но утрачивает динамизм оригинала и звучит несколько по-канцелярски: «Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело». Нам, полагаю, удалось найти более удачный вариант: «Славен Бог, тайное сокрывший; славен царь, тайное понявший».

Впрочем, Притчи – сравнительно легкий материал. Даже если исказишь поговорку в переводе, этого, как правило, никто и не заметит. Но есть такие места, перевод которых влияет на понимание библейского богословия в целом, о которых ревностно спорят меж собой представители разных конфессий и школ. В основном это новозаветные отрывки – и о них мы поговорим в следующий раз.

Как не жалеть розги

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).

Существует много шаблонных представлений о мнимом смысле сегодняшнего библейского текста, например: «Пожалеешь розгу - избалуешь ребенка». Эта широко распространенная поговорка твердо заявляет, что родителям следует пользоваться розгой, дабы причинять боль непослушным детям. Родители говорят своим детям, что те должны делать, и, если они не исполняют сказанного (как заявил мне один родитель), «их приходится бить, и бить больно».

Разумеется, если это считается библейской мудростью, дети приходят к заключению, что за таким подходом стоит Автор Библии. Они опасаются, что розга, о которой идет речь, далека от пастушьего посоха (см. Пс. 22), предназначенного мягко направлять овец через труднопроходимые места и отгонять врагов. Дети считают розгу оружием, которого надо бояться, способом для разгневанных авторитетов выразить свой гнев на тех, кто бросил вызов их власти. Однако реакция ребенка на требования дисциплины зависит в первую очередь от того, насколько он чувствует себя любимым и понятым. Поэтому наша главная задача - дать ему это почувствовать и показать, что мы всегда на его стороне.

От родителей и в самом деле ожидается, что они научат своих детей ходить путями благословений. Порой своевольного ребенка, возможно, и придется привести в чувство. Но слишком часто родители не уделяют предпочтительного внимания созданию теплых и бережных отношений с детьми. Такие родители сами не испытали силу исцеления любовью, поэтому считают, что единственное влияние на своего ребенка они могут оказать, исполнив свой «долг», то есть причинив ему боль, когда он недостаточно послушен.

Некоторые дети открыто восстают против такого подхода, что и понятно, ибо такое представление чуждо тому, как Бог побуждал Свой народ учиться и возрастать. Восставший ребенок стремится сохранить некое подобие своей личности. Его бунт не только против родителей, но и против религии, научившей родителей действовать таким образом.

С другой стороны, ребенок может безропотно подчиняться дисциплине, ориентируясь на розгу. Поскольку он не протестует, родители считают, что их метод работает. Но велика вероятность того, что примерно через двадцать лет, во время какого-нибудь сокрушительного кризиса в жизни, внешне послушный человек отправится на поиски своей свободы и самобытности, оставляя позади религию, которая наградила его чувством страха и вины. По иронии судьбы он отвергнет и своего Небесного Отца, Который знает, что болью не добиться послушания.

Рецензии

Знаете, Слава, на собственном опыте осознала, что воспитание с Любовью более плодотворно, нежели с раздражением и розгами. Любовь производит в душе глубокие и правильные перемены, только надо запастись терпением, чтобы дождаться желаемых плодов. Только с Божьей помощью можно воспитать настоящих людей.
И опять, Слава, спасибо Вам за тему для размышления.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Согласно традиции, слова, вынесенные в заголовок, принадлежат царю Соломону (Прит 13:24), которого Писание называет мудрейшим из всех людей. Поэтому еврейская педагогическая мысль на протяжении веков руководствовалась именно этим принципом.

Говоря о обязанностях учителя, знаменитый средневековый кодификатор Рамбам писал:

Учитель должен использовать телесные наказания, чтобы дети боялись его ослушаться; но не избивать их зверски, с жестокостью — поэтому бьет он детей не плетьми или палками, но маленьким ремешком.
Мишне Тора, Законы изучения Торы 2:2

Как заметил один из комментаторов, такими же правами, безусловно, обладает и отец ребенка. Судя по имеющимся источникам, и родители, и педагоги охотно пользовались предоставленными им полномочиями - в большинстве еврейских мемуаров есть упоминания о телесных наказаниях дома и в школе.

Из больших меламедов были в городе двое, которые страшно били и пороли детей. Самые большое наказание называлось «сделать пакет». Для этого меламед спускал мальчику штаны и закатывал наверх рубашку. Раби в этот момент держал в руке хорошую розгу или плётку, и в таком положении мальчик должен был читать, и если он не знал какого-то слова, раби его с силой хлестал, так что на теле оставался синий след. Так он читал в течение часа. Одним из меламедов был Довид. У него было принято подымать мальчика вверх и бросать на землю, чтобы тот падал замертво; и такой случай, действительно, произошёл. После похорон убитого мальчика его отец и мать не посмели даже спросить реб Довида, за что он убил их ребёнка. Так, видно, хотел Господь.
Е. Котик. Мои воспоминания

Известно два ограничения, связанных с телесными наказаниями. Во-первых, в некоторых общинах старались не бить детей между 17 тамуза и 9 ава - наряду с запретом на свадьбы и увеселения это считалось одним из проявлений скорби о разрушенном Храме. А во-вторых, уже Талмуд (Моэд Катан 17а) настоятельно не рекомендует бить подросших детей, дабы не нарушить заповедь «пред слепым не клади препятствия». Как объясняет Раши, если отец ударит взрослого сына, тот может вспылить и ответить словом или даже действием, нарушив тем самым требование почитать родителей. По поводу того, на детей какого возраста распространяется этот запрет, единого мнения нет. Р. Моше Иссерлес (Рама, 1525–1572) полагал, что речь идет о юношах двадцати лет и старше. По мнению же р. Элиэзера Папо (Пеле Йоэц, 1785–1828), запрещено бить ребенка любого возраста, если известно, что он может в ответ оскорбить родителей.

Общее смягчение нравов, начавшееся в прошлом столетии, коснулось и традиционного еврейства - некоторые раввины даже выступали за полный отказ от телесных наказаний. Так, р. Шломо Вольбе (1914–2005) утверждал, что в наши дни битье приводит лишь к ухудшению отношений между детьми и родителями. Другой раввин, р. Йосеф Пацановски, писал, что наше поколение слишком изнежено, чтобы лечить и воспитывать его традиционными средствами:

Лечебные средства прежних поколений сегодня не используются, поскольку они приносят вред - то же происходит в воспитании. Мы больше не можем, как прежде, прибегать к телесным наказаниям. Если прежние поколения не обжигались в кипящей воде, для нас опасна даже теплая. Поэтому воспитание должно быть мягким и терпеливым.
Пардес Йосеф на Шмот, 15:26

Впрочем, консенсуса, как водится, и здесь нет - к примеру, р. Моше Файнштей, ведущий религиозный авторитет прошлого века, полагал, что «если отец бьет ребенка, чтобы воспитать его, - это не запрещено» (Игрот Моше, Хошен Мишпат, 1:3). А в некоторых благочестивых семьях детей по-прежнему воспитывают по методике, которую упоминает - правда, без ссылки на источник — р. Элиягу Деслер, автор популярных книг по еврейской этике: «Даже если ребенок слушается родителей, стоит найти повод, чтобы все же побить его, хотя бы немного».

Отвечает Минкина Ита:

Наверняка, многим родителям, читавшим это выражение царя Саломона, было бы интересно разобраться в чем тут дело.

Приведу вам цитату из книги (записи цикла лекций по воспитанию) рава Шломо Вольбе зацаль - одного из крупнейших раввинов - мыслителей и наставников нашего поколения, напрямую поднимающего интересующий вас вопрос.

"Написано в книге пророка Зхарья: "И взял я два посоха: один назвал (ноам) Приятным, а другой - посох (макель) Наказание (хавалим), и пас я ста до". Есть посох, которым наказывают и ударяют, а есть посох, которым тоже воспитывают, но воспитывают удовольствием: посохом Приятным!

Нужно знать, что посох Приятный, это тоже - посох, но он не причиняет боли. Если я ребенка поощеряю - это тоже посох. если ребенок сделал хороший поступок - я дам ему шоколадку, - это тоже посох, но это посох Приятный.

Нет возможности вообразить себе насколько разрушительно для ребенка, когда взрослый бьет по-настоящему. Рав Элияу Лопьян зацаль всегда говорил нам: " С детьми - только по-хорошему". О н говорил, что под старость сокрушается из-за каждого шлепка своим детям, когда те были маленькие. Рав Элияу вырастил одиннадцать детей, и несколько из них сегодня главы крупных ешив.

Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет по нему и говорит ему: "Расти". Это значит, что та поощеряющая рост сила на языке мудрецов называется "удар": "ударяет и говорит ему - Расти!". Естественно, что речь не идет о том, что рядом с каждым кустиком сидит пухленький розовощекий ангелок с белыми крылышками, деÑ �жит палочку в руке и ударяет им по листикам. Мудрецы имеют в виду, что есть сила, вызывающая рост, и эту силу они называют "удар", "ударяет".

так мы можем понять выражение: "Кто жалеет розги, тот ненавидит сына". Не имеется в виду, что надо схватить ребенка и начать бить его розгами. Есть пути, каким образом направить рост ребенка.

По этому поводу нужно добавить еще один момент, с которым мы часто сталкиваемся. В Талмуде (Кедушин 30) есть спор - до какого возраста можно ударить ребенка - до шестнадцати лет или до двадцати четырех. если отец ударяет ребенка в более позднем возрасте - отец преступает заповедь: перед слепым не ставь преграду", потому что ребенок восстанет против него и сам способен его ударить в ответ. Такой спор в талмуде. В сегоднящней нашей реальности, если ударят трехлетнего ребенка, уже преступают заповедь - перед слепым не ставь преграду. Потому что уже видно, что ребенок востает против родителя. Вы можете видеть, что ребенок, который получил пощечину - уже пытается "вернуть" взрослому. Он замахивается, но достать до папы покÐ ° не может, но его движение очень ясное.Это стоит иметь в виду.

в прошлых поколениях было по-другому. у детей были силы переносить наказание. дети также были более устойчивые по характеру. им не приносило ущерба если иногда им приходилось терпеть телесное наказание. но сегодня вся атмосфера - это восставать против взрослых, особенно здесь, в Израиле. Если кто-то закочет унизить своего ребенка телесными наказаниями - это нанесетнепоправимый вред ребенку, их отношениям, и повзрослев, такой ребенок закроется перед своими родителями. Ñ �огда уже невозможно будет построить с ним устойчивые открытые отношения.

Однако есть исключения - в наряженные моменты. Например, вечер, и детям пора спать, и если есть слава Б-гу несколько детей в доме и все шалят и кричат, и мама уже уставшая за целый день, в такой ситуация мама дает несколько шлепков и становится тихо. Это - аптечка "первой помощи". Я про это не говорю. Я говорил про то, что использовать телесные наказания в качестве системы воспитания - это ошибочная концепция.

с уважением, Ита Минкин


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди