16.10.2019

Приучение ребенка к горшку: как быстро это сделать. Как приучать ребенка к горшку? Комаровский: советы молодым мамам Приучение к горшку в 1 год


Умение ходить на горшок детей ещё один важный показатель взросления. Недаром вопрос о том, когда ребёнок стал садиться на горшок, звучит так же часто, как и когда он начал ходить или говорить. Родители относятся к нему с полной серьёзностью, тем более что слышат об этом самые разные мнения и советы от бабушек, других родителей и педиатров.

Одни делятся воспоминаниями, как приучали детей к туалету, начиная едва ли не в три месяца держать кроху над тазиком или раковиной. Другие утверждают, что их 7-8 месячный малыш уже ходит на горшок по большому. А с экрана телевизора доктор Комаровский говорит, что и в два с половиной года не поздно начинать приучать к горшку.

Возраст, когда стоит начинать приучать ребенка к этому важному навыку, один из самых спорных вопросов. Причем спор идет не между педиатрами. Все врачи мира придерживаются одного мнения, что раньше 18 месяцев, или полтора года, ребенок не в состоянии контролировать свое тело в этом вопросе, а значит научить его осмысленно садиться на горшок и делать нужные дела невозможно.

Бабушки и некоторые родители пытаются это оспаривать, утверждая, что им удавалось приучить своих детей ходить на горшок до года. Специалисты поясняют, что если даже родителям удалось добиться, чтобы малыш опорожнялся в ночную вазу, то речь может идти у годовалого ребенка только о рефлекторном действии.

До возраста полутора лет ни один ребенок не в состоянии контролировать свое мочеиспускание или опорожнение кишечника. Данная способность по утверждению специалистов формируется в период с 1,5 лет до 2,5 года, когда ребенок начинает контролировать мочеиспускание и дефекацию в течение дня и в 3,5 года ночью.

Доктор Комаровский призывает родителей не волноваться и не торопиться, ведь все здоровые дети в конце концов обучаются этому важному делу, а лучше уделить больше внимания ползанию маленького ребенка, что будет более эффективной тратой родительского времени.

Детей начинать приучать к горшку надо не раньше, чем он достигнет возраста полтора года и летом, когда мокрые трусики не грозят здоровью. Но если вашему малышу исполняется 1,5 года в разгар зимы, и вы не хотите долго ждать до следующего лета, чтобы начинать обучение, то можно начинать приучать к горшку и после года. Только при этом не ждать от малыша невозможного.

Ни один самый хитрый способ не может обмануть природу. Если ребенок физически не готов контролировать собственные физиологические процессы, как бы родители ни старались и не сердились, это может только оттолкнуть годовалого кроху от нового навыка, а не приблизить желанный момент.

Хотя все педиатры настаивают, что ранее 18 месяцев приступать к освоению «туалетного» навыка нет смысла, но признавая индивидуальность каждого ребенка, дают советы определять возраст начала приобщения к горшку с того момента, когда он будет к этому готов. Доктор Комаровский называет следующие признаки этого.

  1. Установление стабильного режима дефекации и умение более 1,5 часов не мочиться.
  2. Знание названий частей тела и предметов одежды.
  3. Демонстрация неудовольствия от пребывания в мокрых трусиках.
  4. Умение самостоятельно снимать и надевать трусики.
  5. Умение самому доходить до горшка, садиться и вставать с него.
  6. А самым главным доктор Комаровский считает способность малыша любым способом дать понять, что он хочет в туалет.

Комаровский дает родителям советы не обсуждать ни с кем, как получается у маленького приучаться к горшку, а быть внимательным к малышу и терпеливо ждать, когда он созреет.

Как приучить ребенка к горшку – Доктор Комаровский

Какой горшок выбрать?


При выборе горшка на что, кроме собственных эстетических вкусов, стоит обращать внимание:

  • Он должен быть приятен малышу и не пугать его. Поэтому лучше брать пластиковый, а не металлический. Пластик более теплый материал, и не будет холодить попку крохи. Поэтому стоит отказаться от горшков с музыкальным или другим звуковым сопровождением. Неожиданные звуки могут напугать ребенка.
  • Выбирая цвет горшка, также учитываем индивидуальные особенности крохи. Часть детей опасаются ярких непривычных предметов, другие, напротив, тянутся ко всему броскому.
  • Горшок должен быть удобен и устойчив, чтобы ребенку было не трудно на него садиться, и он не опрокидывался, когда кроха встает. Для этого можно выбрать горшок в виде креслица со спинкой, или расширяющиеся к низу.
  • Для девочек берут круглые, а для мальчиков овальные сосуды с выступом впереди. Кроме анатомических особенностей стоит учесть и полноту вашего ребенка. Горшок не должен быть ни слишком большим для него, ни слишком узким.
  • Производители пытаются привлечь родителей к своим моделям всяческими дополнительными эффектами – музыкой, игрушками, ремнями безопасности и т.п. Но психологи предупреждают, что горшок не должен походить на игрушку. Всё это отвлекает ребенка от его главной функции.
  • Дома нужно найти покупке подходящее место, чтобы он был на глазах у ребенка и доступен ему.

Способы приучения ребенка к горшку поэтапно

Любой способ приучения к горшку начинается с того, что мы просто знакомим кроху с новым предметом, объясняем и показываем на игрушках, для чего он нужен. Можем, смотря с малышом мультик, привлекать его внимание к моментам, где видим горшок. Даем время привыкнуть к нему, и лишь затем приступаем собственно к приучению.

Опытные мамы дают советы начинать этот важный этап с отказа в течение дня от памперсов. Также поступают и в садике. Тогда ребенок начнет замечать связь между тем, что он пописал и трусики стали мокрыми и неприятными. Он ещё не может контролировать себя, но начинает осознавать последовательность событий и учится давать знать маме после того, как трусики стали мокрыми, о том, что ему некомфортно. Конечно, отказываться от памперсов ночью пока не стоит.

Один способ предлагает вначале высаживать малыша на горшок в памперсах или трусиках просто для того, чтобы он привык и не боялся. И лишь после этого через 7 – 10 дней начинать высаживать его два раза в день, не стремясь подловить нужные моменты. И только когда он привыкнет к этому этапу, переходить к систематическому высаживанию.

Другой способ предлагает сразу начинать высаживать малыша на горшок после сна ночью и днем, после еды, перед прогулкой и перед сном. Если благодаря этому удается «подловить» момент, когда он сходит по большому, то похвалите малыша. Пусть он поймет, чего от него ждут.

  • На горшке малыш должен сидеть не долго, не более 5 – 7 минут. Даже если он ничего не сделал, после этого времени поднимаем. Лучше чуть позже ещё раз повторить попытку.
  • Сидя на горшке, малыш не должен смотреть мультик, слушать сказку или играть. Это отвлекает его от процесса и затрудняет понимание того, для чего он тут.

Затем, внимательно наблюдая за малышом в течение дня, видя признаки, что он хочет в туалет, предлагать ему горшок, помогая снять трусики, чтобы он садился на него почти самостоятельно. Когда у ребенка уже получается самостоятельно ходить на горшок, не ругать его и не стыдить, если время от времени он будет «оступаться». Заигрываясь, малыш забывает и не замечает своих потребностей. Поэтому просто время от времени напоминайте ему о горшке.

Если малыш упорно отказывается от горшка по каким-то причинам, идя на конфликт с родителями, то не надо настаивать. Лучше сделать перерыв в обучении, чтобы у малыша не сформировалась отрицательная привязка к этому нужному предмету. Постарайтесь понять, чем вызван отказ – усталостью от обучения, неприятными ощущениями от прохладных краев, испугом во время пребывания на «троне», чтобы устранить эту причину.

  • Не стоит начинать обучение или переходить к следующему этапу, если малыш болеет. Также на обучении может отрицательно сказаться любая стрессовая для малыша ситуация – переезд, конфликты в семье, появление братика или сестрички.
  • Приступая к обучению малыша этому важному навыку, запаситесь терпением и оптимизмом. Знайте – несмотря на временные отступления, как бы долго все не шло, но все дети осваивают горшок и ваш не исключение.
  • Приучать ребенка проситься на горшок ночью, если его возраст меньше 2 – 2,5 лет практически бесполезно. Ночью малыш не способен контролировать себя до определенного возраста. Даже если родители высаживают его ночью на горшок, он справляет нужду рефлекторно, неосознанно и это не закрепляется в его поведении.

Когда приучать ребёнка к горшку? – Доктор Комаровский

Раньше или позже?

Вопрос о том, когда начинать обучать малыша туалетным навыкам, часто вызывает споры у родителей. Некоторые считают, что высаживать ребенка на горшок нужно с 8–9 месяцев.
Такие родители хвастаются тем, что их малыш научился пользоваться горшком еще до года. На самом деле, в отношении детей до 1 года речь может идти только о рефлекторном опорожнении мочевого пузыря и кишечника, то есть у ребенка просто срабатывает рефлекс, когда он оказывается на горшке. Нервная система в этом возрасте еще не готова к контро лю над мочеиспусканием: ребенок еще не понимает, что хочет помочиться, и не может задержать этот процесс. Контроль над мочеиспусканием появляется только в возрасте около 18 месяцев.

Это важно!

С приучением к горшку придется повременить, если:

  • малыш болен или только что перенес заболевание;
  • семья переехала на новую квартиру;
  • в семье родился еще один ребенок;
  • происходит кризис в семейных отношениях, кто-то в семье серьезно болен или скончался.

Для успешного приучения к горшку, основанного на взаимной заинтересованности, нужно, чтобы ребенок:

  • сам ходил, садился, снимал штанишки;
  • понимал обращенные к нему слова;
  • сообщал о своих желаниях с помощью слов или жестов;
  • умел подражать взрослым или старшим детям;
  • мог делать что-то, следуя указаниям взрослых;
  • старался заслужить поощрение и похвалу.

Все вышеперечисленные навыки формируются у ребенка примерно к 1,5 годам. Таким образом, оптимальное время для приучения к горшку – около 1,5 лет. Точное время, когда ребенка следует начать обучать туалетным навыкам, подскажет педиатр, который регулярно наблюдает малыша.

Врач оценивает уровень психомоторного развития ребенка и может определить, готов ли малыш к обучению. Можно начать знакомить малыша с горшком и до года, но тогда время, которое займет процесс обучения, увеличится.

Как показывает практика, и те малыши, которых стали сажать на горшок еще до года, и те, которые познакомились с горшком в 1,5 года, начинают сознательно контролировать свои выделения примерно в одном и том же возрасте:

  • к 2–2,5 годам появляется контроль над опорожнением кишечника;
  • к 2,5–3 годам ребенок контролирует мочеиспускание в дневное время;
  • к 3–4 годам малыш контролирует мочеиспускание и в ночное время.

Этапы обучения

Чтобы приучение к горшку прошло спокойно и не вызвало протеста со стороны ребенка, нужно действовать постепенно, последовательно переходя от одного этапа к другому.

  • В комнате ребенка появляется новый предмет – горшок. Он должен быть удобным, чтобы малышу было комфортно сидеть на нем, и ярким, чтобы привлекать внимание ребенка. Сначала малыша 1–2 раза в день сажают на горшок на несколько минут, не снимая штанишек и подгузника (чтобы у ребенка не возникло неприятных ощущений от соприкосновения с холодным пластиковым сиденьем).
  • Через 7–10 дней можно начать высаживать малыша на горшок без подгузника. Желательно делать это 2 раза в день. Пока не нужно торопиться «подлавливать» ребенка, когда он захочет «сделать дело». Это может испугать малыша, из-за чего он будет стараться сдерживаться от мочеиспускания.

Чтобы малыш лучше понял, для чего предназначен горшок, можете, сняв с ребенка грязный подгузник, бросить его в горшок, доступным языком объяснив малышу свои действия.
Очень хорошо, если в семье уже есть старший ребенок – он может показать младшему, как пользоваться горшком. Малыши быстро начинают подражать старшим.

  • Через 1–2 недели малыш привыкнет к горшку и будет спокойно относиться к этому предмету. Теперь можно высаживать его несколько раз в день и делать это в те моменты, когда вы хотите «подловить» у него стул или мочеиспускание. Например, желательно сажать кроху на горшок сразу после сна, после еды, после прогулки.
    Вы можете сами заметить признаки, по которым можно определить, что ребенок хочет опорожниться: обычно он замирает, перестает играть, становится сосредоточенным – в это время можно предложить ему горшок.
  • Теперь можно переходить к следующему этапу – обучению ребенка самостоятельному пользованию горшком. Горшок должен стоять на видном месте и быть доступным для малыша. Важно, чтобы ребенок сам научился снимать штанишки. Объясните малышу, что теперь он сам может ходить на горшок, когда пожелает (время от времени вам нужно будет напоминать ему об этом). Для ребенка будет большой радостью научиться самостоятельно пользоваться этим предметом, особенно если родители будут хвалить и поощрять его.

Как правило, на приучение ребенка к горшку уходит от 6 месяцев до 1 года (если начало было положено в 1,5 года). На это время родителям придется запастить терпением, быть гибкими и внимательными, чтобы процесс обучения прошел спокойно и не привел к конфликтам с малышом.

Нужно ли во время приучения к горшку отказаться от одноразовых подгузников? Необходимости в отказе нет. Ученые проводили исследование на двух группах детей: для одной группы использовались многоразовые подгузники, а для другой – одноразовые. Дети двух групп обучились туалетным навыкам в одно и то же время.

Основные правила приучения к горшку

  • Нельзя удерживать ребенка на горшке насильно; малыш имеет право в любое время встать с него и пойти заниматься своими делами.
  • Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если он вдруг случайно «наделал в штанишки» .
  • Всячески поощряйте, хвалите малыша за правильные действия и успехи.
  • Если при обучении туалетным навыкам у ребенка возник конфликт с родителями, если он отказывается садиться на горшок, то нужно на некоторое время сделать перерыв в обучении.
  • Самое главное требование, предъявляемое к горшку, – ребенку должно быть удобно сидеть на нем.
  • Желательно, чтобы горшок был привлекательным, яркого цвета – такой предмет быстрее завоюет внимание малыша.
  • Не выбирайте слишком «навороченных» горшков – с музыкой, в виде игрушки и т. п. Ребенок должен понимать, каково предназначение предмета, и не считать его игрушкой.
  • Для мальчиков желательно приобретать горшки с завышенной передней частью, чтобы, когда мальчик сидит, моча попадала непосредственно в горшок.

Как считают многие психологи, ребенка стоит приучать к горшку в возрасте от 18-24 месяцев. Почему именно этот возраст? Просто в этот период жизни у малыша появляются определенные навыки, чтобы ходить на горшок : умеет произносить некоторые слова (с малышом можно договориться), понимает речь взрослого, остается сухим в течение 2 часов бодрствования, чувствует дискомфорт при мокрых штанишках. Поэтому, если ваши знакомые хвастаются тем, что их ребенок ходит на горшок в возрасте до 1 года, не расстраивайтесь, так как ребенок делает свои «дела» рефлекторно, бессознательно. И, скорее, это заслуга родителей, которые успевают ловить «моменты» своего чада, не более того.

Итак, если вашему малышу от 18-24 месяцев, и выхотите быстро приучить его к горшку , то соблюдайте некоторые правила.

Во-первых, наберитесь терпения. При неправильном подходе приучение к горшку затянется на долгие месяцы. Во-вторых, за каждый успешный «прицел» в горшок восхищайтесь ребёнком, говорите, что он молодец. В-третьих, откажитесь от приучения к горшку, если у ребенка режутся зубы или ему нездоровится; не отказывайтесь полностью от памперсов; после каждого сна высаживайте младенца на горшок. Не ругайте чадо, если он сделал «грязные дела» в штаны.

Прежде чем приучить ребенка к горшку , вам следует подготовиться. За 2 недели до активных действий нужно купить удобный и комфортный горшок и постараться объяснить, что это за предмет. Расскажите, что все дети справляют нужду в горшок, а потом уже ходят в туалет на унитаз, как взрослые. За неделю до самого приучения приобретите новые трусики ребенку с рисунком любимых мультгероев и скажите, что скоро он будет бегать не в памперсе, а в этом интересном белье. И, наконец, нужно выбрать время и дни, когда вы вместе с помощником (бабушка или няня) будете постоянно с ребёнком.

Сам процесс приучения к горшку во время бодрствования малыша занимает около 3 дней. Метод не работает при полном отказе от памперса.

Итак, первый день нужно дать ребенку бегать голышом при оптимальной температуре в помещении и при соответствующем времени года. Или одеть купленные вами заранее трусики. При каждой попытке ребенка справить свою нужду, нужно незамедлительно к нему подбегать с горшком и сажать его туда. За каждое успешное действие хватить, за осечку - не ругать. В первый день необходимо не отходить от малыша, наблюдать за его действиями, бежать за ним след в след, чтобы поймать «попадания» в горшок. Без помощника тут не обойтись. Ребенок должен усвоить связь между горшком и своими действиями. На дневной сон и ночной сон лучше одеть малышу памперс, предварительно пригласить пописать в горшок.

На следующий день можно пойти с ребёнком на прогулку без памперса. Лучше это сделать после успешного похода в туалет. Гулять стоит неподалеку от дома, чтобы в любое время вернуться, чтобы ребёнок сел на горшок. Не забудьте взять сменную одежду на случай конфуза на улице.

На третий день погулять можно 2 раза. Перед каждой прогулкой и сном, а также после прогулки и пробуждения ото сна необходимо высаживать малыша на горшок . Бывают случаи, когда ребёнок, сидя на горшке, выполнил свои дела, но одежду снять не успел. Не ругайте малыша за такие действия, а одежду выбирайте удобную для своего чада: без лишних пуговиц и лямок.

Если вы сделаете все правильно, то после совместных усилий ребенок начнет нормально ходить на горшок и даже проситься сам на него.

Мама, собираясь с маленькой донкой в поликлинику, спрашивает у нее:

— Давай сходим на дорожку?

— На дорожку? Давай!

Мать приносит горшок, девочка удивленно:

— Мама! Ты же сказала — на дорожку!!!

Наверное, я не ошибусь, если скажу, что одной из «глобальных» проблем, волнующих всех родителей детей в возрасте от 0 до 3 лет, является приучение своего «цветочка» к горшку.

Немаловажным фактором является и общественное мнение. Бабушки в один голос утверждают, что в их время дети в 1 год уже вовсю справляли свои нужды исключительно на горшок. Есть и некоторые современные мамочки, которые рассказывают всем, что уже с первых дней жизни приучают своих детей ходить на пеленку, в раковину, тазик и так далее: кто во что горазд.

Не скрою, и на меня в свое время «давило» общественное мнение, и мне очень хотелось быть образцово-показательной мамочкой, у которой дети с первых месяцев жизни были бы с горшком «на ты»! Поэтому, вооружившись инструкцией по раннему высаживанию на горшок, я вплотную занялась приучением нашего старшего сына Дениса к этому занятию месяцев с четырех.

Раннее высаживание ребенка подразумевает, конечно, не усаживать ребенка на горшок в прямом смысле этого слова, а предлагать ему сделать «свои дела», удерживая его над раковиной или тазиком — там, где маме удобнее.

Для начала предлагается сопровождать определенные действия своего малыша соответствующим «пи-пи» или «а-а». А когда он начнет соотносить ваши звуки с действием, переходить к следующему шагу — самому высаживанию. При этом надо придерживаться следующих правил.

1. Высаживать ребенка нужно после каждого сна, вне зависимости от того, проснулся он мокрым или сухим.

2. Высаживать при проявлении им беспокойства.

3. Высаживать по собственному требованию, если вам это нужно, например, перед прогулкой.

4. Высаживать, если малыш давно не писал и вам кажется, что уже пора.

Стоит заметить сразу, что наши «пи-пи» и «а-а» Денис никак не воспринимал, сколько бы мы ему не «пиликали». Сынишке это казалось просто забавным. Еще с рождения мокрые пеленки не вызывали у него никакого беспокойства. К тому же сидеть «раскорякой» на руках у мамы ему очень не нравилось, и он категорически отказывался это делать. Мы нашли компромисс — он делал все лежа на одноразовую пеленку. Не стоит и говорить, какая это была тренировка для мамы и окружающих близких: поймать тот момент, когда ребенок наконец-то захочет «справить свою нужду».

В 8 месяцев мы начали осваивать горшок. Надо сказать, сидеть на нем ребенку нравилось, и «все дела» он туда делал, как надо. Мы, конечно, расслабились — ура! Наши старания увенчались успехом. Денис на горшок не просился, но мы успевали посадить его в нужное время. Мы даже брали с собой горшок, когда ездили с малышом на юг. (Денису был 1 год и 1 месяц.)

Однако не тут-то было: в 1 год и 2 месяца сын категорически отказался садиться на горшок. Он просто перестал это делать! Не сидел на нем ни минуты. Денису стало неинтересно сидеть и чего-то ждать (даже если и подождать-то надо было всего пару минут). Все это повергало меня в большое уныние, так как я не могла найти причины такого поведения. Ведь мы Дениса не ругали, не заставляли.

И в результате, он снова начал ходить на горшок только в 2 года. (Спасибо нашим воспитателям в детском саду за выдержку и терпение!)

Поэтому я пришла к выводу: природу не обманешь! Ведь не зря существуют установленные специалистами физиологические нормы (по Е. Комаровскому).

1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22 до 30 месяцев (говорят, у девочек — пораньше, у мальчиков — попозже).

3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

В общем, лучше, чем пишет доктор Комаровский, и не скажешь: «Дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».

Со своей младшей дочерью Танюшей мы все учли. До 1,5 лет мы к ней с этим вопросом и не приставали. Мы, конечно, купили ей горшок, показали и поставили возле туалета (в туалете у нас просто нет места). Не разрешали ей с ним играть, давая понять, что горшок — это не игрушка. Это специальное приспособление для соответствующих нужд.

К слову, я вообще не очень понимаю производителей, которые делают горшки в виде машин, животных и т.п. Где здесь логика? Дети тут же начинают с этим играть, но, простите, как можно в игрушку писать или какать? Никому же не пришло в голову делать унитазы в виде машинок или еще чего-нибудь?

Мы периодически обращали внимание Тани на то, как Денис пользуется горшком и для чего это делает. Предлагали ей самой посидеть, но она не хотела сидеть на горшке ни секунды, однако мы и не настаивали.

Через какое-то время мы стали замечать, что Танюшка пытается самостоятельно сесть на горшок. В один из дней (Тане уже было почти 1 год и 7 месяцев) я, поняв, что она хочет в туалет, посадила ее на горшок. На этот раз она не стала упираться и сделала «свои дела». Вид у нее был после этого очень удивленный. А мы ее очень- очень за это похвалили! И рассказали все в присутствии Тани бабушке и дедушке. Они тоже ее очень и очень хвалили! Через некоторое время мы повторили «успех». Теперь я уже пыталась предугадать, когда должно все случиться, и предлагала дочери сесть на горшок.

Не прошло и месяца, как Танюшка стала не просто пользоваться горшком, но и проситься на него. (Кстати, все свои «горшечные» позывы она обозначала одним словом «ка-ка».)

Какие тут можно сделать выводы?

1. У каждого ребенка — свое время. Он сам подскажет, когда будет готов. Просто создавайте для этого соответствующие условия.

2. Если вы начали приучать к горшку (с добровольного согласия ребенка), то делайте это в системе, каждый день, а не от случая к случаю. Не буду утверждать, что это надо делать всегда после еды, сна и т.п. Вы лучше знаете своего ребенка, его биологические ритмы и физиологические особенности.

3. За каждый «успех» хвалите ребенка! Похвала — лучший стимул! За неудачи ругать не стоит. Ребенок не сразу научается полностью контролировать свои физиологические потребности. Это все равно что ругать только что родившегося ребенка за то, что он не умеет ходить.

И последнее. Существует много споров вокруг того, влияет ли пользование одноразовыми подгузниками на процесс приучения к горшку. Если честно, я никакой взаимосвязи не вижу. Мы пользовались и тканевыми подгузниками (позднее надевали обычные трусики), и памперсами. Не могу сказать, что использование памперсов как-то замедлило процесс. Когда и Денис, и Таня уже начали активно пользоваться горшком, мы все равно на ночь для подстраховки надевали им одноразовый подгузник. Так они все равно перед сном обязательно ходили на горшок и с утра, как просыпались, просились в туалет. Подгузник при этом мог остаться абсолютно сухим.

Еще раз повторю: у каждого ребенка — свое время!

Рано или поздно каждая мама сталкивается с вопросом, как приучить ребенка к горшку. Способов решения проблемы – великое множество, новаторские идеи на тему “ребенок и горшок” увеличиваются с каждым годом. Как же выбрать эффективный вариант, чтобы быстро приучить к горшку малыша? Попробуем разобраться.

Время пришло: когда приучать ребенка к горшку?

Итак, когда необходимо начинать знакомить малыша с горшком. Амбициозные родители берут курс на идею “чем раньше – тем лучше”, и со всей серьезностью начинают приучать к горшку ребенка с грудничкового возраста. Но требовать от малыша, которому едва исполнился год, сознательного отношения к горшку совершенно бессмысленно. Физиология неумолима: для обучения пользования горшком , ходить, но и прочно усвоить логическую цепочку “писать-туалет”, а это возможно только при готовности нервной системы малыша.

Педиатры называют 1,5-2,5 года ребенка самым оптимальным периодом для начала приучения к горшку. В этом возрастном диапазоне малыш особенно чувствителен к похвале, уже адекватно воспринимает рекомендации взрослых и готов к “сотрудничеству”.

Если посмотреть на современную статистику, то:

– до 2,5 лет начинают уверенно пользоваться горшком 25% детей;

– к 3 годам навык осваивают 50% детей;

– после 3 лет “подтягиваются” остальные 25%.

Важно! По мнению специалистов, до 4,5-5 лет считаются нормой периодические “промахи” у ребенка, особенно если они происходят в ночные часы.

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет ;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок?

В некоторых случаях родители могут столкнуться с категорическим протестом ребенка к горшку. Малыш отказывается даже присесть на него, и приучение в этом случае кажется невозможным. Что может быть причиной такой реакции на горшок? Есть несколько вариантов.

Кризисный момент

Иногда момент приучения к горшку совпадает у ребенка с периодом отрицания. Попытка заставить малыша “сходить на горшочек” оканчивается неудачей. Справиться со своенравностью крохи непросто, и главный помощник в том деле – время. Попробуйте убрать горшок на пару месяцев, и через время предложите ребенку вновь подружиться с ним.

На заметку! Бывает, что дети возрастом с 2,5 лет и более сознательно отказываются от горшка, но проявляют интерес к обычному унитазу, стараясь подражать взрослым. В этом случае предложите ребенку удовлетворить потребности со специальной накладкой на унитаз. Возможно, горшок и вовсе обойдет вас стороной и малыш будет ходить в общий туалет.

Первое впечатление

Если первое знакомство с предметом гигиены прошло неудачно, ребенок может запомнить этот момент и всеми силами избегать его повтора. Горшок был холодным, или неприятным на ощупь, а может малыш неуклюже сел и свалился с него, – в этом случае приучение к горшку может вызывать неприязнь.

Психологический стресс

Образование навыка чистоплотности может задержаться, если малыш находится в состоянии страха, беспокойства. Когда ребенок эмоционально не чувствует себя в безопасности, то может не только не воспринимать попытки обучения ходить на горшок, но и утратить этот навык, если он был приобретен. Появление нового члена семьи (ревностные чувства), определение в больницу, чрезмерная строгость – всё это откладывает момент приучения к горшку.

Обстановка в семье

Непроизвольные мочеиспускания у детей старше 2,5-3 лет могут быть связаны с неблагоприятной семейной обстановкой. При ссорах родителей, халатности в отношении формирования навыков гигиены ребенка, физических наказаниях (за испачканную одежду, нежелание садиться на горшок) малыш может реагировать отказом от попыток приучения, а в некоторых случаях даже сфинктерными расстройствами.

Друг мой – горшок: особенности приучения детей разных возрастов

В таблице рассказано, как можно приучать к горшку детей, возрастом от 6 месяцев до трехлетнего возраста:

Возраст начала обучения пользования горшком Среднее время обучения Особенности приучения к горшку (в указанный период)
6 месяцев 12-15 месяцев Малыш в возрасте 6-8 месяцев активно осваивает навык сидения без поддержки. Пытаться приучить к горшку в этом возрасте еще слишком рано; можно понемногу держать ребенка над емкостью после кормления, чтобы выработать рефлекс мочеиспускания.
7 месяцев
8 месяцев
9 месяцев 10-12 месяцев С 9-10 месяцев и вплоть до года у ребенка формируется ранняя стадия контроля над физиологическими отправлениями. Малыш в годик может некоторое время произвольно удерживать мочу, поэтому в год можно пробовать высаживать на горшок перед сном и сразу после; но физиологически годовалый ребенок еще не готов к приучению.
10 месяцев
11 месяцев
1 год
1,5 года 6-8 месяцев В возрасте 18 месяцев у ребенка появляется осознание наполненности мочевого пузыря, а двухлетний малыш может даже оповещать маму о том, что хочет “пи-пи”. Настает средняя стадия достижения контроля, именно этот момент считается наиболее подходящим для начала знакомства с горшком.
2 года
2,5 года < 5 месяцев На рубеже третьего года жизни малыш уже полностью готов освоить детский горшок. Трехлетний ребенок уже понимает смысл процесса, предназначение горшка и достигает нужного результата за короткое время.
3 года и старше

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

Пять шагов на пути приучения к горшку

Главная роль родителей в воспитании чистоплотности у детей – сделать процесс естественным и позитивным, насколько это возможно. Пройдет немного времени, и малыш успешно овладеет всем тем, что вы (пока, может, и безуспешно) втолковываете ему. Попробуйте закрепить у ребенка навык опрятности, воспользовавшись простыми советами.

Перед тем, как перейти к пошаговому описанию процесса, советуем вам ознакомиться с советами психолога о том, как необходимо приучать детей к горшку:

  1. Приобретите горшок и поставьте его в детской комнате (или туалете). Расскажите ребенку, для чего нужен этот предмет и как им пользоваться. Первое время можно позволить посидеть на горшке одетым, чтобы малыш не испытывал страха перед ним.
  2. Если ребенок охотно и с интересом начал садиться на горшок, предложите ему попробовать сесть на него, сняв подгузник. Покажите правильное положение – ножки должны твердо стоять на полу, это важно во время дефекаций. Пусть сидение на предмете гигиены постепенно становится частью дня малыша, начните с 1 занятия и увеличивайте до 3-4 раз в сутки.
  3. Когда кроха привыкнет к присутствию нового предмета в доме, попробуйте сменить ему наполненный подгузник возле горшка. Содержимое подгузника стряхните в горшочек, чтобы ребенок понял – горшок предназначен именно для этого.
  4. Вскоре после регулярных занятий стимулируйте ребенка использовать горшок по назначению. Снимите с крохи памперс, горшок поставьте возле игрового места. Позвольте малышу поиграть возле горшка, напоминая, что если ему захочется “в туалет”, то нужно воспользоваться стоящим рядом предметом. Ребенок наверняка будет забывать о горшке первое время, но не упрекайте его за это – просто продолжайте напоминать. Дождитесь момента, когда у малыша всё получится, и обязательно похвалите свое чадо.
  5. Как только пользование горшком станет регулярным, замените подгузники с липучками на одноразовые тренировочные трусики. На этой стадии обучения горшком мальчики учатся мочиться во “взрослый” унитаз, повторяя за отцом или старшим братом. Девочки также могут проявлять желание воспользоваться специальным стульчаком для унитаза. Хвалите ребенка, когда он проявляет инициативу самостоятельно сходить в туалет.

На заметку! Обучение пройдет гладко и без стресса, если родители будут сохранять спокойное отношение в случае ошибок и не отказывать давления на своего малыша.

И дополнительно еще несколько советов по легкому приучению ребенка к горшку от опытной мамы:


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди