28.11.2023

Проект первоцветы в подготовительной группе. Проект "первоцветы". Поэтапная реализация проекта


Юлия Чезганова
Экологический проект «Первоцветы»

Я иду по зелёному лугу, Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут : не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца- отрада,

Украшенье родимой земли.

Экологический проект »Первоцветы »

Участники : воспитатели, дети, родители.

Вид проекта : познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность : 2 недели.

Актуальность : Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах , почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цель проекта : дать представление о ранних цветах – первоцветах . Развитие мышления, воображения, связной речи.

Задачи :

Закрепить представление о весне и её приметах

Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

Закрепить и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Активизировать совместную деятельность родителей и детей

Интеграция образовательных областей : познание, музыка, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Предполагаемый результат :

Усвоение детьми необходимых знаний по теме : «Первоцветы » .

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

1. Этап подготовительный

Проектная деятельность Задачи Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме Определить актуальные знания детей о первоцветах , весенних цветах За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы Методическое обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических

пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий Планирование предстоящей работы В течение недели до начала проекта

Познавательная беседа Уточнить и расширить знания детей о первоцветах 1 день

Д/и «Что изменилось» , «Скажи по- другому» Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность 1 день

Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка» , «Ландыш» Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове 2 день

экологические игры «К названному цветку беги» , «Узнай по описанию» Развивать наблюдательность, связную речь 2 день

Рисование «Красивый цветок» Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности 3 день

Игра» Доскажи словечко» Активизировать речь детей. 3 день

Составление рассказа «Весна в лесу» Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь» Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков 4 день

Лепка «Тюльпан» Развивать навыки работы с пластилином, в частности выполнение фона на картонной основе 4 день

Консультация для родителей «Хочу всё знать» Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Цветы» 4 день

Слушание музыки Вивальди 1 концерт»Весна», Чайковский «Времена года» «Весна» Учить слушать музыку

вне занятий 5 день

Аппликация»Подснежники для мамы» Учить создавать композицию из готовых деталей, наклеивая на фон 5 день

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок из бумаги «Весенние цветы» Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности. 5-8 день

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов

Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о «Первоцветах » Закреплять знания детей о первоцветах . Уточнить из каких частей состоит цветок. Почему необходимо беречь цветы, и какую роль играют в природе 6 день

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев» Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки. 6 день

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена» . Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются. 7 день

Заучивание четверостишия»Тюльпаны» Активизировать внимание и память, развивать связную речь. 7 день

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха» Развитие навыков рисования жёсткой кистью 8 день

Д/и «Да- нет» .Чтение П. Соловьёва «Подснежник» Развитие логического мышления, сообразительности, выдержки. 8 день

Создание альбома для рассматривания «Весенние цветы» Обобщить представления детей о многообразии цветов. 8-9 день.

Музыкальное занятие «Учимся радоваться природе» Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром. 9 день

Лепка «Цветочная поляна» Закрепить умение лепить цветы. 9 день

Д/и. «Что где растёт?» Развитие мышления, сообразительности. 9 день

3. Этап итоговый

Организация познавательно- речевой деятельности «Весенние цветы» Обобщить и систематизировать знания о цветах в лесу и в саду. Формировать устойчивый интерес к явлениям неживой природы. 10 день

Выставка детских работ. Представить результаты совместного творчества родителей и детей. 6-10 день

Презентация альбома для рассматривания «Весенние цветы» для детей младшей группы 10 день

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А.

Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мо-

заика-Синтез, 2007.

2. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под

ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в

средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных эко-

логических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-

Синтез, 2010.

5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методиче-

6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М.: Про-

свещение, 1987.

7. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыва-

нию. - М.: Просвещение, 1982.

8. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе.

ка-Синтез, 2006.

9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней

группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

10. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М.:2011

11. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников» . М.: «Вако» 2007.

12. В. А. Шишкина «Прогулки в природу» . М.: «Просвещение» 2002

13. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.

Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ре-

бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ,

14. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты : Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Владос, 2000.

Экологический проект «Первоцветы» с детьми подготовительной группы

Ознакомление дошкольников с природой является одно из важных задач в работе с детьми.
Экологическое воспитание – одно из важнейших направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой, учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Планета не может жить без растений, так как они не только очищают воздух, но и лечат людей от болезней.
Основы экологического мировоззрения, начала экологической культуры, определенная система ценностей закладывается в дошкольном возрасте.
Проект «Первоцветы»
Проект знакомит детей с первоцветами Москвы и Московской области.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности (3недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Предмет исследования: Первоцветы Москвы и Московской области.

Актуальность: проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением первоцветов), удалось установить, что из 24 опрошенных детей никто не смог узнать и правильно назвать все цветы, 10 детей смогли узнать и уверенно назвать только два первоцвета, 2 ребенка – показали и назвали три цветка, 12 детей – один первоцвет. Никто из детей не смог объяснить, почему первоцветы нуждаются в защите и охране. Из этого следует, что дети имеют недостаточный уровень знаний по данной теме.

Цель проекта:
- расширение и обогащение знаний о первоцветах
- обучение дошкольников умению «видеть» природу, понимать ее значение и необходимость охраны.
- формирование новых ценностей, навыков ресурсосбережения и экологически грамотного поведения
- бережного и эмоционального отношения к природе, желание сохранить природу своего города и ближайшего окружения.
Задачи проекта:
1. Закрепить и расширить знания детей о первоцветах в целом и раннецветущими растениями в городе, в его окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта (создание дидактических игр, картотеки стихов, загадок, создание «Красной книги первоцветов»).
3. Привлечение к проекту семьи (выставка «Сбережем первоцветы – вестников весны!»)
4. Организация природоохранной акции «Берегите первоцветы!»

Этапы проекта
Подготовительный:

- определение уровня знаний детей о первоцветах
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов
- подбор необходимой литературы

Основной этап:
1. Взаимодействие с детьми
1неделя

Задача: закрепить и расширить знания детей о первоцветах в целом и раннецветущими растениями в городе, в его окрестностях, их особенностями, разнообразием, средой обитания, характером взаимодействия с насекомыми и животными.
Беседа «Первоцветы – вестники весны»
Чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев»
Дидактические игры: «Узнай цветок по описанию", «Собери цветок», «Назови первоцвет на заданный звук», “Как растет цветок?”
Чтение художественной литературы: «Цветы в легендах»
Отгадывание загадок
Рисование «Первоцветы»
Цель: работа с раскрасками, закрепление знаний о внешнем виде цветов, создание страниц для Красной книги.
Аппликация «Подснежник», «Мать-и-мачеха», «Гиацинт» (работа подгруппами)
Дидактические игры «Отгадай загадку и найди цветок», «

Ополни словечко», «Четвертый лишний»
Чтение художественной литературы: «Лесной ландыш» Ирис Ревю
Беседа «Красная книга Москвы»
Чтение художественной литературы: «Рассказ про медуницу» Ирис Ревю
Психогимнастика «Весенние цветы»

2неделя
Задача:
Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта
Внесение в уголок книг подборку литературы о первоцветах
Внесение в уголок ИЗО деятельности – фото, рисунков, раскрасок, иллюстраций первоцветов
Заучивание стихотворения с детьми «Если я сорву цветок» Тим Собакин
Беседа «Цветы в легендах»
Изготовление Красной книги первоцветов
Оформление картотеки загадок, стихов
Оформление плаката «Сбережем первоцветы – вестников весны!»



3 неделя
Задача:
воспитывать желание беречь первоцветы
Беседа «Первоцветы Красной книги»
Заучивание стихотворений, считалок, скороговорок
Рисование «Первоцвет на ладошке»
Чтение художественной литературы (легенды)
Дидактическая игра «К названному цветку беги»
Создание листовок «Сбережем первоцветы – вестники весны!» Проведение акции по защите первоцветов, групповая выставка творческих работ детей и их родителей.

2.
Взаимодействие с родителями
1 неделя

Анкетирование
Цель: выяснить знание родителей по данной теме.
Папка-передвижка «Проект «Первоцветы»».
2 неделя
Консультация о проведении природоохранной акции «Берегите первоцветы!», семейное творчество – выставка поделок и экологических плакатов «Сбережем первоцветы – вестников весны».

Заключительный этап:
1. Взаимодействие с детьми -

Вечер загадок и ребусов «Первоцветы – вестники весны»»
Цель: закрепление знаний о первоцветах и осознанности проблемы их исчезновения
2.Экологическая акция «Берегите первоцветы»

2.Взаимодействие с родителями –
конкурс экологических плакатов и поделок «Сбережем первоцветы!»




Ожидаемый результат:
У детей сформируется система знаний о первоцветах
Будут созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о первоцветах Москвы и Московской области
У детей появится желание оберегать цветы

Итоги проекта:
К детям пришло осознание того, что природа окружает их не только на даче, на море, но в родном городе. Причем, природа не только существует, но и нуждается в помощи и защите людей.
В группе создана «Красная книга первоцветов»
В группе проведена выставка экологических плакатов и поделок «Сбережем первоцветы!»
В детском саду проведена акция «Берегите первоцветы!»

Проект в старшей группе: «Внимание, первоцветы!»

МБДОУ№ 27 «Журавушка»

Воспитатели: Шамсутдинова З.А.

Байрашева Н.С.


Цель проекта: Формирование и обобщение представлений детей о дикорастущих первоцветах.

Задачи:

1.Формирование знаний о первоцветах, об их внешнем виде, биологических особенностях, о местах произрастания, о навыках природоохранной работы.

2.Развитие интереса к познанию и беззащитности дикорастущих цветов.

3.Воспитание бережного отношения к жизни дикорастущих первоцветов.


Актуальность проекта:

Проблема изучения первоцветов достаточно актуальна, так как природные сообщества подвергаются интенсивному антропогенному воздействию. Первоцветы или подснежники - это целая группа травянистых растений, которые первыми рано весной появляются из-под снега.

Многие из них в последние десятилетия стали редкими и занесены в Красные книги разных уровней.

В современном мире наблюдается равнодушное, а порой и жестокое отношение к дикорастущим цветам. В связи с такой позицией взрослых и у детей все меньше проявляется интерес к ним. Поэтому возникает необходимость по развитию интереса детей к дикорастущим первоцветам.


Предполагаемый результата:

1. Проявление интереса к первоцветам, произрастающих в Республике Татарстан.

2. Знание детьми 6-8 первоцветов, и их биологических особенностей.

3. Успешное интеллектуально-личностное развитие детей.

4. Оформление на территории детского сада уголка леса с цветами – первоцветами.

5. Активное участие родителей в процессе реализации проекта.


Организация проектной деятельности:

  • Обсуждение проблемной ситуации и составление

плана действий.

Обсуждение того, что вблизи детского сада происходит постройка домов, все меньше остается озелененных участков в нашем городе с «говорящим» названием Зеленодольск и о том, что мы все реже можем в черте города увидеть вестников весны – первоцветов.


2. Практическая деятельность по реализации проекта:

2.1 Познавательно – исследовательская деятельность: 1)Актуализация знаний детей о цветах и первоцветах.


2) Знакомство с биологическими особенностями первоцветов:

Первоцветы или подснежники – это, многолетние весенние травы, зацветающие сразу после стаивания снега и успевающие отцвести до распускания листьев на деревьях. Развитие этих растений начинается ещё под снегом в феврале месяце, и первые всходы появляются с уже развитыми цветками. Это происходит благодаря тому, что в земле у них находятся перезимовавшие многолетние органы: корневища, луковицы, клубеньки, которые богаты питательными веществами. Цветок у первоцветов, либо один, но крупный и яркий, либо они мелкие, но собраны в соцветия. Подснежники отцветают до появления листьев на деревьях, так как они очень светолюбивы и не переносят затенения. Листьев у них достаточно мало, это нужно для того, чтобы не тратить много питательных веществ на их развитие. Тип опыления – смешанный: насекомыми, ветром и самоопыление (это даёт больше шансов быть опылёнными за короткий период цветения (7-10 дней))





5) Совместное творчество детей и родителей .



2.2 Коммуникативная деятельность.

Проводятся беседы с использованием иллюстраций. Дети совместно с воспитателями и дома с родителями составляют творческие и описательные рассказы, сказки, загадки о первоцветах .


Захватывающие легенды, древние истории и очень красивые сказки о первоцветах семьи Сиделеных .

Рассказы о первоцветах семьи Ерастовых и Селиверстовых.


Презентация семьи Леонтьевых .

В эти праздничные и тёплые выходные мы с моей семьёй отдыхали на даче. Наша дача располагается практически в лесу и рядом с речкой. Утром просыпаясь я слышу щебетание и пение птиц, а вечером засыпаю под песни лягушек и нежный тихий шорох листвы от лёгкого штиля. Как и обычно мы с мамой и моей сестрёнкой выходим в лес погулять. Наш лес красив и полон растительности. Конечно цветов в нём ещё мало, но самые первоцветы мы увидели и нашли. Хочу вам их показать!!!

Храни природу – чудо из чудес,

Леса, озёра, синь небес…

Эту фразу я прочитал на въезде на заповедную территорию нашего леса




2.3 Чтение художественной литературы:

Н. Усова «Фиалка», «Ландыш», Сказка «Двенадцать месяцев», П.Соловьев «Подснежник».


2.4 Игровая деятельность: «Что изменилось», «Скажи по другому», «К названному цветку беги», «Угадай по описанию», «Доскажи словечко», «Отбери и назови цветы которые знаешь», «Да – нет», «Что где растет».



Раскраски.


2.5 Продуктивная деятельность.


2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление и раздача листовок: «Берегите первоцветы!»


2.5 Продуктивная деятельность. Изготовление подснежников.


Фотосессия на фоне первоцветов :


Каждый сорванный цветок - это десятки и сотни не успевших созреть семян, из которых могли бы вырасти новые растения. Собирая букеты, мы лишаем первоцветы не только листьев, но, зачастую, и корневищ. В результате растение погибает, а если и остаётся жить, то на следующий год не в состоянии запасти в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов.


Цель мероприятий по защите первоцветов - расширение знаний населения о первоцветах, формирование бережного отношения к дикорастущим растениям и навыков природоохранной работы.

Каждый может посильно участвовать в этой акции:

  • Рисовать, распространять вместе с детьми листовки по охране первоцветов;
  • Рассказывать окружающим о редкости, значимости и уязвимости первоцветах, о способах их охраны;
  • Самим не срывать первоцветы и отказаться от покупки этих цветов с частных рук.

Экологический проект в средней группе

«Первоцветы»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.

Срок проекта: краткосрочный (2 недели)

Актуальность:

При проведении занятия по экологии на тему: «Весна - красна» у детей возник интерес и много вопросов при рассмотрении вопроса о первоцветах. Вопросы возникали следующего характера:

Почему первоцветы так называются?

Почему они появляются первыми?

Почему им не холодно?

Почему они не замерзают?

Какие из них появляются самыми первыми?

И у всех детей появилось желание их увидеть в природе.

Желание детей узнать больше о первых цветах, и обусловило выбор темы данного проекта, так как дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Рядом с детским садом находится участок хвойного леса, в котором можно наблюдать цветение первоцветов.

Цель проекта: дать представление о ранних цветах – первоцветах: узнать, какие первые цветы появляются на территории детского сада, в лесу, выяснить, почему надо беречь первоцветы, создать фотоальбом «Первоцветы».

Развитие мышления, воображения, связной речи.

Задачи: закрепления представлений о весне и её приметах,

ознакомления детей с растениями – первоцветами, воспитания бережного отношения к ним,

развития умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту,

развития творчества, мышления, фантазии,

развития познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

воспитания любви и бережного отношения к природе

активизации совместной деятельности родителей и детей

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: « Первоцветы».

У детей сформировать устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально- личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.

1 этап: подготовительный. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта.

2 этап:

Форма работы

Рассматривание иллюстраций «Весенние первоцветы»

Закрепить знания детей о весне и её приметах; расширять представления о весенних первоцветах; развивать речь детей.

Конспект НОД в средней группе «Первоцветы»

формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.

«Беседа о первоцветах»

Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.

Рассматривание иллюстраций «Подснежник».

Познакомить детей с весенним цветком - подснежником.

НОД в средней группе «Первые весенние цветы»

Расширить представления детей о характерных признаках весны;

Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш»

Уточнить и расширить знания детей о первоцветах, вызвать интерес к первоцветам,

упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов в заданном слове.

Познавательная беседа

« Подснежники»

формировать у детей представление о первоцветах,

Словесная игра «Опиши цветок»

Развивать умение описывать растение и находить его по описанию.

Чтение рассказа П. Соловьёвой «Подснежник» Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Подснежник»

Формировать знания детей о подснежнике. Закреплять знания детей о подснежнике.

Настольная игра «Собери цветок»

Уточнить, из каких частей состоит цветок.

Аппликация «Мать и мачеха»

Создавать композицию из готовых деталей, наклеивая их на фон

Составить рассказ о первоцветах

Представьте, что вы превратились в подснежник, расскажите, что с вами происходило в лесу?

Игра хороводная «Мы на луг ходили»

Развивать чувство ритма, сочетать движения со словами.

Занятие «Первые цветы»

учить передавать колорит весеннего цветка; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании; развивать способность самостоятельно подбирать и рисовать цветы; закреплять знания цветов и умения аккуратного пользования гуашью

Заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»

Помочь детям запомнить новое стихотворение, закрепить знания о внешнем виде одуванчика.

Изготовление общей раскраски: «Первоцветы»

Дети рисуют контур первоцвета для последующего раскрашивания другим ребенком.

Выставка детских работ

Представить результат детского творчества.

Ожидаемый результат: У детей сформированы знания о первоцветах.

Развивается познавательная активность детей.

Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.

Умеют отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Совместная работа с родителями.

Создание альбома «Весенние цветы»

Развлечение «Мы весенние цветочки»

«Беседа о первоцветах»

Цель: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к Первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.

Ход занятия:

Незнайка с корзиной цветов (картинки, рисунки)

Н. - Спасибо светлому дню, теплому солнцу, первым весенним цветам!

В. - Незнайка, что это ты такой веселый, даже забыл с нами поздороваться.

Н - Здравствуйте, ребята, я очень тороплюсь. Меня пригласили на день рождения. Я бегал в лес, чтобы нарвать большой букет весенних цветов.

В. - Незнайка, никогда больше не делай этого! Ребята, можно ли собирать весенние цветы? - Нет.

Ребята, давайте расскажем Незнайке, почему нельзя собирать букет из весенних цветов. А ты, Незнайка садись и слушай.

Ребята, какое сейчас время года (Весна). Какой месяц (Март) Кто мне скажет, что происходит весной (Становится теплее, тает снег, поднимают свои головки первые цветы)

Давайте покажем, как расцветают цветы на полянке.

Игра "Цветок"

Утром рано он закрыт (кисти рук сомкнуты в цветок)

Но к полудню ближе (набухает, делает бутон)

Раскрывает лепестки (раскрывается, делится на лепестки)

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик (пальцы сомкнуты нераскрытый цветок)

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик (руки под щеку)

Какой цветок,первым поднимается из - под снега, узнаете из загадки:

Первым вылез из-под снега, на проталинке,

он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник-ветреница)

Кто хочет, найди подснежник в корзинке у Незнайки. Вот какой подснежник красивый. Почему его называют подснежником (вылезает из-под снега) Этот цветок можно назвать храбрым (Мороза не боится) А еще его называют ветреницей. (Потому что всегда качается на своем стебельке, даже от малейшего ветра) Он появляется первым и торопится порадовать нас своими белыми цветами.

Какой еще цветок появляется весной? Мать и мачеха. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца маленький портрет. Посмотрите и расскажите о цветке. (У него желтые лепестки, похожие на лучики солнца) Серединка тоже желтая, похожая на корзинку. Пчелки очень любят собирать нектар с цветов мать и мачехи. Мать и мачеха – лекарственное растение. Обратите внимание на листочки. Нижняя сторона листочка мягкая, теплая и нежная как рука вашей мамы. А верхняя сторона холодная и неприятная. Поэтому это растение и называют мать и мачеха. Листочки и цветы заваривают и пьют от кашля во время болезни. Поэтому к этим цветам все должны относиться очень бережно, полюбоваться и уйти.

А это, ребята, какой цветок в корзинке у Незнайки?

Это прозвище недаром, От простуды излечиться,

У красивого цветка. Вам поможет Медуница.

Капля сочного нектара, В лес пойдете, не забудьте

И душиста и сладка. Медунице поклониться.

Незнайка, ты запомни, что медуницу легко узнать по цветкам: на стебельке цветки и розовые и красные и фиолетовые и синие. Вот какая медуница разноцветная. К ней со всех сторон летят пчелы и шмели.

Медуница – лекарственное растение, Наши дети знают, что из медуницы нельзя делать букеты!

Ребята, а что нужно цветам для роста? (Свет, тепло и вода) .

Свет и тепло нам что дает? Солнце? Давайте скажем ему спасибо. Но ведь солнышко не только нужно растениям. Мы ведь тоже любим, играть на солнышке, правда?

Игра "Солнышко и дождик"

Давайте спрячемся за спинки стульчиков! Это - ваш домик. Однако солнышко светит, идем гулять: Светит солнышко в окошко

Наши глазки щурятся,

Мы захлопали в ладошки

И бегом на улицу!

Хоровод "Пришла весна"

Смотрите, туча надвигается, прячьтесь скорее в дом.

Дождик, дождик лей, лей

Капай, капай не жалей.

Дождик, дождик пуще,

Будет травка гуще.

Тучка спряталась за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое,

Доброе лучистое.

Если б мы его достали

Мы б его расцеловали!

Прошел дождь, выходите из домика. Садитесь на скамеечку. (Звенит колокольчик) .Ребята, какой цветок так чудесно звенит?

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит лес,

И птицы и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Кто, найдет этот цветок у Незнайки в корзинке. Этот цветок красивый? Да, он боится, что его сорвут, и поэтому прячется под деревьями. Он растет очень долго. Проходит пять или шесть лет и только потом он начинает цвести, дарить нам свою красоту и очень тонкий душистый запах. Разводятся они семенами и поэтому если мы их сорвем, то не будет семян и не,вырастут, новые ландыши.

Ну как Незнайка, будешь рвать цветы? Молчит. Ему наверно стыдно за свое поведение. А вы ребята будите рвать цветы? Нет! Правильно, ребята.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок.

Если вместе я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Иди Незнайка, и больше не рви цветы.

А где же берут цветы, чтобы подарить на день рождения? - спросите вы.

Эти цветы специально выращивают в садах, теплицах и продаются в цветочных магазинах.

Все эти цветы, о которых мы сегодня говорили, называются первоцветы. Многие из них стали редкими растениями, и поэтому они нуждаются в защите. И если вы увидите вот такой знак (зачеркнутая рука, рвущая цветок) как вы поступите? Сорвете? Давайте повесим плакат (знак) у входа в детский сад, чтобы все знали, что цветов в природе осталось очень мало. Цветы нужно охранять и беречь!

Конспект занятия «Первые цветы»

Цель: развивать у детей творческое воображение.
Задачи: учить передавать колорит весеннего цветка; совершенствовать умения и навыки детей в рисовании; развивать способность самостоятельно подбирать и рисовать цветы; закреплять знания цветов и умения аккуратного пользования гуашью; воспитывать любовь к изобразительному искусству и природе.
Оборудование и материал: иллюстрации с цветами, бумага А4, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка.
Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть стихов о весенних цветах; тонирование бумаги, рассматривание цветов.

Ход занятия

Воспитатель.
Наступила весна. Солнце стало пригревать, и на проталинках распустились первые цветы, ребята какие? (подснежники) Правильно! А какие еще знаете весенние цветы? (нарциссы, ромашки, подснежники, ландыши, мимоза, тюльпаны и т. д.) Много цветов растет весной! Любой цветок красив и прекрасен! У каждого есть свой неповторимый запах, а как вы думаете, что у них общее? Правильно, у каждого цветка есть стебель, бутон, лепестки и листочки. Давайте полюбуемся на них! Рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. А вы знаете стихи о цветах?
Дети читают стихи.
Подснежник
Прорастает сквозь снежок
Прорастает сквозь снежок,
К солнечным лучам, цветок,
Маленький и нежный,
Беленький подснежник.
(Н. Маслей)
Мимозы
Лишь сойдут морозы,
расцветут мимозы.
На нахохленных цыплят
Веточки похожи.
(Т. Можайка)
Ландыши
Как горошинки резные
На высокой ножке,
Ландыши цветут лесные
Прямо у дорожки.
(Н. Нехаева)
Ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки,
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
(Е. Серова)
Тюльпан
Лишь пригрело солнце ярко,
но ещё совсем не жарко.
Разноцветный сарафан
Одевает наш тюльпан
(Д. Демон)
Физкультминутка
«Цветы»
(Дети сидят на корточках)
1, 2, 3 – выросли цветы! (медленно поднимаются)
К солнцу потянулись - (тянутся на носках)
Высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал,
Стебелек качал (наклоны в стороны)
Влево качнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, убегай!
Ты цветочки не ломай! (грозят пальцем)
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут(развести руки в стороны)
Воспитатель. Ребята, а давайте нарисуем тюльпан.
(Воспитатель показывает приемы рисования вазы и тюльпана; рисует стебель, бутон, листочки, подбирая необходимые цвета). Дети рисуют (во время рисования можно включить тихую мелодию).
Воспитатель в конце занятия хвалит всех детей, отмечает удачные работы. Делает выставку работ. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

НОД в средней группе «Первые весенние цветы»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Чтения художественной литературы».

Программное содержание:

Расширить представления детей о характерных признаках весны;

Закреплять представление о цветах (стебелек, листочки, бутон) ;

Знакомить с растительным миром;

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Развивать способность самостоятельно рисовать цветы, используя нетрадиционные формы рисования - мятой газетой;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Продолжать учить составлять целое из частей;

Развивать логическое мышление, сосредоточенность, внимание;

Раздаточный материал: затонированная голубой краской бумага, вырезанные из зеленой бумаги листочки для цветка, желтая гуашь, салфетки, цветные иллюстрации с изображениями первоцветов.

Подготовительная работа: чтение рассказов, стихов о весне; рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов; наблюдение за весенними изменениями в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу поговорить с вами о цветах, но сначала хочу, чтобы вы отгадали загадку:

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно, это весна. Всё живое в природе - животные, люди, растения ждут прихода весны! А почему ее все так ждут? Ребята, что приносит нам весна?

Дети: Тепло.

Воспитатель: Правильно, весной становиться много солнечного света и тепла. Начинается весна с таяния снега, затем земля полностью освобождается от снега, на реках тает лед. Природа пробуждается от зимы: на деревьях набухают почки, прилетают перелетные птицы, появляется первая травка и первые весенние цветы. Какой же первый цветок отгадайте загадку:

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети: Подснежник.

Воспитатель: Правильно, это подснежник. Его так назвали,

потому что прорастает он под снегом. Он появляется с первым солнечным

теплом, очень красивый и самый нежный цветок. После того, как прогреется земля, появляются еще цветы. А какие вы отгадайте сами:

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок

Дети: Мать-и-мачеха.

Воспитатель: А еще появляется очень красивый, нежный цветок:

Цветёт он майскою порой,

Его найдёшь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

Дети: Ландыш.

Воспитатель: Давайте полюбуемся этими красивыми цветами, которые приносит нам весна. Показывает рисунки с изображением весенних цветов: Ландыш, тюльпанов, мать-и-мачехи, нарциссов и другие.

Воспитатель: Дети, а можно ли рвать первоцветы?

Дети: Нельзя.

Воспитатель: Правильно. Читает детям стихотворение Т. Собакиной

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ: и Я, и ТЫ-

Если МЫ сорвем цветы

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в гости прилетел Пчелёнок. Он такой грустный и печальный и просит вашей помощи. Он такой рассеянный, что перепутал все картинки (показываю маленькие картинки). Вот он и просит вашей помощи, чтобы мы с вами из этих маленьких картинок сложили большую картинку с изображением цветка. Ребята, поможем Пчелёнку в беде?

Вот посмотрите, какие надо картинки сложить из маленьких.

Настя, поможет Пчелёнку сложить картинку – вот тебе картинка большая и надо же такую сложить из маленьких картинок (так и всем остальным детям раздала целые карточки и их части). Все ребята кладут перед собой картинку и складывают ее. В процессе работы слежу вместе с Пчелёнком, как дети выполняют задание, предлагаю чаще смотреть на образец.

Молодцы, ребята, теперь Пчелёнок зовет нас на лужок поиграть. Раз, два, три превращаемся в цветы.

Физкультминутка:

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. Потягивания, руки в стороны.

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты. Потягивания, руки вверх.

Ветер дует иногда,

Только это не беда. Машут изображая ветер.

Наклоняются цветочки,

Опускают стебелёчки. Наклоны.

А потом они встают

И по-прежнему цветут. Встают изображая «головки» цветов поднятыми руками.

Воспитатель (говорит за пчелёнка): Дети, вы такие молодцы, знаете на моей лужайке очень мало цветов. Нарисуйте, мне, пожалуйста, весенних цветов, а я отнесу их на свою лужайку и буду собирать нектар.

Воспитатель: Поэтому я предлагаю вам, нарисовать, весенние цветы и любоваться ими на наших рисунках. Для этого нам нужно вспомнить, что есть у цветка? Дети перечисляют строение цветка: стебелек, листочки, бутон. Воспитатель: У нас на участке уже появились первые цветы. Как они называются? Дети: Мать-и-мачеха. Воспитатель показывает картинку первоцвета.

Воспитатель: Давайте их нарисуем. Но сначала выполним гимнастику для наших пальчиков:

Цветём мы в вешней роще который год подряд.

(Показать руками крону деревьев, загибают пальчики к ладошке, как- будто считают)

Вам пишет эти строки подснежников отряд.

(Имитация письма пальчиком по ладошке; «букет» из раскрытых ладошек)

Ребята,мы боимся! Нас все хотят сорвать!

(Обхватить себя руками,как-будто испугались)

Ребята!Мы боимся холодных цепких рук!

(повторить движения первой строки 4-стишия; растопыренные пальцы согнуть как когти)

Земля в зелёном цвете.

(«Нарисовать» перед собой круг-Землю)

Прекрасна и добра

(Погладить себя по головке)

Мы к вам взываем, дети:

(Движение рук вперёд ладонями вверх)

«Нас защитить пора!»

Стебель будем рисовать ватными палочками. А бутоны будете рисовать мятой газетой. Листочек приклеим, когда цветок будет готов. Дети приступают к работе, затем устраивается выставка детских работ Пчелёнок хвалит каждого ребенка.

Воспитатель:(говорит за Пчелёнка) Спасибо, ребята, теперь наша лужайка стала богаче и ярче на цветы! Вы, молодцы, до свидания!

Конспект занятия аппликация «Мать и мачеха».

Задачи: Художественное творчество:

Совершенствовать навыки детей в умении выполнять работы в технике

аппликации; умение разрезать квадрат по диагонали.

Закрепить навыки детей в аппликации, полученные ранее.

Закрепить представление о жёлтом цвете.

Познание:

Закрепить и расширить представления детей о весне: приметы,

признаки.

Познакомить с первыми весенними цветами, которые растут в лесу и в

поле (подснежник, мать-и-мачеха). Показать сходство и различие этих

Воспитывать бережное отношение к природе.

Социализация: Развивать творческие способности детей.

Закрепить умение детей выполнять работу, используя нетрадиционные

техники аппликации.

Коммуникация:

Закрепить умение детей использовать в речи прилагательное «жёлтый»

в роде, числе и падеже.

Развивать речь, зрительное, слуховое внимание и коммуникативные

способности детей.

Предварительная работа:

Чтение произведений о весне. Разучивание стихов, пословиц,

поговорок по теме. Рассматривание картин из серии «Времена года. «Весна пришла».

Материал и оборудование: жёсткие кисти; клей, ножницы; бумага

различной фактуры жёлтого и зелёного цвета.

Ход занятия:

Травка зеленеет,

Солнышко теплее греет.

День прибывает,

Когда это бывает? (весной) .

Сегодня я хочу вам рассказать, ребята, сказку.

Называется она «Жёлтая сказка»

За зимой пришла весна (Проснулся медвежонок от зимнего сна

и пошёл прогуляться по весеннему лесу (. Был тёплый, весенний

день. Пригревало ласковое, ЖЁЛТОЕ солнышко. Кое-где

выглядывали травинки, но цветов ещё не было. Мишка огляделся по

сторонам, сел на пригорок и спросил:

Солнышко, ведь уже весна, но почему нет цветов?

Сейчас будут, – ответило солнышко. И вместе со своими ЖЁЛТЫМИ

лучиками кинуло на полянку горсточку ЖЁЛТЫХ цветов.

Лепестки у этих цветов топорщились и были похожими на ЖЁЛТЫЕ лучики

Знаешь, как они называются? – спросило солнышко у медвежонка.

Конечно, знаю! Это одуванчики! – ответил медвежонок.

А вот и нет! Эти цветы называются мать-и-мачеха. Они весной появляются

самые первые. Посмотри, даже листьев у них нет, а цветы

теплятся на полянке под моими ЖЁЛТЫМИ лучиками.

А я шёл по лесу и видел подснежники. Значит, первыми появляются

подснежники, – ответил медвежонок.

Верно! – сказало солнышко. Этим подснежник и мать-и-мачеха похожи – это

самые первые весенние цветы. Но разница состоит в том, что

подснежник – лесной цветок, а мать-и-мачеха – полевой. Посмотри, какие

они разные: у подснежника лепестки широкие, белого цвета, а лепестки у

цветов мать-и-мачеха топорщатся в разные стороны и они ЖЁЛТОГО цвета.

Я всё понял! – сказал медвежонок. В лесу появляются первые белые

подснежники, а на лесной полянке – ЖЁЛТЫЕ цветы мать-и-мачеха.

Так значит эти цветы злые? – спросил медвежонок. Моя мама медведица

рассказывала мне сказки, в которых все мачехи злые.

Солнышко улыбнулось и ответило:

Мать-и-мачеха – добрый цветок. Его так назвали потому, что листья у этого

цветка особенные: одна сторона тёплая, мягкая, нежная, как

твоя мама. А другая – холодная, слегка шероховатая.

Как все мачехи в сказках, – сказал медвежонок.

ЖЁЛТОЕ солнышко засмеялось и подарило ещё одну горсть ЖЁЛТЫХ

Физ. минутка (движения по тексту):

Наши пальчики – бутончики-цветочки,

Распускают ЖЁЛТЫЕ лепесточки.

Солнца ЖЁЛТЫЕ лучики на лугу веселились

И цветочки распустились.

Ребята, давайте, и мы сделаем свою поляну из цветов мать-и-мачеха, как в «Жёлтой сказке».

Вы ребята, молодцы!

Потрудились от души!

На полянке выросли цветы небывалой красоты!

Вы цветочки свои возьмите

И маме домой отнесите!

«Жёлтую сказку» о них расскажите,

И надолго знания свои сохраните!

Конспект НОД «Первоцветы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание: формировать у детей представление о первоцветах, закрепляя признаки ранней весны; познакомить детей с одним из первых первоцветов – «мать – и – мачехой», уточнить, из каких частей состоит растение, его характерные особенности морфологии и размножения, выявить роль в природе; воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них.
Материал: картинки с изображением мать – и – мачехи, её основный частей. Предварительная работа: беседы о приходе весны, первоцветах, значении растений в природе и для человека; рассматривание картинок с изображением первоцветов, чтение художественной литературы о них.

Ход занятия:

Раздаётся стук в дверь, появляется Старичок – Лесовичок:
- Здравствуйте, ребята! Шёл сейчас к вам, смотрю вокруг и не пойму: зима ещё или весна уже наступила? (Весна!)
Старичок – Лесовичок: А как вы узнали, что уже весна пришла? (Солнышко стало припекать, снег подтаял. Стал серым. Появились проталинки, кое-где побежали ручейки талой воды. На пригорках, из-под снега, показались первые растения. Прилетели грачи).
Ребёнок:
Под самым карнизом,
Под самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки
И тают сосульки – весёлые льдинки
(И. Демьянов)
Старичок – Лесовичок: Но ведь ещё холодно.
Дети: Так ведь это ранняя весна. А в это время года бывает и холодно. Может даже снег выпасть, а по ночам случаются заморозки.
Старичок – Лесовичок: А вы говорили, что можно встретить первые растения. А знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну? (если дети затрудняются ответить, то воспитатель помогает им, задавая наводящие вопросы, подводя к слову – первоцветы)
Старичок – Лесовичок: А какие первоцветы вы знаете? (подснежники)
Ребёнок:
Плакала снегурочка
Зиму провожая
Шла за ней печальная
Всем в лесу чужая.
Там, где шла, и плакала,
Трогая берёзы
Выросли подснежники-
Снегурочкины слёзы.
(Т.Белозёров)
Старичок – Лесовичок: А я по дороге к вам видел ещё одно растение из первоцветов. Хотите узнать какое? (Да) Тогда собирайтесь. (Дети собираются). Давайте сядем в волшебный паровозик и отправимся в путь.
Дети становятся друг за другом, раздаётся гудок «у-у-у-у-у-у» и «поезд» отправляется до станции «Первоцветы».
Старичок – Лесовичок: Ребята, что вы видите на этой полянке? (Растения) Это растения тоже первоцвет, и называется оно мать – и – мачеха. Повторите его название. (Дети повторяют)
Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. Из каких частей она состоит? (Корень, стебель, цветок) А нам виден корень? (Нет) Почему? (Потому что он под землёй). Тогда давайте рассмотрим корень на картинке. (Показывает картинку) У мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Теперь опишите стебель, пожалуйста. Какой он? (Тонкий, короткий) Это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель? (Лёгким пушком) Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек? (Пушок и чешуйки защищают мать – и – мачеху от холода ранней весной). Что находится сверху стебелька? (Цветок). Какой он по форме? (Круглый) Какого цвета? (Жёлтого). На цветы какого растения похож цветок мать – и – мачеха? (На одуванчик).
Ребёнок:
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца,
Маленький портрет.
(О. Высоцкая)
Воспитатель: Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно.
Ребята, а чего же мы не видим сейчас у этого растения? (Листьев. Они появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья). Посмотрите на картинку. Какие листья по цвету, форме? (Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелёного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков). Когда по ним проведёшь рукой, они как будто тёплые. За эту особенность растение и получило название: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Запомнили, почему это растение так называется? (да) Молодцы.
Старичок – Лесовичок: А я вот что ещё знаю про мать – и – мачеху. Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютиком, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на картинку (показывает картинку. Когда семечко приземляется, парашютик отпадает. Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается? (почками на корневище) Я предлагаю в начале лета встретиться ещё раз с мать – и – мачехой и увидеть всё своими глазами. Согласны? (Да) А теперь давайте понюхаем цветочки. Пахнут? (Да) Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как? (Утром она накрывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает, сохраняя нектар). Проснувшись после долгой суровой зимы, пчёлы и шмели летят к цветкам этого удивительного растения за мёдом. Пчеловоды с давних пор знают об этом замечательном качестве мать – и – мачехи и любят её за это. А ещё высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля.
Физминутка. О.В. Узорова
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания – руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
(Потягивания – руки вверх).
Воспитатель: Ребята, правда, интересное растение? (Да)
Давайте ещё раз повторим, как оно называется. (Дети отвечают)
-Почему оно так называется?
-Почему мать – и – мачеха является первоцветом?
- Что ей помогает выжить ранней весной в холодную погоду?
- Какими способами размножается это растение?
- Почему пчёлы любят мать – и – мачеху?
- Для чего используют высушенные листья и цветы растения?
Старичок – Лесовичок: (читает стихотворение)
На проталинке – первый цветок
Как же он беззащитен и мал!
Резкий ветер его трепал,
Пригибал стебелёк к земле,
Леденил в предрассветной мгле,
Но отважный цветок устоял!
Опущусь перед ним на колени,
Прикоснусь к лепесткам рукой –
Сколько мудрости и терпения
В этой капельке золотой!
Т. Шарыгина.


Тип проекта: среднесрочный (март, апрель, май)

Возраст детей: 6-7 лет

Объект исследования: первоцветы

Вид проекта: информационно-исследовательский

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Проект, разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей.

Задачи:

Образовательные:

    Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;

    Закрепить полученные знания о первоцветах, растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.

Развивающие :

    Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;

    Развивать умение ориентироваться в пространстве;

    Развивать монологическую и диалогическую речь;

    Развивать творчество, фантазию ;

    Развивать экологическое и эстетическое воспитание.

Воспитательные :

    Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах:

    Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками:

    Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

    просмотр презентации “Первоцветы – весенние цветы”;

    НОД по ознакомлению с окружающим миром;

    Беседы ;

    Чтение художественной литературы, стихотворений ;

    Рассматривание иллюстраций и фотографий ;

    Отгадывание загадок ;

    Дидактические игры “Я и лес”, “Что где растет?”;

    Родительское собрание “Первоцветы рядом с нами”.

Перспектива проекта:

экскурсия в лес совместно с родителями к местам, где растут подснежники; создание Красной книги.

Проект рассчитан на 12 недель:

I этап – подготовительный (3 недели);

II этап – исследовательский (6 недель);

III этап – заключительный (3 недели).

Этапы реализации проекта

Период

Мероприятия

I этап Подготовительный

Март 1-3 недели

    Сбор и анализ литературы по данной теме

    Разработка плана реализации проекта

    Разработка дидактических игр, пособий

    Подборка иллюстративного материала.

    Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

    Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

    просмотр презентации “ Цветы”

    анкетирование родителей

II этап Основной

Март 4 неделя- Май 1 неделя

    Загадывание загадок, ребусов.

    Чтение легенд и сказок о первоцветах.

    Заучивание и чтение стихотворений.

    Чтение художественной литературы,

    Беседы: “Цветы в легендах”

    НОД “К первоцветам в гости”

    Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

    Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?”

    Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.

    Рисование цветов

    Родительское собрание на тему: ”Первоцветы рядом с нами”

III этап Заключительный

Май 2 – 4 недели

    Участие в выставке поделок в детском саду

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПЕРВОЦВЕТАХ

ЛЕГЕНДЫ

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.
С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

СИРЕНЬ

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета: лиловый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.

А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью.

Сирень – первое чувство любви.

ВАСИЛЁК

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Старинная легенда рассказывает: однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности: “Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях”.
“Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в состоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви”.
“Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам”.

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулошади, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стрела, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое, что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг: зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему: “Здравствуй, солнышко!”

А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

ПОДСНЕЖНИК

ПОДСНЕЖНИК “Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. А болгары за то, что растение бросает вызов зиме, называют его кокиче, т.е. задира. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”.

СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.

На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…

Нет, это надо! Каков наглец!

Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!

А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!

А внутри розовый!

Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни… – Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая: как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад?! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”

А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны. Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему:

Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!

И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс:

Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь!..”

Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В ОБЛАСТИ “ПОЗНАНИЕ”

ТЕМА: “К ПЕРВОЦВЕТАМ В ГОСТИ”

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход деятельности

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки. (С.Я. Маршака.)

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

Сейчас мы с вами отправимся в гости к первоцветам и посмотрим, какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы?

А перемещаться мы с вами будем на поезде под музыку из мультфильма “ Поезд из “Ромашково”.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА “ВОЛШЕБНАЯ”

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их. (Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые).

Народная примета гласит: “Первый цветок ломает ледок?”. Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо: не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково: “Расти!

Мы тебя не тронем: всё должно цвести!”

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?

(Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На мультимедиа показан слайд с полянкой подснежников.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА “СОЛНЕЧНАЯ”

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение, которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка - Мать – и мачеха.

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки, жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель. Слайд

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА ”ПУШИСТАЯ ПОЛЯНКА”

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу– ка в карманчик бывший одуванчик .

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов: какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный ). Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат. Слайд

Сейчас мы с вами с помощью ваты, клея, кистей создадим полянку с пушистыми одуванчиками. (Работа детей)


ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА “ИГРОВАЯ”

Д/и “Как растет цветок?”
Детям предлагается выложить картинки в последовательности роста цветка: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян.

Психогимнастика “Весенние цветы”

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА “СЛАДКАЯ”

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница) слайд

Медуница появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед). Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром) . Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА “БЕЛОСНЕЖНАЯ”

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета, которое начинается со звука “л”. (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука “л”.

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль). Назовите слова, которые начинаются со звука “ль”. (Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Сей час я вам расскажу о книге, в которую внесены редкие растения и цветы.

КРАСНАЯ КНИГА.

У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска... Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие занесены в красную книгу. В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы других детей знакомить с редкими видами цветов.

Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ

ПЕРВОЦВЕТЫ РЯДОМ С НАМИ”

Уважаемые родители! Мы вас пригласили для того, чтобы поговорить о подснежниках.

На поля дохнуло ветром весенним,

Ивы распустились за прудом.

У тропинки маленький подснежник,

Загорелся, синим огоньком.

Закачался, слабенький и гибкий,

Удивленно, радуясь всему.

И в ответ, с приветливой улыбкой,

Солнце наклоняется к нему.

Экологическая тема является актуальной в течение многих десятилетий. Общество в интересах настоящих и будущих поколений принимает необходимые меры для охраны окружающей среды. В настоящее время все более необходимым становится формирование у дошкольников экологически ориентированного мировосприятия, гуманного отношения к природе. С этой целью в нашем детском саду проводится самая разнообразная работа экологической направленности, где ребята имеют возможность приобретать экологические знания, учатся наблюдать природные объекты, проводить простые исследования в природе, начинают понимать, что природа нуждается в бережном отношении к ней. Наш проект направлен на сохранение первоцветов. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Без помощи населения бесполезно принимать усилия для охраны первоцветов. Первоцветы в наших лесах образуют, не везде, сплошные красочные ковры, которые люди постепенно уничтожают. Поэтому надо приложить все усилия, чтобы эта красота радовала не только нас, но и будущие поколения.

Сейчас предлагаем вам ответить на несколько вопросов.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Первоцветы рядом с нами!

Фамилия, имя родителя

    Любите ли Вы совершать прогулки в лес?

    В какое время года предпочитаете бывать в лесу?

    Привлекает ли Вас лес весной? Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.),

    Какие первоцветы Вам известны? (перечислите)

Луговые

Садовые

Лесные

    Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах?

С чем это связано?

    Любите ли Вы собирать цветы? Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты?

    Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

    Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?

(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,

происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

    Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это “пленник, приговорённый к смерти”?

    Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?

Сейчас мы с вами посмотрим на мультимедийной системе презентацию Цветы .

Презентация “ Цветы”

Белые розы

Лилии

Розовые розы

Подснежники

Василек

Гвоздика

Тюльпаны

Ромашка

Ландыши

Медуница

Гусиный лук

Одуванчик

Хохлатка

Ох, и разошлась в этом году Зимушка Зима, закружила, завьюжила, заморозила всех нас, снегом белым укутала и удобно расположилась. Сейчас идет пора весны. Время уже природе пробуждаться ото сна, расцветать и прихорашиваться. Ну а мы с вами ей в этом помочь можем. Спросите как? Всем известно, что первым вестником прихода весны называют подснежник. Стойкий и в то же время невероятно нежный цветок пробивает снежные сугробы и расцветает на проталинках.

Мы надеемся, что вы окажете нам помощь в проведении экскурсии в лес, к местам, где растут первоцветы. Планируем ее после проведения выпускного вечера.!”. Просим Вас проявить свою творческую активность, перенести красоту весны в детский сад, не срывая подснежники, а сделав их своими руками для выставки “Первоцветы”, в которой принимаются поделки из любого материала, плакаты, листовки “Берегите первоцветы”.

ВЫСТАВКА ФОТОГРАФИЙ


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди