01.07.2019

Проект в детском саду. Музыкальный фольклор в воспитании дошкольника. Консультация (подготовительная группа) на тему: Народный фольклор в детском саду


Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольника

1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.
Сейчас остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решения этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО ЦЕЛЕВОГО ПРОЕКТА.
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкальным фольклором, народными играми, принимают участие в народных праздниках.
Перед педагогами ставится задача найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить ребят с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. Народная мудрость гласит «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.
Формы ознакомления с народной культурой могут быть самыми разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, празднования. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу деятельности детей или совместной деятельности детей и взрослых, приближенной к реальной. По возможности создать среду, в которой ребенок почувствовал себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.
Ценность народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Народные произведения с их богатой выдумкой, остроумием заражают своим веселым смехом, создают радостные настроения. Абсурдность небывальщин - это средство воспитания «смешного». Народные игры развивают сообразительность, ловкость, смекалку - это еще и маленькие театрализованные представления. Используя в играх присказки, приговорки, считалки, ребенок связывает слово с действием. С играми передается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Часто доброжелательный смех партнеров сильнее, чем замечания взрослых ребенку.
Много непонятного есть в фольклоре даже взрослым, а надо приблизить его к детям, не исказив.
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.
Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.
Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы - взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача - передать эти игры детям.
Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:
1. Народная песня.
2. Народная хореография.
3. Народные игры.
4. Народные музыкальные инструменты.
4. ПЕРЕЧЕНЬ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ.

Цель - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Гипотеза: Поднять уровень музыкальной культуры детей, преодолеть музыкальную неграмотность, развить сознательное отношение к творческому процессу пения.
Задачи:
- развивать предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного,) мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах искусства; восприятия музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирования сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной, творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др) - Объеденить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств инициативности, самостоятельности ребенка.
5. СТРАТЕГИЯ, МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
I этап - отбор участников проекта, подбор методической, справочной
литературы по методу проекта.
Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов и воспитанников в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования.
II этап - реализационный
III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы.
6. РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Кадровое обеспечение программы:
Административно-координационная
- Обеспечение общего контроля и руководства.
- Руководство деятельностью коллектива.
- Анализ ситуации и внесение корректив.
Консультативная. Научно-методическая.
- координация реализации программы.
- проведение консультаций, семинаров.
- анкетирование родителей
- подготовка и издание методических рекомендаций.
- аналитическая деятельность.
Система работы музыкального руководителя с воспитанниками представлена по следующим направлениям:
На занятиях – индивидуальная дифференцированная работа
Кружковая работа
Проведение мероприятий в рамках тематических недель
Мероприятия в группах с приглашением родителей
Участие в конкурсе «Русь моя»
Календарные праздники и развлечения на уровне детского сада и поселка
Участие в творческих конкурсах разного уровня
7. КОНКРЕТНО ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕХАНИЗМ
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Весь материал детям преподносился в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися. Планирование работы осуществляется на основе народного календаря.
Итог этой работы – проведение народных праздников. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся у нас в саду: «Рябинкины именины», «Капустные вечорки», «Осенины», «Посиделки», «Екатерина-саночница», «Варварины морозы», «Колядки», «Золотые вечера», «Радуйтесь люди – новый год к вам будет! », «Масленица», «Жаворонки», «Благовещенье - птиц на волю отпущенье», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др.
Успеху педагогического процесса способствует организация уютного обучающего пространства, где воссозданы элементы традиционного быта, насыщение его подлинными предметами, традиционными игрушками, детскими поделками. Мы его назвали мини-музей «Русская изба».
Критерии оценки качества выполнения проекта
- уровень развития вокальных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
- уровень проведения открытых мероприятий;
- использование игрового и наглядного материала в работе с детьми.
Оценка результатов:
- Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители;
- Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет;
- Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении групп;
- Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, праздников, развлечений, через беседы с воспитателями и родителями;
- По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.

Очень важно с раннего возраста знакомить детей с культурой и самобытностью своего народа – это способствует развитию патриотических чувств, ощущению принадлежности к чему-то важному, общему для всех, что окружает ребенка.

Именно поэтому важное место в дошкольном образовании занимает целенаправленное возрождение народных обычаев, а также ознакомление детей с фольклорным наследием русской нации.

Фольклор в детском саду является средством активизации детской познавательной деятельности и выражения личностной индивидуальности ребенка. Использование фольклорных элементов способствует установлению эмоционального контакта между воспитателем и ребенком. Образный поэтический язык потешек и прибауток как нельзя лучше выражает нежность и заботу, особые интонации помогают ободрить или успокоить малыша, что особенно ценно во время адаптационного периода в ДДУ.

Как правило, приговорки, народные песни и потешки – это первые произведения, с которыми знакомится ребенок, они формируют его мировоззрение, обогащают ощущения, развивают речь и память. Их напевность и выразительность порождают желание запомнить и повторить их. Через них устанавливают контакт с новорожденным крохой мамы и бабушки, и этот же прием перенимают воспитатели.


Фольклор в детском саду можно использовать практически в любых формах работы. Если каждой демонстрации трудового действия будет сопутствовать поговорка или потешка, то детки будут с удовольствием повторять за воспитателем и быстрее запомнят весь порядок действий. Например, формируя навыки гигиены и самостоятельного обслуживания, водные процедуры можно сопровождать такими словами: «Чистенькая водичка моет Кате личико, Сонечке – ладошки, а пальчики – Сережке».

Как показывает педагогический опыт, для гармоничного развития детей большое значение имеют фольклорные игры. Такие игры содержат уже известные деткам приговорки и напевки, что дает возможность малышам проявить речевую инициативность. Например, в игре «Моя дочечка» ребята слышат хорошо знакомые им слова: «Баю-баюшки-баю», их может повторить каждый ребенок.

Потешки можно превратить в ролевую развивающую игру. При ролевом разыгрывании сюжета все высказывания малышей становятся максимально эмоциональными и выразительными, что способствует развитию связной речи, формирует ее темп и ритмический рисунок. В ролевые игры необходимо включать малообщительных деток. Сначала они будут просто исполнять указания воспитателя и товарищей, а в дальнейшем, по мере роста уверенности, их инициативность будет расти.

Дидактические развивающие игры можно использовать, как приемы закрепления навыков выразительности речи и развития способности передавать характерные черты разных персонажей. Например, в игре «Угадай потешку» дети должны, глядя на картинки и рисунки, вспомнить соответствующее фольклорное произведение.

Конечно, не стоит забывать и об особых игрушках, таких как русские матрешки, или особых способах рисования – дымковская, городецкая, семеновская, жостовская роспись, гжель, хохлома, филимоновские игрушки.

Примеры подобного традиционного народного творчества можно не только демонстрировать ребятам, рассказывая их историю, но и пытаться воплотить в жизнь на уроках творчества – расписать нарисованную на листе тарелку определенным образом, например, в технике гжель.

Конечно, у детишек вряд ли получится что-то, полностью повторяющее рисунок оригинала. Но этого и не требуется – зато они запомнят, какие цвета и техники использовались в той или иной росписи. Задача воспитателя также заключается в том, чтобы научить ребят пользоваться подручными материалами – к примеру, расписывая рисунок под хохлому, можно макать незаточенный край карандаша в красную краску и оставлять им ровные аккуратные кружки на бумаге.

Хорошо, если в группе будут использоваться фольклорные материалы – расписные деревянные ложки, столики, стульчики, тарелки. Если их мало, то можно сделать мини-музей, посвященный русскому народному творчеству.

Татьяна Гарбузова
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Консультация на тему :

«Использование народного фольклора в работе с детьми

дошкольного возраста ».

Воспитатели :

Аксенова О. А.

Гарбузова Т. А.

Москва 2016

«ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.

ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,

НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»

Актуальность : Народный фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящий огромные возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Через фольклор ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первое представление о ней.

Задачи : Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формировать у детей интерес к детскому фольклору ; обогащать словарный запас детей; развивать связную речь.

Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора .

Ценность фольклора заключается в том , что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки» , «Идет коза рогатая» , «Поехали – поехали» , вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы , сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка.

Песни, стихи, прибаутки, поговорки, пословицы, загадки – называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства ребенка : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются, оказывают огромное влияние на развитие и воспитание детей.

Народная культура и жизненный опыт передаются из поколения в поколения. Долгое шлифование их содержания позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения воспитания и обучения детей дошкольного возраста . Время – показатель их педагогической значимости.

С помощью фольклора можно увлечь детей , привить любовь к русскому языку.

Не боевики, не страшные картины телевизионных программ, не компьютерные игры – «стрелялки» должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрыми прекрасными радостными образцами устного народного творчества.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери» . С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении . Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми , взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.

В часы утреннего приема можно использовать маленькие песенки - потешки с конкретными детскими именами («Как у нашей Катеньки» , «Ехал Ваня» , «Васенька – дружок» ). Речевой материал должен быть понятным, доступным, соответствующим данному возрасту .

В момент одевания или раздевания детей можно использовать песенки – пестушки , небылицы шутливого содержания («Сорока» , «Дед Данила» , «Шла кукушка» , «Пастушок - дружок» ).

Укладывая детей спать, следует использовать небольшие колыбельные песенки, напевая их негромко, нежно, напевно. («Ай, котик» , «Баю, баю» , «Дрема» и др.)

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю. Так как многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания.

Например :

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий!»

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды…»

«Кран, откройся

Нос умойся…»

«Водичка, водичка, умой Ване личико»

Помогает потешка и в процессе кормления :

«Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую…»

«Ай ту-ту-ту-ту

Не вари кашу круту…»

Во время одевания на прогулку :

Вот они сапожки :

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки;

Этот - с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Вот так хорошо.

Малые формы фольклора использовала и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, показывала, как надо заворачивать рукава, намыливать руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение, сопровождала процесс умывания словами : «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки , а пальчики – Антошке». Или : «Водичка, водичка, умой Андрюше личико» . Все это помогало малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладеет речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова.

Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе из детей кто-то плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая : «Не плачь, не плачь, куплю калач» .

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой : «Расти коса до пояса…»

При чтении потешки «Расти, коса» я предлагала кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождались текстом.

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Использую огромное количество потешек и попевок при укладывании детей спать : «Вот и звери спят…» , «Спи, усни детя Ванюшенька…»

Попевка : «Баю-баю, баю-бай ты собачка не лай…» Имеет назидательный оттенок, учит заботиться о других.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке» .

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша»

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей : «Большие ноги шли по дороге…» , «Скачет зайка маленький около завалинки…»

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был…» дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает : «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…»

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности.

Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Интеграция образовательных областей :

«Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие.

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору» , «Как у дедушки Трифона» ; физкультминутки «Репка» , «Теремок» , «Курочка Ряба» ; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…» , «Ладушки» и др.

Социально-коммуникативное развитие.

Чтение фольклорных потешек , пословиц, закличек : «Ваня, Ваня простота» , «Огуречек, огуречек» , «Петушок, петушок» , «Ладушки» , «Уж как я свою коровушку люблю» , «Ай лады, лады, лады!» , «Дождик» , «Водичка, водичка, умой моё личико» , «Наши уточки с утра» , «Бычок смоляной бочок» и др.

Игровые образовательные ситуации : «Петушок и его семья» , «В гостях у Бабушки-Загадушки» , «Сказка в гости к нам пришла» , «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели» , «Курочка-Рябушечка» , «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка» , «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» , «Васькин поясок» и др.

Пальчиковая гимнастика : «Сорока» , «Весёлые пальчики» , «Коза» , «Дождик» , «Белочка» , «Семья» , «Оладушки» , «Пальчики» и др.

Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок» , «Волк и семеро козлят» , "Курочка Ряба".

Коммуникативное развитие.

Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями) .

Вывод : Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства .

Список литературы :

Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор . - М.:Учпедгиз,1957.-240с.

Мельников М. Н. Русский детский фольклор . - М.: просвещение, 1987.- 239с.

Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. -М.: Педагогическое общество в России,2000.-256с.

2 младшая группа

Проект: средней продолжительности, групповой, ролевой-игровой, творческий.

Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, пестушки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ.

В. А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. «О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по-видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах».

Многими педагогами народный фольклор незаслуженно игнорируется, уделяется незначительное внимание, а ведь большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Будь то песушки, пословицы, потешки, они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

В связи с этим, мы поставили перед собой задачу - представить, как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, показать, как детский фольклор развивает разговорную речь детей, обогащает словарь, прививает любовь к фольклору в непосредственной деятельности и в режимных моментах.

Проблема, на которую направлена работа: У детей низкий уровень развития речи: бедная, скучная, однообразная речь. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Неумение вести беседу со взрослыми и сверстниками.

Цели проекта: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разнообразными формами детского фольклора, с традициями и образами русского народа.
  • Развивать активную речь.
  • Развивать духовность, творчество, познавательный интерес.
  • Воспитывать нравственные качества личности дошкольника, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

1 этап – “Аналитический”

  • Осуществление диагностической деятельности.
  • Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.

2 этап – “Подготовительный”

  • Создание условий для реализации проекта, изучение соответствующей литературы.
  • Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ, семьи и социума (заключение договоров о сотрудничестве).
  • Планирование работы по организации работы с детьми для реализации задач проекта.

3 этап – “Основной”

  • Реализация разработанных планов педагогической деятельности с детьми.
  • Организация совместной деятельности педагогов детского сада, семьи и социума.

4 этап - “Итоговый”

  • Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.

Ожидаемые результаты

Интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Обогащение словаря детей новыми словами, оборотами, выражениями.

Развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками.

Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Необходимые условия реализации проекта

  • Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
  • Взаимодействие с семьями воспитанников и социумом по созданию предметно – развивающей среды и условий внесения в жизнь ДОУ фольклора.
  • Активное сотворчество взрослых и детей, их общее переживание, чувство сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение включиться в игровое взаимодействие с детьми, поощрение их творчества и фантазии.

На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее:
подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили макет «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту. Для использования малых форм фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и в музыкальной и продуктивных видах деятельности создали в группах центры музыки, театрализации и искусства.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка. На глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями. Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

План реализации проекта

Этапы Наименование мероприятия Сроки Место проведения мероприятия
Подготовительный

Организация и проведение диагностических процедур. Наблюдение.

С родителями

Анкетирование родителей «Устное народное творчества».

С педагогами

Изучение опыта педагогов – практиков по развитию речи с помощью фольклора у дошкольников.

Ноябрь
декабрь
МБДОУ «Детский сад № 61»
Основной

1. Чтение песенок, пестушек потешек, закличек.
2. Чтение сказок.
3. Просмотр мультипликационных фильмов: «Идет коза рогатая», «Сорока – ворона»,
«Два веселых гуся»
5. Инсценировка сказок.
6. Настольный театр.
7. Русские народные подвижные игры.
8. Русские народные игры- хороводы.
9. Игры – драматизации.
10. Иллюстрирование сказок и потешек.
11. Пальчиковые игры.

С родителями

1. Консультация "Роль фольклора в развитии речи детей".
2. Памятка «Фольклор в повседневной жизни малышей».
4. Консультация "Воспитание детей средствами фольклора».

С педагогами

Январь
февраль
МБДОУ «Детский сад №61»
Заключительный

Развлечение «В гости к бабушке»

С родителями

1. Оформление уголка для родителей "Фольклор в нашей семье".
2. Оформление альбома «Пословицы и поговорки русского народа».
3. Презентация проекта на родительском собрании.
4. Выступление посвященное «Пасхе» с закличками. Русскими народными играми.

С педагогами

1. Обобщение результатов проекта и представление их коллегам.
2. Презентация проекта на педсовете.

Март
апрель
МБДОУ «Детский сад №61»

Список литературы:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М. , 1986.

2. Бородич А. М. «Методика развития речи у детей» М., Просвещение, 1981г.
3. Ветрова В. «Ладушки, ладушки». 1995г. «Знание».

4. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

5. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

6. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.

7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М. , 2005.

8. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди