10.05.2019

Профилактические мероприятия по предупреждению наркотизации подростков. Важнейшее значение имеют. Проведение классного часа


Гигиена физической культуры и спорта. Учебник Коллектив авторов

5.2. Мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними

Профилактика инфекционных заболеваний включает в себя комплекс мероприятий, среди которых наиболее важными являются: 1) государственные мероприятия для устранения причин и распространения инфекционных заболеваний; 2) мероприятия, связанные с повышением уровня санитарной культуры населения.

Государственные мероприятия предусматривают постоянное улучшение условий труда и быта населения, строительство различных сооружений с учетом санитарных и противоэпидемических требований. Все это, а также широкое жилищное строительство и благоустройство городов и сел, сооружение водопроводов и канализации ведет к резкому снижению инфекционных заболеваний. Медицинские мероприятия проводятся комплексно. Одно из важнейших профилактических мероприятий – выявление и обезвреживание источников инфекций. Зараженного человека (больного, носителя) как источника инфекции изолируют от людей, госпитализируют и подвергают лечению. Зараженные животные, как правило, уничтожаются.

Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи инфекции, тесно связаны с благоустройством жилищ, удалением и обезвреживанием нечистот, правильным водоснабжением. Все они проводятся медицинскими работниками постоянно и включают в себя систематический санитарно-гигиенический контроль за водоснабжением, канализацией, очисткой населенных мест, работой объектов общественного питания и др. Для устранения путей передачи инфекции широко используется дезинфекция, дезинсекция и дератизация, которые осуществляются с помощью различных химических, физических и других средств. Дезинфекция направлена на уничтожение патогенных микробов в окружающей среде. Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых, которые могут передавать инфекцию. Дератизация осуществляется с целью истребления грызунов, опасных в эпидемическом отношении. Важное значение для эффективного разрыва путей передачи инфекции имеет активное участие в этом деле населения, выполнение специальных мероприятий, соблюдение правил личной гигиены и др.

Специфическую невосприимчивость населения к инфекционным заболеваниям можно повысить путем проведения прививок (вакцинации), которые выполняются в плановом порядке и по эпидемическим показателям.

Повышение уровня санитарной культуры населения осуществляется путем широкого использования различных средств массовой информации: бесед, лекций, печати, радио, телевидения и др. Тренеры, преподаватели физического воспитания и спортсмены должны хорошо знать причины и особенности распространения инфекционных заболеваний и умело применять меры профилактики и борьбы с ними в различных условиях. Особое внимание следует уделять личной гигиене, соблюдению надлежащих санитарно-гигиенических условий труда и быта, проведению тренировочных занятий.

Во время пребывания спортсменов на учебно-тренировочных сборах, соревнованиях, в спортивно-оздоровительных лагерях необходимо принимать соответствующие меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Следует всегда своевременно проводить вакцинацию спортсменов в соответствии с указаниями медицинских работников. В случае возникновения инфекционных заболеваний среди спортсменов необходимо срочно сообщить об этом в медицинское учреждение и изолировать больных. После этого по указаниям медицинских работников следует выполнить ряд мер в отношении лиц, соприкасавшихся с больными, провести необходимую дезинфекцию.

Вопросы для самоконтроля

1. Инфекционные заболевания, определение, классификация по широте охвата населения.

2. Каковы основные источники инфекции, механизм передачи инфекции?

3. Понятие об иммунитете, виды иммунитета.

4. Мероприятия по профилактике и борьбе с инфекционными заболеваниями в практике физкультурной и спортивной работы.

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

Глава 6. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в греко-римской борьбе По вопросам моделирования в спорте ведущее место занимают работы Б.М. Шустина (1975; 1979; 1995).Так, например, в его работе от 1979

Из книги Физическое воспитание детей младшего школьного возраста автора Виленская Татьяна Евгеньевна

Часть пятая. Организационно-методические мероприятия в греко-римской

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

Приложение 7 Сроки допуска к занятиям детей и подростков после острых инфекционных заболеваний и

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

9.3. Модель пространственно-смысловой деятельности в спортивной борьбе и этапы многолетней технико-тактической подготовки в борьбе дзюдо Во всех странах, культивирующих дзюдо, производится оценка технического мастерства не так, как в бывшем СССР и в настоящей России (по

Из книги Бридж – моя игра автора Горен Чарльз Генри

Утопления и как с ними бороться Следует констатировать неутешительный факт: большинство критически ситуаций под водой заканчиваются утоплениями. Регулярно бывая на водоемах, подводный охотник может встретиться с такой ситуацией - как, впрочем, и любой другой человек,

Из книги С самого начала (путь тренера) автора

Странные расклады и что с ними делать? Одной из типичных причин, мешающих игроку поставить корректную контру, является неумение проанализировать свою руку с точки зрения защитных ценностей. И вовсе не потому, что нет соответствующих методов – они есть и разработаны не

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

Параграф 25. Совместные семейные спортивные мероприятия Хочу вам предложить на рассмотрение наш опыт работы с семьями. Юных спортсменов на тренировку приводят родственники. Самое удобное время для занятий после 17.30. Родители заканчивают работу, забирают детей из садиков

Из книги Легкая атлетика. Этап спортивно-оздоровительной группы (СОГ). Возраст занимающихся 6–17 лет автора Головихин Евгений Васильевич

Восстановительные мероприятия В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Восстановительные мероприятия Неотъемлемой составной частью каждого плана тренировки должно быть использование средств восстановления. Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические, психологические,

Из книги Жизнь в дикой природе [Инструкция по выживанию] автора Гриллс Беар

Причины усталости и борьба с ними Термин «физическая подготовка» достаточно расплывчат. Что такое быть «подготовленным»? Истина состоит в том, что понятие «физической формы» означает совершенно разные вещи для различных людей, и лучше всего его описывать с точки зрения

Из книги Тайцзи-цюань Стиль Чэнь ПУШЕЧНЫЕ УДАРЫ автора Люсинь Гу

Глава 2 ПОХОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Применение инструментов в походе и уход за ними Если вы отправились в длительный поход, вам не обойтись без хорошего ножа или даже нескольких ножей. Они понадобятся во многих случаях: при заготовке дров для костра, при расчистке дороги сквозь

Из книги Восточный путь самоомоложения. Все лучшие техники и методики автора Серикова Галина Алексеевна

Глава 3. Особенности пушечных ударов и связанные с ними вопросы 1. Особенности пушечных ударовРассматриваемые здесь особенности «пушечных ударов» (паочуй) сопоставляются с первым комплексом. Ядром служит усилие-цзинь наматывания нити, правящей силой – внутреннее

Из книги Месси. Гений футбола автора Балаге Гильем

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Глава 5. Биологические факторы внешней среды и профилактика инфекционных заболеваний у занимающихся физической культурой 5.1. Инфекционные заболевания и их распространение К биологическим факторам внешней среды относятся болезнетворные (патогенные) микробы, грибки,

4.4. Вторичная профилактика для пациентов с хроническими заболеваниями. Школа пациента Приложения Приложение 1. Опросник SF-36 Приложение 2. Основные информационные модули, используемые на основных этапах мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний Приложение 3. Является ли Ваше питание рациональным Приложение 4. Расчет химического состава и энергетической ценности на 100 г продуктов питания Приложение 5. Определение риска развития атеросклероза Приложение 6. Определение уровня потребления пищевых волокон Приложение 7. Содержание витаминов в съедобной части продуктов Приложение 8. Содержание минеральных веществ съедобной части продуктов Приложение 9. Пищевые аллергии Приложение 10. Рекомендации назначения физической нагрузки лицам с гиподинамией Приложение 11. Опросник для определения физической активности Приложение 12. Экспресс-опросник, позволяющий выявить признаки депрессии Приложение 13. Риск развития ожирения Приложение 14. Десять фактов об ожирении Приложение 15. Некоторые продукты питания, богатые пищевыми волокнами Приложение 16. Основные требования, предъявляемые к зубным щеткам Приложение 17. Опросник "Является ли гигиена полости рта удовлетворительной" Приложение 18. Приоритетные практические профилактические мероприятия по охране здоровья детей и подростков Приложение 19. Направление профилактической работы и их вклад в вопросы охраны здоровья и развития детей и подростков

Глава 4. Организация профилактических мероприятий для различных групп населения


Дети и подростки составляют примерно 40% жителей Земли, при этом они являются наиболее уязвимой группой населения.

Таблица 4.1. Уровни доказательств программ укрепления здоровья детей

Эффективность доказана Сведения об эффективности носят противоречивый характер Сведения об эффективности отсутствуют
  • вакцинация
  • дополнительное введение фолиевой кислоты во время беременности
  • пропаганда грудного вскармливания
  • укладывание детей до 1 года на спину для сна
  • профилактика травматизма
  • профилактика курения
  • питание
  • оптимизация школьного питания
  • обеспечение оптимальной физической активности для профилактики ожирения
  • участие родителей в программах укрепления здоровья
  • профилактика ИППП и нежелательной беременности
  • профилактика самоубийств

Профилактические мероприятия для матерей, детей и подростков реализуются во всех странах. Это позволило снизить детскую смертность в мире с 97 на 1000 новорожденных в 1980 г. до 67 на 1000 новорожденных в 1999 г.

Несмотря на достигнутые результаты, более половины умерших погибли от причин, поддающихся профилактике. Основными причинами детской смертности являются:

  • нарушения питания;
  • инфекционные заболевания;
  • нездоровая окружающая среда;
  • низкий уровень медико-социальной помощи;
  • бедность.

4.1.1. Охрана здоровья матерей и новорожденных

Здоровье матери во многом определяет здоровье новорожденного (Рис. 4.1). Во время беременности проводятся следующие основные мероприятия по охране матери и плода:

Все указанные мероприятия проводятся с участием медицинских работников среднего звена. Очень важно, чтобы медицинские работники помнили о необходимости установления психологического контакта с будущей матерью и делали все максимально возможное для его достижения.

Групповые мероприятия по укреплению здоровья матерей могут быть направлены на повышение мотивации матерей на раннее обращение за помощью в женскую консультацию. Оптимально, чтобы это обращение было до наступления беременности (регулярное посещение женской консультации). Во время беременности чем раньше женщина обратится за квалифицированной медицинской помощью, тем больше вероятность рождения здорового ребенка.

В ранние сроки беременности женщина имеет возможность избавиться от нежелательной беременности (аборт). В каждом случае необходимо оценивать ситуацию, побудившую женщину на подобный шаг. Следует стараться отговорить женщину от аборта, если только не существует прямых медицинских показаний на его проведение.

Проведение аборта не исключает индивидуальных бесед о необходимости использования методов контрацепции. Необходимо помнить, что даже медицинские аборты примерно в 1/3 случаев приводят к развитию бесплодия и других осложнений. Вероятность развития осложнений после немедицинских абортов еще выше.

После родов и наблюдения в медицинском учреждении женщина и ребенок выписываются на дом. В профилактике развития заболеваний у новорожденных большую роль играет наблюдение, которое, в том числе, осуществляется и медицинской (патронажной) сестрой. При этом медицинский работник среднего звена проводит:

4.1.2. Обеспечение рационального питания 78

Рациональное питание лежит в основе формирования здоровья матери и ребенка. Плохое питание и нарушение здоровья являются элементами одного "порочного круга": нарушение питания ведет к ухудшению состояния здоровья, а ухудшение здоровья приводит к нарушению питания (Рис. 4.2).

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для нормального физического и умственного развития. Дети раннего возраста особенно чувствительны к последствиям неправильного питания, так как в этот период рост происходит более интенсивно, чем в любое другое время. В период новорожденности закладываются основы интеллектуальных, социальных и эмоциональных способностей. В детском возрасте формируются пищевые привычки, определяющие впоследствии здоровье и характер питания в течение всей жизни.

По оценке экспертов ВОЗ, около половины случаев детской смертности в 2000 г. были связаны с нарушениями питания матерей и детей. Однако нарушение питания приводит не только к смертности, но и отставанию в физическом и умственном развитии детей и подростков. Дети, получающие неполноценное питание, чаще заболевают инфекционными заболеваниями, во взрослом возрасте у них больше риск развития хронических неинфекционных заболеваний.

Во время беременности изменяется потребность в питательных веществах. Возрастает потребность в йоде, фолиевой кислоте, железе, кальции. Доказано, что дополнительный прием фолиевой кислоты женщинами, начиная с периода зачатия и во время беременности, снижает риск развития дефектов центральной нервной системы плода. Поэтому необходимо проводить консультирование беременных женщин относительно изменения рациона питания.

В первые месяцы беременности у женщин могут наблюдаться тошнота и рвота, которые являются косвенными признаками беременности. Поводом для обращения к специалисту служит:

  • тошнота, продолжающаяся после двенадцатой недели беременности;
  • рвота, тошнота, приводящие к отказу от пищи;
  • потеря в весе 1 кг и более в неделю из-за тошноты или рвоты.

Для профилактики кариеса и других заболеваний полости рта во время беременности необходимо проконсультироваться с врачом-стоматологом по поводу необходимости назначения местной реминерализующей терапии и пр. Также после каждого приема пищи нужно употреблять жевательную резинку без сахара в течение 2-5 мин или полоскать рот.

Во время беременности изменяется вес. Нормальная прибавка в весе за время беременности составляет 12-14 кг.

Необходимо тщательно контролировать прибавку в весе. Недостаточная прибавка в весе может быть признаком гипотрофии плода. Чрезмерная прибавка (более 1 кг за неделю) может свидетельствовать о развитии ожирения или отеков у матери. И то, и другое неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья матери и будущего ребенка.

Наиболее тяжелое осложнение беременности - поздний гестоз. Он угрожает состоянию здоровья как матери, так и плода. Гестоз характеризуется тремя основными признаками:

  • отеки;
  • повышение артериального давления выше 135/85 мм рт. ст.;
  • появление белка в моче.

Гестоз поддается лечению только в условиях стационара. Риск развития гестоза повышается при:

  • первой беременности;
  • наличии гестоза в предыдущую беременность
  • наличии гестоза у матери или сестер беременной;
  • многоплодной беременности;
  • подростковом возрасте матери;
  • возрасте матери более 40 лет.

Медицинские работники должны особенно тщательно наблюдать течение беременности у женщин, имеющих хотя бы один фактор риска развития гестоза. При выявлении у них хотя бы одного признака гестоза необходима срочная консультация специалиста.

После рождения ребенка проводится консультирование матерей о необходимости грудного вскармливания. Оптимально, если грудное вскармливание продолжается хотя бы до 6 мес. Дети, не получающие грудного вскармливания, в 6 раз имеют более высокий риск смерти в течение первого месяца жизни, чем получающие грудное питание хотя бы частично.

Грудное вскармливание - чрезвычайно важный процесс. Состояние здоровья ребенка в течение всей его жизни во многом зависит от того, вскармливался ли он грудью, и как долго это продолжалось. Матерям, особенно в период становления процесса лактации, необходима активная поддержка как со стороны близких, так и со стороны медицинского персонала.

Для того чтобы грудное вскармливание было успешным и не вызывало затруднений, важно придерживаться следующих правил:

  1. Необходимо объяснить маме, что грудное молоко является единственным, уникальным по своим биологическим свойствам продуктом, который обеспечивает ребенку полноценное питание и защиту от инфекционных заболеваний. Это невозможно при искусственном вскармливании (Табл. 4.2; 4.3 [показать] ).
    Таблица 4.2 Различия между грудным женским молоком, молоком животных и искусственными смесями
    Параметр Грудное молоко Молоко животных Искусственные смеси
    Бактериальные загрязнители нет вероятны вероятны при приготовлении
    Противоинфекционные факторы присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Факторы роста присутствуют отсутствуют отсутствуют
    Белки необходимое количество, усваивается слишком много, усваиваются с трудом состав белков частично легко сбалансирован
    Жиры достаточно основных жирных кислот, липаза для пищеварения недостаток основных жирных кислот, липаза отсутствует
    Железо немного, хорошо всасывается немного, плохо всасывается дополнительные добавки, плохо всасывается
    Витамины достаточно недостаточно А и С витаминные добавки
    Вода достаточно требуется дополнительно может потребоваться дополнительно
    Таблица 4.3 Опасности искусственного вскармливания
    Риски для матери Риски для ребенка
    • наступление повторной беременности
    • повышение риска развития поликистоза и рака яичников, рака груди
    • возможно повышение риска развития анемии
    • возможно повышение риска развития ожирения
    • повышение риска внезапной смерти
    • повышение риска развития диареи, бронхо-легочных заболеваний
    • дефицит нутриентов
    • возможно повышение риска развития хронических неинфекционных заболеваний во взрослом возрасте
  2. Необходимо рекомендовать матери:
    • приложить ребенка к груди в течение первого часа после родов;
    • осуществлять с ребенком контакт "кожа к коже";
    • находиться с ребенком в одной комнате/палате.
  3. Необходимо помочь матери освоить технику правильного прикладывания к груди.
  4. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка по его требованию, а не "по часам"; также рекомендовано ночное кормление.
  5. Необходимо объяснить матери, что ей не надо вводить в питание ребенка дополнительные жидкости (чай, соки).
  6. Необходимо рекомендовать матери кормить ребенка исключительно грудным молоком до 6 месяцев, а затем начать введение адекватного прикорма.
  7. Необходимо поощрять грудное вскармливание до года и более

Все необходимые нутриенты, включая витамины и минеральные вещества, ребенок получает с грудным молоком. Часть из них (например, цинк, железо, фолиевая кислота, кальций) находится в грудном молоке практически в постоянной концентрации, и характер питания матери незначительно влияет на их содержание. Количество витаминов D и А, йода, селена может меняться в зависимости от того, как питается мать.

Таблица 4.4 Основные витамины и их источники для питания кормящих матерей
Витамины Продукты питания
Витамин А Печень, молочные продукты, рыбий жир, оранжевые и зеленые овощи, обогащенный маргарин
Витамин D Рыбий жир, лосось, сельдь, печень, воздействие ультрафиолетового света на кожу
Витамин Е Растительное масло, цельные зернопродукты, орехи, семена, зеленые листовые овощи
Витамин С Цитрусовые, перец, помидоры, капуста
Витамин B 1 Цельные зернопродукты и хлебобулочные изделия, бобовые, орехи, мясо
Витамин В 2 Зеленые листовые овощи, мясо, яйцо, молоко
Витамин В 3 Цельные зернопродукты, орехи, бобовые, мясо, птица, рыба
Витамин В 12 Мясо, яйцо, рыба, птица, молоко, корнеплоды/узелки бобовых
Фолиевая кислота Дрожжи, печень, почки, зеленые листовые овощи, апельсиновый сок
Витамин В 6 Печень, почки, мясо, цельные зернопродукты, яичный желток
Биотин Печень, яичный желток, соевая мука, зернопродукты, дрожжи
Пантотеновая кислота Продукты животного происхождения, цельные зерна, бобовые

Доказано, что грудное вскармливание снижает риск развития заболеваний желудочно-кишечного тракта, атопии у детей. Во взрослом возрасте дети, получавшие грудное вскармливание, имеют меньший риск развития хронических неинфекционных заболеваний, чем получавшие искусственное или смешанное вскармливание. Вероятно, что матери, кормившие детей грудью, имеют меньший риск развития рака молочных желез.

Дети до 3-летнего возраста не могут получать "взрослую" пищу. Есть специальные продукты питания, разработанные для детей, которые постепенно вводятся в их рацион питания.

  • необходимо вводить прикорм не ранее 6-месячного возраста;
  • необходимо выбрать наиболее подходящее время дня для введения прикорма {когда ребенок голоден или наиболее предрасположен к приему пищи). Предпочтительна первая половина дня;
  • на первых порах нужно вводить прикорм после кормления грудью;
  • надо начинать вводить прикорм с одной чайной ложки, постепенно увеличивая до полного объема принимаемой единовременно пищи;
  • рекомендуется начинать с однородного, умеренной густоты однокомпонентного пюре из наиболее типичных для данной местности продуктов (каши, овощные, фруктовые пюре);
  • можно добавлять сцеженное грудное молоко для облегчения привыкания к новой пище;
  • необходимо включать в рацион пищевые продукты, богатые железом: печень, мясо, рыбу, бобовые для профилактики железодефицитной анемии;
  • нужно стараться избегать употребления всех видов чая и кофе;
  • необходимо избегать употребления цельного коровьего или козьего молока до 9-месячного возраста в качестве питья и вводить в рацион цельное молоко и необезжиренные молочные продукты с 9-12 месяцев;
  • блюда для прикорма должны иметь определенную калорийность;
  • следует избегать добавления в пищу сахара, специй и соли. При необходимости подсаливания пищи употреблять только йодированную соль.

Примерно со второго года жизни ребенок постепенно переводится на питание с семейного стола. В этот период очень важно сформировать у ребенка правильные пищевые привычки, заложить принципы рационального питания. Очевидно, что процесс формирования этих привычек будет более успешным, если взрослые члены семьи придерживаются основных принципов рационального питания. Основные принципы здорового питания ребенка старше года следующие:

  • в рационе ребенка ежедневно должны присутствовать разнообразные продукты, в значительной степени овощи и фрукты, предпочтительно в свежем виде и местного происхождения;
  • следует выбирать нежирные сорта мяса, птицу (без кожи), рыбу, яйца, печень, а также иногда заменять мясные продукты бобовыми: фасолью, горохом, чечевицей;
  • несколько раз в день ребенок должен получать хлеб, крупы, макаронные изделия и картофель;
  • до 2-летнего возраста ребенок может употреблять молоко и молочные продукты обычной жирности. Впоследствии рекомендован переход на молочные продукты с пониженным содержанием жира;
  • соль и сахар в еду добавляются лишь в минимальных количествах. При солении должна употребляться только йодированная соль;
  • на втором году жизни ребенку не рекомендуется давать чай в качестве питья. Предпочтительнее молоко, обычная вода, овощные и фруктовые соки;
  • рекомендуемое количество кормлений - не менее 5 раз в день;
  • пища должна быть приготовлена безопасным и гигиеничным способом.

Энергетические потребности детей и процентное соотношение основных нутриентов с возрастом меняется (Табл. 4.5 [показать] ).

Таблица 4.5 Суточная потребность детей и подростков в основных нутриентах 79
Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая
ценность, ккал
всего в т.ч. животные
1-3 года 53 37 53 212 1540
4-6 лет 68 44 68 272 1970
6 лет 72 47 72 252 2000
7-10 лет 80 48 80 324 2400
11-13 лет 96 58 96 382 2850
Юноши 14-17 лет 106 64 106 422 3150
Девушки 14-17 лет 93 56 106 422 2750

Также меняется объем порции продуктов, употребляемых детьми (Табл. 4.6 [показать] ).

Таблица 4.6 Рекомендуемые объемы порций для детей дошкольного возраста (г, мл)
Наименование блюда Возраст
1-1,5 года 1,5-3 года 3-5 лет 5-7 лет
Каша, овощное блюдо 130 150 180 200
Яичное, творожное, мясное, рыбное блюдо 50 60 70 80
Салат овощной 20 30 40 50
Кофе, чай, молоко 100 150 180 200
Закуска 30 40 50 60
Первое блюдо 100 150 180 200
Гарнир 100 120 130 150
Кефир, молоко 150 150 200 200
Выпечка, хлеб 40 60 70 100
Свежие фрукты 100 100 150 200

Согласно рекомендациям ГУ НИИ питания РАМН для детей и подростков очень важно, чтобы не менее 60% белка, поступающего с пищей, было животного происхождения. Оптимальное количество животных жиров - 30-50% их суточного поступления. Максимальное содержание Сахаров - 20% суточного поступления углеводов. Суточное поступление растительной клетчатки - не менее 15 г.

Рацион питания детей и подростков должен содержать все основные продукты. В них должны обязательно входить мясо, рыба, творог, яйца, молоко или молочнокислые продукты. Оптимально, чтобы ребенок ежедневно получал нежирную телятину, говядину, курицу или индейку. При этом 1-2 раза в неделю необходимо давать ребенку субпродукты (печень, язык и т.д.).

Рыба и рыбные продукты должны употребляться детьми и подростками несколько раз в неделю. Для детского питания рекомендуются следующие виды рыб: треска, минтай, хек, навага, судак.

Рыбные деликатесы (например, икра) не имеют пищевых преимуществ по сравнению со свежей рыбой. Однако они содержат раздражающие вещества, которые могут стимулировать аппетит. Поэтому рыбные деликатесы можно рекомендовать детям с недостаточной массой тела и исключить из рациона питания детей с избыточной массой.

Молоко и кисломолочные продукты являются основным источником кальция для детей и подростков. Они должны ежедневно входить в их рацион питания. Молочные продукты вводят как в виде жидкости (молоко, кефир, ряженка, йогурт), так и в твердом виде (сыр, творог). Детям, особенно в период интенсивного роста, необходимы сливочное масло, сметана и/или сливки.

В питании детей должны быть широко представлены овощи и фрукты, В школьном возрасте дети и подростки должны ежедневно получать 150-200 г картофеля, 200-250 г других овощей, а также 200-300 г фруктов и ягод (возможно, в виде соков).

В ежедневный рацион питания детей и подростков включают хлеб (лучше зерновой или с отрубями), вермишель или макароны, различные каши.

Оптимально исключить из рациона питания детей и подростков сардельки, сосиски, колбасы. Максимально ограничивают потребление жареных, острых блюд.

По оценкам экспертов ВОЗ, наиболее часто у детей и подростков наблюдается дефицит витаминов А, D, йода, цинка, железа. Они являются причиной повышенной заболеваемости и смертности детей и подростков.

С самого раннего возраста проводится профилактика заболеваний полости рта. Для этого проводятся индивидуальные беседы с родителями, делаются наглядные плакаты и т.д. Основные меры профилактики включают в себя:

  • запрет на постоянное питье жидкости из бутылочки, особенно подслащенной; новорожденный может сосать специальную пустышку, также не постоянно;
  • запрет сосания пальцев;
  • ограничение потребления сахаров; оптимально, если до года ребенок не будет получать сладкую пищу и питье;
  • обеспечение гигиены ротовой полости; чистка зубов начинается с момента прорезывания первого зуба и в течение несколько лет осуществляется родителями;
  • с 2,5-3-летнего возраста используются детские фторсодержащие зубные пасты;
  • регулярное, не реже 1 раза в год, посещение стоматолога (в раннем возрасте возможна заочная консультация у специалиста по необходимым мерам профилактики)

4.1.3. Профилактика заболеваемости

Примерно половина случаев детской смертности связана с предотвращаемыми инфекционными заболеваниями (пневмония, диарея, малярия, корь, ВИЧ-инфекция и др.). Так же, как и у взрослых, в основе профилактики инфекционных заболеваний лежат профилактические прививки (Табл. 4.7 [показать] ). При этом крайне важным является обеспечение вакцинации против краснухи всех женщин детородного возраста.

Таблица 4.7. Календарь профилактических прививок
Возраст Прививка
Основные прививки
12 часов Первая вакцинация - гепатит В
3-7 день Вакцинация - туберкулез
1 месяц Вторая вакцинация - гепатит В
3 месяц Первая вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
4,5 месяца Вторая вакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
6 месяцев Третья вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
Третья вакцинация - гепатит В
12 месяцев Первая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
18 месяцев Первая ревакцинация -дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит
20 месяцев Первая ревакцинация - полиомиелит
6 лет Вторая вакцинация - корь, эпидемический паротит, краснуха
7 лет Вторая вакцинация - дифтерия и столбняк
Первая ревакцинация - туберкулез
13 лет Вакцинация против гепатита В, если не была сделана ранее
Вакцинация девочек против краснухи
14 лет Третья ревакцинация -дифтерия, столбняк
Вторая ревакцинация - полиомиелит
Вторая ревакцинация - туберкулез
Дополнительные привки
3, 4, 5, 6, 18 лет Вакцинация - гемофильная палочка
При необходимости Вакцинация - грипп

Санитарно-эпидемиологические мероприятия имеют профилактическое значение относительно инфекционных заболеваний на популяционном уровне. Соблюдение правил личной гигиены - эффективная мера профилактики для индивидуумов. Поэтому важно обучение родителей правильному гигиеническому уходу за новорожденным.

По мере взросления детей их обучение гигиеническим навыкам проводится как родителями, так и медицинскими работниками.

При выявлении случаев инфекционных заболеваний проводится их своевременное лечение. При необходимости проводится изоляция инфицированных.

С начала полового созревания с подростками проводятся мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, профилактику абортов и ИППП. Они могут включать в себя лекции, беседы, средства наглядной агитации и т.д. Во многих странах профилактические программы включают в себя раздачу презервативов. Однако существующее в настоящее время в РФ законодательство не позволяет это делать в образовательных учреждениях.

До настоящего времени не существует профилактических программ с доказанной эффективностью в отношении предотвращения ИППП и нежелательной беременности среди подростков. Предполагается, что следующие мероприятия могут быть эффективными:

Среди детей 5-14 лет широко распространены гельминтозы. Гельминты ухудшают питание детей, способствуют развитию некоторых инфекционных заболеваний, утяжеляют осложнения после кори, малярии, пневмонии и др.

Для профилактики гельминтозов эффективны следующие меры:

4.1.4. Обеспечение оптимальной физической среды

Окружающая физическая среда оказывает существенное воздействие на состояние здоровья детей и подростков. Основное влияние на состояние здоровья детей и подростков оказывают:

  • система водообеспечения;
  • гигиена;
  • санитарное состояние окружающей среды;
  • загрязнение воздуха;
  • переносчики болезней.

Воздействие на указанные факторы позволяет снизить смертность и заболеваемость детей и подростков.

Однако обеспечение оптимальной физической среды начинается уже во время беременности. В этот период возрастает секреция сальных желез кожи. Поэтому необходимо принимать душ не менее 2 раз в день. Ванны во время беременности противопоказаны.

Во время беременности необходимо носить устойчивую обувь на невысоком каблуке. С 26-27 недели беременности рекомендуется ношение бандажа.

Систематические обзоры показали связь между риском внезапной смерти новорожденных и тем, что младенцы спали на животе. Это привело к выработке рекомендации укладывать спать всех детей в возрасте до 1 года на спину. В результате внедрения этих рекомендаций в практику число младенческих смертей снизилось 80 .

Детям с самого раннего возраста для выработки витамина D нужны солнечные лучи. Рекомендуется не прямое солнечное облучение, а через кружевную тень. В зимние месяцы детям может быть дополнительно назначен прием витамина D. Для уменьшения негативного воздействия физической среды на детей и подростков, необходимо обучение родителей и детей следующим навыкам:

Гиподинамия оказывает существенное негативное влияние на здоровье детей и подростков. Надо, чтобы с раннего возраста родители приучали детей к физической активности. Необходимость физической активности также может быть объяснена медицинским работником при индивидуальной беседе с детьми старшего возраста.

4.1.5. Охрана здоровья подростков

С целью охраны здоровья подростков проводится их регулярное диспансерное наблюдение. Обязательно контролируют параметры рост/вес для раннего выявления возможного наличия избыточной массы тела.

Особое внимание в подростковом возрасте уделяют вопросам профилактики нежелательной беременности, планирования семьи и профилактики ИППП. Данные мероприятия проводятся как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.

В подростковом возрасте формируются основные привычки человека. Поэтому важно уделять особое внимание профилактике употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Подростки склонны отвергать информацию, сообщаемую взрослыми. Кроме того, они зачастую не в состоянии оценить свой потенциал здоровья и тот риск для него, который может быть связан с вредной привычкой.

Поэтому во многих странах эффективно реализуются программы укрепления здоровья подростков по принципу "равный - равному". При этом в начале проводится обучение ограниченной группы подростков (волонтеров), которые затем начинают сообщать полученные сведения своим сверстникам.

При реализации программ, основанных на принципе "равный - равному", очень важно проводить контроль за работой волонтеров. В целом реализация подобных программ невозможна только усилиями медицинских работников, к этой работе необходимо привлечение психологов, социальных работников и других заинтересованных лиц.

4.1.6. Профилактика травм и насилия

В европейском регионе 3-4 случая смерти из 10 среди детей до 15 лет связаны с травмами и насилием, Как показывают результаты статистических исследований, большинство травм дети и подростки получают в бытовых условиях или на улице.

В основе профилактики детского травматизма в быту лежат беседы с родителями о необходимости устройства травмобезопасного домашнего помещения. В качестве примеров травмобезопасного обустройства быта можно привести: установку решеток на окна для предотвращения выпадения детей, установка неоткрываемых детьми запоров на входную дверь, подсобные помещения, прикрепление вертикально стоящей мебели к стенам.

Следует иметь в виду, что чаще всего случаи бытового травматизма наблюдаются у детей в возрасте до 5 лет. В этом возрасте не рекомендуется оставлять детей одних без присмотра.

Уличный травматизм во многом предотвратим, если дети и их родители соблюдают правила дорожного движения. Дополнительной мерой по защите детей от травматизма служат шлемы, наколенники, налокотники, используемые ими при езде на роликовых коньках, велосипедах и т.д. Для профилактики дорожно-транспортных происшествий могут использоваться светоотражаю-щие полоски, которые закрепляют на одежде и ранце детей; важно также обучение соблюдению правил дорожного движения с раннего возраста.

Для профилактики травм на воде необходимо обучение детей плаванию. Ответственность за приобретение данного навыка ложится на родителей.

В подростковом возрасте возрастает вероятность спортивных травм. Для их профилактики необходим контроль состояния здоровья подростков перед началом занятий спортом, а также проведение занятий с опытным тренером.

Для профилактики насилия в школе создается психологическая служба. Профилактикой бытового насилия занимаются социальные работники.

Все дети и подростки, пострадавшие от травм или насилия, должны пройти консультацию для оценки необходимости поддерживающей психологической помощи.

4.1.7. Обеспечение психосоциального развития и психического здоровья детей и подростков

К сожалению, в последние годы растет распространенность проблем, связанных с психологическим развитием детей и подростков. Примерно 10-20% детей в Европе имеют одну или несколько психических или поведенческих проблем.

На этапе патронажа новорожденных большую роль в психосоциальном развитии детей играют беседы медицинских работников с родителями о необходимости стимулирования развития данной сферы. Считается, что в раннем возрасте особую роль в стимуляции психосоциального развития играет чтение вслух.

Детям и подросткам могут быть предложены развивающие игры, задачки, упражнения. Они должны подбираться с учетом возрастных особенностей. При наличии отклонений в психическом развитии детей и подростков подобные упражнения подбираются с участием психолога.

Важную роль в формировании психического здоровья детей играет дозированное поступление информации, особенно получаемой с помощью телевизора. Зарубежными исследованиями показан прямой вред для здоровья ребенка от просмотра телевизора более 5 часов в сутки. Однако большинство отечественных экспертов рекомендуют ограничивать суточный просмотр телевизора 0,5 ч для детей дошкольного возраста, 1 ч для младших и 1,5 ч для старших школьников. Сходные ограничения установлены для компьютера.

Подростковый период связан с дополнительными стрессорными воздействиями. Часто для их решения подростки выбирают неоптимальные пути, например употребление психоактивных веществ. Другой выход, который находят подростки, - участие в молодежных андерграундных движениях (панки, готы и др.). Подростки легко поддаются влиянию сект.

Существуют методы развития личностных ресурсов в детском и подростковом возрасте. Они включают в себя психологические упражнения, психосоциальную поддержку и т.д. Ограниченные исследования позволяют предположить эффективность подобных программ для профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Неразрешенные личные проблемы, раздражительность или депрессия в подростковом возрасте нередко приводят к попыткам самоубийства. В 2000 г. в мире 90 000 подростков простились с жизнью в результате самоубийства.

Существуют различные методы выявления подростков с повышенным риском самоубийства. Однако ни один из них не подтвердил свою эффективность в эпидемиологических исследованиях. Точно так же нет заведомо эффективных методов профилактики самоубийств.

Другой психологической проблемой подросткового возраста, особенно распространенной среди девушек, является анорексия. Считается, что психосоциальная поддержка девушек способна предотвратить развитие анорексии.

Дети и подростки, имеющие хронические заболевания или отклонения в физическом развитии, не должны изолироваться от сверстников, если только это не вызвано прямыми медицинскими показаниями. Оптимальным считается совместное обучение детей с физическими недостатками со здоровыми сверстниками. При изоляции детей с физическими недостатками, у них также начинает наблюдаться отставание в психологическом развитии. С другой стороны, следует добиваться, чтобы здоровые дети не относились пренебрежительно к своим сверстникам, имеющим те или иные недостатки.

В среднем возрасте основное бремя хронических неинфекционных заболеваний реализовано за счет предотвращаемых заболеваний четырех групп:

  1. Сердечно-сосудистые заболевания.
  2. Онкологические заболевания.
  3. Бронхо-легочные заболевания.
  4. Сахарный диабет II типа.

Эти заболевания имеют четыре основные фактора риска, связанные с поведением:

  1. Курение.
  2. Нерациональное питание.
  3. Гиподинамия,
  4. Злоупотребление алкоголем.

Данные факторы риска приводят к четырем основным биологическим маркерам, характеризующим повышенный риск развития хронических неинфекционных заболеваний:

  1. Избыточная масса тела.
  2. Артериальная гипертензия.
  3. Нарушения липидного обмена.
  4. Нарушения углеводного обмена.

Воздействие на перечисленные факторы риска может привести к снижению бремени хронических неинфекционных заболеваний (Рис. 4.3). При этом для профилактики воздействия основных факторов риска проводятся индивидуальные и групповые мероприятия. Их может осуществлять медицинский работник среднего звена, так как это было рассмотрено в главах , .

Биологические факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний могут быть выявлены медицинским работником среднего звена. Профилактическое воздействие на эти факторы риска проводится индивидуально. Если профилактика включает в себя лечение, то оно назначается врачом.

Важную роль в профилактике хронических неинфекционных заболеваний у лиц среднего возраста отводят выработке личных навыков у людей. Они должны включать в себя:

Профилактические мероприятия проводятся путем просвещения и обучения. Целью подобных программ является изменение поведения индивидуума.

Согласно международной классификации пожилыми считаются люди старше 75 лет. В развитых странах отмечается постоянных рост числа лиц пожилого возраста. Согласно рекомендациям ВОЗ основными направлениями профилактических мероприятий для лиц пожилого возраста являются 82:

Основной проблемой для лиц пожилого возраста является инвалидность, приводящая к полной или частичной потере возможности ухаживать за собой самостоятельно. Доказанными факторами риска развития инвалидности являются:

  • депрессия;
  • курение;
  • низкая частота социальных контактов, социальная изоляция;
  • гиподинамия;
  • ограничение функции нижних конечностей;
  • деменция;
  • повышение или снижение ИМТ;
  • ухудшение зрения;
  • низкая самооценка качества жизни.

Также в развитии инвалидности существенную роль могут играть:

  • артериальная гипертензия;
  • нарушения липидного обмена;
  • остеопороз;
  • сахарный диабет II типа;
  • злоупотребление алкоголем и лекарственными средствами.

Проводились многочисленные исследования эффективности профилактических мероприятий в отношении замедления или предотвращения развития инвалидности у пожилых (Табл. 4.8. [показать] ). Показано, что одних усилий медицинских работников недостаточно. Для профилактики инвалидности необходимо участие социальных работников, психологов.

Таблица 4.8 Значимость отдельных корригируемых факторов риска развития инвалидности улиц пожилого возраста 85
Фактор Риск развития инвалидности для индивидуума Риск развития инвалидности на популяционном уровне Возможность предотвращения инвалидности путем воздействия на фактор риска
Бремя болезни А А В
Депрессия А В 0
Низкая частота социальных контактов С В С
Гиподинамия А В А
Ограничение функции нижних конечностей А В В
Деменция А В 0
Повышение или снижение ИМТ В В 0
Низкая самооценка качества жизни В В 0
Ухудшение зрения А В С
Примечание: А, В, С - уровни достоверности доказательств; 0 - вопрос не изучался

Основной причиной инвалидности лиц пожилого возраста считается болезнь. Обычно лица старше 70 лет имеют 2-3 хронических заболевания. 90% лиц в возрасте 75 лет и старше имеют хотя бы один клинический диагноз. Показано, что проведение скрининговых обследований в возрасте 60-75 лет способно снизить бремя болезней у пожилых.

Депрессия является наиболее распространенным заболеванием в пожилом возрасте. Частота встречаемости депрессии в данной возрастной группе может достигать 16%, причем с увеличением возраста частота встречаемости депрессии возрастает. До настоящего времени не разработаны эффективные меры профилактики депрессии у пожилых.

Сохранение физической активности играет существенную роль в профилактике инвалидизации лиц пожилого возраста. Даже незначительная физическая активность позволяет замедлять развитие инвалидности. Кроме того, физическая активность способствует замедлению прогрессирования хронических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, для профилактики гиподинамии у пожилых наиболее эффективен способ индивидуального приглашения (например, по телефону) для участия в регулярных групповых занятиях физической культурой.

Одним из методов вторичной профилактики хронических неинфекционных заболеваний является организация школ пациентов. В настоящее время доказана эффективность подобных школ при сахарном диабете II типа, артериальной гипертензии, нарушениях липидного обмена и некоторых других заболеваниях.

Обучение пациентов проводится в условиях стационара, поликлиники, диспансера и др. лечебно-профилактических учреждений. Оно позволяет увеличить ответственность индивидуума за состояние собственного здоровья. Об успешной работе школы пациента может свидетельствовать:

Школа пациента предполагает наличие нескольких занятий, на каждом из которых рассматриваются перечисленные проблемы. Обучение может проводиться:

  • ежедневно, чаще данная схема реализуется в условиях стационара;
  • еженедельно, чаще данная схема реализуется в амбулаторных условиях.

Метод изложения материала-лекция-беседа. Обязательны иллюстрации в виде плакатов, слайдов, мультимедийных презентаций, фильмов. Хорошо, если пациенты получают брошюры, содержащие основные материалы.

Для повышения эффективности обучения пациентов необходимо активно привлекать их к дискуссии. Занятия проводятся в группе из 12-15 человек. Продолжительность занятия - не более 60 мин.

Сноски [показать]

77 По: Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков". Инструмент действий. - 803,2005; Стратегические направления улучшения здоровья и развития детей и подростков. - ВОЗ. WНО/FСН/САN/02.21; Какие основные факторы оказывают влияние на реализацию программ профилактики болезней и укрепления здоровья среди детей и подростков. -НЕN, 2005.
78 При написании данного параграфа также использован следующий

Технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические

мероприятия. Профилактические мероприятия подразделяют на технические, санитарно-технические и лечебно-профилактические.

К техническим мероприятиям относятся:

  • применение прогрессивной технологии производства (замкнутый цикл, автоматизация, комплексная механизация, дистанционное управление, непрерывность процессов производства, автоматический контроль процессов и операций), исключающей контакт человека с вредными веществами;
  • замена токсичных применяемых веществ на менее токсичные, сухих способов переработки пылящих материалов - мокрыми;
  • выбор соответствующего производственного оборудования и коммуникаций, не допускающих выделения вредных веществ в воздух рабочей зоны в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации при нормальном ведении технологического процесса, а также правильная эксплуатация санитарнотехнического оборудования и устройств;
  • замена пламенного нагрева электрическим, твердого и жидкого топлива - газообразным;
  • герметизация оборудования и коммуникаций; применение для транспортировки пылящих материалов пневматического транспорта.

К санитарно-техническим мероприятиям относятся:

  • устройство местной вытяжной вентиляции, местных отсосов, встроенных в оборудование и сблокированных с ним так, чтобы агрегат не мог работать при выключенном отсосе;
  • применение специальных систем по улавливанию и утилизации газов, рекуперацию вредных веществ и очистку от них технологических выбросов, нейтрализацию отходов производства, промывных и сточных вод;
  • внедрение систем кондиционирования воздуха с использованием автоматической и контрольно-измерительной аппаратуры, сигнализирующей о загрязнении воздушной среды вредными веществами.

К организационным и лечебно-профилактическим мероприятиям

  • ограничение продолжительности рабочего дня;
  • увеличение длительности отпуска;
  • применение средств индивидуальной защиты;
  • специальную подготовку и инструктаж обслуживающего персонала;
  • проведение предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, имеющих контакт с вредными веществами;
  • разработку медицинских противопоказаний для работы с конкретными вредными веществами, инструкций по оказанию доврачебной и неотложной медицинской помощи пострадавшим при отравлении;
  • рациональное питание для лиц, работающих с ядовитыми веществами, диетическое питание, режим труда и отдыха.

Вентиляция помещений. Цель вентиляции помещений - удалить из

них избыточное тепло, избыточную влагу, промышленные яды и создать в рабочей зоне воздушную среду, отвечающую своими значениями параметров гигиеническим требованиям по СанПиН 2.2.4.548-96. Вентиляцию можно классифицировать следующим образом:

  • по способу организации воздухообмена - на общеобменную, когда смена воздуха осуществляется во всем объеме помещения, и местную, когда смена воздуха осуществляется на конкретных рабочих местах в производственном помещении (воздушный душ, воздушный оазис, воздушные завесы, вытяжные зонты, вытяжные шкафы, вытяжные панели, витринные отсосы);
  • по характеру движущих сил - на естественную, когда воздух перемещается вследствие разности температур воздуха в помещении и наружного воздуха или в результате действия ветра, и искусственную (механическая), когда воздух приводится в движение с помощью вентиляторов;
  • по принципу действия - на приточную (подача воздуха) и вытяжную (удаление воздуха);
  • по конструктивным особенностям - канальную и бесканальную.

В производственных помещениях, где возможно внезапное (аварийное) поступление в воздух рабочей зоны больших количеств вредных паров и газов, наряду с работой общеобменной вентиляции предусматривается устройство аварийной вентиляции.

Аварийная вентиляция должна быть оборудована в компрессорных цехах аммиачных холодильных установок для удаления аммиака в случае аварии; аварийную противодымную вентиляцию устанавливают для удаления дыма при пожаре, чтобы обеспечить эвакуацию людей из помещений здания в начальной стадии пожара.

Для эффективной работы системы вентиляции необходимо выполнять следующие технические и санитарно-гигиенические требования:

  • количество поступающего воздуха должно соответствовать количеству удаляемого или разница между ними должна быть минимальной;
  • приточные и вытяжные системы в помещении должны быть правильно размещены. Свежий воздух необходимо подавать в те части помещения, где количество вредных выделений минимальное, а удалять из тех частей, где количество вредных выделений максимальное. Приток воздуха должен производиться, как правило, в рабочую зону, а вытяжка - из верхней зоны помещения. В ряде случаев (при удалении вредных газов с плотностью большей, чем у воздуха, например фреона) вытяжку производят из нижней зоны;
  • система вентиляции не должна создавать на рабочих местах шума, превышающего предельно допустимый уровень;
  • система вентиляции не должна вызывать переохлаждения или перегрева работающих;
  • система вентиляции должна быть электро-, пожаро-, взрывобезопасна, проста по устройству, надежна в эксплуатации и эффективна.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое микроклимат в производственных помещениях?
  • 2. Как осуществляется терморегуляция организма человека?
  • 3. Как нормируют микроклимат?
  • 4. Как проводят измерение параметров микроклимата на рабочем месте?
  • 5. Что относится к основным мероприятиям по обеспечению благоприятного микроклимата?
  • 6. С какой целью необходимо проводить ионизацию воздуха в помещениях?
  • 7. Какие вещества на производстве называются вредными?
  • 8. Какое действие на организм человека могут оказывать вредные вещества?
  • 9. Как образуется производственная пыль?
  • 10. Как нормируют содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • 12. Какие вредные свойства для здоровья человека имеют аммиак и фреон?
  • 13. Какое действие на человека оказывает сероводород?
  • 14. В чем заключается опасность для здоровья человека оксида углерода?

В настоящее время наркомания достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет быстрыми темпами, поэтому очень важно своевременно принимать меры, которые помогут в борьбе с этим страшным явлением. Подобного рода проблема наносит серьезный вред всем членам современного общества. Наркомания является настоящей бедой для всех тех семей, которые уже успели с ней столкнуться. Есть перечень мер, с помощью которых можно предупредить появление этого заболевания.

Что такое наркомания

Под наркоманией подразумевается заболевание, которое вызывается употреблением наркотических веществ – произошло от греческих слов «оцепенение» и «безумие, восторженность». Другими словами, под наркотической зависимостью подразумевается состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах и стремится заполнить их любыми способами, чтобы избавиться от психического дискомфорта и получить ощущения, которые кажутся ему приятными. В результате он с легкостью переступает границы морали – это приводит к разрушению семьи, общения с друзьями.

Традиционная биомедицинская модель наркомании в своей основе имеет эпидемиологию, которая характерна для инфекционных заболеваний. Носителями в соответствии с теорией принято считать конкретных индивидов. Если обобщить, то эта модель определяет заболевание следствием заражения человека. Современная действительность вынуждает пересмотреть ее принципы, т.к. часто паталогические состояния возникнут не из-за проникновения в организм инфекции. Сегодняшняя модель основывается на утверждении, что болезнь человека во многом зависит от его поведения.

Вред наркомании

Мероприятия по профилактике наркомании являются необходимостью, ведь она наносит существенный вред как наркоману, так и его близким. Наркотики являются ядом, который медленно разрушает мозг человека, его психику. За счет мозгового нарушения и дисфункции нервной системы начинают разрушаться внутренние органы. Люди, употребляющие кокаин и некоторые другие наркотики, живут не больше 4-х лет – нередко они погибают от разрыва сердца. Те, кто употребляют морфин, через 2-3 месяца теряют способность к умственной деятельности.

Все наркоманы испытывают серьезные проблемы со здоровьем (из-за низкого иммунитета) и поэтому долго не живут. Некоторые личности и вовсе в течение первых лет после приобщения к наркотикам, предпринимают попытки покончить с жизнью. Наркоман легко переступает все дозволенные черты, нередко становясь преступником. Личность больного становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего он с большой скоростью идет к своей гибели.

Ввиду того, что интересы наркомана сосредотачиваются исключительно на добыче и употреблении наркотических веществ, круг его общения сужается, в основном состоит из антисоциальных личностей. Наркоман постепенно теряет все: рабочее место, друзей, семью. Для общества он становится абсолютно бесполезным, поэтому общество стремится уменьшить рост наркомании и вернуться к полноценной жизни зависимых людей. Часто наркомана узнают по следующим признакам:

  • бессоннице, бледности;
  • застывшему, лишенному мимики лицу;
  • сухости слизистых оболочек;
  • частой зевоте, чиханию;
  • постоянно заложенному носу;
  • дрожащим рукам с воспаленными и исколотыми венами;
  • необычайно широким или узким зрачкам;
  • не реагирующих на изменение освещенности глазам.

Профилактика наркозависимости

Проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение распространения наркотический зависимости, занимаются одновременно несколько социальных институтов. Все они подчинены одной главной цели – создать базу (информационную, правовую, силовую), с помощью которой можно максимально широко распространить информацию о вреде наркотиков и облегчить или избежать проблем, связанных с их употреблением:

  • профилактика наркомании среди молодежи, прежде всего, должна проводиться медицинскими учреждениями, т.к. это является не просто вредной привычкой, а настоящим заболеванием;
  • со стороны законодательных органов документально определяются способы борьбы с продажей и распространением наркотических препаратов;
  • силовые системы обеспечивают воплощение законодательных мер в жизнь с проведением специфических операций, направленных на остановку распространения веществ;
  • научными учреждениями создаются средства, с помощью которых можно вылечить человека от зависимости от химических веществ и определить лиц, которые имеют предрасположенной к такой зависимости.

Профилактика наркомании среди подростков – это вопрос, который непосредственным образом касается каждого, кто имеет прямое отношение к наркотическим веществам, т.е. входит в целевую группу. К ней относятся:

  • Подростки. Они очень часто попадают под воздействие лиц, которые предлагают наркотики на пробу. Их неустоявшаяся психика с легкостью подвергается внешнему воздействию. Отсутствие собственной и четкой точки зрения делает их сильно уязвимыми перед такого рода влиянием.
  • Лица, которые единожды попробовали наркотики и периодически проводили с ними эксперименты.
  • Созависимые. То есть люди, которые входят в социальное окружение наркоманов.
  • Лица, которые регулярно применяют психотропные вещества без назначения врача.
  • Занимающиеся проституцией, которые используют в своей деятельности наркотики.
  • Люди, которые имеют наркотическую зависимость на протяжении некоторого времени.

Одним из самых распространенных действенных способов профилактики приема запрещенных препаратов является использование мер, направленных на ограничение их распространения, проведение антиагитационных мероприятий. Их основная задача заключается в информировании людей, которые находятся в зоне риска, и тех, кто соприкасается с ними, о негативном влиянии всех видов препаратов на моральное, психологическое и физическое состояние человека. Сюда же включается и пропаганда ЗОЖ (здорового образа жизни).

В ходе профилактических мероприятий в учебных заведениях проводятся соответствующие лекции и занятия, демонстрируются художественные и документальные фильмы. Хорошая работа, проведенная среди подростков, дает ощутимые результаты, поэтому она должна проводиться в широких масштабах и постоянно. Информация по профилактике должна соответствовать нескольким требованиям:

  • не иметь оттенка безысходности, быть позитивной;
  • СМИ не должны показывать сцены употребления наркотиков;
  • любая публикация должна иметь информацию в понятном виде и рекомендации по профилактике употребления запрещенных препаратов;
  • подготовка материалов должна вестись только специалистами, то есть наркологами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов, социальных работников.

Чтобы обеспечить активную работу, необходима соответствующая законодательная база. В связи с этим, прежде всего, требуется административная ответственность за употребление запрещенных средств и возможность обследования лиц, подозреваемых в наркомании. Сегодня существуют специальные сообщества анонимных наркоманов, члены которого помогают друг другу избавиться от этой зависимости.

Молодежь, которая быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминальные дела, теряет семью и друзей, становясь потенциально опасной для окружающих. Объектами профилактических мероприятий считаются все те группы лиц, которые подвергаются риску появления зависимости от наркосодержащих веществ. К субъектам при этом относятся организации и лица, занимающиеся профилактическими работами и претворяющими их в жизнь. Субъектами являются:

  • Федеральная служба, которая занимается контролем за оборотом наркотиков на территории страны. Она осуществляет контроль и мониторинг всех антинаркотических мероприятий, участвует в разработке специальных программ и выполняет их внедрение на местах.
  • Государственный комитет РФ по антинаркотической работе и его территориальные подразделения. В обязанности этих субъектов входит осуществление контроля над проведением профилактических мер и их результативностью, включая координацию с участием СМИ (средств массовой информации) и прочих организаций.
  • Органы самоуправления, имеющие местное значение. Они помогают организовывать мероприятия, направленные на обеспечение досуга молодежи, развитие физкультуры, массового спорта.
  • Органы управления, относящиеся к системе здравоохранения. Благодаря им осуществляются работы, связанные с лечением, предупреждением, реабилитацией лиц, которые подвержены влиянию наркотиков.
  • Органы управления в образовательной системе. Они специализируются на организации и контроле над внеучебным временем молодежи, детей, проводят воспитательные работы и коррекцию поведения при помощи социальных центров.
  • Органы внутренних дел. Они контролируют ситуацию на рынке наркотиков, проводят операции по предупреждению их незаконного оборота.
  • Профильные учреждения и органы, специализирующиеся на управлении в системе соцзащиты населения. Их содействие направлено на защиту детей в случае, если они попадут в сложную ситуацию.

Необходимо давать реальную оценку ситуации с наркотиками, приняв во внимание процент тех, кто уже знаком с приемом наркотических средств. Сотрудники полиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию на прием запрещенных средства. Если подросток не хочет посещать наркологический диспансер и даже является лидером группы наркоманов, то в таком случае требуется принимать административные меры. Дополнительно нужно организовать консультирование по телефону. Своеобразным информационным мостом для людей становятся следующие службы:

  • Телефон поддержки для наркозависимых, работающий в круглосуточном режиме. На линии работают специалисты в области химической зависимости.
  • «Горячая линия». Цель этой службы заключается в информировании населения по вопросам наркомании и алкоголизма, предоставлении сведений о реабилитационных, лечебных учреждениях.
  • «Телефон доверия». Эта служба отличается от телефона поддержки тем, что тут отвечают на вопросы и дают рекомендации профессиональные психологи.

Направления профилактики

Без комплекса профилактических мероприятий среди молодых (особенно несовершеннолетних) лиц количество наркоманов будет только расти – это скажется на росте уровня преступности. Особенно важным является выявление лиц, которые уже пристрастились к наркотическим средствам, чтобы заболевание не усугубило их положение. Наркозависимые нередко становятся полностью потерянными для общества. Выделяют несколько видов профилактических работ, проводимых в основном с молодым поколением:

  • Общая. Эту разновидность считают самой массовой, и с ее помощью решается сразу несколько задач профилактики употребления наркотических средств. Для этой цели используется информационная пропаганда, включающая в себя донесение до населения методов, которые законодательная власть использует в борьбе с наркозависимостью и наркотическими средствами, информации о рисках при их употреблении, стимулированию молодежи к обращению в специальные службы помощи. Помимо этого, используется способ развития навыков у подростков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни и при преодолении сложных ситуаций.
  • Выборочная. Этот вид работ направлен на тех представителей молодежи, которых считают «трудными» детьми. Они уже показывают свои поведенческие навыки и нередко оказывались в сложных ситуациях. Причина повышенного внимания к этой категории обуславливается тем, что приобщение к употреблению наркотиков часто встречается у таких молодых людей.
  • Симптоматическая. Профилактические меры этого вида направлены на лиц с опытом употребления наркотических средств, но которые еще не приобрели статус наркоманов. В социальном поведении они выделяются равнодушием к родителям, сужением круга своих интересов и тем, что были замечены в наркотических или алкогольных эксцессах.
  • В отношении инъекционных наркоманов (использующих уколы). Лица, являющиеся потребителями инъекционных наркотиков, редко попадают в сферу внимания органов здравоохранения. Опасность их состоит и в том, что они нередко становятся переносчиками разных заболеваний, например, гепатита С, СПИДА, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем.
  • Реабилитация. В отношении лиц, прошедших курс специального лечения, применяются реабилитационные методы, основанные на мотивации к здоровой жизни и помощи в профилактике срывов.

Виды

Профилактика употребления наркотиков является серьезным занятием, которое должно масштабно проводиться в школах и других учебных заведениях. Педагоги, социальные работники и психологи могут использовать всевозможные методы, которые направлены на то, чтобы отбить у людей юного возраста интерес и тягу к наркотикам. Особое значение имеют родители, которые должны дать правильное воспитание свои детям, т.е. направить их в нужное русло. В терминологии ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяют несколько видов профилактики:

  • первичная;
  • вторичная;
  • третичная.

Первичная

Задача первичной профилактики заключается в предупреждении употребления наркотических средств. Молодежь при доступной информации и нужном подходе может сформировать свое мнение о наркомании. При этом выделяют четыре направления:

  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • активная воспитательная работа, проводимая среди подростков, молодежи;
  • административно-законодательные меры;
  • общественная борьба, направленная на искоренение распространения, употребления наркотиков.

Вторичная

Этот вид профилактики направлен на раннее выявление всех тех лиц, которые употребляли психоактивные средства. Кроме того, сюда же относится и их лечение, предупреждение рецидивов, проведение поддерживающей терапии. При этом предрасположенность к наркомании можно определить с помощью целого ряда патохарактерологических особенностей личности. Особенную склонность к этому имеют подростки с истерическим, неустойчивым характером, терпимые к любым отклонениям от психических, социальных норм.

Третичная

Задача третичного комплекса профилактических мер состоит из социально-трудовой и медицинской реабилитации больных наркоманией. То есть следует восстановить здоровье людей, которые пострадали от этого заболевания, а затем помочь им снова приобщиться к обществу, труду. Важна поддержка родных и близких, особенно при личном контакте с ними.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

Представители наркологической службы должны проводить в школах и ВУЗах семинары по обучению педагогов простым приемам выявления разных видов опьянения, формированию у молодежи настороженности к этой проблеме. Нужны рассказы о реальных медицинских и социальных случаях наркомании, которые привели к тяжким последствиям. Очень убедительны сообщения о смертельных исходах, тяжелых отравлениях, ранах от употребления больших доз наркотических веществ. Нужно акцентировать внимание учащихся на пагубном влиянии наркотиков на интеллект, физическое развитие, потомство.

Лекции

Профилактика употребления наркотических средств в школе даст возможность уберечь ребенка от негативного влияния сверстников, которые уже страдают наркоманией. Лекции должны включать в себя подробную информацию о том, что такое наркомания, ее вреде, негативных последствиях и т.п. Педагоги должны воспитывать своих учеников так, чтоб они могли своими силами избавляться от проблем психологического рода и трудностей в жизни без употребления наркотических веществ. Соответствующие лекции и уроки помогут:

  • сформировать у молодежи ценности общечеловеческого типа;
  • привить подросткам навыки здорового времяпровождения;
  • сформировать навыки защиты психологического характера от возможного вовлечения в антисоциальное времяпровождение.

Лекции являются популярной профилактической методикой, приносящей пользу, в ходе которой учащиеся выслушивают интересные рассказы о наркотиках и их вреде. Педагоги описывают состояние, которое испытывает наркоман при очередной дозе. Ученики могут сконцентрировать на этом внимание, что повлечет за собой отрицательные последствия. В связи с этим беседу рекомендуется строить в дискуссионной форме. Дополнительно проводят открытые занятия, организовывают творческие проекты на данную тематику.

Проведение классного часа

В силах педагога – организовывать каждую неделю классные часы. На мероприятие можно пригласить сотрудников полиции, медиков. Специалисты выскажут учащимся компетентное мнение на тему наркомании. Один классный час принесет существенный эффект, при том что эта мера отнимет немного времени. При проведении классных часов используются средства наглядного характера: плакаты, макеты. Чтобы материал лучше закреплялся, эти пособия ребята должны изготавливать самостоятельно. Дополнительно демонстрируются документальные ролики о вреде наркомании.

Работа с родителями

Чтобы эффект от работы со школьниками был максимальным, педагоги проводят беседы с родителями. Многие отцы и матери рассматривают наркоманию в качестве проблемы, которая не коснется их школьника. Некоторые родители считают школу рассадником наркотической заразы – данное мнение небезосновательно. При этом не все взрослые имеют необходимые знания по этой специфической тематике, из-за чего они не проводят с ребенком беседы воспитательного характера.

Педагогам важно проводить беседы с родителями учащихся, объясняя им то, как общаться с детьми и какие ценности нужно прививать им. Направления этой деятельность следующие:

  • создание благополучной среды, где присутствует нетерпимость к вредным привычкам;
  • формирование активного семейного отношения к пропаганде наркотических средств;
  • предупредительные меры по недопущению пристрастия учащегося к этим веществам.

Педагоги и школьные психологи при работе с родителями должны рассказать им о тех особенностях психологии, которые присутствуют у молодежи, а также объяснить, как действовать во время семейных ссор. Нередко конфликты в семье становятся причиной употребления наркотических средств ребенком. Взаимодействие с родителями организовывают специалисты по воспитательной работе, классные руководители, психологи – у каждого работника собственные задачи. Руководство школы координирует и контролирует такую антинаркотическую пропаганду.

Видео

Профилактические мероприятия проводятся не зависимо от наличия заболеваемости с целью предотвращения формирования эпидемических вариантов возбудителя. По направленности действия выделяют следующие группы мероприятий (рис. 9).

    Мероприятия, направленные на источник инфекции: при антропонозах (источник инфекции – человек) – выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней; при зоонозах (источник инфекции – животное) – ветеринарно-санитарные мероприятия, профилактическая дератизация.

    Мероприятия, направленные на механизм передачи: санитарно-гигиенические мероприятия; профилактическая дезинфекция; профилактическая дезинсекция.

    Мероприятия, направленные на восприимчивость организма человека: плановая иммунопрофилактика; имунокоррекция.

    Общие мероприятия: лабораторные исследования; гигиеническое воспитание населения.

Рис. 9. Группировка профилактических мероприятий

Мероприятия, направленные на источник инфекции

При антропонозах наибольшее значение имеют мероприятия по выявлению источников инфекции. Выявление инфекционных больных и бессимптомных носителей возбудителей инфекционных болезней - должно быть активным, полным и своевременным.

Активное выявление источников большинства возбудителей инфекции осуществляется среди отдельных групп населения. Показаниями к проведению такой работы являются особенно высокая потенциальная опасность определенных категорий населения для распространения инфекции или высокий риск заражения их самих. К этим группам относятся взрослые некоторых профессий и дети, посещающие детские дошкольные учреждения или воспитывающиеся в организованных коллективах.

Активное выявление скрытых источников инфекции осуществляется в два этапа.

Активное выявление больных выполняется педиатром при допуске ребенка в организованный коллектив впервые или после его отсутствия в коллективе в течение 3 и более дней. В этом случае врач должен убедиться в том, что ребенок здоров и не был в контакте с инфекционными больными. Профилактические осмотры при приеме на работу и в процессе трудовой деятельности лиц, подлежащих предварительным и периодическим медосмотрам, осуществляются врачами-терапевтами в соответствии с инструктивными документами. Например, «пищевики» и лица, к ним приравненные (работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания, торговли пищевыми продуктами, работники детских и лечебно-профилактических учреждений, школ, школ-интернатов, оздоровительных и спортивных учреждений для взрослых и детей, лица, обслуживающие водопроводные сооружения, работающие на предприятиях бытового обслуживания населения, на всех видах транспорта, связанные с непосредственным обслуживанием пассажиров), при приеме на работу подвергаются медицинскому осмотру, рентгенологическому обследованию, лабораторному обследованию на наличие возбудителей кишечных инфекций, стафилококков, яиц гельминтов. Медицинские работники, постоянно имеющие контакт с кровью, должны периодически обследоваться на носительство возбудителей вирусных гепатитов В и С .

Активное выявление больных туберкулезом организуется среди всего населения противотуберкулезной и санитарно-эпидемиологической службами, а реализуется медицинскими работниками амбулаторно-поликлинических учреждений посредством флюорографических обследований взрослого населения и аллергологических обследований детей и подростков. Целью лабораторных обследований лиц, общавшихся с источником инфекции в эпидемическом очаге, а также подворных и поквартирных обходов во время подъема заболеваемости определенной инфекцией на территории обслуживания служит активное выявление больных с субклиническими и бессимптомными формами и носителей.

Пассивное выявление источников инфекции осуществляется непосредственно при обращении пациента за медицинской помощью.

Выявление инфекционных больных в повседневной работе возлагается на участковую медицинскую службу. Участковый терапевт и участковый педиатр в работе по выявлению инфекционных больных опираются на клинические признаки заболевания, эпидемиологические данные и на результаты лабораторных обследований больных с подозрением на инфекцию. В необходимых случаях участковый персонал может получить консультации по диагностическим и другим вопросам инфекционной патологии в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Инфекционные больные, являясь источниками инфекции, представляют опасность для лиц, с которыми они общаются, поэтому должны обслуживаться участковыми врачами на дому.

В тех случаях, когда источниками инфекции являются сельскохозяйственные или домашние животные, ветеринарно-санитарные мероприятия по ограничению их эпидемической значимости проводятся соответствующей службой. Если источниками инфекции служат грызуны, то проводятся мероприятия по их уничтожению (дератизация). Дератизационные мероприятия (организационные, методические, контрольные) проводятся отделами профилактической дезинфекции территориальных ЦГЭ.

К ветеринарно-санитарным мероприятиям относятся выявление, изоляция или уничтожение больных животных, иммунопрофилактика, ветеринарно-санитарный надзор за животноводческими хозяйствами, предприятиями по убою скота, переработке продуктов животноводства и др. При некоторых зоонозах на территории очага, а также в хозяйствах, на предприятиях и в населенных пунктах, территориально связанных с очагом, решением местных органов власти устанавливается ветеринарный карантин.

Дератизация – это комплекс мероприятий по борьбе с грызунами, являющимися источниками инфекции или наносящими экономический ущерб. Дератизационные мероприятия подразделяются на профилактические и истребительные.

Профилактические мероприятия в системе дератизации направлены на лишение грызунов корма, пространства и условий для гнездования. Это достигается путем проведения санитарно-гигиенических мероприятий и использования санитарно-технических средств.

Истребительные мероприятия проводятся на основе биологического, физического и химического методов.

Биологический метод борьбы с грызунами является первым, наиболее древним и состоит в использовании естественных врагов грызунов: кошек, собак, хорьков.

Физический метод целесообразно использовать при проведении борьбы с грызунами на небольших объектах. Для этих целей применяются механический (ловушки, капканы, живоловки, мышеловки), электрический и акустический (ультразвуковые установки) способы.

Химический метод предполагает использование веществ, ядовитых для грызунов, – ратицидов. Основными ратицидами являются фосфид цинка, зоокумарин, ратиндан. В составе химического метода борьбы можно выделить следующие способы: использование ядов легочного пути поступления (газация); использование ядов кишечного пути поступления (приманочный и бесприманочный приемы).


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди