13.10.2019

Программа по воспитательной работе гражданско патриотического воспитания. Программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей «Мы-патриоты! План реализации программы «Мы – россияне!»


Рабочая программа дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы вместе!» для уч-ся 1-5 кл.

Пояснительная записка.
В настоящее время государство называет гражданско-патриотическое воспитание приоритетным направлением в деятельности общества. Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения. Оно способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитание любви к России и к своей малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Младший школьный возраст является фундаментом для общего развития ребенка, в том числе и для гражданско-патриотического воспитания.
Предлагаемая программа «Мы вместе!» направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойными гражданами своего государства.
Реализация программы рассчитана на учебный год.
Программа определяет содержание, основные цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у детей младшего школьного возраста.
Рабочая программа дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы вместе!» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», локальными правовыми актами, Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ; Уставом ГКОУ «Котовская школа-интернат и на основе дополнительных программ по гражданско-патриотическому воспитанию «Я - гражданин России» авторы: Сигаева И.А., Черногорова С.В., Лаврова Е.Н.; «Я рожден в России»

Программа ориентирована на младшую возрастную группу детей: 1-5 класс.
Сроки реализации программы: 2016-2017 учебный год.
Цель программы: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому страны.
Задачи:
Ознакомление детей с символами государства (герб, гимн, флаг).
Углубление знаний воспитанников о Родине, своём крае, месте рождения.
Воспитание гражданского самосознания.
Обогащение знаний об историческом прошлом страны.
Формирование черт характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином своей страны.

Формы и методы:
мероприятия, посвященные важным историческим событиям; деловые игры; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, трудовые дела;
метод беседы, коллективные творческие дела, просмотр видеофильмов и т.д.

Продолжительность занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 25 минут.

Принципы реализации программы:
Доступность изложения материала.
Последовательность и систематичность.
Наглядность.
Вариативность.

Основные направления по реализации программы:
Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию.

Ожидаемые результаты:
Реализация данной программы позволит формировать:
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России;
- уважительное отношение к памятникам архитектуры и культуры;
- бережное отношение к родной природе;
- активную жизненную позицию;
- интерес к познаниям;
- бережное отношение к результатам труда;
- осознание значимости труда;
- уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Содержание программы:
В содержании программы выделяются 4 направления:
1 направление " Растим патриота и гражданина России".
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
-воспитать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
-сформировать культуру проявления гражданской позиции;
-сформировать у детей систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
2 направление «Мой край родной».
Цель: воспитание у детей любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
-изучить историю родного края;
-сформировать экологическое поведение;
-воспитать у детей младшего школьного возраста позицию «Я – гражданин России!»
3 направление «Связь поколений».
Цель: осознание детьми ценности, причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Задачи:
-воспитать гордость за свою Родину, народных героев;
-сохранить историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
-способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
4 направление «Я и моя семья».
Цель: осознание детьми семьи, как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
-воспитать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
№ Тема занятия Кол-во часов Дата проведения
1 Беседа «Поведение в общественных местах» 1 07.09.2016
2 «Моя семья» (круглый стол) 1 14.09.2016
3 «Настроение» (беседа с элементами игры) 1 21.09.2016
4 «Все люди разные, но права у них одинаковые» 1 28.09.2016
5 Игра-путешествие «Спешите делать добро!» 1 05.10.2016
6 «Знакомство с государственными символами России (герб, флаг, гимн)» 1 12.10.2016
7 Праздник урожая в кафе «Осеннее» (развлекательное мероприятие) 1 19.10.2016
8 Посещение спортивных объектов города 1 26.10.2016
9 «Праздник загадок» (развлекательное мероприятие) 1 09.11.2016
10 «Я люблю, ты любишь, мы любим» (беседа) 1 16.11.2016
11 Город, в котором я живу (игра-путешествие) 1 23.11.2016
12 Посещение Городского Музея 1 30.11.2016
13 «Как не стать жертвой преступления» (беседа) 1 07.12.2016
14 «Мы крутим глобус» (викторина) 1 14.12.2016
15 «Здравствуй, Зимушка-Зима!» (конкурс чтецов) 1 21.12.2016
16 «Как украсить дом к Новому году?» (час творчества) 1 28.12.2016
17 «Дружба начинается с улыбки» 1 11.01.2017
18 «Зачем человеку семья?» (час размышлений) 1 18.01.2017
19 «Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие) 1 25.01.2017
20 «Книги – спасибо за то, что вы есть!» (посещение детской городской библиотеки) 1 01.02.2017
21 Конвенция о правах ребенка 1 08.02.2017
22 «Добрые слова о моей игрушке» (час общении) 1 15.02.2017
23 «Правда и Ложь» (познавательно-воспитательная беседа) 1 01.03.2017
24 Читательская конференция «Будь человеком!»(по произвед.С.Михалкова) 1 15.03.2017
25 «В гостях у Мойдодыра» (занятие, посвященное Дню Земли) 1 22.03.2017
26 «Береги родную природу!» (конкурс рисунков) 1 05.04.2017
27 «Гражданство» 1 12.04.2017
28 «Нам космос покоряется» (викторина) 1 19.04.2017
29 «Путешествие в страну Витаминию» (игровая программа) 1 26.04.2017
30 Памятники культуры и архитектуры г. Волгограда (фотоматериал) 1 03.05.2017
31 «Никто не забыт, ничто не забыто» 1 10.05.2017
32 Путешествие по экологическому букварю. 1 17.05.2017
33 «Наша Родина – Россия» 1 24.05.2017
Всего: 33

Методическое обеспечение:
Необходимыми условиями для реализации программы является:
- занятия познавательного характера по гражданско-патриотическому направлению (беседы, часы общения, викторины, экскурсии и т.д.);
- наличие достаточной материальной базы (методическая и художественная литература, наглядные пособия, стилизованные уголки и т.д.);
- взаимосвязь с внешними организациями (музеи, спортивные объекты, городская детская библиотека и т.д.).

Список используемой литературы.
1. Аверина Н.В. Патриотизм – основа духовного возрождения России //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С. 5 – 7.
2. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения–российский путь развития//Воспитание школьников–2002-№7
3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн./Сост. Т.В.Шепелева. -Волгоград:Учитель,2005.-70с.
4. Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003,240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
5. Классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, Е.Н. Стапанова. Вып. 3. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
6. Родина - это часть тебя, а ты - часть ее//Воспитание школьников – 2005-№5
7. Соломыкина Н.Я., Веселова Т.К., Киселева М.В. Воспитание гражданско-патриотических чувств у дошкольников, как часть духовного воспитания личности //Духовность. Патриотизм. Культура: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Санкт – Петербург, март- август 2011 года) / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова, С.В. Барышниковой. – СПб., 2011. – С. 74 – 80.
8. Учебное издание «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. , Тишков В.А.

«Утверждаю»

Директор МАОУ Видновской СОШ № 9

________________________Г.Х. Константинова

«____13___»_____января_____2014 г.

Программа

гражданско-патриотического воспитания

на 2014 - 2018 годы

Программу разработали:

Константинова Г.Х., директор

Морозова С.Н., зам. директора по ВР

1. Паспорт программы

Разделы паспорта программы

1. Название программы

Программа патриотического воспитания Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Видновской средней общеобразовательной школы № 9 Ленинского района Московской области

«Воспитание патриота Отечества»

на 2014 - 2018 годы

2. Сроки реализации

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

    изучить нормативную базу, подзаконные акты.

    разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

    проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

    подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Наследники Победы»

Задачи:

    отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

    расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивных школ района;

    вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

    проводить мониторинг реализации программы;

    принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы;

Задачи:

    обобщить результаты работы учреждения;

    провести коррекцию затруднений в реализации программы;

  • спланировать работу на следующий период.

3. Основание для создания программы

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 г»;
  • Программа развития МАОУ СОШ № 9;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России»;

    Паспорт программы

    Пояснительная записка

    Целевой блок

    Механизм реализации программы

    Диагностика эффективности содержания деятельности

    Оценка эффективности реализации программы. Прогнозирующий результат

    Список литературы

5. Заказчик программы

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №9

    Родители учащихся МАОУ СОШ №9

6. Аннотация программы

Программа гражданско - патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» на 2014 - 2018 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.

Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.

В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

7. Предполагаемый результат

Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:

    в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;

    в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    в социальной - способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

2. Пояснительная записка

Программа гражданско – патриотического воспитания «Воспитание патриота Отечества» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015г.», районной целевой программы.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении СОШ № 9 и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.

Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну. Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

3. Целевой блок

Цель программы:

создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан России, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Задачи программы:

    формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

    развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

    создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

    развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

    формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;

    физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни

    методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания

    активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию

    воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.

В начальном общем образовании педагогический коллектив начальной школы призван:

    заложить основные моральные ценности, нормы поведения;

    воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к семье к своему родному дому;

    помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;

    сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;

В основном общем образовании, представляющим собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:

    продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;

    воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;

    заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;

    создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.

Воспитание на среднем общем образовании обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом полной средней школы следующих задач:

    воспитывать чувство верности своему Отечеству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

    продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

    сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

    обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.

Принципы:

    системно - организованный подход ; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;

    адресный подход ; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;

    подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

    универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества

    учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.

4. Механизм реализации программы

4. 1. Система программных мероприятий

Совершенствование нормативной правовой базы:

    разработка и реализация плана мероприятий по программе «Воспитание патриота Отечества»;

    создание школьного патриотического отряда «Гром»;

    разработка положений о смотрах и конкурсах.

Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:

изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.

Педагогические технологии:

    Проектно – исследовательская деятельность

    Коллективно - творческое дело

    Деятельностный подход в воспитании

    Педагогика сотрудничества

    Технология проблемного обучения

Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы

Совершенствование процесса патриотического воспитания

Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:

    продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях;

    определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;

    совершенствование содержания патриотического воспитания;

    развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

    усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;

    воспитание гордости за Российское государство, родной край;

    увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;

    воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;

    обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления района в работе по патриотическому воспитанию;

    повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;

    совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в районе;

Основные направления работы

Учебная деятельность

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.

Работа над понятиями начинается в младших классах, а затем продолжается в курсах истории России и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.

Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.

На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.

В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров. На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.

На уроках учащиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым.

В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов изучаются следующие темы:

    Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;

    Вооруженные Силы России;

    Боевые традиции Вооруженных Сил страны;

    Символы воинской чести;

    Основы военной службы;

    Военнослужащий - защитник своего Отечества.

Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с учащимися, юношами 10 классов, по основам военной службы.

Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.

Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.

Внеурочная деятельность

Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.

Формы внеурочной деятельности:

    тематические классные часы;

    встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

    посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;

    встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы;

    интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;

    конкурсы, викторины, конференции по данной теме;

    празднование Дней воинской славы;

    тимуровская работа;

    уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;

    митинги, литературно-музыкальные представления, концерты

к знаменательным датам;

    участие в работе школьного музея;

    предметные недели;

    месячник по военно-патриотическому воспитанию;

    показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;

    физкультурно-оздоровительные соревнования;

    поисковые операции;

    походы и экскурсии по родному краю.

Внеклассная деятельность

Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.

Организация воспитательной работы

Работа с родителями

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы

Формы работы:

    составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;

    спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;

    сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;

    « Загляните в семейный альбом»;

    встречи за круглым столом « Как молоды мы были…»;

    родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;

    конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;

    проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

    встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».

Программа включает в себя следующие направления:

Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;

2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;

3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

Цель: воспитание у учащихся любви к родному городу как к своей малой Родине.

Задачи:

1. Изучать историю родного края;

2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин »;

3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Подмосковья, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев;

2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;

3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

4. Совершенствование системы воспитательной работы в классах.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;

2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;

3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

    Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

    Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

    Участие в тематических конкурсах, выставках.

    Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Взаимодействие школьных общественных структур

в рамках программы

Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы

Информационное обеспечение в области патриотического воспитания:

Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:

    создание условий для более широкого участия средств массовой информации ученического самоуправления (школьная газета «Девяточка») в пропаганде патриотизма;

    поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;

    расширение информационного пространства через школьный сайт

Совершенствование материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности:

Системой мер по совершенствованию материально-технической базы учреждений, занимающихся работой патриотической направленности предусматривается:

    развитие материально-технической базы школьного музея;

    обновление и пополнение экспозиций и экспонатов школьного музея.

4. 2. Содержание управления системой патриотического воспитания

в школе:

    анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в школе с учетом тенденций общественного развития;

    определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;

    научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;

    мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания;

    своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;

    научная организация труда классных руководителей и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.

4. 3. Поэтапное содержание реализации программы

Деятельность по созданию

системы патриотического воспитания

Участники

деятельности

I этап (проектный)

1. Создание и программирование работы творческой группы

администрация, педагоги, учащиеся

2. Обсуждение и утверждение программы на педагогическом совете

администрация, педагоги

3. Изучение научно-методической литературы

администрация, учителя

январь - май

4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса

администрация

5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания

администрация

6. Проектирование модели личности выпускника

7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»

администрация, кл. руководители

8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию школьников

администрация

август – сентябрь

II этап (практический)

1. Создание мониторинга развития личности

администрация, учителя

2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности школьника

администрация, педагоги

3. Ежегодное исследование эффективности программы

Замдиректора по ВР

4. Проведение на базе школы праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей

администрация, учителя, учащиеся

5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию школьников

администрация, руководители МО

6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся

администрация, учителя

2015 г., 2017 г.

7. Внедрение программы «Воспитание патриота Отечества»

администрация, кл. руководители

8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках школы № 9, бойцах «горячих точек»

администрация, кл. руководители,

учащиеся

9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:

    экскурсии по родному краю и городам России;

    фестиваль гражданско-патриотической песни;

    выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами детей»; «Война глазами детей» и др.

    праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»

    игра «Зарница» и др.

администрация, кл. руководители

III этап (аналитический)

1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения школьников.

администрация, учителя

2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания

администрация, руководители МО, учителя

3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы

администрация, учителя

4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития ОУ

администрация

5. Характеристика основных ресурсов реализации программы

Интеллектуальные:

Учитель школы – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе, курирует работу патриотического отряда «Гром», тимуровскую и поисковую работу, деятельность школьного издательства «Девяточка».

Соисполнители программы:

    педагоги-организаторы школы;

    социальный педагог, курирует работу по организации встреч с интересными людьми;

    педагогический коллектив школы;

    ветераны Великой Отечественной войны и труда;

    родители.

Технические:

Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:

    учебные кабинеты,

    компьютерные классы,

    библиотека,

    2 спортивных зала,

    спортивная площадка,

    специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;

    компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийные проекторы;

    Интернет;

    электронная почта.

Информационно-аналитические:

    организация выставок по проблемам патриотического воспитания в школьной библиотеке;

    оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;

    организация информационных стендов;

    издание школьной газеты «Девяточка».

6. Диагностика эффективности содержания деятельности

    наличие плана воспитательной работы по данному направлению;

    система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);

    участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;

    объективные статистические показатели:

    • участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных, краевых конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию

7. Оценка эффективности реализации программы.

Прогнозирующий результат

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

    сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;

    формирование позиций гражданина-патриота России;

    стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;

    готовности к защите Отечества;

    гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

    «тимуровцы» (численность, количество детей, ветеранов);

    патриотический отряд «Гром»;

    музей школы;

    волонтерское движение (численность учащихся);

    историко-патриотические стенды и выставки;

    выступления и беседы на патриотическую тему;

    участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами;

    шефство за памятниками и захоронениями участников войны;

    проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;

    организация военно-спортивных игр и туристско-краеведческих

    оформление школьных газет, информационных бюллетеней патриотической направленности.

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

8. Список литературы

    Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.

    Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.

    Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1

    Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мероприятия

МАОУ СОШ№9

по реализации программы гражданско - патриотического воспитания «Воспитание Патриота Отечества»

на 2014 – 2018 годы

Название мероприятий

исполнения

ответственные

Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в урочное время

Проведение уроков в библиотеке школы, в районной библиотеке, школьном и районных музеях

ежегодно

Библиотекарь, учитель истории, кл. руководители

Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы и ИЗО по патриотической тематике

ежегодно

Учителя истории, литературы, ИЗО

Предметные недели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры

ежегодно

Учителя истории, литературы, ОБЖ, физкультуры

Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение

ежегодно

Учителя истории, литературы

Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников

Проведение массовых школьных мероприятий

Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам

ежегодно

Учитель истории

Организация встреч школьников с бывшими военнослужащими

ежегодно

Кл. руководители

Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»

ежегодно

Заместитель директора по ВР, учителя истории

Проведение смотров песни и строя

ежегодно

Учителя физкультуры

Привлечение родителей к проведению общешкольных мероприятий

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Проведение операции «Забота»:

    поздравление ветеранов войны и труда;

    тимуровская работа.

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Встреча с ветеранами войны и героями тыла

ежегодно

Заместитель директора по ВР, совет ветеранов

Участие в районной игре «Зарница»

ежегодно

Кл. руководители, учителя физкультуры

Акции памяти

ежегодно

Совет старшеклассников

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы.

ежегодно

Классные руководители

Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность

Участие в районной спартакиаде допризывной молодежи

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

Проведение Дня здоровья

ежегодно

Учителя физкультуры, ОБЖ

Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу

ежегодно

Учитель физкультуры

Проведение первенства по легкой атлетике

ежегодно

Учитель физкультуры

Участие в районных соревнованиях

ежегодно

Учитель физкультуры

Краеведение

Мероприятия, посвященные дню города, освобождению Подмосковья

Сентябрь-декабрь

Заместитель директора по ВР

Проведение тематических классных часов «Почетные граждане района»

ежегодно

Классные руководители

Встречи с интересными людьми

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной»

ежегодно

Учителя русского языка и литературы

Организация походов по родному краю

ежегодно

Классные руководители

Создание альбомов о родном крае

ежегодно

Классные руководители

Методическое обеспечение

Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Создание СD – и аудифонда

ежегодно

Учителя информатики

Организация подписки на периодические издания

ежегодно

Библиотекарь

Разработка сценариев традиционных школьных праздников

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Разработка положений о различных спортивных соревнованиях

ежегодно

Заместитель директора по ВР

Освещение опыта работы школы в средствах массовой информации

ежегодно

Редактор школьной газеты

Освещение итогов мероприятий в наглядной агитации

ежегодно

Ответственные за мероприятие

Подведение итогов

Заместитель директора по ВР

Программа

гражданско-патриотического

воспитания младших школьников

«Мы – россияне!»

Учитель начальных классов,

классный руководитель

МКОУ С(К)ОШИ №7 VIII вида г.Олёкминск.

Ипатьева Татьяна Петровна

Программа

гражданско-патриотического

воспитания школьников «Мы – россияне!»

Родина - слова не знаю чудесней

В ней - наши сказки и славные были,

Дедов далекие грустные песни,

Те, что и мы до сих пор не забыли.

Родина - это земля у порога,

Где ты впервые узнал свое имя.

Родина - это большая дорога.

Та, по которой пойдешь ты с другими.

Пояснительная записка

В «Концепции модернизации российского образования...» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Значимость изучения системы гражданско-патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина и патриота страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Сегодня, когда современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации, возникает много проблем, которые болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения.

Анкетирование, тестирование учащихся, анализ детских рассказов и рисунков показал, что у некоторой части детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Проведенная работа по изучению семей учащихся показала – современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.

А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).

Воспитательная программа «Мы – россияне!» призвана систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной и внеклассной работе. Название программы не случайное, а обоснованное. Росток - символ развития и изменения, равно так же, как растущий ребенок - гражданин-патриот, который изменяется и совершенствуется год от года.

Цель программы : создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

    отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;

    организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;

    формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

    воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

    утверждать в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

    развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

    демонстрировать детям значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Продолжительность реализации (внедрения) программы - 3 года

Участники программы - ученики 4-7 классов.

Частота мероприятий -2 раза в месяц.

Правовой базой для составления программы являются:

    Конвенция ООН о правах ребенка;

    Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”;

    Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30- 51 -131/ 16);

Программа включает в себя следующие направления :

Направление

Прогнозируемый результат

Историко-краеведческое

    осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней,

    формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

Увлечение краеведением основано на поисково-исследовательской деятельности.

Экскурсионно-туристическое

    воспитание потребности в изучении истории родного края, села, региона.

Физкультурно-оздоровительное

    воспитание у детей бережного отношения к собственному здоровью, развитие морально волевых качеств, выносливости, дисциплинированности.

Экологическое

    воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, а также охрана и изучении природы родного края.

Трудовое

    воспитание выступает как составная часть патриотического и ориентировано на привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке дома, в школе, выполнение принятых в обществе трудовых норм.

Литературно-музыкальное

    привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучении произведений и творчества местных поэтов и писателей, формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания. (Инсценированное проведение народных праздников, развлекательно-познавательных игр).

Семейное

    утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений;

    соединение воспитательного потенциала семьи школы, изучение родословной, истории семьи;

    активное участие родителей в жизни класса, школы;

    повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

Гражданско-патриотическое

    поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу.

Форма работы с детьми:

    беседы, классные часы, внеклассные мероприятия;

    проведение праздников;

    просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;

    экскурсии;

    детская благотворительность;

    организация выставок творческих работ детей;

Формы работы с родителями:

    родительские собрания;

    анкетирование и тестирование родителей;

    проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы);

    наглядные средства: информационный стенд для родителей, литература;

План реализации программы «Мы – россияне!»

Первый год

Направления

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Историко-краеведческое

Учитель, родители, библиотекарь

Экскурсионно-туристическое

«Так жили наши предки»

Экскурсия в школьный музей

Сентябрь

Кл. руководитель, уч-ся

Семейное

«Семейные традиции» (традиции режима дня, познавательные традиции, оздоровительные традиции, праздничные традиции)

Классный час

Кл. руководитель, родители, бабушки, дедушки.

Экологическое

«На балу у Осени»

Кл. руководитель, вожатый.

Семейное

«Наша история в семейном альбоме»

Выставка фотографий

Кл. руководитель, родители.

Литературно-музыкальное

«Славим руки матери»

Кл. руководитель.

Семейное

«Семейные династии»

Кл. руководитель.

Трудовое

«Большие дела маленьких рук»

Операция

Кл. руководитель, родители.

Литературно-музыкальное

Фольклорный праздник «Святки на Кубани»

Кл. руководитель.

Физкультурно-оздоровитель

«И мы защитники Отечества»

Спортивный конкурс

Кл. руководитель, девочки.

Историко-краеведческое

«Земляки – герои станицы Успенской. Герой Советского Союза В. И. Литвинов»

Классный час

Кл. руководитель.

Литературно-музыкальное

«Путешествие в страну Вежливости и Доброты».

Инсценированный классный час

Кл. руководитель.

Семейное

«Милым, нежным и любимым…»

Праздник для мам, бабушек

Кл. руководитель, мальчики.

Экскурсионно-туристическое

«Ратные и трудовые подвиги моих земляков»

Экскурсия в школьный музей

Учитель истории, кл. руководитель.

Физкультурно-оздоровитель

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Спортивные соревнования на природе

Кл. руководитель, учитель физкультуры.

Историко-краеведческое

«Ими гордится наша станица»

Встреча с ветераном Великой Отечественной войны Шуваловым А. А.

Кл. руководитель.

Гражданско-патриотическое

«Вечный огонь»

Выставка творческих работ учащихся

Кл. руководитель.

Экологическое

«Посади дерево»

Экологическая акция

Кл. руководитель.

Второй год

Направления

Наименование мероприятия

Форма проведения

Ответственные

Историко-краеведческое

Урок гражданственности и патриотизма

Сентябрь

Кл. руководитель, родители

Историко-краеведческое

«История моей школы.» (Встреча с ветераном Великой Отечественной войны

Ворсиной П. Н.)

Поисковая работа

Сентябрь

Кл. руководитель.

Семейное

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Кл. руководитель.

Историко-краеведческое

«История моей школы.» (Встреча с Бровкиной Л. И.)

Поисковая работа

Кл. руководитель.

Экскурсионно-туристическое

«Красота родного края»

Заочная экскурсия

Кл. руководитель.

Семейное

«Загляните в мамины глаза»

Кл. руководитель.

Гражданско-патриотическое

«История герба и флага России»

Познавательная беседа

Кл. руководитель.

Гражданско-патриотическое

«Посылка в детский дом»

Акция ко Дню инвалида

Кл. руководитель.

Семейное

«Ордена моего прадедушки»

Поисковая работа

Кл. руководитель.

Историко-краеведческое

«Именем героя»

Классный час,

посвященный

воинам –

интернацио-налистам

ст. Успенской

Кл. руководитель.

Гражданско-патриотическое

«С праздником, солдат!»

Поздравления на дому ветерана Великой Отечественной войны Сафонова П. Н.

Кл. руководитель.

Семейное

«А ну-ка, бабушки!»

Кл. руководитель, родители.

Экологическое

«Мы дети твои, Земля»

Экологический праздник

Кл. руководитель.

Экологическое

«Птицы – наши друзья»

Эко – викторина

Кл. руководитель.

Физкультурно-оздоровительное

«Наше здоровье»

Кл. руководитель.

Экологическое

«Любовь ко всему живому начинается с любви к домашним животным»

Выставка фотографий

Кл. руководитель, учащиеся.

Экскурсионно-туристическое

«Подвигу народа жить века»

Экскурсия на мемориал

Кл. руководитель, родители.

Трудовое

«Я – хозяин своей школы»

Акция по благоустройству и озеленению школьной территории

Кл. руководитель.

Семейное

«Моя семья – моя радость»

Конкурс творческих работ

Кл. руководитель, учащиеся.

Третий год

Направ-ления

Наименование мероприятия

Форма поведения

Ответственные

Историко-краеведческое

Урок гражданственности и патриотизма

Сентябрь

Кл. руководитель, родители.

Семейное

«О родных и близких людях с любовью. . . »

Час сердечного общения

Сентябрь

Кл. руководитель, родители.

Историко-краеведческое

«История школы в лицах и воспоминаниях»

Поисковая работа

Кл. руководитель.

Трудовое

«Пусть нашего труда частица родной станице пригодится»

Акция по благоустройству парка им. И. Щербакова

Кл. руководитель.

Экологическое

«Любите все, что Родиной зовем»

Классный час

Кл. руководитель.

Гражданско-патриотическое

«Государственные символы России»

Викторина

Кл. руководитель.

Семейное

«Моя семья в истории России»

Кл. руководитель, родители.

Экскурсионно-туристическое

«Листая прошлого страницы…»

Экскурсия в районный музей

Кл. руководитель, родители.

Экскурсионно-туристическое

«Под сенью храма»

Экскурсия в Свято – Успенский храм

Кл. руководитель.

Физкультурно-оздоровительное

«Мальчишки и девчонки, а также их родители»

Спортивный семейный праздник

Кл. руководитель, учитель физ-ры

Гражданско-патриотическое

«Ветеран живет рядом»

Кл. руководитель.

Историко-краеведческое

«История моей школы»

Творческий отчет

Кл. руководитель, учащиеся.

Информационное обеспечение программы

1. Литература

1.1. Литература для педагога

    Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

    Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

    Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

    Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

    Дереклеева Н. И.. Справочник классного руководителя (1-4 классы) – М.: «ВАКО», 2005.

    Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Ростов– на–Дону: изд. «Учитель», 2006.

    Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

    Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

    Педагогика «Орленка» в терминах и понятиях: Уч. пособие-словарь // Сост. Ковалева А.Г. Авт. кол-в Бойко Е.И., Ковалева А.Г., Панченко С.И., Романец И.В., Кузнецова А.М./ Науч. ред. М.А. Мазниченко. - М.: Собеседник, 2005.)

    Селевко Г. К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ Школьные технологии, 2005.

Тезаурус программы

Воспитание гражданское - формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Воспитание патриотическое - культивирование высших идей, связанных с общественными ценностями, существованием и защитой Родины, результатом которого является воспитание патриотизма.

Гражданин - человек, проживающий на территории какого-либо государства, пользующийся его защитой, имеющий права и обязанности перед государством.

Гражданственность - интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным; нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов стран.

Патриотизм - любовь к Родине, преданность Отечеству, забота о его процветании; чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, в гордости за свою страну и ее достижения.

Патриот - личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества.

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат №3»

города Магнитогорска

ПРОГРАММА

ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II IX КЛАССОВ

«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 5 ЛЕТ

воспитатель

МАГНИТОГОРСК 2007 годскоей членов семьи, готовы помочь старшим в работеением прощатьпа изменения в обществе, защищать свое человеческое право. е

Рецензия на программу гражданско-патриотического воспитания школьников «Я - гражданин России»

воспитатель

Формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, эстетических и гражданских качеств становится все более проблематичным в современном российском обществе. Поэтому программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я-гражданин России» призвана решить данную проблему.

Основные направления в системе патриотического воспитания

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Ø Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Ø Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Ø Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Ø Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Ø Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Ø Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Ø Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо проводить комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников.

Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы

Все вышеперечисленные аспекты нашли свое отражение в программе «Я – гражданин России». Данная программа – модифицированная, разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», государственной Программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2 годы», Уставом МС(К)ОУ «С(К)ОШИ №3» и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность общеобразовательного учреждения. За основу взяты идеи:

Ø авторов-составителей методического пособия и «Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права», издательство «Глобус» 2006 года;

Программа предназначена для учащихся со II по IX класс, рассчитана на трехлетний период обучения и подразумевает дифференцированный подход в процессе воспитания. Достижение цели невозможно без совместных усилий семьи, школы, общественных организаций, органов ученического самоуправления.

Уровни гражданско-патриотического воспитания

В гражданско-патриотической работе МС(К)ОУ «С(К)ОШИ№3» занята вся школа – учащиеся, учителя и родительская общественность. Каждый детский ученический коллектив участвует в общешкольных коллективных творческих делах гражданско-патриотической направленности и осуществляет шефство над ветеранами педагогического труда.

Ø уважение человеческого достоинства,

Ø милосердие, доброжелательность,

Ø способность к сопереживанию.

Мероприятия по реализации воспитательной программы

Название мероприятия

Форма

Игры на развитие произвольности психических процессов (внимания, памяти, воображения и т. д.)

Игра, упражнения

«Мой режим дня»

«Кто я? Какой я?»,

«Мое хобби»,

«Хочу и надо»

«Познай себя»

«Письмо самому себе»

Конкурс на лучшее письмо

«Мой сосед по парте»

Час откровенного разговора

«Наш портфель»

Игра-экспромт

Коллективная беседа

«Правила счастливого человека»

Психологический практикум

«Кем быть?» (профессиональное самоопределение)

«Что такое личность?»,

«Человек среди людей»

«Быть человеком»

Дискуссия

«Урок милосердия и доброты»

«Добро и зло»,

«Чью старость ты утешил?»

«Гайдарики» (помощь пожилым людям)

Акция милосердия

«Нам жизнь дана на добрые дела»

«Гигиена подростка»

«Берегите здоровье»,

«В здоровом теле – здоровый дух»

Беседа, лекции

«Курить или не курить – вот в чем вопрос»

Внеклассное мероприятие с элементами театрализованного представления

«Черные буквы» (о наркомании)

Тренинг, интеллектуальная игра

«Внимание! Наркомания!»

«Наркомания и здоровье»

Оформление стенда

«Наши профессиональные намерения»

Анкетирование

«Дороги, которые мы выбираем»

Беседы по профориентации

Ученик года

«Курить и пить – здоровью вредить»

Выставка рисунков

«Выход есть – живи без наркотиков»

День здоровья

Общешкольное мероприятие

II . «Я И СЕМЬЯ»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди