24.09.2019

Производство изделий из жидкого камня своими руками. Искусственный камень: самостоятельное изготовление и укладка. Развитие технологий – вариации на тему


Понятие жидкий камень объединяет в себе несколько видов современных отделочных материалов, которые производятся по сходной технологии. Внешне он напоминает натуральный природный камень.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 250 000 — 350 000 рублей
Актуально для городов с населением: от 300 тысяч
Ситуация в отрасли: сфера предложений свободна
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 4-7 месяцев

Жидким камнем обычно называют не полученный материал, а технологию, позволяющую производить облицовку любой поверхности. Зачастую этим способом покрывают ДСП, фанеру или МДФ. Жидкий камень получают, смешивая смолу общего назначения с прочими компонентами. Толщина облицовочного слоя изделия может быть от 3-4 мм до нескольких сантиметров.

Где используется?

Жидкий камень – это смесь химических компонентов, которая реагирует при контакте с водой или с раствором из гелькоута и наполнителя. В результате образуется жидкое, пластичное вещество, которое при затвердевании дает структуру, внешне напоминающую природный камень.

Тонкий слой искусственного камня создает эффект ламинирующего покрытия. Происходит химическая реакция, в результате которой жидкие компоненты смеси полимеризуются, трансформируясь в тонкий слой, схожий по строению с натуральным камнем – гранитом или мрамором. Чаще всего жидкий камень используют:

  • при производстве сантехнических изделий, в частности моек;
  • в облицовке стен и фасадов;
  • при изготовлении напольных покрытий;
  • при изготовлении ступенек для лестниц;
  • при отделке бассейнов;
  • при изготовлении различных изделий, используемых в интерьере, таких как подоконники и столешницы.

Жидкий камень применяется при создании внутреннего дизайна, так как он прекрасно декорирует самые сложные поверхности, изобилующие неровностями и углами. С его помощью можно создать идеальное покрытие на любой поверхности.

Как образуется слой?

Поверхностный декоративный слой формируется двумя основными способами:

  1. Прямой – подразумевает нанесение смеси непосредственно на подготовленную поверхность. Требуется выждать время, чтобы состав затвердел. Затем верхний слой поддают шлифовке и полировке.
  2. Обратный – наносят смесь для искусственного камня на подготовленную форму, в которую после этого вклеивают фанеру или ДСП.

Прямой способ обработки поверхности достаточно простой, но имеет свои недостатки:

  1. Жидкий камень своими руками по этой технологии производится очень долго.
  2. Требуются внушительные трудозатраты.
  3. Работать приходится в некомфортных условиях, ведь при шлифовке и полировке поверхности в атмосферу выделяется много пыли.
  4. Для нанесения состава подходит не любая поверхность. Она должна быть обязательно необработанной. Поэтому чаще всего используют фанеру и ДСП. Гладкую поверхность нельзя обрабатывать этим способом, так как покрытие к ней просто не пристанет. После затвердения масса отвалится от основы.

Универсальный обратный метод намного удобнее в использовании. Он позволяет наносить жидкий камень на поверхность намного быстрее. Но и у него есть недостатки. Для его применения потребуются специальные формы. Минусом является и то, что он не подходит для обработки поверхностей с большой площадью.

Пошагово технология нанесения слоя жидкого камня обратным способом выглядит так:

  1. В емкость заливают воду и засыпают смесь.
  2. Используя специальную насадку на дрель, состав перемешивают. Консистенция раствора, который получится, должна быть жидкой, а масса – пластичной.
  3. Наносят раствор на поверхность изделия и дают массе время для затвердения.
  4. Проводят аккуратную шлифовку, устраняя неровности.

В конце изделие полируют, чтобы появился блеск.

Зачастую при производстве жидкого камня в состав смеси добавляют гранитную или мраморную крошку, благодаря чему готовое изделие выглядит очень презентабельно и дорого.

Недостатки технологии

В настоящий момент существует более 200 расцветок искусственного камня. Однако по желанию клиента производитель может изготовить новый вариант. Сделать материал нужного цвета позволяют мельчайшие точки, размер которых равен не более 1,5-2 мм. При помощи точек такого размера невозможно создать многие фактуры, которые позволяет воспроизвести технология акрилового камня.

Известно, что ДСП не устойчиво к влаге. Так как толщина покрытия незначительна, и оно плохо защищает основу от внешних влияний, то со временем может происходить деформация изделия. Проблемы возникают также из-за того, что слой плохо прилегает к поверхности, образуя зазоры. В ходе эксплуатации изделия верхний слой может отставать от нее, появляются трещины, неровности и «пузыри».

Несмотря на множество недостатков, изделия из жидкого камня являются достаточно дорогими. Отчасти это объясняется малой распространенностью технологии его производства.

Преимущества материала

Жидкий камень имеет много достоинств. К таковым относятся:

  1. Эстетичность готовых изделий, солидный внешний вид.
  2. Легкость ремонта. При необходимости любой дефект быстро устраняется. Трещины можно замаскировать небольшим количеством смеси, из которой и был создан слой. Дополнительная полировка места, где был изъян, сделает его практически незаметным.
  3. Простота обслуживания. Изделия из этого материала легко мыть, так как поверхность лишена пор, и грязь в нее не забивается.
  4. Сравнительно небольшой вес, благодаря чему снижаются расходы на транспортировку и монтаж.
  5. Разнообразная цветовая гамма.
  6. Не выгорает на солнце, поэтому может использоваться во внешней отделке.
  7. Гигиеничность.
  8. Изделия из камня приятны на ощупь.
  9. Материал не токсичен и не обладает запахом.
  10. Отличная влагостойкость позволяет изготавливать из камня сантехнические изделия, например, раковины.
  11. Невосприимчивость к гниению и плесени.
  12. Высокая износоустойчивость.
  13. Стойкость к перепаду температур.

Жидкий камень под воздействием высокой температуры становится только тверже, чем выгодно отличается от акрилового. Поэтому если на каменную столешницу поставить горячую сковородку, то она не расплавится, а может лишь немного изменить цвет.

Изготовление столешницы с покрытием жидким камнем

Столешницы наиболее часто поддаются отделке искусственным камнем обратным способом. Поэтапно этот процесс выглядит так:

  1. Вырезают две заготовки нужной формы. В качестве материала обычно служит лист МДФ.
  2. Склеивают детали между собой.
  3. Делают вырезы на деталях, если это предусмотрено по эскизу.
  4. Склеенную деталь устанавливают на столе и делают кромку по контуру из полосок фанеры, пластика или ДСП. Материал крепится на термоклей при помощи пистолета.
  5. Извлекают деталь из формы и фрезеруют по кромке, убрав несколько миллиметров по контуру.
  6. Обрабатывают поверхность формы ваксой. Дают ей высохнуть в течение 10-15 минут.
  7. Наносят при помощи распылителя смесь из гелькоута и наполнителя.
  8. Полимеризация происходит в течение 30-45 минут.
  9. Армируют форму стеклотканью.
  10. Заготовку грунтуют смесью известкового шпата и смолы. Цвет грунта должен совпадать с оттенком наполнителя, для этого в него добавляют пигментные пасты.
  11. В подготовленную форму выкладывают изделие из ДСП или МДФ, сверху ставят грузы на 1-1,5 часа. Это необходимо для того, чтобы вышел лишний воздух.
  12. Снимают грузы, очищают изделие от остатков грунта и вновь ним же заливают.
  13. Дожидаются, пока состав полимеризируется, и затем снова очищают поверхность заготовки.
  14. Готовое изделие шлифуют, поддают фрезеровке и полировке.

Если планируется изготовить очень крупное изделие, например, большую столешницу, то придется отлить несколько деталей из жидкого камня и затем произвести их склеивание бесшовным способом.

Что нужно, чтобы наладить производство?

Изучить производство жидкого камня можно за несколько дней, но кроме знаний нужны ресурсы – помещение, оборудование, инструмент и материалы. Для этого необходим стартовый капитал не менее 650 тысяч рублей. Следует учесть расходы на аренду помещения, покупку оборудования и расходных материалов, транспорт, а также на рекламу.

Продумывая маркетинговый план будущего бизнеса, нужно позаботиться о рынках сбыта продукции. В качестве клиентов можно рассмотреть:

  • владельцев загородных домов;
  • рестораны, кафе, бары, ночные клубы;
  • производителей мебели для кухонь и ванных комнат;
  • салоны элитной сантехники.

Требования к помещению, в котором будет проходить производство жидкого камня следующие:

  1. Оно должно состоять из двух комнат, одна – для заливки материала в формы или напыления, а вторая – для окончательной полировки и шлифовки.
  2. Обязательно освещение, отопление и вентиляция.
  3. Комната должна хорошо проветриваться в виду того, что при производстве выполняется шлифовка и распыление химических веществ.
  4. Оптимальная температура в рабочем цеху – в пределах 20-23°С. Не допускается падение температуры ниже 18°С.
  5. Площадь двух цехов должна составлять не менее 40 м2.
  6. Необходима электрическая сеть с напряжением не менее 220-380 В.

Для производства изделий по технологии искусственного камня придется обзавестись инструментами и оборудованием:

  • рабочий стол;
  • компрессор;
  • орбитальная шлифовальная машина;
  • лобзик;
  • дрель;
  • дрель-миксер;
  • шуруповерт;
  • пистолет для напыления гелькоута;
  • клеевой термопистолет;
  • фрезер ручной.

Следует также закупить материалы, из которых будет изготавливаться смесь для искусственного камня:

  • ДСП или МДФ;
  • смола общего назначения;
  • гелькоут – смесь эпоксидной смолы с красителем;
  • пигментные пасты разных оттенков;
  • кальцит;
  • парафин;
  • наполнители;
  • отвердители;
  • ацетон;
  • пластилин;
  • стеклоткань.

На практике выходит, что производство жидкого камня полностью окупается уже через 6 месяцев. Но это что касается затрат на оборудование и сырье. Однако если предприниматель не планирует самостоятельно производить материалы для искусственного камня, а будет закупать готовые, то срок может сократиться до 2-3 месяцев. Учитывая то, что бизнес по производству жидкого камня в нашей стране еще недостаточно развит, можно быстро добиться не только полной окупаемости, но и хорошей прибыли.


Ведь способов применения этого материала существует не мало – он используется для отделки помещений, для надежных и прочных мебельных покрытий, для изготовления раковин, столешниц и т. д.

Одной из самых примечательных особенностей жидкого камня является дешевизна необходимого оборудования.

Для организации производства потребуются различные емкости и формы для материала, а также шлифовальные машины для обработки готовых поверхностей.

Примерная стоимость необходимого оборудования – 200 тыс. рублей с учетом мебели. Стоит учитывать, что шлифовальное оборудование использует расходные материалы.

Транспорт

Поскольку данное производство в большинстве случаев предполагает работу на заказ, к примеру, изготовление столешницы по мерке, потребуется транспорт для доставки готового изделия клиенту.

Технологи производства жидкого камня

Технология изготовления жидкого камня очень проста – сухая основа засыпается в емкость и заливается водой, перемешивается до образования пластичного вещества равномерной консистенции, после чего пластичное вещество наносится на поверхность или отливается.

Последним этапом является шлифовка – после застывания материала изделие тщательно шлифуется, и может быть даже отполировано до зеркального состояния.

Помещение

Большое помещение для организации производства жидкого камня не требуется – вполне достаточно 30-ти кв. метров .

Мощной электрической линии не требуется, достаточно стандартных 220В , но без доступа к холодной воде и канализации не обойтись. Особых требований по пожаробезопасности нет.

Подготовка помещения

В связи со спецификой производства помещение должно быть разделено на две комнаты : в одной будет изготовляться и наноситься на изделия раствор, в другой будет производиться шлифовка.


При этом важно позаботиться, чтобы между комнатами была плотно закрывающаяся дверь, и пыль, образующаяся в ходе шлифовки, не попадала в раствор и на сохнущие изделия.

Сырьё для производства и его стоимость

Жидкий камень представляет собой смесь особой полимерной смолы с рядом других компонентов.

Стоимость основы для изготовления жидкого камня составляет около 3 тысяч рублей за кв. метр. Специальные добавки, при помощи которых меняется цвет материала, стоят около 200 рублей за кв. метр.

Затраты и окупаемость

Затраты на создание производства сравнительно невелики , что делает этот одним из лучших решений для начинающих предпринимателей.

Всё необходимое оборудование и инструменты обойдутся в не более чем 200-300 тыс. рублей.

Еще в 100-200 тыс. рублей обойдется аренда помещения. Материалов для производства на начальном этапе вполне достаточно закупить на 200 тыс. рублей. Общехозяйственные расходы составят 10-20 тыс. рублей.

Реклама: 20-30 тысяч рублей. Достаточно весомыми тратами может обернуться приобретение транспорта, но на начальном этапе его можно взять в аренду за 45-70 тыс. рублей в месяц. Итого: 700-800 тысяч рублей .

Цена основы составляет около 3 тыс. рублей за кв. метр, а стоимость готового изделия – от 7 до 10 тысяч рублей за кв. метр. Срок окупаемости производства – менее полугода. Средняя выручка в месяц – 350 тыс. рублей.

С учетом того, что больших вложений чтобы открыть такое производство не требуется, а рентабельность предприятия очень высока, этот бизнес является одним из .

При этом предприятие можно без особого труда и больших инвестиций расширить, если спрос будет превышать производственные мощности.


Жидкий камень применяется в современном строительстве. По своим характеристикам он не уступает натуральному камню, а по некоторым параметрам свойств даже превосходит его.

Необычный материал, отличающийся практичностью и красотой, завоевал доверие потребителей, поскольку при его помощи можно эффектно оформить здания, сооружения и их фасады, обеспечив им защиту поверхности и придав современно-респектабельный внешний вид. Его также применяют для отделки помещений, для создания прочных мебельных покрытий, а также для столешниц и раковин. Поскольку материал популярен и востребован, то организовав бизнес по его производству, руководитель проекта не останется без клиентов.

Внешний вид жидкого камня

Что такое жидкий камень

Жидким камнем называется строительная смесь особого состава, которая при соединении с водой застывает и образует внешне похожую на настоящий камень поверхность.

Различие можно почувствовать, взяв материал в руки, поскольку он более теплый и гладкий. После окончательного затвердевания продукта, его необходимо отшлифовать для придания глянцевой, матовой или зеркальной поверхности. Композитный материал имеет плотную структуру непористого характера, что обуславливает его стойкость к впитыванию грязи и к воздействию внешних факторов, таких как температурные перепады, повышенная влажность и ультрафиолетовые лучи.

Технические характеристики

Нюансы технологии

Искусственный камень является затвердевшей и обработанной композиционной жидкой массой из полиэфирных смол ненасыщенного характера со специфическим наполнителем. Она затвердевает после добавления в приготовленный базовый раствор ускорителя и отвердителя. Жидкая смесь является полуфабрикатом для любых изделий, которые изготавливаются посредством напыления или отливки.

Особенности материала, преимущества и недостатки

Все предметы, изготовленные из композитного материала долговечны и прочны. Их ценят за эффектный внешний вид и богатые декоративные возможности, поскольку они изготавливаются в разнообразной палитре и фактуре. Уникальность материала заключается в возможности создания монолитных поверхностей без швов и стыков. Поверхность обработанного изделия устойчива к ударам, влагостойка и гигиенична. Уход за ней несложен и заключается в чистке мыльной водой. Трещины и неровности материала, возникшие в ходе эксплуатации изделия, могут быть легко устранены, а место ремонта при этом будет незаметно.

Однако, наряду с множеством преимущественных сторон у жидкого камня есть и недостатки, которые могут стать причиной отказа человека от приобретения изготовленного из него изделия. Высокая стоимость вынуждает потребителей со средним уровнем дохода обратить внимание на продукцию, произведенную из более доступного материала, такого как керамическая плитка, ламинированное ДСП, МДФ, керамогранит, нержавейка или даже массив дерева. Дороже могут обойтись только гранит, мрамор или натуральный кварц.

Еще одним недостатком композиционного материала, является небольшая толщина напыления, которая обычно не превышает четырех миллиметров. Невысокие параметры влагостойкости и адгезии способствуют увеличению вероятности отслаивания жидкого камня от основания, на которое он был нанесен. Однако, производители предоставляют гарантию на свою продукцию, действие которой актуально при условии выполнения требований к эксплуатации. Если субъект предпринимательской деятельности в процессе выполнения заказа соблюдает нормы и требования, предъявляемые к технологическому процессу, то результат его труда будет долго радовать взгляд заказчика своим эффектным и респектабельным видом.

Образец изделия из жидкого камня

Стоит учесть, что искусственный композиционный материал более долговечен, чем натуральный. Его параметр радиоактивности находится в норме, тогда как у многих натуральных материалов, к примеру, таких, как гранит, он значительно превышен.

Читайте также: Производство из опилок

Где используется, изделия

Изготовленные изделия из жидкого камня своими руками применяются в строительной сфере в ситуациях, когда необходима обработка наружных и внутренних поверхностей.

Использование материала актуально для отделки пола, подоконников, столешниц, барных стоек, бассейнов, лестниц и раковин. Он является отличной альтернативой традиционной плитке и применяется для декоративно-защитных целей на фасадах зданий, а также в кухонных и ванных помещениях.

Технология производства

Технология изготовления жидкого камня не отличается сложными операциями. В сухую строительную смесь вводятся все необходимые элементы для обеспечения специфических качеств готовой продукции. После добавления в емкость воды, следует обеспечить тщательное перемешивание состава до образования равномерной пластичной консистенции. Полученная смесь наносится на поверхность изделия или заливается в формы. Сушка проводится в естественных условиях.

Для увеличения производственных объемов при недостаточной площади для работы, возможна принудительная сушка при помощи оборудования, обеспечивающего горячий воздушный поток. Для придания респектабельного внешнего вида и корректировки фактуры, застывший материал должен быть подвержен шлифовке или полировке.

Место проведения работ

Перемешивание раствора

Работы могут быть проводиться на своей производственной площади или на территории клиента. При внесении в прайс выездной услуги, следует предусмотреть необходимость приобретения или аренды грузового транспортного средства для доставки сырьевых составляющих продукта, а также некоторых элементов готового изделия.

На своей территории можно изготавливать продукцию, которую несложно транспортировать к заказчику: столешницы, раковины, мойки и элементы декора. Выездные услуги оказываются клиентам при заказе проведения отделки полов, фасадов или зданий.

Оборудование

Технология производства жидкого камня предусматривает наличие специфического оборудования в виде емкостей и форм для материала. Для шлифовки применяются шлифовальные машины, используемые для обработки уже готового изделия. Комплект оборудования для открытия производственной линии обойдется предпринимателю не дороже 200000 рублей. В него входят:

  • емкости, имеющие различные формы и размер;
  • шлифовальные машины;
  • дрели-миксеры с насадками для оперативного проведения процедуры смешивания;
  • шуруповерт;
  • распылитель;
  • электрические лобзики;
  • дисковая пила;
  • мелкие строительные инструменты;
  • наждачная бумага;
  • шлифовальные круги разной жесткости.


Для сокращения расходов на доставку продукции заказчикам, рекомендуется позаботиться о приобретении транспорта соответствующей грузоподъемности и габаритов.
В качестве альтернативного варианта возможно оформление договора об аренде транспортного средства.

Помещение

Для организации бизнеса по изготовлению жидкого камня не требуется больших производственных площадей и мощной электрической линии.

Для запуска производства достаточно помещения в 30 м2, оборудованного стандартной электропроводкой в 220В. Обязательно наличие доступа к холодной воде и канализации. С точки зрения пожаробезопасности, особых требований к технологической линии не предъявляется.

Шлифовка

Специфика производства обуславливает необходимость разделения помещения на два отсека. В одном из них будет реализован процесс по изготовлению раствора и нанесению его на изделие, а другой отсек необходим для проведения шлифовки. Чтобы пыль, образующаяся в ходе обработки изделия, не попала в раствор и на изделия в процессе их сушки, оба помещения должны быть изолированы друг от друга.

Искусственный мрамор – современный отделочный материал, который подходит для выполнения внутренних и наружных работ. От других он отличается эстетическим внешним видом и доступной стоимостью. К тому же, благодаря простоте технологии изготовления и дешевизне материалов, сделать его можно своими руками в домашних условиях.

Искусственный мрамор - что это?

Искусственный мрамор – современный отделочный материал, который подходит для выполнения внутренних и наружных работ

Искусственный мрамор – это строительный материал, имитирующий натуральный камень. Производить его можно тремя способами:

  • из бетона;
  • гипса;
  • полиэфирных смол.

К ним добавляют наполнители, отвердители и красители, которые при грамотном смешивании создают разводы, пятна и прожилки, повторяющие рисунок натурального мрамора, и придают ему уникальные свойства:

  • прочность;
  • жаростойкость – такой мрамор не горит и не проводит электроток;
  • экологичность – он не токсичен даже при нагревании;
  • стойкость к химическим веществам, кислотам, щелочам, растворителям, ацетону и бензину;
  • влагостойкость – материал не гниёт и не расслаивается;
  • ударостойкость;
  • теплостойкость.

К преимуществам искусственного мрамора относятся:

  • безотходное производство;
  • простота в уходе;
  • дешевизна по сравнению с натуральным камнем;
  • широкая гамма цветов и форм.

Все они существенно расширяют сферу его применения. Сегодня изделия из искусственного мрамора украшают не только жилые дома, квартиры и офисы, но и школы, медицинские учреждения, в том числе и столовые, и родильные дома. Из него делают подоконники, столешницы, барные стойки, ванны, лестницы, вазы, скульптуры, фонтаны и мойки. С его помощью отделывают печи, духовые шкафы, радиаторы отопления и электроприборы. Некоторые разновидности мрамора используют в промышленности.

Раковина из литьевого мрамора

Виды

Всего существует 4 вида искусственного мрамора:

  • литьевой – самый популярный. Представляет собой смесь полиэфирных смол и мраморной крошки или кварцевого песка, которые заливаются в специальные формы для застывания. Благодаря такому составу может прекрасно имитировать не только натуральный мрамор, но и яшму, оникс, малахит или гранит.
  • жидкий – материал, изготовленный из мраморной крошки и акриловых полимеров. В строительстве используется не так давно, но обладает массой преимуществ, в том числе и небольшим удельным весом, гибкостью и экологичностью. Он легко режется ножом или ножницами, заменяет обои и позволяет создать идеально ровную бесшовную поверхность. Благодаря этому жидкий мрамор используется в процессе отделки помещений неправильной формы.
  • оселковый – представляет собой окрашенную и отполированную до зеркального блеска гипсовую массу с отвердителями. Эффектный внешний вид позволяет ей имитировать не только мрамор, но и малахит или ляпис-лазурь. От остальных видов отличается особыми свойствами: лёгкостью и высокой прочностью, благодаря которым успешно применяется при возведении различных конструкций. Часто используется в жилых домах и квартирах для улучшения микроклимата, так как обладает уникальными свойствами впитывания или отдачи лишней влаги.
  • микрокальцит, или молотый – он производится посредством измельчения белого мрамора. Полученное порошкообразное вещество серого или белого цвета используют в процессе изготовления пластмассовых изделий, линолеума, бумаги, чистящих средств, лакокрасочной продукции.

Подготовительные работы

Формы для изготовления искусственного мрамора можно как купить, так и сделать самостоятельно

Проще всего делать искусственный мрамор из цемента и песка. При соблюдении технологии в таком случае изделия сохраняют все свои свойства. Главное – не изготавливать слишком тонкие или толстые плиты. Первые получаются хрупкими, в то время как вторые – тяжёлыми.

Для изготовления искусственного мрамора понадобятся:

  • мелкозернистый песок;
  • цемент марки 500;
  • пластификатор С-3 (он улучшает технические характеристики бетона);
  • пигмент – неорганический краситель, который не растворяется в воде, например, масляная краска;
  • наполнитель – кварцевый песок, мраморная крошка, доломит, известняк или галька;
  • полиэтиленовая плёнка;
  • вода.

Для работы заранее нужно подготовить:

  • ёмкость для приготовления раствора;
  • строительный миксер с насадкой или перфоратор с миксерной насадкой;
  • полимерную форму – её можно приобрести или изготовить самостоятельно из полиуретана, гипса или пластика. Заменить их можно деревянной рамой, на дно которой укладывается стекло;

Подбирая форму, важно следить за тем, чтобы её поверхность была ровной и гладкой, а сама она – разъёмной. В таком случае можно будет легко достать готовое изделие.

  • вибрационный стол – он незаменим при изготовлении искусственного мрамора в больших количествах. Вне зависимости от типа вибрации – горизонтальной или вертикальной, он способствует удалению пузырьков воздуха из раствора и его уплотнению. За неимением такой конструкции, можно просто постоянно энергично встряхивать форму;
  • кисти для смазывания формы;
  • распылитель для гелькоута;
  • шлифовальная машинка с алмазными дисками-чашками для обработки готовой плиты.

Технология изготовления

Процесс приготовления раствора для искусственного мрамора несложен. Тем не менее, он требует точности в пропорциях, соблюдения определённых правил и наличия минимальных навыков. Начинать лучше с изготовления простых конструкций, постепенно усложняя задачу.

Приготовление раствора

Для приготовления раствора необходимо:

  • Высыпать в чистую сухую ёмкость цемент и речной песок в соотношении 1:2. После тщательного перемешивания этих материалов в полученную смесь опускают мраморную крошку или гальку. Её количество определяется индивидуально и влияет на размер фракций готового изделия.
  • Вслед за наполнителем в смесь добавляют краситель. Его количество не должно быть больше 1% на общую массу смеси.

На этом этапе важно аккуратно перемешивать состав для того, чтобы сохранить неравномерность окраски. Это позволит максимально повторить рисунок натурального камня.

  • После нужно хорошо встряхнуть полученную смесь несколько раз или поместить её на вибрационный стол для удаления воздуха.
  • Затем можно вливать воду. Она должна составлять 0,2 части, однако делать это нужно в 2 приёма. Первый раз добавляется 80% общего объёма, а после вмешивания пластификатора (1% от массы цемента) и тщательного перемешивания смеси – остальные 20%. После очередного перемешивания и энергичного встряхивания раствор готов.

Подготовка и заполнение формы

Разливать полученную массу можно лишь в сухие и чистые формы, выставленные в строго горизонтальном положении. Предварительно их обрабатывают материалом для предупреждения адгезии и гелькоутом и оставляют до затвердения. Идеально ровные плиты получаются, если раствор выливают небольшими частями, следя за тем, чтобы он равномерно заполнил ёмкость. Периодически формы нужно энергично встряхивать или устанавливать на вибрационный стол для удаления воздуха.

Повысить прочность готовых мраморных плит можно с помощью армирования. Для этого в массу достаточно поместить прочную окрашенную проволоку.

Залитая форма с раствором

После удаления излишков раствора и его разравнивания, форму накрывают полиэтиленовой плёнкой и оставляют в месте, защищённом от атмосферных осадков для затвердения минимум на сутки. В отдельных случаях этот процесс может растянуться на несколько дней. Дополнительно увлажнять поверхность бетона при этом или всячески вмешиваться в него не стоит.

Толстые плиты искусственного мрамора могут в дальнейшем ломаться из-за присутствия внутренних пустот. Препятствовать этому может вибростол или особая техника приготовления раствора. Согласно ей, миксер не стоит вынимать из массы при её перемешивании. Таким образом можно избежать появления пузырьков воздуха.

Обработка готовой плиты

После затвердения изделие переворачивают и вынимают из формы, снимая её, как чехол. Затем желательно дать ему немного полежать на открытом воздухе и приступать к шлифовке. Выполнять её можно с помощью шлифовальной машинки.

Ввиду высокой прочности готовых изделий, резать их впоследствии можно будет лишь алмазными кругами.

Видео: искусственный мрамор своими руками

Изготовить изделия из искусственного мрамора своими руками в домашних условиях – не проблема. Это ещё раз доказывает автор данного видео, демонстрируя все этапы проведения основных работ:

Технология изготовления мрамора из гипса

Технология изготовления искусственного мрамора из гипса отличается простотой и доступностью

Такая технология пользуется популярностью и состоит из нескольких этапов:

  • Приготовление рабочего раствора. Для этого в ёмкость выкладывают сухой гипс и добавляют к нему воду, столярный клей и смолу, предварительно растопленную в горячей ванночке. После тщательного перемешивания в массу вливаются пигменты или акриловые красители и снова размешиваются до образования прожилок.

Искусственный мрамор белого цвета можно получить, добавив в раствор смесь из 200 г белого гумилакса, 50 г сухого гипса и 1 л технического спирта. Коричневый образуется при вмешивании оранжевого гумилакса, а чёрный – анилиновой краски.

  • Выкладывание готовой массы в форму. Излишки воды при этом легко удаляются сухим гипсом, которым она посыпается сверху. Процесс затвердения готового изделия может растянуться на 8-10 часов, по истечении которых его можно извлекать.
  • Для образования водоустойчивого слоя поверх мрамора из гипса его лицевая поверхность обрабатывается кремнекислым калием и полируется мягким фетром.

Как сделать мрамор из полиэфирных смол

Искусственный мрамор из полиэфирных смол невероятно прочен

Таким способом можно получить литьевой мрамор с неповторимой фактурой, который, к тому же, будет невероятно устойчивым к механическим и химическим повреждениям. Для этого необходимо приготовить полимербетон из полиэфирной смолы и наполнителя, смешав их в соотношении 25:75. В качестве последнего подойдёт кварцевый песок или другой минерал, истолоченный в крошку.

Заменить полиэфирную смолу можно смесью бутакрила и АСТ-Т (технический акрилат), взятых в равных количествах. К ним добавляется столько же кварцевого песка или щебня и пигменты на акриловой основе.

Полученный состав выкладывается в форму, где и оставляется до полного затвердевания. Повысить его прочность можно с помощью доски ДСП. Её размеры должны быть меньше размеров формы на 5 см. Вдавливаясь в массу, она впоследствии улучшает технические характеристики готового изделия. После затвердения и застывания последнее вынимается из формы и шлифуется.

Несмотря на высокую прочность и отличные технические характеристики искусственного мрамора, он всё же требует определённого ухода

Обеспечить уход можно, следуя простым правилам:

  • не стоит использовать чистящие вещества, в составе которых есть олифа;
  • нежелательно применять моющие средства с силиконом;
  • для удаления загрязнений лучше пользоваться мягкой тканью;
  • нежелательно использовать щётки, губки и другие приспособления, которые могут поцарапать отделочный слой;
  • абразивные чистящие средства для ухода за столешницами лучше заменить на гелевые;
  • регулярную чистку изделий из искусственного мрамора лучше проводить с помощью моющего средства или мыла;
  • сохранить глянцевый блеск поверхностей можно, протирая их специальными растворами (на 3 л воды 1 колпачок жидкого мыла из натуральных ингредиентов) и натирая сухим полотенцем.

Самостоятельно изготовленный искусственный мрамор может стать альтернативой керамической плитке. С его помощью можно отделывать кухни и украшать камины. Его можно использовать в качестве напольного покрытия, демонстрируя гостям хороший вкус и незаурядные способности.

Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.

А зачем?

Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.

Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.

Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:

  • Может изготавливаться тонкими плитками, что в несколько раз уменьшает вес объекта без потери прочности.
  • При богатстве или уникальности колеров и фактур поверхности может быть изготовлен стандартной формы и размера в плане или фасонным точно по месту.
  • Может изготавливаться на месте применения, что исключает транспортировочный отход.
  • Может быть изготовлен сразу гладким до блеска, что исключает затраты на распиловку, шлифовку и полировку.
  • Может быть изготовлен неправильной формы, полностью имитируя бутовый камень, но заранее заданного размера и конфигурации.

Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.

На что он годен?

Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.

Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.

Виды декоративного искусственного камня

По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:

  1. Керамический – в процессе изготовления проходит обжиг в определенном температурном режиме. Производство требует больших площадей, обученного персонала и значительного расхода энергии.
  2. Гипсовый формовой (литой) – производство возможно в домашних условиях при минимальных затратах, но пригоден только для внутренней отделки, т.к. не морозостоек. Минимальная температура в производственном помещении +18 градусов Цельсия.
  3. Бетонный (цементно-песчаный) формовой , слева на рис. – по себестоимости несколько дороже гипсового, т.к. ресурс формы для бетона меньше, но тоже пригоден для производства дома или в небольшом подсобном помещении. Морозостоек, производство возможно при +12 Цельсия и выше.
  4. Бетонный армированный свободной формовки (монументальный) – изготавливается штучно, чаще всего на месте использования. Методом свободной формовки делают искусственные валуны, булыжники, плиты естественного вида.
  5. Полиэфирный с минеральным наполнителем горячего отверждения (в центре на рис.) – по декоративным и механическим качествам может превосходить естественные аналоги, но затвердевание компаунда проходит при повышенной температуре в вакууме, поэтому для домашнего или мелкотоварного производства непригоден.
  6. Литой акриловый холодного отверждения – пригоден для домашнего изготовления в тех же условиях, что и гипсовый. Если затвердевание проводится на вибростенде (см. далее), по совокупности качеств приближается к камню горячего отверждения. Термопластичен при 175-210 градусах, допускает дополнительную формовку после отливки без потери качества готового изделия.
  7. Жидкий искусственный камень приготовляется на гелевом акриловом связующем – гелькоуте (gel coat, гелевое покрытие). По механическим свойствам несколько уступает литому, т.к. в гель можно вводить меньшую долю минерального наполнителя, но в домашних условиях на гелькоуте можно формировать пространственные изделия сложной конфигурации.

Об акриловом камне

Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.

Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.

И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.

О кварцевом искусственном камне

Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:

  • Ударостойкость DIN, см – 135 (63/29).
  • Прочность на изгиб, кг/кв.см – 515 (134/60).
  • Прочность на сжатие, кг/кв.см – 2200 (1930/2161).
  • То же, после 25 циклов «термокачелей» от –50 до +50 Цельсия – 2082 (1912/2082).

Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.

Оборудование и материалы

Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:

  1. Вибростенд.
  2. Модели для изготовления литейных форм (если не используются готовые формы).
  3. Разделительный состав – им покрывают как модель при изготовлении формы, так и форму перед отливкой изделия, чтобы не прилипали друг к другу.
  4. Литейные формы.
  5. Литейные смеси – компаунды.
  6. Пигменты.
  7. Песчаный поддон-подушка для самодельных форм из силикона.
  8. Термопистолет – для окончательной формовки и сваривания деталей из акрилового камня.

Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.

Вибростенд

Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.

Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.

В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.

На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.

Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.

Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.

Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.

Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.

Регулировка стенда

Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.

Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.

Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.

Примечания:

  1. При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
  2. Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.

Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда

Модели

В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.

Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.

Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:

  • 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
  • 20-40 мм под густую глину с лепниной.

В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.

В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.

Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.

Формы

Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:

  1. Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
  2. Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
  3. Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.

Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.

Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.

Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.

Видео: самодельные формы для искусственного камня

Литейные смеси

Гипсовый камень

Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:

  • Гипс;
  • Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
  • Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
  • Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.

Бетонный камень

Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .

Литой акриловый камень

Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.

Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.

Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.

Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.

Жидкий камень

Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:

  • Гелькоут – 20%.
  • Микрокальцит – 73%.
  • Отвердитель – 1%.
  • Ускоритель – 6%.
    На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.

Пигменты

Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.

Разделители

Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:

  • Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
  • Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
  • Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
  • Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.

Песчаная подушка

Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.

Термопистолет

Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.

Литье

Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.

Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.

Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.

При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.

В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.

Видео: простое изготовление искусственного камня — от смеси до готового материала

Часть 1

Часть 2

Формовка жидкого камня

Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.

Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.

Монументальная формовка

Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.

Стоунхендж на огороде

Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:

  • Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди