22.07.2019

Психологи: Желание ребенка привлечь внимание — признак эмоционального…. Если ребенок не реагирует на обращение и просьбы


Развитие внимания у детей 2-3 лет.

14077

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

У внимание носит непроизвольный характер, обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным . И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

Жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук - и его внимание тут же переключается на новый объект.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает - ребенок оставляет это занятие.

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 - 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Условия развития внимания детей 2-3 лет

Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.

Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

Не давайте малышу для постоянных игр , с которыми предполагаете проводить занятия - иначе интерес к ним может пропасть.

Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

Привлекайте ребенка к , давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)

Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

Разнообразьте виды , чередуйте активные и пассивные задания.

Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 - 3 лет


2 года - 2 года 6 месяцев

Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

2 года 6 месяцев - 3 года

Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Материал к занятию.

Все родители чаще или реже сталкиваются с тем, что ребенок делает вид, будто не слышит, как к нему обращаются. На просьбы, окрики или уговоры он никак не реагирует, продолжая заниматься своим делом. Как вести себя в подобной ситуации?

Прежде всего, необходимо понять, что он и правда может вас не слышать. В отличие от взрослых людей, которые привыкли делать несколько дел одновременно, ребенку требуется некоторое время, чтобы переключиться на другое занятие, услышать и понять, что говорят родители. Подобное умение концентрироваться на интересном деле очень полезно для развития малыша. Когда вы видите, что ребенок увлечен, постарайтесь не раздражаться. Ваши слова остаются без ответа просто потому, что не доходят до его сознания, он не воспринимает их обращенными к себе.

Часто на детских площадках можно услышать, как родители непрерывно дают инструкции, на которые дети не обращают внимания. Есть несколько простых способов донести до ребенка свою просьбу.

Бесполезно общаться с ребенком на расстоянии, даже если вы обладаете громким голосом. Подойдите ближе.
- Дотроньтесь до ребенка, прежде чем что-то говорить. Физический контакт скорее привлечет его внимание, чем слова.
- Присядьте, чтобы быть с ребенком на одном уровне. Так вы скорее попадете в его поле внимания.
- Установите зрительный контакт.

Когда вам нужно донести до него что-то важное, лучше объединить 2-4 пункты. Присядьте перед ним на корточки, приобнимите за плечи, посмотрите в глаза и только после этого произнесите просьбу.

Не повторяйте по нескольку раз одно и то же. Особенно избегайте фраз вроде «Я кому сказала», «Не делай так», «Слушай меня» и похожих по смыслу выражений. Если вам нужно проинструктировать ребенка, постарайтесь быть немногословны.

Чтобы привлечь ребенка, произнесите значимое слово. Некоторые дети лучше всего реагируют на свое имя. Кто-то станет внимательнее, если услышит приятные слова «шоколад», «подарок», «праздник». Наверняка ребенок среагирует, если вы заговорите на интересную, увлекающую его тему. Например, вместо «Иди обедать! Сколько можно звать тебя!» скажите: «Я сегодня приготовила настоящее пиратское блюдо». И когда ребенок заинтересуется, начнет задавать вопросы – пригласите его на кухню.

Постарайтесь говорить спокойным голосом. У многих детей есть фильтр на ругань и негативные эмоции, защищающий их от раздражительных взрослых. Конечно, иногда ребенок реагирует на ваш крик, но проверьте – быть может, на шепот он будет реагировать еще лучше? Но это действует лишь в том случае, если малыш не сконцентрирован на своем занятии.

Выберите предмет, издающий звук (например, колокольчик), и договоритесь с ребенком, что звон колокольчика означает, что вы хотите сообщить что-то важное.

Часто бывает ситуация, когда легче привлечь ребенка к какому-нибудь делу за компанию. Например, вы зовете его к столу, а он не реагирует. Но стоит позвать еще кого-нибудь из близких, как ребенок подскакивает с криком «Я с вами!». Кажется, дети лучше и внимательнее слушают то, что говорится другим людям. Иногда этим можно пользоваться.

Подумайте, имеет ли смысл то, что вы говорите. Может, слова вообще лишние? Взрослые раздают слишком много ненужных советов, вместо того чтобы продемонстрировать нужное действие на практике или предоставить малышу возможность учиться самостоятельности.

Виктория Антюшина.психолог



А.Л. Венгер, Е.И. Морозова

От погремушки до конструктора

Зачем нужны игрушки? Простой и естественный ответ: «чтобы играть», – недостаточен, потому что сразу же возникает следующий вопрос: а что это значит «играть»?

Чтобы дать действительно содержательные ответы, нужно уточнить сами вопросы, например:

  • Зачем нужны игрушки младенцу и что такое игра в этом возрасте?
  • Как использует игрушки малыш одного-двух лет от роду?
  • Чем отличается игра двухлетнего ребенка от игры пятилетнего?

Пока что вопросов достаточно. Попробуем начать на них отвечать. Первым у нас на очереди младенческий возраст – от рождения до одного года.

Игрушки для младенца

Настоящей игры в этом возрасте еще нет, но игрушки уже очень важны. Радуясь игрушке, ребенок взглядом приглашает близких взрослых разделить свои впечатления и переживания. Так у него закладывается способность к совместному переживанию радости, восторга.

У младенцев интерес к предметам впервые появляется только в ситуациях общения (это особенно выражено у детей с проблемами развития: они иногда вовсе не воспринимают окружающие предметы без побуждений со стороны взрослого). Если вы подвесите над кроваткой игрушки и уйдете, то ребенок не обратит на них внимания. Чтобы он заметил игрушку, медленно проведите ею из стороны в сторону перед его глазами, стараясь поймать его взгляд. Игрушка должна быть достаточно яркой и привлекательной. Малыш сначала не очень успешно попытается проследить за ней, но со временем он научится делать это хорошо. Полезно то приближать игрушку к глазам ребенка, то удалять ее.

Самый интересный для младенца объект – это лицо взрослого человека. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, то ее можно поднести к своему лицу, при этом обращаясь к ребенку, лаская его. Разглядывая лицо взрослого, ребенок невольно посмотрит и на игрушку.

Малыши получают много информации и с помощью рта, недаром они стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, оказавшемуся около рта. Таким способом дети исследуют свойства предметов и не надо их останавливать. Но, конечно, нужно следить за тем, чтобы игрушки были чистыми. Поэтому важно, чтобы они были сделаны из хорошо моющегося материала. Еще одно необходимое условие – это достаточно большой размер игрушки, чтобы ребенок не мог ее случайно проглотить.

Несколько позже ведущим органом познания становится рука. Сначала ребенок совершает неловкие прикосновения к игрушкам, затем постепенно научается координировать зрение и движение руки: у него появляются хватательные движения. В этот период (начиная примерно с трехмесячного возраста) полезно подвешивать погремушки над грудкой ребенка на таком расстоянии, чтобы ему было легко до них дотянуться. Можно подвешивать игрушки и так, чтобы младенцу было удобно стучать по ним ножками. Звук, издаваемый погремушками, приводит малышей в восторг.

Со временем случайные действия становятся целенаправленными, и ребенок начинает ощупывать предметы. Это ведет к дальнейшему развитию его восприятия, а впоследствии становится основой и для развития мышления. Появление целенаправленных движений, а впоследствии и действий с предметами и игрушками – очень важное событие в жизни ребенка. Оно открывает следующую эпоху, в которой главное – предметные действия с игрушками.

Игрушки для ребенка от года до трех лет

Этот период жизни ребенка в психологии называют «ранним возрастом». Ведущую роль в детском развитии в это время играют совместные действия ребенка со взрослым. Это важнейшая форма их общения, ее называют «деловым общением». Многие родители отождествляют общение с речью. Однако на самом деле речь развивается позже и лишь на базе общения, связанного с познанием окружающего предметного мира.

Простейшее совместное действие, которое обычно становится доступно ребенку уже в конце первого года жизни, – это игра «дай – на». Взрослый протягивает ребенку игрушку и говорит: «На!». Как только ребенок взял ее, взрослый протягивает к ней руку и просит: «Дай!». Получив игрушку, он сразу же снова отдает ее («На!»). Такая передача друг другу погремушки или другого предмета, удобного для схватывания, может продолжаться очень долго к полному взаимному удовольствию.

На втором году жизни сходная игра может проводиться с ребенком, сидящим на полу поодаль от взрослого: взрослый катит к ребенку игрушечную машину, ребенок толкает ее обратно – и так раз за разом. В другой раз они катают друг другу мяч или бутылку.

К концу второго года жизни вполне возможны и более сложные действия по подражанию действиям взрослого в сочетании с речевой инструкцией. Например, от катания мяча друг другу можно перейти к его катанию в цель. Такой целью могут служить плотно поставленные друг к другу кегли или кубики. Взрослый берет в руки один мяч и дает ребенку другой со словами: «Возьми мяч!». Ребенок при этом сидит, раздвинув ножки, приблизительно в полуметре от кеглей.

Взрослый катит мяч, сбивая кегли со своей стороны, и призывает ребенка повторить свои действия: «Кати!». Если ребенок этого не делает, то взрослый берет его ручки в свои и вместе с ним толкает его мяч. Кегли падают, взрослый гладит ребенка по головке: «Молодец!». Успех достигнут – почему бы не похлопать в ладоши? Ребенок с удовольствием хлопает в ладоши по подражанию или с помощью совместных действий со взрослым, берущим его ручки в свои.

Очень полезно научить ребенка выполнять простые речевые инструкции: «возьми трубочку», «постучи по столу», «возьми куклу, посади на стул» и т.п. Первоначально такая инструкция подкрепляется жестом или показом, а если нужно, то и совместным действием. Со временем ребенок научается выполнять речевые инструкции и без жестового сопровождения или показа.

В раннем возрасте большое значение для умственного развития ребенка имеют и его действия с такими игрушками как матрешка (достаточно, чтобы она была двухсоставной), крупная пирамидка (кольца в этом возрасте обычно нанизываются без учета их величины), разные вкладки, кубики и т.п. Точность движений и сообразительность развиваются благодаря заколачиванию пластмассовым молотком штырей в специальную подставку, накручиванию крупных пластмассовых гаек на специальный стержень и другим действиям с игрушками, воспроизводящими различные инструменты. Все подобные действия ребенок учится производить под непосредственным руководством взрослого (по подражанию, указательному жесту или в совместном действии), а впоследствии начинает с удовольствием выполнять их самостоятельно.

Для повышения интереса ребенка к действиям с игрушками может быть использована кукла би-ба-бо или просто большая кукла, которая «приносит» кубики, вкладки, пирамидки и начинает действовать с ними, но у нее ничего не получается. Мама обращает на это внимание ребенка, втягивая его в игру и оценку действий куклы. Кукла просит у малыша помощи. Совместно с мамой ребенок выручает куклу и выполняет задание. Постепенно в ходе обучения мама учит ребенка правильно оценивать результативные и нерезультативные варианты действий. Так же, как ребенок оценивает действия куклы, кукла, в свою очередь, принимает активное участие в оценке его действий и достигнутого результата («Получилось!» – «Не получилось!»).

Родителям нужно помнить, что игра, не доставляющая удовольствия ребенку – это уже не игра. А чтобы у него возник к ней интерес, они и сами должны играть с удовольствием, должны заразить его своим эмоциональным состоянием, своим удовольствием от совместных действий. Нередко оказывается, что центр интересов ребенка и родителей не совпадает. Например, маме хочется, чтобы ребенок строил башню, ставя три – четыре кубика один на другой, а ребенку больше всего нравится ее разрушать. Что ж, в этом нет ничего плохого: ведь для того, чтобы разрушить, ее надо сначала построить.

К игре с малышом родителям надо относиться как к важному занятию. Своей выразительной мимикой, ласковым взглядом они должны дать понять ребенку, что им нравится быть вместе с ним и делать то, что ему интересно. Для этого надо стараться отключиться на время игры от всех посторонних мыслей и забот. Неплохо также выделить для регулярных игр с малышом специальное время, удобнее это делать сразу после еды, купания или прогулок. Если малыш будет знать, когда ему ждать игры, привыкнет к тому, что в это время родители занимаются только с ним, то быстрее поймет, в чем состоит радость совместной игры и с особенно большим удовольствием примет в ней участие. Желательно также определить место для игр, отобрать подходящие игрушки, которые должны быть прочными, привлекательными и удобными в обращении.

Играя, малыш учится не только общаться со взрослым, но и думать, решать простейшие практические задачи. Это особенно важно для детей с проблемами в умственном развитии. Такие дети зачастую не интересуются окружающим, долго не дают эмоционального отклика на совместные действия со взрослым, длительно не овладевают действиями с предметами, которые предлагает им взрослый. Все это негативно сказывается на психическом развитии ребенка. У проблемных детей часто возникают сложности в развитии навыков общения. Поэтому все виды общения, которые предлагаются маленьким детям в доступных формах, особенно важны: их цель – максимально приблизить развитие проблемного ребенка к нормальному.

Игрушки для ребенка от трех до семи лет

На протяжении дошкольного возраста (продолжающегося от трех до семи лет) важнейшее значение для психического развития ребенка имсеет так называемая «сюжетно-ролевая» игра. Как явствует из ее названия, она характеризуется наличием определенного сюжета (начиная с самого примитивного и кончая весьма сложным) и игровой роли.

Реализуя взятую на себя роль, ребенок выполняет игровые действия . Это кормление «дочки» (куклы) и наставления, которые ей даются, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре. Игровые действия обычно выполняются не с настоящими предметами, а с их «заместителями» - игровым материалом, который включает игрушки, неоформленный материал типа палочек, кубиков, и, наконец, предметы хотя и имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции (стульчик - в функции машины обруч – в функции руля и т.п.). Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Основные требования, которые можно к ним предъявлять, – узнаваемость и достаточно широкий репертуар. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним небольшие упражнения на тему «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с неподходящими для них предметами – причесывание, умывание, измерение температуры, еду и т. п., а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.

Родителям важно учитывать значение, которое имеет использование в игре разных видов игрового материала. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверушки. Они – заместители людей, партнеры по игре. К ним и требования можно предъявлять, как к людям, – прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще – чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками – посудой, мебелью , машинами и т. п. Здесь на первый план выступает функциональность – возможность их использования, выполнения с ними игровых действий. А это значит, что имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и «пить чай»), и материал (чем прочнее, тем лучше), и, главное, наличие «работающих» частей (открывающихся дверец . поворачивающихся колес и др.). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких ввнешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам («Смотри! Совсем как настоящее!»).

Важен подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенным сюжетам («в семью», «в доктора», «в шофера» и др.). Определенный набор игрушек как бы сам подсказывает ребенку сюжет, а в известной мере направляет и содержание игры. Но с точки зрения умственного развития ребенка пальма первенства бесспорно принадлежит неоформленному игровому материалу. Широта использования заместителей, умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку и трубу и даже пароход и, наоборот, умение использовать вместо необходимой в игре машины кубик, стульчик или швабру – вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества. А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, что-то, что необходимо подобрать или даже построить, используя неоформленный материал.

– Давай играть в магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем. Только раньше нужно найти, что будет продаваться в магазине. Наверное, хлеб? Что же у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики)? хорошо. А еще сахар. Что будет сахаром? По-моему, подойдет это (мелкие кубики). Только насыпь его в пакет. Теперь – колбаса... Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм сахара. Но где же весы? Нет весов. Может быть, мы сумеем их построить?..

Хорошо проводить и специальные упражнения «Во что с этим можно играть?», побуждая ре6енка к тому, чтобы он придумал как можно больше игровых употреблений предмета.

– Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Мне кажется, что с ним можно играть, как будто это машина, а еще?

– Как будто самолет.

– Правильно. А ты – летчик и куда-то летишь. А еще?..

Конечно, на первых порах здес ь. Не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный съедобный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое, многое другое. Первостепенное значение здесь приобретает широта замещения, требующая отвлечения от внешнего сходства. Поэтому внешние особенности предметов не имеют существенного значения.

Неоформленный материал, как и другие игрушки, при помощи которых замещаются нужные для игры предметы, следует подбирать по признаку функциональности – возможности выполнять с ним разнообразные действия. Важно научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал (кубики, палочки и др.) как можно шире и разнообразнее.

Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет; трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой. Изготовление и использование в игре простейших самоделок заслуживает всяческого поощрения.

А что же заводные и электрические игрушки: утята, умеющие шагать и крякать, танки, ездящие взад-вперед и при этом стреляющие из пушки, радиоуправляемые автомобили? Ведь они так нравятся и детям, и взрослым – а мы пока что не сказали о них ни слова. Дело в том, что сказать о них мы можем очень немногое. Они действительно часто бывают внешне очень привлекательны, но для умственного развития ребенка практически бесполезны. Да и надоедают ребенку они, как правило, гораздо быстрее, чем самая обычная «старомодная» кукла или набор строительного материала.

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

Послушание и не послушание

Родительство – одна из главных ценностей, которая нам дана природой. С одной стороны это радость сопричастности к становлению новой личности, с другой стороны это большая ответственность, так как только от нас зависит, какими наши дети войдут во взрослую жизнь.

Какой родитель не задавался вопросом: «А правильно ли я поступаю с ребенком в том или ином случае?» , и здесь единственным мерилом нашей родительской состоятельности является поведение наших детей — насколько то, как поступают наши дети, вписывается в рамки наших ожиданий и чаяний. Мы гордимся успехам ребенка и расстраиваемся, когда дети поступают не так, как нам хочется, при этом мы не всегда правильно реагируем на его действия.

Почему дети ведут себя «плохо»

Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

В прошлые времена, когда большинство людей обеспечивали свое существование за счет физического труда, помощь детей в семье была просто необходима, и они могли каким-то образом проявить себя. Со временем образ жизни менялся, и ребенку становилось все труднее находить себе достойное применение и ощущать свою значимость. В современном мире нам труднее найти возможности, где наши дети могли ощутить свою ценность.

Мы, взрослые хотим чувствовать свою значимость и причастность ко всему? И если мы утрачиваем это чувство, наше поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Мы начинаем кому-то что-то доказывать, жалеть себя, замыкаться в себе, искать виноватых и т.д.

Дети же ведут себя плохо потому, что они сомневаются в собственных способностях и не видят возможности доказать нам свои таланты. Наши дети хотят соответствовать нашим ожиданиям, нам же остается одно: дать понять чего мы от них ожидаем, направить их поведение в нужном русле и давать подтверждения в правильности их действий. Если они не получают нужного подтверждения они стараются обратить на себя внимание плохим поведением. Это вызывает наше беспокойство, но беспокойство это только переживание, а не решение.

У ребенка есть свои потребности, и эти потребности меняются по мере взросления, но на ранних этапах ребенку крайне необходимо ощущать безопасность, комфорт, ласку, заботу чуть позже добавляются потребности присущие взрослому человеку – потребность в познании, развитии, самоуважении, свободе и т.д.

Для удовлетворения своих потребностей ребенок поступает также как взрослый – стремиться получить то, чего хочет. Арсенал возможностей ребенка не такой богатый, как у взрослого, поэтому ребенок пытается добиться своего всеми доступными методами. Если ребенок не получает правильных ориентиров или его усилия остаются без внимания с нашей стороны, ребенок начинает действовать самостоятельно, но его цели могут смещаться. Действуя в направлении смещенных целей, у ребенка меняется и поведение, которое мы определяем как плохое.

На этом этапе важно перейти от вопроса, «кто виноват», к вопросу «что делать с этой ситуации».

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно выделил четыре смещенных цели: внимание, влияние, месть и уклонение.

Плохое поведение это индикатор возникших у ребенка проблем, поэтому первый вопрос, который должны задать себе родители: «А что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением?»

Цель - привлечение внимания

Есть способ, с помощью которого можно правильно определить ошибочную цель поведения ребенка. Ребенок, цель которого - привлечь внимание, как правило, вызывает у взрослых раздражение . Обычной реакцией на поведение такого ребенка будет негативное внимание взрослого. Однако не все дети, чтобы привлечь к себе внимание, пользуются плохим поведением. Присмотритесь к ребенку, который привлекает к себе внимание хорошим поведением. Для него важно быть «умницей» и всем угождать. Такого ребенка дома и в школе часто называют «паинькой». И здесь опять-таки важна ваша ответная реакция. Если постоянное стремление этого ребенка угодить вам или в чем-то отличиться вызывает у вас раздражение, - то это первый признак, что его ошибочная цель - внимание.

Переориентация цели «привлечение внимания»

Результатом достижения этой цели для ребенка будет получение вашего внимания любыми доступными способами. Ребенок приравнивает Внимание к собственной ценности важности – получения подтверждения в любви. Суть переориентации будет сводиться к тому, что Родитель дает Ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляет, выбранного ребенком поведения. Как этого достигать?

Метод 1 что делать, если ребенок требует внимания

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов:

  1. Не заглядывайте в глаза ребенку , когда ребенок демонстрирует поведение, которое вас не устраивает.
  2. Не разговаривайте с ним .
  3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.
  4. Немедленно приступайте к делу , пройдите первые три этапа - не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать вас. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Например: Мужчина сидит к комнате и разговаривает с пришедшим гостем, из своей комнаты забегает сын и говорит, что ему срочно нужно помочь построить башню. «Па-а-а-а-а-па! Ну, пойдем». Один и рабочих вариантов – продолжать беседовать с гостем и не глядя на ребенка поглаживать его по спине или плечу. Иметь выдержку, нытье очень скоро прекратиться. Ребенок получает подтверждение в любви, но не получает подкрепления перебиванию разговора.

Помните: Что бы закрепить успех увеличивайте частоту общения именно в тех ситуациях, когда ребенок не борется за ваше внимание.

Метод 2 что делать, если ребенок требует внимания

Если ребенок «добивается» внимания и делает это так, что вы начинаете чувствовать раздражение, нужно перевести ребенка из одного места в другое:

  1. Ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания).
  2. Сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы, и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует - это то, что вам нужно!
  3. Если ребенок выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Ваша цель, как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения.

Например можно договориться с ребенком о каком-нибудь сигнале, который даст возможность ребенку не только осознавать и контролировать свои чувства, но и корректно получать желаемое.

Важно запомнить, что даже очень занятой родитель должен уметь находить возможность «выкраивать» время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получать от него свою «долю» внимания.

Дмитрий Телечкун,
специалист по воспитанию,
руководитель .

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Как вы думаете, вы обижаете своих детей? Давайте разбираться вместе!

Все о воспитании

Просмотрено

10 «токсичных» привычек родителей и как они разрушают детей, не осознавая этого!

Это интересно!

Просмотрено

5 советов от специалистов: Как облегчить течение послеродовой депрессии

Советы родителям

Просмотрено

Запомните эти важные советы педиатра в отношении повышенной температуры у детей!

Медицина, Советы родителям

Просмотрено

Как бороться с искривлением позвоночника у ребенка

Родители, у которых уже есть дети с нормальным развитием, быстро могут обратить внимание, если с одним из детей что-то не так. Но часто родители обращают внимание на патологию, уже когда на детской площадке начинают сравнивать своего ребенка с другими детьми и замечают какие-то странные особенности.

На первом году жизни можно заприметить признаки, которые, если и не указывают напрямую на аутизм, но указывают на то, что этот ребенок в группе риска. О том, как заподозрить аутизм, – советы детского психиатра, врача высшей категории медицинского центра "София" Ольги Гуленко.

Первый год жизни

Видны уже на первом году жизни. Если вы обнаружите у ребенка какие-либо из симптомов, это не значит, что у него непременно аутизм. Но эти дети попадают в группу риска и должны находиться под наблюдением:

ребенок плохо реагирует на приближение мамы. Еще в месяц, когда мама к ребенку приближается, дети реагируют движением ручек и ножек. С возрастом движения усложняются, становятся более активными, если подходит мама. Вас должно насторожить, если ребенок вообще не реагирует на приближение человека, смотрит как бы вдаль, а не на лицо, на рисунок на одежде или рисунок на стене;

нарушение режима сна. Дети часто путают день с ночью;

ни с чем не связанное беспокойство. Как правило, в 3-6 месяцев ребенок, как правило, спокоен, если он сыт, сух и здоров. У детей из группы риска наблюдается беспокойство, которое тяжело увязать с каким-то внешним раздражителем. К симптомам также относится чрезмерное спокойствие;

парадоксальная реакция на звуки. Такие дети не реагируют на погремушки. Некоторые звуки могут, напротив, их пугать;

в 6 месяцев дети могут проявлять патологическую связь с матерью. И в норме , так как она ухаживает за ним. Но когда это носит патологический характер, и ребенка нельзя оторвать от мамы, это тоже в какой-то степени настораживающий симптом;

не проявляется интерес к игрушкам.

После года

В год немного легче рассмотреть симптомы аутизма у ребенка. У здорового ребенка появляется много новых навыков, и уже отсутствие тех навыков, что есть у других детей, настораживает родителей.

Прежде всего, настораживает задержка речевого и двигательного развития. Эти дети плохо имитируют жесты (ладушки, например). Они также не произносят слова.

В этот период усиливается симбиотическая связь с матерью, ребенок не отпускает ее ни на минуту. Очень много случаев, когда невозможно оставить такого ребенка ни с няней, ни с родственниками. Матери таких детей лишены возможности даже сходить в магазин.

После года у таких детей появляется интерес к необычным предметам и игрушкам. Если здоровые дети играют обычными детскими игрушками, то у детей с подозрением на аутизм могут быть совершенно необычные интересы – к кухонным принадлежностям, инструментам, ключам. Дети также могут рассматривать эти предметы под необычным углом, например, очень близко подносить к глазам.

Двигательные особенности. Дети могут передвигаться на цыпочках, перебирать пальцами, закрывать руками уши. Движения руками часто носят вычурный, неестественный характер.

Формируется склонность к стереотипной игре. Появляется привязанность к какой-то одной игрушке. Например, любовь к круглым предметам. Были в практике случаи, когда ребенок из множества предметов, например, карандашей, выбирал всегда оранжевый, или проявлял интерес только к предметам округлой формы.

После полутора-двух лет задержка речевого развития и особенности поведения уже существенно отличают ребенка с аутизмом от сверстников. При этом в речи имеют место повторы фраз – эхолалии.

Проблемы с пищевым поведением. Эти дети очень тяжело принимают новую пищу. Формируется определенная избирательность в еде. Например, ребенок отвергает молочные продукты или овощи, фрукты. Есть дети, которые употребляют только соки, не употребляют в пищу супы, некоторые приемлют мясо только в виде котлет или исключительно сосисок.

Эти дети, как правило, тяжело переносят изменения обстановки. Любая новая обстановка вызывает у ребенка страх, тревогу, психомоторное возбуждение. Таким детям также тяжело переключиться на другой вид занятия.

Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, и сами в глаза стараются не смотреть. Также эти дети любят себя рассматривать в зеркале или подолгу рассматривать солнечных зайчиков.

Один из главных симптомов аутизма – это то, что ребенок подолгу может находиться один. Ему комфортно, если его не беспокоят и некомфортно, если, наоборот, пытаются переключать на что-то ("давай порисуем, потанцуем, пойдем на улицу").

Проблема собраться на улицу, вернуться с улицы. На улице очень часто требуют придерживаться одного маршрута.

Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Как правило, родители аутичных детей замечают, что, придя на площадку, ребенок сторонится других детей, им тяжело включиться в игровую деятельность, тяжело привлечь их внимание к интересной развивающей, совместной деятельности – кубики, пирамидки и т.д.

Характерен такой симптом, как аутостимуляция. Это постукивания по уху, пощипывания, царапания себя. Самое распространенное мнение, что дети таким образом себя успокаивают.

В 3 года

В этом возрасте можно говорить не о группе риска, а о конкретном заболевании. И диагностика в 3 года уже не так затруднена, потому что симптоматика уже хорошо заметна.

У ребенка абсолютно нет стремления к контакту, он находится в своем мире, очень ограничен круг его интересов, он не включается в игровую деятельность, боится новых мест, в еде крайне избирателен, часто производит впечатление глухого ребенка.

Крайне выражены проявления стереотипии. Стереотипии бывают следующие: постукивания, потряхивания, прыжки на месте, кружение на одном месте или бег по кругу, хождение на цыпочках. К этому также относится стереотипная игра: например, ребенок-аутист может очень долго катать машинку в одну и в другую сторону или крутить колесо от машинки.

Такие дети очень часто любят предметы, которыми они играют, выстраивать в ряды.

Важно понимать, что аутизм не определяется только по одному какому-то симптому. Чтобы достоверно поставить этот диагноз, нужно собрать подробный анамнез развития ребенка от родителей, проанализировать целый комплекс симптомов, иметь возможность , когда он немного привыкнет к месту проведения обследования.

Татьяна Корякина


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди