29.07.2019

Размер страховой части трудовой пенсии. Размер страховой пенсии по старости


Очень многие задумываются о том, как они будут жить в старости. Причем существует тенденция, что информацию о подобном в первую очередь ищет молодежь, старающаяся понять, достаточно ли будет получаемых сумм для жизни или необходимо предпринимать какие-либо шаги для увеличения собственного благосостояния уже сейчас. Естественно, что первое, о чем люди начинают искать информацию - это страховая часть пенсии. Что это за часть, почему именно страховая? Подразумевается, что люди на пенсии застрахованы от потери трудоспособности, так как больше не могут обеспечивать себя сами.

Всю жизнь до этого они как бы вносят страховые платежи (отчисления в Пенсионный фонд), за счет которых и живут по достижении определенного возраста. Такая система успешно работает в большинстве цивилизованных стран, при этом никто не запрещает людям самостоятельно копить на безбедную старость любыми другими законными способами.

Страховая часть пенсии: что это такое?

Если углубиться более подробно в данный вопрос, то выяснится, что с начала текущего года отчисления больше не разделяются на две части, как это было ранее, и все платежи (если не указано иное) отправляются именно на страховой счет. То есть в процессе трудовой деятельности часть (определенный процент) от заработной платы отправляется в Пенсионный фонд, который начисляет определенное количество баллов (в зависимости от полученной суммы).

После наступления пенсионного возраста данные баллы конвертируются в определенную сумму (опять же, зависящую от общего числа баллов), и исходя из нее уже высчитываются средства, которые будет получать пенсионер ежемесячно. Данная система намного удобней существовавшей ранее, так как теперь большое значение имеет как сумма отчислений в ПФ, так и общий страховой стаж. А значит, чем больше человек работал в своей жизни, тем больше он будет получать в старости.

Накопительная часть страховой пенсии

Ранее пенсия разделялась на страховую и накопительную части. Теперь вся сумма платежа идет именно на страховую. Однако каждый гражданин, если у него есть такое желание, может определенный размер отчисляемых денег переводить на накопительный счет. Его преимущество в том, что данными средствами можно управлять (хотя и нельзя снять до наступления пенсионного возраста).

То есть вместо того, чтобы просто копиться в Пенсионном фонде, они будут работать на гражданина, постоянно увеличивая его будущий доход, который он получит в старости. У данной системы есть как преимущества, так и недостатки. Следует заметить, что страховая часть трудовой пенсии (собственно, как и любой другой) не может быть ниже определенного уровня. Это значит, что на накопительную часть можно отправлять только строго фиксированную сумму, которая будет меняться каждый год.

Выплаты

Накопительная и страховая часть пенсии выплачивается гражданину в некоторых ситуациях, которые могут не иметь ничего общего с достижением определенного возраста (это наиболее распространенный, но не единственный вариант). Выплаты могут происходить в связи с утерей кормильца или инвалидностью застрахованного лица. Чтобы получать эти деньги, человек должен достичь возраста 55 лет (для женщин) или 60 лет (для мужчин), иметь общий страховой стаж более 15 лет и накопить за это время не менее 30 баллов (это не сложно за такой продолжительный период). Данный закон вступит в силу только в 2025 году, а до этого количество требуемых баллов, начавшись с 6,6 будет постепенно увеличиваться с каждым годом, как и необходимый трудовой стаж, который в 2015 году составляет только 6 лет. Подробней об этом написано ниже.

Размеры и расчет пенсии

Чтобы определить размер средств, которые ежемесячно будет получать гражданин после выхода на пенсию, используется следующая формула: Страховой платеж = (фиксированная сумма х премиальный коэффициент) + (количество баллов х премиальный коэффициент х установленная сумма на дату выплаты). Данный расчет можно использовать как для определения суммы, которую гарантирует страховая часть пенсии, так и для ее накопительного варианта.

Премиальный коэффициент представляет собой определенный бонус к платежу, который получает гражданин, продолжающий работать и после того, как достиг возраста, позволяющего выйти на пенсию, без ее оформления. То есть чем больше он работает, тем больше получит в результате. Страховая часть трудовой пенсии, которая и является самой распространенной из всех ее видов, тоже получает подобный «бонус» от государства.

Отличия между страховой и накопительной пенсиями

Каждый гражданин может решить отчислять определенную законодательством сумму не на основную (страховую) пенсию, а на накопительную. Это не обязательное требование, а просто возможность желающим управлять своими пенсионными средствами. Граждане, не желающие заниматься подобным, будут получать свои обычные выплаты в старости и ни о чем не беспокоиться. Однако для людей, разбирающихся в финансовых операциях и умеющих получать выгоду от рисковых вложений, государством предусмотрена такая возможность.

Всю сумму накопительной пенсии гражданин может разместить в любом НПФ по собственному усмотрению и тем самым, возможно, получить больший доход в будущем. Несмотря на то что накопительная и страховая часть пенсии начисляются параллельно, при утере по той или иной причине накопительной части (имеется в виду, если это произойдет по вине владельца средств), она возмещена не будет. Так что все операции с вложенными средствами совершаются гражданином на свой страх и риск.

Социальные выплаты

Данный тип пенсии назначается гражданам, не отработавшим положенный срок, и потому не имеющим возможность претендовать на трудовую пенсию. Страховая часть пенсии, как и накопительная, в данном варианте не учитывается, так как социальная выплата носит фиксированный характер, не зависящий ни от чего, кроме законодательных норм. Благодаря тому, что вплоть до 2025 года требования к получению именно трудовой пенсии будут несколько снижены, есть большой шанс для многих слоев населения попытаться все же получать именно ее, а не урезанный социальный вариант. Следует учитывать, что выплачиваться социальные суммы начинают несколько позже обычных (с 65 для мужчин и с 60 для женщин).

Досрочная пенсия

Некоторые категории граждан, долгое время отработавшие в тяжелых условиях, имеют возможность выйти на пенсию до наступления пенсионного возраста. На это имеют право рабочие горной отрасли, плавсостав, водители общественного транспорта, работники медицины, люди некоторых творческих профессий и учителя. Размер страховой части пенсии, как и другие расчеты, полностью идентичны стандартным, используемым для большинства населения.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)

С начала этого года он замещает собой существовавший ранее взнос на страховую часть пенсии и на накопительную. Теперь вся трудовая деятельность отдельно взятого человека, которая включается в страховой стаж, будет оцениваться в баллах. Каждый балл - выражение фиксированной суммы, которую каждый год определяет правительство. Чтобы выйти на пенсию в текущем году, требуется накопить не менее 6,6 балла и иметь страховой страж более 6 лет. С каждым годом данные требования увеличиваются, и уже в 2025-м минимальное количество баллов должно составлять 30, а страховой стаж – не менее 15 лет.

По сути, правительство полностью реформировало пенсионную программу, начав ее практически с нуля, что в последующие 10 лет значительно облегчит возможность выхода на пенсию для многих слоев населения. Следует учитывать, что баллы начисляются не только во время работы. Так, год военной службы, ухода за ребенком, инвалидом и т. д. расценивается как 1,8 балла. При этом уход за вторым ребенком уже идет по 3,6 балла, а за третьим – 5,4 балла. Есть и ограничения. Нельзя набрать за год больше указанного правительством количества баллов (данное число будет увеличиваться каждый год в течение следующего десятилетия).

Что было раньше?

В предыдущем году (и ранее) платежи в Пенсионный фонд разделялись на две части, и из них состояли накопительная и страховая часть пенсии. Сколько процентов уходило на каждую из них - определить несложно, так как данная информация есть во множестве открытых источников. Если вкратце, то страховая часть составляла 16% из 22% перечисляемых в Пенсионный фонд, а накопительная – оставшиеся 6%.

Такая система работала довольно успешно, однако в связи с участившимися случаями мошенничества в среде НПФ и из-за того, что большинство населения не спешило воспользоваться имеющимися возможностями, было принято решение в 2015 году частично реформировать сложившуюся систему в сторону ее улучшения. Точно понять, действительно ли улучшилась ситуация, помогли реформы или нет, можно будет не ранее чем через год, а все преимущества мы увидим только через десять лет.

Что будет теперь?

Подводя итоги всему написанному выше, можно сделать вывод, что такого понятия, как размер страховой части пенсии, на данный момент просто не существует, так как взносы более не делятся на какие-либо отдельные части и не являются отдельно страховой и отдельно накопительной.

Несмотря на произошедшие реформы и изменения в пенсионной системе, любой гражданин может по собственному желанию сознательно снизить количество баллов, которые составляет страховая часть пенсии, и перечислить их на накопительную часть с целью получения некоторых доходов. Страховая часть пенсии (или просто - страховая пенсия) при этом будет в любом случае больше, чем накопительная, так что без средств к существованию гражданин остаться не должен даже при самой негативной ситуации.

Которые уплачиваются работодателями в пенсионный фонд РФ за своих работников в размере 22% от заработной платы. Распределение перечисляемых сумм происходит следующим образом:

  • 16% от взносов идет на индивидуальный тариф, т.е. на формирование страховой пенсии.
  • 6 % идет на солидарный тариф - фиксированную выплату, выплату социального пособия на погребение , иные, предусмотренные пенсионным законодательством цели.
  • у женщин - 55 лет;
  • у мужчин - 60 лет.

Страховая пенсия по старости (возрасту) по закону назначается при обязательном наличии в 2017 году следующих величин:

  • страхового стажа не менее 8 лет , требование к продолжительности которого с каждым годом увеличивается на 1 год до достижения 15 лет;
  • ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент) не меньше 11,4 , требование к которому также ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не будет достигать размера 30 .

Для некоторых категорий граждан при наличии определенных требований установлена возможность получения права на страховое пособие досрочно , т.е. раньше достижения ими пенсионного возраста.

  • трудились во вредных условиях труда, а также в тяжелых и опасных для здоровья;
  • работали или проживали на Крайнем Севере и (или) приравненных к нему местах;
  • имеют определенный социальный статус.

Перечень профессий и лиц, имеющих право на досрочную пенсию, а также условия ее назначения определены законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в статьях , и .

Страховая пенсия по инвалидности

Пенсионное пособие по инвалидности назначается гражданам, которым по результатам медико-социальной экспертизы установлены 1, 2 или 3 группы инвалидности. При этом законом определены некоторые нюансы:

  • на установление страховой пенсии по инвалидности не имеют влияния причина инвалидности, длительность страхового стажа (достаточно иметь хотя бы 1 рабочий день), наличие у получателя трудовой деятельности на момент назначения пенсии;
  • в случае, если у инвалида на момент назначения пенсии полностью отсутствует страховой стаж, ему устанавливается социальное пенсионное пособие . К таким инвалидам относятся дети или граждане, которые никогда не работали официально.

Пенсия выплачивается в течение всего времени, на которое установлена инвалидность, либо до достижения получателем пенсионного возраста (55/60 лет при наличии требуемого стажа, 60/65 лет в случае отсутствия стажа).

Величина фиксированной (базовой) выплаты

Фиксированная выплата устанавливается к страховой пенсии одновременно с ее назначением. Ее размер определен законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и после доиндексации 1.04.2017 составляет 4 823,37 рублей . Этим же законом закреплены и другие моменты:

  • при оформлении страхового пособия по инвалидности инвалидам 3 группы и пенсии по потере кормильца фиксированная выплата назначается в размере 50% от установленной законом суммы;
  • при установлении пенсии по старости после отсрочки ее оформления или отказа в ее получении в зависимости от срока, который прошел с момента появления права на пенсию (но не раньше 1 января 2015 ) до дня ее назначения, к фиксированной выплате применяется повышающий коэффициент;
  • выплата ежегодно индексируется;
  • по решению Правительства РФ размер выплаты может дополнительно ежегодно увеличиваться в зависимости от роста доходов ПФР.

Ст. 17 закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях » предусматривает некоторым категориям получателей выплату фиксированной суммы в повышенном размере .

Индексация в 2017 году

1 февраля 2017 года индексация страховых пенсионных выплат по решению Правительства была проведена на процент, равный уровню инфляции за 2016 год - на 5,4% . При этом в бюджет ПФР было заложено увеличение на 5,8%, таким образом, с 1 апреля страховые пенсии повышена дополнительно на 0,38% .

Кроме того продлены ряд решений, касающихся трудящихся получателей пенсии:

  • работающим пенсионерам индексацию страховых пенсий не проводили , и проводить теперь не будут;
  • индексирование выплаты возобновится тогда, когда пенсионер уволится , причем пенсионное пособие он начнет получать с учетом всех пропущенных индексаций;
  • по желанию получатель пособия вновь может устроиться на работу, при этом уменьшения пересчитанной пенсионной выплаты не будет.

Ограничивая работающих пенсионеров в индексации пенсионных выплат, законодатель сохранил ежегодный перерасчет их пенсий, производимый в августе исходя из сумм страховых взносов, перечисляемых за них работодателем.

Порядок назначения и выплат страховых пенсий

Страховая пенсионная выплата назначается по заявлению ее получателя, поэтому для ее оформления следует обращаться в территориальный пенсионный орган по месту регистрации или проживания. Обратиться в пенсионный фонд и представить все необходимые документы можно:

  • лично или через доверенное лицо, удостоверенное нотариусом;
  • воспользовавшись услугами почтового отделения связи;
  • через интернет на сайте ПФР;
  • через многофункциональный центр;
  • через работодателя.

Если с документами все в порядке, либо заявитель успевает принести недостающие не позже 3 месяцев с момента их затребования, пенсионная выплата назначается со дня подачи заявления, считающегося днем обращения за назначением пенсии.

В некоторых случаях предусмотренных законом страховая пенсия может быть назначена раньше дня обращения за ней.

Установленное страховое пособие перечисляется пенсионным фондом ежемесячно за текущий месяц на счет той организации, которая осуществляет его выплату.

Необходимые документы для оформления

Документы, требуемые ПФР для оформления страхового пенсионного пособия:

  • заявление на назначение страховой пенсии;
  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство (для иностранных лиц и не имеющих гражданства);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • трудовая книжка и иные документы, которые могут подтвердить страховой стаж и периоды, включаемые в него;
  • справка о среднемесячной заработной плате за 60 месяцев (подряд) до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности. При этом ПФР может принять данные о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы, если они были ранее представлены работодателями и находятся в информационной системе ПФР;
  • для подтверждения некоторых обстоятельств дополнительно могут потребоваться другие документы.

Можно ли работать и получать пенсию?

Пенсионное законодательство позволяет получателям страховых пенсионных выплат осуществлять трудовую деятельность.

Исключение составляет получение пенсии по потере кормильца, поскольку она выплачивается при условии, что ее получатель является нетрудоспособным или не работает по причине ухода за детьми младше 14 лет.

В целях сокращения расходов на пенсионное обеспечение была попытка законодательно ограничить работающих пенсионеров в получении пенсионных выплат в зависимости от размера их доходов, однако этот проект на данный момент принят не был, и право зарабатывать дополнительные к пенсии средства осталось неизменным.

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Страховая часть формируется за счет двух элементов: поступивших в Пенсионный фонд страховых взносов после 1 января 2002 г. и путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданином до 2002 г. Страховая часть трудовой пенсии включает базовую (солидарную 0 и дифференцированную (индивидуальную ) части. Базовая часть именуется фиксированным базовым размером (ФБР). Она обеспечивается солидарными взносами всех работодателей в едином размере – 6% фонда оплаты труда застрахованных работников. Эти средства не отражаются на их индивидуальных лицевых счетах. Пенсионный фонд, аккумулируя их, выплачивает гарантированную пенсию (ФБР) нынешним пенсионерам, составляющую на 1 апреля 2013 г. 3610 руб. 31 коп.

Вторая часть взносов на страховую часть трудовой пенсии отражается на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина в Пенсионном фонде РФ. Она является индивидуальной и дифференцируется в зависимости от заработка конкретного человека, т.е. от суммы страховых взносов и пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (расчетного пенсионного капитала).

Пример

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б,

где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (228 месяцев); Б – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (она постоянно индексируется; на 1 апреля 2013 г. составляет 3610 руб. 31 коп.).

Расчет пенсионного капитала (ПК )

ПК = ПК1 + СВ + ПК2,

где ПК1 – расчетный пенсионный капитал, исчисленный при оценке пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г. ; СВ – сумма валоризации (дооценки пенсионных прав); ПК2 – сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г.

Некоторую специфику имеет исчисление страховой части трудовой пенсии по старости военнослужащим в силу распространенности их активной трудовой деятельности после выхода на пенсию в 40–50 лет. Новый работодатель производит за него отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии по старости. Накопленный пенсионный капитал выплачивается ему в качестве страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением ее фиксированного базового размера. Условия выплаты страховой части пенсии – наличие военной пенсии, достижение стандартного пенсионного возраста, наличие страхового стажа (минимум 5 лет), не учтенного при назначении военной пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии по старости

Вторая часть трудовой пенсии по старости – накопительная. Она образуется в обязательном порядке только у граждан 1967 г. рождения и моложе. Накопительная часть зависит от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии, в размере 6% фонда оплаты труда, но не более 568 тыс. руб. в год.

Пример

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле НЧ = ПН/Т,

где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии.

Пенсионные накопления ежегодно индексируются и капитализируются, т.е. прирастают на величину инвестиционного дохода от управления накопительной частью пенсии управляющими компаниями.

Помимо образования накопительной части по линии обязательного пенсионного страхования возможен и добровольный выбор, сделанный участниками Программы государственного софинансирования пенсии. Эта программа действует с 2009 г.

Сейчас в ней участвуют 15,8 млн чел., или 21% экономически активного населения России. В Программу, если она будет продлена, могут вступить все граждане, даже те, у кого нет накопительной части пенсии по обязательному пенсионному страхованию (мужчины старше 1953 г.р. и женщины старше 1957 г.р.).

Ресурсами Программы являются поступления по трем каналам:

  • 1) добровольные страховые взносы граждан – не менее 2000 руб. в течение года в течение 10 лет. Все взносы включаются в состав средств пенсионных накоплений гражданина и зачисляются на персональный счет гражданина;
  • 2) средства государственного софинансирования, удваивающие взнос гражданина, но в пределах 12 тыс. руб. в год;
  • 3) взносы работодателей, если они являются третьей стороной Программы. Сумма взносов работодателя не ограничена и не зависит от суммы уплаченных дополнительных взносов работниками.

Таким образом, при условии взносов гражданина в сумме 12 тыс. руб. в год общая сумма накоплений гражданина составит 24 тыс. руб., не считая дохода от инвестирования.

Выгоды от участия в этой программе таковы. Программа софинансирования увеличивает будущие выплаты за счет уменьшения расчетного срока до 10 лет. Обычная пожизненная накопительная пенсия рассчитывается путем деления обязательных страховых накоплений на 228 месяцев (19 лет). А для участников программы софинансирования срок получения накопительной пенсии будет не 19, а 10 лет, следовательно, размер пенсии будет относительно выше.

Мотивом вступления в Программу софинансирования является и то, что по ней можно получить и социальный налоговый вычет до 120 тыс. руб.

Обобщим сведения о механизме формирования трудовой пенсии по старости. Страховая и накопительная части трудовой пенсии формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем за каждого работника. По общему правилу, т.е. если не применяются пониженные тарифы, с 2013 г. они уплачиваются в размере 22% фонда оплаты труда каждого застрахованного работника.

Тарифы страховых взносов для лиц 1967 г.р. и моложе составляют 22%, в том числе 16% – на страховую часть трудовой пенсии (6% – солидарная и 10% – индивидуальная часть) и 6% – на накопительную часть трудовой пенсии. Однако следует учитывать, что с 2014 г. накопительный тариф 6% применяется только для тех, кто распорядился своими пенсионными накоплениями, т.е. до конца 2013 г. подал заявление о переходе в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и о выборе управляющей компании . Для не определившихся с режимом своих пенсионных накоплений работников тариф на накопительную часть пенсии составляет 2%. За счет этого возрастает страховая часть тарифа .

Для лиц 1966 г.р. и старше уплаченные работодателями в их пользу страховые взносы по тарифу 22% в полном объеме формируют страховую часть трудовой пенсии и делятся в пропорции: 6% – солидарная часть тарифа и 16% – индивидуальная часть.

Схематично структура страховых тарифов на обязательное пенсионное страхование (если страхователь не имеет право на применение пониженных тарифов) в 2014 и 2015 гг. представлена на рис. 6.4.

Рис. 6.4.

Пример

Годовой фонд оплаты труда 43-летнего работника в 2013 г. составил 600 тыс. руб. Его работодатель начислял и уплачивал страховые взносы только с части фонда оплаты труда данного работника – с 568 тыс. руб. в объеме 22%, т.е. в ПФР перечислено 124,96 тыс. руб. Пенсионный фонд отразил на индивидуальном лицевом счете работника 16% страховой базы, т.е. 90,88 тыс. руб., а 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. направил на финансирование фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.

С заработка свыше 568 тыс. руб., т.е. с 32 тыс. руб., уплачено страховых взносов 10%, т.е. 3,2 тыс. руб. Они также направлены на фиксированные базовые пенсии. Итого на солидарную часть страховой части трудовой пенсии перечислено 37,28 тыс. руб.

Так как данный работник моложе 1967 г.р., то на его лицевом счете формируются пенсионные накопления в размере 6%, т.е. 34,08 тыс. руб. Таким образом, из 90,88 тыс. руб. пенсионные накопления составили 34,08 тыс. руб., а индивидуальная страховая часть – 56,80 тыс. руб.

Если бы данный работник был старше 1967 г.р., то все 90,88 тыс. руб. зафиксировались в страховой части его индивидуального лицевого счета.

Важным вопросом при проведении пенсионной реформы стало сохранение старых пенсионных прав. С этой целью была проведена валоризация пенсионных прав. Это денежная переоценка пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. в соответствии со стажем и заработком. Для сохранения старых пенсионных прав граждан их следовало конвертировать, т.е. учесть и соединить с новыми правами страхового характера, дабы они вошли в расчетный пенсионный капитал. В итоге пенсии граждан старшего поколения увеличатся и примут современный вид.

Валоризация была проведена в 2010 г. в беззаявительном порядке в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 1 января 2002 г. При валоризации был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин). За каждый год стажа до 1991 г. страховая часть пенсии увеличилась на 1%, за стаж 1991–2001 гг. – на 10%. Например, если трудовой стаж человека до 1991 г. был 25 лет, то в целом расчетный пенсионный капитал по состоянию 1 января 2002 г. увеличится на 35% (10% +25%).

Помимо трудовых пенсий по старости, в России назначаются также трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потерю кормильца. Не следует путать их с одноименными социальными пенсиями.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается инвалидам I, II и III группы (при наличии хотя бы одного дня трудового стажа), в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам. Структура пенсии включает только фиксированный базовый размер и страховую часть. Накопительный элемент отсутствует.

Пример

Размер трудовой пенсии по инвалидности = ПК/(Т × К) + Б, где ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 2013 г. он составляет 228 месяцев; К – отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности. Он зависит от группы инвалидности, места проживания, наличия иждивенцев.

Предусматривается продление срока выбора тарифа до конца 2014 г.

  • Право выбора тарифа регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №243-ФЗ3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
  • Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.

    Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.

    Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.

    Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.

    3.2. Общие основания, определяющие право на пенсиюпо старости

    Права граждан на социальное обеспечение по возрасту обеспечиваются нормами как международного, так и российского законодательства. В первую очередь, к основаниям, определяющим право на пенсионное обеспечение по старости, относятся конституционные положения. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный гарантированный минимальный размер оплаты труда, а также обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину Российской Федерации социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях. В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются государственные пенсии и иные социальные пособия. Данные положения Конституции РФ являются основополагающими. На основе этих положений принимаются все законодательные акты, относящиеся к пенсионному обеспечению в России. К таким законодательным актам относится Федеральный закон «О трудовых пенсиях», который устанавливает положение о том, что трудовые пенсии, в том числе трудовая пенсия по старости, выплачиваются только в соответствии с этим законодательным актом. Положения Федерального закона «О трудовых пенсиях» дополняются и уточняются другими федеральными законами, содержащими положения о пенсионном обеспечении. К ним относятся в первую очередь: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также другие законы, подзаконные нормативные правовые акты и ряд постановлений Правительства РФ.

    Статья 15 Конституции РФ в п. 4 устанавливает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации над российским законодательством. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Указанные конституционные положения применяются и к нормам о трудовых пенсиях. Если нормы Федерального закона о трудовых пенсиях не соответствуют действующим международным договорам РФ, то применяются нормы соответствующего международного договора РФ.

    Среди международных актов, предусматривающих права на социальное обеспечение, в том числе право на пенсию по старости, действующих на территории Российской Федерации в настоящее время, в первую очередь отметим Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую на третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение. В ст. 25 того же документа указывается, что каждый человек имеет право на социальное обеспечение в случае наступления старости. Данное положение является основополагающим признанием права на социальное обеспечение в случае наступления старости.

    Другим важным среди заключенных Российской Федерацией международных договоров является Соглашение от 13 марта 1992 г. о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное представителями России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В Соглашении указывается, что каждое государство – участник Содружества должно нести ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан. При этом государства-участники, подписавшие данное соглашение, признают свои «обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в состав СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения».

    Среди иных международных актов о пенсионном обеспечении выделим акты, подписанные Правительством Советского Союза и действующие на территории Российской Федерации в настоящее время. К ним относятся: Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении от 2 декабря 1959 г., Соглашение между СССР и Румынской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и др.

    3.3. Льготные основания, определяющие право на пенсиюпо старости

    Помимо общих оснований назначения трудовой пенсии по старости, Федеральный закон «О трудовых пенсиях» предусматривает льготные основания для назначения пенсии, в соответствии с которыми трудовая пенсия по старости может быть назначена до наступления установленного законом возраста. Положения о льготных основаниях для назначения трудовой пенсии по старости содержатся в ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

    Статья 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий работников, которые в установленных законодательством случаях могут выйти на пенсию до наступления возраста 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин. К этим категориям относятся:

    1) лица, работавшие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах;

    2) лица, работавшие на работах с тяжелыми условиями труда;

    3) женщины, работавшие в качестве трактористов-машинистов, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет;

    4) женщины, проработавшие не менее 20 лет в текстильной промышленности и на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

    5) лица, работавшие в качестве рабочих локомотивных бригад, в качестве работников непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках, рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды или породы;

    6) лица, работавшие в экспедициях, партиях, отрядах, на участках, в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, гидрологических, лесоустроительных, изыскательских работах;

    7) лица, работавшие в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках, лесосплаве, включая работу по обслуживанию механизмов и оборудования;

    8) лица, работавшие в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

    9) лица, работавшие в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, за исключением работавших на портовых судах, постоянно работавших в акватории порта, на служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения;

    10) лица, работавшие в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев, на регулярных городских пассажирских маршрутах;

    11) лица, в период трудовой деятельности непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников;

    12) лица, работавшие на судах морского флота рыбной промышленности, на работах по добыче и обработке рыбы, морепродуктов и на работах по приему готовой продукции на промысле;

    13) лица, работавшие в летном составе гражданской авиации;

    14) лица, работавшие на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

    15) лица, работавшие в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

    16) лица, работавшие в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях МЧС России;

    17) лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

    18) лица, отработавшие не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы, МЧС России;

    19) лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

    20) лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

    21) лица, осуществлявшие творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

    Условия назначения льготных пенсий, предусмотренных ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», зависят от продолжительности трудового стажа в указанных сферах трудовой деятельности, а также от продолжительности общего страхового стажа. Возраст выхода на пенсию по льготным основаниям колеблется от 40 до 55 лет в зависимости от пола лица и условий трудовой деятельности.

    Статья 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», так же как и ст. 27 того же Закона, предусматривает льготные основания для назначения трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее установленного законом срока выхода на пенсию следующим категориям лиц:

    1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими восьмилетнего возраста;

    2) одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до восьмилетнего возраста;

    3) женщинам, родившим двух и более детей и работавшим в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях;

    4) инвалидам вследствие военной травмы;

    5) инвалидам по зрению;

    6) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам;

    7) лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

    8) лицам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

    Выход на пенсию по возрасту на льготных основаниях, предусмотренных ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», сопровождается условиями по наличию страхового стажа установленной продолжительности и варьируется в зависимости от пола лиц, претендующих на трудовую пенсию по старости.

    3.4. Размеры трудовых пенсий по старости

    3.4.1. Размер базовой части трудовой пенсии (БЧ)

    Порядок определения размеров трудовых пенсий определяется гл. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Размеры трудовых пенсий по старости определяются ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». Как говорилось выше, трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной; ее размер определяется путем сложения этих трех частей.

    Базовая часть представляет собой гарантированные и устанавливаемые государством ежемесячные выплаты в твердой денежной сумме. В настоящее время размер базовой части трудовой пенсии по старости составляет 1 950 руб. в месяц. Для некоторых категорий лиц размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном по отношению к общему размере. Лица пожилого возраста и инвалиды постоянно нуждаются в постороннем уходе, что связано с дополнительными финансовыми затратами, поэтому этим категориям лиц базовая часть трудовой пенсии устанавливается в повышенном размере. Размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, достигших 80-летнего возраста, составляет 3900 руб. в месяц.

    В таком же размере (3900 руб. в месяц) устанавливается размер базовой части инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

    Также повышенный размер базовой части трудовой пенсии устанавливается для лиц, имеющих на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении одного члена семьи размер базовой части составляет 2600 руб. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера двух членов семьи – 3 250 руб. в месяц, при наличии на его иждивении трех и более членов семьи – 3900 руб. в месяц.

    Если пенсионер, на иждивении которого находятся члены семьи, достиг 80-летнего возраста или является инвалидом, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, то устанавливается еще более высокий размер базовой части пенсии.

    При наличии одного члена семьи на иждивении пенсионера, достигшего 80-летнего возраста или имеющего ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии выплачивается ему в размере 4550 руб. в месяц. Если на иждивении такого пенсионера находится два члена семьи, то размер базовой части составляет 5200 руб. в месяц, если три или более членов семьи, то размер базовой части составляет 5850 руб. в месяц.

    В повышенном размере устанавливается размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим или работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, размер базовой части увеличивается на соответствующий районный коэффициент. Данные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ и в зависимости от района проживания. Если пенсионер выезжает на новое место жительства, то размер базовой части его пенсии устанавливается в соответствии с коэффициентами нового места жительства либо без учета коэффициентов, если новое место жительства не относится к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лицам, работавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и имеющим страховой стаж не менее 20 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в размере 2925 руб. в месяц, за исключением случаев, когда эти лица достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени или имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи. При наличии на иждивении этой категории лиц одного нетрудоспособного члена семьи базовая часть пенсии выплачивается в размере 3900 руб. в месяц, при наличии на их иждивении двух членов семьи – 4875 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи – 5850 руб. в месяц.

    Пенсионерам этой категории, достигшим 80-летнего возраста или имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, базовая часть трудовой пенсии устанавливается в размере 5850 руб. в месяц. Если же пенсионеры этой категории достигли 80-летнего возраста, имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеют на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то размер базовой части трудовой пенсии будет составлять: при наличии на иждивении одного члена семьи – 6825 руб. в месяц, при наличии на иждивении двух членов семьи – 7800 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи размер базовой части будет составлять 8775 руб. в месяц.

    Также в повышенном размере устанавливается базовая часть трудовой пенсии лицам, проработавшим не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии, если они имеют страховой стаж не менее 20–25 лет. Этой категории лиц базовая часть устанавливается в размере 2535 руб. в месяц. Если лица этой категории достигли возраста 80 лет или имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части составляет 5070 руб. в месяц. Если на их иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи, то при наличии одного такого члена семьи размер базовой части будет составлять 3380 руб. 60 коп. в месяц, при наличии на иждивении пенсионера этой категории двух членов семьи сумма базовой части составляет 4225 руб. в месяц, при наличии на иждивении трех или более членов семьи базовая часть выплачивается в сумме 5070 руб. в месяц. Если же пенсионер этой категории достиг 80-летнего возраста или имеет ограничение способности к трудовой деятельности III степени и при этом имеет на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, то при наличии одного члена семьи базовая часть выплачивается им в размере 5915 руб. в месяц, при наличии двух членов семьи им выплачивают 6760 руб. в месяц, при наличии трех или более членов семьи – 7605 руб. в месяц.

    3.4.2. Размер страховой части трудовой пенсии (СЧ)

    Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле, приведенной в п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях». В соответствии с этой формулой страховая часть трудовой пенсии по старости определяется как соотношение расчетного пенсионного капитала к ожидаемому периоду выплаты трудовой пенсии в месяцах.

    СЧ = ПК/Т

    Страховая часть = Пенсионный капитал / ожидаемый период выплаты трудовой пенсии.

    Для того чтобы произвести расчет размера страховой части, необходимо определить размер расчетного пенсионного капитала и период выплаты трудовой пенсии.

    Статья 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает, что базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо. Поступающие в Пенсионный фонд РФ страховые взносы застрахованного лица учитываются на его индивидуальном лицевом счете. Эти суммы, учтенные на индивидуальном лицевом счете, представляют собой расчетный пенсионный капитал. Кроме сумм страховых взносов и иных поступлений, поступающих на индивидуальный лицевой счет за застрахованное лицо, в расчетный капитал включаются пенсионные права лица, приобретенные им до 1 января 2002 г., в денежном выражении. Надо сказать, что индивидуальный лицевой счет лица делится на две части: общая часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица и специальная часть этого страхового счета. В специальной части страхового счета учитываются суммы, за счет которых обеспечивается накопительная часть трудовой пенсии.

    Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» составляет 19 лет, а поскольку он исчисляется в месяцах, то он определяется в количестве 228 месяцев. Но законодательство предусматривает установление ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 19 лет (228 месяцев) не с момента введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях», а поэтапно. Количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, поэтапно увеличивается с 1 января 2001 по 1 января 2013 г. Таким образом, количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты в 2001 г., составляло 138 месяцев, в 2002 г. – 144 месяца, в 2003 г. – 150 месяцев, в 2004 г. – 156 месяцев, в 2005 г. – 162 месяца, в 2006 г. – 168 месяцев, в 2007 г. – 174 месяца, в 2008 г. – 180 месяцев, в 2009 г. – 186 месяцев, в 2010 г. – 192 месяца, в 2011 г. – 204 месяца, в 2012 г. – 216 месяцев, в 2013 г. и далее – 228 месяцев.

    Пример исчисления страховой части трудовой пенсии по старости: расчетный пенсионный капитал составил 120 000 руб., а пенсия назначается с 1 января 2009 г. Для того чтобы определить страховую часть трудовой пенсии по старости, необходимо разделить сумму расчетного капитала на количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты на 2009 г. Таким образом, мы делим 120 000 руб. на 186 – количество месяцев ожидаемого периода в 2009 г. Мы получаем, что страховая часть трудовой пенсии в этом случае будет составлять 645 руб. 16 коп. Если та же пенсия будет назначена в 2010 г., то размер ее страховой части будет составлять 120 000 / 192 = 625 руб.

    Так рассчитывается страховая часть пенсии.

    Если трудовая пенсия по старости назначается мужчинам после 60 лет, а женщинам после 55 лет, то ожидаемый период выплаты сокращается на один год за каждый год, истекший со дня достижения указанного возраста. Например, если мужчина получил право на назначение трудовой пенсии по старости в 2009 г. и его возраст в момент назначения пенсии составлял 61 год, то количество месяцев, входящих в ожидаемый период выплаты, будет составлять не 186 месяцев, как предусмотрено установленным законом правилом, а 174 месяца.

    Законодательство устанавливает правило, согласно которому ожидаемый период выплаты не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Данное правило установлено в связи с тем, что не всегда момент наступления пенсионного возраста и момент обращения за пенсией совпадают. Чем позже гражданин обратится за назначением ему трудовой пенсии по старости, тем меньше будет ожидаемый период выплаты. Отметим, что данное правило не действует в отношении граждан, которые в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях» имеют право на назначение пенсии по старости до наступления установленного законом возраста. Точно так же правило о сокращении ожидаемого периода выплаты не действует в отношении тех лиц, которые отказываются от страховой части пенсии после ее назначения.

    Граждане имеют право отказаться от страховой части трудовой пенсии путем подачи заявления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ. Если гражданин отказывается от назначения страховой части пенсии в момент обращения за трудовой пенсией, то в отношении него сохраняется правило о сокращении ожидаемого периода выплаты.

    Пример:

    10 февраля 2007 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он подал письменное заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ о назначении ему трудовой пенсии по старости. Вместе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости мужчина подал второе заявление об отказе от назначения страховой части трудовой пенсии. 10 февраля 2009 г. этот мужчина обратился в органы Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. С 1 января по 31 декабря 2009 г. ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости составляет 186 месяцев. Поскольку гражданин обратился за назначением страховой части пенсии спустя два года после того, как ему была назначена трудовая пенсия по старости, он имеет право на сокращение ожидаемого периода выплаты, то его ожидаемый период выплаты сокращается на два года и составляет 164 месяца.

    В тех случаях, когда пенсионер после назначения ему страховой части трудовой пенсии вновь начинает заниматься трудовой деятельностью или отказывается от страховой части трудовой пенсии, страховая часть пенсии подлежит перерасчету после прекращения трудовой деятельности или после повторного обращения за назначением страховой части трудовой пенсии соответственно. В этих случаях ожидаемый период выплаты подлежит сокращению на один год за каждый полный год трудовой деятельности, осуществляемой после назначения трудовой пенсии по старости или на один год за каждый полный год, истекший с момента отказа от страховой части пенсии. При этом пенсионеры имеют право на отказ от страховой части пенсии неоднократно; каждый раз после того, как страховая часть пенсии вновь назначается, осуществляется перерасчет этой части пенсии.

    Пример:

    15 июня 2004 г. мужчине исполнилось 60 лет, и в тот же день он обратился за назначением ему трудовой пенсии по старости, но при этом отказался от назначения ему страховой части трудовой пенсии по старости. В 2006 г. мужчина обратился за назначением ему страховой части трудовой пенсии. В соответствии с законодательством в этом случае производится перерасчет страховой части пенсии. В данном случае страховая часть пенсии была назначена в 2006 г. Ожидаемый период выплаты пенсии в 2006 г. составлял 168 месяцев. Учитывая, что пенсионер в течение двух лет отказывался от получения страховой части пенсии, срок его ожидаемого периода выплаты пенсии сокращается на два года и составляет 144 месяца. После назначения ему страховой части трудовой пенсии пенсионер вновь начал заниматься трудовой деятельностью и продолжал ее с сентября 2006 г. до декабря 2008 г. В связи с этим пенсионер приобрел право на новый перерасчет страховой части трудовой пенсии. Предусмотренный законодательством ожидаемый период выплаты пенсии на 2008 г. составляет 180 месяцев. Этот период подлежит сокращению на 24 месяца, в течение которых пенсионер отказывался от назначения ему страховой части трудовой пенсии, и еще на два года, истекших с момента назначения страховой части пенсии до момента ее перерасчета, в течение которых пенсионер осуществлял трудовую деятельность. Таким образом, в данном случае ожидаемый период выплаты пенсии будет составлять 132 месяца.

    3.4.3. Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧ)

    Размер накопительной части трудовой пенсии, так же как и размер страховой ее части, исчисляется по математической формуле, в соответствии с которой накопительная часть трудовой пенсии определяется как отношение суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначена накопительная часть трудовой пенсии по старости, к количеству месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Установленная п. 9 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формула расчета накопительной части трудовой пенсии по старости выглядит следующим образом:

    НЧ = ПН / Т , где

    НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии;

    ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

    Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, который применяется для расчета накопительной части трудовой пенсии.

    Исходя из смысла нормы, установленной п. 9 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях», расчет ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется по иным правилам, чем расчет ожидаемого периода выплаты страховой части пенсии. Указанный порядок расчета должен быть установлен федеральным законом. Но до настоящего времени такой порядок законодательство не определило. Таким образом, один из показателей, необходимых для расчета накопительной части трудовой пенсии, в настоящее время отсутствует.

    Если в соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия подлежит перерасчету, а суммы, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете или в специальной части индивидуального лицевого счета, уже однажды были учтены при назначении трудовой пенсии, то при осуществлении перерасчета трудовой пенсии, эти суммы не принимаются во внимание.

    3.4.4. Общий размер трудовой пенсии по старости

    Общий размер трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с установленной п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях» формулой расчета:

    П = БЧ + СЧ + НЧ,

    где П – размер трудовой пенсии;

    БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;

    СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;

    НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    Общий размер трудовой пенсии определяется путем сложения трех ее частей: базовой, страховой и накопительной.

    Навигация по статье

    Субъектами данной системы являются:

    • Страховщик - Пенсионный фонд России и его территориальные органы;
    • Страхователи - организации, индивидуальные предприниматели, и т.д.;
    • Застрахованные лица - граждане, за которых уплачиваются страховые взносы.

    До недавнего времени пенсионное обеспечение рассчитывалось по данным пенсионного капитала, сформированного за время работы гражданина. В настоящее время перешла на новый порядок формирования пенсионных прав и расчета выплат.

    Как рассчитывалась пенсия до пенсионной реформы?

    До первого января 2015 года страховая часть обеспечения по старости рассчитывалась по формуле, которая приведена в статье 14 Федерального закона № 173 от 17 декабря 2001 года. Согласно этой формуле размер страховой части трудовой пенсии определялся так:

    СЧ = ПК / Т + Б,

    • СЧ - страховая часть выплаты;
    • ПК - пенсионный капитал застрахованного лица, который формировался на протяжении трудовой деятельности гражданина за счет отчислений с заработной платы;
    • Т - период выплаты денежных средств (в месяцах), который устанавливался Правительством РФ;
    • Б - фиксированная базовая часть страховой выплаты также устанавливалась Правительством РФ и подлежала ежегодной корректировке.

    Сам пенсионный капитал (ПК) состоял из трех частей, это:

    • ПК, сформированный до 2002 года;
    • сумма валоризации (разовое увеличение ПК, сформированного до 2002 года);
    • ПК, который был сформирован после 2002 года.

    Другими словами, страховая часть включала в себя четыре части :

    • пенсионное обеспечение, заработанное до 2002 года;
    • валоризация пенсии, сформированной до 2002 года;
    • пенсионное обеспечение, заработанное после 2002 года;
    • базовая часть.

    Кроме этого, у некоторых категорий населения формировались пенсионные накопления . В связи с этим вместе со страховой частью гражданам выплачивалась накопительная часть трудовой пенсии по старости.

    Таким образом, трудовая пенсия по старости до 01.01.2015 года формировалась из двух частей - страховой и накопительной.

    В настоящее время данный закон не действителен в связи с изменением пенсионной системы в Российской Федерации.

    Изменение пенсионной системы с 2015 года

    С недавнего времени в нашей стране введен новый порядок формирования и расчета обеспечения в . Теперь пенсионный капитал за каждый год формируется в индивидуальных пенсионных коэффициентах (ИПК) или баллах, которые при назначении выплаты переводятся в рубли. Данный параметр позволяет оценить каждый календарный год трудовой деятельности граждан по отчислениям страховых взносов в ПФР.

    ИПК имеет максимальное значение , которое ежегодно увеличивается. Также оно зависит от . Баллы за каждый год суммируются и умножаются на стоимость ИПК, которая два раза в год устанавливается государством. Благодаря этому страховое обеспечение будет ежегодно увеличиваться.

    Все средства, которые были «заработаны» гражданами до 2015 года, были переведены без уменьшения в пенсионные баллы.

    По новым правилам при расчете страхового стажа учитываются некоторые нестраховые периоды , за которые также начисляются пенсионные баллы. К таковым относятся периоды:

    • прохождения военной службы по призыву - 1,8 баллов за год;
    • отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (максимум 6 лет) - от 1,8 до 5,4 балла;
    • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет - 1,8 баллов за год;
    • в некоторых других случаях.

    При этом, если гражданин в это время был официально трудоустроен, у него также формировались баллы и он имеет право выбрать , какие баллы использовать при расчете - за работу или за нестраховой период.

    Что стало со страховой и накопительной частью трудовой пенсии?

    До 2014 года включительно в Российской Федерации существовало трудовое обеспечение по старости, которое включала в себя две части: страховую и накопительную. С 1 января 2015 года эти две части законодательно стали самостоятельными видами пенсий: и .

    Также расчет страховой выплаты производится по новой формуле:

    СП ст = ИПК × СИПК + ФВ,

    • СП ст - страховое обеспечение по старости;
    • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
    • СИПК - стоимость одного ИПК;
    • ФВ - фиксированная выплата.

    В 2018 году максимальное количество баллов составляет 8,70; минимальное количество баллов - 13,8; минимальный - 9 лет; СИПК (с 1 января 2018 г.) - 81,49 рублей; ФВ - 4982,9 рублей.

    Исходя из этого, применяя значения 2018 года, пенсии рассчитываются по формуле:

    СПст = ИПК × 81,49 + 4982,90.

    В 2016 году женщина достигла пенсионного возраста, то есть ей исполнилось 55 лет и она вправе оформить страховую пенсию по старости. Но Людмила Федоровна решила не спешить с оформлением и продолжить работу на фабрике. Обратиться за начислением выплат она предполагает через 3 года.

    В 2019 году Людмиле Федоровне исполнится 58 лет. В соответствии с законодательством в это время ей будет положены премиальные коэффициенты:

    • 1,19 к фиксированной выплате;
    • 1,24 к накопленным баллам.

    Другими словами, пенсионное обеспечение гражданки Семеновой Л.Ф. вырастет на 19% (к ФВ) и на 24% (к ИПК).

    Выбор варианта пенсионного обеспечения

    От выбора пенсионного обеспечения зависят размеры тарифов перечисляемых страховых взносов. Статьей 33.1 ФЗ № 167 от 15.12.2001 года предусмотрены величины данных тарифов. Для страхователей в 2014 - 2018 годах применяется . Если сумма взносов выше установленной предельной базы, то устанавливается тариф 10% .

    Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе должны были выбрать, как в дальнейшем будет формироваться их :

    • только страховая выплата;
    • страховая и накопительная.

    Также остальные граждане могли формировать пенсионные накопления самостоятельно в рамках Программы государственного софинансирования. Однако с 2015 года стать участником данной программы невозможно.

    Как установлено, из 22% страховых взносов 6% идет на финансирование солидарной части (которая идет на формирование фиксированной выплаты или иных направлений, учтенных законодательством), а 16% - индивидуальной.

    1. Если лица, родившиеся в 1967 году и позже, сделали выбор в пользу накопительной пенсии, то из этих 16% взносов 6% составляют накопительную часть, а 10% - страховую.
    2. У застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе, которые выбрали вариант обеспечения без накопительной пенсии , также, как и у граждан 1966 года рождения и старше, все 16% взносов формируют только страховое обеспечение.

    Это касается всех страхователей, исключение составляют некоторые категории плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы .

    Что лучше: страховая или накопительная пенсия?

    При выборе варианта пенсионного обеспечения граждане часто задаются вопросом: «Какую пенсию следует формировать, чтобы в итоге ее сумма была наиболее высокой?» . Чтобы в этом разобраться, необходимо определить, какие плюсы и минусы имеет страховая и накопительная пенсия.

    • Величина страховой пенсии зависит от суммы индивидуальных пенсионных баллов, стоимость которых устанавливается государством. Ежегодно 1 февраля она индексируется на величину инфляции за предыдущий год.
    • не индексируется, а зависит от результатов инвестирования пенсионных накоплений в НПФ или УК, то есть могут быть убытки. В этом случае застрахованному лицу выплачивается только сумма уплаченных страховых взносов.
    • Тем не менее, гражданин вправе сам выбирать НПФ или УК, которому он передаст часть своих страховых взносов. Чтобы правильно сделать выбор, необходимо сравнить показатели деятельности фондов на официальном сайте Центробанка. Также можно выбрать и государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк.

    Кроме этого выбор обеспечения влияет на максимальное значение ИПК. С 2021 года при отказе от формирования накопительной пенсии значение ИПК будет составлять не более 10, а при формировании - 6,25.

    Заключение

    Кроме этого, на размер пенсионных выплат влияет - чем позже за ней обратиться, тем выше размер.


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди