04.07.2019

Ребенка обижают в школе старшеклассники. Сигналы, на которые стоит обратить внимание. Конфликт с одноклассниками


Проблема травли (буллинга) детей сверстниками с каждым годом все актуальнее. Работают психологи, педагоги, правоохранительные органы, но ситуация меняется мало. Нередко травля становится причиной травм или суицидов подростков. Она оставляет глубокий след в психике и ломает будущее человека. Самое неприятное, что дети не всегда делятся своими проблемами. Для родителей важно вовремя заметить, что ребёнка обижают в школе, и остановить это.

6 признаков, что вашего ребёнка обижают в школе

Есть семьи, где дети откровенно рассказывают обо всем, что происходит с ними в течение дня. Но нередки случаи, когда некоторые действительно важные вещи замалчиваются. Причин такого поведения может быть много, и это отдельная тема. Мы рассмотрим самые явные признаки конфликтов:

    Ребёнок открыто говорит, что не хочет ходить в школу. Имеет смысл расспросить его о причинах. Обычно это сообщает о проблемах с кем-то из сверстников, старшеклассников или учителей.

    Частые опоздания на уроки. Не исключено, что ребёнок сознательно старается меньше времени проводить со сверстниками и приходить как можно позже.

    Плохая успеваемость. Стоит поговорить с классным руководителем, а возможно, и самим понаблюдать, как ребёнок ведет себя на переменах. Не так страшны школьные программы, чтобы дети их не усваивали. Зачастую они плохо учатся из-за психологического дискомфорта.

    Признаки невроза, агрессии или апатии. Депрессивно или агрессивно настроенный ребёнок — это повод насторожиться для родителей. Особенно стоит обратить внимание на признаки нервного тика, нарушения сна, пищевые расстройства.

    Симуляция болезней. Дети не просто так придумывают себе болячки. Если отметили, что ребёнок симулирует, не ругайтесь, поговорите с ним по душам.

    Испорченные вещи. Если у школьника изорваны тетради, одежда, пропадают вещи, это может быть признаком того, что его обижают.

Если отметили хотя бы пару признаков из этого списка, навестите классного руководителя, пообщайтесь с педагогами, школьным психологом. Не паникуйте, если выяснится, что ребёнок изредка конфликтует. Это нормально. А вот систематические нападки — тревожный симптом.

Причины травли: какие дети «вызывают огонь на себя»

Нередко насмехаются над детьми с нетипичной внешностью. Полнота, прыщи, кривые зубы или даже «неправильный» разрез глаз могут вызвать жестокий буллинг. Если ребёнок не может постоять за себя, отвоевать свое «место под солнцем», ему придется несладко.

Часто издеваются над плохо одетыми, неряшливыми школьниками, детьми из неблагополучных семей. Также в группе риска слишком тихие, неуверенные в себе, медлительные, неуравновешенные школьники. Один-два прецедента — и издевательства над таким ребёнком уже входят в привычку. Примеру заводил следует весь остальной коллектив.

Принято считать, что обижают детей-«ботаников», которые много времени проводят за книжками, но упускают социальную жизнь. Как ни странно, именно «ботаники» зачастую лучше всех дают отпор насмешкам. Причина их успеха — начитанность. Такие дети копируют поведение персонажей книг. У них богатый словарный запас, который позволяет посадить в лужу обидчиков, если, конечно, не доходит до драки.

С чего начать раскручивать клубок неприятностей

Мы, родители, нередко сами провоцируем конфликты своих детей со сверстниками. От нашей реакции, действий и слов зависит, как поведет себя ребёнок в сложной ситуации. Найти баланс трудно. Если слишком опекаем, наше чадо подвергается насмешкам из-за несамостоятельности. Если пускаем конфликты на самотек, объясняя, что не стоит переживать из-за мелочей, то формируем у ребенка мысль, что он не заслуживает лучшего.

Нельзя ни махнуть рукой на взаимоотношения ребёнка с окружающими, ни тотально контролировать. Как же быть? Стоит чутко реагировать на сообщения о возможной травле, ненавязчиво наблюдать, но вмешиваться только тогда, когда ребёнок действительно не в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно.

Предлагаем несколько дельных советов психолога:

    Доверительное общение. Разговаривать с ребёнком, искренне интересоваться его проблемами — это архиважно. Выслушивайте всё, находите время для общения. Не осуждайте, не критикуйте, а слушайте и вникайте. Ребёнок почувствует вашу поддержку и будет больше доверять.

    Анализируйте и действуйте конструктивно. Если над ребёнком насмехаются из-за внешности, можно исправить ситуацию. Проблемы прыщей, лишнего веса, выравнивания зубов решаемы. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.

    Наладьте контакт со школьным психологом. Он станет вашим надежным союзником и не раз выручит в сложных ситуациях. Нередко психологам дети рассказывают гораздо больше, чем родителям.

Если вашего ребёнка обижают в школе, будьте внимательны. Уделяйте больше внимания его внешнему виду, психологическому состоянию, оставайтесь на связи с педагогами.

Как действовать, если ребёнка унижают и бьют

В случае очевидного буллинга вам нельзя оставаться безучастным зрителем. Пришло время принимать кардинальные меры. Вот конкретные действия, которые доступны родителям для решения проблемы:

    Немедленно подготовьте запасной аэродром. Зачастую педагоги и психолог в курсе проблем, но не могут или не хотят их решать. Если столкнулись с подобной ситуацией, соберите информацию о соседних школах и выберите наиболее подходящие заведения для вашего ребёнка. Вы должны быть готовы перевести его в любую минуту.

    Не оставляйте без внимания ни один серьезный инцидент. Если травят одни и те же школьники, пишите заявление администрации с просьбой защитить ребёнка от этих учеников. Если вас будут уговаривать решить вопрос полюбовно, не соглашайтесь. Это не улучшит ситуацию, а вот соответствующий документ может повлиять положительно.

    Обращайтесь в правоохранительные органы. Если ребёнка побили до синяков и царапин, немедленно обращайтесь на санпропускник ближайшей больницы и снимайте побои, обращайтесь в полицию. Если будут отговаривать писать заявление, не соглашайтесь. У вас должно быть подтверждение факта избиения на случай, если ситуация ухудшится.

    Встречайте из школы. Если понимаете, что ребёнка постоянно преследуют хулиганы, «ловят» после школы, организуйте его сопровождение взрослыми. Встречайте сами или попросите помощи у родных.

    Купите технические средства защиты. Сейчас доступны специальные модели телефонов с кнопками тревоги, функциями слежения, мгновенного включения диктофона. Если вашему ребёнку угрожают, такие устройства незаменимы.

Безопасность вашего ребёнка прежде всего. Используйте все доступные средства, чтобы ее обеспечить.

Главное о помощи ребёнку, если его травят в школе

Обычные детские конфликты нужно отслеживать, учитывать, но помогать ребёнку необходимо только тогда, когда он сам не справляется. А вот серьезные случаи унижений, побоев спускать на тормозах нельзя. Чтобы быть в курсе всего и вовремя прийти на помощь, следуйте таким правилам:

    всегда внимательно слушайте ребенка, поддерживайте, меньше критикуйте, чтобы сохранить его доверие;

    будьте на связи с педагогами и психологом;

    в любую секунду будьте готовы перейти к активным действиям: переводу ребёнка в другую школу, официальному заявлению на имя администрации или обращению в полицию;

    купите ребёнку технические средства защиты, отпугиватель для собак.

Помните, если ваш ребёнок будет изгоем в школьной среде, это может негативно сказаться на его будущем. Не становитесь мамой-наседкой, но и не допускайте травли.

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.

Школьная пора – начинающий путь к самостоятельной жизни. Школьных конфликтов практически избежать нельзя. Ссоры возникают между сверстниками, детьми постарше. Встречаются недомолвки, придирки со стороны педагогов. Как реагировать, что делать родителям, когда ребенка обижают в школе.

Почему ребенка обижают в школе?

К сожалению, даже в самых показательных классах имеются сорванцы, хулиганы, которым нет ничего проще, как обидеть ребят. Есть случаи, когда старшие дети придираются, высмеивают младших.

Основные причины, по которым конфликтная ситуация сможет возникнуть:

  • школьник трусливый, пугливый по натуре;
  • внешние изъяны: кривое ухо, хромата;
  • плохая успеваемость;
  • старомодная одежда;
  • неблагоприятная семья.

Обиды характеризуются по-разному. Одно дело, когда толкаются на перемене по случайности или мальчишка дергает девочку за косу, другое дело – ребенка обижают сверстники и он плачет. Ссоры между сверстниками свидетельствуют о низкой самооценки, нерешительности, проблеме в общении школьника.

Подобные инциденты лучше разбирать, решать в школьные годы, чтобы во взрослой жизни ребенок смог самостоятельно улаживать мирным путем.

Для разрешения проблемы стоит подключать классного руководителя: кто, как не учитель знает характеристику каждого ученика. Родителям надо тщательно вникнуть в проблему, выяснить по какой причине произошла ссора. Возможно, инициатором стал сам сын (дочка): периодами ведет себя вызывающе, агрессивно.

Хуже нет, когда дети обижены. Обиды, конфликты, ссоры в школе и в результате плохие последствия: ребенок не захочет посещать школу, пропадет желание учиться, общаться с одноклассниками, замкнется в себе.

Что делать, если ребенка обижают в школе?

В момент, когда обида, ссора отражается на здоровье, успеваемости сына (дочки) родителям необходимо срочно принимать меры. Для благополучного решения проблемы нельзя пренебрегать советами психолога.

Советы психолога, если ребенка обижают в школе:

  • находиться рядом со своим чадом в трудной ситуации; сочувствовать, быть вежливым;
  • основная задача родителей. Не следует маме, папе наказывать обидчика: они не вправе обижать чужих детей. Такое действие усугубит конфликт, а сын (дочка) плюс ко всему, станет в глазах обидчика ябедой;
  • организовать совместную встречу родителей (обеих сторон), детей, классного руководителя. Учитель, как сильное звено, заранее должен обдумать, каким способом примерить ребят. Это может быть гармоничная беседа, совместный труд;
  • родителям нужно контролировать поведение, не позволять повышать тон. Эмоции в данный момент неуместны. Разбирательство должно происходить мирно, с чувством такта;
  • следить за поведением сына. Случай, когда он печален, расстроен не оставлять без внимания, добиться правды. Подготовить беседу так, чтобы ребенок рассказал всю правду;
  • нет ничего плохого в том, что ребенок не дает сдачи, когда его обижают. Часто мама с папой «обрабатывают» детей, чтобы те в ответ били, к примеру. Но это не разрешит ситуации. Постоянно утверждая, что сдачи следует сдавать, ребенок может и пристраститься к ней, подумав: «Раз родители советуют, значит, наказ несет положительный характер»;
  • записать дитя на спортивную секцию. На первых порах и здесь можно столкнуться с тем, как ребенка обижают на тренировке. Посещая секции, преподаватель научит решать проблемы, избегая кулаков. Тренеры выработают в ребенке лидерские качества, уверенность в себе.

Редко, но все же встречаются жестокие детки. Скорее, это ребята из неблагополучных семей. Не дай Бог попасться им в руки. Обычно детей-тихонь «вылавливают» после уроков и начинают мучить, издеваться, придираться. Такие ситуации расцениваются, как детская жестокость, которые требуют немедленного вмешательства директора школы, правоохранительных органов.

Нельзя все нюансы воспитания детей взваливать на учителей, тренеров, классных руководителей. Чтобы избежать конфликтов со сверстниками, родители должны проводить беседы, учить ребят раскрываться с положительных сторон, найти метод решения проблем с точки зрения психологии, а не драки. Тогда дети поймут, что они - сильная личность, уверенны в своих силах, смогут постоять за себя в любой ситуации.

Соседский ребенок аутист обижает детей. Детки - аутисты, как правило, одиноки в плане общения с другими детьми. Они предпочитают находиться в одиночестве. Ошибочно мнение, когда говорят, что соседский ребенок - аутист обижает детей. Аутистов считают детьми особенными: мысли свои выражают жестами, речь часто невнятная, в звуках наблюдаются нотки агрессии.

Когда на детской площадке играют дети и ребенок – аутист, родители должны подготовить сыновей, дочерей: объяснить, что особенный ребенок сможет проявить агрессию, так как часто таких детей обижают. Аутистам не нравится, что с ними хотят завести беседу, поэтому детки, проявляя агрессию, дают понять отстать собеседнику. Никаких признаков обид быть не может.

Для реализации защиты детей, порой, требуются регулярные звонки директору школы, участковому. На случай когда классный руководитель игнорирует происходящие конфликты, родителям необходимо самостоятельно искать выход. Походы в милицию, школу должны продолжаться пока родитель не увидит, что дитя в полной безопасности.

Что делать, если ребенка обижают в детском лагере?

Не всегда летние поездки в детский лагерь бывают безоблачными и радостными. Иногда случается так, что ребенок не вписывается в коллектив. А так как детям свойственно проявлять жестокость, то часто такого ребенка обижают в лагере.

Причины. В первую очередь надо понимать, что на пустом месте такая проблема не возникает. Наверняка уже были конфликты со сверстниками в школе или во дворе. Скорее всего ребенок уже сообщал или намекал, что у него есть проблемы в общении. Некоторые дети не особо любят говорить о своих неудачах, тогда о существующей проблеме можно догадаться по угрюмому поведению, плохому настроению по возвращении из школы.

Помощь родителей. Не стоит игнорировать и делать вид, что все в порядке. Если ребенка обижают – ему надо помочь. Мягко разговорить, стараясь не обидеть, внимательно выслушать, дать дельный совет. Советы надо давать с умом. Это не должны быть общие фразы с абстрактным смыслом «в целом» и «в общем». Дети этого не понимают. Совет должен быть из разряда: «тебе скажут это, а ты говори то». Или: «тебе сделают это, а ты сделай вот так». И, конечно, потом обсудить уже новую ситуацию – что изменилось.

Если есть проблема, то перед отправкой ребенка в детский лагерь, стоит подготовить его, чтобы потом слушать по телефону, не как обижают ребенка в лагере, а как он со всеми нашел общий язык и как ему там весело.

Ребенок - белая ворона. Возможно у вашего любимого чада есть какой-то недостаток, который в ваших глазах таковым может и не является. Но надо помнить, что детский коллектив – это особая среда. Там любой, даже самый незаметный недостаток будет преувеличен, выставлен на всеобщее обозрение и осмеян. И находится в такой атмосфере тяжело даже видавшему виды взрослому, что уж говорить о ребенке.

Что это могут быть за «недостатки»:

  • излишняя полнота;
  • ношение очков;
  • отсутствие модных гаджетов;
  • старенькая одежда;
  • застенчивость.

Еще до поездки в лагерь следует убедить ребенка в его «нормальности» и научить парировать насмешки ровесников.

Ну и конечно, нужно помочь ребенку справиться со своими «недостатками» - найти возможность и купить то, что есть у всех, а у него пока нет, возможно отдать в спортивную школу, купить модную одежду, отдать в театральный кружок, где он избавится от застенчивости и научится базовым навыкам общения.

Персонал лагеря. Итак, плотная работа с ребенком проведена. Настало долгожданное время поездки в лагерь. Родителям на этом не стоит успокаиваться – все-таки любимое чадо далеко, поддержки близких нет, может случиться все что угодно. А значит стоит поговорить с вожатым, заручиться его поддержкой в случае, если он увидит, что ребенка обижают в лагере – немедленно принять меры и помочь ему.

Постоянная связь. Большой помощью будут обычные телефонные разговоры по душам. Обязательно снабдите своего ребенка мобильным телефоном. Пусть у него будет возможность рассказать, что случилось за день, а у вас – возможность поддержать советом.

Куда обратиться, если обижают ребенка родители? Без сомнения, сидеть сложа руки нельзя. У каждого есть право на сохранение своего достоинства и у детей тоже. Но им в этом следует помочь, ведь они еще мало знают о своих правах.

Обратиться необходимо в отдел опеки или отдел по делам несовершеннолетних, которые есть при администрации в каждом населенном пункте.

Куда жаловаться, если обижают приемных детей? Обратиться также нужно в отдел опеки. Но бывает, что ситуация сильно накаляется, случается рукоприкладство. Тогда следует вызывать полицию, а они, в свою очередь передадут дело в отдел по делам несовершеннолетних и в отдел опеки и попечительства.

Нельзя оставаться равнодушным, когда где-то рядом обижают ребенка. Детская душа – нежная и ранимая, оттого обида, нанесенная ей – куда большее преступление, чем обида взрослому. Ведь ребенок – зависим от нас, от взрослых. Оказывая помощь детям, мы учим их милосердию и прощению.

Вы лучше всех знаете своего ребенка, поэтому любое изменение в его поведении или психологическом состоянии может подсказать: в жизни малыша что-то происходит. На что обратить внимание? Например, ребенок стал скрытен и задумчив. Это может быть реакцией на конфликты со сверстниками. В таком случае лучше перестраховаться и выяснить причину.

Как понять, что вашего ребенка в садике обижают

Понять, что вашего ребенка обижают в детском саду или на площадке во дворе, порой не просто. Что должно насторожить любящего родителя?

  • Малыш с неохотой идет в детский сад, плачет и отказывается утром даже вставать, когда его будят, радуется любой возможности остаться дома.
  • Часто возвращается из сада (или с занятий, из секции, из школы, с прогулки во дворе) в плохом, подавленном настроении.
  • Без очевидной причины плачет.
  • Вывод о том, что ребенка обижают в саду, можно и из того факта, что он ничего не говорит о сверстниках, с которыми вместе проводит много времени в группе.
  • Старается не рассказывать о том, как прошел день в детском саду.
  • Часто без видимой причины отказывается идти в детский сад (в школу, на секцию, во двор, в студию и т. д.).
  • Как правило, если ребенка обижают в детском саду, у него чаще возникают болезненные состояния, малыш начинает постоянно недомогать и даже болеть.
  • Не общается с ровесниками из группы или класса, даже если они живут рядом и гуляют в одном дворе.
  • Если ребенка обижают во дворе (в саду, в секции и т. д.), он чувствует свое одиночество - малыша никто не приглашает в гости, на день рождения, а он, в свою очередь, никого не хочет звать в гости к себе.

О том, что ребенка обижают на площадке или в саду, и срочно пора реагировать, также говорят следующие факты:

  • если на теле малыша вы обнаружили царапины, ссадины и синяки, а ребенок путается и невнятно объясняет, что «упал», «стукнулся»;
  • если у ребенка начали пропадать вещи и игрушки, про которые он говорит, что «потерял»;
  • если у вашего всегда аккуратного малыша вдруг внезапно стали портиться, пачкаться и рваться вещи, ломаться игрушки, которые он берет с собой в детский сад (тетради, ручки, учебные принадлежности - у школьника);
  • Может говорить о том, что вашего ребенка обижают другой ребенок в детском саду и тот факт, что малыш стал вдруг излишне «щедрым» и отсутствие своих любимых игрушек объясняет, например, так: «Подарил машинку Вите…» или «Куклу подарила Марине…». А на вопрос мамы следует ответ: «Ты его не знаешь, это мой друг (подруга)»;
  • если малыш внезапно стал «растеряшей», у него все время «теряются» карманные деньги, или он просит давать ему на личные расходы больше обычной суммы (это касается, в основном, младших школьников).

Такие «признаки» могут уже быть результатом запугивания и даже шантажа, и оставлять ситуацию «как есть», мол, «само рассосется», ни в коем случае нельзя. Нужно научить ребенка защищать себя как можно быстрее, пока ситуация не стала критической.

Что делать, если другие дети обижают вашего ребенка в детском саду

Для удобства «защитные» советы расположены в виде списка. Вы можете использовать какую-то одну рекомендацию или несколько сразу. Главное, подберите такие, которые помогут вашему малышу. И помните, что на самом деле ситуация, когда обижают ребенка, всегда индивидуальна. Поэтому решение о том, что делать, если ребенка обижают в детском саду, нужно предпринимать исходя из вашего конкретного случая.

Обязательно постарайтесь доверительно поговорить с воспитателями, они могут рассказать, что происходит, как они оценивают происходящее. Подчеркну, что разговор с воспитателем должен быть доверительным. В данном случае воспитатель - ваш союзник, ведь чем меньше конфликтов среди деток, тем спокойнее и комфортнее «микроклимат» в группе. Расспросите воспитателя, часто ли обижают вашего ребенка сверстники. Кто обижает? В каких ситуациях? Не бойтесь высказать свое беспокойство, попросите внимательнее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с другими детьми, особенно с обидчиками. Возможно, в группе есть забияка, который нападает на всех, а не только на вашего малыша. Если разговор с воспитателем не даст результатов, вы вправе обратиться к администрации детского сада. Ведь существует Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва. Вот один из пунктов этого Приказа:

«Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников; воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей…»

Чтобы понять, что делать, если ребенка обижают в саду, нужно досконально разобраться в ситуации. Но далеко не все дети могут внятно пояснить происходящее, поэтому поможет игра. Попробуйте поиграть с малышом «в детский сад». Пусть игрушечные мишки-зайчики или куклы и роботы будут «детками и воспитателями». Разыграйте несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? Другие дети? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его и дерется? А вдруг «сильный робот» нападает на куклу? Как это происходит? Что делать кукле? Понаблюдайте во время игры за реакцией малыша. Здесь важно и эмоциональное отношение ребенка к игре в целом, и отношение к «драчунам» и «обиженным». Кстати, в такой игре ребенок непроизвольно копирует реальное положение в группе - действия детей и воспитателей, и родители имеют возможность «поприсутствовать» в детском саду.

Следующие разделы статьи посвящены тому, как научить ребенка защищать себя в садике и на детской площадке.

Как реагировать, если ребенка обижают, и как научить его защищать себя

Каждому родителю не лишним будет узнать, как реагировать в том случае, если ребенка обижают, и как ему помочь справляться с этой проблемой.

Если обиды направлены на внешность или физические особенности ребенка, поддающиеся исправлению, постарайтесь «ликвидировать причину». Например, чтобы избавиться от лишнего веса, вместе с малышом займитесь зарядкой, скорректируйте рацион питания (возможно, нужна будет консультация диетолога), регулярно проводите дома «спортивные соревнования» или «танцевальные пятиминутки». И научите малыша одной-двум фразам, чтобы он мог ответить обидчикам, например: «Я не толстый, а сильный», «Хорошего человека должно быть много». Потренируйтесь у зеркала, чтобы ребенок научился произносить эти слова, глядя в глаза обидчику, спокойно, громко и уверенно, с высоко поднятой головой. Такая уверенность очень действует на обидчиков.

Поговорите с малышом и вместе найдите плюсы, положительные стороны в том, за что его обижают и дразнят.

Ваша задача - настроить сына (или дочку) правильно, убедить малыша, что он умный, хороший, красивый. А дразнят и обзываются люди трусливые и слабые. При этом слова их совершенно ничего не меняют в самом ребенке - он как был, так и остался хорошим. Психологи дают такой совет: «Покажите ребенку на наглядном примере, что слова обидчика ничего не меняют в том, кому они адресованы. Например, скажите воде: «Ты плохая». Что стало с водой? Ничего. Подойдите к дереву: « Ты мне не нравишься, ты глупое». Изменилось что-то в дереве? Абсолютно ничего».

Обязательно рассказывайте о подобных случаях из личной жизни или из жизни близких, которых малыш любит и уважает. К примеру, дедушка ребенка - полный, лысый, маленького роста, а пользуется авторитетом и уважением у всех, кто его окружает. И никому в голову не приходит, что уважают только высоких и стройных. «Мы любим дедулю, и нам ясно, что он полный, ведь он самый-самый лучший! К нему раз обращаются за советом и помощью, он помогает решить разные сложные проблемы. Умные люди не на внешность обращают внимание, а на качества человека - добрый он или злой, внимательный или нет».

Зная, что делать, если ребенка обижают сверстники, вы сможете уберечь малыша от очень серьезных душевных травм.

Что делать, если ребенка обижают во дворе или на детской площадке

Первое, что вам надо сделать, что если ребенка обижают во дворе - это постараться понаблюдать за ситуацией так, чтобы дети этого не заметили. Вы сможете со стороны увидеть, что происходит. Не бросайтесь сразу с обвинениями, не рубите с плеча - сначала попробуйте во всем разобраться.

Если обижают за отсутствие «модных» вещей, не берут в игру, потому что у малыша нет какой-то популярной вещицы, ситуацию легко исправить. Просто интересуйтесь, чем увлекаются современные детки, старайтесь, чтобы ваш малыш не расстраивался по таким «мелким поводам».

Если ребенка обижают на детской площадке или в саду, загоните свои собственные тревоги, личный опыт и переживания «в дальний угол» и не выставляйте напоказ свое возмущение и гнев. Малыши очень остро реагируют на тревожность родителей и начинают еще больше переживать. А ведь, возможно, все ваши страхи - это ваши страхи, малыш не очень-то и нервничает и реагирует на дразнилки и обиды гораздо спокойнее, чем вы думаете. Если же вы ощущаете, что у ребенка реальные проблемы, действуйте!

Тактично расспросите ребенка. Покажите малышу, что вы понимаете его чувства и сопереживаете вместе с ним. Вообще ежедневно старайтесь «разговорить» ребенка, давайте ему возможность рассказать и об отношениях с ребятами, и о занятиях, и пожаловаться, и «поплакаться в жилетку», и получить от вас поддержку и утешение. Не отмахивайтесь от неприятностей и проблем ребенка: «Все это ерунда, пустяки! Не обращай внимания!» Для него, быть может, сейчас рушится мир и пропадает вера в людей. Попробуйте спроецировать ситуацию малыша на себя, заменив «детские» проблемы своими «взрослыми». Вряд ли вы сами будете спокойны, когда начальник в грубой форме делает вам замечание. Или хулиган в полутемной подворотне пытается вырвать у вас из рук сумку. Или в общественном транспорте незнакомый гражданин хамит и издевается над вашей внешностью. Позволить себе «не обращать внимания» может человек с сильной волей, умеющий спокойно и твердо отвечать на то, что нас оскорбляет или задевает. Малыш пока делать этого не умеет, его надо научить, надо помочь ему обрести уверенность, поверить в себя. Лучший способ - личный пример, дети всегда внимательно наблюдают за поведением родителей. А значит, показывайте, как правильно реагировать на обиды или угрозы. Если только малыш почувствует, что его сложности для вас - пустяк, он закроется от вас. Все, что тревожит ребенка, начнет «грызть его изнутри», будет расти неуверенность, умножатся переживания. Результатом «потери веры в себя» может стать дискомфортное положение малыша в любом коллективе.

Статья прочитана 13 745 раз(a).

Кажется, совсем недавно малыш появился на свет. Все было так замечательно, ребенок рос и радовал родителей. Но вот наступил момент, когда он вышел в общество: сначала в общую песочницу, потом - в детский сад, далее - в школьный класс. И как больно видеть, что его обижают, третируют, над ним издеваются. Если ребенок приходит домой зареванный, в синяках или крови, впору задуматься, что делать? Но прежде чем бить тревогу, давайте разберемся системно, что такое обиды, почему детей обижают и кого это вина?

  • Детский сад и школа - социум для детей. Почему ребенка обижают другие дети?
  • Что такое обида и действительно ли каждого ребенка можно обидеть, а так же в каких случаях ему требуется наша защита?
  • Как уберечь ребенка от обид? Какие и от кого обиды действительно травмируют ребенка, а какие - ему просто необходимо пережить?

Когда ребенка обижают, во дворе, в детском саду, в классе, - это зачастую очень щекотливый вопрос. Детские обиды, раздражение, злость, эмоции не могут не трогать нас, родителей, и вслед за ребенком мы так же начинам испытывать негатив. А дальше, что делаем? Бежим в школу или в детский сад разбираться с обидчиками, с их родителями, с учителями? Готовы собственными руками разодрать в клочья того, кто нанес травму ребенку? Или, наоборот, абстрагируемся от ситуации: это детские проблемы, - думаем мы, - пусть они сами их и решают. Долго мы готовы наблюдать за тем, как ребенка обижают в школе или в детском саду, не вмешиваясь? И к чему это в конечном итоге может привести?

А давайте, прежде чем делать какой-либо поступок, сядем и задумаемся - что происходит? почему это случается? и что действительно нужно сделать, чтобы ребенку наше действие принесло пользу, а не вред?

Однажды мы с Аленой вместе вывели своих деток на прогулку. У моей дочери с собой был чудный желтый гусенок - любимая игрушка. Сын Аленки игрушку у нее отобрал, да еще надавал по голове. Сказал, что ему она нравится, а значит, принадлежит ему. Моя дочка лила слезы, а Аленка была непоколебима: «это дети и их разборки, если она хочет свою игрушку назад, пусть отберет. А если не может, пусть привыкает, что сильный – главный». Она даже не пристыдила сына и игрушку не вернула. А моя девочка ночь не спала, плакала. Больше мы с Аленкой не общаемся и ее сына на одной площадке видеть не хотим.

Боже мой, я видела через окно в детском саду, как у моего сына отобрали шапку и кидались ею от одного ребенка к другому, в то время, как мой мальчик метался между мучителями. Мне так стало жалко его, я хотела ворваться туда и разорвать каждого его обидчика.… За что его обижают, как скажется это на его развитии?

Вчера моя дочка пришла из школы с подбитым глазом. Плача, она сообщила, что в раздевалке другие девчонки из класса скрутили ее, обзывали плохими словами и побили якобы за то, что она отбила “чужого” мальчика… Что делать? Куда идти? В полицию? С этими малолетними обидчицами необходимо разобраться…

Детство - жизнь в жестокой стае

Взрослые любят говорить, что детство - счастливая пора, когда у ребенка есть много возможностей и мало обязанностей. Можно играться, получать любовь родителей, не заботиться о пропитании и крыши над головой. Ну что может быть лучше?

Однако в глазах ребенка все не так - жизнь малыша насыщена событиями. Просто мы с высоты своего возраста, не замечаем, что те случаи, которые переживает малыш в своей жизни, для него очень важны, они влияют на его жизнь, становление его маленькой личности не меньше, чем наши друзья, работа, хобби, семья.

В младенческом возрасте жизнь ребенка концентрируется на родителях, малыш живет в тесном контакте с мамой и другими близкими людьми. Пока он познает мир очень примитивно, в самых простых понятиях. Вот стол, а вот - теплая, вкусная каша. Эта игрушка яркого цвета, а та - совершенно не вкусная, если ее погрызть. Но чем старше он становится, тем больше готов ощущать вокруг себя не только предметы и тех людей, которые дают ему защиту и обеспеченность, а и весь остальной мир - других членов общества.

Уже с 2-3-х лет ребенок обязательно должен общаться с другими детьми. Это немаловажная составляющая для его нормального развития. Причем дети эти не должны быть искусственно отобраны родителями: ребенок должен общаться с разными детьми, как бы проиграть разные сценарии.

Конечно, в это время, если дать возможность детям общаться друг с другом, возникают самые разнообразные жизненные ситуации: одного ребенка будут обижать, а другой - сам станет обидчиком. Кто-то станет лидером, а кто-то будет подхватывать его идеи. Кто-то будет кого-то обижать. Конечно, это может быть обидно, но это жизнь.

Детская группа от трех до шести лет, не специально подобранная, а хаотично создавшаяся, например, в детском саду - это маленькая стая дикарей . Тут есть разные персонажи: и свой вождь, и самая красивая девочка, за которую можно драться до крови. Тут дружат и враждуют по-настоящему, а не понарошку. Тут строятся заговоры друг против друга, и тут же проверяется, что такое настоящая верность и преданность.

После шести лет и вплоть до 16-летия ребенок ходит в школу. И это та еще психологическая пытка. Особенно, для детей, которые не ходили в детский сад, не играли с другими детьми во дворе. Те, кто на собственной шкуре в трех-четырехлетнем возрасте не прочувствовали, как правильно себя вести «в стае». В это время ребенка могут начать обижать по-настоящему: травить, бить, издеваться. Одноклассники, еще не отягощенные культурными и правовыми ограничениями взрослых людей, но уже обладающие достаточной физической силой, могут наносить вред ребенку. Наверное, нет взрослого человека в бывшем СССР, кто не смотрел бы фильм "Чучело ". А вот сегодня его мало кто видел - а ведь этот фильм был снят именно для агрессивных подростков и для профилактики издевательств над детьми в школе, потому что это явление есть, и было повсеместно.

Взрослые должны понимать, что в каждом возрасте в каждом конкретном случае за каждым инцидентом, который происходит с детьми, прежде чем вмешиваться должна быть соблюдена "золотая середина". Ребенок должен пережить испытания, которые ему уготованы в его маленькой жизни. Он сам должен познать, что такое неприязнь, обида, жестокость сверстников, потому что только так он сможет знать, как выходить из этих ситуаций. Нельзя у него отбирать драки, ссоры, это не менее важно, чем умение писать или читать.

С другой стороны, совсем бросать ребенка тоже нельзя. "Ты - отдельный человек, тебе надо самому всего добиться" - неправильный подход. В конце концов, ребенку и даются родители, чтобы обеспечить ему возможность выжить в этом мире. И он еще не взрослый, чтобы самостоятельно принимать верные решения. Когда ты маленький малыш и мир вокруг тебя враждебен, очень здорово, если есть кто-то, кто сможет тебя защитить и отстоять. Особенно, от более сильных, старших детей, или от их родителей, от кричащих воспитательниц, от нерациональных учителей.

Ребенка обижают в детском саду или школе? А что такое вообще обида?

Казалось бы, можно эту статью закончить на предыдущем абзаце. Соблюдайте "золотую середину" и будет вам счастье - все ведь так просто. Однако, это больше похоже на общие, пустые призывы, которые совершенно не работают на практике. А все потому что, оценивая свои поступки, давая рекомендации ребенку или предпринимая собственные действия по защите детей от обид, мы попадаем в западню. И состоит она в том, что родители оценивают действия детей через себя. А, к сожалению, без элементарных знаний по системно-векторной психологии мы просто не способны соблюсти ту самую "золотую середину".

Для начала надо разобраться с понятием "обида". Через системно-векторное мышление мы знаем, что не каждый человек способен таить обиды, запоминать их, сидеть в них подолгу. Ощущение обиды есть только у людей с анальным вектором , все остальные - по-другому реагируют на плохое воздействие извне. Именно родителям с анальным вектором, а особенно гиперзаботливым анально-зритльным мамам навязчиво кажется, что их детей постоянно обижают, сначала, во дворе, потом в детском саду, и наконец - в школьном классе. За каждым движением своего ребенка такие мамы очень ревностно следят, они провожают сына или дочку в школу и встречают, часто до 9 или даже 11 класса. Они постоянно испытывают страхи, что ребенка могут обидеть и хотят его уберечь от любых невзгод - такая опека часто очень вредит ребенку.

И обижаться, то есть очень сильно раниться от чужих обид, могут только дети с анальным вектором. С раннего возраста они склонны дружить, создавать сильные связи со сверстниками, и, конечно же, тут же встречаются со всеми прелестями жизни: с предательством, обидами, неприязнью. Вместо того чтобы бежать защищать своего ребенка с анальным вектором от обид, необходимо не упреждать обиды, а помочь ему преодолевать их. Сделать это можно, показав ему разность между людьми, поддержкой, раскрытием его потенциала, его способностей. Очень важно также показать, что желание мести, стремление к которой есть тоже только в анальном векторе, - это негативные мысли, которые портит собственную жизнь и не стоит того.

Все остальные дети не испытывают обиду так, как может испытывать ее ребенок с анальным вектором. Конечно, реакция на внешние раздражители есть у всех, но она не такая, как у анальника. Маме или папе с анальным вектором, очень желательно понять, что их ребенок с кожным вектором не обижается, а злиться. Ему не задана «плохая» или «хорошая» память от природы, поэтому многое он забывает очень быстро, на другое вообще не обращает внимание. Поругавшись и даже подравшись с другим ребенком, уже через 30 минут он все забудет и будет вести себя, как ни в чем не бывало. Дети со зрительным вектором часто изменяют эмоциональные состояния, преувеличивают события.

Для ребенка с уретральным вектором будет унизительна любая защита «сверху-вниз». Протекторат со стороны взрослого - это не то, что ему требуется. Он сам вполне способен отстоять себя, более того - в этом его доминантная роль. Поэтому кидаться на защиту такого ребенка, когда его обижают, не стоит - вместо этого лучше стоит отвернуться в тот момент, когда он ответит своим обидчикам. И не оправдываться перед родителями обидчиков, когда те придут с жалобами на синяки своих детей.

Вообще, именно анальные люди всегда стремятся выглядеть положительно в глазах чужих людей. Часто они сами больно ранят собственного ребенка, обижают его, когда оправдываются перед другими. "Вы простите его, он дурак у меня еще маленький, я с ним дома разберусь..." - мы говорим это и даже не отдаем себе отчет, как больно такие слова услышать ребенку от собственной мамы.

Если вам понравился этот материал, и вы хотели бы получать извещение о новых статьях на тему психологии, обязательно оформляйте подписку в форме под этой статьей. В каждом выпуске - много интересной информации, которую вы не найдете ни в одном другом месте.

Также анальные родители (без зрительного вектора), предлагают ребенку спасаться от обид занятиями самообороной. "Иди, занимайся ушу - сможешь отстоять себя". Такой метод хорош, тем более что ребенок будет заниматься интересным спортом. Вот только такой опыт может стать настоящей трагедией для детей со зрительным вектором. Развитие зрительных детей лежит в информационном познании этого мира, в доброте и сочувствии. Любое насилие, бой для таких детей - это стресс. Увидеть избиение другого человека, издевательство над животным - это настоящая трагедия, от которой может даже произойти нарушение зрения. Детей со зрительным вектором надо отправлять в художественную школу или в разные волонтерские организации, но никогда - в боевые искусства.

Что делать, если ребенка обижают в школе или детском саду?

Жизнь ребенка - это становление. Наша жизнь вместе с ребенком - это тоже большое развитие. Когда мы узнаем, что ребенка обижают, есть много всего, что можно сделать в ответ. Но прежде чем предпринимать какое-либо действие, надо разобраться в себе, в своем собственном мировоззрении. Не получается ли так, что мы, своими действиями, сами отбираем у ребенка его жизненный опыт? А, не вспоминая ли свои собственные детские обиды, мы слишком ревностно относимся к тем ситуациям, в которые попадает наше чадо?

С другой стороны, очень важно понимать и собственного ребенка, его психотип. Разбираться, не играет ли он на наших эмоциях, рассказывая о своих обидах. Действительно ли ему нужна наша защита в этом конкретном случае?

Лишь на первый взгляд кажется, что понять себя и своего ребенка - тяжелая работа. На самом деле, с системно векторной психологией Юрия Бурлана это просто. Множество людей свидетельствуют об удивительном раскрытии себя в отношениях с детьми, что привело к прекрасным изменениям в качестве жизни. Читайте их


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди