11.05.2019

Ребенок в 6 месяцев боится чужих людей. Насколько важно общение с другими детьми. Общению нужно учить


: Время прочтения:

Психолог рассказывает, почему дети боятся малознакомых и чужих людей, как действовать родителям, и чего делать нельзя.

— Как Маша чужих боится, это просто ужас какой-то, — делилась мама Аня в очереди с подругой. — Если кто незнакомый ей хоть слово скажет, все! Истерика! Раньше еще ничего было, но становится все хуже и хуже. Гулять невозможно. В поликлинике мне за спину прячется и орет. Я как в клетке... А куда деваться-то, мне скоро на работу. Как она в сад пойдет, такая вот — не знаю... Недавно отмечали ей два, свекровь в гости пришла. Бабушка к Маше: «Родная моя!», а та от нее под диван и в слезы. Свекровь мне такого наговорила! Мол, я ребенка испортила совсем, как это так — дите родную кровь не признает! Она тоже хороша, «родненькая», полгода внучку не видела и еще бы три не приходила. Муж тоже говорит, что ненормально, что ребенок так чужих чурается. Что делать?

— А может, свекровь и права, — вмешалась соседка по очереди. — Нечего дочке потакать. Подумаешь, рева-корова. Когда Ваньке год был, он тоже чужих боялся. Это что за жизнь — ни с кем не встретиться, никуда не уйти. Я на его нюни внимания не обращала. Так ему и сказала: «Мне трус не нужен, я тебя тут оставлю». Отучился реветь как миленький. Оставь на полдня у свекрови, быстро бояться перестанет!

Спор разгорался нешуточный. Мама Аня готова была провалиться под землю. «Зря я, конечно, начала все это, да только у кого спросить? Кто прав?»

Как действовать родителю, когда ребенок боится посторонних людей

Я бы обозначила следующий план действий: успокоиться, оценить ситуацию, перестать подкреплять страхи ребенка своим поведением и, если нужно, обратиться за помощью.

Во-первых, героине нужно успокоиться. Состояние родителя передается ребенку. Настрой взрослого на позитив придаст малышу смелости. А если испуганный ребенок видит страх, неуверенность на лице мамы, он начинает бояться еще больше. «Даже взрослый не может справиться с ситуацией, похоже, все совсем плохо...» — чувствует дите и начинает вести себя еще хуже. Действия ребенка вызывают у женщины новую волну негативных мыслей. Часто она начинает думать, что ребенок все время боится чужих, и вслух делится переживаниями с подругами и знакомыми. Малыш слышит разговоры, видит, как сильно мама волнуется, и напрягается еще сильней. Все, круг замкнулся.

Маме Ане нужно в первую очередь разобраться с собой, а не с дочкой. Как же родителю остановить дурные мысли? Попробуйте минуту не думать о желтом медведе. Что, именно о нем ваша последняя мысль? А теперь подумайте о полосатом слоне. Теперь вас занимает полоски на слоне или его хобот, но уж точно не желтый медведь! Так же и в жизни. Маме Ане стоит переключить внимание на другие темы:

  • Помечтать о приятном для себя.
  • Подробнее расспросить подругу, что у нее в жизни хорошего. Радость, как и страх, «заразна».
  • Внимательно посмотреть по сторонам, дела на благо других тоже поднимают настроение.
  • Полезно подумать о сильных сторонах дочери: она предсказуема в своем поведении, осторожна, у нее есть свое мнение — это ценно!

Из практики психолога знаю, что отключить страшные картины маме мешают вещи в ее внутреннем мире, часто — из детства. Память устроена так, что неприятное забывается. Поэтому маме может быть сложно вспомнить ситуацию, с которой все началось, сложно связать прошлый опыт с настоящим.

Одна женщина, чей ребенок боится чужих людей, излишне оберегала девочку. Родные и знакомые говорили ей, что такая опека вредна для ребенка. Мама соглашалась с ними, но ничего поделать не могла. В своем окружении женщина не находила понимания, ей говорили: «Это же так просто, не потакать дочери!».

Она чувствовала себя никчемной матерью, пока не обратилась ко мне. Выслушав, я предложила поискать причины проблемы не только в настоящем, но и в прошлом. И маму осенило! Она вспомнила, как воспитательница закрывала ее в темной кладовке. Маленькой девочкой женщина испытала настоящий ужас. И теперь она защищала дочь от любой, даже мнимой, опасности. Мы проиграли ситуацию с помощью фигурок в песочнице, и женщина сказала злой воспитательнице все, что давно хотела. Завершила историю и перестала переживать. И ребенок стал более открытым, общительным.

Как только родитель разрушил (или пошатнул) замкнутый круг тревоги между собой и ребенком, нужно разобраться с причиной страха.

Почему дети боятся чужих людей

Многие годовалые малыши боятся чужих. В семь-десять месяцев ребенок начинает различать «своих», а к остальным проявляет настороженность. С близкими уж точно безопасно и комфортно, а с остальными — неизвестно. Поэтому малыши при виде незнакомца жмутся к матери, ловят ее реакцию. Если новый взрослый ведет себя доброжелательно, не настаивает на быстром отклике малыша, ребенок постепенно привыкает и начинает общаться. А если взрослый (как свекровь героини) — обижается, требует немедленного ответа, ребенок может закрыться. Более того, будет бояться и других «чужих».

По статистике больше всего этот страх беспокоит в возрасте год-полтора, а к двум-трем годам постепенно проходит. Малыш понимает, что общаться с другими взрослыми может быть интересно и полезно.

Нормальный страх может перерасти в «ненормальный», если взрослые ведут себя неправильно. Советы соседки по очереди вредны для малыша. Вполне возможно, что проблема не видна сейчас, но даст о себе знать в будущем.

Чтобы помочь дочери, героине нужно выяснить причину проблемы. Найти ее помогут ответы на следующие вопросы:

  • Как давно ребенок боится незнакомых людей?
  • Когда это началось? После какого-то события, в определенный период времени? Или страх был всегда?
  • Поведение малыша при встрече с чужими всегда одно и тоже, или страх то усиливается, то ослабевает периодами?
  • Ребенок одинаково относится ко всем чужим? Или кого-то боится больше? Мужчин или женщин? Старых или молодых?
  • Как вы ведете себя, когда встречаете малознакомого человека? Какие истории, связанные с чужими, хранит ваша память?

Перечислим самые распространенные причины страха:

  • Прошлый опыт ребенка.
  • Особенности ребенка, данные от природы.
  • Ситуация в семье.

Прошлый опыт ребенка. Этот страх появляется после конкретной ситуации. Может быть, ребенка напугал незнакомый человек, и теперь он боится повторения. В таком случае причина на поверхности, о ней легко догадаться. Важно объяснить ребенку, что произошло и что делать, если подобное вдруг повторится.

Например, малыша напугал клоун на дне рождения, и теперь он боится мужчин. Можно сочинить небольшую историю, как мальчик встретился с ярко одетым шумным клоуном. Мальчик испугался, спрятался на руках у мамы. Но потом увидел, что артист раздает мороженое, пускает мыльные пузыри, всем весело, а вовсе не страшно, и пошел играть к ребятам. Пусть ребенок нарисует картинки к вашей истории или устроит настоящее театральное представление, используя любимые игрушки.

Особенности ребенка, данные от природы. Еще одна причина, почему ребенок боится чужих людей, — особенности ребенка. В этом случае ребенок всегда ведет себя с чужими одинаково. Страх появился, как только малыш научился отличать чужих. С возрастом становится чуть легче, но проблема не исчезает.

Поразмышляйте, какой он — ваш малыш? Кто-то болтает без умолку, а кто-то с достоинством и по делу. Один легко меняет партнеров по игре, другой строит прочные отношения. Один прячется от незнакомых, другой готов уйти с первым встречным.

Увы, мы не в силах изменить данное природой, но можем недостаток превратить в достоинство. Боязливые дети часто чувствительны. Они видят в мире то, что другой сверстник и не заметит. Например, не будет общаться с гостем из-за едва уловимого неприятного аромата. Родителям нужно внимательно относиться к таким «причудам» детей. Не ругать, а постараться понять. Учить, на что действительно следует обращать внимание, а на что нет.

Одни дети изучают новое сами, другие — наблюдая за другими. Дети первого типа легко начинают играть в новой компании, но правила часто узнают лишь случайно нарушив их. Вторые сначала наблюдают, кто какой, что здесь разрешено, а что — запрещено. И потом играют уже по правилам. Обе стратегии имеют свои плюсы и минусы. Но взрослые часто не дают маленьким «зрителям» вдоволь насмотреться. Тогда они входят в игру внутренне не готовые, и это может спровоцировать страх. Родителям нужно дать малышу время освоиться.

Ситуация в семье. Страх то усиливается, то ослабевает, в зависимости от происходящего между родственниками. Эта причина скорее всего привела к страху у девочки Маши.

Вряд ли это первая стычка мамы со свекровью. Родственники мужа лезут куда не просят. Чтобы противостоять им, мама закрывается от всех и мало выходит «в свет» с ребенком. Вот дочь и боится новых людей.

Общие советы тут не работают, потому что у каждого конкретного ребенка своя причина. Выявить ее бывает непросто. Во-первых, родители вовлечены в ситуацию, поэтому им сложно увидеть происходящее со стороны. Во-вторых, причин, почему ребенок боится чужих людей, обычно несколько. Одно «накладывается» на другое, сложно разобраться, с чего же начать. Грамотный психолог подскажет родителям, почему ребенок боится, и научит общаться с чужими.

Что нельзя делать, если ребенок боится других людей

Недопустимо наказывать ребенка за то, что он плачет и прячется — ведь малыш не хочет «насолить взрослому». Он хочет общаться и радовать маму... Он не специально, он по-другому не может. Поэтому наказывать его не за что.

Некоторые могут, как Ваня, вести себя хорошо, опасаясь наказания. Но в этом случае проблема «уйдет внутрь»: ребенок будет капризничать без повода, грызть ногти, часто болеть, плохо спать. Не все родители поймут, что эти неприятности появились из-за «задавленного» страха. Большинство детей от насилия взрослых начинают бояться еще больше и вести себя еще хуже.

Относитесь к «плохому» поведению спокойно, а за маленькие шаги в борьбе со страхом хвалите. Плакал, а потом затих на секунду: «О, как я рада тишине!». Повернулся, чтобы рассмотреть незнакомца: «Ура! Как приятно дяде видеть твои глазки!». Дети стремятся повторить то, что радует взрослых. Используйте эту особенность.

Когда дети боятся чужих людей, не стоит их стыдить, называть трусом, говорить: «Это совсем не страшно». К страху прибавляется вина, с двумя чувствами справиться еще сложнее. Взрослому, который любит стыдить, ребенок перестает рассказывать о проблемах. Он старается решить все сам, опасаясь получить очередную «порцию» нравоучений.

Если с повзрослевшим Ваней случится что-то действительно страшное, например, его будут травить или вымогать у него деньги, мама не узнает об этом и не сможет помочь. Важно донести до ребенка, что иногда боятся все, даже взрослые. Смелый человек отличается от труса тем, что может признать проблему и перебороть страх.

Не стоит силой заставлять общаться с незнакомыми, а тем более оставлять с тем, кого ребенок боится. Проявите доброжелательность к чужому, дайте ребенку время присмотреться. Дождитесь, пока малыш сам пойдет на контакт. Полезно рассказать незнакомцу об особенностях ребенка. Начните с комплимента, чтобы расположить к себе собеседника, а затем попросите подождать, пока чадо освоится. Мама Аня могла бы ответить свекрови следующее: «Благодарю вас за внимание к воспитанию нашего ребенка. Вы, наверное, знаете, что память у детей короткая. Подождите чуть-чуть, она освоится и начнет общаться с вами, а пока прошу к столу».

Когда лучше обратиться за помощью

В случае мамы Ани страх нарушает всю жизнь семьи и становится все сильней. Это ненормально, само не исчезнет. Дочери нужна помощь специалиста.

К психологу нужно обратиться в следующих случаях:

  • Боязнь чужих затрудняет жизнь ребенка и его семьи. Как в случае мамы Ани, ребенок не выходит гулять, его невозможно ни с кем оставить.
  • Малыш растет, но становится все более нелюдимым. После двух лет желательно проконсультироваться с психологом. После трех лет нужно показаться неврологу и психиатру.
  • Из-за страха перед чужими ребенок не может находиться в обществе. Общение с другими детьми и взрослыми важно для нормального развития. Если не исправить ситуацию, ребенок превратится в застенчивого подростка и нелюдимого взрослого.
  • Если после встречи с чужими малыш плохо ест, беспокойно спит.

Подведем итоги. Если ребенок боится чужих людей, родителю нужно:

  1. Успокоиться;
  2. Определить причину происходящего;
  3. Не ухудшать ситуацию неграмотными действиями;
  4. Подумать, нужна ли малышу помощь специалиста.

А вы, уважаемые читатели, как думаете, что делать маме Ане?

Воспитание детей требует много сил и времени. Каждая мама и папа мечтают, чтобы их чадо росло и умным. В идеале они желают воспитать социально активных детей, которые будут идти на контакт со сверстниками и уметь излагать свое недовольство. Но не у всех деток это получается. А что делать, если малыш плохо говорит, боится других детей и животных? Где гулять с ребенком, как развивать его способности? Попробуем разобраться.

Возможные причины

Если ваш малыш не любит находиться в людных местах, не терпит шума и компаний, то это не значит, что он не такой, как все. Иногда дети хотят играть сами, но и родители должны повлиять на своё чадо. Придать его мыслям и поступкам нужное направление.

Если ребенок (2 года) боится детей, это еще не значит, что он аутист либо ненормальный. Это может говорить о том, что малыша обидели другие дети. Он мог просто не понять, что произошло, но помнить об этом и не хотеть, чтобы эта ситуация повторилась. Почти все дети хорошо запоминают ошибки первого неудачного опыта. Нет ничего удивительного, что они не желают испытать снова негативные эмоции. Навряд ли ваше чадо просто так, без видимой на то причины ограждает себя от других детей.

Все поступки ребенка говорят о ситуациях, в которых он побывал. Дети, которые редко идут на контакт со сверстниками, могут быть сильно привязаны к маме и редко выходить в общество. Из-за этих моментов малыш не знает, как себя вести, и не дружит с детьми.

Нормы для детей в 2 года

Изначально стоит разобраться со стандартами для детей в возрасте 2 лет. Если ваш малыш выполняет не все действия, которые описаны, либо говорит не все слова, не надо отчаиваться. Возможно, вы попросту не пробовали беседовать с ним на его языке, и помощь детского психолога совершенно не пригодится. Просто уделите больше времени своему ребёнку.

Моторика и физическое развитие:

  • ходит по лестнице вверх и вниз. Может опираться на перила или просит руку взрослого;
  • перешагивает через препятствия;
  • бегает;
  • встает на подставку;
  • ловит и бросает мяч;
  • играет в детские подвижные игры;
  • рисует линии и круги/овалы;
  • способен нагнуться, чтобы поднять предмет;
  • управляет мимикой лица: сворачивает губы в трубочку, втягивает скулы;
  • пинает мяч.

Общение и слова:

  • изучает детей на площадке, пытается взаимодействовать с ними,
  • может говорить отдельные слова и задавать вопросы,
  • играет в прятки,
  • копирует взрослых,
  • просит помощи,
  • понимает некоторые бытовые понятия,
  • показывает сколько лет, называет имя.

Гигиена и быт:

  • самостоятельно кушает и пьёт,
  • сам чистит зубы,
  • ходит на горшок,
  • снимает и надевает трусы,
  • способен снять и надеть обувь на лёгкой застёжке.

Этот небольшой перечень относится к стандартам Каждый малыш индивидуален, некоторые выполняют всё из вышеперечисленного и даже больше, а некоторые нет. Смотрите на развитие своего малыша и не упустите момент, когда можете его заинтересовать. Некоторые родители приучают ко всем этим процедурам, чтобы ребенок пошел в детский сад. Детей 2 лет обычно ведут в сад, если нет других условий воспитания.

Зачем детям быть социальными?

Современные родители в век новейших технологий совершенно забывают о простых истинах. Еще наши предки передавали свой опыт и знания о развитии детей не только в обучающих мероприятиях, но в основном через игры. Знаменитая "Сорока-белобока", "Ладушки", "Гуси-гуси" и прочие игры незаслуженно забыты. Хотя благодаря им можно развить не только мелкую моторику, но и мышление, память и усидчивость.

Многие дети не знают, как правильно контактировать со сверстниками. Проблема идёт из детства, такие люди даже в преклонном возрасте часто не могут нормально выразить свои желания.

Взрослые устанавливают рамки общения и хотят, чтобы дети соответствовали этим действиям. Но стоит понять, что познание мира у каждого ребенка своё, каждый малыш самостоятельно способен научиться контактировать с другими детьми, общаться, играть и даже решать конфликты. Поэтому не стоит пытаться высказывать свою точку зрения, когда она неуместна. Детская площадка во дворе - отличное место для общения малышей.

Узкий круг общения

На самом деле сама мать больше зависит от ребенка, чем он от неё. Эта психологическая ловушка зачастую ставит в тупик и вводит в заблуждение. Если ребенок постоянно проводит время только с мамой, папой или бабушкой, то возникает иллюзия, что нет нужды в других людях. Поэтому, появляясь на улице, ребенок (2 года) боится детей либо сторонится, не идет на контакт.

Бытует мнение, что если малыш видит ограниченный круг людей, то в обществе он может вести себя агрессивно. Это не потому, что он имеет такой характер, все происходит оттого, что он не имеет понятия, как общаться в расширенном кругу. Благодаря тому что ребенок постоянно проводит время со взрослыми, ему легче контактировать с ними, чем со сверстниками. Устраивая детские мероприятия, вы (и ваш малыш) получите удовольствие от процесса.

Действия родителей

  • Расширьте не только свой, но и ребенка.
  • Меняйте обстановку.
  • Дружите семьями - чем больше людей, тем лучше.
  • Больше играйте в детские подвижные игры в компании сверстников малыша.
  • Сами проявляйте интерес к занятиям с детьми.
  • Чаще хвалите ребенка.
  • Сначала давайте легкие задания, потом более сложные. После того как малыш справится с первыми, говорите, что он сможет, надо только подумать.
  • Сначала научите ребенка игре, потом просите поиграть.

Ежовые рукавицы

У детей, которых воспитывают в строгости, больше проблем в общении, чем у детей, которых хвалят. Такой ребенок будет всегда иметь рамки, стараться угодить. Хотя почти во всех случаях такие требования к детям слишком завышены. Из-за этого ребёнок уходит в себя, потому что проще остаться наедине со своими мыслями, где тебя не будут ругать, не будут требовать и ты не будешь постоянно не такой хороший, как надо.

Ведь недаром считается, что дети всё чувствуют, и, соответственно, если ваш ребенок (2 года) боится детей, значит он просто не уверен в себе и тревожен. С таким малышом дети будут вести себя холодно либо грубо, на что ребенок не станет отвечать, потому что дома это нормальная реакция на его действия.

С низкой самооценкой ребенка повышается его тревожность и неуверенность в себе. Такие дети часто говорят, что не могут что-либо сделать. Это значит, что ребенок боится других детей и ему нужна ваша помощь. Он не знает, как попросить вас и не получить отказ. Он не уверен в своих силах, хотя очень хотел бы попробовать.

Ранний аутизм

Самым сложным случаем неконтактного ребенка является детский аутизм. Детская площадка во дворе не вызывает радости, ребенок замкнут в себе и очень удобен родителям. Такие дети могут передвигать предметы, сидя на одном месте по часу. Современная медицина диагностирует такие случаи уже на первом году жизни малыша.

Признаки раннего аутизма

  1. Начиная с младенчества ребенок не испытывает радости от общения с родными и мамой.
  2. Когда его берут на руки, он не стремится потрогать взрослого или обнять.
  3. Не смотрит в глаза.
  4. Повторяет по много раз одну и ту же фразу, движение, действие. У таких детей поздно развивается речь.
  5. Дети-аутисты ходят на цыпочках либо вприпрыжку с задумчивым и отрешенным выражением лица.

Если у вас есть подозрения на то, что ребенок может быть болен, то обратитесь к специалисту. Своевременное выявление заболевания - половина работы над ним. После исследований врач скажет, здоров малыш либо болен.

Если всё-таки ваш малыш страдает аутизмом, то начните с мелких домашних поручений, которые он способен выполнить самостоятельно. Детские подвижные игры помогут вам в развитии интереса к общению. Заведите домашних животных, они очень хорошо помогают ребенку осознавать ответственность и приспосабливаться к миру вокруг.

Общение в кругу детей

Многие дети показывают свою первую реакцию на сверстников в виде агрессии. Это не является тревожным показателем, а является своеобразным методом изучения других детей и мира. В таких играх они могут осознать, где "моё", а где "чужое". Агрессия - это примитивный способ взаимодействия с другими детьми. Можно назвать его первым уровнем знакомства.

Дети очень чувствительны, они способны уловить эмоции и отношение к себе. Но чтобы ребенок привык к общению и перерос боязнь и агрессию, он должен чувствовать постоянную поддержку мамы. Со временем его поведение поменяется, а пока мама должна предупреждать конфликты, посещать детские мероприятия.

Например, ребенок (2 года) боится детей, потому что у него забрали игрушку в песочнице. Когда у вашего малыша пытаются забрать его игрушку, а он против, то вы должны спросить у обидчика: "А моя дочка не против, чтобы ты поиграл?" - или: "Сначала спроси у Кати, потом бери." Это нужно для того, чтобы ребенок чувствовал защиту с вашей стороны и мог отстаивать свои желания. Ведь он тоже личность, и необходимо уважать его желания и протесты. Пройдёт время, ваш малыш самостоятельно станет объяснять детям свои права.

Если же вы видите, что вашего малыша попросту обижают на пустом месте, не стойте в стороне. Скажите обидчику строгим тоном, что так делать нельзя. Это плохо! Навряд ли он захочет продолжать, но если и это не подействует, то отведите в сторону плохого ребенка. До достижения малышом возраста 3 лет вы должны полностью оберегать его, если он сам не может справиться. В возрасте постарше дети понимают, что можно, а что нельзя, они прекрасно помнят, как мама их поддерживала, и самостоятельно отстаивают свою точку зрения.

В детском возрасте психика только формируется, поэтому неудивительно, что рано или поздно у малыша появляются различные страхи. Одна из самых ранних детских фобий - боязнь чужих, связанная со страхом потерять внимание мамы. В более старшем возрасте дети часто становятся застенчивыми, нежели действительно кого-то боятся. В отдельных же случаях боязнь посторонних людей приобретает гипертрофированные формы.

Почему ребёнок боится чужих людей

Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок, комфортно чувствующий себя в семье, при виде незнакомца начинает громко плакать, бежит к маме и старается за нее спрятаться. Другой вариант развития событий - при приходе домой гостей малыш не выходит из своей комнаты. В психологии такое поведение называется «боязнь чужих». Такого ребенка можно также охарактеризовать как излишне застенчивого.

Страх посторонних людей впервые возникает чаще всего в семь-восемь месяцев, хотя у некоторых малышей он может развиться и позже. Вначале боязнь проявляется в виде слез (а иногда и истерики), а после года ребенок уже начинает стесняться, отказывается разговаривать с чужим человеком.

Плач - естественная реакция при приближении незнакомца

Такое поведение является вполне обоснованным: младенец больше всех любит свою маму (ведь, это она за ним постоянно ухаживает). Появление же незнакомца (особенно мужчины) на уровне подсознания вызывает страх разлуки с ней. Кроме того, в раннем возрасте ребенок еще не в состоянии постоять за себя, и малышу кажется, что чужой человек хочет причинить ему вред.

Интересно, что в разряд «чужих» людей могут попасть не только незнакомцы, но и родственники, например, папа, который по характеру своей работы часто отсутствует дома (командировки, служба вахтовым методом), бабушка или дедушка, которые далеко живут и редко приезжают в гости. Причина детских слез во всех случаях будет одна и та же - малыш боится потерять свою любимую мамочку или считает, что его самого могут обидеть.

Естественная боязнь незнакомцев, как правило, продолжается до двухлетнего возраста, а потом незаметно проходит. Но некоторых ребят такая черта характера, как излишняя застенчивость, сопровождает еще очень долго и нередко остается на всю жизнь.

В некоторых случаях боязнь чужих людей трансформируется в гипертрофированные формы, что обусловлено уже какими-то дополнительными травмировавшими психику ситуациями: это может быть визит в поликлинику, связанный со стрессовыми ощущениями, либо незнакомый человек, не вовремя заглянувший в коляску. После двухлетнего возраста большинство малышей начинают посещать детский сад, и боязнь чужих может обернуться для них большими проблемами и психическими травмами. Такие ситуации уже, конечно, требуют консультации специалиста, хотя основную помощь ребенку может оказать только чуткое отношение родителей.

Боязнь в возрасте старше двух лет часто связана с узким кругом общения ребенка. Если малыш все свое время проводит лишь с мамой, папой, бабушкой и дедушкой (особенно, если это единственный ребенок в семье), то у него возникает иллюзия, что посторонние люди ему вовсе и не нужны. Поэтому, когда он выходит на улицу, то не идет на контакт с другими людьми (и даже с детьми). Реже возможен и другой вариант - агрессивное поведение с незнакомцами, обусловленное не характером ребенка, а неумением общаться в широком кругу людей.

Следует более подробно рассмотреть ситуацию, когда сын или дочь боится контактировать с другими детьми. Нормально развивающиеся дети спокойно воспринимают друг друга в любом возрасте. Если же двухлетний малыш боится детей, то это часто обусловлено тем, что его ранее обидели другие ребята и ему не хочется снова испытать негативные эмоции. Другой вариант - ребенок слишком привязан к матери и при этом редко выходит в общество. Он просто не знает, как вести себя с другими детьми, как дружить с ними. За счёт того, что ребенок всё время проводит время со взрослыми, ему трудно идти на контакт со сверстниками. Малыш может охотно собираться на прогулку, выбирать игрушки, но как только приближается к детской площадке, где видит детвору, его охватывает тревога (очевидно, что интерес к детям присутствует, но застенчивость его пересиливает). Он уже не хочет играть, прячется за маму, придумывая отговорки, вроде «Здесь уже все занято», «Мне хочется на другую площадку» и пр.

Ребенок, который привык к общению в узком семейном кругу, плохо идет на контакт со сверстниками

Еще одна разновидность детской боязни чужих людей - это страх толпы (в психологии такое понятие носит название «демофобия»). Если одни дети любят оживленные праздники на городских площадях, чувствуют себя комфортно среди скопления народа, то другие ребята при этом напрягаются, сковываются, а иногда даже впадают в панику (это может быть ребенок и школьного возраста). Встречаются ситуации, когда ребята, посещающие детский сад и нормально общающиеся со сверстниками, боятся, например, утренников или спектаклей, где собирается довольно большое количество народа. Подобные страхи берут свое начало в раннем детстве, откладываются в подсознании. Как правило, толпы боятся малыши, у которых в детстве были проблемы, связанные с нарушением личного пространства.

Иногда ребенок боится не просто посторонних, а представителей определенного пола. Чаще встречается боязнь мужчин: это бывает в неполных семьях (когда малыша воспитывает мать-одиночка) либо связано с агрессивным поведением отца (который причинял физический или моральный вред ребенку или его маме). Боязнь женщин может возникнуть при воспитании малыша слишком строгой либо чересчур тревожной матерью. Такие ситуации требуют обязательного вмешательства психолога, поскольку у ребенка в будущем наверняка возникнут проблемы в общении с противоположным полом.

Как помочь ребенку, который боится чужих

По словам психологов, признать проблему - значит, наполовину решить ее. Родители прежде всего должны принять тот факт, что их ребенок страшится чужих, что он чересчур застенчив.

Тактика поведения родителей

Ни в коем случае не нужно игнорировать чувства малыша, а тем более попытаться «сломать» его (настаивать на знакомстве с чужим человеком).

Попытки подтолкнуть ребенка к общению с посторонними людьми лишь навредят его психике - кроха еще больше замкнется в себе, и страх только усугубится.

Задача близких - своим чутким отношением помочь преодолеть особенности поведения ребенка. Ведь, от реакции мамы и папы зависит дальнейшая социальная адаптация сына или дочери. Если ребенок чувствует, что родители недовольны его поступками, то он растет зажатым и неуверенным в себе. И, напротив, уважение и поддержка со стороны близких поможет сформировать уверенную в себе личность.

Кроме того, непростительная ошибка - сравнивать свое чадо с другими, более смелыми и раскованными детьми. Это приведет к снижению самооценки малыша, ощущение собственной никчемности.

Также мама ведет себя неправильно, когда при приближении незнакомца начинает переживать, меняет тон голоса. Ребенок моментально это чувствует, ему передается волнение. Бывают случаи, что при появлении гостей малыша уводят в отдельную комнату: не нужно этого делать, поскольку ребенок будет пользовать этой тактикой и в дальнейшем, не меняя своего поведения.

Подобное поведение не решит проблему, а только усугубит ее

Нужно дать малышу время: пусть он привыкнет к голосу незнакомца, его внешности. Во время общения с посторонними людьми маме хорошо взять ребенка на руки: так он будет чувствовать себя защищенным. Не нужно забывать, что каждому малышу требуется разное время, чтобы пойти на контакт с новым для него человеком: иногда на это требуется несколько дней.

Большое значение имеет пример самой мамы. Своим приветливым видом, улыбкой, ровным тоном голоса она дает ребенку понять, что нет причин бояться незнакомца. Женщина должна показать, что знакомиться с новыми людьми очень интересно. Например, мама может взять своего сына или дочь за ручку и вместе подойти к другим малышам на игровой площадке.

выливается у ребенка в регулярные истерики, он не желает воспринимать доводы мамы, то в этом случае стоит обратиться к профессиональному психологу. Ведь, такие гипертрофированные формы страха могут быть патологическими, связанными со сбоями в работе нервной системы.

Сказкотерапия

В борьбе с разного рода детскими страхами хорошо зарекомендовал себя метод сказкотерапии. В борьбе с излишней застенчивостью уговоры и нравоучения бесполезны, а вот если облечь родительский совет в ненавязчивую сказочную форму, то ребенок живо воспримет его.

Данный прием можно образно сравнить с горькой таблеткой, подмешанной к сладкому варенью. Сказки способны оказывать влияние на формирование характера малыша: дают ему возможность взглянуть на себя со стороны и освободиться от комплексов.

В сказке Татьяны Холкиной «Как Андрюша гостей встречал» главный герой сам по себе смелый мальчик (не боится грозы, тигра, пылесоса). Но когда в дом приходят гости, мальчик очень стесняется: не здоровается с ними, не разговаривает, а убегает, прячется под кроватку, притворяется каким-нибудь предметом. И вот однажды, когда в очередной раз нагрянули гости, Андрюша притворился мышкой. Он побежал к мышиной норке и встретил настоящего маленького мышонка. Они разговорились, мышонок рассказал, что убегает от страшной кошки, которая хочет его съесть. Андрюша, в свою очередь, сообщил, что скрывается от гостей, которые хотят с ним поздороваться. Все мыши в норке очень испугались, стали прятаться, закрывать глазки, стали рассказывать друг другу об ужасных гостях. И мальчику вначале стало смешно, а потом стыдно: ведь, он сам похож на этих мышек, он так же прячется от гостей, словно те хотят его съесть. И Андрюша стал успокаивать мышек, и чтобы доказать им, что гости вовсе не страшные, он вышел к ним, смело поздоровался и сел пить чай с тортом. А маленький мышонок гордился свои отважным другом, который не боится ничего на свете.

Эта поучительная сказка позволяет ребенку оценить свое поведение и подводит его к мысли, что в общении с посторонними людьми нет ничего страшного.

В произведении Ирис Ревю «Сказка про стеснительного мальчика» у главного героя Саши Светикова такая же проблема - стеснительность. Мальчик не может свободно общаться с людьми, хотя он многое умеет: фотографировать, ловить рыбу и многие другие вещи. Саша боится поздороваться, поддержать разговор, смотреть собеседнику в глаза и даже улыбнуться. И вот однажды к ребенку, который в парке прячется за скамейкой, подлетает любопытная сорока и начинает задавать ему вопросы. Саша признается ей, что прячется от людей, хотя они не кусаются и не обижают его. Сорока не может осознать, почему человек боится тех, кто ему не угрожает. Она допытывается у мальчика, не больной ли он. В результате Саша осознал, что сорока говорит правду и решил навсегда избавиться от своей стеснительности, ведь, она мешает нормально жить. Он благодарит птицу за помощь, выходит из своего укрытия и здоровается с первым проходящим мимо мальчиком.

Иллюстрация к сказке Ирис Ревю

Данное произведение опять-таки помогает ребенку понять, что его стеснительность не имеет никаких серьезных обоснований: нужно просто отбросить свой страх и начать общаться с людьми.

В другой терапевтической сказке « Как слоненок перестал стесняться» главный герой - животное. Слоненок живет на острове и очень хочет завести друзей, но стесняется подойти первым. Поэтому он всегда грустит. Однажды герой встретил большого слона, который помог ему: обнял малыша хоботом и повел к зверятам. Слон подбодрил слоненка, внушил, что он обязательно всем понравится. Воодушевленный слоненок подошел к зверятам, первым с ними поздоровался. Все вместе стали весело играть.

Эта короткая история поможет ребенку раскрепоститься, поверить в себя, стать уверенным. Он поймет, что нет ничего страшного в том, чтобы подойти к другим детям и заговорить с ними.

Игротерапия

Преодолеть излишнюю застенчивость и зажатость ребенка поможет игротерапия. Правильно подобранные игры научат малыша снимать физическое и эмоциональное напряжение, свободнее выражать свои чувства, сделают его более уверенным в себе. Игровые упражнения способны обхитрить скованность и замкнутость:

  • «Давай поговорим!». Родитель сообщает ребенку, что хотел бы превратиться в волшебника, фокусника, дворника (и т.д.) и рассказывает, почему ему этого хочется. Взрослый побуждает малыша задавать вопросы. А потом уже фантазирует сам ребенок.
  • «Пойми меня!». Взрослый читает стихотворения А. Барто, а малыш должен с помощью мимики и жестов изобразить действие или эмоцию, описанную в каждой строчке (данное игровое упражнение способствует раскрепощению, свободному выражению чувств).
  • Ту же цель преследует игры «Чья походка?» (ребенок и взрослый поочередно изображают, как ходит малыш, старушка, медведь, кошка, канатоходец в цирке и пр.), «Преображение» (ребенок надевает маску животного, супергероя, персонажа сказки или мультфильма и копирует его голос и манеру поведения).

В преодолении стеснительности и зажатости большое подспорье - сюжетно-ролевые игры. Взрослый с ребенком проигрывают ситуацию из жизни, которая вызывает у малыша тревогу. Например, Зайчонок подходит к зверятам, чтобы познакомиться, кукла приходит на концерт, где много народа, или на салют (можно зажечь бенгальские огни).

Такие игры помогают ребенку раскрепоститься и побороть страх общения с людьми

Интересен вариант, когда щенок или котенок теряет своего хозяина на прогулке и подходит к добрым прохожим на улице, чтобы они помогли ему отыскать дорогу к дому.

Многие психологи придерживаются мнения, что боязнь чужих людей у детей часто обусловлена негативным опытом в прошлом, когда общение с посторонними доставило малышу неприятные эмоции. В данной ситуации очень важно терпение и тактичность со стороны родителей. Сын или дочь, прежде всего, должны быть уверены, что близкие понимают, но никак не осуждают их поведение.

В борьбе с детской застенчивостью очень эффективны рассказы родителей о собственных похожих страхах в детстве и способах преодоления этой проблемы. Также хороший терапевтический прием - проигрывание собственных страхов при помощи кукол.

Интересно, что многие специалисты считают, что отсутствие каких-либо страхов у ребенка - это не норма, а, напротив, тревожный симптом. И если годовалая кроха никак не реагирует на посторо, не прижимается к маме при их появлении, то не лишним будет проконсультироваться у невропатолога.

Детский педагог-психолог Т. Шишова утверждает, что появление страха незнакомцев у годовалых малышей - сигнал того, что ребенок начал отличать «своих» от «чужих», свидетельство инстинкта самосохранения. Специалист советует родителям заранее предупреждать сына или дочку о приходе гостей, при этом в воображении малыша нужно создать положительный образ. Очень важно хвалить ребенка за его достижения: сдержал слезы, поздоровался и т.д.

Психолог Л. Самарская подчеркивает, что детей пугает все неизвестное и непонятное. Именно по этой причине многие из них боятся большого скопления народа во время салютов, концертов и пр. В борьбе с этой проблемой очень важна реакция мамы или папы на происходящее. Нужно искренне восхищаться салютными залпами, песнями, обеспечивая при этом ребенку тактильный контакт (обнять, взять за руку).

Видео: как помочь ребёнку перестать бояться

Комаровский о том, почему ребенок боится чужих детей

Педиатр Е. Комаровский вовсе не считает застенчивость отрицательным качеством. Доктор предостерегает маму и папу от того, чтобы они избегали фраз вроде «Почему ты такой стеснительный?», «Почему ты не отвечаешь, ведь тебя спрашивают?» (ведь, родители часто говорят так из уважения к взрослому собеседнику). Подобные реплики акцентируют внимание на поведении ребенка, внушают ему мысль, что он делает что-то плохое. Не нужно делать трагедию из того, что малыш не поздоровался с кем-то, не ответил на вопрос, как у него дела. Чем меньше взрослые будут говорить о детской стеснительности, тем лучше для ребенка. Ведь по мере взросления сын или дочь станут наверняка более общительными и раскованными.

Видео: 5 способов побороть страх

Взросление ребенка неизбежно связано с возникновением определенных страхов. Некоторые из них являются признаком нормального развития, своего рода адаптационными этапами. В раннем возрасте у малышей часто возникает боязнь посторонних, которая является вполне обоснованной. Эту особенность поведения ребенку под силу преодолеть при помощи родителей, хотя иногда излишняя стеснительность и боязнь общаться с незнакомыми людьми остается у человека на всю жизнь. Как бы то ни было, нужно принимать своего малыша таким, каким он есть, ни в коем случае не сравнивая его с другими, более раскованными сверстниками.

Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, редактором, ведения сайта, имеется педагогический стаж (первая категория).

Советует детский педагог-психолог Татьяна Шишова.

Переходный возраст

В первые месяцы после рождения дети на удивление общительны: идут на руки к чужим, с любопытством рассматривают гостей, с радостным интересом находятся в людных местах. Но в 7–8 месяцев наступает резкий перелом: малыш неожиданно начинает бояться посторонних. Еще вчера ребенок оживлением и смехом отвечал на улыбки прохожих, а сегодня вдруг заплакал при виде бабушки, приехавшей навестить внучка, и наотрез отказался идти к ней на руки. Родители пугаются подобных демонстраций, не понимая, почему их общительный кроха вдруг стал робким трусишкой.

Подобные эмоциональные всплески нормальны для годовалых младенцев. Более того, страх посторонних – естественная фаза развития, означающая, что малыш стал разделять людей на «своих» и «чужих». Это своеобразное проявление врожденного инстинкта самосохранения.

Исследования ученых показали, что в компании посторонних или в отсутствие матери у малышей с 9 до 12 месяцев повышается количество кортизола (гормон стресса) в крови, поскольку в обществе новых людей ребенок ощущает смятение и панику. Защитный механизм включается, и когда младенец остается без мамы, даже на небольшой период времени. В такой ситуации задача родителей – создать у малыша чувство защищенности: взять его на руки, обнять, приласкать, утешить добрым словом. В людные места ребенка лучше носить в «кенгуру» или слинге – телесный контакт с мамой дарит спокойствие и уют. Если вы ждете гостей, обязательно сообщите им о возможных негативных реакциях крохи, объясните, что в период с 7–9 месяцев до 2–3 лет дети становятся боязливыми и робкими. Фраза «он теперь всех боится» – универсальна и сразу устранит возникшую неловкость.

Совет. Предупреждайте двух-трехгодо­валого ребенка о приходе гостей заранее, опишите их, создайте положительные образы. Когда позвонят в дверь, напомните малышу, что пришли гости, и подождите несколько секунд перед тем, как отворить. Если кроха сдержался и не заплакал при виде новых лиц, непременно похвалите «смельчака» за храбрость.

Дайте время освоиться

Постарайтесь не отдавать ребенка в сад, пока малыш психологически не готов отпустить вас. Ранний отрыв от матери грозит усугублением страхов и возникновением различных психологических трудностей. Конечно, встречаются ситуации, когда мама вынуждена отдать кроху в ясли в 1–1,5 года. В этом случае важно обеспечить мягкую, деликатную адаптацию к новым условиям. Договоритесь с администрацией садика, что первое время будете находиться вместе с ребенком. Затем, когда малыш освоится, начинайте оставлять кроху: на часок, потом на 2–3, потом – на полдня, чутко реагируя на малейшие проявления страха, неуверенности или тревоги. Так малыш потихоньку привыкнет к воспитателям и детям, перестанет воспринимать их как чужих и будет относиться к расставанию с вами более спокойно. Точно так же следует вести себя с няней: сначала присутствовать при ее визитах, затем оставлять кроху наедине с воспитательницей на 15 минут, на полчаса, на час и так далее по нарастающей. При каждом расставании можно использовать особый ритуал: няня машет игрушкой или протягивает младенцу определенный предмет – всегда один и тот же, чтобы задобрить и привлечь малыша. Через пару недель ребенок полностью привыкнет к новому человеку, и вы сможете выйти на работу.

Совет. Не стоит что-либо менять в укладе вашей жизни в те дни, когда вы приучаете малыша к детскому саду или няне. Даже коляску или кроватку менять нежелательно. Любые перемены могут осложнить период адаптации.

Проявите тактичность

Иногда страх перед посторонними возникает вследствие пережитого стресса. Например, в раннем детстве ребенок попал в больницу, где находился без мамы. Подобные испытания могут вылиться в патологические страхи перед взрослыми, в особенности – перед врачами и медсестрами. В обществе чужих людей малыш может становиться беспокойным, плаксивым или, наоборот, заторможенным, молчаливым. Уговаривать или позорить ребенка – жестоко и бессмысленно, кроха закроется, перестанет доверять родителям, но не станет смелее. Особенно грешат укорами в «трусости» отцы, мечтающие видеть своего малыша активным, смелым, не понимая, что психика ребенка крайне уязвима. От презрительных насмешек или сердитых высказываний у малыша к страху прибавляется еще и стыд за собственную «трусость». Теперь проблема станет двойной – малышу придется избавляться не только от страха, но и доказывать себе и окружающим свою состоятельность.

Помочь в преодолении глубинных страхов можно лишь поддержкой, заверениями, что вы понимаете опасения малыша, осознаете, как тяжело крохе, никогда не оставите его в трудной ситуации и всегда спасете положение. Малыш должен ощущать, что его переживания воспринимают всерьез, сочувствуют ему и сострадают. Тогда у ребенка появится уверенность, что вместе с родителями он все сумеет преодолеть.

Эффективны также рассказы взрослых о собственных детских страхах и о способах их преодоления. Малыш получит важную установку: папа (или мама) тоже боялись, когда были маленькими, но сумели справиться, научились контролировать страх.

Совет. Большим подспорьем могут стать ролевые игры, в которых с помощью кукол можно проигрывать бытовые ситуации, тревожные для трусишек-дошколят. Например, если пяти-шестилетний ребенок ни минуты не может находиться в одиночестве, можно показать мини-спектакль: Зайчонок опасался оставаться один, однако мама-Зайчиха его уговорила и ушла. Когда она отлучилась, зайке стали мерещиться (что? – проговорить вместе с ребенком), но все же Зайчонок придумал, чем себя занять, и избавился от тревоги. Покажите, как мама по возвращении хвалила малыша за смелость.

В том случае, если кроха боится посторонних, можно разыгрывать сценки про «Потеряшку»: Щенок пошел на прогулку вместе с хозяином и… потерялся. Важно зафиксировать внимание ребенка на моменте, когда щенок потерялся, проговорить, что он почувствовал. Малышей постарше можно попросить изобразить мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Обязательно обсудите причину, по которой щенок потерялся. Может, он убежал вперед или, наоборот, задумавшись, отстал от хозяина? Дальше покажите приключения Потеряшки, повествуя, как перепуганный Потеряшка встретил добрых персонажей, которые помогли ему найти дорогу к дому. События должны быть положительными, а окружающие люди или звери, воспринимаемые щенком в первое время как источник угрозы, – замечательными и отзывчивыми.

Кстати

Отсутствие страха перед незнакомцами в возрасте одного-двух лет может быть признаком аутизма. Маленькие аутисты без опасений идут на руки к чужим людям, но лишь потому, что не разделяют людей на «близких» и «посторонних». Такие малыши не замечают отсутствия родителей, живут, словно в вакууме, не впуская в свой «мирок» даже родных.

Аутизм – серьезное нарушение психического и эмоционального развития ребенка, желательно выявить его на ранних стадиях. Если малыш в 9–12 месяцев не реагирует на появление посторонних, не тянется к маме, не смотрит в глаза взрослым, не проявляет интереса к общению – обратитесь к психоневрологу.

Личное мнение

Алексей Лысенков:

– Как актер знаю: ничто так не раскрепостит ребенка, как игры, лучше всего – актерские. Отдавайте детей в актерские детские студии: результат не заставит себя ждать!

С некоторых пор ребенок боится людей. Не только чужих людей, но и близких родственников - бабушку, например. Иногда дело доходит до истерики, и пока посторонний человек не отойдет на приличное расстояние, малыш не успокаивается.

Это выматывает, даже не можем сходить в гости - начинает волноваться и нервничать перед чужой дверью. Думаю, не стоит говорить о том, что происходит дальше. Только дома успокаивается.

Как помочь ребенку избавиться от страха? Разберемся с помощью знаний тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Особенные люди

Не у всех детей проявляются страхи различного типа - такие, как боязнь людей, темноты, поход к врачу. Их ни много ни мало около 5%. Это обладатели зрительного вектора. Они по-особенному видят мир - не только цвета, но их многочисленные оттенки.

Такой ребенок очень чувствителен, его эмоциональность на порядок выше, чем у других детей. Он живет эмоциями, ощущает мир посредством эмоций. Он способен создавать эмоциональные связи не только с близкими, но и с животными, и даже с неодушевленными предметами.

Особенно у детей очень частая смена эмоций - от смеха до плача в доли секунды. Проявление эмоций идет мощнее и острее, чем у других, поэтому истерики без причины наблюдаешь часто.

Зрительный ребенок любознателен, ему интересно все вокруг, рассматривает своими очаровательными глазками. Любит, когда на него обращают внимание. И впечатлителен, отсюда и его желание все преувеличивать. «Раздувать из мухи слона» - выражение как нельзя лучше подходит под это описание.

Откуда возникает страх у детей

Будучи взрослым, он способен чувствовать настроение других, сочувствовать и поддерживать тех, кто в этом нуждается - при условии развитости свойств зрительного вектора. Когда он еще маленький, такие свойства, как сострадание, любовь, сопереживание еще только развиваются.

Корень этих свойств - страх смерти - первая эмоция, которую испытал человек для выживания. Времена уже не те, но свойства остались. Зрительный ребенок пугается так, как будто это угрожает его жизни, он чувствует себя беззащитным. Для взрослого: «Я очень боюсь, там кто-то есть» - просто слова. Но у ребенка возникает реальное ощущение, что там действительно кто-то есть и этот кто-то угрожает ему. Будучи еще маленьким, малыш просит защиты у самого близкого человека - мамы.

На страхах зрительный ребенок может раскачиваться эмоционально, при этом увеличивая этот страх. Если при каком-то действии ребенок слышит смех, подтрунивание, например: «Ну, чего ты боишься» - вместо создания эмоциональной связи возникает страх. А ведь именно создание эмоциональных связей ему необходимо, чтобы развиваться, открыться миру, научиться любить и быть любимым.

Проявление страхов у ребенка - сигнал, что с ними нужно работать. Для зрительного ребенка страхи губительны, они мешают его развитию и, что более важно, могут остаться фобией на всю жизнь . Помочь ребенку преодолеть его страхи может только понимающий их природу родитель.

Что делать, когда ребенок боится?

  • Проверьте литературу, которую читаете ребенку. Зрительному ребенку противопоказано читать сказки, рассказы или истории связанные с поеданием кого-либо. Даже, казалось бы, безобидная сказка о Колобке может ввести ребенка в состояние страха. Уже говорилось о его впечатлительности и воображении, что ребенок переводит все в зрительный ряд. Возможно, вместо Колобка он представляет себя. Для него это реальный ужас.

  • При любых детских страхах нужно срочно начать развивать природные свойства ребенка. Это делается через сочувствие, сопереживание, любовь и сострадание к другому. Чувственное развитие идет через чтение сострадательной детской литературы, где ребенок начинает проявлять эмоции наружу, то есть проецирует их на другого человека - возникает сочувствие, когда плохо другому, даже со слезами. Читая, ребенок проходит через трудности вместе с героями. К тому же он получает жизненный навык, ведь мысленно он будет примерять эти ситуации на себя, и в будущем это поможет ему быстрее войти в социум. На помощь также приходят мелодичные песни, музыка, добрые сказки, благодаря которым он развивает чувство доброты, смелости, честности. Он стремится быть, как герои.
  • Зрительный ребенок очень чувствителен к запахам. Если в его окружении находится человек с сильно пахнущим парфюмом, это может привести его в волнение или в нервное состояние. Он может начать капризничать.
  • Зрительный ребенок вообще очень чувствителен к окружающему миру. Постарайтесь оградить его от сцен насилия. Даже, казалось бы, обычный разговор на повышенных тонах приводит к страху - ребенок будет бояться подходить к вам. Если ребенок случайно увидел жестокое обращение на улице с человеком или животным, немедленно уходите. Эта сцена может запечатлеться в его голове.

  • Ребенок из-за врожденного страха смерти боится всего связанного со смертью, даже не осознавая это. Постарайтесь отсрочить момент его знакомства с ситуацией, где присутствует смерть. Похороны, трупы, даже запах могут отложиться в памяти и со стопроцентной гарантией уже во взрослой жизни проявиться, как фобия или очень сильный страх перед чем-то.
  • Постарайтесь не заводить домашних животных. Просьба о животном может означать, что ребенку не хватает маминого внимания. Конечно, заботясь о питомце, он учится ухаживать за живым существом, но в то же время он создает эмоциональную связь с животным, а это идет в ущерб связям с окружающими людьми. В его мировоззрении это близкий друг, нет различия - животное или человек. Животные не живут долго, они умирают, а ребенок получает психологическую травму в раннем возрасте, проходя через смерть близкого друга. И возможно ребенка даже придется вести к психологу. Лучший совет, связанный с животными - сходить туда, где ребенок может получить прямой контакт с ними без вреда для его психики, например, контактный зоопарк. Даже такое простое занятие, как кормление уток или голубей, уже дает ребенку представление о животном мире.

Ребенок боится людей или темноты - выход один

Воспитание ребенка сопровождается множеством проблем. Родители стараются дать ребенку лучшее, путевку в жизнь. Зрительный ребенок, если знать его особенности и свойства, растет жизнерадостным, с удовольствием познает мир и не испытывает страхов. Очень важно дать развиться его свойствам, и в будущем он вам ответит любовью, радостью и добротой.

Ребенок может обладать и другими векторами, помимо зрительного. И для каждого из них нужен разный подход из-за различных особенностей и свойств. Например, если у ребенка есть анальный вектор, то он может проявлять стеснительность в общении с незнакомыми людьми. От природы нерешительный, он нуждается в одобрении и поддержке мамы, поэтому ваша правильная реакция особенно важна в такие моменты.

«…Сегодня ребенок пошел в садик и поделил пищу с детьми. Что мы делаем, когда не хотим, чтобы нас покусала собака? Родилась такая аллегория - правильно, даем есть. И я почувствовала, что страх у него пропал и появилось чувство З и Б в садике, и даже согласился завтра остаться спать в садике. Ура!..»
Евгения К., медсестра, Таллин, Эстония

«…Развитие сына теперь более понятно, его зрительные страхи лечим общением с лошадями, выискиваю фильмы и мульты, где возникает сострадание (над советской Красной Шапочкой с Поплавской - плачет). Перестала повышать на него голос…»
Елена Н., Тверь

«…Родители, во главе с мамой, вели каждодневную работу по выведению ребенка из страха за себя наружу. Мы сопереживали вместе всем и вся: любимому коричневому мишке, который у нас падал и болел; лошадке, которая потеряла глаз. Мы поливали засохшие в подъезде кактусы. Мы реанимировали снеговиков, которым уличные детки ломали уши, носы и хвосты. Мы поднимали варежки-потеряшки и развешивали их на кустиках, чтобы девочки и мальчики нашли свои теплые вещи и не морозили ручки. Мы смотрели мультик, как девочка спасает дельфина, и раз тысячу переживали замерзшей девочке со спичками.

В домашней среде девочка достаточно быстро ушла от нескольких своих страхов и уходит от оставшихся. Я радуюсь ее - нашим общим результатам. Она сегодня вечером снова сказала, что хочет в детский сад к деткам, что ей там не страшно, что она хочет подарить деткам на 8-е марта цветы…»
Наталья К., менеджер-экономист Санкт-Петербург

Научиться определять многие черты и особенности своего ребенка, а значит, понимать, как ему помочь , вы можете уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Регистрируйтесь сейчас.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Часто читают


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди