03.03.2020

Римское право,брак. Понятие и формы брака в римском праве Брак и его формы в римском праве


Брак является союзом между мужчиной и женщиной, который определяет личные неимущественные и имущественные отношения между ними, а также статус их общих детей.

Кроме того, брак – это сделка и юридический факт, так как его главная правовая цель – создание юридических последствий, то есть, придание общим детям законный статус, а также порождение личных и имущественных отношений, в частности – наследственных.

Римский брак, впрочем, как и римская семья был правовым специфическим институтом, так как в его основе создания располагались патриархальные устои общества, а основной задачей с точки зрения государства было создание на подчинении семьи и воспроизведение граждан.

Однако римскую семью в соответствие с правовыми последствиями мог создать исключительно римский гражданин, который вступил в «правильный» римский брак. Но ежели лица по каким-либо законным причинам не могли вступить в законный брак, то им дозволялось жить в конкубинате, разрешённом союзе между женщиной и мужчиной. Конкубинат являлся аналогом современного гражданского брака, так как он заключался без формальностей и влёк за собой правовые последствия, хотя и считался «неправильным браком».

Таким образом, конкубинат был браком, не соответствующим законным римским условиям. В эпоху республики мужчине разрешалось по закону быть в браке с одной женщиной, но проживать в конкубинате с другой. Но, при этом женщина, которая вступила в связь с кем-то кроме своего мужа, считалась преступницей, и у мужа было право убить её.

Исходя из самой сути «правильного римского брака» для римского права брак перигринов не имел значения, однако допускался лишь один вид брака между перигринами и латинами, если он был разрешён как «брак по праву народов». Сожительство рабов не влекло никаких правовых последствий, так как рабы не относились к субъектам права.

Разновидности браков в римском праве

В Риме было принято различать два отдельных вида браков:

· Брак sinemanu, являвшийся браком без мужской власти

· Брак cum manu – брак с мужской властью.

Сущность последнего заключалась в личном и имущественном полном подчинении жены мужу. При этом, жена и дочери приобретали статус со всеми последствиями права, однако муж полностью распоряжался личностью и статусом жены. Кроме того, приданое включалось в имущество мужа, а жена не имела права совершать сделки. За мужем закреплялось право жизни и смерти жены. Вступая в данный вид брака, женщина полностью попадала под власть мужа и не могла требовать развод, который мог дать только муж.

Брак (matrimonium) – «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

Виды законного римского брака:

cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

16. Понятие вещи и ее классификация.

Юридическая классификация вещей частного права

1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некоторое

единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23). "Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения" (Д.50.16.23).

2. "Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д.1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в состав чьего-либо имущества.



"Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д. 1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относятся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией" (Д. 1.8.9). В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публичные и частные.Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, апри-надлежали некоей совокупности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3, "Вещи частного права ~ это те, которые принадлежат отдель

ным лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение

телесных и нетелесных вещей.

Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; та-ковыте вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие какнаследство, узуфрукт, обязательства, заключенные каким-либообразом" (Д. 1.8.1.1).

Телесные вещи - "те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля,раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи"(Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из отдельных вещей, каждая из которых может являться отдельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними

неразрывно связано и не может быть отделено без существенного повреждения. Сюда относятся здания, растения. Движимыми вещамимогут быть любые вещи, не отнесенные

к числу недвижимых. Среди них в римском праве выделялись

вещи, осуществлявшие движение собственной силой. К делимым вещамотносятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (значимости в обороте). Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе ихис-пользования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в гражданском обороте, а их износ происходит постепенно, растягиваясь во времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обяза-тельнымучастием не менее пяти свидетелей. Пропуск какоголибо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т. д. являлись достаточным основанием для признания сделки не-действительной, даже если она была уже исполнена.

Остальное имущество (вещи) относилось к разряду неманципируемого и могло отчуждаться без всяких формальностей путем простого вручения приобретателю.

Вещи, находящиеся в обороте, Вещи, изъятые из оборота.

Главная вещь самостоятельно участвует в обороте, принадлежность же следует судьбе главной вещи; если последняя передается, то вместе с ней передается и ее принадлежность.

a. находящиеся в обороте – res in commercio (частные лица могут совершать сделки)

b. изъятые из оборота – res extra commercium (сакральные, публичные, общие – воздух…)

5. Самостоятельный вид вещей – плоды (fructus):

a. цивильные – fructus civiles – тот доход, который вещь приносит ее собственнику (раб: по договору найма приносит доход = цивильный плод собственника вещи)

b. натуральные – fructus naturales – то, что дает сама вещь (молоко, шерсть, любой приплод от домашних животных.

"Брак, или так называемый матримоний, представляет собой союз мужчины и женщины, предполагающий общность жизни". Данное определение закреплено в Институциях Юстиниана (1.9.1). Классический юрист Модестин характеризует брак как "союз мужа и жены, объединение всей жизни, общение в праве божественном и человеческом" (D. 23.2.1).

Из приведенных определений видно, что римляне признавали моногамный брак.

Они различали настоящий, законный римский брак, в который могли вступать только лица, имевшие iusconubii. Только от такого брака дети считались законными и подлежали отцовской власти, имели право наследования.

Союз между лицами, не имевшими iusconubii, являлся незаконным браком. Он не имел указанных выше правовых последствий, хотя и дозволялся законом.

Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак назывался конкубинатом. Данное сожительство имело место в тех случаях, когда брак между определенными категориями лиц в силу норм цивильного права был невозможен.

Сожительница (конкубина) не разделяла социального состояния сожителя. С развитием права дети от конкубината получают некоторые права.

Сожительство между рабами, между рабами и свободными вообще не имело никакого значения.

Чтобы брак был признан действительным, имеющим юридическую силу, он должен был отвечать определенным условиям.

Римский юрист Ульпиан писал: "Брак является законным, если между теми, кто его заключил, существует право на законный брак, если и мужчина, и женщина достигли брачного возраста, если получено их согласие как лиц "своего права" или же если они являются подвластными лицами, то и согласие их родителей" (Ульпиан, Ер. 5.2).

Право заключения законного брака (iusconubii) первоначально принадлежало только римским гражданам и latiniveteres.

В разные исторические периоды законами вводились различные ограничения для заключения некоторыми лицами законного брака.

Так, до Закона Канулея 445 г. до н.э. были запрещены браки между патрициями и плебеями. До Закона Августа 18 г. до н.э. был запрет на браки между вольноотпущенниками и свободнорожденными.

Препятствием к заключению брака являлось родство по прямой линии без ограничений и по боковой с различными ограничениями в зависимости от изменявшегося законодательства.

Запрещались браки между сенаторами и либертинами, сенаторами и актрисами; между опекуном и подопечной; между правителем провинции и жительницей этой провинции; между лицами, из которых хотя бы одно дало обет целомудрия.

Браки, заключенные в нарушение установленных запретов, подлежали аннулированию. Никаких правовых последствий такие браки не влекли.


В постклассическом праве термин iusconubii теряет свое значение и перестает употребляться.

Брачный возраст был установлен с 12 лет - для женщин, с 14 лет - для мужчин. Согласие на брак в древнейшее время требовалось от домовладыки и жениха в том случае, если он являлся personasuiiuris. Позже стало требоваться согласие подвластных жениха и невесты, их домовладык, а со стороны жениха дополнительно согласие того лица, под отеческой властью которого он мог оказаться в случае смерти paterfamilias. Позже в ряде случаев детям было предоставлено право вступать в брак и без согласия paterfamilias.

Заключению брака предшествовала помолвка, которая, по определению Флорентина, "есть предложение и обещание будущего брака" (D. 23.1.1). Совершалась она посредством двух стипуляций. Как писал Ульпиан: "Помолвка (sponsalia) так называется от слова обещать (spondere); поскольку у древних был обычай стипулировать и через торжественное обещание приобретать себе жен" (D. 23.1.2). Заключалась она между paterfamilias невесты и женихом или его paterfamilias. В случае нарушения соглашения виновный мог быть подвергнут наказанию за нанесенный ущерб.

В постклассический период при помолвке была введена практика внесения залога или свадебного задатка.

По Юстинианову праву расторжение помолвки без достаточного основания влекло за собой для виновного имущественную ответственность в виде потери данного задатка или обязанности возврата задатка в двойном размере.

Виды брака. Формы заключения брака. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cummanu. Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи.

Как указывал Гай, "переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею" (Гай, 1.110).

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111). Этот способ называется usus.

"Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа черезнекоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio" (Гай, 1.112). Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Это религиозный акт. Применялся он в среде патрициев.

"Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи, в присутствии на менее пяти свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит" (Гай 1.113). Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим.

Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sinemanu, при котором жена не находилась под властью мужа. В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sinemanu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться personasuiiuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу. В браке sinemanu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа.

Возникнув позже брака cummanu, брак sinemanu в течение 200-300 лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sinemanu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака.

В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sinemanu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак.

Прекращение брака

Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К первым относились: смерть одного из супругов; лишение свободы одного из супругов (плен, рабство), причем только брак sinemanu считался прекращенным; лишение гражданства одного из супругов; изменение семейного положения одного из супругов, при котором невозможно вступление в брак. К субъективным относился развод.

Свобода развода существовала в римском праве на всем протяжении его истории.

Расторжение брака cummanu было возможно только по инициативе мужа (в случаях измены, пьянства, бесплодия жены) в форме, обратной той, в которой он заключался: confarreatio - в форме обряда diffareatio; coеmptio - в форме remansipatio.

Расторжение брака sinemanu допускалось по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению любого из супругов.

Никакой особой формы не существовало, но по законодательству Августа расторжение брака должно было быть объявлено в присутствии семи свидетелей в виде вручения разводного письма.

Со временем причины расторжения брака стали влиять на его последствия, что выразилось в имущественных потерях.

В постклассическом праве вводятся правила развода. Известны два вида развода: с неблагоприятными последствиями и без таковых. Первый вид делился на беспричинное одностороннее расторжение и расторжение по вине другого супруга (измена, тяжкое уголовное преступление, посягательство на жизнь супруга, сводничество, аморальный образ жизни). Второй вид делился на развод по взаимному согласию и развод по воле одного супруга при наличии оправдательных причин. Такими причинами были обет целомудрия, уход в монастырь, неспособность иметь детей.

Виновный в разводе утрачивал приданое, его могли подвергнуть ссылке, заключению в монастырь, ему могли запретить вступать в новый брак.

При одностороннем разводе на супруга, давшего развод, налагались тяжелые штрафы. Такие же последствия были установлены для супруга, вина которого послужила причиной одностороннего развода.

Вступление во второй брак в постклассический период требовало соблюдения некоторых правил: вдова могла повторно выйти замуж не ранее 10 месяцев, а впоследствии - 12 месяцев.

В случае нарушения этого правила она подвергалась штрафу и ограничивалась в наследовании.

Также были введены ограничения с целью ограждения интересов детей от первого брака.

Понятие семьи. Эволюция семейных отношений

Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2).

Он указал, что этот термин "имеет различные значения, так как может относиться и к вещам, и к лицам". Он также различал семью в узком, или строгом, смысле (proprioiure) и в широком - семью по общему праву (familiacommuniiure).

Ульпиан писал: "Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву". "Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода".

Родовая община (familiagentilicia) являлась наиболее обширным родственным союзом. Члены одного рода (gens) имели общего предка, носили общее имя этого предка, у них был общий родовой культ, жертвенник.

Имущественная дифференциация внутри рода с образованием государства способствует выделению из рода более мелких союзов - семей.

По своей сути древнейшая римская семья являлась строго патриархальной. Она строилась на началах абсолютной власти главы семьи (paterfamilias) над женой, подвластными детьми, другими родственниками, рабами, кабальными работниками, а также над всем имуществом.

Сначала это была одинаковая власть (manus) над всеми. Однако со временем эта власть стала делиться на:

dominicapotestas - надвещами, рабами; manusmariti - надженой; patriapotestas - наддетьми; mancipium - над кабальными.

Власть домовладыки прекращалась только с его смертью или по его воле. После смерти домовладыки происходило изменение семейного состояния всех подвластных лиц.

Только домовладыка обладал полной правоспособностью. Он являлся лицом своего права (personasuijuris), все другие члены семьи были подвластными ему лицами - лицами чужого права (personaalienajuris).

Постепенно, однако очень медленно, происходит ослабление власти домовладыки над подвластными лицами. Жена и дети получают признание своих прав, положение свободных подвластных значительно улучшается по сравнению с положением рабов.

Родство. Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское.

Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством (Гай, 3.10). Агнатское родство возникало по мужской линии. Гай писал: "Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола:" (Гай, 1.156). Далее: "Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты...". Дочь, вышедшая замуж в другую семью, становилась юридически чужой своей прежней семье, так как, подпадая под власть нового домовладыки, она становилась агнатской родственницей новой семьи. В то же время усыновленный становился агнатским родственником семьи усыновителя. Цивильным правом признавался только этот вид родства.

Родство по крови (cognatio) - когнатическое родство первоначально вообще не принималось во внимание.

Юридическое значение оно получает только в преторском праве. По мере ослабления патриархальных устоев семьи когнатское родство приобретало все большее значение. В Юстиниановом праве оно полностью вытеснило агнатское.

Родство римляне определяли по линиям и степеням.

Лица, происходящие одно от другого (отец и дочь), называются родственниками по прямой линии.

По восходящей линии - это родственники от потомка к предку (отец, дед, прадед); по нисходящей линии - это родственники от предка к потомку (прадед, дед, отец).

Лица, происходящие от общего предка (дядя и племянник, брат и сестра), называются родственниками по боковой линии.

Боковое родство могло быть полнородным, если и мать, и отец общие; и неполнородным: если общая мать, то оно называлось единоутробным; если общий отец - единокровным.

Степень родства определялась числом рождений, отделяющих родственников друг от друга. Мать и сын - родственники 1-й степени, дед и внук - 2-й степени.

Различалось также свойство, отношение одного супруга к когнатам другого (свекор, теща, зять).

союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (D.23.2.1);

союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь ( 1 . 1 . 9 . 1 ).

Очевидно, что христианское, а следовательно, и европейское понимание брака, несмотря на все проклятия христиан в адрес Рима, основывается на римском праве.

II. В римском праве впервые в истории юриспруденции были детальным образом регламентированы условия, которые необходимо было соблюдать при вступлении в брак. В противном случае брак считался ничтожным. Основными условиями действительности брака было ледующее.

1. Согласие лиц, вступающих в брак и их родителей. Согласие родителей было обязательным, однако они не могли отказывать без должного и справедливого основания:

Те, которые несправедливо запрещают своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж... принуждаются проконсулами и наместниками провинций женить и выдавать своих детей (D.23.2.19 ).

  • 2. Вступающие в брак должны были иметь status libertatis. Браки с рабами были недействительны.
  • 3. Достижение брачного возраста. Девушки - 12 лет, юноши - 14.
  • 4. Серьезность намерений и желание лиц вступить брак, понимаемое прежде всего как стремление иметь семью и детей.

Поэтому ни при каких условиях не может быть признан фиктивный брак.

  • 5. Отсутствие родственной или тесной человеческой связи. Брак не мог быть заключен между:
  • 1) родственниками по прямой и по боковой линиям 1 ;
  • 2) усыновителями и усыновленными, с мачехой, падчерицей, тещей и невесткой;
  • 3) с лицами, между которыми существует свойство, например, «между мной и невестой моего отца», однако «я могу жениться на дочери сестры по усыновлению» (D.23.2.12).
  • 6. Физическое и психическое здоровье вступающих в брак. Не могли вступать в брак, в частности, безумные, скопцы.
  • 7. Отсутствие внешней зависимости между брачующимися, например между опекуном и подопечной, а также, «если кто- либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство» (D.23.2.38).
  • 8. Брак должен соответствовать добрым нравам, поскольку нужно:

Принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. Не будет брака, если дочь, внучка или правнуч-

ка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других (актер) (D.23.2.42. § 1). Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она не является его женой, но если он утратит (сенаторское ) достоинство, то она станет его женой (D.23.2.27 ).

III. Принципиальное отличие римского брака от брака других античных народов состояло в том, что было два вида брака. Брак мог быть заключен либо с властью мужа, так называемый cum manu mariti (кум ману марити), либо без власти мужа - sine manu mariti (сине ману марити).

В браке cum manu жена полностью переходила во власть мужа, который приобретал относительно нее право «жизни и смерти». Жена, таким образом, уподоблялась дочери. Кроме того, она фактически утрачивала всякую юридическую связь со своим родом и семьей.

Это, безусловно, делало подобный брак крайне обременительным как для будущей жены, так и для ее родителей. Однако только дети от брака cum manu могли занимать высшие должности в религиозной иерархии. Особенно это относится к девушкам, которым в подобной ситуации открывался путь к обязанностям жриц, а значит, к почету и уважению, в аристократическую и правящую элиту.

Брак sine manu, в отличие от cum manu, предполагал сохранение самостоятельности жены и ее юридических связей со своей семьей и близкими. Жена, насколько это было предусмотрено для женщин, сохраняла свою юридическую самостоятельность и дееспособность.

IV. Браки с властью и без власти мужа имели разные способы заключения.

А. Брак cum manu заключался при помощи следующих способов.

  • 1. Usus (узус, пользование) - фактическое сожительство мужа и жены в течение года, но при условии, что подобное сожительство было непрерывным. Как только истекал год совместной жизни, жена «избавлялась» от власти pater familias и переходила под власть мужа.
  • 2. Совершение священного (религиозного) обряда конфареацио (confarreatio), в котором помимо брачующихся и их родителей обязательно должны были участвовать десять свидетелей и жрецы-фламины. Брачная церемония предполагала вкушение вступающими в брак хлеба из полбы (panis farreus) и произнесения специальных словесных формул.
  • 3. Символическая покупка (coemptio) женихом невесты посредством манципации (§ 52, IV).

В. Брак sine manu устанавливался достаточно просто и без всяких обременений при помощи пользования (usus). Но, в отличие от пользования брака cum manu, сожительство мужа и жены в течение года должно было быть прервано на три ночи : жена не должна была ночевать в доме мужа. Считалось, что она возвращается в дом отца, тем самым подтверждая его власть над собой и не давая возникнуть власти мужа.

V. Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся законным. Потомство, рожденное в любом из них, считалось законнорожденным, наследующим римскую правоспособность с момента рождения.

Браку, как правило, предшествовала спонсалия (сговор) - «предложение и обещание будущего брака» (D.23.1.1).

Спонсалию нередко называют и сравнивают с современной помолвкой жениха и невесты. Это не совсем точно, так как в современном праве помолвка не является юридическим фактом, она не порождает юридических последствий. Спонсалия же - это не что иное, как вербальное обязательство. Отсюда и участники именуются как стороны в обязательственном соглашении - контрагентами, а также значение приобретает характер выражения воли сторон:

Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и поэтому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе, но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие (D.23.1.11-12 ).

VI. Среди целей, преследуемых спонсалией, было обсуждение размеров и содержания имущественного предоставления со стороны жены - приданое (dos) и жениха - предбрачный дар (donatio propter nuptias).

Приданное и предбрачные дары характерны для всех народов, но только римляне придали им правовой статус. В Дигестах правовому статусу приданного и предбрачного дара посвящено несколько специальных титулов 1 , которые подробно определяют их статус, порядок распоряжения, а также в случае необходимости и возращение.

Предбрачный дар - это не столько имущественное предоставление, сколько дань уважения родителям невесты, а также незначительная имущественная компенсация, в случае если брак был с властью мужа. В случае вдовства или развода по вине мужа предбрачный дар переходил к бывшей супруге.

Предоставление приданного рассматривалось, без какого-либо преувеличения, как дело государственной важности:

Для государства важно, чтобы женщины имели приданное в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж (D.23.3.2 ).

Наличие приданного означало, во-первых, определенную экономическую независимость и самостоятельность жены, во-вторых, являлось фактически имущественной гарантией и обеспечением прочности брака, определяя еще одну ключевую особенность римской семьи (§ 27).

VII. Характерной особенностью римского брака была невиданная простота его прекращения. В чем-то даже более простая, чем в большинстве современных стран мира. Помимо не зависящих от воли сторон обстоятельств (а) смерть, Ь) плен 1 , с) рабство, е) умаление правоспособности), брак прекращался при помощи развода.

Развод был возможен как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и в результате желания одного из них (repudium). Ограничения были связаны только с браком cum manu: брак мог быть расторгнут только по воле мужа и только в форме, противоположной уже заключенной: confarreatio - diffareatio, coemptio - remancipatio.

Согласно Гаю, развод сопровождался словами: а) уходящей жены в адрес мужа: «Имей у себя твои вещи (твои вещи тебе - я ухожу)» и Ь) словами мужа: «Возьми с собой твои вещи (я изгоняю тебя)»:

Слово «развод » происходит от различия или того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны... Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Яне следую твоей участи». Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит супруг (D.24.2.2 ).

Если в разводе был виновен муж, то в пользу жены он терял предбрачный дар; если жена, то муж мог рассчитывать оставить себе имущество из приданного, но только частично.

Количество повторных браков не регламентировалось. Единственное, что считалось обязательным, - траур вдовы (10 месяцев).

VIII. В правление императора Августа была предпринята попытка серьезно ограничить процедуру развода. Были установлены наказания за измену супругов (adulterium) и за разврат. В частности, интересен тот факт, что Август наказал за разврат собственную дочь и внучку.

Законодательство Августа впервые в истории устанавливало ответственность за бездетность (могли получить только часть наследства) и безбрачие (лишение наследства). Были предусмотрены льготы тем, кто имел трех и более детей 1 .

IX. Помимо брака римское право признавало так называемый конкубинат - законное сожительство. Конкубинат в современном понимании весьма близок к понятию гражданского брака: стороны состоят в длительном незарегистрированном сожительстве, при этом никто из них не состоит в другом зарегистрированном браке.

Главное отличие конкубината от брака, и прежде всего брака, заключенного посредством usus, - это отсутствие намерения у сторон заключить брак.

Как правило, конкубинат существовал между лицами разного социального положения, например сенатором и вольноотпущенницей.

Конкубина имела статус сожительницы. Это означало, что она не является частью семьи мужа, не может требовать его официальной защиты. Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконнорожденными.

X. Отдельную категорию составляли отношения, связанные с адюльтером (adulterium) - сожительство мужчины с замужней женщиной. Дети от подобного сожительства являлись незаконнорожденными и составляли особую категорию - спурии.

Сожительство мужчины с незамужней женщиной называлось ступрум (stuprum); дети от подобного сожительства также назывались спуриями.

  • «Дозволено брать жену из третьей степени родства, но, однако, только дочь брата,а не дочь сестры, или сестру матери, хотя они и относятся к той же степени родства»(Ulp.5.6).
  • Книга 23, титулы 3-5; Книга 25, титул 1.
  • «Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающиеположение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйтизамуж за других. И следует дать общее определение: пока известно, что находящийсяв плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружест-во, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака. Если же не из-вестно,находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть,то по истече-нии пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступитьв другое супружество, но с тем, од-нако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами и каждый (из бывших суп-ругов) сохраняет свое право безвсякого ущемления; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине,а жена захвачена в плен» (D.24.2.6).

Брак

Семья образуется посредством брака. Классический юрист Модестин определял брак как "союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права." Это идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина была далеко не равноправным товарищем мужа. По мнению О. Омельченко, в этом общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно- семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований "человеческого права" брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, как проявление требований "божественного права" брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву. Омельченко О. А. Основы римского права, с. 132.

Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Новицкий И. Б. Римское право, с. 63. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.

Первым видом был брак cum manu mariti, т. е. брак с мужней властью, в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.

Второй вид брака- sine manu mariti, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею. Законы XII таблиц, таблица VI, п. 4.// Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права, с. 50. По мнению профессора Е. Флейшица, невозможно дать точный ответ на вопрос, когда и как стал прокладывать себе дорогу свободный брак, когда и как была пробита эта первая и чрезвычайно важная по последствиям брешь в грозном здании власти paterfamilias. Римское частное право/ под ред. проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского, с. 127. Нет сомнений в том, что было время, когда manus и брак совпадали.

Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна. Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Брак характеризуется:

  • 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем, как мы выяснили, безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;
  • 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста. Брачный возраст был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
  • 3. Согласием партнера;
  • 4. Наличием половой связи между партнерами в браке. Тот брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются, не может считаться действительным;
  • 5. Стремлением партеров заключить именно брачный союз;
  • 6. Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Омельченко О. Указ. соч., с. 133

Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.

Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так сын- агнат отца первой степени, внук- агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом братья были агнатами второй степени.

Условием действительности брака в Древнем Риме:

  • 1. Статус libertatis - рабы не имели права вступать в брак.
  • 2. Pubertas - для женщин достижение 12 лет, для мужчин -14.
  • 3. Для лиц alieni juris - согласие домовладыки на брак.
  • 4. Для лиц sui juris - необходимо их взаимное согласие, если речь идет о девушках и вдовах до 25, то согласие отца, если отец умер - согласие матери, а если и она умерла - то согласие кого-нибудь из ближайших родственников. 18 г.д. н.э. - закон Августа - новеллы в СП: если домовладыка без должного основания отказывал, то мог быть принужден к даче согласия магистратом.
  • 5. Ius connubii - право вступать в римский брак должно быть у обоих супругов, то есть они должны быть квиритами и принадлежать к латинскому союзу (latini prisci). Ius connubii было в абсолютном смысле (свое право), а в относительном смысле его могло не быть (в отношении сторон в браке), например, члены Сената не могли вступать в брак с вольноотпущенниками и актерами - данное правило отменено Юстинианом (сам был женат на актрисе Феодоре).
  • 6. Отсутствие близкого родства - все родственники по прямой восходящей и нисходящей линии; боковые родственники (братья и сестры, дядья и тетки, племянники и племянницы). Недопустим брак и между свойственниками (попечитель и подопечная, усыновленный ребенок и ребенок, рожденный в браке).
  • 7. Моногамия - при Юстиниане многоженцы карались смертной казнью (как мужчины, так и женщины), однако если имело место заблуждение (malafides), то заблуждавшийся подвергался лишь infamia.
  • 8. Прохождение траурного срока для женщин: 10 месяцев (после прекращения предыдущего брака), при Юстиниане - 1 год. Если нарушение данных правил серьезно, то кроме признания брака недействительным, нарушитель подвергался уголовной ответственности (например, за incestus).

Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

  • - Вследствие этого и некоторым ветеранам предоставляется императорскими указами право вступать в брак с теми латинянками или иностранками, на которых женились после отставки от военной службы, и дети, рожденные от этого брака, делаются римскими гражданами и состоят под отцовской властью.
  • - Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака. С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.
  • - В самом деле, браки не могуть быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как например между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.
  • - Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.
  • - В самом деле, брак между братом и сестрою безусловно запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них. Но, если какая-либо женщина через усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же через освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку.
  • - Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата. Не позволяется однако жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров. Точно также воспрещено жениться на тетке по отцу и на сестре матери.
  • - Нельзя также жениться на той, которая была твоею тещею, невесткою, падчерицею, мачехою. Мы сказали "была" потому что, когда существует то брачное отношение, вследствие которого возникло такое свойство, брак безусловно не возможен уже по той причине, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими, и мужчина не может иметь разом двух жен.
  • - И так, если кто совершил незаконный и кровосмесительный брак, то он, по-видимому, не имеет ни жены, ни детей; поэтому дети, которые рождаются от этой связи, имеют только мать, отец же их неизвестен, вследствие чего они не состоят под отеческой властью; они занимают то же положение, что дети, прижитые в незаконной связи, ибо сии последние признаются немеющими отца, потому что отец их неизвестен. Поэтому их обыкновенно называют spurii, т.е. как бы дети без отца.
  • - Иногда случается, что дети, которые с момента рождения не состоят под властью восходящих, впоследствии приводятся под отцовскую власть.

Если например латинянин, женившийся по закону Элия Сенция, приживет с женою, латинскою гражданкою, сына - латинского гражданина, или с римскою гражданкою - сына, римского гражданина, то не будет его иметь под отцовскою властью, но если впоследствии этот латинянин доказал причину и получил квиритское право, то сын с этого момента переходит под власть отца.

Точно также, если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римскою гражданкою, то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, только латинянином, или иностранцем, т.е. причисляется к состоянию матери: сын ведь лишь в том случае наследует состояние отца, когда между отцом и его матерью состояло connubium. Но по сенатскому постановлению разрешается судебным путем обнаружить ошибку: тогда мать и сын приобретают права римского гражданства, и с этого времени сын находится под властью отца. То же самое имеет место, когда римлянин по неведению женится на принадлежащей к числу покоренных, с тою разве разницей, что жена не сделается тогда римскою гражданкою.

Из сказанного видно, что женится ли римлянин на иностранке или иностранец на римской гражданке, сын их родится иностранцем; но если такой брак совершен по ошибке, то, на основании сенатского постановления, можно ошибку эту исправить согласно тому, что мы прежде сказали. Если же не было никакой ошибки, и вступившие в брак хорошо знали свое состояние, то ни в коем случае недостаток этого брачного союза не может быть исправлен.

Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца.

Точно также, если римлянка выйдет замуж за иностранца, то сын от этого брака, если состояло jus connubii по праву иностранцев, остается иностранцем и законным сыном отца, как если бы отец прижил его от брака " иностранкою. В настоящее время, в силу сенатского постановления, изданного по почину блаженной памяти Адриана, сын считается законным сыном отца, хотя между римской гражданкой и иностранцем не было jus connubii.

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. Омельченко О. Указ. соч. с. 135. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Новицкий И. Б. Указ соч. с. 65.

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись:

Смерть супруга

Заявление об отказе от брачного союза - развод

Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди