04.07.2019

Родительское собрание "развитие коммуникативных способностей у дошкольников". Консультация для родителей детского сада. Развитие коммуникативных навыков дошкольников


0 Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут

МБДОУ № 47 "Гусельки"

Заместитель заведующего по УВР

Евграфова Е.А.

Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей

Коммуникативность - это умение общаться, используя при этом мимику, жесты, речь, интонацию, обмен чувствами, эмоциями.

Без общения человек существовать не может, т.к. это его важнейшая человеческая потребность. Только в общении с другими людьми человек устанавливает личностные отношения, познает другого человека. Может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обуславливается тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдая при этом правила этикета.

Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывающее отрицательное влияние на характер и содержание ролевой игры, межличностных отношений, определяя его невысокий статус в группе сверстников.

В младшем возрасте закладываются основы общения. Это время, когда у ребенка есть возможность овладеть родным языком, фразовой речью, когда он приобретает опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных видах деятельности.

Для развития коммуникативного общения у детей нашего дошкольного учреждения воспитатели применяют разнообразные методы и приемы. Но основной формой развития общения используют беседу, так как беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам.

В беседе взрослый объединяет детей вокруг общих интересов. Беседа учит ребенка вырабатывать навыки речи в коллективе.

Беседа протекает как в свободной деятельности, так и в непосредственно образовательной деятельности. Темы бесед подбираются доступные пониманию детей, с учетом их возраста и личного опыта: «Добрые и вежливые слова», «О настроении», «Как вести себя во время разговора», «Защитники девочек», «Не поделили игрушку». Эти беседы учат способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Здесь развивается умение задавать вопросы, слушать не перебивая, договариваться, уступать и подчиняться, рассуждать, высказывать свое мнение. В ходе беседы с детьми поддерживаются доверительные отношения.

Замечательным приемом, создающим почву для беседы, является совместное рисование. Здесь можно определить каковы межличностные отношения ребенка с другими людьми, чтобы потом воздействовать на эти отношения, влиять на развитие личности ребенка. Например:

Вот машина. В машине два места. Ты едешь в интересную поездку. Кого ты возьмешь с собой. Почему?

Вот сидят за столом мама и папа, брат, сестра и т.д. Покажи, где сядешь ты. Почему?

На осознание эмоционального состояния можно предложить детям рисование красками «Рисование эмоций пальцами», или предложить коллективный рисунок «Наш дом» (на большом листе рисуется дом, в котором могла бы жить вся группа). Каждый рисует то, что хочет. Здесь дети учатся договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Хорошо создать группы по интересам, где дети с удовольствием изготавливают игрушки для игр и личных потребностей. Это могут быть куклы из ниток, машинки и домики из коробок, человечки из природного материала. Это способствует сотрудничеству ребенка со взрослым и сверстниками как с равным партнером.

Для практического взаимодействия детей используются коллективные игры:

  • «Хоровод», «Перекатывание мяча» – эти игры развивают языковую способность;
  • «Клеевой ручеек» (выпал клеевой дождик, приклеил руки к плечам - действовать совместно, друг за другом, преодолевая препятствия: «Обойди широкое озеро», «Спрячься от злого зверя», «Преодолей препятствия»);
  • «Вежливый ручеек» (дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом, оставшийся один, прежде чем выбрать пару, говорит какое - либо вежливое слово).

Положительное и эффективное влияние оказывают игры парами. Здесь дети ведут диалог, учатся слушать и понимать партнера, развивается чувство ответственности за другого человека, доверительные отношения друг к другу:

  • «Поводырь» (один ребенок ведет другого с закрытыми глазами через препятствия);
  • «Ладонь в ладонь» (дети прижимают ладошки друг к другу, и таким образом двигаются по комнате, преодолевая препятствия);
  • «Прилипшая рука» (рука «прилипла» к голове другого, голова убегает, а рука старается не отстать и наоборот).

Особенно благоприятные условия для установки контактов со сверстниками создаются в игре-драматизации, где дети принимают на себя роли и разыгрывают ролевые диалоги («Почему так?», «Отнял игрушку», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «Толкнул»).

В сюжетно-ролевую игру воспитатель включается на правах равного партнера. Здесь дети учатся вести беседу, сотрудничать, уступать друг другу, оказывать помощь, сопереживать.

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;

2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.

4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

· Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;

· Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;

· Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

· Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.

· К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?

· У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.

· Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?

· Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

(авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антошка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Уважаемые родители, я бы хотела отметить важность развития у детей и невербальных форм общения, ведь именно они и определяют выразительность и эмоциональный фон общения. К играм на развитие невербальных средств общения относятся такие, где используется мимика и жестикуляция. К примеру, пантомима: сначала вы изображаете медведя, а ребенок угадывает, потом меняетесь ролями. Для старших ребятишек подойдет игра «Ассоциации», где с помощью языка жестов и различных мимических движений водящий обыгрывает какое-либо слово или ситуацию. Подобные развлечения гарантируют всеобщее веселье, эмоциональную разрядку, сплоченность. Одна из таких игр

«Перевоплощения».

Нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа - мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы - папа, вы - автосигнализация и т.д. (Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету).

Представьте…. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мотоцикл. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам! Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…..

А теперь давайте расскажем эту историю без слов. (Родители звуками имитируют содержание рассказа.)

Уважаемые родители, мне хотелось бы подвести итоги нашей встречи такими словами: «Путешествие по сложной, но очень интересной стране общения будет непростым, длительным, но удивительно увлекательным. Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки». Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь. Вам в помощь мы подготовили красочную картотеку игр, загадок, мирилок и советов по развитию коммуникативных навыков у детей. Вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему формировать свое умение общаться. Желаем успеха!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Конспект родительского собрания для родителей средней группы

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выявление условий и способов развития коммуникативности;
  2. Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;
  3. Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;
  4. Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения – круглый стол.

Предварительная работа:

  1. Приглашение родителей на собрание.
  2. Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».
  3. Подготовка картотеки коммуникативных игр.
  4. Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Мы провели анкетирование на тему: «Как я общаюсь с ребенком дома» (воспитатель подводит итоги анкетирования).

Как оказалось, не многие родители уделяют достаточно внимания общению со своим ребенком и мало кто знает, в какие игры с ним играть.

Давайте мы все вместе подумаем, что нужно делать, как играть с ребенком чтобы научить общаться и находить общий язык со сверстниками. (Воспитатель предлагает родителям высказать свои мнения о том, как воспитать коммуникабельного ребенка, совместно разрабатывают памятку «Как научить ребенка общению».)

Итак, подводя итог нашего разговора, давайте вместе сформулируем основные условия, способствующие формированию коммуникативных навыков детей:

  • Пример конструктивного общения родителей между собой и с окружающими людьми;
  • Чтение детской художественной литературы, дающей пример позитивного общения между детьми и взрослыми;
  • Использование игр с целью повышения коммуникативности детей.

Вторую часть нашей встречи мы посвятим именно таким играм. В связи с этим, мне бы хотелось построить наше общение таким образом, чтобы все, о чем здесь говорилось, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребенка.

Воспитатель предлагает родителям «поиграть»:

Игра «Вежливые слова»

Бросайте по очереди мячик и называйте друг другу вежливые слова. Такое упражнение поможет выработать полезную привычку пользоваться этикетными словами.

Игра «Ситуации»

Очень эффективная игра, в которой необходимо предлагать разные ситуации, требующие вмешательства. Так ребенок научится вступать в разговор и управлять эмоциями. Примерные ситуации:

  • Два твоих друга сильно поругались. Тебе необходимо их помирить.
  • К тебе домой пришли гости. Что ты будешь делать?
  • У тебя потерялся котенок на улице. Подойди к прохожим и спроси, не видели ли они его.
  • Ты заблудился по дороге в магазин. Что ты будешь делать? Что спросишь?
  • Ты обидел бабушку. Попроси у нее прощения.

Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай (авторы - О.Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они - взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

  • Елкина Ольга Федоровна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Белякова Марина Вениаминовна, воспитатель, первая квалификационная категория.
  • Чепикова Виктория Николаевна, педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

Цель: привлечь имеющиеся педагогические ресурсы для повышения компетентности родителей в общих задачах развития и воспитания детей.

Задачи:

  • создать условия для сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями воспитанников в вопросах формирования социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста;
  • информировать родителей о деятельности педагогического коллектива;
  • предоставить родителям возможность задуматься над проблемами воспитания культуры общения у детей;
  • распространить положительный опыт семейного воспитания.

Материалы и оборудование:

  • раздаточный материал для родителей: памятки «Поиграйте в театр всей семьёй» ;
  • выставка детских книг;
  • карточки с загадками для разминки;
  • карточки для родителей с ситуациями «Как поступить?» ;
  • театральные маски к р.н. с. сказке «Репка» ;
  • две чаши с водой, бумажные цветы, выполненные в технике «оригами» (зелёного, розового, жёлтых цветов) ;
  • мультимедийное оборудование, аудиозапись стихотворения Э. Асадова Воспитать человека.

Ожидаемый результат:

  • родители приобретут педагогический опыт в вопросах воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста, проанализируют проблемы семейного воспитания.

Ход родительского клуба

Вступительное слово.

Воспитатель: - Добрый вечер, уважаемые родители и гости! Вот и снова наступил час, когда мы собрались вместе. Мы очень рады вас видеть на нашем родительском клубе. Тема сегодняшней нашей встречи «Формирование социально - коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста» .

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Как показывает практика в настоящее время нравственное и социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры общения.

А ведь вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дёшево, как вежливость» из романа «Дон Кихот» испанского писателя Мигеля. Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств (доброты, чуткости, сердечности) , прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в разговоре, в приёме гостей – словом во всём, с чем мы выходим в общество.

Лет 300 назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Пётр I указывал: «Никто не имеет права, повесив голову и потупив глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…» .

Вот об этом и многом другом пойдёт сегодня наш разговор, в ходе которого мы найдём ответы на волнующие нас вопросы.

Педагогическая разминка «Отгадайте загадки» .

  • Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят … (Спасибо)

  • Встретил Витю я, соседа - встреча грустная была:

На меня он, как торпеда, налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити ждал я слова… (извините) .

  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день) .
  • Растает ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо) .
  • Когда бранят за шалости, мы говорим, прости… (пожалуйста) .

Беседа с родителями. Рассуждения на тему «Как и с чего, начинать воспитание культуры?»

Проигрывание жизненных ситуаций.

Ситуация № 1. Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи – «здравствуйте» . Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи «здравствуйте» . Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?»

Обобщение: одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.

Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Ситуация № 2. Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься? - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребенок, перебивая, дёргает мать за рукав) . Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же. - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.

Ребёнок: - Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?

Мама: - Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.

Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.

Мама: - Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать: он не умеет слушать; проявляет агрессию к тому, кого перебивает; хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной) ; не обладает достаточным запасом терпения; не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивность) .

Мы уверены, что наши дети это правило усвоят, и мы – взрослые, будем для них примером для подражания. И фраза «Извините, пожалуйста, что я вынужден прервать вас» станет поистине волшебной.

Воспитатель: - Часто взрослые являются источником заражения ребёнка, употребляя лексический мусор. А что делать, если ребёнок употребляет грубые слова, ненормативную лексику? (Ответы) .

Обобщение: не всегда надо заострять внимание, если ребёнок маленький, он быстро забудет. Если ребенок постарше - надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, хорошие дети так не говорят. Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок) .

Размышления.

Педагог-психолог: - Известная поэтесса А.Барто в одном из стихов писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала» и этими суждениями пригласила нас к раздумью.

Вопросы для родителей:

Можно ли согласиться с тем, что хвалить ребёнка надо тогда, когда не всё получается, авансом, или надо хвалить за результат?

Как часто, и за что, вы хвалите своего ребёнка? За проявление внимания, вежливости? Есть ли успехи?

Вывод: мамы и папы, не забывайте, что вы являетесь наглядным примером для своих детей.

Воспитатель: - Уважаемые родители, послушайте какой совет, дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Васильева - Гангнус: «Воспитание ребёнка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать надо с создания духа игры, с приветливо - живой сказки, которая должна войти в ваш дом»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который бы не любил сказки. Да и мы взрослые с удовольствием читаем и смотрим сказки. «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» - это выражение знакомо каждому человеку с детства. Любая сказка несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Педагог-психолог: - Именно сказка и игра должны стать добрыми помощниками в воспитании наших детей, ибо игра в дошкольном возрасте признана педагогами-психологами – ведущим видом деятельности.

В своей педагогической деятельности мы часто используем сказку для решения различных воспитательных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми сказочными героями позволяет добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Драматизация на новый лад р. н. с. сказки «Репка» (родителям предлагаются маски) .

Воспитатель: - Догадались, какая сказка? Давайте прорепетируем (родители распределяют роли) .

Условие - последний герой должен быть самым маленьким.

Задание - подумать, как самый маленький герой может навредить, дружной жизни коллектива.

Обыгрывание сказки на новый лад.

Воспитатель: - Всей семьей, перевоплотившись в героев сказки дома с детьми можно проиграть эту сказку. Если не хватает героев, можно взять игрушки, а внутри одной игрушки можно положить сладкий приз, например, конфеты и после того, как репку вытяните, можно с этими конфетами попить чай всей семьёй и обсудить поступки сказочных героев.

Прослушивание и обсуждение стихотворения поэта Эдуарда Асадова «Воспитать человека» (аудиозапись) .

Рефлексия «Чаша с цветами»

Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте попробуем посмотреть на своих детей со стороны. Душа ребенка – это «полная чаша, чаша добра» , (показать чаши с водой и цветы, выполненные в технике «оригами» , которые при попадании на воду распускаются) .

Давайте наполним эти чаши волшебными цветами. У каждого цветка есть своё значение (после объяснения значений цветов родители берут бумажные цветы и кладут в чашу с водой) . Воспитатель читает родителям утверждения, родители выбирают цветы и кладут их в чашу.

Установка: если ребёнок выполняет правило - кладёте розовый цветок, если не всегда и не совсем правильно – жёлтый, нет – зелёный.

Утверждения:

  • Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  • Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  • При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «До свидания» .
  • Не говорит грубых (матерных слов) .
  • Честно признаётся в совершенных поступках.

Вывод: Уважаемые родители, посмотрите на наши чаши с цветами, мы думает, что нам есть, на что обратить внимание и всегда есть над чем поработать. Мы желаем вам здоровья, терпения, спокойствия, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения и общения.

Консультации для воспитателей ДОУ;

Выполнила:

Мухина Ирина Николаевна;

Воспитатель;

г. Самара, МБОУ СОШ №59(дошкольное отделение);

Конспект родительского собрания для родителей старшей-подготовительной группы на тему «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Задачи :

Выявление условий и способов развития коммуникативности;

Получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком;

Содействие формированию доброжелательных отношений в детском коллективе и семье;

Поддержка важных социальных функции семьи: воспитательная, досуговая, коммуникативная.

Развивающая среда: анкеты, карточки с напечатанными коммуникативными играми, упражнениями, атрибуты для игр.

Форма проведения круглый стол.

Предварительная работа:

Приглашение родителей на собрание .

Анкетирование родителей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь с ребенком дома».

Подготовка картотеки коммуникативных игр .

Подготовка памятки для родителей по теме «Как научить ребенка общаться».

Ход собрания:

Уважаемые родители, сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных способностей у детей». А что вы понимаете под термином «коммуникативные навыки»? (Родители по очереди высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Процесс развития и совершенствования коммуникативных навыков ребенка напрямую зависит от поведения его родителей. Для малыша это основной пример для подражания и главный жизненный ориентир. Оценивая взаимоотношения взрослых и их реакцию на незнакомых людей, ребенок выстраивает собственную линию поведения. Малыш копирует модель общения близких ему людей, поэтому степень его коммуникабельности зависит от самих родителей.

Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их форму и структуру организации, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.

Современные исследования показали, что лучше всего проходят, и самое главное, дают больше знания родителям, родительские собрания с использованием интерактивных методов. Цель, которых заключается в том, чтобы родители самостоятельно поделились опытом воспитания детей из собственной практики. «За чашечкой чая» родители высказывают свои наработанные методики в воспитании, задают вопросы друг другу и воспитателю, самостоятельно отвечают с позиции собственного опыта. Данная форма проведения родительского собрания была наиболее эффективной, т.к. в ходе родительского собрания все родители смогли внести свой вклад. Родители выдвинули предложение проводить как можно чаще собрания в нетрадиционной форме.

Тема: Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Программное содержание:

  1. Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек»,
  2. Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
  3. Помочь родителям и детям уметь понимать друг друга;
  4. Создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Форма проведения – чаепитие за круглым столом.

Подготовительная работа к собранию :

  • Приглашение родителей на собрание.
  • Анкетирование детей и обработка результатов на тему «Как я общаюсь дома».
  • Подготовка памятки для родителей по теме «Особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет». (Прилагаются).
  • Видеозапись беседы психолога с детьми на тему «С кем я общаюсь дома».

Оборудование и ТСО:

  • Экран и компьютер с мульти – проектом.
  • Магнитофон с фонограммой песен.
  • «Волшебный микрофон»
  • На столе приготовлены журналы «Единственной маме на свете», альбомы для социальных паспортов, а также памятки для родителей.

План собрания:

№ п/п

Ответственный

Форма собрания - чаепитие за круглым столом

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Сообщение «Основные направления работы с детьми 4 -5 лет в формировании коммуникативных умений»

Воспитатель Еременко Ж.Н.

Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Просмотр видеоматериалов с высказываниями детей

Психолог Плаксина Н.Е.
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Дискуссия родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

Родители
Воспитатель Еременко Ж.Н.

Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей – создание социальных паспортов (портфолио) детей

Воспитатель Еременко Ж.Н.,

«Вы спрашиваете - мы отвечаем»

Воспитатели Еременко Ж.Н.,
Мухамедова М.А.

Литература:

  • Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.
  • А. Любимов “НЛП: мастерство коммуникации”.
  • О.С.Ушакова “Придумай слово”.
  • О.А. Черенкова “Формирование коммуникативных умений у детей 4-5 лет в игровой деятельности”.

Ход собрания (звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания.).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно-коммуникативные умения. Именно к 4 – 5 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 4-5 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка – потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 4-5 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.
Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению (показ видеослайда Приложение№ 1 .)

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за­висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно­стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей 4 – 5 лет входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей 4 – 5 лет в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности; вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я предлагаю вам посмотреть видеозапись о том, как сами дети отвечают на этот вопрос. (Просмотр видеозаписи. После просмотра предлагаю родителям еще раз ответить на тот же самый вопрос. Родители обсуждают сложившуюся проблему, самостоятельно находят ответы).
Мы провели с детьми анкетирование на тему: «Как я общаюсь дома».

На вопрос: что вы с родителями делаете вечером дома? 12% ответили играем, 74% сказали, что смотрят телевизор, а 14% затруднились с ответом.

На второй вопрос: Читают ли тебе на ночь? 57% ответили «да», остальные – «нет». На вопрос: что тебе читали вчера? – лишь 2 ребенка смогли назвать произведение, а остальные не помнили.

На следующий вопрос: с кем тебе интересно проводить время? 23% ответили – с мамой, 15% - с папой, 22% - с бабушкой, 18% – с дедушкой, 22% - с друзьями.

Сегодня мы приготовили для вас подарок – вот этот замечательный журнал «Единственной маме на свете». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. Так же мы вам дарим «Памятку родителям т детей», где дети напоминают родителям, как они бы хотели воспитываться. (Приложение № 2)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей – это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника». Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Герб семьи
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Моя ручка, моя ножка (самопознание)
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Моя любимая еда
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди