11.08.2019

Родительское собрание Тема: «Развиваем речь ребенка. Родительское собрание «Развитие связной речи детей в общении»


Родительское собрание. Тема: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(практический материал для развития связной речи ребенка)

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя - один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

По окончанию родительского собрания родителям раздаются памятки по развитию словарного запаса у детей дошкольного возраста с примерными играми для развития связной речи.

"Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет"

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного возраста;

Привлечь родителей к обмену опытом речевого развития детей в семье.

План проведения:

1.Вступительная часть - объявление темы собрания, целей

2.«Чашку чаю я налью, про речь я нашу расскажу» - советы родителей по развитию речи детей в домашних условиях

3.Домашнее задание для родителей: составление альбома по развитию речи
детей «Речевичок»

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

« Успешное речевое развитие ребёнка»

Уважаемые родители, как вы считаете, успешное речевое развитие ребёнка зависит от чего? (выберите на карточке правильный ответ), докажите, приведите личный пример.

Факторы успешного развития речи ребёнка- (карточки для родителей приготовить заранее)

  1. От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
  2. От общения ребёнка со сверстниками
  3. От строения артикуляционного аппарата
  4. От речи взрослых (как образец для детей)
  5. От развития мелкой моторики
  6. От чтения детям художественной литературы
  7. От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка.

Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей), т.е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Вы должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибка в произношении - основа многих школьных трудностей (на письме).

Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так не теряйте времени!!! Не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее - это помощь логопеда (консультация)

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка. Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учить наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова - не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить.

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Развитие речи детей происходит в саду не только на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы, но и в течение всего дня.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы, игры речевые, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек, описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок, пересказа сказок, наблюдения за жизнью птиц зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи, звуковые игры и упражнения.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

  • Игра "Я заметил". Взрослый предлагает каждому ребенку назвать предметы, мимо которых он проходит по дороге в детский сад, и подобрать к именам существительным как можно больше имен прилагательных.
  • Игра "Вспомним "вкусные" слова и угостим друг друга".Взрослый и первый ребенок поочередно называют "сладкие" слова, взрослый и второй ребенок поочередно называют "соленые" слова и т.д.
  • Игра "Доскажи словечко".Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. Например: " Ворона каркает, а воробей… .Сова летает, а заяц.."
  • Игра "Давай искать слова на кухне".Дети отвечают на вопросы взрослого. Например: "Какие слова можно вынуть из борща? Какие слова есть в винегрете? Какие слова есть в кухонном шкафу?"

Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему понравятся эти забавные и короткие стишки.

Скороговорки для развития речи

А сейчас дорогие родители я предлагаю вам на мгновенье превратиться в детей и поиграть в речевые игры.

Игра «Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Слон (большой, серый, толстый, добрый)

Игра «Сравни предметы между собой» .

Нужно найти как можно больше сходства и различия.

Стол - стул

Кресло - диван

Рубашка - футболка.

Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)

Я произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.

Например : 1. Сережа читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки - залог здоровья и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

Памятка для родителей по развитию речи детей

  1. Общее правило - чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком - делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать - другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками - это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детейна звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический(речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
  10. Читайте с ребёнком художественную литературу - это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
  11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
  12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
  13. Играйте с ребёнком в разные игры.

Документы для скачивания:




1. Дети понимают на простых картинках действия и предметы. 2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей. 3. Понимают значение пространственных предлогов. 4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов. 5. Задают вопросы: «Как это называется?», «Что это?». 6. Насчитывается слов. 7. Пользуется фразой из слов. 8. В речи много глаголов в повелительном наклонении. 9. Характерно неправильное звукопроизношение. 10. Неустойчивое произношение многих слов. 11. Нарушена слоговая структура многосложных слов. 12.У части детей слабый, тихий голос. 2 года


1.Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи. 2. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. 3. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. 4. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно. 5. Любит слушать сказки. 6. Понимает несложные сюжетные картинки. 3 года


1. Словарный запас достигает 2000 слов. 2 Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. 3. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. 4. У многих детей звукопроизношение нормализовалось. 5. Связная речь еще не сложилась. 6. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. 4 года








Спасибо за внимание Материал: Литература: М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4 - е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997г.

Воспитатель Ударцева Елена Алексеевна

Программное содержание:

1.Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

2.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

3.Общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающие природы.

Оформление:

1.Выставка детских работ “Наши любимцы”.

2.Новинки методической, детской литературы, по теме родительского собрания.

Ход собрания (звучит музыка).

“И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.”

Л.Н. Толстой

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы привыкли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи.

Основная задача речевого развития детей - это:

1. Выражать свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.

2. Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, развитие интереса, любознательности.

Проведя анализ анкет, напрашивается вывод - ребенку необходимо общаться с домашними любимцами. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых.

Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Paзвитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребенком? (Предложить высказаться родителям).

Результаты высказываний.

1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связная речь.

Напоминаю вам, что ребенок к 4 годам:

  • Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.
  • У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.
  • У детей активно формируется обобщающая функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи.
  • В речи появляются сложные формы предложений.
  • Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.
  • Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.
  • Затрудняются назвать части предмета, части тела.

Вы прочитали требования к речи ребенка 4-летнего возраста. Давайте с Вами поговорим о том, какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания).

Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогам группы):

1. Скажите пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа. А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру “Домашние животные”.

Тема: “Кто как кричит?”

Представьте себе, что Вы - это Ваши дети.

  • Ребята посмотрите, кто это к нам прискакал? (Лошадь.) (Протяжно произносит звук и-и-и). Так лошадь зовет своего детеныша.
  • Как лошадь зовет своего детеныша? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
  • А кто детеныш лошади? (Маленькая лошадка, жеребенок.)
  • Посмотрите, мама - лошадь (большая), а её детеныш - жеребенок какой? (Маленький). И кричит он тоненько.
  • Как кричит жеребенок? (Ответы детей.)
  • А это кто к нам пришел? (Раздается хрю-хрю). (Свинья.)
  • А как кричит свинья? (Ответы детей.)
  • Это она кого зовёт? (Сыночка, ребенка, детеныша.)
  • Кто её детеныш? (Поросенок.)
  • Мама - свинья какая? (Большая.)
  • А поросенок какой? (Маленький.)
  • Как кричит мама? (Громко.)
  • Как кричит сынок? (Тихо.)
  • А чем детеныш кричит “му-му-му”? (Словосочетание произносится на высоких тонах). (Ответы детей.)
  • Кто его мама? (Корова.)
  • А как зовут сыночка коровы? (Теленок.)
  • Корова Какая? (Большая.)
  • А теленок какой? (Маленький.)
  • Корова как кричит? (Громко.)
  • А теленок как кричит? (Тихо.)
  • А теперь давайте поиграем в игру. Все животные спрячутся в домике и будут кричать, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детеныш. Если угадаете правильно, животное вам покажется. (Дети отгадывают и взрослых и детенышей.) Молодцы. (Игра закончилась.) Вот так в процессе игры - занятия ребенок учится говорить.

А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

  • Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома.

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Как часто Вы бываете на природе? Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

1.поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?

2.в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?

3.какое сейчас время года?

4.покормить птиц

5.загадать загадку

6.познакомить с народными пословицами и приметами

8.поиграть в игру

Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например, здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки: золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое. Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер, небо, дождь, снег.

Предложите родителям объединиться в небольшие подгруппы.

Скажите, а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.)

Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию новинки педагогической, художественной литературы.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания, за помощь в оформлении стенда “Мой поселок”, и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам, каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Литература.

1.Т.С.Зенина “Родительские собрания в детском саду”.

2.В.Н. Волчкова; Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада"

Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.

Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.

Предварительная работа:

  • Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
  • Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки - рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
  • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  • Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
  • Приготовить пригласительные для родителей.

«О развитии речи вашего ребенка»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуаль­ным развитием ребенка?
  2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?

A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.

Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении пред­логов.

B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.

Д. Ваш вариант ответа.

3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?

4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?

5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?

6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?

7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по воп­росам развития речи ребенка?

8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?

9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.

Какой процент родительского коллектива группы готов к сотруд­ничеству с педагогами по развитию речи ребенка.

Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.

Ход собрания

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом соб­рания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

  • Язык до Киева доведет.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
  • Кто говорит, тот сеет.
  • С тобою разговориться, что меду напиться.
  • Слово не стрела, а сердце сквозит.
  • Без языка и колокол нем.
  • Не пройми копьем, а пройми языком.
  • Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
  • Язык впереди ног бежит.

Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.

1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».

Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значе­нии некоторых сложных для их понимания слов.

Например: конку­ренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушев­ленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.

Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут вни­мание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным язы­ком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В раз­витии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произно­шение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказыва­ния. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его коли­чественный и качественный состав. Дошкольник свободно обща­ется со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей скла­дываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процес­се высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интона­циями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания выска­зывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овла­девает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея доста­точно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверен­ности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно исполь­зовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит пол­ноценное речевое развитие ребенка.

  1. Выступление учителя - логопеда

Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в дет­ском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невы­разительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для пере­дачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребен­ку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Интонация включает в себя:

темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

ритм (чередование ударных слогов);

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».

Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.

Игра «Скажи на оборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты... (конец).

прилагательные: мокрый - сухой, добрый - злой, тупой - ост­рый, светлый- темный, горячий - холодный, послушный - озор­ной, сильный - слабый, кривой - прямой;

существительные: день - ночь, добро - зло, мальчик - девочка, богатство - бедность, жадность - щедрость;

глаголы: бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - мол­чать, открывать - закрывать.

Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Санаторная группа

4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

Средняя группа

5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше пере­давать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произ­вольной памяти, умения внимательно слушать произведения худо­жественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родите­лям и педагогам в развитии речи ребенка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.

  1. Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с воз­растными и индивидуальными особенностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэ­тому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практи­чески буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способ­ны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Литературный КВН.

В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

КВН «Русский язык»

Конкурс №1. «Литературный».

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

Конкурс №2. «Книголюбы».

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произ­ведения этого писателя.

Конкурс №3. «Поэтический».

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением опреде­ленного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чте­ния.

Конкурс №4. «Загадка-догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изоб­ражением текста фразеологического оборота, игроки должны дога­даться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть рези­ну - терять время.)

Конкурс № 6. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

40 А (сорока)

100 Л (стол)

ПО 2 Л (подвал)

3 БУНД (трибуна)

Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребе­нок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа.

7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.

8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди