19.10.2019

Родительское собрание воспитание дружеских отношений в игре. Родительское собрание на тему. Возможное решение родительского собрания


Родительское собрание

ТЕМА

«О детской дружбе»

Составлено:

Учителем начальных классов

М.В. Капраловой

Санкт-Петербург

2014 г.

Цели:

    выявить представления детей и родителей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Участники: учащиеся 4-го класса, родители и классный руководитель.

Подготовка.

    За две - три недели до собрания классный руководитель приглашает членов родительского комитета и вместе с ними обсуждает замысел собрания и содержимое материалов книг и журналов, предполагаемых для использования при подготовке и проведении совместного собрания родителей и учащихся.

    Одному из членов родительского комитета поручается изучить статью «Снова о драках» (журнал «Семья и школа») и познакомить с её содержанием на родительском собрании всех родителей.

    С детьми читаются и обсуждаются тексты из книг «Азбука нравственного воспитания» и «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками».

- «Один за всех и все за одного» М. Водопьянова;

- «Пёрышко» В. Осеевой;

- «Высшая мера наказания» Б. Никольского;

- «Терёшка» В. Косова;

- «Мои друзья Колька и Сергей» В. Клевцова;

- «Над кем лучше смеяться» Л. Сергеева;

- «Требуется друг» А. Барто.

IV . За неделю до собрания родителям раздаются бланки анкеты, ответы на вопросы которой анализируются членами родительского комитета вместе с классным руководителем.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    В классной комнате оборудуются рабочие места для четырёх микрогрупп и ведущих собрания. На столах, за которыми будут работать члены той или иной микрогруппы родителей и учащихся, лежат: текст для коллективного обсуждения, фломастеры и половинка листа ватмана.

    Классная доска условно разделена на три части. На первой части выписано определение понятия «дружба» из «Толкового словаря» В.И. Даля: «Дружба - … бескорыстная стойкая приязнь», а на второй помещены следующие пословицы о дружбе:

    Без беды друга не узнаешь.

    Друг познаётся в несчастии.

    С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

    Недруг поддакивает, а друг спорит.

    Дружба дружбе рознь, а иную брось.

Третья часть доски остаётся свободной, так как на это место микрогруппы в ходе собрания будут прикреплять листы ватмана с ответами на полученные ими задания.

Ход проведения.

П е р в а я ч а с т ь

    Родители и их дети занимают отведённые места для работы микрогрупп. В каждую микрогруппу входит один из членов родительского комитета. Он выполняет роль организатора работы группы.

    Собрание открывает председатель родительского комитета. Он сообщает тему собрания, называет причины, побудившие его провести, знакомит с регламентом совместной работы, а затем предоставляет слово классному руководителю.

    Классный руководитель: Что такое настоящая дружба? Как проявляется она? Кого человек вправе назвать другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задуматься над этими вопросами должен каждый. Понятие, противоположное дружбе, - эгоизм. Если человек – эгоист, то у него не может быть настоящего друга… Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» проводит такое определение дружбы. Прочитайте, пожалуйста, на доске.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек хорошо и модно одеваться, есть у него игрушки – буду с ним дружить, нет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть по-настоящему счастлив… Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.

    Работа в микрогруппах. Каждая группа получает один или два текста для коллективного обсуждения, отвечает на заданные в конце них вопросы и в соответствии с рассмотренными текстами формулирует правило дружбы, которое записывает на листе ватмана.

Для обсуждения в микрогруппах предлагаются следующие тексты:

Первая микрогруппа – «Как на свете жить?» В. Сухомлинского;

Вторая микрогруппа – «Надёжный человек» Е. Пермяка;

Третья микрогруппа – «Дружба» И. Туричина;

Четвёртая микрогруппа – «Одинаковые» Н. Чабаевского.

V . Защита правил. Каждая группа, начиная с первой, кратко излагает содержание полученного текста, читает вопросы к нему, даёт на них ответы, зачитывает и обосновывает правило дружбы, прикрепляет лист ватмана с правилом на доску.

Правило ещё раз читается хором всеми участниками собрания. Среди пословиц учащиеся находят ту, которая подходит к данному правилу, читают её хором и объясняют её смысл.

Затем учитель зачитывает подходящее к данному правилу ответы на вопросы анкеты детей.

Слово предоставляется следующей микрогруппе и т.д.

В конце представления правил дружбы дети читают последние две пословицы, объясняют их смысл, приводят примеры из жизни класса.

Правила дружбы ещё раз читают учащиеся хором. Делается обощение. Принимается решение собрания: ежедневно жить по правилам дружбы. В качестве возможного варианта таких правил могут быть опубликованные в книге «Азбука нравственного воспитания» следующие правила товарищества:

    Помогай товарищу, если умеешь делать что-то – научи его. Если товарищ попал в беду, помоги, чем можешь. Умей сопереживать товарищу не только в горе, но и в радости.

    Старайся выручить товарища. Поделись с ним интересными книжками, игрушками, школьными принадлежностями – всем, что могло бы помочь другу.

    Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу правду. Не ябедничай! Если друг в чем-то не прав, скажи ему первый об этом.

    Не ссорься с товарищами, не спорь по пустякам, старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам. Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.

В т о р а я ч а с т ь

    Родители читают и обсуждают статью «Снова о драках» из журнала «Семья и школа». Эту работу организует заранее подготовленный член родительского комитета.

    Другой член родительского комитета информирует о результатах анкетирования родителей. Наиболее интересные анкеты, в которых родители очень подробно отвечали на вопросы, высказывали полезные для жизни класса предложения, зачитываются. При этом фамилии авторов этих анкет не называются.

Список использованной литературы

    Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А. Каирова и О.С. Богдановой.

    Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.

    Семья и школа.

Приложене №1.

Анкета для родителей

    Есть ли друзья у вашего ребёнка? Если нет, то задумывались ли вы над причиной? Кто виноват в том, что друзей нет?

    Знаете ли вы друзей вашего ребёнка?

    Как вы встречаете друзей своего ребёнка?

всегда доброжелательно, приветливо;

в зависимости от настроения;

Сухо, с недовольным видом.

4. Нравится ли вам друг вашего ребёнка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

5. Кого бы вы хотели видеть другом своего реб ёнка?

Только отличника;

Хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

6. Знаете ли вы родителей друга вашего ребёнка?

7. Дружите ли вы семьями?

8. Замечали ли вы, что у вашего ребёнка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

9. Как вы считаете, ваш ребёнок – хороший друг? Почему?

10. Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

Приложение №2

Анкета для детей

(можно использовать не все вопросы, а выборочно)

    Есть ли у тебя в классе друг?

    Что ты больше всего ценишь в своём друге?

    Какие радости и огорчения бывают в дружбе?

    Что значит дружить хорошо?

    Как ты поступишь, если твой друг не захочет, чтобы ты ещё с кем-то дружил?

    Когда мы говорим «ябеда», а когда – «хороший товарищ»?

    Что ты сделаешь, если вы с другом поссорились?

    Если у тебя нет друга, то кого ты выберешь в друзья?

Отличника;

Хорошего и доброго ученика, который будет тебе во всём подчиняться;

Тебе всё равно, как он учится, лишь бы был добрым, честным, справедливым.

9. Приходит ли друг к тебе домой?

10. Как его встречают твои родители?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

11. Бываешь ли ты в гостях у друга?

12. Как тебя там встречают?

Приветливо;

По настроению;

С недовольным видом.

13. Ты считаешь себя хорошим другом?

14. Что нужно сделать для того, чтобы все дети класса жили дружно?

15. Что можешь сделать для этого ты?

Приложение № 3

Тексты для работы микрогрупп

В. Сухомлинский

КАК НА СВЕТЕ ЖИТЬ?

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенёс. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснётся ночью Катя и слышит: мама тихо плачет.

А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый.

Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять в мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

Наш папа выздоровел, - сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила.

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатывается тяжёлый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Вопрос для коллективного обсуждения: почему заплакала Катя?

Е.Пермяк

НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

На первой парте и в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.

Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.

Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А ёё не пересаживали.

Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
- Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.

- Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна, - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.

Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино.

- Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!». С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.

- А кем? - нетерпеливо спросил Андрюша.

- Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.

Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.

Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.

- Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, пойдём в школу вместе.

Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:

- С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.

- Да, - тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.

И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.

Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.

Вопросы :

    Действительно ли вначале Андрюша хотел помочь Асе избавиться от трусости?

    О чём рассказала Андрюше учительница Анна Сергеевна?

    Почему после рассказа Анны Сергеевны Андрюша изменил своё отношение к Асе?

    Почему рассказ называется «Надёжный человек»?

И.Туричин

ДРУЖБА

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа:
- Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!

Давай! – согласился Вася.

Серёжа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

Пожар! Пожар! – кричит.

Подбежали другие ребята:

Мы тоже пожарные!

Серёжа заслонил машину от ребят.

Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Серёжа.

Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.

Давай, – согласился Боря. Стали они в машинистов играть. Пришёл Вася.

И меня примите.

Не примем, – сказал Серёжа.

Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

То – вчера, – сказал Серёжа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы :

    Почему Серёжа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

    Можно ли назвать Серёжу настоящим другом?

Н.Чабаевский

ОДИНАКОВЫЕ

Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятёрки.

Мы во всём, во всём одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера – только тройку.

Мы стали уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:

Да, ты хуже стала…

Я? – удивилась Соня.- Но ведь тройку получила не я!.

Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела.. А ты…

Вопросы:

    За что мама осудила Соню?

    Что бы вы сказали Соне?

    Какие качества характера проявились в поступке девочки?

    Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №98»

Конспект родительского собрания

в средней группе

на тему: «Дружба»

Составила: воспитатель

Колос М.Е

Братск 2015г

Цель собрания:

Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.

Задачи:

показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;

обратить внимание на проблемы общения детей;

формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.

Форма: дискуссионно - игровая

Участники: воспитатели и родители средней группы « Незабудка»

Предварительная работа: изготовление памяток для родителей; оформление группы: фотовыставка « Наш детский сад», плакаты с высказываниями о дружбе; ТСО; видеоклип « Дружные ребята»; видео-интервью с детьми « Что такое дружба».

План проведения:

1 .Игра на формирование межличностных отношений «Друг»

2 .Упражнение « Пословица»

3 . Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон»

5. Лекционный материал

6. Физкультминутка «Ладошки»

7. Показ видеоклипа «Дружные ребята».

8 .Игра «Пожелания» , раздача памяток

Ход собрания:

Родители заходят в группу, рассаживаются. (Звучит произведение В. Шаинского. «Когда мои друзья со мной».) В группе оформлена фотовыставка « Наш детский сад». Плакаты с высказываниями о дружбе: «Друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно». «Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу». «Дружба- главное чудо всегда, сто открытий для всех нас таящее, и любая беда - не беда, если рядом друзья настоящие.)

Организационный момент:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. А чтобы нам было легко и удобно общаться, давайте с вами поиграем.

1.Коммуникативная игра Друг»

Встаньте, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди

Вы наверно уже догадались, какова цель нашей с вами сегодняшней встречи? Тема родительского собрания: « Учимся дружить», она действительно заслуживает особого внимания. Сегодня мы хотим поговорить о наших с вами детях. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения. Как вы думаете почему? (ответы родителей)

2.Упражнение «Пословицы»

Народная мудрость ярко отражает значение дружбы в жизни человека. Предлагаем вам соединить части пословиц и вдуматься в мудрые суждения (на листах половинки пословиц).

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Итак, дружеские отношения – важная составляющая жизни наших детей.

Сейчас предлагаем вам послушать, что думают ваши дети о дружбе

3.Видео-интервью «Говорят дети»

4. Игра « Волшебный микрофон».

А теперь предлагаем вам оказаться на месте ваших детей и ответить на вопрос: « Как вы думаете, зачем нужна дружба в дошкольном возрасте?»

5. «Общение ребёнка 4-5 лет со сверстниками»

Уважаемые родители! Предлагаем вам послушать о том, как в среднем возрасте начинают формироваться предпосылки к дружбе.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Девочки и мальчики отдают предпочтение лидерам в группе. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже у нас в группе появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов, например: Вася Ч. дружит с Ромой Р, Соня П с Яной Е, Паша Н с Денисом Б… Полина С с Лерой С, Даша Я с Лерой К……

А сейчас давайте с вами разомнемся и помогут нам в этом наши ладошки. Нужно встать парами, лицом друг к другу и повторять за нами.

6.Физкультминутка « Ладошки»

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая

Правой, правая ладошка

Мы похлопаем немножко.

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай

А потом, потом, потом

По коленкам шлёп-шлёп

По бокам себя похлопай

По плечам теперь пошлёпай

Можешь хлопнуть за спиной

Хлопни и перед собой.

Вправо можем, влево можем

И крест-накрест руки сложим

7. Показ видеоклипа « Дружные ребята»

Мы приготовили для вас небольшой видеоклип, в котором мы, как могли, попытались вам показать, как ребята умеют и любят играть дружно в нашем детском саду.

Вот и подошло к концу наше собрание. Мы старались, и надеемся вам понравилось, и мы еще не раз встретимся с вами в такой теплой атмосфере. Хотим вам и вашим деткам пожелать благополучия в семье, взаимопонимания и любви друг к другу .

А напоследок хотим вручить вам памятки «Первые уроки дружбы» но прежде и вы скажите свои пожелания нам.

8.Упражнение «Пожелание»

(Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.)

Ты катись, веселый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот пожелание скажет нам.

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

  • показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;
  • способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
  • проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания

Подготовительный этап

  • Анкетирование детей
  • Подготовка “Анкеты для родителей”
  • Подбор пословиц и афоризмов о дружбе
  • Сочинение детей на тему “Мой друг”

Организационный этап

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель или психолог. Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

Назовите пословицы, которые учат этому.

Старый друг - лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т.д.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.

С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.

Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.

Ознакомление родителей с результатами диагностики

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    Лидеры – 5 человек

    Принятые – 12 человек

    Непринятые – 3 человека

    Изолированные – 2 человека

    Отверженные – нет

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается на:

    взаимопонимании, единстве интересов – 8 человек

    взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -6 человек

    верности и доброжелательности – 5 человек

    доверии и откровенности –3 человека

    умении говорить правду в глаза, на принципиальности - 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 6 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 5 человек

Социологический опрос родителей

Уважаемые родители, знаете ли вы друзей своего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях детей.

Подведение итогов родительского собрания

На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.

  • Помогай другу в беде.
  • Умей разделить радость с другом.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Тактично делай замечания.
  • Не обманывай друзей.
  • Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
  • Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

Возможное решение родительского собрания:

Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

Соблюдать в общении правила дружбы.

Приложение 1.

Каждому ребенку предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми он хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

  • На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
  • На взаимопонимании, единстве интересов;
  • На доверии и откровенности;
  • На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
  • На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

  • То, что каждый думает в первую очередь о себе;
  • Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
  • Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
  • Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
  • Ребята плохо знают друг друга;
  • Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

  1. Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…
  2. Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …
  3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
  4. Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…
  5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Образцовская средняя общеобразовательная школа»

Мастер – класс

Родительское собрание:

«Семья и талант доброты»

(о детской дружбе)

Учитель начальных классов: Мороз О.Н.

Тема: «Семья и талант доброты»

Форма проведения: мастер-класс для родителей (метод совместного обучения через

работу в группах)

место проведения : классная комната.

Мастер – класс для родителей – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом и знаниями по проблеме воспитания и гармоничного развития детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений и устоев участников.

Педагогическое воздействие направлено на:

    изменение неадекватных родительских позиций;

    расширение осознанности мотивов воспитания;

    расширение возможностей понимания своего ребенка;

    оптимизацию форм родительского воздействия на детей в процессе воспитания;

    проживания опыта в группе;

    рефлексию и возможность получения обратной связи.

Ожидаемый результат – обогащение, в процессе взаимодействия, воспитательного опыта и представлений каждого родителя за счет способностей всех участников.

Оборудование:

на столах : маячки трех цветов (красного, желтого, зеленого)с надписью «Я хочу», «Я знаю»,

«Я могу»;

Материалы, раздаваемые в ходе собрания:

карточки (красного, желтого, зеленого цветов);

листы с творческими заданиями;

Звукозапись инструментальной музыки, песни «Взрослые и дети», музыка из кинофильма «Вертикаль».

Цель: осознание родителями необходимости воспитания у детей коммуникативных способностей;

Задачи: - оказать помощь родителям в овладении приёмами взаимодействия с детьми, которые

помогут им развить способности в общении;

Познакомить с обязательными составляющими коммуникативных способностей;

Обратить внимание на важность собственного примера.

Введение в тему

Видеоролик «Рассуждения о дружбе детей»

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?

– Вы слышали рассуждения детей о дружбе. Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг.

Сколько друзей должно быть у моего ребенка? Какого возраста они должны быть? Нужно ли мне вмешиваться в их отношения? Все эти вопросы задают родители, когда их чадо стает на путь формирования отношений со сверстниками. Какова же роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок?

Получить ответы на эти вопросы мы и попробуем сегодня.

Согласитесь, что дружба и доброта - два рядом стоящих понятия.

Каждый день воспитывая своих детей мы дарим им частичку своего тепла, своего доброго сердца.

А что значит быть добрым? (Всловаре Ожегова определение доброты. Слайд)

Ваши дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда поступки бывают добрыми. Дети не всегда умеют договориться, уступить друг другу, не любят и не хотят извиняться, прощать друг друга. Бывают даже агрессивны, радуются, если ругают другого. Важнейшим условием успешного воспитания доброты является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Мы должны с вами учить ребёнка быть внимательным к окружающим, уметь сочувствовать и утешать, совершать добрые поступки. Вы являетесь для ребенка образцом для подражания. Ваши поступки, беседы играют большую роль в воспитании. В каждой семье есть свой опыт воспитания доброты и общения с окружающими.

Нельзя воспитывать доброту только запретами. Порой мы чаще говорим, что нельзя делать. А почему нельзя и как правильно поступить не объясняем, не хватает времени. И вот что получается.

Упражнение «Связанный ребенок»

Что слышат чаще всего наши дети?

    Не бегай, не прыгай, не упади!

(связать ноги)

    Не трогай то, не трогай это.

(связать руки)

    Не слушай, это не для твоих ушей!

(завязать уши)

    Не кричи, не разговаривай громко!

(завязать рот)

    Не смотри этот фильм!

(завязать глаза)

Как вы себя чувствуете?

А если ваш ребенок послушный и выполняет все ваши запреты, - вот что получается.

Да он не знает, а что же можно делать?

Запретов не должно быть много. Они должны объясняться, почему нельзя и сопровождаться беседой, как поступить правильно. Всему этому нужно учить с самого раннего детства.

Наверняка, вы сейчас скажете, что именно так мы и делаем. Правильно.Представления о доброте и дружбе формируются в детстве. Но для малышей друг – просто партнер в играх. А вот дети от 7 до 9 лет начинают осознавать уже чувства другого плана.

Приход в школу всё меняет в жизни ребёнка: отношения с взрослыми и сверстниками, виды деятельности, общение. И то, как себя ребёнок ощущает среди товарищей, очень важно для него. В случаях, когда у ребёнка проблемы в общении со сверстниками, обязанность родителей – дать ему эмоциональную поддержку и предложить пути конструктивного решения проблемы, не вмешиваясь «напрямую». Иначе ребёнок привыкает с любой несправедливостью идти к взрослым. А сам решать свои проблемы не учится. Как помочь родителям осознать это? Все родители хотят видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими.

Способность к общению – это дар или то, чему можно научиться? Ребёнок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше у него будет проблем в будущей жизни. «Ну и что,- скажете Вы, – мой всё это умеет и знает. Посмотрите, как охотно и хорошо он общается.»

Но практически у каждого ребёнка в определённые моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. Не ошибаясь, он не научится эффективно, без стеснения и конфликтов общаться. Так давайте поможем нашим детям пройти необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.

Цель нашего собрания – овладеть приёмами взаимодействия родителей с детьми, которые помогут ребятам развить свои способности в общении.

Сейчас мы попробуем в какой-то степени окунуться в детство и поиграть. На такие серьёзные вопросы, которые стоят перед нами на собрании, нам поможет ответить игра. Кто-то из Вас попытается оказаться на месте ребёнка, кто-то на месте взрослых. Надеюсь, эта работа будет для нас увлекательной и плодотворной.

Работа в группах

Для начала я приглашаю выйти трёх человек, считающих себя достаточно общительными и коммуникабельными.
А теперь каждый из вас выберет в свою команду по 1 человеку, с которым Вам будет наиболее легко и комфортно работать. Этот человек встанет за вами. Выберите ещё по 1 человеку и т.д. Итак, мы создали 3 команды.

Попрошу подойти ко мне лидеров команд. Выберите одну из трёх цветных карточек.
Займите, пожалуйста, места за столом, соответствующим цвету карточки вашей команды. У Вас на столах находятся таблички того же цвета – переверните их и прочитайте надпись на обратной стороне. Озвучьте, что прочитали. Эти фразы не случайны.
«Я хочу» - означает желание человека вступить в контакт с окружающими.
«Я знаю» - говорит о том, что человек знает правила и нормы, которым необходимо следовать при общении.
«Я могу» - это конкретные умения. Может ли человек применять их на практике.

Сейчас каждая команда получит своё творческое задание.

Выслушайте, пожалуйста, задания для всех команд.
Команда «Я хочу». Вам предстоит выполнить упражнение, которое называется «С кем дружить». Для этого необходимо письменно составить словесный портрет друга для вашего ребёнка. Выполнять задание Вы будете на листе №1.

Следующее задание для команды «Я знаю». получает на листе №2 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции ребёнка.

Команда «Я могу » получает на листе №3 определённый набор ситуаций, которые необходимо конструктивно разрешить с позиции родителя.
. Обсуждение.

(Музыку включаю). На выполнение этих заданий отводится ровно 10минут – пока играет музыка. Начали

Выступление групп.
(Музыку выключаю). Закончили работу.
Сейчас Вам предстоит озвучить результаты своей работы. Это может сделать как один человек, так и несколько, на ваше усмотрение. На выступление каждой команде отводится по 3 минуты.
Слово предоставляется команде «Я хочу».
(Выступления родителей).
- И в дополнение к Вашим суждениям хочется сказать, что сейчас очень велико влияние родителей на выбор, мнение ребёнка. Поэтому будьте очень осторожны, осуждая того или иного друга Вашего ребёнка, отговаривая от дружбы с кем-либо или навязывая дружбу.

Слово предоставляется команде «Я знаю». (после них сразу же, для сравнения)
Слово предоставляется команде «Я могу».
(Родители зачитывают ситуации и пути их разрешения)

Ситуации.

    Кто - то из одноклассников обозвал ребенка.

    Соседка по парте забрала у вашего ребенка новую ручку.

    В столовой на ребенка опрокинули стакан с компотом.

    Во время занятия на шведской стенке одноклассница случайно задела ногами вашего ребенка.

    Одноклассник испортил (порвал) учебник вашего ребенка.

ОБОБЩЕНИЕ

Даже в одной семье стили поведения взрослых значительно отличаются. Мы даём примеры различного поведения и нельзя требовать от ребёнка своей точной копии. В итоге ребёнок сам выберет тот образец, стиль общения, который подходит только ему. Опираясь, естественно, на Ваш пример. Очень важно здесь, чтобы в семье дети не видели примеров отрицательного поведения – они также могут копироваться.

Конечно, мы понимаем - сколько людей, столько и мнений. И мы в этом ещё раз убедились, выслушивая результаты работы команды «Я могу». Из любой ситуации могут быть разные конструктивные выходы. Как ребёнку понять, правильно ли он поступил? Объясняйте так: «Если после твоего поступка у тебя хорошее настроение, хочется улыбаться и играть – значит, ты принял правильное решение. А если стало грустно, играть не хочется и может быть хочется плакать – значит, выход ты выбрал неправильно.

Теперь мы знаем, что для того, чтобы у ребёнка всё получилось в общении, ему необходимо хотеть вступить в контакт, знать нормы и правила, уметь организовать общение.

Игра: “Устами младенца”.

Уважаемые участники мастер-класса, вы все когда-то были детьми, не знали многих слов, но объясняли их по-своему. Попробуйте узнать слова по описанию.

Это когда все вместе: мама, папа, сестра и я (семья).

Самый нежный, самый дорогой, самый любимый человек на земле (мама).

Место, где мы все бываем вместе (дом).

За столом утром (завтрак)

Бывает один раз в году, но все его очень любят и ждут (день рождения).

У детей этого половина наполовину. Потому что мама то ругает, то мороженое покупает (счастье)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят, (ребенок).

В них играют все дети (игрушки).

Это взрослые, но в будущем, когда вырастут, а сейчас они маленького роста (дети).

Вы прекрасно справились с заданием, можно с уверенностью сказать, что вы понимаете своих детей.

Музыкальное задание.

Давайте посмотрим, поёте ли вы песни со своими детьми? Предлагаю узнать, о ком или о чем поется в песне?

Она всё лежит да на солнышко глядит. (Черепаха)

Представьте себе: зелёненький он был. (Кузнечик)

Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка)

Он бежит, качается. (Вагон)

Они бегут неуклюже. (Пешеходы)

С нею весело шагать по просторам. (Песня)

От неё становится всем теплее. (Улыбка)

Они были неразлучны, дружили, жили на белом свете. (Взрослые и дети)

Итог работы.

Я благодарю всех Вас за интересную, творческую работу. Мне очень приятно, что здесь собрались родители, всей душой любящие детей, и готовые им помочь. Главное, чтобы вы сегодня поняли, что…

Детская дружба отличается от дружбы взрослых людей своей чистотой и непредвзятостью. Взрослый человек, так или иначе, ищет от дружбы скрытых выгод, его отношения с кем-то включают в себя жизненный опыт, готовый в любой миг включить защиту. Взрослая дружба более рациональна, детская дружба - интуитивна. Взрослый человек - частично наполненный водой сосуд. По этой причине все, «вливающееся в него», будет смешиваться с тем, что уже содержит сосуд души. Ребенок - еще пока не наполненный душевный сосуд, не содержащий опыт измен и предательств, опыт поиска выгоды и опасения. Дети дружат душой, взрослые - разумом.

Давайте вместе попробуем вынести решение нашего собрания. Что же мы должны с вами делать, чтобы наши дети умели выбирать друзей, умели ценить и хранить дружбу.

Предлагается выбрать из предложений самые «правильные» и составить проект решения собрания.

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Зачитывается решение собрание.

Рефлексия.

Приложение.

Для первой группы.

Составьте словесный портрет друга для вашего ребёнка.

Кого бы вы хотели видеть другом своего ребёнка?

Только отличника; -хорошего ученика, спокойного, уступающего во всём вашему ребёнку;

Вам всё равно, как он учится, какая у него семья, вас больше интересует, дорог ли он вашему ребёнку.

Для 2 группы

Для 3 группы.

Литература

    Методическое пособие «Мастер-класс учителя начальной школы» с электронным приложением. Издательство «Планета», 2011

    Н.И. Дереклеева «Родительские собрания». М., ВАКО, 2004.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Аньковский детский сад

«О детской дружбе»

Конспект родительского собрания

составитель:

А.В.Беляева

воспитатель

ноябрь 2014г.

предварительная работа:

    Совместно с детьми оформила « карту дружбы» группы.

    Подготовила выставку детских рисунков на тему «Мой самый лучший друг».

    Записала высказывания детей о дружбе.

    Подготовила список литературы о дружбе для чтения детям «в родительскую копилку».

Ход собрания:

Под музыкальное сопровождение детских песен о дружбе родители входят в группу, оформленную детскими рисунками на тему «Мой самый лучший друг»; рассматривают «Карту дружбы» группы, на которой фотографии детей соединены линиями со стрелками на конце, указывающими, кто с кем дружит. (Такая карта ярко показывает лидеров группы и детей, испытывающих затруднения в общении).

Читаю стихотворение Н.Саконской:

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождём.

Под мокрым капюшоном видны издалека

Четыре синих глаза.

Четыре василька, две пёстрые косынки

На русых волосах.

Лукавые смешинки в прищуренных глазах.

Уже вода стекает за ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает короткого плаща.

А им и горя мало: промокнут – ну и что ж!

У них такая дружба – водой не разольёшь.

    Доклад «Уроки дружбы».

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребёнка очень рано, на третьем году жизни. К 6 годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребёнка. Дети вместе играют, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими из разговоров взрослых, сравнивают свои умения и знания, выражают своё отношение к другим детям. Но самое главное в этом возрасте – стремление завоевать уважение сверстников. Это даёт ребёнку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей. Совместная с другими детьми игра – это условие формирования чуткости, взаимопомощи, справедливости, доброжелательных, дружеских взаимоотношений. Для ребёнка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность.

Первоначальное отношение ребёнка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребёнка – положительное отношение к себе, ощущение безопасности, чувство доверия к людям. По мере взросления и появлении первых требований к ребёнку, он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно использовать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родителями подвергается серьёзному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребёнка новыми знаниями о себе. Ребёнок, не прошедший « школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с её неписанными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, скорее всего, будет отторгаем ими.

Зачастую общению ребёнка со сверстниками нужна помощь взрослых. Иногда во взаимоотношения детей необходимо вмешаться напрямую: ребёнка нужно учить как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника. В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что друг – это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся.

Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда – эгоизмом ребёнка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Помогите ребёнку в осознании своих нравственных качеств, оценивая его действия и поступки.

Ребёнок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, доброжелателен, чувствителен к переживаниям других. Другими словами, популярный ребёнок умеет общаться и неэгоистичен.

Лидерами в коллективе могут стать только уверенные в себе люди. А детям помочь укрепить веру в себя можем мы – взрослые. Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек.

    Уделяйте ребёнку как можно больше внимания. Чаще хвалите его. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства – дети любого возраста нуждаются в родительской нежности и ласке.

    Чаще приглашайте к себе гостей с детьми.

    Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Спокойная беседа с ребёнком будет способствовать созданию между вами атмосферы доверия и станет источником новой информации об окружающем мире.

    Не кричите на ребёнка, даже если он не прав. Подобное поведение лишь ступенька к взаимному отчуждению. Пусть тон общения будет решительным, но не крикливым.

Ребёнку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Ежедневное доброжелательное общение родителей друг с другом – необходимое условие позитивного отношения детей друг к другу.

    «Не секрет, что друзья не растут в огороде…». Радиостанция «Малышок».

Предлагаю родителям прослушать высказывания детей о дружбе. Дети отвечали на следующие вопросы:

    Что такое дружба?

    У тебя много друзей?

    С кем ты дружишь?

    Зачем человеку друзья?

    Как подружиться с человеком?

    Что такое настоящий друг?

    «В родительскую копилку».

Предлагаю родителям литературу о дружбе для чтения детям:

    А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон».

    А. Милн. «Винни-Пух и Все-Все-Все».

    П. Ершов. «Конёк-Горбунок».

    Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

    А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

    Д. Родари. «Приключения Чиполлино».

    А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

    Л. Толстой. «Лев и собачка».

    Другое:

    Выборы родительского комитета группы (2 человека); из них один в общий.

    О безопасности вблизи водоёмов, на дороге.

    Об участии в конкурсах.

    Напомнить сообщать об отсутствии детей в ДОУ.

    Поблагодарить за активное участие в конкурсах, помощь в оформлении группы, участков.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди