15.06.2019

«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание и развитие детей


Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

На формирование эстетического отношения детей к окружающему миру влияет развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Так же следует воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Задачи дошкольного воспитания также направлены на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Для эстетического воспитания детей необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой он живет и развивается. Это и окружающие его вещи, и внешний вид людей, и красивые отношения между людьми. Но детям недостаточно видеть красоту вокруг себя в разных ее проявлениях, но и стоит привлекать их внимание к этой красоте. Например: «Мы с тобой закончили уборку. Как стало красиво!». Так же следует привлекать ребенка к анализу и действию на благо красоты: « Как ты думаешь, какая подушечка больше подойдет к нашему зеленому дивану – желтая или черная?», при этом неважно, что именно он ответит, важно, что ребенок видит, что он тоже может создавать красоту.

Безусловно, важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Взрослым следует обращать внимание ребенка на красоту и гармоничность природы. Например, идя по скверу обратить внимание как красивы и необычны деревья в нем, как щебечут птицы. Очень важно замечать все вместе с ребенком.

Несомненно, важным средством и условием эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Каждый вид искусства воспринимается ребенком на разных возрастных этапах по-разному.

Первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует – это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать окружающий мир, но и чувствовать его.

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий фактор и творческий. Следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись производить.

Для того что бы вызвать у ребенка интерес и желание к созданию собственного произведения искусства, для проявления какого – либо творчества следует обучать его навыкам художественной выразительности. Но самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Следует, заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказе, музыкальной деятельности. Возникает самостоятельная художественная деятельность по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, «написать письмо» бабушке. Для развития самостоятельной деятельности необходимо создавать условия: дети должны знать, где можно взять необходимые материалы, где можно рисовать, строить, музицировать.

Очень важно в художественно-эстетическом воспитании является умение показывать свои чувства детям, свое отношение. Например, выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью. Яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, т.к. опирается на особенность детства – подражательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Использование в работе методики нетрадиционного рисования позволяет ребёнку раскрыться, как творческой личности, способствует развитию творческого воображения, творческих способностей; помогает малыш...

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Программа дополнительной образовательной услуги "Юный книголюб"(познавательной и художественно-эстетической направленности) Для детей дошкольного возраста 4-5 лет. На 2015-2016 учебный год

Рабочая программа литературно-творческого кружка "Юный книголюб" на 2015-2016 учебный год....

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Золотой ключик».

Программа по дополнительной платной образовательной услуге художественно – эстетической направленности для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...


Ирина Владимировна Тирбах
«Роль искусства в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящем.

В. Высоцкий

В наше время проблема эстетического воспитания и развития личности ребенка, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед Российской школой. Обучение в детских школах искусств , получение дополнительного образования в сфере культуры и дает возможность каждому ребенку ощутить радость творчества, формирует умение чувствовать красоту окружающего мира. Одними из важных составляющих являются художественное и музыкальное воспитание .

Художественное воспитание – это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность , благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству , умение понимать его, наслаждаться им, способность, по возможности, творить в искусстве .

Музыкальное воспитание – это развитие способностей к восприятию музыки . Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, осознание и глубокое переживание ее содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Эстетическое воспитание гораздо шире , оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта , поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством , как его самым мощным средством. Используя для своих целей художественное и музыкальное воспитание , эстетическое воспитание развивает человека в большей мере не для искусства , а для его активной жизнедеятельности. Целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек – образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства .

Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей , способствующая развитию эстетических чувств ребёнка , формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве , эстетических оценок и эстетического отношения ко всему , что нас окружает.

Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ строится на следующих принципах :

- эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно -образовательной работой в дошкольном учреждении . Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

Детское творчество связанно с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;

Художественно-творческая деятельность взаимосвязана со всей воспитательно -образовательной работой;

Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

Индивидуальный подход в эстетическом воспитании , основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребёнка;

Искусство для детей – это яркая страница в большом искусстве , в искусстве взрослых . Оно подчинено тем же законам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнообразно по видам и жанрам.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители» , но и «творцы» - они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунках, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку. Рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства . Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве .

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве - и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже проявить себя творчески. Дело взрослых – создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему . С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия – вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством . Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств – они вводят ребенка в особый, новый мир художественных переживаний. Художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее очень конкретных и индивидуальных проявлениях. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка. А профессионализм воспитателя , поможет заложить основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

Искусство – средство эстетического воспитания , основа художественного воспитания ребенка . Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности . Художественная культура формируется в процессе познания искусства . Искусство окружает человека с момента рождения. Поэтому считаю очень важным введение ребенка в окружающий мир через систему художественных образов и произведений.

Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству , который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

Основной формой работы, способствующей развитию творческих способностей детей , являются занятия по изобразительной деятельности, где мы создаём у детей хорошее настроение , стараемся вызвать доброжелательное отношение к занятию, которые проходят в форме путешествий.

Положительные результаты для развития эстетического восприятия детей дает непосредственное общение с природой, организация наблюдений на прогулке за деревьями, цветами и т. д.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи . Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания . Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству , родному краю, развивать эстетический вкус , музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей . Он рассказывает о важности эстетики быта , советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества : альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок детских работ и поделок.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой должен обладать человек.

Публикации по теме:

Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста «Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» Вид проекта: познавательный, игровой Продолжительность проекта: длительный.

Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение.

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Соломникова А. С. инструктор по физической культуре первой квалификационной.

2 слайд Игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Семья – это колыбель, из которой маленькая кроха выходит в большой мир. Многолетний опыт работы показывает, что именно семья играет главную.

Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии дошкольников Народное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Симакова Л. Г., музыкальный руководитель МБДОУ г. Мценска.

Семинар-практикум для воспитателей «Роль игры в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность.

А когда Вы в последний раз читали вместе со своим ребёнком? Как часто вы читаете своему малышу? Опыт показывает что современные дети знают.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста Игра - не просто любимое занятие детей, это главный вид деятельности дошкольников. Именно в игре формируются нравственные основы личности.

Библиотека изображений:


Книга приведена с сокращениями

Общество развивалось, на смену одному общественному строю приходил другой, менялись взгляды и представления людей, в том числе и взгляды на прекрасное, на его роль в воспитании человека. Но споры об эстетическом воспитании не утихали.
Характерной приметой времени является научно-техническая революция. Все возрастающий интерес к науке и технике, казалось, должен был отодвинуть вопросы эстетического воспитания на второй план. Однако этого не произошло. Эстетическое воспитание интересует современного человека нисколько не меньше, чем наука и техника. Более того, специалисты фиксируют резкий скачок, взрыв интереса к вопросам эстетического воспитания в современном мире.
В решении научных основ и частных вопросов эстетического воспитания советская педагогика опирается на марксистско-ленинскую эстетику (науку о прекрасном), критически использует наследие прошлых лет. Как определяется в современной педагогике сущность эстетического воспитания?
Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни.
Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю - это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания - и внутреннюю - творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. На это ориентирует школу программа «Примерное содержание воспитания школьников». Такой подход к эстетическому воспитанию учащихся является шагом вперед в нашей системе народного образования и коммунистического воспитания.
Эстетическая культура рассматривается в советской педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни и поведении людей.
Другим компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как цель и образец. Важным компонентом эстетической культуры следует считать эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. Уровень развития эстетической культуры школьников, как показывает ее изучение, не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Обнаруживаются и возрастные различия в развитии эстетической культуры: младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, подростки - к искусству, старших школьников больше интересует эстетика поведения, отношений, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Неравномерность в уровне развития эстетической культуры учащихся можно решить путем целенаправленного эстетического восприятия. Советская педагогика в решении этого вопроса исходит из понимания единой, целостной сущности человека, взаимосвязи всех сторон его жизни: умственной, идейной, нравственной и эстетической. Гармоническое развитие всех этих сторон - важное условие подлинного расцвета личности. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности.
Воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, закаляет личность для активного участия в идеологической борьбе.
Широкое понимание сущности, роли и места эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в советской педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким. Уже в Декларации о единой трудовой школе - этом манифесте советской педагогики - под эстетическим образованием понималось не преподавание какого-то упрощенного, детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, отмечалось в этом документе, было бы обездушенным.
Советская власть привлекла к разработке вопросов эстетического воспитания творческих работников. Многие основополагающие установки проверялись при помощи эксперимента на опытно-показательных станциях, добытые данные обобщались специально созданным при Наркомпросе РСФСР советом по эстетическому воспитанию.
Используя первые достижения в эстетическом воспитании, А. С. Макаренко проводит ряд опытов, которые позволяют ему расширять границы эстетического воспитания и осуществлять его не только средствами искусства, но и в труде, игре, быту, отношениях в коллективе воспитанников. Вся эта работа значительно укрепила научные позиции советской педагогики и позволила решить многие трудные и важные вопросы.
В настоящее время созданы еще более благоприятные условия для разработки коренных вопросов эстетического воспитания. В составе АПН СССР работает Институт художественного воспитания детей. К работе в области эстетического воспитания привлечены силы творческих союзов: писатели, художники, композиторы. Усилия педагогов и работников искусства объединяет совет по проблемам эстетического воспитания при Академии педагогических наук.

ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать.
С развитием средств массовой информации: радио, кино и особенно телевидения - начало складываться мнение, что школа потеряла свое значение в эстетическом воспитании. Однако исследования последних лет показали, что это не так.
Школа была и остается центральным звеном в эстетическом воспитании детей. Педагогически правильно организованная информация, сочетаемая с творческой самодеятельностью детей, определяет формирование художественного вкуса и оценок учащихся. Школа должна вести целеустремленную работу по формированию художественного вкуса учащихся до последних дней их обучения. Прекращение этой работы иринодит к нестойкости вкусов и понижает способность учащихся правильно подходить к оценке произведений искусства.
Однако школа выполнит свои функции при условии, если эстетическое воспитание будет проводиться в определенной системе. В понятие система эстетического воспитания входит единство цели, содержания, принципов, организационных форм, методов, обеспечивающих формирование личности.
Педагогический коллектив и каждый учитель должны ясно представить себе, к каким целям они должны стремиться, какие задачи должны быть ведущими на каждом этапе школьного образования.
«Примерное содержание воспитания школьников» намечает широкий круг задач эстетического воспитания учащихся начальных классов. Необходимо добиваться понимания учащимися эстетического в содержании и форме художественных произведений, эмоционального отношения детей к прекрасному в произведениях искусства. Важной задачей является развитие способности передавать увиденное в рисунках, в речи, в поделках. Важное значение имеет воспитание красоты внешнего вида, окружающей школьников среды, их поведения, отрицательного отношения к нарушению красоты в искусстве и жизни.
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию необходимо поднять уровень эстетического воспитания на такую ступень, чтобы оно помогало школе наиболее полно решать разнообразные задачи воспитания.
Принцип единства идейного и художественного в произведениях искусства лежит в основе системы эстетического воспитания. Он означает единство эстетического, политического и нравственного воспитания средствами искусства. Учет этого принципа поможет сформировать идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от плохой подделки.
При построении системы эстетического воспитания исходным является также принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность. Искусство в тесном единении с наукой на любой ступени обучения развивает умственные силы ребенка, формирует научные представления о мире.
Советская педагогика не рассматривает явления искусства только как средство воздействия на учащихся, а самих детей лишь в качестве объекта этого воздействия. В эстетическом воспитании большое значение имеет принцип творческой самодеятельности школьников. В процессе художественного творчества ученик упражняет свои силы, развивает ряд ценных качеств личности.
Приметой нашего времени стал тот факт, что эстетика вышла за рамки собственно искусства и шагнула во многие сферы нашей жизни. Соответственно меняется и направление эстетического воспитания, оно должно проводиться с учетом эстетической организации всей жизни учащихся в школе и за ее пределами. Сделать само детство красивым, научить детей видеть и создавать красивое в повседневной деятельности и преобразовывать, изменять жизнь к лучшему - в этом состоит одна из важных линий эстетического воспитания в современной школе.
При построении системы эстетического воспитания в школе большое значение имеет богатство содержания и форм работы. Характерной особенностью современной системы эстетического воспитания следует считать самодеятельный характер многих форм работы. Литературно-художественные студии, школьные театры, клубы любителей музыки и живописи, вечера и концерты - это все формы работы, душой которых являются сами учащиеся.
Система эстетического воспитания прочно складывается в ряде школ нашей страны.
В средней школе в Горках Ленинских Московской области работают фото- и киностудии, музыкальный лекторий. Учащиеся вместе с учителями посещают театры, концертные залы, специальные программные вечера для молодежи, подготовленные Центральным Домом работников искусств.
Большое значение уделяется внутреннему убранству школы, распорядку жизни, за которым следят сами учащиеся. Педагоги стремятся внедрить во все стороны жизни действенный эстетический элемент и делают жизнь и труд детей привлекательными, красивыми.
Традиционным в этой школе является день искусства, он превращается не только в смотр достижений в области эстетического воспитания, но и в настоящий праздник для учащихся, учителей, родителей.

СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прежде чем приступить к определению системы эстетического воспитания младших школьников, необходимо изучить уровень их эстетического развития. Даже первоначальное знакомство с детьми показывает, что уровень эстетического развития детей, посещавших дошкольные учреждения и воспитывавшихся дома, различный. Воспитанники детских садов знают и могут спеть довольно много песен, они проявляют определенный интерес к пению, любят слушать доступные их возрасту музыкальные произведения, охотно рисуют, причем их рисунки бывают содержательными, красочными.
Подготовка детей, воспитывавшихся в семье, весьма различна. Почти каждый ребенок может прочесть какие-то стихи, кое-что поет. Но наряду с детскими песнями поют и песни для взрослых. Встречаются и такие дети, которые не могут спеть ни одной песни, не умеют рисовать, лепить.
Учителю важно иметь в виду эту разницу в уровне эстетического развития и не удивляться, если не все дети будут одинаково чутки к красивому. Необходимо всеми средствами преодолеть отставание отдельных детей и добиться общего высокого уровня их эстетического развития.
Учебный процесс - важное средство эстетического воспитания. Яркие эстетические переживания могут быть вызнаны у детей начиная с первого учебного дня. Известно, что этот день незабываемый для всех детей, одна из ярких страниц детства. Задача школы состоит в том, чтобы он стал и первым днем ярких, радостных эстетических переживаний. Традицией многих школ стала тщательная подготовка к встрече первоклассников. Учителя заботятся о том, чтобы детей встретили торжественно, а класс показался им как можно более привлекательным. Уже в первый день школьники знакомятся со своей школой. Учитель обращает внимание детей на оформление школы, на красные уголки пришкольного участка, подчеркивая при этом, что многое из увиденного детьми сделано их старшими товарищами.
Известно, сколь велика способность младших школьников к подражанию. Поэтому учитель постоянно обращает внимание детей на то, как написано на доске, как нужно красиво оформлять записи в тетрадях. Учитель тщательно инструктирует детей, как делать записи, отмечает и поощряет их стремление внести элементы самостоятельности в эту работу. Чем дальше, тем чаще учитель советует детям самим подумать над тем, как правильно и красиво сделать ту или иную запись. Немаловажную роль играет и внимание учителя к ведению ученического хозяйства. В контроле могут принять участие пионеры и октябрята, организуются конкурсы на лучшую тетрадь, на лучшую поделку детей на уроках труда, выставки лучших тетрадей и изделий и др.
Уроки выразительного чтения занимают значительное место в учебном процессе и при правильном их построении являются важным средством эстетического развития учащихся. На этих уроках надо добиваться, чтобы учащиеся научились воспринимать литературное произведение как произведение искусства, смогли правильно оценить основных действующих лиц, их характерные черты, поступки, дела, чтобы они почувствовали и поняли художественные достоинства произведения. Эти требования не стали еще правилами в работе каждого учителя, некоторые учителя до сих пор стремятся подчеркнуть лишь познавательную сторону литературных произведений, помещенных в учебниках.
Выразительное чтение окажет большое влияние на эстетическое воспитание детей в том случае, если учитель не только научит детей эстетически правильно воспринимать материал, но и вызовет у них желание выразить свое отношение к художественным достоинствам литературного произведения: методу, стилю, языку, средствам художественного изображения событий, героев. Ясно, что делать это нужно в доступной для младших школьников форме, не употребляя сложных литературоведческих терминов.
Чтобы усилить степень эмоционального восприятия детьми фактов, событий, образов, используется прием сопоставления их с собственным опытом школьников. Так, при анализе описания природы в литературных произведениях полезно сопоставить его с наблюдениями самих детей.
При чтении художественных произведений, в которых отражены отрицательные явления, важно научить детей правильно оценивать сами явления и их описание, а также создавать условия для формирования у детей отрицательного отношения к этим явлениям. В эстетическом воспитании используется также прием повторного восприятия учениками стихов, песен, рассказов, сказок. При повторном восприятии учителю удается сосредоточить внимание детей на наиболее важных сторонах художественного произведения, приоткрыть им те стороны, которые остались ими незамеченными при первичном восприятии. Повторное восприятие сопровождается пояснениями учителя. Чем меньше дети, тем важнее помощь и посредничество учителя. Восприятие, поддержанное умелой, увлекательной беседой учителя, бывает более глубоким, разносторонним, сконцентрированным на самом главном, существенном. В такой работе у детей формируется наблюдательность, являющаяся необходимым условием дальнейшего эстетического развития школьников.
В работе над литературными текстами учитель широко использует сравнение. Метод сравнения активизирует детей, заставляет работать их мысль, помогает держать их внимание в напряжении.
Учителю важно знать, какие признаки подлежат сравнению, например громкое и тихое звучание в музыке. Начиная сравнивать элементарные признаки, учитель постепенно ведет детей к умению сопоставлять систему выразительных средств, основную идею двух произведений.
Воздействие литературных произведений может быть усилено за счет сочетания чтения с различными видами художественной деятельности детей: пением, рисованием, раскрашиванием, лепкой, моделированием.
В книгах для чтения помещены некоторые народные песни, стихотворения, переложенные на музыку. Будет полезно, если учащиеся прослушают эти произведения в хорошем исполнении, а некоторые из них разучат сами на уроках пения.
По мотивам некоторых произведений написаны великолепные картины. Необходимо использовать их на уроках. Учитель может предложить учащимся сделать свои иллюстрации к отдельным рассказам и сказкам, пронести конкурс на лучший рисунок.
Богатые, практически неисчерпаемые возможности эстетического воспитания детей с первых шагов их обучения содержит природоведение.
Уже в I классе дети под руководством учителя знакомятся с явлениями природы путем проведения простейших наблюдений, экскурсий в природу, а также чтения статей в учебнике. Очень важно, чтобы с самого начала естественнонаучный подход к изучению природы не заслонил собой эстетического или не отодвинул его на задний план. Здесь уместно снопа обратиться к наследию В. А. Сухомлнпского, который имеете со своими питомцами создавал замечательные страницы «Кинги природы». Он учил их вслушиваться в песню жаворонка, стрекот кузнечика, находить прекрасное вокруг и, главное, отражать увиденное в сказках, рисунках, рассказах. Он будил в своих питомцах прекрасное чувство восхищения простой природой.
Во II и III классах изучение природоведения осуществляется путем наблюдений, практических работ учащихся, экскурсий, предметных и обобщающих уроков. Все эти виды занятий наряду с задачей вооружения учащихся первоначальными знаниями и умениями из области ботаники, зоологии, географии и других наук должны, несомненно, стать уроками постижения школьниками красоты и неповторимости родной природы. Это может произойти при соблюдении ряда условий. Первым и важнейшим из них является чуткость учителя к красоте природы. Только такой учитель в состоянии пробудить у учащихся высокие эстетические чувства по отношению к родной природе. Другими важными условиями следует считать такую постановку учебного процесса по природоведению, которая была бы ориентирована не только на формирование восприятий, представлений и понятий, но и на развитие чувств, пробуждение детской фантазии. Талантливые педагоги во все времена достигали больших успехов в воспитании, потому что учили питомцев смотреть на природу глазами поэта, художника, вовлекали их с первых шагов обучения в посильную творческую деятельность. Поэтому связь изучения природоведения с уроками родного языка, музыки, с разнообразной внеклассной работой - важное условие развития детей. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании нужно умело использовать. И все же решающая роль принадлежит учебным занятиям, непосредственно связанным с искусством.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Искусство воздействует на чувства человека через художественный образ, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию разнообразных чувств. Подчеркивая значение чувств в эстетическом воспитании, В. И. Ленин отмечал, что без эмоционального отношения к действительности нет настоящего понимания прекрасного, а есть лишь резонерство и модные суждения.
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью глубоко чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимися необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
Уроки пения и музыки. Школа призвана обучить учащихся грамотному пению, привить им любовь к песне, чтобы она доставляла детям радость.
С 1971/72 учебного года начальные классы начали работать по новой программе, которая состоит из трех разделов: пения, слушания музыки и музыкальной грамоты.
Основой уроков музыки является хоровое пение. Это стержень каждого урока музыки, на который опирается учитель в работе по двум другим разделам программы. Пение - самая активная форма развития музыкальных способностей: слуха, памяти, чувства ритма, художественного вкуса. Формирование вокальных хоровых навыков осуществляется на каждом уроке. Объектом внимания должно быть все, начиная от певческой установки и кончая выразительностью пения. Хоровое пение является самым доступным видом музыкального воспитания. Учащиеся I класса могут спеть простую песню так, что испытают радость и наслаждение.
Музыкальное воспитание успешно и планомерно осуществляется только на основе систематического обучения. Для того чтобы спеть песню, дети должны ее внимательно прослушать в исполнении учителя, точно запомнить и усвоить мелодию, понять и хорошо представить себе содержание и настроение песни, передать все это в своем исполнении. Правильно поставленное хоровое пение требует от школьников активного отношения к музыке, участия воли, памяти, внимания.
В содержание уроков музыки и пения включаются народные песни, отличающиеся простотой, лаконичностью, благородством и большой выразительностью. Эти песни могут стать прекрасным материалом для понимания музыкального языка своего народа и формирования правильного художественного вкуса школьников.
Знакомство детей с музыкой и песнями других народов также содержит большие воспитательные возможности. Понимание художественного гения, других народов - хорошая школа интернационального воспитания детей.
При правильной постановке пение может стать важным средством организации коллектива учащихся. Разучивание песен требует общей слаженности и согласованности, общего эмоционального подъема, настроения. Все это как раз и сплачивает ребят. Хорошее исполнение приносит детям большое удовлетворение. Совместное переживание этого удовлетворения является лучшим средством сплочения коллектива.
Уроки изобразительного искусства. Специфика уроков изобразительного искусства определяет и средства эстетического воспитания детей. Учитель сосредоточивает их внимание на оформлении тетрадей. Следует с самого начала осудить неряшливость в оформлении тетрадей и отдельных рисунков, что довольно распространено в первых классах. Происходит это потому, что дети-дошкольники главное внимание в рисовании дома обращали на содержание рисунка, а не на его исполнение. Они портили много бумаги. Тетрадь же выбросить нельзя, она документ, характеризующий работу школьника. Надо учить детей с первых шагов правильно располагать рисунок, ровно и аккуратно раскрашивать его, начатый рисунок обязательно заканчивать. Эти требования важно в доступной форме разъяснять учащимся и добиваться того, чтобы именно так они подходили к оценке своих рисунков и работ товарищей.
По мере роста и развития детей, совершенствования их умений и навыков требования к их рисункам возрастают. Учитель постепенно ведет ребят к тому, чтобы они выполняли рисунки красиво, правильно, по-своему, по-новому.
Уроки изобразительного искусства могут быть тесно связаны с общественной работой детей. Проведение конкурсов на лучший рисунок, организация выставок лучших работ, участие в оформлении сборов и праздников явятся важным дополнением к уроку, средствами повышения их эффективности. Возможности учебного процесса в эстетическом воспитании могут быть значительно усилены проведением разнообразной внеклассной работы.
В книге «Духовный мир школьника» В. А. Сухомлинским приведены интересные наблюдения о влиянии рисования на духовное развитие младших учащихся. В школе на протяжении четырех лет проводился такой опыт: в момент большого эмоционального подъема, вызванного вновь познанным или пережитым явлением, учителя предлагали своим питомцам передать свои переживания в рисунках. Учащиеся не только с воодушевлением рисовали предметы или сказочные образы, но и выражали свое отношение к тому, что они изображали.
Дальнейшие наблюдения показали, что у многих детей сформировалась потребность выражать увиденное, пережитое в рисунках. Наклонность к рисованию закрепилась не у всех детей, однако занятия рисованием оставили в их внутреннем мире глубокий след. Эти дети отличались более тонкими, устойчивыми чувствами, широтой интересов, точностью и гибкостью мыслительной деятельности.
Поэтому недооценка роли рисования в системе обучения младших школьников или неверная постановка преподавания этого предмета может пагубно сказаться на развитии учащихся.

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Игры, драматизации, инсценировки. С приходом ребенка в школу его игровая деятельность не прерывается, но принимает иной характер, приобретает определенную направленность. Игры, драматизации, инсценировки широко используются в эстетическом воспитании детей.
Особенно интересны постановки с большим числом участников, когда у каждого ученика примерно одинаковые по размеру и значению роли. Такую возможность дают инсценировки сказок и литературно-музыкальные композиции, в которых сочетается чтение стихов, драматизация, пение, музыка.
Пример такой инсценировки приводит В. А. Сухомлинский в своей книге «Духовный мир школьника»: при чтении сказок, в момент, когда речь идет о событиях, наиболее ярко передающих идею сказки, перед детьми выступают ее герои в соответствующих костюмах. Этот прием, рассказывает автор, так подействовал на детей, что они стремились оказать влияние на ход событий, о которых говорилось в сказке или рассказе. Дети создавали свои игры-сказки о жизни Зои Космодемьянской, Эрнста Тельмана и других героев.
С целью достижения общей слаженности в детской постановке необходима серьезная предварительная работа педагога. Ему надо добиться организованности, собранности, увлеченности всех учащихся. Не следует загружать детей частыми, продолжительными репетициями. Важно, чтобы все участники инсценировки осознали содержание произведения, характеристики действующих лиц, линию действия в том или ином эпизоде.
Прежде чем начать работу над инсценировкой, учитель продумывает значимость каждого педагогического приема. Детей надо тщательно готовить к каждому выступлению. С этой точки зрения вредным является взгляд некоторых учителей, полагающих, что любое детское выступление будет иметь успех. Драматизации и инсценировки оказывают большое влияние на умственное развитие детей: они развивают их речь, дети начинают лучше читать, интереснее рассказывать на уроках.
Танцы. Одним из видов внеклассной работы являются занятия танцами. Младшие школьники с большим удовольствием танцуют. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении, смене впечатлений и деятельности. Это стремление надо использовать для развития художественного восприятия детей, ознакомления их с красивыми танцевальными движениями, приучать их слушать музыку.
Танцы содействуют физическому развитию детей, приучают их правильно и красиво ходить. В процессе обучения танцам к детям предъявляются определенные требования в отношении их общей организованности, дисциплинированности, вежливой и дружеской формы обращения друг с другом, умения внимательно выслушивать указания педагога. Все это способствует воспитанию дисциплинированности и эстетики поведения.
В содержание хореографических занятий с младшими школьниками входит изучение народных, массовых и бальных танцев, самых простых танцевальных ритмических упражнений, игр. Начинать обучение лучше с народных танцев.
Вместе с тем руководитель кружка заботится и о том, чтобы занятия были для детей источником радости. Это обеспечивается музыкальным сопровождением, характером костюмов, всей обстановкой, в которой проводятся занятия.
Приходится иметь в виду и то, что дети, записавшиеся в танцевальный кружок, стремятся получить как можно больше удовольствия, они приходят повеселиться. Нужно разъяснить учащимся, что танец - настоящее произведение искусства и для его создания нужны труд и организованность.

РОЛЬ ПРИРОДЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Природа нашей страны исключительно разнообразна. В каждом районе можно найти много красивых мест. Дети проявляют к природе живой интерес. Это естественное тяготение надо умело использовать для развития воображения, для воспитания патриотизма, стремления приумножить красоту и богатство природы.
Благородные чувства и стремления можно вызвать у детей при проведении прогулок и экскурсий в природу, в процессе работы на пришкольном участке, в туристских походах.
Большие воспитательные возможности заложены в организации активной деятельности детей по охране природы, по умножению ее богатств. А. М. Горький считал, что земля должна быть достойна человека. А для этого ему надо устраивать землю также любовно, как он создает свой дом. Эта мысль может быть ведущей в организации деятельности детей по охране природы и умножению ее богатств.
Хорошие традиции существуют на протяжении ряда лет в Павлышской школе им. В. А. Сухомлинского Кировоградской области УССР. С первого дня пребывания в школе дети выполняют какое-нибудь общественно значимое дело: закладывают маленькую дубраву, выращивают кормовые травы, а семена передают колхозу, участвуют в выращивании полезащитных лесополос. Учителя стремятся вызвать у учащихся благородные мысли и чувства. Работа строится так, чтобы учащиеся поняли, что они способны на большие дела, что их силы позволяют преодолеть еще большие трудности и препятствия. Организуя труд детей, воспитатели показывают им, что сделали их старшие товарищи (выращенные деревья, убранные поля). Такая постановка работы побуждает ученика к волевым усилиям, вселяет в него бодрость и уверенность, стимулирует его нравственный рост.
В заключение хочется подчеркнуть, что успехи школы в эстетическом воспитании детей во многом зависят от учителя. Педагоги и работники искусства единодушно утверждают, что учителю современной школы необходимо широкое разностороннее художественное образование. Иначе он не сможет осуществлять колноценного эстетического воспитания детей.
Не менее важное значение имеет знание и глубокое понимание учителем основ эстетического воспитания, специфики воздействия искусства на внутренний мир ребенка. Надо, чтобы учитель хорошо понял, что он не может быть равнодушным к прекрасному. Его собственное отношение к искусству определяет и отношение к нему учащихся.

Вопросы и задания

1. Дайте определение сущности эстетического воспитания детей.
2. Прочитайте по хрестоматии отрывки из произведений Н. К. Крупской, А. В. Луначарского и В. А. Сухомлинского об эстетическом воспитании и попытайтесь наметить основные требования к эстетическому воспитанию в школе.
3. Дайте определение понятия система эстетического воспитания. Охарактеризуйте особенности советской системы эстетического воспитания и ее принципы.
4. Расскажите о значении учебного процесса в эстетическом воспитании и требованиях к его организации.
5. Какое значение имеет обучение пению и музыке в начальных классах?
6. Какое значение в эстетическом воспитании детей имеют уроки изобразительного искусства? Перечислите основные требования к этим урокам.
7. Какие средства и формы внеклассной и пионерской работы используются в эстетическом воспитании школьников?
8. Расскажите о месте игр-драматизаций в эстетическом воспитании младших школьников. Подберите несколько игр-драматизаций для класса и одну из них проведите с детьми.
9. Как необходимо использовать природу в эстетическом воспитании детей? Разработайте план экскурсии или прогулки в природу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Большую роль во всестороннем развитии личности ребёнка играет эстетическое воспитание - развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, восприимчивости к красоте, умения наслаждаться произведениями искусства, а также способности к творчеству. Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к самосовершенству, совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию. Именно эстетическое воспитание способно сформировать личность, открыть ребенку огромный интересный мир, сформировать эстетический вкус и развить уникальные способности. Рассмотрим структуру и функции эстетического воспитания:

Функции эстетического воспитания

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.

Структурные компоненты эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.

Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается, откладывается и фиксируется в сознании. В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Задача семьи - воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. Особенно важно возбудить интерес ребёнка к упражнениям в рисовании и лепке, в пении и музыке, вызвать в нём желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства. Немаловажную роль в эстетическом развитии личности играют врождённые задатки, которые позволяют, например, судить о высокой восприимчивости одних детей к музыке, других - к изобразительному искусству, и активное желание овладеть каким-либо из этих искусств. Некоторые дети уже в дошкольном возрасте обнаруживают творческие способности к искусству. У большинства детей эти способности развиваются позже, в младшем школьном и особенно подростковом возрастах.

Нет ничего вреднее для развития творческих способностей ребёнка, когда не в меру тщеславные родители или родственники начинают преждевременно расхваливать его таланты. В таких случаях у детей развивается огромное самомнение, эгоизм, они перестают учиться и в итоге их талант постепенно глохнет. Напротив, при соблюдении известной скромности и в то же время настойчивости дети, даже ничем не выделявшиеся в дошкольном возрасте среди своих ровесников, с годами достигают больших успехов в творчестве.

В семье эстетическое воспитание, главным образом, осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой рекомендуют как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры - включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играет или засыпает. В результате общения с музыкой, ребёнку передаются её настроения и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом и есть сила психологического воздействия музыки, благодаря ей развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребёнка любого возраста. Крайне важно умение малыша слушать, вслушиваться в звучание песни или танцевальной мелодии, различать её направление и характер, узнавать знакомую музыку по особому ритмическому звучанию.

Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием спокойной музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.

Способности, и призвание ребенка можно раскрыть случайно, неожиданно, наблюдая за ним в игре, забавах. Одним из признаков способностей является, как привило, повышенная эмоциональность, вызванная теми или иными впечатлениями.

Современные средства культуры открывают широкие возможности для обогащения ребёнка эстетическими впечатлениями. Но именно поэтому в условиях семьи необходима разумная организация эстетического воспитания ребёнка. Когда радио непрерывно звучит в доме, когда ребёнок часами сидит у телевизора или компьютера - это не только не способствует его эстетическому развитию, а, наоборот, приучает к поверхностному восприятию художественных впечатлений. Зачастую пропадает собственное мнение, ребёнок полагается не на свои чувства и эмоции, а на мнение большинства. Важно, чтобы родители вдумчиво выбирали то, что следует посмотреть и послушать ребёнку, помогали ему осмыслить полученные впечатления. Разговор после прослушивания и просмотра является основополагающим способом закрепления полученной информации, её структурирование и анализ.

Наиболее сильно воздействует на детей художественная литература. Она захватывает их яркостью художественных образов и логикой развития сюжета. Безгранична любовь дошкольников к сказкам и их героям, они с жадностью слушают уже знакомые произведения и с возрастающим интересом - новые. Когда же дети начинают читать самостоятельно, важно поддерживать их интерес к чтению и руководить им, прививая вкус к лучшим произведениям русской и мировой классической литературы. Большое значение для развития детей имеет воспитание у них умения выразительно читать. Надо предоставить детям возможность слушать художественное чтение в исполнении артистов по радио, телевидению, на компакт-дисках. Часто дети остаются равнодушными даже к самым лучшим произведениям художественной литературы, так как не умеют читать их выразительно. Но те же дети приходят в восторг от этих книг, когда услышат их в хорошем исполнении. Искусство выразительного чтения доступно любому взрослому человеку, если он приложит к этому желание и некоторый труд.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Так что же такое эстетическое развитие личности? В первом приближении эстетическое развитие - это результат эстетического воспитания. В научной литературе эстетическое развитие (ЭР) характеризуется как: развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. ЭР имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания, и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях специально организованного воспитания и обучения. ЭР начинается уже в раннем детстве. Маленький ребенок при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений переживает чувство радости. В младшем школьном возрасте основную роль, определяющую эмоциональное воздействие произведений искусства, играют изображенные в них события. При этом для положительного отношения ребенка к произведению важно, чтобы сами эти события вызывали у него интерес и одобрение. В младшем школьном возрасте, как и в дошкольном, эмоциональные реакции по отношению к произведениям искусства характеризуются в основном переживанием непосредственного удовольствия или неудовольствия. Большое место в ЭР младшего школьника занимает его собственная деятельность: рисование, пение, драматизация и др.

В подростковом и старшем школьном возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами; особое значение имеет их идейное содержание. Все большее значение для оценки произведения приобретают его художественные особенности, прежде всего выразительность средств изображения, раскрывающих внутренний мир изображенных людей.

Возрастные особенности восприятия искусства тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического воспитания, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознания искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Как всякий организационный процесс, семейное воспитание предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением этой цели является осуществление таких задач, как физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

Межмуниципальный семинар

«Воспитание эстетической культуры и развитие детского художественного творчества с учетом современных требований к образованию детей дошкольного возраста»

«ВЕЛИКИЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

– воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающеговида №16 г. Апатиты

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни России, одним из приоритетных направлений совершенствования общества, является духовное возрождение народных традиций. Культуру России невозможно представить без народного искусства. В любое время наш народ стремиться к красоте и творчеству, поэтому приобщение дошкольников к народным традициям, обрядам, обычаям – является важнейшей целью моей педагогической деятельности.

Используя в работе с детьми образовательную область« Художественное творчество», считаю реализовать главные задачи:

1. Знакомство детей с широтой и многообразием поля художественно – изобразительной деятельности, с использованием русских народных традиций.

2. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов.

Для детей старшего дошкольного возраста разработала перспективное планирование, включив в каждый месяц года работу с народным календарём, фольклорные занятия или развлечения и самостоятельную художественную деятельность детей

Вначале и в конце года провожу планируемую диагностику

по разделам: народные праздники, обычаи, русский фольклор, народные игры, декоративно-прикладное искусство.

В процессе всех видов детской деятельности: продуктивной, познавательной, игровой, веду работу по накоплению знаний у детей об особенностях быта и жизни русского народа. Мною проведены занятия, посвящённые истории русской кухни. Дети узнали о том, откуда появилась каша, каким почётом и уважением пользуется хлеб, как замешивается тесто на пироги, какая похлёбка считается в народе самой вкусной, узнали о русском самоваре и приготовлении целебного чая. На таких занятиях, детьми сделаны самостоятельные выводы о том, что еда в жизни наших предков занимала далеко не последние место. В связи с этим, познакомила и объяснила детям значение и смысл следующих пословиц и поговорок:

«Будет хлеб – будет и обед»

«Хороша кашка, да мала чашка»

«Если щи хороши, другой пищи не ищи»

Многие из них и сейчас использую в режимных моментах.

Сильнейшим источником познания народной жизни являются народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями, играми. В них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории которые можно при желании увидеть.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника – Рождественские Святки. Подготовку к ним, как и было в народе, начинаем заранее – ещё в декабре. На занятиях знакомила с русской духовной поэзией, разучивала рождественские колядки, готовила с детьми рождественские подарки, проводила предварительную беседу о том, что святки - это радостное время, когда можно проявить щедрость и любовь,

помочь слабым и самое главное вручить друзьям, родителям и сотрудникам д/с подарки-самоделки.

Широко отмечаем и такие традиционные народные праздники как, «Масленица», «Пасха», «Осенины».

Продолжая знакомить детей с народным календарём, совершенствую знания у детей о малоизвестных народных праздниках. Так, например, дети узнали, что 1 октября , по народному календарю – «Аринин день», и что это день отлёта последних перелётных птиц. На прогулках с детьми я обращала внимание на небо. В этом году, нам посчастливилось наблюдать отлёт аистов, выкрикивая им в след: «Колесом дорога!». Дети знают, что данный выклик помогает птицам благополучно долететь до новых мест.

Знакомя детей с земледельческими народными праздниками такими как, например 29 апреля «Арина – рассадница» - высаживали с детьми рассаду (укропа, моркови, петрушки). 13 сентября «Куприян день» - копали картофель на участке д/сада.

Ряд проведённых мною занятий о земледелии, помог узнать детям о том, каким орудием труда пользовался народ, почему природа заставляла земледельца быть более наблюдательным. Дети узнали и научились объяснять значение народных примет, например: «Много снега – много хлеба», «Как в мае дождь, так и будет рожь».

Некоторые пословицы и поговорки проверялись детьми в ходе наблюдений и опытнической работы. Так, например, объясняя значение поговорки «По семенам всходы», провела два опыта. Первый – позволил детям убедиться в том, что из разных семян, вырастают разные растения по форме и величине. А второй опыт показал, что всходы зависят и от качества семян.

Чтобы понять детям прямой смысл пословицы: «Снег холодный, но от холода греет», провела познавательную беседу о том, почему деревья и кустарники специально иногда засыпают

снегом и для чего некоторые животные и птицы зарываются в снег. Одновременно мною был проведён опыт, поместив одну бутылку с теплой водой на поверхность сугроба, вторую - дети зарыли в его глубину. Сделанные самостоятельно выводы и результаты заносили в дневник наблюдений.

На познавательном занятии «Весенние радости», дети узнали много нового о русской берёзе. О том, что именно она передает свой рост весенним посевам в садах, огородах, её украшают цветными лентами на седьмую неделю после праздника «Пасхи» и нашёптывают ей свои желания молодые девушки и парни. Детям рассказала о второй жизни дерева. Рассматривая деревянные игрушки и посуду, они самостоятельно делали выводы о качестве и свойствах дерева, учились расписывать деревянные ложки и доски элементами хохломской и городецкой росписи.

Русская культурная традиция вобрала в себя нравственно-этические и эстетические ценности христианства. Воспитательную роль этих ценностей реализую путём ознакомления детей с шедеврами храмовой архитектуры, через рассматривание слайдов и иллюстраций.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мерил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе бог, а в правде», до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это и великие полководцы – , . Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Используя фонд детской библиотеки, провела цикл занятий на тему: «Богатыри русской живописи», по картинам известного художника В. Васнецова, а также беседу на тему: «Во славу русского оружия». Знакомя детей с народными былинами, провела

занятие для педагогов на тему: «Богатыри – защитники земли русской».

Развитие речи – есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык , поэтому во всех видах деятельности с детьми уделяю большое внимание русскому языку. Моя задача – раскрыть духовно – нравственный и художественный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Большое значение придаю увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождение и историческую значимость. Это помогает моим детям сочинять и придумывать свои художественные произведения с использованием народного фольклора.

Для соприкосновения детей с народным искусством провела цикл занятий на тему: «Золотая роспись России». На этих занятиях дети учились создавать декоративные композиции, используя элементы хохломской, гжельской росписей на бумажных сарафанах, кокошниках, посуде из папье – маше, деревянных ложках. Знакомя детей с тем или иным промыслом, старалась доступно рассказать о том, где он зародился, в чём суть приёмов, используемых мастерами. Так, например, подробно познакомив детей с особенностями изготовления дымковской игрушки, предложила детям применить свои знания, используя глину и солёное тесто, создав макет «Скотный двор в селе Дымково». К дню 8 марта детьми были подарены мамам и бабушкам серьги и браслеты сделанные из натуральной шерсти, одним из приёмов мокрого валяния. К выпускному дню, дети приготовили подарки своим родителям в виде расписных ложек под хохлому. В группе часто устраиваю выставки детских работ – обрядовых кукол, картин, посуды, одежды и различных предметов быта, изготовленных из папье-маше, тканей, ниток, соломки, глины, пластмассы, натуральной шерсти и других материалов. В прошлом году, совместно с детьми открыли мини – музей «Волшебная шерсть. Выставка детских картин и поделок из сухого и мокрого валяния шерсти раскрыла богатый художественный потенциал детей, их творческие способности. Макет, сделанный совместно с детьми подготовительной группы из папье-маше и пластмассы на тему: «Храмовый комплекс», занял лидирующее первое место на семинаре « Народная педагогика» в МБДОУ № 67 в прошлом году и был выставлен для прихожан, в музее церкви «Новомученников и исповедников». Первое место на данном семинаре получила и за разработанный проект «Славьтесь традиции русские, славься и русский народ»

Чтобы народное декоративно-прикладное искусство прочно вошло в быт детей, они должны чаще видеть эту красоту.

Возможности нашего города, отдалённого от крупных центров с множеством музеев и выставочных залов, очень малы, поэтому я стараюсь, чтобы мои воспитанники посещали с родителями выставки детских рисунков или народного прикладного искусства, организованные местным музеем, художественной школой, библиотекой. Так, при посещении арт-салона «Салма», дети познакомились с интересными ремёслами народных мастеров северных районов нашей страны: они впервые увидели драночную птицу – изделие из дерева Архангельских мастеров; узнали, что называют её так потому, что хвост и крылья у неё расщепляются на драночки – тоненькие пластинки. Народная молва приписывает ей чудодейственную силу, и называют её святым духом, хранительницей детей, семейного счастья. С помощью родителей мы смогли приобрести «Птицу Счастья». Подвесив её к потолку, она как будто ожила: закружилась, крылья её задвигались, теперь она хранительница моих воспитанников в группе.

Знакомя детей с русской песней, неоднократно приглашала руководителя городского фольклорного ансамбля «Долинушка» - Карташову Татьяну Александровну.

Всю свою работу веду в тесном контакте с родителями. Они готовят атрибуты к праздникам, разучивают и читают детям произведения устного народного творчества, участвуют в проведениях экскурсий в музей и местную художественную школу, приглашают мастеров художественного творчества. Приобрели на свои средства предметы народного искусства (хохломскую посуду, картину-оберег «Домовой», иллюстрации к различным видам росписей, дидактические игры, деревянные ложки и доски для росписей). Совместно с детьми занимаюсь изготовлением тряпичных кукол, и кукол-самоделок из других материалов. Провела мастер – класс для родителей наших воспитанников по изготовлению обрядовой куклы – козы. Участники мастер – класса ознакомились с технологией изготовления обрядовой куклы на основе традиций наших далёких предков – соломоплетение на деревянной крестовине. В наше время традиционная народная кукла возрождается и возвращается в жизнь, людьми, увлечёнными и радеющими за сохранение народных традиций. В нашей группе существует мини-музей таких кукол.

Мой опыт работы показывает, что под влиянием великих народных традиций, создаются все условия для новых творческих открытий ребёнка. Но не следует забывать, со слов русского психолога, « Основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в том, что создают, творят, и упражняются дети в творческом воображении и его воплощении».


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди