28.08.2019

Рождественская елка. Традиции Рождества. Рождественская ель


Во многих домах сейчас стоит украшенная под Новый Год красавица-ёлка. Мне всегда было интересно, откуда пошёл этот красивый обычай и почему именно ёлке выпала такая честь. Давайте же углубимся в историю и ответим на все вопросы. Поскольку традиция наряжать ёлку изначально была связана с Рождеством, а не с Новым Годом, поэтому и пост про праздничное дерево я пишу только сейчас.

В дополнение к посту я покажу вам парочку ёлочных украшений 1960-х годов прошлого века. Они до сих пор используются по прямому назначению жителями одной из деревень Подмосковья, куда я специально отправился полюбоваться атрибутикой, встретившей не один десяток новых годов.

В мировой праздничной традиции часто фигурирует дерево - как один из древнейших символов жизни. Зелёные пальмовые ветви считались символом победы жизни над смертью в Древнем Египте. Дубовые ветки с золотыми яблоками использовались у друидов во время празднества зимнего солнцестояния. Вечнозеленое дерево своим жизнеутверждающим видом наиболее отвечает идеологии победы жизни над смертью.

Вообще традиция украшать елку очень древняя, ей свыше 2000 лет. Раньше люди считали, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. Люди старались задобрить этих духов, развешивая на деревьях угощения и подарки. Вечнозеленая ель занимала среди всех деревьев особое место: она была священным центром, "мировым древом", символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Раньше вместо игрушек вешали на деревья плоды разных деревьев, например:
яблоки - символ плодородия,
орехи - непостижимость божественного промысла,
яйца - символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

У Рождественской елки в Европе есть прямой предшественник. Это было деревянное сооружение в форме пирамиды, обвешанное растительностью и украшениями. Подарки или сладости ставили на полки пирамиды. До появления рождественской елки такая пирамида считалась в Германии и северной Европе главным рождественским украшением.
Сейчас традиция Рождественских пирамид вовсе не умерла. Часто пирамиды в европейских городах можно встретить наряду с ёлками

Первое письменное упоминание о Рождественской елке относится к XVI столетию. Так, в немецком источнике, датированном 1561 годом, говорится, что на Рождество в доме может стоять не более одной елки. В XVII веке Рождественская елка уже была распространенным атрибутом Рождества в Германии и скандинавских странах. В Америку Рождественскую елку завезли немецкие поселенцы.

Чем украшали рождественскую елку& В 16-м веке в Германии елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из цветной бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами, сахаром. Вообще, традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанным яблоками. Успех Рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на рождественской елке.

Он же стал героем наиболее популярной легенды об украшении рождественского дерева: однажды в сочельник он шел домой через лес. Вечер был ясный и звездный. Когда он пришел домой, то поставил елку для своей семьи и прикрепил много свечей к ее густым веткам. Огоньки на ней были похожи на звезды на небе.

Идея же использовать электрические гирлянды вместо восковых свечей принадлежит английскому телефонисту Ральфу Моррису. К тому времени нити электрических лампочек уже использовались в телефонных распределительных щитах, Моррису лишь пришло в голову развесить их на елке. А первые уличные Рождественские елки с электрическими гирляндами появились в Финляндии в 1906 году.

Существует легенда о том, почему мы украшаем елки блестящей мишурой.
Давным-давно жила-была добрая бедная женщина, у которой было много детей. Вечером перед Рождеством она нарядила елку, но у нее было очень мало украшений. Ночью на елке побывали пауки, и переползая с ветки на ветку, оставили на ее ветвях паутину. В награду за доброту женщины младенец Христос благословил дерево, и паутина превратилась в сверкающее серебро.

Так как первые Рождественские елки были украшены живыми цветами и фруктами, а позже были добавлены сладости, орехи и рождественские свечи, то такой груз был безусловно слишком тяжел для дерева. Поэтому немецкие стеклодувы начали производить полые стеклянные елочные игрушки, чтобы заменить фрукты и другие тяжелые украшения.

Сейчас новогодних и рождественских игрушек в магазинах предлагается огромное количество на любой вкус.
Мне же хочется показать вам несколько украшений 60-х - 70-х годов прошлого века, с какими встречали Новый Год и Рождество наши родители, найденных в одном из посёлков Истринского района Московской области.

Седой бумажный Дед Мороз

У меня никогда не было шаров "с вырезами", но они остаются одним из воспоминаний детства. Такие игрушки украшали ёлку в моём в детском саду

Если шишки-сосульки еще можно встретить в продаже, то бусы я не видел нигде

Весёлого Рождества!

Батюшка, благословите! Скажите, пожалуйста, как давно и откуда появилась традиция Рождественской ёлки в Православии, с чем она связана?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ "о праздновании нового года". Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба , опубликованного в сентябрьском номере "Отечественных записок" за 1848 год: «На днях я видел свадьбу... но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, - лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, - тычинки. У нашей елки... как отогреется, расправит лапы, - чаща. На Театральной площади, бывало, - лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне ).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!" Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей "безусловно выполнить план хлебозаготовок". Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 - 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 - 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней - Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Первое письменное упоминание о ели как новогоднем дереве встречается в хронике французской провинции Эльзас за 1600 год. Однако ее родиной принято считать Германию. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку в канун Рождества положил немецкий реформатор Мартин Лютер.

Именно он, возвращаясь домой перед встречей Рождества в 1513 году, был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Почему в качестве новогоднего дерева выбрана именно ель? Напомним, что наши предки относились к деревьям, как к живым существам. На Руси таким особо почитаемым, культовым деревом была береза. Зеленая пахучая лесная красавица ель издревле считалась деревом мира у древних германцев. Они верили, что в ее ветвях обитает добрый «дух лесов» — защитник справедливости и всего живого. Не случайно перед боевыми сражениями воины собирались на совет именно у ели, надеясь получить ее защиту. А еще потому, что это дерево олицетворяло собой бессмертие, верность, бесстрашие, достоинство, тайну неувядания, вечную молодость. Со временем возник обычай задабривать добрых духов, которые зимуют в вечнозеленых ветвях ели, украшая ее пушистые ветки подарками. Этот обычай родился в Германии, а позднее обряд почитания ели заимствовали голландцы и англичане.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесным орехом.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

XVIII век выбрал ель королевой новогоднего праздника сначала в Германии, а позже во многих странах Европы. В России ель сделала первый шаг по закреплению за собой статуса ритуального новогоднего дерева по европейскому образцу после выхода указа Петра I «О праздновании Нового года». В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...»

В указе, однако, речь шла еще не конкретно о елке, а вообще о хвойных деревьях. Кроме того, в нем конкретно предписывалось «учинять украшения» уличного пейзажа, а не внутреннего убранства домов. Царев указ, безусловно, подтолкнул становление на Руси европейского обычая ставить елку, но после смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

Европейскую традицию ставить елки в канун Рождества первыми поддержали петербургские немцы, составлявшие не менее трети населения северной столицы. Этот обычай со временем переняла петербургская знать. Постепенно популярность рождественского дерева охватила и другие слои общества. Массовая мода на рождественскую ель вспыхнула в 40-е годы XIX века. Этот факт отмечала в 1841 году газета «Северная пчела»: «У нас входит в обыкновение праздновать канун Рождества Христова... украшением заветной елки сластями и игрушками».

Нарастающей популярности новогодней елки способствовала коммерция, организованная вокруг нее предприимчивыми петербургскими кондитерами, которые не только устраивали продажу елок за большие деньги, но и придумали сопутствующий кондитерский антураж — укрепленные на них сладости и свечи.

У Гостиного двора, а позднее на рынках организовывались елочные базары, «лесной товар» на которые поставлялся узревшими свою выгоду русскими мужиками.

О подобной рождественской распродаже красочно рассказал в своей известной книге «Лето Господне» И. Шмелев: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь... На Театральной площади, бывало, — лес. Стоят, в снегу. А снег повалит — потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках — будто волки, право. Костры горят, погреться... До ночи прогуляешь в елках. А мороз крепчает. Небо — в дыму — лиловое, в огне. На елках иней...»

Впервые наряженная зеленая красавица публично засветилась праздничными огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерингофского (ныне Московского) вокзала. А к концу XIX века новогодняя елка прочно обосновалась сначала в губернских городах, а позднее и в помещичьих усадьбах.

Вскоре общественность из числа охранителей природы подняла голос в защиту елей в условиях ее разрастающейся вырубки. Уже с начала XX века появляется мода на искусственные ели, которые тогда были капризом и признаком особого шика людей состоятельных. Такой факт отразил в своем многотомном труде «Быт русского народа» А.В. Терещенко, упомянув о петербургском богаче, заказавшем искусственную елку высотой в 3,5 аршина (примерно 2,5 метра). Ее верхняя часть была обвита лентами и дорогой материей, украшена дорогими игрушками и женскими украшениями, а нижняя — разнообразными плодами и конфетами.

Постепенно елка становится центром всего новогоднего праздника. Ее заранее украшают, на нее вешают подарки, вокруг нее водят хороводы.

После Октябрьской революции 1917 года новогодняя елка как буржуазный и религиозный пережиток прошлого оказывается в опале и исчезает из общественной жизни наших соотечественников на долгие восемнадцать лет. Ее счастливое возвращение можно датировать 1935 годом, когда в газете «Правда» была опубликована заметка «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». С изгнанием и забвением лесной зеленой красавицы было покончено, традиция устанавливать елку как ритуальное новогоднее дерево вновь стала и в советской истории набирать силу.

В наши дни наряженную елку стремятся доставить и установить даже в тех краях, куда ее надо привозить специально, например, на кораблях, бороздящих океан за экватором.

Новогодний калейдоскоп

Исследования французских социологов выявили, что в шестилетнем возрасте в Деда Мороза верят все дети, к восьми годам — только четвертая часть, а среди десятилетних таковых практически нет. Отсюда следует очень важный вывод: осчастливьте в Новый год малышей, ведь вера в чудо так недолговечна.

В Англии обычай использовать в качестве новогоднего дерева ель для украшения улиц утвердился в середине XIX века, после того как королева Виктория и принц Альберт устроили первую новогоднюю елку в Виндзорском замке в 1840 году. В наши дни главная елка страны устанавливается в самом сердце Лондона— на Трафальгарской площади. Каждый год ее доставляют из столицы Норвегии Осло в знак признательности британцам за помощь во время Второй мировой войны.

Во Франции елка впервые появилась при дворе короля Луи-Филиппа, который установил ее по просьбе жены сына, бывшей по происхождению немкой.

В 1877 году Йоханнес Эккорд из Германии изобрел музыкальную приставку для елки. Механизм заводился ключом, после чего елка начинала медленно вращаться в ритме вальса.

В США до сих пор рассказывают предание о том, что первый американский президент Джордж Вашингтон встречал Новый год во время войны за независимость с елкой, привезенной из Германии солдатами-добровольцами. Четырнадцатый президент США Франклин Пирс принес традицию установления рождественской елки в Белый дом. А в 1923 году президент Калвин Кулидж положил начало церемонии торжественного зажигания елки, которая происходит теперь ежегодно на лужайке перед Белым домом.

Гордые и независимые испанцы до сих пор называют новогоднюю ель «немецким деревом».

По данным Книги рекордов Гиннесса, самое высокое новогоднее дерево было установлено в декабре 1950 года в Нордгейтском торговом центре Сиэтла (штат Вашингтон). Его высота составила 67,36 метра. Роль елки выполнила пихта.

А самую большую в мире живую елку нарядили жители итальянского города Губбио. Почти 15 километров электрических гирлянд украсили 65-метровую ель, растущую на склоне горы Инджино.

Ель — род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. В благоприятных условиях она может достигать 45-метровой высоты и 100 сантиметров в диаметре ствола. Существует около 45 видов ели. Среди них есть финская и сибирская, черная и красная, японская и индийская, корейская и тянь-шаньская, канадская и сербская.

Ели различаются по характеру роста, виду ветвей, цвету хвойного покрова. Ели бывают плакучие, гирляндные, змеевидные, золотистые и серебряные, пирамидальные и кипарисовые. Ель Глена, растущая на юге Сахалина, южных Курильских островах и в Японии, охраняется государством.

Растет ель главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Она является одной из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, для производства лучших сортов бумаги, музыкальных инструментов. Из ели добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь; делают искусственный шелк, кожу, спирты, пластмассы и пр. Один кубический метр еловой древесины — это примерно 600 костюмов и 4000 пар вискозных носков.

Елка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года. Но как она им стала?

В Новом Завете упоминаний про дерево, наряжаемое на празднование Рождества Христова, нет. Есть упоминание о том, при Входе Господне в Иерусалим люди встречали его с пальмовыми ветвями. Пальма в христианстве была символом победы над смертью. На Гавайях пальма и сейчас используется как рождественское дерево. А в США (штат Флорида) выращивается Рождественская пальма. Свое название она получила из-за того, что её плоды ярко-красного цвета созревают как раз к декабрю.

Первое упоминание рождественской ели встречается в древней германской легенде о Святом Бонифации. Чтобы доказать превосходство христианства, он захотел продемонстрировать бессилие языческих богов и срубил священное Древо Одина (Тора), молвив при этом: «пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества ». Из пня проросла пихта, как символ христианства…

В Ливонии (территория современной Эстонии) в XV веке Братство Черноголовых устанавливало на главной площади Ривеля (современный Таллинн) большую елку, и жители устраивали вокруг нее гуляния с танцами.

Бременские хроники XVI века описывают украшение елок «бумажными цветами, крендельками, финиками, орехами и яблоками» на Рождество.

В Германии был древний обычай украшать в лесу елку с помощью лоскутов и восковых свечей, возле такого дерева проводились различные обряды. Ель отождествлялась с мировым деревом, и традиция новогоднего украшения елей была распространенным явлением. Позже деревья стали устанавливать в доме.

По мере крещения населения Германии многие обряды и обычаи стали наполнять христианским содержанием. Это коснулось и обычая наряжать елки, приурочив его к Рождеству. Ёлочка официально стала рождественским деревом, ее также называли «деревом Клауса».

Документальных свидетельств тех времен осталось очень мало. Споры о «первой ёлке в Европе» даже привели к дипломатическому конфликту между Таллином и Ригой.

Однако первая «официальная» рождественская елка приписывается Мартину Лютеру, установившему елку в своем доме на Рождество. Лютер видел в ней символ Древа Жизни в Эдеме.

Новогодняя елка в России.

В России первые упоминания о новогодних елках относятся к временам Петра I. В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».

Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи - на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.

После смерти Петра обычай был забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. Елки украшали крыши или ворота круглый год, лишь в декабре старые елки заменяли новыми. Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».

В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.

Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. - в Аничковом дворце.

На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.

До 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не был распространен, дворцовые ёлки были исключением. Например, ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов в своих произведениях при описании рождественских празднеств ёлки не упоминают. В середине 1840-х годов произошел взрыв - «немецкое нововведение» стало быстро распространяться по Петербургу. Всю столицу охватил «елочный ажиотаж». Обычай стал популярным вместе с модой на произведения немецких писателей и прежде всего на Гофмана, чьи «елочные» произведения «Щелкунчик» и «Повелитель блох» были в то время очень популярны в России.

С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.

Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.

Ника Кравчук

А вы знаете, что символизирует рождественская елка?

В советское время рождественская елка почти незаметно стала называться новогодней. Ее украсили пятиконечной красной звездой и почти полностью лишили глубинного религиозного смысла. Но разве украшенная ель, запах хвои, огоньки гирлянд и разнообразные шары на колючих ветках — это такое себе дополнение к торжеству и ничего более? Оказывается, все не так просто. Рождественское дерево имеет христианский подтекст и символизирует… Впрочем, об этом и о многих интересных фактах читайте далее.

Рождественская елка — дерево с религиозным подтекстом

Считается, что традиция украшать ель к Рождеству возникла еще в средневековой Германии. Когда впервые произошло это событие — знает один Бог. Часто говорят, что первым в истории было деревце, которое Мартин Лютер установил в своем доме. Опять же — точная дата неизвестна.

Что же символизировало собой украшенное хвойное дерево? С одной стороны, рождественская елка напоминала о райском Древе жизни , Эдемском саде и грехопадении Адама и Евы. Как раз накануне Рождества, 24 декабря, западные христиане отмечали день памяти прародителей Адама и Евы.

Но рождественская ель — это не дерево грустных воспоминаний. Потому что, с другой стороны, оно — символ родившегося Христа . Бог стал Человеком, чтобы прийти в мир и искупить всех людей, примирить их с Творцом. Иными словами — восстановить ту связь, которую в свое время разорвали Адам и Ева.

Что символизируют елочные украшения?

После того, как вы узнали о глубокой христианской символике рождественского дерева, вы понимаете, почему его именно так наряжают.

Рождественская елка обязательно украшается фонариками, гирляндами и восьмиконечной звездой на макушке. Почему обязательно звезда? А вспомните историю о волхвах, пришедших с Востока для поклонения Христу. Путь им указывала рождественская звезда.

По одной германской легенде, Лютер, отправляясь в лес, также увидел, как ангел украсил верхушку ели звездой.

Почему на рождественское дерево цепляли различные плоды, тоже понятно: ведь оно напоминало о райском Древе жизни.

На что же указывают всевозможные другие украшения — елочные игрушки? Если елка — это Христос, то цветные шары и огоньки — все верующие, пребывающие во Христе, то есть истинная Церковь.

Вот какую глубокую христианскую символику имеет наряженная рождественская елка. Понятно, почему большевики сразу отменили этот благочестивый обычай, а потом по просьбам «советских граждан» разрешили, превратив символ Христа в обычное новогоднее дерево. Но об этом немного позже, а сначала мы расскажем, как же возникла традиция украшать рождественскую ель.

Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству?

В исторических источниках первое упоминание о рождественской елке сводится к 1510 году и уже не к Германии, а к латвийской столице — Риге. Правда, с этим категорически не согласны жители Таллинна. Эстонцы якобы доказали, что у них украшенное к Рождеству деревце появилось на четыре века раньше, чем у латвийцев.

Дошло до того, что перед Новым 2011 годом между Ригой и Таллинном разразился дипломатический скандал: в какой стране рождественская елка появилась впервые? Кому отмечать день рождения рождественского дерева?

Но как бы там ни было, мы точно знаем, когда елка впервые появилась в будущей Российской империи, — после указа Петра І от 20 декабря 1699 года.

Как елка в Российской империи прижилась

Перед выдачей указа Петр І посетил Европу, и во время поездки ему очень понравились украшенные к Рождеству деревца. После возвращения домой он провел календарную реформу: летоисчисление теперь велось от Рождества Христова, а Новый год начинался 1 января. Чтобы передать атмосферу праздника Петр І велел украшать рождественские елки и зажигать огни.

Но этот обычай прижился не сразу: сначала рождественские деревья устанавливали и украшали разве что немецкие семьи, проживавшие в Российской империи.

Зато к середине ХІХ века ситуация изменилась: в 1852 году появилась первая публичная рождественская елка в Петербурге, за ней последовал целый парад елей, устанавливаемых в местах собраний дворян, купцов, в клубах и театрах. Затем сначала в зажиточных семьях, чтобы показать свой статус, а затем и в обычных — на радость детям — взялись украшать елки.

Во всем мире появился и соответствующий рождественский бизнес: изготовляли украшения и сладости. Таковая коммерция приносила хорошие доходы и радость как взрослым, так и детям.

Новогодняя или рождественская?

С приходом советской власти все постепенно поменялось. Рождество и рождественская елка, как «поповский обычай» , были отменены, чтобы дети не впитывали религиозность с раннего возраста.

Правда, гонения на хвойную красавицу долго не продлились. Уже в 1935 году партийный деятель Постышев добился от Сталина реабилитации елки. Она вернулась, но уже не как символ Христа, а как новогоднее дерево. И украшала ее уже не восьмиконечная вифлеемская звезда, а пятиконечная красная.

Но время все возвращает на круги своя: и празднование Рождества, и колядки, и торжественные богослужения, и, конечно, украшенное деревце с гирляндами и восьмиконечной (или шестиконечной) звездой на макушке.

Предлагаем вам вместе с детьми посмотреть «Легенду о Елке»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте статье.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди