23.06.2020

Ручной и художественный труд как вид труда детей дошкольного возраста. Конспект ручного труда в подготовительной группе "Бумажные человечки" план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему Ручной труд подготовител


Результативность её эффективность, а также отношение детей к труду во многом определяются методикой руководства им. Не бывает ленивых детей, бывают неправильные и организации детского труда. Призывы к обязанности, долгу - всего лишь пустые слова. Необходимо уяснить, что ребенок, дошкольник ничего никому не должен априори. При пра-вильном и умелом руководстве педагог может найти подход к любому малышу и тем самым добиться того, что все дошкольники всегда будут хотеть трудиться, выполнять любые задания с удовольствием. Ручной труд в подготовительной группе - один из важных компонентов воспитания детей.

Виды детского труда в ДОУ и формы его организации

Программой ДОУ для дошкольников выделены четыре вида самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд - в подготовительной группе это особенно актуально. Данные виды труда всегда привлекательны для детей, значимы для каждого из них и, самое главное, не требуют создания особых условий, могут быть организованы в любой семье, в каждом детском саду. Формы, в которых ребёнок привлекается к труду, разнообразны.

Это может быть коллективная работа, в паре с воспитателем или с другим ребёнком, индивидуальный труд, дежурства и разовые поручения.

Труд в ДОУ по ФГТ

Виды детского труда отлича-ются друг от друга и содержанием, и назначением. Так, например, ручной труд в подготовительной группе связан с изготовлением изделий посредством плетения, шитья, вышивания, а также созданием различных игрушек и даже книг, сувенирчиков, украшений, подарков для друзей и родных, с ремонтом своих книг и игрушек, коробок и т. д. По своему назначению он близок к производительному труду взрослых, так как имеет овеществленный результат, который неизменно вызывает у ребёнка и побуждает к деятельности снова и снова. В то же время он связан с потому что часто базируется на навыках и умениях, при-обретенных в конструировании. Начиная со второй младшей группы дети узнают, что такое ручной труд.

Планирование: подготовительная группа

В практической деятельности детей некоторые успешно совмещаются. Так, уборка на групповом участке листьев, снега или расчистка дорожек будет осуществляться одно-временно с трудом по уходу за растениями, рыхлением почвы вокруг кустов и их стволов. Убор-ка групповой комнаты совмещается с созданием в ней благоприятных условий для животных и растений. Ремонт книжек, своих игрушек может быть совмещён с убор-кой в книжном и игровом уголках и так далее. Ручной труд в подготовительной группе включает в себя:

Представление о свойствах различных материалов (бумага, ткань, солома, бросовый материал и др.);

Представление о возможностях применения различных материалов для создания поделок;

Умение изготавливать поделки из разных материалов.

Планировать эту работу следует по тому же принципу, что и другие разделы программы, не забывая о тематике недели, а также о целях и задачах, которые будут преследоваться и решаться в процессе взаимодействия с детьми.

Мушакеева Галия Сямигулловна, воспитатель, МБУ школа 26 с/п д/с "Тополек", г. Тольятти
Пояснительная записка
Одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Однако, есть ребята, которые при нормальном умственном развитии, имеют отклонения в речи и не в состоянии овладеть необходимыми навыками при подготовке к обучению чтению и письму. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для таких детей характерно недостаточное развитие мелкой моторики. Именно в такой группе я работаю.
Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Мы заметили, что детей привлекают поделки из природного материала, из бумаги, изделия из бисера. У них вызывают восхищение игрушки из бросового материала. С большим желанием они их используют в играх. Поэтому предложение самим научиться плести из бисера, изготавливать игрушки из бумаги, поделки из природного материала вызвало у детей восторг. Родители с воодушевлением поддержали нас - педагогов и детей. Так был определен кружок по ручному труду «Умелые ручки».
Данная программа кружка рассчитана на один год обучения детей 7 лет.
Нами разработан цикл занятий с детьми подготовительной группы по ручному труду. В перечень занятий вошли работа с природным материалом, бумагой, бросовым материалом, бисером.
Цель кружка: обеспечение речевого благополучия дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда.
Кружок «Умелые ручки» положительное влияние окажет на активизацию мелкой моторики рук, развитии мелких мышц кисти, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовывать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это в свою очередь благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению.

Перспективный план на год по ручному труду. Подготовительная группа

СЕНТЯБРЬ

1.«Картинки из камня»

Пр.сод.: учить детей составлять композицию из речных камней, наклеивая их на картон. Развивать творчество, фантазию, чувство ритма. Продолжать учить убирать свое рабочее место. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: речные камни, картон, клей ПВА.

Пр.сод: учить детей выполнять аппликацию из семян ясеня. Закрепить навыки работы с ножницами при вырезании отдельных деталей из бумаги (глаза, рот уши, лапки). Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Развивать мелкую моторику.
Материал: лист картона, семена ясеня, цветная бумага, ножницы, клей.

3. «Сказочные герои леса»

Пр.сод: продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, воспитывать художественный вкус.
Материал: шишки еловые, сосновые, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, мох.

4.«Кактус»

Пр. сод: учить детей выполнять поделку-кактус из природного материала (из огурца, кабачков), используя зубочистки. Развивать воображение, творчество. Воспитывать бережное отношение к природному материалу. Материал: Огурец или кабачок, зубочистки, ягоды рябины, маленький горшочек для цветов.

ОКТЯБРЬ

Пр.сод.: учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом.
Материал: ягоды рябины, прочные нитки, иголки, при желании семена дыни, арбуза.


Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений

3. «Волшебные листочки»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из листьев. Развивать творчество, воображение. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место, аккуратно обращаться с природным материалом.
Материал: сухие листья, клей, картон.

4. «Тарелочка для кукол»

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
Материал: картонная тарелочка, пластилин, семена разных растений, образец.

НОЯБРЬ

1.«Чайная посуда для кукол»

Пр.сод: Учить детей украшать посуду мелкими камушками, ракушками, используя пластилиновую основу, оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Воспитывать художественный вкус. Развивать мелкую моторику.
Материал: речные камни, ракушки, пластиковые стаканчик и блюдце, пластилин.

2."Кокошники"

Пр.сод.: учить детей использовать разный природный материал для украшения кокошника, составлять композицию. Воспитывать бережное отношение к природному материалу, аккуратность. Развивать фантазию, воображение, чувство ритма.
Материал: кокошники выполненные из картона и наклеенной бархатной бумагой, семена разных растений, засушенные цветы, листья, ножницы, клей ПВА, кисти, образец.
Литература: В.Пудова "Игрушки из природных даров" стр. 41-43

3. "Снежинки"

Пр.сод.: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.
Материал: картон разной формы и размера, пластилин, семена разных растений.

4.«Гроздь винограда»

Пр. сод: учить детей изготавливать поделку из грецких орехов на пластилиновой основе. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.
Материал: грецкие орехи (3 шт.на ребенка) пластилин, картон.

ДЕКАБРЬ

1. "Шумелки"

Пр.сод.: учить детей изготавливать музыкальные инструменты из различного бросового материала, оформлять поделку по своему желанию, развивать фантазию, сообразительность, учить внимательно слушать план работы.
Материал: стаканчики из под йогурта, круглая палочка, спичка, леска, канифоль, шило, нож. (Работу с шилом и ножом выполняет воспитатель заранее)

2."ВЕРТУШКИ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; развивать конструктивное мышление и сообразительность; расширять личный и игровой опыт; обогащать словарь.
Материал: квадраты цветной бумаги, карандаш для изготовления палочки, гвоздики, молоток.

3. "ЖИРАФ. ЗЕБРА"

Пр.сод.: учить выполнять поделку из спичечных коробков, дополнять поделку деталями придавая выразительность и сходство с настоящими животными. Продолжать учить анализировать чертеж и образец. Побуждать детей делать поделки для дальнейшего использования в игре. Развивать творчество, фантазию, мышление.
Материал: спичечные коробочки, цветная

4. "КАТАМАРАНЫ"

Пр.сод.: учить детей делать разнообразные игрушки из одной и той же заготовки и устанавливать их сходство со знакомыми предметами; учить выполнять поделку ориентируясь на схемы; анализировать схему; развивать конструктивное мышление и сообразительность.
Материал: квадраты цветной бумаги, цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисти, схемы, образец.

ЯНВАРЬ

1."Платье для Нептуна"

Программное содержание: учить детей изготавливать несложные поделки из фольги, создавать собственную композицию в соответствии с замыслом, использовать полученные знания и умения в создании художественного образа. Развивать творческий интерес к различным техникам конструирования из бумаги.
Материал: салфетки, фольга, иголка, нитки, булавка, ножницы.

Пр.сод. : продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные, краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

3."БУРЕНКА С ТЕЛЕНКОМ"

Пр.сод.: продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях в соответствии с чертежом; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию;
Материал: альбомный лист (картон), цветная бумага, ножницы, клей или карандаши цветные краски, прямоугольники оранжевой бумаги, схемы.

4."РАМКА ДЛЯ КАРТИН"

Пр.сод.: учить детей складывать бумагу в разных направлениях, делая рамку для картин. Развивать умение анализировать чертеж. Выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику.
Материал: прямоугольные листы белой бумаги (или обои), карандаш простой, линейка, чертеж.

ФЕВРАЛЬ

Пр.сод.: продолжать учить выполнять поделки из различного материала, ; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Материал: воздушные шарики на каждого ребенка (разного цвета), самоклеящаяся бумага, ножницы, нитки, скотч, карандаши простые, образец.

2. « Самолёт».

Цель занятия: учить детей делать из бумаги самолёт; закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали. Учить оформлять поделку по своему желанию. Развивать творчество, воображение. Развивать мелкую моторику.
Материалы: модели самолетов, цветные листы бумаги, фломастеры различных цветов.

3. "ЧУДАКИ ВО ФРАКАХ"(пингвины)

Пр.сод.: вызывать у детей положительные эмоции и потребности в получении новой информации; закреплять конструктивные навыки и умения; развивать творчество; обогащать словарь. Продолжать выполнять аппликацию способом обрывания.
Материал: черные квадраты бумаги, схемы, образец, картон темно-синего цвета и белая бумага для льдин, ножницы, клей.

4."ПТИЧКИ"

Пр.сод.: продолжать учить детей выполнять поделку из бумаги, правильно переводить трафарет на лист картона, продолжать учить складывать бумагу "гармошкой" получая веер; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.
Материал: трафареты птицы, образец, картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, нитка прочная.

МАРТ

1. "ТЮЛЬПАН"

Пр.сод.: вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность; развивать интерес к окружающему миру и конструктивные умения; расширять социальный опыт и обогащать словарь. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки.
Материал: квадраты разных цветов и оттенков подходящие по цвету тюльпану, полоски зеленой бумаги для выполнения стебелька и листьев, схемы, образцы.
Литература: Кобитина "Работа с бумагой. Поделки и игры" стр.55-56

2. «Царство бисера»

Пр. сод: познакомить с историей развития бисероплетения. Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Способствовать формированию и удовлетворению познавательного интереса к бисеру разных фактур. Способствовать “погружению” детей в удивительное царство бисера.
Материал к занятию: разнообразные изделия из бисера.

3. “Поясок для куклы”

Пр. сод: способствовать развитию умения нанизывать бисер на льняную нить, предварительно сделав узелок на конце нити.

4. "Дорожка из бисера"

Пр. сод: учить нанизывать бисер на нить, чередуя бисер в определенном порядке. Развивать чувство ритма. Воспитывать усидчивость, терпение. Развивать мелкую моторику.
Материал: бисер разных цветов, льняная нить.

АПРЕЛЬ

1 “Украшение для куклы (подвеска)”

Пр. сод.:Поощрять желание детей сделать своими руками забавную поделку для куклы. Способствовать развитию умения нанизывать бисер на нить, предавать нужную форму веревочке и соединять концы деталей.
Материал к занятию: льняная нить, бисер.

2. « Колечко на пальчик»

Пр. сод: Насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Закреплять навык соединения концов веревочки из бисера, образуя из нее колечко. Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь.Развивать мелкую моторику.
Материал к занятию: бисер, льняная нить.

Елена Гетманская

Цели НОД :

Учить делать объёмную игрушку (зонтик ) .

Закрепить навык вырезания круга по контуру.

Совершенствовать навык находить центр круга путем деления его на четыре части.

Развивать глазомер, мелкую моторику.

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ход НОД:

Воспитатель : Прислушайтесь! Вы что-нибудь слышите? (Ответы детей)

Воспитатель : Сегодня на улице идет дождь. Подойдите к окну и посмотрите на проходящих мимо людей. Что у них в руках? (Зонты )

Воспитатель : Давайте рассмотрим картинки с зонтиками . Из скольких частей состоит зонтик ? (крыша и ручка) . Какую форму напоминает крыша зонтика ? (Круг)

Воспитатель : Присаживайтесь на свои места. Значит, для того, чтобы сделать крышу нам нужен круг.

Вырезаем его.


Находим центр круга.


Выбираем одну линию и разрезаем до центра.


Склеиваем зонтик , украшаем его.


Приступаем к изготовлению ручки. Кладем полоску бумаги длинной стороной к себе. На край положите, и осторожно на него накручивайте полоску, но не до конца. Оставшуюся часть намазываем клеем и закручиваем на карандаш до конца. Для соединения с крышей, надо неглубоко надрезать трубочку наверху, отогнуть края и намазать клеем, приклеить.

Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет Куцакова Людмила Викторовна

Подготовительная к школе группа

Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен контролировать себя, объективно оценивать свои действия и деятельность других. Его внимание произвольно, работоспособность хорошая, достаточно развиты все технические процессы. Ребенок успешно овладевает конструированием, художественным трудом. Особенно важным для него становится результат деятельности. Движения рук у ребенка 6–7 лет довольно ловкие, быстрые, слаженные, и их умелость продолжает быстро развиваться. У ребенка хорошо развита коммуникативная функция речи. Он быстро устанавливает партнерские отношения со сверстниками.

Интерес ребенка к конструированию продолжает развиваться; расширяется его содержание, формируются новые конструктивные умения, возрастает способность к творчеству и изобретательству. Ребенок понимает чертежи, схемы конструкций, разбирается в выкройках поделок, способен их сам строить. Дошкольник практически готов к учебной деятельности. Понимая это по-своему, многие педагоги в работе с будущими школьниками чрезмерно увлекаются их подготовкой к школе, увеличивая при этом нагрузку на детей, связанную с увеличением времени на обучение, на углубление его содержательной стороны. Порой главной целью в работе с детьми 6–7 лет становится быстрое обучение чтению, письму, математическому вычислению и пр. Тем не менее воспитатель, работая с будущими школьниками, должен прежде всего продолжать активно развивать их память, внимание, сообразительность, потребность в получении знаний, способность к логическому мышлению и пр., поскольку именно это является залогом того, что ребенок будет учиться в школе с большим интересом и желанием. Важно не забывать, что главной смысловой необходимой детской деятельностью и в этом возрасте, и еще долгое время будет оставаться игра. Поэтому программа нацеливает педагогов выстраивать воспитательно-образовательную работу с детьми подготовительной группы с активным использованием игровых приемов. В связи с этим методика работы по конструированию и ручному труду предполагает широкое применение игровых приемов. Это и занимательные конструкторские игры, и увлекательные задания, упражнения, и игры-эксперименты с разными материалами, и включение в деятельность игровых контекстов и пр.

В подготовительной группе не дается конструирование по образцу постройки воспитателем с целью его точного воспроизведения. Остается актуальным конструирование по преобразованию образцов по условиям и по замыслу.

Детям 6–7 лет предлагают конструкторы нескольких видов, имеющие разные способы крепления деталей (винты, гайки, штифты, деревянные гвоздики, принцип Lego с другими соединительными элементами). Дошкольников упражняют в конструировании движущихся объектов, знакомят со сборкой простых механизмов, которые можно применять в конструкциях (блок, рычаг и т.д.).

Организация работы с детьми должна быть нацелена прежде всего на удовлетворение детской интеллектуальной активности, на свободу его выбора. Поэтому важно организовать деятельность так, чтобы ребенок имел возможность отбирать для реализации своей задачи необходимый материал, искал способы решения задач проблемного характера. Например: «Что надо сделать, чтобы стрела твоего подъемного крана не позволяла ему опрокидываться?(Сделать противовес.) А из чего его сделать? Гд е прикреплять? С помощью чего?» и т.д. Следует организовывать детское конструирование и ручной труд так, чтобы ребенок выдвигал свои идеи, исследовал их, проверял. Важно учить будущих школьников ясно, нестандартно мыслить, логически рассуждать, отстаивать свою точку зрения, предлагая оригинальные решения, оперируя абстрактными понятиями, доступными их возрасту, устанавливать причины и следствия, анализировать их и т.д.

Большое внимание следует уделять подбору учебного материала, стимулирующего развитие умственных и творческих способностей детей (сборно-разборные технические игрушки, конструкторы, головоломки, настольно-печатные игры и пособия с развивающим материалом и пр.); использованию различных технических средств: компьютерному обучению с программами по конструированию и моделированию, самостоятельному использованию диапроекторов, видео, аудиоплееров, фотоаппаратов, караоке и пр.

Желательно использовать в работе с детьми традиции народной педагогики: народные развивающие игры, фольклор, народную декоративно-прикладную деятельность, в частности, в организации детской деятельности. Например, в свободное от занятий время мальчикам предлагают конструкторские игры, а девочек приобщают к рукоделию (например, мальчику важно уметь пришить пуговицу, зашить свою распоровшуюся по шву рубашку, но вовсе не обязательно заниматься вышиванием).

Занятия целесообразно проводить в свободной форме организации, при которой детей побуждают к деловому общению; предлагать достаточное количество материала для реализации детских замыслов.

Из строительного материала детям удобно конструировать стоя, коробку с деталями при этом лучше ставить на стоящий рядом стульчик, чтобы освободить поверхность стола. Удобно конструировать и за сдвинутыми по-разному столами (по два, по три, в ленту), особенно если эта деятельность коллективная.

Занятия по ручному труду можно организовать по-разному. Например, сдвигать столы по два, на середину класть все необходимое для работы из расчета на каждого сидящего за столом ребенка. Педагог дает задание, обсуждает с детьми предстоящую работу, после чего ребята берут то, что им необходимо в данный момент для работы, и приступают к ней.

Случается, что в группе нет достаточного количества коробок со строительным материалом и конструкторами. В этом случае не следует ограничивать детскую деятельность и тем более отсчитывать детали для строительства и выдавать детям поровну. Лучше проводить работу малыми подгруппами. Иногда можно предлагать ребятам определенную тему, которую они могут реализовать в разном изобразительном материале. Например, дома можно строить из настольного строителя, из напольного крупного строителя, из конструкторов; моделировать из плоских геометрических фигур, мастерить из коробок, из бумажных цилиндров, выделив на них грани с помощью сгибов и т.д. Хорошо, когда объединяются разные виды труда при создании одного объекта. Дети при этом получают представления об изобразительных возможностях и обычно после такого занятия в свободной деятельности стараются опробовать их при создании объектов, предлагаемых на занятии, и других объектов.

Хорошо, если в дошкольном учреждении есть кабинет для художественного и технического творчества, оснащенный всем необходимым для организации работы, в который можно по очереди приводить всю группу детей и на занятия, и для свободной творческой деятельности (по собственному графику).

Важно давать детям как можно больше впечатлений об окружающей жизни, шире использовать наблюдения. Дети 6–7 лет способны чаще ходить с воспитателями на экскурсии. Например, желательно использовать возможность понаблюдать за строительством здания. Дети узнают много интересного о профессиях строителей, о разных строительных машинах и механизмах, о материалах для создания строительных сооружений и пр. Если рядом с детским садом вокзал, непременно надо понаблюдать с детьми за движением поездов, обратить внимание на вагоны разного назначения, на грузы, которые перевозят на платформах и в открытых грузовых вагонах. Если неподалеку от детского сада есть река, то полюбоваться движением хотя бы небольших катеров. После любых наблюдений у детей появляется больший интерес к получению дальнейших представлений и знаний («Мы видели на нашей маленькой реке катер, а вот картинка, на которой изображено огромное пассажирское судно. Такое судно ходит только по морям и океанам!»). Обогащать опыт детей впечатлениями, представлениями и знаниями позволяют все средства визуальной информации.

Песенки, загадки, стишки делают деятельность ребят более интересной, эмоциональной. Так, занимаясь плоскостным моделированием, воспитатель подбадривает ребят:

До чего же высоки

И красивы здания!

Выстроить такие

Не трудное задание.

Ведь нам нужны для этого

Не кирпичи, не доски,

А картонные фигурки -

Маленькие, плоские.

Вот жилой высотный дом -

Поселиться можно в нем.

А в этом здании

Получают знания,

Потому что тут

Книжки живут.

(Библиотека)

Подводя детей к конструированию железной дороги и рассматривая с ними иллюстрации паровозов, электропоездов, пассажирских вагонов, платформ, саморазгружающихся вагонов для сыпучих грузов и пр., воспитатель комментирует:

Очень нужный, очень сложный

Транспорт железнодорожный.

Перевозит все на свете

Машинист в вагонах этих.

Обращая внимание на последний вагон, воспитатель предлагает ребенку:

Ты подумай, не спеши!

Где заглушка – покажи!

Заглушка открывается,

И груз пересыпается.

Ребенок данного возраста уже понимает: для того чтобы сыпучий груз высыпался сам, заглушка может располагаться только снизу, в самой узкой части вагона, а вагон должен при этом стоять на возвышении, под которое подъезжают грузовые машины, иначе груз будет сыпаться прямо на рельсы.

Разговаривая с детьми перед конструированием разных военных машин, воспитатель объясняет:

А военные машины

Нашей армии нужны,

Потому что помогают

Охранять покой страны.

И дети с увлечением конструируют танки, бронемашины, машины с ракетными установками, вездеходы, машины медицинской службы, техпомощи и пр.

Начать работу в подготовительной к школе группе можно с закрепления у детей обобщенных представлений о зданиях, предложив построить дома любого типа и назначения, этажности, придав им черты старинной или современной архитектуры, дополняя сооружения арками, колоннами, фронтонами и пр. В качестве образцов можно предложить детские рисунки, изображения зданий разной архитектуры, схематические изображения и чертежи из строительных наборов и пр.

На следующем занятии можно дать задание создать район города, поселка, где живут дети. Лучше объединить ребят в группы по 3–4 человека и организовать «семейное строительство». Дети обсуждают этапы работы, распределяют, кто что будет строить. Можно предложить каждой подгруппе лист бумаги и карандаш, чтобы дети схематично нарисовали объекты и места их расположения – это поможет им спланировать общую деятельность. Например, в центре микрорайона находятся школа, детский сад и здание магазина; вокруг жилые дома с детской площадкой, в отдалении автозаправка, сквер и пр.

Можно по окончании строительства дать детям цветную бумагу и ножницы и предложить вырезать клумбы, дорожки, вывески. Для оформления построек дети используют деревца, дорожные знаки, фонарные столбы, человечков, машинки, которые они мастерили на занятиях ручным трудом и вне занятий, или мелкие игрушки.

Вне занятий дети могут продолжить строительство на эту тему, сооружая микрорайон города из конструкторов, например Lego. Они дают название своему микрорайону. Прокладывают маршруты автобусов, трамваев, располагают пешеходные дорожки («зебры»), дорожные знаки, светофоры, устраивают дорожные ситуации, закрепляя при этом правила дорожного движения. (Хорошо иметь в помещении группы, как, впрочем, и во всех других, большой подиум, на котором удобно строить, и главное, не разбирать постройки сразу после конструирования, а оставлять на долгое время для того, чтобы дети их преобразовывали, дополняли и продолжительно играли с ними.)

Далее можно приступить к конструированию судов разного назначения и мостов. Например, поставить столы «в ленту» и положить на них длинную полосу голубой бумаги, изображающую реку. Каждый ребенок строит из конструктора Lego свой кораблик (любого назначения), а потом дети вместе сооружают мост по своему замыслу, с учетом того, чтобы под ним могли проплыть все суда, построенные ими (обычно дети в процессе обыгрывания надстраивают устои мостов в высоту.) Эту тему хорошо развернуть в игре, предложив ребятам оформить берега реки деревьями, пляжами, магазинчиками, кафе, причалами и пр.

Затем можно научить детей строить железнодорожный состав. После вступительной беседы с рассматриванием разных паровозов, вагонов воспитатель предлагает детям построить поезд. (На столах с помощью изоленты изображены рельсы, и каждый ребенок сооружает на них свой вагон). Можно предложить детям пронумеровать вагоны (сделать и приклеить таблички с цифрами), выбрать для своих вагонов грузы и основательно загрузить их (машинки, трубки, палочки, картонные кольца, шпульки, коробки, пластиковые бутылки, животные, человечки и пр.).

В свободной деятельности целесообразно предложить ребятам построить железную дорогу из конструкторов; соорудить вокзал, вокзальную площадь, кассы, киоски, скамейки, сквер и организовать игру.

Несколько занятий следует посвятить конструированию внутренних помещений. Дети строят по своим впечатлениям от наблюдений (театр, цирк, мебельный магазин, кафе и пр.)

В конце года нужно провести несколько занятий по конструированию из конструкторов, имеющих детали для создания блоков, рычагов, зубчатых и ременных передач и поупражнять детей в конструировании несложных механизмов по чертежам, имеющимся в приложении к конструктору.

Дети 6–7 лет продолжают конструировать из песка. Они строят высотные здания, используя высокие жестяные банки без дна, украшают их лоджиями, вставляя в песок дощечки, пластины. Объединяют здания арками, создают архитектурные комплексы. Строят песочные замки с башнями. Оформляют строения различными материалами. Из утрамбованных куч песка вырезают лопатками корабли, самолеты, ракеты, квартиры для кукол. Строят ипподром, космический городок, мастерскую, космическую станцию, железную дорогу и пр. Создают в песочнице постройки-декорации для драматизации сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь» и др.

Из снега дети данного возраста конструируют все более сложные постройки. Обычно снежные фигурки имеют целевое назначение, например: снежный заяц держит в лапах обруч, в который можно метать снежки. Дети украшают свой участок: наряжают снежные фигурки в шапки, шарфики, платки (используются потерявшиеся детские вещи), развешивают «апельсины» на кустах (вкладывают между двумя половинками кожуры апельсина снежок с закатанной в него петелькой из шпагата). Ребята учатся сооружать каркасные снежные постройки: сколоченный из реек каркас вставляют в снег и обкладывают сырым снегом (жираф, пальма, динозаврик и пр.).

В подготовительной к школе группе усложняется ручной труд. Детей продолжают обучать работе с разными материалами: бумагой, тканью, природным материалом. Под руководством воспитателя они учатся самостоятельно создавать предметы. В результате формируется ручная умелость, развиваются творчество, способность к преобразованию материалов.

Особенность методики работы с детьми данного возраста состоит в том, что педагог, организуя работу, основывается на их уже сформированных умениях. В том случае, если дается новое задание с необходимостью овладеть незнакомыми навыками, остаются целесообразными и образцы поделок (обычно несколько вариантов однотипных изделий), и объяснение, и показ способов работы. Однако главными приемами все же являются словесные. Детям предлагают рассмотреть, например, поделку из природного материала, догадаться, из чего и как ее можно сделать, объяснить порядок и способ действия.

В этом возрасте детей чаще объединяют в совместной деятельности, предполагающей умение договариваться друг с другом, распределяя функции, помогая советами и действиями. Так, в начале года целесообразно провести ряд занятий, нацеленных на развитие детского творчества, с опорой на твердо усвоенные навыки с целью дальнейшего формирования умения работы с бумагой (придумывать художественный образ, вырезать мелкие детали для его создания, украшать изделия вырезанными деталями, оживлять фломастерами и пр.). Можно предложить детям сделать из бумажных полос персонажей для настольного театра. Обычно ребят делят на подгруппы по 8 человек, каждая подгруппа выбирает свою сказку, например, «Репка», «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и пр. Дети мастерят персонажей, декорации (домик, елочки, мебель и пр.). На следующем занятии по развитию речи каждая подгруппа драматизирует свою сказку. Подобная форма организации занятий может использоваться и при изготовлении игрушек из склеенных и трансформированных бумажных цилиндров, конусов, картонных коробок разной величины и формы; при изготовлении елочных игрушек, когда каждый ребенок мастерит одну-две маленькие игрушечки, выбирая любой перечисленный выше способ, либо придумывая свой, что особо поощряется. Воспитатель напоминает детям, как приклеить к поделке петельку из елочного дождя, фиксируя ее кусочком намазанной клеем бумаги. После занятия дети наряжают свою елку, водят вокруг нее хороводы, читают стихи, поют.

Нужно закреплять умение детей складывать квадрат на 16 маленьких квадратиков (пополам, вчетверо и еще раз пополам и вчетверо), делать на выкройке надрезы и склеивать коробочки, корзиночки, домики, кукольную мебель. Детей учат мастерить тонкие бумажные трубочки (на карандаш накручивают тонкую полоску бумаги, смазанную клейстером; после высыхания карандаш выдергивают). Из таких трубочек получаются стволы деревьев, фонарные столбы, знаки дорожного движения, колодцы, бревенчатые избушки для кукольных игровых площадок и многое другое.

В подготовительной группе шире используется техника оригами. Дети узнают способы складывания бумажного квадрата в разных направлениях и мастерят игрушки, сувениры, украшения интерьера, елочные игрушки и пр.

В этом возрасте важно приобщить детей к шитью, научив пришивать пуговицы, петли (к полотенцам), шить простейшими швами «вперед иголкой», «назад иголкой», «обметочным». Дети изготавливают из несыпучих видов ткани разные поделки. Их учат вырезать одновременно по шаблону две одинаковые детали, сшивать их, набивать ватой, кусочками синтепона, поролона и к полученной основной части приклеивать или пришивать мелкие элементы из ткани, кружева, тесьмы, ленточек, блесток, бусин и пр. Например, из круглой или овальной подушечки может получиться колобок, птичка, зайчик, котик, петушок, цветок, бабочка, жучок и еще многое другое. Если вырезать по контуру существо с головой и четырьмя конечностями, то его можно превратить в любого человечка, наряжая в любые юбки, платочки, или в персонажа сказки (зайчик, медведь, котик, лисичка и др.). Если в конечности вставить толстую проволоку, то существо можно поставить на четыре лапы, и тут уже возможность в детском изобретательстве безгранична.

Вне занятий и в индивидуальной деятельности можно приобщать детей к рукоделию, научить плести из бумажных полос, из проволоки, травы, шпагата (макраме). Полезный вид работы – нанизывание крупного бисера, стекляруса и бусин. Дети могут овладеть вязанием крупным крючком (сначала вяжут по кругу без накидывания петель: берет, юбку, прихватку, сумочку и пр.).

Дети 6–7 лет особенно хорошо проявляют себя в дизайн-деятельности, поскольку у них уже достаточно сформированы умения в работе с разными материалами. Они создают кукольные интерьеры, участвуют в оформлении стен к празднику, композиций из природного материала и пр.

В работу с детьми шире включается разнообразный материал: упаковки, пластиковые бутылки, куски поролона, синтепона, дерматина, клеенки и пр. Детей учат мастерить из него игрушки, сувениры, украшения и пр.

Дошкольники продолжают заниматься моделированием одежды для плоских картонных кукол (рисуют, вырезают, наряжают). Устраивают конкурсы, например, на самое нарядное платье для Золушки.

Можно научить детей изготавливать игрушки способом папье-маше (головки бибабо, расписные настенные тарелки, матрешки и пр.).

Дети любят изготавливать макеты: улицу с дорожными знаками, сказочные замки, витрины магазинов, декорации к сказкам и пр. При этом важно, чтобы макеты не были статичными и можно было каждый раз по-другому расставлять их элементы и играть с ними.

Взрослый в руководстве детской деятельностью чаще выступает как деловой партнер, который всегда может дать совет, помочь воплотить задуманное, сам смастерить что-нибудь необычное, и поиграть, и повеселиться вместе с ребятами.

Из книги Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Петрова Вера Ивановна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими

Из книги Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Веракса Николай Евгеньевич

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Психологическая готовность к школе предполагает определенный уровень нравственного развития.Дети подготовительной группы уже достаточно самостоятельны. Они могут обходиться без родителей, когда участвуют в

Из книги Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет автора Варенцова Наталья Сергеевна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) В подготовительной к школе группе игровая деятельность детей достигает своего максимального развития. В ней обнаруживаются все структурные компоненты (роль, игровые действия, ролевое взаимодействие и т. д.). Кроме

Из книги Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет автора Дыбина Ольга Витальевна

Подготовительная группа В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой

Из книги Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 3-7 лет автора Губанова Наталья Федоровна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Предметное окружениеПродолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном. Формировать представление о предметах,

Из книги Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет автора Куцакова Людмила Викторовна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Предметное окружениеВоспитатель продолжает расширять и уточнять представления детей о предметном мире: о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном). Большое внимание уделяется ознакомлению с

Из книги Знаю, могу, делаю. Как лучше узнать своего ребенка и вырастить полноценную личность автора Александрова Наталья Федоровна

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Сюжетно-ролевая играПродолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру,

Из книги Плач математика. Эссе о преподавании математики в школе автора Локхард Пол

Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Сюжетно-ролевая играК концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий, правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Подготовительная к школе группа Ребенок на седьмом году жизни ощущает себя самостоятельным, знающим, умелым. Он активен, любознателен, стремится к получению новой информации, старается самоутверждаться в компании сверстников и в общении со взрослыми. Он уже способен

Из книги Педагогические притчи (сборник) автора Амонашвили Шалва Александрович

Сложности в школе Дети в возрасте от 6 до 10 лет по-разному развиваются не только в физическом, но и в интеллектуальном плане. Если у ребенка возникли трудности по некоторым предметам и он не достигает общих этапов в когнитивном или языковом развитии, поговорите с доктором.

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Математика в школе Нет вернее способа убить энтузиазм детей и их интерес к предмету, чем включив его в обязательную часть школьной

Из книги Как отучить ребенка плеваться едой автора Васильева Александра

Подготовка к школе 1. Создайте у ребенка мотивацию на получение знаний: купите экспериментальные наборы юного физика, химика и т. д.2. Научите его управлять своей эмоциональностью.3. Сделайте человека «ответственным», заранее возлагайте на него ответственные

Из книги 111 баек для педагогов автора Защиринская Оксана Владимировна

В школе совы Птицы отдали своих птенцов в школу Совы.Сова в безлунную ночь усадила учеников на ветку и приступила подготавливать их к жизни.Она дала им ЗУНы об основах наук гадания по звёздам, о философии одиночества в дупле, о зверином порядке ночного леса.Потом

Из книги автора

Готовимся к школе Во время выполнения графических упражнений у ребенка формируются навыки, необходимые для успешного овладения письмом в начальных классах школы.По сути, штриховка или обводка – это все то же рисование, но максимально приближенное к письму. Выполняя

Из книги автора

Ребенок не ест в школе Критический момент – ребенок пошел в среднюю школу. Если в начальной за детьми все-таки следят, сервируют им обеды в школьной столовой, то в средней школе чаще всего дети питаются в буфете сами на карманные деньги. Каждый день я спрашиваю своего сына:

Из книги автора

О школе № 77. Байка «Ангел-врунишка» В дневнике третьеклассника Вадика стали регулярно появляться двойки. Мама решила вникнуть в причины школьной неуспеваемости сынишки. Вечером состоялся расспрос:– За что у тебя двойки?– За невыполненное домашнее

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

«Конструирование – Ручной труд» в подготовительной группе

Ручной труд – конструирование

Неделя

Лексическая тема

Тема

Задачи

Литера-

тура

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

«Книжка»

С.В Соколова, стр.15

«Мастерим по замыслу»

Развивать творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу. Закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

Л.В. Куцакова, стр. 53

Осень. Признаки. Осенние месяцы

«Салфетка для Осени»

Закрепить представление о различных видах тканей, их свойствах.

Учить вдевать нитку в иголку, делать бахрому. Развивать творчество у детей. Воспитывать умение детей трудиться сообща.

Л.В. Куцакова, стр. 104

Овощи. Труд в огородах

"Бусы для Осени»"

Учить аккуратно работать с иглой, выучить правила пользования иглой, учить детей выполнять поделку из природного материала; развивать. Продолжать учить дошкольников убирать свое рабочее место. Аккуратно обращаться с природным материалом.

Октябрь

Фрукты. Труд в садах

«Овощи и фрукты, полезные продукты»

(аппликация из ткани)

Учить детей аппликации из ткани – подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картинку из нескольких частей.

Развивать цветовосприятие, самостоятельность.

Земля-кормилица. Ягоды. Грибы.

«Гриб»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 17

Хлеб – наше богатство

«Веселый

перепляс»

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 111

Лес. Хвойные и лиственные деревья

«Старик лесовик»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 41

Ноябрь

Моя страна Россия. Москва-столица

Работа с иллюстрацией «Здания»

Упражнять в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; Развивать умение воспринимать предметы и явления в их взаимосвязях.

Л.В. Куцакова, стр. 20

Мой город. Строительные профессии

«Проект города»

Упражнять детей в составлении планов строительства; совершенствовать конструкторские способности; формировать совместную поисковую деятельность; развивать умение делать собственные выводы.

Л.В. Куцакова, стр. 37

Транспорт. Виды транспорта

(грузовой и пассажирский)

«Машины»

Формировать представления детей о машинах для уборки урожая, их строении и назначении; упражнять в плоскостном моделировании и построении схем; формировать объяснительную речь.

Л.В. Куцакова, стр. 25

Профессии на транспорте. Трудовые действия

«Роботы»

(схема робота)

Расширять знания о робототехнике; упражнять в создании схем и чертежей, в конструирование из разных строительных наборов и конструкторов; развивать фантазию, воображение, внимание.

Л.В. Куцакова, стр. 33

Декабрь

Бытовая техника

«Соломенный мальчик»

Учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 83

Посуда. Виды посуды. Материалы.

«Снегирь»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 31

Зима. Зимние месяцы. Приметы. Зимние забавы

«Снеговик»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 59

Новый год

«Дед Мороз»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр 153

Январь

Зимние виды спорта

Зимующие птицы.

«Кормушка для зимующих птиц»

Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. Развивать воображение детей, осваивать действия «опредмечивания» - учить видеть кормушку для птиц в деталях строительного материала, объединенных определенным образом.

«Дошколь-

ное образо-

вание»

2/2009, «Руки учат говорить»

Домашние животные. Их детеныши. Труд в с/х

«Котенок»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 21

Дикие животные Юга

«Тигренок»

Учить детей закручивать, а затем склеивать заготовку в цилиндр, соединять между собой цилиндры при помощи полосок. Упражнять в нарезании бумаги узкими полосками.

Новикова И. В.Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр.Занятие4. стр. 63.

Февраль

Дикие животные Севера

«Пингвин»

Упражнять в склеивании полоски петелькой, вырезании по разметке, в срезании углов заготовки, плавно их закругляя.

Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр. » Занятие12. стр. 78.

Рыбы аквариумные, пресноводные и морские.

«Мосты»

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов.

Л.В. Куцакова, стр. 42

Защитники Отечества. Военные профессии

«Вертолет»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 195

Одежда. Виды тканей. Ателье.

«Ателье для кукол»

Продолжать учить детей пользоваться иголкой, ниткой. Выполнять швом «вперёд иголку» одежду для игрушек: фартуки для кукол и воротники для зверей. Учить подбирать подходящие нитки, доводить начатое дело до конца.

Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду» стр. 87-89

Март

Праздник мам. Профессии мам

«Тюльпаны»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 152

Обувь, головные уборы

«Лебедь»

Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.

Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, стр. 103

Профессии взрослых. Инструменты

«Железная

дорога»

Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним; развивать пространственное мышление, самостоятельность в нахождение собственных решений.

Л.В. Куцакова, стр. 50

Квартира, мебель, части мебели.

«Лоскутное одеяло»

(лоскутная аппликация)

Продолжать детей обучать простейшим приёмам обрабатывания ткани. Развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, самостоятельность.

Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»

Апрель

Весна. Приметы, Месяцы. Первоцветы, труд весной

«Солнышко» (поделка из ниток - ручной труд).

Упражнять в приеме кругового ткачества. Развивать умение вырезать из картона круг, закреплять нить. Развивать внимание при работе нитью (ныряет в круг, движется по кругу). Закреплять правила техники безопасности в работе с ножницами, нитью.

«Поделки из ниток» И. В. Новикова.

Земноводные

«Царевна

лягушка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Л.В. Куцакова стр. 48

Перелетные птицы

"Грачи прилетели"

Разбудить воображение детей; учить ориентироваться на листе бумаги и делать простейшие игрушки; развивать интерес к окружающему миру и к конструктивной деятельности. Продолжать учить анализировать чертеж, выполнять поделку по схеме, продолжать учить работать в паре, быть терпеливыми при объяснении способа выполнения поделки.

Насекомые

«Божья

коровка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

Л.В. Куцакова, стр. 227

Май

День Победы

Развивать: детское творчество; конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу; выполнять разнообразные интеллектуальные действия.

Закреплять умение: собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления; рассуждать, доказывать свою точку зрения; критически относиться к своей работе и деятельности сверстников.

Куцакова, Л.В.

Конструирование из строительного материала

Стр. 53

День Победы

««Флажок»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.

С.В. Соколова, стр. 15

Цветы садовые, лесные, полевые

«Творим и мастерим» (по замыслу)

Развивать детское творчество, конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

Л.В. Куцакова, стр. 53

Лето. Школа

«Бабочка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; закрепить умение следовать инструкциям педагога; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева, стр. 370

Литература:

1. Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.Подготовительная группа.

2. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.

3. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.

4. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2004 г.

5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Питербург, 2003 г.

6. Т.Ф. Тарловская «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»

7. Новикова И. В. «Конструирование из бумаги в детском саду. подг. гр. »

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами)

Алгоритм действий

Определение и формулирование цели НОД

Продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги в технике оригами

Требования к выполнению :

Цель связана с темой НОД, должна быть четкой, конкретной, однозначной, соответствовать возрасту;

Должны отражать этапы достижения цели и быть техническими, изобразительными, композиционными по содержанию, направленными на личностное развитие ребёнка, отражать используемые материалы;

Учёт ведущего вида деятельности, разнообразие, нестандартность, приближённость к интересам детей, отражение тематического планирования;

Связь предшествующего опыта с темой, с материалами, с техникой выполнения планируемой НОД;

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей. Требования к речи и невербальному общению;

Опора на возрастные особенности детей, учёт ведущего вида деятельности, особенностей развития мышления. Формулировка требований словесная и через символы. Учёт требований к речи педагога;

Разнообразие планируемого материала по средствам представления, по средствам воздействия

Рациональное использование зонирования группы , смена видов деятельности;

Опора на различные каналы получения информации (модальности, учёт особенностей памяти дошкольника, использование различных видов наглядности в соответствии с темой, целью и задачами НОД;

Учёт специфики нагрузки на отдельные группы мышц в зависимости от вида продуктивной деятельности. Умение предусмотреть игровое взаимодействие детей. Связь с темой НОД;

Учёт методических требований и соответствие возрасту;

Формулирование задач в соответствии с целью и видом деятельности

Продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные, четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;

Учить четко следовать устным инструкциям воспитателя;

Воспитывать умения работать коллективно, способствовать желанию детей прийти на помощь своему товарищу в случае необходимости.

Развивать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно ;

Создание условий :

Предварительная работа,

- подготовка материала ,

Организация рабочего места

Организация обстановки

Чтение рассказа Г. А. Скребицкого « Грачи прилетели »

Заучивание стихов о весне;

Наблюдение на прогулках за признаками наступающей весны (синева неба, белоснежные кучевые облака, высоко поднимается и ярко светит солнце);

Рассматривание репродукций картин известных художников (И. Левитана, А. Саврасова, иллюстраций на которых изображена ранняя весна);

Картины и иллюстрации с изображением ранней весны, с изображением разных птиц;

Репродукция картины И. Саврасова « Грачи прилетели »

План-схема выполнения работы;

Ватман с изображением дерева;

Бумага чёрного и белого цвета

Ножницы, клей, кисточки, подставки под кисточки, матерчатые салфетки;

На ковре организовывается мини картинная галерея : мольберты с репродукциями картин выше названных художников. Изображения разных птиц. Затем дети переходят к столам, которые готовы к выполнению работы.

Мотивация деятельности детей, форма представления идеального конечного результата, формулирование требований к нему

Рассматривание картин.

Ребята, а мы сами можем сделать картину о весне? Что на ней должно быть изображено? (ответы детей) Как мы можем её сделать? (дети – нарисовать) А ещё мы можем сделать картину в технике оригами . Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

Воспитатель : - ребята, у меня есть картина с изображением весны, но мне кажется, там чего-то не хватает. Дети подмечают, что там нет птиц, и что одна из примет – это прилёт птиц .

Но птицы должны быть правильно сложены, красивые, гордые. Для этого вам придётся постараться.

Обращение к чувственному опыту детей через использование дидактического наглядного материала Давайте с вами вспомним, какие бывают перелётные птицы? Какие из них прилетают первыми и возвещают о приходе весны? Посмотрите, как художник изобразил эту величавую птицу (дети составляют описательный рассказ)

Определение последовательности и способов работы детей (процесс выполнения и сформированность у детей технических умений) .

Посмотрите, как я буду делать :

Беру лист чёрной бумаги, сгибаю его по диагонали (вспоминаем как сделать квадрат из прямоугольника, отрезаю лишнее, хорошо проглаживаю линию сгиба;

Затем лист разворачиваю и загибаю углы к линии сгиба, проглаживаю;

Теперь загибаю нижние углы к лиги сгиба, проглаживаю. Открываю нижние углы и разрезаю нижние углы по линии сгиба до середины. Получившиеся уголки отгибаю в разные стороны.

Складываю работу пополам. Отогнутые уголки – это лапки птицы.

Верхний острый угол загнуть вовнутрь – это получится клюв;

Как вы думаете, чего не хватает моему грачу ? (глаз) Глаза я вырежу из бумаги белого цвета и приклею на голову. Лишний клей убираю салфеткой. Вот какая красивая и гордая птица у меня получилась.

Я схему выполнения оставлю на доске, можно будет посмотреть.

И вспомним правила безопасности работы с ножницами (дети повторяют правила)

Самостоятельная деятельность детей, приёмы руководства деятельностью детей. Дети самостоятельно складывают птицу, воспитатель (при необходимости) использует приё мы : напоминание, пояснение, индивидуальный показ, обращение к опыту детей.

Предлагает во время работы каждому из детей придумать историю про свою птицу, (как грач оказался у нас в гостях, откуда прилетел ).

Приёмы организации взаимодействия детей, педагога с детьми, учёт возрастных и индивидуальных особенностей

Приёмы снятия мышечного и умственного напряжения

Физминутка « Грачи »

Вот на ветках грачи ! Не кричи» (указательный палец к губам)

Чёрные сидят грачи (присели)

Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)

Распустились пёрышки, (встать, руки в стороны)

Греются на солнышке, (погладить себя руками)

Головой вертят (поворот головой влево, вправо)

Полететь хотят (руки в стороны – взмах)

Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)

Полетели, …. прилетели (летают)

И опять на гнёзда сели. (присели)

Приёмы стимулирования качественного и своевременного выполнения задания Воспитатель просит детей поторопиться, время занятия подходит к концу, Дети, закончившие быстрее других, первыми будут располагать своих птиц на ветках и успеют рассказать свою историю про птицу.

Форма подведения итога, сравнение с ИКР, соответствие требованиям Все птицы наклеиваются на ватман с изображением дерева. Дети внимательно рассматривают получившуюся картину, дают оценку своей работе и работе товарищей. Объясняют, чья работа больше понравилась и почему. Учёт ведущего вида деятельности, использование приёмов рассматривания, оценки и сравнения полученных продуктов, варианты использования педагогических посредников. Приёмы формирования адекватной взаимооценки, самооценки

Обсуждение и определение возможных вариантов использования полученного продукта в других видах деятельности.

Воспитатель :

Ребята, у вас получилась настоящая весенняя картина! Её можно повесить на выставку нашего детского сада, которая скоро будет оформляться, и все смогут любоваться глядя на неё.

Уборка рабочего места, сбор оборудования, его размещение в местах хранения.

Предложить детям убрать свои рабочие места для поддержания порядка в группе .

Мотивация, соответствие организации и приёмов руководства возрастным особенностям.

Цель:

Более углублённо познакомить детей с рябиной.

Задачи:

Познакомить детей с использованием рябины в разных видах деятельности.

Рассказать детям легенды связанные с рябиной.

Продолжать учить составлять описательный рассказ.

Закрепить умение сравнивать предметы, находить сходства и отличия.

Ознакомить с правилами безопасности работы с иглой.

Научить делать бусы из рябины.

Предварительная работа: целевая прогулка по территории сада, рассматривание деревьев, имеющихся на ней; сбор листьев для гербария и поделок; чтение стихов про деревья.

Конспект интегрированной НОД по экологии и ручному труду для детей подготовительной группы «Рябина»

Материал: коробка, письмо, ягоды рябины, листья рябины и других деревьев с записочкой, тарелочки, иголки с крупным ушком, нитка капроновая, иллюстрация с изображением дерева рябины, кора рябины, яблоки, увеличительное стекло.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Я сегодня пришла в группу, а около дверей нашла коробочку. Как я её не крутила, не знаю, что в ней. Давайте откроем и посмотрим, что в ней. (открываем коробку). Смотрите, в коробке лежит картинка какого-то дерева, ягоды на веточке, листочки от деревьев, записка и письмо. Что бы это могло значить? Кто знает, что это за дерево, и какие это ягоды? Правильно ребята, это дерево рябина, и ягоды рябины. Скажите, а у нас на площадке растёт рябина? (нет, а на территории детского сада растёт? (да)

Кто же нам написал письмо? Давайте почитаем.

Текст письма:

Здравствуйте ребятушки! Пишет вам Царица Осень. Я живу в деревне Кобрино, около домика Арины Родионовны. Хочу вам передать гостинец - рябиновые ягодки, чтобы вы здоровёхонькие были, бодренькие и весёленькие. А ещё я вам написала много интересного про Рябинушку, от куда она взялась, и почему у нас на Руси стали рябину ценить и уважать.

# Рябина - это дерево высотой до 10 метров. Ствол со светло-серой корой, крона ажурная, развесистая. по этому и говорят "Кудрявая рябина".Листья с резным краем, плоды ярко-красные, похожи на маленькие яблочки. Плоды вначале горько-вяжущие, а после того как их подморозит первый мороз, приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь.

Ребята, а давайте проверим, действительно ли рябиновые ягодки похожи на маленькие яблочки (воспитатель раздаёт детям увеличительные стёкла, ягоды рябины и яблоки) Посмотрите внимательно, чем они похожи и чем отличаются. (Ответы детей)

# Растёт рябина в лесах, но человек давно посадил её поближе к себе. Это одно из морозоустойчивых деревьев. Рябина переносит морозы до -50 градусов. Живёт рябина до 200 лет.

# От куда же взялось название такое - рябина?

На латинском языке слово рябина состоит их 2 слов. Одно переводится как "терпкий", а второе "ловящая птиц". Это так, потому, что с давних времён существовал обычай приманивать птиц в силки ягодами рябины.

# Кто питается рябиной? Это птицы дрозды, синички, свиристели, скворцы, а в городах ещё и вороны. Иногда на ягодный пир слетается столько птиц, что ягодки падают на землю, и там они становятся добычей лесных мышек, ежей, лосей и даже медведей. (воспитатель показывает иллюстрации животных)

# Очень на Руси рябину любили. В народном календаре даже праздник такой был "Пётр-Павел рябинник", он проходил как раз в конце сентября, когда созревали ягоды рябины. В этот день ветки с плодами развешивали под крышами домов, сараи, ворота и даже втыкали рябиновые ветки на краях поля. Люди считали, что рябина защитит их от всяких бед.

# А ещё на свадьбах использовали рябину. Да, вот только послушайте. Молодожёны клали листья рябины в свою обувь, а ягодки прятали в карманы - это они делали для защиты от колдунов и ведьм. Дерево рябины обязательно сажали перед домом, считали, что это защитит семью и хозяйство от бед и сохранит счастье.

# Рябину воспевали в песнях, слогали ей стихи, пословицы и загадки.

# Из рябины готовят много всяких вкусностей. Например из неё варят варенье, конфеты, пастилу, делают настойки. Очень вкусна рябина залитая мёдом.

# И в медицине не обошлись без рябины. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. На севере, летом, больных людей выносили и клали под рябину, так как считали, что дух рябиновый отгоняет болезни. Варенье из рябины использовали как успокоительное средство.

Ещё древние греки и римляне обнаружили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это и наши предки. Для того, чтобы дольше сохранить воду для питья, они бросали в неё ветку рябины, после чего вода приобретала приятный вкус и не портилась довольно долго. Точно так же в наше время рекомендуют обеззараживать воду в походах.

Ребята, давайте устроим эксперимент. Нальём в чайничек воды, положим в него ягоды рябины и потом проверим, какой вкус у воды станет. Правда ли то, что говорит Царица Осень?

# В домашнем хозяйстве тоже использовали рябину. Из неё делали музыкальные инструменты. Молодыми ветками кормили домашних животных, а ягодками птиц.

Ребята, а какие музыкальные инструменты из дерева вы знаете? (балалайка, гусли, дудочки)

# Существует народная примета:Если в лесу много рябины, то будет дождливая осень.

Вот так, мои милые ребятушки! Кушайте на здоровьице. До свиданьица!

Ваша Царица Осень.

Ай да Осень-молодец, прислала нам такую ценную ягодку. Вот спасибо! Расскажите мне, пожалуйста, почему на Руси ягоды рябины очень ценились, что вам больше всего запомнилось из моих рассказов? (ответы детей).

Теперь давайте прочитаем записку.

«Ребята, угадайте, от каких деревьев эти листья и есть ли среди них листья рябины?»

Воспитатель раскладывает перед детьми листья от разных деревьев. Берёт по одному листочку и спрашивает, от какого дерева (ответы детей) Находят листочки рябины и сравнивают их с другими. Расскажи, чем похожи листья рябины на листья вяза?

(индивидуальные ответы детей) Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

А сейчас мы будем делать подарок для мамы или бабушки, кто как захочет. Он будет не только красивым, но и очень полезным. Перед вами на столе лежат иголки. Давайте повторим правила работы с острыми предметами.

С иголкой работать только сидя за столом (не ходить, не бегать);

Не крутиться с иголкой в руках;

Не размахивать рукой, в которой иголка;

Не подносить иголку к лицу (глазам, носу, рту, уху) ни себе, ни кому либо;

Не тыкать иголкой себя и соседа своего;

При окончании работы иголку втыкать в строго определённое для неё место (игольница, блюдечко, подушечка);

Передавать иголку соседу тупым концом вперёд;

Молодцы!

А теперь я покажу вам как надо делать бусы из рябины.

Берёте иголку с ниткой в правую руку, а ягоду в леву;

Протыкаете ягоду насквозь;

Протягиваем ягодку по нитке до узелка;

Берём следующую ягодку и делаем тоже самое, протыкаем, протягиваем;

Когда нитка кончится, надо связать вместе для кончика.

Ребята, посмотрите, какие красивые бусы получились.



© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди