15.06.2019

Самоповреждение. Почему ребенок бьет себя сам


Иногда случается так, что маленький ребенок до трех лет в напряженных ситуациях начинает наносить себе удары или биться головой о стену или пол. Это вызывает у мамы настоящий шок. Если учесть, что эти удары бывают совсем нешуточные, у любого родителя возникают вполне логичные вопросы, которые можно разделить на три условные категории:

  • Причина такого поведения . Почему он так делает? Что в семье провоцирует у ребенка такое поведение? Виноваты ли родители в чем-нибудь?
  • Хочу, чтобы этого не было . Как сделать так, чтобы ребенок не наносил себе удары?
  • Как правильно реагировать маме на такое поведение малыша?

Надо сказать, что не существует однозначного ответа ни на один из этих вопросов. Потому что поведение ребенка, который бьет себя – это всего лишь симптом. Это как головная боль – симптом дисбаланса в организме, причины которого могут быть у каждого человека свои.

И все же можно выделить некоторые общие детские особенности, которые провоцируют такое поведение у ребенка по отношению к себе:

  • Ребенок по типу личности, скорее всего, является интровертом, то есть, склонен к внутренней ориентации и сосредоточению на себе;
  • В жизни ребенка имеется какой-то раздражитель, никак не связанный с ситуацией, когда малыш наносит себе удары. Этот раздражитель ребенок в силу своего возраста не понимает и плохо осознает, но, тем не менее, он его наблюдает и чувствует. Это может быть стрессовая ситуация, сильный испуг в прошлом, сложные обстоятельства в семье, когда все очень взвинчены и напряжены, тяжелая болезнь малыша или члена семьи;
  • Ребенок из категории трудных. У таких детей в силу каких-то особенностей характера и темперамента реакции на внешние обстоятельства очень ярко выражены. Иногда эти реакции проявляются тем, что он начинает бить себя по голове, не умея по-другому выразить свои чувства, чтобы мама сама догадалась, что ему надо и как сделать так, чтобы он перестал это делать. Тогда как обычный ребенок подошел бы и попросил у мамы заинтересовавшую его вещь.

Различное сочетание этих трех особенностей дают разнообразие ситуаций и глубину реакции ребенка, когда он начинает себя бить. Кто-то валяется на полу магазина и легонько ударяется головой о пол, добиваясь, чтобы мама купила ему машинку. Кто-то до крови кусает себя за руку, когда мама возмутилась детской проделке.

Когда ребенок бьет себя – это поведение всего лишь верхушка айсберга, под которой находится глыба льда неосознаваемой психологической напряженности. Такое поведение может проявляться даже если ребенка в семье очень любят, не ругают, не называют плохими словами.

Если мама будет в каждом случае внимательно наблюдать за выражением лица своего малыша, который бьет себя, то она сможет заметить, что в некоторых ситуациях он это делает по-разному. Естественно все происходит быстро и спонтанно так, что различия в детском поведении мама понимает не сразу. Но если это происходит регулярно, то различия становятся очевидными. Рассмотрим самые основные.

Таким поведением ребенок может манипулировать родителями

Действительно манипуляциям ребенок учится с младенчества. И иногда он намеренно наносит себе удары, чтобы вызвать желаемую для себя реакцию со стороны родителей. Обычно это замена негативной реакции взрослого на вспышку нежности в сторону ребенка.

Как же понять манипулирует ли малыш в случае, когда бьется головой об стену или пол? В возрасте двух-трех лет ребенок еще не в состоянии изощренно лгать и притворяться, поэтому «вычислить» его будет просто. Два основных момента, на которые маме следует обратить внимание:

  • ребенок наблюдает за мамой, явно или, пряча глаза, но обязательно смотрит, как она реагирует на его поведение;
  • выражение лица у него притворное, напряженное;
  • ребенок чередует свои действия: наносит себе удары и после этого смотрит на реакцию мамы.

Таким поведением ребенок может сам себя наказывать

В природе человека заложено с самого глубокого детства делать все, что хочет его родитель. На эту тему существует большое количество информации и материала. Поэтому не буду подробно останавливаться на этом, скажу лишь, что механизм этот действует буквально. Говорит мама сыну: «Ты такой же непутевый, как твой отец», в подсознание ребенка идет информация: «Будь таким, как твой отец!» Или говорит отец дочери: «Тебе еще рано дружить с мальчиками», девочке идет сигнал: «Дружи с взрослыми мужчинами».

Аналогично этот механизм действует, когда мама ругает или корит своего маленького ребенка за его поведение. Детская психика воспринимает это буквально – наказывает себя с высоты своего возраста и понимания. Особенно если учесть, что в возрасте двух-трех лет («кризис трехлеток») ребенок еще только начинает психологически отделять себя от матери. Он не понимает, какие изменения в психике у него происходят, и еще не осознает себя в новом качестве личности, отделенной от матери. Для него пока ее огорчение – это и его огорчение, ее злость и его тоже. Поэтому нет ничего удивительного, что ребенок готов сделать все, лишь бы мама не сердилась. Любого рода комментарии недовольства (не обязательно с повышенным голосом или раздражением) с ее стороны могут спровоцировать ребенка на то, чтобы наносить себе удары.

Мы сами можем наблюдать этот механизм в том, когда поругавшись с кем-то, якобы случайно режем себе ножом палец. Таким образом, как бы наказывая себя за несдержанность.

Этот вид детской реакции можно также определить по выражению лица ребенка:

  • видно, что ребенок искренне сильно огорчен;
  • если мама выходит из комнаты или отворачивается, он не прекращает наносить себе удары.

Таким поведением ребенок может проявлять свое отчаяние

Это, пожалуй, самый сложный для понимания мамы вид реакции ребенка, когда он бьет сам себя. Например, мама наблюдает со стороны за тем, как играет ребенок. Ребенок маминого взгляда не замечает. Он не может найти игрушку или находится в каком-либо другом затруднении. Вместо того чтобы обратиться за помощью к взрослому, начинает бить себя рукой по лицу. При этом ребенок:

  • не расстроен и, по мнению мамы, у него нет серьезных причин делать так;
  • выражение лица у него нейтральное или недоуменное.

Таким образом, внимательно наблюдая за своим малышом, мама может примерно определить, отчего ребенок бьет себя. Малыш, склонный к таким действиям, может действовать в двух любых или во всех вариантах одновременно. То есть он одновременно может испытывать отчаяние и стремиться оказать давление на взрослого. И маме следует в каждом случае действовать не по какому-то шаблону, а стараться найти тот уникальный ключик, который подойдет к ее малышу, чтобы ослабить его внутреннее напряжение.

Маме важно всегда помнить, что поведение ребенка это лакмусовая бумажка по которой можно определить общую психологическую обстановку в семье среди всех ее членов. Ребенок проявляет не только свое психологическое настроение, но и настроение родителей в данный момент.

Из этого вытекает самый главный способ, который сможет изменить поведение ребенка по отношению к себе. «Лечить» психологическую обстановку в семье!

Если же обстоятельства таковы, что это невозможно. Не всегда в силах родителей предоставить ребенку идеальную, гармоничную и счастливую психологическую атмосферу. Мама должна понимать, что ребенок просто так себя проявляет через нанесение себе вреда в силу возраста. Со временем ребенок перестанет бить себя, но склонность к этому, скорее всего, останется на всю жизнь. Только удары, он будет наносить себе не по телу, а в уме. Что может приводить к пониженной самооценке личности.

И, тем не менее, маме не стоит успокаиваться и ждать, когда ребенок перестанет бить себя самопроизвольно. Если мама будет думать, что ребенка не стоит поправлять, когда он себя неверно ведет, или комментировать его плохое поведение, то ребенку это не поможет. Каждый малыш нуждается в том, чтобы ему указывали на границы, в которых он может действовать. Вопрос только в том, как это делать? Вот только некоторые пункты, на которые стоит обратить внимание. Мама может сузить или расширить предлагаемые варианты, по своему усмотрению, общаясь непосредственно со своим малышом.

  • Снизить громкость голоса и экспрессию . Мама может провести эксперимент и корить ребенка шепотом или на ушко. Такое поведение может на какой-то период так удивить малыша, что он будет не так сильно фиксироваться на себе и забывать бить себя.
  • Не изменять резко свое поведение с ругани на нежность . Если мама отчитывает ребенка за его поведение не стоит бросаться на ребенка с поцелуями, как только он нанес себе первый удар по голове. Таким поведением мама лишь закрепляет у ребенка стереотип поведения.
  • Физически не давать ребенку бить себя . Мама мягко удерживает ребенка, когда он бьет себя и обязательно комментирует это следующими фразами: «Не надо так делать. Мама тебя очень любит».
  • Не манипулировать в ответ на его манипуляции . В этом случае маме нужно точно понимать, что сейчас ребенок бьет себя именно с целью давления не родителей, чтобы они исполнили его желание. Он не наказывает себя и не находится в отчаянии. Тогда мама временно прекращает всякое общение с ребенком, может даже оставить его одного в комнате, давая, таким образом, ему понять, что нанося себе удары, ребенок все равно не сможет добиться желаемого.
  • Говорить чаще ребенку слова любви, уделяя внимание такому моменту . «Даже если мама сердится, она все равно очень любит своего малыша».

А самое главное, даже если ребенок перестанет со временем наносить себе удары, маме не стоит забывать о том, что ребенок делал это. Когда он будет подрастать, маме надо приложить все усилия, чтобы научить его абстрагироваться от стрессовых ситуаций и не переносить их на себя. Не навешивать на себя чувство вины. Дать ему стержень внутреннего самоощущения цельной личности, который будет поддерживать его по жизни.

Вопрос от Гульнары, г. Красноуфимск:

Сыну 8 лет. За непослушание шлепала по попе. Сейчас не трогаю. Теперь ребенок бьет себя сам, наказывает сам себя. Меня это пугает.

Отвечает Татьяна Сосновская, педагог, психолог:

Здравствуйте, Гульнара!

Вы совершенно правы, что перестали применять физические наказания к своему ребенку. Современных детей необходимо воспитывать современными методами, обязательно учитывая их природные особенности, желания и возможности. , это имеет крайне негативные последствия. Но что делать, когда ребенок сам себя бьет? Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Для каждого ребенка родительское битье это стресс. Но разные дети на этот стресс реагируют по-разному. Острее всего чувствует боль от физических наказаний ребенок с кожным вектором, его тонкая нежная кожа не выдерживает такого жесткого воздействия. При систематических наказаниях для адаптации стресса и чтобы погасить боль гибкая психика кожного ребенка начинает вырабатывать естественные опиаты. Происходит парадоксальная реакция: после боли становится приятно! Постепенно человек начинает получать подсознательное удовольствие, когда ему плохо и больно. Так складывается механизм формирования так называемого мазохистского сценария в кожном векторе и кроется причина, почему ребенок сам себя бьет.

Некоторые родители и воспитатели даже отмечают тенденцию: такие дети как бы специально провоцируют взрослых, «нарываются» на наказание: сознательно нарушают правила, не слушаются, хулиганят.
Подобное поведение поначалу можно спутать с независимым поведением ребенка с уретральным вектором, но они в корне отличаются. Уретральнику просто плевать на запреты, он менее других от природы нуждается в опеке родителей.

Когда ребенок бьет сам себя, он, вроде как наказывая себя, получает свое искаженное маленькое удовольствие через инициацию кожи болью. Пока ребенок не вырос, его психика развивается, поэтому все еще можно исправить!

Есть дети, которые сами бьют себя по голове или довольно сильно стучатся головой об стену. Эти проявления можно наблюдать у детей довольно раннего возраста, уже до года. Причина такого поведения иная – это серьезный симптом начинающегося неблагополучия в развитии звукового вектора . Это тема нашей следующей статьи.

Если подобная аутоагрессия это звуковое, то для мальчиков с кожно-зрительной связкой векторов может быть свойственна жертвенность — сам себя ударю. Именно такие дети становятся изгоями в школе, которых все клюют и задирают. И здесь кроме кожного очень важно понимание состояния зрительного вектора, его правильное развитие.
Ребенок с анальным вектором, очень зависимый от мамы, ее мнения, послушный и ведомый, может сам себя бить, желая угодить маме. «Сделаю все, как ты хочешь, даже накажу себя сам, только люби меня.»

То есть одно и то же поведение ребенка может быть продиктовано разными внутренними состояниями и их причинами. Разобраться в них можно, хорошо понимая психику ребенка. Этому вы можете научиться на полном тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. А в этой статье мы чуть подробнее остановимся на одном из возможных аспектов — особенностях реакций кожного вектора.

Что делать, если ребенок бьет себя

Работа с ребенком с кожным вектором, который себя бьет, должна идти по двум направлениям.

Первое, и самое главное: восстановление чувства безопасности и защищенности у ребенка.

Второе: наполнение желаний кожного вектора.

Девиз воспитания ребенка с кожным вектором:

  • Ласка
  • Логика
  • Дисциплина
  • Спорт

Ребенок с кожным вектором нуждается в ласке, да он и сам по себе очень ласковый, как котенок. От шлепков и грубого воздействия на его кожу, он может начать избегать телесного контакта. Когда ребенок бьет себя сам это на самом деле его крик о помощи. Обнять, поцеловать, погладить по спинке, сделать массажик на ночь – воспользуйтесь этими простыми действиями, и вы сможете постепенно вернуть ребенку его психологический комфорт!

Просто запрещать что-то кожному ребенку «потому что я так сказала!» не стоит. Ему лучше логически объяснить причину запрета или правила, и он будет выполнять ваши ограничения. При правильном подходе он даже научится . Ведь самоограничение – это то, что доставляет взрослому кожнику удовольствие, позволяет ограничивать других, то есть руководить.
Развивать логику можно также с помощью интересных конструкторов, головоломок, позже, занятий математикой и прочего.

Когда вы бьете ребенка, он испытывает колоссальный стресс, но это его ничему не учит. Напротив, он теряет способность к развитию. А вот дисциплина и разумные ограничения действуют на кожника ободряюще. Например, если ребенку с анальным вектором сказать, что на уроки ему отводится полчаса, то у того может просто наступить ступор. А вот для кожника это стимул сделать все быстро и качественно. «А если еще и расписание в дневник успеешь написать, то получишь конфету!» Не сомневайтесь – он успеет.

Понимание психики ребенка, который бьет себя поможет вам забыть об этой проблеме и вырастить замечательного человека. Распорядок дня, расписание дел на неделю, поощрения за хорошо выполненную работу приучают такого ребенка к трудолюбию, самодисциплине, здоровой конкуренции, удовлетворяют его желание быть первым. Идеальный образ развитого кожного вектора – это военный офицер. Но самодисциплина нужна везде: и в бизнесе, работе, особенно руководящей.

Ну и конечно, спорт. Кожные детки от природы очень подвижны. Именно в физической активности, ритме, конкуренции (только не ведите детей до подросткового возраста в студии современного или восточного танца, ранняя сексуализация в этих направлениях вредит детской психике). При правильном подходе к кожному ребенку, у него больше не будет причин бить себя.

Как наказывать кожного ребенка?

Ограничением. Только сначала объяснить, что он сделал не так, и за что вы его наказываете. Можно поставить его в угол, но на строго ограниченное время, в зависимости от возраста это может быть и 3, и 5, и 10 минут. Можно забрать планшет или мобильный телефон на определенное время (сказать, на какое). Или лишить похода в кино или в гости. Главное, помнить, что наказание – это не кара, а метод научить ребенка правильным способам поведения и взаимодействия с внешним миром.

Гульнара, когда в следующий раз увидите, что ребенок бьет сам себя, постарайтесь его успокоить: тихо обнять и спокойно поговорить: «Я понимаю, что у тебя не получается, но давай попробуем сделать это по-другому…». Конечно, нужно иметь в виду, что описанные механизмы в кожном векторе – это одна из возможных причин. Картина может усложниться, если у вашего ребенка есть другие вектора (а наверняка они есть), а также если вы сами находитесь в не лучшем психологическом состоянии.

Лучшим выходом из ситуации будет прохождение тренинга системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который уже позволил многим родителям изменить к лучшему свою жизнь, глубже понять себя и природу собственного ребенка и решить самые разные проблемы воспитания .
Уже на бесплатных онлайн-лекциях можно много узнать об особенностях детей с кожным вектором, об особенностях подхода к ним, исчерпывающую информацию по вашему вопросу вы сможете получить на полном тренинге Первого уровня по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Присоединяйтесь !

Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Когда ребенок бьет себя, это всегда вызывает сильное беспокойство у родителей. Внешне самонаказание проявляется как каприз: ребенок раздражителен, он может напряженно тянуть себя за волосы, а может бурно биться головой об стену или пол. И хотя такое поведение можно счесть за детскую шалость, основная ее причина - неправильное воспитание.

В чем причина такого поведения?

Самонаказание относится к агрессивному поведению, его отличие лишь в том, что эта агрессия подавлена в силу неправильного родительского воспитания. В результате агрессивность стала носить пассивный характер.

И пока это поведение не будет признано и перестроено, у ребенка будет сохраняться сила невысказанной боли. Став старше, утешение он будет искать в еде, воровстве и в других формах «успокоения».

Причины, позволяющие ребенку реагировать подобным образом, разнообразны и отчасти зависят от его темперамента. Рассмотрим каждую из них.

Ребенок может бить себя в знак протеста

Если младенцы целиком подчинены воле родителей, то дети в возрасте от 2-х лет начинают серьезно сопротивляться подчинению. Сам по себе протест - качество лидера, поэтому черта таких детей - требовательность. Такому ребенку сложно отказаться от чего-то, на что, как ему кажется, он имеет врожденные права.

Подобная бурная реакция формируется в ответ на чрезмерную строгость родителей, обилие запретов и правил в воспитании. Если бы и нашу волю неоднократно подавляли, то прямое выражение агрессии по отношению к обидчику, как и стремление к близости (например, попросить то, что ему запрещают), порождали бы в нас огромный страх.

Таким образом, ребенок борется с собственным унижением и ограничением свободы с использованием силы против себя.

Неправильное наказание в данном случае: крикнуть на ребенка, ударить ребенка.

Результат наказания: ребенок плачет еще громче.

Эффективная реакция мамы: мягко удержать ребенка, когда он бьет себя. Сесть рядом, успокоить, обнять. В данной ситуации наиболее заслуживающей доверия будет интерпретация чувств ребенка. «Мама не разрешила съесть конфетку сейчас, и ты очень разозлился на маму. Ты сможешь съесть сразу две после обеда».

На заметку: пересмотреть излишние требования к ребенку, убрать часть запретов. Учиться идти на компромисс.

Ребенок может бить себя в тот момент, когда испытывает чувство вины

Другой вариант - дети, отличающиеся от первых слабой нервной системой. Это дети, выросшие в окружении родителей, которые вербально ограничивают детскую оппозицию. Такие родители часто ругают своих детей, навешивают ярлыки, называют обидными прозвищами.

Рассмотрим обычную ситуацию дома. Ребенок сломал игрушку и старается ее починить. У него не получается, он злится и бьет себя по уху. Если ребенок часто слышит обидные слова за какую-нибудь оплошность, он, совершая то, что не понравится его маме, мысленно ругает себя сам.

Похлопывание по уху - бессознательная реакция, которая сообщает о том, что малышу больно слышать, как его обзывают. Распознать детей, относящихся к этому типу, можно по поведению. При ударах ребенок не бунтует в отличие от первого типа. Плач возникает как реакция на боль.

Неправильное наказание в данном случае: запереть в комнате, не обращать внимания.

Результат наказания: ребенок продолжает бить себя.

Эффективная реакция мамы: ослабить внутреннее напряжение, предложить что-нибудь интересное. Комментарий мамы: «Игрушка сломалась? Ничего, мое солнышко, не расстраивайся, я все равно тебя люблю. Даже если мама сердится, она всегда будет тебя любить. Давай попробуем починить ее вместе».

На заметку: воздержитесь от чрезмерной словесной критики. Чаще проявляйте любовь.

Ребенок может бить себя, чтобы получить желаемое и почувствовать свое влияние

Дети манипулируют своими родителями по нескольким причинам: чтобы получить порцию любви и внимания, скрыть свои проделки, а также вызвать у родителей чувство вины и жалости к себе.

Дети - очень талантливые наблюдатели, и чаще всего причина детских манипуляций кроется именно в поведении родителей. Родители маленьких манипуляторов привыкли вовсю угождать любимому малышу. Детские слезы вызывают ощущение вины, и вот мы уже усиленно опекаем их, задабриваем, заискиваем, становимся чрезмерно снисходительны в тех случаях, когда нам нужно проявить твердость и последовательность.

Вычислить такого хитреца просто: как правило, ребенок в таких случаях наносит себе удары и наблюдает за реакцией мамы.

Неправильное наказание: тут же сменить гнев на милость. Проявление внимания и нежности только закрепит у ребенка нежелательное поведение.

Эффективная реакция мамы: научить новому поведению. Отвлечь ребенка, задать неожиданный вопрос либо выйти из комнаты. Комментарий мамы: «Ты что-то хотел сказать?» Продолжайте заниматься своими делами и комментируйте дальше: «Когда ты сердишься, я хочу знать об этом». Услышав ответ ребенка, подкрепите новое поведение похвалой. «Это хорошо, что ты сказал, что сердишься. Когда ты бьешь себя, я не понимаю, что ты хочешь мне сказать».

На заметку: научитесь переключать внимание ребенка и удерживать его от нежелательного поведения.

В заключение хочется пожелать родителям научиться самому важному - воспитанию себя. Только тогда мы сумеем правильно и позитивно корректировать поведение наших детей.

Эльнара Агаева, семейный психолог

Здравствуйте! На протяжении многих лет у меня были твёрдые принципы, следуя которым, я отвечала бы собственным запросам. В 2016 году был период времени, когда я забыла о своих фундаментальных принципах и своими ошибками разрушила собственный идеал себя. Я ненавижу себя за это. Ненавижу настолько, что постоянно бью себя по голове, груди, ногам, царапаю и щипаю кожу. Я ненавижу себя за то, что дала слабину. И сейчас у меня ощущение того, что прошлое уже не вернуть, что я совершила эти ошибки , и их уже не исправить! свой идеал не вернуть. Чувство, будто я испорчена, и меня злит это. Я злюсь на саму себя. Я ненавижу себя за то, что забыла о своих принципах. Ненавижу себя за то, что не могу доверять самой себе. Как осознать, что нет ничего идеального? Как осознать, что о прошлом нельзя горевать? Моё нынешнее состояние со всеми этими мыслями очень мешает мне двигаться дальше.

Ненавижу себя, постоянно бью себя, царапаю и щипаю кожу

Здравствуйте, Алина.
Вы спрашиваете
Как осознать, что нет ничего идеального?

Что бы мы не представили идеальным, всегда найдется что-то еще лучше. И идеального в самом деле нет. Мы все разные, и при этом не идеальные. Мы все можем делать ошибки, значит мы живые. Вот ссылка на статью по поводу о осознанности , можете прочитать.
своими ошибками разрушила собственный идеал себя. Я ненавижу себя за это. Ненавижу настолько, что постоянно бью себя по голове, груди, ногам, царапаю и щипаю кожу.

Алина, зачем Вам так важно быть идеальной? Если Вы не идеальны, то что тогда? И в чем состоял Ваш идеал себя? А сейчас получается так, что Вы ненавидите себя за то, чего быть не может.
Я ненавижу себя за то, что забыла о своих принципах. ненавижу себя за то, что не могу доверять самой себе.

Видимо, были какие-то причины тому, что Вы забыли о Ваших принципах. Важнее доверять как раз не своему представлению о идеальности, а самой себе, своим чувствам.
На нашем сайте есть статья про идеальность, прочитайте .
Алина, если нужна будет консультация, пожалуйста, обращайтесь. Будут рада помочь.
С уважением, Ольга Позняк.

Здравствуйте, Алина.
С одной стороны вы говорите, что понимаете, что достичь идеала нереально, с другой стороны как будто не хотите с этим смириться.
Похоже у вас есть некий идеальный образ себя и есть запрет быть какой то другой, не соответствующей этому образу. Очень важно, что случилось тогда, когда вы отступили от своих принципов, с чем это было связано для вас. Может быть дело не только в отступлении от принципов но и в самом событии...
Может быть вы тогда пережили тяжелую ситуацию, а теперь по какой то причине вините себя за то, что произошло. Может быть у вас есть убеждение в том, что "давать слабину" нельзя, неприемлемо, опасно. Важно разбираться, что вы имеете ввиду, когда говорите о слабости, в чем именно опасность быть слабой.
Если вы хотели бы помочь себе, научиться принимать себя такой какая вы есть, перестать винить себя и наказывать, тогда нужно подробнее разобраться со всеми вышеперечисленными и другими вопросами.
Обращайтесь ко мне на консультацию, я буду рада вам помочь.
[email protected]
https://сайт/psiholog-lola-makarova/

С уважением, психолог,
Макарова Лола.

Самоповреждение – умышленное нанесение телесных повреждений самому себе, которое обусловлено внутренними психологическими проблемами и не связано с намерением совершить суицид.

МКБ-10 X84
MeSH D016728
DiseasesDB 30605 29126

Причины

Выделяют три вида самостоятельного истязания: серьезное, стереотипическое и умеренное.

Серьезное самоповреждение – это удаление органов или частей тела (глаз, ушей, конечностей, гениталий). Оно встречается очень редко и в большинстве случаев имеет определенный символический смысл. Его основными причинами являются:

  • шизофрения;
  • маниакальный синдром;
  • глубокая депрессия;
  • транссексуализм;
  • острая наркотическая или алкогольная интоксикация.

Стереотипическое самоповреждение – ритмичные монотонные действия, наносящие вред человеку (удары головой о стену, укусы). Оно характерно для людей с задержкой в развитии, аутизмом и синдромом Туретта.

Умеренное самоповреждение проявляется в виде поверхностного травмирования собственного тела (порезов, расцарапываний, вырывания волос). Им занимается около 4% населения. Основная часть из них – дети подросткового возраста (в большинстве случаев – девочки). Кроме того, склонность к самоповреждению наблюдается среди:

  • ветеранов войны;
  • заключенных;
  • гомосексуалистов;
  • воспитанников интернатов;
  • людей, подвергавшихся насилию в детстве.

Основные причины умеренного самоповреждения – различные эмоциональные проблемы: душевная боль, внутренняя пустота, чувство вины, желание привлечь к себе внимание. Кроме того, членовредительство может быть следствием приема психоактивных веществ или одним из проявлений психических дисфункций:

  • пограничного расстройства личности;
  • посттравматического синдрома;
  • депрессии;
  • биполярного аффективного расстройства;
  • расстройства пищевого поведения (анорексии, булимии) и так далее.

Патогенез

Существует три основных теории, которые объясняют, почему самоповреждение становится повторяющимся поведением:

  • серотониновая;
  • опиатная;
  • кортизоловая.

Согласно серотониновой теории у некоторых людей в организме вырабатывается недостаточный уровень серотонина, поэтому они хуже справляются со стрессовыми ситуациями. При нанесении аутоповреждений происходит активизация синтеза этого гормона, и у человека улучшается самочувствие.

Опиатная теория состоит в следующем. Травма запускает противоболевую систему головного мозга: начинают вырабатываться естественные обезболивающие вещества – опиаты. Они притупляют неприятные ощущения и вызывают эйфорию. В результате возникает зависимость, заставляющая человека повторять самоповреждение.

Кортизол – гормон, который синтезируется в стрессовые моменты и запускает каскад реакций, способствующих защите организма от внешних агрессивных факторов. Но у части людей происходит наоборот – в проблемных ситуациях уровень кортизола снижается. Они сознательно причиняют себе боль, чтобы изменить гормональный фон и справиться с трудностями.

Психологические механизмы самоповреждения:

  • замещение боли – физический дискомфорт приводит к притуплению эмоциональных страданий;
  • усиление ощущений – боль помогает заполнить внутреннюю пустоту, а также доказывает пациенту, что он еще жив;
  • самонаказание – завышенные требования окружающих или реальные проступки заставляют человека наказывать себя.

Иногда с помощью нанесения повреждений подростки пытаются привлечь внимание родителей или друзей. Особенностью этой ситуации является демонстративность травм, в то время как в остальных случаях люди тщательно скрывают следы членовредительства.

Симптомы

Самоповреждение у подростков может проявляться в таких формах, как:

  • порезы кожи острыми предметами;
  • саморасцарапывание кожи;
  • ожоги;
  • препятствование заживлению ран;
  • ущемление частей тела;
  • вырывание волос;
  • ломание костей;
  • втыкание иголок.

Кроме того, многие специалисты относят к самоповреждению употребление токсических веществ, переедание и голодание.

Чаще всего травматизации поддаются руки, ноги и передняя часть туловища. Человек может использовать несколько способов нанесения повреждений. Поводом для членовредительства является любая ситуация, вызывающая тревогу или напряжение. Как правило, люди истязают себя в одиночестве. В редких случаях подростки делают это в небольших группах.

Основной признак самоповреждения кожи – наличие следов (порезов, гематом, шрамов, ожогов). Обычно человек скрывает их под одеждой или объясняет неосторожным поведением. Зачастую он носит с собой острые предметы.

Как правило, расстройство сопровождается другими симптомами, среди которых:

  • трудности с установлением межличностных связей;
  • склонность к рефлексии;
  • импульсивность, тревожность, поведенческая нестабильность;
  • недовольство жизнью и так далее.

Диагностика

Обнаружив у подростка признаки самоповреждения острыми предметами, необходимо проконсультироваться с психологом. В ходе беседы врач проведет опрос и установит причины аутоагрессивного поведения. При необходимости он направит пациента к психиатру для постановки клинического диагноза.

Кроме того, может потребоваться осмотр у , травматолога или терапевта для определения характера и тяжести повреждений.

Лечение

Как избавиться от склонности к самоповреждению? Прежде всего необходимо, чтобы пациент признал проблему, а также выяснил ее причины совместно с психологом. Зачастую подросток не может объяснить, почему он ранит себя. Узнать глубинные предпосылки аутоагрессивного поведения получается только с помощью психоанализа.

Алгоритм лечения самоповреждения подбирается индивидуально. Он может включать одно или несколько направлений психотерапии:

  • когнитивно-поведенческую терапию;
  • диалектическую поведенческую терапию;
  • техники, целью которых является развитие внутренней осознанности.

Могут использоваться медикаменты – антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики и так далее. Их прием должен обязательно контролироваться врачом.

Для того чтобы эффективно бороться с самоповреждением, пациенту необходимо корректировать свое поведение. Специалисты рекомендуют постепенно заменять привычку резать или царапать себя в тревожных ситуациях на менее травматичные действия. Например, надевать на запястье резинку и дергать за нее при возникновении желания нанести себе травму. Другие варианты замещения – крик, удары по боксерской груше, разрывание бумаги

Кроме того, пациенту следует отвлекаться от навязчивых мыслей с помощью физических упражнений, прогулок, танцев, занятий музыкой и так далее. Если человек страдает от внутренней опустошенности, в качестве усилителя ощущений можно использовать холодный душ.

Самоповреждение у подростков требует участия всей семьи. Необходимо поддерживать ребенка и обсуждать с ним его чувства.

Прогноз

Возможные последствия самоповреждения в подростковом возрасте:

  • закрепление поведенческой схемы, в основе которой лежит использование аутоагрессии вместо конструктивных решений в сложных жизненных ситуациях;
  • инфицирование ран;
  • формирование шрамов и увечий;
  • нанесение повреждений, несущих угрозу для жизни.

Грамотная позволяет скорректировать поведение и устранить склонность к самоповреждению.

Профилактика

Профилактика самоповреждения заключается в своевременном решении психологических проблем и лечении расстройств поведения.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди