03.08.2019

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Край наш полон добрым светом. Сценарий музыкально-литературной композиции к дню матери


Сценарий музыкально- литературной

композиции,посвящённой Дню матери.

(На сцену выходит ученик в образе пожилого мужчины и садится на скамью. Звучит песня в исполнении Л.М.Гурченко «Молитва». (Автор слов и музыки А.Доровских)

На экране кадры из фильма Н.С.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»(мать укладывает спать Илюшу).

Звучит музыка М.Блантера.

Ученица читает стихи М.Исаковского «Колыбельная». На экране слайды(матери с детьми)

Месяц над нашею крышею светит,

Вечер стоит у двора.

Маленьким птичкам и маленьким детям

Спать наступила пора.

Завтра проснёшься – и яркое солнце

Снова взойдёт над тобой…

Спи, мой звоночек родной.

Спи, моя крошка, мой птенчик пригожий,

Баюшки-баю,баю.

Пусть никакая печаль не тревожит

Детскую душу твою.

Ты не увидишь ни горя, ни муки,

Доли не встретишь лихой…

Спи, мой воробышек, спи, мой сыночек,

Спи, мой звоночек родной.

Ученик читает отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия».

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. На веки вечные запомнил я, как нежно гладили они мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, светлые руки твои!

Звуки вьюги.

Ученик и ученица читают стихотворение В.Карпенко «Детство».

О, детство… Нет такой науки,

Чтоб хоть на миг вернуть его,

Чтоб материнской ласки руки

Коснулись сердца моего.

Мы трудно жили и по горло

Хватили всяческой беды…

Но ты пришла и сразу стёрла

Неизгладимые следы.

Пришла. Родным и тёплым светом

Моё наполнив бытиё.

И шрамы есть — и шрамов нету.

Есть седина — и нет её.

Во всех невзгодах согревая,

Окутала своим теплом.

Я возвращу его, родная,

Пуховым вязаным платком.

Звуки вьюги.

Песня «Оренбургский пуховый платок» (поёт ученица). Авторы В.Боков и

Г.Пономаренко.

Танец под песню.

На экране – слайды.

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать.

Я готова тебе, дорогая,

Не платок, даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, не жалела,

Всё равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран всё сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог.

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок!

Ученик читает отрывок из стихотворения Л. Ошанина «Баллада о матери».

Это только теперь, через годы, я стал понимать,

Как казнят матерей безучастьем и чёрствостью дети.

Друг мой! Брат мой! Товарищ мой! Если зовёт тебя мать,

Рвись к ней сердцем, спеши, мчись к ней в самой крылатой ракете.

Опоздаешь на миг — не простишь себе этого вечно…

Ты звала меня, мать? Но дорога длинна и разлука с тобой бесконечна…

На экране – кадры из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (приезд маменьки Илюши).

В литературно – музыкальной композиции использованы следующие материалы:

Отрывки из фильма Н.Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

Тематические слайды.

Стихотворения Л. Ошанина, Вл.Карпенко, М. Исаковского, В. Бокова.

Отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия».

Музыка Э.Артемьева, Г. Пономаренко.

Песня « Молитва» в исполнении Л. Гурченко.

Конспект открытого урока по музыкальной литературе
Преподаватель высшей категории Хабирова Елена НасимовнаМБОУ ДОД ДМШ им. М. Хисматуллина
село Иглино, Иглинскогорайона Республика Башкортостан
Учебный предмет: музыкальная литература
Класс: второй год обучения
Автор УМК: М. Шорникова, автор программы Е.Лисянская
Тема урока: Венские композиторы классики.
Тип урока: урок- игра, обобщение полученных знаний.
Цели и задачи: Повторить и закрепить полученные знания о Венских композитора-классиках Бетховене, Гайдне, Моцарте. Активизировать музыкальные представления, слух и память. Уметь сопоставлять факты, события в биографии композиторов, ориентироваться во временном и историческом пространстве.
Оснащение и оборудование урока:
компьютер, таблицы-контрольные листы с перечнем заданий. Портреты композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Таблички с тестами заданий.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята. Вот мы закончили с вами раздел нашего курса музыкальной литературы, посвященный венским композиторам классикам. Сегодня на нашем обобщающем уроке мы попробуем поиграть с вами в музыкальную игру, которую я назвала «Секстет». Почему такое название, спросите вы. А давайте попробуем сами ответить на этот вопрос. Что такое секста?
Ученики: это интервал, который состоит из 6 ступеней и 5 тонов.
Учитель: вот и в нашей игре будет предложено отгадать по 6 заданий, и все кто это сделает правильно получат оценку «5».
Итак, условия нашей игры «Секстет». Класс делим на3команды(соответственно расставляем парты). Каждая команда выбирает контрольный лист с именем композитора
(Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен) в который вы должны собрать все 6 правильных ответов на задания. Ведущий читает задания на карточках, которые в перемешанном виде лежат на столе вниз надписью.Правильно определив, к кому из композиторов относится каждое высказывание, определение или музыка на карточке, команда поднимает руку и забирает ее себе. Если вы не смогли определить свой правильный выбор, то ваша команда пропускает один ход в игре, и участвуют только 2 команды. В таком порядке продолжаем игру, пока одна из команд полностью не закроет свой контрольный лист.
Приложение:
Прилагается образец карточек и контрольных листов
(3 шт. по количеству команд)
Контрольный лист:Портрет композитора
Краткие сведения из биографии(без указания фамилии и имени)
Перечень наиболее выдающихся произведений.
Высказывания композитора об искусстве.
Оценка творчества композитора.
Музыкальный фрагмент из его произведений(название не зачитываем, а включаем только указанный фрагмент.)
В процессе игры каждое поле должно быть закрыто карточкой заданием которое зачитывает ведущий. Все предложенные задания распечатываются и разрезаются, затем при правильном ответе отдаются игрокам.
Образцы карточек с заданиями:
Портрет Вольфганга Амадея
Родился в 1756 году в городе Зальцбурге. Когда он был пятилетним ребенком, слава о нем гремела по все стране. Ему устраивали невероятные музыкальные испытания, но он легко справлялся с любыми трудностями. Знаменитая музыкальная академия в Болонье назвала его академиком в 14 лет, хотя по уставу моложе 29 лет в члены академии не избирали. Маленький гений вырос в большого гения. Умер в 1791году.
Рондо из «Маленькой ночной серенады», «Лакримоза» из «Реквиема», симфония №40, Рондо в турецком стиле. Опера «Свадьба Фигаро»в«Я так сказать торчу в музыке весь день.» В ответ отцу он написал
- О моей так называемой доступности не беспокойтесь. Музыка моей оперы – для людей всех рангов, кроме тех, у кого длинные уши»
5.Гайдн сказал о нем: «Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех. О ком когда либо слышал».
«Все его произведения отличаются классической ясностью и стройностью формы, они напоены радостью, светом ибо он, несмотря на свою тяжелую жизнь, был творцом человеческого разума и счастья».
6. Звучит фрагмент 1 части симфонии №40,Ария Фигаро « Мальчик резвый…»
1.Портрет Йозефа Гайдна
2.Родился в 1732 году в местечке Рорау близ Вены.Дружная многодетная музыкальная деревенская семья определили характер молодого композитора.30 лет он служил у князя Эстергази, одного из самых богатых людей империи. Его с любовью называли «папашей» и в молодости и в глубокой старости. Короли и князья восторгались его музыкой и заказывали ему симфонии и оратории. Умер в 1809году.
3.Более 100 симфоний, в том числе 6 «Парижских» и 12 «Лондонских», «С тремоло литавр», оратории «Сотворение мира» и «Времена года»
4.В начале 18 столетия он изготовил себе визитную карточку, в которой объяснял, почему он не мог покидать свой дом. На ней было напечатано «все мои силы оставили меня, я стар и слаб»
5.Русский композитор П. И. Чайковский сказал о нем: «Не будь его,-не было бы ни Моцарта, ни Бетховена»
6.Звучит фрагменты музыки Гайдна. Симфонии №10 «С тремоло литавр» , 1часть
Соната для фортепиано ре мажор тема 1 части.
Портрет Людвига ван Бетховена
2.Родился в 1770 году в маленьком немецком городе Бонне,наберегу Рейна. Он с детства узнал нужду, в 12 лет стал опорой семьи.В этом мальчике чувствовалась большая воля и целеустремленность. Он много работал, изучал музыку великих композиторов, овладел игрой на клавесине, скрипке, альте, флейте, все чаще брался за перо, чтобы записать музыкальные мысли. Когда на вершине славы его постигла страшная болезнь- глухота, ему помогла вера в то, что его искусство нужно людям, что он должен дарить им радость, учить мужеству и стойкости. И он ее победил, потому что к нему пришла не смерть, а бессмертие. Умер в 1827 году.3.Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», 32сонаты для фортепиано, в т.ч. «Аппасионата», «Патетическая», «Лунная»., 9 симфоний из них «Пятая симфония», « Третья симфония»(Героическая).
4 Он говорил: Я схвачу судьбу за глотку, ей не удастся совсем согнуть меня!- О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз…»
«Музыка должна высекать огонь из мужественных сердец»
«Свобода и прогресс являются целью искусства, как и всего мироздания»
5.Музыка его наполнена могучей силой протеста, она дышит борьбойза торжество справедливости. Великие идеалы воспел в своей музыке этот замечательный немецкий композитор- идеалы Свободы, Равенства, Братства»
6.Звучат фрагменты музыки Бетховена: симфония № 5 1,2 части, увертюра «Эгмонт» экспозиция.
В конце урока подводятся итоги, выбирается команда, закрывшая
наибольшее количество вопросов.


Приложенные файлы

ЦЕЛЬ: в теплой задушевной обстановке поговорить с учащимися о роли женщины-матери; обратить внимание ребят на быстротечность жизни и необходимости беречь своих матерей; показать, какое огромное количество поэтов посвящали стихи своим матерям; послушать эти замечательные стихи и песни в исполнении учителей и учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Записи песен:

  1. «Поговори со мною, мама» В.Толкунова.
  2. «Мама» О.Газманов
  3. «Тихо теплится лампадка»
  4. «Мамины глаза» Е.Мартынов – М.Пляцковский
  5. «Наши мамы»
  6. «Оренбургский пуховый платок»
  7. «Мадонна» И.Крутого, сл. Р. Казаковой
  8. соната №14 «Лунная» Л.Бетховена
  9. музыка из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь» Е.Дога
  10. музыка из драмы М.Лермонтова «Маскарад»

Плакаты:

  1. «Восславим Женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни» . М.Горький
  2. «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери» . Ю.Яковлев
  3. «Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чьё имя – Мать». М.Джалиль

4. «…Во всю мою жизнь, сколько я себя помню, я жил, учился, работал, мечтал всегда с думой о счастье матери!.. Всегда она была на первом плане: при всяком успехе, при всяком счастливом обороте дел я думал только о том, как это обрадует маменьку» . Н.Добролюбов

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, уважаемые гости нашей традиционной литературной гостиной!
  2. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие учителя и ребята!
  3. ВЕДУЩИЙ: Мы очень рады, что вы, несмотря на бесконечные дела и заботы, пришли к нам сегодня.
  4. ВЕДУЩИЙ: 26 ноября вся Россия отмечает прекрасный праздник – День матери!
  5. ВЕДУЩИЙ: Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.
  6. ВЕДУЩИЙ: А самый близкий и родной человек в семье, конечно же, мама!
  7. ВЕДУЩИЙ: Мама! Как емко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» .
  8. ЧТЕЦ:

От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга.
За то, что у нас с нею всё сообща.

За то, что, когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её и за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце своё,

И просто за то, что она – наша мама,
Мы крепко и нежно любим её. (Н. Саконская)

2 ВЕДУЩИЙ: «Мама» - это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.

  1. ВЕДУЩИЙ: С матери начинается род человеческий, и матерью он продолжается. Мать – это самое святое в нашей жизни.
  2. ВЕДУЩИЙ: Для мамы всегда хочется сделать что-то хорошее, доброе, хотя в повседневной суете это удается не очень часто. Пусть стихи, которые прозвучат сегодня в этом зале, станут маленькой частичкой того доброго, что каждый из нас готов сделать для своей мамы.
  3. ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы хотели бы подарить минуты радости сидящим в зале милым и ласковым мамам, любящим и любимым бабушкам.
  4. ЧТЕЦ:


Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.

Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!

Я произношу его:
«Мама!» (Расул Гамзатов)

2 ВЕДУЩИЙ: Материнская любовь… Она придаёт силы слабому, помогает сомневающемуся, вдохновляет на подвиг.

1 ВЕДУЩИЙ: Сколько композиторов, художников, поэтов создали замечательные произведения о матери!

3 ЧТЕЦ:

Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.

От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!) ,
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.

Всё на свете мерится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках! (С. Островой)

2 ВЕДУЩИЙ: Что для человека ценнее и желаннее, чем тепло и свет глаз родного человека. Никогда не сотрётся из памяти первая встреча с мамиными глазами. Как счастливо светились они! Как радовались твоему появлению на свет!

  1. ВЕДУЩИЙ: Первый раз, взглянув на своего малыша, она уже знает – он самый лучший, самый красивый и самый любимый. Сколько бы нам ни было лет, мамы всегда будут любить нас так же крепко и нежно. Они будут любить нас столько, сколько будут жить на свете.
  2. ВЕДУЩИЙ: Согласно статистике, каждую секунду в мире рождается три человека, и они тоже вскоре смогут произнести слово «мама» . С первого дня жизни ребёнка мать живёт его дыханием, его слезами и улыбками. Любовь матери так же естественна, как цветение сирени.
  3. ВЕДУЩИЙ: Солнце согревает всё живое, а её любовь согревает жизнь малыша. Но главное, мать приобщает дитя к своей родине. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувства поколений.
  4. ВЕДУЩИЙ: Слова «мама» , «мать» - одни из самых древних на земле. Они почти одинаково звучат на языках разных народов.

ЧТЕЦ:

По-русски «мама» , по-грузински «нана» ,
А по-аварски - ласково «баба» .
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.

Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним зовом становилось вдруг.

На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.

Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово от того,
Что вспоминает горную вершину –
Она прослыла матерью его.

И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.

Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная, у меня».

Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама» , по-грузински «нана»
И по-аварски – ласково «баба» . (Расул Гамзатов)

1 ВЕДУЩИЙ: «Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь. Женщины всех рас, говорящие на разных языках…, опалённые солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере – все они сёстры в едином, беспокойном порыве чувства. Одно и то же томящее радостное чувство испытывают они, склоняясь над своим детёнышем…

Сердце их говорит на едином языке мира, и каждый, если в нём есть хоть атом человечности, скажет: «Лучшая мать – моя мать!» , ибо нет предела её нежности, кто бы она ни была, где бы ни жила, ни росла…

4 ЧТЕЦ:

О, как прекрасно слово «мама» !
О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от материнских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук. (М. Сидоренко)

1 ВЕДУЩИЙ: Она наполняет нашу жизнь духовной силой, помогая постичь вечные ценности. У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки на свете.

5 ЧТЕЦ:

Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уж нет на свете,
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти.

Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.

Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.

Я помню руки матери моей,
Широкие, шершавые ладони.
Они – что ковш. Приникни к ним и пей,
И не сыскать источника бездонней.

Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!» (Н. Рыленков)

2 ВЕДУЩИЙ: Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она наделяет ребёнка чувством надёжности, защищённости.

6 ЧТЕЦ:

Эти добрые, эти милые,
Никогда не знавшие лени,
Руки в старческих трудовых жилах,
Что покоятся на коленях,

Восхвалений дешёвых не ждущие,
Не томившиеся от скуки,
Всепрощающие, всемогущие
Руки матери, мамины руки… (Я. Белинский)

7 ЧТЕЦ:

Нас, как причалы, ждут края родные…
И, обожжённый ветрами путей,
Ты, в отчий дом вернувшись, как впервые
Увидишь руки матери своей.

Шершавые, в прожилках узловатых,
На радостях прервав привычный труд,
Они смущённо, словно виноваты,
Дрожащий подбородок подопрут.

И вспомня всё: походов зной и слякоть,
Поля фронтов, где рвались небеса,
Поймёшь, что руки эти могут плакать,
Как плачут материнские глаза.

Что в них слилось всё доброе, святое,
И свет окна, и спелой нивы дрожь,
Что им, бессонным, больше бы покоя,
А ты им век покоя не даёшь! (И. Волобуева)

8 ЧТЕЦ:

Руки мамы…
Люблю их с детства,
Где б дорога моя ни шла, -
Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.
Руки мамы…
В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы любя…

С этих рук я увидел Родину,
Так похожую на тебя,
Мама! (Андрей Дементьев)

ЧТЕЦ:

Отрывок из романа А.Фадеева «Молодая гвардия» .

«…Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе. Я помню, как они сновали в мыльной пене, стирая мои простынки, когда эти простынки были ещё так малы, что походили на пелёнки, и помню, как ты в тулупчике, зимой, несла вёдра на коромысле, положив спереди на коромысло маленькую ручку в рукавичке, сама такая маленькая и пушистая, как рукавичка. Я вижу твои с чуть утолщёнными суставами пальцы на букваре, и я повторяю за тобой: «бе-а – ба, ба-ба» .

Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студёной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни, - казалось, совсем одни на свете, - и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела – пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались! Я видел, как они месили глину с коровьим помётом, чтобы обмазать хату, и я видел руку твою, выглядывающую из шёлка, с кольцом на пальце, когда ты подняла стакан с красным молдаванским вином. А с какой покорной нежностью полная и белая выше локтя рука твоя обвилась вокруг шеи отчима, когда он, играя с тобой, поднял тебя на руки, - отчим, которого ты научила любить меня и которого я чтил, как родного, уже за одно то, что ты полюбила его.

Но больше всего, на веки вечные, запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые, святые руки твои!

Ты проводила на войну сыновей, - если не ты, так другая, такая же, как ты, - иных ты уже не дождёшься вовеки, а если эта чаша миновала тебя, так она не миновала другую, такую же, как ты. Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба и есть одежда на теле, и если стоят скирды на поле, и бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в домне, и чья-то незримая сила подымает воина с земли или с постели, когда он заболел или ранен, - всё это сделали руки матери моей – моей, и его, и его.

Оглянись же и ты, юноша, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты обижал в жизни больше, чем мать, - не от меня ли, не от тебя, не от него, не от наших ли неудач, ошибок и не от нашего ли горя седеют наши матери! А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы.

Мама, мама!... Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…»

2 ВЕДУЩИЙ: Так уж устроена жизнь, что, только взрослея, человек начинает не ощущать, а осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Время идёт, мы взрослеем, а наши мамы стареют.

9 ЧТЕЦ:

Как часто невниманьем обижаем
Мы в юности отцов и матерей!
Домой из института приезжая,
К своим друзьям торопимся скорей,

На завтра отложив все разговоры,
Едва успев костюм дорожный снять,
В заречные зовущие просторы
Стремглав летим мы детство догонять.

В своих подруг бросаем мы цветами,
Забыв нарвать для матери букет.
А мать всё ждёт.
Живёт и дышит нами,

Обновы шьёт,
Готовит нам обед.
Нас держит лес.
Не отпускает Кама.

Уже темно.
Поужинать и спать.
И лишь во сне мы повторяем: «Мама» , -
И наши сны оберегает мать.

А ночь идёт, всю землю обнимая,
Баюкая уснувшие дома,
Но мать не спит,
Я это понимаю

С тех пор,
Как стала матерью сама! (Л. Татьяничева)

10 ЧТЕЦ:

Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама!
Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.

Я знаю, уж так повелось на свете,
И даже предчувствую твой ответ,
Что дети всегда для матери дети,
Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет.

И всё же с годами былые средства
Как-то меняться уже должны.
И прежний надзор и контроль, как в детстве,
Уже обидны и не нужны.

Ведь есть же ну личное очень что-то!
Когда ж заставляют: скажи да скажи! –
То этим нередко помимо охоты
Тебя вынуждают прибегнуть ко лжи.

Родная моя, не смотри устало!
Любовь наша крепче ещё теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне, пожалуйста, очень верь!

И в страхе пусть сердце твоё не бьётся,
Ведь я по-глупому не влюблюсь,
Не выйду навстречу кому придётся,
С дурной компанией не свяжусь.

И не полезу куда-то в яму,
Коль повстречаю в пути беду,
Я тотчас приду за советом, мама,
Сразу почувствую и приду.

Когда-то же надо ведь быть смелее,
А если порой поступлю не так,
Ну что ж, значит, буду потом умнее,
И лучше синяк, чем стеклянный колпак.

Дай твои руки расцеловать,
Самые добрые в целом свете.
Не надо, мама, меня ревновать,
Дети, они же не вечно дети!

И ты не сиди у окна упрямо,
Готовя в душе за вопросом вопрос.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама.
Пойми. И взгляни на меня всерьёз.

Прошу тебя: выбрось из сердца грусть.
И пусть тревога тебя не точит.
Не бойся, родная. Я скоро вернусь!
Спи, мама. Спи крепко. Спокойной ночи! (Эдуард Асадов)

11 ЧТЕЦ:

Вот мы одни сегодня в доме,
Я боли в сердце не таю.
И на твои кладу ладони
Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,
Я – пленник глупой суеты,
И от меня так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели.
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмётся сердце: «Неужели
Я начал маму забывать?»

А ты с любовью, не с упрёком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнёшь, как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,
Летит в конечный свой полёт.
Тебе твой мальчик на ладони
Седую голову кладёт. (Расул Гамзатов)

12 ЧТЕЦ:

О вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас,

Подрастающих детей.
Её, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Ни единицы в дневнике,

Ни злые жалобы соседей.
Уж матери – такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:

«Пусть перебесятся. Пройдёт» , -
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.

И – не крикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочём года
Их вере, трепетной и нежной;

Вот только мы-то
Не всегда
Оправдываем
Их надежды. (В. Коротаев)

13 ЧТЕЦ:

Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей…
О, сколько вас сегодня, юных,
Живёт вдали от матерей!

Вы вечно, юные, в дороге –
То там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас всё ждут и ждут.

Они считают дни, недели,
Слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют –
Не только возраст виноват.

И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще всё-таки, ребята,
Пишите письма матерям! (С. Викулов)

14 ЧТЕЦ:

У матери моей –
Какое чудо!
За два часа
Уже прошла простуда.

Дров наколола,
Вот и руки в тесте.
Работает, а захворали вместе.
…Не знала дочь,

Но крепко знала мать:
Чтоб хлеб испечь,
Кому-то надо встать. (А. Люкин)

15 ЧТЕЦ:

Эта женщина далеко-далеко,
Этой женщине живётся нелегко.
Большерукая, как снежный человек,
Ждёт меня она, наверно, целый век.

У неё была тяжёлая коса,
Звёздной полночью наполнены глаза.
От таких вот, от таких вот, как она,
Было Пушкину и Блоку не до сна.

Вот таких рублём задаривал купец –
Красотою раззадоренный скупец.
А ямщик сажал с собой на облучок…
Я навек её глазами облучён!

Эту женщину я часто обижал,
Не сказав ни слова, ночью уезжал.
И летела под колёса поездам,
Как её слеза, падучая звезда…

По планете я мотаюсь как шальной,
Забываю эту женщину с другой.
Мне, как мальчику, прозрачно и легко.
Но однажды

Ради той, что далеко,
Я всем женщинам планеты изменю,
На второй этаж взбегу и позвоню,
И предстану, словно чудо из тумана:
- Здравствуй, мама! (П. Вегин)

2 ВЕДУЩИЙ: Вы пробовали когда-нибудь описать свою маму? Оказывается, это очень трудно. Легче описать Татьяну Ларину или Наташу Ростову. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какой голос. Портрет чаще всего получается очень приблизительным: смотрим всю жизнь, но не видим…самого близкого человека. Но некоторые из ребят все-таки смогли найти добрые слова в адрес своих мам. Послушаем их. (Выдержки из сочинений) .

16 ЧТЕЦ:

Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблю добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей».

Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.

В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (Д. Кедрин «Сердце» )

2 ВЕДУЩИЙ: «Сказка – ложь, да в ней намёк» …, и хотя сейчас у многих из вас ещё нет любви и большие проблемы ещё впереди, давайте уже сегодня беречь сердца своих матерей.

17 ЧТЕЦ:

Не надо мне лекарств и докторов,
И вы, чьи матери покуда живы,
Не тратьте на меня сердечных слов,
Казаться будет мне: они фальшивы.

Я не виню вас, не питаю зла,
Но мне участье ваше не поможет:
Покуда мать моя жива была,
Я сострадать был не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,
Чем плакать соучастливо со мною,
Щадите лучше матерей своих,
От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.
Я вас прошу: и нынче и всегда
Вы матерей своих жалейте милых.
Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.
А я вдруг задыхаюсь среди дня,
Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.
Мне чудится, что мать зовет меня.

Мне кажется, я слышу крик: «Сыночек!»
Вы, приходящие ко мне сейчас,
Велик ли прок от ваших взглядов слезных,
Своих живых – я заклинаю вас –

Жалейте матерей, пока не поздно. (Расул Гамзатов)

1 ВЕДУЩИЙ: Сколько нежности, тепла, любви хранит сердце матери. Загляните в её сердце, найдите общий язык, скажите добрые слова, читайте ей стихи, вспоминайте самое лучшее, что вмещает слово «Мама» .

18 ЧТЕЦ:

Нашумела, накричала,
Настегала, чем попало:
-Всё постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья!

Села в угол, зарыдала –
И просить прощенье стала.
Просто очень ты устала,
Бедная моя!

19 ЧТЕЦ:

В нашем доме – карусель:
Ручейком течёт кисель,
По столу тарелки
Прыгают, как белки.

Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.

И никто ничего не находит.
Миша хнычет,
Маша плачет,
Кошке тошен белый свет!..

Это что, ребята, значит?
Значит – мамы дома нет!
Вот и мама. Наконец-то!
Всё становится на место. (Е. Серова)

2 ВЕДУЩИЙ: Как жаль, что наши мамы не вечны, и они уходят от нас, как бы мы не хотели отдалить это, как бы не противились этому всем своим существом. Мы в вечном и неоплатном долгу перед матерью. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте матери боли своими словами и поступками. Благодарите её за труды и заботу о вас, будьте добрыми и чуткими, по мере сил облегчайте ей жизнь, и она будет счастлива.

1 ВЕДУЩИЙ:

Ты в вечном сне и снежные метели
Уж не нарушат больше дум твоих.
Как горько ощущаем мы потери,
Когда теряем матерей своих!

Тебя уж нет, моя родная мама,
И некому, поняв меня, простить
За то, что был порою я упрямым
И часто заставлял тебя грустить.

За то, что рано дом родной оставил,
Уехав в городскую кутерьму,
Скучать и горевать тебя заставил
И ждать меня, как позднюю весну.

За то, что в письмах, редких и коротких,
Так мало было нежной теплоты,
Что избегал я взглядов твоих кротких
И так своей стеснялся доброты.

За то, что уже ставши офицером
И колеся Отечества пути,
Для братьев перестал я быть примером –
Годами до тебя не мог дойти.

И приезжая реже все и реже,
Я весь тогда в своих заботах был.
Но не терял сыновнего я стержня,
Ведь я тебя по-прежнему любил…

И больно мне до сей поры, родная,
Что рок судьбы не смог я проследить
И опоздал, спеша с чужого края,
Чтоб в путь тебя последний проводить…

О, люди, люди! На земле безбрежной
Вы не стесняйтесь доброты своей,
Храните свое сердце вечно нежным
И берегите ваших матерей! (Юрий Романов)

20 ЧТЕЦ:

У матерей священные права:
Казнить и миловать, надеяться и плакать.
И жребий свой, приобретя едва,
Нести сквозь радости, сомнения и слякоть.

У матерей обязанность одна:
Себя забыв, в заботах распыляться.
И плоть, и душу выложив до дна,
Душой и плотью в ком-то повторяться.

И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.

У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно у жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чём-то тут сродни

Они великой Матери-Природе.
И пусть за всё воздастся щедро ей!
Собрав в букет любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей

И станьте перед нею на колени. (В. Романчин)

21 ЧТЕЦ:

Пуховой платок, свет улыбки знакомой,
Глаза, что умеют простить и понять,
Что вечно в тревоге: «Ну, где мы и что мы?»
Такою нам с детства запомнилась мать.

В беде отогреет, закроет собою,
Порой пожурит и забудет тотчас…

За все, что вы сделали в жизни для нас!

Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.

Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За всё, что вы сделали в жизни для нас! (И. Финк)

2 ВЕДУЩИЙ: Роль женщины в современном мире очень ответственна. Женщины освоили множество профессий, работают практически во всех отраслях, разделяют с мужчиной все обязанности. Но как бы там ни было, главное её предназначение – быть матерью. У женщины, у которой есть дети, есть будущее. В детях её продолжение, а значит, есть будущее и у страны.

1 ВЕДУЩИЙ: Дети – самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. На свете не существует человека, роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своём ребёнке, где бы он ни находился. А материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости.

22 ЧТЕЦ:

Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится нам,
Навеки приютилось там –

То сердце матери…Оно
Так нежно, верно,
Суждено ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей.

2 ВЕДУЩИЙ: Повторяя движения губ матери, мы произносим своё первое в жизни слово: «Мама!» . Пройдёт 10 лет, 20, 50…Забудутся в нашей памяти многие события, люди и встречи. Но, что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой ты родился и которая называется Родина. Мама…Вслушайтесь ещё раз, как гордо звучит это слово!

23 ЧТЕЦ:

Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это древнее, святое,
Распрямитесь! Встаньте, встаньте все!

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего! Ему конца нет!
Встаньте! Я произношу его:

«Мама!»

  1. ВЕДУЩИЙ: Пусть наши мамы остаются всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми.
  2. ВЕДУЩИЙ: Пусть в их глазах сияют скромность, мягкость, кротость, нежность – те качества, что придают им столько прелести и очарования.
  3. ВЕДУЩИЙ: И пусть всегда в жизни светит звезда счастья и любви. Земной поклон вам, дорогие наши мамы!
Сценарий Литературной гостиной ко Дню Мамы

Стук в дверь. Заходит почтальон и говорит:
- Вам заказное письмо!
- От кого? Не знаю.
- Ребята, давайте прочитаем.

1)Ведущий №1

Письмо самой любимой женщине на свете
Мама, мамочка, дорогая моя, любимая!
Как же хорошо, что ты у меня есть! Как славно, что я могу сказать тебе, как сильно скучаю по тебе, когда долго не вижу! В России относительно недавно появился праздник –День Матери.
Представляешь, в Европе такой праздник уже давно существует. Хочешь, я тебе немного расскажу о нем?
Еще древние греки отдавали один день своего года жизни почитанию матери-земли, Гее, римляне поклонялись богине Кибеле – матери всех богов. А в Англии в XVII-XIX веках отмечали «Мамино воскресение». В то время мальчики рано покидали семью, уезжали из дома на заработки и устраивались потом в другом городе, иногда даже в чужой стране. Мобильной связи еще не было, письма шли долго. А раз в год присутствие ребенка дома было самым большим счастьем для матери. В четвертое воскресение Великого поста она готовила простую пищу и с нетерпением поджидала своих детей к праздничному столу.
В других странах мира также поддержали эту добрую традицию, и День матери стал уже международным праздником. В Мамино воскресение беременные женщины, матери, бабушки освобождаются от домашней работы, для них проводятся интересные мероприятия, концерты, открываются выставки, посвященные истории материнства. И, конечно, их осыпают цветами и открытками с поздравлениями.
В России этот праздник официально стали отмечать с 1998 г.
Мамочка, ты не думай, что я про тебя забываю. Ты всегда в моем сердце!
Твоя любящая дочь.

2). Ведущий2
Да-а-а. Мама! Как емко, как прекрасно это слово! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».
3)Ведущий 1
День Матери…
В этот прекрасный день мы рады приветствовать Вас, уважаемые гости, в нашей традиционной литературной гостиной!
4)Ведущий 2

В этот день мамам дарят цветы и подарки, а также преподносят так называемое «материнские кольца» - знак признательности и любви. Количество драгоценных камней в кольце соответствует количеству воспитанных матерью детей.
5)Ведущий 1
«Мама» - это первое слово, которое произносит малыш. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь.
6) Ведущий 2
Для мамы всегда хочется сделать что-то хорошее, доброе, хотя в повседневной суете это удается не очень часто. Пусть стихи, которые прозвучат сегодня в этом зале, музыка станут маленькой частичкой того доброго, что каждый из нас готов сделать для своей мамы.

7) Чтец 1
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохранённое во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарёю новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом – жизнь.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!
Я произношу его:
Мама!» (Расул Гамзатов)
8).Ведущий 1
Материнская любовь… Она придаёт силы слабому, помогает сомневающемуся, вдохновляет на подвиг
9) Чтец 2
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну, и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронёсся материнский крик.
Алексей, Алёшенька, сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алёшенька, сынок!
Словно сын её услышать мог.
Дома всё ей чудилось кино,
Всё ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

. 10).Ведущий 2
Сколько композиторов, художников, поэтов создали замечательные произведения о матери!

Показ презентации с песней в исполнении Светланы Маловой «Материнская молитва»


11).Чтец 3
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках.
От любой напасти заклиная
(Ей-то уж добра не занимать!),
Нет, не Богоматерь, а земная,
Гордая возвышенная мать.
Свет любви ей издревле завещан,
Так вот и стоит она в веках:
Самая прекрасная из женщин-
Женщина с ребёнком на руках.
Всё на свете мерится следами,
Сколько бы не вышагал путей,
Яблоня – украшена плодами,
Женщина – судьбой своих детей.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках! (С.Островой)
12) Ведущий 1. Образ матери находит отражение в разных видах искусства. Но, пожалуй, поэзия умеет наиболее тонко и эмоционально уловить и выразить сокровенное движение человеческой души. И стихи о матери – одна из самых светлых и святых страниц нашей поэзии. 13) Ведущий 2
19 век.Н.А.Некрасов.
О, мать моя!
Подвигнут я тобою
Во мне спасла
Живую душу ты!
…- писал поэт в одном из своих произведений

Документальных свидетельств об отношениях матери и сына Некрасовых до нас дошло очень мало. Не сохранилось и фотографий, художественных изображений облика матери. И все-таки можно говорить о том, что восприемником первых его поэтических опытов была мать, Елена Андреевна. Она поддерживала в детях устремленность к творчеству. Сама неплохо музицировала и пела. Некрасов высоко ценил Елену Андреевну, воздавал должное многим свойствам ее личности, видел в ней духовного друга. « Я мать любил», - признавался Некрасов В. Немировичу-Данченко. Елена Андреевна была добрым, мягким человеком, о чём осталось много воспоминаний современников.

14) Ведущий 1
Ф.М. Достоевский вспоминал: «Некрасов говорил мне тогда со слезами о своем детстве,… о своей матери – и то, как говорил он о своей матери, та сила умиления с которою он вспоминал о ней, рождали уже и тогда предчувствие, что если будет что-нибудь святое в его жизни, такое, что могло бы спасти его и послужить ему маяком, путеводной звездой…, то уж, конечно, лишь одно это первоначальное детское впечатление детских слёз, детских рыданий вместе, обнявшись, где-нибудь украдкой, чтоб не видали (как рассказывал он мне), с мученицею-матерью, с существом столь любившим его».

15) Чтец 4
отрывок из стихотворения
«Родина» (со слов «Вот тёмный, тёмный сад…» до слов «Предсмертный шепот твой губителю простил!»)
16) Ведущий 2

20 век. «Мать - сама лирическая стихия», - писала Марина ИвановнаЦветаева
В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о её матери, Марии Александровне. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела её в мир прекрасного. Искусство было средоточием внутренней жизни матери, страстью ее души. «Мать... - страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам - от матери».
Мария Александровнабыла убеждена, чтоДушадолжна уметь противостоять всему безобразному и дурному.
17) Чтец 5 «Маме» (сборник «Вечерний альбом»).

18). Ведущий 1
Матери. Их миллионы, и каждая несёт в сердце подвиг – материнскую любовь.Она наполняет нашу жизнь духовной силой, помогая постичь вечные ценности.
19) Чтец 6 ,7
Сорок первый – год потерь и страха
Заревом кровавым пламенел…
Двух парней в растерзанных рубахах
Выводили утром на расстрел.

Первым шёл постарше, тёмно-русый,
Всё при нём: и силушка, и стать,
А за ним второй – пацан безусый,
Слишком юный, чтобы умирать.

Ну, а сзади, еле поспевая,
Семенила старенькая мать,
О пощаде немца умоляя.
«Найн,- твердил он важно,-растреляйт!"

«Нет! – она просила,- пожалейте,
Отмените казнь моих детей,
А взамен меня, меня убейте,
Но в живых оставьте сыновей!"

И ответил офицер ей чинно:
«Ладно, матка, одного спасайт.
А другого расстреляем сына.
Кто тебе милее? Выбирайт!»

Как в смертельной этой круговерти
Ей сберечь кого–нибудь суметь?
Если первенца спасёт от смерти,
То последыш – обречён на смерть.

Зарыдала мать, запричитала,
Вглядываясь в лица сыновей,
Будто бы и вправду выбирала,
Кто роднее, кто дороже ей?

Взгляд туда-сюда переводила...
О, не пожелаешь и врагу
Мук таких! Сынов перекрестила.
И призналась фрицу: «Не могу!»

Ну, а тот стоял, непробиваем,
С наслажденьем нюхая цветы:
«Помни, одного – мы убиваем,
А другого – убиваешь ты».

Старший, виновато улыбаясь,
Младшего к груди своей прижал:
«Брат, спасайся, ну, а я останусь,-
Я пожил, а ты не начинал».

Отозвался младший: «Нет, братишка,
Ты спасайся. Что тут выбирать?
У тебя – жена и ребятишки.
Я не жил, - не стоит начинать».

Тут учтиво немец молвил: «Битте,-
Отодвинул плачущую мать,
Отошёл подальше деловито
И махнул перчаткой,- расстреляйт!"

Ахнули два выстрела, и птицы
Разлетелись дробно в небеса.
Мать разжала мокрые ресницы,
На детей глядит во все глаза.

А они, обнявшись, как и прежде,
Спят свинцовым беспробудным сном,-
Две кровинки, две её надежды,
Два крыла, пошедшие на слом.

Мать безмолвно сердцем каменеет:
Уж не жить сыночкам, не цвести...
«Дура–матка, – поучает немец, -
Одного могла бы хоть спасти».

А она, баюкая их тихо,
Вытирала с губ сыновних кровь…
Вот такой,– убийственно великой,-
Может быть у Матери любовь.

Ведущий Сыновняя благодарность….сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданное родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь- в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков..

20) Чтец 8,9 (чтение с листа) Притча Ирины Горбачевой
Родила мать долгожданного сына. Рад был отец. А уж мать-то как была рада маленькому нежному комочку. Холили родители сыночка. Берегли его от болезней страшных. Подрастал, любую просьбу его выполняли. Да и то - кто из родителей детей своих не балует? Да видно все меру знают. А им мера та была не ведома.
Рос сын, и просьбы его с каждым днём росли, да множились. Баловником стал. Часто жаловались на его проказы соседи, но родителям казалось, наговаривают все на мальца, завидуют им, что красавец такой у них родился.
- Смышленый-то какой! Да чудак весёлый, всё норовит подшутить, повеселиться.
Соседи не понимают, думают, что со зла малец каверзу им строит, - говорили они, оправдывая сыновни проделки.
Только часто ответ им был от соседей такой:
- Уздой его пристегнуть надо, пока растёт, а то потом с оглоблей не догонишь.
Но любовь к сыну, застилала глаза родительские. Мужал сын, да взрослел, и желания его росли, как на дрожжах, а уважения к родителям меньше и меньше становилось. Стал он беду на селе творить мелкую. В каждом двору свою отметину оставил. Отец за ним, а сын в бега. Разрывалось от боли за непутёвого сердце материнское. Видела, мать, что не той дорогой сын в жизнь пошёл, да что делать не ведала.
Набегается по окрестностям сынок, вернётся в дом с головой повинной. Мать не нарадуется, каждому слову его верит: и что теперь только хорошими делами он родителей радовать будет, и что по-людски жить начнёт. Она и мужа убедит, чтобы тот на сына зла не держал. Но из года в год, одна песня пелась, а сын всё хуже становился. Теперь уже как вернётся сынок, и прощения не попросит за дела свои неправедные. Отец за оглоблю, да куда там, силы уже той нет. Сын её через колено хрястнет, да только его и видели.
Вымаливала мать у Бога прощения. Просила сына вразумить, отпустить грехи его тяжкие. Долго молилась о своём прощении за любовь свою слепую, безоглядную. Услышал её Всевышний:
- Материнская молитва сильна, но и она бесовство из души не выгонит. Каждый сам свою дорогу выбирает. А за твою любовь и ласку сын тебя благодарить должен.
Не дождались мать с отцом благодарности от сына. Как ушёл, оставив одних свой век доживать, так и пропал. Быстро состарились родители его дожидаючи. Но дошла до них весть тяжёлая, что попал их сын в Ад кромешный. Сократило известие страшное срок земной стариковский. Сначала мужа в слезах отправила мать к праотцам на свидание, а вскоре и сама за ним ушла.
Встала на том Свете мать на развилке дорог. Одна в Рай вела, другая в Ад. Постояла, поплакала. Видит Архангел к ней идёт, дорогу в Рай указать хочет.
- Значит, простил меня Всевышний, - подумала мать, - и на том спасибо.
Поклонилась она:
- Прости меня Господи. Не будет для меня радости в саду райском. Помоги в последний раз, сделай милость, хоть на мгновение мне на сыночка своего взглянуть. Не остыло сердце моё материнское от любви к нему.
И опять услышал её мольбы Всевышний.
- Честно отмаливала ты добрыми делами грехи свои, но дорогу эту сама выбрала. Прощать мне тебя уже не за что, исполню последнюю твою волю. Дам свидеться с сыном лишь на мгновение и если он у тебя успеет прощения попросить, освобожу его от цепей Бесовых. Но тебе самой придётся на его место встать и за его грехи муку страшную принять.
Поспешила мать к вратам Ада. Вошла в пекло невыносимое да увидела сына израненного. Глянул он на мать свою, и из глаз его полились слёзы кровавые. Только и смог вымолвить губами израненными:
- Матушка, как перед Богом прошу, прости меня, окаянного.
Разорвалось сердце материнское от любви к сыну, окропило его своей кровью, затянулись на его теле раны страшные, только и успела она ему ответить:
- Сыночек мой, я прощаю, лишь бы Бог тебя простил.
Так и попал сын в райские кущи.

Ведущий Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

21) Ведущий 2 Так уж устроена жизнь, что, только взрослея, человек начинает не ощущать, а осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Время идёт, мы взрослеем, а наши мамы стареют.
22). Чтец 9
Эта женщина далеко-далеко,
Этой женщине живётся нелегко.
Большерукая, как снежный человек,
Ждёт меня она, наверно, целый век.
У неё была тяжёлая коса,
Звёздной полночью наполнены глаза.
От таких вот, от таких вот, как она,
Было Пушкину и Блоку не до сна.
Вот таких рублём задаривал купец –
Красотою раззадоренный скупец.
ямщик сажал с собой на облучок…
Я навек её глазами облучён!
Эту женщину я часто обижал,
Не сказав ни слова, ночью уезжал.
И летела под колёса поездам,
Как её слеза, падучая звезда…
По планете я мотаюсь как шальной,
Забываю эту женщину с другой.
Мне, как мальчику, прозрачно и легко.
Но однажды Ради той, что далеко,
Я всем женщинам планеты изменю,
На второй этаж взбегу и позвоню,
И предстану, словно чудо из тумана:
- Здравствуй, мама! (П.Вегин)

23) Ведущий 1 Знаете ли вы пословицы о маме?

Соберите пословицы о маме за 30 секунд. Запишите. Кто больше и правильнее!
Выходят представители столов и зачитывают свои варианты.

Показ презентации с высказываниями известных людей

24) Ведущий 2
Повторяя движения губ матери, мы произносим своё первое в жизни слово: «Мама!». Пройдёт 10 лет, 20, 50…Забудутся в нашей памяти многие события, люди и встречи. Но, что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери, научившей нас говорить, ходить и любить больше жизни землю, на которой ты родился и которая называется Родина. Мама…Вслушайтесь ещё раз, как гордо звучит это слово!

Песня о маме под гитару

25) Ведущий 1
Пусть наши мамы остаются всегда неповторимыми и желанными. Самыми красивыми, самыми добрыми.

26) Ведущий 2
Пусть в их глазах сияют скромность, мягкость, кротость, нежность – те качества, что придают им столько прелести и очарования.

27)Ведущий 1
И пусть всегда в жизни светит звезда счастья и любви. Земной поклон вам, дорогие наши мамы!
Уважаемые гости, ребята!
Любите Ваших мам, напишите на этих голубках самые добрые, ласковые слова и поздравьте их с Днём Матери
(Ведущие раздают голубков всем присутствующим)

Ведущий

Воспеваю то, что вечно, ново

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И моей не подчиняясь воле

Рвется к звездам, ширится окрест

Дорогою музыкой, святою

Он звенит, души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые

Это слово-чудо, слово-свет

Встаньте люди – павшие, живые

Встаньте дети, дети разных лет

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое

Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все!

Слово это сроду не обманет

В нем сокрыто жизни существо

В нем исток всему. Ему конца нет

Встаньте, я произношу его!

«В целях повышения социальной значимости материнства установить праздник ДЕНЬ МАТЕРИ и отмечать его в последнее воскресение ноября»

И теперь каждый год в этот день мы поздравляем своих дорогих мам.

С ДНЕМ МАТЕРИ, дорогие наши мамы и бабушки!

На фоне песни АВЕ МАРИЯ дети читают стихотворение. Сначала идет вступление песни, а далее дети читают стихи

Склонилась ночью мама над кроваткой

И тихо шепчет Крошечке своей:

«Ты только не болей, мой Зайчик сладкий,

Когда болезнь к ребёнку подступает,

Рыдает материнская душа.

И мама до утра не засыпает,

К щеке прижав ладошку малыша…

Когда блестят глаза не от веселья,

Когда температурит сын иль дочь,

То сердце мамы плачет от бессилья,

Пытаясь все болезни превозмочь…

Укутав нежно счастье в одеяло,

Прижав своё сокровище к груди,

Она без перерыва повторяла:

«Уйди, болезнь, от сына прочь уйди!»

И ни одно лекарство так не лечит,

Как мамина забота и тепло…

Любовь – ребёнка счастьем обеспечит,

Отгонит все недуги, беды, зло…

Для матери важней всего на свете

Здоровье, счастье собственных детей.

И точно так же маму любят дети,

Взрослее став, заботятся о ней…

Прошли года… в кровати мать больная,

Ей шепчут двое взрослых сыновей:

«Ты только не болей, моя родная,

Прошу тебя, ты только не болей…»

Ведущий

На земле хороших людей немало

Сердечных людей немало

И все-таки лучше всех на земле – МАМА

Ваша МАМА

Дети исполняют песню о матери

Ведущий

А наши бабушки! Следующее слово благодарности адресуется вам, ласковым и заботливым! Если бы не ваши добрые и чуткие руки- разве выросли бы мы такими, какими вы нас здесь видите?

Дети читают – каждый по строчке

Кому не спиться по ночам – бабуле нашей.

Кому дела все по плечам - бабуле нашей.

Кто даст совет, утрет слезу – бабуля наша.

Кто отведет беды грозу – бабуля наша.

Кто красотой нас наделил – бабуля наша.

А кто нас жизни научил – бабуля наша.

А пирожки всего вкусней бабули нашей.

И каждый из прошедших дней

Скажите, кем украшен -

(все вместе)

Бабулей нашей

Ведущий

Для наших любимых мам и бабушек звучит этот вальс. Кавалеры, приглашайте дам. А кому не хватило кавалеров, танцуйте тоже.

Ведущий

Спорят очень много лет

Не найдут никак ответ

Кто вперед – иль курица

Иль цыпленок из яйца

Наш прогресс в тупик зашел

Чей первоначально пол

То ли Евы, толь Адама

Но хочу сказать вам прямо

Что без папы и без мамы

Не было б у нас Адама

И сначала про мужчин

Бог их силой наградил

Потому в семье отец

И добытчик и борец

Мамы мамонтов не били

Мамы за детьми следили

Шили шубки, одеяла

Чтоб в пещере лучше стало

Чтоб не мерзли ребятишки…

Почитайте дети книжки

Эволюции пример-

Пушкин, Даль или Гомер

Ведущий

А сейчас конкурсы для пап –

Беременный папа (с воздушными шарами поднимают спички)
Узнай своего ребенка по описанию (с юмором – папам сказать, чтобы «плохишей» не угадывали)

Кто шалит на переменке

Разукрасил в классе стенки

И на парте корабли

Тихо в плаванье пошли?

У кого дневник в порядке

И в порядке все тетрадки

Кто в компьютере силен

Угадайте, кто же он?

Кто драчун и непоседа

Задирается с соседом

А девчонок за косички,

Поджигает в классе спички?

Лучший в классе кто спортсмен

Аккуратен, джентельмен

Все ему легко дается

В жизни многого добьется

Кто зубрит с утра уроки

И сдает тетрадки в сроки

Не дает диктант списать

И в учебе помогать

Дети все вместе.

Класс наш дружен и силен

Он учителем сплочен

И за это мы всем классом

Дарим низкий ей поклон

Ведущий

Для наших любимых учителей, многие из которых тоже мамы прозвучит это стихотворение (поручить маме)

Вы как будто стали ниже

Стены школьные мои,

Но сегодня к вам я ближе,

Пусть промчались детства дни.

Сяду в классе, где училась -

Рядом старые друзья

И в девчонку превратилась,

Озорную, снова я.

В классах тихо, все решают

Математики примеры,

Незаметно подрастают

Здесь Энштейны и Гомеры.

Годы детства пролетели,

Годы юности прошли,

И родные педагоги

Нас во взрослый мир ввели.

Нынче тот грызет науку,

А другой стихи плетет,

Третьего терзает мука –

Он ее на лист кладет.

Кто-то слесарь знаменитый,

Кто-то строит новый дом,

Только школа не забыта,

Шлем нижайший ей поклон

Ведущий

Многим нашим мальчикам и девочкам интересно, в чем смысл нашей жизни. А вот мы сейчас об этом и узнаем!

Сценка «Смысл Жизни»

1Я вот думаю, гадаю

Для чего детей рожают

Так, ребята, вы не против

Взвесим-ка все за и против

2.А зачем тебе все это?

1.Для конкретного ответа

К взрослой жизни подготовка

2.Ты придумал это ловко

3.Да за маму мне обидно

От проблем житья не видно

4.Да, от нас проблем немало

Не простая должность – МАМА

Как бы легче было ей

Без таких, как мы, детей

5.Фу, какая ерунда.

Скучно будет ей тогда

Да и в старости компот

Кто в стакане принесет

Вот представь себе теперь

Маму вовсе без детей

4.Дома тихо – чистота, красота!

6.И пустота! Дом уютный, но пустой

Без детей он не живой!

4.Но зато скажу я прямо

Славно отдыхает мама

Не придется ей опять

Все уроки проверять

7.За детей решать задачки

Сочинения писать

8.За различные проделки

То ругать, то наказать

9. Кухня. Ужин, постирушки

Снова собирать игрушки

10. Не жалея нервных клеток

Загонять в постели деток

6. И услышать, засыпая

Ты красивая такая

Честно, честно говорю

Мама, я тебя люблю

7.Да, гм. Гм. Звучит красиво

А такая перспектива?

Только вырастил детей

Выдал замуж поскорей

Отдохнуть теперь хотите?

Вот вам – внуки, получите!

6. Ну и что, Опять играйся

На «Бабулю» откликайся

7.Сели, встали, побежали

Вновь игрушки все собрали

8.Тренировка у плиты

Воз домашней суеты

9. Да зачем им жизнь такая!

10. Аэробика сплошная

Торопись, чтоб все успеть

Даже некогда стареть!

1.Нет! Я все же сомневаюсь!

Столько нервов и забот!

2.Я все больше убеждаюсь

Дети-хлопотный народ!

3.Надо долго их растить

И воспитывать, учить

По ночам не досыпать

День и ночь переживать

4.Заболели-полечить

Провинились –отлупить

И в учебе помогать

И кормить и наряжать

6.Трудность в чем, не понимаю?

Девчонки ж кукол наряжают

2.Ну сравнила, ну даешь!

Ты за маму –то не шьешь!

6.Дети хлопотный народ

Мамам в детях продолженье

И почет и уваженье

И огромная любовь!

5.И забота вновь и вновь…

7.Так, мой друг, спокойствие

Заботы в удовольствие!

8.Пока деток воспитаешь

Ни на миг не заскучаешь

1.Да… Добился я ответа

Смысл жизни разве в этом?

6.Смысл жизни как раз в том

Чтоб детишек полный дом!

Каждой маме по ребенку

Ну а лучше сразу два

Чтоб у мамочки от скуки

Не болела голова!

Ведущий

Вот такие рассуждения

Ведет каждое поколение

А теперь, чтоб не скучали

Мы частушки сочиняли

И сейчас нам три подружки

Пропоют свои частушки

Дорогие наши мамы

Мы частушки вам споем

С праздником вас поздравляем

И привет большой вам шлем

Галя вымыла полы,

Катя помогала,

Только жалко, мама снова

Все перемывала.

Думал я и день и ночь

Как бы маме мне помочь

Мыть посуду я не буду

Чтоб целей была посуда

Подгорели суп и каша,

Соль насыпала в компот.

Как пришла с работы мама,

Было много ей хлопот.

Папа мне решил задачу,

В математике помог.

Мы потом решали с мамой

То, что он решить не смог.

Чтобы мама удивилась,

Мы готовили обед.

Почему-то даже кошка,

Убежала от котлет.

Рисовал картину Вася,

Он художник, спору нет.

Но зачем он нос раскрасил

В красный, желтый, синий цвет?

На кухне веник я нашла,

И квартиру им подмела.

И осталось от него

Три соломинки всего.

Раз я пол натер до блеска,

Приготовил винегрет.

Ищет мама, что же делать:

Никакой работы нет.

Думала я день и ночь

Как бы маме мне помочь

Чтобы пыль не поднимать

Я не буду подметать

Думал я и день и ночь

Как бы маме мне помочь

Ведь готовить суп, жаркое

Это дело не мужское

А вообще-то мы не прочь

Маме в чем-нибудь помочь!

Мы вам спели, как сумели,

Мы ведь только дети,

Только знайте - наши мамы –

Лучшие на свете.

Мы частушки петь кончаем

И сегодня обещаем

Слушать вас всегда во всем,

Утром, вечером и днем

Ведущий

Дочка-мама-бабушка. Вечная смена поколений. И из поколения в поколение передаются навыки, методы воспитания, а главное –любовь

Вот еще одна интересная сценка, как раз о смене поколений

Ведущий:

Наши дети так упрямы!

Это каждый знает сам.

Говорят им часто мамы,

Но они не слышат мам.

Танюша под вечер

С прогулки пришла

И куклу спросила:

Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.

Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Танюшина мама с работы пришла

И Таню спросила:

Входит мама, садится на стул около Тани.

Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

Обедать кричала бабуся не раз,

А ты отвечала: сейчас да сейчас.

С этими дочками просто беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка, обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий:

Тут бабушка - мамина мама - пришла

И маму спросила:

Входит бабушка, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка:

Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд.

Нельзя же весь день сидеть без обеда.

Уж доктором стала, а все непоседа.

С этими дочками просто беда.

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Сегодня к обеду ватрушка!

Все едят ватрушки.

Ведущий

Несутся века, несутся года

Но мамы такие, что были всегда

У ложа сынишки тихонько склонилась

-«Спи птенчик, хочу,

Поет колыбельную сыну она

-«Ты еще маленький очень мальчишка

И не читаешь буковки в книжках,

Любишь кататься на горочке снежной

Но мы возлагаем большие надежды.

Будет сынок наш мальчик примерный

И на «отлично» решит он примеры.

Азбуку выучит тоже на пять

Многое в жизни будет он знать.

Сыну желаю любить физкультуру,

И, повзрослевши, быть цельной натурой.

Главное, зайке следить за здоровьем

И относиться к делу с любовью.

Сестрицы проказы девичьи прощай,

Деда и бабушек ты навещай,

Папу и маму всегда береги

Старыми будут, ты им помоги.»

Ведущий

Вот и подходит к концу наш праздник.

Много хороших и добрых слов мы сказали Вам, наши самые близкие и родные. И в заключении ребята споют Вам песню о том, как они любят и всегда будут Вас любить

Дети поют песню о МАМЕ

Можно еще раз в конце включить вальс


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди