20.10.2019

Сиротская доля. Как живут дети, оставшиеся без родителей? Кто относится к детям, оставшимся без попечения родителей. Государственная защита этих граждан О детях которые остались без


Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. А всего, по разным данным, сирот в России 670-700 тысяч. 80-90% из них — социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Возникает вопрос —

Большинство выпускников детдомов становятся неблагополучными элементами общества, лишь десятая часть из них более-менее встает на ноги.

Дети — это чудо, для кого-то благословение, но бывает так, что хорошие родители — еще большее чудо… О последнем не понаслышке знают сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. Они, в большинстве, еще до поступления в гос.учреждения натерпелись в этой жизни, а после размещения на «казенной койке» и вообще забывают что такое «мама», «папа», а заодно с этим — что такое тепло, забота, доброта.

Но вместе с моментом депривации и ощущением никому ненужности ребятишки нередко, испытывая притупление чувств после пережитого шока и множество иных негативных эмоций, начинают относиться к людям так же, как и отнеслись к ним в свое время.

Дети очень часто отражают то, что видят в поведении родителей или окружающих. Воспитанные на безучастном и потребительском отношении к миру дети то же самое переносят во взрослую жизнь. Ребятишки, выращенные в «конвейере» и мыслить часто способны так, как им преподавала система.

Есть те, кто вырывается в жизнь, занимает свое место под солнцем вопреки всему, но намного чаще встречается обратное. Почему так получается? Родители на самом деле значат очень много для детей, подрастающее поколение всегда впитывает больше всего именно образы предков, а когда перед глазами много безликих и чужих теть, дядь — то и ребенок вырастает потерянным, наполненным стереотипами и т.д. Никогда детдом не заменит родителей.

Очень часто дети воспитанников детских домов повторяют судьбу своих родителей — это уже о многом говорит…

Будущее тех, кто покидает стены детдома

О том, кем становятся юноши и девушки, покинувшие детдом, можно судить по данным статистики.

« Каждый третий воспитанник детского дома через год после выпуска становится бомжем, каждый пятый - преступником, каждый десятый совершает самоубийство . Детдома стали «фабриками» по производству криминализированных личностей. И вопрос денег здесь не главный: подобные учреждения обеспечены лучше, чем многие российские семьи. Как изменить эту ситуацию?

Сегодня в России примерно 144 тысяч детей находятся под опекой государства. По данным Галины Семья, международного эксперта в сфере защиты прав детей, за последние годы контингент детских домов сильно изменился.

70 процентов составляют дети старше 10 лет, 15 процентов - дети-инвалиды, остальные - в основном дети из многодетных семей и с этническим статусом. Для большинства из них будущие перспективы жизни в обществе весьма печальны.

Согласно исследованиям НИИ детства Российского детского фонда, каждый третий станет человеком без определенного места жительства, каждый пятый - преступником, а каждый десятый и вовсе покончит жизнь самоубийством».

«Статистика пугает. По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.

Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 процентов кончают жизнь самоубийством. И лишь 10 процентам удается, выйдя за порог детского дома или интерната, встать на ноги и наладить нормальную жизнь» .

Их не научили жить

Гены или влияние казенных стен? Почему путь многих воспитанников детдомов предречен? Есть исследования, статьи, посвященные как одной версии, так и другой. Кто-то убежден, что гены имеют гораздо большее значение, чем воспитание, пусть даже такое «бездушное», как воспитание «государственной машиной».

Есть даже некий ген алкоголизма, найденный учеными, то есть если в детдоме много детей, родившихся от родителей злоупотреблявших спиртным — у их детей есть риск повторения пути предков.

Однако если посмотреть на жизнь детей, которые растут в семьях алкоголиков, то они банально повторяют судьбу родителей, потому что видят это перед глазами.

Также есть исследования зарубежных ученых, что приемный ребенок, который провел долгое время в неродной семье — со временем становится похож и внешне и генетически на приемного отца, а также есть исследования, что воспитание значит гораздо больше, чем физический, психический потенциал, фенотип, генотип и др.

Из личных наблюдений могу сказать, что как приемный ребенок, так и жизнь выпускника детдома — лотерея. Про кого-то можно сказать, что сработали гены, в другом — воспитание возобладало над генами.

Знаю семью, где рос родной и приемный ребенок (оба одного возраста, но разнополые, девочка родная, мальчик усыновленный и он не знал, что неродной), девочка всегда была положительной, отличницей, скромной, похожей на отца внешне, а мальчик с ранних лет был склонен к бродяжничеству, вредным привычкам, учился плохо.

И есть семьи, где приемные дети послушнее родных и пребывание в теплом семейном коллективе сказалось очень благоприятно на них, они выросли адекватными, абсолютно нормальными, самостоятельными людьми.

Детдом — это вереница чужих лиц, безучастных эмоций, друзья, которые не знают иного отношения к ним, чем предательство и не умеют жить, общая на 8-10 ребят комната (если повезет — на 4-х), иногда вкусная еда… прогулки на территории детдома, разбитая качели, непрокрашенный турник.

Жизнь по режиму, завтрак, обед, ужин — все подано, тарелки мыть не надо, пришивать заплатки никто не научит, дети, живущие в детдоме, бывает, никогда не держали в руках иголки, понятия не имеют, что такое «мыть полы» и прочие хозяйственные дела, они не представляют, как добываются деньги и что такое работа, обязанности.

В коллективах нередко царит «дедовщина» , обращаться к воспитателям, кураторам за защитой — считается позором, поэтому бедные дети, те, которых обижают, вынуждены держать все досады в себе, доходя до нервных срывов, и даже в этом случае до них никому нет дела.

Старшие детдомовцы легко перенимают дурные манеры, бывает, курят по углам, «стреляют» сигаретки у прохожих, матерясь и обращаясь на «ты» к пожилым людям, но на самом деле страшная вещь — это то, что есть детдомы, где нравы хуже чем в тюрьмах, где старшие воспитанники насилуют младших…

О скольких случаях самоубийств подростков, находящихся в детдомах и подвергавшимся издевательствам «однокашников», мы слышали по ТВ, о скольких еще не слышали…

Полная безнаказанность агрессоров и распущенность руководства чаще всего встречается в сельских учреждениях для содержания детей, где-то на отшибе от периферии…

Нянечкам, работающим за копейки, успеть бы убрать все, не до привития детям правильных ценностей. Воспитателям, имеющим оклад на пару тысяч больше чем у нянечек и насмотревшимся на разные картины жизни, оставившим свои чувства в далекой молодости, уже до многого нет дела.

В домах-интернатах для детей-инвалидов в должности воспитателей часто можно встретить теть, обращающихся с детьми только матами и криками . Люди, пришедшие туда работать с благими целями, не выдерживают психологической нагрузки и увольняются… Дети остаются в окружение лиц с прожженной совестью или твердолобых, ко всему привыкших… кто из них вырастает?

Есть и хорошие детдома, не спорю, в той же поселковой местности… Небольшие, уютные, и дети, воспитывающиеся в таких учреждениях могут вырастать людьми, но это счастливый случай.

В России существуют разные формы устройства детей в семьи, одни из них патронат и приемная семья (когда ребенка не усыновляют, а берут в гости иногда или организуют маленький детский дом).

Если хотя бы каждый десятый россиян будет брать в гости на выходные (пусть и не на каждые) ребенка из детдома (чаще всего берут на патронат детей 7-11 лет) и учить его чему-то жизненному — преступников, наркоманов у нас будет намного меньше . Равнодушие порождает жестокость..

Усыновление слишком серьезный шаг для многих (и лучше не рисковать, если нет уверенности в силах), а патронат — это компромисс между усыновлением, на которое сложно решиться, и небольшой помощью во благо детям.

Маша (девочка, выросшая в детском доме) на вопрос о том, когда ей было лучше всего — отвечает, что в гос.учреждениии, мол, почти как на курорте, только скучно, но главное положительное впечатление — картофельное пюре с гуляшом как в садике, это то, ради чего стоит там находиться, по ее мнению.

По выходу из интерната Маша «вляпалась» в тысячу передряг, девушка, кстати, очень симпатичная и неглупая, но неприятности к ней липли против воли.

О матери и об отце (которых уже нет в живых) она и вспоминать не хотела, они пили и относились к ней жестоко. Девушка, несмотря на весь свой потенциал, не хотела учиться даже на повара, мечтала найти олигарха, но оставалась рядом с недостойными кавалерами…

И это совсем не гены: это заданный вектор жизни, который человек, помещенный в определенные условия жизни, не способен поменять, и израненная душа, которая ищет исцеления там, где его нет… Ведь несмотря на то, что Машка веселая и яркая, она не хотела жить и пыталась несколько раз свести счеты с жизнью. И таких девушек и юношей миллионы…

Их не научили жить, у них может быть море потенциала, но ноль способности его реализовать . Всем не помочь: даже если положить усилия на то, чтобы «вытащить» такую Машу из омута, она нередко не понимает протянутой руки, поскольку уже выросла в жестокой атмосфере и сама «кусается» да и не верит никому.

Но главное: после отчего, холодного, недружелюбного дома равнодушный, но все обеспечивающий детдом — ломают всякое желание чего-то добиваются, подростки не понимают, зачем им чего-то добиваться…

Их долго кормили, одевали, а теперь какая-то самостоятельная жизнь, где нужно зубами вгрызаться в землю, чтобы выжить… зачем? Вся проблема в том, что они не понимают не только «как», но и «зачем». Если бы они хотя бы поняли, что им это крайне необходимо — нашли бы возможности, но нет и инициативы.

Дети, выросшие без родителей, в стенах казенных домов не думают о том, что дальше, они живут одним днем, посему очень часто плачевно заканчивают, едва покинув стены детдома.

Реальность жизни выпускников детдома

После выхода из детдома многим юношам и девушкам дают квартиры, правда, это не голословное заявление: жилья еще нужно добиваться и успеть встать на очередь до 23 лет.

115 тысяч детдомовцам (на 2015 год) квартиры не дали, то есть забрали обманным путем, либо предоставили нелепые отказы…

Вику и ее братьев лишили возможности получить квартиры, признав недееспособными по «липовому» заключению психиатров, естественно, задействовано руководство детдома.

Девушка, выйдя из учреждения, сумела через местного народного депутата восстановить дееспособность и получить квартиру, но сколько подобных ей остаются за бортом и превращаются в бомжей или проводят жизнь в психушке, тюрьме…

К слову, Вика встретила хороших людей, заменивших ей семью, часто гостит у них, они и вывели ее в люди. А по поведению, несмотря на свои 25 лет, она бесшабашный ребенок.. не попади она в хорошие руки — неизвестно, что бы было.

Могут дать жилье под снос, на окраине, но и это лучше, чем ничего, однако можно добиться лучшего, только кто из детдомовцев знает о своих правах… Двум выпускникам детдома (парню и девушке, с которыми я знакома лично) дали жилье на окраине, в деревянных домах.

Девушка вопреки всему стала очень хорошим человеком, прекрасной матерью и женой, а парень, несмотря на то, что человек-то не плохой, уже несколько раз сидел в тюрьме, устроиться в жизни не может…

Пособие по безработице (если встать на учет на биржу труда) в первые полгода после выхода из детдома сегодня от 37 до 45 тысяч рублей. Как вы думаете, куда тратят эти деньги те, которые никогда не умели зарабатывать деньги?

Они просто транжирят то, что можно было пустить на дело направо и налево, но не это самое страшное, а то, что многие спиваются и подсаживаются на иглу в этот период.. а когда кончаются средства — не так просто вернуться в трезвую жизнь.

У нас в отдаленном районе города среди обычных панельных многоэтажек есть несколько домов, в которых массово дают квартиры детдомовцам. Соседи часто жалуются на шум, дебоши, притоны, пьянки, устраиваемые выпускниками детдомов.

Коммунальные услуги они не оплачивают, даже не потому, что денег нет (ведь с пособия можно было бы заплатить за пару лет вперед), а потому, что они не понимают, что нужно платить, что им не все дадут и не все им должны… Их никто не научил организовывать жизнь, планировать будущее…

В пятиэтажке рядом с домом знакомой — скопление криминальных элементов, они снимают там квартиры, и каждый вечер компании пьяных молодых людей занимают лавочки, ютятся в парках поблизости… Среди них много детдомовцев. Почему они вместе?

Те, кто выходят из тюрьмы — пытаются выжить любыми способами, кто для этого подходит лучше, чем недавно покинувший стены детдома молодой человек, ничего не знающий, не умеющий в жизни, получающий пособие в 40 тысяч? Так последние и спиваются, и встают на «скользкую дорожку»…

Девочки, выросшие без материнской заботы, часто относятся беззаботно, равнодушно к своим детям, которых они могут рожать сразу после выхода из детдома.

Помню сюжет по ТВ, где говорили про девушку в 18 лет, ждущую 3-го ребенка, дома пара круп и пустые полки, первые дети уже были в детдоме. У них либо отсутствует, либо слабо развит материнский инстинкт… Их дети довольно часто также становятся воспитанниками сиротских учреждений.

«Синдром детдомовца» — почти не выводимая болезнь, чем больше человек прожил с пониманием того, что все вокруг дается за просто так — тем сложнее ему придется . Привычка к иждивенческому образу жизни, к тому, что все вокруг должны — одна из самых вредных привычек.

Выпускники детдома и жертвы и иждивенцы одновременно, они не виноваты, Но у людей, хоть чему-то наученных и однажды попавших в тяжелую ситуацию, может сработать «механизм компенсации», то есть они найдут выход, а вот те, кто и не научены ничему — вечно остаются в позиции жертвы-иждивенца.

И это печально, но, в общем-то, поправимо, как говорится, нет ничего невозможно. Очень многие спасаются, приходя к вере, это ограждает их от наркотиков, алкоголизма и прочего негатива и дает надежду на хорошую жизнь…

Не будем забывать и том, что иждивенством поражены не только те, кто воспитывался в гос.учреждениях. но и огромная часть молодежи, воспитавшаяся в благополучных семьях… а среди выпускников детдома все же достаточно тех, кто стал людьми, и как правило очень хорошими.

Также не стоит забывать, что все мы можем внести свою маленькую лепту, имею ввиду патронат.

«Жизнь после детского дома», телеканал «Теледом»:

И помещения ребенка в детский дом неоднократно описана, хорошо известна усыновителям и тем, кто занимается устройством детей в семью. О чувствах детей, которых забирают из семьи, написано гораздо меньше, а ведь именно этот опыт сказывается затем на всей жизни ребенка из детского дома.

Решение об отобрании ребенка из семьи принимается органами опеки и милицией в тех случаях, когда, во-первых, социальное неблагополучие в семье носит хронический характер, и, во-вторых, существует непосредственная угроза жизни и здоровью ребенка. При этом с самим ребенком никто не обсуждает происходящего. То есть ребенок как бы является «объектом».

Очевидно, что мотив действий представителей органов опеки — защита ребенка и его прав. А что происходит с точки зрения ребенка? У ребенка была его жизнь, в которой, возможно, ему многое не нравилось, но, тем не менее, это был его привычный, «собственный» мир. Если родители не были крайне жестоки с ребенком и он не убегал из дома сам, то это означает, что отобрание происходит против воли ребенка .

С точки зрения ребенка: «виноват и наказан»

Попробуйте представить себе следующую ситуацию: вы — ребенок, живете с мамой, бабушкой, братом и сестрой в своей квартире. Вам не всегда хватает еды, игрушек, но вы привыкли, что спите с братом и сестрой на одном диване. К маме с бабушкой периодически приходят какие-то люди, с которыми они вместе шумят и пьют на кухне, у мамы часто меняется настроение, в зависимости от этого она может обнимать вас или внезапно раскричаться и даже побить. От нее часто пахнет спиртным, вы знаете этот запах, но он для вас неразрывно связан с матерью. В соседних с вашим дворах вы знаете все закоулки и все интересные места для игр, среди дворовых ребят у вас есть друзья и враги. Бабушка говорит, что осенью вы пойдете в школу, и там будет бесплатное питание, потому что у вас многодетная семья.

Однажды к вам в дом приходят две женщины, про одну из них мама говорит, что она из милиции. Они разговаривают с мамой на кухне на повышенных тонах, мама начинает ругаться и говорит: «Это мои дети. Это никого не касается! Не ваше дело! Как хочу, так и живу! Преступников лучше бы ловили, чего к нам пристали!» и т.д. Потом они с бабушкой обсуждают, что надо бы маме устроиться на работу, но нет ничего для нее подходящего.

В течение недели в доме нет пьяных компаний, бабушка прибралась в комнатах. Но еще через некоторое время все опять становится как прежде: мама не работает, домой приходят разные люди, с которыми она опять выпивает. Затем как-то раз вы слышите разговор между мамой и бабушкой, что пришла какая-то повестка. Мама сначала плачет, а вечером они с бабушкой сильно напиваются. Утром мама говорит: «Проспали, ну и наплевать!».

На следующий день утром раздается звонок в дверь. Полусонная мама на пороге ругается матом и пытается не впустить в квартиру пришедших, а бабушка говорит вам, чтобы вы собирались, что вы поедете в санаторий. Бабушка почему-то плачет, а в коридоре разгорается скандал, маму удерживают, потому что она пытается драться, ругается матом, что-то кричит про правительство, «сволочей из милиции» и т.д.

Вы не понимаете, что происходит, но таких ситуаций в вашей жизни еще не было, и вы чувствуете, что происходит что-то серьезное. Вас вместе с братом и сестрой выводят из квартиры незнакомые вам люди (их трое). Они говорят, чтобы вы не боялись, что вы поедете в санаторий, что там вам будет хорошо: вас будут кормить, у вас будет новая одежда и книжки. Вас сажают в машину, и вы куда-то едете.

Затем машина останавливается возле какого-то здания, уводят вашу сестру и говорят, что она тут останется, так как здесь живут маленькие дети до 3 лет. Вам это непонятно, но машина едет дальше. Машина долго едет, выезжает за город и останавливается возле какого-то забора. Ворота открываются, машина въезжает внутрь. Вы видите, что оказались на огороженной территории, вас со старшим братом выводят из машины. Вы входите в здание.

Люди, которые вас привезли, говорят взрослым, которые встречают вас в вестибюле, ваши имена и фамилии, подписывают какие-то бумаги, говорят вам, чтобы вы не боялись, и куда-то уходят. Новые взрослые куда-то вас ведут, в помещении с кафельными стенами и полом вас раздевают, забирают вашу одежду, говоря, что «эту грязь невозможно отстирать и вам дадут другое».

Потом говорят про каких-то насекомых и стригут вас налысо. Потом вас ведут мыться, и первый раз в жизни вы моетесь чем-то колючим, что дерет вам кожу, мыло щиплет глаза, и вы плачете. Кто-то вытирает вам лицо жестким вафельным полотенцем. Вам дают новые вещи и говорят, чтобы вы их одели. Вы не хотите, так как это не ваша одежда, но вам говорят, что вашей одежды больше нет, что она вся сгнила от грязи и ее выкинули, и у вас теперь новая одежда — гораздо лучше старой. Вы одеваете пахнущую чем-то чужим и непривычную одежду.

Вас ведут по коридору, брату говорят, что его отведут в группу для старших детей, и вы теряете его из вида. Вас приводят в большую комнату, где стоит много кроватей. Вам показывают ваше место, говорят, что тумбочку вы будете делить с каким-то другим ребенком, что все дети сейчас на прогулке, но скоро они придут, и вы будете обедать вместе с ними. Вас оставляют в одиночестве в этой комнате, вы садитесь на кровать и ждете...

Что означает для ребенка расставание с семьей

Какие чувства возникают при чтении этого текста и ощущении себя в роли ребенка в такой ситуации?

Какие появляются мысли, ощущения?

Каково это — такой отъезд из дома с незнакомыми людьми неизвестно куда?

Каково оказаться в незнакомом месте в полной неизвестности — что будет дальше? Разлучиться по очереди со всеми близкими и не знать, где они и будет ли возможность увидеть их когда-либо еще?

Лишиться всех своих вещей, включая нижнее белье, и волос?

Чего хотелось бы в такой ситуации от окружающих взрослых?

Если уж такой переезд необходим, как бы хотелось, чтобы он происходил?

Что бы хотелось знать про своих близких? Важна ли была бы возможность видеться с ними время от времени?

Очень часто люди не дают себе труда задуматься о том, что означает для ребенка расставание с семьей. «Ну, живет ребенок в детском доме — так у него жизнь сложилась, и нечего драматизировать ситуацию». Тем не менее для ребенка эта ситуация очень драматична. Первый шаг, который взрослые обязаны сделать, когда действительно интересуются жизнью ребенка, — признать его чувства в этой ситуации и то, что подобного рода событие не может пройти бесследно, потому что, по сути, является для ребенка крушением его мира.

Разлуку с семьей ребенок расценивает как отверждение («родители позволили этому произойти»), и результатом становятся негативные представления о себе и о людях. «Я никому не нужен», «Я — плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент», — это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями.

Один мальчик, попавший в детский дом, говорил о себе: «Я — лишенный родительских прав». Это высказывание очень верно отражает суть происходящего: ребенок — жертва обстоятельств, но в результате он теряет больше всех. Семью, близких людей, дом, личную свободу. Это приносит боль и воспринимается как наказание. Любое наказание бывает за что-то, и единственное объяснение, которое могут найти дети в такой ситуации, — это то, что они «плохие».

Безвыходность ситуации в том, что представления о себе в значительной степени определяют поведение человека. Представление о себе как о «плохом», боль от переживаемой жизненной катастрофы, обилие агрессивных поведенческих моделей в жизненном опыте (семья, социальное окружение) приводят к тому, что рано или поздно такие дети становятся социальными деструкторами.

Чтобы прервать этот «фатальный круг неблагополучия» и действительно помочь ребенку, необходимо работать и с его переживаниями в связи с утратой семьи, и с травматическим жизненным опытом, прорабатывать его актуальные жизненные проблемы, находя альтернативные модели поведения. Дать возможность успешной социальной самореализации и помочь в формировании мотивов для нее. Отдельная задача в работе с ребенком — формирование позитивной модели будущего, навык постановки целей и их достижения. Все это сложная, трудоемкая и кропотливая работа, требующая участия большого количества людей и системного подхода. Но без нее ребенок не получит «второго шанса» в своей жизни.

Комментировать статью "Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка"

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Раздел: Детские дома (в какие семьи лучше отдовать детей бродяг из детского дома?) нежелание детдомов отдавать детей в семьи. Вся культурная жизнь больше,чем за 100 км от нас, с Москвой конечно не...

Родители могут разместить ребенка в детском доме только на 6 месяцев по трудной жизненной ситуации, если через 6 месяцев ребенка не забирают, то опека должна инициировать суд по ограничению в Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка.

Ребёнок хочет в детский дом. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия Ребёнок хочет в детский дом. Собственно, два вопроса - как это технически происходит и чем грозит опекунам.

Детский дом и дом ребенка относятся к системе образования первый и к системе здравоохранения второй. Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (забирать ребенка из детского дома одежда). Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка.

"Минусы" баз данных на детей из детских домов. Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Что же происходит с детьми -школьниками? Их реакции зависят от того, как они воспринимают факт усыновления. Есть ли жизнь после детского дома?

Детские дома. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. Сироты не хотят в семью.

Учитываются ли приёмные дети, которые были в семье до создания семейного детского дома? Два последних принятых ребёнка, что сейчас у нас в семье, под возмездной опекой. Так вот -они будут учитываться? Сколько минимально должно быть приёмных детей в семье, чтобы...

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. В итоге, мы забирали со всех мест будущей учебы копии, сами фотографировали девчонок, сами возили детей на собеседования, сами, в дальнейшем... Социальная поддержка семей с детьми.

Раздел: Детские дома (соседи дети сироты). Дети -сироты, получившие бесплатное жилье, превратили в кошмар жизнь своих соседей в новостройках. Хочется, как тот депутат, воскликнуть в восторге от самого себя: Каждому ребёнку приёмную семью! Детдома Закрыть!

Раздел: Детские дома (куда должны передовать личное дело детей сирот после училеща). Жизнь детей -сирот после выпуска из ДД. После вчерашнего телефонного разговора со знакомой воспитанницей детского дома задумалась. Девочке 15 лет, закончила 9-ый класс.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Как будто оставляем себе запасной выход, но как можно вернуть ребенка после 2,5 лет дома? Многие из нашего окружения и не знают что она не наша.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в Меню в детдомах и интернатах. А кто-нибудь знает, где раздобыть реальный перечень блюд, которыми наших детишек кормили до того, как...

Расставание с семьей и переезд в детский дом глазами ребенка. 2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в...

«Ну, живет ребенок в детском доме - так у него жизнь сложилась, и нечего драматизировать ситуацию». Тем не менее для ребенка эта видят Кто решает? Мальчик несколько раз сбегал из детдома, но его возвращали. Говорил, как он хотел прижаться к матери, как тяжело было в...

Чем заняться с детьми в детдоме?. Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в Чем заняться с детьми в детдоме? Едем в гости, я и несколько женщин, цель - присмотреть деток для гостевого, а у некоторых и такой...

Детский дом -интернат для умственно отсталых детей (сокращенно ДДИ) Члены комиссии оценивают все результаты детей по факту Что чувствует ребенок при расставании с семьей и переезде в детский дом. Отобрание из семьи глазами ребенка. paзницa мeжду приютoм...

Нравы в детских домах..... Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания ПОКАЗАНИЯ ПЕРВОКЛАССНИЦЫ: «Когда я пришла в наш детдом, директор Валерий Станиславович в первую ночь позвал меня к...

Насилие в детских домах и интернатах. Пиар детей /результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства Насилие в детских домах и интернатах. К вопросу о патиотизме политиков, призывающих прекратить усыновление российских детей за...

Что чувствует ребенок при расставании с семьей и переезде в детский дом. Затем машина останавливается возле какого-то здания, уводят вашу сестру и говорят, что она тут останется, так как здесь живут маленькие дети до 3 лет. Переезд и маленький ребенок.

Чинилова Инна
Дети без родителей

Сегодня понятие «сирота» стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали ребёнка умерших родителей , лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счёт социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях .

Вот некоторые данные статистики : по данным на начало 2014 года в России более 600 000 детей сирот, лишённых родительского попечения , 95% из них – социальные сироты. Не менее печальны причины распространения социального сиротства : рост числа детей, рождённых вне брака. Социальная дезорганизация семей, материальные и жилищные трудности родителей , нездоровые отношения в семье, слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека (алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по уходу, содержанию и воспитанию ребёнка).

Среди «отказных» детей многие имеют врождённые психические и физические аномалии, как следствие зачатия партнёрами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. Дети , помещённые в детские дома, перегружены психопатологической наследственностью, в первую очередь это умственная отсталость и шизофрения.

Многие дети –сироты являлись объектом неправильного вредного воспитания в семье (безнадзорность, гипоопека) . Большинство семей, где дети лишены попечения родителей , характеризует вопиющее социальное неблагополучие : низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, аморальный образ жизни, пьянство родителей , скандалы и драки, а также проживание с тяжело психически больными родственниками.

У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребёнка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У многих детей развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально – познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротском учреждении вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации : у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность, у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе.

Особая проблема - социально-психологическая неадаптированность выпускников сиротских учреждений. Выйдя из стен детского дома, молодёжь оказывается не готовой к самостоятельной жизни. Таким образом, последствия отсутствия материнской заботы человек может ощущать всю жизнь, ведь всё хорошее, и плохое – из детства.

В последние годы контингент детских домов стал более тяжёлым, но одновременно с этим возросли возможности, благодаря успехам медицины, коррекционной педагогики, в связи с чем удаётся преодолеть многие нервно-психические нарушения у детей. Чем труднее дети , тем квалифицированнее, терпеливее, добрее должны быть воспитатели домов ребёнка, детских домов, приютов.

В настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования детей-сирот. Вступило в действие постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » В соответствии с этим существенно увеличены расходы на содержание воспитанников всех типов сиротских учреждений, распространены на опекаемых детей льготы и нормы материального обеспечения, установленные для интернатных учреждений.

ДЕТИ В ПРИЁМНОЙ СЕМЬЕ .

Усыновление - одна из форм воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей , известная ещё со времён Древнего Рима. В течение столетий люди интуитивно понимали, что ребёнок, потерявший родителей , должен быть принят в другую семью, где его окружат заботой или хотя бы спасут от голода и холода. Психологические исследования последних лет показали, что потребность иметь маму и папу–одна из сильнейших потребностей ребёнка. А поэтому наилучшая замена собственной семье-новая семья; из всех форм опекунской заботы самая подходящая для ребёнка-усыновление.

В современном мире многие супружеские пары хотят усыновить ребёнка. Что к этому побуждает? Выявлено много причин : невозможность иметь ребёнка по медицинским показателям; нежелание иметь своего ребёнка по социальным показателям; смерть или неизлечимая болезнь родителей ребёнка , являющихся близкими родственниками усыновителя или опекуна; лишение родительских прав родителей ребёнка Иностранные граждане, которые с 1991г. Получили разрешение брать в свои семьи приёмных детей из России, видимо, руководствуются мотивами милосердия, поскольку усыновляют детей, особо нуждающихся в лечении и оздоровлении.

Как считают специалисты, в каждом конкретном случае необходима совершенно особая работа с приёмными родителями ещё до того , как в их доме появится ребёнок. Трудности, с которыми сталкиваются эти семьи, не только материальные, но и чисто психологические. Прежде всего это сомнения и неуверенность, сумеют ли они справиться с родительскими заботами и обязанностями, наладить отношения с ребёнком и т. д. Тревожат мысли о том, каков будет ребёнок, какие радости и огорчения он принесёт в дом. Беспокоят думы о «багаже» (наследственные качества, приобретённый опыт, с которым ребёнок войдёт в дом. Но с другой стороны, у будущих родителей зачастую формируются завышенные ожидания в отношении приёмного ребёнка (мечтают о хорошем образовании, развитии творческих способностей и т. д.). Приёмные родители часто испытывают повышенное чувство ответственности за воспитание и образование усыновлённого ребёнка. Они склонны предъявлять ребёнку повышенные требования, с которыми он просто не в состоянии справиться. В то же время родители не способны эмоционально поддерживать ребёнка. Не добившись реальных и быстрых результатов в воспитании, коррекции ребёнка, некоторые приёмные родители сваливают все неудачи на роковую наследственность.

Не справившись со столь сложными психологическими и нравственными проблемами усыновления, приёмные родители нередко возвращают ребёнка в детский дом. Последствия этого тяжёлого шага – душевная травма у ребёнка, серьёзные переживания у несостоявшихся родителей . Как потом сложится судьба у ребёнка? Вряд ли неудачное усыновление добавит в неё счастливые страницы. Вина взрослых, осуществивших этот бесчеловечный эксперимент, велика.

Главная проблема, которая возникает у многих родителей , усыновивших детей, заключается в вопросе : сказать или нет ребёнку о его происхождении? Каждая семья решает этот вопрос по-своему : одни рассказывают ребёнку правду, другие её утаивают. Однако страх перед раскрытием тайны держит в напряжении семью, создаёт в ней нервозную обстановку. Семья меняет место жительства, избегает встреч со знакомыми, знающих об усыновлении ребёнка. Но сохранить от ребёнка тайну усыновления не всегда удаётся. Иногда находятся «доброжелатели» , которые открывают ребёнку историю его происхождения. Специалисты рекомендуют приёмным родителям рассказать ребёнку дошкольного возраста о том, что его взяли, когда он был маленьким, потому что у него не было своей мамы. А теперь у него есть мама и папа, которые его любят. И здесь можно вспомнить русскую народную пословицу «Не та мать, что родила , а та, что выходила» .

Передача осиротевшего ребёнка в приёмную семью ставит перед ней ряд социальных, психологических, эмоциональных и педагогических барьеров. Процесс вживания ребёнка в приёмную семью зависит от личности родителей ,от общей семейной атмосферы, а также от самого ребёнка, его возраста, характера и предшествующего опыта. Адаптация даже здорового ребёнка в новой семье требует времени. В первое время у него возможны острые невротические и поведенческие, в том числе регрессивные нарушения. На определённом этапе могут проявиться отрицательные черты характера, привычки, неразвитость памяти, воображения, узость кругозора, отставание в познавательной сфере. Поэтому приёмным родителям необходимо иметь большое терпение.

Иногда родители хотят усыновить ребёнка, но оказываются не подготовленными к тому, что домашнее воспитание-это постоянный труд, без выходных и праздников, с поражениями и победами. Другими словами, чтобы взрослым решиться на такой ответственный шаг, как усыновление, надо созреть, взвесить силы и возможности, быть готовым к самоограничению, самоотверженности. Не принесёт счастья усыновление ни ребёнку, ни родителям , если на этот шаг супруги решились, чтобы спасти свой брак : ребёнок должен жить в счастливой семейной атмосфере.

Наше представление о мире во многом зависит от тех слов, которые мы употребляем. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет», — говорится в старом советском мультике. Используя те или иные выражения по отношению к окружающей действительности и к окружающим нас людям, мы волей неволей моделируем вокруг себя мир. И иногда этот мир становится для наших собеседников злой мачехой, а иногда – ласковой мамой, в зависимости от слов, которые мы употребляем.

Фото vk.com

В случае с детьми, которые остались без родителей, существует целая система понятий. И некоторые из них вполне приемлемы, а другие наоборот категорически противопоказаны к употреблению.

Слова под запретом

Если вы хотите говорить о теме сиротства и говорить так, чтобы никого не обидеть и никому не сделать хуже, то стоит внимательно относиться к своему лексикону. Словом можно ранить ребенка или родителя напрямую, а еще можно создать такую картину мира, которая усложняет жизнь всем детям, которых усыновили или потенциально могут усыновить.

Под запретом оказываются слова, которые не просто называют, а указывают на отношение. И даже если это отношение жалости, а не агрессии, употреблять такие слова не стоит. Сиротка, сиротинушка — тем самым ребенку в детском доме прививается комплекс жертвы, излишней жалости к себе, которая ведет к безволию и безответственности. А жалость ребенку в детском доме не нужна, .

Не стоит также назвать детей, которые живут в государственных учреждениях, акцентируя внимание на их судьбе – брошенный, отказник, приемыш, беспризорник и даже сирота… И точно также не стоит определять их по тому месту, где проживают. Это не их выбор и они к этому выбору по большому счету не имеют никакого отношения. Детдомовец, детдомовка, приютский, интернатский, беспризорщина и детдомовщина… Все эти слова указывают говорящим и слушающим на то, что главное в человеке не он сам, а то окружение в котором он находится. И именно эта групповая идентичность, а не личные качества человека определяют отношение к нему. Слова эти вызывают к жизни все те ужасные стереотипы, которые окружают в нашем мире тему детей из детских учреждений. И актуализируют не только в окружающих, но и в самих детях.

Сомнительные слова

Однако отказаться от некоторых слов, которые кажется не совсем правильными, все же не получится. Вот то же слово «сирота». Это слово входит во многие официальные документы в сочетании «дети-сироты». Именно в этой форме и стоит его употреблять, но стараться избегать и единственного числа (сирота) и обозначения «сироты» без первого слова «дети». Ведь на самом деле они, прежде всего дети, а уж потом сироты. При этом абстрактные понятия, образованные от этого слова, также вполне приемлемы. Ведь они не относятся ни к кому персонально, да и вообще называют явление, а не человека: социально сиротство, профилактика сиротства. То же можно сказать и о слове беспризорность, которое уместно, когда речь идет о социальном явлении, а не конкретном человеке.

Таким же словом с ограничением в употреблении можно считать слово «отказник». Именно это слово легко в основу названия сайта Отказники.ру одной из первых благотворительных организаций в нашей стране, которая буквально выросла снизу и которая занималась именно детьми-сиротами. Однако само это слово тоже стоит употреблять с осторожностью. И уж точно не использовать в единственном числе по отношению к конкретному ребенку. Ведь это не главное его качество, что кто-то когда-то от него отказался. Это всего лишь факт биографии, не самый приятный, и не стоит ребенка привязывать к этому факту веским словом.

Как надо

А как же правильно говорить о детях-сиротах, вернее, о каждом конкретном ребенке. Конечно, есть официозное название – «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Но вряд ли стоит использовать это громоздкое выражение в каких-то еще текстах кроме бюрократических. Лучше всего любого ребенка называть просто по имени. Не стоит ставить его статус во главу угла. Назовите ребенка ребенком, а уж потом добавьте какую-то дополнительную особенность, которая у него есть:

  • ребенок на попечении государства,
  • ребенок лишенных прав родителей,
  • приемный ребенок,
  • ребенок с ментальными особенностями или ребенок с ограниченными возможностями здоровья (слово здоровье в этой конструкции – обязательно!)

Специальные термины

Ну и, конечно, вокруг темы сиротства существует еще целый ряд специальных терминов. Которые отличаются по значению в зависимости от того, в каком контексте они употребляются. Номер один в этом ряду – термин «усыновить». Строго юридически под усыновлением понимается процедура установления родительских прав над некровными детьми, причем обоих полов.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди