18.10.2019

Словесные игры для детей методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему. Игра «где мы выли, не скажем Мы не скажем а покажем


Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.
Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.

Игра «Воображаемое путешествие»

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых
обстоятельствах.
Педагог. Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите, все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть - траву нужно осторожно раздвигать руками. Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, через который перекинута доска. Идите по доске. Мы вошли в лес, где много грибов и ягод,- осмотритесь. Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзаков завтраки, которые вам дала в дорогу мама, и перекусите. А я буду угадывать, что вы «едите».

Игра «Дедушка Молчок»

Цель. Развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Дети сидят в творческом полукруге. Проводится игра «Дедушка Молчок».
Педагог. Сегодня к нам в гости придет дедушка Молчок. Когда он появляется, становится тихо.
Дедушка очень добрый, он любит детей и знает много интересных игр.
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй, дедушка Молчок!
Где ты? Мы хотим играть,
Много нового узнать.
Где ты, добрый старичок?
Тишина... Пришел Молчок. Не спугни его смотри,
Тс-с-с, ничего не говори.
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать дедушку, жестом призывая к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» дедушку (надевает бороду и шапку) и действует от его имени: здоровается, говорит, что очень спешил к ребятам, потому что любит играть. Предлагает детям поиграть в игру «Узнай, кто говорит от другого имени». С помощью считалки выбирают водящего. Педагог от имени дедушки читает текст. Ребенок, на которого указывает Молчок, отвечает на вопрос, изменив голос. Водящий угадывает, кто из детей говорит от другого имени.
Сидит кукушка на суку,
И слышится в ответ...
«Ку-ку», - отвечает ребенок, на которого указывает дедушка Молчок.
А вот котеночек в углу, Мяукает он так... (Мяу! Мяу!)
Щенок прогавкает в ответ,
Услышим вот что мы вослед... (Гав! Гав!)
Корова тоже не смолчит,
А вслед нам громко замычит... (Му-у!)
А петушок, встретив зарю, Нам пропоет... (Ку-ка-ре-ку!)
Паровоз, набравши ход, Тоже весело поет... (У-у-у!)
Если праздник, детвора Весело кричит... (Ура! Ура!)

Игра «Тень»

Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре - это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок - его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп -это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм - это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре - мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок -его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей.

Игра «Узнай по носу»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность.
Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «Зеркало»


Педагог. Представьте, что вы готовитесь к спектаклю и гримируетесь перед зеркалом. Что такое грим? Это подкрашивание лица, искусство придания лицу (с помощью специальных красок, наклеивания усов, бороды и т. п.) внешности, необходимой актеру для данной роли. Встаньте парами лицом друг к другу. Один из вас артист, а другой - зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями артиста и повторяет их зеркально. Старайтесь предугадать любой жест, любую мимику. Что может делать артист? (Надевать парик, маску; укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы; улыбаться, смеяться, плакать, грустить и т. д.) Движения должны быть плавными и неторопливыми. Не смейтесь при этом! Когда у вас бывает радостное настроение? Какие настроения вы знаете?

Игра «Испорченный телефон»

Цель. Учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, злость, страх) по мимике.
Все участники игры, кроме водящего и одного из ребят, закрывают глаза -«спят». Водящий показывает ребенку, не закрывшему глаза, какую-либо эмоцию. Ребенок, «разбудив» другого участника игры, передает увиденную эмоцию так, как он ее понял, без слов. Второй участник передает свою версию увиденного третьему игроку и так до последнего игрока.
После игры педагог беседует с детьми о том, какие эмоции они изображали; по каким признакам они узнали именно эмоции.

Игра «Сам себе режиссер»

Цель. Дать детям возможность самостоятельно сочинить сценку про животных.
Педагог объясняет детям: «Режиссер - это руководитель, организатор номера или спектакля, или циркового выступления артистов». Один ребенок (по желанию) берет на себя роль режиссера. Он набирает артистов, придумывает сценку, использует реквизиты, костюмы. Остальные ребята, не занятые в сценке, придумывают свои сценки.

Игра «Угадай, кто я»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, память.
Игра проходит веселее, когда в ней принимает участие много ребят. С помощью считалки выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Дети берутся за руки и встают в круг вокруг водящего. Водящий хлопает в ладоши, а дети двигаются по кругу. Водящий хлопает еще раз - и круг замирает. Теперь водящий должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто он. Если ему удается сделать это с первой попытки, то игрок, угаданный им, становится водящим. Если же водящий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться до этого игрока и попробовать угадать второй раз. В случае правильной догадки водящим становится ребенок, которого опознали. Если же водящий так и не смог правильно догадаться, он водит по второму кругу.
Вариант игры. Можно ввести правило, по которому водящий может попросить игрока что-либо произнести, например, изобразить животное: прогавкать или мяукнуть. Если водящий не узнал игрока, он водит еще раз.

Игра «Горячий картофель»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений.
Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом.
Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Игра «Кто из нас самый наблюдательный?»

Цель. Развивать наблюдательность, память.
Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками, платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше, тем он наблюдательнее.

Игра «Представьте себе»

Цель. Развивать имитационные способности.
-Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.)
Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать.
Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.
- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игра «Ласковое слово»

Цель. Формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод, в хоровод
Здесь собрался народ!
Раз, два, три - начинаешь ты!
Вслед за этим педагог надевает на себя колпачок и ласково обращаем к рядом стоящему ребенку.
Например:
- Сашенька, доброе утро!
Педагог уточняет, какие добрые и ласковые слова мы можем произносить, обращаясь к своим друзьям (Здравствуйте, как я рад(а) тебя видеть; какой красивый у тебя бантик; у тебя красивое платье и т.д.). После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог передает колпачок следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково обратиться к стоящему с ним рядом малышу, и т.д.

Игра «Продолжи фразу и покажи»

Цель. Развивать логику, творческие способности; развивать имитационные навыки.
-Если холодно на улице, что вы надеваете? (Шубу, шапку, варежки...)
-Если вам подарят маленького котенка, что вы сделаете? (Погладим его, приласкаем).
-Если вы останетесь в лесу одни, что вы будете делать? (Громко кричать «Ау!».)
-Если мама отдыхает, как вы будете себя вести? (Ходить на цыпочках, не шуметь...)
-Если плачет ваш друг, что делать? (Утешить, погладить, заглянуть в глаза...).
-Если вам на глаза попались спички? (Ответы детей, которые педагог обобщает выводом: спички детям не игрушка!)

Игра «Доктор Айболит» (К. Чуковский)

Цель. Развивать логику, творческие способности; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим; развивать имитационные навыки, артикуляционный аппарат
Добрый доктор Айболит! И жучок, и паучок,
Он под деревом сидит. И медведица!
Приходи к нему лечиться, Всех излечит, исцелит
И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит!
Роль доктора берет на себя педагог. На нем белый халат, шапочка, в кармане трубка. Дети выбирают куклы пальчикового театра и подходят к доктору Айболиту. Голосом выбранного персонажа просят полечить лапку, носик, животик...
По ходу игры педагог (Айболит) задает вопросы, побуждая детей живо и эмоционально включаться в игру.
В конце дети устраивают концерт для доктора Айболита (игра «Оркестр»)

Игра «Бродячий цирк»

Цель. Развивать фантазию и способность к импровизации; побуждать детей к участию в театрализованной игре, поощрять творческую инициативу; расширять знания детей о цирке, обогащать словарный запас; воспитывать доброжелательные партнерские отношения.
Под ритмичную музыку (цирковой туш) педагог читает стихотворение, дети идут по кругу и приветственно машут рукой:
Для радости ребячьей приехал цирк бродячий.
В поющем и звенящем, в нем всё как в настоящем:
Гимнаст летит, и скачет конь, лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать, выходят пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит, и клоун публику смешит.
Педагог объявляет номера:
- Первый номер нашей программы «Канатоходцы»! Воспитатель кладет на пол ленту. Под музыкальное сопровождение дети, подняв руки в стороны, проходят по ленте, представляя, что это канат, натянутый в воздухе. - Второй номер нашей программы - «Знаменитые силачи». Мальчики поднимают воображаемые гири, штанги. - Третий номер нашей программы - «Ученые собачки» под руководством знаменитой дрессировщицы... (Педагог называет имя девочки.) Дети-собачки садятся на корточки, дрессировщик дает задания: танцуют; решают задачки по картинкам; прыгают через кольцо; поют. Антракт. (Раздаём угощение)
Игра «Угадай, чей голосок»
Цель. Учить детей интонационно и выразительно произносить предложенную фразу.
Дети встают в шеренгу. К ним спиной встает водящий. Педагог молча указывает на любого ребенка, тот
произносит фразу: «Скок-скок-скок-скок, угадай, чей голосок!» Если водящий угадал, он встает в общую
шеренгу. Водящим становится тот, голос которого угадали. Игра проводится несколько раз. Дети меняют
интонации и тембр голоса.

Игра с воображаемыми предметами

Цель. Развивать воображение и фантазию; побуждать детей к участию в общем театральном
действии.
1.Педагог вместе с детьми произносит слова знакомого стихотворения «Мой веселый звонкий мяч», и все ударяют воображаемым мячом об пол.
2.Педагог бросает воображаемый мяч каждому ребенку, ребенок «ловит» мяч и «бросает» его обратно педагогу.
3.Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.
-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).
-Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.
-Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.
-----Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.
Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин- в клубок ниток, нитки – в маленького котенка, его можно осторожно погладить, котенок превратился в румяного колобка).
Игра с воображаемым объектом
Цель. Формировать навыки работы с воображаемыми предметами;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках
маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его
погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.
Педагог передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные
слова и движения.

Игра «И я тоже!»

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.
Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь...
Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...»
Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю...
Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый -обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.
Звучит музыка. Дети танцуют.

Игра «Веселые обезьянки»


Педагог. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы
выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре, и делать различные движения и
жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения. С помощью
считалки выбирают «посетителя»:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Золотая радуга.
(М. Лопыгина. Радуга)
«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая - салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. -для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п.-для салата. Затем все дети становятся в круг - получается «кастрюля» - и поют песню (импровизация):
Сварить можем быстро мы борщ или суп
И вкусную кашу из нескольких круп,
Нарезать салат и простой винегрет,
Компот приготовить -вот славный обед.
Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки,- «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны - остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам». Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!
Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?
Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!
Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три -догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они! показывали в загадках.

Игра «День рождения»

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки. С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они дарят. Лучше, если гостей будет немного, а остальные ребята сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом дети могут поменяться ролями. Подарки могут быть самые разнообразные: коробка конфет, шоколад, шарфик, шапка, книжка, фломастеры и даже живой котенок.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Цель. Развивать память, воображение детей.
Дети встают в круг. Каждый ребенок принимает определенную позу и оправдывает ее: - стоит с поднятой рукой (кладу книгу на полку, достаю конфету из вазы в шкафчике, вешаю куртку, украшаю елку и т. п.); - стоит на коленях, руки и корпус устремлены вперед (ищу под столом ложку, наблюдаю за гусеницей, кормлю котенка, натираю пол и т. п.); - сидит на корточках (смотрю на разбитую чашку, рисую мелом и т. п.); - наклонился вперед (завязываю шнурки, поднимаю платок, срываю цветок и т.п.).

Игра «Угадай, что я делаю?» в движении.

Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается, ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Игра «Одно и то же по-разному»


Дети в творческом полукруге. Один ребенок придумывает свой вариант поведения, а дети должны догадаться, чем он занимается и где находится (человек идет, сидит, бежит, поднимает руку, слушает и т. д.). Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Дети делятся на творческие группы, и каждая получает определенное задание.
I группа получает задание сидеть. Возможные варианты:
- сидеть у телевизора;
- сидеть в цирке;
- сидеть в кабинете врача;
- сидеть у шахматной доски;
- сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.
II группа получает задание идти. Возможные варианты:
- идти по дороге;
- идти по горячему песку;
- идти по палубе корабля;
- идти по бревну или узкому мостику;
- идти по узкой горной тропинке и т. д.
III группа получает задание бежать. Возможные варианты:
- бежать, опаздывая в театр;
- бежать от злой собаки;
- бежать, попав под дождь;
- бежать, играя в жмурки, и т.д.
IV группа получает задание размахивать руками. Возможные варианты:
- отгонять комаров;
- подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
- сушить мокрые руки и т. д.
V группа получает задание ловить зверюшку. Возможные варианты:
-ловить кошку;
-ловить попугайчика;
-ловить кузнечиков и т.д.
Педагог и зрители отмечают, кто правильно выполнил задание.

Игра «Превращение предмета»

Цель. Развивать воображение, фантазию детей.
Сначала педагог объясняет детям: «В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, оправдывая условное превращение».
Педагог берет какой-либо предмет и кладет его на стол! или передает по кругу от одного ребенка к другому. Каждый ребенок должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
карандаш или палочка: ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник, зубная щетка, кисточка для
рисования, дудочка, I расческа и т.д.;
маленький мячик: яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;
записная книжка: зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра и т.д.
Можно превращать стул в пенек; в этом случае дети должны оправдывать условное название предмета.
Например, большой стул может быть превращен в королевский трон, памяти ник и др.

Игра «Кругосветное путешествие»

Цель. Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.
Дети в творческом полукруге. Педагог предлагает им отправиться в кругосветное путешествие: «Ребята, перед вами стоит задача: придумать, где будет проходить ваш путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту; через лес, джунгли, через океан на корабле». Дети предлагают маршрут кругосветного путешествия, используя декорации корабля, избушки. Итак, маршрут кругосветного путешествия составлен, и дети начинают играть. В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты - гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски.

Игра «Король»

Цель. Уметь действовать с воображаемыми предметами, на память физических действий (вариант народной игры).
Исполнителя роли Короля выбирают с помощью считалки:
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрешки на окошках,
Две Аринки на перинке,
Две Танюшки на подушке,
А Петрушка в колпачке
На дубовом сундучке.
(Е. Благинина. Считалка)
Считать помогают все дети; педагог медленно, четко произносит слова считалки, чтобы ребята могли лучше запомнить их.
Король сидит на «троне» с короной на голове. Дети делятся на несколько групп. Каждая группа представляет Королю свою профессию, действуя с воображаемыми предметами (повара, прачки, швеи и т.д.).
Первая группа подходит к Королю.
Работники. Здравствуй, Король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Король должен отгадать профессии работников. Если он отгадал верно, то дети разбегаются, а он догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится Королем. В процессе игры педагог усложняет характер Короля - то он жадный, то злой. Если роль Короля играет девочка (Королева), то она может быть доброй, легкомысленной, сварливой и т.д. Главное в этой игре-действие с воображаемыми предметами.

Игра «Загадки без слов»

Цель. Привлекать детей к проигрыванию мини-сценок.
Педагог созывает детей: Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу.
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу.
Педагог вместе с первой подгруппой детей садятся и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов.
Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает - первая.
«Дружная пара»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульев раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнёра от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
«Кто позвал?»
Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!
Дети встают в круг. В середине круга становится водящий с закрытыми глазами. Кто-либо называет его по имени, и водящий пытается узнать, кто это был. Затем водящий меняется и игра продолжается.

Этюд «В саду».

Ведущий (воспитатель) читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино») .
«Дети пошли в сад. там на деревьях растут яблоки. Они круглые, кисло-сладкие. Внутри у них маленькие зернышки. Иногда яблоки падают на землю. Дети их поднимают, кладут в корзинку и несут домой. Дети моют яблоки, режут их пополам и угощают ими папу и маму. Вкусные яблоки!»

Игра «Эхо»

Дети делятся на две команды. Ведущий говорит:
Мы в лес пойдём, грибов найдём.
Ребят мы громко позовём: «Ау-ау-ау!»
Никто не откликается, лишь эхо отзывается.
Другая группа повторяет: «Ау-ау-ау!»
Упражнение повторяется 3-4 раза. «Ау» произносится громко, тише, тихо, шёпотом.

Этюд «Лес»

Воспитатель говорит: «В нашем лесу растут березки, ёлочки, травинки, грибочки, ягодки, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы свами «превратимся» в лес. Как ваше растение реагирует:
-на тихий, нежный ветерок;
-сильный, холодный ветер;
-мелкий грибной дождик;
-ливень;
-ласковое солнышко?»

Игра «Сапожки»

Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребёнка. По команде воспитателя дети должны пройти по дорожке. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, не наступить в осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.

Игра «Ходим в шапках»

Воспитатель предлагает «надеть» детям осенние шапки (положить на голову мешочки с песком).
Дети передвигаются по группе на носках, пятках, на четвереньках и стараются не уронить шапки. Дыхание не задерживать и дышать через нос.

Игра «Дрозд»

Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят:
« Я - дрозд, и ты – дрозд.
(Показывают сначала на себя, потом на товарища.)
У меня нос,и у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.)
У меня гладкие, и у тебя гладкие.
(Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки товарища.)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот своего товарища.)
Я- друг, и ты- друг.
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.)
Нам хорошо!»
(Обнимаются.)

Этюд «Спаси птенца».

Воспитатель говорит: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу теплоту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте свои ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам».

Этюд «Гуси».

Воспитатель читает рассказ, а дети изображают в нём действия жестами, движениями («немое кино»)
«Вышла хозяйка во двор и манит гусей домой: «Теги- Теги- Теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га- Га- Га! Не хотим домой мы идти! Нам и здесь хорошо!» Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься: взяла хворостину и погнала их домой.»

Игра «Мамины бусы»

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ведущий начинает игру, идёт и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребёнка, образуя длинную цепь- «бусы». Ведущий медленно поёт:
Как мы бусинки лепили,
Как мы бусинки лепили,
Бусинки, бусинки.
Как мы бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Останавливается и говорит: «играли, играли мы с бусами. А ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тарарах! (Дети разбегаются по группе.) Ой, далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать.

Этюд «Северный полюс»

У девочки Жени был волшебный цветик-семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя свой заветный цветик- семицветик, оторвала один лепесток, подбросила его вверх и сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по- моему вели!
Вели, чтобы я была на Северном полюсе! И Женя тут же, как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась на Северном полюсе, а там мороз сто градусов!
Выразительные движения: колени сомкнуты так, что одно колено прикрывает другое, руки около рта, дышит на пальцы. Картотека фольклора народов Южного Урала для детского сада. Младшая группа

Надежда Люмпанова
Занятие по развитию речи для детей 2–3 лет. Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Дидактическая игра «Где мы были , мы не скажем , а что делали , покажем »

Цель : поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации ; объяснить, как выбирают водящего с помощью считалки; активизировать в речи детей глаголы .

Ход занятия

Воспитатель объясняет правила игры : «С помощью считалки выберем водящего, затем попросим его выйти из комнаты. Пока водящий отсутствует , мы договоримся что и как будем изображать. Когда водящий вернется, он спросит : «Где вы были , девочки и мальчики? Что вы делали ?» Что спросит водящий? Мы ему ответим так : где мы были , мы не скажем , а что делали , покажем ». Что мы ответим водящему?»

Воспитатель подзывает к себе двух детей и молча , выполняет с их помощью роль парикмахера. Спрашивает, что он сейчас делал . Дети говорят, что он изображал парикмахера («Дениса вы стригли, а Оленьку причесывали» ) .

С помощью считалки педагог выбирает водящего из числа старших детей :

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет –

Тот и вон пойдет.

В процессе игры воспитатель вначале советует, что и как можно изобразить. Когда дети освоятся, он только подсказывает, что изобразить, а как это сделать , они решают сами.

Возможны импровизации такого содержания : малыши проснулись, потянулись, начали умываться; дети в лесу собирают ягоды : одну - в роток, другую – в кузовок; дети на музыкальном или физкультурном занятии ; дети рисуют красками; дети кормят телят (в сценке участвуют 2 ребенка, цыплят и т. п.

Каждый очередной водящий выбирается из числа желающих с помощью считалки.

Цель: развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово и действие.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выпол­нять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте, дети!
Где вы были,

Что видели?

Дети хором отвечают:

Где мы были - мы не скажем,
А что делали - покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбира­ется новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имита­ция мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле

Цели: активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в декламируе­мом тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры: выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответ­ствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:

Дай полижу тебя немножко..
А свинья от смеха давится:

Мне мальчик этот нравится.

Усложнения:

Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгры­вают диалог.

Подобрать слова-определения Коли (грязный, неумытый, чума­зый, неопрятный...).

После разыгрывания диалога предложить детям быть внима­тельными и называть слово, противоположное по значению про­износимому воспитателем, при этом постепенно набирать темп: чистый - грязный, грязный - чистый, грязный - чистый, гряз­ный - чистый, чистый - грязный и т.д.

Подбери нужное слово

Цель: закончить предложение, точно подбирая слово, необходи­мое по содержанию и в нужной грамматической форме (существи­тельное в тв. п. ед. ч.).

Описание игры: воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки... чем? (мылом).

Толя вымыл голову... чем? (шампунем).

Толя смыл мыльную пену... чем? (водой).

Толя вытер руки... чем? (полотенцем).

Толя расчесал волосы... чем? (расческой).

Толя почистил зубы... чем? (зубной щеткой, зубной пастой).

Толя постриг ногти... чем? (ножницами).

Толя освежил себя... чем? (туалетной водой, одеколоном).

Толя вытер нос... чем? (носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело... чем? (губкой, мочалкой).

Толя смазал руки... чем? (детским кремом).

Усложнение: кто правильно и быстрее всех подбирает нужное слово, получает фант. Выигрывает тот, кто больше их наберет. Выигравшим вручаются призы (самодельные игрушки, поделки, рисунки по данной теме).

Письмо-шутка от Мойдодыра

Цели: закрепить знания о назначении предметов туалета; активно пользоваться в речи существительными в тв. п. ед. ч.

Описание игры: воспитатель сообщает, что от Мойдодыра пришло необычное письмо-шутка. Вскрывает конверт и зачитывает пред­ложения - дети исправляют ошибки.

Полотенцем моют руки.
Расческой вытираются.
Зубной щеткой намыливают тело.
Мылом причесываются.

Зачем нужно?

Цели: активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры: педагог раскладывает на столе реальные пред-Меты туалета (или картинки) - мыльницу, мыло, полотенце, зубную Щетку, зубную пасту, мочалку, губку, зеркало, расческу, гребешок, одеколон и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает Детей: «Что это?» - «Мыло». - «Таня, зачем нужно мыло?» - «Мыть руки». - «А что еще можно намыливать мылом?» - «Губку, Мочалку, щеточку для рук, носовой платок...»

Так же про все остальные предметы: педагог обращается то ко всей группе играющих, то к одному из них; следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Цель: развивать сообразительность и наблюдательность детей.

Ход игры. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Оставшиеся дети договариваются, какие движения они будут делать. Потом приглашают водящего.

Ведущий. Здравствуйте, дети!

Где вы были,

Что вы делали?

Дети. Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое детьми движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит.

Огурцы».

Цели: развивать быстроту реакции, внимание; закрепить знания об употреблении огурцов в пищу.

Ход игры. Игру проводят на игровой площадке, которая в данном случае будет «огородом». Дети ходят в колонне друг за другом по всему «огороду», произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Вырастали на грядке Дети ходят в колонне.

Зеленые прядки, Переход в полуприсед.

Прятались в них огурцы. Приседают.

А солнце пригрело, Встают, поднимают руки вверх.

Вмиг пожелтели. Руки опустили.

Но в бочке они хороши!

После слова хороши дети бегут и занимают место в «бочке» (нарисованном круге или обруче) по пять человек. Кто остался вне «бочки», тот называет блюдо, приготовленное из огурцов. В конце игры воспитатель привлекает детей к оценке выполнения движений, отмечает, как быстро ребята действовали по сигналу, что узнали они об огурцах в этой иг

Вратарь».

Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве; развивать быстроту реакции, точность движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок. Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Взрослый: Раз, два, три,

Справа (слева, прямо) мяч смотри!

Напои лошадку».

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры. Ребенок становится на расстоянии 4–5 метров от игрушки лошадки. Ему дают в руки ведерки и завязывают глаза. Надо подойти к лошадке и «напоить» ее из ведра (поднести ведерко к морде лошади



Бабочки, лягушки и цапли».

Цель: развивать подражательные движения.

Ход игры. Дети свободно бегают по площадке. По сигналу воспитателя они начинают подражать движениям бабочек (машут руками), лягушек (опускаются на четвереньки и скачут), цапель (замирают, стоя на одной ноге). Как только воспитатель произносит: «Снова побежали», дети начинают бегать по лугу в произвольном направлении.

Угадай, какой наш дом?».

Цель: описать деревья и найти их по описанию.

Ход игры. Из группы детей выбирается водящий, остальные дети делятся на две группы. Каждая подгруппа выбирает себе дерево, описывает его водящему, а он должен узнать растение и назвать «дом», в котором «живут» дети.

Например, дети говорят хором: «Угадай, какой наш дом, все расскажем мы о нем». Затем один из детей дает описание: называет цвет ствола, вспоминает о высоте дерева, форме, величине листьев, плодах и семенах.

СПИСОК НАРОДНЫХ ИГР ПОДГ ГР

Русская народная игра «Волк».

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Удмуртская народная игра «Водяной».

Кавказская народная игра «Перетягивание».

Мордовская народная игра «Круговой».

Игра народов Севера «Перетяни».

Кавказская народная игра «Жмурки-носильщики».

Татарская народная игра «Угадай и догони».

Русская народная игра «Ключи».

Игра народов Севера «Я есть».

Русская народная игра «Стадо».

Белорусская народная игра «Прела-горела».

Белорусская народная игра «Колечко».

Дагестанская народная игра «Подними игрушку».

Казахская народная игра «Платок с узелком».

Русская народная игра «Снежная баба».

Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Грузинская народная игра «День и ночь».

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

Дагестанская народная игра «Надень шапку».

Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Грузинская народная игра «Дети и петух».

Татарская народная игра «Хлопушки».

Татарская народная игра «Перехватчики».

Татарская народная игра «Лисички и курочки».

Игра народов Севера «Пятнашка на санках».

Игра народов Севера «Ловля оленей».

НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ПОДГ. ГР

Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Играющие дети – «пчелки» – сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде».

Пчелки (сидят на поляне и напевают).

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум

Ласточка. Ласточка летает,

Пчелок поймает!

«Вылетает» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

Русская народная игра «Капуста».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.

Русская народная игра «Мячик кверху».

Цель. развивать умение попадать в мишень.

Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Что сажают в огороде?

Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь.
- Да!
- Огурцы.
- Да!
- Свекла.
-Да1
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года

Цель игры. Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» - и, открывая карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю, Белю поля, дома Зовут меня...
(Зима)
Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна. Зовут"меня...
(Весна)
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою. Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я...
(Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен И елочек. Я...
(Осень)

Что подарили Наташе?

Цель игры. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Ход игры. Воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его - вкусное сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала?»
Другой вариант. Воспитатель вспоминает: «Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая бор(ь да, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?»
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» - отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:
- Стол стоит... (называет имя ребенка).
- Позади
- Полочка с цветами висит...
- Справа.
- Дверь от нас...
- Слева.
Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
- Какая рука у тебя ближе к окну?
- Правая.
- Значит, где находится от тебя окно?
-- Справа.
Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.
Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся». Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику»,-отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.
Игра продолжается, пока дети не назовут последнее- уход домой.
Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года. «А сейчас я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передаст камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный,- говорит воспитатель и дает камешек
рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее
слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди