08.08.2019

Социальный статус семьи: что это такое? Социальный статус семьи - что это? Социальный статус семьи: примеры


Из всех проблем, стоящих перед современной семьёй, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе её адаптации в обществе.

Учёными показано, что у семьи может быть по крайней мере 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой.

Социально-экономический статус определяется материальным положением семьи, которое складывается из нескольких показателей: уровень доходов, жилищные условия, предметное окружение. Если уровень доходов семьи, а также жилищные условия ниже установленных норм, вследствие чего семья не может удовлетворять самые насущные потребности в пище, одежде, оплате за жильё, то такая семья считается бедной, а её социально-экономический статус - низкий. Если материально благосостояние семьи соответствует минимальным социальным нормам, т.е. семья справляется с удовлетворением базовых потребностей жизнеобеспечения, но испытывает дефицит материальных средств для удовлетворения досуговых, образовательных и других социальных потребностей, то такая семья считается малообеспеченной, её социально-экономический статус - средний. Высокий уровень доходов и качества жилищных условий, позволяющий не только удовлетворять основные потребности жизнеобеспечения, но и пользоваться различными видами услуг, свидетельствует о том, что семья является материально обеспеченной, имеет высокий социально-экономический статус.

Социально-психологический статус определяется психологическим климатом семьи, под которым понимается более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, событиям. Высокий уровень психологического климата: отношения построены на принципах равноправия и сотрудничества, уважении прав личности, эмоциональной близостью, удовлетворённостью каждого из членов семьи качеством этих отношений. Низкий уровень: в семье существуют хронические трудности и конфликты, члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт, в отношениях господствует отчуждённость. Средний уровень - промежуточное состояние семьи, когда неблагоприятные тенденции выражены слабо, не имеют хронического характера и расцениваются как удовлетворительные.

Социокультурный статус определяется уровнем общей культуры челнов семьи. Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций, обладает широким кругом интересов, духовными потребностями. В семье организован быт, разнообразен досуг, преобладают совместные формы досуговой и бытовой деятельности. Семья ориентирована на всестороннее воспитание детей. Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт неорганизован, отсутствует объединяющая семью культурно-досуговая и трудовая деятельность, слабая моральная регуляция поведения членов семьи, то её уровень культуры низкий. В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующий о высоком уровне культуры, но осознаёт пробелы в своём культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышении, то её уровень культуры средний.

Четвёртый показатель - ситуативно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребёнку в семье. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребёнка, её ситуативно-ролевой статус высокий. Если в отношении к ребёнку присутствует акцентуация на его проблемах, то ситуативно-ролевой статус средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему, которые как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуативно-ролевой статус - низкий.

1. Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.

У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

✓ социально-экономический;

✓ социально-психологический;

✓ социокультурный;

✓ ситуационно-ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:.

✓ первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, используется несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи;

✓ второй - психологический климат семьи - представляет собой более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности; степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с

✓третий. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи;

✓ четвертый - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением в семье к ребенку. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно-ролевой статус семьи высокий: если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то -средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, что, как правил о, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):

благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

семьи "группы риска"- характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (например неполная семья, малообеспеченная семья и т. п.), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно). Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены; процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоправный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными; отстают в развитии; становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

1.2 Социальный статус семьи и ее типология

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе.

Рассмотрение семьи в процессе социальной адаптации предусматривает ряда структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны следующие структурные характеристики семьи:

Наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);

Стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);

Порядок заключения брака (первичный, повторный);

Количество поколений в семье (одно или несколько поколений);

Количество детей (многодетная, малодетная).

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся социально - демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых членов семьи. А также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений.

Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально - экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени.

Первый компонент социальной адаптации семьи - материальное положение семьи. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающегося из денежной и имущественной обеспеченности, необходимо несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, ее жилищные условия, предметное окружение, а также социально-демографические характеристики ее членов, что составляет социально-экономический статус семьи.

Второй компонент социальной адаптации семьи - ее психологический климат - более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

В качестве показателей состояния психологического климата семьи выделяются следующие: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния; место проведения досуга (в семье или вне ее), открытость семьи во взаимоотношениях с ближайшим окружением.

Благоприятными считаются отношения, построенные на принципах равноправия и сотрудничества, уважения прав личности, характеризующиеся взаимной привязанностью, эмоциональной близостью, удовлетворенностью каждого из членов семьи качеством этих отношений; в этом случае социально-психологический статус семьи оценивается как высокий.

Неблагоприятным психологический климат в семье является трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный дискомфорт; в отношениях господствует отчуждение. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций - психотерапевтической, т. е. снятия стресса и усталости, восполнения физических и душевных сил каждого члена семьи.

Третий компонент структуры социальной адаптации семьи - социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи, необходимо учитывать уровень образования ее взрослых членов, поскольку он признан одним из определяющих факто

ров в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Уровень культуры семьи считается высоким, если семья справляется с ролью хранительницы обычаев и традиций; обладает широким кругом интересов, развитыми духовными потребностями; в семье рационально организован быт, разнообразен досуг.

Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, отсутствует объединяющая семью культурно - досуговая и трудовая деятельность, слаба моральная регуляция поведения членов семьи; семья ведет неблагополучный образ жизни, то ее уровень культуры - низкий.

В том случае, когда семья не обладает полным набором характеристик, свидетельствующих о высоком уровне культуры, но осознает пробелы в своем культурном уровне и проявляет активность в направлении его повышения, можно говорить о среднем социокультурном статусе семьи.

Состояние психологического климата семьи и ее культурный уровень - показатели, взаимно влияющие друг на друга, поскольку благоприятный психологический климат служит надежной основой нравственного воспитания детей, их высокой эмоциональной культуры.

Четвертый показатель - ситуационно-ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно-ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то - средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, которые, как правило, сочетаются с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой статус - низкий.

Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) выделяют четыре категорий семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т. п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи.

Неблагополучные семьи, имеют низкий социальный статус, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

1.3 Педагогический стиль родителей

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах.

Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же мы можем сочетать в себе черты разных родительских стилей.

1. Подчиняющий стиль.

Приверженцы этого стиля требуют от ребенка беспрекословного подчинения во всем. Ребенок может реагировать на такое отношение по разному. Один внешне послушен, но внутренне протестует, и такое противоречие может довести его до невроза. Другой постоянно грубит и дерзит родителям.

2. Излишне требовательный стиль.

Он выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам.

3. Смягчающий стиль.

Для него, наоборот, характерно постоянное занижение требований к ребенку, оправдание любых поступков. Ребенку стараются подобрать доброго, нетребовательного учителя, избавить от любого напряжения, не поощряют проявление инициативы. Такие дети вырастают безвольными, не умеющими нести ответственность за события своей жизни.

4. Близок этому типу воспитания охраняющий стиль.

Родители находятся в постоянной тревоге за ребенка, следят за каждым его шагом, выполняют любое желание. Стараются не допустить малейшего физического или психологического дискомфорта. Формируется зависимость от родителей во всем вплоть до взрослых лет.

5. Излишне пылкий стиль.

Свойствен больше мамам. Для него характерно чрезмерное проявление своих чувств к детям, восхищение их красотой, способностями, постоянные объятия, поцелуи и т. д. Привыкший к выражению постоянной любви и поклонения в семье, ребенок ждет того же и от всех окружающих людей. Не получая ожидаемой оценки и заботы, считает отношение к себе одноклассников и учителей несправедливым.

6. Небрежный стиль.

Отличается полным невниманием к внутреннему миру ребенка, его психическим состояниям, переживаниям. Ребенок предоставлен сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки, любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стремление сделать кому-нибудь больно.

7. Угрожающий стиль.

Проявляется в готовности наказать ребенка за любую, большую или малую, провинность, в постоянных угрозах. В семье все находятся в постоянном напряжении, готовые в любой момент сорваться. Может сформировать у ребенка привычку хитрить, изворачиваться, чтобы избежать наказания. Или отказ от собственной точки зрения, лишь бы не связываться. Став старше, некоторые дети вообще перестают реагировать на угрозы, становятся неуправляемыми.


Зачатки тех грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианского воспитания в семье. Пусть дети опережают нас не только в физической, интеллектуальной и других сферах, но главное – чтобы они совершили прорыв в духовной сфере бытия. Практически эта задача решается только через...

Воспитателей и воспитуемых, организацию определенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей к усвоению ими общественно значимого социального опыта. 1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры...

И воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является...

Здоровья детей делом важным, но лишь немногие по–настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают...

При изучении такого вопроса, как социальный статус семьи, виды которого поддавались детальному анализу многими исследователями за последние столетия, нужно осознавать, насколько важна семья как социальный институт, какие функции она выполняет в нашем обществе. Без понимая того, что такое семья по антропологии и психологии, нельзя понять, почему государство обращает столько внимания на ее социальный статус, а еще на укрепление брачных отношений в стране.

Особенности данного института

Семья — это один из древнейших социальных институтов. Сложно достоверно узнать, когда она впервые возникла. Вероятно, данная группа в основе своей является продолжением обычным для многих животных отношений. Ведь не только человек, но и некоторые другие виды живых существ выбирают себе партнера на всю жизнь. Возможно, человек взял подобный обычай с собой, эволюционируя в разумное существо.

У разных народов и цивилизаций ячейка общества занимала разное положение и выполняла различные функции. Где-то она была лишь небольшой частью общего рода, даже не имея зачастую собственного отдельного дома. Но единым было всегда одно — она выступала средством защиты индивидуума. А еще нужна была для воспитания детей.

Именно социализация подрастающего поколения, то есть детей, — основная функция, которой семья наделена с незапамятных времен до сегодняшнего дня. Как показывает практика, именно в семье дети лучше всего усваивают необходимые им для жизни в обществе знания, умения и навыки.

Это связано с тем, что основным средством познания мира для человека на первых этапах жизни является подражание. Наблюдая за своими родителями, ребенок учится на их примере, усваивает необходимое — от элементарных действий вроде ходьбы до сложного невербального общения, то есть с помощью мимики и жестов.

Вернуться к оглавлению

Сегодняшнее состояние института

В последние годы возникла тенденция к снижению роли семьи в современном обществе. Особенно это заметно на примере развитых постиндустриальных стран, где воспитание детей уходит на второй план, а на первый — строительство собственной успешной карьеры, которой семья может быть часто не столько опорой, сколько помехой. Но вряд ли в ближайшие столетия семье грозит полное исчезновение. Не будем забывать о том, что данная тенденция затронула далеко не все страны мира, и говорить, что это устоявшееся движение, пока рано.

Семья как социальная ячейка общества обладает определенным юридическим статусом.

По Семейному кодексу данный институт представляет собой добровольный союз мужчины и женщины. В рамках данного союза они получают определенные имущественные и иные права, которыми не могут обладать по отношению друг к другу лица, брак никогда не заключавшие. В последние годы широко распространилась практика, при которой такой союз никак официально не оформляется. Если говорить применительно к России, — не был составлен акт гражданского состояния с оформлением свидетельства о браке. Некоторые молодые люди полагают, что это пустая трата времени. Однако без этой процедуры будет очень сложно доказать, что вы состояли в семейных отношениях.

В случае расставания не произойдет раздела имущества, а в случае смерти одного из супругов, второму будет практически нереально стать наследником, если не было составлено завещание. Кроме того, такая пара не может претендовать на льготы и тому подобные меры социальной поддержки, предоставляемые семьям во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации.
В современном обществе это не только добровольный союз (прошедший официальную регистрацию) взрослых людей, но еще их дети. Такой союз служит средством социализации детей, создает имущественные и иные связи между супругами.

Вернуться к оглавлению

Социальный статус

Теперь, когда вы знаете, что такое семья, перейдем к такому вопросу, как социальное положение семьи, разберемся, какие положения современного законодательства служат для определения формулировок социального статуса брачного союза.

Под социальным статусом семьи понимается то положение, которое она занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса. Например, материального положения. Далее мы постараемся разобраться, что же именно понимается под социальным статусом, под каким бы видом ни подавался этот термин.

Состав семьи является одним из определяющих факторов ее социального статуса. Нередко употребляется такой термин, как полная и неполная семья. Он связан с тем, сколько в семье родителей — один или двое. Когда речь идет о неполной семье, учитывается состоят ли родители в разводе, заключали ли брачный союз. В данном случае семьей считаются дети и тот родитель, который занимается их воспитанием (чаще всего мать).

Традиционно считается, что социализация детей, выросших в неполных семьях, нарушена. Но некоторые современные исследователи говорят о том, что в постиндустриальном обществе полные семьи встречаются уже далеко не так часто, как прежде, но дети все равно показывают неплохую степень социализации благодаря другим институтам общества — школе и тому подобным. Поэтому полагать, что неполные семьи в каких-то параметрах уступают полным не совсем верно. Тем не менее, полнота семьи является одним из основополагающих параметров социального статуса семьи, хотя бы потому, что полноценная ячейка общества является более надежной опорой государству и в целом обществу. Поэтому в школах регулярно проводят исследования, сколько детей живет в полных, а сколько в неполных семьях. Таким образом, государство может следить о социальном здоровье общества.

Еще одним важным параметром, который помогает определять положение семей в обществе, является их финансовый достаток.

Особенности материального положения заключаются в том, что семейный бюджет формируется работающими членами семьи, а расходуется на всех ее членов, в том числе и детей, конечно. Существует определенный прожиточный минимум, который рассчитан государством как сумма, достаточная для того, чтобы прокормить 1 человека в течение года.

Основные вопросы

ТЕМА 6. НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ КАК СРЕДА ВИКТИМИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА. СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО КАК ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Социальный статус семьи и ее функции. Компоненты социальной адаптации семьи.

2. Понятие «неблагополучная семья», ее основные характеристики. Типология неблагополучных семей.

3.Понятие о социальном сиротстве, его масштабы распространения в современном белорусском об­ществе.

4. Факторы и причины социального сиротства в Республике Беларусь.

5. Проблемы адаптации и социализации приемных детей в новой семье.

6. Постинтернатное сопровождение и адаптация детей-сирот как условие их успешной социализации.

1. Храмцова, Ф.И. Асоциальная семья как объект социально-педагогической работы / Ф.И. Храмцова, А.М. Смольская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 5. – С. 24–27.

2. Рутковская, Г.И. Профессиональная работа с семьей как фактор ее сохранения и улучшения эмоционального состояния ребенка / Г.И. Рутковская // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 11. – С. 23–27.

3. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова [и др.]; под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 166–211.

4. Социальная работа: теория и организация: пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.]; под ред. П.П. Украинец, С.В. Лапиной. – 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2007. – С. 90–97.

5. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие / М.В. Шакурова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2004. – С. 84–88.

В современном меняющемся мире именно общество, его культура, обычаи и традиции, особенности семейного воспитания становятся объективными (социальными) факторами виктимизации, содержащими в себе характеристики и черты, влияние которых способно сделать человека жертвой.

Среди объективных факторов виктимизации особое место принадлежит семье. Она играет важнейшую роль в социализации личности. Уникальность положения семьи состоит в том, что она выступает институтом, микрофактором, агентом социализации, а также сочетает в себе действия традиционного и институционального механизмов социализации (И.С. Кон, М.Г. Андреева и др.).

В педагогике существуют различные классификации функций семьи. Рассмотрим одну из классификаций функций семьи, касающуюся, прежде всего, воспитания и развития детей:

· репродуктивная функция – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода;

· экономическая и хозяйственно -бытовая функции связаны с обеспечением материального уровня жизни семьи, организацией быта и домашнего хозяйства;

· функция первичной социализации проявляется в том, что семья, являясь важнейшим фактором социального воздействия, конкретной социальной микросредой, оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;


· воспитательная функция обусловлена влиянием всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Воспитательное воздействие определяется природой отношений родителей к детям, сознательной заботой старших о младших, характером предъявляемых к ребенку требований и разумной опекой, личным примером родителей;

· рекреационная и психотерапевтическая функции, смысл которых заключается в предоставлении ребенку психологической защиты,
в создании ситуации полного принятия ребенка.

Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема социальной адаптации семьи в общество, так как от успешности разрешения этой проблемы зависит, станет ли она фактором виктимизации личности ребенка или благополучной средой его социализации. В качестве основной характеристики семьи в процессе социальной адаптации выступает ее социальный статус.

Социальный статус представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. При этом в числе индивидуальных характеристик членов семьи следует назвать социально-демографические, физиологические, психологические, патологические привычки взрослых и особенности развития ребенка (возраст, интересы, способности, поведенческие отклонения, патологические привычки, речевые и психические нарушения, уровень интеллектуального, психического и физического развития в соответствии с возрастом ребенка, успешность общения и обучения и др.).

Структурные характеристики семьи включают информацию о наличии брачных партнеров (полная, формально полная, неполная),
о стадиях жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая), порядок заключения брака (первичный, повторный), количество поколений в семье (одно или несколько), количество детей (однодетная, малодетная, многодетная). В перечисленных характеристиках семьи кроются как ее ресурсные возможности (материальные, воспитательные и др.), так и потенциальные факторы социального риска и виктимизации детей.

Как показывает анализ социально-педагогической практики, существуют четыре разновидности социального статуса семьи: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный, ситуационно-ролевой. Представленные разновидности статусов характеризуют семью в определенный временной период в процессе ее социальной адаптации.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди