19.03.2019

Средства для защиты волос от холода. Уход за волосами зимой и весной. Уход за волосами зимой отзывы


Слово «Пантеон» происходит от древнегреческого «Πάνθειον», которое означает «принадлежащий/относящийся ко всем богам» («παν-» это «все», а «θεῖον» это «принадлежность богам»). Римский консул греческого происхождения Дион Кассий (автор «Римской истории»; 155 – 235) писал, что такое название было дано храму или от того, что вокруг него стояло необычайно много статуй различных богов, или из-за схожести его купола с небесами. Он предполагал, что «Пантеон» (или «Пантеум») было лишь народным прозвищем храма, а не его официальным названием. Маловероятно, что храм действительно был посвящён всем богам – скорее всего, только к 12 богам или другой определённой группе. Единственным пантеоном, построенным раньше этого, был храм в Антиохии (Сирия).

Современное состояние Пантеона

Годфрей и Хемсолл в книге «Пантеон: храм или ротонда?» указывали на то, что древние авторы никогда не использовали в адрес Пантеона Адриана слово «эдес » («aedes» – храм как здание) и даже в надписи Северия Севера, сделанной на архитраве используется просто «Пантеум», а не «эдес Пантеи» (храм всех богов). Кроме того, сам Дион Кассий, практически современник здания, также не объяснял происхождение названия тем, что храм был посвящён всем богам. Ещё римский историк Тит Ливий (64 г. до н.э. – 17 г. н.э.) писал, что издавался указ, запрещавший посвящать храмовые здания (или, возможно, только их целлы) более, чем одному богу , чтобы было понятно, какой бог гневается, если, например, в храм ударит молния, а также потому, что жертвоприношение полагалось совершать только для конкретного божества. По мнению Годфрея и Хемсолла слово «Пантеон» «не обязательно указывает на конкретную группу богов или, и правда, на всех богов, поскольку оно могло иметь и другие значения… Слово «пантеус» или «пантеос» определённо могло использоваться для указания на конкретного бога… Также следует иметь ввиду, что греческое слово «θεῖος» могло означать не только «[относящийся к] богу», но также «сверхчеловек» или даже «великолепный».

Вид сверху

Древний Пантеон, его описание и архитектура

После битвы при мысе Акций в 31 году до н.э. полководец и зять императора Октавиана Августа Марк Агриппа начал в Риме широкомасштабное строительство. Храм Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственной земле на Марсовом поле в 29 – 19 годах до н.э. Этот комплекс также включал бани его имени и базилику Нептуна. По всей вероятности, эта базилика и Пантеон были частной собственностью Марка Агриппа, а не общественным достоянием. Это объясняет тот парадокс, что за очень короткий промежуток времени храм утратил оригинальное имя и назначение.

На протяжении долгого времени считалось, что современное здание Пантеона было построено при Агриппе, поскольку это написано на его архитраве. Однако, археологические изыскания, и, главным образом, печати на кирпичах с датами 118 и 119, показали, что Пантеон Агриппы, имевший деревянную крышу или вовсе не имевший крыши, был разрушен вместе со многими другими зданиями во время огромного пожара в 80 году . Император Домициан его восстановил, но в 110 году он сгорел вновь после удара молнии.

Пантеон с площади Минервы

Археологические раскопки конца XX века показали, что Пантеон Агриппы, вероятно, имел круглую форму и треугольный портик и, также как современный, смотрел на север. Однако возможно также, что все новые находки были следами разрушения второго храма, построенного при Домициане. В этом случае круглым был второй Пантеон, а первый был таким, каким его описал итальянский археолог Родольфо Ланчани в XIX веке – в виде буквы Т, причём вход находился на узкой части и смотрел на юг.

Плиний был единственным современником, видевшим и Пантеон Агриппы и описавшим его в книге «Естественная история» в 77 году. От него мы знаем, что «также капители колонн, которые были поставлены М. Агриппа в Пантеоне, сделаны из сиракузской бронзы», что «Пантеон Агриппы был украшен Диогеном Афинским, и его кариатиды, которые служат колоннами храма, считаются образцом совершенства: то же самое, также, со статуями, которые размещены на крыше» и что «одна из жемчужин Клеопатры была распилена на две части, чтобы каждая из них могла служить подвеской в ушах Венеры в Пантеоне в Риме».

Соотношение наружных и внутренних фасадов

Вероятно, строительство современного здания началось в 114 году при императоре Траяне (прав. 98 – 117) через четыре года после того, как оно было разрушено во второй раз. В любом случае, работы над новым зданием начали вести вскоре после 110 года и завершили около 126 года, когда римским императором стал Адриан (прав. 117 – 138). Архитектором мог быть Аполлодор из Дамасска (50 – 130 гг.).

Неизвестно, в какой степени архитекторы императора Адриана использовали планы и схемы предыдущих зданий. Предполагается, что на архитраве его фасада была сделана та же надпись, которая была на первом Пантеоне. Это было обычной практикой для строений, которые восстанавливал Адриан (единственное здание, на котором он оставил своё собственное имя, был храм божественного Траяна). Назначение этого здания неизвестно – это мог быть храм, зал приёмов, место династического культа Августов или что-то другое. «Авторы жизнеописаний Августов» считали, что Адриан посвятил Пантеон его первому строителю, однако современная надпись может и не быть копией той, что была сделана на оригинальном храме, поскольку Домициан на всех восстановленных им зданиях оставлял своё имя, поэтому упоминания Агриппы на втором Пантеоне не было. Кроме того, буквы надписи чрезвычайно большие для своего времени, а широкое использование позолоченной бронзы началось лишь после 17 года до н.э. В надписи не сказано, кому именно Агриппа посвятил этот храм, а также маловероятно, что в 25 году до н.э. он представлялся «консулом в третий раз». Такая надпись есть на монетах, отчеканенных после его смерти. Упоминание о трёхкратном консульстве было напоминанием о том, что он, единственный из своего поколения, кроме самого Августа, удостоился этой чести. В чём бы ни заключалась причина изменения старой надписи, новая свидетельствует о том, что назначение здания после перестройки также могло стать иным.

Модель Пантеона и его окрестностей времён Адриана

Консул Дион Кассий (ок. 155 – 230), написавший хорошо сохранившуюся «Римскую историю», всего, примерно, через 75 лет после третьей реконструкции Пантеона, ошибочно приписывал его Агриппе. Он является единственным из более-менее современных Пантеону писателей, который упомянул о нём в своей книге. Таким образом, уже около 200 года не было ясности ни с датой строительства здания, ни с его назначением. Кассий писал: «Агриппа закончил строительство здания, называемого Пантеоном. Он получил такое имя, возможно, потому что среди идолов, которыми он украшен, есть статуи многих богов, включая Марса и Венеру; но, по моему личному мнению, имя он получил из-за сводчатого потолка, который напоминает небо» (53.27.2).

Из-за слов Диона Кассия стало принято считать Пантеон храмом, хотя его ориентация на север была крайне необычной для храма. Например, входы в святилища греческого типа были ориентированы на восток, чтобы в определённые дни солнце могло проникать внутрь, а этрусские и италийские (дороманские и раннероманские) были ориентированы на юг.

В нижней части барабана (1) находится семь больших ниш (2), отделённых от зала парами колонн (3), поддерживающими архитектурный пояс, в которой сделаны фальшивые окна (4), не сообщающиеся с внешними стенами, но за которыми находится внутренний проход (5). В третьем уровне «барабана» купола сделаны маленькие окна, сообщающиеся с внешним миром (6), за которыми находится ещё один внутренний проход (7). У основания купола сделано утолщение в виде семи концентрических колец (8), которые первоначально были отделаны мрамором, после которых начинается сужение (9), завершающееся самой тонкой частью с окулусом (10).

Современная история

В 609 году византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, который 13 того же года освятил его как церковь Святой Марии и мучеников . Считается, что из римских катакомб было извлечено 28 повозок останков мучеников, которые разместили в отделанной порфиром нише под главным престолом. Превращение Пантеона в церковь спасло его от забвения и разрушения – того, чему подверглось большинство античных римских построек в Средневековье. Тем не менее, некоторых частей он лишился, например, были сняты все металлические украшения, за несколько столетий была разворована внешняя мраморная отделка (капители некоторых пилястр сейчас в Британском музее), две колонны, одна из которых стала частью примыкавшего с востока здания, были утеряны вместе со скульптурами на архитраве. При папе Александре VII (1655 – 1667) отсутствующая с XV века в третьем ряду слева розовая колонна была заменена серой, а при папе Урбане VIII крайняя левая серая колонна первого ряда была заменена розовой – обе были взяты в разрушенных термах Нерона. Из-за этого колонны выглядят перепутанными – в первом ряду среди всех серых стоит одна розовая, а в третьем ряду – среди розовых одна серая. Также при папе Александре VII был понижен уровень площади перед Пантеоном – сейчас она является самой низкой точкой Рима , поскольку находится всего в 13,4 метрах выше уровня моря. Внутренняя мраморная отделка Пантеона, в целом, сохранилась, хотя и претерпела некоторые изменения.

Крайняя левая колонна розовая, хотя должна была быть серой

После 1000 года Пантеон назывался «церковь Санта-Мария-Ротонда ». Это имя закрепилось также за площадью перед ним и сохраняется до сих пор.

В 1153 году папа Анастасий IV построил для себя дворец, примыкавший к Пантеону. При папе Евгении IV (1431 – 1447) храм был отреставрирован.

В 1270 году слева над портиком была пристроена маленькая колокольня .

Пантеон с одной колокольней в XVI веке

Когда папский двор переехал во , в Риме начались конфликты между наиболее влиятельными семьями (особенно между Колонна и Орсини). Борьба за власть привела к тому, что многие здания, включая Пантеон, были превращены в крепости внутри города. Так, например, семья Колонна владела , семья Орсини – , а семья Франджипани – . Когда резиденция папы была возвращена в Рим, началось восстановление античного Пантеона.

Начиная с эпохи Ренессанса (начало XIV в.), храм стал использоваться в качестве гробницы . В Пантеоне были похоронены художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассаре Перуцци, а в XX веке – ещё и два короля Италии. В XV веке храм был украшен фресками (см. раздел про часовни и портики ниже).

Вид на Пантеон сбоку

В начале XVII века папа Урбан VIII (1623 — 1644) убрал бронзовую крышу портика , и заменил средневековую колокольню знаменитыми башнями-близнецами Бернини, называвшимися в народе «ушками осла», которые были разрушены только в 1882 году. Бронза была переплавлена и использована для обстрела замка Святого Ангела, а остатки перешли в ведение Апостольской Палаты. Существует версия о том, что из неё Бернини создал знаменитый в соборе Святого Петра, однако, более вероятно, что на него пошла бронза, доставленная из Венеции . Анонимный римский сатирик написал на папу пасквиль «quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini», то есть, «что не сделали варвары (barbari) доделал Барберини (Barberini – фамилия папы Урбана VIII)».

Пантеон с двумя колокольнями, построенными Бернини

В 1926 году, во время реставрации римского Пантеона 1925 – 1933 годов, внутри был установлен орган . Его звучание раздаётся из-за статуи Святого Разия, стоящей в портике слева от главного алтаря.

Архитектура

Римский Пантеон состоит из двух основных частей – колонного портика и круглой ротонды (барабана с куполом). Хотя его часто изображают как свободно стоящий храм, к его заднему фасаду пристроено здание, служащее ему опорой. Оно не сообщается с Пантеоном.

Портик

Размер портика составляет 34,2 х 15,62 метров. В нём 16 колонн без каннелюр, которые делят его на три прохода – центральный и два боковых. Коринфские капители, основания колонн и часть архитрава сделаны из пентелийского греческого белого мрамора.

Коринфская капитель портика Пантеона

Портик сбоку

Пол в портике, как и внутри Пантеона, сделан из разноцветного мрамора, выложенного в форме кругов и квадратов. Первоначально пол был выше уровня улицы на один метр, и в портик вела лестница из пяти ступеней , однако во время одной из реконструкции уровень земли перед храмом был поднят, и ступени оказались под землёй. Во время последней реставрации Пантеона они были открыты, но затем вновь засыпаны.

Пол в портике Пантеона

Фронтон (треугольное пространство над входом) портика был украшен рельефными скульптурами, сделанными вероятно, из позолоченной бронзы. Судя по отверстиям, обозначающим места креплений рельефа, это был орёл с лавровым венком, от которого развивались ленты. Орёл был символом апофеоза – обожествления или превращения смертного в бога, а ленты – символом божественного царства.

Двойная надпись на архитраве

Надпись на архитраве под фронтоном :
M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT
(Марк Агриппа, сын Луция, консул три раза, создал [это здание])
Длина этой надписи составляет 22 метра, а высота– 70 сантиметров. Буквы были сделаны из металла в 1887 году и вставлены в оригинальные вырезанные для них лакуны.

В 202 году здание Пантеона было отремонтировано императором Септимием Севером и его сыном Каракаллой, что можно узнать из второй надписи , расположенной под большой. Сейчас эти две строки едва различимы:

IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS
ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT
(Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс, победитель Аравии, победитель Адиабены, великий победитель Парфии, великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, отец отечества, проконсул, и император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, бережно восстановили Пантеон, разрушенный временем).
Вероятно, для большей чёткости эта надпись была обведена красной краской.

Крыша портика

Потолок левой части портика Пантеона

Потолок правой части портика Пантеона

Двускатная крыша портика поддерживается деревянными балками, которые крепятся к аркам, опирающимся на внутренние колонны. До 1625 года у портика был бронзовый кессонный потолок , переплавленный папой Урбаном VIII.

Второй фронтон обозначен на стене лишь рядом кирпичей

Портик не подходит по размеру к основному зданию, что хорошо видно по наличию второго фронтона. Его можно увидеть, только если отойти и посмотреть на портик с угла. Одна из версий, объясняющих эту странность, гласит, что первоначально портик должен был быть выше и должен был стоять на монолитных гранитных колоннах 50 римских футов высотой (весом 100 тонн) с коринфскими капителями в 10 римских футов. Однако, после того как колонны нужного размера доставить не удалось, строителям пришлось изменить проект. В результате были установлены 8 колонн из розоватого и 8 колонн из серого гранита, вырезанные в в каменоломнях Монс Клаудианус (в 100 км от современной ). Каждая колонна была 39 римских футов высотой (11,9 м ), 5 футов (1,5 м) в диаметре, 60 тонн весом и имела капители высотой в 8 футов (2,8 м). От каменоломни до реки колонны тащили более 100 километров на деревянных волокушах, затем на барже, когда весной уровень воды в Ниле повысился, перевезли к Средиземному морю, где перегрузили на другое судно и доставили в римский порт Остия. Там их снова перенесли на баржи и по реке Тибр доставили в Рим. Колонны были выгружены недалеко от мавзолея Августа, откуда ещё около 700 метров их каким-то образом тащили до места строительства Пантеона. Мрамор такого цвета не добывали нигде в , поэтому одно только присутствие необычных «египетских» колонн в портике было символом необычайного могущества его создателя.

В дальней стене портика Пантеона по обеим сторонам от двери сделаны большие полукруглые ниши , в которых, вероятно, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. В стенах за ними находятся две лестницы, ведущие в коридоры на втором и третьем ярусах Пантеона.

Ниша справа от главной двери пустая

В нише слева от центрального прохода находится дверь, в которую могут войти лишь члены папской академии изящных искусств

Большая двустворчатая бронзовая дверь , ведущая в целлу, которая когда-то была покрыта листами золота, является копией, сделанной при папе Пие IV (1559 – 1565). Она, вероятно, была похожа на дверь Пантеона Агриппы. Её размер составляет 7,53 х 4,45 метра.

Вход в Пантеон

Дверь открытая

Дверь закрытая

Лестница, ведущая в портик, и невидимый с узкого пространства площади купол, создавали у смотрящего иллюзию, что он находится перед храмом в греческом стиле.

Боковая дверь

Ротонда (барабан с куполом)

4535-и тонный купол из римского цемента опирается на восемь полуциркулярных сводчатых арок. Толщина свода купола сокращается от 6,4 метра в самом низу (в «барабане») до 1,2 метра вокруг отверстия «окулуса». Материалы, использовавшиеся в бетонных блоках купола, отличаются – если в самом широком месте в качестве зернистого наполнительного материала был использован тяжёлый травертин, то выше – керамические плитки и горшочки, а в самом верху – лёгкие и пористые туф и пемза. В самой высокой точке купола кольцо из клинчатого кирпича окружает окулус диаметром 8,92 метра, на котором сохранился оригинальный бронзовый ободок. Окулус, если бы он был заделан, был бы самой слабой точкой всего потолка ротонды, которая бы, кроме того, создавала чрезмерную нагрузку на опоры.

Размеры Пантеона

Окулус

Безопорный идеально полусферический купол Пантеона диаметром 43,44 метра – это один из наиболее выдающихся примеров человеческой гениальности. До сих пор он является самым большим в . Например, диаметр купола собора Святого Петра составляет 42,52 метра, диаметр купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – 41,47 метра (хотя главная диагональ восьмигранника больше – 44,97 метра). Только в 1881 году в английском Девоншире была построена Королевская больница с куполом 44,2 метра.

Кирпичные арки , облегчающие давление, можно увидеть снаружи – они выглядят как огромные заделанные окна. Подобные арки есть не только в куполе, но и по всему зданию, например, над нишами. Все они были первоначально скрыты: внутри – мраморной облицовкой, а снаружи – покрытием из камня или штукатуркой.

Кирпичные арки снаружи

Высота ротонды от пола до окулуса равна её диаметру в нижней части (43,44 метра). Таким образом, её можно вписать в куб или же внутрь неё вписать сферу. В римских футах цифры выглядят более логично: диаметр Пантеона 150 футов, окулус — 30 футов, высота двери – 40 футов.

В 1747 году Паоло Пози по заказу папы Бенедикта XIV отреставрировал широкий архитектурный пояс с четырнадцатью поддельными окнами ниже купола так, что он перестал походить на оригинал. В 1930 году два окна справа от алтаря (выше последней ниши-портика справа) были отреставрированы по рисункам и схемам времён Ренессанса.

Небольшая часть отреставрированного оригинального пояса

Основным строительным материалом Пантеона является цемент , изобретённый римлянами. Технология его производства была забыта после падения Римской империи и была восстановлена лишь через тысячу лет. При этом такое же широкое использование цемента как в древности началось лишь в конце XVIII века.

К северному фасаду ротонды была пристроена большая базилика, посвященная Нептуну . От неё на внешней стене остались лишь небольшие фрагменты — скульптуры , трезубцев и . Базилика была построена Агриппой в 25 году до н.э. в честь победы, которую он одержал в битве при мысе Акций. Это был не храм, а, скорее, место для встреч и совещаний. Эта базилика находилась между Пантеоном и банями, также построенными Агриппой (см. модель выше).

Базилика Нептуна практически сливается с барабаном Пантеона

Базилика находилась с противоположной от портика стороны

Алтарь? в центральной нише базилики

В день Святой Троицы через окулус на прихожан рассыпают лепестки роз , что символизирует сошествие Святого Духа.


Интерьер

Потолок ротонды должен был, вероятно, символизировать небесный свод , пол – землю, а по сторонам в арках и на «небе» в окнах должны были стоять статуи богов. Через окулус Пантеон освещается, охлаждается и проветривается.

Потолок купола кессонный и состоит из пяти рядов по 28 кессонов, облегчающих вес свода. Их равное и равномерное распределение по потолку являлось для античных строителей сложной задачей, поэтому принято считать, что такая схема имела либо числовое, либо геометрическое, либо астрономическое символическое значение. Возможно, число 28 было использовано потому, что оно считалось идеальным – его можно получить, сложив 1+2+3+4+5+6+7 (7 – число идеала, потому что существует только 7 планет, видимых невооружённым глазом). Первоначально в кессоны могли быть встроены бронзовые звёзды, розетки или иные орнаменты.

Кессонный потолок и часть пояса

Кессоны также облегчают свод над наружной дверью

Пол , сделанный из полихромного мрамора с включением египетского порфира и гранита, большей частью оригинальный. Как и в портике, здесь выложены квадраты и круги в больших квадратах. По-видимому, круги символизировали небесную сферу, а квадраты – земную. Круг в квадрате это также упрощённая схема самого Пантеона. В центре, под окулусом, в полу сделано 22 маленьких отверстия для отвода дождевой воды. Как и в греческом Парфеноне, пол в центре (точнее, в 2 метрах к северо-западу от центра) на 30 сантиметров выше, чем по краям, что должно было символизировать изгиб горизонта.

Пол под куполом

Часть пола под окулусом, в которая сделаны отверстия для слива, огорожена

В Пантеоне есть семь глубоких ниш – в центральной эскадере (полукруглой нише напротив входа), находится главный престол, а в боковых – часовни. Каждая из часовен (две полукруглые и четыре прямоугольные) отделена от главного зала двумя колоннами с каннелюрами высотой 8,9 метра (всего колонн внутри 14). Они сделаны из монолитного тунисского жёлтого мрамора. Между ними с каждой стороны находится четыре небольшие эдикулы (ниши) с портиками, обрамлённые двумя колоннами по сторонам и полукруглым или треугольным фронтоном сверху. И большие и малые ниши были сделаны строителями Пантеона, вероятно, для статуй богов, и впоследствии были приспособлены для нужд христианского храма.

Главный алтарь

Копия иконы VII века

Внутреннее устройство Пантеона, его освещение и ориентация, могли быть связаны с этрусской мифологией . Например, в «Этрусской Дисциплине» боги были выстроены в определённом порядке и ориентированы по сторонам света. Это наглядно видно по бронзовой «печени из Пьяченцы» II века до н.э., которая разделена на 16 секторов, занимаемых шестнадцатью этрусскими богами. В римском пантеоне богов было намного больше, но храм Пантеон был разделён только на 16 секторов . Благодаря движению солнца внутри Пантеона освещались всего три ниши и три окна у входа (т.е. с севера). Остальные не освещались солнцем никогда. Наиболее любимыми в Римском империи были боги северной части неба и, особенно, Рома. Южная часть Пантеона, которая никогда не освещалась, должна была быть посвящена хтоническим (подземным) богам.

Вид на главный алтарь справа

Мозаика XVIII века над главный алтарём

Современный главный престол был создан при папе Клименте XI (1700 – 1721) архитектором Алессандро Спекки. Во время этих работы были найдены мощи Святых Разия и Анастасия . Они были помещены в средневековый бронзовый ящик и демонстрируются верующим только во время больших религиозных праздников. Также при Клименте XI в полукуполе главной эскадеры на месте фрески Джованни Гуэрра XVI века из плиток золота и лазурита была сделана мозаика. Над главным алтарём закреплён список с византийской иконы VII века , на которой изображена Богоматерь с младенцем. Она была подарена императором Фокой папе Бонифацию IV по случаю превращения языческого Пантеона в христианский храм. Копия заменила оригинал в начале XX века. Деревянные хоры работы Луиджи Полетти были поставлены за алтарём в 1840 году.

Вид на главный алтарь слева

Центральная ниша пантеона — «апсида»

Расположение часовен и портиков. За нишами, в которые ведут зелёные двери, находятся лестницы

Часовни

Первая справа – это часовня Благовещения , в которой находится одноимённая фреска, авторство которой приписывается Мелоццо да Форли. Справа от неё висит картина «» (1633) Пьетро Паоло Бонци, а слева – « » (1645 — 1650) Клемента Майоли. Внутри часовни также стоят две мраморные скульптуры ангелов ( и ), а в нишах в правой и левой стенах находятся четыре мраморных – всё это работы школы Бернини от 1696 года.

«Благовещение» Мерлоццо да Форли

Часовня Благовещения

Вторая часовня справа первоначально была посвящена Святому Духу , однако в конце XIX века здесь был похоронен король Италии Виктор Эммануил II (1820 – 1878). Его гробницу в 1885 году начал строить архитектор Манфредо Манфреди. Она выглядит как большая бронзовая плита, на которой сидит римский орёл. Золотая лампа над гробницей горит в память о короле Викторе Эммануиле III, умершем в изгнании в Александрии в 1947 году.

Гробница Виктора Эммануила II

Гробница Виктора Эммануила II издалека

В центре третьей часовни справа висит картина «Милосердная Дева Мария между Святым Франциском и Святым Иоанном Крестителем». Она была выполнена неизвестным представителем Умбрийской живописной школы XV века. Картина также известна как «огороженная Мадонна», поскольку первоначально она висела в нише в левой стене внешнего портика, в которой для безопасности она была огорожена решёткой. В какой-то период времени она была перенесена в часовню Благовещения, а после 1837 года – на своё сегодняшнее место. На правой стене этой прямоугольной часовни висит картина « » (1750), которая принадлежит кисти неизвестного автора. Здесь же встроена бронзовая надпись с благодарностью папе Клементу XI за реставрацию Пантеона. В полу находится ещё .

Фреска XV века

Часовня с «огороженной Мадонной». В портике справа скульптура Св. Анны и Богородицы, слева — Св. Анастастия

Красивая капитель на пилястре внутри часовни

Первая слева – это часовня Святого Иосифа в Палестине . Она является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне («виртуози»), которое сформировалось к XVI веку из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима. Среди первых членов были: архитектор Антонио да Сангалла младший, скульптор Джованни Мангоне, художник Таддео Цуккаро, художник Доменико Беккафуми и скульптор Фламинио Вакка; позже присоединились архитектор Лоренцо Бернини, художник Пьетро да Кортона, скульптор Алессандро Альгарди и многие другие. Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия изящных искусств» (Academia Ponteficia di Belle Arti) и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь , покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси (1525 – 1587). По обеим сторонам от неё висят картины, написанные Франческо Коцца в 1661 году: «» слева и «» справа. Лепной рельеф слева – « » Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене – « » Карло Мональди. Во втором ряду в этой часовне висит пять картин XVII века (слева направо): « » Людовико Джиминьяни, « » Франческо Роза, « » Джованни Перуццини, « » Луиджи Гарци и «Эритрейская сивилла» Джованни Андреа Карлоне. В нижнюю часть часовни встроены в память о похороненных здесь Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро и Пьетро Бонаккорси. Также здесь покоятся композитор Арканджело Корелли и архитектор Якопо Бароцци.

Статуя Св. Иосифа с младенцем Иисусом Винченцо де Росси

Алтарь со скульптурой

Часовня Виртуози издалека

Вторая часовня слева изначально была посвящена Святому Михаилу Архангелу , затем перепосвящена Святому Апостолу Фоме. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I (1844 — 1900) и его жена Маргарита Савойская (1851 – 1926). Эта королева знаменита тем, что по случаю её приезда в Неаполь местные повара придумали пиццу «Маргарита» с цветами итальянского флага (белый – моцарелла, красный – помидоры и зелёный — базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони , а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. Справа и слева от неё стоят женские фигуры – одна является аллегорией на (работа Эудженио Макканьяни), другая – на (работа Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен порфирный алтарь с « », на которой лежат символы королевской власти, созданный Гвидо Чирилли. Поддержанием в порядке обеих королевских гробниц занимается Национальный институт почётных стражей при королевских гробницах, основанный в 1878 году.

Гробница Умберто I и его жены

Гробница Умберто I издалека

Алтарь перед гробницей

Следующая – часовня Распятия . Она не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена и кирпичная арка. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанный в XV веке. На левой стене висит картина «» (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене – барельеф «Кардинал Консальви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращённых Святому Престолу», который был сделан в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (сейчас отсутствует). Перед барельефом стоит маленький .

Распятие

Часовня Распятия издалека (в портике слева от него гробница Рафаэля, а справа — статуя Св. Разия)

Схема Пантеона — все портики и часовни (её можно распечатать и взять с собой)

Эдикулы с портиками

В первом портике справа от входа находится двойная фреска: «Пояс Богоматери » (сверху) и «Святой Николай из Бари» (1686; снизу).

Пояс Богородицы и Святой Николай из Бари

Двойная фреска издалека

Во втором портике справа можно увидеть фреску XV века Тосканской школы живописи, на которой изображено Коронование Богоматери.

Коронование Богородицы

Фреска издалека

В третьем портике стоит скульптура Лоренцо Оттони (1658 — 1736) «Святая Анна и Богородица ».

Святая Анна и Богородица

Статуя издалека

В последнем с этой стороны, четвёртом, портике находится статуя Святого Анастасия (1725) скульптора Бернардино Каметти.

Святой Анастасий

Слева от статуи находится главный алтарь, а справа — часовня Девы Марии

В первом портике с левой стороны от главного входа находится картина «Успение Девы Марии» (1638) Андреа Камассеи.

Успение Девы Марии

Слева от картины главный вход, а справа — часовня Виртуози

Во втором портике слева стоит статуя Святой Агнессы работы Винченцо Феличи (XVIII век). По обеим сторонам от портика сделаны овальные ниши. Правая пустая, а в левой находится начала XVI века Бальдассаре Перуцци, созданный по гипсовому портрету Джованни Дюпре.

Святая Агнесса

Справа от статуи видна гробница Умберто I

В третьем портике стоит саркофаг , в котором покоится прах великого художника XVI века Рафаэля Санти. Этот саркофаг был знаком уважения папы Григория XVI. Надпись на нём гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» («Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал»). Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. В нише над саркофагом стоит статуя женщины с ребёнком, известная как «Мадонна-дель-Сассо » (Богородица Горы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие округлые ниши, в одной из которых стоит работы Джузеппе Фабиса (1833). Невеста Рафаэля Мария Биббьена , скончавшаяся до свадьбы, похоронена справа от его гроба (хотя его письма свидетельствуют о том, что, несмотря на нажим кардинала, Рафаэль был решительно настроен не жениться на ней). Здесь висят две таблички – в память о Марии и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году по его собственному желанию. Оформление этого портика было разработано в 1811 году Антонио Муньосом.

Гробница Рафаэля с надписью

Гробница Рафаэля всегда окружена туристами

Гробница Рафаэля издалека

В четвёртом портике слева стоит статуя Святого Разия (1727) работы скульптора Франческо Модерати.

Святой Разий

Слева от скульптуры находится часовня Распятия, а справа — главный алтарь

Пантеон как солнечные часы и символ апофеоза

Поскольку назначение Пантеона неизвестно, была выдвинута убедительная версия о том, что он был построен как символ апофеоза (вознесения на небо, к солнцу, причисления к сонму богов) императора и как символ божественной природы его власти. Для этого Пантеон был сделан в форме неточного гемицикла – солнечных часов, в которых не тень отбрасывается на освещённое пространство, а солнечный свет попадает в затемнённое помещение. Поскольку по Пантеону нельзя было определить точное время или день, он был лишь символом связи с солнцем.

Солнечные часы из Карфагена

Единственные природные источники освещения в Пантеоне это окулус и входная дверь. Вход с погрешностью в 5,5 градусов ориентирован на север, поэтому солнечные лучи могут проникать внутрь Пантеона только через окулус.

В полдень солнечные лучи всегда находятся на меридиане – линии, ведущей от окулуса к входной двери.

В истинный полдень солнечные лучи через окулус падают:

— во время осеннего равноденствия 23 сентября и весеннего равноденствия 21 – примерно две трети солнечного пятна приходятся на пояс с фальшивыми окнами и одна треть – на кессонный потолок. В это время лучи падают под углом 48 градусов.
— во время зимнего солнцестояния – на ровное пространство выше кессонов над дверью. В это время лучи падают под углом 24 градуса.
— во время летнего солнцестояния 21 – на пол, но никогда не достигают центра потому что солнце на широте Рима не бывает в зените. В это время лучи падают под углом 72 градуса.

Падение солнечных лучей через окулус в разные сезоны

Таким образом, точка, освещаемая полуденным солнцем, движется по меридиану от пояса вверх, достигает максимальной высоты в день зимнего солнцестояния, и затем начинает двигаться вниз, достигая минимальной позиции на полу Пантеона в день летнего солнцестояния, после чего вновь начинает движение вверх. Поэтому осенью и зимой солнечное пятно в любое время дня находится выше середины пояса с окнами, а летом и зимой – ниже.

Солнечное пятно в середине сентября

21 апреля – в день основания Рима в полдень солнечные лучи падают под углом 60 градусов прямо на входную дверь, создавая так называемую «арку света » (по другим данным истинная арка света образуется между 7 и 10 апреля – во время празднеств в честь Кибелы или Магна Матер). Когда римляне, находившиеся внутри Пантеона, смотрели через арку света наружу, то они видели стоявший невдалеке прямо напротив мавзолей императора Августа. Кроме того, император мог праздновать день основания Рима в Пантеоне и тогда он входил внутрь вместе с солнцем, что также могло создавать символическую связь между человеком и богом (идея правителя-богочеловека могла быть позаимствована у египтян). Идеальное совпадение круга света из окулуса и полукруглой арки над дверью возможно благодаря тому, что их диаметр идентичен. Второй раз «арка света» повторяется между 2 и 5 сентября , когда проходило чествование Юпитера Оптимуса Максимуса – одного из античной капитолийской триады. В дни, когда создаётся «арка света», солнечные лучи проникают также за дверь, в портик, освещая часть пола – там, где находится первый от входа квадрат с вписанным кругом.

Между весенним и осенним равноденствиями полуденное солнечное пятно можно увидеть снаружи через решётку над дверью.

Решётка над дверью в Пантеон

Входная дверь изнтури

Похожим образом был построен восьмиугольный зал в Золотом доме Нерона. У него также есть окулус, а четыре его стороны ориентированы точно по сторонам света, поэтому в полдень солнечный круг освещает северный вход в это здание. Зал был построен таким образом, что 13 , в день, когда Нерон стал императором, солнце начинало движение вверх по его стенам, а с начала марта двигалось вниз. Это делалось для создания ассоциации между Нероном и солнцем. Функции этого зала, как и функции Пантеона, точно не известны.

Кто похоронен в Пантеоне

В третьем портике слева художники Рафаэль Санти и Аннибале Карраччи, невеста Рафаэля Мария Биббьена.

В первой часовне слева: Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро, Пьетро Бонаккорси, композитор Арканджело Корелли, архитектор Якопо Бароцци.

Во второй часовне слева: король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская.

Во второй часовне справа: король Италии Виктор Эммануил II.

Также: художники Джованни да Удине и Перино дель Вага, архитектор Бальдассаре Перуцци.

Кроме того, здесь хранятся мощи Святых Разия и Анастасия.

Достопримечательности поблизости: базилика Сан-Эустакио-ин-Кампо-Марцио (8-18 в.), церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (1662), базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (1370), с , палаццо Джустиньяни (16 в.), церковь Санта-Мария-Маддалена (1699)


Полезная информация о Пантеоне в Риме

Где находится:
В старой части Рима; недалеко от площади Навона

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Барберини (Barberini, линия А) находится в полутора километрах от Пантеона.

Автобусы 30, 70, 81, 87, 130F, 492, 628, N6 или N7 до остановки Senato.

Ближайшая остановка туристического автобуса – Vaticano.

Название : Panthevm (лат.), Πάνθειον Pantheion (др.-греч.), Pantheon (en)

Местонахождение : Рим (Италия)

Создание : 2 в. н.э. (~126 г. н.э.)

Архитектор(ы) : Аполлодор из Дамаска

Заказчик / Основатель : Император Адриан







В период поздней Римской империи была усовершенствована техника зодчества и разработаны новые строительные конструкции. Опираясь на греческую ордерную систему, римляне сумели найти собственные выразительные формы. Конструктивные преимущества арки, известной еще этрусским строителям, римляне использовали при сооружении сводов и куполов. Возводились новые типы построек, усложнялось их пространственное решение, сложилась типовая система городской планировки. Практичные римляне придумали множество инженерных приспособлений для добычи и производства строительных материалов. При возведении Пантеона – «храма всех богов» — одного из самых впечатляющих зданий, сохранившихся от той эпохи, были применены купольное перекрытие и каркасные конструкции из кирпича и бетона. Пантеон прекрасно сохранился еще и потому, что в VII веке языческий храм был передан христианской церкви. Поражает купол Пантеона – этот образец древнего инженерного искусства вплоть до XIX века оставался непревзойденным по размерам.

Архитектура храма

  1. Сферический объем. Высота купола от пола равна его диаметру, то есть внутреннее пространство храма способно вместить полную сферу – идеальную форму, символизирующую образ Вселенной. В архитектурном облике Пантеона нашли воплощение представления римлян о мироздании. Купол храма олицетворяет небесный свод, освещаемый главным небесным светилом – Солнцем.
  2. Кессонированный свод. В кессонах – квадратных углублениях, покрывающих внутреннюю поверхность купола, — подчеркнуты нижние выступы. Этот прием создает иллюзию небосвода, торжественно и легко поднимающегося над головой зрителя.
  3. Разрез свода. Здание представляет собой цилиндр, перекрытый полусферическим куполом. В основании оболочка купола значительно толще, чем в верхней части.
  4. Бетон. При возведении купола использовали деревянную опалубку. После того как бетон застывал, опалубку удаляли. Римляне первыми начали применять в строительстве бетон. Из нового материала сооружали крупные монолитные конструкции, способные перекрывать широкие пролеты, — так в римской архитектуре появились купола и своды. Использование бетона удешевляло и ускоряло строительство. Мастера-плотники изготавливали деревянные формы (опалубку) в виде ящиков, а чернорабочие подносили и заливали в них бетон. Римский бетон – это смесь извести и песка вулканического происхождения (пуццолана). Бетон с добавлением различных материалов (заполнителей) накладывали слоями между двумя стенками кирпичной кладки. В римских бетонных конструкциях еще не было металлической арматуры, поэтому они почти не уменьшали создаваемый тяжестью распор. Кроме того, бетон с заполнителями становился менее податливым, и из него трудно было изготавливать сложные формы.
  5. Скрытые арки. Арки, выложенные из кирпича и скрытые в толще стен, выполняют роль внутренних опор, уменьшающих давление купола на стены. При возведении стен, сводов и куполов, как правило, использовали кирпичную кладку. Иногда поверхность кирпичной стены покрывали слоем штукатурки. Если же постройке нужно было придать особенно нарядный вид, стены облицовывали, выкладывая замысловатые узоры из каменных и мраморных плит. Плиты крепили с помощью бронзовых скоб и болтов.
  6. Портик. Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн. Базы и коринфские капители монолитных колонн сделаны из белого мрамора, а стволы – из египетского гранита. Портик Пантеона был частью другого, более раннего храма. Это обстоятельство стало причиной разногласий при определении времени постройки храма. Однако сохранившиеся на кирпичной кладки клейма поставщиков доказывают, что строительство Пантеона велось в первые годы правления императора Адриана (117-38 гг.).
  7. Пол Пантеона. Пол Пантеона выложен плитами из мрамора, порфира и гранита. Узор, образованный квадратами и кругами, расположенными в шахматном порядке, перекликается с рисунком кессонов.
  8. Ниши. Вырезанные в стене ниши посвящены пяти планетам, о которых знали римляне, а также светилам – Солнцу и Луне.
  9. Купола над нишами. Вспомогательные купола, размещенные над нишами, уменьшают давление главного купола, так как вертикальная нагрузка переносится непосредственно на фундамент, минуя стены.
  10. Круглое окно в куполе. Внутреннее пространство храма эффектно освещается через венчающее свод круглое отверстие диаметром 8 метров. Оно облегчило вес свода в верхней части и избавило от необходимости решать технически сложную задачу размещения окон по периметру купола. Льющийся сверху свет производит впечатление величия и торжественности.
  11. Подиум. Пантеон был возведен на подиуме, к которому вели 8 ступеней. Постепенно уровень земли вокруг здания повысился, и сейчас оно находится в неглубокой впадине.

    Источники:

  • Смолина Н.И. "Традиции симметрии в архитектуре" - М.: Стройиздат, 1990
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984
  • Виолле ле Дюк "Беседы об архитектуре". Том первый. Издательство всесоюзной академии архитектуры.Москва. 1937 г.
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • П.П. Гнедич. “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия. Москва “Эксмо”, 2009 г.
  • Edmund Thomas "Monumentality and the Roman Empire. Architecture in the Antonine Age"

Пантеон (храм всех богов) в Риме – воплощение богатства и роскоши Римской Империи, исторический памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н.э.

Traveltipy / flickr.com Diana Robinson / flickr.com Luftphilia / flickr.com Thomas Shahan / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com Darren Flinders / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Kari Bluff / flickr.com Jun / flickr.com Stewart Butterfield / flickr.com Giulio Menna / flickr.com Moyan Brenn / flickr.com yeowatzup / flickr.com Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com) Diana Robinson / flickr.com cogito ergo imago / flickr.com Xiquinho Silva / flickr.com Bruce Harlick / flickr.com Darko / flickr.com

Храм всех богов – воплощение богатства и роскоши Римской Империи и просто замечательный памятник античной культуры. Пантеон в Риме был сооружен во II веке н. э. во время правления императора Адриана и до сих пор сохраняет свою таинственность и величие.

На протяжении долгого времени люди здесь поклонялись языческим божествам и даже приносили им жертвы, а в VII веке храм освятили в католический.

На фасаде здания виднеется надпись «M. Agrippa L. F. Cos. Tertium Fecit», которая свидетельствует о том, что строительство вел Марк Випсаний Агриппа, трижды избранный консулом. Но речь идет о прежнем пантеоне, основанном еще до нашей эры, который позже был достроен и значительно изменен.

Переднюю часть храма всех богов поддерживают массивные гранитные колонны высотой 14 метров, такие можно увидеть во многих архитектурных строениях Древнего Рима.

Пантеон как бы состоит из двух зданий – входа и самой ротонды – основной части цилиндрической формы с громадным куполом. Ее диаметр 43 метра и несмотря на такие размеры – ни одного окна, лишь круглое отверстие в куполе – окулюс или око пантеона.

Купол Пантеона, Рим (Jun / flickr.com)

Это объясняется тем, что один вход для солнечных лучей в то время символизировал единое начало всех богов, говорят, в разное время года поток света из ока падал то на одного каменного идола, стоящего в углублении вдоль стены, то на другого, к сожалению, до нашего времени статуи не сохранились. Высота здания – 42 метра, что создает атмосферу величия внутри.

Купол имеет идеальную сферическую форму и является поистине чудом архитектуры. 140 кессонов украшают его и в то же время поддерживают конструкцию, значительно уменьшая массу свода.

С основания храма до окулюса толщина стены уменьшается, тем самым обеспечена стойкость и безопасность здания. Ученые подсчитали, что вес купола равен примерно пяти тоннам, еще до XIX века он считался самым большим в мире.

Картины и скульптуры XVIII века напоминают о том, что храм уже давно перестал быть пантеоном в своем истинном значении, то есть местом для поклонения языческим богам. Это Мария с Иисусом на руках, Иисус рядом с неопознанным святым, фреска Мадонны с поясом и св. Николая и другие.

Фонтана перед Пантеоном в Риме (Diana Robinson / flickr.com)

Перед самим пантеоном расположен не менее старинный фонтан. За историю его существования он был реставрирован несколько раз. Вначале это был фигурный бассейн, а из чаши, стоявшей посередине, ключом била вода.

Затем появились ступени, муляж скал и дельфины, окружающие гротескные маски, затылок которых был мордами драконов – особым геральдическим символом папы Григория XIII.

В 1711 по желанию папы Клемента XI фонтан был улучшен, посередине установили древний египетский обелиск, принадлежащий некогда Рамзесу II и украсили символикой папской семьи – восьмиконечной звездой с тремя холмами (папская триара) и перекрещенными ключами над ней.

В конце XIX столетия оригинал мраморной скульптуры демонтировали и отправили в Музей Рима. В настоящее время перед пантеоном находится лишь копия, изготовленная конструктором Луиджи Амичи.

Римский Пантеон – гробница великих людей

Немало художников и ученых побывало в храме за историю его существования и все они восхищались непревзойденным могуществом и роскошью.

Микеланджело прозвал храм всех богов творением ангелов, а Рафаэль Санти мечтал быть похороненным здесь, по его мнению, в месте, соединяющем людей и богов. Так и случилось, после смерти художника его тело упокоили в пантеоне, и с тех пор он стал местом захоронений великих людей.

В Средние века храм всех богов начали использовать в качестве христианской церкви, такая же судьба была предначертана и многим другим языческим святыням, если их и вовсе не сносили.

Интерьер Пантеона в Риме (Darren Flinders / flickr.com)

Архитектор Бернини в XVI веке решил построить сверху ротонды две небольшие колокольни. Но не все языческие символы можно было совместить с христианством.

Пристройка выглядела совершенно нелепо. Именуемые народом «ослиные уши Бернини» простояли так два столетия, в результате их все же снесли.

Изначально купол был покрыт позолоченной бронзой, но ее переплавили, чтобы сделать киворий для собора Святого Петра.

13 мая в 609 году Пантеон освящен и преобразован в церковь Святой Марии и Мучеников. Эту дату начали отмечать как День Всех Святых. Позже этот праздник был перенесен, когда Папа Григорий III освятил 1 ноября капеллу в соборе Святого Петра.

Как и когда попасть в Пантеон?

Располагается Пантеон на площади делла-Ротонда, ближайшая станция метро — Barberini. Открыт для посетителей с 9:00 до 18:00 в воскресенье, а во все остальные дни с 8:30 до 19:30. Посещение бесплатно.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди