02.08.2019

Теоретические основы формирования здорового образа жизни у подростков. Воспитание основ здорового образа жизни у дошкольников


2. Воспитание здорового образа жизни студентов

Воспитание есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию (энтелехию) человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение, изменение и развитие генетических человеческих задатков. Воспитание в широком смысле слова является единственным универсальным средством развития. Все человеческие задатки развиваются и функционируют как способности только благодаря воспитанию.

Современная российская официальная образовательная система целью воспитания и обучения ставят подготовку самореализующейся личности к жизни в рыночных отношениях. Каждый после школы обязан сам в конкурентной борьбе выбрать и занять место в общественной иерархии.

Самый главный порок современной образовательной системы состоит в том, что она фактически игнорируют требование научной педагогики о первостепенном обучении учащихся самопознанию и саморегуляции тела, личности и души. В ней господствует технократический формализм. Учащуюся молодежь не обучают правилам борьбы за выживание в современных условиях. Человек, не знающий самого себя и не умеющий управлять собой, является игрушкой в руках других людей. Не он управляет своей судьбой, а становится рабом обстоятельств, предрассудков, моды и собственных капризов.

Особенно подвержены предрассудкам современной жизни студенты. Дело в том, что студенты - это социальный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска, так как на непростые возрастные проблемы студентов (адаптацию к физиологическим и анатомическим изменениям, связанных с процессами созревания: высокая психоэмоциональная и умственная нагрузка, приспособления к новым условиям проживания и обучения; формирование межличностных взаимоотношений вне семьи) накладывается негативное влияние кризиса практически всех основных сфер общества и государства.

Это ведёт к значительному усилению возрастного ухудшения адаптации студентов, следствием чего являются серьёзные медицинские и социально - психологические проблемы, возникающие в той или иной форме у студентов.

Проблема сохранения и укрепления здоровья подростковой студенческой молодежи сложна и многогранна. В современных условиях в связи с изменившейся экономической ситуацией она требует нового подхода к ее решению, ставит перед отечественным здравоохранением задачу гарантированного обеспечения подростковой студенческой молодежи качественной медицинской помощи, поиска новых форм ее организации, в том числе разработка эффективных методов массовых профилактических обследований, гигиенического обучения и воспитания.

Много современных молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, являются приверженцами определенного образа жизни, в котором определенным эталоном являются сигареты, наркотики и алкоголь. Причем некоторые данный образ жизни ведут еще со школьной скамьи.

Для воспитания здорового образа жизни, необходимо проникнуть вглубь самой проблемы. Важно выяснить, что послужило причиной ведения не здорового образа жизни, и что способствует ведению здорового образа жизни. Для выяснения этого, во многих вузах проводится профилактическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. А также во многих регионах нашей страны проводятся исследования, направленные на выявление физического, социального и психологического здоровья студентов. Диагностический анализ состояния их физического, социального и психического здоровья полностью подтверждает прописную истину: по качеству энтелехии они все разные. У них разные стартовые площадки жизнедеятельности, разное здоровье, разные судьбы.

Диагностические тесты М. Люшера и Л. Бондс стабильно показывают: у всех студентов есть отклонения от норм здоровья. Они все больные в разной степени, живут в тревоге, многие в стрессовом состоянии. Редкий студент ведет здоровый образ жизни.

По существу, образ жизни человека и есть реальное объективное образование в действии, то, чем он является на самом деле. Это внутренний и внешний облик его тела, личности и души в самодвижении.

Следует отметить, что зачатки образа жизни, закладываются в раннем детстве. Из бесед с родителями студенты обнаруживают, что их отцы и матери никогда не задумывались над этими вопросами. Главным стимулом для зачатия было желание иметь ребенка. Большинство студентов желанные дети для своих родителей. Но нередко встречаются и зачатые случайно. Как правило, случайно зачатые дети получали неадекватное семейное воспитание, на них сильное влияние оказывает "синдром предков". О влиянии "синдрома предков" на образ жизни студентов узнают, составляя свое "генеалогическое древо" по методике А.А. Щунтценбергер.

Так, некоторые нежеланные дети, которые испытывают некоторые ущемления и внутреннюю тревогу для желания самовыражения, переходят на образ жизни, в котором бытует алкоголь и табак. Например, студентка испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя и чувства удовлетворенности. Понимает, что сама не может изменить ситуацию, однако не желает безоговорочно вверять свою участь в чужие руки, даже любимому мужу. Оказывает сопротивление обстоятельствам и отношениям, накладывающим на нее ответственность, в которой она видит помеху. Считает, что жизнь может предложить ей гораздо больше. Стремление выбраться из этого неудовлетворенного состояния приводит к беспокойству и неустойчивости.

В целях направления студентов на путь ведения здорового образа жизни во многих вузах со студентами проводятся индивидуальные и групповые консультации-тренинги по нормализации их состояния.


3.Основы здорового образа жизни студента

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

1. Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

2. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека. Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле.

Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть: - Прием пищи только при ощущениях голода.

Отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела.

Отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена.

Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Заработная плата, уважение коллег и т.д.). то нам необходимо быть здоровыми и сильными, морально устойчивыми к стрессам, закаленными, выносливыми. Поэтому я считаю тему: "Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья" наиболее актуальной в наше время. Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни Каждый человек стремится к полноценной и...

Умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Организация режима питания Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - это физиологически...

Самовоспитания, реализации здорового образа жизни. 2. задачи и методы исследования Задачи исследования: - изучить литературу

Для того, чтобы ребенок был умным и сообразительным, он должен быть, прежде всего, здоровым. Это один из базовых принципов, на которых основывается воспитание культуры здорового образа жизни школьников. Именно состояние здоровья ребенка – это важный показатель, достояние, огромная ценность и неотъемлемое условие полноценного развития. К сожалению, данные статистики в последние годы не утешают и свидетельствуют о том, что здоровому образу жизни школьников уделяется недостаточно внимания. В результате чего с раннего возраста проявляют себя болезни и отклонения как в умственном, так и в физическом развитии. Стоит ли говорить о том, что к 25-30 годам о себе дают знать целые «букеты» различных заболеваний.

Кто должен заниматься воспитанием здорового образа жизни у школьников?

Сложно спорить с том, что первоочередную роль в формировании культуры здорового образа жизни играют родители учеников. Только на первый взгляд может показаться, что ребенок в семье учится только ходить, разговаривать, выполнять элементарные действия. На самом деле, у него с первых месяцев жизни формируется свой собственный образ жизни, а мама и папа в этом являются примером.

В школьные годы к воспитанию здорового образа жизни присоединяются учителя. Многие родители на этом этапе облегченно вздохнут и порадуются, что теперь воспитанием их детей займется профессиональный педагог, а по возможности – еще и различные кружки и секции. Все это только дополнительные помощники, и на них перекладывать функцию воспитания ЗОЖ школьника никак нельзя. Во-первых, апатию родителей и их отстраненность дети замечают сразу.

А во-вторых, после этого они подсознательно думают, что воспитание на этом окончено, и никакие учителя «не имеют права навязывать свои правила жизни». Все это приводит к печальным последствиям.

Здоровый образ жизни – это множество составляющих и целая совокупность взаимосвязанных факторов. Его формирование зависит от наследственности и биологических особенностей организма, условий окружающей среды и социального окружения, функционирования органов здравоохранения и режима труда и отдыха.

Основные принципы формирования культуры здорового образа жизни

Сбалансированное питание. Обращайте внимание на то, что принято кушать в семье, какие блюда приветствуются, а на какие накладывается строгое табу, соответствует ли режиму подача завтрака, обеда и ужина. Не показывайте своим примером, что можно употреблять полуфабрикаты и продукты фаст-фуда.

Физическое развитие. Самый элементарный минимум – это зарядка, утренняя и вечерняя. В качестве дополнительно развивающих мероприятий – занятия в фитнес-центрах и в спортивных секциях. И снова не забываем о том, чтобы показывать все на своем примере.

Закаливающие процедуры. Далеко не все родители приучают ребенка к закаливаниям. Начинать лучше с контрастного душа, а не с внезапного обливания холодной водой. Постепенно организм школьника привыкнет как к перепадам температур, так и к воздействию холодной воды, а это здорово укрепляет иммунную систему. Это значит, что простудные заболевания и вирусные инфекции будут обходить ребенка стороной.

Организация режима отдыха и сна. Если в младшем школьном возрасте еще не стоит проблема позднего засыпания, то в старших классах она наиболее распространенная. Склонность многих подростков к ночному образу жизни приводит к ослаблению организма и нарушению важных функций в его жизнедеятельности. Если интересы школьника сводятся только к времяпровождению в интернете, то никакой усталости к вечеру он не будет чувствовать. Если же в течение дня он занимается в секциях или проводит время на улице со сверстниками, то к вечеру организм, естественно, будет требовать отдыха. А значит, укладывание спать будет происходить вовремя.

Соблюдение личной гигиены. Это неотъемлемая составляющая процесса приучения к здоровому образу жизни. Чистка зубов и мытье рук после улицы и общественных заведений – элементарные правила соблюдения личной гигиены. Если родители правильно объяснят необходимость этих действий и приучат к их регулярному выполнению, проблем со здоровьем будет возникать гораздо меньше.

Недопустимость вредных привычек. Родители совершенно напрасно думают, что если на глазах у ребенка курить и выпивать по выходным, ему не захочется это повторить. Вероятность того, что ребенку захочется попробовать то, что делают взрослые, крайне велика. И потом будет гораздо сложнее объяснять, почему нельзя этого делать, чем с самого начала не показывать вредные привычки.

К здоровому образу жизни не так просто приучить, как это может показаться на первый взгляд. Школьники, в первую очередь обращают внимание на то, как ведут себя родители и ближайшие взрослые знакомые люди. Над этим нужно задумываться с самых первых лет жизни ребенка, чтобы потом не пытаться переубедить его в том, что он видит своими глазами.

Людмила, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

З доровый образ жизни - понятие, которое в современном мире приобрело неоднозначные интерпретации. Для кого-то ЗОЖ - не более чем способ самовыражения. Для других - действительно попытка укрепить свой организм. Для третьих – совершенно непонятная аббревиатура. В любом случае, истиной остаётся одно - создание здорового образа жизни позволяет значительно улучшить состояние организма человека и даже увеличить срок жизни. Отсутствие же здорового образа жизни наоборот влечёт за собой огромное количество проблем, которые отражаются на самочувствии человека.

Итак, сегодня мы затронем очень важную тему, которую можно обозначить следующей формулировкой «Развитие здорового образа жизни».

Основа ЗОЖ

Прежде всего, необходимо дать чёткое определение тому самому пресловутому ЗОЖ, о котором все говорят. Сама аббревиатура расшифровывается как «здоровый образ жизни». В него входят следующие пункты:

  • отсутствие вредных привычек;
  • поддержка физической формы;
  • корректировка режима дня;
  • корректировка питания;
  • минимизация стресса и его последствий в жизни человека.

Теперь необходимо разобраться более детально.


1) Под отсутствием вредных привычек следует понимать :

  • отказ от курения табака;
  • отказ от алкоголя;
  • отказ от различного рода наркотических веществ.

Это основные факторы, которые имеют серьёзное влияние на состояние организма человека. Однако из-за того, что методы и средства формирования здорового образа жизни до сих пор не являются популярными, общественность мало что знает о реальном вреде их привычек. Давайте же разберёмся в каждом пункте.

* Курение табака вызывает зависимость, которая обуславливается прекращением выработки в организме человека никотиновой кислоты. Как следствие, появляется зависимость от курения. Однако вместе с никотином в организм поступает огромное количество вредных веществ. Все они оседают на поверхности лёгких, что приводит к существенным нарушениям насыщения организма кислородом. К дополнительным проблемам, с которыми сталкивался каждый курильщик, относятся:

  • повреждения сосудов;
  • ухудшение работы сердца;
  • ухудшение внешнего вида.

Дополнительно следует уточнить, что вдыхаемый курильщиком горячий дым является убийцей для реснитчатого эпителия, который покрывает поверхность лёгких. Как следствие, даже после отказа от курения лёгкие не подлежат полному восстановлению. Однако своевременное прекращение курения может в значительной степени активизировать регенерацию доступных тканей.


Также следует рассмотреть влияние курения на энергетику человека. Поскольку данная вредная привычка является противоестественной, она способна разрушать энергетическое поле человека. Энергия уходит на восстановление организма, однако восстановление происходит гораздо медленнее процессов повреждения. Далее курильщик может начать эксплуатировать энергию близких ему людей. Последствия будут проявляться в виде болезней и значительном нагнетании напряжения во взаимоотношениях.

Алкоголь также является страшным врагом здорового образа жизни. Состояние алкогольного опьянения можно сравнить с отравлением, которое вызвано интоксикацией. Все органы человека подвергаются тяжелейшей атаке, которая выражается в прекращении питания клеток, а также дефиците кислорода. Самая страшная составляющая часть алкогольной зависимости - ментальная. Когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, его мир становится другим. Как объясняют своё состояние алкоголики со стажем, «мир становится чуточку лучше, и я вместе с ним». Получается, что отказ от алкоголя равен удару по организму и по психике. Однако стоит человеку дождаться момента, когда все негативные воздействия будут нейтрализованы, его состояние очень быстро улучшается.

Что касается энергетической составляющей, алкоголь может уносить до 90% общего запаса энергии. Пьющий человек самовольно расходует энергетический баланс, который не может восполняться при частом состоянии алкогольного опьянения. В результате, так же, как и в случае с курением, человек превращается в энергетического вампира, который, на фоне забора энергии, привносит только негатив в отношения с близкими людьми.

Наркотические вещества , в зависимости от типа, имеют возможность воздействия на большинство систем организма. Особую опасность представляют психотропные вещества. Они могут в значительной степени пошатнуть психику человека. Дальнейшее восстановление будет представлять собой деление на две области:

  • устранение вреда, нанесённого организму;
  • социализация.

Последний пункт является обязательным, так как наркоман попадает в цепь событий и связей, пагубно влияющих на его состояние. Поговорка о том, что «не бывает бывших наркоманов», в большей степени, относится к отсутствию грамотной социализации. Окружение наркомана - такие же наркоманы, которые будут тянуть его обратно в это болото. Даже зависимость от «лёгких» наркотиков (марихуана) может перерасти в нечто большее. Причины кроются в необходимости увеличивать уровень удовольствия. Когда границы открыты, очень сложно удержаться и не попробовать всё, что предлагает кухня мира наркотиков.

С точки зрения энергетической составляющей, наркотики вызывают самые тяжёлые повреждения. Однако своевременные решительные шаги в сторону здорового образа жизни могут решить эту проблему.

2) Поддержка физической формы

Наше тело - наш храм. Мы должны относиться к нему бережно. В ответ на нашу заботу оно демонстрирует благодарность. Она выражается в выносливости, стойкости к болезням, красоте и других проявлениях.

Поддержка физической формы может быть реализована при помощи различных комплексов упражнений, техник и проч.

3) Регуляция режима дня является ключевым звеном, так как он него зависит сама возможность развития здорового образа жизни. Упорядоченность каждого этапа необходима, так как она обуславливает способность человека действовать согласно заранее установленному порядку. Результатом чёткой структуризации будет дисциплина и отсутствие стресса, вызванного нехваткой времени.

В деле развития здорового образа жизни режим дня особенно актуален, так как существуют определённые временные зоны, требующие разрядки.

  • соблюдение режима сна
  • В идеале, человек должен вставать и ложиться каждый день в определённое время. Это позволяет настроить организм, так как он имеет собственные биологические часы. Примером может послужить начало выработки ферментов для осуществления переваривания пищи, которое начинается в желудке, согласно заранее сформированным привычкам.

  • разграничение режима работы и создание перерывов

Отсутствие небольшого отдыха очень часто приводит к снижению КПД человека. Даже небольшой перерыв может существенно снизить нагрузку на организм и, как следствие, устранить возможность возникновения определённых проблем его функционирования.

4) Режим питания также должен подлежать корректировке. Дело в том, что даже максимальные физические нагрузки не будут эффективны на 100%, если организм не будет получать «строительный материал» для реализации укрепления.

К основным проблемам питания, которые должны быть исправлены, относятся:

  • употребление в пищу большого количества жареного;
  • замена высокоуглеводных напитков (газировки и проч.);
  • чрезмерное употребление специй и приправ;
  • отсутствие в рационе растительной пищи.

Кроме того, режим питания должен сопрягаться с определённым временем принятия пищи. Так:

  • следует взять за правило ежедневно завтракать;
  • стараться принимать пищу в определённое время;
  • отказаться от пищи перед сном;
  • не кушать слишком быстро;
  • стараться не наедаться до состояния тяжести в желудке.

Практика показывает, что с началом ведения здорового образа жизни и прислушиванию к нуждам организма, вы сможете естественным образом отказаться от пищевых излишек.

5) Основной причиной появления стресса в жизни является работа. В попытке заработать максимальное количество денег, человек превращает свои тело и разум в рабочие инструменты. Отсутствие отдыха и постоянная работа в режиме многозадачности не оставляет ни единого шанса на отдых.

Для устранения стресса из жизни необходима определённая эмоциональная разрядка.

Физкультура как активный вспомогательный элемент

В вопросе о том, как сформировать здоровый образ жизни, физкультура играет незаменимую роль. При помощи физкультуры можно добиться нормализации большинства обменных процессов организма, а также значительно укрепить его.

Проблема попыток создать формирование здорового образа жизни при помощи физкультуры заключается в отсутствии понимания, какому именно виду следует отдать предпочтение. Сегодня мы рассмотрим 2 наиболее популярных вида активности, способных за кратчайший срок улучшить здоровье человека и направить его на путь развития здорового образа жизни. К ним относятся:

  • плавание.

Бег позволяет не только нормализовать работу обменных процессов в организме, но и значительно укрепить его тонус. Среди преимуществ, которые должны заставить вас обратить внимание на бег, находятся:

  • нормализация давления;
  • улучшение насыщения тканей питательными элементами;
  • повышение выносливости;
  • усиление мозговой активности;
  • повышение иммунитета.

Доктора рекомендуют совершать пробежки утром. Рекомендация объясняется просто: утренняя пробежка активизирует работу всех систем организма. Человек, который совершил пробежку утром, будет гораздо активнее, его мыслительные процессы будут протекать лучше. Кроме того, полученный тонус позволит, вопреки мнениям о том, что утренние пробежки утомляют, дольше сохранять трезвость ума.

При рассмотрении методов и средств формирования здорового образа жизни ваше внимание в обязательном порядке рано или поздно привлечёт плавание . Дело в том, что этот вид спорта позволяет максимально равномерно распределять нагрузку по всему телу. Большинство из вас наверняка слышали о том, что плавание позволяет задействовать все группы мышц. Это, конечно, не является истиной в полной мере, однако то, что задействуется большинство из них - факт.

К преимуществам плавания относятся следующие пункты:

  • разработка лёгких;
  • возможность создания нагрузки для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • максимально корректное распределение нагрузки и, соответственно, повсеместные улучшения работы организма;
  • возможность модификации и усложнения нагрузок.

Помимо плавания, в воде возможно выполнение широкого диапазона упражнений. Сопротивление воды является естественным тренажёром, который способен даже без дополнительных изысков стать решением для укрепления мышечного тонуса.

Получается, что плавание может входить в основные формирования здорового образа жизни, так как улучшение физического состояния тела естественным образом способствует отказу от пагубных привычек.

Таким образом, понятие ЗОЖ достаточно многогранно. Охват всех его составляющих, до некоторой степени, возможен благодаря йоге.

Йога как основа развития здорового образа жизни

Йога была выделена в отдельную категорию, так как это не просто спорт или здоровое питание. Это совокупность решений, которые приводят к нормализации состояния организма человека и его души. Иными словами, это настоящий здоровый образ жизни! Пожалуй, нет ни одного другого направления, которое бы смогло похвастаться столь обширным ареалом воздействия.

Однако для большинства йога - понятие эфемерное. Кто-то считает, что она представляет собой лишь странные упражнения, в ходе которых люди принимают чудаковатые позы с закрытыми глазами. Другие - что это не более чем зарядка для ленивых. Мнений много, но давайте же разберёмся в истинных причинах пользы от йоги.

Представители самого направления позиционируют йогу как систему самосовершенствования. Изначально йога появилась как искусство формирования нравственно-этических аспектов, которые позволяли человеку достигать высот во многих жизненных сферах. Первые практики учили человека не просто контролю над собой, а самым настоящим техникам познания своих реальных способностей через духовное развитие.


В современной интерпретации к духовным практикам йоги добавились новые, направленные на формирование культуры не только души, но и тела. Сегодня йога предлагает множество направлений. Каждое по-своему уникально, но наша задача - найти общие качества, которые благодаря йоге наилучшим образом отражаются на здоровье человека. Для их выделения нам потребуется определить особенности, отличающие йогу от других направлений работы над душой и телом. К ним относятся:

  • полная статика упражнений;
  • акцент на дыхательных техниках;
  • постепенное увеличение нагрузки.
  1. Полная статика является необходимым атрибутом, так как искусство йоги состоит из комплексов упражнений, представляющих собой позы. Каждая поза несёт в себе нагрузку на определённую группу мышц, которые, за счёт сокращения и при правильном дыхании, получают соответствующую нагрузку.
  2. Техника дыхания предполагает устранение застоявшегося воздуха из лёгких путём медленных вдохов и выдохов, произведённых с определённым усилием. Подобные упражнения позволяют достичь правильной концентрации углекислого газа и кислорода в крови. Следовательно, клетки получают наилучшее питание, что позитивным образом сказывается на умственных и физических способностях.
  3. Постепенное увеличение нагрузки достигается за счёт возможности разработки новых групп мышц. Вне зависимости от конкретного направления йоги, каждое имеет определённую пользу для работы над собой.

Если человек решил заняться развитием здорового образа жизни, йога станет для него эффективным способом достижения цели. Однако необходимо рассмотреть ещё одну область, а именно искоренение вредных привычек. По-настоящему высоких результатов развития в йоге можно добиться только благодаря чёткому следованию её постулатам, к которым относится полный отказ от всего, что может негативно влиять на организм.

Реализация здорового образа жизни с йогой после вредных привычек

В тот момент, когда человек принял для себя решение о том, что ему необходимо заниматься йогой и побороть свои вредные привычки, начинается новая эра его жизни. Здесь главное - не потерять стимул к движению. Для этого необходимо создать определённые напоминания. К примеру, девушка хочет бросить курить. Она знает, что из-за курения оттенок её кожи приобретает песочный цвет, что её руки дрожат из-за негативного воздействия на кровеносную систему, и даже невозможность долго кататься на велосипеде из-за отдышки - тоже последствие дурной привычки.


Для этого необходимо составить перечень плюсов, которые удастся достигнуть, поборов вредную привычку.

Как правило, для представительниц женского пола особую роль играет внешность. В данном случае это может быть сокращение морщин и улучшение внешнего вида (здоровый цвет кожи, отсутствие мешков под глазами, улучшение роста волос и ногтей). Самое интересное, что все эти плюсы истинны, так как нет ни одной системы в организме, которая бы не страдала из-за курения!

Отказ от курения может протекать максимально безболезненно для психики и организма в целом благодаря йоге. Путём регуляции работы лёгких во время упражнений вы сможете не только очистить организм от последствий курения, но и активировать его ресурсы.

Другой пример: молодой человек, который любит выпить. Стоит вспомнить количество несчастных случаев, произошедших по вине алкоголя (особенно актуально для автолюбителей). Или же возьмём вопрос рождения детей. Если у него уже есть ребёнок, стоит задуматься о том негативном примере, который он перенимает от отца. Если детей ещё нет, нужно помнить, что алкоголь может лишить мужчину возможности продолжения рода.

Отказ от алкоголя, сопряжённый с началом занятий йогой, позволит снизить эмоциональное напряжение, а также ускорить процессы регенерации. Естественным результатом станет быстрая победа над зависимостью и укрепление организма.


Воспитание и развитие здорового образа жизни у детей

Привычки, которые мы ведём из детства, самые сильные. Они заложены глубоко на подкорке мозга, и поэтому от них практически невозможно избавиться. Доказано, что основы формирования здорового образа жизни эффективнее всего внедрять в детстве.

К ним относятся:

  • демонстрация корректного примера;
  • информационная поддержка;
  • поощрительная составляющая.

Пример для подражания должны подавать не только родители. Каждому ребёнку необходимо хобби. Старайтесь сделать так, чтобы оно задействовало физическую активность. Разумным решением будет запись ребёнка в спортивную школу. По мере роста, осознание того, что достижение результата напрямую зависит от его физической формы, будет являться стимулом для отказа от вредоносных воздействий.

Под информационной поддержкой следует понимать разъяснительные работы. Объясните ребёнку почему курение это плохо, а кушать овощи - хорошо.

Поощрение - выказывание гордости за соблюдение установленных рамок здорового образа жизни. Позитивная реакция укрепит в сознании ребёнка понимание того, что здоровый образ жизни - это хорошо!

В деле воспитания и развития здорового образа жизни у детей йога также имеет широкие возможности применения. Раннее начало практик позволяет самостоятельно «взращивать» своё тело. Ребёнок будет расти в полной гармонии со своим организмом. Научится понимать все его сигналы, что во взрослой жизни является весомым плюсом, позволяющим избежать большинства болезней.

Таким образом, здоровый образ жизни является вашим ключом к успеху в любом возрасте. Уделяя внимание его развитию в себе и близких, вы тем самым повышаете качество уровня жизни.

(консультация для педагогов)

Воспитание основ здорового

образа жизни у дошкольников .

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Основные компоненты здорового образа жизни.

1.Рациональный режим.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья . Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:


  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.

  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.

  • Формирование культурно-гигиенических навыков.

  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.

2.Правильное питание.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Основные принципы рационального питания:


  • Обеспечение баланса

  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.

  • Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям над рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

3.Рациональная двигательная активность .

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Средства двигательной направленности:


  • Физические упражнения;

  • Физкультминутки;

  • Эмоциональные разрядки;

  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;

  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

  • Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:


  • Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.

  • Развитие воображения при выполнении двигательных действий.

  • Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.

  • Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Как правило, в детском саду здоровый образ жизни реализуется в частности регулярными физическими нагрузками. Ежедневная зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными практически в любом дошкольном учреждении. Не должны стать исключением и выходные дни.

Кроме и мускулатуры рациональная физическая нагрузка учит дошкольника чувствовать свое тело и управлять им, к тому же движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4.Закаливание организма.

Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, повышается выносливость организма.


5. Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.

Касательно психологической обстановки в дошкольном возрасте значение имеют два аспекта: отношения в семье и обстановка в дошкольном учреждении. Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды.

Что же касается отношений в детском саду, то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена. Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Для развития психологически полноценной личности следует использовать все возможные способы: творчество, в котором ребенок получает удовольствие от процесса создания чего-то нового и учится выражать свои чувства и эмоции; общение со сверстниками.


6. Соблюдение правил личной гигиены
Гигиенические мероприятия должны стать для дошкольника обычными и субъективно необходимыми – этого можно достичь регулярностью и возможно более ранним их введением.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме , не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку, ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т.д.

Приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Реализация данного направления обеспечивается:


  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);

  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;

  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;

  • формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
Задачи работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников

  1. Формировать представления о том, что быть здоровым –хорошо, а болеть- плохо; о некоторых признаках здоровья

  2. Воспитывать навыки здорового поведения

  3. Любить двигаться

  4. Есть побольше овощей и фруктов

  5. Мыть руки после каждого загрязнения

  6. Быть доброжелательным

  7. Больше бывать на свежем воздухе

  8. Соблюдать режим.

  9. Помочь овладеть устойчивыми навыками поведения

  10. Развивать умение рассказывать о своем здоровье, о здоровье близких

  11. Вырабатывать навыки правильной осанки

  12. Обогащать знания детей о физкультурном движении в целом

  13. Развивать художественный интерес.

Лекция 1.21 Тема: Воспитание физической культуры и здорового образа жизни у школьников.

Вопросы:

1. Физического воспитания как основа развития личности.

2. Цель и основные задачи физического воспитания.

3. Основные средства физического воспитания.

4. Формы и методы организации физического воспитания.

5. Валеологическое воспитание (сущность, пути, функции, критерии).

Литература:

1. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. М, 1999. С. 296-303.

2. Педагогика/ [под ред. Ю. К. Бабанского]. М., 1983. С. 468-481.

3. Степаненков, Н. К. Педагогика / Н. К. Степаненков. Мн., 1998. С. 313-330.

4. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. В. Харламов. Мн., 2000. С. 445-454.

5. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.

6. Педагогика:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. завед./ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Школьная Пресса. – 2002. – 512 с.

1. Физическое воспитание как основа развития личности

Физическое воспитание исторически является одной из самых древ­них форм целенаправленного воздействия на подрастающее поколение. В основе его лежит выработанная на протяжении многих веков идея о един­стве физического и духовного в человеке.

Чтобы раскрыть сущность физического воспитания рассмотрим понятия «физическое развитие» и «физическая культура».

Физическое развитие включает в себя те качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил человека и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает область стимулирования личности к занятиям физкультурой и спортом.

Физическая культура – уровень сформированности правильного отношения человека к своему здоровью и физическому состоянию, обусловленный образом жизни, системой сохранения здоровья и физкультурно-спортивной деятельностью, знанием о единстве гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил. Сущность физической культуры личности заключается в ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, каждодневное физическое самосовершенствование. Необходимо понимание сущности физической культуры, ее жизненной необходимости как естественной основы умственного, трудового, нравственного, эстетического развития.

В этом значении физическое воспитание представляет собой многогранный процесс организации и стимулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и укрепления здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Функции физического воспитания:

Физическое развитие создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;

Физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном
труде, преодолевает более высокие нагрузки, меньше утомляется, поддерживает бодрое настроение;

Физическое воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способствуют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств.

Фи­зическое воспитание связано с другими видами воспитания, содействуя тем самым формированию личности в целом.

Прежде всего, физическое воспитание создает предпосылки для плодо­творного умственного воспитания , так как именно от общего состояния здоровья и физических сил во многом зависят память, внимание, усидчи­вость, без чего невозможны успешные учебные результаты.

Здоровый, физически развитый человек значительно легче переносит умственные нагрузки в условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности, у него больше предпосылок для удо­влетворенности работой, физического и духовного комфорта. Общеизве­стно, что интеллектуальная деятельность учащегося будет результативнее, если она чередуется с занятиями физическими упражнениями, спортом. Кроме того, такая организация интеллектуального труда позволяет избе­жать переутомления и связанных с ним нарушений психических состояний.

В плане трудовой подготовки физическое воспитание облегчает инди­виду выполнение трудовых операций и процессов, так как приучает его к большей точности и направленности движений, соразмерности силы с целью, помогает нахождению более экономных и рациональных приемов.

Физические упражнения и движения активно содействуют обучению школьников трудовым умениям и навыкам, совершенствованию их двига­тельных возможностей, формированию таких волевых качеств, как выдерж­ка, настойчивость, ловкость, умение доводить начатое дело до конца, обеспе­чивая тем самым становление полноценного труженика, способного в полной мере самореализоваться в избранной профессии, достигнуть мак­симально высоких результатов в труде.

Физические упражнения, выполняемые в условиях коллективного вза­имодействия учащихся, вооружают их опытом нравственных отношений , которые составляют основу формирования соответствующих морально-волевых качеств: коллективизма, товарищества, честности, справедливо­сти, требовательности к себе и другим, ответственности, дисциплиниро­ванности.

Чрезвычайно важную роль физическое воспитание выполняет в эсте­ тическом становлении школьников. Выполнение физических упражнений раскрывает красоту и выразительность движений, придает им гармонию, четкость, строгость и целесообразность, формирует хорошую осанку, под­тянутость, свободное владение телом, внешнюю культуру, ловкость, быстро­ту двигательных реакций, а также развивает способность к эстетическим переживаниям, восприятию красоты гармонически развитого стройного человеческого тела, умелых, ловких, пластически выразительных движений.

Физическое воспитание тесно и непосредственно связано также с валео логическим воспитанием, призванным содействовать формированию валеологического мышления учащихся, в основе которого лежит осознанная потребность в здоровье и здоровом образе жизни. Здоровый образ жизни проявляется в отношении к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности и осознании своей ответственности не только за свое здоровье, но и за здоровье будущих поколений; умении противостоять разрушительным для здоровья формам поведения; сформированности навыков личной гигиены; наличии умений и навыков сохранения и укрепления здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание на­ходится в тесных и закономерных взаимосвязях со всеми сторонами воспи­тания учащихся и что вне физического воспитания невозможно достиже­ние общей цели воспитания - формирования гармонически и всесторон­не развитой личности растущего человека.

2. Цель и основные задачи физического воспитания

Цель физического воспитания - гармоническое развитие форм и функ­ций организма человека, всестороннее совершенствование его физических способностей, укрепление и сохранение здоровья и творческого долголетия.

Понимание сущности, цели физического воспитания позволяют сфор­мулировать основные задачи .

1. Осознание учащимися здоровья как важнейшей социальной и личностной ценности.

Осознание ценности здоровья является стимулом формирования по­требности в здоровье и его укреплении и сохранении. На появление, зак­репление этой потребности направлено содержание не только физическо­го воспитания, но и всей многогранной деятельности учебно-воспитатель­ного учреждения. Все учителя-предметники в рамках своего учебного предмета ставят и решают эту задачу, помогая тем самым осознанию ценно­сти здоровья на уровне сформированного убеждения и вхождению ее в личностную систему ценностных ориентации школьника.

2. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, в укреплении своих физических сил и здоровья.

Потребность и интерес, как известно, являются внутренним побуди­тельным стимулом, без которых невозможна сформированность положи тельного и активного отношения учащихся к физкультуре и спорту, на ос­нове которого возникает постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Интерес и удовольствие, полу­чаемые в процессе физических упражнений, постепенно переходят в при­вычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в ус­тойчивую потребность, сохраняющуюся и в последующие годы.

3. Обогащение учащихся системой знаний о сущности и личностном,
общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на укрепление здоровья, всестороннее развитие личности.

Вооружение учащихся знаниями о личной гигиене, о значении физи­ческой культуры и спорта для укрепления здоровья, о психофизиологиче­ских механизмах влияния их на формирование личности и развитие физи­ческих задатков и способностей, о гигиенических правилах занятий физи­ческими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения, алкого­ля, наркотиков и т. д., расширяет интеллектуальный кругозор учащихся, повышает их общую культуру, содействует формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

4. Развитие у учащихся двигательных умений и навыков. Жизненно важные двигательные умения и навыки развиваются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигатель­ные действия (ходьба, бег, прыжки, плавание, метание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют большое развивающее и воспитывающее значение (акробатика, упражнения на гимна­стических снарядах и т. п.). Первые и вторые, дополняя друг друга, способствуют приобретению двигательного опыта, который позволяет человеку уверенно дей­ствовать в повседневной трудовой и спортивной деятельности. Кроме того, развитие двигательных умений и навыков способствует формированию важнейших физических качеств: силы, выносливости, лов­кости, быстроты, имеющих важное значение: не только в физическом вос­питании учащихся, но и в духовном становлении личности.

5. Развитие у учащихся физических задатков, способностей, приобщение их к занятиям различными видами физической культуры и спорта.

Решение данной задачи тесно и непосредственно связано с осуществлением всех остальных задач, что позволяет преодолеть одно из противоречий физического воспитания учащихся, проявляющееся в стремлении отдель­ных педагогов, тренеров к использованию занятий в ущерб здоровью школь­ников. Удовлетворяя свои честолюбивые притязания, они нередко заботятся только о достижении спортивных результатов любой ценой. Спорт становит­ся самоцелью, что противоречит его истинному предназначению.

3. Основные средства физического воспитания

Осуществление цели и решение задач физической культуры уча­щихся связано с использованием всей совокупности средств физического воспитания. К ним относятся естественные (природные) факторы : солн­це, воздух, вода; гигиенические факторы : режим дня, питания, труда и отдыха, гигиена жилища, одежды, обуви; физические упражнения .

Природные факторы - солнце, воздух, вода не всегда осознаются как важ­нейшее средство укрепления и физического развития растущего организма.

Выступая в тесной и неразрывной связи с физическими упражнениями, они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Поэтому солнечные лучи, чистый воздух, вода должны по возможности не только сопутствовать всем видам двигательной деятельности учащихся, но и использоваться в качестве специально организованных процедур: солнечных и воздушных ванн, обтирания, обливания, душа или купания.

Гигиенические факторы призваны обеспечить гигиенические условия для нормальной жизнедеятельности организма, рациональное распределе­ние времени на все виды деятельности в течение суток (режим дня, питания, труда и отдыха), а также дают возможность совершать физические упражне­ния наиболее продуктивно на основе соблюдения санитарно-гигиенических требований: влажная уборка помещения, наличие свежего воздуха, удобной мебели для работы и сна, спортивной одежды для занятий.

Перечисленные гигиенические факторы не только создают оптималь­но благоприятные условия для занятий физической культурой, содейству­ют укреплению здоровья, позволяют сохранять баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, но имеют и большое воспитательное значение: приучают к аккуратности, дисциплинированности, точности, организованности, стимулируют бодрое, жизнерадостное настроение, чув­ство времени, самоконтроль.

По мнению известного физиолога И. П. Павлова, нет ничего более вла­стного в жизни человеческого организма, чем ритм. Если человек работа­ет и отдыхает, питается вовремя и спит, то к каждому виду деятельности организм как бы заблаговременно подготавливается, сравнительно легко переключается, быстро входит, так как срабатывают уже закрепленные не­рвные связи, «пусковые» механизмы. Ритм уравновешивает процессы воз­буждения и торможения, уменьшает затраты энергии, выделяемой орга­низмом для его нормального и устойчивого функционирования.

Физические упражнения - дви­гательные действия, специально подобран­ные и сознательно выполняемые для ре­шения задач физического воспитания.

Исследователи установили, что здоровые, правильно развивающиеся младшие школьники должны в среднем совершать ежедневно 12-16 ты­сяч (девочки) и 16-18 тысяч (мальчики) локомоторных движений (шагов). Максимальное число движений в минуту составляет 227, в час 9000. Если жизнедеятельность ребенка будет организована таким образом, что он со­вершает ежедневно необходимое количество движений, то это обеспечи­вает удовлетворение естественной потребности организма в движениях. У таких детей развивается вкус к движениям, полноценно идет их общее физическое развитие. Наоборот, снижение уровня двигательной активно­сти в суточном цикле жизни учащихся, которая получила название гиподинамии, непосредственно влияет на ухудшение основных характеристик фи­зического развития (вес, рост, окружность груди), и функционального со­стояния организма - сердечно-сосудистой деятельности, жизненной ем­кости легких, обмена веществ, мышечной силы и т. д.

Обеспечить двигательную активность учащихся во многом призваны фи­зические упражнения. Они реализуются в гимнастике, играх, туризме, спорте. Это классификация физических упражнений, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств воспитания.

Гимнастика. С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воз­действовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортив­ную, художественную, производственную, лечебную. Учащиеся в школе (в соответствии с учебной программой по физической культуре) занима­ются преимущественно основной гимнастикой: построение, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, скакалка­ми и др.), лазание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементар­ные акробатические упражнения.

Игры. В играх развиваются физические силы ребенка, его мускулату­ра, гибче становится тело, вернее глаз, формируются личностные каче­ства: сообразительность, находчивость, инициатива, творчество. Игры сти­мулируют коллективные переживания учащихся, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Туризм. Это организованные кратковременные (однодневные) или дли­тельные (многодневные) прогулки, экскурсии, походы, путешествия, со­вершаемые с целью ознакомления учащихся с родным краем, природны­ми, историческими и культурными памятниками нашей страны, расшире­ния общего кругозора учащихся.

Туризм обеспечивает физическую закалку учащихся, совершенствует их прикладные навыки ориентирования и передвижения, формирует опыт коллективной жизни и деятельности, воспитывает выносливость, умения руководства и подчинения, взаимной требовательности, бережного, ответ­ственного отношения к природной среде.

Спорт. В отличие от физической культуры спорт всегда связан с дости­жением максимально высоких результатов в отдельных видах физических упражнений. С этой целью проводятся соревнования. Они выявляют луч­шие результаты в отдельных видах спорта, как командные, так и индивиду­альные. В условиях проводимых соревнований у учащихся формируется чувство ответственности за свои результаты, учащимся приходится пре­одолевать значительные физические и нервные нагрузки, что содействует развитию морально-волевых качеств.

Однако учителю важно правильно использовать участие школьников в различных спортивных соревнованиях, видах спорта, предупреждая как физические перегрузки учащихся, так и нравственные отклонения в фор­мировании личности школьника.

4. Формы и методы организации физического воспитания

Основными формами организации физического воспитания в школе являются уроки физической культуры, утренняя гимнастика, физкультминут­ки, организованное проведение перемен, внеклассная и внешкольная работа.

Уроки физической культуры проводятся в строгом соответствии с учебной программой. Как основная, обязательная для всех учащихся организационная форма, урок физкультуры обеспечивает тот минимум двигательных знаний, умений и навыков, который составляет основу об­щей физической подготовленности учащихся. Развивающий и оздорови­тельный эффект урока достигается тщательным подбором гимнастиче­ских и легкоатлетических упражнений, подвижных и спортивных игр, уме­лой их дозировкой, разумным чередованием, а также соблюдением гигиенических условий.

Структура урока физической культуры должна соответствовать как общедидактическим, так и специфическим требованиям, сущность которых состоит в том, чтобы увеличение физической нагрузки на организм ученика осуществ­лялось постепенно, достигая максимума во второй половине урока, а затем постепенно снижалась до исходного состояния. В соответствии с этим требова­нием наиболее типичной схемой урока физкультуры является следующая:

Вводная часть урока (10-15 минут), назначение которой в том, чтобы подготовить учащихся к занятиям. С этой целью учитель использует гимнастические построения и перестроения, ходьбу, бег, общеразвивающие упражне­ния на внимание, координацию движений, чувство ритма, ловкость и др.

В основной части урока решается центральная педагогическая задача, поэтому физическая нагрузка на учащихся достигает на этом этапе своего максимума за счет разучивания и выполнения основных физических упражнений, соответствующих школьной программе по физической культуре.

Заключительная часть урока предусматривает снятие естественного возбуждения учащихся, приведение организма ученика в относительно спокойное состояние на основе проведения строевых ритмических, дыхательных и других несложных упражнений.

При проведении уроков физкультуры учитывается возраст учащихся, физиологические особенности разного пола.

Для учащихся с отклонениями в состоянии здоровья и физическом раз­витии проводятся занятия по лечебной физкультуре, на которых отбор упражнений и общая величина физической нагрузки регламентируются соответствующими программами и рекомендациями органов здравоохранения.

Однако уроки физкультуры не могут решить весь комплекс задач физи­ческого развития учащихся. В связи с этим режим учебного заведения пре­дусматривает мероприятия оздоровительно-гигиенического характера. К ним относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и паузы, орга­низованное проведение перемен.

Гимнастика до занятий способствует организованному началу учеб­ного дня, создает бодрое и эмоционально приподнятое настроение и про­водится в течение 10-15 минут. Она поднимает уровень возбудимости и функциональной подвижности нервной и других систем организма, под­готавливает учащихся к напряженным умственным нагрузкам в предстоя­щем учебном процессе, помогает быстрее войти в рабочее состояние. Она не заменяет собой индивидуальной утренней гигиенической гимнас­тики (зарядки), смысл, значение которой для здоровья должен разъяснять учащимся не только учитель физкультуры, но и классный руководитель, другие учителя.

Физкультурные минутки и паузы на уроках и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на предупреждение переутомления учащихся, сохранение их умственной и физической рабо­тоспособности на уроке, обеспечение кратковременного отдыха от напря­женной работы, сохранение хорошей осанки, снятие отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учащихся.

В комплекс упражнений включаются упражнения для позвоночного столба (подтягивания), наклоны туловища, ритмические сжимания и раз­жимания пальцев рук, потряхивание кистями, упражнения для мышц ниж­них конечностей и др.(4-5 упражнений с общей продолжительностью 1,5-2 минуты).

Физкультминутки практикуются в основном на уроках начальной шко­лы, хотя с пользой для здоровья учащихся они могут проводиться и для других возрастных групп.

Организованное проведение перемен используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. С этой целью на большой перемене может быть организован активный отдых учащихся с помощью разумных движе­ний в форме коллективных игр, спортивных развлечений. Проводятся та­кие мероприятия с детьми чаще всего на свежем воздухе, а в классных помещениях в это время организуется влажная уборка, проветривание.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию учащихся. В тесной и непосредственной связи с учебными занятиями по физической культуре проводится внеклассная и внешколь­ная воспитательная работа.

В системе этой работы выделяют ряд основных направлений .

1. Расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков.

С этой целью проводятся беседы о ценности здоровья и личной ответственности каждого за его сохранение и укрепление, о значении разумно­го режима дня для сохранения работоспособности и хорошего самочув­ствия, о здоровом образе жизни и пагубности вредных привычек, о гигие­не тела, о способах закаливания организма и т. д.

Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также воп­росы популяризации физической культуры и спорта, важнейших событий спортивной жизни.

Просвещение учащихся осуществляется в форме проводимых бесед, докладов, лекций, встреч, вечеров спортивных династий, пресс-конферен­ций с участием выдающихся спортсменов и др.

Используется при этом метод убеждения (разъяснения), внушения, а также метод положительного примера.

2. Спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры и спорта.

В системе этого направления работы организуются спортивные сек­ции, физкультурные кружки. Основным методом при этом выступают физические упражнения или физическая тренировка. Диапазон их применения достаточно широк: от приучения к соблюдению режима дня, гигиенических требований, к опрят­ности, чистоте, к развитию потребности в здоровом образе жизни, в заня­тиях различными видами физической культуры и спорта, совершенствова­нию способностей в одном из них.

3.Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе.
К ним относятся: спортивные праздники, школьные спартакиады, спортландии, соревнования, вечера, дни здоровья и т. д.

При проведении этих мероприятий имеет значение педагогически правильное использование метода одобрения, стимулирующего спортивную активность учащихся.

4.Использование естественных сил природы (солнца, воды, воздуха) для укрепления здоровья учащихся.

Для этого широко проводятся в школах прогулки, экскурсии, организу­ются туристские походы, игры на местности, трудовые операции и т. д.

Внешкольная воспитательная работа по физическому воспитанию осуществляется ЖЭСами, детскими и юношескими спортивными школами, детскими туристическими станциями, парками культуры и отдыха, спортив­ными базами (стадионы, катки, бассейны и т. д.), добровольными спортив­ными обществами, городскими и загородными лагерями различного типа, Дворцами молодежи и т. д.

5. Валеологическое воспитание

Общественная и личностная значимость обеспечения здорового поко­ления обусловили активное развитие в последние годы науки об оздоров­лении организма человека - валеологии . «Валео» (лат.) - означает здрав­ствовать, быть здоровым. Под здоровьем понимается не только отсутствие болезни или физических недостатков, но и сохранение единства телесного, интеллектуального, нравственно-психологического и духовного благосостояния человеческой личности.

Валеология – интегрированная наука о духовном и физическом здоровье человека и всего человеческого общества на новом этапе его духовно творческой эволюции в его неразрывной взаимосвязи с оздоровлением окружающей природы.

В связи с этим появилось и новое направление в воспитательной деятельности учебно-воспитательных учреждений - валеологическое воспитание . Физическое воспитание является важнейшим условием сохранения, укрепления здо­ровья и обеспечения здорового образа жизни.

Содержание воспитательной работы включает усвоение учащимися сути таких понятий как «жизнь», «здоровье», восприятие их как общечеловеческих ценностей, формирование умения различать физическое (телесное) и моральное (духовное) воспитание; воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование способности видеть взаимосвязи и взаимозависимости в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здоровье – безопасность уяснение значимости физического и умственного труда, физической культуры, спорта, туризма, общения с природой.

Валеология как наука о включении человека в формирование своего здоровья, находится в стадии становления. Непрерывное валеологическое образование является целиком инновационным и наиболее эффективным на современном этапе подходом к проблеме формирования здоровья каждого человека и содействия здорового общества в целом. Специфические особенности воспитания культуры здорового образа жизни проявляются в следующих принципиальных идеях и положениях:

Бережное отношение к своему здоровью является главной обязанностью каждого человека;

Каждый гражданин ответствен не только за свое здоровье, но и за здоровье
своих детей и внуков. Его образ жизни определяет здоровье будущих поколений;

Охрана здоровья здоровых является общегосударственной задачей и прямой обязанностью тех специалистов, для кого объектом их профессиональной деятельности является человек;

В условиях экологических отношений успеха в жизни и делах социального благополучия смогут достичь, прежде всего, психически и физически здоровые люди.

Пути осуществления валеологического воспитания учащихся

1. Организация необходимых санитарно-гигиенических условий оздоровления учащихся

- планирование учебной нагрузки учащихся в течение дня, недели, четверти и т.д. с учетом биоритмов развивающейся личности;

Создание базисных условий для полноценной жизнедеятельности учащихся в ходе учебного дня (режим и сбалансированность питания в столовой, соответствие размеров мебели возрасту учащихся, освещенность, проветриваемость и чистота учебных кабинетов и т.д.)

2. Физическое и нравственно-психологическое оздоровление учащихся в ходе учебной и внеклассной деятельности

1. создание благоприятного психологического климата в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель»;

2. создание учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение школьников;

3. организация консультаций и других видов помощи учащимся;

4. устранение монотонности и однообразия обучения;

5. физическое развитие в процессе внеклассных занятий (походы, игры, соревнования и др.)

Функции педагога в процессе валеологического воспитания

1.Диагностическая (наблюдение за состоянием здоровья учащихся, их физической и умственной работоспособностью, соблюдение санитарно-гигиенических норм в условиях школы; содействие получению учащимися при необходимости своевременной медицинской помощи).

2.Профилактическая (предупреждение негативных последствий нарушения школьниками режима учебы и отдыха, режима питания, беспечного обращения с огнем и взрывчатыми веществами, несоблюдение правил личной гигиены и поведения на воде, влияние на здоровье пагубных привычек и т.д.).

3. Корректирующая (устранение нарушений в организации санитарно-гигиенических норм жизнедеятельности учащихся в школе, формирование у школьников представлений о здоровом образе жизни – соблюдение режима учебы и отдыха, режима питания, правил личной гигиены и т.д. путем бесед, лекций, диспутов, просмотра фильмов, чтения литературы и др.).

4. Консультативная (привлечение к валеологической пропаганде среди
учащихся психологов, психотерапевтов, врачей и т.д.).

Критерии сформированности культуры здорового образа жизни : отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Валеологическое воспитание подрастающего поколения задача большой государственной важности. От учителя требуется воспитание не только образовательных функций, но и образовывать тело, психику, ум, нравы и духовную сферу учащихся. Учителю следует наблюдать за здоровьем учащихся, следить за отклонениями зрения, слуха и благосостояния каждой личности.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди