11.07.2019

Типология характеров по А.Е. Личко. Психопатии и акцентуации характера у подростков


А. Е. Личко - видный советский психиатр, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе и руководитель отделения подростковой психиатрии Ленинградского психоневрологического института им В М. Бехтерева. Известен как ведущий специалист в области подростковой психиатрии и основатель первой подростковой психиатрической клиники в нашей стране, автор первого клинического руководства по подростковой психиатрии. Первое издание монографии (1977 г.) удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В. М. Бехтерева. В книге описаны основные типы психопатий и акцентуаций характера, основные виды психопатических нарушений поведения - делинквентность, побеги из дому, ранняя алкоголизация и др., а также подростковые личностные реакции, лежащие в основе этих нарушений: реакции эмансипации, группирования со сверстниками и т д Второе издание дополнено главой о психопатоподобных нарушениях при шизофрении у подростков, разделами о смешанных типах психопатий и акцентуаций, о видах неправильного воспитания, способствующего психопатическим развитиям Больше внимания уделено психотерапевтическим рекомендациям Книга предназначена для врачей-психиатров, школьных и подростковых врачей и медицинских психологов. Издание содержит 4 таблицы, 1 рисунок и 200 библиографических названий

ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЛАВА /. АЗГРАНИЧЕНИЕ ПСИХОПАТИИ, ПСИХОПАТОПОДОБНЫХ РАССТРОЙСТВ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА ІІ . БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯУ ПОДРОСТКОВ

ГЛАВА ІІІ. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ

ГЛАВА ІV. ТИПЫ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ГЛАВА V. ПСИХОПАТИЧЕСКИЕ РАЗВИТИЯ И ВИДЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

ГЛАВА VI ОРГАНИЧЕСКИЕ ПСИХОПАТИИ

ГЛАВА VII. ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ У ПОДРОСТКОВ

Книги и учебники по дисциплине Психология:

  1. ЩЕРБАК Е.А., КУТАШОВ В.А.,СИВОЛАП Ю.П.. ДЕПРЕССИЯ И АЛКОГОЛИЗМ. клинико-социальные взаимоотношения. МОСКВА-2018 - 2018 год
  2. Обухова, Л. Ф.. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л. Ф. Об­ухова. - М.: Издательство Юрайт,2013. - 460 с. - Серия:Бакалавр. Базовый курс. - 2013 год
  3. Гамильтон Д.. Мысль имеет значение. Поразительное доказательство власти разума над телом. - СПб.: ИГ «Весь»,2011. - 160 с. - (Энергетическая медицина). - 2011 год

Эйдемиллер Э.Г. (Санкт-Петербург)

Я познакомился с А.Е. Личко в 1970 г. Поводом моего обращения к нему было желание поступить в клиническую ординатуру. Когда я представился, он воскликнул громким голосом: «Судя по фамилии, Вы — немец!». Далее он сказал, что он живет на Васильевском острове, на набережной Макарова. И что до войны Васильевский остров называли — Немецким.


Э.Г. Эйдемиллер на набережной адмирала Макарова в Санкт-Петербурге, возле дома,
в котором жил А.Е. Личко. Коммунальная квартира Личко находилась на втором этаже,
над аркой (там, где балкон)

В те годы фамилия «Эйдемиллер» у многих чиновников вызывала подозрение — не является ли этот Эйдемиллер евреем.

Андрей Евгеньевич поделился своими планами о создании первого в СССР отделения подростковой психиатрии. Он сказал, что берет меня в клиническую ординатуру по детской и подростковой психиатрии. Для меня это предложение было и почетным, и неожиданным. Я себя идентифицировал как взрослого психиатра, и откровенно испугался перспективой стать детским и подростковым специалистом. Но Андрей Евгеньевич меня успокоил, сказав, что в документе об окончании будет написана специальность — «психиатрия».


Отделение подростковой психиатрии

Тогда я полюбопытствовал, из-за чего он хочет стать подростковым психиатром? Личко спросил: «Вам какой ответ дать, серьезный, или шутливый?»

Мой ответ был, что оба.

Серьезный ответ состоял в том, что никто в Советском Союзе не занимался углубленным изучением психики подростков. Шутливый ответ: «Те, кто работает с детьми и подростками, сохраняет в себе свою молодость». И надо сказать, что если в этот момент Андрей Евгеньевич был одет старомодно, то после того, как было открыто отделение подростковой психиатрии в психиатрической больнице № 3 имени Скворцова-Степанова, он преобразился. Личко стал носить очень красивый приталенный пиджак фирмы BIDERMAN и необыкновенно модный по тем временам широкий галстук.

Когда я, спустя год, заказывал себе костюм в ателье имени Н.К. Крупской, самом модном ателье Ленинграда, то сказал портному, что хочу костюм, как в фирме BIDERMAN.

Еще при первом знакомстве с Андреем Евгеньевичем меня поразила его устная речь. Личко говорил экспрессивно, с использованием примеров, цитат из литературы и метафор. Он был очень начитанным человеком, любил стихи М. Цветаевой. Более сдержанно оценивал А. Ахматову. Цитировал по памяти многие стихотворения Ф. Тютчева, А. Блока.

Главной житейской и научной ценностью для Андрея Евгеньевича был поиск «золотой середины». Приведу в связи с этим разговор с ним Юрия Львовича Нуллера, профессора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, работавшего в то время над докторской диссертацией по лечению эндогенных депрессий.

Нуллер: «Понимаешь, Андрей, я в растерянности. Когда я читаю много литературы, то перестаю думать и предлагать что-то свое. Когда я читаю мало, у меня появляется ощущение, что я чего-то не знаю и что-то не могу сделать». — Ответ Андрея Евгеньевича: «Юра, читай средне».

И это было лейтмотивом всей его профессиональной и личной жизни — стремиться к «золотой середине». Правда, за это его критиковали. Известный гериатрический психиатр профессор Ефим Соломонович Авербух говорил: «Конечно, нужно стремиться к золотой середине во всем, но только Андрей Евгеньевич знает, как ее достигнуть».

В то время заканчивалась научная дискуссия о расширительной и ограничительной диагностике шизофрении. Андрей Евгеньевич признавал «золотой серединой» в этом споре сближение концепции академика А.В. Снежневского и концепции реабилитации психически больных директора Психоневрологического НИИ им. Бехтерева М.М. Кабанова. Он старался соединить в них самое лучшее.

С позиции современной психиатрии, психотерапии и медицинской психологии можно сказать, что это было развитие идей психоневрологии В.М. Бехтерева, которое в настоящее время называется биопсихосоциальной парадигмой R. Engel.

Андрей Евгеньевич Личко родился в 1926 году, в городе Луга Ленинградской области. После окончания Владимирской фельдшерско-акушерской школы он стал студентом 1-го Ленинградского медицинского института им. академика И.П. Павлова, а затем — аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР. Его кандидатская диссертация была посвящена нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах.

В 1954 А.Е. Личко стал сотрудником группы академика Леона Апгаровича Орбели и под его руководством сформировался как оригинальный мыслитель и исследователь. В 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем, сделав впоследствии в этом институте блестящую карьеру. Он много сделал для разработки дифференцированной для разных категорий больных программы инсулинокоматозной терапии. За монографию «Инсулиновые комы» (М., Л.: Изд. АН СССР, 1962. — 260 с.) ему была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. Благодаря этой книге, я, будучи интерном в Республиканской психиатрической больнице Марийской АССР, стал проводить инсулинокоматозную терапию психически больным.

В 1966 года Личко был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева и в этой должности проработал до конца своей жизни.

Скончался А.Е. Личко летом 1994 года после тяжелой и продолжительной болезни в областной клинической больнице Санкт-Петербурга.

Сообщение Андрея Евгеньевича о том, что он организует первый в нашей стране научный коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии, открывает отделение подростковой психиатрии, разрабатывает патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО), удивило и воодушевило меня.

В то время существовало противостояние двух школ — патопсихологии Блюмы Вульфовны Зейгарник в Москве и зарождающейся медицинской психологии в Ленинграде, которую отличало внимание к клинической психодиагностике, стремление к изучению личности с помощью опросников и проективных методик. Трудно себе представить, что врач, который долгое время работал, основываясь на биологических теориях функционирования головного мозга, не только сделал смелый шаг в сторону психологии, но также взялся за разработку одного из первых отечественных опросников, который активно используется и в настоящее время.

В 1970 г. мы познакомились с рецензией профессора Эрика Якобовича Штернберга на монографию Карла Леонгарда «Акцентуированные личности». Обсуждение этой публикации вызвало у всех сотрудников отделения подростковой психиатрии живой интерес.

Вспоминаю такой случай. Андрей Евгеньевич проводил клинический разбор подростка с нарушением поведения. У каждого, кто принял участие в дискуссии было смутное ощущение, что это не психопатия, но в то же время и не вариант нормы. Заведующая отделением Лия Борисовна Богдановская сказала: «Ну, кто он такой, кто его знает… Вообщем, акцентуант какой-то.»

Надо было видеть реакцию А.Е. Личко! Он сразу понял, что этот термин окажется наиболее востребованным для описания и определения крайних вариантов нормы.

На основе классификации типов психопатий Петра Борисовича Ганнушкина А.Е. Личко создал собственную классификацию акцентуаций характера у подростков. Как я уже раньше говорил, он обладал богатым, образным литературным языком. Портреты акцентуантов, созданные им, были настолько живыми и яркими, что позволяли лучше понимать переживания этих подростков

В то время ленинградские психиатры, диагностируя те или иные нарушения у психически больных, старались не стигматизировать их (хотя в то время такого термина еще не было). Например, я предлагал Андрею Евгеньевичу такой вариант диагноза — «транзиторные нарушения поведения на фоне такой-то акцентуации, обусловленные семейной дисфункцией».

Использование термина «акцентуация» было тем более оправданным, что в ряде катамнестических исследований было показано, что некоторые подростки с диагнозом «психопатия» оказывались вполне адаптированными, когда становились взрослыми. Кроме того, диагноз «психопатия», освобождая от службы в советской армии, закрывал молодым людям путь в некоторые вузы, режимные предприятия, на корабли торгового и рыбного флотов.

Ближе к середине 70-х годов у меня начало формироваться противоречивое отношение к избранной А.Е. Личко концепции акцентуаций характера. В дальнейшем для себя это противоречие я назвал «реформатор и консерватор в одном лице». Дело в том, что Андрей Евгеньевич считал, что тип акцентуации определяет все многообразие эмоционально-поведенческих реакций человека. Например, если подросток курит крепкие папиросы, пьет водку и любит кошек, то в сочетании с другими признаками дезадаптации он обязательно определялся, как эпилептоид.

Попытки мои и других сотрудников доказать Андрею Евгеньевичу, что надо также учитывать неосознаваемые мотивы поведения, особенности интеллекта, воспитания, зависимость от социальной среды, — во внимание им не всегда принимались.

Могу вспомнить смешную историю.

Застолье коллег. Андрей Евгеньевич с интересом смотрит на одного из гостей и с изумлением говорит: «Нет, подумать только, эпилептоид, вместо того чтобы злиться, смеется и шутит!»

В настоящее время общепризнано, что Личко внес существенный вклад в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Разработанный под его руководством патохарактерологический диагностический опросник ПДО, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера у подростков, получил широкое признание. Вместе с тем, Андрей Евгеньевич испытывал большие трудности, внедряя ПДО в практику. Упреки в его адрес были следующими: 1. Почему, вместо того, чтобы прямо отвечать на каждый вопрос «да» или «нет», испытуемый может выбрать от одного до трех ответов, или вовсе отказаться отвечать на вопросы данной темы? 2. Каждая тема в опроснике обозначена, например, «Отношение к родителям», «Отношение к друзьям» и пр. Психологи говорили, что такие обозначения формируют установочные реакции испытуемых. 3. В опроснике отсутствует шкала лжи, что снижает надежность результатов.

Эти замечания в какой-то мере были конструктивными, но одновременно эмоциональный подтекст замечаний был недоброжелательным, в нем порой сквозила зависть.

В середине 70-х годов состоялась научная дискуссия, посвященная возможности использования ПДО в психодиагностике. Большинство выступавших психологов и психиатров заняли негативную позицию и активно критиковали опросник. Психиатры говорили, что вообще никакие опросники в психиатрии неуместны. Психологи не верили в валидность и надежность опросника. Андрей Евгеньевич сидел бледный, подавленный, с трудом нашел в себе силы сделать заключительное сообщение. В защиту опросника выступили только Модест Михайлович Кабанов, Борис Дмитриевич Карвасрский и автор этих строк, тогда аспирант А.Е. Личко.

В своем выступлении я рассказал, что использую опросник не только для аутоидентификации подростков, но также для создания портретов родителей подростками и портретов подростков — родителями. Тогда мы еще не знали, что эта процедура, предложенная также А.Е. Личко, в будущем будет называться «исследование прогностической эмпатии». Я, находясь в состоянии сильной тревоги и страха, обратился к аудитории с вопросом: «Как быть с результатами взаимооценок, когда родители больных шизофренией достоверно чаще, чем родители других подростков, выбирают определенные ответы, которые являются проекцией их собственных нежелаемых качеств на больных детей? Разве можно проигнорировать такой факт, если эта информация позволяет выдвинуть новые гипотезы о происходящем в семьях?»

Это мое высказывание в какой-то мере переломило ход дискуссии в позитивную сторону.

Еще один сложный момент, связанный с опросником ПДО, произошел на одном из научных заседаний в Институте судебной медицины имени В.П. Сербского. Выступил Владимир Николаевич Мясищев и сказал, что по данным опросника ПДО больше 60% советских подростков являются конформными, то есть конституционально глупыми по П.Б. Ганнушкину. Шок, вызванный этим сообщением, побудил А.Е. Личко внести изменения в опросник. Это привело к тому, что ПДО сейчас вообще не диагностирует конформный тип акцентуации характера и определяет только степень конформности.

Историю с созданием и апробацией опросника можно использовать для характеристики Андрея Евгеньевича и как реформатора, и как консерватора. Его консерватизм проявлялся также в том, что, безусловно веря в свой опросник, он в то же время с недоверием относился к другим психологическим методикам, таким как, тест интеллекта Векслера, проективные тесты, а также современным методам статистической обработки данных.

А.Е. Личко задался благородной целью дестигматизации психических расстройств у подростков. Для этого им было создано в стенах института имени Бехтерева амбулаторное отделение подростковой психиатрии, в котором подростки могли зарегистрироваться анонимно, приходить по желанию с родителями или без них. Учитывалось согласие подростков посылать или не посылать медицинские сведения в психоневрологические диспансеры по их месту жительства.

Такая организационная форма была обусловлена тем, что углубленное изучение Андреем Евгеньевичем вялотекущей шизофрении в подростковом возрасте позволило ему определить, что нередко госпитализации подростков в психиатрический стационар были обусловлены не только и не столько обострением самого заболевания, но также дефицитом родительского внимания и неумелой тактикой ведения больных участковыми психиатрами.

Личко первым в СССР заявил, что больные вялотекущей шизофрении не нуждаются в длительной поддерживающей медикаментозной терапии.

Таким образом, разрабатывая актуальные вопросы психиатрии подросткового возраста, А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций, касающихся не только акцентуаций характера у подростков и специфических подростковых поведенческих реакций, но также эндореактивных психозов у подростков. Итоги этих исследований представлены в монографии «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» широко известны среди психиатров страны.

А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Он известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Андрей Евгеньевич принимал активное участие в возрождении журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева». Кроме того, был автором популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность» . Особенно он гордился книгой очерков «Эти трудные подростки», изданной в 1983 году Лениздатом.

Научные и научно-популярные работы, написанные А.Е. Личко, с интересом и пользой изучали и изучают не только специалисты, но также все, кто интересуется вопросами психиатрии и психологии.

К психотерапии, особенно групповой, Личко относился двойственно. Групповую психотерапию он часто называл «душевным стриптизом». Предупреждал, подчас необоснованно, что некоторым акцентуантам групповая психотерапия противопоказана. И, в то же время, именно в своем отделении он стимулировал проведение разных моделей групповой психотерапии с подростками.


Ученики А.Е. Личко Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис —
соавторы первой в СССР монографии по семейной
психотерапии и знаменитой монографии
«Психология и психотерапия семьи» (январь 2008)

А.Е. Личко, также как и В.Н. Мясищев, верил, что настоящая психотерапия может быть только индивидуальной. При всем этом, моему знакомству и творческому сотрудничеству с Викторасом Юстицкисом способствовал интерес Андрея Евгеньевича к семейным взаимоотношениям и разработкам в области семейной психотерапии. Под руководством А.Е. Личко я защитил в 1976 году кандидатскую диссертацию «Взаимоотношения в семьях подростков с психопатиями и психопатоподобными расстройствами».

Всего под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. Длительное время он был экспертом ВАКа.

А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. С большим восторгом они до сих пор вспоминают его занятия по возрастной психопатологии, подростковым суицидам, наркоманиям у подростков.

А.Е. Личко был очень эрудированным человеком, великолепно знал историю. Написанные им патографии императора Павла 1, А.Ф. Керенского, И.В. Сталина, А. Гитлера до сих пор привлекают внимание широкого круга читателей. Андрей Евгеньевич с удовольствием проводил экскурсии для своих коллег и гостей по памятным местам Ленинграда-Санкт-Петербурга. От Андрея Евгеньевича я впервые узнал, что дом, находящийся напротив окон комнаты его матери, принадлежал фавориту императрицы Анны Иоанновны Бирону.


Вид из окна комнаты матери А.Е. Личко на Малую Неву и «Дворец Бирона»

Еще одна грань, иллюстрирующая, как в одной личности столкнулись и связались реформаторские и консерваторские тенденции, — это любовь к литературе и искусству. Личко очень любил драму, но постановки — только классические, к авангарду относился отрицательно. Обожал балет, следил за жизнью и карьерой любимых артистов, но предпочтение, опять же, отдавал классике. При страстной любви к литературе довольно сдержанно относился к живописи.

Однажды мы спросили его, каких художников он любит больше всего. Каждый из нас внутренне ожидал, что ответ будет — или Ван Гог, или Сезанн, или кто-то из импрессионистов, которыми все тогда увлекались. То, что мы услышали, огорошило: «Я люблю Шишкина…»

В то время мы не знали, что у И.И. Шишкина были как «мертвые», так и немногочисленные «живые картины».

А.Е. Личко всю свою жизнь тяжело болел, но находил в себе силы справляться с недугами. И здесь проявилось его стремление к «золотой середине» — сочетание принятия факта болезни, ответственного отношения к лечению и необходимости творческой работы (либо на своем рабочем месте, либо в постели).

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания. Как одна его тенденция, реформаторство, так и другая, консерватизм, лично мне помогали спорить с ним, с самим собой, расти и развиваться, за что я Андрею Евгеньевичу благодарен.

Литература

1. Ведущие ученые Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева: Антология / Акименко М.А., Вид В.Д., Коцюбинский А.П., Попов Ю.В. / под общей ред. Н.Г. Незнанова. - СПб: Изд. ин-та им. В.М. Бехтерева, 2007. - 425 с.

УДК 159.9(092)

Эйдемиллер Э.Г. Андрей Евгеньевич Личко — реформатор и консерватор в психоневрологии в одном лице (воспоминания ученика) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16)..мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Личко А.Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения

СОДЕРЖАНИЕ

А.Е.ЛИЧКО

СОЦИО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса", а обусловленные ими нарушения поведения - "пубертатного криза" (F. Hamburger, 1926).

Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость - с развязностью, желание быть

признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование - с сухим мудрствованием.

В современной западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erik-son (1968) о "кризисе идентичности" как о главной особенности подросткового периода. Под "идентичностью" подразумевается определение себя как личности, как индивидуальности. Формирование идентичности рассматривается с психоаналитических позиций как результат "распада детского Я" и необходимости синтеза нового "взрослого Я", образования "сверх-Я" и т. п. Самой идентичности, процессу познания самого себя придается самодовлеющее значение. Именно этот процесс, а не факторы окружающей среды, рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения у подростков.

По мнению G.Nissen (1971), пубертатный криз слагается не только из кризиса идентичности, но также из "кризиса авторитета" и "сексуального кризиса". Кризис авторитета выводится как следствие "эдипова комплекса", как "протест против отца". Слабая роль отца в современной семье или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Крайним проявлением этого кризиса являются побеги из дому и бродяжничество. С кризисом идентичности связываются склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонализации. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

С нашей точки зрения, суть подросткового комплекса составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся описанные нами (А. Е. Личко, 1973) реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби-реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Реакция эмансипации

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших - родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности. Термин "реакция

эмансипации", нам представляется, более точно отражает суть явления, чем "кризис авторитетов" (G. Nissen, 1971).

Возможно, реакция эмансипации имеет какие-то биологические, филогенетические корни. У высших млекопитающих именно с периода полового созревания начинается борьба за свое место среди сородичей, за определенное положение в иерархической лестнице сложных взаимоотношений в стаде или стае (В.М.Боровский, 1936; R.Chauvin, 1963). Разумеется, эта реакция у подростков развертывается под действием социо-психологических факторов (чрезмерная опека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и всякой свободы, продолжающееся отношение к подростку как к маленькому ребенку). <...>

Проявления реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать "по-своему", "самостоятельно". <...>

Реакцией эмансипации может быть продиктовано поступление на учебу или на работу обязательно в другом городе, чтобы жить отдельно от родителей. Одной из крайних форм проявления реакции эмансипации являются побеги из дому и бродяжничество, когда они обусловлены желанием "пожить свободной жизнью".

Реакция группирования со сверстниками

Дети охотно тянутся к старшим, часто даже предпочитают играть не с ровесниками, а с ними. Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Подростковые группы проходят через всю историю человечества от первобытного общества и древней Спарты до современных хиппи.

С. Haffter (1966) полагает, что распространившиеся в развитых капиталистических странах, начиная с 50-х годов, подростковые "банды" с социологической точки зрения явление отнюдь не новое, а скорее архаическое.

Стремление подростков к группированию со сверстниками, может быть, также имеет какие-то филогенетические корни. У высших млекопитающих, ведущих стадный образ жизни (некоторые виды обезьян, копытных и ластоногих), особи "подросткового возраста" образуют отдельные группы на периферии стада или даже обособляются в отдельные временные стада (В. М. Боровский, 1936; P. Chauvin, 1963). Обезьяны-подростки реагируют депрессией на изоляцию от группы сверстников; ни у детенышей, ни у взрослых обезьян добиться депрессии таким образом не удается (F. Schwei-cheimer, 1972). Однако подобное поведение молодняка высших млекопитающих также не может служить моделью для изучения подростковых групп, возникающих и функционирующих по социопсихологическим закономерностям. Эти закономерности еще недостаточно изучены.

Существуют два типа подростковых групп. Одни отличаются однополым составом, наличием постоянного лидера, довольно жестко фиксированной ролью каждого члена, его твердым местом на иерархической лестнице внутригрупповых взаимоотношений (подчиняемость одним, помыкание другими). В этих группах есть такие роли, как "адъютант лидера" - обычно физически сильный подросток с невысоким интеллектом, кулаками которого лидер держит группу в повиновении, есть "антилидер", стремящийся занять место лидера, есть "шестерка", которым все помыкают. Нередко такая группа обладает "своей территорией", тщательно оберегаемой от вторжения сверстников из других групп, в борьбе с которыми в основном протекает жизнь. Состав групп довольно стабилен, прием новых членов нередко сопряжен с особыми "испытаниями" или ритуалами. Примкнуть к группе без согласия вожака немыслимо, тот же оценивает новичка прежде всего с точки зрения опасности заполучить сильного "антилидера". Обнаруживается склонность к внутригрупповому символизму - условные знаки, свой "язык", свои клички, свои обряды - например, обряд "братания кровью" (Б. Н. Алмазов, 1981). Подобные группы обычно образуются только из подростков мужского пола.

Другой тип подростковых групп отличается нечетким распределением ролей, отсутствием постоянного лидера - его функцию несут разные члены группы в зависимости от того, чем в данный момент группа занята. Состав группы обычно разнополый и нестабильный - одни уходят, другие приходят. Жизнь такой группы минимально регламентирована, нет каких-либо четких требований, удовлетворение которых необходимо для вступления в нее.

По-видимому, существуют и промежуточные, и иные типы подростковых групп.

В закрытых заведениях для подростков (интернаты, спортивные лагеря, подростковые отделения психиатрических больниц) реакция группирования проявляется с особой силой и может быть причиной серьезных нарушений режима. В этих условиях, а также при семейно-педагогической запущенности реакция группирования может стать главным регулятором поведения подростка.

Реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе (Г. М. Миньковский, 1964). В группе сверстников, как правило, начинается также алкоголизация, осуществляется первое знакомство с действием иных токсических веществ. Даже формирование психической зависимости к алкоголю или иным токсическим веществам проходит стадию особой "групповой зависимости" - например, влечение к алкоголю вспыхивает только тогда, когда подросток попадает в "свою" группу (Ю. А.Строгонов, В. Г. Капанадзе, 1978).

В обстановке спортивного лагеря для подростков с нарушениями поведения быстро складываются спонтанные группы (А. Е. Архангельский, 1971). Лидерства в них обычно добиваются подростки, судя по описанию, с выраженными гипертимными чертами -стеничные, ежеминутно бестрепетно готовые вступить в драку, общительные, активные, во все вмешивающиеся, шумные, легко вскипающие при противоречии или ограничениях. С воспитателями у них быстро устанавливаются враждебные отношения. Реже лидерами становятся истероидные подростки. Но эти не завоевывают власть в борьбе, а, легко улавливая назревающие настроения в коллективе, подделываясь под желания группы, становятся наиболее демонстративными выразителями этих желаний и настроений. В дальнейшем они поддерживают свою власть над группой руками "адъютанта" - физически сильного, но недалекого подростка, которого умеют "очаровать" и использовать как орудие расправы и запугивания, однако их власть в группе редко бывает продолжительной...

Реакция увлечения - хобби-реакция

Хобби у взрослых могут быть и могут отсутствовать. Для подросткового возраста увлечения составляют важнейшую черту. Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. К сожалению, проблема увлечений остается еще мало освещенной в современной психологической литературе.

С нашей точки зрения, увлечения составляют особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами - с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством заработка.

Увлечения подростков и разнообразны, и относительно ограниченны. Хоккей и футбол, мотоспорт и автомашины, поп-музыка -наиболее частые увлечения в 60-х и 70-х годах у подростков мужского пола. Но наряду с ними приходится встречать самые неожиданные хобби. Попытка их систематизации составляет нелегкую задачу. Наша рабочая классификация (А.Е.Личко, 1973; Ю. А. Скроц-кий, 1973) была основана на стремлении разобраться в мотивах, толкающих на то или иное увлечение. С этой точки зрения выделены следующие типы увлечений.

Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любимому делу (музыке, рисованию,

радиотехнике, древней истории или к разведению цветов, певчих птиц и т.д.). К этой же группе относится стремление постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенно старших, кажутся ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляются чрезвычайно интересными и важными; ему, в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела и почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам.

Телесно-мануальные увлечения связаны с намерением укрепить свою силу, выносливость, приобрести ловкость или какие-либо искусные мануальные навыки. Сюда относятся занятия различными видами спорта (например, карате, ставшее модным в 70-х годах среди подростков мужского пола), а также стремление научиться что-то мастерить, вышивать, ездить на велосипеде, водить мотоцикл или автомашину. Но все эти увлечения, казалось бы весьма разнообразные, можно отнести к данному типу, если за ними стоит именно желание развиться в определенном физическом отношении, овладеть какими-то умениями и т.п. Здесь удовольствие нередко доставляет не столько сам процесс занятий, сколько достигаемые результаты. К телесно-мануальным увлечениям особенно склонны бывают сенситивные юноши, у которых эти увлечения тесно переплетаются с реакцией гиперкомпенсации.

Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций, где можно предводительствовать, руководить, что-то организовывать, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни. Разные увлечения, будь то кружки, виды спорта, общественные обязанности, легко меняются, пока не попадется сообщество, которое удается подчинить себе. Такие подростки, среди которых много гипертимов, являются главарями в разных группах молодежи и при хорошей направленности интересов охотно занимаются полезной общественной деятельностью.

Накопительские увлечения - это прежде всего коллекционирование во всех его видах. Учитывая, что любая коллекция, достигая значительной величины, приобретает известную материальную ценность, можно допустить, что в основе этого рода увлечений лежит склонность к накоплению материальных благ. Устойчивая страсть к коллекционированию часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью. Наиболее яркие случаи здесь принадлежат эпилептоидным подросткам.

Эгоцентрические увлечения - всякого рода занятия, показная сторона которых позволяет оказаться в центре внимания окружения. Чаще всего это художественная самодеятельность, особенно модные ее формы - участие в любительских эстрадных

ансамблях прежде всего, иногда спортивные соревнования - все, что дает возможность публичных выступлений, сосредоточения на себе всеобщего внимания. Сюда же может относиться увлечение экстравагантной одеждой, привлекающей взоры со всех сторон. Конечно, все это будет существенно отличаться побудительными мотивами от неподдельного интереса к искусству или спорту, или, в случаях страсти к броской одежде, от наивного подражания моде. С целью привлечь к себе внимание могут избираться даже такие занятия, как изучение иностранных языков, литературная деятельность, увлечение стариной, рисование, попытки стать знатоком в какой-либо модной области. Однако все эти занятия в подобных случаях преследуют все ту же цель - демонстрацию своих успехов, привлечение внимания оригинальностью своих увлечений, желание возвыситься в глазах окружающих. Наиболее благоприятствуют этому истероидные черты характера.

Азартные увлечения - картежные игры, ставки на хоккейных и футбольных матчах, различного рода пари на деньги, увлечение спортлото и т.п. Виды увлечений могут меняться, но каждое из них питается чувством азарта. Этот род увлечений чаще всего встречается у эпилептоидных и гипертимных подростков

Информативно-коммуникативные увлечения проявляются жаждой получения новой легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребностью во множестве поверхностных контактов, позволяющей этой информацией обмениваться. Многочасовая пустая болтовня со случайными приятелями, глазение на все происходящее вокруг, детективно-приключенческие фильмы, реже книги того же содержания, многие часы перед телевизором составляют содержание этого рода увлечений. Контакт и знакомства предпочитаются такие же легкие, как и сама поглощаемая информация. Все усваивается на чрезвычайно поверхностном уровне и главным образом для того, чтобы тут же передать другим. Полученные сведения легко забываются, в их подлинный смысл обычно не вникают и каких-либо выводов из них не делается. Все это можно было бы считать не увлечением, а лишь манерой поведения, формой общения и т.п. Однако все это занимает время и место увлечений и, возможно, справедливо было бы расценено как самый примитивный их уровень. Обычно, если сам подросток заявляет, что у него никаких увлечений нет, речь идет на самом деле о подобном информативно-коммуникативном хобби. Этот род увлечений наиболее присущ неустойчивым и конформным подросткам.

Одно и то же увлечение может основываться на неодинаковых побуждениях, т. е. относиться к разным типам хобби. Например, увлеченное занятие музыкой может служить удовлетворению эстетической потребности или эгоцентрического желания привлечь к себе внимание, "выделиться" среди окружения... Все то же

можно сказать о многих видах спорта, о занятиях иностранными языками и др. Даже коллекционирование не всегда является накопительским хобби. Александр Ф. коллекционировал фотографии модных джазовых ансамблей, увесил ими стены своей комнаты от пола до потолка. Его комната стала местом паломничества других подростков, а он играл роль гида. Здесь коллекционирование скорее подталкивали эгоцентрические стремления, чем просто жажда накопительства.

Увлечения могут стать основой нарушений поведения подростков. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений. <...>

Реакции, обусловленные сексуальным влечением

Эти поведенческие реакции составляют важную, но пока еще мало изученную область. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности - онанизм, включая совместный и взаимный с другими, петтинг, ранние сексуальные связи, промискуитет, транзиторный подростковый гомосексуализм и др. Помимо них встречаются нарушения поведения, внешне не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к рассматриваемому кругу явлений (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий).

Исследования сексуального поведения подростков пока немногочисленны, а получаемые сведения не всегда достоверны. Одна из наиболее обстоятельных работ осуществлена в Дании P. Hertoft (1969). Им обследовано 400 здоровых, социально-адаптированных юношей 18-19-летнего возраста - учащихся и рабочих перед призывом на военную службу. Ранние половые сношения (до 16 лет) отмечены у 52%, в том числе до 14 лет - у 4%. К петтингу прибегали 29%, из них почти половина достигали оргазма. В мастурбации, хотя бы эпизодической, признались 92%, в том числе 70% продолжали ее регулярно. Начало мастурбации в возрасте до 14 лет отмечено у 37%. Совместную с другими подростками мастурбацию отметили 41%, причем 9% получали удовольствие от взаимной мастурбации. Эпизодически возникавшее гомосексуальное влечение отмечено у 4%, в гомосексуальных сношениях (в Дании они не запрещены законом) признались 2% юношей.

Все это свидетельствует, что сексуальное поведение подростков отличается чрезвычайной неустойчивостью и легко может приближаться к патологическим формам. Причиной этой неустойчивости является недифференцированная сексуальность подростков,

отмеченная еще A. Moll (1893). Половое возбуждение у мальчиков-подростков может вызываться множеством раздражителей - мышечным напряжением в борьбе с товарищем, тряской при езде на транспорте, даже болью и страхом. Если это возбуждение достигает оргазма, то легко замыкается условно-рефлекторная связь. <...>

Детские поведенческие реакции в подростковом возрасте

Эти реакции у детей были описаны рядом французских психиатров - G. Heuyer, J. Dublineau, H. Joli, L. Michaux. В нашей стране Г.Е.Сухарева (1959), О.В.Кербиков (1961) и В.В.Ковалев (1973) использовали их для понимания нарушений поведения в детском возрасте. В определенной мере эти детские реакции сохраняют свою роль у подростков. К этим реакциям относятся следующие.

Реакция отказа (demission) от контактов, игр, от пищи чаще возникает у детей, внезапно оторванных от матерей, семьи, привычного места жизни (помещение в детское учреждение, переезд на новое место жительства и др.). По нашим наблюдениям, эта реакция наблюдалась также у инфантильных подростков, когда их насильно отрывали от дома или от привычной компании сверстников. В последнем случае эта реакция представляла собой инфантильный вариант реакции группирования. У конформных подростков подобная реакция, но в крайне смягченном виде, появлялась при крутой ломке стереотипа жизни.

словам, "как уголовник, выпущенный из тюрьмы") и нарочито шокировал своим видом педагогов и приехавшее начальство.

Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны - от прогулов и побегов из дому до краж и попыток к самоубийству - чаще всего несерьезных и демонстративных. При этом и прогулы, и побеги имеют целью либо избавиться от трудностей, либо привлечь к себе внимание. Убежав, часто держатся недалеко от дома, стараются попасть на глаза знакомым или милиции или направляются туда, где, надеются, их будут искать. С той же целью вернуть утраченное особое внимание подростками может использоваться нарочитое бравирование алкоголизацией, вызывающее поведение в общественных местах и т.п. Все эти демонстрации языком поступков как бы говорят родным: "Обратите на меня внимание! Избавьте меня от выпавших на мою долю трудностей -иначе я пропаду!"

Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. В детстве предметом для подражания являются родные или старшие из ближайшего окружения, позднее - герои книг и кино.

У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или преходящие кумиры молодежной моды. Пример для подражания подросток обычно подбирает не сам, ему он диктуется той группой сверстников, к которой он принадлежит. Взрослый может стать объектом для индивидуальной имитации, если он является для подростка образцом успеха в той области, где сам подросток стремится к достижениям. В силу этого в одежде, манере вести себя, суждениях подросток, увлеченный, например, каким-либо видом спорта, начинает подражать своему спортивному тренеру, а мечтающий об артистической карьере - какому-либо известному актеру кино или эстрады.

Причиной серьезных нарушений поведения реакция имитации может стать, когда для подражания служит антисоциальный "герой". Не случайно культ гангстеризма, насилий, убийств, грабежа, возвеличивание удачного "преступника-супермена" в американском кино, телевидении, бестселлерах способствовал росту в США преступности малолетних...

Особенно выражена реакция имитации, подражание асоциальным "героям" у подростков неустойчивого типа. По мнению К.С.Лебединской и соавторов, это связано с тем, что среди них много инфантильных.

Отрицательная имитация отмечена нами у подростков относительно редко. Речь идет вовсе не о подражании отрицательным моделям поведения, а о том, что весь модус поведения строится по принципу противоположного от некоего образца. <...>

Реакция отрицательной имитации тоже может рассматриваться как форма протеста, но она отлична от реакции оппозиции - здесь

нет ни стремления привлечь к себе внимание, ни требования избавить от трудностей. Эта реакция ближе к борьбе за самостоятельность, теснее связана с реакцией эмансипации.

Реакция компенсации - желание свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой -свойственна как детям, так и в неменьшей степени подросткам. Болезненный, хилый, физически слабый мальчик, неспособный постоять за себя в драке, показать себя в подвижных играх, предмет насмешек на уроках физкультуры, компенсирует себя отличными успехами в учебе и поражающими энциклопедическими знаниями в областях, интересующих товарищей, вынужденными то и дело обращаться к нему за справками и признать его определенный авторитет. И наоборот, трудности в учебе могут компенсироваться "смелым" поведением, предводительством в озорстве и стать причиной нарушений поведения. По тем же мотивам, например, шизоидный подросток, неуклюжий и неловкий, после насмешек одноклассников начинает увлекаться гимнастикой йогов и поступает в клуб "моржей".

Реакция гиперкомпенсации ("сверхкомпенсация" французских авторов) у подростков встречается даже чаще, чем в детстве. Как известно, термин "гиперкомпенсация" впервые употребил A. Adier (1912) для обозначения, с точки зрения психоанализа, одного из механизмов неврозов. Французские психиатры вложили в "сверхкомпенсацию" иной смысл. Здесь настойчиво и упорно добиваются результатов именно в той области, где оказываются слабыми. Перенесший в раннем детстве полиомиелит и с тех пор прихрамывающий мальчик усиленно занимается акробатикой и достигает заметных успехов. Страдающий заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и успешно выступает на любительских концертах. Присущая с детства робость в силу гиперкомпенсации может толкнуть на отчаянные и безрассудные по смелости действия, которые внешне могут казаться банальными нарушениями поведения. Боязливый, тихий и застенчивый подросток на глазах у всего класса перелез по карнизу из окна в окно на высоте четвертого этажа. Поступок старшими был истолкован как хулиганство. Подросток же хотел показать товарищам свою "волю". Именно в силу гиперкомпенсации сенситивные, застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе - боксу, самбо, карате. Робкие сенситивные девочки тянутся к общественной работе, а нерешительные, вечно колеблющиеся психастенические подростки вдруг неожиданно поражают безапелляционными заявлениями в ситуациях, где требуется неторопливая осмотрительность.

Лычко А.Е. Психопатии и акцентуации характера
у подростков.-Л., 1983.-С. 36-50.

Обозначение ее как "реакции протеста" неточно: протестом являются и реакция отказа, и реакция оппозиции.


Обратно в раздел

Андрей Евгеньевич Личко родился 8 ноября 1926 года в г. Луга Ленинградской области. В 1945 году он окончил фельдшерское отделение Владимирской фельдшерско-акушерской школы, а в 1951 г. — Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова. В 1953 г., будучи аспирантом психиатрического сектора Института физиологии им. И.П. Павлова АН СССР, защитил кандидатскую диссертацию, посвященную нарушениям высшей нервной деятельности при инфекционных психозах. С 1954 г. А.Е. Личко — сотрудник группы акад. Л.А. Орбели АМН СССР, а в 1956 г. при открытии Института эволюционной физиологии им. И.М. Сеченова АН СССР он был назначен его ученым секретарем. В 1966 г. В возрасте 40 лет А.Е. Личко был выдвинут кандидатом на выборы членов-корреспондентов Академии наук СССР по отделению физиологии. А.Е. Личко был единственным кандидатом и, тем более, учитывая высокий авторитет его учителя академика Л.А. Орбели, результат ожидался положительный. Но в конце 1966 года Приказом МЗ РСФСР он был назначен заместителем директора по научной части Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. В этой должности он проработал до конца своей жизни.


А.Е. Личко — автор около 200 научных трудов. Часть из них отражают его исследования в области инсулиношоковой терапии психозов, результаты которых им были обобщены в монографиях «Инсулиновые комы» (АН СССР 1962) и «Новое в инсулиншоковом лечении психозов» (Медицина, 1970), за первую из них ему в 1963 г. была присуждена ученая степень доктора медицинских наук. В те времена эти монографии были настольными книгами всех психиатров Советского Союза. Казалось бы, что Андрей Евгеньевич и далее посвятит себя биологической психиатрии. Но произошло неожиданное для многих коллег — А.Е. Личко стал создавать подростковую психиатрию. Для этого он сформировал в 1970 г. творческий коллектив по изучению проблем подростковой психиатрии. А.Е. Личко развил ряд оригинальных концепций об акцентуациях характера у подростков, о специфических подростковых поведенческих реакциях, об эндореактивных психозах у подростков. Итоги этих исследований представлены в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1-е издание в 1977 г., 2-е в 1983 г.) и руководстве «Подростковая психиатрия» (1-е издание в 1979 г., 2-е — в 1985 г). За монографию о психопатиях А.Е. Личко был удостоен Почетного диплома им. В.М. Бехтерева АМН СССР. Эти книги, а также «Шизофрения у подростков», «Подростковая наркомания» стали настольными книгами психиатров страны. Существенный вклад он внес также в развитие медицинской психологии, особенно психологической диагностики и патохарактерологии. Широкое признание получил разработанный под его руководством Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков, предназначенный для оценки психопатий и акцентуаций характера в указанном возрасте. Патохарактерологический диагностический опросник стал одной из первых отечественных типологических методик, основанных на принципе классификации.

А.Е. Личко известен также активным участием в дискуссиях по актуальным вопросам психиатрии. Кроме того, он автор ряда популярных статей в журналах «Наука и религия», «Здоровье», «Юность». Особенно привлекла внимание широкого круга читателей его книга очерков-рассказов «Эти трудные подростки», выпущенная Лениздатом в 1983 году.

А.Е. Личко был человеком редкой эрудиции. Его великолепное знание истории поражало даже специалистов, а патографии известных людей (император Павел 1, А.Ф. Керенский, И.В. Сталин, А. Гитлер) привлекали внимание самых широких кругов читателей. Иногда соглашаясь на настойчивые просьбы, особенно гостей Петербурга, А.Е. Личко проводил, выражаясь современным языком, авторские экскурсии по городу. Особенно посчастливилось тем, кто прошел с ним по памятным местам жизни Ф.М. Достоевского, творчество которого он знал досконально. А.Е. Личко любил общаться с молодежью. Его лекции-семинары, проводимые на школах молодых психиатров СССР, были самыми посещаемыми. На них собиралась не только молодежь, но и известные психиатры. Этому способствовало великолепное владение русским литературным языком.

Под руководством А.Е. Личко было подготовлено и защищено 18 кандидатских и 4 докторских диссертаций. В 1969 году ему было присвоено ученое звание профессора, в 1977 г. — почетное звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Он награжден четырьмя медалями и значком «Отличнику здравоохранения».

С 1965 по 1985 г.г. А.Е. Личко был ответственным секретарем редакционной коллегии Журнала эволюционной биохимии и физиологии, а с 1989 г. — заместителем главного редактора журнала «Обозрение психиатрии и медицинской психологии», в возрождении которого он принимал самое активное участие. Длительное время он был экспертом ВАКа.

Сочетание широты взглядов с четкостью и яркостью их изложения сделало А.Е. Личко одним из самых авторитетных психиатров и медицинских психологов страны, который при жизни, к сожалению, не получил должного признания.

УДК 159.9(092)

Попов Ю.В. Жизненный путь профессора А.Е. Личко [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] - дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

А.Е. Личко разрабатывал типологию акцентуаций, обследуя подростков. Но у большинства людей акцентуации сохраняются и во взрослом возрасте. Акцентуация – это главная черта личности, определяющая все поведение человека. Всего Личко выделил 11 чистых акцентуаций личности.

1. Астеноневротический тип.

Для людей такого типа характерно быстрое уставание, раздражительность, ипохондрия (беспочвенная тревога о здоровье). Больше испытывают утомление от психических нагрузок, чем от физических. Легко дают выход своему раздражению на окружающих, но тут же раскаиваются из-за сказанного.

2. Гипертимный тип.

Эти люди почти все время пребывают в приподнятом настроении. О таких говорят – “душа компании”. Случаются и вспышки злости, но только, если кто-то пытается их ограничивать, подчинить своим целям, подавить намерения этого человека. Для таких людей невыносима строгая дисциплина и регламентация распорядка дня. Плохо переносят одиночество.

3. Истероидный тип.

Такие люди все время требуют внимания к себе. Им жизненно важно, чтоб ими восхищались, их почитали. Худшее, что с ними может случиться – это, если они останутся незамеченными. Склонны ко лжи и фантазированию, чтобы создать себе яркую репутацию. Прекрасно себя чувствуют на сцене.

4. Конформный тип.

Конформность – это некритичное принятие норм группы: делать как все. Не стремятся выделиться: лучше быть в середине, не хуже и не лучше. Хорошо себя ощущают в рамках своей группы, подозрительно относятся к чужакам. Враждебно встречают появление чего-то нового, к примеру, нового стиля одежды. Но как только это становиться популярным, сами охотно так одеваются.

5. Лабильный тип.

Отличительной чертой их поведения является постоянная смена настроения, происходящая по незначительным причинам. С утра прекрасно себя чувствовал, по дороге на работу кто-то косо глянул и настроение пропало. На работе сделали комплимент – и снова все хорошо. Перепадам настроения одновременно присуща и мимолетность и глубина: от наворачивающихся слез, до восторга. По-настоящему привязаны только к самым близким людям, особенно, если находят у них необходимую поддержку.

6. Неустойчивый тип.

Такое название дано в связи с непостоянством поведения этих людей. Ими движет только желание получать удовольствие. Не могут проявлять настойчивость в работе и учебе, стремятся уйти от сложностей, склонны проводить время в праздности. Все эти качества могут толкнуть на преступный путь, побуждая к хулиганству, кражам и употреблению наркотиков. Преступления совершаются не столько ради наживы, сколько ради острых ощущений.

7. Психастенический тип.

Отличительными качествами этих людей являются нерешительность, самоанализ, мнительность. Они любят рассуждать. На основе всех этих черт могут возникнуть навязчивости (страхи, ритуалы). Очень тревожатся за своих близких (за мать). Беспокоятся о том, чтобы чего-то плохого не случилось в будущем. Чтобы защитить себя от волнений придумывают “ритуалы” – обходят трещины на дороге, считают встречные машины любимого цвета. Склонны больше рассуждать, чем действовать.

8. Сенситивный тип.

Такие люди очень чувствительны к словам окружающих, их легко задеть и ранить неосторожным словом. Не любят шума и чрезмерной активности, предпочитают тихие спокойные занятия. Могут показаться замкнутыми, но с самыми близкими людьми они очень общительны и раскованы. Очень робкие в присутствии незнакомых людей. Боятся быть в центре внимания – делать доклады, отвечать у доски. В целом это очень впечатлительные и неуверенные в себе люди.

9. Циклоидный тип.

У данных людей с определенной периодичностью меняется настроение. От подъема сил, энергичности и хорошего самочувствия до апатии, раздражительности, пессимизма. Длительность циклов у различных людей различна, но в отличие от лабильного типа, это не сиюминутная смена настроения. Длительность периодов спада или подъема от дней до недель. Объективных причин для эмоциональных перемен нет – это внутренние колебания психического состояния.

10. Шизоидный тип.

Самая главная черта этих людей – замкнутость. Не умеют устанавливать отношения с людьми, не испытывают большой необходимости в общении. Но зачастую сами очень страдают в глубине души от своего одиночества. В поведении им присущи противоречивые черты: то они застенчивы – то отпускают неприличные шутки; внешне холодны – а в душе ураган эмоций. Склонны проявлять интерес к необычным для сверстников вещам. Живут в своем мире. Быстро устают от общения. Напрочь отсутствует интуиция и социальная компетентность (не понимают окружающих).

11. Эпилептоидный тип.

Это люди с взрывным характером, инертным и тугоподвижным мышлением. Часто пребывают в состоянии дисфории – злобно-тоскливом настроении, ищут, на ком бы сорвать зло. Иногда наблюдаются необычные влечения (садо-мазо). Любят власть. Склонны к педантичности и требуют от окружающих такого же отношения к порядку. В ярости себя не контролируют – могут оскорбить близкого, ударить пожилого человека.

Изучайте типологию акцентуаций характера подробнее! Читайте “Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков” (Данная публикация дополненный и переработанный вариант монографии А.Е.Личко “Психопатии и акцентуации характера у подростков”, первое издание которой (1977 г.) было удостоено Президиумом АМН СССР Диплома именной премии им. В.М.Бехтерева.)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди