04.09.2019

Традиции, обычаи и приметы рождества. Рождество христово - народные традиции, обычаи и приметы праздника


Светлый праздник, один из самых важных, добрых, чистых в году - это Рождество Христово. Когда он наступает, даже неверующие люди ощущают на душе умиротворение и радость.

Этот праздник и следующие за ним праздники зимнего обрядового цикла, такие как Старый Новый год (Щедрый вечер 13 января), Крещение, Сретение, веками сопровождало множество традиций, обрядов, примет, песен, поговорок - некоторые утратились, некоторые стали известны во всем мире, как щедривка «Щедрик, щедрик, щедривочка, прилетела ластивочка », которую весь мир знает как «Carol of the Bells». И пусть не все наши традиции постигла счастливая судьба «Щедрика » - с каждым годом интерес ко всему, что отзывается внутри голосом далеких предков, крепнет, и традиции возрождаются. Рождественская ночь - волшебная, и все загаданное обязательно сбудется. Мира вам, достатка и счастья в кругу семьи!

Подготовка к празднику Рождества

Празднику Рождества всегда предшествует рождественский пост, который длится с 27 ноября (Филипповка). Задачей хозяйки в течение этого поста была генеральная уборка дома и приготовления к празднику Рождества. Собственно, подготовка, на самом деле, начиналась еще с лета, с праздника урожая, когда сплетался сноп-дидух (первый или последний сноп зерна, который не молотили и который, считалось, обеспечит урожай на следующий год), и продолжалась всю осень и зиму. Он же и служил украшением дома в Рождество - выполнял примерно те же функции, что сегодня елка. (Кстати, елки в России И Украине появились в начале прошлого века, и в некоторых местностях их не ставили на пол, а подвешивали к балкам у потолка.)
Хорошая хозяйка должна была приготовить новую одежду себе, мужу и детям (что значило - наткать полотна, выбелить его, сшить и вышить своими руками), подготовить новую посуду. У хозяина были иные рождественские заботы: закоптить мясо, поставить для созревания вино и горилку… Финальную уборку делали 2 января, на Игната: за дело брались девушки, которые не только убирали, но и украшали хату - дидухом, еловыми ветками, сплетенными в венок-«паучок».
4 января, на Анастасии, завершались заготовки продуктов для праздничных трапез. Утром 6 января хозяйка поднималась с рассветом, чтобы набрать рассветной воды для кути и узвара и растопить очаг для приготовления рождественской еды.

Святой вечер или Рождественский сочельник

6 января, Святвечер, был одновременно последним днем Рождественского поста, потому трапеза, за которую садились после появления первой звезды, возвещающей Рождество Христа, была постной. Более того, весь день 6 января соблюдали строгий пост - голодали, за исключением совсем маленьких детей и немощных стариков, которым давали немного отварной пищи.
Зато вечером, чтобы подчеркнуть праздничность момента, стол накрывали хоть и постный, но богатый - минимум из 12 блюд. Трапезу эту называли богатой кутей. Необязательно было есть от и до все блюда (да и в больших украинских семьях такой возможности не было) - но каждый член семьи пробовал по кусочку всех двенадцати.
Начинали, конечно же, с главного - кутьи, обрядовой каши, сваренной из пшеничного (в некоторых регионах - рисового, ячменного) зерна и приправленной различными лакомыми добавками: растертым маком, цукатами, узваром, сладкими конфетами, орехами. Чем больше таких лакомств будет в кутье - тем лучше, потому что она - символ достатка и райской жизни.
А кроме того, кутья - обрядовое поминальное блюдо, потому миску кути и стакан узвара ставили для предков, чьи духи, как считалось, навестят родной дом в эту волшебную ночь. А еще кутью как пожелание благополучия носили самым близким и важным людям - кумовьям, крестным родителям, бабушкам-дедушкам. Этот обряд называется «носить вечерю»: несут кутью дети, а взрослые пробуют ложечку кутьи и одаривают детвору гостинцами.
У всех 12 блюд рождественского стола было свое символическое значение. Причем даже не одно: переплелись более давние, языческие корни праздника и христианские традиции. Когда-то, в дохристианскую эру, наши предки верили, что в декабре-январе зарождается чудодейственная жизненная сила, которая обеспечит в течение всего следующего года достаток и радость и человеку, и природе.
Христианство придало чисто житейским верованиям более глубокий смысл, потому 12 блюдам на столе, подготовке к празднику, рождественским приметам и обрядам уделяется столько внимания. Вообще нет единого перечня всех 12 блюд для всех - страна наша большая, в каждой местности свои особенности: вместо простого постного борща - борщ с тестяными ушками, пустыми или с постной начинкой, например, грибами. Или борщ с карасями. Или борщ мог заменяться капустняком. На Виннитчине варили кашу - пшенную или гречневую. Кое-где подавали блины.
Главными и неизменными блюдами для всех остаются узвар, кутья, постные вареники и различная постная выпечка. Ее должно быть как можно больше: это гарантирует здоровье и силу хозяину дома, принесет достаток и урожай. Калачи, пампушки, пирожки и пироги - все будет правильным.
Подавать все это богатство, конечно же, нужно было на правильно накрытом столе. На стол клалось сено из дидуха (большую часть этого снопа хозяин отдавал коровам, овцам и козам, а немного приносил в дом; с хозяином в обряде участвовали сыновья), оно покрывалось новой нарядной скатертью, и уже на эту скатерть ставилась еда. Как правило, трапеза с 12 блюдами, первая торжественная рождественская еда, проводилась исключительно в кругу семьи. Уже после нее дети несли вечерю крестным, молодежь или мужчины уходили колядовать, взрослые собирались в церковь, а незамужние девушки не упускали случая погадать на суженого (хотя церковью это и запрещалось).
В гости выбирались 7 января, после церковной службы и разговления. Наступает волшебная Рождественская ночь, и спать этой ночью нельзя, иначе проспишь свое счастье. Да это и не получится: колядники поют свои песни и веселятся, звонят церковные колокола и шумно радуются люди, возвращаясь со службы.

Праздник Рождества Христова

В первый день Рождества еда была непостной - на стол ставили любимые украинцами сало, колбасы, печенку, мясные блюда, а к ним подавали домашнюю водку или медовуху. После обильной еды клонило в сон, потому наступало время заслуженного отдыха, а уж после обеда отправлялись в гости: взрослые дети со своими мужьями-женами навещали родителей, кумовья гостили друг у друга.
А еще в этот день прощали друг другу старые обиды и мирились. Вообще день надо провести шумно, весело, в большой компании друзей, кумовей, приятелей - оставаться одному или в тесном семейном кругу нельзя. У Козаков 7 января были свои дела - это был день подведения итогов и выборов новой старшины.
8 января - день Богородицы Этот день был предназначен для почитания Богородицы и всех женщин - мам, бабушек, жен. Они могли не работать по дому (а беременным это просто категорически запрещалось), а чтобы не заскучать, женщинам разрешалось колядовать (вообще коляда - дело мужчин и бессемейной молодежи). И конечно, все молитвы, посланные в этот день Богородице, обязательно будут услышаны.

Приметы на Свят вечер и Рождество Христово

Все взятые взаймы предметы нужно вернуть до Рождества.Одеваться к столу в Свят вечер нужно в новую нарядную и обязательно светлую одежду, чтобы не накликать траур в семью.
Свят вечер празднуют только своей семьей. Если же гости неизбежны, стараются, чтобы пришел счастливый и приятный человек. Эта примета связана с общеевропейской традицией первого гостя: кто первым переступит порог дома, тот и запрограммирует семью на весь год. И если придет человек злой, год будет неудачным.
Перед тем как садиться за стол в Свят вечер, нужно дунуть на лавку или стул, чтобы сдуть души предков, заглянувших в гости, и ненароком на них не сесть.
Каждый член семьи в Свят вечер должен быть дома.
К столу нельзя также опаздывать - будешь весь год блуждать в далекой стороне.В течение ужина на Свят вечер нельзя вставать из-за стола, кричать и громко разговаривать - чтобы не потревожить души предков и не отпугнуть удачу.
6 и 7 января нужно, хотя бы мысленно, попросить прощения у всех, кого обидел, и простить всех, кто нанес обиду тебе. Кстати, именно в этот период прощение дается особенно легко.
В Рождественскую ночь нельзя ложиться спать - счастье свое проспишь.Теплое Рождество - к холодной весне.
В Рождество в доме должен гореть живой огонь - печь, камин, свечи.

Христианский праздник Рождества с благоговением отмечают как в семьях православной, так и католической веры. Истоки уходят более чем на два тысячелетия назад, в далекие века, когда Пречистая дева Мария подарила миру сына своего, Иисуса Христа. Католики отмечают событие в декабре, православные же делают это в ночь с 6 на 7 января. Но Россия (в большинстве) — православная страна, поэтому русских людей интересует вопрос, что делают на Рождество в православных семьях? Крещеная Русь всегда весело отмечала этот праздник. Даже наряжала рождественскую елку, вплоть до революционных событий, которые на время лишили страну святых праздников. К великой радости русских людей, чуть позже, ее стали наряжать вновь.

Значение праздника

Что делают на Рождество? С 6 на 7 января во всех все церквях России проводят ночную службу, посвященную рождению Иисуса Христа. В былые времена люди не садились за столы с яствами до появления на небосводе первой звезды. В настоящее время эту традицию мы видим лишь в том, что за стол многие русские семьи садятся именно 7 числа, после большой службы. В ночь перед Рождеством , которое непременно должно сбыться.

Христианский праздник рождения Спасителя совпал с языческими Святками, именно поэтому он всегда связан с колядками и девичьими гаданиями. Рождество – это начало 12 святочных дней, из которых каждый день проживался задорно и красиво. Заканчивались Святки Крещением (18 января).

Древние традиции и обычаи Рождества

Информация о том, что именно делали на Рождество жители России, а чего нельзя было делать, дошла и до настоящего времени. Первые святочные дни люди накрывали столы, угощали, каждый должен был быть окружен заботой и любовью.

Ночью, во время службы надо было благодарить за то, что имеешь, молиться о том, чего тебе не хватало и обязательно вспоминать ушедших людей. На Руси считалось, что они молятся рядом в эту ночь, а службу для них ведет покойный священник. В первые дни Святок следовало обязательно отдать дань уважения тем, кто нуждался и заслуживал этого:

  • Первый день отводился на посещение родителей, а также близких и дальних родственников в пределах досягаемости. Молодые обязательно оставались у родителей на праздник после службы.
  • Во второй день люди навещали немощных, старых и больных, приносили им угощения, кутью.
  • Третий день посвящался сиротам, их угощали, дарили подарки, играли.

Не забывали даже и о тех, кто выпал из приличного общества, но это уже были более поздние дни.

После соблюдения традиций, позволялось приступать к гуляньям и веселью. На Руси было поверье:

«Как проведешь святочные дни, так и год твой пройдет».

Именно поэтому люди старались как можно радостнее провести время: катались на санях, на тройках. На главной площади устраивались веселые игрища, пели песни, водили хороводы и придумывали себе различные игры и потехи. Люди более старшего поколения ходили друг к другу в гости, поздравляли, дарили небольшие подарки, чаще съедобные.

Чего нельзя делать на Рождество?

  • сквернословить, ругаться, желать зла кому-либо (даже в шутку);
  • охотиться, забивать домашних животных;
  • убирать дом, мыть полы, чинить и заниматься домашними хлопотами (дом к этому времени уже должен быть чистым);
  • купаться (это нужно успеть заранее);
  • расчесывать волосы, плести косы;
  • гадать и ворожить (об этом ниже);
  • заниматься любовными утехами.

Гадания и заговоры как часть истории

Что еще делали на Рождество и святочные дни? Ответ прост – гадали.

Молодые девушки собирались и гадали на женихов, замужним гадания были строго запрещены. Девушки пытались узнать имена суженых, количество детей, наличие любви и богатства в браке.

Проходили в доме или в бане, девушки должны были быть босыми, простоволосыми, в ночных сорочках, поэтому мужчинам традиции такого рода были запрещены. Обязательно следовало снять с себя нательный крест, ведь гадания приравнивались к великому греху. Во многих семьях и вовсе строго запрещались.

Другая традиция — заговоры. Многие старшие женщины в Сочельник и просили дать их семьям здоровья, достатка и благополучия.

Веселые Колядки

Не менее занимательными были и остаются . Конечно, в наше время осуществить такой обряд сложнее, так как появилось большое количество городов. В сельской местности, особенно, если речь идет о дореволюционном времени, колядки были красочным и любимым обрядом как детей, так и взрослых. Колядующие, с мешками проса, пшена и другого зерна, ходили со двора на двор. С веселыми закличками осыпая хозяев и их дома , желали им счастья, богатства, здоровья и плодородной земли. Например:

«Сеем-сеем, посеваем, благочестия желаем».

Люди желали друг другу урожая, детей, богатства, мира и всех благ. В ответ хозяева угощали их праздничной едой – пышным хлебом, калачами, пирогами. Не угостить колядующего было нельзя, хозяева двора, прогнавшие колядующих людей, считались жадными, а поступок не предвещал им ничего хорошего. Сегодня всю Рождественскую неделю дети ходят по домам и квартирам, рассказывают стихи, заклички и получают за свои труды конфеты и другие сладости.

Рождественский стол в России

Стол накрывался богатый, выставляли хозяева все самое лучше, ведь предварительно православные люди переживали пост, который длился 40 дней. не меняется, но в разные времена стол накрывали по-своему: какие-то блюда уходи из жизни русских людей, какие-то приходили. Но, в основном, ставили:

  • сбитень,
  • пареные овощи,
  • пироги,
  • курники,
  • грибы,
  • из сладких крошек катали шарики, это было любимое лакомство детей.

Позже стали делать , которым угощали всю святочную неделю. Считается, что очень хорошо застолье и праздничные гулянья описал Николай Васильевич Гоголь. Это верно. Но, не стоит забывать, что это описаны традиции одного места: украинского хутора Диканьки и ближайшей к нему территории, а также одного времени. Несмотря на общую фабулу и смысл праздничных дней, в каждом регионе вносили что-то свое, делали свои блюда, придумывали свои игры и заклички.

Но главным блюдом была и остается . По одной версии кутья сулила здоровье и богатство: пышная, ароматная кутья к добру, а тонкая, не поднявшаяся означала не очень хороший год. По другой версии, в святочную неделю ей поминали и угощали ушедших людей. За столом, накрытым к празднику, обязательно должны были стоять лишние приборы. Так или иначе – кутья была любимым, сладким и согревающим нутро, блюдом на праздничном столе, с которого начинали и заканчивали трапезничать. Существовало множество рецептов, в них входят семена, сушеные ягоды, мед, крупы и сливочное масло.

Современные традиции

В настоящее время в каждой российской семье любят и празднуют это событие. Вечерами молодые девушки продолжают гадать на своего суженого, и считать количество будущих детей. В ночь перед рождеством вся Россия загадывает желания. Молодежь встречается на центральной площади, а заведения культуры организовывают различные мероприятия и конкурсы для людей всех возрастов. Городская администрация наряжает елку, делает горки и лабиринты, чтобы праздник носил массовый характер.

Сократились лишь праздничные дни, так как в настоящее время выходные начинаются с Новогоднего застолья. Через два дня после встречи такого светлого дня, как Рождество Христово, люди выходят на работу. Но после первой рабочей недели, они с удовольствием празднуют Крещение Руси, которым раньше завершались святочные гулянья.

Большое внимание в наше время уделяется подаркам. Приобретение и дарение подарков в Рождество стало современной традицией. Идею быстро подхватили коммерческие структуры и сегодня на прилавках мы видим не только новогодние, но и рождественские подарки.




Рождество с 1991 года в странах бывшего СССР вновь является официальным праздником. 7 января считается официальным выходным днем, а церковь и правительство делает все, чтобы возродить дореволюционные традиции и обряды празднования Рождества.

Что касается дореволюционных традиций, то праздновать Рождество на Руси стали со времен крещения князя Владимира в конце Х века. Рождество: традиции и обычаи этого праздника формировались веками. Если учесть, что христианские общины были еще в древнем Киеве, то историки полагают, что празднование Рождества может иметь и более древнюю историю.

Это интересно! Раньше было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год в период с Рождества и вплоть до Масленицы.

Традиции и обычаи рождества в России очень разные, некоторые пришли от разных народов. К примеру, в начале XVIII века из Польши в России проникла традиция вертепного театра. Со сцен с помощью кукол разыгрывались специальные рождественские представления. Чаще всего они касались рождения Иисуса в пещере, укрытие младенца от царя Ирода. Позже также стали появляться другие сюжеты. Традиция таких кукольных представлений под Рождество на площадях города продолжалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года.



Кстати, традиции празднования рождества не всегда были связаны с новогодней елкой. Такая традиция, ставить украшенные ели на площадях города и дома укоренилась в России, Украине только в конце XIX века, а только в начале XX века приносить подарки под Рождество русским детям начал аналог западного Санта-Клауса – Дед Мороз. Снегурочка, та и вообще никак не связана с Рождеством. Она была придумана советскими детскими писателями в середине XX года, в честь праздника Нового года.




После Октябрьской революции все символы Рождества, в том числе и театр, и рождественская елка, и подарки искоренялись в атеистическом государстве. Вплоть до 1935 года в стране вообще не праздновали новогодние праздники. С 1935 года государство начинает популяризации Нового года как главного зимнего праздника. Он тянет на себя и обычай ставить елку, и традицию показывать тематические представления. Рождественская елка, какой она была дореволюционной России, сегодня воспринимается как новогодняя елка.

Рождество: традиции и обычаи сегодня возобновляются. Светлый праздник, который отмечают верующие 7 января, занимает свое законное и официальное место в череде зимних праздников.

Народные традиции Рождества

В некоторых местностях, особенно, в деревнях, накануне Рождества сохранилась традиция колядования. В ночь накануне Рождества ряженые носят по домам традиционное блюдо – , и предлагают хозяевам дома ее отведать, также ряженые поют рождественские песни, за что хозяева должны дать ряженым угощение или деньги.




Рождество является началом Святок – каждый день после праздника имеет свое религиозное значение, в том числе это время для почитания мертвых. Святки продолжаются вплоть до 19 января – Крещения. Это время с 7 января по 19 января является отличным временем для гаданий и совершения разных ритуальных таинств. Гадали чаще всего молодые девушки, собираясь вместе. Кстати, этот процесс отлично описан в повести Николая Гоголя «Ночь накануне Рождества». Молодые девицы хотели знать, когда они выйдут замуж, каким будет их муж и новая семья. Именно по этой причине большинство рождественских гаданий имеют такую тематику.

На территории древней Руси считалось, что если в Рождество первой в дом входит женщина, это значит, что в будущем году все женщины в семье будут болеть. Также к Рождеству были принять мыться в бане, убирать дом, надевать чистую одежду. 6 января можно было только пить воду и ничего не кушать до появления на небе первой звезды.

На рождественский стол, за которым было принято собираться всей семьей, надо было обязательно ставить традиционные блюда. К ним относился холодец с хреном. Также разнообразные блюда из свинины: зажаренный поросенок, фаршированная свиная голова, заливное. На столе 7 января должно быть много блюд из мяса, ведь в Рождество заканчивается долгий пост. Принято запекать птицу или рыбу целиком, такое блюдо символизирует единство семьи в новом году.




Рождество: традиции и обычаи сегодня какие-то забыты, а какие-то возрождаются с удвоенной силой. Мы предлагаем обратить внимание на красивый обычай первого гостя. Первый гость – это человек, который впускает Рождество в дом. Поэтому, важно, чтобы он входил в гости с чистыми и добрыми мыслями, дабы принести в семью счастью и благополучие. В руках первого гостя должна быть еловая ветка, он должен обязательно войти через парадную дверь квартиры или дома. Хозяева должны первому гостю обязательно подарить подарок. И помните, что первый гость женщина – не самая хорошая примета на Рождество. Так что, зовите по возможность мужчину раньше!

Еще больше интересных фактов вы можете узнать из нашей статьи о

Рождество у православных является одним из самых почитаемых после Пасхи. В отличие от католического (24 декабря), православное Рождество отмечается 7 января. Причиной такому расхождению дат послужило установление в Европе, жившей ранее по юлианскому календарю, григорианского календаря.

Православное Рождество, в отличие от католического, не так много значения уделяет атрибутике праздника. Основной целью всё же является духовное видение праздника и внутреннее умиротворение.

Обычаи на Рождество Христово

Считается, что в ночь перед Рождеством силы добра и зла набирают особую силу. И то, какими помыслами больше наполнен человек, имеет тесную связь с проявлением в его жизни той или иной силы — » Каждому воздастся по вере своей «. Именно поэтому великому празднику Рождеству Христову предшествует сорокодневный период поста. Пост призван для того, чтобы, помимо плоти, очистить и помыслы. В этот период все истинные верующие посещают церковные службы, молятся и каются за грехи свои, чтобы светлый праздник встретить с чистыми помыслами и наполненной Божественным светом душой.

Самым важным днём периода Рождественского поста является канун самого праздника — сочельник (6 января). В сочельник, который ещё называют Коляда, едят только кашу из зёрен (кутья). Традиционно в кашу добавляют мёд, орехи и ягодный отвар. По давней традиции, никакую другую пищу до появления на небе первой звезды принимать нельзя.

По преданию, звезда символизирует Вифлеемскую звезду, которая загорелась на небе в момент рождения Христа. Именно с сочива и начинается вечерняя трапеза. Вся семья собирается за столом, читает молитву и поздравляет друг друга, прощая все обиды.

По традиции, на стол выставляется 12 блюд, символизирующие 12 апостолов. Рождественское угощение на Руси всегда было щедрым. Поросёнок или утка в яблоках, борщ, рыба, пироги, каша в тыкве — всё самое лучшее. Всеношное бдение начинается в православных храмах великим повечерием, куда церковь вкладывает особенный духовный смысл и выражает радость рождения Христа пением «Яко с нами Бог».

На Руси не было праздника долгожданнее, чем Рождество. Ведь традиции и обычаи рождества очень веселые и своеобразные. Молодые люди устраивали раздольные веселья и забавы. Например, кто — то из парней надевал на себя шкурку животного, а остальные шли за ним по соседним домам. В каждом доме ряженый совершал ритуал изгнания недоброй силы, произнося слова: «Бог благослови дом и всё, что в нём». После этого хозяева дома щедро одаривали компанию за свою работу. Вечером по дворам начинали ходить колядовщики с кутьёй. По традиции, нужно было вознаградить ходящих, иначе можно было накликать беду на весь год. Старшее поколение устраивало «посиделки»: старики вспоминали истории из молодости и рассказывали про обычаи и традиции на Рождество, а бабы и девки гадали.

С Рождества начиналось самое чудесное на Руси время — Святки. Девушки гадали на женихов до самого Крещения. Очень почитался на Руси и обряд из соломы. Солома на Руси всегда считалась символом достатка и хорошего урожая.

Издревле перед Рождеством из соломы вязали небольшие снопы и устанавливали их в домах. Считалось, что такой обряд изгоняет недобрых духов из дома и привлекает удачу. Так же существует поверье, дошедшее и до нынешних времён, что любое озвученное в Рождественскую ночь благое желание или намерение обязательно исполнится.

Существует ещё одна добрая традиция на Рождество — кормить птиц зерном или хлебными крошками. Это приносит счастье и достаток в дом. Работать в этот праздник не принято. Напротив, нужно принимать гостей или самим идти в гости и разговляться.

Что дарили на Рождество

Дарили всё. Каких — либо особых норм не существовало. Так, например, царским дочкам в Рождество дарили по одной жемчужине и бриллианту. К совершеннолетию так собиралось колье. В конце 19 века (1897 г.) в России появились поздравительные открытки, а уже через некоторое время распространилась традиция дарить такие открытки на Рождество и Пасху.

История Рождества

Давным — давно в городе Назарете жила девушка Мария и была она обручена с Иосифом. Однажды к Марии спустился ангел Гавриил и сообщил ей, что скоро на неё сойдёт святой дух и ей предстоит родить святое дитя, которого мир будет называть спасителем, сыном Божьим.

В то время император Август проводил перепись населения и каждый житель должен был вернуться в то место, где родился. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому вместе с Марией они и отправились туда. Но, к сожалению, по прибытию в Вифлеем, они не нашли места для ночлега и им прищлось остановиться для отдыха в обычном хлеву.

Там и был рождён ночью Иисус Христос. В ту самую ночь по местным полям пасли свои стада пастухи, перед которыми явился Ангел и рассказал им о рождении Божественного ребёнка. Пастухи поспешили к месту рождения младенца. Путь им указала Вифлеемская звезда. Подойдя к хлеву, они увидели младенца в яслях, а рядом Марию и Иосифа.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди