Даже если дома детям объясняют их, то повторение - мать учения, поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте учить ребят, например, оформив уголок ПДД в детском саду.
Элементы уголка, посвященного правилам дорожного движения
Какие следует использовать элементы для оформления данной композиции? Некоторые детали, входящие в уголок ПДД в детском саду, своими руками оформить несложно. Например, красочные плакаты с различными ситуациями на дороге, которых не должно быть много, чтобы не перегружать внимание детворы. В качестве героев таких зарисовок вполне подойдут мультипликационные, или животные. После того как дети уже чему-то научились, можно дать им возможность изобразить такие рисунки самим.
Список основных элементов, которые желательно включить в уголок ПДД в детском саду:
- Наряду с ситуационными изображениями на отдельном участке стены, стенде или другой подходящей поверхности должны находиться иллюстрации, демонстрирующие расположение пешеходных и транспортных дорог на улице, в частности на перекрестке, светофор и разметка зебры крупным планом, типы транспорта, виды машин с разных сторон.
- Карточки с дорожными знаками, куклы в форме инспекторов ДПС, игрушечные макеты машин, светофоров, дорожного полотна. Особое внимание стоит также уделить безопасным маршрутам от детского сада до дома.
- Цветная бумага и все, что необходимо для работы с ней, позволят создавать воспитателям и детям аппликации различной сложности, начиная от светофора с зелеными и красными кружками и заканчивая макетами проезжей части и железной дороги.
Обучение ПДД должно быть в форме игры
Заинтересованность детей в обучении ПДД - ключ их безопасности на проезжей части в будущем. Поэтому для поддержания внимания и хорошего запоминания информации необходим игровой подход, особенно в дошкольный период. Уголок ПДД в детском саду поможет создать развлекательную и одновременно познавательную обстановку. Его функция должна заключаться в объяснении в игровой форме правил поведения на проезжей, пешеходной части и железнодорожных путях.
Как оформить уголок ПДД в детском саду в игровом плане? Существует два основных способа разыгрывания ситуаций на дороге:
- Костюмированное представление с участием самих детей. Для этого достаточно иметь некоторые атрибуты инспектора ДПС (жезл, фуражку и свисток), в качестве обозначения машины подойдет руль, зебру можно создать из белых полосок бумаги, а регулированием макета светофора пусть занимается кто-то из ребят.
- Настольные игры с использованием дорог, знаков, фигурок и/или конструктора. Некоторые элементы можно сделать своими руками, но лучше приобрести простейший крупных размеров макет улицы с пешеходной дорогой, переходом и проезжей частью. Выработать правильное поведение детей на Ж/Д путях позволит игра с использованием игрушечной железной дороги со знаками, мостами, переходами или даже вокзалом, станцией, перроном.
Можно также сшить или приобрести жилеты для детей с изображением различных типов транспорта. Занимательной игрой является вариант вопрос-ответ. Такая проверка знаний у детей продается в готовом виде или проводится в устном неформальном опросе, например, на тему "Что это за знак".
Современные игры для обучения детей ПДД
Более интересным процесс обучения детей поведению на пешеходной и проезжей части улицы позволяют сделать современные технологии: анимированные слайды, короткометражные фрагменты, компьютерные игры на подобную тематику, электрифицированные стенды или с переключателем для выделения определенного знака.
для детей
Уголок ПДД в детском саду должен иметь несколько особенностей в зависимости от возраста детей. В младшей группе до детей должны быть донесены знания о самых распространенных знаках и видах транспорта с использованием осязаемых предметов, картин и ролевых игр. Не стоит сразу предлагать продвинутые электронные способы обучения, что может сделать неинтересным для ребенка вырезание предметов из цветной бумаги, лепку из пластилина и прочее. В старшем дошкольном возрасте количество мультимедийных способов обучения может быть увеличено.
Детям также следует показать информацию о сложных дорожных пересечениях, виды специализированных полицейского автомобиля), более широкий спектр знаков (дети, переход или проезд на велосипедах запрещены, а также подземный и пешеходный переход, обозначение установочного пункта и прочее).
Оформление паспорта уголка ПДД в группе. В средней группе развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства» и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Машина скорой помощи», «Пожарная машина», «машина полиции», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского.
Просмотр содержимого документа
«Паспорт уголка ПДД»
Составила воспитатель средней группы Якупова Е.Е.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад общеразвивающего вида № 8 «Солнышко»
Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
в средней группе детского сада.
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем мире. Детей знакомит с конкретными правилами дорожного движения, рассказывает им о назначении желтого сигнала светофора. Объясняет правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаться правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу на зеленый сигнал светофора. Формирует навыки культурного поведения в транспорте.
Воспитатель знакомит детей с понятиями: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, пешеход, наземный и подземный переход.
В средней группе проводятся наблюдения за разными видами транспорта. Представления, полученные детьми во время прогулок, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. На участке детского сада организуются игры на внимание и закрепление знаний сигналов светофора, правил перехода через дорогу.
Уголок ПДД в средней группе
Макет с двусторонним движением, с пешеходным переходом;
3 светофора объемных;
Игрушки для обыгрывания (автобус, грузовой транспорт, легковой транспорт, специализированный транспорт в наличии);
Подборка книг:
В. Лиходед «Уроки светофора»,
Р. Шарипов «Правила дорожного движения в стихах»,
«Смешуроки на дороге»,
Стихи про транспорт «Большое путешествие»,
Сказки для «Почемучек – 2»,
Т. Колесова «Осторожным надо быть»,
Правила дорожного движения в стихах,
Стихи и загадки про транспорт;
Макет микрорайона;
Наглядно-дидактическое пособие «Правила дорожного движения»,
Дидактические картинки «Транспорт»,
Развивающие карточки «Транспорт», «Специальные машины»,
Обучающие карточки «Правила маленького пешехода»,
Комплект дорожных знаков «О чём говорят дорожные знаки»
Иллюстрации с различными видами транспорта;
Дидактические игры:
«Час Пик»,
«Законы улиц и дорог»,
«Внимание дорога»,
«Дорожные знаки на улице»
«Разрезные знаки»;
Картотека наблюдений:
«Знакомство с улицей и дорогой»,
«Наблюдение за светофором»,
«Пешеходный переход»,
«Наблюдение за работой сотрудника ГАИ» и и.д.;
Картотека подвижных игр:
«Будь внимательным»
«Трамваи»,
Цветные автомобили»,
«К своим знакам»,
«Три движения»,
«Угадай знак»;
«Автобусы »,
«Чудеса на колёсах»,
«Какой знак лишний»
«Геометрический светофор»,
«Весёлые ПДДешки»
«Светофор»;
Видео материалы:
«Уроки осторожности тётушки Совы» обучающая программа для детей от 2 – 7 лет,
Презентации по ПДД.
Мир таит в себе множество опасностей: дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия, которые зачастую имеют трагический финал. Конечно, предвидеть и повлиять на многие ситуации человек не в силах.
К примеру, совершенно неподвластны обществу природные катаклизмы, да и обычные автокатастрофы порой случаются из-за неудачного стечения обстоятельств. Но это не освобождает нас от ответственности за собственную жизнь, и тем более за жизнь наших детей.Взрослые и малыши должны неуклонно следовать правилам дорожного движения, пожарной безопасности, а также уметь правильно себя вести в сложных жизненных ситуациях.
Только таким образом, мы можем избежать беды, а даже если таковая случилась – спасти свою жизнь и жизнь своих близких.
В частности, с самых юных лет ребенок должен знать, как и когда можно переходить дорогу, как нужно себя вести возле проезжей части и какими могут быть последствия его непослушания.
В то время как задача родителей и педагогов, - рассказать и наглядно объяснить малышу основные правила поведения пешеходов и водителей.
Для этого мамы и папы проводят беседы со своим чадом, а главное - подают достойный пример. А воспитатели в каждой группе оформляют специальный уголок, посвященный ПДД, устраивают ролевые игры . В общем, делают все возможное, чтоб дошкольники освоили азбуку пешехода от А до Я.
Оформление уголка по ПДД для детей в детском саду.
Вариантов оформления уголка ПДД в ДОУ на самом деле масса, все зависит от фантазии и возраста детишек. Это могут быть яркие и красочные плакаты, где показано, как нужно себя вести на пешеходном переходе или светофоре. Можно сделать макет улицы с игрушечными дорожными знаками, машинками, светофором, пешеходами, и с их помощью обыграть несколько ситуаций. Для самых маленький уголок ПДД представлен в виде картинок, на которых правила дорожного движения изложены в стихотворной форме.
В старших группах к созданию уголка можно привлечь малышей, они могут делать тематические поделки и рисунки. Таким образом, крохи не просто помогут воспитателю, но и лучше закрепят полученные знания. Причем, чем старше детки, тем больше полезного материала необходимо для оформления уголка ПДД. К примеру, самые маленькие начинают свое знакомство с ПДД с изучения цветов светофора и элементарных понятий, а малыши в старшей и подготовительной группе разучивают дорожные знаки, учатся обходить трамвай, автобус, знакомятся с такими понятиями, как подземный и наземный переход и многое другое. Но в любом случае уголок ДПП должен быть красочным и привлекающим внимание, а изложенный материал - доступным для каждого малыша.
ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ ВСЕМ!
В первом квартале 2014 года на территории Костромской области зарегистрировано 17 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, в которых 1 ребенок погиб, 16 детей получили ранения различной степени. При этом наблюдается рост ДТП по вине детей.
Наибольшее количество пострадавших составляют дети в возрасте 14-15 лет (7 человек), в возрасте от 11-13 лет (5 человек), в возрасте 16-17 лет (2 человека), в возрасте 7-10 лет (2 человека), в возрасте до 3-х лет – 1 человек.
Наиболее аварийным является период времени с 18 до 22 часов. В этот временной промежуток зарегистрировано 5 ДТП, в которых 5 детей - пешеходов получили травмы различной степени тяжести. При этом светоотражающие элементы на одежде детей отсутствовали, что явилось сопутствующим фактором дорожно-транспортных происшествий.
Из семнадцати зарегистрированных происшествий с участием детей, 14 – наезд на пешехода и 3 – столкновения транспортных средств, в которых несовершеннолетние являлись пассажирами. .
В 6 из 14 таких происшествий установлена вина ребёнка. Причинами происшествий стали нарушения Правил дорожного движения: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запрещающий сигнал светофора.
При наличии вины водителя в таких происшествиях факторами, повлиявшими на совершение происшествия со стороны несовершеннолетнего пешехода, явились: недостаточность знаний об источниках опасности (дорожных ловушках) и неправильность оценки дорожной ситуации.
В Российской Федерации есть закон, который регулирует дорожное движение в стране.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Все мы и наши дети каждодневно являемся участниками дорожного движения
участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства…
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении …
В нашем детском саду воспитатели знакомят детей с правилами дорожного движения каждодневно в совместной деятельности, в ролевой игре, чтобы воспитать грамотнного пешехода. Цель: обеспечение качественных условий для осуществления деятельности по обучению дошкольников правилам безопасного поведения, способствующих снижению риска возникновения дорожно – транспортных происшествий и ситуаций на дороге с участием детей.
В кaждoй возрастной группe нашeго дeтскoгo сада ведется работа по профилактике дорoжнo-транспoртных происшествий. С этой целью, в группах, воспитателями оформлены уголки дорожного движения. Формируя у детей знания и представления о правилах дорожного движения, педагоги стремятся постоянно пополнять развивающую среду группы по ПДД.
В уголках по ПДД представлены:
- наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофор, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями);
- настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, игры с правилами – «ходилки», лото, домино и др.);
- настольный перекресток (маленькие дорожные знаки, различные игрушечные виды транспорта, игрушки – светофор, фигурки людей);
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора);
- детская художественная литература по тематике;
- методические пособия по обучению детей ПДД;
В групповых раздевальных комнатах оформлены уголки для родителей по безопасности дорожного движения.
Уголок для родителей содержит:
Уголок дорожного движения содержит: – настольный макет перекрёстка, с помощью которого ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами, что позволяет детям самим моделировать улицу, имеются мелкие знаки на подставках, для работы с макетом;
– имеется напольный макет проезжей части с переключаемыми светофорами (на батарейках) и крупными дорожными знаками на подставках, в которые входят такие знаки, как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
Игровая деятельность - ведущая в жизни дошкольника. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и игре. Для этого имеется: - большое разнообразие дидактических игр: «Ассоциации по правилам дорожного движения», «Внимание дорога», и др. - настольно-печатных: «Азбука пешехода» «Это надо знать», «Дети и дорога», «Учим дорожные знаки», и др.
В уголке есть подборка детской художественной литературы по правилам дорожного движения и правилам поведения на дорогах. Читая и разучивая стихи о правилах дорожного движения вместе с детьми, я помогаю им понять, как нужно вести себя на проезжей части дороги, как вести себя в той или иной ситуации.