12.09.2019

Уход за 4 х месячным ребенком. Развитие ребенка в четвертый месяц жизни


К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы - ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».



Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными - тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.


Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

Четвертый месяц считается переломным моментом в жизни малыша, поскольку это период завершения адаптации к окружающему миру. Развитие ребенка в 4 месяца очень многогранно, ведь в это время изменяются все системы организма, у малыша появляются свои привычки и особенности, именно из-за этого у молодых родителей могут появляться проблемы относительно собственного образа жизни и воспитания малыша.

Параметры тела в это время изменяются пропорционально. Вес малыша увеличивается примерно на 700-800 граммов – в отличие от предыдущих месяцев прирост массы не столь значителен, однако слишком маленький набор веса считается отклонением от нормы. Что касается увеличения объемов тела, то окружность головы может измениться на 10-15 мм, груди – на 15-20 мм.

Соответственные изменения касаются и внутренних органов – увеличивается объем легких, печени и поджелудочной. К 4 месяцу устанавливается правильный процесс пищеварения, это очень удобно для мамы, поскольку малыш уже не так часто требует ее внимания, а ночные кормления требуются не так часто, как раньше.

В это время важно придерживаться определенного режима, поскольку малейшие отклонения от установленного графика приведут к сбою дня и ночи. Четвертый месяц для грудничка может стать как моментом начала правильного режима дня, так и периодом несбалансированных суток. Вставая в одно и то же время, придерживаясь режима питания, укладывая ребенка спать в определенные часы, вы сможете легко наладить оптимальный для себя режим жизни семьи. Помните, что незначительные отклонения от уже установленного режима способны привести к сбою графика, что впоследствии сложно вернуть в норму.

Оптимальный режим сна для 4-месячного малыша – 3-4 раза дневного отдыха продолжительностью по 1,5-2 часа и ночью примерно 8-10 часов, возможно, с незначительными перерывами на кормление.

Что касается режима питания, то именно в 4 месяца многие малыши получают свой первый прикорм. Самым правильным для данного времени станет овощное пюре и незначительное количество фруктового сока. Лучшим выбором из растительных продуктов для данного периода станут:

  • зеленые и желтые яблоки;
  • вишни и черешни;
  • домашние сливы;
  • кабачок;
  • картофель;
  • морковь;
  • свекла;
  • капуста;
  • детские молочные продукты.

Разумеется, любой из представленных продуктов следует вводить в рацион постепенно, начиная с ½ чайной ложки за один прием. Придерживаясь такой методики, вы сможете предотвратить и полностью исключить активное развитие аллергических реакций на определенный компонент меню.

Наряду с прикормом для многих малышей незаменимым станет введение в рацион детской смеси или молочной (а может, безмолочной) каши. Обычно такие продукты назначают малышам, которые не набирают нужного для своего возраста веса. Вовсе не обязательно использовать покупные продукты, ведь домашние кашки и пюре намного вкуснее и полезнее магазинных. Для приготовления питания для малыша удобно использовать привычные для взрослого стола продукты, однако подавать их следует в измельченной форме, для чего подойдет миксер или блендер. Также поначалу стоит готовить блюда для ребенка отдельно, ведь кроха не станет есть пересоленное или слишком сладкое пюре, к тому же некоторые компоненты взрослого стола ему вовсе противопоказаны. Придерживаться правил кормления малыша стоит обязательно, поскольку в противном случае у крохи не получится набрать нужный вес, из-за чего могут возникнуть дополнительные проблемы с развитием организма.

В возрасте 4 месяцев у деток могут появляться первые зубки, поэтому частые капризы вовсе не означают начало заболевания или же расстройства психики. Первыми признаками прорезывания зубов станет чрезмерное слюноотделение, привычка тянуть все предметы в рот и незначительное повышение температуры. Заметив один или несколько признаков появления зубиков, помогите малышу, предложив ему резиновые прорезыватели или же смягчив процесс охлаждающим гелем.


Для 4 месяца характерно развитие у малыша навыков общения, ребенок активно общается с взрослыми людьми и детками посредством жестов и звуков, причем можно замечать одинаковую радость при появлении знакомых и незнакомых людей, ведь малыш еще не совсем четко различает лица и звуки.

Разговорные навыки в данный период только начинают развиваться, малыш может произносить разнообразные звуки, однако определенных слогов еще ждать рано. Зато слух совершенствуется изо дня в день, крохам в 4 месяца очень нравится музыка в любом ее проявлении, поэтому для данного периода оптимальным вариантом станут музыкальные игрушки, например, электронный мобиль, мини-азбука, музыкальные инструменты, разнообразные погремушки и пр. Помимо развлекательных предметов малышам не повредит прослушивание классической музыки, можно предложить малышам детские песенки и аудио-стишки, а также крохи по достоинству оценят ваши вокальные достижения.

Для развития памяти стоит как можно чаще разговаривать с ребенком, показывать ему определенные предметы и обязательно называть их. С 4-го месяца кроха уже способен реагировать на свое имя, при этом он улыбается и начинает агукать. Таким же образом малыш проявляет радость при появлении в комнате знакомых людей, например, мамы или папы.

Такой же эффект может быть заметен при появлении знакомых предметов: к примеру, если кроху привлекают машины, можете начинать учить его названиям автомобилей – грузовик, пожарная, милиция и пр. Многие груднички любят животных, в этом случае стоит рассказывать деткам о названиях зверей, так малыш быстро запомнит не только названия, но и станет подражать звукам, которые они производят.

Что касается активных игр, то для ребенка 4 месяцев оптимальным занятием станет рассматривание новых игрушек, стандартная гимнастика, массаж и долговременные прогулки на улице, если позволяет погода. Сейчас кроха стремится больше времени проводить на руках, поскольку сверху ему лучше и больше видно, однако идти на поводу у малыша не стоит, ведь его вес уже не маленький, к тому же впоследствии его трудно будет отучить от этой привычки. Лучше соорудите в коляске высокую спинку с мягкими подушками, на которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. Для дома можно приобрести манеж или мягкий игровой коврик, на котором кроха сможет играть, а вы получите немного свободного времени.

В этой статье:

Три первых месяца для ребёнка полны тяжелой борьбы за самостоятельное существование. Конечно, это не значит, что к 4 месяцам малыш встанет на ноги, помашет вам ручкой и пойдёт по своим делам, но многие проблемы с взрослением остаются навсегда позади: у малыша пропадают колики, устанавливается здоровый ночной сон, с детьми в 4 месяца можно играть и они осознанно радуются вашему присутствию, воспринимают настроение, стараются отвечать вам гулением и агуканьем. Малыш в 4 месяца узнаёт родственников, знает бабушку и дедушку и с удовольствием проводит с ними время, пока вас нет дома.

Родителям важно знать, что должен уметь ребёнок в 4 месяца, чтобы вовремя увидеть возможные проблемы своего ребёнка, при необходимости посоветоваться с врачом и сделать его развитие более гармоничным.

Основные навыки малыша в 4 месяца

Ребёнок в 4 месяца вполне должен уметь опираться на ручки и, лёжа на животе, держать головку, поворачивать ее в сторону звуков. Сейчас ваши сыночки и дочки похожи на маленьких эльфов, пришедших к вам из волшебной сказки. Они милы, смешны, подвижны, беззаботны и очень нуждаются в тепле и любви родительских сердец.

Когда малыш не спит, ему необходимо движение – в этом сейчас заключается его развитие. Лёжа на спине, он должен уметь двигать конечностями и стремиться поворачиваться. Ребёнок ведёт себя как маленькая черепашка. Машет ручками, дрыгает ножками, вертит головой и издаёт смешные звуки. Если в доме появился незнакомый человек, малыш на некоторое время затихает, долго разглядывает незнакомца, не подаёт признаков радости.

Если же к ребёнку подходит родственник, он радостно начинает свои всевозможные телодвижения, и на его лице появляется лучезарная улыбка. В 4 месяца малыш знает голос и запах мамы – понимание её образа есть в нескольких вариантах. Но если мама сделает модную прическу или стрижку, придётся несколько минут убеждать малыша, что это именно мама, а не чужая тётя с похожим голосом. Ребёнок ещё не должен уметь определять цвет волос и форму относительно мамы или папы: для него это отдельные вещи. Развитие малыша не позволяет распознавать родственников по чертам лица, ему нужны конкретные факты: тот же цвет волос или очки (если есть).

Лёжа на животике, четырёхмесячный малыш должен уметь дотянуться до любимой игрушки и притянуть её к себе, взять в рот, облизать, «поговорить» с ней. Некоторые дети активно переворачиваются набок, а некоторые уже стремятся видеть мир вертикально и стараются присесть. Делать это пока очень рано, особенно девочкам.

Формирование позвоночника и внутренних органов ещё не завершилось, поэтому не спешите радостно усаживать ребёнка на попу.
Выход можно найти всегда: соорудите гору из подушек и уложите ребёнка почти вертикально на подъёме. Это ему очень понравится.

Ребёнку интересно наблюдать за движениями. Он знает семейное животное (собаку и кошку), тянет к ним руки, издаёт звуки при их появлении в комнате. Если включить музыку, малыш замрёт и станет прислушиваться, распознавая отдельные «пиликанья» и удары. Если песня «нам» понравилась, будут эмоциональные выплески звуков, радостные всхлипывания и подергивания конечностями. Такое поведение говорит о том, что развитие идёт в правильном направлении.

Если малыша взять на руки, вы устроите ему настоящий праздник дня. Ведь именно из этого положения ему становится всё удобнее познавать мир, вертеть головой, дотягиваться до интересных и «вкусных» вещей, тянуть людей за волосы.

Ребёнок в 4 месяца должен уметь внимательно слушать и стараться копировать. Он тянется к повторению мимики и ответной реакции на разговор. Он внимательно рассматривает и ощупывает лица родственников. Если с ним начать разговор, поднимает брови и вытягивает губы, начинает «агукать» в ответ. Ребёнок знает своё имя, понимает, когда обращаются к его родителям.

Если вы заметили отклонения…

Опасения родителей в отклонениях у любимого ребёнка – это нормальная реакция заботливого взрослого человека. Не стесняйтесь по любому поводу обращаться к участковому врачу или ведущему частному терапевту. Даже незначительный вопрос может оказаться своевременным и в тему. Развитие четырёхмесячного ребёнка – процесс тонкий, и если это развитие вовремя скорректировать, ребёнок будет защищен от многих психологических потрясений в будущем. Конечно, не стоит не спать ночами, не отводя взгляд от сладкого малыша, и переходить на самостоятельное изготовление еды и витаминов для ребёнка во избежание чего-то плохого.

Миллиарды людей вырастают полноценными гражданами своих стран, и многие из них появляются в семьях, где нет возможности обеспечить ребёнка необходимой медицинской помощью и даже элементарным комфортом дома. Все решает родительская любовь и забота. Так что если вы ясно видите, что ваш ребёнок весел, постоянно в движении (чем и заменяет свои положительные эмоции) , хорошо ест, спокойно спит, обращает внимание на рекламу и мультфильмы, имеет нормальный стул и без проблем наполняет памперс после питья, то у вас вполне здоровый и счастливый ребёнок.

Если же малыш вялый, плохо поворачивается набок или не поворачивается вовсе, постоянно хочет спать и мало ест, если появился стул зелёного или тёмного цвета или же понос, то обратитесь за помощью к специалисту. Вполне возможно, что ребёнку не хватает каких-то витаминов. Если выявится проблема серьёзнее, вы получаете шанс пресечь её на корню, не развивая дальше 4-месячного возраста.

Ребёнок 4 месяцев и внимание родителей

Четырёхмесячный малыш остро чувствует атмосферу в семье и настроение родителей. Развитие позволяет ему без труда понимать настроение взрослого. Активность его жизнедеятельности может снизиться из-за нездоровой атмосферы в семейном кругу. Будьте внимательны и заботливы друг к другу, относитесь с любовью ко всему происходящему вокруг. Покажите малышу, что он желанный, любимый и важный член семьи. Играйте с ним, чаще берите на руки. Если выдалась свободная минутка, подходите и узнавайте, как у него дела. Осознание своей необходимости вашей семье даст ребёнку дополнительную энергию. И даже если малыш почувствует недомогание, оно быстро исчезнет, замещённое родительской любовью.

Во время обязательных процедур разговаривайте с малышом, комментируйте, что сейчас вы его купаете, моете ручки, попку, умываете личико. Когда одеваетесь на прогулку, рассказывайте, как красиво наряжаете своего малыша и как весело вам сейчас будет на свежем воздухе. Не оставляйте без внимания массаж и сказки на ночь.

Сон, питание, прогулки

В возрасте 4 месяцев ребёнок должен спать 1-2 раза в день по 30-40 минут и один полноценный раз 1-2 часа. Ночной сон становится продолжительным, поскольку ребёнка ничего не беспокоит. Если ребёнок остаётся на грудном вскармливании, ночами он просыпается от голода всё реже. Если перед сном мама уединится с малышом и основательно его накормит, сил для сна ему хватит на 6-8 часов. К радости родителей и самого ребёнка, в 4 месяца можно вводить интересный прикорм: мятый банан с молоком, жидкие каши, перетёртые овощи.

В современном мире огромное количество разработок детского питания в удобных упаковках по порциям с набором всех необходимых микроэлементов, полезных для подрастающего организма. Но в любом случае, избегая возникновения аллергии, старайтесь давать своему малышу новые блюда не более раза в сутки. Это нужно для выявления отторжения организмом того или иного продуктов. Несмотря на полезность ряда овощей, у малыша может возникнуть личная непереносимость продукта. Если накормить его всем и сразу, то невозможно будет понять, на что появилось высыпание, неправильный стул, другие нежелательные реакции.

Прогулка нужна ребёнку для развития иммунитета и нервной системы. Чаще всего на прогулке дети просто спят. Реже – наблюдают за птичками, интересуются прохожими, разговаривают на своём языке. На прогулку теперь нужно брать с собой бутылочку с водой, бутылочку с соками, баночку каши или овощей для подкрепления. Если погода позволяет, гулять можно по часу и по два, но не отходя слишком далеко от дома.

Ребёнок может почувствовать себя неважно или захотеть вернуться в свою кроватку. Это желание сопровождается оглушительными криками, которые невозможно унять соской, едой или мамиными уговорами. Несмотря на то, что ребёнок может спать во время прогулки, после прогулки, приняв правильную гигиену и пообедав, он может снова погрузиться в сладкий сон. Не стоит ждать, пока он выспится полностью, иначе рискуете перепутать день и ночь. Достаточно дать ему отдохнуть в стенах дома до 30 минут, после нежно разбудить маминым массажем и весёлыми песенками.

Посещения врача и первые прививки

Ежемесячные посещения врача очень нужны и маме, и малышу. Врач измеряет рост и вес малыша, делает общий осмотр и записывает показатели в карту ребёнка для сравнения и наблюдения за нормальным развитием. Также на приёме проверяются все приобретённые навыки, записывается, что должен уметь малыш:

  • поворачиваться набок и переворачиваться на спину или на живот;
  • держать голову;
  • реагировать на звуки и голоса;
  • реагировать на оклик по имени.

Также врач проверит:

  • мышечную реакцию;
  • хватательные движения;
  • общие рефлексы малыша.

При недостатке функциональности обязательного процесса, который должен выполнять ребёнок в 4 месяца, врач назначает лечение. Это может быть массаж, витаминный комплекс, посещение терапевта. Также вас могут направить на дополнительные анализы.

Если же с вашим малышом всё в порядке, вы можете быть свободными от врачей ещё месяц, наслаждаясь компанией друг друга и обучая свою крошку новым делам, открывая ему взрослый мир с разных сторон. Здоровый и счастливый ребёнок с удовольствием тянется к знаниям, быстрее развивается и редко болеет.

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, потешки

Как развивать ребенка в 4 месяца? Какие игры и упражнения ему нужны? Что главное в развитии малыша? Об этом мы начали говорить в первой части , а сегодня научимся простым и очень полезным для малыша играм, упражнениям и маминой гимнастике с потешками для четырехмесячного ребенка.

Как развивать ребенка в 4 месяца: игры, упражнения, мамина гимнастика с потешками.

Развиваем предпосылки речи

Игра в переклички

Это очень важная для своевременного развития ребенка игра, играть в которую мы начинаем с ним даже раньше возраста 4 месяцев. Игра заключается в том, что мама говорит вслед за малышом те звуки, которые он уже произносит, побуждая его прислушиваться к ним и повторять.

Если игра состоит только из речевого общения, то она длится 3 минуты. Если же в нее включается показ разных предметов и игрушек, то тогда игра может длится до 6 минут.

Перед началом игры в перекличку уберите всё лишнее, что может отвлекать внимание малыша.

1.Начните разговаривать с ребенком, называя его по имени, поглаживайте при этом малыша. Малыш начинает вслушиваться в Вашу речь, и это очень важно! Тяните – интонационно выделяйте в своей речи гласные звуки, чтобы ребенок стал слышать их — выделять их из речевого потока. Например: «Потягуууууушеньки, мой Ванююююююююшенька!». Используйте стишки, песенки потешки, называйте части тела малыша, действия. Такое общение длится примерно 1,5 минуты (конечно, это лишь примерный ориентир, главное – ориентироваться не на часы, а на ребенка).

2. Затем покажите игрушку, дайте ее ребенку в руки или поиграйте на музыкальной игрушке. Показ игрушки сопровождайте речью – называйте игрушку, ее части, действия. Повторяйте слова. например: «Вот какая лошадка! Иго-го! Иго-го – говорит лошадка. Поскакала, поскакала, цок-цок-цоооооок. Прыг-скок. Ноооооо! Вот у лошадки голооооовка, а вот хвоооостик. Какой длииинный, красииивый хвоооостик!» и т.д. Говорите, выделяя интонацию: восклицательную, вопросительную, чтобы малыш учился слышать ее в речи.

Делайте паузы между фразами во время своего разговора с малышом, чтобы малыш смог отреагировать ответным звуком. Используйте при демонстрации игрушки потешки и коротенькие стишки.

3. Уберите игрушку из поля зрения ребенка и снова начните общение с ним без игрушки. Попробуйте говорить одну фразу с разной интонацией. Малыш начнет к ней прислушиваться и выделять в потоке речи разные интонации. Говорите то громко, то тихо. Это развивает слуховое сосредоточение у ребенка, он будет вслушиваться в Вашу речь , которая звучит по-разному. Можно произносить беззвучно гласные а, о, у), чтобы привлечь внимание малыша к артикуляции звуков (то есть только губы «говорят», а звука нет). При этом утрированно произносите звуки, тяните их, добиваясь того, чтобы малыш обратил внимание на Ваши губы. У многих детей при этом возникают подражательные движения губами, что способствует развитию артикуляционного аппарата и облегчает в последующем появление у ребенка речи.

В переклички включаются звуки, которые уже есть у ребенка. Однако понемногу вводите в них и те звуки и слоги, которые малыш еще не освоил, расширяйте «репертуар» перекличек.

О чем говорить с малышом в перекличках? О чем угодно! О том, что малыш делает или будет делать, о близких взрослых, об игрушках – о том, что его окружает и что составляет его жизнь. Классический «репертуар» таких «разговоров» Вы найдете в любом сборнике потешек для малышей. Некоторые потешки и стишки Вы найдете далее в этой статье.

Такие переклички повторяются ежедневно и создают прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка. Они дают основу для разнообразного развивающего взаимодействия малыша с мамой, создают базу для развития речи и интеллекта в будущем, ребенок в перекличках ощущает чувство эмоциональной близости и защищенности, радость от общения и обмена репликами.

В перекличках малыш уже не просто пассивно воспринимает мамины слова и действия, но активен – он отвечает маме улыбкой, жестом, тянет ручки, гулит. Это тоже очень важно для развития малыша!

Раньше, когда малыш на пятом месяце жизни гулил, взрослые старались поддержать его первые попытки произнесения звуков и напевали ему протяжно:

Поёёёёт – поёёёёт солоооооовушек!

Поёёёёт – поёёёёт молооооооденький!

Молооооооденький, хорооооошенький!

Хорооооооошенький – пригооооооженький!

Гулююююю, гулююююю, гуууууулечек!

Пооооет-пооооет голубооооочек!

Аааааай-да малееееееесенький!

Аааааай-да радеееееесенький!

Аааааагуууууль, ааааагууууууль,

Аааагулеееесеньки!

Эти пестушки можно использовать и в перекличках с современными детьми. Они проверены и отточены веками воспитания малышей.

Потешки

Используя потешки в уходе за ребенком или в играх с 4-месячным малышом, растягивайте гласные звуки при произнесении текста потешки (овееееечка, молокаааааааа, короооова, мууууууу и т.д.), сопровождайте слова действиями (хлопок в ладоши, кивок головой, покажите рожки на голове у коровы и т.д.).

Используйте разные интонации – говорите в соответствии с содержанием стишка или потешки то вопросительно, то с удивлением, то радостно, то восхищенно. Меняйте громкость голоса (тихо – громко) и высоту голоса (низко как мишка, высоко как птичка). Это поможет ребенку научиться вслушиваться в речь, выделять в ней интонации и отдельные слоги и звуки и создаст базу для освоения речи.

Делайте паузы между строчками потешки, давая возможность малышу отреагировать звуками на Вашу речь.

Наблюдайте за реакцией малыша – какие слоги, звуки или жесты ему понравились, какие вызвали его смех? Повторяйте их много раз.

Играть с потешками нужно 2 и более раз в день ежедневно. Сопровождайте потешками уход за малышом – одевание, купание, еду, пробуждение, укладывание спать.

Учусь себя слушать

Создайте тишину во время гуления ребенка, чтобы он научился себя слышать, узнавать свой голос. Можете записать его гуление на диктофон (когда малыш весел и активно гулил) и потом дать прослушать эту аудиозапись. Малыш, прислушиваясь к своим звуками в аудиозаписи начинает их повторять. Поговорите с малышом с разными интонациями, похвалите его.

Примечание: Ребенок не научится себя слышать и прислушиваться к речи взрослых, если в доме постоянно работает телевизор или радио и создается шумовой фон, утомляющий малыша.

Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет

Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)

Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета, шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.

Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.

Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.

Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.

Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.

На! Возьми!

Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик. Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке.

Разные игрушки

Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.

Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.

Погремушки (колокольчики)

Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.

Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.

Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:

Дили- дили-дили-дили —
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили —
Колокольчики будили.
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!

Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)

Сделайте гирлянду из шариков и кубиков. В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы. Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.

Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.

Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.

Развиваем зрительное сосредоточение на предмете, умение прослеживать траекторию его движения

Где игрушка?

К 4 месяцам малыш, с которым делали упражнения по развитию умения следить за двигающимся предметом, может не только плавно переводить взгляд, но и проследить глазами невидимую траекторию движения предмета.

Возьмите яркую игрушку и привлеките к ней внимание малыша (покажите ребенку, извлеките звук). Когда ребенок зафиксирует взгляд на игрушке, начинайте ее передвигать и далее уберите за УЗКИЙ экран шириной 7 см. Далее игрушка продолжает свой «маршрут» за экраном (ребенок ее не видит) и появляется с другой стороны экрана. Покажите такое «путешествие игрушки» 3-4 раза, и ребенок будет ждать появления игрушки в том месте, где она появлялась до этого.

Гляделки: прослеживание взглядом

Положите малыша на спинку. Покажите ему яркую звучащую игрушку (она должна быть удобной для захвата). Когда малыш сосредоточит взгляд на игрушке, начните передвигать ее по кругу. Диаметр круга постепенно увеличивайте. После этого дайте игрушку в ручки малышу, чтобы он ее смог схватить и обследовать.

В этом возрасте малыш уже способен легко прослеживать взглядом сложные траектории движения игрушки – поэтому Вы можете усложнить задание, передвигая игрушку по вертикали, по горизонтали, восьмеркой или по другой траектории.

Также понаблюдайте, может ли малыш прослеживать взглядом за Вашим лицом. Начните говорить с ним (малыш лежит на животе, Ваше лицо на уровне его лица), а затем переместитесь сначала влево-вправо, затем вверх – вниз. При этом разговаривайте с ребенком, называйте его по имени, читайте потешки. Важно чтобы ребенок устойчиво прослеживал взглядом за Вашим лицом в разных направлениях.

Развитие слухового сосредоточения

Откуда звук?

В этом упражнении малыш учится поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, сосредотачивать на нем свой взгляд. Возьмите звучащий предмет – шуршалку, шаркунок, погремушку, детский музыкальный инструмент (какие игрушки нужны малышу и как их использовать для создания развивающей среды Вы уже читали в первой части этой статьи) и начните им звучать. Малыш повернет голову в сторону звука. Затем обойдите вокруг манежа или кроватки, звуча игрушкой – малыш следит глазами за передвигающимся источником звука.

После этого постучите игрушкой о бортики кроватки в разных местах – ребенок будет поворачивать голову в сторону источника звука.

Звучите игрушкой с разных сторон, делайте паузы, разговаривайте с малышом, побуждайте его поворачивать голову в разные стороны.

Всегда делайте такие упражнения, вызывая повороты в разные стороны – влево и вправо!

Мамина гимнастика с потешками

Играем с ручками и ножками

В 4 месяца малыш уже умеет управлять своими ручками, знакомится с ними, пробует брать предмет обеими руками, одной рукой.

Малыш лежит на спине. Произносите слова потешки, делая движения:

Ручки, ручки, не скучайте! (потрясти ручками, взяв их за локотки)

Где Вы были? Отвечайте! (Сводите и разводите ладошки перед лицом ребенка, руки ребенка держим за локотки)

Посидели дома? (Хлопаем по щечкам ладошками)

И пошли к знакомым! (Хлопаем ладошками ребенка по своим щекам)

Вы можете придумать и свои движения на слова потешки.

Можно заменить слова потешки на слово «Ножки, ножки, не скучайте!…». В этом случае мы берем малыша так, чтобы его ступни прикасались друг к другу – «здоровались». Можно надеть на ножку малыша бубенчик или браслетик.

Можно в этом упражнении использовать и другие пестушки и потешки:

Тук-тук-тук (стучим кулачками друг о друга) – громко, четко

Да-даааа-даааа! (раскрываем ладошки и хлопаем в ладошки) — удивленно

Можно к вам? – вопросительно (снова ударяем кулачками)

Вам сюда! – радостно, гладим ручками щечки.

Играем с браслетом (Автор – И. В. Мальцева)

Наденьте на ручку малыша цветной яркий браслетик на липучке или на мягкой резинке.

Ручка, ручка, где была? (возьмите ручку ребенка и поднимите к его лицу, чтобы он увидел браслетик)

Спрятаться от нас могла? (перемещаем ручку с браслетиком перед глазами малыша, он за ней следит взглядом)

Мы тебя сейчас найдем (сделайте паузу и дайте возможность малышу потянуться к браслетику, ухватиться за него своей второй ручкой)

И играть скорей пойдем.

Обязательно меняйте ручку в таких упражнениях. Поиграв с одной ручкой, поиграйте с другой!

Топотушки

Положите малыша на живот и захватите ножки. Поочередно сгибайте и разгибайте их (пятка то прижимается к ягодицам, то ножка выпрямляется). В этом упражнении укрепляются мышцы, улучшается координация движений, ребенок учится двигать ножками попеременно.

Топ, топ, топотуууушки… (ритмично, весело)
Удивляются игруууууушки, (удивленно)
На окошко прыгнул кот — (удивленно)
Оля по полу идет! (радостно, восхищенно)
Ходит не ладошками, (ритмично, весело)
А топочет ножками,
Маленькими ножками,
Красными сапожками.
И сама удивленааааа, (удивленно)
Что не падает онаааааа!

Присаживание

Возьмите малыша за две ручки и начинайте его поднимать – присаживать. Малыш прогнет спинку. Сначала присаживайте за две ручки, а потом за одну. Упражнение развивает мышцы живота.

Внимание: сажать ребенка нельзя, можно только делать присаживание как упражнение!

Чики, чики, кииииички,
Берёзовые лыыыыычки!
Летели две птиииииички,
Собой невелииииички.
Как они летееееели,
Все люди глядеееееели.
Как они садиииииились,
Все люди дивиииииились.

Мне очень нравятся слова народных потешек, которые не только сопровождали присаживание малыша, но и одновременно …. воспитывали его. Да-да! Именно воспитывали, закладывая основы человеческих взаимоотношений. Например, вот такие «поклончики». Берем малыша за ручки и тянем его на себя до положения «сидя», затем снова опускаем в положение лежа на спине. И каждое движение сопровождаем одной строчкой текста:

Бабушке – поклооооон!

Дедушке – поклоооон!

Папе – поклооооон!

Маме – поклооооон!

Братику – поклоооон!

Сестрице – поклоооон!

А тебе, детонька –

Рост большоооооой! (имеется в виду не то, что малыш будет высокого роста, а то, чтобы он быстро рос и хорошо развивался)

Эту потешку и многие другие подобные потешки Вы найдете в великолепном сборнике, выпущенном кафедрой истории педагогики Санкт-петербургской академии последипломного образования «Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей» в 2008 году. Жаль только одного – что сборник этот доступен, увы, только специалистам и в обычных книжных магазинах не продается.

А вот еще одна потешка для присаживания ребенка из этого сборника, которая пропевается как песенка:

Тооооню тяяяну – рыыыыбу лоооовлю,

К коооошель клаааду, дооооомой нееееесу.

Щучки – в кучки, плотички – в полииички,

Один ершок! Да и тот в горшооок!

Прыжки

Возьмите ребенка под мышки лицом к себе. Приподнимайте и опускайте его так, чтобы ноги малыша касались стола. При этом читайте ритмично слова потешки.

Упражнение развивает упор ног, укрепляет мышцы стопы, вызывает радость у ребенка. Его можно использовать только с детьми, которые отлично держат голову в вертикальном положении туловища. Обычно все дети к 4 месяцам держат голову очень уверенно.

Подпрыгивать можно не только на столе, но и на большом мяче или на … папе!

Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Сел кузнечик на листок!
Прыг-Скок! Прыг-Скок!
Лягушонок под мосток!
Скачет козлик по дорожке –
Прыг-Скок! Топ-Топ!
Дети хлопают в ладошки –
Прыг-Скок! Хлоп-Хлоп!
Зайчик солнечный на стенке,

Прыг-Скок! Прыг-Скок!

Я на папиной коленке –
Прыг-Скок! Прыг-Скок! (Владимир Данько)

Но, лошадка, прыг — скок!

На пригорок, на мосток.

Мы поскачем по лесам

И опять вернёмся к вам!!!

Неваляшка: Готовимся к поворотам со спины на бок и на живот

Малыш лежит на спине на пеленке. Покажите ему неваляшку (на расстоянии 50 см). Затем переместите игрушку вбок и раскачайте ее, чтобы она зазвучала. Подтяните край пеленки, на которой лежит малыш. Таким образом, мы подталкиваем – стимулируем малыша к повороту. Но при этом малыш поворачивается сам. При таком повороте все ощущения тела такие же как при самостоятельном повороте, и это помогает деткам перейти к самостоятельному действию.

При повороте на бочок освободите ручку малыша. Это нужно, так как после поворота на бочок малыш освоит поворот на живот. А при повороте на живот высвобождение ручки необходимо.

Когда ребенок примет устойчивое положение тела, придвиньте к нему неваляшку. Поддерживайте в это время малыша за спинку. Ребенок играет с игрушкой – раскачивает, слушает как она звучит.

Влееееево-впраааааво,

влееееево-впрааааааво

Весело качаааааается.

Влееееево-впрааааааво,

влееееево-впраааааааво

На пол не роняется. (Г. Верд)

Учимся переворачиваться

Малышу в 4-месячном возрасте пора научиться переворачиваться. Это готовит к ползанию, укрепляет мышцы туловища.

Положите малыша на спину. Покажите ему сбоку яркую игрушку, чтобы у ребенка возникло желание ее взять. Ласково говорите с ним: «Давай, Ирочка, повернемся на бочок». При этом поддержите свой правой рукой выпрямленные ножки малыша. А левой рукой держите согнутую в локте ручку малыша и очень осторожно подтяните в сторону, побуждая повернуться на бочок (тянуть или толкать ребенка не нужно, мы только побуждаем его повернуться самому). Потом делаем упражнение в другую сторону.

Делая упражнение, приговариваем:

«Толкааааааачки – рогаааачки, перевёоооортышки! Толкаааачки-рогааааачки-перевёоооортышки!»

Брыкание

Педиатры советуют уже с 4 месяцев начать проводить с малышом упражнения, которые будут готовить его к овладению стоянием и ходьбой. Подложите свои руки под ступни ребенка и слегка подтолкните. Малыш попытается выпрямить ножки и начнет «брыкаться». Брыкание доставляет ребенку удовольствие и он смеется. Благодаря такому маленькому и короткому упражнению, ребенок учится координированно по очереди сгибать и разгибать ноги, что поможет ему в дальнейшем, когда он будет учиться ходить. К 5 месяцам можно делать движения, напоминающие езду на велосипеде. К 5 месяцам малыш научается и одновременным движениям ногами (эти движения он делает, например, когда пытается сбросить с себя одеяло).

Кач-кач

Это упражнение развивает равновесие в положении лежа на животе, а также опорную функцию правой и левой руки (ладошки малыша раскрыты)

Скатайте валик из полотенца и положите на него ребенка животиком вниз. Покачивайте малыша из стороны в сторону, напевая песенку или читая стишок.

Ай качи-качи- качииииии!
Глянь, баранки, калачииииии.
Глянь, баранки, калачииииии,
С пылу, с жару из печиииии.
В пылу с жару из печиииииии,
Все румяны, горячиииии.
Налетели тут грачииииии,
Подхватили калачииииии.
Нам осталися баааа-рааааа-нооооо-чкиииииии!

Велосипед (4-5 месяцев)

Упражнение укрепляет мышцы ног, готовит к ползанию и ходьбе.

Положите малыша на спинку на твердую поверхность. Начните с ним разговаривать. Затем возьмите за стопы и согните ножки в коленном суставке. И «едьте на велосипеде», приговаривая слова потешки:

Поехали, поехали,
С орехами, с орехами.
Поехали, поехали,
За грибами, за орехами,
Приехали, приехали
С грибами и с орехами.

Повторите упражнение 3-4 раза.

Знакомимся с окружающим миром

Вот моя семья!

Возьмите малыша на руки, подносите его к членам семьи, называйте их, рукой малыша дотрагивайтесь до них. Прочитайте стишок о семье, показывая ручкой малыша до называемого человека. Пусть они поговорят с малышом.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это — мама, это я.
Это — бабушка моя!
Это — папа, это — дед.
И у нас разлада нет!

Кто это?

Упражнение развивает ориентировочную реакцию ребенка на голос мамы и ее лицо. Разговаривая с малышом, внесите изменения в свою внешность – например, наденьте шляпу или повяжите косынку, заколите волосы и т.д. Малыш насторожится. Но узнав Ваш голос, улыбается.

Можете поиграть в «прятки». Во время разговора спрячьте свое лицо платком и потяните ручку ребенка к платочку. Малыш стянет платочек и увидит маму.

Две бутылочки

Предложите малышу две бутылочки. Сможет ли он по цвету бутылочки с разной жидкостью сделать выбор (прозрачная бутылочка с водой или непрозрачная белая молочная смесь)

Путешествие по квартире

Ребенка следует чаще носить на руках по квартире и разговаривать при этом с ним, называть предметы и действия. Это не только позволяет знакомить с окружающим миром и развивать предпосылки речи, но и играет важную роль в формировании объемного зрения. Ведь в таком путешествии малыш видит один и тот же предмет с разных сторон, с разных точек обзора.

Показ игрушки

Положите малыша на живот. На расстоянии 50 см от него поставьте яркую игрушку. Начните демонстрировать игрушку. Называйте ее части, цвет, размер, действия, покажите, как с ней играть, как она звучит. Используйте короткие стишки об игрушке, потешки. Затем дайте малышу возможность поиграть с игрушкой, дотянуться до нее.

Бутылочка

При кормлении из бутылочки держите бутылочку так, чтобы ребенок мог потянуться к ней руками и «взять» — удержать ее. Поддержите бутылочку и помогите малышу ее держать.

В статье Вы познакомились с тем, как развивать ребенка в 4 месяца с помощью игр и упражнений. Еще о развитии ребенка в 4 месяца интересную информацию Вы найдете в статьях:

Народные и современные стихи для купания, переодевания, кормления, пробуждения, укладывания спать, игр с ребенком.

Как правильно выбрать колыбельную для малышей и как ее петь?

Проверенный веками метод развития младенцев.

Основные линии развития малыша, создание развивающей среды.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 4 МЕСЯЦА?

В четыре месяца поведение малыша может измениться. Он станет капризным, слюнявым, будет тащить все в рот и пробовать «жевать». Проверьте десны карапуза в области нижних резцов. Возможно, у него режутся зубки. Если

на десне появилось покраснение, припухлость и малыш не позволяет до этого места дотронуться — это дает о себе знать первый зуб. Кроме того, в это время возможно появление высыпаний и раздражений вокруг рта (из-за обильного слюноотделения), плохой сон и преждевременные пробуждения, снижение аппетита, жидкий стул, кашель и даже повышение температуры.

1. Периодически давайте малышу специальный «прорезыватель» для зубов.

2. Если вы сильно беспокоитесь за малыша, можете смазывать десны специальными мазями или гелями, предварительно проконсультировавшись с педиатром (дентинокс, солкосерил).

3. Коротко остригайте ногти ребенка, чтобы он случайно не оцарапал десны во время сосания.

4. Регулярно мойте руки малышу.

Физическое развитие и двигательная активность четырёхмесячного малыша

Мышцы спины и шеи малыша уже настолько окрепли, что он может удерживать голову в положении лежа на животе до 1 минуты. При этом он опирается на предплечья и локти вытянутых вперед и согнутых в локтевом суставе под прямым углом ручек. Грудь приподнята над опорой, а ноги разведены в стороны.

Если вы усадите малыша, аккуратно поддерживая за ручки, то он спокойно удержит голову.

Карапуз уже пробует самостоятельно перевернуться с живота на бок, на спину и даже со спины на живот. Также ребенок пробует самостоятельно ползать. У многих детей лучше получается пятиться назад, чем продвигаться вперед.

Малыш целенаправленно тянется ручками к заинтересо-вавшему его предмету и захватывает его. Попавшей в руки игрушкой он начинает махать и трясти. А во время кормления он уже придерживает мамину грудь или бутылочку.

Ребенок многократно проделывает одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, вертит, трясет, бросает. Иногда он выполняет стереотипные движения — раскачивается из стороны в сторону или стучит рукой.

1. Расширяйте комплекс физических упражнений малыша за счет введения пассивных упражнений руками, поворотов тела, развития хватания.

2. Разнообразьте приемы массажа: наряду с поглаживанием применяйте облегченные приемы разминания, растирания и похлопывания.

3. Увеличьте время воздушных ванн до 6-8 минут.

4. Заканчивайте купание обливанием водой на 1 градус прохладнее.

5. Летом постепенно проводите солнечные ванны в тени деревьев до 5-6 минут.

6. Уберите из зоны досягаемости малыша все острые, тяжелые и хрупкие предметы. Не допускайте нахождения ребенка возле емкостей с кипятком, горячих предметов (кастрюли, утюг, обогреватель), открытого огня.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка 4-х месяцев

К радости всех домочадцев на этом этапе у малыша появляется более продолжительный ночной сон.

Ему нравятся крупные объемные игрушки, окрашенные в естественные цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Игрушки, издающие звуки, приводят его в восторг. Он прислушивается к ним, делает кратковременные паузы во время того, как трясет игрушкой. Ребенок уже способен на некоторое время запоминать события и впечатления. Поэтому он внимательно рассматривает разнообразные объекты, следит за поведением взрослых, обращает внимание на интонацию голоса.

Малыш намного лучше следит за предметом, фокусирует на нем взгляд, определяет расстояние до него и поэтому не промахивается, когда пытается ухватить рукой. Он уже ищет необходимый ему объект глазами (маму, игрушку, источник звука) и находит.

Карапуз откровенно радуется, когда к нему обращаются. Свою радость он проявляет оживлением, громким смехом, улыбкой, кряхтением, разнообразными звуками, гулением. И также активно протестует, если с ним перестают общаться и уходят.

Когда малыш расстраивается и плачет, на глазах у него уже появляются слезы.

1. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Называйте предметы вокруг.

2. Сопровождайте разговор жестами, мимикой, интонацией, действиями.

3. При обращении к малышу называйте его по имени.

4. Поддерживайте у него положительные эмоции и хорошее настроение.

5. Давайте ему яркие, красочные, издающие звуки игрушки, которые легко удерживать в руках (погремушки, пищалки, молоточки).

6. Можете на некоторое время помещать ребенка в манеж с игрушками.

7. Играйте с ним в мяч, в прятки.

8. Организуйте для карапуза «песочницу» дома. Для этого в небольшой тазик насыпьте немного крупы и позвольте перебирать ее руками.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО МЕСЯЦА МАЛЫША

Теперь ваш малыш стал не просто наблюдателем, а активным участником событий. Он начал проявлять инициативу в общении с людьми, а также научился самостоятельно доставать и брать предметы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди