23.06.2020

Умение отслеживать динамику развития ребенка. Составитель: доктор психологических наук, профессор Р. С. Немов. Кафедра общей психологии. Ещё конспекты занятий в детском саду


Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях...

- Константин Ушинский

Мониторинг -постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития.

Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка. (Асмолов «... фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.»)

Формы мониторинга (методы):

наблюдения за ребенком,

экспертные оценки,

критериально-ориентированные методики нетестового типа,

критериально-ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей).

Периодичность: 2 раза в год.

Длительность проведения: 1 неделя.

Индивидуальная карта

мониторинга динамики личностного развития дошкольника

Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы.

Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Структура мониторинга динамики детского развития

Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. Заполняется медицинским работником.

Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… Заполняется психологом.

Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. Заполняется логопедам.

Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей. Заполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Условные обозначения:

« + » соответствие возрастной норме

« - » несоответствие возрастной норме

« +/- » требуется дополнительная работа

« -/+ » требуется усиленная коррекция

Предполагаемые выводы:

1.Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода

2.Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________

________________________________________________________________

3.Требуется специализированная работа следующих специалистов: _________________________________________________________________________________________

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мониторинг динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта развития МКДОУ БГО ЦРР – детский сад №19 Воспитатели: Юрьева Е.А. Денисюк Г.С

Мониторинг - постоянное наблюдение за какими-нибудь процессами для оценки их состояния и прогнозов развития. Цель мониторинга: сбор данных о личностном развитии дошкольника на разных возрастных этапах с последующим объективным определением индивидуального пути наиболее благоприятного развития ребёнка. (Асмолов «... фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ними работать дальше.») Формы мониторинга (методы): наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки, критериально -ориентированные методики нетестового типа, критериально -ориентированное тестирование (в спорных ситуациях, с разрешения родителей, законных представителей). Периодичность: 2 раза в год. Длительность проведения: 1 неделя. Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях... - Константин Ушинский

Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника Индивидуальная карта динамики личностного развития дошкольника представляет собой сведения о различных сферах развития ребёнка-дошкольника и складывает целостное представление о его индивидуальности. Анализ информации позволит более точно определить дальнейшую траекторию образования ребёнка, развить природные задатки и способности, своевременно предупредить возможные проблемы. Индивидуальная карта содержит несколько разделов, каждый из которых заполняется специалистами дошкольного учреждения. В карту заносятся результаты психологической и педагогической диагностики, медицинского обследования.

Структура мониторинга динамики детского развития Раздел №1: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения медицинских показаний. З аполняется медицинским работником. Раздел №2: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения познавательных процессов, волевых качеств… З аполняется психологом. Раздел №3: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения речевого развития. З аполняется логопедам. Раздел №4: Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств и изучения эффективности освоения образовательных областей. З аполняется воспитателем, инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем. Заключение: обобщение данных мониторинга, направления индивидуальной работы

Раздел №4 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника (воспитатель)

Общие сведения о ребёнке ФИ ребёнка ________________________________________________________ Возраст на момент заполнения (лет, мес.) ______________________________ Группа ___________________________________________________________ Группа здоровья ___________________________________________________ Тип ВНД __________________________________________________________ Социальный статус семьи ____________________________________________ Дополнительные сведения (наличие инвалидности, диагноз) _____________ __________________________________________________________________

В процессе педагогического мониторинга воспитателем определяется Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме Развитие интегративных качеств согласно возрастной норме О ценка эффективности освоения образовательных областей

Раздел №4 Таблица №1 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника на основе изучения интегративных качеств Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками сформированы основные физические качества и потребности в двигательной активности. самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Любознательный, активный Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Эмоционально отзывчивый Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Интегративные качества Периодичность Начало года Конец года Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, "что такое хорошо и что такое плохо". Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.). Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Имеет представления: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками

Таблица №2 Индивидуальная карта мониторинга динамики личностного развития дошкольника основе изучения эффективности освоения образовательных областей Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Физическое развитие опыт в двигательной деятельности развитие физических качеств правильное формирование опорно-двигательной системы, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики правильное выполнение основных движений формирование начальных представлений о некоторых видах спорта овладение подвижными играми с правилами овладение представлениями о здоровом образе жизни, его элементарными нормами и правилами Социально-коммуникативное развитие социализация, развитие общения, усвоение норм и ценностей принятых в обществе ребёнок в семье и сообществе самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание формирование основ безопасности

Образовательные области Периодичность Начало года Конец года Познавательное развитие формирование элементарных математических представлений развитие познавательно-исследовательской деятельности ознакомление с предметным окружением ознакомление с социальным миром ознакомление с миром природы Речевое развитие развивающая речевая среда формирование словаря ЗКР Грамматический строй речи Связная речь Подготовка к обучению грамоте Приобщение к художественной литературе Художественно-эстетическое развитие Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности Приобщение к искусству Конструктивно-модельная деятельность Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность

Условные обозначения: « + » соответствие возрастной норме « - » несоответствие возрастной норме « +/- » требуется дополнительная работа « -/+ » требуется усиленная коррекция

Заключение. Обобщение данных мониторинга Цель: обобщение данных об индивидуальной динамике личностного развития дошкольника отражение объективности и наглядность мониторинга. Медицинские показания Психологические параметры развития Речевые параметры развития Физическое развитие Формирование интегративных качеств Освоение образовательных областей Предполагаемые выводы: 1. Динамика развития ребёнка соответствует показателям развития данного возрастного периода 2. Динамика развития ребёнка не соответствует показателям развития для данного возрастного периода по следующим показателям ______________ ________________________________________________________________ 3. Требуется специализированная работа следующих специалистов: ______ ________________________________________________________________

Направления индивидуальной работы Специализированная коррекция развития Психологические параметры развития Речевое развитие Физическое развитие Интегративные качества Освоение образовательных областей Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Направление работы Периодичность Занятие с логопедом 1р/ нед Произвольная память Формирование словаря Развитие основных движений Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели Познавательное развитие Обследование у врача –психиатра 2р/год Абстрактное мышление ЗКР Развитие мелкой моторики Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Художественно-эстетическое развитие Консультация врача-окулиста 1р/3 мес Волевые качества Подготовка к обучению грамоте Коррекция плоскостопия Занятия с детским психологом 2р/ нед Работа с мячом Лечебная физкультура 1р/2нед Закаливание водой


Анализ интеллектуального развития воспитанников детского сада позволяет сделать вывод:

Диагностика наличия полных и точных представлений об окружающем мире демонстрирует, что результаты остаются на уровне учебного года.

В занятиях раздела "познаю мир" комплексной программы воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. нет преемственности с изодеятельностью, развитием речи; нарушается чередование и кратность повтора изучаемого материала; не обеспечена умственная нагрузка на занятиях за счет недостаточного количества решаемых задач. Тем не менее ознакомление с окружающим по программе "Радуга" предполагает достаточно большой набор индивидуальных тетрадей для детей, которые должны ежегодно обновляться - это вызывает затруднения в обеспечении условий реализации материалов программы в полном объеме. Программой определено перспективное планирование и разбивка тем по месяцам, но отсутствует связь между ознакомлением с окружающим, развитием речи и другими разделами, нарушается в течении месяца чередование.

Наблюдается положительная динамика формирования элементарные математические представлений на 2,7%. Низкий уровень элементарных математических представлений имеют 12% воспитанников ДОУ.

Занятия проводятся по перспективным планам, определенны комплексной программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. Содержание работы, диагностические методики, формы и методы образовательного процесса в младших и средних группах ДОУ - соответствуют возрастным требованиям. Но в старших, подготовительных группах прослеживается существенное усложнение содержания математического материала, в то же время количественным характеристикам числа, представлениям о составе чисел уделено недостаточно времени, также наблюдается несогласованность содержания тем, рассмотренных в изобразительной, конструктивной, математической деятельности, его обособленность.

В перспективных планах, предусмотренных программой, у большинства занятий не обеспечивается умственная нагрузка за счет недостаточного количества задач. Отмечается положительная динамика формирования умений и навыков музыкальных в изодеятельности. Но тем не менее низкие показатели технических умений и навыков в изодеятельности по ДОУ имеют - 16% воспитанников.

Содержание работы по данному разделу и технологии, удовлетворяют, но неправильно реализуются педагогами. В перспективном планировании, рекомендуемом программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др, много внимания уделено коллективным формам работы, где результат отдельного ребенка качественно менее прослеживается.

Уровень личностного развития воспитанников ДОУ отражают результаты диагностики уровня эмоционального отношения к себе (самооценку, "Я - концепция"), другим людям, к виду деятельности (сформированности предпосылок к учебной деятельности и мотивации к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста), коммуникативные умения и навыки и межличностные отношения.

Результаты диагностики уровня сформированной самооценки воспитанников ДОУ 2013-2014гг. представлены ниже Рисунок 4.

Рисунок 4. Уровень самооценки 2013-2014 гг.

исследование вербальной самопрезентации базовых компонентов самосознания "Я - концепции" показывает:

Ш объем высказываний превышает 15 фраз - 2014г. (12 фраз - 2012-2013гг.) содержащих описание 8-9 признаков - 2014г. (6-7 признаков - 2012-2013гг.).

Ш Наиболее полно детьми охарактеризованы компоненты

ь Я-физическое - 3-4 признаков (4-5признака - 2012-2013гг.),

ь Я-психическое - 4 - признаками (2-3 признака - 2012-2013гг.),

ь Я-социальное - 3 признаков (1-2 признаками - 2012-2013гг.).

Большинство признаков фраз носит оценочный характер (2012-2013гг. фразы носили безоценочный, либо общеоценочный характер).

Динамику развития коммуникативные умения и навыки и межличностные отношения демонстрирует показатель групповой сплоченности и индекс взаимности выборов 2013-2014гг. рисунок 5.


Рисунок 5. Показатель групповой сплоченности и индекса взаимности 2013-2014 гг.

Приведенные данные демонстрируют снижение количества детей с низкой (20-12%) и высокой (15-10%) самооценкой, увеличение количества детей, самооценка которых адекватна (65-78%) и уровня групповой сплоченности (0,30 - 0,43) и индекса взаимности (0,23 - 0,35).

Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности развития школьной мотивации у выпускников детского сада:

ь 45 % (28 % - 2012-2013гг.) - воспитанников подготовительной группы имеют высокие уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: произвольная регуляция собственной деятельности; тонкая моторика рук; произвольное внимание, высокая работоспособность, самостоятельность, темп и целенаправленность деятельности в условиях группой работы высокие, принимают учебное задание правильно и точно, выделяют основной способ выполнения, и могут объяснить его, внимательны, придерживаются указаний, активны, проявляют инициативу, любознательность.

ь 43% (70% - 2012-2013гг.) - детей имеют средние показатели, т.е. условно готовы к школьному обучению, возможны трудности во время адаптационного периода.

ь Низкие показатели, т.е. слабо развита мелкая моторика рук, произвольное внимание, внимание неустойчиво, не умеют работать самостоятельно, допускают существенные ошибки в выполнении заданий; выражены следующие поведенческие особенности - медленный темп работы, нуждаются в дополнительной помощи, могут работать только под персональным контролем; отмечается расторможенность у 12 % (2% - 2012-2013гг.) детей.

ь 67 % воспитанников подготовительной группы имеют правильные и полные представления о школе; желание учиться основывается на полных и верных представлениях; мотивируют осознанием значимости учения; интересом к учению; к школьным видам деятельности (высокий уровень сформированности школьной мотивации).

методист детское дошкольное учреждение

ь У З3 % детей желание учиться в школе основывается на поверхностных представлениях; мотивируются несущественными фактами (средний уровень сформированности школьной мотивации).

ь У 23 % воспитанников старших группы отмечаются высокие показатели готовности к обучению в школе и 8% детей - средние, 46% - низкий, у 9 % сформирован высокий уровень мотивации к обучению в школе и 9 % - средний.

Приведенные данные позволяют сделать вывод:

ь самооценка максимального количества детей адекватна;

ь растет уровень благополучия взаимоотношений в группах детей;

ь сформирован высокий и средний уровень предпосылок к учебной деятельности у 88% выпускников ДОУ;

ь у воспитанников старшего дошкольного возраста - 67 % сформирован высокий уровень школьной мотивации, отмечаются учебный и позиционные мотивы.

Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ включает в себя компонента: Систематическое отслеживание психолого-педагогическических особенностей развития воспитанников. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка.

Проведенный анализ деятельности МДОУ № 17 "Петушок" за 2012-2014 годы демонстрирует основные причины неудовлетворительных результатов:

ь необходима система профилактики нервно - психических расстройств воспитанников МДОУ, которая будет воздействовать на биологические факторы, индивидуальные особенности личности и микро социальные условия (семейные и внутри детского сада) или продолжение работы по формированию положительной "Я - концепции" всех субъектов образовательного процесса.

ь отсутствует система физкультурно-оздоровительной работы с семьей и контроля индивидуальной работы по физическому развитию.

ь программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. не решает в полном объеме задач интеллектуального развития воспитанников ДОУ.

Причины, влияющие на низкий уровень развития речевых способностей у воспитанников ДОУ:

ь не обеспеченность достаточной речевой нагрузкой в планировании занятий по развитию речи, программой воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др.;

ь педагоги ДОУ, работая по перспективным планам пр. "Радуга", не уделяют должного внимания "Временным требованиям" по всем дошкольным программам.

Следовательно, программа воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста в детском саду "Радуга" / Под редакцией Т.Н. Дороновой и др. не решает в полном объеме задач интеллектуального развития воспитанников ДОУ. Создание системы стимулирования труда персонала МОУ СОШ,

Ш Производственные совещания,

Ш Разработка положений (конкурсов, творческих групп и др.),

Ш Диагностика по запросу администрации,


Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

К2.П1. Позитивная динамика достижений воспитанников

Наличие динамики индивидуального развития детей

Справка-подтверждение

Воспитательно-образовательная работа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Уржумцевой В.В. строится на основе грамотного сочетания базисной комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и ряда парциальных программ (Николаева С.Н. «Юный эколог» – М., 1993; «Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П. Смирновой – Саратов, 2000; И.А. Лыкова «Цветные ладошки», - «Сфера», М., 2007) и педагогических технологий.

Мониторинг развития детей проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе по основным направлениям:




Направления

Развития


Диагностические методики

1

Физическое

развитие



Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста

2

Познавательно-речевое

развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

подготовительная к школе группа авт-составит. Н.Б.Вершинина


3

Социально-личностное

Развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

  • вторая младшая группа авт-составит. С.С.Дреер, А.Н.Потыкан

  • средняя группа авт-составит. С. С. Дреер, А.Н. Потыкан

  • старшая группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

  • подг.к шк. группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

4

Художественно-эстетическое развитие

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Программа по изобразительной деятельности И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Основные методы диагностики - наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Диагностическая работа даёт возможность увидеть субъективную и объективную картины уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах деятельности.

Как педагог-практик, Уржумцева В.В. осознанно ставит цель развития каждого своего педагогического действия, и помню, что разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. Работая в современных условиях, ориентированных на развитие ребёнка педагог


  • ставит перед собой цели развития,

  • обеспечивает при взаимодействии с ребёнком обратную связь.
В этом помогает диагностика. По результатам диагностики Валентина Владимировна:

  • выявляет круг проблем,

  • составляет практические указания и рекомендации,

  • корректирует дальнейшее развитие ребёнка в нужном направлении.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 14

Г. Красноармейска» ____________ (Дорофеева Н.А.)


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди