16.08.2019

Виды часовых механизмов


Механические часы

Карманные механические часы

Позже появились карманные часы, запатентованные в 1675 году Х. Гюйгенсом), а затем - много позже - и часы наручные. Вначале наручные часы были только женские, богато украшенные драгоценными камнями ювелирные изделия, отличающиеся низкой точностью хода. Ни один уважающий себя мужчина того времени не надел бы часы себе на руку. Но войны изменили порядок вещей и в 1880 году массовое производство наручных часов для армии начала фирма Girard-Perregaux.

Конструкция механических часов

Механические часы состоят из нескольких основных частей:

  1. Источник энергии - заведённая пружина или поднятая гиря.
  2. Спусковой механизм - устройство, которое преобразует непрерывное вращательное движение в колебательное или возвратно-поступательное движение. Спусковой механизм определяет точность хода часов.
  3. Колебательная система - маятник или балансир (баланс).
  4. Механизм подзаводки и перевода стрелок - ремонтуар.
  5. Система шестерёнок, соединяющая пружину и спусковой механизм - ангренаж.
  6. Циферблат со стрелками.

Маятник

Исторически первой колебательной системой был маятник. Как известно, при одинаковой амплитуде и постоянном ускорении свободного падения частота колебания маятника неизменна.

В состав маятникового механизма входят:

  • Маятник;
  • Анкер, соединённый с маятником;
  • Храповое колесо (храповик).

Точность хода настраивается изменением длины маятника.

У классического маятникового механизма есть три недостатка. Во-первых, частота колебаний маятника зависит от амплитуды колебаний (этот недостаток преодолел Гюйгенс , заставив маятник колебаться по циклоиде , а не по дуге окружности). Во-вторых, маятниковые часы должны быть установлены неподвижно; на движущемся транспорте их применять нельзя. В-третьих, частота зависит от ускорения свободного падения, поэтому часы, выверенные на одной широте , будут отставать на более низких широтах и уходить вперёд на более высоких.

Баланс

Балансирный механизм наручных часов

Фазы Луны

Автоподзавод положительно сказывается на точности (пружина постоянно находится в почти заведённом состоянии). В водонепроницаемых часах медленнее изнашивается резьба, которая закручивает заводную головку.

Часы с автоподзаводом толще и тяжелее часов с ручным заводом. Женские калибры с автоподзаводом достаточно капризны, в силу миниатюрности их деталей. Автоподзавод бесполезен для малоподвижных людей (к примеру, находящихся в преклонном возрасте либо офисных сотрудников), а также для людей, которые носят часы лишь время от времени. Однако при наличии специального устройства для автоматического завода часов под названием «виндер», часы могут постоянно находится в заведенном состоянии. Виндеры работают от бытовой электросети (220в или 110в) либо от аккумуляторных батарей.

Турбийон

Часы с турбийоном

В первых механических часах точность хода могла зависеть от положения часов в пространстве и температуры окружающей среды. Для уменьшения зависимости от температуры стали применяться специальные сплавы с низкими температурными коэффициентами.

Индикатор запаса хода

Показывает, на сколько ещё часов или дней хватает завода пружины.

Особые типы часов

Будильник

В указанный пользователем момент даёт звуковой сигнал. Время сигнала задаётся с помощью дополнительной стрелки. Будильник обычно 2 раза звенит в сутки с традиционным циферблатом, разделённым на 12 часов и 1 раз с редким циферблатом, разделённым на 24 часа

Хронометр

Изначально, хронометр применялся в море для определения географической долготы . В наши дни, так называют особо точные механические часы (по сертификации официального швейцарского института хронометрии, COSC - Controle Officiel Suisse de Chronometres). Часы получают такой статус при условии, что в 5 разных положениях и при температурах: +8, +23, + 38 градусов - идут с точностью до -4/+6 секунд в сутки. Требования, предъявляемые кварцевым механизмам: не более 0,07 секунды в сутки .

Секундомер

Часы, которые служат для отсчёта коротких промежутков времени (например, в спорте). Секундомер позволяет в любой момент запускать и останавливать отсчёт времени, а также быстро обнулять показания. В отличие от обычных часов секундомеры не предназначены для определения текущего времени, только интервалов, от одного момента до другого.

Хронограф

Хронографом называют механические или кварцевые часы, которые одновременно являются секундомером

Шахматные часы

Часы с двумя механизмами, которые служат для контроля времени в шахматах . Так же как секундомеры, предназначены для измерения относительного времени.

Лабораторные часы

Таймер, предназначенный для химиков , фотографов

Производители часов

В литературе

Герой произведения Жюля Верна «Вокруг Света за восемьдесят дней» Паспарту пользовался очень старыми карманными часами, которые достались ему от прадедушки, весьма высокой точности, которые, по его словам, «не ошибаются и на пять минут в год!». Возникает сомнение, что заявленная точность хода (+/- 5 мин. в год) действительна была осуществима для механизмов того времени, и, скорее всего, такие часы являются фантазией автора.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Ни одно описание механизма часов не обходится без упоминания системы «баланс-спираль»

Все механизмы делятся на две основные группы: кварцевые и механические.

Кварцевый (QUARTZ)

Принцип действия базируется на способности кварцевого кристалла при прохождении через него электрического тока выдавать импульсы с определенной частотой.

Кварцевый аналоговый (стрелочный)

  • Кварцевая точность
  • Надежность (лучше выдерживают кинетические воздействия)
  • Тоньше чем механический
  • Простота в обслуживании (замена элемента питания (от 3 до 10 лет))
  • Продолжительный срок службы
  • Возможность производства многофункциональных часов (дата, день недели, лунный календарь, будильник)

Кварцевый жидкокристаллический

  • Обладает такими же характеристиками, что и кварцевый аналоговый
  • Цифровая индикация
  • Возможность размещения большого количества информации одновременно (как правило спортивные часы)

Кварцевый комбинированный

  • Комбинированный механизм
  • Аналоговая и жидкокристаллическая индикация.
  • Совмещение двух часов в одном корпусе. В основном это спортивные часы, которые при сохранении классической формы несут функцию спортивных за счет наличия второго дисплея с цифровой индикацией.

Кварцевый с использованием альтернативных источников энергии – АВТОКВАРЦ и ЭКО–ДРАЙВ.

В первом случае использование кинетической энергии вращения маятника, как в механических часах с автоподзаводом, которая превращается в электрическую, аккумулируется в емкости и приводит в действие кварцевый механизм. Во втором – преобразование энергии света. Эти достаточно новые технологии возникли из–за необходимости использования экологически чистых источников энергии.

Механический

Здесь имеет смысл упомянуть о том, почему механические часы считают более престижными, нежели кварцевые. Если рассматривать не серийные механизмы, а уникальные по своей конструкции, то можно говорить про точность и функциональность (высокая точность хода, возможность измерять отрезки 1/10 доли секунд (36000 колебаний в час), избыточный завод (50 часов), и тонкость механизма – 6,5 мм). Но особенные свойства этого механизма должны быть соответственно оценены (дорогие часы).

Механика с автоподзаводом

Ротор от колебаний при ношении часов заводит пружину, которая в свою очередь вращает механизм. Присутствует индикация даты и дня недели.

  • толщина корпуса
  • необходимость промывки и настройки механизма раз в два года
  • невысокая точность до +/– 15 минут в месяц
  • пониженная ударопрочность
  • сильная чувствительность к магнитным полям
  • «живые» часы
  • плавность хода

Механика с ручным подзаводом

Пружина заводится не с помощью ротора, а вручную, как правило, один раз в сутки. Характеристики те же что и у автоматического механизма, за исключением того, что этот механизм может быть более тонким из–за отсутствия маятника. В настоящее время встречается и производится все реже.

Хронометр

Точные механические часы, сертифицированные Палатой мер и весов Швейцарии, и сопровождающиеся официальным сертификатом этого органа о соответствии принятым нормам. На каждые часы выдается сертификат с данными теста.

Механический хронограф

Секундомер с автоподзаводом или ручным заводом.

Достаточно сложный механизм, особенно если он многофункционален и «уложен» в тонкий корпус. Как правило, дорогие часы.

Изобретение хронографа относится к 1720 году, когда английский часовщик по фамилии Грэхэм (Graham) создал первые часы, которые позволили измерить отрезок с точностью 1/16 секунды. В 1831 году был изобретен сплит–хронограф – часы, с секундомером, имеющие функцию промежуточного финиша. Хронограф, принципы работы которого остались неизменными до наших дней (включение, остановка и возвращение к нулю), был разработан Адольфом Николем (Adolphe Nicole) в 1862 году. С того времени до середины нашего века было сделано около 400 изобретений, касающихся усовершенствования работы механизма хронографа.

Широкое распространение хронографы получили с развитием аэронавтики и спорта. Благодаря повышению требований к хронографам был изобретен хронограф с функцией Fly–back. Для осуществления воздушной навигации на маленьких самолетах используются компас и часы. Двигаясь в воздушных коридорах, пилот должен следовать в заданном направлении по компасу в течение заданных промежутков времени. При смене курса ему необходим новый отсчет времени. При больших скоростях полета и низкой высоте требуется максимально быстрое переключение хронометра с минимальным количеством движений. Для этого была изобретена функция fly–back, позволяющая производить сброс показаний хронографа одновременно с началом нового отсчета. При этом используется только одно нажатие кнопки, в отличие от стандартного хронографа, где требуется два нажатия. Такие хронографы впервые стали производиться для германской авиации в 30–ые годы швейцарскими фирмами Hanhart и Tutima.

Приблизительно в 1910 году создали ручной хронограф. Вообще развитие наручных часов и хронографов как типа наручных часов шло друг за другом. Инновации в производстве наручных часов достаточно быстро появлялись и в производстве хронографов. Появлением водонепроницаемых часов в 1930 году привело к производству водонепроницаемых хронографов в 1933. То же самое произошло и при появлении антимагнитных часов. Хотя были и исключения. В 30–40–х годах широкое развитие получили часы с автоподзаводом. Но совмещение автоподзавода с хронометром и, тем более, серийное производство автоматических хронографов было невозможно из–за существовавших тогда технических проблем. Например, Lemania = один из крупнейших производителей часовых механизмов, разработала автоматический хронограф уже в 1947 году, но серийное производство его так и не начиналось. В результате в течение следующих 20 лет, до 1965 года, существенных изменений в производстве автоматических хронографов не произошло.

В 1965 году была создана Ассоциация из компаний Buren–Hamilton, Breitling, Dubois–Depraz и Heuer–Leonidas для решения проблемы совмещения механизма хронографа с механизмом часов с автоподзаводом. В результате 3 марта 1969 года был презентован первый автоматический хронограф, презентация которого одновременно состоялась в Женеве, Нью–Йорке, Токио, Гонг–Конге и Бейруте. Новый Caliber 11 назвали Chronomatic (от chrono graph и automatic ). Он работал с частотой 19 800 полуколебаний в час. Chronomatic выпускался с 1969–1972 г.

Затем был изобретен Caliber 12 с частотой 21 600 полуколебаний в час. Пример – Жан Марсель с функцией fly back . Самая важная функция этого хронографа называется «обратный полёт» ("retour en vol" или по–английски "fly back"), которая позволяет одним нажатием второй (нижней) кнопки хронографа вернуть центральную секундную стрелку к нулю и снова начать отсчёт. В обычном хронографе эта операция проходит в два этапа: сначала останавливают стрелку с помощью кнопки остановки, а затем другой кнопкой заставляют её вернуться в начальное положение. Чтобы вновь начать замеры, необходимо ещё раз нажать первую кнопку. Таким образом, для нового измерения требуется три нажатия на кнопки. При использовании хронографа с функцией «обратный полёт» стрелка возвращается к нулю и немедленно начинает новые замеры при единственном нажатии на кнопку, расположенную внизу. Эта функция необходима при проведении нескольких различных, следующих один за другим измерений, во время которых нежелательны задержки между этими измерениями отрезков времени.

Виды механизмов

Классический - как правило, только стрелки; тонкий корпус, целевое назначение – повседневное использование или выход. Есть модели с датой и днем недели. Используются как механические, так и кварцевые механизмы.

Многофункциональный

  • хронограф
  • спортивный хронограф спортивные часы (с высотомером, глубиномером, повышенной водозащитой и т.п.)
  • часы с лунным календарем
  • часы с дополнительными функциями (будильник)
  • шедевры инженерной мысли – вечные календари, положение земли относительно солнца, вселенной, турбийон и тому подобные.

Можно выделить три основных способа приведения в действие часового механизма:

Простой способ ручного завода пружины механических часов

Автоматический завод механических часов

Элемент питания

Механические часы

Классический способ завода механических часов — скручивание пружины, расположенной в механизме. Этот принцип остается неизменным с момента создания первых компактных часов. Пружина усилие с колеса передает на анкерное колесо, которое не дает остановиться маятнику. Основной недостаток механических часов - точность хода. Нормальной точностью считается +/- 20 секунд в сутки. Существуют специальные модели швейцарских хронометров с защищенным от температурных и влажностных колебаний маятником, в которых удалось достичь точности, сравнимой с кварцевыми часами. Но, из-за огромной цены, и непомерно сложного в изготовлении и обслуживании механизма, эти часы вряд ли когда-нибудь станут массовыми. Ручной способ завода применяется отечественными часовыми производителями и почти всеми швейцарскими производителями механических часов. У этого способа есть один существенный недостаток - надо ежедневно заводить часы, но для некоторых людей, которые обладают дорогим хронометром какой-нибудь известной швейцарской фирмы, процесс завода часов превращается в некий ежедневный ритуал, с помощью которого можно вдохнуть жизнь в стальной механизм. Достоинством же данного способа заводки часов является возможность сделать механизм часов небольшой толщины. Уже около 20 лет, как в мире механических часов лидирует «автоподзавод» (или «automatic»). В часах с «автоподзаводом» установлен грузик, который при ношении часов вращает заводной механизм, что дает возможность при ношении часов около 8 часов в день полностью отказаться от принудительной заводки часов. Недостатком «автоподзавода» является большая толщина механизма, влияющая на вид особенно женских часов. К тому же в некоторых автоподзаводных механизмах отсутствует возможность принудительного завода, что делает эти часы не очень привлекательными для людей, ведущих малоподвижный образ жизни. Запас хода в большинстве механических часов - 36 часов, после полного завода.

Кварцевые часы

Принципиально все кварцевые часы похожи - кварцевый генератор выдает синусоидальный сигнал с высокой степенью стабилизации частоты, который в дальнейшем делится до частоты 1 Гц и усиленный подается на обмотку шагового механизма, движущего секундную стрелку или подается в процессор, который обрабатывает сигнал и подает на жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) команды управления. Особенности кварца - высокая стабильность частоты, практически не зависящая от внешних факторов, таких как температура, влажность, напряжение питания были замечены давно. С началом производства интегральных микросхем стало возможно использовать эти свойства в часах, благодаря чему реализовалась нынешняя средняя точность хода кварцевых часов +/- 15 секунд в месяц, а в специально спроектированных хронометрах - даже 0,3 секунды в месяц. А если к это еще добавить простоту, надежность, долговечность и отсутствие в механизме кварцевых часов деталей, которые постоянно находятся в напряжении, то вполне закономерно, что в сейчас кварцевые часы являются, по сути, доминантом на часовом рынке. Здесь могут возразить любители швейцарской механики, что, мол, кварцерые часы - это не часы вовсе, а стрелки или индикатор с батарейкой, но на наш взгляд часы в первую очередь должны показывать правильное время, а с этим кварцевые часы справляются намного лучше швейцарской механики (вопросы престижа, имиджа, дизайна, гармонии с окружающим миром и т.п. мы сейчас затрагивать не будем, поскольку пишем о системах снабжения часового механизма энергией). Принятая изначально схема питания - батарейка, к которой принципиально сводятся все другие способы питания. У нее существует огромное достоинство перед другими схемами питания - дешевизна элементов питания и относительная простота их замены (безусловно лучше пользоваться услугами фирменных сервисных центров для замены батареек - в конечном счете это обходится дешевле).

Сколько споров идет на тему, как выбрать лучшие мужские часы в наше время. Стоит ли подходить к выбору часов с практичным расчетом или довериться интуиции и вкусу, опираясь на дизайн и модные тенденции? Есть ли принципиальная разница между недорогими мужскими часами, скажем, за 100$ и за 10000$, если выпускаются одной и той же компанией? Очень много вопросов в этом, казалось бы, привычном для нас предмете – мужские часы. Обо всем этом и многом другом читайте в серии из 2-х статей на нашем сайте.


Это моё время. Это мой стиль жизни.

Нынешнее время – это переходная ступень между «прошлым» и «будущим», и, говоря два эти слова, я имею ввиду не только цифровое обозначение года, но и характер происходящих с человечеством изменений. С каждым новым днем люди уверенно движутся по пути развития технологий, изобретают все новые и новые устройства, делая упор на их многофункциональность. Прошлое, в данном контексте, выглядит как пора вещей с узкой специализацией, тогда как будущее – это время тотальной компьютеризации и внедрения высоких технологий во все аспекты человеческой жизни. Сегодня же, на грани двух этих эпох, мы продолжаем пользоваться старыми приспособлениями, такими как домашние телефоны, телевидение, бумажные носители информации и многое другое, при этом, охотно впуская в свою жизнь их более продвинутые аналоги: мобильные телефоны, интернет и, например, электронные книги. Первое все еще используется, но уверенно изживается вторым, это неизменная особенность развития и перехода на новый уровень технологий. Этот, своего рода, переход из «прошлого» в «будущее», в большинстве своем, протекает очень плавно, оставаясь незаметным для обывателя, но стоит оглянуться назад, то изменения становятся куда более заметными.

Прошлое, настоящее и будущее – наше время

Забавный факт заключается в том, что если объединить «прошлое», «настоящее» и «будущее», то мы получим время. Добавим к нему слово «технология», и получим обозначение устройств, признанных отображать ход времени. Иными словами, часы. Сегодня часы присутствуют на каждой второй более или менее современной вещи: на микроволновой печи, на холодильнике, в углу вашего телевизионного экрана, на нижней панели рабочего стола компьютера и, несомненно, на любом мобильном устройстве. Каждая из этих вещей изначально предназначена для других целей, но для большей многофункциональности (или по ряду технических особенностей) оно обладает индикатором времени. Именно об этом я и говорил ранее. Что на счет наручных часов, спросите вы? Из-за их узкой специализации они уходят из повседневной жизни, медленно заменяясь аналогами. С этим можно не согласиться, но факт остается фактом. Сегодня наручными часами пользуется куда меньшее количество людей, чем прежде, и, чтобы идти в ногу со временем и оставаться наплаву, современные модели часов обзаводятся целым рядом функций, связанных с мобильными телефонами, ориентированием на местности и прочим. Не смотря на это, из предмета первой необходимости они превращаются в элемент гардероба, призванный дополнить костюм или продемонстрировать ваш образ жизни и уровень дохода, ведь куда более презентабельно будет посмотреть на циферблат швейцарского механизма, чем на экран телефона. Именно по этой причине современный человек, выбирая себе наручные часы, чаще всего, ориентируется не на практичность и функциональность, а на внешний вид и стоимость, однако данный элемент гардероба должен не только хорошо смотреться на руке, но и исправно функционировать.

Вот мы и подошли к основной дилемме, сопровождающей каждого, кто хоть раз заходил в часовой магазин или смотрел каталоги интернет-магазинов. Какие они, лучшие мужские часы? Стоит ли тратить на часы более чем 100$? Чем руководствоваться при выборе? Разберемся в каждом из этих вопросов в этой статье.

Опуская ряд специфических особенностей наручные часы можно разделить на два вида: механические и кварцевые. В чем их отличие?

Механические часы – это сложное устройство, которое работает не от стороннего источника питания, а от движения спиральной пружины, инерция закручивания и раскручивания которой и приводит в движение стрелки на циферблате. Существует два вида механических часов, разделяемых по способу «взведения» пружины: ручной завод и автоподзавод. Первые обладают меньшим весом и размером. Каждый день их необходимо заводить, что осуществляется путем прокручивания коронки (головки). Вторые, из-за особенностей механизма, тяжелее и обладают куда более массивным корпусом. Такие часы не требуют регулярного завода, так как заводятся автоматически от движения маятника каждый раз, когда ваша рука двигается. Если снять такие часы и на длительное время оставить без движения, то они остановятся, однако достаточно просто потрясти их, чтобы механизм вновь заработал.


При выборе между ручным и автоподзаводом стоит оперировать предпочтительной для вас толщиной корпуса. Помимо этого, стоит обратить внимание, готовы ли вы ежедневно подкручивать коронку, что в некоторых случаях, с точки зрения психологии, может стать успокаивающим обыденным ритуалом, или же для вас важнее автоматизация этого процесса. Оба вида, не смотря на различия, объединяет одна важная деталь. Они требуют бережности и тщательного ухода.

Преимущества механических часов

К преимуществам механики можно отнести, во-первых, их презентабельность и старомодный дизайн, который придется по душе всем любителям ретро. Обратная сторона монеты, если не брать во внимание дешевые аналоги, заключается в том, что хорошие механические часы обладают высокой ценой. Во-вторых, они не требуют замены батарейки. Данный факт означает не только экономию на услугах часовых мастеров, но и на герметичности корпуса, которая сохранится на протяжении всего срока службы в своем заводском состоянии. Высококлассные часовые мастерские присутствуют далеко не везде, согласитесь, а доверять дорогостоящий элемент гардероба дилетантам – удовольствие довольно сомнительное.

Недостатки механических часов

Что касается минусов? Хочу огорчить всех любителей механики, но все не так радужно, как могло показаться. Во-первых, это меньшая по сравнению с кварцевыми механизмами, точность хода. Среднестатистические механические часы, из-за особенностей устройства, отстают за сутки на 15 – 45 секунд. Конечно, есть образцы, в которых данный недочет уменьшен до 4 – 5 секунд, но и цена у таких моделей будет расти прямопропорционально уменьшению отставания. Во-вторых, это чувствительность механизма к повреждениям, износу деталей и температуре. Каждый из этих факторов может привести к увеличению отставания или повлечь остановку часов. В-третьих, это высокая цена. Обнаружив более-менее дешевую модель механических часов не спешите радоваться. Дешевая механика прослужит недолго и быстро выйдет из строя, так как внутреннее устройство таких часов само по себе не предполагает применение материалов низкого качества или халтуры при сборке.

Перейдем к кварцу. Что это такое? Кварцевые часы отличаются от своих механических аналогов преимущественно тем, что для работы требуют источник питания (батарейку таблеточного типа). Средняя продолжительность работы на одном элементе питания (с учетом качества производителя оного элемента) составляет три года. В отдельно взятых случаях эта цифра может изменяться. Есть модели часов, которые требуют не одной батарейки, а нескольких (как одинаковой, так и разных маркировок), так же на время жизни элемента питания влияют дополнительные особенности часового механизма, такие как будильник, секундомер и тому подобное.


В качестве примера можно взять два классических образца, которые наиболее широко распространены в мире. Часы, не обладающие никакими функциональными расширениями, работают либо на батарейке с маркировкой 377, либо на 364. Часы с дополнительной функцией демонстрации дня недели и даты, как правило, работают на элементе питания с маркировкой 370.

Виды кварцевых часов

Существует несколько видов кварцевых часов. Давайте коротко рассмотрим каждый из них.

  • Электронные часы . Отличаются от своих обычных собратьев лишь тем, что отображают время на электронном дисплее. Помимо отличий в устройстве, стоит отметить, что ассортимент дополнительных функций электроники намного выше. Стандартный набор для электронных часов включает секундомер, подсветку, день недели и дату.
  • Часы с комбинированной индикацией времени . Такие часы объединяют в себе электронные и аналоговые механизмы, обладая и дисплеем, и стрелками. В дешевых вариантах представляют собой стандартный механизм аналоговых часов и отдельный механизм для электронной составляющей, каждый из которых требует своего элемента питания. В более продвинутых моделях обе этих составляющих «спаяны» в одно целое. Отличить одно от другого легко. В первом случае будет присутствовать коронка перевода времени, как на аналоговых часах. Во втором – она будет отсутствовать. Ключевая особенность последнего варианта – куда более сложная процедура настройки.

Помимо этого существуют часы со встроенными солнечными батареями, системой индикации заряда элемента питания, но останавливаться мы на них не будем.

Преимущества кварцевых часов

Во-первых, это их надежность. Кварц в меньшей степени подвержен влиянию внешних воздействий, нежели его механический собрат. Во-вторых, куда большая точность хода, которая может изменяться лишь на пару секунд в месяц. В-третьих, несравнимо меньшая стоимость и более широкий выбор дизайна корпуса и браслета\ремешка.

Недостатки кварцевых часов

К минусам можно отнести необходимость в периодической замене элемента питания. В случае, если в вашем городе нет авторизированного сервисного центра, придется обращаться в стороннюю мастерскую. В этом случае хозяину часов требуется быть внимательным, потому как многие часовые мастерские привыкли устанавливать дешевые батарейки за высокую стоимость, а иногда и вовсе изображать, словно неисправен весь механизм (с целью повышения стоимости работы). Если так случилось, что вы посетили часовщика с целью заменить батарейку, обязательно поинтересуйтесь, какой фирмы будет элемент питания. Недопустимо использование таких фирм, как «Трофи», «Chameleon», а так же подобных им дешевых аналогов. Работать на них часы будут недолго и, грубо говоря, неважно. Так же стоит поинтересоваться, сохранят ли часы после вскрытия прежнюю герметичность. Именно по этой причине не стоит менять батарейку самостоятельно. Мало того, что герметичность будет нарушена, так же вы можете ненароком повредить стекло, поцарапать заднюю крышку или вовсе, сами того не желая, привести механизм в неисправное состояние, а ведь кварцевые часы обладают меньшей ремонтопригодность, нежели чем механические.

Не можете распознать, что перед вами? Отличить механические часы от кварцевых очень легко, достаточно лишь приложить ухо к корпусу или посмотреть на ход секундной стрелки. В механике она идет плавно и сопровождается частым тиканьем. В кварцевых, напротив, стрелка движется пошагово, а сопутствующее ей тиканье звучит с небольшими интервалами.


Правила выбора аналоговых часов

Выбирая аналоговые часы вы должны оперировать исключительно своими вкусовыми предпочтениями, но есть несколько общих правил, которым желательно придерживаться.

  1. Если есть такая возможность, не приобретайте часы в интернет-магазинах и не ведитесь на красивую банерную рекламу. Чаще всего, модели с красивых картинок оказываются неприемлемого качества или могут подвергнуться критическим сотрясениям во время транспортировки. Если же вы все же решили заказать часы по интернету, то убедитесь, что данный товар сертифицирован, а так же почитайте отзывы о фирме-производителе.
  2. При выборе часов в часовом магазине обратите внимание на ход стрелок при переводе времени. У хороших моделей они будут идти слегка туговато, а не болтаться туда-сюда. Данный признак говорит не только о качестве механизма и сборке, но и позволяет выставить время особенно точно.
  3. Старайтесь выбирать те модели, которые имею прилив по бокам от коронки. Данный атрибут убережет головку от вырывания и повреждений.
  4. Обращайте внимание на материал, из которого изготовлено стекло. В дешевых образцах оно изготовлено из пластика. Считается самым не рентабельным вариантом и предназначено лишь для защиты циферблата от грязи и пыли. Средним вариантом является минеральное стекло. Данный вид защиты циферблата обладает неплохим показателем прочности и отличается демократичной ценой. В дорогих и наиболее качественных моделях применяется, как правило, сапфировое (обязательная маркировка Sapphire glass). Оно обладает наиболее высоким показателем прочности. Царапины на таком стекле может оставить только алмаз.
  5. Если вы не уверены в фирме-производителе и по каким-то причинам не можете ознакомиться с отзывами о нем в интернете, но хотите проверить точность хода понравившихся в магазине часов, поступите следующим образом. Попросите продемонстрировать вам приглянувшуюся модель, выставите на ней точное время, после чего предложите отложить эти часы на пару суток, если возможно. Придя спустя обозначенное время оцените точность в их работе.
  6. Не покупайте остановившиеся часы. Если вы выбрали определенную модель, а она оказалась нефункционирующей – воздержитесь от покупки и выберите что-то другое. Пускай там и могла элементарно сесть батарейка, но лучше перестраховаться.
  7. Так же, вам стоит знать, что замена батарейки не входит в гарантийное обслуживание часов. Помимо этого, если часы остановились спустя небольшое время после покупки, не стоит бить тревогу. Данная модель могла долго находиться на витрине или складе, что привело к разрядке элемента питания.
  8. При покупке часов попросите продавца подогнать браслет по вашей руке. Обычно данная услуга осуществляется бесплатно. Оптимальным вариантом считается, когда между застежкой браслета и запястьем умещается указательный палец.
  9. Подбирайте часы, исходя из того, что вы в них будете делать. Не стоит приобретать строгие механические часы для занятий в них спортом, ведь они довольно чувствительны к повреждениям. Так же обращайте внимание на степень водостойкости.

В заключение

Мы с вами разобрались, чем отличаются механизмы часов, рассмотрели их преимущества и недостатка, а так же ознакомились с рядом простых правил, которые помогут вам выбрать ту модель часов, которая прослужит вам максимально длительное время. В следующей части статьи, мы с вами разберем наиболее популярные часовые фирмы в средней ценовой категории, а также поговорим о том, как осуществлять уход за часами.

Платина или плата — это основная деталь механизма часов, на которой крепятся все детали и узлы. Диаметр платины соответствует калибру часов. Часовые механизмы с диаметром платины менее 22 миллиметров считаются женскими, 22 и более считаются мужскими. В механических карманных часах «Молния» диаметр платы 36 мм. Платина может иметь как круглую форму так и не круглую. Изготавливают платину обычно из латуни марки ЛС63-3т, в кварцевых часах платина может быть изготовлена из пластмассы. Для установки и расположения деталей на плате делают различные расточки и отверстия, которые имеют различную высоту и диаметр. В наручных часах в плату запрессованы камни, выполняющие роль подшипников колёсной системы и баланса. Камни изготовленные из синтетического рубина и имеют высокую прочность. В малогабаритных будильниках «Слава» вместо камней колёсной системы используются латунные втулки. Они запрессованные в плату и в мост ангренажа, если происходит износ втулок (появляется отверстие овальной формы), то они подлежат замене. В крупногабаритных часах плата не имеет ни камней, ни латунных втулок, при выработке отверстия стягиваются пуансоном. Платина очень редко приходит в негодность, поэтому при ремонте часов редко подлежит замене. Так как для вращающихся деталей (колёс, баланса и т.д.) обычно используют два подшипника т.е. камня, то для установки второго камня используют мосты. В мостах как и в платине делают различные расточки и отверстия. Отверстия в платине и в мостах должны быть строго соосны, что бы обеспечить правильное положение деталей. Соосность обеспечивают посадочные штифты или втулки, которые запресованы в платину (в некоторых случаях в мосты). Латунные платины и мосты обычно никелируют, для защиты от окисления и придания им красивого внешнего вида.

Колёсная система или ангренаж состоит из четырёх и более колёс. Основная колёсная система содержит в себе:
1. Центральное колесо
2. Промежуточное колесо
3. Секундное колесо
4. Анкерное колесо
Если быть точным не всё анкерное колесо, а только триб анкерного колеса. Полотно анкерного колеса относится к другой системе, системе спуска.
Все колёса в часовом механизме состоят из следующих составных частей — ось, триб, полотно. В наручных часах ось и триб являются единым целым и так как несут на себе значительные нагрузки изготавливаются из стали. Верхняя и нижняя части оси имеют меньший диаметр и называются цапфы. Полотно колёс имеет зубья, перекладины и изготавливается из латуни. Исключением является полотно анкерного колеса, оно изготавливается из стали (в большинстве часовых механизмов). При ремонте часов нужно знать несколько правил:

1. Полотно центрального колеса входит в зацепление с трибом промежуточного колеса.

2. Полотно промежуточного колеса входит в зацепление с трибом секундного колеса.

3. Полотно секундного колеса входит в зацепление с трибом анкерного колеса.

Центральное колесо в большинстве часовых механизмов располагается в центре платы, за что и получило название — центральное.
Секундное колесо делает один оборот за одну минуту, поэтому на одну из его цапф одевают секундную стрелку.
Промежуточное колесо находится «между» центральным и секундным колёсами. Между в кавычках потому, что в часах с центральной секундной стрелкой промежуточное колесо будет находиться рядом с центральным и секундным, секундное колесо проходит сквозь центральное. Поэтому «между» это не место положения, а порядок передачи энергии от двигателя к маятнику.
Чем толще ось колеса тем ближе к двигателю оно располагается имеется в виду не место положение на плате, а место по передаче энергии. То есть самая толстая ось будет у центрального колеса, самая тонкая у анкерного.

Двигатель. Двигатель в механических часах служит для накопления энергии. Существует два типа двигателей гиревой и пружинный. Гиревой двигатель наиболее точен, но из-за больших размеров и конструктивных особенностей используется только в стационарных часах. Состоит он из гири, цепи или струны (шёлковая нить). Одной и единственной поломкой гиревого двигателя является обрыв цепи или струны. При длительной зксплуатации звенья цепи могут растянуться, их можно восстановить с помощью плоскогубцев. Растянутые звенья цепи сжимают в продольном направлении для того, чтобы сошлись разошедшиеся концы.

Пружинный двигатель менее точен, но более компактен его используют в наручных, настенных, карманных часах. Пружинный двигатель состоит из пружины, вала (корэ), барабана. Барабан служит для предохранения пружины от попадания на неё пыли, влаги. Состоит барабан из корпуса и крышки. По периметру корпус имеет зубья, которые служат для передачи энергии на колёсную систему. В центре дна корпуса имеется отверстие для вала (корэ), такое же отверстие имеется и в центре крышки барабана. В большинстве случаев в крышке имеется ещё одно отверстие для замка пружины, оно находиться с краю.

Пружины в часах имеют S-образную форму, и спиральную. Пружина имеет отверстие для крепления к валу на одном конце (в центре) и замок для крепления к барабану на другом конце. В часах с автоподзаводом используется фрикционное крепление пружины, это когда пружина не имеет жёсткого крепления к барабану, а проскальзывает при заводе.

Анкерная вилка входит в состав системы спуска часового механизма. Система спуска предназначена для преобразования вращательного движения колёс в колебательные движения маятника. В состав системы спуска также входит: полотно анкерного колеса, двойной ролик баланса. Анкерная вилка состоит из:

1. Ось анкерной вилки старые мастера называют её чиж.
2. Тело анкерной вилки, бывает одноплечная и
двухплечная.
3. Рожки находятся в хвостовой части тела анкерной вилки.
4. Копьё располагается снизу рожков точно по центру.
5. Паллеты находятся в пазах тела на плечах вилки.
Ось анкерной вилки изготавливается из стали как и все оси в часовом механизме. Она имеет самый маленький размер по отношению к другим осям механизма за что её и прозвали чиж. На ось напресованно тело анкерной вилки которое изготавливается из стали или латуни.

В пазы тела вставлены паллеты изготовленные из синтетического рубина. Крепятся паллеты при помощи специального клея который называется шеллак. Шеллак при нагревании растекается и заполняет щели между паллетами и пазами тела анкерной вилки. При остывании шеллак затвердевает, что приводит к прочному крепление паллет в пазах тела. Для того чтоб приклеить паллеты с помощью шеллака существует специальный инструмент называемый жаровня.

В хвостовой части тела анкерной вилки располагаются рожки и копьё. Рожки изготовлены как единое целое с телом, а вот копьё изготовленное из латуни и крепится к телу анкерной вилки методом запрессовки.
Копьё предназначено для предотвращения выхода эллипса из зацепления с рожками анкерной вилки так называемый заскок. ЗАСКОК это когда эллипс находится не между рожками, а за пределами то есть заскакивает за один из рожков анкерной вилки.

Баланс, маятник.

Колебательная система или регулятор хода включает в себя баланс (используется в наручных, карманных, настольных и в некоторых настенных моделях часов) или маятник (используется в настенных и напольных часах). Маятник представляет из себя металлический или деревянный стержень, на одном конце которого находится крючок на другом конце находится линза. От расположения линзы относительно стержня зависит точность хода часового механизма. Чем выше тем быстрее колебания, чем ниже тем медленнее.

Баланс состоит из следующих — ось, обод, двойной ролик, спираль (волосок).

Обод с перекладинами крепиться по центру оси, обод должен быть плотно напрессован, чтоб исключить его проворачивание во время колебаний баланса. Под ободом на ось напрессован двойной ролик в состав которого входит эллипс или как его ещё называют импульсный камень. Над ободом находиться спираль, она должна располагаться параллельно ободу и ни в коем случае не соприкасаться с ним. На внутреннем конце спирали находится колодка с помощью которой спираль крепиться к оси баланса. На наружном конце находится колонка, с помощью которой спираль крепится к мосту баланса. От длины спирали зависит точность хода часового механизма. Для регулировки точности хода существует градусник (регулятор) который располагается на мосту баланса. Градусник представляет из себя рычаг на одном конце которого находится два штифта или специальный замок, на другом конце выступ с помощью которого можно регулировать точность хода. Между штифтами градусника проходит наружный виток спирали, при повороте градусника штифты скользят вдоль наружного витка спирали тем самым удлиняя или укорачивая рабочую часть спирали. Рабочая часть спирали считается — длина спирали от колодки до штифтов градусника плюс одна треть расстояния от штифтов к колонке.

МОСТЫ — мосты фиксируют все детали к плате, мост баланса, мост анкерной вилки, мост ангренажа, мост двигателя.

Механизм завода и перевода стрелок (ремонтуар) состоит из следующих деталей:
1. Переводной триб его ещё называют бочонок
2. Заводной триб или полубочонок
3. Заводной рычаг
4. Переводной рычаг
5. Мост ремонтуара или фиксатор

Бочонок (1) имеет с двух сторон зубья, с одной стороны они имеют правильную форму и служат для перевода стрелок, с другой стороны зубья скошены и служат для зацепления с полубочонком (2), который через коронное и барабанные колёса заводит пружину часов.

Давайте разберёмся как работ
ает система ремонтуар.

СТРЕЛОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ — состоит из часового колеса, вексельного колеса и минутного триба.

Календарные устройства в часах.

Одним из дополнительных устройств в часах, является календарное устройство. Календарное устройство используется как в механических, так и в кварцевых часах. Различают два вида календарных устройств:

  • 1. показывающие дату в окне циферблата
  • 2. показывающие дату на дополнительной шкале циферблата

Наиболее широко распространены календарные устройства показывающие дату, и дни недели в окне циферблата. Такие календарные устройства можно разделить на два вида:

  • 1. календарное устройство мгновенного действия

Календарное устройство располагается на платине часового механизма под циферблатом.

Время, в течении которого происходит смена показаний календаря, называется продолжительностью действия календарного устройства.

Календарное устройство, в различных моделях часов, имеет разнообразную конструкцию и составные части. Но существуют некоторые детали, которые являются неотъемлемой частью во всех видах календарных устройств, к ним относятся:

Диск календаря или числовой диск.
Имеет на своей поверхности числовые значения от 1 до 31.

Суточное колесо. Название говорит само за себя, делает один оборот в сутки. На суточном колесе располагается кулачок который приводит в движение диск календаря.

Часовое колесо.
Имеет дополнительный венец зубьев, который называется первое колесо календаря.

Фиксирующий рычаг или фиксатор диска календаря.
Предназначен предотвращения самопроизвольного вращения диска календаря.

Автоподзавод. Календарное устройство не имеет автономного источника энергии, и работает от пружины завода хода. Это в свою очередь сказывается на точности хода часов. Следует помнить, что часы с календарным устройством и без автоподзавода лучше заводить вечером, это позволит календарю сменить дату в тот момент когда энергия пружины будет максимальной.

В часах с исправным автоподзаводом пружина должна подзаводиться при повороте инерционного сектора в любую сторону. Если пружина заводится только при повороте инерционного сектора в одну сторону это может привести к тому, что пружина не будет полностью подзаводиться и часы будут останавливаться. Сектор автоподзавода вращается при любых движениях руки человека, не зависимо от того, насколько заведена пружина часов. Для того чтоб пружина не порвалась она имеет фрикционное крепление к барабану. Это когда достигнув максимального значения пружина проскальзывает в барабане на два — три оборота, что даёт возможность автоподзаводу постоянно работать и избежать его поломки. Часы с автоподзаводом толще и тяжелее обычных часов за счёт механизма автоподзавода который располагается над основным механизмом часов.

В часах Российского производства Слава 2427, Восток 2416 в системе автоподзавода используются фрикционные и передаточные колёса. Для того чтоб завести пружину часов система автоподзавода затрачивает достаточно много энергии на вращение этих колёс. В часах импортного производства — Ориент, Сейко, Ситезен и других система автоподзавода состоит из эксцентрика, гребёнки, бархатного колеса. Инерционный сектор вращаясь поворачивает эксцентрик на ось которого одета гребёнка, гребёнка в свою очередь начинает поворачивать бархатное колесо которое взаимодействуя с барабанным колесом заводит пружину. Причём независимо в какую сторону поворачивается сектор автоподзавода бархатное колесо должно крутиться только в одну сторону. Для вращения одного бархатного колеса требуется меньше энергии, поэтому коэффициент полезного действия такой конструкции автоподзавода намного больше.

Часовой спуск — часто сравнивают с человеческим сердцем, хотя это сравнение не совсем верно. Ведь сердце, кроме того, что выполняет регулирующую функцию, берет на себя еще и роль пружины (привычнее — насоса). Правильнее было бы сравнить его с сердечным клапаном,
Различные виды спусков по-разному «звучат», а часы из-за этого по-разному тикают. Данте имел честь наблюдать за работой часов, в которых спусковое устройство звучало, «как звуки струн на лире».
Вообще, за годы существования часового дела были созданы сотни различных видов спусковых механизмов. Но многие были изготовлены только в единственном экземпляре или очень ограниченными сериями и, таким образом, были преданы забвению. Другие просуществовали дольше, но от них окончательно отказались из-за трудностей в их производстве или из-за весьма посредственного исполнения. В этой статье приведен краткий обзор основных видов спусков, учитывая их роль в историческом развитии часов вообще и спусковых устройств в частности.

Шпиндельный ход . Дедушкой всех спусковых механизмов является шпиндельный ход, изобретенный великим голландским математиком и физиком Христианом Гюйгенсом (1б29-1б95 гг.). Гюйгенс применил его еще в маятниковых часах. В 1б74 году по проекту Гюйгенса парижским часовщиком Тюре были изготовлены часы переносного типа. Шпиндельный ход, сохраненный в карманных часах, продолжали применять и после Гюйгенса. С самых ранних образцов и до 80-х годов XIX столетия шпиндельный ход в своих существенных чертах почти не изменялся. Главным недостатком шпиндельного хода являлся откат назад ходового колеса, оказывавший дестабилизирующее действие на точность часового механизма. Устранением этого дефекта и начали заниматься часовщики Англии и Франции. Однако все их старания избавиться от него, сохранив шпиндельный ход, к сожалению, не увенч ались успехом.


. Шпиндельный ход стал постепенно вытесняться после появления цилиндрового хода. Томас То мпион, который его изобрел, сумел устранить проблему отката назад ходового колеса. Но широкое применение цилиндровый ход приобрел только с 1725 года, после его усовершенствования англичанином Георгом Грэхемом, которого, в общем-то, и принято называть изобретателем цилиндрового хода. Интересно, что хотя этот ход был придуман англичанами, его чаще использовали во Франц ии.

А этот ход, будучи изобретенным во Франции, получил широкое применение среди часовщиков Англии. Его изобретение приписывается Роберту Гуку и Иоганну Баптисту Дю-тертру из Парижа. Более поздняя и весьма обычная форма дуплекс-хода была основана на изобретении выдающегося французского часовщика Пьера Леруа (1750 год). Оно заключалось в замене двух колес одним и в совмещении на этом колесе зубцов, которые до этого были разнесены на два колеса. Этот ход нашел применение в так называемых «долларовых» часах, предназначенных для массового производ ст ва часовой фирмой «Waterburry» (США). Дуплексный ход считается теперь устаревшим, но сохранился в некоторых старинных часах.

В 1750 — 1850 гг. часовщики увлекались изобретением все новых и новых ходов, отличных по своему устройству И было изобретено их свыше двухсот, но лишь немногие получили распространение. В «Руководстве по часовому делу» (Париж, 1861 год) отмечено, что из большого количества появившихся ходов, так или иначе ставших известными, к тому времени сохранилось не более десяти-пятнадцати. К 1951 году их количество вообще свелось к двум.

Свободный анкер ный ход. В настоящее время в карманных и наручных часах чаще всего применяется свободный анкерный ход, изобретенный Томасом Мьюджем в 1754 году. В основу его был положен несвободный анкерный ход, разработанный его учителем Георгом Грэхемом для маятниковых часов. В отличие от последнего, свободный анкерный ход обеспечивает свободное колебание баланса. Баланс в течение значительной части своего движения не испытывает какого-либо воздействия со стороны спускового регулятора, так как он разъединен с балансом, но вступает с ним во в заимодействие на мгновение для освобождения ходового колеса и передачи импульса. Отсюда происходит английское название этого хода detached lever escapement — «свободный анкерный ход». Анкерным же он называется потому, что по форме напоминает якорь (франц. — anchor). Первый свободный анкерный ход в исполнении Томаса Мьюджа был применен в часах, изготовленных им в 1754 году для супруги короля Георга III Шарлотты. Эти часы находятся теперь в Виндзорском замке. Хотя сам Мьюдж изготовил только две пары карманных часов с этим ходом, но его изобретение положило начало всем используемым ныне во всех карманных и наручных часах современным свободным ходам. Мьюдж справедливо считал изобретенный им ход слишком трудным в изготовлении и применении и даже не пытался найти возможность для распространения своего детища. Отсутствие высоких технологий в часовом производстве середины XVIII века надолго задержало широкое применение анкерного хода. И потому же он долго не был оценен по достои нству.

Изобретение Мьюджа долго не использовалось, пока Георг Севедж, знаменитый часовщик из Лондона, не развили идеи Мьюджа и не привел их к более современному виду — классическому типу английского анкерного хода . Дальнейшим усовершенствованием устройства свободного анкерного хода занялись швейцарцы. Именно они предложили ход, в котором ходовое колесо изготавливалось с широким зубом на конце (в английском варианте зуб был заостренным). Изобретение швейцарского анкерного хода п риписывают выдающемуся часовщику Аврааму Луи Бреге. Сегодня почти в каждом свободном анкерном ходе в точных переносных часах зубья ходового колеса изготавливают с широким концом.

Штифтовой анкерный ход в карманных часах был применен Георгом Фредериком Роскопфом около 1865 года и впервые был представлен на Парижской выставке в 1867 году. Обычно этот ход относят к типу свободных ходов, предназначенных для применения в карманных и наручных часах. Однако, в нем применены штифтовые металлические палеты (для сравнения: в английском и швейцарском анкерных ходах палеты изготавливаются из рубина или сапфира). По своему качеству штифтовой анкерный ход ус тупает во всех отношениях всем видам свободных ходов и имеет несравненно более ограниченную область применения. Он используется только в недорогих часах массового производства. Часто ход со штифтовым и палетами выдают за ход Роскопфа, но это не совсем верно. Этот ход не может считаться изобретением Роско пфа. Заслуга хитроумного швейцарца в том, что он сумел удачно объединить в созданной им конструкции хода изобретения, сделанные другими, и организовать м ассовое производство дешевых часов с этим ходом. Роскопф применил простейшие и экономичные в изготовлении детали и узлы. Немало он потрудился и над усовершенствованием технологии их массового производства. Штифтовой ход широко применяется не только в дешевых карманных и наручных часах, но и в будильниках, изготовление которых также носит массовый характер. В этом случае штифтовой ход стои т вне конкуренции. Вообще, штифтовой ход в смысле точности и постоянства нисколько не хуже английского и ш вейцарского анкерных ходов. К его недостатку следует отнести недолговечность. Часы со штифтовым ходом раньше изнашиваются.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди