08.08.2019

Воспитание дисциплинированности в детях. Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция


(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Краткое содержание: Воспитание ребенка. Что такое дисциплина? Приучаем ребенка к дисциплине. Воспитание дисциплинированности.

Вопрос: когда я проходила мимо комнаты сына, я увидела, как он сбрасывает все паззлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате. Я просто вышла из себя! Когда я закричала на него, требуя, чтобы он остановился, он просто повернулся, уставился на меня, затем скрестил на груди руки и произнес: "Ты не можешь заставлять меня это делать. Это моя комната". Господи, как мне в этот момент хотелось всыпать ему! Но я стараюсь не прибегать к негативным реакциям - угрозам, наказанию, критике. Но с другой стороны, я не хочу позволять ему вести себя таким образом. Что вы предложите?

Ответ: верьте или нет, но существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в таких обескураживающих ситуациях, как эта, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

В разгар инцидента постарайтесь не "заглотать наживку". Концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната"), но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка. ("Помнишь, как ты огорчился, когда не мог найти нужного тебе кусочка паззла?" Еще раз повторите правило ("Вот поэтому правило таково: доставай только одну игру за раз"). Постарайтесь решить проблему вместе ("Похоже, тебе нужно помочь рассортировать кусочки и убрать их. Я буду искать кусочки паззла с медведем, а ты - с собакой"). Позже, или перед сном, или во время семейного совета можете напомнить ребенку, что вы не хотите, чтобы с вами разговаривали так грубо.

Говорите только о том, что должно быть сделано, а не сообщайте ребенку о своих не очень хороших в данный момент мыслях о нем.

Дина обнаружила, что сын слушает гораздо внимательнее, когда она говорит "пальто должны висеть на крючках", а не "какой ты неряха! Сколько раз я говорила тебе, что пальто нужно вешать на крючок?"

Постарайтесь говорить меньше и использовать односложные просьбы. Крики и ворчание чаще всего отвергаются ребенком.

Когда Дима должен был напомнить дочке надеть варежки перед зимней прогулкой, он просто говорил: "Варежки!", чтобы привлечь ее внимание. Никакого объяснения не требовалось.

Начинайте свои просьбы словами: "Как только ты..." или "Когда ты...". Эти слова показывают, что вы ожидаете послушания. Избегайте произносить "Если ты...".

Роза заметила, что если она говорит сыну: "Если ты уберешь игрушки, мы пойдем в парк", она как бы дает ему понять, что сомневается в его послушании. (Подчеркните, что вы считаете, что ребенок сделает то, о чем вы просите. Различие тонкое, но результат может быть совсем другим).

Исключите обычно негативное влияние слова "нет". Вместо того чтобы сказать "нет", скажите "да", не изменяя принятых в семье правил.

Один очень темпераментный папа обнаружил, что значительно более эффективно сказать сыну "да, ты можешь взять бутылочку, но только после того, как мы счистим грязь с твоих ботинок", чем повышать себе давление, отвечая: "Нет! Ни в коем случае. Куда это ты идешь, парень... Посмотри на свои грязные следы по всей кухне!"

Покажите, что вы оценили то, что ребенок пошел вам навстречу, т. е. его хорошее поведение - это очень важный позитивный момент в воспитании дисциплины. Обращение внимания на хорошее поведение (но без "перебарщивания") действительно очень способствует обучению ребенка отличать плохое от хорошего и тем самым минимизирует плохое поведение.

Смотрите на вещи с точки зрения вашего ребенка; в таком случае вы, вероятно, сможете в следующий раз использовать для достижения послушания не команды, а стимулы.

Катя определяла время похода в парк и ухода из него с точки зрения детей. "Очень часто, когда мои дети были увлечены игрой и получали от нее огромное удовольствие, я считала неразумным останавливать их, даже если я собиралась пойти с ними поесть мороженого. Я начинала напоминать им заранее, сколько времени мы еще можем остаться в парке, и периодически напоминала о времени ухода. Иногда они устраивали мне настоящий сюрприз, ожидая меня уже в машине. Я никогда не забывала похвалить их, не "перебарщивая". Я просто говорила им: "Спасибо, что вы так быстро, без всякой суеты, забрались в машину".

Объясните ясные для ребенка правила, это поможет вам установить ограничения и придерживаться их, не ломая характер ребенка.

Света все время ругала своего четырехлетнего сына за то, что он бьет младшего брата. Наконец, осознав, что ее действия абсолютно бесполезны и не приносят никаких положительных результатов, она придумала новый способ осуществления своего намерения - заставить ребенка перестать обижать младшего брата. Однажды, подойдя к нему сзади и крепко обняв, она сказала ему на ухо: "Драться нельзя". И это остановило мальчика, и потом она шутливо отвлекла обоих, сказав: "Давайте возьмем свои пальто и будем маршировать, как я: раз, два, три, четыре. .. Слушаем, как наши ботинки топают по полу! Раз, два, три, четыре... маршируем со мной прямо за дверь!" Прохладный свежий воздух изменил настроение детей, и драки как не бывало. Мать изменила поведение ребенка без крика и обидных слов - и это правильно!

Напоминайте своему ребенку важные правила, вновь и вновь произнося их, правильно выбрав время, чтобы предотвратить повторения плохого поведения.

Приблизившись к краю тротуара, мама сказала: "Мы собираемся перейти улицу. Как мы должны поступить? Берем маму за руку, смотрим по обе стороны и внимательно и спокойно переходим дорогу".

Выбирайте соответствующие последствия, относящиеся непосредственно к поведению ребенка, это важно и для вас, и для него, и это поможет ребенку почувствовать угрызения совести из-за своего плохого поведения, а не желание отомстить (это оптимально, но не всегда возможно).

Хотя трехлетний малыш знал, что должен пользоваться пластиковой чашечкой, когда наливает воду из бутылки, тем не менее он однажды схватил стеклянный стакан, и как только наполнил его, стакан выскользнул из его ручек, и вода разлилась по всему полу. Из соседней комнаты прибежала мама, которая выбрала очень правильное поведение. Не крича и не обзывая ребенка, она спокойно сказала: "Дорогой, не двигайся. Вокруг тебя много осколков. Мне нужна твоя помощь, чтобы убрать все". И умная мама дала ребенку задание, соответствующее его возрасту: "Вот тебе бумажный пакет. Держи его открытым для мамы. Стой спокойно, пока я соберу осколки, а затем мы с тобой аккуратно отнесем пакет в мусорный бак на улице." Позже вечером того же дня они опять заговорили об инциденте, и ребенок без всякой подсказки сказал, что он сожалеет о том, что взял стакан (т. е. почувствовал угрызения совести). Мама повторила правило: "Дети пьют из пластиковых чашечек". Она была горда тем, как справилась с ситуацией, а сын с тех пор придерживался правила "пластиковой чашки".

Не забывайте, что для маленьких детей (от 2 до 5 лет) последствия обычно наиболее эффективны, если они наступают сразу (или как можно быстрее) после плохого поведения.

Семья Зубовых наметила воскресный завтрак в любимом ресторане. Однако, когда всем уже принесли еду, четырехлетняя дочь и трехлетний сын начали визжать и бросаться едой. Папа сказал им: "Если не перестанете так себя вести, вы сегодня ляжете спать в 7 часов вечера". Дети продолжали шалить, и тогда мама сказала: "Ну все. Сегодня мы ложимся спать в половине седьмого!" (Заметьте, к сожалению, в данном случае последствие было отдалено, но соотносилось с плохим поведением и было выражено угрозой, поэтому оно являлось абсолютно неэффективным для детей 3 и 4 лет. Родители могли выбрать более быстрое последствие, например, поменяться местами за столом так, чтобы один ребенок и один взрослый сидели с одной стороны, а другая пара - с другой, и так, чтобы дети сидели по диагонали. Или семья могла собраться и уйти или расположиться двумя группами в разных частях ресторана и таким образом закончить свой завтрак, не мешая другим посетителям).

Определите, каковы должны быть соответствующие последствия, непосредственно соотносящиеся с плохим поведением, но не прибегайте к физическому наказанию.

Подумайте дважды, прежде чем выбрать в качестве последствия слова: "Я тебя не люблю". Маленький ребенок не всегда может разделить свое поведение и свою личность, поэтому он может счесть, что его отвергают из-за него самого, а не из-за того, что он сделал.

Лиля увидела, как обижена и огорчена стала ее дочь, когда она сказала: "Ты меня просто свела с ума сегодня. Поэтому никакого поцелуя на ночь и никакого лежания вместе!", и поклялась себе никогда больше так не говорить. Время, когда они уютно "сворачивались" вместе на кровати, было их самым любимым, оно еще усиливало ее бескорыстную любовь к дочери.

Постарайтесь, чтобы ребенок понял связь между ограничением и занятием, к которому оно относится; говорите убедительно, но не кричите. Когда ребенок вас слушает и понимает эту связь, ему легче принять правило.

Тщательно выбирайте, с чем бороться, а что можно отложить на потом; вы и вся ваша семья просто сойдете с ума, если будете бороться со всеми проявлениями недисциплинированного поведения. Спросите себя: "А может, это можно отложить на час? Или на день? Или на неделю? Или на год?"

После нескольких недель утренних баталий с дочкой из-за того, что она плохо одевалась, выдохшаяся мама сделала значок, который прикреплялся дочке на платье. На значке было написано: "Я оделась сама и горжусь этим!"

Подумайте, что "стоит за" плохим поведением, и постарайтесь учесть эти факторы. (Возможно плохого поведения не будет, если класть ребенка спать пораньше или давать более ясные указания или уделять больше внимания именно ему, а может быть просто, поменять место за столом).

Катя сказала своему трехлетнему ребенку, который вдруг стал вести себя вызывающе: "Я вижу, что ты очень сердишься из-за того, что надо прервать игру и идти есть. Понимаю, что это трудно, когда такая интересная игра! После еды мне тоже хотелось бы посмотреть новые карточки, которые вчера принес тебе папа". Очень сердитая мордашка просветлела, и они пошли вместе на кухню, все время разговаривая о футболе.

Сделайте паузу, чтобы остыть, когда вы очень сердиты и не можете хладнокровно рассуждать. Честно скажите о своих чувствах: "Мне нужно подумать об этом" или "Мне нужно уйти из комнаты, чтобы успокоиться!".

Помните, что телесные наказания неэффективны, кроме того, вы можете нанести ребенку увечье.

Старайтесь объяснять, какое поведение является правильным. Дети более внимательны к словам, не содержащим "истерической критики".

Когда четырехлетний сын Анны вдруг быстро побежал к мостовой, первым ее желанием было закричать: "Что с тобой? Разве ты не знаешь, как опасно перебегать дорогу? Тебя может задавить машина! Ты что, хочешь довести меня до инфаркта?" Но вместо этого она схватила сына за рукав и спокойно, но твердо сказала: "Всегда держи маму за руку, когда мы переходим дорогу".

Мужайтесь! Вы не единственный родитель, который, пытаясь пользоваться позитивной дисциплинарной стратегией, обнаруживает, что у него с уст срываются слова, которые в нее не укладываются. Не волнуйтесь! Помните, есть одна великая вещь в воспитании детей. Если вы что-то сделали не так, у вас всегда будет еще один шанс, и скорее, чем вы думаете.

Дайте ребенку возможность самому решить проблему. Поступая так, вы помогаете ему научиться чувствовать ответственность за свои поступки. На семейном совете часто именно ребенок предлагает лучшее последствие, соответствующее проступку.

Продумайте заранее, как добиться успеха, вместо того чтобы реагировать на неудачу.

Роза должна была повести своих трехлетних двойняшек на прием к врачу. Она знала, что там им, может быть, придется ждать очереди около часа. Поэтому накануне она нашла время, чтобы собрать все, что, по ее мнению, может понадобиться. И на следующий день в приемной врача она была хорошо "вооружена", чтобы сделать свою "армию" счастливой (легкая еда, книжки, карандаши, бумага, игрушки для детей). Она была довольна, что между детьми не произошло ни единой стычки.

Решите, что "не обсуждается никогда", что "иногда обсуждается" и что "всегда обсуждается". Ваш ребенок будет чувствовать большую уверенность и защищенность, если научится понимать, что его мир предсказуем, а ограничения не изменяются.

Чтобы остановить нежелательное поведение, используйте методику "тайм-аутов" и "отвлечения".

Помните, что воспитание дисциплинированности - это длительный процесс; осознайте, что иногда самое значимое приобретается не "в разгар инцидента", а со временем. Когда вы оба, вы и ваш ребенок, расстроены, вам труднее слушать друг друга.

Пользуйтесь преимуществами "спокойного времени" - время перед сном, семейный совет, - чтобы еще раз обсудить с ребенком его недавнее плохое поведение, повторить правила, порассуждать о дальнейшем его поведении и о возможных последствиях.

Подумайте, что надо делать, чтобы воспитать дисциплинированного ребенка со здоровым чувством "внутреннего контроля". Постарайтесь вспомнить, как воспитывали вас и обменяйтесь своими воспоминаниями, и положительными, и негативными, со своим супругом (супругой). Вдвоем вы можете лучше справляться с дисциплинарными проблемами, но только точно определите, какие подходы к проблеме больше устраивают вашу семью.

Ольга и Денис помнили, как в детстве им грозили физическим наказанием за плохое поведение. У них были схожие воспоминания о том, что они чувствовали себя неадекватно, помнили не только ощущения замешательства и унижения, но и желание "восстать" и даже поквитаться с родителями. Они также поняли, что подчинялись правилам, установленным их родителями, только из чувства страха или вины. Денис вспомнил, как часто он слышал: "Погоди, вот папа придет домой!... Ты знаешь, как он обычно говорит - "не пользоваться ремнем - испортить ребенка". О господи, неужели ты этого хочешь?" А Ольга вспомнила свой испуг и стыд, когда слышала: "Как ты смеешь так поступать. Бог тебя накажет! Вам надо исправляться, иначе вы ничего в жизни не достигнете!" Они согласились, что не хотят так общаться со своими детьми, и договорились о других возможных подходах к тем же проблемам.

Поймите, что наказание часто провоцирует вызывающее поведение вашего ребенка.

Специалисты говорят: "Дети, которых часто наказывают, как правило, становятся лживыми, а не более честными и ответственными".

Не забывайте, что наказание может вызвать у вашего ребенка желание отомстить и "поквитаться". Кроме того, наказание ведет к "борьбе за то, кто сильнее", если ребенок отказывается подчиниться. Если ваши бесконечные угрозы не достигают эффекта, вы в отчаянии начинаете искать еще более тяжелые наказания, когда ребенок опять и опять плохо себя ведет или провоцирует ваше с ним "сражение". Ситуация становится безвыходной.

Очень сильно наказанный ребенок не чувствует угрызений совести за совершенный проступок, он даже может решить, что ему "досталось" только потому, что вы хотите "поквитаться" с ним.

Алевтина обратила внимание, что некоторые дети даже хотят быть наказанными, чтобы покончить с проступком и более не чувствовать себя виноватыми и получить возможность опять вести себя плохо. Она называет такое поведение "бухгалтерский подход к дурному поведению".

Рассматривайте воспитание дисциплины как "дар" чего-то позитивного вашему ребенку, а не лишение чего-то путем наказания; используя позитивные дисциплинарные методики, вы постепенно преподносите ребенку дар внутреннего самоконтроля.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 9 минут

А А

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее. Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок . Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям. Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии. У ребенка должно быть свое собственное мнение , и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете ?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др. Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной , как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к . В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье : игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает . Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Учитель сможет добиться успеха в воспитании сознательной дисциплины у учащихся, если он до деталей продумает всю организацию жизни детей, свое собственное поведение, свои взаимоотношения с учащимися.

Дисциплинированные, активные, высокосознательные люди могут быть воспитаны в тех школах, где коллектив детей напряженно трудится, где царит обстановка высокой деловой активности и нет места расхлябанности и недисциплинированности. В таких школах сами учащиеся и прежде всего их актив влияют на отдельных недисциплинированных детей, так как недисциплинированность нарушает принятый ритм жизни коллектива. Каждый ученик это хорошо понимает и подчиняется требованиям коллектива. Педагогические коллективы таких школ стремятся превратить каждый класс в ячейку общешкольного коллектива, используя шефство старших над младшими, совместное выполнение учебных и трудовых дел, совместный отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом. Учителю важно также понять свою роль и уровень собственной активности в воспитании сознательной дисциплины. Необходимо иметь в виду, что если система работы учителя рассчитана на активность педагога и слепое послушание детей, то с помощью такой системы сознательной дисциплины воспитать нельзя. Являясь проводником дисциплины среди учащихся, педагог стремится развить активность коллектива и опирается на коллектив во всей работе по воспитанию дисциплины. В работе по воспитанию сознательной дисциплины учителю важно видеть и учитывать результаты своего труда. Он может сделать это, если будет знать показатели дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика считает: наличие верных представлений и понятий у детей в необходимости дисциплины, выполнение школьниками требований дисциплины, развитие самоконтроля за поведением, активная борьба с факсами недисциплинированного поведения. Воспитание сознательной дисциплины в деятельности. Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника. Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются. В советской школе с успехом используется система привлечения коллектива к организации дисциплины. Одной из форм такого привлечения является организация дежурства детей в классе и школе. Опыт А. С. Макаренко, а также практика работы лучших школ показали, что дежурство окажет большое влияние на учащихся, если дежурные будут выступать как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единых требований в школе, если они будут наделены необходимыми правами, а также в том случае, если им будет предоставлена известная самостоятельность при выполнении их обязанностей. Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины. Воспитательное значение режима. Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим - важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

Длительное, постоянно повторяющееся воздействие на организм определенных раздражителей создает в коре больших полушарий головного мозга устойчивую систему условнорефлекторных связей, названную И. П. Павловым динамическим стереотипом. Для формирования такой системы устойчивых связей и необходимо систематическое упражнение человека в выполнении тех или иных действий. Такую возможность дает режим. В педагогическом понимании режим включает в себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных и моральных требований, которые устанавливаются в зависимости от цели воспитательной работы. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашние задания - все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том, чтобы выработать целую систему привычек, например правильного поведения на уроке, в свободное время, в общественных местах и т. д. Для этого необходимо соблюдать в школе единые педагогические требования. Особенно велико значение точного режима в воспитании младших школьников. Они принимают требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителей режим может прочно утвердиться в жизни ребенка и стать важным средством воспитания дисциплинированности. Роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины. Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование.

В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей. Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом. Большинство требований педагога в этот период направлено на формирование дисциплинированного поведения. От их четкости и последовательности педагога в первые дни работы с классом во многом зависит все последующее поведение учащихся. Учитель в дальнейшей работе с классом подкрепляет или лишь частично видоизменяет поведение учащихся. Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с Правилами для учащихся. Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно. Определенное значение имеет и правильный выбор момента для предъявления требований. Если воспитатель не уверен в том, что можно предъявить определенные требования к ученику, лучше подождать. Как только воспитатель убедился, что его требования разумны, он предъявляет их в самой категорической форме, добиваясь поддержки со стороны актива, а затем и коллектива в целом. Вместе с требованиями большое значение имеет разъяснение основ дисциплины учащимся, убеждение их в необходимости установленных норм и правил поведения. Основные нормы поведения сформулированы в Правилах для учащихся. Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п. Разъяснение смысла правил - важнейшая область работы учителя. Лучшие учителя при разъяснении правил меньше говорят о том, чего нельзя делать, а концентрируют внимание детей на том, как нужно делать или как поступать в том или ином случае. В ходе разъяснения учителю важно направлять свои усилия на формирование у детей положительных мотивов дисциплинированного поведения и создавать условия для разносторонней деятельности учащихся. Воспитательное значение оценки поведения учащихся. Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Поведение учащихся оценивается учителем I-III классов и классным руководителем IV X (XI) классов, при этом учитывается мнение остальных учителей и общественных организации школы. Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития. Уставом средней общеобразовательной школы введены три оценки поведения учащихся: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Две из них являются положительными. Оценка «удовлетворительное» выставляется учащимся, которые выполняют основные требования школы, предусмотренные в Правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников. Оценка «неудовлетворительное» выставляется ученикам, которые систематически не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных Правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков. Оценка поведения производится по итогам учебных четвертей и учебного года. Она выставляется в дневник ученика и доводится до сведения родителей. Годовая неудовлетворительная оценка по поведению выставляется после соответствующего решения педагогического совета школы. Учащиеся X класса, имеющие неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к выпускным экзаменам и получают справку о том, что ими прослушан курс средней школы. Учащиеся невыпускных классов, получившие неудовлетворительную годовую оценку по поведению, переводятся в следующий класс условно. При повторном получении учеником неудовлетворительной оценки по поведению и нарушении дисциплины педагогический совет рассматривает вопрос об исключении ученика из школы. Учащиеся VIII класса, имеющие за поведение годовую оценку «неудовлетворительное», получают свидетельство о восьмилетнем образовании с соответствующей записью об этом, и решение вопроса о зачислении таких учеников в IX класс может быть принято только педагогическим советом школы. Такой порядок оценки поведения учащихся дает в руки учителей важное средство укрепления дисциплины школьников.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей должен иметь место в воспитании сознательной дисциплины учащихся.

С самого рождения малыша на формирование личности наибольшее влияние оказывает семья. Забота, любовь родителей, излишняя требовательность, запреты либо вседозволенность отражаются на характере и поведении маленького человечка.

  • Первые коррективы в воспитании ребенка вносят детские дошкольные учреждения

В детсадах дети приучаются послушанию, самоконтролю, выполнению общепринятых жизненных правил, воздержанию от неразумных желаний.

Первые навыки организованности и сдержанности получают малыши в младшей детсадовской группе. Они учатся спокойно вставать со стульчика («тихо, кукла спит»), собирать игрушки. Радуют Петрушку, одеваясь самостоятельно на прогулку.

Педагог добивается закрепления этих навыков, чтобы они становились устойчивыми и осознанными. Как результат, старшие дети дошкольники уже могут выбрать правильное поведенческое действие: «Хочу, но нельзя». Либо: «Не хочу, но надо».

  • Проводим работу по формированию уважительного отношения к взрослым

Окруженный любовью и лаской родителей и взрослых членов семьи, ребенок дома находится в атмосфере тепла и защищенности. В детском саду расширяется круг его общения со взрослыми. Ребенок начинает общаться с воспитателем, нянечкой, медицинской сестрой и прочими сотрудниками.

Очень важно малыша научить правильному обращению со взрослыми. Сформированное уважительное отношение, привязанность, послушание повлечет за собой желание слушать, выполнять просьбы, предложения, быть предусмотрительным и радовать своими поступками.

Старшие дошкольники уже могут заботиться о старших, стремятся им помочь, оберегают покой.

Важно научить предупредительности и вежливости в общении, научить себя вести в общественных местах.

  • Формируем нормы поведения в обществе сверстников. Доброжелательность, отзывчивость, уступчивость, взаимопомощь

Немаловажной задачей воспитателя является обучение общению детей в коллективе. Маленький ребенок учится играть с другими детьми, не забирать игрушку, а подождать пока сверстник поиграет, либо выбрать или попросить другую.

Воспитателю следует особое внимание уделять обучению навыкам положительного взаимоотношения, а именно доброжелательности и отзывчивости. Дети должны иметь желание заниматься и играть в коллективе. С одобрения воспитателя они совместно собирают замок, либо какую-то другую конструкцию, играют с мячом или катаются на санках. Все это обязательно поощряется воспитателем. Также не следует оставлять без внимания отзывчивость ребенка (пожалел плачущего, или порадовал игрушкой).

В более старшем возрасте,общение происходит произвольно, на основе большей сознательности. Они способны позаботиться о товарище. Могут разрешить спор доказав свою правоту, либо согласиться с мнением товарища. Воспитатель учит быть предупредительным: дать пройти, уступить стул, подвинуть игрушку, подать карандаш и т. п.

Ситуаций для воспитания дружелюбного взаимоотношения в детском коллективе предостаточно. Педагог имеет возможность использовать эти ситуации для побуждения к поступкам нормативного поведения.

  • Формирование норм поведения в общественных местах

Первому чему надо научить ребенка, это поведению в детском саду. Детям рассказывают об уважительном отношении к окружению. Учат заниматься своим делом, не отвлекая товарищей.

Воспитатель учит малышей спокойно одеваться, не мешая другим детям. Учит тихонько проходить по коридору, не нарушая работу взрослых (врача и др.)

Детям объясняют как себя вести на улице и в транспорте. Какие правила следует соблюдать, чтобы не нарушать покой отдыхающих в парке, уступать место старшим и соблюдать тишину в транспорте.

  • Воспитание бережного отношения к вещам и умения поддерживать порядок

Детям объясняется, что вещи – результат труда, а в небрежном отношении с ними проявляется неуважение к производящим их людям. Ребенка приучают соблюдать порядок, не разбрасывать вещи и класть на определенное место. Воспитатель должен проявить внимание и предупредить проявление жадности, стремлении беречь только свои вещи.

  • Учим любить природу

Воспитатель учит видеть красоту природы, все его сезонные изменения. Малыши привыкают ходить по дорожкам, беречь цветущие растения и не затаптывать газон.

Дети средней группы уже проявляют заботу и ухаживают за цветами и животными.

Старшие дети учатся наблюдать, сравнивать, отмечать новое в природе, проявляя возросший интерес. Они выращивают растения, собирают семена.

  • Поведение ребенка зависит от авторитета и культуры воспитателя и родителей

В формировании дисциплинированности детей немаловажное значение имеет культура и характер взаимоотношения педагога- воспитателя с детьми.

Необходимо проявлять интерес ко всем начинаниям детей, стремиться поддержать их, вместо замечаний дать полезный совет, тактично поправить. Ласка и доверие будет непременным условием для возрастающей привязанности ребенка, желания общаться, подчиняться распоряжениям, откликаться на любую просьбу. Дети подражают такому педагогу, переносят на взаимоотношение с товарищами его тактичность и ласковый тон.

При нарушении дисциплины будет достаточно укоризненного строгого взгляда воспитателя, чтобы виновник ощутил недовольство собой, попросил извинения и постарался исправить свою оплошность.

Уровень культуры родителей и сложившиеся взаимоотношение в семье в первую очередь становятся примером поведения, которое ребенок переносит на взаимоотношения с товарищами.

  • Режим дня и дисциплинированность ребенка

В уравновешенном состоянии малыши спокойно реагируют на замечание воспитателя и вмешательство в их игру сверстников, быстро успокаиваясь, они легче переносят обиду.

Уравновешенное состояние дошколят лучше всего поддерживается соблюдением режима дня. Своевременное переключение с одного занятия на другое, чередование активности с отдыхом предупреждает переутомление ребенка.

Соблюдение режима дня предупреждает срывы в поведении ребенка и формирует стереотип поведения. Усваивая продолжительность и последовательность режимных отрезков, дети привыкают к самостоятельной режимной деятельности. Они сами организуют и играют в подвижные игры между занятиями. После сна занимаются трудом и коллективными творческими играми.

  • Организация обстановки. Поведение, соответствующее правилам моральных норм общества

Оборудование помещения, подбор и размещение игрушек и материала – все должно создавать атмосферу доброжелательности для разнообразной деятельности малышей, формирования дисциплины и культуры поведения.

Правила, которых должны придерживаться дети формируются четко, в виде доступных для понимания указаний, но не запретов. «С просьбой надо обращаться вежливо, не забывать благодарить. Входя в группу, надо здороваться со всеми».

На усвоение нового правила требуется время. Воспитатель, разъясняет правило, затем периодически напоминает о нем. В доступной и понятной малышам форме предупреждает его нарушения.

Напоминания не надо превращать в назойливые назидания. Предотвратить назревающий конфликт воспитатель может фразой: « Я надеюсь, что вы помните, как должны поступать друзья, как надо договариваться?»

Очень часто следует объяснять, почему следует поступать именно так: «Если ты не извинишься, он обидится, так как подумает, что ты нарочно толкнул».

Чтобы закрепить правила поведения их надо проигрывать, пока они не станут привычным поведением. Одобряя действия ребенка, воспитатель одновременно подчеркивает его личностные качества: «Алена у нас старательная, карточки сложила, на место положила!»

При этом отрицательную оценку действия нельзя переносить на личность ребенка. Следует подчеркнуть, что он хороший, его отрицательный поступок совершен по оплошности. Ребенок будет недоволен собой и постарается скорее вернуть расположение педагога.

Не скупитесь на слово, чаще хвалите!

  • Причины нарушения дисциплины. Конфликты между детьми

Одна из основных причин – несогласованные требования к ребенку в семье и детском саду. Непоследовательность требований, окрики, угрозы одного из родителей.

Утомление ребенка, длительные ожидания, скрытый период начала заболевания. Необоснованная система запретов в группе, например: « Подождем, пока Артем найдет лопатку».

Если малыш перевозбужден, он не воспринимает никаких предложений. Вовлекать его в какие - либо дела можно только после того, как он успокоится.

Контроль воспитателя за соблюдением дисциплины, оценка и разбор проступков, доверительные беседы способствуют формированию опыта поведения. Недопустимо физическое наказание детей, а также наказания, травмирующие нервную систему, оскорбляющие достоинство, приносящие вред здоровью. Лишение прогулки, еды, удаление из комнаты, запугивание, насмешки, прозвища.

  • Если дети жалуются воспитателю

Прежде всего, следует вникнуть в суть и понять причину, почему ребенок обращается с жалобой.

Часто в жалобе выражается отношение ребенка к ситуации, возникшей в группе. Возможно это поведение кого-то, несоответствующее установленным правилам. Малыш хочет убедиться, можно ли так поступать, верно ли он запомнил правило.

Действия педагога, в зависимости от возраста ребенка, должна быть разные. Например: « Егор взял без разрешения книгу». У малышей интерес к новому превышает волевые процессы накладываемые соблюдением правил. Поэтому воспитатель подтверждает, книгу брать нельзя, просит Егора положить на место, с предложением подать ее, когда будет проводить занятие. С помощью воспитателя ребенок выполняет правило без капризов и упрямств.

Ребенку среднего возраста, воспитателю следует напомнить о необходимости соблюдения правил и необходимости сдерживания себя. Ребенку, обратившемуся с жалобой, нужно предложить в следующий раз остановить сверстника, и напомнить правило.

При несостоятельных жалобах воспитателю надо разговаривать с ребенком наедине, не вызывая негатива у сверстников.

Старшие дошкольники способны сами разбираться в возникающих недоразумениях. Задача воспитателя научить выслушивать и убеждать, доказывая свою правоту.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди