21.08.2019

Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности. Воспитание как процесс формирования личности


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек как часть природы, как высшее звено эволюции наделен естественными жизненными силами. Однако главное в человеке – это его личность. Педагогика изучает и выявляет закономерности наиболее эффективного развития личности ребенка в специально организованных условиях.

Личность есть неповторимая комбинация взятых в единстве антропологических и социально-психологических характеристик человека.

Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющиеся в переживаниях, суждениях и поступках.

Чтобы правильно воспитывать, нужно знать, как развивается ребенок, как формируется его личность.

Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны, дополняют друг друга .

Под развитием личности понимается качественное изменение ее свойств, переход от одного качественного состояния к другому . Можно сказать, что развитие – это реализация внутренних присущих задатков, свойств человека.

Формирование личности – это процесс становления человека под воздействием тех общественных отношений, в которые он вступает; овладение человеком системой знаний, представлений о мире, трудовыми навыками. В ходе формирования личности происходит воздействие совокупности факторов : объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних.

Как видим, хотя воспитание и занимается формированием личности , но формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса . Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей. Тогда возникает вопрос: может ли воспитатель воздействовать на процесс формирования личности ?

Ответ может быть двояким. Либо надо отыскать такие средства воспитания , которые могли бы быть в руках воспитателя и которые были бы способны преодолевать действие других факторов , не зависящих от воспитателя. Либо надо отыскать такие средства, с помощью которых воспитатель мог бы воздействовать на факторы формирования личности , овладеть законами, по которым действуют эти факторы, и таким образом направлять их действие в желательном направлении.

Первый путь по существу не подтверждается практикой. Многие теоретики долго и упорно искали такие средства, которые могли бы отменить действие законов формирования человека. Остается второй и единственный путь:

познать законы действия решающих факторов формирования человеческой личности ,

- научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания человека , и

- учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей, действуют стихийно.

Под факторами понимаются те противоречия, которые становятся движущей силой развития человека . Примером может служить противоречие между поведением, которое свойственно ребенку, и теми нормами морали общества, которыми он должен овладеть. Одним из средств разрешения этого противоречия становятся определенные методы воздействия на сознание, чувства и волю ребенка.

Воспитание становится фактором формирования планируемых качеств личности .

Движущими силами формирования личности являются противоречия, проявляющиеся в биологических и социальных закономерностях развития человека.

Поэтому в педагогике выделяются две группы факторов развития и формирования ребенка : биологические и социальные.

Биологические, природные факторы влияют на физический облик ребенка – его телосложение, конструкцию мозга, способность ощущений, эмоций.

Среди биологических факторов определяющим является наследственность. Благодаря наследственности человек сохраняется как природное существо . Она предопределяет индивидуальные физические и некоторые психические качества , передаваемые детям родителями : цвет волос, внешний облик, свойства нервной системы и др. Существуют наследственные заболевания и дефекты . Наследование признаков изучает специальная наука – генетика.

Наследственность как фактор формирования свойств личности находится в существенной зависимости от социальных условий жизни человека . Носители наследственности – молекулы ДНК, гены – тонко реагируют на вредные воздействия. Например, алкоголь, курение родителей расстраивают генную структуру , что вызывает физические и психические нарушения в развитии ребенка. Причем алкоголь, даже в малых дозах, отрицательно воздействует на механизм наследственности в течение многих лет.

Неблагополучная обстановка в семье или на работе , приводящая к нервным расстройствам и потрясениям, также оказывает вредное влияние на потомство . Аппарат наследственности не особая изолированная анатомическая субстанция, а элемент единой системы человеческого организма. Каков организм в комплексе его биологических и социальных свойств, такова и наследственность.

К биологическим факторам формирования человека относится также период внутриутробного развития ребенка и первые месяцы после рождения . Развитие плода в период беременности во многом определяется физическим и моральным состоянием родителей , вниманием и заботой их друг о друге. В первые месяцы после рождения ребенка особенно ярко проявляется действие врожденного фактора. Один ребенок весел, подвижен, активно реагирует на раздражители, другой постоянно плачет, капризничает, пассивен. Одной из причин того или иного поведения ребенка может быть характер внутриутробного развития .

К биологическим факторам можно отнести также заботу о здоровье . Если ребенка приучить заниматься утренней гимнастикой, закаляться, следить за своим питанием, соблюдать режим дня, он будет физически развит, его анатомо-физиологическая система будет нормально функционировать, развиваться и укрепляться, он с удовольствием и радостью будет играть, заниматься.

В группе биологических факторов следует выделить наследственные и врожденные индивидуальные свойства нервной системы , особенности функционирования органов чувств, речевого аппарата . Структурно-функциональные свойства высшей нервной деятельности и ее системы, определяющие особенности отражательной деятельности мозга, индивидуальны. Этим объясняются различия в задатках, способностях.

Социальные факторы. Ребенок развивается как личность под воздействием окружающей среды . Окружающая среда способствует развитию и формированию ребенка наиболее эффективно , если она хорошо построена и в ней господствуют гуманные отношения , созданы условия социальной защиты ребенка .

В понятие «среда» входит сложная система внешних обстоятельств , необходимых для жизни и развития человеческого индивида. К этим обстоятельствам относятся как естественные , так и общественные условия его жизни.

Во взаимодействии личности и среды надо учитывать два решающих момента :

1) характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью;

2) активность личности, воздействующей на обстоятельства с целью подчинения их своим нуждам и интересам.

Не все, что окружает ребенка, является действительной средой его развития. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития , которую мы называем средой ближайшего окружения.

Среда ближайшего окружения, или микросреда , – это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т.д.

В окружающей ребенка среде есть явления положительные и отрицательные, прогрессивные и консервативные. Личность формируется, не только усваивая влияния окружающей среды , но и сопротивляясь им .

В связи с этим возникает нужная социально-педагогическая проблема : воспитывая у ребенка готовность к правильному разрешению внутренних конфликтов, сопротивляемость внешним отрицательным воздействиям, необходимо регулировать и корригировать поддающиеся контролю влияния среды .

Условия развития оказывают или не оказывают влияния на формирование личности в зависимости от того, в каком отношении к ним стоит сам ребенок, как складываются его личные отношения в этих условиях.

Установлено, например, что, если ребенок пользуется уважением среди товарищей, если ему доверяют ответственные поручения, это содействует развитию у него уверенности в себе, активности, общительности, и наоборот.

Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Реферат на тему:

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности.

Выполнил: Коваленко Юрий

1 курс, режиссура мультимедиа.

Искусство воспитания имеет

особенность, что почти всем оно

кажется делом знакомым и

понятным, а иным – даже легким, и

тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком,

теоретически или практически.

К.Д. Ушинский.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего

собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно

организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе

целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге

длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного

воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в

настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий

педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель

этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его

из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в

данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт

считал надзор за детьми, приказания.

свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи

призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно

стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы,

пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу

преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что

воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на

развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть

любое живое существо – человек, животное, растение. А. П. Пинкевич

трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного

человека на другого в целях развития биологически или социально полезных

природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта

на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П.

Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором

активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и

деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их

концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс

постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и

тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения,

взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания

отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и

воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой

педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс

достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности

ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на

основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и

последовательных действий, направленных на достижение определенного

результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование

гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и

руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в

этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном

примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят

лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один

из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в

педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать

вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное

уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и

многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Прежде всего следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в

самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни,

организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных

случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие

особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда,

бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает

среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально

организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние,

которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и

формирование личности.

Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает

на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную

деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и

бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер,

воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально

организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное

воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти

влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные

моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что

воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную

педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными

влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего

развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как

специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую

деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной

деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным

воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых

пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально

организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью

формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В

других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы

ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется

как руководство или управление развитием личности.

Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю

сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя,

педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не

всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как

положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне

понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у

личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее

собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное

развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных

определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и

вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое

воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет

сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и

морализированию.

На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К.

Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая

педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии

воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие

педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического

процесса. Предполагалось, что в этом воздействии – гвоздь воспитания».

Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но

и противоречащим глубинной сущности воспитания.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский

педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают

различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на

изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем

изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в

развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование

человека, как общественного существа, как личности происходит путем

«присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание

следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению

растущей личностью человеческой действительности.

Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её

присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как

порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей

общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные

компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и

обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы

творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих

поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и

навыках, а также в способах научного и художественного творчества,

социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной

трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это

весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить»

этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его,

то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести

заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его

и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы

собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек

овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда,

который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме

«распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные

действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя,

тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом

происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями,

способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах

жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение

воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность

по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему

воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные

свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как

воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой

культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и

для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский

писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или

непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника

правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной,

поглощающей душу деятельности».

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного

развития человека зависит не только от самого факта его участия в

деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он

проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности,

что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к

примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают

математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно

одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма

различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень

предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение

к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или

студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую

познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И

наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе,

как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности является также характер и

направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой

деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде,

стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным,

чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную

выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором –

индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом

задачу – постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой

деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда

следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как

определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают

сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под

воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый

педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной

деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом:

знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой

деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название

деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции,

как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в

разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело

стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно

осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности

и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно

в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

Современные проблемы дошкольного и начального школьного образования и пути

их решения.

Что предлагает по этому поводу Д. Воробьева, кандидат педагогических наук,

профессор, член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

За последнее десятилетие существенно изменилась система образования в

России. В современном образовании значительно возросла вариативность типов

учебных заведений, появились многочисленные авторские школы, предлагающие

собственные программы обучения детей дошкольного и начального школьного

возраста, что безусловно формирует новые требования к педагогу.

Жизнь все настойчивее ставит задачу пересмотра характера взаимодействия

педагога с детьми в педагогическом процессе дошкольного образовательного

учреждения (ДОУ) и начальной школы. Это неоднозначная, многоплановая задача

связана с установками педагога и необходимостью смены их, что предполагает

осознание современных целей образования.

Тормозом для изменения взаимоотношений между основными субъектами

педагогического процесса (ребенок - педагог) является существующая система

подготовки и переподготовки специалистов. К сожалению их сегодня готовят в

таком направлении, чтобы специалисты могли реализовать в основном задачи

развития познавательной сферы ребенка. Безусловно, это важное, но не

единственное направление работы педагога с детьми, к тому же в практике оно

странным образом подменяется стремлением сверх меры “загрузить” ребенка в

начальной школе и, что особенно тревожит, в ДОУ большими объемами знаний.

Увеличение объема учебного материала ведет к завышению требований к

детям и усилению давления на них с целью его усвоения. Однако, различные

управленческие образовательные структуры неадекватно реагируют на такое

положение дел. Поддерживая и поощряя подобную практику, они в определенной

мере формируют общественное мнение, в основе которого лежит убеждение, что

накопление больших объемов знаний благо и это именно тот путь, который

ведет ребенка в развитие. В этих условиях создается ажиотажный спрос

родителей на учителей и учреждения подобного типа, а учебные заведения,

удовлетворяя его, “совершенствуют” систему подготовки педагогов и

продолжают приводить в школы и ДОУ выпускников, имеющих слабые

представления о том, как можно решать задачи целостного развития ребенка в

возрасте 3-10 лет.

Самым поразительным является отсутствие просчета глобальных последствий

подобного обучения детей, его влияния на формирование в последующие годы

отношения ребенка к школе, учителю и учению.

Имеющиеся в нашем распоряжении в этих условиях данные наблюдений,

статистика свидетельствуют о том, что уже в дошкольном периоде детства дети

теряют природный интерес к учению и, к сожалению, не приобретают его, как

правило, в начальной и средней школе.

Однако некоторые ученые и управленческие структуры, ведающие

образованием, несмотря на негативное отношение детей к учению и связанное с

этим асоциальное их поведение, упорно закрывают глаза на существо проблемы.

Часто выдавая желаемое за действительное, они отказываются видеть причину в

насилии над личностью ребенка в учебном процессе. Вместе с тем, эти же

структуры изыскивают возможность для мобилизации своих усилий на поиск

методик, обеспечивающих возможность оценки знаний учащихся школ и

дошкольников. Можно предвидеть к чему это приведет: учитель, дошкольный

педагог повысят порог давления на детей, поскольку именно объем знаний

ученика будет определять имидж педагога. Как видим, круг замыкается, а

результат плачевен. Опять вне поля зрения педагогической общественности

остаются проблемы образования, связанные с развитием положительного

отношения ребенка к учению.

Надо признать, что педагог ДОУ и школы постоянно находится под

достаточно жестким прессингом, что входит в противоречие с призывом

внедрять гуманистическую педагогику.

Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных

заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить

материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система

управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как

к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если

постараться. И педагог, порой вопреки объективным фактам и здравому смыслу,

старается, не особенно заботясь о том, чтобы ребенок испытывал комфорт и

чувство радости познания, был успешным в процессе приобщения его к

социальному опыту (знаниям, умениям, навыкам). Вне поля внимания педагога

остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а

также психические и индивидуальные особенности ребенка.

На фоне этих тревожных тенденций нами проводится активный поиск путей,

обеспечивающих возможность формирования педагога нового склада.

Основное направление - формирование профессионального идеала-педагога,

способного оказывать такое влияние на ребенка, которое обеспечивало бы ему

успех интеллектуального, эмоционального и нравственно-волевого развития. С

этой целью нами отрабатываются условия, способствующие формированию у

педагога способности реализовать идею целостного развития ребенка 3-10 лет

в процессе участия его в разработке и апробировании новой педагогической

технологии.

Данная идея осуществлялась в образовательных учреждениях г. Санкт-

Петербурга, Ленинградской области и других городов России на базе детских

садов и школ-детских садов, предполагающих сотрудничество педагогов двух

педагогам возможность осмыслить содержание новых педагогических технологий,

обеспечивающих существенное изменение позиции ребенка в педагогическом

процессе ДОУ и начальной школе (ребенок - субъект деятельности).

Нами отмечается быстрый профессиональный рост педагога в том случае,

если у него имеется достаточно высокий уровень критической самооценки и

активное стремление к совершенствованию себя в практике работы с детьми.

Анализ показал, что за достаточно короткий срок происходит разительное

изменение в установках педагога на процесс обучения детей. На первый план

выдвигается задача развития интереса детей к познанию окружающего мира.

Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке)

различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и

небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по

интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей

мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него

формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

Проведенный мониторинг свидетельствует о возможности формирования у

педагогов ДОУ и начальной школы новых установок, обеспечивающих внедрение в

педагогический процесс гуманистической педагогики, основанной на

диалектическом подходе к решению проблемы воспитания и образования

Личности.

Овладение новой педагогической технологией требует от педагога

достаточных знаний психологии ребенка, осознанного подхода к выбору методов

и целесообразности их использования в работе, с учетом знаний особенностей

детей и недопустимости жесткого давления на них в процессе присвоения

социального опыта. Новая технология выводит педагога на позиции,

обеспечивающие развитие чувства успешности каждого участника

педагогического процесса, формирует у ребенка желание учиться и познавать

Наличие идеального образа предполагает продвижение педагога к успеху в

педагогической деятельности. Это происходит при условии, если он осознает

необходимость самосовершенствования и сам становится разработчиком новой

педагогической технологии. Переживаемое педагогом чувство глубокого

удовлетворения открывает ему новые возможности для профессионального роста,

что также способствует решению проблем дошкольного и начального школьного

образования.

Список использованной литературы:

И. Ф. Харламов «Педагогика»

Учебное пособие для педагогических институтов под редакцией Бобнянского.

Интернет: http://www.dialectic.ru/pedagogics.htm.

Воспитание как основной элемент педагогического процесса включает в себя четыре существенных признака:

1) целенаправленность воздействия;

2) социальную направленность этого воздействия в виде наличия образца, социально-культурные ориентиры, идеалы. А также соответствие процесса воспитания социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития человечества;

3) наличие определенной системы организуемых воспитательных воздействий и влияний;

4) освоение человеком социального опыта и развитие его личности и индивидуальности.

Прежде всего, следует иметь в виду, что процесс воспитания – это многофакторный процесс. Он осуществляется не только в школе, но и в семье, во внешкольных учреждениях. Воспитательное воздействие педагогов дополняется разнообразной воспитательной деятельностью различных организаций. Серьезное влияние на формирование сознания и поведения учащихся, на развитие их чувств оказывают литература и искусство, радио и телевидение, кино, театр, Интернет. Поток воспитательных воздействий на личность значительно расширяется. Процесс воспитания становится более многоплановым, многофакторным. Его нельзя ограничивать лишь рамками уроков, рамками школы. Успех воспитания зависит не от одного какого-либо источника влияний, а от многих факторов и влияний. Многофакторность процесса воспитания, расширение сферы воспитательных воздействий позволяют использовать различные резервы и возможности для формирования личности. Вместе с тем это значительно затрудняет воспитательный процесс. Подвергаясь множеству разнообразных влияний, воспитанники накапливают не только положительный, но иногда и отрицательный опыт.

Вторая особенность процесса воспитания заключается в том, что это длительный процесс. Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Еще Гельвеций – один из крупнейших представителей французского материализма 18 века, характеризуя воспитание как длительный процесс, писал, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание. Человек воспитывается или перевоспитывается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершенствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяет и углубляет свои знания, овладевает эстетическими ценностями. Конечно, школьные годы – это годы наиболее интенсивного развития личности, формирования характера и поведения. Известно, что центральная нервная система школьника отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Благодаря этому создаются условия для успешного формирования и развития личности. Поэтому именно в молодые годы осуществляется специально организованный воспитательный процесс.



О длительности процесса воспитания свидетельствует и то обстоятельство, что результаты его можно обнаружить не сразу. Школьник в короткий срок может заучить правила арифметики, запомнить исторические факты, события, даты. Но его нельзя быстро научить быть коллективистом, хорошим товарищем, чутким и скромным человеком. Для этого требуется длительное время. Нельзя также при помощи каких-то быстродействующих методов организовать и сплотить ученический коллектив, создать в нем здоровое общественное мнение, без чего невозможно полноценное воспитание.

Эту особенность процесса воспитания следует всегда учитывать, иметь в виду при определении его результатов: не во всех случаях можно рассчитывать на быстрый успех в воспитании, и особенно в перевоспитании личности.

Третья особенность процесса воспитания состоит в том, что он имеет ступенчатый характер. Его можно условно подразделить на ряд этапов. На первой ступени дети усваивают первоначальные представления о правилах поведения в семье и школе. У них начинают пробуждаться элементарные чувства и вырабатываться простейшие навыки поведения. На второй ступени на основе первоначальных представлений о нормах поведения у школьников формируются этические понятия, вырабатываются умения правильно поступать в том или ином случае, соблюдать принятые в обществе правила поведения. Вместе с тем происходит и дальнейшее развитие положительных чувств, и преодоление отрицательных. Третья ступень характеризуется формированием убеждений, выработкой устойчивых привычек поведения и дальнейшим развитием и обогащением чувств. На этой ступени у школьников более отчетливо выявляются мотивы деятельности, определяемые идейными, нравственными принципами. Между этими ступенями нет резкой границы, они тесно связаны.

Ступени процесса воспитания не всегда совпадают с возрастными ступенями развития школьников. Одни из них развиваются быстрее, другие – медленнее. Этим можно объяснить, что уровень развития не всегда совпадает с возрастом, со ступенями обучения. Некоторые старшеклассники иногда находятся на более низкой ступени развития по сравнению со своими товарищами из средних классов. Объясняется это, прежде всего тем, что окружающая микросреда, практика жизни по-разному влияют на развитие.

Процесс воспитания детей бывает неодинаково организован в школе, и особенно в семье. Недостатки в воспитании приводят нередко к тому, что приобретенные ранее положительные качества не закрепляются и иногда утрачиваются; не приобретаются и новые качества. В результате уровень развития учащихся одного и того же возраста бывает неодинаков. Каждый из них проходит свой особый жизненный путь. Знание этого пути и жизненного опыта ученика, его представлений, навыков и привычек поведения показывает, на какую из задач воспитания следует, прежде всего, обратить внимание.

Следующая, четвертая особенность процесса воспитания – концентрация в содержании воспитательной работы. Это означает, что в процессе воспитания к одним и тем же качествам личности приходится возвращаться неоднократно. Но это не простое повторение, а повторение с последующим расширением и углублением в соответствии с возрастными особенностями и уровнем воспитанности. Разумеется, на различных этапах воспитания в центре внимания может оказаться то или иное качество личности. Например, в младших классах обычно большое внимание уделяется воспитанию элементарной дисциплинированности, без чего невозможно организовать учебно-воспитательную работу. В средних классах на первый план выдвигается воспитание чувства ответственности, а от старшеклассников требуется уже высокая сознательность, обусловленная идейными (политическими и нравственными) мотивами. Однако все эти качества формируются и развиваются одновременно с другими, а не в порядке механической очередности. Для их формирования нельзя установить заранее определенные календарные сроки, как это обычно делается в процессе овладения знаниями по различным учебным предметам. Невозможно организовать процесс воспитания так, чтобы в первой учебной четверти у учащихся воспитывалось, к примеру, такое качество, как правдивость, во второй четверти - принципиальность, в третьей – коллективизм и т.д. Эти качества формируются и проявляются одновременно. Они составляют как бы отдельные черты, устойчивые особенности цельной личности. Воспитывая одно из качеств личности, воспитатель, так или иначе, влияет на другие.

Пятая специфическая черта воспитания заключается в том, что это двусторонний и активный процесс. Воспитанник – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо вызвать у воспитанников волну собственных усилий, пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии, т.е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

Шестой особенностью воспитания является то, что результаты этого процесса малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Как и все большое, она видится на расстоянии – временном расстоянии. Поэтому педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только быстро не увидят, но его еще и порицать будут, что называется, за чужие грехи. Вот почему педагог должен быть очень скромным человеком и не только, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких, к сожалению, случаях несправедливого отношения к себе.

И, наконец, седьмая особенность процесса воспитания: это деятельность, устремленная в будущее. Каждый педагог должен помнить, что его воспитанники вступают в жизнь при изменившихся условиях, в иных общественных отношениях. Поэтому в воспитательной работе следует учитывать не только потребность сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития. Быть хорошим прогнозистом, уметь за нынешними проблемами увидеть проблемы завтрашние и требования, которые они предъявят к людям будущего еще одно необходимое качество хорошего педагога

4.2. ВОСПИТАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС

Все возможности потенции воспитания раскрываются только в том случае, если воспитание организовано как целостный процесс.

Сущность целостного воспитательного процесса – в подчиненности всех его частей и функций общей «цели»: формирование целостного человекаразвитию индивидуальности и социальной личности.

Целостный подход организации воспитательной работы предполагает:

Адекватность деятельности каждого педагога общей «цели»

Единство «воспитания » и самовоспитания, «образования и самообразования»

Установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), организационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативные связи (общение), связи управления и самоуправления.

В соответствии с таким подходом воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика. Организация воспитательного процесса не ограничивается рамками педагогической деятельности образовательного учреждения и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды.

Движущей силой воспитательного процесса является разрешение противоречия между разнообразными (часто разнонаправленными) воздействиями на ученика и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые педагогами цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности учеников и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. И, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня воспитанности каждого ученика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. В этом плане важно рассмотреть соотношение понятий воспитательный процесс и воспитательная система. Между этими понятиями четко просматривается взаимосвязь. С одной стороны, в процессе поставленных педагогических целей в образовательном учреждении создается и развивается воспитательная система, с другой – эта система выступает в качестве главного фактора успешного решения воспитательных задач. Если воспитательный процесс рассматривать с позиции системного подхода, то понятие «развитие воспитательной системы» и «воспитательный процесс» идентичны.

Воспитание как целостный педагогический процесс основывается на взаимодействии педагогов и воспитанников. Ведущую роль в этом процессе принято отводить педагогам. При такой постановке вопроса педагог выступает как субъект воспитательного процесса, а воспитанник – как его объект. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой.

В воспитательной работе следует выделить три группы функций. Первая группа связана с непосредственным воздействием педагога на ученика. Вторая группа функций связана с созданием воспитательной среды. Третья группа функций направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений учащегося.

В проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность. Он реализует весь комплекс организаторских функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т.п., поэтому воспитательная работа является важнейшим компонентом воспитательного процесса, его основной составляющей. От того, как эту работу проводят педагоги, насколько она адекватна актуальной педагогической ситуации, зависит успех педагогической деятельности учебного заведения.

Исследование психологов и педагогов свидетельствуют, что в развитии личности воздействия внешних факторов приобретает значение не само по себе, а в силу индивидуальной позиции человека, его отношения к этим факторам, а также практической реализации этих факторов в его действиях и поступках. Поэтому в воспитательном процессе воспитуемый (ребенок и взрослый) выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Процесс воспитания органично включает в себя и самовоспитание личности.

Самовоспитание – педагогическая деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов как самообязательство (добровольное задание самому себе сформировать у себя те или иные качества); самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); контроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления , которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.

К методам самовоспитания относятся: 1.- самопознание, 2 - самообладание, 3 - cамостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

4.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Педагогика выявила общие закономерности и сформулировала ряд принципов, на которых основывается воспитательный процесс.

Под закономерностями воспитания понимаются устойчивые повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться эффективных результатов в решении педагогических задач.

Эти закономерности следующие!

Формирование личности в воспитательном процессе.

Введение.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

«Педагогика» буквально переводится с греческого как «деторождение», «детовождение». Это искусство воспитания.

Предметом педагогики является процесс воспитания и обучения человека, который называется педагогическим. Только после выделения воспитания и обучения в особую функцию общества и стало зарождаться педагогическое знание. Педагогика как наука объединяет в себе знания, лежащие в основе анализа, описания, организации и прогнозирования различных путей педагогического процесса и педагогических систем для развития человека и подготовки его к общественной жизни. Педагогика изучает сущность и закономерности, тенденции и перспективы развития обучения.

К задачам педагогики можно отнести исследование логики учебно-воспитательного процесса; разработку новых форм, методов и средств обучения; совершенствование учебного процесса.

Воспитание имеет огромное значение для процесса обучения, они взаимосвязаны. Функции воспитания как общественно-исторического процесса: это передача накопленных знаний, нравственных ценностей и социального опыта, а также развитие обучаемых.

Говоря о связи педагогики с другими науками, необходимо выделить методологическую основу педагогики – философию. Философия дает представления о социальной природе человека и процессах становления гармонично развитой личности. Также близкими к педагогике науками можно назвать психологию, физиологию, социальную педагогику, педиатрию, этику, социологию и некоторые другие. Дело в том, что методология этих наук и их принципы связаны с педагогикой, взаимно дополняют друг друга.

В психологии методологической базой для педагогики являются такие понятия и категории, как личность и развитие, психика и психические процессы, чувства, деятельность, общение и др. Все они являются основой для преобразующей деятельности педагогики.

Основные категории физиологии (высшая нервная деятельность, индивидуально-личностные физиологические различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе будут неизбежны ошибки, которые чреваты различными проблемами со здоровьем у школьников.

Понятия этики помогают в решении вопросов о нравственном аспекте в воспитании и обучении.

Социология и социальная педагогика оперируют такими понятиями, как социум, формы общественного сознания, социализация. Говоря о социализации, нужно отметить, что она является важным фактором в процессе становления личности.

Глава 1. Развитие личности.

Развитие личности происходит в условиях социального, конкретно-личностного бытия человека под воздействием обучения и воспитания. Существует несколько концепций о движущих факторах развития личности, мы рассмотрим две из них: биогенетическую и социологическую концепции психического развития.

1. Биогенетическая концепция сводится к тому, что наиболее главным и основополагающим фактором развития личности является наследственный фактор (генетический). Все психические процессы человека, его способности передаются генетически, по наследству.

2. Социологическая концепция представляет личность как продукт взаимодействия элементов окружающей среды с человеком и элементов окружающей среды между собой. Предполагается, что при рождении человек вообще не обладает наследственными качествами, а они являются только приобретенными в процессе социализации. Человек при этом остается лишь существом, задача которого заключается в приспособлении окружающей среде. Активность же личности представляется не чем иным, как совокупностью, целостностью потребностей и мотиваций, являющихся как сознательными, так и неосознанными, которые подталкивают человека к деятельности по осуществлению этих потребностей. Однако в таком, казалось бы, простом процессе встречаются трудности и противоречия, которые выражаются во внутриличностных конфликтах. Дело в том, что потребности не могут удовлетворяться немедленно при их возникновении, для их удовлетворения и осуществления необходимы различные материальные и моральные средства, определенный опыт подготовки личности, разнообразные знания, навыки и умения. Соответственно из этого вытекает, что движущие факторы развития личности обусловливаются противоречиями между трансформирующимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями для их удовлетворения.

Развитие личности – процесс, который определяется как социальными, так и общественными факторами. Огромную роль в целостном развитии и формировании личности играет процесс воспитания, которое организует и ориентирует развитие личности в зависимости от целей социума.

Глава 2. Формирование личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время.

Цель этого управления – подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса – формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.

Глава 3. Процесс воспитания.

Процесс воспитания выступает в роли многогранного взаимодействия детей как активных субъектов деятельности с общественной средой и взрослыми людьми. Этот процесс, в общем, представляет собой процесс социализации.

Выделяют составные компоненты воспитания.

1. Ребенок как объект и субъект воспитания. Он подвергается влиянию со стороны взрослых, общества, окружающей среды. В процессе воспитания у ребенка формируются мировоззрение, навыки, привычки, мышление. Все эти новообразования возникают на базе природных задатков, что представляет собой развитие ребенка как личности.

2. Взрослый (взрослые) как объекты и субъекты. Они оказывают воспитательное воздействие на детей и сами подвергаются воспитательному процессу в результате жизненных ситуаций и социума. Любой взрослый может потенциально стать действующим участником воспитательного процесса, т. е. воспитателем.

3. Коллектив. Оказывает влияние на ребенка, развивая у него навыки социального взаимодействия, удовлетворения своих потребностей, нравственные и этические нормы, создавая условия для самоутверждения и самосовершенствования.

4. Социальная среда. Степень ее воспитательного воздействия прямо зависит от качества проникновения во взаимоотношения взрослых людей с детьми.

Воспитательный процесс представляет собой всех его участников как взаимодействующих между собой субъектов, ключевой единицей которого является жизненная ситуация. Она характеризуется следующими особенностями:

1) установкой на удовлетворение естественных потребностей и интересов людей и инициированием их к взаимодействию;

2) сосредоточенностью и проявлением действительно имеющихся в окружении социальных зависимостей;

3) проявлением социальных противоречий, отыскиванием и выявлением путей их ликвидации;

4) необходимостью этического избрания поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

5) побуждением участников к взаимоотношениям, инициированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций в отношениях, а также формированием конструктивной жизненной позиции;

6) воплощением в жизнь вследствие конструктивных взаимоотношений воспитательных взаимных воздействий и взаимодействий, вырабатыванием организации привычного нравственно-этического сознания и мышления, привычных способов поведения, личност-но-психического развития.

Жизненные воспитательные ситуации завязываются на трех уровнях. Первый – уровень необходимого, соответствующего, обязательного, т. е. общество вынуждает ребенка принимать участие в различных взаимоотношениях. Второй – уровень свободного выбора деятельности, общения и отношений. Третий – уровень случайного общения, взаимодействия и взаимоотношения во временной группе или коллективе.

Методы воспитания.

Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников.

Метод воспитания частей является совокупностью составляющих его элементов (деталей), которые получили название методических приемов. Приемы не имеют независимой педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одинаковые приемы часто используются в различных методах.

Методы могут взаимозаменяться различными приемами.

Поскольку воспитательный процесс характеризуется многосторонностью своего содержания, а также необыкновенной состоятельностью и подвижностью организационных форм, то непосредственно с этим и связана вся разнообразность методов воспитания. Существуют методы, которые выражают содержание и специфичность процесса воспитания; другие методы ориентированы непосредственно на воспитательную работу с младшими или старшими школьниками; некоторые методы представляют собой работу в специфических ситуациях. Можно также выделить и общие методы воспитания, области, применения которых распространяются на весь воспитательный процесс.

Классификация общих методов воспитания направляет процесс нахождения общих и особенных закономерностей и принципов и этим способствует более рациональному и результативному их употреблению, помогает постичь назначение и специфические особенности, свойственные отдельным методам.

Классификация общих методов воспитания включает в себя:

1) методы формирования сознания личности (такие как беседа, рассказ, дискуссия, лекция, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта коллективного поведения личности (приучение, инструктаж, метод формирования воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, иллюстрации и демонстрации);

3) методы инициирования и мотивации деятельности и поведения личности (познавательную игру, соревнование, дискуссию, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки в процессе воспитания.

В действительных обстоятельствах педагогического процесса методы воспитания представляются в сложной и противоречивой целостности. Организация использования методов в совокупности, в системе находится в преимущественном положении перед использованием разрозненных, отдельных средств. Безусловно, они могут использоваться и по отдельности на каком-либо определенном этапе педагогического процесса.

Методы убеждения.

Убеждение – это ключевой метод доказательства при помощи веских аргументов и фактов истинности идей, утверждений, оценок, действий, взглядов. Оно используется в целях воспитания мировоззренческих, нравственных, правовых, эстетических представлений, обусловливающих выбор стилей поведения. Убеждение вырабатывает у детей сознательность, самосознание, способность нового политического и нравственного мышления. С диагностической точки зрения метод убеждения полезен тем, что он выявляет состояние способности детей независимо мыслить, бороться за свои взгляды и т. д.

Существует несколько приемов убеждения.

1. Обсуждение. Оно позволяет формировать групповое мнение, развивать убеждения по отношению к личности, социальным событиям, к различным проблемам в отношениях. У учеников возникают навыки участия в дискуссии, диалоге, споре и т. д.

2. Понимание. Оно создает доверительную атмосферу, стимулирует к открытости, желанию выслушать и ответить на переживания, стремлению выразить содействие в разрешении проблем собеседников.

3. Доверие. Представляет собой способ привлечения учащихся к требующей самостоятельности ситуации. Такой прием стимулирует у ребенка стремление показать себя с лучшей стороны в обстоятельствах, которые не контролируются взрослыми. Педагогическое доверие укрепляет взаимоотношения педагогов и детей, духовную самостоятельность, а также направленность на высокие нравственные ценности у последних.

4. Побуждение. Этот прием является способом стимулирования детей к активной деятельности в учебе, труде, коллективной работе, творчестве, физкультуре путем опоры на интересы, потребности, влечения, желания. Стимулами развития при этом выступают всевозможные формы моральной поддержки.

5. Сочувствие. Представляет собой способ корректного формулирования педагогом своих чувств и отношения в связи с переживаниями ребенком ситуаций успеха или неуспеха, а также состояния радости или несчастья. Сочувствие призвано формировать у детей эмпатию и сострадание. Оно развивает у детей сопереживание и сострадание, освобождает от чувства напряжения или неуверенности.

6. Предостережение. Способ корректного предотвращения, профилактики и торможения потенциальных безнравственных действий школьников. Этот прием помогает учащимся развить у себя такие качества, как выдержанность, осмотрительность, привычку продумывать свои поступки, самоконтроль. При помощи предостережения преподаватель притягивает внимание учащихся к осмыслению противоречия между безнравственным желанием и нравственным поступком.

7. Критика. Критика представляет собой способ нелицеприятного раскрытия, обнаружения и рассмотрения несовершенств, погрешностей, просчетов в мышлении и поступках учащихся и преподавателей. Обоюдная корректная критика учащихся и педагогов в деловых, нравственных отношениях вырабатывает критический тип мышления, взаимную прямоту, позволяет вовремя ликвидировать различные недостатки и взаимодействия.

Заключение.

Воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлением человека, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Литература.

    Лисина М.И. "Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии", М, 1999 г.

    Курганов С.Ю. «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» М., Просвещение, 2000

    Аверин В.А. «Психология детей и подростков», 2-е издание, «Издательство Михайлова В.А.», Санкт-Петербург, 2003.

    Гильбух Ю.З. «Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия». Киев, 2005.

Понятие «личность»

личность коллектив педагог творческий

Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности

В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми психологическими науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др.

Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность». Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психологических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включаются способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

Характеризуя воспитание лишь как воздействие, П. П. Блонский и А. П. Пинкевич еще не рассматривали его как двусторонний процесс, в котором активно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, как организацию жизни и деятельности воспитанников, накопление ими социального опыта. Ребенок в их концепциях выступал преимущественно как объект воспитания.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского П.П.. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди