14.02.2019

Возможные причины излишней медлительности ребенка. Научное обоснование суеверия


Дети бывают разными — кто-то из них старается все выполнять оперативно, чтобы успеть как можно больше. Другие тратят на простые действия вдвое больше времени, чем это действительно необходимо. Как же помочь копуше?

Возможные причины излишней медлительности ребенка

Статистические данные говорят о том, что копушами являются более двадцати процентов чад. Причин этому может быть много:

1. особенности темперамента;
2. отсутствие внимательности;
3. хитрость;
4. маленький возраст;
5. желание обратить на себя внимание;
6. отсутствие способности ценить время;
7. проблемы с адаптацией к новым условиям;
8. наследственность;
9. подражание старшим;
10. проблемы со здоровьем.

Не стоит ругать ребенка-копушу за его медлительность, лучше разобраться в причинах подобного поведения и по возможности устранить их, либо найти пути для эффективной помощи.

Что делать с копушей

Ребенка, отличающегося медлительностью, вряд ли удастся сделать гипер активным малышом. Поэтому методы наказаний и угроз не будут действенными. Психологи дают следующие советы:

1. Если чадо всегда долго собирается, необходимо повышать его темпы постепенно, воспринимать подобное поведение спокойно, отбросив недовольство и обиды.

2. Никогда не нужно делать что-то за ребенка, проявляя чрезмерную опеку. Правильнее заниматься чем-то совместно.

3. Стоит почаще быть примером подражания для чада — всегда все успевать, выполнять необходимую работу качественно, отбрасывать лень.

4. Надо периодически просить малыша о помощи. Это сделает его более ответственным, взрослым, зародит желание выполнять определенные занятия быстрее.

5. Можно спокойно побеседовать с ребенком, чтобы выяснить то, как он сам оценивает свою медлительность.

6. Важно ежедневно следовать установленному распорядку, соблюдать режим дня.

7. Не нужно требовать от чада невозможного. Надо научиться адекватно оценивать его способности и медленно развивать их.

8. Нельзя поручать копуше сложные или длительные дела. В первом случае работа все равно не будет выполнена хорошо. Во втором — малыш быстро утомится, забросив надоевшие обязанности.

9. Важно понять, на самом ли деле малыш является копушей, ведь некоторые сообразительные крохи просто притворяются такими, чтобы иметь свою выгоду.

Таким образом, полностью переделать медленного ребенка нельзя. Однако при применении правильных методик воспитания, можно сделать его более исполнительным последовательным, рациональным.

Возможно вам также понравится:


Что должен уметь ребенок в 2-3-4-5 месяца
Что должен уметь ребенок для поступления в ясли и садик
Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях 6 лет.
Ребенок боится воды и мыть голову — что делать?
Ребенок боится аквапарка — как подготовить ребенка к аквапарку?
Ребенок боится игалятора (небулайзер) – что делать?
Ребенок боится ездить в машине — как это преодолеть?


Копуша не копает, а копается,
А это значит - долго собирается.
Копуша как резину тянет время,
А это значит времени не ценит.
Медлителен во всем, а это значит -
Закончил ты, копуша только начал.
Елена Стеквашова

"Копуша!" - так обычно называют ребенка, который делает все медленно и вяло. Очень медленно собирается - долго ищет одежду, долго её надевает...
"Копуша! - раздражённо говорим мы, - полчаса шнурки завязываешь!". "Все уже домашнее задание записали, а ты только ручку взяла" - говорит учительница.
Видели ли вы когда-нибудь, как мать уговаривает, заставляет, ругает, предупреждает копающегося ребенка: сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом его заставляют умыться, одеться, позавтракать и т.д.

Ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания: "Быстрей, быстрей доедай суп", "Сколько раз тебе нужно говорить, чтобы ты шел спать". Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей и постепенно в них бессознательно развивается упрямство. Часто родители говорят, что им приходится целый день ругать и "пилить" ребенка, чтобы заставить его что-то сделать. Получается заколдованный круг.

6-7-летние дети практически не видят разницы между "быстро" и "медленно" и работают в том ритме, который для них естественный. Торопить и подгонять ребёнка не только бесполезно, но и вредно, потому что "копуша" станет ещё медлительнее и неувереннее. Такая "забота" неизбежно вызывает новые трудности. И главная беда в том, что ребёнок готов к ним, уверен, что так и должно быть и он сам виноват. Ощущение собственной вины - наиболее характерная черта медлительных детей. И эта постоянная вина лишает их надежды на успех, делает все их действия ещё более неловкими и медлительными.

Часто родители жалуются: "Я его тороплю, а он мне назло ещё медленнее". Это ошибочное утверждение! Просто в силу особенностей нервной системы у медлительных детей время между сигналом "делай" и до начала самого действия в 2,5-3 раза больше по сравнению с остальными. Окрик, раздражение и недовольство взрослых ещё более увеличивают этот разрыв, из-за чего и создаётся впечатление, что ребёнок "назло" тянет время. Это следует учитывать и когда дети садятся за уроки, а вы, проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило". Не дождавшись ответа, не дав ребёнку время на раскачку, обвиняете: "Опять не выучил". На самом деле ребёнок может отлично знать это правило, просто ему не хватило времени!

Ещё одна особенность медлительных детей - им трудно переключаться на что-то новое. Такие дети не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимая её. Если вы объясняли ребёнку математику, а потом вдруг "заодно" решили проверить, помнит ли он правило по русскому языку, то результаты вряд ли вас обрадуют. Ребёнок просто-напросто не успеет "переключиться". Исследования показали, что сангвиники и холерики лучше и больше усваивают информацию, которая даётся в быстром темпе. А вот флегматики и меланхолики - обычно медлительные дети, которые чем быстрее им объясняют, тем меньше и хуже усваивают материал.

Могут быть еще и другие причины. Дети, которые нерасторопны по утрам, возможно, переутомлены. Ночью ребенку требуется спать не восемь, а десять или двенадцать часов. Плохой сон может вызывать по утрам вялость.

Если ваш ребенок копуша, когда дело касается организованности и расторопности, то в первую очередь исправьте свои собственные недостатки. Понаблюдайте за собой, а как вы собираетесь на работу? Все ли успеваете? Может быть, вы сами иногда с опозданием приезжаете за детьми в школу? А счета оплачиваете в последний момент?

Что же делать? Как помочь и ребенку и нам самим, родителям?

Как быть родителям "копуши"?

  • Дайте ребёнку быть самим собой! Любите его таким, какой он есть: медлительный и вдумчивый.
  • Первое время, когда ребёнок уже научился писать, всё-таки продолжайте подписывать ему тетрадки, чтобы одноклассники не высмеивали его за почерк.
  • Проводите дома с ребёнком физические упражнения. Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно. Все упражнения начинайте не быстро, чтобы у ребенка все получалось, в середине можете весело ускориться, но заканчивайте снова не быстро: у ребенка всегда должно оставаться ощущение успеха.
  • Все важные дела, которые ребенок должен хорошо делать, делайте вместе с ним - до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо. Нужно завязывать шнурки? - начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается - пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. Почему бы и нет? И это нужно делать день за днем до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать все, что нужно - так, как нужно.
  • Ни в коем случае не заставляйте ребёнка выполнять задания или делать что-то на время. Это не только не ускорит, но и, наоборот, замедлит выполнение ребёнком задания. При этом может быть очень сильно травмирована его психика.
  • Если ребенок рядом с вами занимается делом, например уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: "Так, быстренько расскажи мне правило". Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: "Опять не выучил". Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного побольше времени.
  • Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но перерывы занимайте другой разумной активностью. Там, где другой ребенок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15-20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприсядает или снова займется пальчиковой гимнастикой.
  • Учите ребенка не скорости, а точности и четкости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребенок все делал максимально четко, точно, последовательно, так как вы сказали, и, не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть четким и точным. В этом будьте требовательны, копуша - не разрешение на разгильдяйство.
  • Медлительным детям необходим размеренный и чёткий режим дня.

Ребенок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но "темперамента копуши" нет. Копушами не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение. Зачем ребенку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя все сделают? Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собрано и четко. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

«Копуша!» – так обычно называют ребёнка, который делает всё медленно и вяло. Очень медленно собирается – долго ищет одежду, долго её надевает… Копуши раздражают. «Копуша! – раздражённо говорим мы, – полчаса шнурки завязываешь!» «Все уже домашнее задание записали, а ты только ручку взяла», – говорит учительница. Копушу всегда хочется подгонять: быстрее, быстрее…

Правильно ли это? Нет. Если есть дети шустрые, то есть и другие – шустрые не вполне. И вполне даже замедленные. Это естественная особенность ребёнка, и сердиться на неё так же глупо, как и на то, что у вас всего две ноги. Таким его родили родители. Более того, когда вы ругаетесь и требуете от ребёнка «Ну быстрее же, быстрее!», ребёнок только отвлекается на вас, сбивается и делает ещё более медленно. Не ругайтесь и не дергайте , это не помогает .

Часто бывает: ребёнок делает и так всё медленно, а если вы злитесь и его подгоняете, то ещё медленнее, как будто назло, как будто специально! Верно, ребёнок же не глупее вас. Если вы сердите его, он злится на вас и делает вам назло. И что теперь? Сердиться всё равно бессмысленно, проку не будет. 6-7-летние дети практически не видят разницы между «быстро» и «медленно» и работают в том ритме, который для них естественный.

Относитесь к этому спокойно, но не бездействуйте: медлительность ребёнка значит только то, что и для вас, и для ребёнка будет больше дополнительной работы. Какой работы? Что нужно делать? Проводите дома с ребёнком . Подойдут любые, начиная от пальчиковой гимнастики. При выполнении упражнений придерживайтесь определённой последовательности в темпе: медленно-быстро-медленно.

Все упражнения начинайте не торопясь, чтобы у ребёнка всё получалось, в середине можете весело понапрягать, но заканчивайте снова не быстро: у ребёнка всегда должно оставаться ощущение успеха . Все важные дела, которые ребёнок должен хорошо делать, делайте вместе с ним – до тех пор, пока он не научится делать их достаточно хорошо.

Нужно завязывать шнурки – начинайте делать это раньше. Покажите, как это делается, после чего он должен сделать это сам. Не получается – пусть тренируется (не торопясь) раз за разом. Почему бы и да? И это нужно делать день за днём до тех пор, пока под вашим приглядом он не научится делать всё, что нужно – так, как нужно.

Если ребёнок рядом с вами занимается делом, например, уроками, не торопите его. Вам нужно правильно, а не быстро. Плохо, если вы, проявляя родительское рвение, торопите: «Так, быстренько расскажи мне правило». Тем более не остроумно, не дождавшись ответа и не дав ребёнку время на раскачку, его обвинить: «Опять не выучил». Возможно, правило он знает, но чтобы его вспомнить и вам рассказать, ему нужно немного больше времени.

Делайте почаще перерывы в учебных занятиях, но занимайте их другой разумной активностью. Там, где другой ребёнок будет непрерывно заниматься 30 минут, копуше лучше уже через 15-20 минут сделать перерыв. Но в перерыве пусть он подвигается физически: вместе с вами поприседает или снова займется пальчиковой гимнастикой.

Учите ребёнка не скорости, а точности и чёткости. Чаще делайте что-то с ним вместе, следя за тем, чтобы ребёнок всё делал максимально чётко, точно, последовательно, так, как вы сказали и не отвлекаясь. Он может быть медлительным, но должен быть чётким и точным. В этом будьте требовательны, копуша – не разрешение на разгильдяйство.

Ребёнок может быть медлительным, но не должен превращаться в копушу. Дети рождаются с разными темпераментами, но темперамента «копуши» нет. Копушами – не рождаются, копушами становятся, если родители разрешают или тем более подкрепляют такое поведение.

Зачем ребёнку становиться копушей? А зачем быть шустрым, когда можно стать копушей, оказаться в центре внимания, и за тебя всё сделают? Не надо на копуш сердиться, о них нужно заботиться, потому что они – наши любимые. А забота наша в том, чтобы научить копушу делать дела собранно и быстро. Когда копуша научится не отвлекаться, научится ловко завязывать шнурки и будет знать, в какой последовательности что надевать, он из копуши превратится в нашу радость.

Другое дело, что бывают копуши настоящие, а бывают – копуши специально. Копуша специально – это ребёнок, который бывает вполне себе шустрым, но рядом с вами и в каком-то определённом деле вдруг становится копушей. Действительно, важный вопрос по поводу медлительности ребёнка: «Ребёнок не может быстрее или – не хочет»? Ваш ребёнок действительно медленный или сообразительный, который медлит вам назло, медлит, когда ему надо? В большинстве случаев разница хорошо видна: если не может, он медлительный всегда, а если сообразительный, то – избирательно. Например, если в школу собирается медленно и уроки пишет сонно, а за компьютер ныряет быстро и там пальчиками перебирает быстро – у вас не копуша, а ребёнок сообразительный.

Сообразительные копуши повзрослее уже знают научные обоснования своего права делать так, как им удобно. Вполне убеждённо и энергично вам расскажут: «Я так не могу, ну что вы кричите… Я всё забыл! У меня не получается! Не торопите меня, я теряюсь… Я не могу, когда вы меня подгоняете, я могу, только когда медленно. Вы не учитываете мой характер и темперамент. Я флегматик с элементами меланхолика.
А в книжках пишут, что темперамент не меняется, мама!»

Есть дети, которые от жизненных проблем легко уходят в «поболеть». уходит в свое право быть копушей и тормозом, когда ему это выгодно. И что делать с такими сообразительными? Любопытно, что рекомендации будут похожими. Не ругайтесь и не обвиняйте в обмане и ловкачестве: ничего не докажете, а отношения подпортятся.

Сделайте вид, что вы верите, что ваш ребёнок просто не умеет делать всё так, как нужно, и начните его этому учить: так медленно, как ему необходимо, но так неотвратимо, как выберете вы.

Скорее всего, вы станете не самым интересным эпизодом его жизни, и если , что единственный шанс вырваться от вашей заботы на свободу – начать делать так, как вы заботливо учите, то он так делать и начнет. И это будет достаточно быстро. И какая разница, специально или не специально он раньше копался?

Не превращайтесь в копушу сами, не копайтесь там, где всё равно не разберётесь. А если благодаря всему происшедшему вы научились учить своего ребёнка, то ребёнок вам помог, а вы – молодцы!

Ты понимаешь, что всеми этими «быстрее!», «давай!», «ну какой же ты неповоротливый!» делу не поможешь, а нанесешь вред самооценке малыша. Но, когда опаздываете везде, куда можно опоздать, а ребенок, как нарочно, застывает, вам так и хочется сказать что-то подобное. Борись со своими желаниями! Разбирайся, каковы причины поведения чада и каким образом облегчить жизнь всем. Почему он такой? Причин немало. Давай выделим самые важные из них.

Темперамент

В коре головного мозга одних людей преобладают процессы возбуждения, других - торможения. Поэтому одни люди шустрые, другие, подобно флегматику и холерику, неторопливы. Такие детки все делают медленно: едят, двигаются, разговаривают, одеваются, даже играют в подвижные игры не спеша... Это их врожденное качество.

Совет! Разумно организуй жизнь дошколенка: раньше буди, давайте утром любимые блюда, покупай одежду и обувь с простыми застежками...

Стрессы и перемены

Малыш, обычно такой шустрый, вдруг стал рассеянным и заторможенным? Этому могут способствовать переезд, развод родителей, смена садика, рождение младшенького или усталость. В ситуации стресса ребенок часто попадает в противоположное от привычного состояние: флегматик буянит, холерик становится тихим.

Совет! Уменьшай влияние негатива: больше тактильных контактов, времени для общения, разговоров по душам. Ребенку нужно почувствовать, что катастрофы не произошло, он любим и все наладится.

Мечтательность

Тарелка любимых спагетти, а над ними застывшее чадо со светлым лицом и отсутствующим взглядом... Знакомая картинка?

Совет! Ребенку необходимо чаще спускаться с облаков. В этом помогут «материальные якоря»: приз за пустую тарелку, сданную в срок, запись в тетрадке достижений, красивый будильник, четко регламентирующий время. И выделяй часок-другой для просто мечтаний. Фантазируй!

Боязнь ошибки

Если малыша, у которого и так самооценка невысока, многократно одергивают, критикуют за медлительность или ругают за ошибки, он попросту теряет инициативу и уверенность в себе.

Совет! Перестань подгонять, начни указывать на успехи и достоинства: «Ты надел маечку намного быстрее!», «Не расстраивайся, что не успел вместе с братом. Это твой рекорд. Браво!..»

Протест

Его перемещают от бабушки к няне, из садика домой. Не дают права голоса, не спрашивают мнения, выставляя лишь требования. Не имея возможности выразить недовольство открыто, ребенок начинает бастовать... тихо.

О гиперактивных детях говорят и пишут много. И абсолютно обходят стороной жизнь «маленьких капуш».

И ведь живется им совсем несладко. Ведь медлительность нынче не в моде. Человек должен быть мобильным, как модно сейчас выражаться: надо уметь крутиться, вертеться, адекватно быстро улавливать моменты, где - то вовремя увильнуть. Все надо успеть - темпы жизни сумасшедшие, и мы часом не успеваем под них адаптироваться. И не кому так не достается от окружающих, как неторопливым, размеренным и медлительным деткам. « Активней, шустрей, быстрей», «Что ты возишься как черепаха» - слышат они то и дело от друзей, родителей, учителей.

Часто родители сталкиваются с этой проблемой, когда их ребенок идет в школу, когда многие учителя жалуются на безактивность ребенка на занятиях, несобранность, медлительность, слабую успеваемость. А выясняется, что эти дети интеллектуально развиты, хорошо развита речь и запас навыков и знаний соответствует их возрасту.

Взрослым часто не понятно состояние медлительного ребенка, учителя продолжают ставить двойки, упрекая в лени, родители пытаются всячески подтолкнуть ребенка, «подпихнуть», друзьям малоинтересно играть в активные игры с «капушей». Постепенно у таких деток растет утомляемость, появляются головные боли и усталость, возникают новые проблемы.

* Тезис «знает - умеет - сделает быстро» здесь неуместен и малоэффективен. Медлительный ребенок может все знать, но не успевать выполнять, не вспомнить в нужный момент, не отреагировать быстро.

* Постоянные замечания и требования увеличить темп работы снижает качество их работы, теряется усидчивость.

* Они долго собираются с мыслями начать что - либо делать. И подгонять их здесь бессмысленно. От этого только увеличится время на выполнение данного задания.

* Слабая сопротивляемость утомлению лишает их возможности работать длительное время. Хотя качество работы может быть очень продуктивным и высоким.

Чем помочь?

Включаем таймер. Медлительным деткам свойственно забыть о времени и темпе их деятельности. Попробуйте поставить часы с таймером рядом с ребенком, чтобы он мог их видеть. И оговорите с ним заранее, сколько времени отведено ему на уроки. Успехи будут, но не сразу. После такого занятия покажите ребенку, сколько времени ему не хватило, и проанализируйте вместе, почему он не уложился в отведенное время.

Обгоняем школу. На каникулах, в выходные выполняйте наперед ряд заданий, просмотрите темы. Это сократит время выполнения домашних заданий в будущем.

Мотивация. Пообщайтесь с ребенком, каким и кем он видит себя в будущем, как он планирует зарабатывать и какой род занятий ему по душе. Чаще говорите ему о том, что именно от нынешней успеваемости зависит, как он будет дальше жить.

Развиваем внимание и усидчивость. Дети часто переключаются с одного занятия на другое и не могут полностью сосредоточиться на одном. Это происходит из - за того, что у них недостаточно развито произвольное внимание. Развить его можно, к примеру, таким образом. Попросите капушу нарисовать в ряд 10 треугольников или других фигур. Потом дайте задание со словами: «Будь внимателен, я читаю задание один раз. Раскрась красным карандашом седьмой, третий и девятый треугольник». Задания по мере выполнения можно усложнять, добавив другой цвет. К примеру: « А синим карандашом раскрась второй, восьмой, четвертый», и т.д.

Без тревог. Тревожные и медлительные дети делают все неторопливо, с некой тревогой. Постарайтесь выявить источник тревоги и устранить его, а потом уже прибегать к каим - либо решениям.

Совет. Не ждите, что делая замечания и подпихивая ребенка, вы сделаете из своего чада активного. Медлительность - это от природы врожденное свойство. Такому ребенку можно лишь помогать, но немного справляться с его обязанностями и требованиями окружающих. С возрастом его темп деятельности увеличится. Главное, не показывать ребенку, что это его проблема, иначе он начнет чувствовать себя изгоем и разовьется чувство неполноценности и комплексы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди