03.05.2019

За что раньше наказывали розгами. История детских наказаний от Древней Руси до наших дней. Как наказывали детей в русских семьях и школах


Современный подзатыльник показался бы мальчугану из средневековой Руси чем-то вроде манны небесной. В то время розги, прут и кнут были обычным делом. И «я больше не буду» как палочка-выручалочка тогда не работало. Про ювенальную юстицию тоже никто не слышал. Провинился – получи по всей строгости. А строгость в отношении детей была одним из главных принципов воспитания. Считалось, что ребенка бьют исключительно из любви к нему – мол, вырастет человеком. Из Домостроя XV века: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей», «Не ослабляи, бия младенца». И даже в Библии: «Урок же ему – урок. Лоза же ему – лоза».

Лишь бы жив остался

«Порка». Павел Ковалевский

Страх быть битым преследовал детей не только в семьях, но и в школах при монастырях и церквях. За нерадивое отношение к учебе или гадкое поведение ребенка секли до посинения перед всем классом. Причем сила ударов и продолжительность «экзекуции» не прописывалась законами – лишь бы не умер. Доходило до 600 ударов и более. Даром что религия вообще была призвана нести в мир человеколюбие.

К XVIII веку порка становится все менее популярной, а в 1785 году представителей дворянства и вовсе избавляют от рукоприкладства. Правда, запрет просуществовал недолго – какой-то десяток лет. И только спустя столетие, в 1864 году, преподавателям гимназий окончательно запретили бить учеников.

Ребенок в машине: когда не нужно автокресло

  • Подробнее

Кроме физической расправы детей из высоких сословий за проступки лишали сладкого, ставили в угол, запрещали развлекаться. А при императорском дворе не пускали к родителям на их половину или (о, ужас!) за обедом предлагали есть один суп. А могли и вовсе лишить трапезы, если дитятко осмелилось поинтересоваться: «Что у нас сегодня вкусненького?»

В лицеях нередко альтернативой розгам (правда, довольно сомнительной) было переодевание. Безобразника наряжали в костюм другого цвета и заставляли носить – всем становилось известно о его «грехопадении». Как вариант – на куртку вешали табличку с говорящей информацией (к примеру, «Пушкин – двоечник»). Многие ученики, не выдерживая жестоких насмешек и издевок, предпочитали пережить кратковременную физическую расправу.

Кривое дерево пила исправит

Власть родителей над детьми была безоговорочной. Отец мог запросто своих чад продать, определить в работники за долги или отречься. А с середины XIX века – сбагрить в исправительное учреждение. Свод законов 1857 года гласит: «Детей обоего пола, не состоящих в государственной службе, за упорное неповиновение родительской власти, развратную жизнь и другие явные пороки, отдавать в смирительные домы».

Донские казаки тоже в воспитании детей часто руководствовались соображением, что «спина дело наживное: плетка поубавит тела, так наживешь нового». «Если ребенка не трогать, не наказывать за шалости, то он выйдет неук: нужно, чтобы он во всем родителей слушал, а коли добром не слухает, то и посечь можно». Непослушного сына отец мог привязать к плугу или телеге, а затем избить вожжами. Помните «Тихий Дон» Шолохова?

Нежнее нежного: самые красивые поцелуи звездных пар

  • Подробнее

«Пантелей Прокофьевич, что-то булькая себе в бороду, зачикилял к дому. Гришку он нашел в горнице. Не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке.

За что, батя?

За дело, су-у-у-кин сын!

Не пакости соседу! Не срами отца! Не таскайся, кобелина! - хрипел Пантелей Прокофьевич, тягая по горнице Григория, силясь вырвать костыль.

Драться не дам! - глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль. На колено его и – хряп! Пантелей Прокофьевич – сына по шее тугим кулаком».

Обычное дело.

Не та сторона картошки

В школах Советского Союза о телесном наказании и речи быть не могло. Во времена активной стройки коммунизма, когда общественное ценилось выше личного, поистине адской карой было исключение из пионеров или комсомольцев, объявление бойкота, пропесочивание на совете дружины. В семьях же по-прежнему лидировал ремень. Да вы и сами наверняка помните.

Я родилась в 1945 году. Авторитет родителей был для нас непререкаемым, – вспоминает ростовчанка Галина Фирсова. - Мы с сестрой и братом всю жизнь обращались к ним на вы – из уважения. А чтобы в ответ сказать бранное слово, такого и представить не могу. За проказы меня порола мать – всем, что под руку подвернется: ремнем, веревкой, полотенцем… Но и отец порой не выдерживал. Помню, как однажды за ужином меня, 8-летнюю, с размаху ударил ложкой по лбу только за то, что я потянулась к картошке не со своего края сковороды. И на горохе стояла в углу, было дело.

Униженные и оскорбленные

Надо сказать, в многонациональной России немало народностей, в семьях которых и ремень редкость. Не из мягкотелости, а потому что традиции другие. Горцы и в давние времена, и сейчас редко прибегают к физическому наказанию. Разве из униженного ребенка вырастет свободный человек с чувством собственного достоинства? Ну, подергали за ухо, ну дали подзатыльник, но не избивали. Обычно за проступки нагружали работой, вели долгие разъяснительные беседы с многочисленными родственниками. И крайне редко повышали голос. А самым ужасным было общественное порицание. «Позор семьи», «позор рода» – людская память долго могла колоть глаза.

Северные народы – тоже противники насилия над личностью. Принуждать ребенка к чему-либо, используя давление, шантаж, не в их правилах. Не хочет отрок учиться ставить чум – не надо. Придет время, когда сам поймет, что ему это нужно.

А под суд не хотите?

Сейчас бить детей считается дурным тоном. Большинство современных родителей предпочитают ребенка запиливать нравоучениями. К тому же за рукоприкладство и поплатиться можно.

Как пояснил юрист Михаил Ревякин, если родитель поднимает руку на ребенка, его действия оцениваются по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ (административного кодекса), предусматривающей ответственность за оскорбление, поскольку унижение чести и достоинства может быть совершено действием, а не только словом. Наказание – от 1 000 до 3 000 рублей. Но в том случае, если суд оценит действия родителя как жестокость, будет применена ст. 156 Уголовного кодекса и может быть назначено наказание до трех лет лишения свободы. Кроме того, действия родителей могут быть расценены по ст. 6.1.1 Административного кодекса как побои при осуществлении в отношении ребенка насильственных действий, которые вызвали физическую боль, но не привели к расстройству здоровья. Наказание в этом случае – штраф от 5 000 до 30 000 рублей, арест на 15 суток либо обязательные работы.

«Школы на Руси» - Чему учили в школах? Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Когда появились первые школы? Новгород. Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира. В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие. Н.Богданов-Бельский «Устный счёт». Где могли учиться дети, когда не было школ?

«Изба» - Закут - за печью. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Потолок обмазывали глиной. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

«Русская национальная кухня» - Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 5. Общерусская национальная кухня 60-е годы XIX - начало XX вв. Главное место на русском столе, особенно на народном, занимал и занимает хлеб. Составитель: Л. Валдек. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в.

«Святки» - Святки. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет.

«Дома на Руси» - Горшки изготавливались самых разных размеров. Быт 300. Какие растительные и животные масла изготавливали на Руси? Так что же такое «масло» на самом деле? Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. 1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил.

«Русские обычаи» - Почему день 7 июля называют Иван Купала? На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны. Среда - лакомка. Весной. Кто такая золовка? (Родная сестра мужа). Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. маслениЦА. Молодые невестки принимали у себя родных. Суббота – золовкины посиделки.

Всего в теме 39 презентаций

Порка на Руси вплоть до ХХ столетия всегда была самым распространенным методом телесного наказания. Изначально ей подвергали представителей практических всех слоев населения, всех полов и возрастов.

«Торговая казнь»

Наказания путем порки были впервые закреплены законодательно в Судебнике 1497 года. Наказывали так за самые различные преступления. Например, могли выпороть за дерзкое высказывание против властей.

Били в основном по задней части тела – спине, бедрам, ягодицам. Чаще всего наказуемого для этого полностью раздевали.

Особого искусства требовало наказание кнутом. Для этого палач должен был отойти от своей жертвы на несколько шагов, а затем раскрутить кнут над головой обеими руками и с громким криком быстро приблизиться к осужденному, обрушив орудие истязания на его спину. Нельзя было дважды бить по одному месту. После каждого удара палачу требовалось смахнуть с кнута налипшую на него кровь и частицы кожи. Как сообщает исследователь Катошихин, обычно экзекуция длилась несколько часов, причем в час наносилось 30-40 ударов кнутом.

Один иностранец, бывший очевидцем такой процедуры, оставил следующее свидетельство: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его

(наказываемого) растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями».

Многие от этого умирали. Все зависело от индивидуальных особенностей организма, а также от силы нанесения ударов. Некоторые выдерживали и по 300 ударов, а некоторые после первого же удара валились кулем. Если палач жалел наказанного, он мог ударить и послабее (иногда за мзду). А так – мог и забить до смерти.

В петровскую эпоху наказание кнутом называлось «торговой казнью». Ее часто назначали за политические преступления в сочетании с клеймением.

«Виноват!»

Куда более легким считалось наказание батогами. Последние представляли собой толстые палки или прутья с обрезанными концами. Батоги использовали часто – для выколачивания податей и недоимок, для битья крепостных и подчиненных. Иногда битье батогами назначал суд – за воровство, лжесвидетельство, неуважение к царской семье… Так, батогами был наказан подьячий, который, когда пил за здоровье государя, не снял головного убора.

Происходила экзекуция так. Человека клали на пол или на землю вниз лицом. Один из палачей садился ему на ноги, другой – на шею, обхватив ее коленями. Затем каждый из них брал по два батога и лупил ими жертву по спине и ниже спины, пока наказание не решали прекратить или пока не ломались прутья. При этом запрещено было наносить удары по животу, бедрам и икрам. Также во время экзекуции наказуемый должен был кричать слово: «виноват!». Если не кричал, то наказание продолжали, пока не закричит и не признает своей вины.

Сквозь строй

Более жестоким выглядело наказание шпицрутенами – гибкими прутьями около 2,1 метра в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре. Использовали их в основном для наказания солдат. Это называлось «прогнать сквозь строй». Способ наказания был позаимствован от шведов и в 1701 году введен Петром I в русской армии. Наказанного за ту или иную провинность обнажали по пояс, руки привязывали к ружью, которое было повернуто к нему штыком, чтобы несчастный не мог уклониться от расправы, и проводили меж двух рядов его товарищей, выстроившихся справа и слева от него. Каждый солдат должен был ударить провинившегося по спине шпицрутеном. За избиваемым следовал полковой врач, отсчитывая удары, чтобы наказанного не засекли до смерти и не покалечили.

«Поучения» для детей и женщин

Детские наказания «благословлялись» знаменитым «Домостроем»: «…но и страхом спасать, наказывая и

поучая, а когда и побить». Детей на Руси обычно секли розгами. Розгой называлась связка прутьев, которой наносили удары по мягким частям тела. Наказать розгами могли за любую провинность, причем применялось это наказание не только родителями или воспитателями, но и школьными учителями – скажем, за нерадивость в учении. Иногда секли и девочек.

Применялся такой способ наказания к детям любых сословий: это считалось полезным для ребенка. В больших семьях порой устраивали еженедельные порки по субботам, причем зачастую секли отпрысков не только за реально совершенные проступки, но и для профилактики, «чтоб неповадно было».

Перед тем как провести экзекуцию, пучки розог вымачивали в холодной проточной воде. Иногда вымачивание происходило в соленом растворе, и тогда битье причиняло сильнейшую боль. Однако шрамы после такого наказания оставались редко. Реже для битья подрастающего поколения использовалась веревка с узлами, которой хлестали наотмашь.

Женщин тоже пороли – чаще всего плетью или розгами. Использование твердых предметов и такие способы битья, которые могли искалечить, «Домострой» применять запрещал.

Крестьянку мог «поучить» муж – за дерзкий язык, непослушание или подозрение в измене. Крепостных баб и девок могли выпороть по приказу помещика. В полиции секли женщин, нелегально занимавшихся проституцией. Но совершенно официальные телесные наказания существовали и для представительниц высших сословий. Так, две фрейлины Екатерины II были жестоко высечены розгами за нарисованную ими карикатуру на князя Потемкина.

Еще в екатерининскую эпоху была сделана попытка смягчить существующую систему телесных наказаний. В 1785 году от них были освобождены представители высших сословий, купцы первой и второй гильдий. В начале XIX века были введены различные ограничения – на количество ударов, наказания для больных и стариков и представителей иных категорий. Но в начальных и средних учебных заведениях розги оставались средством «воспитания» вплоть до 1860-х годов.

Полностью телесные наказания в Российской империи отменили только в 1904 году. Окончательную точку в этом вопросе поставили после революции большевики, объявив порки «буржуазным пережитком».

У наших предков не было проблемы с тем, как угомонить непослушных детей. За каждый проступок полагалось то или иное наказание. Даже за вполне безобидное по сегодняшним меркам поведение стоило ожидать хорошей взбучки.

На горох

Не найти было в старину ребенка, который не постоял бы на горохе. Это наказание было одним из самых распространенных, а получить его можно было, например, за проявление злобы по отношению к родне, невыполнение обязанностей по дому, непослушание.

Несмотря на кажущуюся незатейливость карательной меры, она была очень болезненной и символичной. Многочасовое стояние должно было подтвердить готовность к смирению, а боль от впивающихся в колени твердых зернышек заставляла прочувствовать неправильность собственного поступка особенно глубоко.

Розги

К розгам дети были привыкшие, ведь порку можно было получить не только за проступок, но и для профилактики. Считалось, что это наказание «ум вострит» и оборачивается для ребенка исключительной пользой. И даже если в течение недели он был шелковым и не совершил ни одной промашки, в субботу приходилось спускать портки. Именно этот день был рекомендован для регулярной порки в «Домострое». В нем черным по белому написано: «страхом спасать (детей), наказывая и поучая, и когда и побить… сокрушая ребра, бить железом».

И не дай бог ребенку пожаловаться на суровость родителя или учителей. В Уложении XVII века имелись на этот счет четкие указания – взрослым рекомендовалось за это «бить детей нещадно». На отцов, которые не поднимали на детей руку, соседи смотрели косо. Совсем человек воспитанием отпрыска не занимается!

Розги даже удостоились чести попасть на обложку первого Букваря, отпечатанного в 1637 году Василием Бурцевым. На форзаце учитель нещадно хлещет одного из воспитанников, пока другие усердно разбирают аз-буки-веди.

Насколько «искусно» родители владели розгами легко вспомнить по эпизоду порки Алеши в «Детстве» Горького, когда дед засек мальчика так, что тот потерял сознание, а потом несколько дней «хворал».

Отменены телесные наказания в школах были только в начале XIX века, в семьях же на смену розгам пришел ремень, познакомиться с которым и сегодня приходится многим детям.

Моральное унижение

Многие из учащихся в старину предпочли бы розги, лишь бы не терпеть насмешки от одноклассников. За невыполненный урок или плохое поведение проказника или лентяя наряжали в костюм, который отличался по цвету от школьной формы, или вешали на грудь табличку с унизительной надписью.

Царскосельский лицей был единственным учебным заведением, где телесные наказания были официально запрещены уставом. Вместо этого провинившихся запирали в собственной комнате для осознания вины или сажали последним во время общей трапезы для всеобщего порицания.

Воспитатель Павла I Федор Бахтеев издавал собственную газету, в которой рассказывал всем обитателям дворца обо всех проступках царевича, даже самых незначительных. Тем более удивительно, что для своего сына Павел пригласил Матвея Ламздорфа, который среди всех педагогических приемов выбирал битье оружейным шомполом или удары головой об стену.

Ложкой по лбу

Получить деревянной ложкой по лбу от главы семейства любой находящийся за столом мог за нарушение правил поведения за столом. Из стоявшего в центре стола чугунка все черпали согласно старшинству и положению в семье: сначала пробу снимал отец (или дед), а затем остальные. Полез ложкой вперед батьки – проявил неуважение к кормильцу.

Отправлять в рот кашу или похлебку следовало аккуратно, вдумчиво и неспешно. Не подставил под ложку хлеб и капнул на стол? Подставляй лоб! Задал кому-то невинный вопрос! Опять готовься к удару! Семьи были большими, поэтому некоторым отцам приходилось частенько доставать новый столовый прибор.

Детская колония

Еще в конце XVIII века законы разрешали родителям отправлять непослушных детей в специальные смирительные дома на срок до 6 месяцев. Взрослые сами определяли, в течение какого срока ребенка будут «исправлять», а также за какой именно проступок его туда отправить. Самыми частым поводами становились: «упорное неповиновение», «развратная жизнь» и «другие очевидные пороки» (как ребенок проявлял разврат, и что это за «очевидные пороки» не уточнялось).

Действовало единственное ограничение – превратить в уголовника можно было только ребенка, которому исполнилось 7 лет. В Уложении о наказаниях 1845 года именно с такого возраста наступала уголовная ответственность.

Три дня сухомятки

Умение контролировать собственные эмоции – ценнейшее качество, которое обязан был взращивать в себе с малолетства каждый. Конечно, взрослые не запрещали детям веселиться и играть. Сделал дела, бегай с колесом по двору хоть до посинения. Требовалась малость – уметь вовремя остановиться. Например, смейся, но не так, чтоб из глаз слезы брызгали. Прослезился? Три дня на воде и хлебе.

Коленопреклонение

«Что-то сегодня слишком жарко», или «Как же этот дождик надоел», – за подобные фразы ребенок мог поплатиться независимо от возраста. К ежедневной молитве добавлялись 25 земных поклонов. А это совсем не то же самое, что преклонить голову или сделать малый поясной поклон. Медленно опуститься на колени, а затем неспешно встать, – и так 25 раз.

Наказание символизировало падение человека во грехе (опускание на колени) и его прощение Господом (подъем с колен). Оно не только позволяло прочувствовать вину, но и избавляло от лени. Родители строго следили, чтобы епитимья не превращалась в некий комплекс гимнастических упражнений, выполняемый наскоро и бездумно.

Лишение сладкого

Собственно, лишали не только сладкого. Быть готовым выдержать 12-дневный строжайший пост с сотней (!) ежедневных земных поклонов следовало тому, кто во время церковной службы позволил себе хотя бы перешептывание с соседом. Для молодых суставов, может, и не слишком суровое испытание, но на голодный желудок, думается, не слишком простое для выполнения.

Ограничения в еде были и самым популярным видом наказания в императорских семьях. Так, детей Александра II могли лишить сладкого или поставить в угол за съеденный до обеда пирожок или вопросы по поводу меню.

Пощечина

Взрослые не терпели от детей возражений и выбирали для «выбивания дури» за прекословие, пожалуй, самый унизительный способ наказания – пощечину. Хлестали по щекам чаще девочек. Одним для запоминания «урока» хватало раза, другие ходили с горящими щеками каждую неделю. Именно так, к слову, воспитывала мать Наталью Гончарову – будущую жену Пушкина.

Современные опросы подтверждают, что желание наказать ребенка «кнутом» регулярно возникает у каждого третьего родителя, хотя самыми популярными воспитательными мерами сегодня, к счастью, считаются легкий подзатыльник и отлучение от смартфона.

Дети - существа непослушные. И были такими всегда. Поэтому схема не менялась уже тысячелетиями: ребенок ослушался - родители наказали. Но вот вид наказания менялся в зависимости от эпохи, моральных устоев и традиций этого времени. Редакция сайт уже рассматривала, какие методы наказания приемлемы , а какие нет. В этот раз мы решили разобраться в историческом контексте вопроса «кнутов и пряников».

Про совсем древние времена достоверно ничего не известно, но ученые предполагают, что наказание в доисторическую эпоху для детей были не очень суровые. И так народу мало - то мамонт затопчет, то тигр погрызет, подрастающее поколение надо беречь. Но и детский возраст, в котором многое прощалось, длился не больше 10 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОГУЛИВАЕТ ШКОЛУ?

А вот уже в Древней Руси детей никто жалел. Их было много, если что - еще десять есть. Вся эта мудрость дошла до нас в качестве поговорок, суеверий и присказок. Хвалить ребенка было все равно что сглазить: «не перехвали, а то испортится». К слову, это суеверие дошло и до наших дней. Ну и все эти знаменитые «бьет - значит любит», «кого журят, того и любят» - вы знаете, о чем мы говорим.

Потом к простому воспитанию добавилось еще и религиозное. Грехов стало побольше, а значит и поводов наказать тоже. Детей, по мнению церкви, нужно готовить не только к земной, но и к небесной жизни. Да и в Библии четко сказано «если накажешь его розгой, он не умрет». И зачем тогда отказываться от такого действенного метода воспитания?

К XVI веку начало развиваться книгопечатание, поэтому о том, как воспитывать детей и как их правильно бить, уже можно было прочитать в полезных книжках. Таковыми стали «Стоглав» и «Домострой». Последнее чтиво особенно любят цитировать как образец «самого верного подхода ко всему». Написал эту книгу монах Сильвестр, духовный наставник Ивана Грозного (что уже должно вам о чем-то говорить).

По мнению монаха, главная задача родителя - забота о материальном и духовном благополучии своего чада. Детей баловать нельзя, надо «страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить». То есть запугать, после чего выпороть. Но не волнуйтесь, все не так плохо. Детей можно было бить только в один день (сам он предложил субботу) и только при членах семьи. Звать на порку гостей запрещалось.

КАК ВЫРАСТИТЬ ЛЕНТЯЯ?

В учебных заведениях розги вообще были также неотъемлемы как перья, чернила и унылые лица учеников. Кроме этого предмета для битья в сельских (да и городских) школах были веревки с узлами, горох в углу и длинные палки. Все это было прописано в регламенте, и многие родители только рады были, что их детей поучат уму-разуму. К слову, в Англии в это время специальные няни предлагали свои услуги по битью детей, если мамам самим жалко пороть своих непослушных отпрысков. Вот это бизнес!

Шло время, дети вырастали и пороли своих детей, и всех все вроде устраивало. Возмущаться пытались Екатерина II и Александр I, но никто их особо не послушал, и сгладить режим получилось намного позже. Кнут отменили в 1845 году, а плети, розги и все прочее держали в школе аж до XX века.

10 КНИГ О ВОСПИТАНИИ, КОТОРЫЕ НАДО ПРОЧИТАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Били всех. Из интересных примеров: Николя I со всем размахом души воспитатель бил головой о стену, после чего, став императором, Николай запретил физически наказывать своих детей. Наказанием для них было отлучение от отцовского внимания. Еще в царских семьях часто за проступки лишали второго блюда или сладкого - годы идут, методы не меняются.

А вот жена Пушкина - Наталья Гончарова была необычно молчалива, нежна и тиха только до замужества. Оказывается, пока она не покинула отчий дом, за любое лишнее слово мама хлестала ее по щекам. И знаменитого писателя Ивана Тургенева избивала собственная мать, причем он сам должен был догадаться за что, она ему ничего не объясняла. А откуда вы думаете взялся образ барыни-самодурки в «Му-Му»?

Всполошилась общественность только к XX веку, тогда и начались массовые движения за отмену телесных наказаний. Дело шло медленно. Сначала запретили пороть гимназистов, потом - женщин, потом - каторжан (как вам порядок?). Последним рубежом стал 1917 год и большевики. Они сказали: «Больше никаких телесных наказаний в школе». Послереволюционные плакаты пестрели лозунгами «Не бей, и не наказывай ребят, веди их в пионеротряд».

Пришло время великого Советского Союза, наказывать детей телесно нельзя было ни в обычной школе, ни даже в школе для трудных подростков. Прощали учителям только неформальные подзатыльники. И учебные заведения перешли на социальную систему наказания. Тех, кто плохо себя ведет, просто не возьмут в пионеры. И все, как известно, вся жизнь насмарку.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ ДРУЗЬЯ РЕБЕНКА?

Кроме того, в советское время в школах увеличивали объем трудовой нагрузки, например, назначали дополнительное дежурство. В качестве наказания учителя не боялись ставить «двойки» и оставлять на второй год. Сейчас так уже не делают.

Тогда же активнее всего в семье применяли методы «психологического наказания»: отстранить от внимания взрослых, отправить одного в комнату, устроить бойкот и так далее. Что-то подобное описано в рассказе «Золотые слова» Михаила Зощенко. Дети, сидя за столом, перебивали взрослых и грубили, после чего их отругали и выгнали, запретив два месяца садиться со всеми ужинать.

Также в ходу было «позорное ярмо». Если юный пионер оказался грязнулей и бросал везде мусор, на него могли повесить табличку «неряха», которую он не имел права снять. Все ученики видели, кто провинился и в чем, а ученик чувствовал на себе всеобщее осуждение. Действенно, но на детей это так давило, что многие были бы не против, чтобы их выпороли вместо такого. Или еще - отчитать перед всеми другими пионерами. От стыда могли уши сгореть.

Сейчас представить, что кто-то остался на второй год или вынужден носить табличку «хулиган» практически невозможно. Родители же эту администрацию съедят. Раньше-то был всегда прав учитель, а теперь - ребенок. Наказывают в современных школах просто - забирают мобильные телефоны, например. Правда, учитывая, что на уроке их использовать запрещено, это не совсем наказание.

КАК ВЫТАЩИТЬ РЕБЕНКА ИЗ ТЕЛЕФОНА?

Что касается родителей и бабушек-дедушек, что в советское время, что сейчас, все воспитывают детей по-разному. Кто-то считает, что применение телесных наказаний - это пережиток прошлого и просто неприемлимо, кто-то думает, что это самое действенное наказание из возможных.

Что касается законодательства, в этом году президентом РФ Владимиром Путиным был подписан закон, декриминализирующий семейные побои. То есть статья 116 УК РФ была изменена. Если побои («действия, причинившие физическую боль, но­ не повлекшие последствий») были совершены впервые, они переводятся из разряда уголовных преступлений в разряд административных правонарушений. За них родителям будут грозить только штраф 30 тыс. руб., ­арест на 15 су­ток или исправительные работы. Повторные случаи насилия остаются уголовными преступлениями и могут караться до 7 лет лишения свободы.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди