04.06.2019

Законы сохранения энергии в тепловых процессах


Как сказал философ (Хевеши) им наблюдаемые» . Надеюсь, что к концу урока будет нам и счастье и глубокая убеждённость в красоте и гармонии природы.

Итак, «энергия»… Это слово рождает в сознании образы бушующих волн, мчащихся автомобилей, нефтяных пластов, перегороженных плотинами водохранилищ, любую интенсивную деятельность. С этим понятием связана вся наша повседневная жизнь – она обогревает дома, приводит в движение и заставляет работать бытовые приборы. Все живые существа в буквальном смысле поедают энергию, чтобы поддержать жизнь. Завтракая, вы получаете «заряд энергии», чтобы начать трудовой день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сведение множества к единому –

в этом первооснова Красоты»

Пифагор

«Примеры при обучении полезнее правил»

И. Ньютон

Тема урока: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Тип урока: комбинированный урок с привлечением межпредметных связей

Цели урока:

  • рассмотреть и систематизировать примеры превращений энергии в механических и тепловых процессах;
  • показать универсальность ЗСЭ на примерах механических, тепловых процессов и процессов происходящих в живой и неживой природе, опираясь на уже имеющиеся знания и межпредметные связи;
  • выяснить физическое содержание ЗСЭ;
  • показать практическое применение ЗСЭ при решении задач.

Оборудование:

Мяч, заводная игрушка, математический маятник и маятник Максвелла, модели ДВС и паровой турбины, пробирка с водой, закрытая пробкой, спиртовка, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку (приложение 4 )

На каждом столе у учащихся – подготовленная для заполнения таблица (приложение 1), лист с вопросами (приложение 2),лист с задачами для урока (приложение 3).

Ход урока.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос, см приложение 2 )
  1. Груз, подвешенный на нити совершает колебания. Какие превращения энергии происходят при этом?
  1. Объяснение нового материала.

Сегодня мы будем говорить об энергии, энергетических превращениях и о самом фундаментальном законе природы – законе сохранения энергии. Мы будем наблюдать, рассуждать, анализировать энергетические превращения в живой и неживой природе во всём, что нас окружает. Этот анализ будет служить основой нашего вывода. Мы заново откроем ЗСЭ на основе наблюдений и обобщений опытных фактов.

Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые» . Надеюсь, что к концу урока будет нам и счастье и глубокая убеждённость в красоте и гармонии природы.

Итак, «энергия»… Это слово рождает в сознании образы бушующих волн, мчащихся автомобилей, нефтяных пластов, перегороженных плотинами водохранилищ, любую интенсивную деятельность. С этим понятием связана вся наша повседневная жизнь – она обогревает дома, приводит в движение и заставляет работать бытовые приборы. Все живые существа в буквальном смысле поедают энергию, чтобы поддержать жизнь. Завтракая, вы получаете «заряд энергии», чтобы начать трудовой день.

Слайд 2: Какие 2 вида механической энергии вы знаете?

(потенциальная и кинетическая) . Приведите примеры перехода кинетической энергии в потенциальную и наоборот. (вам поможет лист с вопросами и демонстрации на столе. Заполните самостоятельно первую колонку в таблице. (см. приложение 1 , приложение 2)

Слайд 3: Кроме механической какой ещё энергией могут обладать тела? (внутренней). Приведите примеры перехода внутренней энергии в механическую и наоборот. Заполните самостоятельно вторую колонку в таблице.

Слайд 4: Что общего между заряженной мышеловкой, куском сливочного масла и движущимся автомобилем?

Всё это обладает запасом энергии. Это теперь мы знаем, что энергия проявляется во множестве различных форм.

А вот какое представление было об энергии в 18 веке, задолго до открытия ЗСЭ

Слайд 5: «Энергия – слово греческого происхождения. Означает могущество, достоинство или действенность чего-либо» (из статьи «Энергия в первом издании Британской энциклопедии 1771год)

Поэтому неудивительно, что ЗСЭ был сформулирован на основе наблюдений и обобщений опытных фактов только в середине 19 века…..

Слайд 6:

немецким учёным, врачом Робертом Майером,

английским учёным и промышленником Джеймсом Джоулем,

немецким учёным, физиологом Германом Гельмгольцем

Почему ни Ньютон, ни Галилей с их умом и талантом этого не сделали? Почему фундаментальный закон природы был сформулирован врачом, физиологом и владельцем пивоваренного завода?

Надо было выйти за пределы механики, обладать общефилософским

другие примеры превращений энергии

  • падение мяча
  • движение маятника
  • движение заводной механической игрушки
  • выстрел из пружинного пистолета
  • выстрел из лука
  • падение свинцового шара на свинцовую плиту
  • торможение автомобиля
  • нагревание при трении
  • работа теплового двигателя и паровой турбины
  • выстрел из огнестрельного оружия
  • теплообмен
  • энергетические превращения, связанные с изменением агрегатных состояний
  • процесс фотосинтеза
  • пищевые цепочки
  • ветры,ураганы, круговорот воды в природе

подходом.

Проверим работу по заполнению колонок 1 и2 таблицы (слайды 7-8 )

Попробуем пойти по тому же пути и сделать анализ энергетических превращений. Вы спросите «а что же писать в третей колонке?». Всё очень просто: мы живём, дышим, думаем, едим, светит Солнце, идёт дождь, дует ветер и т д.А ведь все эти явления связаны с превращениями энергии. И здесь нам понадобятся не только знания по физике.

Что происходит с энергией при теплообмене? (слайд 9 )

  • теплообмен

в теплоизолированной системе если между телами происходит теплообмен, то энергия передаётся от более нагретых тел к менее нагретым, причём при отсутствии потерь тепла Q получ =Q отд

Почему во время процесса плавления температура остаётся постоянной?

  • (слайд 10 )энергетические превращения, связанные с изменением агрегатных состояний

в процессе плавления кристаллического вещества вся поступающая энергия расходуется на разрушение кристаллической решётки. При этом температура остаётся постоянной, но внутренняя энергия вещества увеличивается. При кристаллизации энергия выделяется, так как частицы занимают такие положения, при которых их энергия минимальна.

Что происходит при сгорании топлива? (слайд 11)

  • сгорание топлива (тепловые эффекты химических реакций)

из курса физики 8 класса вы узнали, что при сжигании топлива каждый атом углерода соединяется с двумя атомами кислорода (атомы соединяются в молекулы) при этом выделяется энергия. Вообще всякая перестройка химических связей сопровождается изменением энергии. Можно сказать, что при горении химическая энергия топлива переходит во внутреннюю энергию образовавшихся газов. Из курса химии вам предстоит узнать, что химические реакции могут идти как с выделением теплоты – экзотермические (соединения и замещения), так и с поглощением теплоты – эндотермические (реакции разложения). При экзотермических реакциях внутренняя энергия реагирующих веществ уменьшается настолько, насколько увеличивается внутренняя энергия окружающей среды(При эндотермических реакциях наоборот). Реакции окисления – соединение с кислородом – экзотермичны, то есть сопровождаются выделением энергии. Если реакция идёт достаточно быстро, а энергия выделяется в виде тепла и света, процесс называют горением. (опыт – пробирка с водой и оксид бария или кальция)

  • процесс фотосинтеза (слайд 12)

из курса биологии вы уже знаете, что фотосинтез - синтез органических веществ из неорганических под действием солнечного света. На свету в хлоропластах клеток зелёного листа из воды и углекислого газа образуются органические вещества (крахмал), из воздуха поглощается углекислый газ и выделяется кислород. Другими словами происходит превращение солнечной энергии в энергию химических связей.

  • обмен и превращение энергии в живых организмах (слайд 13)

Какой неведомый источник энергии приводит в движение наши мышцы, сердце, заставляет думать голову? Задумаемся, почему все едят? Почему пища так важна для жизни? Пища даёт живым существам строительный материал и энергию. Конфеты и котлеты, колбаса и мороженое согревают и приводят в движение организм. В процессе пищеварения происходит расщепление белков, жиров, углеводов. В клетках нашего организма энергия запасается в молекулах АТФ. В процессе жизнедеятельности клетки, молекулы АТФ расщепляются и за счёт выделившейся при этом энергии и происходят все процессы в клетке.

  • пищевые цепочки (слайд 14)

Посмотрим на энергетические процессы в живых организмах более глобально. Ведь все живые организмы связаны между собой энергетическими отношениями, так как являются объектами питания других организмов. Травоядные животные поедают растения, мелкие хищники поедают травоядных, их поедают крупные хищники и т.д. Перенос энергии от её источника (растений) через ряд организмов называют пищевой цепью.

Кто может доказать, что ветряные мельницы работают за счёт энергии солнечного излучения?

  • ветры, ураганы, круговорот воды в природе (слайд 15)

круговорот воды в природе происходит, как вы знаете из природоведения и географии за счёт энергии Солнца. Ветры – это гигантские конвективные потоки. Поверхность планеты прогревается неравномерно (сказывается наклон земной оси 22,5 и то, что поверхность суши составляет лишь 30% поверхности планеты, а вода имеет большую удельную теплоёмкость), следовательно возникающая разность температур создаёт разность давлений и воздушные массы перемещаются из области высокого давления в область низкого давления. Самые мощные по своей энергетике природные явления – тропические ураганы, также происходят за счёт энергии Солнца.

А за счёт какой энергии светит Солнце? Солнце получает энергию от ядерного «сгорания» водорода, который переходит при этом в гелий. Источником энергии Солнца являются реакции термоядерного синтеза.

А сколько примеров превращения энергии у нас дома! Взять хотя бы бытовую технику! (вентилятор и миксер, электрический чайник, утюг и стиральная машина)

И сам процесс производства электрической энергии тоже связан с превращениями энергии. (слйд16)

Проверяем заполнение третьей колонки в таблице. (слайд 17)

Теперь можно сказать, что энергия не может появиться у тела, если оно не получило её у другого тела.

Делаем вывод на основе анализа энергетических превращений:

Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой, при этом её значение сохраняется.

Сейчас, в 21 веке, идея сохранения и превращения энергии, привычна для учеников 7-8 класса, а 160 лет назад, когда их впервые высказал Майер, эти идеи не только не были оценены по достоинству, но даже отвергались как вздорные и чуждые физике. В своих работах Майер привёл в доказательство 25 различных примеров превращения и сохранения энергии (а мы на уроке сколько?), Джоуль в течении почти 40 лет проводил самые разнообразные опыты, в которых за счёт механической работы происходило выделение тепла, и на основе измерений подсчитывал механический эквивалент теплоты.

Слайд 19 - формулировка Джоуля «Теплота, живая сила и притяжение на расстоянии (потенциальная энергия) взаимно превратимы друг в друга, причём, в этом превращении ничего не теряется»

Как выглядит математическое выражение всеобщего закона сохранения и превращения энергии? (слайд 20)

  1. Решение задач (см. приложение 3 ) слайды 21-23
  1. Подведём итоги урока:
  • мы увидели, что энергия существует во множестве различных форм (механическая, тепловая, химическая, электрическая, ядерная и даже энергия массы – оказывается, любой объект обладает энергией уже потому, что существует);
  • мы убедились, на примерах, что все явления природы взаимосвязаны: одно явление порождает другое. Может быть, Ньютону и Галилею и не хватило такого общефилософскогоподхода, надо было выйти за пределы механики;
  • мы сформулировали ЗСЭ, опираясь на множество наблюдений, опытных фактов, при этом опирались и на имеющиеся знания по физике и на знания из других наук (напомню, что именно биология помогла физике открыть ЗСЭ: Майер установил этот закон при изучении количества тепла, выделяемого и поглощаемого живым организмом);
  • обратимся к эпиграфам нашего урока: согласимся и с Ньютоном и с Пифагором – множество примеров и опытных фактов подвели нас к пониманию единства и красоты Природы.

V. Домашнее задание

А.В. Пёрышкин «Физика 8» § 11, упр 6

Задача №1.

Решение:

0,6Е п = Q

0,6mgh = mc∆t

∆t = 0,6gh/c

Ответ: 1.7⁰С

Задача№2.

Решение:

А = Q

NΤ = mc∆t

∆t = NΤ/mc

Ответ: 3,6⁰С

Задача №3.

Решение:

0,24Q = Е к

0,24m 1 q = m 2 v 2 /2

m 1 = m 2 v 2 /0,48q

Ответ: 4 г.

  1. Какие превращения энергии происходят при движении камня, брошенного вверх?
  2. Резиновый мяч упал на пол и отскочил вверх. Какие превращения механической энергии произошли при этом?
  3. Груз, подвешенный на нити, совершает колебания. Какие превращения энергии происходят при этом?
  4. Автомобиль движется равномерно и прямолинейно по горизонтальной дороге. На что расходуется энергия топлива?
  5. Какие превращения энергии происходят при выстреле из пружинного пистолета?
  6. Какие превращения энергии происходят при торможении автомобиля?
  7. На каком физическом явлении основан способ получения огня трением?
  8. Опишите превращения энергии, которые происходят при падении на пол пластилинового шарика.
  9. Какие превращения энергии происходят при вылете пробки из пробирки с кипящей водой?
  10. Сжатую металлическую пружину поместили в сосуд с кислотой и растворили её. Куда исчезла потенциальная энергия сжатой пружины?

1.Какие превращения энергии происходят при движении камня, брошенного вверх?

2.Резиновый мяч упал на пол и отскочил вверх. Какие превращения механической энергии произошли при этом?

3.Груз, подвешенный на нити, совершает колебания. Какие превращения энергии происходят при этом?

4.Автомобиль движется равномерно и прямолинейно по горизонтальной дороге. На что расходуется энергия топлива?

5.Какие превращения энергии происходят при выстреле из пружинного пистолета?

6.Какие превращения энергии происходят при торможении автомобиля?

7.На каком физическом явлении основан способ получения огня трением?

8.Опишите превращения энергии, которые происходят при падении на пол пластилинового шарика.

9.Какие превращения энергии происходят при вылете пробки из пробирки с кипящей водой?

10.Сжатую металлическую пружину поместили в сосуд с кислотой и растворили её. Куда исчезла потенциальная энергия сжатой пружины?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Потенциальная энергия – это энергия которая определяется взаимным положением тел или частей одного и того же тела. Кинетическая энергия – это энергия которой обладают движущиеся тела. СУЩЕСТВУЕТ ДВА ВИДА МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ: КИНЕТИЧЕСКАЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕВРАЩАТЬСЯ ДРУГ В ДРУГА. Е пот = mgh Е пот = KX /2 E кин = mv /2 2 2

ВСПОМНИМ: КИНЕТИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ВСЕХ МОЛЕКУЛ, ИЗ КОТОРЫХ СОСТОИТ ТЕЛО, И ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОСТОВЛЯЮТ ВНУТРЕННЮЮ ЭНЕРГИЮ ТЕЛА - U Способы изменения U Совершение работы Тепло- передача

Что общего между: заряженной мышеловкой куском сливочного масла движущимся автомобилем батарейкой

Из статьи «Энергия» в первом издании Британской энциклопедии (1771г.) «Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо. Его используют также в переносном смысле для обозначения выразительности речи».

Когда и кем сформулирован? середина 19 века Роберт Джеймс Герман Майер Джоуль Гельмгольц (1814-1878) (1818-1889) (1821-1894)

Энергетические превращения Е пот Е кин падение мяча; движение маятника; выстрел из пружинного пистолета; выстрел из лука; движение заводной механической игрушки.

Энергетические превращения Е мех U падение свинцового шара на свинцовую плиту; торможение автомобиля у светофора; нагревание при трении; работа тепловых двигателей; выстрел из огнестрельного оружия.

ТЕПЛООБМЕН

И ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА

СГОРАНИЕ ТОПЛИВА

Энергетические превращения в организме человека в нервных клетках, органах вкуса и обоняния внутреннее ухо сетчатка глаза мышечные клетки электрическая электрическая механическая электрическая химическая звуковая световая химическая

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Энергетические превращения на электростанциях Электрическая энергия Энергия падающей воды Внутренняя энергия пара Энергия ветра Энергия приливов и волн Энергия солнца ГЭС ТЭС ВЭУ СЭС ПЭС (ветряные) (солнечные) (приливные)

Другие примеры превращения энергии в живых организмах и в природе теплообмен; тепловые эффекты химических реакций (сгорание топлива) процесс фотосинтеза; обмен и превращение энергии в живых организмах; пищевые цепочки; ураганы, ветры, круговорот воды в природе.

Вывод: Во всех явлениях, происходящих в природе, энергия не возникает и не исчезает. Она только превращается из одного вида в другой. При этом её значение сохраняется.

Из работ Джоуля: «Теплота, живая сила и притяжение на расстоянии (потенциальная энергия) взаимно превратимы друг в друга, причём в этом превращении ничего не теряется».

Математическое выражение закона сохранения энергии: Е = Е + E = const Е = mgh; E кин = mv /2; Е пот = KX /2 E - E = A ; U + A = Q полн мех кин пот пот 2 2 мех 2 мех 1

Задача №1. Вода падает с высоты 1200 метров. На сколько повысится температура воды, если па её нагревание идёт 60% работы силы тяжести? 0,6mgh = mc t t= 0,6gh/c Ответ: Температура повысится на 1,7 º С

Задача №2 Двигатель мощностью 50 Вт в течение 10 минут вращает лопасти вентилятора внутри калориметра с водой. На сколько градусов повысится за это время температура воды, если её масса 2 кг? Потерями тепла пренебречь. A = Q N τ = mc t t = N τ /mc Ответ: Температура повысится на 3,6 º С

Задача №3 При выстреле из ствола винтовки пуля массой 9 г приобретает скорость 800 м/с. Определить массу порохового заряда, если КПД выстрела 24%. 0,24m q = m v /2 m = m v /0,48q 2 1 2 2 2 1 Ответ: Масса порохового заряда 4 г

  • Какие превращения энергии происходят при выстреле из пружинного пистолета?
  • Какие превращения энергии происходят при торможении автомобиля?
  • На каком физическом явлении основан способ получения огня трением?
  • Опишите превращения энергии, которые происходят при падении на пол пластилинового шарика?
  • Какие превращения энергии происходят при вылете пробки из пробирки с кипящей водой?
  • Сжатую металлическую пружину поместили в сосуд с кислотой и растворили её. Куда исчезла потенциальная энергия сжатой пружины?
  • Предварительный просмотр:

    Задача №1.

    Вода падает с высоты 1200 метров. Насколько повысится температура воды, если на её нагревание идёт 60% работы силы тяжести?

    Решение:

    Ответ:

    Задача№2.

    Двигатель мощностью 50 Вт в течение 10 минут вращает лопасти вентилятора внутри калориметра с водой. Насколько повысится за это время температура воды, если её масса 2 кг? Потерями тепла пренебречь.

    Решение:

    Ответ:

    Задача №3.

    При выстреле из ствола винтовки пуля массой 9г приобретает скорость 800 м/с. Определить массу порохового заряда, если КПД выстрела 24%.

    (q пороха = 3,8×10 6 Дж/кг)

    Решение:

    Ответ:

    Задача №4.

    Стальной шарик массой 50 г падает с высоты 1,5 м на каменную плиту и, отскакивая от неё, поднимается на высоту

    1,2 м. Почему шарик не поднялся на прежнюю высоту? Сколько механической энергии превратилось во внутреннюю? На сколько градусов нагрелся шарик? (удельная теплоёмкость стали 460 Дж/кг ⁰ С)

    Решение:

    Ответ:

    Задача №5.

    Кусок свинца испытывает абсолютно неупругое столкновение с препятствием, двигаясь со скоростью 350 м/с. Какая часть свинца расплавилась, если всё количество теплоты, выделившееся при ударе, поглощается свинцом? Температура свинца перед ударом 27 ⁰ С, удельная теплоёмкость свинца 130 Дж/кг С, удельная теплота плавления свинца 25кДж/кг, температура плавления свинца 327 ⁰ С

    Решение:

    При падении тела его потенциальная энергия превращается в кинетическую. При падении свинцового шара на свинцовую пластину механическая энергия превращается во внутреннюю энергию шара и пластины. В двигателе автомобиля и трактора внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию движения.

    Механическая и внутренняя энергии могут переходить от одного тела к другому. Кинетическая энергия текущей воды передается, например, колесам турбины, а энергия движущегося ветра - крыльям ветряного двигателя . Переход внутренней энергии от одного тела к другому мы наблюдали при теплопередаче, когда внутренняя энергия от одного тела (например, нагретой печи) передавалась другому телу (воздуху комнаты).

    Сохраняется ли энергия при переходе ее от одного тела к другому или при превращении из одного вида в другой?

    Рассмотрев пример и проделав лабораторную работу по смешиванию горячей и холодной воды, мы убедились, что количество теплоты, отданное горячей водой, равнялось количеству теплоты, полученному холодной водой. Значит, сколько внутренней энергии отдало одно тело, столько же получило и второе, т. е. значение внутренней энергии сохранилось при переходе от одного тела к другому.

    Сделанный вывод относится не только к внутренней энергии.

    Все другие, более сложные опыты, которые мы будем изучать в дальнейшем, показывают, что при любых превращениях энергии ее значение сохраняется.

    Наблюдения и опыты привели к открытию одного из основных законов физики - закона сохранения и превращения энергии.

    Этот закон устанавливает, что энергия не исчезает и не создается. Она только превращается из одного вида в другой или переходит от одного тела к другому.

    Энергия не может появиться у тела, если оно не получило ее от другого тела. Энергия текущей воды и ветра получается, как мы знаем, за счет энергии Солнца, потенциальная энергия взлетевшей вверх ракеты - за счет энергии израсходованного при ее запуске топлива; воздух в комнате нагревается, т. е. его внутренняя энергия: увеличивается за счет энергии, полученной от печи или батареи отопления.

    Закон сохранения энергии - один из величайших законов природы. Мы наблюдаем его проявление, как в живой, так и в неживой природе, он всегда учитывается в науке и технике.

    Изучая различные механизмы, мы познакомились с «золотым правилом» механики, согласно которому ни один механизм не может дать выигрыша в работе. Это правило является одним из проявлений закона сохранения энергии. Действительно, если бы мы, поднимая тело при помощи рычага, получили работу больше той, которую совершили, то и потенциальная энергия поднятого тела оказалась бы больше затраченной энергии, а это согласно закону сохранения энергии невозможно.

    Закон сохранения энергии опровергает религиозные легенды о создании мира богом. Из него следует, что материальный мир никем не создан, он существует вечно, непрерывно развиваясь.

    Вопросы. 1. Приведите примеры превращения механической энергии во внутреннюю и внутренней в механическую. 2. Приведите примеры перехода механической энергии от одного тела к другому. 3. Какой опыт показывает, что при переходе внутренней энергии от одного тела к другому ее значение сохраняется ? 4. В чем состоит закон сохранения энергий? 5. Какое значение имеет закон сохранения энергии в науке и технике?

    Упражнения.

    1. Молот копра при падении ударяет о сваю и забивает ее в землю. Какие превращения и переходы энергии при этом происходят? (Следует учесть, что свая и почва нагреваются при ударе.)
    2. Какие превращения кинетической энергии автомобиля происходят при его торможении?
    3. Два одинаковых стальных шарика падают с одинаковой, высоты . Один падает на стальную плиту и отскакивает вверх, другой попадает в песок и застревает в нем. Какие переходы энергии происходят в каждом случае?
    4. Опишите все превращения и переходы энергии, которые происходят при натирании трубки с эфиром, закрытой пробкой.

    § 26. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах

    Внутренняя энергия тела может быть изменена либо путем теплопередачи, либо путем совершения работы. Очевидно, что если изменение внутренней энергии тела происходит одновременно с теплопередачей и совершением внешней силой механической работы над телом, то, согласно закону сохранения и превращения энергии, который гласит, что при всех происходящих в природе явлениях энергия не исчезает и не возникает, а передается от одних материальных объектов к другим или превращается из одной формы в другую, оставаясь постоянной по величине. Приращение внутренней энергии тела равно сумме совершенной над ним работы и количества переданной теплоты.

    Так, если путем совершения работы А сжать газ, находящийся в цилиндре, который помещен в горячую воду (рис. 28), то увеличение внутренней энергии ΔU газа будет равно сумме совершенной работы А и количества теплоты Q, полученного им от горячей воды: ΔU = A + Q. Увеличение внутренней энергии газа вызывает повышение его температуры, что фиксируется электрическим термометром.


    Рис. 28. Увеличение внутренней энергии газа в результате совершения работы и теплообмен

    Следовательно, увеличение внутренней энергии тела при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил над телом и количества переданной ему теплоты. В этом заключается закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Если системе сообщается количество теплоты и при этом система совершает работу, то увеличение ее внутренней энергии ΔU равно разности между количеством теплоты Q, сообщенной системе, и работой А, совершенной системой:

    Опыты и наблюдения показали, что механическая энергия тел может полностью превратиться во внутреннюю в процессе совершения работы. Иначе обстоит дело с внутренней энергией, например сжатого газа, пара: только часть ее может быть превращена в механическую. Причина этого хаотическое движение молекул газа, пара. Если бы даже все молекулы двигались в одном направлении и передали всю свою кинетическую энергию поршню, то осталась бы не превращенной в механическую энергию потенциальная энергия взаимодействия.

    Задача 7. При штамповке заготовки из алюминия молот массой 700 кг свободно падает с высоты 1 м. При этом заготовка массой 2 кг нагревается до 1°С. Какой процент потенциальной энергии поднятого молота идет па нагревание, а какой — на штамповку?

    На штамповку идет 0,74 энергии молота.

    Задача 8. В оболочке стратостата гелий массой 9,6 кг получил от солнечного нагрева 250 кдж количества теплоты и нагрелся на 5° С. Определить работу газа при изобарическом расширении и увеличении его внутренней энергии.

    Работа изобарического расширения газа А = 250 кдж — 150 кдж = 100 кдж.

    Урок по физике: «Закон сохранения энергии в тепловых процессах»

    Разделы: Физика

    Тема: “Закон сохранения энергии в тепловых процессах”

    Тип: Урок закрепления знаний изученного материала

    Вид: Урок по методу проектов

    — Систематизация и обобщение ранее полученных знаний по данной теме;
    Дать представления о проектной деятельности и разработать элементарный проект по заданной проблеме;
    Заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью;
    Развивать логическое мышление и умения обобщать;
    Научиться сопоставлять и изменять полученные знания на практике и в быту;
    Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение работать в группах.

    Оборудование: На столах приборы согласно проектам, компьютер.

    Оформление: На доске портрет М.В. Ломоносова, плакат со словами:

    “Может собственным Платоном
    И быстрых разумом Невтонов
    Российская земля рожать”

    Про теплоту начнем рассказ
    Всё вспомним, обобщим сейчас
    Энергия работа до кипения.
    Чтоб лени наблюдалось испарение
    Мозги не доведём мы до плавления,
    Их тренируем до изнеможения.
    В учении проявляем мы старание,
    Идей научных видя обоняние!
    Задачу мы любую одолеем,
    И другу подсобить всегда сумеем.
    Историю науки изучаем
    И Ломоносова великим почитаем,
    И проявляем мы себя в труде
    Как двигатель с высоким КПД!
    Но как же жизнь бывает непроста
    С той дамой, что зовётся Теплота!

    Учитель: Добрый день, дорогие друзья!

    Тема нашего сегодняшнего урока “Закон сохранения энергии в тепловых процессах”. Я надеюсь вы повторили эту тему. Сейчас мы вспомним законы и формулы, но не будем решать сложных задач, вне всякого сомнения, вы умеете делать это хорошо. Задача нашего урока другая. Сегодня вы попробуете себя в роли исследователей, попробуете выполнить несколько элементарных проектов-заданий, в которых решаются задачи, возникающие, кстати, достаточно в обычной жизни.

    В процессе изучения различных физических явлений мы знакомились с самыми различными формами энергии. Поскольку сейчас мы закончили изучение темы “Тепловые явления” нас, прежде всего, интересует внутренняя энергия и способы её изменения. Прошу ответить на вопросы:

    Учитель: Что называется внутренней энергией?

    Учащийся: Внутренняя энергия – это энергия движения и взаимодействия молекул.

    Учитель: Какими способами можно изменить внутреннюю энергию?

    Учащийся: Внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: совершением над телом механической работы или теплопередачей.

    Учитель: С теплопередачей непосредственно связано такое понятие, как количество теплоты. Что же такое количество теплоты?

    Учащийся: Количество теплоты – это энергия, которую тело получает либо теряет при теплопередаче

    Учитель: Давайте охарактеризуем изученные нами тепловые процессы, именно формулами. Сейчас вам будут розданы листы с заданиями в виде таблиц, которые вы должны заполнить. Время работы 3 минуты. После этого вы сделаете взаимопроверку и каждый оценит работу рядом сидящего. (Приложение №1 ). Звучит музыка.

    Учитель: Знаете ли вы, что физик Вальтер Нернст увлекался разведением карпов? Однажды кто – то глубокомысленно заметил: “Странный выбор. Кур разводить и то интереснее”. Учёный невозмутимо ответил: “Я развожу таких животных, которые находятся в тепловом равновесии с окружающей средой. Разводить теплокровных – это значит обогревать на свои деньги мировое пространство”. Справедливо ли замечание ученого? На этот и другие вопросы нам ответят законы термодинамики.

    Учитель: А что такое термодинамика?

    Учащийся: Термодинамика — раздел физики, изучающий законы теплового равновесия и превращения теплоты в другие виды энергии.

    Учитель: Сформулируем принципы, которые носят название законов термодинамики.

    Учащийся: Количество теплоты, полученное системой, расходуется на изменение её внутренней энергии и на работу, производимую системой против внешних сил.

    Учащийся: Невозможен процесс, единственным результатом которого был бы переход энергии путем теплообмена от холодного тела к более горячему.

    Учитель: Энергия, согласно закону сохранения не возникает из нечего, поэтому нельзя построить двигатель, который бы совершал работу большую, чем та энергия, которая подводится к двигателю из вне.

    Учащийся: Невозможно создать двигатель 1 рода.

    Учитель: Ну, коль вечный невозможно создать, то, что такое реально существующие тепловые двигатели?

    Учащийся: Машины, преобразующие внутреннюю энергию в механическую, называют тепловыми двигателями.

    Учитель: Из каких основных частей состоит любой тепловой двигатель?

    Учащийся: Нагреватель -> рабочее тело - > холодильник.

    Учитель: Назовите основные виды тепловых двигателей.

    Учащийся: Паровая машина, двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, реактивный двигатель.

    Учитель: Каков КПД тепловых двигателей?

    Учащийся: Обычно не более 30-40%.

    Учитель: Человек очень расточительно использует энергию топлива, которую дарит нам природа. Мы, как не благодарные дети, проматываем наследство, накапливавшееся по крохам в течении миллионов лет. Природа поступает более мудро. Как же она решает энергетическую проблему? На этот вопрос вы ответите в своих проектах.

    Источниками тепла мы считаем газовую плитку, костёр, сгорание бензина, мазута, кокса в котельных. Горение – это экзотермическая реакция, которая идёт с выделением тепла. Гидроэлектростанции и тепловые станции тоже являются источниками тепла, так как дают до 70% всей электроэнергии, а это электроплитки, электрокамины и другие электро-обогреватели.

    2. Проанализируйте виды топлива, которые используются в современной технике. Какие из них использовались в древности? Какие будут использоваться в будущем?

    Проанализировав горение сухого горючего, свечи, растительного масла, горение эфира и пользуясь таблицей № 1 разделите виды топлива на 3 группы: твёрдое, жидкое, газообразное.
    Оказывается, из множества видов твёрдого топлива, наибольшее количест- во тепла выделяет бурый челябинский уголь, 14300 кДж на 1 кг топлива, и металлическое ракетное горючее:

    магний 24830 кДж
    алюминий 31000 кДж
    бериллий 66600 кДж.

    Из жидких видов: керосин осветит 43100 кДж на 1 кг жидкого топлива и дизельное топливо — 42700 кДж.
    Газообразное топливо отличается выделением большого количества энергии на 1 кг горючего топлива. Но самое большое количество энергии выделяется при сгорании водорода -119700 кДж.

    3. На столе у вас приборы. Используйте их для составления задачи, в которой бы упоминалось сгорание. Приборы: 20 деревянных лучин, термометр, весы с разновесами.

    На сколько повысится температура воздуха в большой пещере объемом 10 м на 15 м на 5 м, если там сгорят 20 деревянных лучин, массой 800 г? Начальная температура воздуха около 14?С.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

    Этот видеоурок доступен по абонементу

    У вас уже есть абонемент? Войти

    На сегодняшнем уроке мы изучим закон сохранения энергии и вспомним о преобразованиях одних типов механической энергии в другие при движении тел, повторим такое понятие, как полная механическая энергия тела. Затем поговорим о процессах, в которых будут иметь место одновременно преобразования механической энергии и внутренней и их взаимные превращения. Также вспомним понятия «замкнутая система» и «теплоизолированная система». На протяжении урока мы неоднократно будем обращаться к истории исследования физических явлений и вспомним величайших ученных, которые внесли свой вклад в развитие представлений об изучаемом разделе физики.

    Примеры взаимного превращения видов механической энергии

    Ранее мы уже рассматривали возможность превращения одного вида механической энергии в другой, например, потенциальной в кинетическую или, наоборот, кинетической в потенциальную. Также мы приводили пример периодического превращения потенциальной и кинетической энергии друг в друга.

    Пример 1. Переход потенциальной энергии в кинетическую

    Этот пример мы уже рассматривали в курсе 7 класса и в начале изучения этого раздела. Если представить себе тело, закрепленное на некоторой высоте, то оно имеет некую потенциальную энергию относительно уровня поверхности. Потом, если это тело отпустить, то оно начнет падать, т. е. его высота будет уменьшаться, и ускоряться, т. е. увеличивать свою скорость. Следовательно, его потенциальная энергия будет уменьшаться, а кинетическая – увеличиваться (рис. 1), энергии будут превращаться друг в друга. В момент перед самым соприкосновением с землей вся потенциальная энергия тела переходит в кинетическую.

    Рис. 1. Превращение потенциальной энергии в кинетическую

    Пример 2. Периодические превращения типов механической энергии (маятники) . Рассмотрим по очереди три вида маятников: математический, пружинный, маятник Максвелла.

    1. Маятник Максвелла – представляет собой диск, закрепленный на оси, на которую наматываются две нити (рис. 2).

    Принцип работы этого маятника следующий: сначала нити наматываются на ось, тем самым поднимая маятник вверх и сообщая ему дополнительную потенциальную энергию, затем диск маятника отпускают и он начинает, раскручиваясь, двигаться вниз, нить разматывается до конца, затем наматывается снова по инерции и т. д.

    Таким образом, можно наблюдать следующие преобразования механической энергии: начальное накопление потенциальной энергии – превращение ее в кинетическую энергию – превращение в потенциальную и т. д. (рис. 3).

    Рис. 3. Переход потенциальной энергии маятника в кинетическую и наоборот

    2. Математический маятник (груз на нити) – материальная точка, совершающая колебания под действием силы тяжести на длинной нерастяжимой нити (рис. 4).

    Рис. 4. Математический маятник

    Для начала колебательного процесса в этом маятнике нужно отвести тело, подвешенное на нити, от положения равновесия (придаем ему потенциальную энергию) и отпустить. После этого будут наблюдаться горизонтальные колебания в вертикальной плоскости и мы можем видеть похожие на предыдущий пример превращения энергии: подъем – переход кинетической энергии в потенциальную, опускание – переход потенциальной в кинетическую и т. д.

    3. Пружинный маятник – груз, совершающий колебания на пружине под действием силы упругости (рис. 5).

    Рис. 5. Пружинный маятник

    Если подвесить груз к пружине и оттянуть ее вниз (придать пружине потенциальную энергию), а затем отпустить, то будут наблюдаться более сложные превращения энергии: потенциальная энергия пружины будет переходить в кинетическую и потенциальную энергию груза и наоборот.

    Закон сохранения механической энергии

    Все приведенные примеры экспериментов говорят о том, что мы уже знаем: полная механическая энергия тела (сумма кинетической и потенциальной) не меняется или, как говорят по-другому, сохраняется. Это мы называем законом сохранения механической энергии:

    Замечание. Важно помнить, что этот закон выполнен только для замкнутой системы тел.

    Определение. Замкнутая система тел – это та система, в которой не действуют внешние силы.

    Примеры перехода механической энергии во внутреннюю и наоборот

    Пример 3. Теперь перейдем к основной части нашей сегодняшней темы и вспомним, каким образом механическая энергия может переходить во внутреннюю . Происходит этот процесс путем совершения механической работы над телом, например, при сгибании и разгибании проволоки она будет нагреваться, при нескольких ударах молотка о наковальню нагреется и молоток, и наковальня.

    Пример 4. Возможен и обратный процесс, когда внутренняя энергия будет переходить в механическую . Например, подобные процессы происходят в двигателе внутреннего сгорания (рис. 6). Принцип работы двигателя внутреннего сгорания основан на преобразовании энергии сгорания топлива в механическую энергию движения поршней, которая затем через передаточные механизмы преобразуется в энергию вращения колес автомобиля.

    Рис. 6. Двигатель внутреннего сгорания

    Аналогичный принцип превращения внутренней энергии в механическую происходит и в паровых двигателях (рис. 7).

    Рис. 7. Паровой двигатель на паровой машине (Источник)

    История изучения преобразования механической и тепловой энергии

    Вопросами преобразований механической и внутренней энергий очень активно занимались в XIX веке. Основные исследования были проведены следующими учеными.

    Немецкий ученый Юлиус Майер (рис. 8) показал в своих экспериментах, что возможны взаимные превращения внутренней и механической энергий и что изменения внутренней энергии в таких процессах эквивалентно совершенной работе.

    Рис. 8. Юлиус Майер (1814-1878) (Источник)

    Отдельный интерес составляет работа английского ученого Джеймса Джоуля (рис. 9), который с помощью ряда экспериментов получил доказательство того, что между совершенной над телом работой и его изменением внутренней энергии существует точное равенство.

    Рис. 9. Джеймс Джоуль (1819-1889) (Источник)

    Особый интерес представляет тот факт, что 1843 году французский инженер Густав Гирн (рис. 10) с помощью серии своих экспериментов попытался развенчать то, что доказывали Майер и Джоуль, но результаты его экспериментов только еще раз доказали соответствие в превращениях механической энергии во внутреннюю.

    Рис. 10. Густав Гирн (Источник)

    Закон сохранения энергии

    Для возможности корректного описания процессов теплообмена важно, чтобы система, в которой они происходят, была теплоизолированной и внешние теплообменные процессы не влияли на тела, находящиеся в рассматриваемой системе (рис. 11).

    Рис. 11. Замкнутая система

    В таком случае выполнен закон сохранения энергии : если система является замкнутой и теплоизолированной, то энергия в этой системе остается неизменной.

    Замечание . Данный закон еще очень часто именуют основным законом природы.

    Сегодня мы поговорили о взаимных превращениях различных типов механической энергии друг в друга: механической в тепловую, тепловой в механическую. Кроме того, мы рассмотрели важнейший закон физики – закон сохранения энергии.

    На следующем уроке мы изучим уравнение теплового баланса.

    Аннотация к презентации

    Презентация для школьников на тему «Закон сохранения энергии в тепловых процессах» по физике. pptCloud.ru - удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

    Закон сохранения энергии в тепловых процессах

    Виды топлива Отопление и обогрев Приготовление пищи Теплопередачи и закон сохранения энергии Энергия и теплота в живой природе Тепловые механизмы и двигатели

    Урок по методу проекта

    Цель: систематизировать и обобщить раннее полученные знания по теме; дать представление о проектной деятельности; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью; развивать логическое мышление и умение обобщать; научиться применять полученные знания на практике и в быту.

    Проект №1 « Виды топлива » Горение – это экзотермическая реакция, которая идет с выделением тепла. виды топлива на 3 группы: твёрдое, жидкое, газообразное. Оказывается, из множества видов твёрдого топлива, наибольшее количество тепла выделяет бурый челябинский уголь,14300 кДж на 1 кг топлива, и металлическое ракетное горючее: магний 24830 кДж алюминий 31000 кДж бериллий 66600 кДж Из жидких видов: керосин осветит 43100 кДж на 1 кг жидкого топлива и дизельное топливо — 42700 кДж. Газообразное топливо отличается выделением большого количества энергии на 1 кг горючего топлива.Но самое большое количество энергии выделяется при сгорании водорода -119700 кДж.

    Проект № 2 «Отопление и обогрев» 1. Каким способом обычно, осуществляется обогрев жилых и промышленных помещений? 2.Как можно исследовать конвекцию в помещении? 3.Какие ещё существуют способы теплопередачи?

    Проект № 3 «Приготовление пищи»

    Как заставить картофель свариться быстрее? Чтобы ваш картофель сварился быстрее, надо перед варкой бросить в кастрюлю с картофелем и водой кусочек сливочного масла. Нагреваясь, оно растопится и покроет поверхность воды тонкой пленкой. Эта защитная пленка будет препятствовать процессу испарения воды. А процесс испарения всегда сопровождается уменьшением температуры жидкости и ее количества. Сталкиваемся с такой ситуацией: половина жидкости выкипела, а картофель еще не сварился, приходится доливать воду и варить дальше, а на это требуется лишнее время.

    Проект№ 4 «Теплопередача и закон сохранения энергии»

    1.Предложите опыты с простым школьным оборудованием для демонстрации разных видов теплопередачи и объясните их схематически. 2. При изменении температуры тело может изменять свои механические свойства: длину, объем, плотность, упругость, хрупкость. Приведите примеры.

    Проект № 5 «Энергия и теплота в живой природе»

    Некоторые организмы, особенно в стадии покоя, способны существовать при очень низких температурах. Например, споры микроорганизмов выдерживают охлаждение до — 200 С. Различают организмы с не постоянной температурой: лягушки, рыбы, крокодилы, змеи, и с постоянной: волки, медведи. Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Существует много приспособлений для борьбы с охлаждением или перегревом.

    Проект № 6 «Тепловые механизмы и двигатели»

    В своей жизни мы постоянно встречаемся с разнообразными двигателями. Работа тепловых машин связана с потреблением различных видов энергии. Конструкция первых паровых машин имела основные части всех последующих тепловых машин: нагреватель, в котором освобождалась энергия топлива, водяной пар как рабочее тело и поршень с цилиндром, преобразующий энергию пара в механическую работу, а также охладитель, необходимый для снижения температуры и давления пара.

    Урок по физики для 10 класса «Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам»

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Выбранный для просмотра документ Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.docx

    Тема: « Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам »

    Цели и задачи урока:

    Образовательная: Организовать деятельность учащихся по закреплению основных понятий термодинамики;

    Развивающая: Создать условия для решения олимпиадных задач по теме;

    Воспитательная: Содействовать развитию внимательности, инициативности, трудолюбия, творческих способностей;

    Тип урока: у рок применения знаний и умений ;

    Форма проведения урока: практикум .

    Межпредметные связи: математика, химия

    владеть изученными на уроке терминами на казахском, русском и английском языках;

    уметь применять полученные знания для решения олимпиадных задач;

    Организация начала урока

    Актуализация опорных знаний

    Объяснение нового материала

    Закрепление новых знаний

    Подведение итогов урока.

    Организация начала урока

    Здравствуйте уважаемые участники нашего онлайн занятия. Вас приветствует город Астана, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления на уроке физики в 10 классе. Прежде чем мы с вами начнем беседу, я хочу, чтобы вы сели поудобнее, отвлеклись от посторонних дел и погрузились в удивительный мир физики. Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему: «Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам». Цель нашего занятия – научиться решать олимпиадные задачи по данной теме.

    Глоссарий к нашему уроку:

    Актуализация опорных знаний

    Прежде чем мы приступим непосредственно к изучению темы нашего урока, давайте мы с вами вспомним то, что вы проходили раннее. Для этого вам необходимо взять ручку и листок бумаги для того, чтобы вы могли поставить себе баллы. За каждый правильный ответ вы ставите себе один балл. Давайте ответим на следующие вопросы.

    На что расходуется количество теплоты, переданное системе, согласно первому закону термодинамики?

    Ответ: На прошлом уроке мы с вами говорили о первом законе термодинамики. Первый закон термодинамики называют еще законом сохранения энергии для тепловых процессов. Он определяет количественное соотношение между изменением внутренней энергии , количеством теплоты , подведенным к ней, и суммарной работой внешних сил , действующих на систему.

    Первый закон термодинамики: изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме количества теплоты, подведенного к системе извне, и работе внешних сил действующих на нее.

    Количество теплоты, поглощаемое телом, считают положительным, а выделяемое — отрицательным.

    Для изолированной системы, которая не обменивается теплотой с окружающими телами (те есть при ) и над которой не совершается работа внешних сил ()

    Или другими словами внутренняя энергия замкнутой изолированной системы сохраняется.

    В термодинамике наибольший интерес представляет преобразование внутренней энергии в работу, совершаемую газом. Как было сказано раннее, эта работа отличается от работы внешних сил только знаком:

    С учетом соотношения (1) первый закон термодинамики можно сформулировать и так:

    Количество теплоты, подведенное к системе, идет на изменение ее внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами

    Количество теплоты, сообщаемое газу для изменения его состояния, зависит от способа перехода газа из одного состояния в другое. При разных процессах, связывающих два состояния тела, количество подведенной теплоты будет различным.

    Сформулируйте первый закон термодинамики для изобарного процесса.

    Ответ: Как вы помните, изобарный процесс – это процесс, проходящий при постоянном давлении. При данном процессе количество теплоты идет и на совершение работы газом и на изменение его внутренней энергии.

    Какой процесс называется адиабатным? Сформулируйте первый закон термодинамики для адиабатного процесса.

    Ответ: Как было сказано раннее, наибольший интерес представляет процесс преобразования внутренней энергии газа в работу. Поэтому, для наиболее эффективного преобразования внутренней энергии газа в совершаемую им работу следует предотваратить возможные потери внутренней энергии в результате теплопередачи окружающим телам. Поэтому систему теплоизолируют.

    Теплоизолированная система – это система не обменивающаяся энергией с окружающими телами.

    В теплоизолированной системе происходит так называемый адиабатный процесс.

    Так как нет теплообмена с окружающей средой, следовательно

    и первый закон термодинамики для адиабатного процесса будет иметь в следующий вид

    При адиабатном расширении , следовательно . Это означает, что газ совершает работу над внешними телами за счет уменьшения своей внутренней энергии.

    Почему при изобарном расширении газа от объема V 1 до объема V 2 требуется большее количество теплоты, чем при изотермическом процессе?

    Ответ: Для изобарного расширения газа от объема до объема требуется большее количество теплоты, чем при изотермическом процессе, так как при изобарном процессе меняется температура газа, а при изотермическом не меняется.

    Почему при адиабатном расширении температура газа падает, а при сжатии возрастает?

    Ответ: При адиабатном сжатии температура возрастает, так как над системой совершается работа, которая увеличивает внутреннюю энергию тела. А как вы помните, внутренняя энергия тела зависит от температуры, и при увеличении внутренней энергии тела, соответственно, увеличивается температура. Если же газ совершает работу, то изменение внутренней энергии отрицательно, так как газ совершает работу за счет уменьшения его внутренней энергии. Следовательно, температура газа будет понижаться.

    Тест «Проверь себя!»

    1. Чему равно изменение внутренней энергии одного моля идеального одноатомного газа, если Т 1 =Т, а Т 2 =2Т?
    А.) R Т; Б.) 2 R Т; В.) 3 R Т; Г.) 1,5 R Т.

    2. Какую работу совершает газ, расширяясь изобарно при давлении 2 ∙ 10 5 Па от объёма V 1 =0,1 м 3 до объёма V 2 =0,2 м 3 ?
    А.) 2 ∙ 10 6 Дж; Б.) 200 кДж; В.) 0,2 ∙ 10 5 Дж.

    3. Термодинамической системе передано количество теплоты, равное 2000 Дж, и над ней совершена работа 500 Дж. Определите изменение его внутренней энергии этой системы.

    А.) 2500 Дж; Б.) 1500 Дж; В.) ∆ U =0.

    4. В цилиндре под поршнем находится воздух, массой 29 кг. Какую работу совершит воздух при изобарном расширении, если температура его увеличилась на 100 К. Массу поршня не учитывать.
    А.) 831 Дж; Б.) 8,31 кДж; В.) 0,83 МДж.

    5. Какая физическая величина вычисляется по формуле ?

    А.) количество теплоты в идеальном газе;
    Б.) давление идеального газа;
    В.) внутренняя энергия одноатомного идеального газа;
    Г.) внутренняя энергия одного моля идеального газа.

    Объяснение нового материала

    Закон сохранения энергии утверждает, что количество энергии остается неизменным при любых ее превращениях. Но данный закон не учитывает, какие энергетические превращения возможны. Между тем многие процессы, вполне допустимые с точки зрения закона сохранения энергии, никогда не протекают в действительности. Нагретые тела остывают, передавая свою энергию окружающим телам, обратный процесс передачи теплоты от холодного тела к горячему не противоречит закону сохранения энергии, но на самом деле не происходит. Число примеров можно привести неограниченное количество. Все примеры говорят о том, что процессы в природе имеют определенную направленность, никак не отраженную в первом законе термодинамики. Все процессы в природе текут в одном определенном направлении. В обратном направлении самопроизвольно они протекать не могут. Все процессы в природе необратимы, например – старение организмов, диффузия. Рассмотрим понятие обратимого процесса.

    Обратимым называется процесс, который отвечает следующим условиям:

    — его можно провести в двух противоположных направлениях;

    — в каждом из этих случаев система и окружающие ее тела проходят через одни и те же промежуточные состояния;

    — после проведения прямого и обратного процессов система и окружающие ее тела возвращаются к исходному состоянию.

    Всякий процесс, не удовлетворяющий хотя бы одному из этих условий, является необратимым.

    Реальные тепловые процессы также необратимы.

    При диффузии выравнивание концентраций происходит самопроизвольно. Обратный же процесс сам по себе никогда не пойдет: никогда самопроизвольно смесь газов, например, не разделится на составляющие ее компоненты. Следовательно, диффузия - необратимый процесс.

    Теплообмен, как показывает опыт, также является односторонне направленным процессом. В результате теплообмена энергия передается сама по себе всегда от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой. Обратный процесс передачи теплоты от холодного тела к горячему сам по себе никогда не происходит.

    Необратимым является также процесс превращения механической энергии во внутреннюю при неупругом ударе или при трении.

    Между тем из первого закона термодинамики направленность и тем самым необратимость тепловых процессов не вытекает. Первый закон термодинамики требует лишь, чтобы количество теплоты, отданное одним телом, в точности равнялось количеству теплоты, которое получит другое. А вот вопрос о том, от какого тела, от горячего к холодному или наоборот, перейдет энергия, остается открытым.

    Направленность реальных тепловых процессов определяется вторым законом термодинамики, который был установлен непосредственным обобщением опытных фактов. Это постулат. Немецкий ученый Р. Клаузиус дал такую формулировку второго закона термодинамики: невозможно перевести тепло от более холодной системы к более горячей при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или окружающих телах.

    КЛАУЗИУС Рудольф Юлиус Эмануэль (1822-1888), немецкий физик-теоретик, один из создателей термодинамики и молекулярно-кинетической теории теплоты. Работы Клаузиуса относятся к области молекулярной физики, термодинамики, теории паровых машин, теоретической механики, математической физики. Он первым проанализировал идеи С.Карно и, развивая их, сформулировал принцип эквивалентности теплоты и работы. В 1850 независимо от У.Ранкина получил соотношение между теплотой и работой (первое начало термодинамики) и разработал идеальный термодинамический цикл паровой машины (цикл Ранкина — Клаузиуса). В том же году (одновременно с У.Томсоном) дал первую формулировку второго начала термодинамики: «Теплота не может сама собою перейти от более холодного тела к более теплому». В 1865 ввел понятие энтропии, установил ее важнейшее свойство. Клаузиус внес большой вклад в развитие молекулярно-кинетической теории теплоты. Его работы способствовали введению в физику статистических методов, благодаря чему удалось с единых позиций объяснить такие разные явления в газах, как внутреннее трение, теплопроводность, диффузия.

    Никола Леонар Сади Карно французский физик и военный инженер, один из основателей термодинамики. Сади Карно скоропостижно скончался в возрасте всего 36 лет от холеры. Карно интересовался многими новыми промышленно-технологическими разработками того времени. Занявшись теоретическим обоснованием принципов работы паровых машин, Карно стал одним из пионеров термодинамики, предложив свою знаменитую модель идеального двигателя. Свои идеи Сади Карно опубликовал в 1824 г. в форме фундаментального трактата «Размышления о движущей силе огня и о машинах, способных развивать эту силу». В нём Карно рассмотрел в общем виде вопрос о «получении движения из тепла». Анализируя идеальный круговой процесс (известный сейчас как цикл Карно), он впервые пришёл к выводу о том, что полезная работа производится только при переходе тепла от нагретого тела к более холодному. Карно высказал также положение, что величина работы обусловлена разностью температур нагревателя и холодильника и не зависит от природы вещества, работающего в тепловой машине (теорема Карно). В своих рассуждениях Карно придерживался теории теплорода, однако в дальнейшем, как явствует из его записок, изданных посмертно, он от неё отказался

    В круг научных интересов Томсона входили термодинамика, гидродинамика, электромагнетизм, теория упругости, теплота, математика, техника. В 1851 г. У. Томсон сформулировал (независимо от Р. Клаузиуса) 2-е начало термодинамики. В его работе «О динамической теории теплоты» излагалась новая точка зрения на теплоту, согласно которой «теплота представляет собой не вещество, а динамическую форму механического эффекта». Поэтому «должна существовать некоторая эквивалентность между механической работой и теплотой». Томсон указывает, что этот принцип, «по-видимому, впервые. был открыто провозглашен в работе Ю. Майера «Замечания о силах неживой природы». Далее он упоминает работу Дж. Джоуля, исследовавшего численное соотношение, «связывающее теплоту и механическую силу».

    Томсон утверждает, что вся теория движущей силы теплоты основана на двух положениях, из которых первое восходит к Джоулю и формулируется следующим образом: «Во всех случаях, когда равные количества механической работы получаются каким бы то ни было способом исключительно за счёт теплоты или бывают израсходованы исключительно на получение тепловых действий, всегда теряются или приобретаются равные количества теплоты».

    Итак, из второго закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя второго рода, т.е. двигателя, который бы совершал работу за счет охлаждения какого-либо одного тела.

    Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии. Использовать эту энергию- это значит совершать за счет ее полезную работу. Рассмотрим источники, которые совершают работу за счет внутренней энергии.

    Тепловой двигатель – устройство, превращающее внутреннею энергию топлива в механическую. Рассмотрим устройство и принцип работы теплового двигателя. Работа любого теплового двигателя циклична.

    Каждый цикл состоит из разных процессов:

    — получение энергии от нагревателя;

    — передача неиспользуемой части энергии холодильнику.

    Наличие нагревателя, рабочего тела, холодильника – принципиально

    необходимое условие для непрерывной циклической работы любого теплового двигателя.

    Над одним молем идеального одноатомного газа совершают процесс 1-2-3-4-1 (см.рис.), причем газ получает от нагревателя за один цикл количество теплоты Q . Какое количество теплоты будет порлучать за один цикл газ, если совершать над ним процесс 2-3-4-А-В-С-2? Известно, что Т 3 =16Т 1 , Т 2 =Т 4 , В – точка пересечения изотермы Т= Т 2 с прямой 1-3, проходящей через начало координат pV – диаграммы. Ответ выразить через Q .

    Рассмотрим сначала исходный цикл и выразим сообщаемое газу количество теплоты через другие параметры системы. Из первого начала термодинамики (∆Q = ∆U + ∆A) следует, что теплота сообщается газу на участках 1–2 и 2–3. Значит, количество теплоты, сообщённое газу за один цикл:

    1-2 процесс изохорный, следовательно, все количество теплоты, полученное в данном процессе, идет на увеличение внутренней энергии

    Для того, чтобы понять, продуктивен ли был урок для вас, вы можете ответить на вопросы, которые вы видите на экране. Если большая часть ответов положительная, то значит наш урок прошел продуктивно, и на следующем уроке я жду вас в это же время для решения задач.

    Подведение итогов урока.

    Мы с вами сегодня изучили решали совместно задачи на первый закон термодинамики, а также освоили понятие теплового двигателя, разобрали второй закон термодинамики и понятие необратимости процессов. В начале урока вы ставили себе балл за каждый правильный ответ.

    Если Вы получили сумму баллов «6» или меньше не отчаивайтесь, почитайте учебник, например Мякишев Г.Я., Синяков А.З. том «Молекулярная физика и термодинамика» стр. 158-161.

    Для закрепления знаний вам необходимо выполнить следующие задания:

    В вертикальном цилиндре под тяжелым поршнем находится кислород массы m =2 кг. Для повышения температуры кислорода на ∆Т =5 К ему было сообщено количество теплоты Q =9160 Дж. Найти удельную теплоемкость кислорода с, работу А, совершаемую им при расширении, и увеличение его внутренней энергии ∆ U . Молярная масса кислорода М=0,032 кг/моль.

    Два одинаковых сосуда соединены трубкой, объемом которой можно пренебречь. Система наполнена газом и находится при температуре 300 К. Когда один из сосудов был нагрет, а другой оставлен при прежней температуре, давление в системе увеличилось в 1,5 раза. На сколько градусов был нагрет один из сосудов?

    Баллон емкостью 40 л содержит сжатый воздух под давлением 18 МПа при 27 0 С. Какой объем (в литрах) воды можно вытеснить из цистерны подводной лодки воздухом этого баллона, если лодка находится на глубине 20 м, где температура 7 0 С? Атмосферное давление 0,1 МПа, g =10 м/с 2 .

    1. Для механических явлений при определённых условиях выполняется закон сохранения механической энергии: полная механическая энергия системы тел сохраняется, если они взаимодействуют силами тяготения или упругости. Если действуют силы трения, то полная механическая энергия тел не сохраняется, часть её (или вся) превращается в их внутреннюю энергию.

    При изменении состояния тела (системы) меняется его внутренняя энергия. Состояние тела и соответственно его внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: в процессе теплопередачи или путём совершения внешними силами работы над телом (работа, например, силы трения).

    2. При решении задачи в предыдущем параграфе получено, что количество теплоты ​\(Q_1 \) ​, отданное горячей водой, равно количеству теплоты \(Q_2 \) , полученному холодной водой, т.е.: ​\(Q_1=Q_2 \) ​.

    Записанное равенство называется уравнением теплового баланса . Оно связывает количество теплоты, полученное одним телом, и количество теплоты, отданное другим телом при теплообмене. При этом в теплообмене могут участвовать не два тела, а три и более. Например, если в стакан с горячим чаем опустить ложку, то в теплообмене будут участвовать стакан и чай (отдают энергию), и ложка и окружающий воздух (получают энергию). Как уже указывалось, в конкретных задачах мы можем пренебречь количеством теплоты, получаемым или отдаваемым некоторыми телами при теплообмене.

    3. Уравнение теплового баланса даёт возможность определить те или иные величины. В частности, значения удельной теплоёмкости веществ определяют из уравнения теплового баланса.

    Задача . Определите удельную теплоёмкость алюминия, если при опускании в стакан, содержащий 92 г воды при 75 °С, алюминиевой ложки массой 42 г при температуре 20 °С в стакане установилась температура 70 °С. Потерями энергии на нагревание воздуха, а также энергией, отдаваемой стаканом, пренебречь.

    Анализ задачи . В теплообмене участвуют два тела: горячая вода и алюминиевая ложка. Вода отдаёт количество теплоты ​\(Q_1 \) ​ и остывает от 75 до 70 °С. Алюминиевая ложка получает количество теплоты ​\(Q_2 \) ​ и нагревается от 20 до 70 °С. Количество теплоты ​\(Q_1 \) ​, отданное горячей водой, равно количеству теплоты ​\(Q_2 \) ​, полученному ложкой.

    Решение задачи в общем виде: уравнение теплового баланса: ​\(Q_1=Q_2 \) ​; количество теплоты, отданное горячей водой: ​\(Q_1=c_1m_1(t_1-t) \) ​; количество теплоты, полученное алюминиевой ложкой: \(Q_2=c_2m_2(t-t_2) \) . С учётом этого уравнение теплового баланса:​\(c_1m_1(t_1-t)=c_2m_2(t-t_2) \) ​. Откуда: ​\(c_2=c_1m_1(t_1-t)/m_2(t-t_2) \) ​.

    4. Закон сохранения энергии в тепловых процессах выполняется при нагревании тел за счёт энергии, выделяющейся при сгорании топлива. Топливо - это природный газ, дрова, уголь, нефть. При его сгорании происходит химическая реакция окисления - атомы углерода соединяются с атомами кислорода, содержащимися в воздухе, и образуется молекула оксида углерода (углекислого газа) СO 2 . При этом выделяется энергия.

    При сгорании различного топлива одинаковой массы выделяется разное количество теплоты. Например, хорошо известно, что природный газ является энергетически более выгодным топливом, чем дрова. Это значит, что для получения одного и того же количества теплоты, масса дров, которые нужно сжечь, должна быть существенно больше массы природного газа. Следовательно, различные виды топлива с энергетической точки зрения характеризуются величиной, называемой удельной теплотой сгорания топлива .

    Удельная теплота сгорания топлива - физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг.

    Удельная теплота сгорания топлива обозначается буквой ​\(q \) ​, её единицей является 1 Дж/кг.

    Значение удельной теплоты сгорания топлива определяют экспериментально. Наибольшую удельную теплоту сгорания имеет водород, наименьшую - порох.

    Удельная теплота сгорания, например, нефти - 4,4·10 7 Дж/кг. Это означает, что при полном сгорании 1 кг нефти выделяется количество теплоты 4,4·10 7 Дж.

    В общем случае, если масса топлива равна ​\(m \) ​, то количество теплоты ​\(Q \) ​, выделяющееся при его полном сгорании, равно произведению удельной теплоты сгорания топлива ​\(q \) ​ на его массу ​\(m \) ​:

    5. Предположим, что внутреннюю энергию тела ​\(U \) ​ изменили, совершив над ним работу ​\(A \) ​ и сообщив ему некоторое количество теплоты ​\(Q \) ​. В этом случае изменение внутренней энергии ​\(U \) ​ равно сумме работы ​\(A \) ​, совершённой над телом, и переданного ему количества теплоты ​\(Q \) ​:

    ​Записанное выражение представляет собой первый закон термодинамики 1 , который является обобщением закона сохранения энергии. Он формулируется следующим образом: изменение внутренней энергии системы при переходе из одного состояния в другое равно сумме работы, совершённой над системой внешними силами, и количества теплоты, переданного системе .

    1 Термодинамика - учение о тепловых процессах.

    Предположим, что работу совершают не внешние силы, а само тело. Его работа в этом случае ​\(A^{‘}=-A \) ​ и ​\(Q=U+A^{‘} \) ​. Количество теплоты, переданное телу, идет на изменение его внутренней энергии и на работу тела против внешних сил.

    6. Устройства, совершающие механическую работу за счёт внутренней энергии топлива, называются тепловыми двигателями.

    Любой тепловой двигатель состоит из нагревателя, холодильника и рабочего тела (рис. 72). В качестве рабочего тела используются газ или пар, поскольку они хорошо сжимаются, и в зависимости от типа двигателя может быть топливо (бензин, керосин), водяной пар и пр. Нагреватель передаёт рабочему телу некоторое количество теплоты ​\((Q_1) \) ​, и его внутренняя энергия увеличивается, за счет этой внутренней энергии совершается механическая работа \((A) \) , затем рабочее тело отдаёт некоторое количество теплоты холодильнику \((Q_2) \) и охлаждается при этом до начальной температуры. Описанная схема представляет цикл работы двигателя и является общей, в реальных двигателях роль нагревателя и холодильника могут выполнять различные устройства. Холодильником может служить окружающая среда.

    Поскольку в двигателе часть энергии рабочего тела передается холодильнику, то понятно, что не вся полученная им от нагревателя энергия идет на совершение работы. Соответственно, коэффициент полезного действия двигателя (КПД) равен отношению совершенной работы ​\((A) \) ​ к количеству теплоты, полученному им от нагревателя ​\((Q_1) \) ​:

    \[ КПД=\frac{A}{Q_1}100\%=\frac{Q_1-Q_2}{Q_1}100\% \]

    Коэффициент полезного действия обычно выражают в процентах.

    7. Существует два типа двигателей внутреннего сгорания (ДВС): карбюраторный и дизельный. В карбюраторном двигателе рабочая смесь (смесь топлива с воздухом) готовится вне двигателя в специальном устройстве и из него поступает в двигатель. В дизельном двигателе горючая
    смесь готовится в самом двигателе.

    ДВС (рис. 73) состоит из цилиндра (1), в котором перемещается поршень (5); в цилиндре имеются два клапана (2, 3), через один из которых горючая смесь впускается в цилиндр, а через другой отработавшие газы выпускаются из цилиндра. Поршень с помощью кривошипно-шатунного механизма (6, 7) соединяется с коленчатым валом, который приходит во вращение при поступательном движении поршня. Цилиндр закрыт крышкой (4).

    Цикл работы ДВС включает четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. Во время впуска поршень движется вниз, давление в цилиндре уменьшается, и в него через клапан поступает горючая смесь (в карбюраторном двигателе) или воздух (в дизельном двигателе). Клапан в это время закрыт (рис. 73 а). В конце впуска горючей смеси закрывается клапан.

    Во время второго такта поршень движется вверх, клапаны закрыты, и рабочая смесь или воздух сжимаются (рис. 73 б). При этом температура газа повышается: горючая смесь в карбюраторном двигателе нагревается до 300-350 °С, а воздух в дизельном двигателе - до 500-600 °С. В конце такта сжатия в карбюраторном двигателе проскакивает искра, и горючая смесь воспламеняется. В дизельном двигателе в цилиндр впрыскивается топливо, и образовавшаяся смесь самовоспламеняется.

    При сгорании горючей смеси газ расширяется и толкает поршень и соединенный с ним коленчатый вал, совершая механическую работу (рис. 73 в). Это приводит к тому, что газ охлаждается.

    Когда поршень придёт в нижнюю точку, давление в нём уменьшится. При движении поршня вверх открывается клапан, и происходит выпуск отработавшего газа (рис. 73 г). В конце этого такта клапан закрывается.

    8. Паровая турбина представляет собой насаженный на вал диск, на котором укреплены лопасти. На лопасти поступает пар. Пар, нагретый до 600 °С, направляется в сопло и в нём расширяется, При расширении пара происходит превращение его внутренней энергии в кинетическую энергию направленного движения струи пара. Струя пара поступает из сопла на лопасти турбины и передаёт им часть своей кинетической энергии, приводя турбину во вращение. Обычно турбины имеют несколько дисков, каждому из которых передаётся часть энергии пара. Вращение диска передаётся валу, с которым соединён генератор электрического тока.

    Часть 1

    Для определения удельной теплоты сгорания топлива необходимо знать

    1) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, его объём и начальную температуру
    2) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, и его массу
    3) энергию, выделившуюся при полном сгорании топлива, и его плотность
    4) удельную теплоёмкость вещества, его массу, начальную и конечную температуры

    2. В сосуд налили 1 кг воды при температуре 90 °С. Чему равна масса воды, взятой при 30 °С, которую нужно налить в сосуд, чтобы в нём установилась температура воды, равная 50 °С? Потерями энергии на нагревание сосуда и окружающего воздуха пренебречь.

    1) 1 кг
    2) 1,8 кг
    3) 2 кг
    4) 3 кг

    3. В воду, взятую при температуре 20 °С, добавили 1 л воды при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса холодной воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

    1) 1 кг
    2) 2 кг
    3) 3 кг
    4) 4 кг

    4. В толстостенной трубке быстро сжимают воздух. При этом внутренняя энергия воздуха

    1) не изменяется
    2) увеличивается
    3) уменьшается
    4) сначала увеличивается, потом не изменяется

    5. Газ получил количество теплоты 300 Дж и совершил работу 100 Дж. Внутренняя энергия газа при этом

    1) увеличилась на 400 Дж
    2) увеличилась на 200 Дж
    3) уменьшилась на 400 Дж
    4) уменьшилась на 200 Дж

    6. В двигателе внутреннего сгорания

    1) внутренняя энергия рабочего тела преобразуется в механическую энергию
    2) поршень перемещается за счёт переданного ему количества теплоты
    3) механическая энергия поршня превращается во внутреннюю энергию рабочего тела
    4) механическая работа совершается за счёт энергии рабочего тела и переданного поршню количества теплоты

    7. Двигатель внутреннего сгорания совершает полезную работу при

    1) сжатии рабочего тела
    2) выпуске отработанного газа из цилиндра
    3) впуске рабочего тела в цилиндр
    4) расширении рабочего тела в цилиндре

    8. Рабочим телом в автомобильном двигателя внутреннего сгорания является

    1) воздух
    2) бензин
    3) горючая смесь, состоящая из воздуха и паров бензина
    4) керосин

    9. Тепловой двигатель получает за цикл работы от нагревателя количество теплоты 200 Дж и передаёт холодильнику количество теплоты 80 Дж. Чему равен КПД двигателя?

    1) 29%
    2) 40%
    3) 43%
    4) 60%

    10. Двигатель получает от нагревателя количество теплоты 100 Дж и совершает полезную работу 200 Дж. Чему равен КПД такого двигателя?

    1) 200%
    2) 50%
    3) 20%
    4) такой двигатель невозможен

    11. Установите соответствие между физическими величинами и их единицами в СИ. К каждой позиции левого столбца подберите соответствующую позицию левого столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
    A) количество теплоты
    Б) удельная теплоёмкость
    B) удельная теплота сгорания

    ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ
    1) Дж/кг
    2) Дж
    3) Дж/кг °С

    12. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями, анализируя следующую ситуацию: «При постоянном давлении газ некоторой массы быстро расширяется. Как при этом изменяются температура газа, его концентрация и внутренняя энергия?» Цифры в ответе могу повторяться. К каждой позиции левого столбца подберите соответствующую позицию левого столбца и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

    ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
    A) температура газа
    Б) концентрация
    B) внутренняя энергия

    ЕДИНИЦА ВЕЛИЧИНЫ
    1) не изменяется
    2) увеличивается
    3) уменьшается

    13. Ударная часть молота массой 10 т свободно падает на стальную деталь массой 200 кг. С какой высоты падает ударная часть молота, если после 32 ударов деталь нагрелась на 20 °С? На нагревание расходуется 25% энергии молота.

    Ответы


    © 2024
    colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди