22.06.2019

Занятие 1 младшая группа по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Кошка в гостях


Тема: «Поможем Петушку позвать солнышко».

СКАЧАТЬ (мнемотаблица)

Цель: развитие речи детей посредством малых жанров устного народного творчества.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с закличкой.

Развивающая: способствовать формированию интонационно - выразительной речи детей, развивать внимание, память.

Воспитательная: воспитывать отзывчивость (желание помогать герою занятия).

Оборудование и наглядность:

игрушка би-ба-бо Петушок, зёрнышки, блюдце, ширма, мнемотаблица для разучивания заклички, магнитофон, аудиозапись слов Петушка, стикеры «Солнышко», жёлтый обруч.

Ход занятия

  1. 1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребятки! Давайте с вами поздороваемся.

(Проговариваю стихотворные строки и показываю движения, дети повторяют)

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки,

Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки,

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик,

Здравствуйте, гости! (разводят руки, здороваются с гостями ).

2 . Постановка цели.

Ой, ребята, посмотрите, что это такое? (на полу несколько зёрен). Давайте соберём зёрнышки. Интересно, кто же к нам пришёл?

А ещё и записка с загадкой. Слушайте внимательно, постарайтесь её отгадать.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами,

Беленькие пёрышки,

Красный гребешок.

Кто это на колышке? (Петушок.)

Как кричит Петушок? Давайте его позовём.

(Из-за ширмы появляется Петушок.)

Давайте поздороваемся с Петушком.

Здравствуй, Петя-петушок! (дети повторяют, Петушок кукурекует)

Посмотрите, какой красивый Петушок.

Что это у Петушка? (показываю на голову, гребешок, бородку, клюв).

Давайте расскажем Петушку потешку про него.

Петушок, петушок (руки опущены).

Золотой гребешок (руки вверх скрестить).

Масляная головушка (показывают головку).

Шелковая бородушка (показывают бородку).

Деткам спать не даешь (руки в ладошки).

Петушок, почему деткам спать не даёшь?

Петушок: - А это я солнышко бужу, чтобы детки в детский сад не проспали.

А почему же ты грустный?

Петушок: - Я забыл песенку, которой бужу солнышко.

Что же делать? Неужели сегодня солнышко не проснётся? Может мы сможем помочь Петушку? Только вот как?... А давайте мы познакомим Петушка с новой песенкой о солнышке.

3. Физминутка.

Дети, а вы знаете какое солнышко? Покажите. (большое, тёплое)

Давайте встанем в круг и покажем, как солнышко встаёт.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше. (руки вверх, тянемся)

К ночи солнышко зайдёт,

Ниже, ниже, ниже. (садимся на корточки)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся. (хлопаем в ладоши, улыбаемся)

А под солнышком нам

Весело живётся.(прыгаем, руки на пояс)

4. Объяснение нового материала.

А теперь послушайте потешку:

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

- Сейчас мы повторим потешку. А помогут нам чудо-картинки. Посмотрите. Что вы видите? Послушайте ещё раз, как я буду рассказывать.

Теперь вместе дружно будем повторять.

1. Солнышко, солнце, выгляни в оконце.

2. Посвети немножко, дам тебе горошка!

3. Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Готовы рассказать Петушку? Давайте попробуем.

5. Закрепление нового материал.

Петушок, теперь ты попробуй. (звучит фонограмма без последней строчки).

Правильно Петушок прочёл потешку?

Кто ему поможет?

Ну что, Петушок, теперь справишься?

Петушок: - Попробую. (звучит фонограмма всей потешки).

(Появляется солнышко.)

Похлопайте, дети!

6. Подведение итогов.

Получилось у нас помочь Петушку?

А как мы помогли ему?

А вам понравилась новая песенка Петушка?

Петушок: - Спасибо вам, ребята, и мне очень понравилась потешка. Я обещаю, что её не забуду. До свидания, мои друзья! (дети прощаются)

Ребята, а солнышко хочет с вами поиграть. А вы?

Проводится русская народная игра «Карусель».

"Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!"

Молодцы! Солнышко дарит вам свою улыбку! (стикеры)

Манакова Р.С.

МОБУ СОШ села Амзя городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан

Конспект занятия по развитию речи

«К Мишке в гости»

1 младшая группа (2-3 года)

Задачи:

  1. Расширять знания об окружающем мире.
  2. Учить детей чётко, ясно, громко произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение (для чего это нужно).
  3. Упражнять детей в произношении звука “ к”. Побуждать детей подражать голосам птиц. Упражнения на развитие слухового восприятия.
  4. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  5. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм.
  6. Воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи.
  7. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Методы:

1. Наглядные

2.Словесные

3. Практические

Приемы:

  1. Словесные приемы (повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос).
  2. Наглядные приемы (показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению)
  3. Игровые приемы (могут быть словесными и наглядными).

Индивидуальная работа с Ясмин, Ярославом – правильное произношение звука “к”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поедем в гости к Мишутке. Встанем паровозиком и поехали. Чух-чух-чух (дети идут друг за другом, воспитатель впереди).

Песня «Паровозик». Воспитатель поёт, дети помогают .

Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий,
Он вагоны повёз,
Будто настоящий.

Кто едет в поезде?
Наши ребятишки,
В гости поехали
Все детишки к Мишке

Воспитатель: Приехали. Посмотрите, дети, на поляне Мишка сидит и нас ждёт. Давайте поздороваемся с Мишкой: «Здравствуй, Мишка, мы к тебе в гости приехали!»

Мишка: А я вас ждал и приготовил сюрприз . Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ящик, песок, песочница….)

Воспитатель: Ой, какой красивый. Ребята, посмотрите на него. А что там, Мишка?

Мишка: Песочек, но только он не простой, он волшебный. В нем спрятаны разные предметы-игрушки.

Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке отыскать их? Посмотрим, что там и расскажем Мишке, как надо играть с игрушками.

Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам
Посмотреть, ну что же там.

Воспитатель предлагает ребёнку заглянуть в ящик и нащупать игрушку, спрятанную в песке.

Дети по очереди достают игрушку, показывают и рассказывают, как играть с этой игрушкой, для чего это нужно.

Воспитатель задаёт наводящие вопросы, поощряет ответы детей, хвалит их. Обобщает ответы (приурочить к игрушкам игры, песенки, стишки):

Из тарелки суп едят да кашу, кукол кормить наших.

Из кружки пьют чай, кофе, молоко, компот, сок.

Погремушкой можно греметь (показать, обращаясь к Мишке и детям).

Куклу можно покачать, спать положить, песенку спеть:

«Баю-бай, баю-бай, кукла, глазки закрывай»

Зайка умеет, и бегать и прыгать. Что есть у зайки:

«Заинька, зайка, маленький зайка, длинные ушки, быстрые ножки…»

Мишка. Посмотри, Мишка, твой дружок, Мишутка. Он такой же толстенький и косолапый и всю зиму сосёт лапу.

Как он ходит? Покажите, детки. А какой у него дом? А у зайки?

Разминка:

У медведя дом большой – дети разводят руки

А у зайки маленький – дети приседают

Вот медведь идёт домой – дети идут, подражая медведю

А за ним и заинька – дети прыгают на двух ногах.

Кирпичик – какой? Для чего? Что строить? (Дети говорят: "дорожку, гараж, забор, дом и т.д.")

Мишка говорит, что он тоже умеет строить домики. Хотите посмотреть, какие домики он построил? Дети – «да».

2 ЧАСТЬ

Мишка показывает домик.

Воспитатель: Ой, какой домик красивый. Какого цвета? (Красный ) а что есть у домика? (Крыша, дверь и окно). Молодец, Мишка.

А кто в домике живёт? Давайте постучим и скажем: "Тук-тук-тук". Кто в домике живёт? (Дети повторяют за воспитателем)

(Слышится: "Ку-ка-ре-ку") Кто там, ребята? Кто там кричит? Петушок-золотой гребешок. Давайте посмотрим (открывают двери и достает петушка). Какой у него гребешок? Давайте покажем петушка (пальчиковая гимнастика). Вот какой у него гребешок.

Петушок у нас горластый
По утрам кричит он: «Здравствуй»!

Давайте и петушку насыплем зёрнышки. Клюй, петушок (дети повторяют: "Клюй, клюй").

Мишка показывает другой домик (жёлтый) , дети говорят: "Тук-тук-тук, кто в домике живёт?"

Послушайте, кто это? Слышится из домика ко-ко-ко. Кто это? Дети говорят: "Курочка" (хоровые и индивидуальные ответы, воспитатель просит повторить звуки подражания). А кто ещё пищит? (Слышится пи-пи-пи).

Дети – «цыплята». Давайте посмотрим, откроем двери. Точно? Курочка и цыплята. Какие цыплята? Жёлтые. Что им курочка говорит? (Ко-ко-ко – не ходите далеко) . Следить, чтобы все дети чётко произносили «ко-ко-ко». Давайте покормим их – дети показывают как. Кормят курочку, приговаривая:

Курочке-пеструшечке – накрошили крошечки
Вот какие ладушки: ладушки, ладушки.

Мишка ещё показывает домик. Какой домик? (Зелёный, как травка) Тук-тук-тук, кто в домике живёт? (Очень громко слышится: "Га-га-га-га".)

Ой, ребятки, кто там? – Это гусь.

Воспитатель: а как он кричит? Дети все и индивидуально: га-га-га (открывают двери, смотрят гуся).

Какой гусь? (Белый, а клюв - красный).

Как он клювик открывает? Показать пальцами (пальчиковая гимнастика).

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть, наверно, хочет.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться, давайте поблагодарим мишку за гостеприимство и скажем, спасибо, Мишка, за игрушки. Ребята, кого мы видели в гостях у мишки?

Петушка – ку-ка-ре-ку,

Курочку – ко-ко-ко,

Цыплят – пи-пи-пи,

Гуся – га-га-га.

А теперь нам пора,

Уезжаем, детвора!

Дети встают паровозиком, машут Мишутке: «до свидания», уезжают.

Загудел паровоз и вагончики повёз.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, далеко я укачу.

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е издание, испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Валентина Гербова – занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. М.:Мозаика-Синтез, 2015
  3. Тренируем пальчики- развиваем речь. О.И. Крупенчук, Санкт –Петербург, Издательский дом –Литера,2009
  4. Развитие речи у детей раннего возраста. Е.А. Янушко, М.:Мозаика-Синтез, 2009
  5. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице» Журавлева Н. Н. , Лебедева Л. В. , Каушкаль О. Н. Издательство: Центр педагогического образования , 2014 г.

Программное содержание:

1. Учить детей составлять вместе с педагогом рассказ об игрушке.

2. Продолжить учить детей с помощью анализаторов различать и называть игрушки, их качества.

3. Воспитывать выдержку, формировать умение выслушивать ответы своих товарищей.

4. Закрепить произношение звуков «э – э – э». Звукосочетаний «пи – пи – пи», «гав – гав», «иго – го», «мяу».

5. Обогащать словарь детей прилагательными «большой», «мягкий», «маленький», «пушистый».

Демонстрационный материал

Игрушки – собака, лошадка, кошка, медведь, заяц, цыпленок, пчелка, чудесный мешочек.

Раздаточный материал

Атрибуты лошадки.

Предварительная работа

Провести беседу, кто узнает по описанию игрушку. Рассмотреть иллюстрацию с игрушками. Поиграть в игру «Узнай и назови».

Ход Занятий

Дети сидят полукругом, раздается стук в дверь, дверь открывается – залетает пчелка с мешочком – «Жу – жу – жу».

Пчелка: - Это детский садик?

Воспитатель: - Да!

Пчелка: - Я прилетела к вам в гости, еле – еле долетела. Устала нести мешочек, да еще замерзла, потому, что на улице зима, а зимой я в своем домике сижу. Но мне стало грустно одной, вот я прилетела к вам повеселиться, лето вспомнить. Летом тепло, светло, кругом зелено, травы и цветов много. Вот я летаю летом с цветка на цветок и про себя стихи читаю:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я на цветочке сижу,

Я на цветочке сижу,

И букву «ж-ж-ж» твержу

Ну, ребятки, вместе со мной повторите ж-ж-ж-ж.

Дети: Ж-ж-ж, ж-ж-ж, ж-ж-ж.

Пчелка: - Вот так, детки, молодцы, порадовали меня. За это я вас угощу. Но в начале со мной поиграйте. А игра у нас проста.

Воспитатель: - Пчелка, что это за игра?

Пчелка: - Вот мешочек не простой, в нем много игрушек. Я буду показывать игрушку, а вы вместе с воспитателем расскажите, что знаете об этой игрушке.

Воспитатель: - Ребята, поиграем?

Дети: - Да! (Хором)

Пчелка: - (достает игрушку – кошку). Что это за игрушка?

Дети: - Кошка!

Воспитатель: - Арина, расскажи пчелке все что знаешь о кошке, а вы ребята, помогайте.

Наводящие вопросы – ответы детей.

Дети: - Кошка пушистая, у нее есть лапки, хвостик – длинный, ушки – маленькие, шкурка мягкая и есть усы.

Воспитатель: - Ребята, давайте повторим про кошку все вместе.

Пчелка: - Умница, Арина, о кошке знает многое.

Воспитатель: - Пчелка, а ты послушай потешку.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы,

Удивительной красоты.

Глазки смелые, зубки белые.

Вот какой наш котик.

Пчелка: - Ой ребята, смотрите, кто это? Пушистый, уши длинные.

Дети: - Заяц!

Воспитатель: - Саша. Расскажи пчелке о зайчике, а вы дети, помогайте

Дети: - У зайки длинные уши. Хвостик маленький, шубка пушистая, передние лапки короткие, задние длинные. Живет он в лесу.

Пчелка: - Ребята, ну – кА повторите все вместе.

Дети: - (хоровые ответы)

Пчелка : - А что заяц любит?

Дети: - Морковь!

Воспитатель: - Пчелка, а про зайчика хочешь стих послушать?

Жил, был зайчик

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке,

Отморозил хвостик

И поехал в гости

К ребятишкам греться.

Пчелка: - Ай да умненький зайчик! Ребята, а это кто?

Дети: - Мишка!

Воспитатель: - Катя, расскажи пчелке про мишку косолапого, а вы ребята слушайте внимательно.

(Наводящие вопросы – ответы детей).

Дети: - он большой и косолапый. Живет в лесу, собирает шишки. Любит мед.

Воспитатель: - Ребята, покажите, какой он большой?

(дети имитируют, показывают величину, рост медведя)

Детки, а как он рычит?

Дети: - э-э-э-э-э-э-э-э.

Воспитатель: - А давайте мы покажем, как идет медведь по лесу?

Мишка косолапый

По лесу идет

Шишки собирает

И карман кладет,

Вдруг упала шишка

Мишке прямо в лоб,

Мишка рассердился и ногою – топ.

Вот видишь, пчелка, детки какие молодцы, они про мишку много чего знают.

Пчелка: - Посмотрите. Посмотрите, да кто же это такой?

Дети: - Цыпленок!

Воспитатель: - Ксюша, расскажи нам пожалуйста что ты знаешь про цыпленка?

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - Цыпленок маленький, желтенький. У него есть крылышки, лапки, клюв, глазки синенькие.

Пчелка: - Ребята, повторите еще раз, чтобы я запомнила, как пищит цыпленок?

Дети: - Пи-пи-пи.

Воспитатель: - Цыпленок маленький, он очень хочет тихо пищит, поможем ему хором! (хоровые ответы).

Пчелка: - Вот так – то лучше, молодцы. Вот посмотрите еще одну игрушку, кто это?

Дети: - Собачка!

Воспитатель: - Маша, Расскажи пчелке и всем нам про собачку.

(Наводящие вопросы – ответы детей.)

Дети: - У него хвостик, лапки, ушки, есть клыки и зубки.

Воспитатель: - Пчелка, наша собачка не кусается, она добрая. Она играет. Детки, а как собачка лает?

Дети: - Гав-гав-гав.

Пчелка: - Тогда я с ней тоже поиграю (гладит собачку).

К нам пришла собачка,

Хвостик закорючкой,

Зубки острые, шерстка пестрая.

Раздается громко «Иго – го, иго – го».

Воспитатель: - Ребята, а мы никого не забыли?

Дети: - Лошадку! Это она так кричит!

Пчелка: - Ну – ка, ну – ка покажите, все, все про нее расскажите, все, все про нее расскажите!

Воспитатель: - Юля. Помоги мне. Пожалуйста, рассказать про лошадку.

Дети: - У лошадки есть грива, длинный волосяной хвост, ушки, ножки.

Пчелка: - Юля, а стишок знаешь про лошадку?

Воспитатель: - Стой, стой, пчелка, стишок мы тебе расскажем все вместе.

Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Ребята, а у нас есть еще маленькие лошадки, давайте и мы поскачем, (воспитатель раздает атрибуты, дети едут).

Гоп, гоп! Конь живой,

И с хвостом, и с гривой

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Пчелка: - Ребята, мне у вас очень понравилось, но надо возвращаться домой. Спасибо вам большое! А вот вам и угощение (пчелка угощает детей). Я вас не забуду, еще к вам прилечу. Я полетела, до свидания, ж-ж-ж-ж.

Ольга Анисимова
Развитие речи «Семья». Первая младшая группа

Образовательная деятельность «Семья». Развитие речи.

Цель: Повторить с детьми имена их ближайших родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр).

Задачи:

Побуждать детей договаривать и повторять вслед за воспитателем отдельных слов и фраз

Развивать активную речь детей, мышление, воображение, певческие умения;

Закреплять в активной речи названия некоторых домашних животных и их детенышей,

Формировать грамматический строй речи, учить правильно употреблять названия домашних животных в родительном падеже единственного числа.

Воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

Развивающая среда:

Сказка «Репка» для показа на фланелеграфе, фотографии членов семьи детей, лото «Семья. Кому что нужно?», лото «Семья. Домашние животные"

Ход занятия:

1. Показ сказки «Репка» на фланелеграфе с частичным пересказом детей.

Дети договаривают слова («большая- пребольшая») и фразы («Тянет, потянет вытянуть не может). Показывают, какая выросла репка.

Как вы думаете, почему они вытянули репку?

Вся семья тянула репку, и звери помогали тянуть, и поэтому смогли вытянуть большую репку.

Какая же семья была у дедушки, который посадил репку? (дедушка, бабушка и внучка).

А у вас есть дедушка и бабушка?

Как их зовут?

А как зовут ваших мам и пап? Давайте посмотрим их фотографии.

Кто еще есть в вашей семье? Вот какая большая у каждого из вас семья.

2. Пальчиковая гимнастика «Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

3. Лото «Семья. Кому что нужно?».

В семье все заботятся друг о друге, любят друг друга. Мама и папа работают, чтобы в всей семье было хорошо. Давайте посмотрим на картинки. Здесь нарисована семья. Кто есть в этой семье? Раздайте, пожалуйста, всем людям на картинке те предметы, которые им нужны.

4. Физминутка «Карусель»

Дети становятся в круг, взявшись за руки.

Еле-еле-еле-еле

Закружилась карусель,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не шумите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

5. Лото «Семья. Домашние животные».

У всех есть семья, не только у людей, но и у зверей. Вот к нам пришли разные животные. Помогите им найти свою семью. Кто папа у цыпленка? А кто мама?

6. Подведение итогов.

Уточняю, что у всех есть семья, все в семье похожи друг на друга, живут вместе и помогают друг другу.

Публикации по теме:

Конспект занятия по физическому развитию детей (первая младшая группа) Физическое развитие детей. Первая младшая группа. Цель: прививать детям потребность в физических упражнениях. Растить детей здоровыми,.

Конспект занятия по рисованию «Белый пушистый снежок» (первая младшая группа) Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Первая младшая группа. Тема: «Белый пушистый снежок». Задачи: Обобщить знания детей о зиме,.

Конспек НОД по развитию речи. Первая младшая группа Тема: Оденем куклу на прогулку. Виды деятельности: познавательно- исследовательская деятельность, коммуникативная, чтение художественной.

Конспект НОД. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок». Первая младшая группа. Развитие речи. Чтение художественной литературы «Теремок» Воспитатель МБОУ СОШ №7 г. Россошь, Воронежской области, Машошина Любовь Викторовна.

Конспект занятия по познанию «Моя семья» (первая младшая группа) «Моя семья» Цели: знакомство с понятием «семья». Задачи: 1) воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к.

Конспект занятия по развитию речи «Чье перышко?» (первая младшая группа) Цель: 1. Продолжать знакомство с домашними животными, подарить детям радость. 2. Побуждать понимать речь взрослого и адекватно реагировать.

Конспект занятия по развитию речи и лепке «Колобок» (первая младшая группа) Программные задачи: Активизировать в речи у детей прилагательные (большой, мягкий, длинный, короткий и т. д.) Развивать мелкую моторику с.

Речь - важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся с людьми, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Речь задействована и в решении интеллектуальных задач.

Почему важно развивать речь у детей

Владение связной речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Ученик начальных классов, речевому развитию которого уделялось должное внимание, хорошо читает и пересказывает произведения, грамотно пишет, легко решает арифметические задачи, даёт развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Когда и как происходит развитие речи

Развитие речи рекомендуется начинать с рождения ребёнка. Уже в младенческом возрасте малыш вычленяет человеческую речь из потока других звуков, прислушивается к словам взрослых, пытается подражать услышанному. До года ребёнок "гукает" (издаёт звуки, похожие на [г], [к], [х]), "гулит", лепечет, а после первой в своей жизни круглой даты пытается произносить слова.

В дошкольном учреждении речи воспитанников уделяется пристальное внимание. Целенаправленная работа по формированию речевых умений начинается уже в группах раннего возраста. Развитие речи в первой младшей группе - одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах.

Коммуникативная деятельность развивается в процессе общения. Чтобы понять, как работает воспитатель над развитием речи детей, необходимо рассмотреть формы общения, характерные для дошкольников.

Формы общения в детстве

Применительно к младенчеству, раннему детству и учёные выделяют ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную формы общения. Первая возникает на первом году жизни, когда у ребёнка появляется комплекс оживления. Малыш узнаёт близких взрослых, улыбается, машет ручками. В этот период мамам, папам и другим родственникам важно разговаривать со своим чадом, петь ему песенки, рассказывать потешки.

Практические методы - это организация дидактических игр и упражнений, о которых говорилось выше.

Планирование работы по развитию речи

Развитие речи в ДОУ осуществляется на основе перспективного плана, который составляет педагог в соответствии с программой воспитания в детском саду или иным программным документом. Перспективный план оформляют в виде списка или таблицы. Указываются название месяца, тема и программное содержание занятия. Пример перспективного плана показан в таблице 1.

Таблица 1. Перспективный план работы на октябрь

Тема занятия Программное содержание
1 К нам пришёл котик

Закреплять представления об игрушке, расширять активный словарь в области звукоподражательных слов ("мяу", "бух"), существительных ("киса", "котик", "уши", "хвост"), прилагательных ("гладкий", "пушистый"), глаголов ("иди", "дай"). Развивать внимание, мышление. Воспитывать отзывчивость, доброту.

2 На прогулку в осенний лес

Формировать представления об осеннем лесе, расширять активный словарь в области существительных ("осень", "лес", "дерево", "листья"), прилагательных ("жёлтый", "красный"), глаголов ("желтеют", "падают"), предлогов ("с", "на"). Развивать внимание, восприятие, мышление. Воспитывать любознательность.

3 ...

На основе перспективного плана составляется конспект по развитию речи. Помимо темы и программного содержания занятия, в конспекте указывается используемый материал (игрушки, картинки и т. д.), описывается предварительная работа (если проводилась), подробно расписываются реплики и действия педагога, предполагаемые ответы детей. Конспект - это тоже своего рода план. Развитие речи происходит системно. Молодые специалисты пишут развёрнутые планы-конспекты, а опытному педагогу достаточно перспективного плана.

Чтобы развитие речи в первой младшей группе было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких родственников ребёнка. Педагоги советуют мамам и папам чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы ("почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д.).

Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка, произносить слова так, как это делает малыш.

С помощью родителей можно разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений, заучивать короткие стихотворения. Перечень книжек и тексты стихов воспитатель размещает в родительском уголке.

Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискать нужную информацию в книгах.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди