14.06.2019

Занятие по экологии во второй младшей группе. Проектная деятельность по экологии во второй младшей группе «Луковая грядка


Экспериментально- исследовательский проект для 2 младшей группы «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».

Девиз: Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши.
Чтоб для них экология стала.
Не наукой, а частью души
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: информационно – исследовательский
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: Долгосрочный (сентябрь 2016 года- май 2017 г.)
Проблема: загрязнение природы бытовыми отходами
Гипотеза: что будет с окружающей средой, если мусор не перерабатывать для повторного использования.
1.Актуальность проблемы :
По указу Президента, 2017 год в России объявлен годом экологии, что особенно важно для нас, так как одним из направлений нашего детского сада является экологическое воспитание. Работа ведётся по таким направлениям:
1. Природа – человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы).
2. Человек – природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека).
3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы).
4. Мы – защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях).
Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Большинство дошкольников очень любят гулять на природе, ходить с родителями в парк, речку, ездить на экскурсии. Но всех огорчает то, что почти везде очень много мусора. Дети стали задумываться: Откуда берется столько мусора? Как мусор влияет на природу. Куда отвозят мусор? Можно ли из мусора сделать что то полезное и красивое?
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Природа – наш дом. Мусор не нужен в нём!».
2. Цель проекта:
1.Выяснение причин проявления мусора;
2.Проведение эксперимента «Как разлагается мусор»;
3.Изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора;
4.Проведение акции «Сбор макулатуры», «Вторая жизнь вещей», «Уборка мусора».
Задачи проекта:
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах; об опасности бытовых отходов для жизни человека и живых организмов. Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения. Найти способы вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Воспитывать активную гражданскую позицию в защите окружающей среды, расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, желание общаться с природой, не загрязняя ее. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный

1. Сбор и анализ литературных источников по теме.
2. Оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
3. Анкета «Мусор в нашем городе».
4. Разработка советов для родителей «Как обращаться с отходами дома?»
II этап - организационный
1.Провести беседы, занятия, игры, по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2.Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором возле своего дома, на своей улице, в детском саду.
3. Провести эксперимент «Что земля «кушает», а от чего она болеет»
III этап – практическая деятельность
1.Чтение С. Михалкова «Прогулка», А. Анишина «На городском субботнике», Е. Смирнова «Давайте землю украшать».
2. Просмотр слайд- шоу «Мусор – загрязняет нашу природу»

3. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» -«Про корову, которая из-за отравления воздуха и воды вместо молока давала бензин», « Жизнь мусора», « Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе».
4.Беседа «Мусор под ногами опасен».
Цель: Дать понятия о вреде мусора для природы и человека.
5.Дидактическая игра «Сортируем мусор»
Цель: различать и называть материалы, формировать представление об охране природы за счёт рационального использования ненужных предметов и их переработке.


6. С/Р игра «В магазин за покупками»
Цель: Научить выбирать товары в упаковках многоразового использования


7.Тематические наблюдения.
В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Что делают с мусором родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?


8. Опытно-практическая деятельность.
Цель: помочь детям понять, что нельзя мусорить. Это влияет на природу и здоровье людей. Научить использовать ненужные предметы. Создавая из них игрушки, украшения интерьера, игровых площадок. Бумагу и картон можно сдавать в пункты переработки сырья, где она превращается новые альбомы, упаковочные ящики, салфетки, обёрточную и туалетную бумагу.
а) Опыты с предметами из разных материалов (Стекло, железо, бумага, резина, пластмасса).
Цель: опытным путем установить форму, цвет, свойства, способы их использования.
б Опыт «Изготовление новой бумаги».
Цель: Показать, что даже в домашних условиях кусочки бумаги можно повторно использовать.


в) Опыт « Откуда берётся и куда девается мусор», дошкольники выяснили, откуда берется мусор и куда девается. Дети выбросили мусор дома, в детском саду в пакет. Затем отнесли его в контейнер на улице и увидели, что мусоровоз очищает контейнер и увозит на специальную свалку. Дети узнали, что рядом со специальными свалками люди не живут, т. к. там много микробов, ядовитых газов, тяжелых металлов. Все это пагубно влияет на здоровье человека и окружающую природу. Поэтому нельзя выкидывать мусор где попало, делать самовольные свалки в лесах, на водоемах, полях.
г) Опыт «Что земля «кушает», а от чего она болеет» воспитанники решили выяснить, исчезает мусор в природе или остается навсегда. Осенью, в сентябре, дети вместе с педагогом закопали на территории д/с бытовой мусор некоторых видов (бумагу, пластиковый стакан, металлическую банку, стекло, кусочки дерева, листья) и поставили таблички. В мае следующего года, откопав мусор, дошкольники выяснили-пищевые отходы и листья, кусочки дерева исчезли, а пластиковый стакан, металлическая банка, стекло, бумага остались в земле в том же состоянии. В результате эксперимента воспитанники сделали вывод, что после отдыха на природе пищевой мусор можно закопать, а все остальное следует собрать и выбросить в специальный контейнер.


д) Опыт «Как уменьшить количество мусора?».
В ходе бесед на тему «Мусор надо разделять» воспитанники узнали, что некоторые отходы могут быть переработаны, для этого достаточно лишь рассортировать мусор дома и отвезти его в специальные пункты.
1.Первым вариантом решения проблемы была сортировка мусора. Дети с помощью взрослых сортировали мусор для его последующей переработки и находили возможные варианты переработки мусора с учетом наименьшего вреда для природы и человека
2. Вторым вариантом решения проблемы взрослыми было предложено экономное использование вещей и предметов. Например, можно писать и рисовать на двух сторонах листа, на второй стороне исписанного листа.
3.Следующий вариант решения проблемы «Покупай с умом» предложили бабушки воспитанников. Это значит, что, идя в магазин, можно брать пакеты из дома, выбирать и покупать продукты длительного хранения без лишней упаковки. Наглядным подтверждением правильности такого подхода стала сюжетно- ролевая игра «За продуктами в магазин?». Дети разделились на две группы, чтобы отправиться за продуктами в магазин. Участники первой группы взяли с собой тару для покупок: стеклянные банки, пакеты, старались выбирать нужные продукты в упаковке многоразового использования (стеклянные банки, пластиковые коробки), а участники второй группы все продукты покупали в одноразовой упаковке. По возращении домой участники второй группы распаковали продукты и выбрасывали упаковочный материал. В результате их мусорное ведро было полным, в отличие от ведра первой группы детей.


Использование пищевых отходов для корма животных и удобрения земли.


5.И наконец самое творческое решение проблемы - «Вторая жизнь». Как правило, со временем некоторые вещи становятся ненужными, и единственный способ от них избавиться-выбросить. Но это не самый оптимальный вариант. Из вещей на выброс можно сделать игрушки, подарки или предметы интерьера: панно из сухоцветов (на коробках из-под конфет), бумажные корзины, подарочные коробки, атрибуты для с/ролевых игр, оформление интерьера игровых площадок для прогулок, материал для проведения экспериментов и опытов в уголке природы.



9.Анкетирование родителей.
Из 20 опрошенных родителей - у 70% в наибольшем количестве за неделю накапливаются бумажные и пластиковые отходы, у 25% - пищевые, у 5% - стекло и батарейки. 80% не сортируют отходы, выбрасывая их в мусорные баки. А 20% сортируют, отбирая пищевые отходы для кормления домашних животных. Всего лишь 10% опрошенных используют ненужные вещи для поделок с детьми и дизайна своего двора. 90% знают, чем опасны бытовые отходы. Рассказывают детям о вреде бытовых отходов всего лишь 15%. 50 50 % после забирают мусор после прогулок на природе. 30% привлекают детей к уборке территории возле своего дома и убирать за собой мусор.65% не удовлетворены организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе.
10.Экологические акция «Подарим природе чистоту!»
11. Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей»
ВЫВОД:
1.Чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые, игры, экскурсии в парк, помогли дошкольникам осознать серьезность проблемы мусора
2.В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
3.Мы расширили знания дошкольников о зависимости мира природы и людей, дошколята узнали о возможности вторичного использования мусора, экспериментировали. Теперь им хочется бережнее относиться к природе, беречь и защищать ее.
Литература:
1.Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
4 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
5.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
6.Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 26–34.

Интегрированное занятие по экологии во второй младшей группе.

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель:

1. Закрепить знания детей о животных и птицах, о весенних цветах; вспомнить с детьми первые признаки весны.

4.Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею.

Формы работы:

словесная

работа по подгруппам

разные этапы игры -переход от одного объекта к другому.

Предварительная работа:

разучивание песни о солнышко.

Ход занятия:

Воспитатель: проходите дети, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в лесу мы очутились»

Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы - свои!

Дети, но почему-то в лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там плачет. (подошли поближе).

Ты кто такой? и почему ты плачешь?

Лесовик: зовут меня Лесовичок. Я хозяин леса. У меня в лесу случилась беда. Пришла весна, а лес не просыпается, и я с этим не могу, справиться. И теперь в моем лесу темно, холодно и грустно.

Воспитатель: Не плачь Лесовичок, наши дети помогут тебе разбудить лес. Правда, дети. Поможем Лесовику.

Дети: Да!

Воспитатель: А для того, чтобы разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны. Лесовичок, а ты знаешь приметы весны?

Лесовик: Забыл.

Воспитатель: . Дети давайте напомним Лесовичку приметы весны.

Дети: (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, одели легкую одежду, дует теплый ветер, прилетают птицы),

Воспитатель: Молодцы! Правильно! солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, дует теплый ветер, и прилетают птицы.

Воспитатель: Дети приметы весны мы с вами назвали, а в лесу все также холодно, темно. Как вы думаете почему?

Дети: Солнышко нет.

Воспитатель: Правильно!. Солнышко нет. Спит у нас солнышко и не хочет просыпаться. А чтобы солнышко проснулось, давайте мы с вами споем песенку. (Песня)

Воспитатель : Ой, дети посмотрите! Солнышко проснулось. Услышало оно нашу песенку и проснулось. И в лесу сразу стало светло и тепло. (музыка птиц ). Дети слышите, кажется и птицы проснулись.

Воспитатель: Вот мы, какие молодцы! Солнышко разбудили и птицы проснулись. Дети, ну, а нам надо идти дальше. Встаньте друг за другом мы отправляемся.

вот как мы умеем -топ, топ, топ.

Воспитатель : Вот мы и попали с вами на полянку.

Лесовик : здесь мне ребята помогите разбудить животных.

Воспитатель: Лесовичок, конечно поможем. Для этого у нас есть игра «Сложи картинку». Дети вам надо собрать картинки половинки, и назвать каких животных вы разбудили. Давайте мы с вами разделимся на две группы и будем собирать картинки. (стоят два пенёчка и на этих пеньках дети собирают картинки половинки).

Воспитатель: Дети, кого мы с вами разбудили?

Дети: Медведя, ежа.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Дети, а каких диких животных вы еще знаете?

Дети : Волк, лиса, заяц, белка.

Воспитатель : Молодцы! Вот мы и с вами вспомнили диких животных. Ну, а наше путешествие продолжается.

Зашагали ножки -топ, топ. топ,

по большой дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,

вот как мы умеем -топ, топ. Топ.

.Воспитатель : Ой, дети еще одна полянка.

Лесовик : Это цветочная поляна.

Воспитатель: Ой,а где же цветы?

Лесовик : Цветы никак не могут проснутся потому, что я забыл как они называются.

Воспитатель: Не переживай Лесовичок, мы тебе напомним.

Дети, чтобы разбудить цветы, вам надо отгадать одну загадку.Слушайте.

«Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился …(одуванчик)»

Дети: Одуванчик.

Лесовик: Вспомнил, вспомнил одуванчик.

Воспитатель: Правильно, одуванчик.

Лесовик : Держите, я поделюсь с вами, этими цветочками (раздаёт детям по одному цветку).

Воспитатель: . Дети, а какого они цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Правильно, жёлтого. Даша сколько у тебя цветочков? (один)

А у тебя Ваня? (один)

А у Сони сколько цветочков? (один)

У вас у всех по одному цветку, а если мы подойдём поближе друг к другу и вытянем руки вперед (дети образуют плотный кружок и протягивают руки друг к другу), сколько получилось всего цветочков?

Дети: Много.

Воспитатель: правильно, много.

Воспитатель: дети, а теперь давайте мы понюхаем, наши цветы как они пахнут.

Физминутка - дыхательная гимнастика: «Аромат цветов».

Воспитатель : через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!» Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне).

Воспитатель: Дети посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась. А на что похожа, стала поляна?

Дети: На солнышко.

Воспитатель: Правильно на солнышко.

«Уронило солнце лучик золотой

Вырос одуванчик первый, молодой

У него чудесный золотистый цвет

Он большого солнца маленький портрет.»

Воспитатель: Дети, а какие еще весенние цветы вы знаете?

Дети: подснежники, мать- и- мачеха.

Воспитатель: Правильно!.

Дети посмотрите как в лесу сало красиво, светло и тепло. Мы с вами помогли Лесовичку разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Лесовик : Спасибо ребята вам большое. Приходите ко мне в гости. Я всегда рад вас видеть. За то, что вы мне помогли, я вас угощу орешками. Это мне их белочка дала.

Воспитатель: Спасибо тебе лесовичок. До свиданья!

Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в детском саду мы очутились»

Итог: Понравилось вам путешествовать? Дети сколько добрых дел мы сегодня с вами сделали. Солнышко разбудили, птиц разбудили, животных, и цветочки тоже разбудили. Вы у меня молодцы! А сейчас мы с вами пойдемте в группу, и я вас угощу орешками.

Дидактические игры по экологии

«Зачем живем?» и «Что оставим после?»
Пустыню, радиацию, разгром,
Седую Землю, клены, ивы, сосны.
И это, если сами не умрем…
Измучена и выжжена природа:
Вулканы, горы лишь вокруг меня.
Становится ведь хуже год от года.
Ах, бедная любимая Земля!..

Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Надо стремиться, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе. Формирование бережного, заботливого отношения к природе можно выработать не только в процессе занятий и наблюдений, но и посредством дидактических игр. Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей. В таких играх могут использоваться натуральные предметы природы (деревья, цветы, овощи, фрукты, семена и др.), картинки с изображением растений и животных, настольно-печатные игры и всевозможные игрушки.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры. Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде. Существует несколько значений понятия «экология»:

1. Экология - наука об отношении растительных животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.

2. Экология – наука о взаимодействии человека с природой, охрана окружающей среды. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применить знания в практической деятельности. Решить эту проблему можно путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомиться с данной закономерностью. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «логические цепочки», «придумай про животное загадку», «путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Уровень экологического развития дошкольников во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды. С этой целью помещать информацию в уголки для родителей («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Птицы - наши друзья» и другие), проводить консультации на темы «Зачем детям знания экологии?», «Поиграем вместе», «Игры на кухне», «Лекарственные растения» и так далее, проводить индивидуальные беседы с родителями по проблеме.

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний, в том числе и на экологические темы, находят отклик в семьях воспитанников. К ним относятся викторины, КВН, игра «Счастливый случай» и другие. Повышают уровень экологической культуры совместные выходы с родителями и детьми в природу, посещение музеев, а также выставки поделок и рисунков («Что растет на грядках», «Умелые руки не знают скуки», «Осенние фантазии»).

Экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов

(воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Дидактические игры

«Приготовь лекарство»

Цель. Познакомить детей с лекарственными травами, закреплять знания о строении растения, формировать умение правильно использовать полезные травы (знать, у какого растения какую часть надо использовать для приготовления лекарства, и в какое время года, чтобы не нанести ущерб природе), формировать доброжелательность, чуткое отношение к окружающему нас миру.

Материал. Гербарии лекарственных растений, карточки с изображением лекарственных растений, разрезные карточки для выполнения таких заданий, как собери растение, найди нужные части растения для приготовления лекарства; "посуда" для отваров и настоев.

Правила игры заключены в задании: кто правильно все сделает, то и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Давайте рассмотрим гербарии лекарственных растений. Назовите знакомые вам растения, расскажите об их лечебных свойствах. (Одни дети рассказывают, другие слушают, воспитатель уточняет высказывания детей.) А теперь поиграем. Сегодня вы будете фармацевтами - это люди, которые работают в аптеках и готовят лекарство.

Задание дают ребенку или группе детей (двум - трем):

Выбери лекарственные растения, которые помогут избавиться от простуды, или от кашля, или от боли в животе и т.д.:

Отбери нужные части растения для приготовления лекарства (отвара или настоя);

Подбери "посуду" для приготовления лекарства;

Расскажи о своем лекарстве.

«Построй домик животному»

Цель. Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о "стройматериалах"; формировать умение подбирать правильный материал для постройки "дома" любому из животных.

Материал. Большая картина, карточки с изображениями "домов" животных, "стройматериалов", самих животных.

Правила. Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного "стройматериала" только те, что нужны для вашего животного. Выбрать "домик" для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Ход игры.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, - просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь. Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Игра «Разведчики»

Цель: закрепления знаний о цветах.

Воспитатель раскладывает в разных местах групповой комнаты различные цветы: садовые, полевые, луговые, комнатные. Дети, разделенные на группы, ищут цветы, называют их и рассказывают все, что знают, а потом составляют из цветов букеты. Зимой эта игра может проводиться с использованием карточек, на которых изображены цветы, или с искусственными цветами.

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей.

«Да – нет»

На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

«Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

«Где спряталась рыбка»

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

«Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепить знания, что не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные.

Ход игры: Детям предлагается цепочка картинок, из которых он должен выбрать лишнего, в соответствии с правилами игры.

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Игра в слова

Воспитатель читает слова, а ребенок должен определить, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река.Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Воздух, земля, вода»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

«Цепочка»

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто где живёт»

У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Выбери нужное»

На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

«Две корзины»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Отгадай, от какого дерева эти семена»(С чьей ветки детка)

Цель: Знакомить детей с семенами – крылатками. Развивать умение соотносить лист дерева с его семенем. Закреплять знания о названиях деревьях. Воспитывать любовь к природе.Развивать мышление, память.

Материал: В пластиковые прозрачные баночки, с закручивающимися крышками, кладут семена липы, ясеня и клена (в каждую отдельное семечко). На крышках изображены листья липы, ясеня, клена.

Ход игры: Крышки снимаются с банок и кладутся в «чудесный мешочек». Дети по очереди достают крышку, рассматривают листочек, изображенный на ней, называют дерево, соответствующее этому листу. Далее находят баночку с семечком этого дерева, закручивают крышку на банку.

Название проекта: «Луковая грядка»

Вид проекта: познавательно – исследовательский проект для детей второй младшей группы.
Продолжительность : краткосрочный. (3 недели)
Актуальность : в современном мире проблемы экологии стоят на первом месте. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном экологического образования. Исследовательская работа – один из важнейших компонентов инновационной педагогической практики основанный на наблюдениях.

Городские дети мало общаются с природой. Не все дети видят, как родители сажают овощи, фрукты. Не все могут наблюдать, как они растут. Проект даст возможность детям задуматься: как растет лук, какие условия необходимы для его роста и чем же он полезен. Умение самим посадить репчатый лук, ухажи-вать за ним, вырастить, пронаблюдать, как и насколько быстро он растет даст детям необходимые знания, вселит в них чувство гордости и доставит радость.
Цель проекта : создать условия для развития познавательного интереса и экспериментальной деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников. Активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащать словарный запас ребенка. Вовлечь детей и их родителей в практическую деятельность по выращиванию лука.
Задачи :

1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают. Расширять знания детей о полезных свойствах лука его строение и условиях, необходимых для его роста.
2. Знакомство детей с процессом посадки лука. Воспитание у детей желания участвовать в трудовой деятельности.3. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
4. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей. Вызвать интерес к конкретному объекту - луку, через стихи, загадки, проектно- исследовательскую деятельность.
5. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.
6. Наблюдать за изменениями роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.
7. Учить детей ежедневно ухаживать за луком в комнатных условиях.
8. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
9. Получить положительные эмоции от полученных результатов.

Для реализации проекта использовались следующие виды деятельности:

1. Познавательная деятельность.2. Игровая деятельность.3. Речевая деятельность.4. Оздоровительная деятельность.5. Художественная деятельность.6. Трудовая деятельность.

Участники исследовательской деятельности: дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.
Место проведения : групповое помещение детского сада.

Форма проведения: дневная (в рамках организации воспитательно-образовательного процесса во время ОД и в повседневной жизни).
Линия развити я: экологический.

Объект исследования : репчатый лук.

Проектная идея: объединение детей, и воспитателей в совместной деятельности: выращивание лука на подоконнике зимой.
Материалы :

земля, вода, лук, контейнер и стаканчики для посадки, лейка для полива, лапотка для рыхления земли, влажные салфетки, клеенка на столы, фартуки для детей, медвежонок; кисти для клея, баночки с клеем, салфетки, клеенки, тонированные листы, готовые формы лука, чебурашка; дощечки, пластилин, стеки, салфетки, медвежонок; образец готовой поделки, заяц. запись произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы»; раскраска лука, фломастеры, карандаши, лук, кукла Маша; ободки с изображением лука.
Методы работы : наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности.

Участие родителей в реализации проекта.

Беседа с родителями. Консультация и изготовление папки-передвижки для родителей. Помощь родителей в приобретении посевного материала, емкостей для выращивания овощей, изготовление ободков для игр. Посадка лука детьми и родителями дома и предложить отобразить это в календаре наблюдений, с дальнейшим предоставлением результата в группу. Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Луковая грядка».

Предполагаемый результат:

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Продукт проектной деятельности: у потребление в пищу выращенного лука.

Презентация проекта: презентация проекта «Луковая грядка».

План реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации

1 этап – подготовительный.

Беседа с родителями на тему: «Луковая грядка».

Обсудить цели и задачи проекта, сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта:

Приобретение необходимого оборудования: ящики, лук репчатый, земля;

Изготовление ободков с изображением лука.

1-я неделя.

Консультация «Лук зимой». Изготовление папки-передвижки.

Просвещение родителей по данной теме.

1-я неделя.

Подбор демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реалии-зации проекта «Луковая грядка»: составление плана основного этапа, определе-ние цели и задач проектной деятельности.

1-я неделя.

ОД по познавательному развитию «Посадка репчатого лука».

Формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука.

1-я неделя.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

Углублять и расширять знания об овощных культурах.

1-я неделя.

Предложить детям совместно с родителями посадить лук дома.

Пронаблюдать как и насколько быстро вырастет лук в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

1-я неделя.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетиче-скому развитию "Лучок": раскрашивание лука карандашами и фломастерами.

1-я неделя.

2 этап – основной.

Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука)

Вызвать интерес к растенииям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Дидактические игры:

1.«Вершки корешки».

2.Лото «Овощи, фрукты, ягоды».

3. Пазлы «Овощи, фрукты, ягоды, орехи, корнеплоды»

Обучить классификации растений по ценности.

Труд в уголке природы.

Учить детей правильно ухаживать за луком, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

Оформление папки-передвижки «Полезные свойства лука»

Просветительская работа с родителями в области экологии.

Опыты: «Луковка», «Лук и земля», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».

Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.

2-3 неделя.

Совместная деятельность воспитателя с детьми по художественно-эстетическому развитию. Лепка: «Посадим лук для зайчика», аппликация: «Лук - зеленый друг».

Закреплять умения детей различать овощные культуры. Добиваться схожести с оригиналом.

2-3 неделя.

Беседа о том, как ухаживать за луком.

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

2-3 недели.

3 – этап заключительный.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

Подведение итогов проекта: оформление выставки «Луковая грядка».

Сопоставление желаемых и полученных результатов.

Употребление в пищу выращенного лука.

Празднование удачного завершения работы.

1 ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1) Знакомство родителей с идеей проекта.
2) Подбор художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке.
3) Подборка иллюстративного и демонстрационного материала о луке. Создание папки «Полезные свойства репчатого и зеленого лука».
4) Подготовка почвы для посадки лука, посадочного материала (луковицы), лотка и стаканчиков для посадки лука

5) Совместная деятельность: посадка лука и уход за всходами.
6) Создание дидактических игр «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды».

7) Продуктивные виды деятельности: «Лучок» (раскрашивание).
7) Консультация для родителей «Лук зимой».

2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ

1) Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Вкус и луковые слёзы».
2) Беседа «Что нужно растениям для роста?».
3) Загадывание загадок, чтение стихотворений о луке.
4) Продуктивные виды деятельности: «Посадим лук для зайчика», «Лук - зеленый друг» (лепка, аппликация).
5) Дидактические игры «Вершки – корешки», разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды», «Разложи по порядку».

3 ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1) Игра средней подвижности «Расти, лучок!».

2) Выставка коллективной работы «Лучок наш дружок».
3) Угощаемся луком с нашего чудо – огорода.
4) Презентация на тему «Как мы лук сажали».

ВЫВОД:

В процессе реализации проекта: Дети научились сажать лук и ухаживать за ним. В процессе работы над проектом дошкольники познакомились и у них сформировались знания о том, как растет лук, какие его лекарственные свойства. Дети познакомились с художественной литературой о луке: поговорки, стихи, загадки. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта, принес детям удовлетворение, осознания собственных возможностей. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук. У детей расширился словарный запас. Родители приняли активное участие в проекте «Луковая грядка».

О луке - детям

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких нет. Белый, фиолетовый, жёлтый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.
Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Индивидуальные беседы с детьми о пользе лука
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Приложение

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей второй младшей группы "Посадка репчатого лука"

Задачи: формировать основы исследовательской деятельности у младших дошкольников в процессе посадки лука. Закрепить знания о потребности растения в земле, воде и свете. Уточнить представления детей о репчатом луке как овоще, из которого можно вырастить зеленый лук, полезный для здоровья. Вызвать интерес к посадке растений; желание употреблять лук в пищу, заботиться о своем здоровье; развивать трудовые навыки. Формировать у детей правильные приемы посадки луковицы (посадить луковицу корешком вниз, плотно прижимая ее к земле, полить водой из лейки) . Дать элементарные понятия о природных витаминах. Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.

Словарь: корешок, росток, витамины, длинный, круглый.

Оборудование: лоток с землей, баночка с водой, инструмент - палочка для рыхления, лейка с водой, лук, игрушка-медвежонок, овощи и муляжи: морковь, помидор, огурец, яблоко, чудесный мешочек.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, занятия по формированию понятия “растение”, рассматривание иллюстраций, раскрашивание книжек-раскрасок, чтение стихов, потешек, загадок, пословиц.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети у меня что-то есть под салфеткой. Отгадайте загадку:

«Старый дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» .

Дети: - лук!

Воспитатель: - посмотрите-ка сколько лука! Какой он?

Дети: - круглый.

Воспитатель: - а какого он цвета?

Дети: - желтого.

Воспитатель: - мы сегодня вместе с вами будем сажать лук в землю. Кто знает что вырастет из лука?

Дети: - росток (воспитатель показывает детям картинку с проросшей луковицей).

Воспитатель: - какого цвета росток?

Дети: - зеленого.

Воспитатель: - росток на верхушке лука. А еще у лука есть корешки, это

много тонких «ниточек» . А для чего нужен лук? Какая от него польза?

Дети: - в нем есть витамины. Кто ест лук, тот не болеет.

Воспитатель: - чтобы лук рос, луковицу сажают в землю корешком вниз, а

росток тянется вверх к свету (воспитатель показывает на луковице) . Мы

посадим лук для себя и других ребят. Показать, как правильно нужно сажать

лук в землю? Вот так надо сделать углубление в земле и корешками вниз

посадить луковицу. А теперь вы сами будете сажать лук.

(Дети подходят к столу, берут инструмент - палочку и делают углубление в

горшочке с землёй).

Воспитатель: - найдите, где у лука корешки (дети показывают) . А теперь

сажайте в землю (дети сажают лук в землю. Воспитатель наблюдает за

процессом, подсказывает действия).

Воспитатель: а теперь посмотрите, как надо поливать лук (воспитатель показывает) . Теперь вы каждый день будете поливать и смотреть, как он растёт (воспитатель даёт детям лейки с водой, дети поливают лук) .

Воспитатель: - ой, ребята, посмотрите, кто-то пришел к нам в гости. Да это медвежонок с чудесным мешочком.

Медвежонок: - Детки я слышал, что вы говорили о витаминах. Я принес овощи, в которых тоже много витаминов. Смотрите-ка что это? (морковь)

Какая она? (длинная, яркая какого цвета ответы детей) . А это что? (капуста) . Какая она? (Он круглая, зеленая) А это? (яблоко) Оно какое? (сладкое, круглое, красное) .

Воспитатель: - давайте, поиграем с мишкой. (Все предметы воспитатель кладет в мешок) . Он будет рассказывать, что взял в лапку, а вы должны отгадать, что он взял.

Она длинная, оранжевая, её очень любит зайчик? (морковь)

Он круглый, зеленый, хрустящий? (капуста)

Оно круглое, большое, красивое (яблоко)

Воспитатель: -Молодцы, вы всё отгадали. Мы с мишкой очень рады, что вы посадили лук, значит будете здоровы. Ну, а мишке пора идти домой. До свидания дети.

Приложение

Конспект занятия по лепке во второй младшей группе

Тема: «Посадим лук для зайчика».
Цель
: Закрепление у детей знания обобщённых понятий. Овощи.
Задачи :
1. Закрепить у детей умения лепить круглые формы, используя приём сплющивания, вытягивания.
2. Формировать у детей интерес к лепке.
3. Воспитывать у детей внимания, старательность.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением разных овощей, лука, загадки, игровой магазин.
Материалы:
Пластилин, дощечка, стека, муляжи овощей, картинки, зайчик.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! Как рада я вас видеть. Ребята, к нам в гости пришел зайчик. У него случилась беда, у него в огороде росли овощи: свекла, лук, морковь. Выпал снег, и все овощи замёрзли, и зайчику нечем кормить своих зайчат. Ребята, как нам помочь ему? Давайте слепим из пластилина лук.
Вот это ребята, что? (лук) Он какой? (круглый) и верхушка у него какая?
(вытянутая немного). Потрогайте его ручками.
Каждый ребёнок ощупывает лук, проговаривая, что он круглый, жёлтый.

Физкультминутка
Есть у нас огород, там зеленый лук растет.
Вот такой вышины, вот такой ширины.
Ты, лучок, сюда спеши
И немного попляши.
Педагог: Будем лепить лук. Возьмём жёлтый пластилин и положим между ладошками. Скатаем шарик. А сверху пальчиками оттянем небольшой носик. Вот так! Теперь возьмем зеленый пластилин и скатаем две маленькие «колбаски». Присоединяем их к нашему желтому луку.
Показать детям, как лепить, помочь тому, кто не справляется, продолжать - проговаривая действия.
Педагог: Ребята давайте теперь посмотрим, что у нас получилось. Красота! Молодцы, ребята. Ребята, как вы сегодня помогли зайчику. Вы добрые дети. Вечером расскажите мамам и папам что вы сегодня лепили лук для зайчика и его зайчат.
Что мы лепили? Какой формы, цвета? (дети хором отвечают)
Спасибо, ребята, за помощь! До свидания!

Приложение

Конспект занятия по «Художественному творчеству» (раскрашивание) во второй младшей группе.

Цели : Развитие эстетического восприятия окружающих предметов.
Формирование умения различать цвета (зеленый, желтый), правильно называть их; рисовать карандашом. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы. Формирование правильной позы при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует малыш). Формирование умения бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Материалы: лук или муляж лука, картинки с изображением лука, кукла Машенька, карандаши зеленого и желтого цвета, шаблон лука на каждого ребенка.
Ход занятия :

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку:
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет. (Лук)
К нам пришла Машенька. Покажем ей наш огород? Вот какой лук растет у нас! Но Машенька хочет показать наш лук бабушке и дедушке….А давайте мы его ей нарисуем.
Для этого нам потребуется карандаши зеленого и желтого цвета? А что еще бывает зеленого цвета? А желтого? (Воспитатель предлагает сложить в корзинку игрушки зеленого цвета, а потом желтого. Дети выполняют задание).

Физкультминутка «В огород пойдем…»
В огород пойдем, дети идут по кругу, взявшись за руки
Урожай соберем,
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный показывают круг руками (три раза)
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.
Воспитатель показывает не раскрашенные шаблоны с изображением лука и говорит: «Вот изображения лука. Давайте мы его раскрасим для Машеньки и ее дедушки и бабушки!»
Дети начинают раскрашивать лук, стараясь не заходить за линию.
По окончанию воспитатель выставляет на стенде рисунки детей. «Какой красивый лучок получился у нас для Машеньки!

Приложение

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе

Тема: «Лук – зеленый друг».

Цель: закрепить представления об луке, его лечебных свойств. Упражнять в аккуратном намазывании и приклеивании лука и его перышек. Воспитывать интерес к аппликации.

Материал: листы бумаги на каждого ребенка, пророщенный лук, кисточки, клей, салфетки, клеенка.

Предшествующая работа: Наблюдение за ростом лука, рассматривание картинок лука, чтение стихов и загадок об луке, слушании музыки П. И. Чайковского «Кукла заболела».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто пришел.

Дети: Это Чебурашка.

Воспитатель: Здравствуй, Чебурашка.

Дети здороваются.

Воспитатель: Посмотрите, что Чебурашка нам принес. Что это?

Дети: Лук.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим лук, какой он формы?

Дети: Круглый.

Воспитатель: Какой цвет?

Дети: Желтый.

Воспитатель (показывает на зеленый лук): А вот это называется перья – зеленый лук. Он длинный.

Перед вами на столе лежат детали лука желтого и зеленого цвета, мы с вами будем приклеивать их. А прежде чем приступить к нашей аппликации разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

У девочки Ариночки
Овощи в корзиночке. (Сложить ладони «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец. (Сгибать пальчики, начиная с большого)

Вот Арина - молодец. (Показать большой палец)

Воспитатель: - И так приступим к нашей аппликации. На столе перед вами лежит клей, берём его, намазываем детали лука и пока клей не высох, приклеиваем их на лист, прижимаем пальчиками. А теперь мы с вами поиграем

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ребята, посмотрите, какой лук у нас получился. Вам понравилось клеить лук?












Занятие с детьми. Фролова Татьяна Сергеевна Воспитатель МБ ДОУ №19

Цель:

Вспомнить характерные признаки весны. Закрепить знания детей о животных и птицах, о первых весенних цветах; воспитывать любознательность; доброе, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Закрепить умения рисовать красками разными способами.

  • учить передавать образ цветка, используя метод тычка
  • закреплять умения правильно держать тычок
  • располагать изображение по всему листу
  • закреплять знания цветов (желтый, зеленый)
  • развивать творческое воображение детей.

Демонстрационный материал: гном, макет дерева с птицами, цветочки одуванчики, образец рисунка, картина с изображением одуванчика в траве.

Раздаточный материалы: тычки и кисточки на каждого ребенка, салфетки, гуашь желтого и зеленого цветов, 0.5 альбомного листа,

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. В путешествие не простое, а волшебное. Где нас ожидает много интересного. Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужно произнести волшебные слова.

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

Давайте друг другу улыбнемся, чтоб в лесу нам всем не было страшно.

«Повертелись. Покружились

И в лесу мы очутились»

Вот мы с вами и в лесу.

Здравствуй, лес. Дремучий лес Полный сказок и чудес! Все открой, не утаи, Ты же видишь мы – свои!

Ребята, но почему-то в лесу грустно и темно. Ой, слышите, кажется, кто-то плачет. Давайте подойдем поближе и посмотрим, кто там плачет (подошли поближе) .

Ты кто такой? и почему ты плачешь?

Лесной гном: зовут меня Лесной гном. Я житель леса. У меня в лесу случилась беда. Пришла весна, а лес не просыпается, и я с этим не могу, справиться. И теперь в моем лесу темно, холодно и грустно.

Воспитатель: Не плачь Лесной гном, наши дети помогут тебе разбудить лес. Правда, дети. Поможем Гномику.

Воспитатель: А для того, чтобы разбудить лес нам надо вспомнить приметы весны. Лесной гном, а ты знаешь приметы весны?

Лесной гномик: Забыл.

Воспитатель: Дети давайте напомним Гномику приметы весны.

Дети: (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, одели легкую одежду, дует теплый ветер, прилетают птицы, зайчик сменил шубку, проснулся медведь, первые цветы, зеленеет травка) ,

Воспитатель: Молодцы! Правильно! солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, дует теплый ветер, и прилетают птицы. Проснулся медведь от зимней спячки.

Воспитатель: Предлагаю отправиться на прогулку по лесу и посмотреть все своими глазами, проснулась природа или нет.

Зашагали ножки –топ, топ. топ,

по большой дорожке топ, топ, топ.

Ну-ка веселее топ, топ, топ, топ,

вот как мы умеем –топ, топ, топ.

Воспитатель: Мы очутились на чудесной полянке.

Лесной гномик: Это цветочная поляна.

Воспитатель: Ой, а где же цветы?

Лесной гномик: Цветы никак не могут проснуться потому, что я забыл как они называются.

Воспитатель: Не переживай Лесной гном, мы тебе напомним.

Дети, чтобы разбудить цветы, вам надо отгадать одну загадку. Слушайте.

«На солнце похожий цветочек стоит,

Лишь ветер подует – и он улетит… (одуванчик) »

Дети: Одуванчик.

Лесной гномик: Вспомнил, вспомнил одуванчик.

Воспитатель: Правильно, одуванчик.

Лесной гномик: Держите, я поделюсь с вами, этими цветочками (раздаёт детям по одному цветку) .

Воспитатель: Дети, а какого они цвета?

Дети: Желтого.

Воспитатель: Что есть у одуванчика?

Дети: Стебель, листья и цветы

Воспитатель: правильно. А какой формы у него цветочек?

Дети: круглая.

Воспитатель: Одуванчик, одуванчик,

До чего же ты хорош!

Одуванчик, одуванчик,

Ты на солнышко похож!

Воспитатель: Давайте мы понюхаем, наши цветы как они пахнут.

Физминутка – дыхательная гимнастика: «Аромат цветов» .

Воспитатель: через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем «Ах-ах!» Молодцы! Дети, давайте мы все наши цветочки оставим на полянке, и она превратится в самую солнечную поляну в этом лесу. (дети выкладывают цветы на поляне) .

Что бы помочь Лесному гномику разбудить лес нам нужно еще больше цветочков. Предлагаю нарисовать много одуванчиков.

Давайте пройдем, присядем за столы. Ручки положили на колени, спинку выпрямили. (на доске готовый рисунок)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мой рисунок. Что на нем нарисовано? (Одуванчик)

Воспитатель: Давайте рассмотрим цветок: У него желтый круглый цветок, стебель и листья.

Воспитатель: На что похож стебель у одуванчика? (на палочку)

Воспитатель: А на что похожи листья? (на толстые палочки)

Мы будем рисовать сам цветочек методом тычка. Я беру «тычок» набираю желтую краску; левой рукой придерживаю лист, чтобы он не двигался, «тычок» держу вертикально и прикладываю посередине в верхней части листа и убираю. Получилось пятнышко. А теперь вокруг него близко друг к другу делаем много пятнышек по кругу.

Перед тем, как приступить к работе, разомнем наши пальчики:

Вот помощники мои, (руки вперед, пальцы выпрямить и разжать)

Их, как хочешь, поверни: (ладони повернуть вниз)

Хочешь эдак, хочешь так (пальцы сжимать и разжимать в такт стихотворению)

Не обидятся не как.

Воспитатель: А теперь начнем работу.

Посмотрите на мой рисунок внимательно: что в нем не хватает?

Дети: стебелька и листочков.

Воспитатель: Какого цвета стебель и листочки у цветочка?

Дети: Зеленые

Воспитатель: А на что похожи они?

Дети: На палочки

Воспитатель: Стебель и листочки мы будем рисовать обычными кисточками. Необходимо взять кисточку возле железного наконечника тремя пальцами. Набираем на ворс кисточки зеленую краску и рисуем стебель, начиная от цветка до низа листа. Стебель у одуванчика тонкий. А затем рисуем листочки, начиная снизу от стебля в стороны. Листочки у одуванчика толстые.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем выставку наших рисунков. Посмотрите, какие красивые цветы получились.

Посмотрите как в лесу сало красиво, светло и тепло. Мы с вами помогли Лесному гному разбудить лес. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Лесной гномик: Спасибо ребята вам большое. Приходите ко мне в гости. Я всегда рад вас видеть.

Воспитатель: До свиданья!

Дети, а чтобы вернуться в детский сад, давайте вспомним волшебные слова,

«Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся».

«Повертелись. Покружились (звучит музыка, дети кружатся)

И в детском саду мы очутились»


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди