05.04.2019

Занятия по театральной деятельности в средней группе. Конспекты занятий по театрализованной деятельности в средней и подготовительной к школе группах. Театрализованная игра «теремок»


Конспект занятия театрализованной деятельности в средней группе «Играем в театр»

Цель : развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности

Задачи :
1. Учить детей четко произносить текст,используя разную эмоциональную окраску (радость, грусть)

2. Развивать психофизические способности детей (мимику, жесты) ;

3. Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности

4. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх.

Материал : карточки-рисунки с выражением лица человечка: веселого и грустного на каждого ребенка; игрушка-котенок,ноутбук, запись музыки,

Ход:

Входит сказочница

Сказочница:Ребята,вы меня узнали?

Дети: Вы сказочница

Сказочница: Авы знаете,где показывают сказки?

Дети: В кинотеатре, по телевизору

Сказочница: А сказки еще показывают в театре,а вы знаете кто показывает сказки в театре

Дети: Артисты
Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей) .
Сказочница: Давайте, поиграем в артистов. А вы знаете, что артисту помогают лицо, глаза, руки. Вот сегодня мы с вами будем учиться передавать выражением лица и движениями тела, то, что мы чувствуем. Ведь эти умения помогают нам лучше передавать образы наших героев, когда мы инсценируем сказку. Начнем наше занятие с разминочки-игры «Передавалки». Будьте внимательны и четко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаем друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнем с.., а заканчиваем мной.

1. Передай улыбку соседу (по кругу) ;

2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица) ;

3. Передай «испуг»;

4. Передай «страшилку».

Сказочница: А вот следующее задание – передай «хлопок» начнем с меня, я показываю вы передаете друг другу.

(Сначала показываю один хлопок в ладоши; три хлопка в ладоши; два хлопка и третий о колени) .

Сказочница: Итак, наша разминочка закончилась. Ребята, мы передавали все молча только выражением лица т. е. мимикой и движениями т. е. жестами. Ребята, чем мы передавали? (Жестами, мимикой, движениями).

А вот теперь давайте попробуем передать наше настроение голосом: весело и грустно.

Послушайте, во такую фразу: «Поехали, поехали в лес за орехами». Давайте повторим эту фразу все вместе.

(Хоровое повторение) .

Сказочница: Ребята, у меня есть карточки-рисунки с выражениями лица человечка: веселого и грустного. Вам нужно подойти к столу и взять, то выражение лица человечка, который вам нравится.

(Дети подходят к столу и берут карточки) .

Сказочница: А теперь скажите эту фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» с той интонацией, которого вы взяли человечка: грустного или веселого. Вот у Саши, Андрея, Васи грустный человечек. Давайте попробуем произнести грустно, представьте, что вас кто-то обидел.

(Дети по очереди произносят грустно) .

Сказочница: А у Тани, Юли, Риты веселый человечек. Давайте попробуем произнести эту фразу весело. Представьте, что вам купили любимую игрушку и у вас радостное, веселое настроение.

(Дети по очереди произносят весело) .

Сказочница: Ребята, со мной в гости пришел котенок. А в каких сказках и мультфильмах живет котенок(ответы дете0

Сказочница: Давайте встанем в круг. Давайте с ним поиграем. Посмотрите у меня в руках маленький котенок. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

(Дети передают друг другу и говорят добрые слова котенку) .

сказочница: Молодцы! Ребята, а я знаю стихотворение про «Киску» Б. Заходера, хотите послушать?

Сказочница: Послушайте и скажите грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читаю стихотворение с выражением) .

Плачет киска в коридоре

У нее большое горе

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски.

Воспитатель: Смешное стихотворение? (Да) .

Воспитатель: Как я прочитала стихотворение: грустно или весело?

(Ответы детей) .

Сказочница: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам.

(Читаю грустно) .

(2-3 ребенка) .

Сказочница: А теперь давайте прочитаем его весело. И киску жалко и в то же время стихотворение смешное. Послушайте меня.

(Читаю весело. Затем 2-3 ребенка) .

сказочница: Ребята, хотите сами стать кисками, которая хочет украсть сосиску? (Да) .

Сказочница: Давайте попробуем поиграть в киску. Вставайте со стульчиков. Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Встаньте, как киска на лапки. Киска идет на кухню. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапки и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянитесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и убегает.

Сказочница: Ребята, вам жаль киску? (Да) .

Сказочница: Давайте пожалеем ее. Представьте, что ваша левая рука – это кошка, а правой вы ее гладите:

Киска, кисонька, кисуля!

Позвала котенка Юля.

Не спеши постой, постой!

И погладила рукой! (Л. П. Савина) .

Сказочница: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы, думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да) .

Сказочница: Чем?

Сказочница: Молодцы! Я тоже думаю, что хозяйка погладит киску и накормит.

Сказочница. Что вам понравилось?,Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами как настоящие артисты покажем сказку «Репка».

Конспект театрализованной игры «Заюшкина избушка» в средней группе

Цель: развивать воображение, творчество, помочь детям понять, что можно по-разному сыграть роль, передавая смену эмоций и переживаний зайца в разных обстоятельствах в ходе обыгрывания игры «Заюшкина избушка» Задачи

Образовательная: учить передавать эмоции: мимикой, жестами, интонацией.

Развивающая: развивать память, воображение, творчество, диалогическую речь.

Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия.

Оборудование: маски персонажей «Заюшкина избушка», заюшки, лисицы, собаки, медведя, быка, петух с косой. Предварительный этап: Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.

Ход игры: - Ребята, я принесла вам знакомую книжку. Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Какая была избушка у зайчика? А у лисы?

Игровые этюды:

  • - Дети, давайте вспомним, как начинается сказка?
  • - Кто первым, решил помочь зайчику?
  • - Что, она спросила?

Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь? - Оля, покажи.

  • - Кто после собаки, хотел помочь зайчику? Что медведь сказал, когда встретил зайку?
  • - Миша, изобрази, Мишку.
  • - А что в ответ Мишке сказал зайка?
  • - Что сказал, бык, встретив зайку? О, чем зайка плачешь? У него получилось помочь зайке? И т.д.

Дети, я буду рассказывать сказку, а вы показывать.

Распределение ролей. Обыгрывание сказки.

Кто будет зайкой, надеваю маску. Обозначаю роль словом. - Ваня у нас зайка.

– Кто будет лисой?- Лисой будет Света.(надеваю маску). Так распределяю все роли.

Воспитатель: - Сказка начинается! Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна- красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса попросилась у него переночевать, да его из избёнки и выгнала! Идёт дорогой зайчик, плачет. Ему навстречу - собака:

Собака: - Тяф-тяф-тяф! Что, зайчик, плачешь?

Зайка: - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала!

Собака: - Гав! Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!

Воспитатель: - Подошли они к избёнке, собака забрехала:

Собака: - Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!

Воспитатель: - А лиса им с печи: Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: - Собака испугалась и убежала. Зайчик опять идёт дорогой, плачет. Ему навстречу - медведь:

Медведь: - О чём, зайчик, плачешь?

Зайчик: - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала!

Медведь: - Не плачь! Я твоему горю помогу!

Зайчик: - Нет, не поможешь! Собака гнала - не выгнала и тебе не выгнать!

Медведь: - Нет, выгоню!

Воспитатель: - Подошли они к избёнке, медведь как закричит:

Мндведь: - Поди, лиса, вон!

Воспитатель: - А лиса им с печи:

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: - Медведь испугался и убежал. Идёт опять зайчик, ему навстречу бык:

Бык: - Му-у-у-у! Что, зайчик, плачешь?

Зайчик: - Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!

Бык: - Му-у-у! Пойдём, я твоему горю помогу!

Зайчик: - Нет, бык, не поможешь! Собака гнала- не выгнала, медведь гнал - не выгнал и тебе не выгнать!

Бык: - Нет, выгоню!

Воспитатель: - Подошли они к избёнке, бык как заревел:

Бык: - Поди, лиса, вон!

Воспитатель:- А лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Бык: - Бык испугался и убежал.

Воспитатель: - Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу - петух с косой:

Куд-ку-да! O чём, зайчик, плачешь?

Зайчик: - Как же мне не плакать? была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная. Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!

Петух:- Пойдём, я твоему горю помогу!

Зайчик: - Нет, петух, не поможешь! Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать!

Петух: - Нет, выгоню!

Воспитатель: - Подошли они к избёнке, петух лапками затопал, крыльями забил:

Кукареку -у! Иду на пятах, несу косу на плечах, Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!

Лиса: - Обуваюсь!

Воспитатель: - Петух опять:

Иду на пятах, несу косу на плечах, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!

Воспитатель: - Лиса опять говорит:

Лиса: -"Одеваюсь!"

Воспитатель: - Петух в третий раз:

Петух: - Кукареку! Иду на пятах, несу косу на плечах!..

Воспитатель: - Лиса без памяти выбежала, петух взмахнул косой - её и след простыл! И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избушке.

Заключительный этап. Переход к другой деятельности

  • Ребята, какие вы молодцы! Как хорошо мы с вами сказку обыграли. Какие вы дружные.
  • Давайте споем песенку о дружбе.
  • Уберем наши декорации и костюмы.

Театр для детей - это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Всё это разновидность игры, которая является неотъемлемой частью жизни дошкольника. Театрализованная деятельность оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждают его воображение, активность. Средний дошкольный возраст - замечательное время для развития творческих талантов. Малыши пятого года жизни с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при этом раскрепощаясь и постигая природу человеческих взаимоотношений.

Методика и организация театрализованной деятельности в средней группе детского сада

Театрализованная деятельность остаётся важным компонентом педагогического процесса в среднем дошкольном звене. Такие занятия чаще всего проводятся в рамках предмета «развитие речи» (например, один раз в три-четыре недели) либо выносятся в кружковую работу.

Задачи и приёмы театрализации в ДОУ

Занятия по театрализации решают множество задач, способствуя, прежде всего, гармоничному развитию ребёнка.

Образовательные задачи:

  1. Начальные основы театральной культуры. Ребята знакомятся с театральной терминологией, разновидностями театрального искусства, учатся, как нужно правильно вести себя во время пребывания в театре.
  2. Театральная игра. У дошкольников совершенствуется умение ориентироваться в сценическом пространстве, перемещаться по площадке, выстраивать диалог с партнёром по постановке на определённую тему и запоминать слова персонажей театрального этюда.
  3. Работа над спектаклем. У ребят развиваются навыки манипуляций с воображаемыми предметами. Ребята учатся воплощать в игре конкретные чувства, переживания, создавать определённый образ посредством интонации, мимики и пантомимики.
  4. Ритмопластика. Дошкольники учатся реагировать на музыкальный сигнал либо команду, при этом действовать согласованно, запоминать различные позы и передавать их образно.
  5. Речевая культура. У малышей происходит становление речевого дыхания, правильной артикуляции, чёткой дикции, развивается умение изменять интонацию, сочинять коротенькие рассказы и сказки, находить элементарные рифмы.

Развивающие задачи:

  1. Театрализованная деятельность прививает ребятам навыки публичного выступления.
  2. У детей активизируется словарь, обогащается словарный запас, совершенствуется интонационный строй, развивается диалогическая речь.

Воспитательные задачи:

  1. Повышается общая культура ребёнка, происходит приобщение к духовным ценностям.
  2. Театрализованная деятельность воспитывает в дошкольнике самостоятельность, артистичность, творческое начало, умение общаться с ровесниками и взрослыми.

Организуя в среднем дошкольном возрасте театрализованную деятельность, воспитатель опирается на определённые приёмы:

  1. Словесные: чтение коротких сказок и рассказов (которые потом трансформируются в сценарий спектакля), беседы с малышами, обращение к своему личному опыту, конкурс чтецов.
  2. Наглядные: совместное рассматривание костюмов, декораций к конкретным спектаклям, просмотр театральных постановок в детском саду (их организуют педагоги либо приглашаются профессиональные актёры).
  3. Практические: сюда относятся игры-драматизации, разыгрывание коротеньких этюдов, рисование эпизодов из конкретных сказок и рассказов, изготовление своими руками декораций, атрибутов, масок и прочих элементов костюмов.

Фотогалерея: приёмы работы в средней группе по обучению театрализованной деятельности

Просмотр театральных постановок вызывает у малышей желание разыграть собственный спектакль Первоначальный этап - знакомство со сценарием будущего спектакля Дошкольники сами разыгрывают небольшое представление

Виды театрализованной деятельности в среднем дошкольном звене

Театрализованную деятельность в среднем дошкольном звене можно разграничить на две ключевые группы: игры-драматизации (театр драмы) и режиссёрские игры. В первом случае дошкольники сами становятся действующими лицами спектакля: облачаются в костюмы, играют роли персонажей, передавая их движения и переживания с помощью интонации, мимики и пантомимики.

Разновидностью драматического театра является театр масок, который также имеет место в средней группе. По размерам детской головки педагог изготавливает шапочки-маски. Они могут быть сшитыми или вязаными, также можно использовать картонное изображение, которое фиксируется вокруг головы резиночкой.

С помощью костюмов, масок или шапочек малыши перевоплощаются в сказочных персонажей

В ходе режиссёрской игры ребёнок только создаёт сцену, управляя игрушечным героем - объёмным или плоским. В связи с этим выделяются следующие виды театра:

  1. Настольный. Это манипуляции с самыми обычными игрушками (матрёшками, фигурками животных и пр.), при этом сценической площадкой является детский стол. Содержание таких спектаклей обычно подбирается предельно простое, отсутствуют замысловатые движения и действия. Воспитатель вполне может сам придумать небольшой сюжет.
  2. Конусный. Является разновидностью настольного. Персонажи при этом изготавливаются из бумажных конусов.
  3. Театр на фланелеграфе (либо магнитной доске). Малышей обычно увлекает сам процесс игрового действия: ведь картинки не падают, а словно приклеены к доске, будто волшебные. Педагог может легко изготовить множество персонажей для таких спектаклей: изображение можно нарисовать либо же вырезать из открыток, журналов, старых книг. Картинка наклеивается на тонкий картон, с обратной стороны которого наклеена фланель. Если этюд разыгрывается на магнитной доске, то воспитатель использует для прикрепления героев маленькие, незаметные по цвету магниты.
  4. Теневой. Это замечательное развлечение для детей, которым нравится смотреть, как фигурки людей и животных движутся по ярко освещённому экрану. Педагог обтягивает деревянную раму-ширму тонкой белой тканью, из неплотного картона вырезает фигуры персонажей и окрашивает их в чёрный цвет (а части тела при этом могут быть подвижными, например, голова, руки и ноги) за счёт использования ниток либо проволоки. При показе спектакля фигурки плотно прижимаются к материалу, а сзади располагается источник света. Желательно, чтобы руку кукловода зрители не видели: для этого каждая фигурка оснащается дополнительным элементом, за которую её удобно держать.
  5. Бибабо (или театр «Петрушки»). Представляет собой набор из кукол, которые надеваются на руки подобно перчатке. Такие персонажи продаются в детских магазинах, при желании их можно изготовить самостоятельно. Простейшая кукла состоит из тела-рубашки, головы и ручек. Голову можно позаимствовать у старой куклы, резиновой игрушки либо смастерить из пластилина, папье-маше, пластмассового шарика, обозначив соответствующие детали. Тело-рубашка шьётся по размеру руки ребёнка. Во время показа этюда головка насаживается на указательный палец, а руки (или лапы животного) – на большой и средний. При этом сценой театра бибабо является ширма, на которую ставятся декорации. Маленькие кукловоды находятся за ширмой и управляют куколками. Такой театр обычно вызывает у малышей восторг и море ярких эмоций.
  6. Пальчиковый. Это маленькие куколки, сшитые из материала, связанные из пряжи либо склеенные из бумаги. Личико оформляется с помощью пуговиц, бисера, бусин, ниточек и пр. Дети надевают игрушки на пальчики и с помощью ширмы показывают спектакль.
  7. Варежковый театр. Основан на использовании ненужных детских варежек, к которым пришиваются глазки, ушки, ротик, волосы и прочие детали. Как вариант варежку можно вырезать из бумаги, а затем склеить. Дети очень любят изготавливать таких кукол, раскрашивая их карандашами, гуашью, фломастерами, украшая аппликацией. Такие варежки, кстати, могут включать в себя часть декораций, например, травку или деревья.

Фотогалерея: разновидности кукольного театра в средней группе

Персонажи театра бибабо надеваются на руки подобно перчатке Обычную варежку можно трансформировать в сказочного персонажа В конусном театре персонажи представляют из себя бумажные конусы Для настольного театра сценической площадкой является обычный стол Маленькие куколки надеваются на пальчики и с помощью ширмы разыгрывается игровое действие Для создания теневого театра нужны фигурки чёрного цвет и белый экран Плоские персонажи крепятся к фланелеграфу

Спектакли, поставленные малышами, получаются более яркими, интересными, если они проходят под музыкальное сопровождение. Музыкальный руководитель может подыграть ребятам на пианино либо воспитатель подбирает подходящие аудиозаписи. Таким образом, театрализованная деятельность в ДОУ тесно связана с музыкальной.

Уголок театрализации в групповой комнате

В развивающей среде средней группы непременно должен быть оформлен уголок театрализации, где представлены самые разные виды театра, декорации и костюмы, шапочки-маски и различный театральный реквизит (билетики, касса, афиши и пр.). С помощью всей этой атрибутики в свободное время малыши могут развивать свои актёрские способности, разыгрывая небольшие спектакли, воображая себя различными персонажами.

В уголке театрализации ребята могут самостоятельно разыгрывать спектакли, используя различных кукол, декорации, костюмы

Проведение занятий по театрализации в средней группе

Чтобы работа по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности была эффективной, необходимо вести её планомерно и систематично, с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей малышей.

Индивидуальный подход на занятии

На занятии театрализованной деятельностью особое значение приобретает индивидуальный подход. Педагог должен создавать такие условия, чтобы у каждого дошкольника появилась возможность раскрыть свои способности. В этих целях используются следующие приёмы:

  1. Выбор роли по своему желанию (согласно характеру ребёнка).
  2. Назначение на ключевые роли робких и стеснительных малышей (это позволит им побороть свои страхи, стать увереннее в себе и повысить самооценку).
  3. Проигрывание диалогов в парах.
  4. Если ребёнок имеет проблемы с речью (многие дети пятого года жизни ещё плохо говорят, особенно мальчики), то нужно выбирать ему роль, где основной эффект построен на мимике и пантомимике.
  5. Если дошкольник хорошо запоминает большой объём текста, то нужно давать ему роли с большим количеством слов.
  6. Некоторым детям перед разыгрыванием спектакля нужно дать время на манипуляции с игрушкой (возможно, малыш захочет поговорить с ней).

Некоторым ребятам на занятии театрализацией нужно уделить особое внимание

Мотивирующее начало театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность в средней группе - само по себе очень увлекательное для детей занятие, тем более, если педагог придумает для него интригующую мотивацию.

Например, воспитатель показывает малышам красивый сундучок - она нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонажи сказки (это может быть «Теремок» или «Колобок», «Курочка Ряба» или «Заюшкина избушка» и др.). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадки.

В красивом сундучке находятся герои сказки

Другой вариант начала занятия - педагог держит в руках клубок ниток. Он не простой, а волшебный, может привести в сказку. Клубочек катится и приводит ребят к игрушечному Лунтику. Он сообщает детям, что они, действительно, оказались в сказке, где разговаривают звери и птицы, а добро всегда побеждает зло.

Любимый мультгерой Лунтик приглашает малышей в сказку

Чтобы заинтересовать детей театрализованной деятельностью, воспитатель может нарядиться в бабушку-сказочницу (Маланью или Арину) и пригласить ребят поиграть с ней. При этом хорошо немного стилизовать групповую комнату под русскую избу - поставить печку, деревянную расписную посуду и пр.

Воспитатель переодевается в бабушку-сказочницу

Ещё один вариант мотивирующего начала занятия, которое наверняка вдохновит детей - предложение превратиться в актёров. Дошкольники очень любят перевоплощаться в представителей той или иной профессии. А быть актёром - это очень интересно, ведь можно почувствовать себя кем угодно: прекрасной принцессой, маленьким щенком, трусливым зайчиком.

Разыгрывание спектакля можно предварить с небольшой беседы о театре. Ребята вспоминают, есть ли у них в городе театры, какие именно (драматические, кукольные), как называются люди, которые там работают. Таким образом, занятие приобретает патриотическую направленность - малыши пополняют знания о своём родном городе.

Варианты тем для занятий в средней группе

Самые первые занятия по театрализации должны носить ознакомительный характер («Что такое театр», «Мир театра», «Путешествие в театр» и т. д.). Педагог знакомит ребят с театром, объясняет его внутреннее устройство, показывает фотографии красивых зданий. Дошкольники узнают, что бывают драматические и кукольные театры, знакомятся с профессией актёра.

Ребята узнают, что все здания театром очень красивы и величественны

На последующих занятиях малыши разыгрывают коротенькие сценки, на которых они учатся выражать определённые эмоции посредством интонации, мимики и жестикуляции (например, «Измени голос», «Угадай, кого покажу», «Мимические этюды у зеркала»), выразительно читают стихотворения (например, «Что я умею» Б. Заходера).

Тематика основного блока занятий по театрализации в средней группе связана с русскими народными и литературными сказками. Воспитатель разыгрывает с детьми спектакли по следующим произведениям: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Колобок - колючий бок» В. Бианки, «Кто сказал «Мяу», «Под грибом» В. Сутеева, «У меня зазвонил телефон» К. Чуковского.

По сказке В. Сутеева «Под грибом» можно поставить и кукольный, и драматический спектакли

Также занятия могут иметь патриотическую направленность («Театры в моём городе») или обучать дошкольников вежливости (разыгрываются различные сценки из жизни, где ребята должны употреблять вежливые слова).

Дети пятого года жизни также могут упражняться в профессии сценариста и режиссёра: придумывать свои сценки из жизни игрушек (например, «Где живут игрушки», «Игрушки пришли в гости к кукле Кате» и пр.).

Таблица: фрагменты конспектов занятий по театрализованной деятельности в средней группе

Автор и название занятия Ход занятия
Хлебникова Н.А.
«Играем в театр»
Воспитатель входит в образе сказочницы и беседует с детьми о том, где можно увидеть сказки. Ребятам предлагается перевоплотиться в артистов - учиться передавать чувства выражением лица и жестами.
Игра-разминка «Передавалки».
  • По заданию педагога дети должны передавать друг другу конкретные эмоции: улыбку, «сердилку», «испуг», «страшилку».
  • Следующее задание - передать по кругу определённое количество хлопков.
  • Передать настроение с помощью голоса. Нужно сказать фразу «Поехали, поехали в лес за орехами» грустно и весело.

Сказочница сообщает дошкольникам, что к ним в гости пришёл котёнок. Дети вспоминают мультфильмы и сказки, в которых есть этот герой, а затем передают друг другу игрушечного котёнка, гладят его, говорят ласковые слова.
Воспитатель читает стихотворение Б. Заходера «Кискино горе»

  • Плачет киска в коридоре,
    У неё большое горе.
    Злые люди бедной киске
    Не дают украсть сосиски.
  • Киска, кисонька, кисуля! -
    Позвала котёнка Юля.-
    Не спеши постой, постой! -
    И погладила рукой.

Ребятам предлагается представить, как они рукой гладят кошечку.
Сказочнице пора возвращаться домой. Она интересуется у ребят, что им понравилось на занятии больше всего, какие интересные вещи они узнали.

Каменская Н.К.
Сказка «Теремок»
Воспитатель рассказывает детям, что по дороге в детский сад она нашла красивую коробочку. Чтобы открыть её, нужно отгадать загадки (по ходу отгадывания демонстрируются игрушки):
  • Живёт в норке, грызёт корки.
    Короткие ножки, боится кошки. (Мышка).
  • Зелёная я, как трава,
    Моя песенка «ква-ква». (Лягушка)
  • По полю скачет - ушки прячет.
    Встанет столбом - ушки торчком. (Зайка).
  • Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
  • Хвост пушистый, мех золотистый.
    В лесу живёт, кур в деревне крадёт. (Лиса).
  • Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь)

Ребята догадываются, что звери - герои сказки «Теремок». Педагог предлагает разыграть эту сказку, произносит волшебные слова, и ребята превращаются в лесных жителей - надевают шапочки-маски. Кто-то из ребят играет роль солнышка и ёлочек (соответствующие маски).
Воспитатель в роли автора рассказывает сказку, а дети играют роли персонажей.
Проводится физкультминутка «Строим дом».

  • Стук-стук молотком,
    (Имитация молотка).
  • Строим, строим новый дом.
    (Ходьба на месте).
  • Ты, пила, пили быстрей,
    (Имитация пилы).
  • Домик строим для зверей.
    (Прыжки на месте).
  • Дружно работали,
    дом быстро построили -
    каждому по комнате.
  • Звери дружно жили, не тужили,
    печку в домике топили.
  • Вот и сказке конец,
    а кто слушал молодец!

А теперь надо вновь превратиться из лесных зверят в ребят!
(воспитатель снимает с детей шапочки-маски).
Детям предлагается сесть за столы и выложить из счётных палочек теремок.
Анализ занятия. Педагог выясняет у дошкольников, что им больше всего понравилось, а что было трудным.

Лагутина А.В.
«Марфуша в гостях у ребят»
Перед детьми появляется Марфуша (переодетый взрослый). Она рассказывает, что когда наводила порядок, обнаружила носок, платочек, перчатку, варежку и тапок. И вот теперь Марфуша не знает, что со всем этим делать. Она решает положить вещи в волшебный сундучок и произнести заклинание.
Проводится пальчиковая гимнастика:
  • Сложим мы в мешок большой
    (гладим по левой и правой ладони).
  • Каждой вещи по одной
    (загибаем пальцы левой руки по очереди):
  • Тапок, варежку, носок
    (соединяем пальцы большой с большим),
  • И перчатку, и платок
    (указательный с указательным и т. д.)
  • Ты мешочек наш, расти
    (ладони и пальцы прижаты друг к другу,раскрываем, делаем “шар”).
  • Что там вышло, покажи
    (ладони вверх, вниз, вверх, вниз).

Марфуша оставляет мешочек и уходит.
Воспитатель по одному достаёт предметы и удивляется.
Тапок превратился в мышку. Дети имитируют её тоненький голос.
Педагог достаёт игрушечного муравья. Проводится игра «Муравей и птица»: когда педагог произносит «муравей», дети должны бегать маленькими шашками, а на сигнал «птица» нужно присесть.
Следующий персонаж из мешочка - зайчик-перчатка. Малыши превращаются в зайчат - прижимают голову к плечикам, подбирают под себя «лапки» и дрожат.
Воспитатель достаёт бабочку, включает по очереди две мелодии.
Ребята должны отгадать, под какую именно может порхать бабочка. Девочки выполняют танцевальные движения под музыку.
Последний герой - воробей. Дети отгадывают про него загадку.Дети с помощью воспитателя догадываются, что все эти персонажи - герои сказки В. Сутеева «Под грибом». Вначале они были грустные, но им помогла дружба, и герои стали весёлыми (беседа сопровождается демонстрацией пиктограмм с весёлым и грустным лицом).
Ребята поочерёдно играют роль какого-нибудь персонажа и просятся под грибок.
Проводится игра «Узнай друзей по голосу»: дети передают палочку. У кого она окажется в руках, тот называет ведущего по имени, а тот должен определить по голосу, кто же его позвал.
Игра «Передавалки»: нужно в ладошках передать соседу большой мячик.
Дыхательная гимнастика «Ветер»: на выдохе дошкольники произносят «фу-у-у».
Дошкольники делятся впечатлениями. Воспитатель достаёт из мешочка угощение.

Таблица: сценарий сказки для драматизации

Название сказки Содержание
«День рождения Машеньки» Жила-была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!
И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.
Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме).Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит неподвижно).
Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.
Котик прошёл и уселся на стульчик.
А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе…”
Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!”
Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.
Только Зайка уселся, как все услышали песенку. Её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке. Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок! ”Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”
Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком.
И тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой.
А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком.
И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шёл за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.
Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем … Вот подарки от нас!”
Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!”
Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок - рядом с Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.
Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней торопится Козочка.Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.
Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”
Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!” Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.
Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”
Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша в середину круга, и они стали водить хоровод!

Проект по театрализованной деятельности

Театрализация представляет большой материал для проектной деятельности в средней группе. Это могут быть краткосрочные и долгосрочные проекты. Длительность краткосрочного - от одного дня до двух недель, долгосрочного - от двух недель до полугода и даже год.

Пример долгосрочного проекта – «Театр рядом с нами» Воспитателя И. Г. Гимаевой. Он задействует детей, педагогический коллектив и родителей. Родители при этом привлекаются к изготовлению персонажей сказок, выставке рисунков «Мы из сказки», организации фотовыставки «В кукольный театр всей семьёй».

Проблема для решения в ходе реализации проекта: неумение передавать эмоциональный характер героев, недостаточный словарный запас, трудности связной речи.

Воспитателем разработан подробный план проекта, в том числе сценарии открытых мероприятий, продуманы ожидаемые результаты деятельности. В ходе подготовительного этапа педагог создаёт в группе различные виды театра (к этому процессу привлекаются родители и сами дошкольники), читает дошкольникам сказки и рассказы - будущие сценарии спектаклей.

Таблица: сказки для театрализаций, используемые в проекте

Месяц Название сказки Вид театра
Сентябрь Белорусская сказка «Пых» кукольный театр
Октябрь Русская народная сказка «Репка» картонный театр
Ноябрь «Теремок» кукольный театр
Декабрь «Заюшкина избушка» пальчиковый театр
Январь «Зимовье зверей» пальчиковый театр
Февраль «Колобок» пальчиковый театр
Март Сказка Л. Н. Толстого
«Три медведя»
картонный театр
Апрель Рассказ Т. Караманенко
«Ёж и грибок»
пальчиковый театр
Май «Маша и медведь» драматизация,
заключительный этап
проекта

Во время реализации проекта театрализованная деятельность тесно переплетается с художественным творчеством (ребятам предлагаются раскраски на тему сказок, рисование любимых героев), физическим воспитанием (физкультминутки на сказочные темы).

Анализ и диагностика театрализованной деятельности в средней группе

Все занятия по театрализованной деятельности в средней группе строятся по похожей схеме. Вначале педагог погружает дошкольников в тему, создаёт нужный эмоциональный настрой. Затем разыгрывается конкретный этюд или спектакль, где малыши демонстрируют свои творческие способности.

Обязательный этап каждого занятия - эмоциональное заключение. Воспитатель совместно с детьми проводит анализ театрализованной деятельности. Педагог даёт дошкольникам возможность высказать своё мнение, отметить, что каждому из них больше всего понравилось на занятии. Ребята вспоминают, какую сказку они разыграли, какие задания были лёгкими, а какие показались трудными. Таким образом, в ходе анализа воспитателя отмечает моменты, над которыми в дальнейшем нужно поработать, в том числе в индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность в средней группе включает в себя диагностику, которая проводится дважды в год (как правило, это октябрь и май). Воспитатель обозначает умения и навыки, которые должны приобрести дети к концу учебного года, отмечает, насколько каждый ребёнок обладает ими в начале обучения (октябрь), а затем в конце года (май). На основании полученных данных педагог делает выводы об успешности обучения.

Для оценки уровня детского развития используется трёхбалльная шкала: хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (некоторые используют пятибалльную систему). Характеристики высокого уровня развития для диагностики:

  1. Посредством интонации, мимики и жестикуляции передаёт характер и особенности героя произведения.
  2. Умеет перевоплощаться в персонажа, импровизировать по ходу игры.
  3. Отчётливо произносит слова персонажа.
  4. Ориентируется в разных видах театра, владеет игрушками, пальчиковыми куклами, куклами бибабо и пр.
  5. Охотно участвует в детских спектаклях в ДОУ.

Видеоматериалы по теме

Видеозаписи детских спектаклей - очень интересное зрелище для педагогов, дошкольников и их родителей.

Видео: драматизация сказки «Репка» в средней группе

https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE Video can’t be loaded: Занятия по театральной деятельности часть 2 (https://youtube.com/watch?v=K0AT3JgGreE)

Видео: театрализованная деятельность в средней группе «Курочка Ряба»

https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM Video can’t be loaded: Театрализованная деятельность. Сказка «Курочка Ряба» (https://youtube.com/watch?v=TqT1QxAx0PM)

Видео: театрализованное мероприятие с участием детей и родителей (средняя группа) «Кошкин дом»

https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo Video can’t be loaded: «КОШКИН ДОМ»Театрализованное мероприятие родителей для детей средней группы по пожарной безопасности (https://youtube.com/watch?v=XWa5Ta688Uo)

Театрализованная деятельность близка и доступна детям. Ведь она заложена в самой их природе: любую выдумку и впечатление из окружающей обстановки малыш стремится трансформировать в живой образ. Воспитанники средней группы с удовольствием участвуют в спектаклях, любят облачаться в яркие костюмы, управлять куклами, говорить от их имени. Такие действия помогают всестороннему развитию ребёнка, чересчур подвижному и эмоциональному помогают стать более собранным, целеустремлённым, а робкому - наоборот, преодолеть застенчивость и неуверенность в себе.

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности для средней группы "В гостях у сказки"

Цели:
1. Через театрализованные игры реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.
2. Способствовать реализации потенциала личности.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
2. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
3. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
4. Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
5. Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки "Репка".
2. Драматизация сказки, изготовление костюмов, декораций.
3. Разучивание движений.
4. Показ иллюстраций из сказки.
Оборудование: декорации дома, деревьев; шапка для деда, гормошка; платок и передник для бабки; сарафан для внучки; атрибуты для изображения животных.

Сценарий занятия.

В зале стоят декорации дома и деревьев, артисты стоят за кулисами, остальные дети выполняют роль зрителей, проходят и рассаживаются на места.
Ведущий: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте.
Ведущий: Сегодня к нам в гости пришла сказка. Назовите ее (показывает иллюстрации из сказки).
Дети: Репка!!!
Ведущий : Правильно ребята. Сейчас ваши сверстники покажут вам эту сказку. А вы будете помогать мне ее рассказывать. Согласны?
Дети: Да.
Ведущий: Тогда начинаем...
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая (Поражен ее размерами). Стал дед репку из земли тянуть.
Все: Тянет-потянет - вытянуть не может.
Ведущий: Вот так репку вырастил дед, и справиться с ней не может! Но у него много помощников. Кого позовем?
Дед: Бабка, помоги!
Ведущий: Не идет бабка не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовем бабку?
Все: Бабка, помоги!
Бабка: Иду, иду!
Ведущий: Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. (Выражает удивление от того, как репка крепко сидит в земле). Позвала бабка внучку.
Бабка: Внучка, помоги!
Ведущий : Спешит внучка старикам на помощь.
Внучка: Иду, иду!
Ведущий : Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку...
Все: Тянут-потянут, вытянуть не могут. (Удивлены).
Ведущий : Позвала внучка собаку Жучку. Жучка не задержалась.
Жучка: Гав-гав-гав, бегу!
Все: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут. (Очень огорчены).
Ведущий: Позвала Жучка кошку.
Жучка: Мурка, помоги!
Ведущий: Не идет кошка, лежит нежится, не слушает Жучку. Давайте позовем все вместе.
Все: Мурка, иди же! Не справиться без тебя!
Мурка: Иду, иду!
Все: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Ведущий: Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь. (Подбадривает мышку, успокаивает ее).
Все: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянули репку! (Радутся, танцуют вокруг репки).
Ведущий: Ну как ребята, понравилась вам сказка?.
Дети: Да.
Ведущий: А можно было ее сыграть по другому.
Дети: ???
Ведущий: Ну конечно можно, можно позвать разных животных на помощь (зовет всех ребят присоединиться к сказке, раздает шапочки с изображением разных животных, берутся все вместе друг за друга и помогают тянуть репку).

Используемая литература: Л.В. Артемова "Театрализованные игры дошкольников". Кн. для воспитателя дет. сада. Москва. "Просвещение" 1991г. - 127с.

ОртаSCы тобыныS aйымдастарлCан оKу іс -‰рекетініS технологиялыK картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности
в средней группе.
Білім беру саласы/Образовательные области: драмма.
Б™лімі/раздел: коммуникация.
ТаKырыбы/тема: «Волшебный клубок» . МаKсаты/цель: Формировать интерес к русскому фольклору и театрализованной деятельности; познакомить детей с разными видами театра: драматизация, пальчиковый театр, на фланелеграфе, театр рукавичек. Развивать пантомимические и имитационные навыки; развивать интонационную выразительность речи.
БилингвалдыK компоненті /билингвальный компонент: кайрлы тан -доброе утро, ертегі- сказка.
Іс- ‰рекетініS кезендері Этапы деят-ти
Т‰рбиешініS басKарушылыK іс-‰рекеті
Управленческие действия воспитателя
БалалардыS іс – ‰рекеті
Деятельность детей

1 КезеS
МотивациялыK- KозCаушы
Мотивационно-побудит
Сообщает, что в группе нашла клубок, он волшебный, но злая фея забрала у него волшебство, мы сможем ему вернуть волшебство, если правильно произнесём фразу «Доброе утро».
Волшебный клубок предлагает стать артистами и отправиться в сказочное путешествие.
Проявляют интерес к занятию. Рассматривают клубок.
Принимают приглашение.
Произносят фразу «Доброе утро» на каз- языке, английском, весело, сердито, тихо, радостно.
Принимают приглашение.

2КезеS
`йымдастырушылыK- ізденуші
Организационно- поисковый
Просит поиграть с язычком.
1. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
2. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук) .
3. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
4. Иголочка.
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Часики (Маятник) .
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
6. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта. Спрашивает, как мы можем узнать друг друга при встрече?
-Как может изменить себя артист?
Игра «Измени голос»

Спрашивает:
- Какие сказки вы знаете и любите?
Предлагает назвать любимых сказочных героев.
Предлагает сказать волшебные слова.


Было яичко у нас золотое,
А осталось, лукошко пустое
Плачет дед, плачет баба
Но утешает их
Предлагает показать сказку на фланелеграфе «Курочка рябушка»

Мышка быстренько бежала
Мышка хвостиком виляла.
Ой, яичко уронила.
Посмотрите-ка, разбила.
Предлагает произнести волшебные слова.
«Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши к сказке в гости приведи! »
Жили-были дед, да баба
Васька кот, собака Жучка
И непоседа внучка,
Был у них и огород,
Что там только не растет.
Физкультурная минутка «Сказки»
Вот ее мы посадили
И водой ее полили
Вырастала репка -хороша и крепка
А теперь, ее потянем
И из репы кашу сварим
И будем мы от репки здоровые и крепкие.
Предлагает отправиться за волшебным клубком в другую сказку.
«Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши к сказке в гости приведи! »
«Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Отгадайте без подсказки
Из какой ушел я сказки?
Предлагает вспомнить песенку колобка и произнести её тихо, громко, быстро, медленно.
Предлагает стать артистами и показать сказку «Колобок» на новый лад»
Выполняют артикуляционную гимнастику.

Высказываются(по голосу, по лицу, одежде, надеть на себя костюм, маску изменить голос). Дети приветствуют друг друга от имени сказочного героя (цыпленок, поросенок, лягушка, котенок) .
Высказываются.
Произносят волшебные слова.

Слушают.
Курочка ряба.
Рассказывают сказку и показывают её на фланелеграфе.

Произносят волшебные слова

Отгадывают сказку(репка).
Выполняют движения согласно тексту.

Произносят волшебные слова.

Слушают загадку.
Отвечают(колобок).
Поют песенку,меняя интонацию.

Инсценируют сказку.

3 КезеS
рефлексивті –т_зеуші
Рефлексивно- корригирующий
Предлагает вернуться в группу. «Ты катись, катись клубок с овражка на мосток
Только сильно не спеши в детский сад нас приведи! »
Понравилось вам быть артистами? В каких сказках мы с вами побывали?
Поощряет детей.
Произносят волшебные слова, чтобы вернуться в группу.

Делятся впечатлениями.
Радуются поощрению.

К_тілетін н‰тиже /ожидаемый результат: `Cынады/ воспроизводит: интерес к русскому фольклору и театрализованной деятельности; Т_сінеді/ понимает: что театры бывают разного вида: пальчиковый, фланелеграф, театр рукавичек ит.д. Jолданады/применяет: пантомимические и имитационные навыки, интонационную выразительность речи.


Приложенные файлы


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди