02.05.2019

Здоровье детей в детском саду. «За здоровьем в детский сад!» Сообщение из опыта работы


Здоровье ребенка в детском саду

«А мой малыш, как только пошел в садик, так постоянно и болеет!» - не правда ли, знакомая реплика? И слышим мы ее довольно часто, и не только от тех родителей, чей кроха отправился в детский сад совсем недавно, но и от тех, чьи дети уже собираются переходить в школу. Так почему же здоровье детей в детском саду так резко идет «на убыль», по сравнению с детьми домашними?

Ответ, как обычно, находится на поверхности. Все дело в очень широком круге общения ребенка, ведь большинство болезней, «накидывающихся» на кроху, передаются воздушно-капельном путем. И если сидя дома с мамой или бабушкой малыш близко общается в основном только с ними (плюс еще два-три человека из числа общих знакомых), то в ДОУ численность его окружения нередко достигает 35-40 человек (включая детей из группы, воспитателей, нянечек и прочих сотрудников учреждения). И конечно, вероятность, что кто-то из них окажется носителем инфекции, очень велика (а уж про то, что в садике малыши постоянно фыркают носом и кашляют и говорить нечего).

Итак, если хотите, чтобы ребенок быстро и безболезненно освоился в детском дошкольном учреждении, не болел и не страдал, прислушайтесь к нашим советам и следуйте этим нехитрым правилам…

Правило 1: Нет тепличным растениям!

Первое, что рекомендуют всем мамам врачи и педагоги - это отказаться от тепличных условий. Больше свежего воздуха, больше ходьбы босиком или на босу ногу, воздушные ванны, частые контакты с другими детьми (на площадках, в гостях и пр.) - все это поможет ребенку как можно безболезненней пройти акклиматизацию в новом детсадовском коллективе. И не старайтесь создавать дома стерильную обстановку - это нанесет ребенку больше вреда, чем обычное количество окружающих нас бактерий.

Правило 2: Вы хотите поговорить об этом?


Как это ни странно, но психическое здоровье и душевное равновесие ребенка оказывает немалое влияние на его иммунную систему. Поэтому важно, чтобы ребенок не заливался слезами перед входом в садик, а шел туда осознанно и с интересом.

Заранее объясните ребенку, что его ждет, проговорите с ним все правила поведения в саду, расскажите, сколько интересных вещей он сможет узнать и увидеть, со сколькими детьми сможет познакомиться - в общем, постарайтесь заинтересовать и заинтриговать ребенка, чтобы избежать лишних стрессов.

Не стоит также оставлять ребенка сразу и на целый день, попробуйте сначала привести его на полчасика и, быть может, даже посидеть с ним рядом, если это потребуется. Пребывание ребенка в саду увеличивайте постепенно - так вы сможете избежать многих психологических проблем.

Правило 3. Доверяй, но проверяй!


Не смотря на то, что ваш ребенок выглядит здоровым и бодрым, перед походом в сад нужно пройти диспансеризацию. В первую очередь это нужно вам самим, чтобы потом не кусать локти, что вовремя не распознали ту или иную болезнь. А во-вторых, это простое правило поведения человека в коллективе - если сам болен, не заражай других.

Итак, пройдите всех полагающихся врачей (конкретнее вам расскажут об этом в вашей районной поликлинике), сделайте все полагающиеся прививки (в том случае, конечно, если вами не принято решение от них отказаться) и тогда уже со спокойной совестью идите «сдаваться» в сад.

Правило 4: Сбалансированное питание - основа здоровья ребенка


Ни для кого не секрет, что основа здорового образа жизни не только взрослых, но и детей - это качественное, разнообразное и сбалансированное питание. Так что организуйте питание своего ребенка с самых первых дней его жизни так, чтобы ежедневно в его меню входили разные группы продуктов, богатых витаминами, минералами и микроэлементами.

Диетологи считают, что лучше всего использовать в меню «родные» продукты, т.е. выросшие в той полосе, где рожден ребенок. К примеру, для нас, жителей средней полосы, черная смородина является более полезным продуктом богатым витамином С, нежели южные апельсины.

Организм человека на 80% состоит из воды, поэтому каждый человек должен потреблять в сутки хотя бы небольшое ее количество. К сожалению, мы часто забываем о воде, особенно, когда речь идет о детях: заменяем ее на сладкие соки, компоты и чаи. Безусловно, это восполняет запасы жидкости в организме, но качество этих запасов оставляет желать лучшего.

Правило 5: Если хочешь быть здоров - закаляйся!


Еще с советских времен всем нам хорошо известна магическая формула абсолютного счастья: «если хочешь быть здоров - закаляйся!»

И правда, статистика утверждает, что среди закаленных детей больных в разы меньше. Однако это путь не для слабонервных. Мало какая мама отважится облить свое чадо ледяной водой. Так уж сложилось, что все мы - homo sapiens - обладаем невероятной способностью «убивать» своей любовью. Дрожа за здоровье малыша, мы надеваем на ребенка лишнюю пару колгот вместо того, чтобы поутру окатить его кувшином холодной воды, и добиваемся обратного эффекта: получаем избыток тепла, в результате которого ребенок потеет и простужается с еще большей вероятностью. Все хорошо в меру, поэтому и закалка тоже требует системного подхода, в противном случае есть риск добиться обратного эффекта.

Помните о том, что для ребенка важно не только его здоровье, но и здоровье его родителей, иначе, кто о нем позаботиться, если не вы? Так что самый лучший способ - это закаливаться всей семьей. И кстати, если сочетать водные процедуры с массажем и зарядкой, то лучшего способа предохранить здоровье вашего малыша не найти. Однако прежде чем начинать любые процедуры будет нелишним посоветоваться с педиатром.

Правило 6: Страховой полис для иммунитета


Кроме того, существует множество медикаментозных способов поддержать хрупкий детский иммунитет - от иммуномодуляторов до физиопроцедур. Но применять их самим не стоит, для начала нужно проконсультироваться с педиатром, а еще лучше с иммунологом. Ведь известно, что большинство иммуномодуляторов, например, при постоянном применении угнетают естественные функции иммунитета.

Однако существуют и другие маленькие хитрости, не требующие вмешательства докторов. Одна из таких хитростей - это промывание носоглотки ребенка после возвращения из детского сада. Для промывания используется слабый (0,85-1%-ный) раствор поваренной соли или же специальные препараты на основе морских солей, продающиеся в аптеках. После промывания можно смазать нос оксолиновой мазью. Помимо этого нужно не забывать мыть руки с мылом после прогулок и перед едой и по возможности избегать общественного транспорта и других мест повышенного скопления микробов.

Природные иммуномодуляторы

И напоследок, хочется сказать два слова о натуральных иммуномодуляторах, регулярное употребление которых в пищу поможет поддерживать в тонусе детский иммунитет. К ним относится сироп шиповника, мед и так называемое «холодное» варенье - протертая с сахаром свежая ягода.

Шиповник - незаменимый источник витамина С, особенно в зимнее время года.

Мед вообще с давних времен применяется во врачебной практике, как заживляющее, успокаивающее, снимающее раздражение, сухость кожи и стимулирующее выработку эндорфинов вещество. Однако не стоит забывать о его сильных аллергенных свойствах.

«Холодное» варенье, заготовленное с лета - также является источником различных витаминов, его можно добавлять в чай вместо обычного сахара. Получается не менее вкусно и даже более полезно.

подготовлено по материалам Интернет-ресурсов

Первый раз отдавая своего малыша в детский сад, практически все родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок начинает чаще болеть. Как же можно обеспечить крепкое здоровье детей в детском саду и избежать частых простудных или инфекционных заболеваний? Полезные рекомендации есть в Стране советов.

Слабое здоровье детей в детском саду всегда было большой проблемой. Ребенок, в первый раз попадая в детский сад, оказывается в довольно агрессивной вирусно-микробной среде , ведь в коллективе могут находиться дети с простудой, насморком и т. д. А потому в детском саду ребенок часто оказывается под угрозой заболеваний.

Чтобы улучшить здоровье детей в детском саду , нужно соблюдать несколько достаточно простых правил. Для начала, если ребенку только предстоит поступить в детский сад, нужно заняться укреплением его иммунитета. Так, нужно давать ребенку гулять на свежем воздухе, обеспечивать содержание в ежедневном рационе ребенка всех необходимых витаминов и минеральных веществ.

Ребенку не нужно создавать «тепличные условия» , пытаясь всячески оберегать его от малейшего влияния окружающей среды. Это значит, что не нужно чрезмерно кутать ребенка во время прогулок, не нужно создавать в доме «стерильную чистоту». Лучше давать ребенку побольше контактировать с другими детьми (это полезно и в плане социального развития), регулярно проводить закаливающие процедуры.

Здоровье детей в детском саду зависит не только от состояния иммунитета , но, оказывается, еще и от того, насколько малышам психологически комфортно в стенах детского дошкольного учреждения. Если ребенок идет в сад со слезами, если никак не может привыкнуть к коллективу, то и на его здоровье это скажется не лучшим образом.

Поэтому адаптации ребенка в детском саду следует уделить особое внимание . Нужно постараться выбрать сад, в котором бы ребенку нравилось. Нужно также и подготовить малыша к первому походу в детский сад: рассказать, как весело он сможет провести там время, как сможет поиграть с другими детьми.

Чтобы быть в полной уверенности, что здоровье детей в детском саду не пошатнется, лучше всего еще до поступления в сад пройти с ребенком медицинский осмотр . Во время осмотра врач определит, здоров ли ребенок, нет ли у него признаков какого-либо начинающегося заболевания. Если иммунитет ребенка ослаблен после болезни, то лучше дождаться, когда иммунитет окрепнет, а уже потом вести малыша в детский сад.

Часто здоровье малышей в детском саду страдает от того, что родители приводят в группу заведомо больного ребенка . Такое поведение родителей чревато заражением других детей в коллективе и осложнением течения заболевания собственного ребенка. По возможности заболевшего ребенка нужно оставлять дома.

Правда, и перестраховываться, держа ребенка дома по 3-4 недели при малейшем подозрении на простуду, тоже не стоит. Дело в том, что за это время в детском коллективе появятся уже новые вирусы и микробы, а потому ребенок рискует вновь заболеть сразу же после первого посещения детсада.

Это ответственность и персонала сада, и родителей. Общими усилиями нужно постараться создать детям все условия для правильного и здорового развития.

Лечение и профилактика неврозов

Откажитесь от воспитания запугиванием, постоянных одергиваний, сведите запреты к минимуму и старайтесь всеми возможными способами поддержать или пробудить интерес к самопознанию. Это особенно важно в 3-4 года, когда появляется ощущение «Я» и в подростковом возрасте.


Давайте помечтаем, каким в вашем представлении будет идеальный детский сад? Что-то вроде гибрида детского клуба с развивающим центром и рестораном здорового питания? Или для вас важнее всего добрые и любящие воспитатели, знающие всю историю вашего ребенка еще до его рождения? Или вы хотите, чтобы садик утопал в зелени, а игровая площадка на улице была с резиновым напылением, как в Германии? Помните, чтобы у вас всегда был здоровый ребенок, детский сад должен этому способствовать, а не препятствовать.

Хороший детский сад, как театр, начинается с вешалки, то есть с раздевалки

Изобретателем системы детского сада был Фридрих Август Вильгельм Фребель, ученик Песталоцци То, что у каждого ребенка должен быть свой шкафчик, – это уже аксиома, а вот на что можно обратить внимание родителям, так это на наличие сушильных шкафов для верхней одежды и специального шкафа для уличных игрушек. Уже в раздевалке хороший воспитатель дотошно расспросит вас о том, как ребенок спал ночью, был ли бодр за завтраком дома – ничего личного, просто здоровье детей в детском саду ставится на первое место, вы же знаете, что первые симптомы болезни лучше заметить раньше, чтобы нейтрализовать бациллы.

Придя в садик, до еды и после прогулки ребенок моет руки с мылом

Это тоже аксиома, которую нужно не только знать, но и применять на практике и вам, и воспитателям, потому что частое мытье рук – это самая простая профилактика ОРВИ. В умывальной комнате у самых маленьких в обязательном порядке должны быть умывальник для взрослого, детская ванна, полотенцесушитель, шкаф для горшков и слив для горшков. В группах для детей до двух лет устанавливаются детские раковины на высоте 30-40 см от пола и детский унитаз, которым дети постепенно учатся пользоваться. Шкаф для горшков пока еще остается на своем месте. В средних и старших группах в умывальной уже полный набор детских унитазов (по возможности - отдельно для мальчиков и девочек) и умывальников (как минимум, 4 штуки). Чтобы дети привыкали к гигиене, воспитатели могут повесить специальные карточки-подсказки, где нарисована вся последовательность правильного мытья рук. Или играть в Мойдодыра.

Из умывальной комнаты ребенок попадает в группу

И здесь самое важное требование – безопасность: если мебель, то по росту, чтобы сохранить здоровым позвоночник, если игрушки, то такие, которыми нельзя пораниться. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в яслях – 2 раза в день. Кукольная одежда стирается детским мылом по мере загрязнения и проглаживается.

Следующее место, с которым встречается ваше чадо – это спальная

С насморком ребенок приходить в садик может, а вот с температурой уже нет По новым требованиям, в спальной обязательно должны быть стационарные кровати, но если садик был построен энное количество лет назад, то разрешается использовать раскладушки, и только с жестким днищем. И в группе, и в спальне помещения ежедневно проветриваются. Сквозное проветривание делают по 10 минут через каждые 1,5 часа. И даже когда дети в группе, а на улице тепло, можно оставлять форточки открытыми.

Гуляют дети в садике не меньше 4-4,5 часов в день, до обеда и после сна. Зимой с малышовой группой гулять можно даже при температуре -15 градусов, только прогулка в этом случае будет чуть короче. А дети 5-7 лет могут играть на свежем воздухе и при температуре -20 градусов.

Весной на всех игровых площадках делают полную смену песка. И песочницу, пока детей на площадке нет, закрывают крышкой, пленкой, тентом или любым другим материалом.

Профилактика ОРВИ

Осенью с наступлением сезона гриппа здоровье в детском саду поддерживается благодаря своевременной профилактике вирусных инфекций .

Что это значит?

Во время влажной уборки в спальне и группе добавлять в воду эфирные масла хвойных деревьев.

Утром в раздевалке и днем в спальне включать бактерицидную кварцевую лампу (но только в тех помещениях, где нет растений или животных).

После еды давать детям настой лечебных трав для полоскания

Сильным антибактериальным действием обладают зверобой и ромашка, календула и эвкалипт. Настои и отвары обычно готовят централизованно и разносят по группам в графинах, из расчета 30 г настоя на одного ребенка.

И в садике, и дома ребенок должен пользоваться одноразовыми носовыми платками.

Дома в качестве профилактики ОРВИ можно использовать и специальный лечебный препарат Детский Анаферон. Если ребенок маленький и только-только начинает ходить в садик, или часто болеет, то принимать Анаферон рекомендуется в течение трех месяцев, по 1 таблетке в день, лучше утром, за 15-30 минут до завтрака.

Мы рассказали о самых общих требованиях, которые должны соблюдаться в любом саду – муниципальном, частном, ведомственном.

Здоровый детский сад в цифрах

  • В садик принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
  • От здания садика до ближайшей дороги должно быть не меньше 25 м.
  • Площадь групп рассчитывается по принципу - 7,2 кв. м на 1 ребенка в яслях, 9 кв. м – в старших группах.
  • Максимальное количество детей в садике – 350 человек.
  • Зимой температура в группе должна быть не ниже 22 градусов, а влажность – не меньше 40%.
  • Соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять 1:1:4 соответственно.
  • Гулять следует не меньше 4-4,5 часов в день.
  • Вес игрушек для детей до 3 лет не может превышать 100 г, для детей до 7 лет – 400 г.

Сколько детей может быть в группе?

  • От 2 месяцев до 1 года - до 10 человек;
  • от 1 года до 3 лет - до 15 человек;
  • в разновозрастной группе, от 2 месяцев до 3 лет - 8 человек;
  • от 3 до 7 лет - не более 30 человек (оптимальная - 15 человек);
  • в разновозрастной группе, от 3 до 7 лет - до 10 человек;

Детский сад для ребенка-это его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. В каждом дошкольном учреждении присутствует вирусная среда. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок, подвергается частым простудным заболеваниям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье ребенка в детском саду.

Детский сад для ребенка- это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве. Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т.д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду.

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада. Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка, приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие - либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет.

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад, его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт. Спорт не только укрепит организм ребенка, но и нормализует его психологическое состояние. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми. Для таких детей существуют санаторно-лечебные детские сады, в которые они могут обратиться. Это зависит от их выбора.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т.д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка, следующие:

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т.д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

Во многих детских садах сначала идет адаптационный период. В этот период нельзя оставлять ребенка на целый день, так как он приходит совершенно не знакомую для него среду. Нужно что бы он привыкал постепенно и лучше всего оставлять его на не полный день.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства, нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду, и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!!!


Тема здоровья, его сохранения, восстановления и укрепления, физического совершенствования волновала человечество с давних пор. На каждой ступени развития человеческого общества человек развивался физически и совершенствовался умственно. В природе существует естественный отбор, когда выживает сильнейший. Когда-то он распространялся и на человека.

Поднявшись на определенный уровень, люди стали искать способы оздоравливания, появились знахари, травники. Эта проблема не утратила своей актуальности и в современном мире. Идет постоянный поиск путей, как победить ту или иную болезнь. На многие вопросы человечество пока не может дать ответ, но вот о том, как уберечь себя от инфаркта, что делать, чтобы избежать стресса и о многом-многом другом мы регулярно слышим по радио, читаем в газетах. О проблеме здоровья пишут в популярных изданиях и научной литературе. Но, к сожалению, многие из нас задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда возникает необходимость лечения какой-то болезни. А ведь, казалось бы, куда проще и надежнее беречь и поддерживать свой организм в жизнеспособном состоянии постоянно с самого детства.

Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.

В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе. Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:

– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;

– развивать физические качества ребенка;

– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;

– обеспечивать физическое и психическое благополучие;

– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;

– снизить уровень заболеваемости.

В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:

– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное, водно-солевое закаливание, сон без маек, массаж, витаминотерапия, физиопроцедуры, ингаляции, соляная пещера);

– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);

– спортивные праздники, дни здоровья;

– физкультминутки;

– музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;

– походы, экскурсии;

– занятия лечебной физкультурой;

Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками: набивные мячи, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, змейка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.

Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся гимнастическая стенка с набором приставных досок, скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.

На участке детского сада оборудована спортивная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, где имеются гимнастическая стенка, сетка для игры в волейбол, баскетбольная корзина, прыжковая яма, бревно, дуги, турники для подтягивания, радуга-рукоход, столбики для равновесия. Летом на площадке действует тропа здоровья, которая позволяет ходить босиком по гальке, песку, воде, траве, сосновыми шишками, что способствует закаливанию детского организма, профилактике плоскостопия, развитию разных физических качеств.

А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их по подгруппам, учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.

При планировании своей работы мы используем рекомендации профессора, д-ра медицинских наук Ю. Ф. Змановского и опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.

Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты; самостоятельные занятия по карточкам-символам. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки, используем музыкотерапию Рушеля Блаво. С не меньшим успехом используем технологию В. Ф. Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице: летом – на спортивной площадке, а в зимний период лучшими друзьями дошкольников становятся лыжи и коньки.

Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.

Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, солевые дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы. Не меньший оздоравливающий эффект дает полоскание рта и горла после приема пищи водой комнатной температуры.

Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:

– дети употребляют в пищу лук и чеснок;

– носят на груди «чесночные бусы»;

– во время сна вдыхают пары чеснока и лука (через день), а также пары лечебных трав, состав которых подбирает медицинская сестра для каждого ребёнка индивидуально по рекомендации врача;

– принимают витаминные и травяные чаи (фитотерапия);

– полощут рот и горло травяными настоями, обладающими бактерицидными свойствами.

Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.

В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:

– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;

– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;

– готовить и проводить совместные мероприятия.

Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей. Одной из форм работы с семьями наших воспитанников является совместная подготовка и проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», благоприятная атмосфера которого способствует не только укреплению здоровья, но и укрепляет детско-родительские отношения, основанные на любви, взаимопонимании, творчестве.

В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:

– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;

– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;

– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;

– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;

– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;

– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.

Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди