19.05.2019

Женщина и ее роль в православии - кружево жизни. Супружеские отношения


Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.

Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.

Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Бог говорит о женщине, как о «помощнице» , и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.

Быть мужу главной помощницей – что это значит?
- быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
- поддерживать и уважать его
- принимать его таким, какой он есть
- вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.

И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.

Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.

Какие же качества предписывает женщине православие?

1.Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.

Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.

Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.

Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.

2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.

У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.

4.Верность

Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.

5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.

6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.

7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

Глава 3. Женщины в церковной жизни Древней Руси 1. От княгинь до просвирен 2. Женщины и монахи и проблема женской исповеди 3. Место женщины в церковном пространстве Глава 4. Влияние Церкви на семью в Древней Руси 1. Борьба за моногамную семью 2. Церковь и заключение брака в Древней Руси 3. Защита имущественных прав женщин в допетровском законодательстве 4. Правила о разводах в Древней Руси 5. «О еже не звати жену госпожею» 6. «О злых женах» 7. Новые тенденции в законодательстве о браке Глава 5. Женщина в старообрядчестве 1. Правовое положение женщин в старообрядчестве 2. О браке староверов 3. Борьба правительства со скитами 4. Женщина-староверка в XX в.: ненаписанная страница истории Глава 6. Женские монастыри в России 1. Женские монастыри на Руси в XI-XVII вв. 2. Государственное законодательство о женских монастырях в XVIII – нач. XX в. 2.1. Законодательство и экономическое развитие 2.2. Женские общины и их правовое положение 2.3. Пострижение в монастырь 2.4. Законодательство о монастырских служителях и послушниках 2.5. Монастыри – место ссылки опальных 3. Внутренняя жизнь женских монастырей: государственное законодательство и монастырские уставы 4. Женское монашество и духовное руководство старцев 5. Благотворительная и просветительская деятельность женских монастырей и общин в синодальный период Глава 7. Активизация служения женщин в русской церкви в XIX – нач. XX в. и попытки восстановления чина диаконисс 1. Монастыри и возрождение чина диаконисс 2. Духовное сословие и проблема женского образования 3. Женщины в миссиях и на приходах 4. Общины сестер милосердия как вид женского служения в Церкви 5. Марфо-Мариинская обитель и ее служение Глава 8. Обсуждение положения женщин в Церкви в Предсоборном Присутствии и на Поместном соборе 1917–1918 гг. 1. Предложения о введении чина диаконисс в Предсоборном Присутствии 2. Обсуждение положения женщин в Церкви на Поместном соборе 3. Обсуждение вопроса о праве женщин входить в алтарь 4. Обсуждение вопроса о диакониссах в Отделе о церковной дисциплине Поместного собора 1917–1918 гг. Глава 9. Изменения в правовом статусе женщины в русской семье в XIX – нач. XX в. 1. Ужесточение бракоразводных норм в XIX в. 2. Изменения в положении женщины в семье 3. Церковь и процесс разрушения традиционной семьи в русском обществе 4. Попытки реформы бракоразводного процесса во второй половине XIX – начале XX в. 5. Революционное законодательство о расторжении браков и реакция Поместного собора 1917–1918 гг. 6. Обсуждение на Поместном соборе вопроса о расторжении церковных браков 7. Гражданский брак и наступление государственного атеизма на Церковь 8. Бракоразводные дела в переходный период от церковного брака к гражданскому Глава 10. Верующая женщина в советское время 1. Новая реальность: советское семейное законодательство 2. Судьба женского монашества в советское время 3. Жены и вдовы духовенства 4. В поисках общественных форм служения Глава 11. Обсуждение положения женщин в Церкви в XX в. 1. Протестантский вызов и православие в поисках ответа 2. Женщины в современной российской церковной реальности Заключение Приложения Приложение к главе 3 Приложения к главе 4 Приложения к главе 8 Приложения к главе 9 Приложение к главе 10 Примечания Список сокращений
Аннотация

В книге впервые в отечественной историографии рассмотрен правовой статус женщин в православии. Анализ памятников канонического права позволяет показать основы этого статуса. Авторы прослеживают место женщин в русской церковной истории вплоть до современности. Отдельной темой выделено влияние православия на институт брака и семьи в России. Впервые на основании широкого круга архивных источников рассмотрено правовое положение женских монастырей, их место в социальной жизни России. Изучению подвергся статус женщин в старообрядчестве: и прослежено его влияние на русскую культуру. В книге анализируются попытки восстановления чина диаконисе в русской церкви и впервые публикуются материалы Поместного собора 1917–1918 гг., относящиеся к этой теме. В исследовании рассмотрена деятельность верующих женщин в условиях гонений на , а также представлен ход международных дискуссий о месте женщин, активно развернувшихся в рамках межцерковного диалога в XX в.

Книга адресована историкам русской церкви, культуры, и всем, интересующимся историей православия в России и проблемами социальной и гендерной истории.

Введение

Эта книга не является историей православных женщин, в ней нет истории святых жен.

Она тем более не претендует на то, чтобы быть историей семьи в России. Она посвящена рассмотрению другого вопроса – статуса женщины в православии. О том, что постановка этого вопроса не просто оправдана, но и крайне необходима, свидетельствует обилие все новых публикаций и дискуссий на эту тему не только в России, но и во всем христианском мире. Теме правового положения женщин в православии посвящены два номера ежегодника «Kanon – Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen» 1 .

Русское общество приступило к обсуждению этой темы еще во второй половине XIX в., однако эти дискуссии были прерваны. Когда в XX в. «женский вопрос» стал на повестку дня европейских церквей, в СССР этой темы вообще не существовало. Здесь от лица православных женщин делались заявления о полном решении социальных вопросов в стране победившего социализма. Новый подъем православия и одновременно острый демографический кризис, наступивший со сменой социального строя, сделал крайне актуальным «женский вопрос».

Работа над книгой была начата с исследования документов Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 гг. Собранный материал лишь частично был представлен в книге: Е. В. Беляковой «Церковный суд и проблемы церковной жизни / Церковные реформы. Дискуссии в православной российской церкви начала XX века. Поместный собор. 1917–1918 гг. и предсоборный период». М., 2004.

В данной книге мы вновь обращаемся к материалам Поместного собора, потому что начатое на нем обсуждение было насильственно прекращено именно в тот момент церковной истории, когда оно могло дать реальные плоды.

Мы предприняли попытку дать и очерк истории правового положения женщин в Церкви. Разумеется, этот очерк не может претендовать на полноту, однако подобные обзоры намечают путь для дальнейших углубленных исследований.

Сначала мы думали ограничиться рассмотрением статуса женщины только в Церкви, потому что удалось отыскать важный и во многом неизвестный материал о диакониссах. Не скроем, что первоначально сама постановка вопроса о диакониссах вызывала и у нас большие сомнения и связывалась в первую очередь с феминизмом, но выявленные исторические документы неожиданно для авторов показали совсем другое. За возрождением статуса диаконисс стоит проблема социального служения Церкви, расширения ее границ воздействия на общество, ее участия в жизни общества.

С темой диаконисс тесно связана и история женского монашества в России – тема, которая сейчас стала крайне актуальной в связи с новым ростом женского монашества. Впервые на основании архивных источников даются сведения о численности и благотворительности женских общин. Значительный материал о судьбе женского монашества в России еще предстоит осмыслить не только тем, кто вступает на этот путь, но и всему современному российскому обществу.

Конечно, многим покажется неожиданной глава о женщинах в старообрядчестве, но надо вспомнить, что старообрядческая субкультура оказывала сильное влияние на все русское общество, а в XIX в. происходил не только процесс сближения двух ветвей русского православия, но и влияние древнерусских культурных традиций, сохраненных в старообрядчестве, на русскую культуру в целом. Изучение старообрядчества дает материал, доказывающий, какую важную функцию выполняли женщины в сохранении и передаче религиозных традиций в условиях гонений.

Исследование показало, что нельзя христианское служение женщин сводить только к их деятельности в пространстве церковных зданий и монастырей, поэтому пришлось рассмотреть и вопрос о положении женщины в семье. В изложении этого вопроса мы не затрагиваем многих моментов, касающихся воспитательной роли женщины-матери – данная тема требует особого исследования, а также имущественных прав женщин, поскольку это особая тема, связанная не с только с влиянием христианства, сколько с историей сословий в России. Мы сосредоточили свое внимание на проблемах брака и развода, потому что именно в этой области, на наш взгляд, можно проследить влияние христианства на русскую традиционную культуру. Кроме того, вплоть до 1917 г. эта сфера контролировалась церковными институтами, изменения законодательства в этой области оказывали влияние на все состояние русского общества. Тема вытеснения церковного брака остается не исследованной в современной историографии, но она напрямую связана с проблемами современного общества.

Современный российский демографический кризис порожден в том числе и изгнанием христианских ценностей из русской семьи. Однако было бы наивно полагать, что возвращение к православию означает решение семейных проблем. Установка на «патриархальность» ставит множество вопросов, в первую очередь, перед женщинами, в социальном положении которых произошли кардинальные перемены. В нашем исследовании мы приводим данные о социальной поддержке семей на 2003 г. и не стали их менять. Они позволяют лучше оценить современное изменение в государственной политике по данному вопросу.

Рассматривая вопрос о хранении женщинами христианских ценностей, мы не могли не коснуться темы гонений и репрессий, которым подверглись верующие женщины в XX в. Это большая тема, которая еще ждет своих исследователей. Мы не ставили своей задачей собрать весь материал по этой теме, нам важно было показать, что без постановки этого вопроса невозможно понять ту историческую роль, которую сыграли женщины в судьбе русской церкви в XX веке.

Удивительно то, что церковные дискуссии XX в. о положении женщины-христианки в современном обществе, которые отнюдь не сводились к вопросу о женском священстве, до сих пор не востребованы в Русской православной церкви и прошли мимо наших современников, поэтому мы решились дать читателю представление о них.

Необходимо сказать слова благодарности нашим предшественницам и тем женщинам, которые решаются писать на «женские темы» в православии, потому что сама постановка этого вопроса требует мужественности. Авторы приносят благодарность фонду Макартуров и РГНФ, оказавшим поддержку в начальной стадии разработки темы.

Особая благодарность тем, кто взял на себя труд ознакомиться с работой на стадии ее подготовки: Е. В. Смирницкой, Т. А. Лаптевой, Н. А. Араловец, Н. М. Рогожину, а также сотрудникам Центра истории и церкви Института российской истории РАН Я. Н. Щапову, В. М. Лаврову, И. А. Курляндскому.

Миф о том, что женщина в Церкви - существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым - о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях...

***

С точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и прочим. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной...

Миф о том, что женщина в Церкви - существо "униженное и оскорбленное", увы, отвернул от церковного порога немало дочерей Евы. Наш разговор с отцом Андреем Ткачёвым - о высоком призвании женщины, о замысле Создателя о ней, о ее духовных дарованиях. Слова отца Андрея, несомненно, внесут новые краски в наше понимание женского служения.

Начнем с начала, т.е. с сотворения человека. Не кажется ли Вам унизительной история о создании женщины из мужского ребра?

Эта история очень красива. Если Адама Господь сотворил из неоформленного материала - земли, то творение женщины - это творение лучшего из хорошего. Для Евы Адам был и мужем, и отцом. Отчасти в этом заключается непреодолимое влечение женщины к браку, стремление достичь полноты бытия. Мне вспоминается одна еврейская агада, т.е. притча, о сотворении женщины. В ней говорится, что Господь не создал жену из уст мужа, чтоб не была болтлива, из глаз - чтоб не была завистлива, из ушей - чтоб не была любопытна. Создал же из ребра как из части тела, близкой к сердцу мужа и закрытой плотью, т.е. никому не видной. Это толкование мне нравится больше, чем расхожая шутка о ребре как о единственной кости без мозга. Хотя, продолжает агада, женщина не избежала ни болтливости, ни зависти, ни любопытства. Но замысел Божий был в том, чтобы жена была не видна для окружающих и максимально близка к своему супругу. Здесь нет ничего унизительного. Наоборот, здесь много похвального для женщины, и сам факт такого сотворения определяет жизненную роль Евы.

- Видимо, после того, как Ева стала первопричиной грехопадения, многое в ее предназначении поменялось…

Предназначение женщины и было, и осталось одним - давать и сохранять жизнь. Интересно то, что грехопадение произошло с безымянной женщиной. Только мужчина имел имя - Адам. Женщина же приобрела имя после первых родов. Родив Адаму первенца, жена была названа мужем Евой - с еврейского "жизнь", ибо она стала матерью всех живущих. Святитель Филарет (Дроздов) задается вопросом: "Не странно ли, что имя „жизнь“ дается той, которая стала причиной смерти?" И отвечает, что "Адам, называя жену Евой, пророчествует о Богородице, которая станет матерью истинной Жизни и исправит Евину ошибку…"

Подождите, батюшка, многим читателям, может быть, непонятен смысл понятия "грехопадение". Что же произошло в Эдеме и каковы последствия той трагедии?

Произошло нарушение заповеди Божией. Заповеди были (и есть) повелительные и запретительные. К примеру: чти отца и мать - повеление, не убий - запрет. В Раю было нечто подобное. Было повеление возделывать и хранить Эдемский сад - и запрет вкушать от одного из деревьев. Запретом Бога первозданные люди пренебрегли.

Адам и Ева в Райском саду. Лукас Кранах (1526)

Первой преступила запрет женщина. Она легкомысленно вступила со змеем в беседу, и это уже было началом греха. Наверное, с тех пор женщина "любит ушами" и более всего поддается лести и словесному обольщению. В Библии Бог, наказывая Адама, говорит ему, что наказание пришло за то, что "ты послушался голоса жены твоей". Если помните, в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской есть диалог между Христом и Его Матерью. Богородица говорит Сыну: "Вина у них нет". А Христос отвечает: "Что мне и Тебе, жено? Еще не пришел час мой". Так вот, святитель Игнатий Брянчанинов видит в этом диалоге исправление Христом Адамовой ошибки. На предложение Евы Адам должен был ответить отказом: "Что мне и тебе, жена? Нам еще нельзя есть от этого дерева". Адам же послушался жены, и угроза Божия "смертью умрете" не замедлила проявиться в согрешивших прародителях. Телесно они умерли спустя огромный промежуток времени, но духовная смерть поразила их мгновенно. Они лишились славы Божией и увидали себя нагими. Совесть родила страх перед Богом, которого раньше они не знали, и бедная супружеская чета "скрылась", безумствуя, от Всевидящего Ока в зелени Рая. Потом вместо покаяния началось самооправдание, сваливание вины Адамом на Еву, Евой - на змея, и вслед за этим - справедливый суд Божий. Люди, лишившиеся внутреннего блаженства, были лишены блаженства внешнего. Грех вошел в сердце, и грех выгнал их из Рая. Эта история жизненно касается каждого человека, и каждый из нас может ощутить сердцем внутреннюю правоту этой истории и грандиозность совершившейся трагедии. Вопреки расхожему мнению, ничего общего с половыми отношениями мужа и жены и грехопадением нет. Половая жизнь людей началась после изгнания из Рая.

- Человек был создан по образу и подобию Божию. А женщина, согласитесь, тоже человек. Как же это понимать?

Много недоразумений возникает при плотском понимании сотворения человека по образу Божию. Творение по образу вовсе не означает, что Бог человекоподобен. Это значит, что человек богоподобен, и богоподобие это проявляется в разумности, словесности человека (человек, как и Бог, имеет слово). Человек был поставлен царем над всей тварью, и царское достоинство тоже является проявлением богоподобия. Так что не стоит представлять Господа старичком, сидящим на облаках, хотя эта иллюзия и подпитывается неканоническими иконописными изображениями. Следует думать, что как мужчина, так и женщина в своей духовной природе одинаково наделены образом Божиим: им одинаково доступны таинства Церкви, молитва, духовные дарования.

- Почему же тогда женщине нельзя быть священником?

Сам Господь, воплотившись, был мужем, и священник является образом воплотившегося Господа. У женщины другое послушание. В силу физических и психических отличий от мужчины крест священства для женщины невыносим, так же как невыносим и невозможен для мужчины крест материнства. Повторяя одного из философов ушедшего века, можно сказать, что женщина религиозно гениальна и в религии она - сильный пол, но эта сила и гениальность доходят до некого предела и дальше перейти не могут. Мужчине же Бог открыл большую перспективу духовных стремлений и возможностей. Как и апостолы, священники всегда были и будут в Церкви только мужского пола. Это как бы невысказанная заповедь.

- Что значит невысказанная заповедь?

Смотрите. Господь сотворил одного мужчину и одну женщину. Не двух мужчин или одну женщину и не трех женщин и одного мужчину. Тем самым давая понять, что моногамия есть единственно нормальное состояние человека в браке. Слова сказаны не были, но сам факт творения красноречиво говорит о замысле Божием. Так же и со священством: избрав в ближайшие ученики и сотаинники только людей мужского пола, даровав им власть "вязать и решить", учить и крестить, Господь установил закон церковной жизни: священствует мужчина.

- Тем не менее, в древней Церкви существовал институт диаконис…

Слово "диакониса" в данном случае нужно понимать буквально, т.е. "служительница". Это не женский вариант диаконского современного служения. Диаконисы древности помогали священникам при крещении женщин, могли выполнять послушания, связанные с уходом за больными и старыми, распоряжением церковным имуществом - не более того. Ничего связанного с литургией и проповедью диаконисы не выполняли. Если уж выискивать прецеденты в истории с целью возвеличить женщину, то гораздо полезнее обратить взор на тех христианок, которых Церковь назвала равноапостольными, например, святую Ольгу или святую Нину. Их труды на благо Церкви были столь грандиозны, что плодами этих трудов являлось приобщение ко Христу многих тысяч душ. Но даже в этом случае они действовали силою слова, содействием государственных и общественных институтов, силою власти, но никак не священнодействиями. Им нужны были священники, закрепляющие и продолжающие их дело. Ольга имела их из Византии, Нина - из Антиохии. Без пастырей и помощников труды этих жен так и остались бы незавершенными.

Вы цитировали древнюю еврейскую агаду. Но если древние иудеи так тонко понимали замысел Божий о человеке, почему же отношение к женщине у них было таким пренебрежительным ?

Все исковеркал грех. Причем жизнь показывает нам, что грехи религиозных людей иногда бывают страшней и изощренней грехов людей, не знающих Бога. Знавшие Бога евреи своими беззакониями во многом превзошли язычников. На одном из еврейских сайтов в интернете я прочел мнения разных раввинистических школ о разводе. Так вот, до сегодняшнего дня некоторые раввины разрешают разводиться мужу с женой, если жена ела на улице или зевнула при посторонних! До такой степени извратилось религиозное сознание евреев очень давно. И противоположные примеры являются скорее исключением. Но подчеркну, что это касается религиозных, а не светских евреев, то есть таких, которые руководствуются в жизни Талмудом и учениями своих мудрецов.

В моей жизни был период преподавания в школе христианской этики. Я работал как учитель, получал зарплату, регулярно ходил на уроки. Темы занятий в 9…11 классах часто соприкасались с темой пола и брака. Эта тема всегда находила живой отклик у ребят, и занятия проходили интересно и увлекательно. Однажды мы читали библейское повествование о спасении Лота из Содома. Если помните, то Библия рассказывает о том, что жители Содома, увидавши ангелов, пришедших к Лоту, захотели познать их (ангелы имели вид обычных людей и развратникам были интересны как незнакомцы). Так вот, Лот, желая сохранить гостей неприкосновенными, предложил содомлянам двух своих дочерей, не познавших мужа, сказав при этом: "Делайте с ними, что хотите". Это место Писания буквально шокировало слушающих. Я объяснил им, что для ветхозаветного сознания гость дороже дочери. Не сына, нет; сына Лот бы не отдал. А вот дочь ветхозаветный праведник не колеблясь решается отдать вместо гостя…

- Слава Богу, что сегодня все по-другому!

То, что в нашем сознании женщина равна мужчине, так же драгоценна и неприкосновенна, - это заслуга христианства. Даже не верующие во Христа люди должны быть благодарны Христу за тот переворот в сознании и то изменение жизненных ценностей, которыми мы сегодня пользуемся. Подобных вышеприведенному мест в Писании немало. Действительно, женщина была унижена в глазах ветхозаветного человечества, и, говорят, на Востоке плакали, когда рождалась девочка. Можно вспомнить историю из Книги Судей, где некий левит отдал на поругание свою наложницу развратным жителям города, после чего женщина умерла. Это было сделано так хладнокровно, как будто речь шла о животном, а не о человеке. И такова вся история женщины до Христа. Такова она и сегодня там, где Христа не знают и не почитают родившую Его Пречистую Богородицу. Так что говорить об унижении христианством женщины мы не имеем никакого права. Только благодаря Христу женщина во всем уравнялась в правах с мужчиной. И это постепенно вошло в законодательство и этику христианских народов. Благочестивый иудей до сегодняшнего дня ежедневно благодарит в молитвах Бога, что Тот не создал его животным, язычником и… женщиной. Таких молитв в Православии нет и быть не может.

***

Читайте также по теме:

  • Мужчина и женщина не творились Богом изначально равноправными (Ответ на вопрос) - Максим Степаненко
  • Об особенностях женской природы - иерей Вадим Коржевский
  • Женщины Ветхого Завета - Григорий Прутцков
  • Вдовицы церковные - протоиерей Владислав Цыпин, Александр Понамарев
  • Женское служение в ранней христианской церкви (I – VI вв.) - Андрей Постернак

***

Ваш рассказ поражает. Но, судя по всему, среднестатистическая женщина не привыкла благодарить христианство за подаренную ей свободу. Скорее, наоборот: считается, что Православная Церковь женщину крайне угнетает и унижает.

Безусловно, с точки зрения современного человека, женщина в Православии играет второстепенную роль по сравнению с мужчиной. Либеральное сознание оскорбляется непременным покрытием головы, законом о критических днях, словами Нового Завета вроде "жена в Церкви да молчит" и пр. Но нужно сказать, что свобода, принесенная женщине Евангелием, не сделала женщину мужчиной. Различие полов, проявляющееся в особых жизненных ролях, в психологии, физиологии, сохраняется. Этим различием и обусловливается различие в ролях мужчины и женщины в церковной жизни. Со всей ответственностью можно сказать, что место женщины - семья. Это ее алтарь, ее святыня, точка приложения всех ее творческих усилий. С одной стороны, это рутинная, незаметная работа, которой все пользуются и никто не ценит, с другой стороны - это некая ось мира, вокруг которой вращается все. Женщина-мать, женщина-хозяйка, женщина-любящая супруга - это существо, держащее весь мир в своих ладонях. Мне очень нравится английская пословица: "Миром правит рука, качающая колыбель". Ведь подумайте: все ньютоны, шекспиры, наполеоны рождены женщиной, вскормлены женщиной, женщиной воспитаны. Если в Церкви она и молчит, то вовсе не молчит дома, в семье, которая есть малая Церковь. Кто учит детей молиться? Кто читает и объясняет им детскую Библию? Конечно, мама и, конечно, это служение священно. Кстати сказать, уже и в Церкви женщина не молчит, поскольку поет на клиросе, нередко исполняет обязанности чтеца, псаломщика. Женщина может вести воскресную школу, курсы катехизации, а, значит, полного безмолвия в отношении женщины в Церкви нет.

В святоотеческой литературе женщина часто именуется источником соблазна, вместилищем греха и пр. Кажется, такое отношение к слабому полу несправедливо укоренилось в приходском сознании…

Источником соблазна, вместилищем греха может быть и мужчина. Нам нужно помнить, что православие - монахолюбивая вера. Мы обязаны монастырям образованием, защитой своего отечества. Монахи издревле воплощали все лучшее, что было в народе. Они же были и учителями этого народа. Поэтому и литература назидательная пропитана аскетическим отношением к жизни. Может так получиться, что то, что живо и полезно для живущего в одиночестве, может быть неполезным или невозможным для живущего в миру. Поэтому к духовной литературе нужно подходить избирательно. Как говорили отцы: "Избери себе чтение". Оно должно соответствовать образу жизни. Из-за несоблюдения этого важного правила в церковной жизни может возникнуть перекос в сторону женоненавистничества или ханжества.

Всякий, кому случалось быть в церкви на венчании, не мог не обратить внимание на слова апостола "Жена да боится своего мужа". Ими заканчивается апостольское чтение. Они легче всего запоминаются и меньше всего понимаются. Что имеет в виду апостол?

Евангелие пришло к нам из греческой культуры. Язык философии и высокой поэзии стал языком Божественного Откровения. Там, где у нас одно слово, у греков может быть два, три и более. У нас, к примеру, одно слово "народ", а у них может быть в зависимости от контекста и "лаос", и "охлос", и "демос". Та же история со словами любовь, смерть, жизнь. Эти слова у греков многозначны. То же касается и слова "страх". В библейское понятие "страх" вложено очень много смыслов. Здесь и благоговение, и послушание, и просто животный ужас, и память о том, кого боишься, и много-много прочего. Когда мы повторяем слова апостола о страхе жены перед мужем, то мы имеем в виду не страх слабого существа перед пьяным верзилой, а послушание любящей жены своему мужу как господину.

- Звучит как-то слишком по-азиатски… Для европейского сознания, пожалуй, даже оскорбительно.

Когда мы не понимаем тех или иных слов Писания, это говорит о том, что в нашем опыте нет того, из чего родились эти слова.

Если мы говорим о христианском смысле отношений в браке, то мы не должны заигрывать с современным либерализмом. К грешнику притронься - он кричит, что кожу дерут. Европейское сознание оскорбляется почти всем здоровым и естественным. А муж есть образ Христа, и жена - образ Церкви, послушной своему Господу. Отношения мужа и жены так же, как отношения Христа и Церкви, предполагают послушание, иерархичность, но они также предполагают нежность, заботу, жертвенность, какие есть в этом образе. Помните, мы говорили о ребре, которое близко к сердцу? Женщине необходимо почувствовать себя в браке как бы водворившейся на законное место, приблизившейся к сердцу мужа и спрятавшейся от всех. Если этот опыт она переживет, для нее не будет оскорблением считать своего супруга господином и хозяином. Она с радостью назовет его хоть падишахом, потому что почувствует себя неотъемлемой частью его. Поскольку отношения в современных браках зачастую строятся на эгоизме, то в такой холодной семейной среде не рождаются подобные теплые чувства. Люди проживают целую жизнь, ни разу не ощутив себя настоящей женой или настоящим мужем.

- Но бывает ведь нередко, что "господин и хозяин", мягко говоря, "не тянет" на образ Христа… Что тогда?

Боюсь, к этой язве пластырь не приложишь. Мы живем в эпоху все большего обмельчания человека. Такие характерно мужские черты, как честность, храбрость, выносливость, вымываются из жизни с каждым поколением. Для того, чтобы быть любимым как господин, муж сам должен любить жену, как Христос любит Церковь, т.е. жертвенно, верно, до конца. Причем, думаю, что он должен первым так любить свою жену, и тогда женщина, созданная Богом для любви, непременно ответит ему и верностью, и благодарностью, и послушанием. Начинать надо с мужчины.

В этой главе рассмотрим положение женщины в христианстве. Не секрет, что многие считают, будто бы женщина в нашей религии занимает второстепенное место и полностью находится во власти мужчины. Конечно, смирение является одной из главных христианских добродетелей, причём не только женских, но и мужских. И всё же тема «второсортности» и угнетённости слабого пола периодически поднимается, и потому требует особого рассмотрения.

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, поэтапно рассмотрим следующие вопросы: назначение женщины с позиции христианства (с опорой на исторические факты), положение женщины в родительском доме и в браке (этому вопросу уделим наибольшее внимание, так как именно семья является главным поприщем женщины (если она не избрала монашеский путь), а, по словам И.А. Ильина, именно женщина является центром семьи), а также вопрос о разводе и о положении женщины в обществе.

Назначение женщины

«При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир!», - пишет протоиерей Дмитрий Соколов. Влияние женщины, по его мнению, велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с её назначением.

Каково же назначение женщины? По словам прот. Дмитрия Соколова, постоянное самоусовершенствование, стремление сделаться по подобию Творца всесовершенного, есть общее назначение того и другого пола. Но женщина не только человек, она женщина, и потому, как женщина, должна иметь ещё своё назначение, отличное о назначения мужчины, будет ли она замужнею женой или нет.

За решением вопроса об этом частном назначении женщины Д. Соколов обращается к Слову Божию. На первой же странице самой первой книги Откровения, вскоре за изречением, определяющим общее назначение человека, - «сотворим человека по образу Нашему и подобию», мы встречаем другое изречение, указывающее на частное назначение женщины: «не добро бытии человеку единому: сотворим ему помощника по нему».

«Не добро бытии человеку единому…». Щедро наделил Бог первого человека дарами Своей благости. Однако Адаму чего-то не доставало. Чего? Он и сам не знал, а только предчувствовал, что именно не доставало ему помощника, соответственного ему. Без этого помощника неполно было блаженство рая. Одарённый способностью мыслить, говорить и любить, он своей мыслью ищет подобное себе существо мыслящее, но его речь печально звучит в воздухе и только мёртвое эхо служит ему ответом. Любовь его не находит для себя предмета близкого и равного ему, всё его существо жаждет другого, подобного ему, но такого существа нет. Твари мира видимого, его окружающие, стоят гораздо ниже его, они не могут быть помощниками по нему. Существо же Высшее, невидимое, даровавшее ему жизнь - безмерно выше его. Тогда всеблагий Бог, создавший человека для блаженства, удовлетворяет его потребности и творит жену. Вот то существо, которое искал Адам, другое его я, но, тем не менее, отличное от него. Итак, жена-подруга дарована Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание - любовь .

Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница, «подобная ему», и при этом только условии равенства может оказать ему помощь, в которой он нуждается. Однако же место это второстепенное, зависимое: жена сотворена после мужа, создана для мужа. Как взятая от него, она «кость от кости его, плоть от плоти его » (Быт 2,21), и столь тесно соединена с ним, что он не может унизить её, не унижая самого себя.

Согласно Священному Писанию, дьявол обольстил жену и её же потом употребил в орудие для совращения мужа. Как пишет прот. Дмитирий Соколов, преступление вдвойне искусное: дьявол знал, что вернее всего подействовать на жену, так как она слабее мужа, её легче уговорить и на мужа она имеет влияние. Но это нежное, глубокое влияние для того ли было дано жене, чтобы она господствовала над сознанием мужа, чтобы вводила его в обман и таким образом за жизнь, от него полученную, отплатила ему грехом и смертью? И вот за забвение любви Бог наказывает её жестокими болезнями. Он унижает её положение, подчиняет её мужу: «и к мужу твоему вожделение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). Между наказанием, положенным жене, и наказанием мужа видно различие, соответствующее различному положению того и другого пола. Наказание жены ограничивается кругом жизни семейной; наказание мужа простирается на всю природу.

А между тем милосердный Бог тотчас же при грехопадении предложил средство для излечения страшной болезни - средство, могущее восстановить потерянное равновесие между двумя полами. От Девы должен родиться обетованный Примиритель, который может разрушить дела дьявола (1 Иоан. 3, 8). Семя жены должно поразить главу змия (Быт. 3,15)

И вот предназначенный час пришёл. Пресвятая Дева, по силе любви и смирения, приняла в Себя Бога и воплотила Его. Жена возвратила мужу то, что отняла у него; возвратила безмерно больше, чем тот потерял через неё, и тем освободила себя от рабства. Богоматерь Мария - образец любви! Но Она освободила женщину от рабства не восстанием против мужа, а смирением. И после своего великого дела, Она всё-таки осталась в скромном положении семейной жизни. Вознесённая превыше херувимов и серафимов, Она, так сказать, скрывается за Сыном своим во время земной Его жизни; не видно Её и впереди учеников Христовых, хотя она и пользовалась у них глубоким уважением. Вот идеал женщины-христианки!.

Итак, «назначение женщины - быть для мужчины помощницей ему, - пишет Д. Соколов. - А первая помощь, какой вправе ожидать мужчина от женщины, это помощь духовная. Женщина должна не только даровать мужчине утешение в жизни настоящей, но и помогать ему в достижении жизни вечной…. Но как женщина может выполнять это назначение своё, если она не имеет Спасителя в своём сердце? …Только находясь близ Спасителя, женщина может выполнить своё назначение». «Первое предназначение женщины - быть живым источником любви», - считает И.А. Ильин. «Будь благословенна ты, являющая собой само радушие и восприимчивость, ты, чьё дело не производительность и не прибыль… но живое чувство и преданная забота о живом и о живых», - говорит монах Восточной Церкви.

Что их, как мух на мёд, притягивает к религии, неужто им так сладко живётся во Христе?

Для начала, не помешает повторить то, что сказано в писании насчёт женщин. При сотворении мира библейский бог сначала создал человека – мужчину Адама и только потом, из его же ребра, создал ему помощницу – жену:

Быт. 2.22... И создал Господь Бог из ребра взятого у человека жену, и привёл её к человеку.

Создал, чтобы человеку не было не хорошо в одиночестве:

Быт. 2.18... Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника,...

В Библии не объясняется, в чём проявлялось это “не хорошо”. Задачей первого человека было охранять и возделывать сад. Возможно, Адам плохо справлялся с работой одновременно и сторожа и садовника. Не менее интересна рассстановка акцентов. Муж - человек, жена – помощница человека.

Слово “человек” нигде не отождествляется со словом “жена” в части касающейся сотворения жены (Быт., гл. 2). Приходится гадать по контексту – может быть речь идёт о новой, неведомой зверушке? По сути, это первый намёк на женскую неполноценность. Человеком Еву прямо не называют, да и создают не для великих дел, а в помощь человеку - мужу, что в те далёкие времена было принято возлагать на прислугу и рабов.

Так, идея неравенства полов и мужского превосходства появляется в Библии на самых первых страницах. Неравенство заложил не кто-нибудь, а сам творец.

С другой стороны, домашние животные – лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки и остальные твари были созданы до женщины, но как видно из текста - не соответствовали неисповедимым замыслам о помощнике подобном человеку:

Быт. 2.20.... Но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Поэтому, напоследок была срочно создана женщина. По тексту Библии получается, что женщина стоит выше, чем животные, но всё же равной мужчине она так и не признаётся. Отношение к женщине, как ко второстепенному существу, постоянно просматривается при внимательном чтении Библии.

После совершения Евой первого греха - поедания запретного плода, судьба всех женщин становится вовсе никудышной. Никому не дано безнаказанно ослушаться указаний творца. Весь гнев всевышнего и все шишки сыпятся на Еву с божественной щедростью.

Среди прочих наказаний, не иначе как за излишнюю самостоятельность в вопросе “съесть или не съесть запретный плод? ”, открытым текстом указано на подчинение мужу:

Быт. 3.16... И к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой.

О каком равноправии можно после этого говорить? На трёх первых страницах Библии заложен железобетон в фундамент всего последующего неравенства. Человечество поделено на мужчин и женщин. Для мужчин цели возвышенные и благородные, для женщин, в свете нарушения Евой запрета в райском саду - подбивать мужчин на греховные поступки. Отсюда, и речи нет о самостоятельности или главенстве.

За женщинами, легко поддающимися обольщению, требуется глаз - да глаз. Кроме того, попутно обозначена ось зла. Это сформулировано в христианском тезисе о вине женщины, о её сущности, как источнике всех человеческих бед. Хотя в иных грехах мужчины принимают участие наравне с женщинами, зачинщицей всегда считается женщина. Вот что писали христианские авторитеты по этому поводу:

"Разве вам не известно, что в каждой из вас живет Ева? Божье проклятие на ваш пол переходит из века в век: также должно переходить и осознание вины. Вы -- дьявольские ворота; вы -- нарушившие запрет и вкусившие запретный плод; вы -- первые отступники от священного закона; вы -- та, кто подбила на грех Адама, от которого отступился сам Дьявол.

Вы не задумываясь совратили Богоподобного человека. Ваше изгнание, которое было равносильно потери бессмертия, явилось причиной того, что Бог послал своего единственного Сына на смерть". (Тертулиан).

"В мужчине, наделенном разумом, нет и тени бесчестья; чего не скажешь о женщине, которую позорит даже отражение той природы, которая заключена в ней".

(Климент Александрийский).

Исходя из сказанного, нетрудно понять - каким будет церковное распределение ролей в семье, в чём будет усмотрено основное семейное назначение женщины, что за греховные поступки можно ожидать от замужней женщины и те возможные меры, чтобы этого не допустить. Так или иначе, вышеуказанные идеи во все времена старательно развивались христианами, начиная с первых апостолов:

1 Кор 11, 3, 7-9

Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава-муж, а Христу глава-Бог.

Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Ибо не муж от жены, а жена от мужа, не муж создан для жены, но жена для мужа.

(1 Тим. 2, 12-13).

А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

(1Петр, 3:1-2).

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

Самое поразительное в том, что многие христианские теоретики отшельничали, монашествовали, никогда не были женаты и ни разу не имели с женщинами близости. О предмете они могли судить с чужих слов или чисто умозрительно, не имея за плечами ни капельки личного опыта.

Это не удерживало их и они брались порассуждать на тему семейных отношений и о назначении женщины. В известной басне описано что происходит, когда пироги печёт сапожник.

Несомненный “вклад” в творческое развитие христианского учения о семье и браке внесло православие. В начале XVI века, при Иване Грозном, протопоп Сильвестр написал “Домострой”, который на долгие годы задал на Руси тон семейным отношениям. В этих патриархально-христианских поучениях подробно расписана вся полнота “счастья” замужней женщины. Выстраивается вертикаль власти: бог – муж – жена – дети - домочадцы.

Супруге постоянно напоминается о подчинении и повиновении мужу, расписаны её бесчисленные обязанности по дому, исключается какая-либо деятельность “вне дома”, воспевается затворничество, забитость, униженность; несамостоятельность выдаётся как добро, требуется терпимость до слепого подчинения, подавляется любое волеизъявление; в случае нарушения уклада предусмотрены различные меры воспитания и наказания – от вразумлений страхом, до избиения плетью.

На разные варианты Сильвестр декларирует мужское доминирование. Разделение обязанностей настолько глубокое, что о разделении прав и говорить не приходится, т. к. женщине не оставлено ничего.

А жене мужа своего слушати, и спрашиватися по вся дни... Жена, добра, и страдолюбива и молчалива,... Поучати мужу своя жена... Жены мужеи своих вопрошают о всяком благочинии како душа спасти Богу, и мужу угодити, и дом свои добре строити и во всем ему покарятися, и что муж накажет то с любовию приимати и творити по его наказанию,...

Надобет а в гости ходити и к себе звати ссылатца с кем велит мужь...… Жене втаи мужа своего не ести и не пити…, и похоронак на еству и на питье, потаи мужа своего не держати, а у подруг и у племяни потаи мужа своего питья и ествы и зделки и поминков всяких не просить и самои не давать а у себя чюжево не держать без мужня ведома,......

О всем советовати с мужем, а не с холопом и не с робою….… И увидит муж что не порядливо у жены и у слуг или не потому о всем что в сеи памяти писано ино бы умел свою жену наказывати всяким разсужением и учити аще внимает и по тому все творити и любити и жаловати, аще жена по тому научению и наказанию не живет, и так того всего не творит и сама того не знает и слуг не учит ино достоит мужу жена своя наказывати, и ползовати страхом…, а толко жены или сына или дщери слово или наказание не имет не слушает и не внимает, и не боитца и не творит того как муж или отец или мати учит ино плетью постегать по вине смотря, а побить не перед людьми наедине поучити...

А у беременных жен и детем поврежение бывает во утробе а плетью с наказанием бережно бити, и разумно и болно и страшно...., ино соимя рубашка плеткою вежливенко побить за руки держа по вине смотря....

Церковные “умники” были бы и рады сказать так сегодня напрямую, но это совсем не в ногу с третьим тысячелетием, когда в многочисленных правовых документах, начиная с Конституции РФ, провозглашается и признаётся равенство полов, а за откровенные притеснения возможно даже уголовное наказание. (УК РФ, ст. 136). Поэтому, попы туманно и вскользь роняют маленькую вынужденную оговорку о некоем равенстве, “в том смысле, что...

”. Нормальному человеку никогда не найти смысла в “том смысле”, когда признаваемое на одной строке равенство, методически и целенаправленно опровергается в следующей строке. После искусной манипуляции понятиями и терминами, типа: “Муж и жена одно, но не одно и то же”, из равенства молниеносно вытекает неравенство. Если в светской России напрямую противоречить Конституции и законам опасно, то в замаскированном виде, исподтишка – открывается просто “земля обетованная” для словесных эквилибристов в рясах.

Вот что написано в наше время в “Основах социальной концепции” РПЦ о полах:

Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.

В частности, Церковь не может превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть "главою жены", любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5. 22-23; Кол. 3. 18).

Весьма витиеватое начало. Как в той песне: “И не то чтобы да, и не чтобы нет”. Вроде бы равенство, а фактически провозглашается библейская дискриминация. После такого многообещающего и двусмысленного вступления, РПЦ повторяет основные, известные тысячелетиями положения, старательно преумножает и дополняет существующие поучения новыми.

Ведь в связи с бурным развитием прогресса, многих вопросов просто не могло быть в апостольские времена или в эпоху написания “Домостроя”. Итого, в 21-м веке у православных брак возможен только с единоверцами, (исключение для нескольких христианских конфессий), нельзя разводиться, развод допустим только при супружеской измене и по некоторым действительно важным причинам.

Не поощряются повторные браки после развода, под планированием семьи понимается полный отказ от близости (например воздержание, которое бывает во время поста), для бездетных максимально допустимым является ЭКО (экстра корпоральное оплодотворение) только от мужа, любые более продвинутые генетические технологии преодоления супружеского бесплодия (типа суррогатного материнства) осуждаются как греховные.

Генетические заболевания считаются последствиями неправедной жизни и расцениваются как справедливое наказание:

"Ужасен конец неправедного рода" (Прем. 3. 19).

Не поощряется вмешательство генетиков с целью улучшения человеческих качеств, т. к. это считается вторжением в замысел творца, нарушением божественного плана человека, пренатальная диагностика допускается только в целях лечения, а не для принятия решения об аборте, после выявления неизлечимых заболеваний у плода, отвергаются органы и ткани для лечения заболеваний, полученные в результате абортов, новых людей должна рожать только женщина, отклоняется даже мысль о возможности клонирования:

“Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ или подбирать для них генетические прототипы, определяя их личностные характеристики по своему усмотрению. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности”.

Наконец, вот как звучат в исполнении РПЦ “старые песни о главном”. Запрещаются любые добрачные связи:

Церковь не может поддержать тех программ "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи,...

Близость допустима только в законном браке, т. к. это служит для продолжения рода:

Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода

Избегать беременности в браке грех:

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Если случится забеременеть, то обязательно надо рожать, никаких абортов (всё же некоторые исключение церковь предусматривает):

С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

После суммирования всех христианских табу, женщине остаётся одно библейское назначение: “... Плодитесь и размножайтесь” (Быт. 1.28). Вот как об этом сказано в “Основах социальной концепции”:

“Церковь же усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству”.

О путях развития “дарованных способностей” – быть помощником человеку (Адаму) - уже выяснили выше. Что касается “способностей, присущих только женскому естеству” – это ясно изложено в заповеди о размножении и плодоношении. Никто и не спорит, что биологическое назначение женщины – рожать детей, что в этом её отличие от мужчины, но ограничивать всё многобразие жизни только одним биологическим аспектом, отгораживаться от окружающего мира, добровольно отказываться от всех остальных путей реализации личностью своих возможностей – многие ли на это согласятся в наши дни?

Мне могут возразить, что я сузил церковное понятие о роли женщины и выделил одну составляющую из якобы многих. Да, но одна эта составляющая во много раз перевешивает все остальные, является основой церковной доктрины, определяет в первую очередь реальную жизнь конкретных людей. Прочие православные поучения и рассуждения о женщине – фантики и бутафория, призванные отвести внимание от главного - жена всегда должна быть в подчинении у мужа, всегда бесправной и всегда виноватой.

Женщины, после знакомства со всеми “сказочными” перспективами домостроевской жизни по христианским понятиям и традициям, должны хорошенько поразмыслить и решить – устроит ли их такая судьба.


© 2024
colybel.ru - О груди. Заболевания груди, пластическая хирургия, увеличение груди